Литература английского декаданса: истоки, становление, саморефлексия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, доктор филологических наук Савельев, Константин Николаевич

  • Савельев, Константин Николаевич
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 382
Савельев, Константин Николаевич. Литература английского декаданса: истоки, становление, саморефлексия: дис. доктор филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2008. 382 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Савельев, Константин Николаевич

Введение.

Глава I. Проблема декаданса в культурном сознании порубежной эпохи

1. Декаданс во времени и пространстве.

2. Декаданс и теории циклической истории.

3. Вхождение термина «декаданс» в культурный обиход европейцев.

4. Ф. Ницше и проблема философского осмысления понятия «декаданс.

5. Клинический взгляд на декадентскую проблему в европейском обществе.

6. А. Саймоне - «биограф» декадентского движения.

7. «Декаданс» и «декадентство» в оценке русской критики.

Глава П. Истоки английского декаданса

1. Декадентские проявления в эпоху романтизма.

2. Томас Де Квинси в поисках «искусственного рая» (опиум как смысл бытия).

3. Психоделический комментарий Т. Де Квинси «Suspiria de Profundis»: путешествие в страну опиумных снов.

4. Декадентские «призраки» в «Доме Жизни» Д. Г. Россетти.

5. Природа декадентской образности в поэзии А.Ч. Суинберна.

Глава III. Становление английского декаданса

1. Английский декаданс: культурная среда обитания.

2. «Очерки по истории Ренессанса» У. Пейтера — эстетическая база английского декаданса.

3. Значение французского фактора в становлении литературы английского декаданса.

4. Ж.К. Гюисманс и О. Уайльд: проблема протагониста.

5. «Саломея» О. Уайльда: принцесса декаданса.

6. «Клуб рифмачей» и издательский дом «The Bodley Head»: основная фаза развития английского декаданса.

7. Периодические издания декадентской направленности («The Yellow Book» и «The Savoy»).

8. О. Бердслей «История Венеры и Тангейзера»: реконструкция средневекового мифа в декадентском ключе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литература английского декаданса: истоки, становление, саморефлексия»

Не есть ли девятнадцатый век, особенно в своем конце, лишь усиленный, загрубевший восемнадцатый век, т.е. век decadence?1

Ф. Ницше

С тех пор, как Ф. Ницше написал эти строки, прошло уже больше столетия, но споры по поводу значимости самого явления «декаданс» в европейской культуре последних десятилетий XIX века, и в частности английской, не утихают и по сей день. Казалось бы, о декадансе было сказано так много как самими участниками декадентского движения, так и теми, кто пришел им на смену, что не раз возникало ощущение о «преодолении» декаданса, о том, что произошла его систематизация и каталогизация. Но это впечатление обманчивое. Исследование декаданса как явления культуры имеет долгую историю. Но эта история не позволяет говорить не только о четко очерченной дефиниции, но даже о преемственности и корректности использования термина. И хотя он давно и прочно вошел в культурологический обиход, его смысловое наполнение оказалось размытым.

Традиционно само понятие «декаданс» воспринимается в двух значениях: в широком смысле под декадансом понимают кризис и упадок культур и народов (латинский декаданс); в более узком значении этот термин применяют для обозначения кризисных проявлений в обществе и искусстве на рубеже XIX - XX вв. Но как в одном, так и в другом случае все внимание сосредоточивается вокруг таких сегментов декаданса, как упадок, кризис, закат и т.д. Отчасти это объяснимо: ведь буквально термин «декаданс»2, который восходит к латинскому слову «decadentia», обозначает упадок. В Оксфордском словаре он толкуется - «духовное или

1 Нищие Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. М., 1990. Т. 2. С. 556.

2 Этимология слова «декаданс» подробным образом исследована Ричардом Гилманом (см. Oilman R. Decadence: The Strange Life of an Epithet. N.Y.,1979. P. 20-24). культурное разложение» (moral or cultural decline), второе значение - это «аморальное поведение» (immoral behaviour) .

В «Random House Dictionary of the English Languge» декаданс представляется в четырех аспектах: 1) акт или процесс падения на более низкий уровень или состояние; 2) моральное вырождение; 3) несдержанность или чрезмерное потакание своим желаниям; 4) декадентское движение в литературе4.

В энциклопедии «Британика» и вовсе отсутствует слово «декаданс», а все внимание сосредоточено на термине «декаденты»5.

Мало что проясняют и другие англоязычные справочные издания, в которых мы встречаем, как правило, абстрактные рассуждения о декадансе6.

Обратимся к отечественным энциклопедическим источникам и попытаемся выяснить, как они трактуют это явление. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона отсутствует слово «декаданс», но зато представлено «декадентство», которое рассматривается как «особое литературное направление со второй у половины XIX века» .

Словарь литературоведческих терминов», изданный еще в 70-е годы XX века, поместил статью А. Сулейманова, в которой он говорит о декадансе как об «общем обозначении кризисных, упадочных явлений в философии, эстетике, искусстве и литературе (прежде всего в их нереалистических течениях) конца 19 - нач. 20 в.»8.

3 The Compact Edition of the Oxford English Dictionary. Vol. I Oxford, 1987. P. 658.

4 The Random House Dictionary of the English Language. Second Edition. N.Y., 1987. P. 515.

5 The New Encyclopedia Britannica. Vol. 3. 15 th Edition. Chicago, 1994. P. 947.

6 Cm. The New Oxford Illustrated Dictionary. V. I. Oxford, 1980. P. 433; Webster's Third New International Dictionary of the English Language Unabridged. Vol. I Encyclopedia Britannica, INC, 1993 P. 583.

7 Малый энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефрона. В 4-х т. М., 1997. Т. 2, с. 1475.

8 Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М., 1974. С. 63.

Согласно «Российскому гуманитарному энциклопедическому словарю», «декаданс» — «общее понятие, означающее довольно распространенное во второй пол. 19 — нач. 20 вв. явление в общественном сознании и психологии, вызванное кризисом традиционных гуманитарных идей и представлений, позитивистской философии, разочарованием в «земных» ценностях»9.

В словаре «Культура и культурология», который был издан относительно недавно, по сути воспроизводятся дефиниции декаданса, которые были характерны для советского литературоведения полувековой давности. Составителю и редактору этого словаря А. И. Кравченко декаданс представляется как «общее обозначение кризисных, упадочных явлений в философии, эстетике, искусстве и литературе конца 19 - нач. 20 в., характеризующихся оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимися нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т.д.»10.

В.М. Толмачев в наиболее авторитетной на сегодняшний день «Литературной энциклопедии терминов и понятий» определил «декаданс» как «суммарное наименование явлений западной и русской культуры 1920 вв., для которых свойственна мифологизация «конца века» (фр. fin de siecle) как эпохи глобального кризиса, переоценки ценностей, расставаний и ожиданий»11.

Но даже небольшая часть приведенных выше определений не позволяют нам до конца прийти к единому пониманию того, что же собой представляет декаданс. Какие бы трактовки этого понятия ни предлагались в наши дни, большинство его исследователей согласны с тем, что это явление культурологическое и в зависимости от национальных

9 Российский гуманитарный энциклопедический словарь в 3-х т. М., 2002. Т. 1. С. 559.

10 Культура и культурология: Словарь / Сост. и ред. А.И. Кравченко. М., 2003. С. 286.

11 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001. С. 203. особенностей приходится на последние десятилетия XIX века и на начало XX века.

В нашем понимании декаданс — понятие литературоведения, истории культуры, обозначающее переходное эстетическое явление, которое символизирует собой «конец истории», «разрыв времен» «глубинный сдвиг культуры», в основе которого лежит экзистенциальный страх перед будущим. Прибегая к терминологии В. М. Толмачева, это скорее «символ переходности, воплощенной амбивалентности, парадоксальности культуры, разрывающейся между прошлым («конец») и будущим 1 ^ начало»)» Декаданс - термин самоидентификации культуры, всего жизненного уклада, эта особая модель художественного мира, некий сложный комплекс умонастроений, весьма разнородный, но не лишенный внутреннего единства, который олицетворяет собой эпоху fin de siecle.

В своей работе мы не стремились осветить весь комплекс идейно-творческих посылок и достижений декаданса. Мы сужаем тематику до исследования декадентских тенденций в английской литературе XIX века, обращаясь преимущественно к истокам, генезису английского декаданса. Отсюда — формулировка темы исследования: «Литература английского декаданса: истоки, становление, саморефлексия».

В обширном материале, который можно описать термином «декаданс», английская литература выбрана не случайно: здесь обнаруживается целый узел ключевых проблем анализа литературного процесса. На наш взгляд, исследование исторического движения английского декаданса позволяет представить полную и диалектическую картину переходных периодов, способствует адекватному пониманию историчности литературного процесса.

То, что английская культура в последние десятилетия XIX века, подобно культурам Франции и России, оказалась, пусть хоть и ненадолго,

12 Толмачев В.М. Рубеж веков как историко-литературное и культурологическое понятие // Зарубежная литература конца XIX - начала XX века: Учеб. пособие / под ред. В.М. Толмачева. М., 2003. С. 20. во власти декадентских настроений, сегодня уже неоспоримый факт. Действительно, дух декаданса довольно легко пересек пролив, разделяющий Англию и Францию, и благодаря апологетам «нового искусства», обрел своих почитателей в самом Лондоне.

Но в то же время английский декаданс, как и сто лет назад, предстает перед нами в виде загадочного Сфинкса, некоего музейного экспоната культуры, о котором много говорят, но который по-прежнему таит в себе массу загадок. И главная из них: а существует ли вообще такое понятие, как «английский декаданс»? Вопрос может показаться риторическим: ведь по прошествии времени к нему привыкли как к реальности неоспоримой. Наследие О. Уайльда, О. Бердслея, А. Саймонса, Э. Даусона и других фигур художественного процесса в Англии последних десятилетий XIX века, казалось бы, наглядно подтверждают его существование. Однако не все так просто. В интерпретации художественных критиков, искусствоведов феномен английского декаданса то исчезает, то возникает вновь. И тому есть логическое объяснение. Действительно, вывести единую формулу английского декаданса, (впрочем, как мы убедились и самого понятия, получившего название «декаданс»), неимоверно сложно, так как эта категория ускользает от однозначных определений. Изначально в самой природе этого явления заложена амбивалентность, противоречивость, непрочность как термина. Причем это отмечали и сами участники декадентского движения. Так, А. Саймоне, которого принято считать одним из главных его теоретиков, на исходе XIX века в работе «Символистское движение в литературе» (The Symbolist Movement in Literature, 1899) писал о некой неопределенности, присутствующей в самом понятии «декаданс»13.

У последующего поколения исследователей таюке не сложилось единого мнения, что же все-таки следует понимать под понятием «английский декаданс». Барбара Чарлзворт полагает, что оно возникло

13 См. Symons A. The Symbolist Movement in Literature. N.Y., 1958. P. 6. лишь для того, чтобы очертить границы литературной истории между последним десятилетием XIX века и нарождающимся новым столетием. И «со временем это слово «Decadence», подобно «Gothic» and «Romantic», достигло значительного влияния и практически заново приобрело свою

14 привлекательность» .

В этом потоке суждений встречаются и радикальные призывы. Так, Э. Фишер в работе «Искусство против идеологии» (Art Against Ideology, 1969) задается вопросом: «Не пора ли концепцию декаданса, которая была столь часто извращаема и неправильно истолкована, предать забвению?»15.

Ричарду Гилману представляется, что «декаданс» — слово-хамелеон. «Каждый раз, когда вы всматриваетесь в него, — пишет исследователь, — оно приобретает различные очертания в зависимости от вашего ощущения»16.

О том, что термин «декаданс» все еще остается «приблизительным, и скорее предстает в виде некоего определяющего знака, чем собственно дефиниции»17, - пишет Р. Торнтон. «В Англии этот термин получил широкое хождение, им нередко злоупотребляли, но после осуждения О. Уайльда, от него поспешно отреклись»18.

Французский исследователь П. Брюнель, пытаясь подобрать определение, применимое для английской литературы «девяностых годов», пишет о том, что термин «декаданс» наиболее подходящий для этого, но тут же оговаривается, что у него «нет уверенности, что это понятие точно характеризует встречавшиеся тогда различные типы художественных устремлений»19. Сомнения П. Брюнеля легко объяснимы:

14 Charlesworth В. Dark Passages. The Decadent Consciousness in Victorian Literature. Madison, 1965. P. xiii.

15 Fischer E. Art Against Ideology. L., 1969. P. 139.

16 Oilman R. Decadence. The Strange Life of a Epithet. P. 9.

17 Thornton P.K.R. The Decadence Dilemma. L., 1983. P. 70. s Ibid. P. 34.

19 Брюнель П. Обзор символизма в Англии // Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка /Ж. Кассу, П. Брюнель, Ф. Клодон и др. М., 1998. С. 195.

Может ли декаданс вместить все то, что подразумевает под собой это явление; ведь термины «символизм», «авангардизм», «неоромантизм», и «эстетизм» — в равной степени могут быть применимы для описания той культурной ситуации, которая сложилась в Англии на рубеже веков?

Сложность заключается еще и в том, что декадентские тенденции проявили себя стихийно, нередко они переплетались с художественными принципами различных направлений конца XIX века. Поэтому декаданс невозможно определить как особое «направление». В силу того, что внутренние противоречия, отсутствие стройности в изложении своих эстетических воззрений, не позволили выработать общую «платформу» литературного направления, английский декаданс не стремился утвердиться в этом качестве. Но в то же время необходимо помнить, что это было не просто модное поветрие среди начинающих писателей, - это скорее символ времени, который объединил лод своими знаменами всех тех, кто противостоял викторианских ценностям не только в искусстве, но и в обществе.

Как бы то ни было, сегодня понятие «английский декаданс» достаточно прочно вошло в научный обиход, хотя следует сказать, что среди исследователей нет единодушия в его использовании.

Эмоциональное отношение к английскому декадансу претерпело значительную эволюцию: от упрощенных оценок в конце XIX века, когда нередко его представляли как «нездоровое, смехотворное, литературное чудачество» до современной «апологии» этого явления. Главным образом образом к проблеме декаданса в английской литературе обращались зарубежные ученые.

В истории изучения английского декаданса можно обнаружить определенные подъемы и спады. Здесь можно выделить несколько векторов исследований.

Первое направление образуют работы бывших участников литературного процесса fin de siecle, внесших посильный вклад в осмысление такого явления, как «декаданс». В трудах А. Саймонса, P. Jle

Галльенна, У.Б. Иейтса содержится немало интересных суждений по интересующей нас проблематике" . Сюда же следует добавить «The

Eighteen Nineties» - знаменитую книгу Холбрука Джексона о своих современниках, - писателях и художниках, которая впервые была опубликована в 1913 году и с тех пор неоднократно переиздавалась. Ее автор, опираясь на свидетельства очевидцев, на собственные воспоминания, попытался воссоздать, причем небезуспешно, саму атмосферу «желтых девяностых». «Многие писатели, вполне забытые и полузабытые мной, снова встали как бы перед глазами со страниц г-на

Холбрука Джексона. Книга была хотя и дотошно, но блестяще, написанной» (М. Бирбом «Энок Соумз). Целый раздел в этой книге был посвящен декадансу. Джексон, стараясь быть по возможности объективным, попытался вычленить основные составляющие декадентского движения в английском искусстве. К числу определяющих черт декаданса он отнес: «порочность, искусственность, эгоизм и 1 странность» . В Англии, - пишет Джексон, - декаданс берет свое начало с «Ренессанса» У. Пейтера и заканчивается романом «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда и повестью «Под холмом» О. Бердслея»22. Работа Джексона заложила фундамент для последующего изучения литературы английского декаданса.

После первой волны в исследовании декадентских проявлений в литературе наблюдается некоторое затишье. Когда в 30-40-е гг. XX века годы стали сходить со сцены участники и свидетели тех событий, интерес

20 См. Symons A. The Decadent Movement in Literature // Symons A. Dramatis Persons. Indianapolis, 1923. P. 96 - 118; Le Gallienne R. The Romantic'90s. N.Y., 1926; Yeats W. B. Autobiographies. L., 1980.

21 Jackson H. The Eighteen Nineties. A review of art and ideas at the close of the 19th century. L., 1988. P. 76.

22 Ibid. P. 70. к литературе порубежной эпохи, и в частности к декадансу, заметно пошел на убыль23.

И лишь в конце 40-х годов намечается перелом, когда стали появляться труды по философии декаданса24, позволившие сломать определенные стереотипы, сложившиеся в обществе в отношении декадентского искусства. Британский философ Сирил Джоуд, известный своими пацифистками взглядами, посвятил свое исследование изучению различных аспектов декаданса. Основной его посыл заключается в том, что «декаданс — исторически сложившийся факт, он реально существует, а, следовательно, его можно идентифицировать».

В начале своего исследования Джоуд оговаривается, что «нет другого слова, значение которого было настолько неопределенным, как слово «декаданс». И нет другого такого слова, которое использовалось бы со столь различными смысловыми оттенками. Как правило, люди, которые к нему прибегают, редко себе представляют истинный смысл, заключенный в этом слове»25. Для Джоуда важно уяснить, насколько применимо это понятие «decadent» в отношении общества, человека, искусства, литературы. По его мнению, «декадентство в искусстве и литературе - это отход от классических ценностей, от устоявшихся моральных норм, когда форма художественного произведения существует без опоры на его содержание»26.

Практически в это же время выходит четвертый том «Литературной истории Англии»27, где появляется целый раздел «Эстетизм и Декаданс», в котором значительное место уделяется знаковым фигурам декадентского движения: Пейтеру, Бердслею, Уайльду, Даусону. Все это говорит о том,

23 Как исключение, можно выделить работу Марио Праца «Романтическая агония» (см. PrazM. Romantic Agony. L., 1933).

24 Bobbio N. The Philosophy of Decadentism. Oxford, 1948; Joad C.E.M. Decadence A Philosophical Inquiry. L., 1947.

25 Joad C.E.M. Decadence A Philosophical Inquiry. P. 54.

26 Ibid. P. 62.

27 A Literary History of England 4 vol. / Ed. by Albert C. Baugh. N.Y., 1948. что литература декаданса получила свое признание, в том числе и в академических кругах.

Подлинный Ренессанс в исследовании английского декаданса приходится на 60-70-е гг. XX века, когда практически одновременно появляются научные труды по самым различным аспектам интересующей нас проблематики.

Обобщенная картина английского декаданса была представлена в работах авторов нового поколения: Катерины Микс28, Энид Старки29,

ТА О | чп

Барбары Чарлзворт , Карла Бексона , Джона Манро , Джеймса Нельсона33, Ричарда Гилмана34. Эти исследования значительным образом расширяют наши представления о различных проявлениях декаданса в английской литературе порубежной эпохи. Несомненный интерес представляет работа К. Микс, где исследовательница рассматривает культурную атмосферу «желтых девяностых» сквозь призму двух журналов «The Yellow ВооЬ> и «The Savoy», ставших пристанищем для многочисленной группы поэтов, критиков, романистов, художников продекадентской направленности. Дж. Манро в своей работе акцентирует наше внимание на декадентских доминантах в английской поэзии последних десятилетий XIX века.

К наиболее значимым теоретическим работам по декадансу следует отнести исследование Р. Гилмана «Декаданс: Странная жизнь эпитета» (1979), где основное внимание, исходя из названия, уделяется этимологии слова «декаданс», рассматривается сфера его применения в различных исторических эпохах.

28 Mix K.L. A Study in Yellow. The Yellow Book and its contributors. Lawrence, 1960.

29 Starkie E. From Gautier to Eliot. L., 1960.

30 Charlesworth B. Dark Passages. The Decadent Consciousness in Victorian Literature. Madison, 1965.

11 Beckson K. Aesthetes and Decadents. N.Y., 1966.

32 Munro J.M. The Decadent Poetry of the Eighteen - Nineties. Beirut, 1970.

33 Nelson J.G. The Early Nineties. A View from the Bodley Head. Harvard, 1971.

34 Gilman R. Decadence: The Strange Life of an Epithet. N.Y.,1979.

Нельзя обойти вниманием и сборник трудов «Декаданс и 1890-е»35, изданный под редакцией известного британского профессора Яна

36

Флетчера . Он интересен тем, что представляет различные подходы в изучении «образного мира» декадентской литературы, рассматривая такие понятия, как «декадентский космос» (Дж. Гордон), «декадентский писатель» (Дж. Гуд), «декадентские журналы» (Я. Флетчер) и т.д.

Последующий период 80-90-е гг. также был отмечен поисками новых направлений в изучении литературы английского декаданса. К любопытным выводам в своих работах пришли Джон Рид37, Ричард Торнтон38, Г. Цеваско39, Камилла Палья40. Проникновение «декадентского стиля» в такие области, как поэзия, искусство, музыка, рассматривает в своей работе Дж. Рид. Р. Торнтон акцентирует свое внимание на таком явлении, как «декадентская дилемма». Для него «декадент - это человек, который разрывается между двумя противоположными и, по-видимому, несовместимыми устремлениями: с одной стороны, его влечет к миру, к его нуждам и получаемым от него приятным впечатлениям, а с другой — его влечет к вечному, идеальному и внеземному <.> несовместимость

15 В сборник «Декаданс и 1890-е» (Decadence and the 1890) вошли статьи Р. Торнтона ('Decadence' in Later Nineteenth-Century England), Дж. Гордона ('Decadents Spaces': Notes for a Phenomenology of the Fin de Siecle), К. Снодграсса (Swinburne's Circle of Desire: A Decadent Theme), Дж. Палмера (Fierce Midnights: Algolagnic Fantasy and the Literature of the Decadence), Д. Гуда (The Decadent Writer as Producer), Дж. Лукаса (From Naturalism to Symbolism), Дж. Стокса (The Legend of Duse), Я. Флетчера (Decadence and the Little Magazines).

36Ян Флетчер (1920-1988), британский профессор, в последние годы жизни преподававший в Америке, в университете штата Аризона, известен своими работами по английской литературе рубежа веков: «Уолтер Пейтер» (Walter Pater, 1959), «Суинберн» (Swinburne, 1973), «У.Б. Йейтс и его современники» (W.B.Yeats and his contemporaries, 1987), «Обри Бердслей» (Aubrey Beardsley, 1987), «Британская поэзия и проза 1870- 1905» (British Poetry and Prose 1870-1905, 1988).

37 ReedJ.R. Decadent style. Ohio, 1985.

38 Thornton R.K.R. The Decadence Dilemma. L., 1983.

39 Cevasco G.A. Three Decadents Poets, Ernest Dowson, John Gray, and Lionel Johnson: An Annotated Bibliography. N.Y., 1990.

40 Paglia C. Sexual Personae: Art and Decadence from Nefertiti to Emily Dickinson. N.Y., 1991". обоих полюсов порождает типично декадентские нотки разочарования, усталости, на которые накладывается самоирония»41.

Камилла Палья, профессор гуманитарных наук Университета искусств Филадельфии, автор знаменитого исследования по культуре декаданса: «Личины сексуальности: Искусство и декаданс от Нефертити до Эмили Дикинсон» (1990)42, показывает, как «романтизм, едва возникнув, превращается в декаданс, и это превращение хорошо заметно в творчестве

43 крупных авторов XIX века .» . Исследуя различные типы декадентских личин («масок»), Палья провозглашает тезисы, которым активно следовали художники новой формации рубежа веков: «Искусство не имеет никакого отношения к нравственности»; «Моральные темы могут присутствовать в искусстве, но лишь как вторичные, просто позволяющие связать произведения искусства с определенным временем и местом»; «Художиик творит не для того, чтобы спасти человечество, но для того, чтобы спастись самому»; «Искусство - форма, борющаяся за пробуждение от кошмара природы».

О подъеме интереса к английскому декадансу, к его различным проявлениям свидетельствует количество работ, появившихся на Западе только за последнее время44.

41 Thornton R.K.R. The Decadence Dilemma. P. 14.

42 Книга К. Палья «Sexual Personae: Art and Decadence from Nefertiti to Emily Dickinson» была переведена на русский язык и опубликована в 2006 году в издательстве Уральского университета (см. Палья К. Личины сексуальности. Екатеринбург, 2006).

43 Палья К. Личины сексуальности. С. 7.

44 См. Arata S.D. Fictions of Loss in the Victorian Fin de Siecle. Cambridge, 1996; Beckson К London in the 1890s.: A Cultural History. N.Y., 1992; Butler C. Early modernism. Literature, music and painting in Europe, 1890-1916. Oxford, 1994; Fin de Siecle: A Reader in Cultural History c. 1880-1900 /Ed. by S. Ledger a. R. Luckhurst. Oxford, 2000; Greenslade W. Degeneration, Culture and the Novel 1880-90. Cambridge, 1994; Jenkyns, R. Dignity and decadence. Victorians ait and the classical Inheritance. Cambridge, 1992; Nassaar Ch. The English Literary Decadence: An Anthology. Lanhaxn, 1999; Nelson J.G. Publisher to the Decadents: Leonard Smisers in the Careers of Beardsley, Wilde, Dowson. Pensylvania, 2000; Pittock M. G. H. Spectrum of Decadence: The Literature of the 1890s. L., 1993; Showalter E. Daughters of Decadence: Women Writers of the Fin-de-Siecle. L., 1999; Stokes J. Fin de Siecle / Fin du Globe: Fears and Fantasies of the Fin de Siecle. Basingstoke, 1992.

Что же касается исследований отечественных литературоведов, то приходится констатировать, что количество работ об английском декадансе невелико. Отсутствуют работы монографического характера, где рассматривались бы многочисленные составляющие английского декаданса. Более того, до настоящего времени не потеряли свою актуальность суждения М.Н. Черного, который на исходе XIX века писал о восприятии европейского декаданса в России: «О декадентстве пишут много, говорят еще больше, но в печати и в разговорах замечается, к сожалению, гораздо больше страстности, чем нужно. Говорят и пишут о декадентстве или догматически убежденно, или же презрительно — свысока, и вопрос этот, не освещенный спокойной и беспристрастной критикой, волнуя умы своей запутанностью, мешает выработке цельного миросозерцания .»45.

Из исследований, появившихся в последнее время, следует выделить работу В.В. Хорольского «Эстетизм и символизм в поэзии Англии и Ирландии» (1995)46, где значительное место отведено анализу декадентских проявлений в английской поэзии рубежа веков и уточняются теоретические аспекты декаданса. Эстетике английского декаданса посвящено учебное пособие JI.M. Абазовой47. Много ценных замечаний по интересующей нас проблематике мы обнаружили в монографиях Л.Г. Андреева48, Вл.А. Лукова49, Н.П. Михальской50, Д.С. Наливайко31, Н.И.

45 Черный М.Н. Философия декадентства. СПб., 1899. С. 3.

46 Хоролъский В.В. Эстетизм и символизм в поэзии Англии и Ирландии рубежа XIX- XX веков. Воронеж, 1995.

47 Абазова JI.M. Роль журналов «Желтая книга» и «Саввой» в определении эстетической концепции английского декаданса 90-х годов (Методические указания). М., 1979.

48 Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

49 Луков Вл.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. М. 2003; Луков Вл.А., Соломатина Н.В. Феномен Уайльда: Научн. монография. М., 2005; Луков Вл.А. Европейская культура Нового времени (тезаурусный анализ). М., 2006.

50 Михапьская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы / 3-е изд., перераб. М., 1998.

51 Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили. Киев, 1985.

Соколовой52, М.Г. Соколянского53, Н.В. Тишуниной54, М.В. Урнова55, А.А. Федорова56, В.П. Шестакова57, а также в статьях Г.К. Косикова58, В.Г. Решетова59, В.М. Толмачева60, В.П. Трыкова61.

К тому же мы учли опыт и тех исследователей, которые в недавнем прошлом защитили диссертации по интересующей нас проблематике -Л.М. Абазовой62, Е.А. Бычковой63, М.С. Губаревой64, А.И. Мисуно65, Н.А. Панова66, Н.В. Соломатиной67. В.В. Хорольского68.

52 Соколова Н.И. Творчество Данте Габриэля Россетти в контексте «средневекового возрождения» в викторианской Англии. М., 1995.

53 Соколянскгш М.Г. Оскар Уайльд. Киев - Одесса, 1990.

54 Тишунша Н.В. Западноевропейский символизм и русская литература последней трети XIX - начало XX в.: (Драма, поэзия, проза). СПб., 1994; Тишунша Н. В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа. СПб., 1998;

55 Урнов М. В. На рубеже веков. Очерки английской литературы. М., 1970.

56 Федоров А.А. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети XIX века. Уфа, 1993; Федоров А. А. Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы (70-90-е годы XIX в.). Свердловск, 1990.

57 Шестаков В.П. Прерафаэлиты: мечты о красоте. М., 2004.

58 Косиков Г.К Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора / Составление, общая редакция, вступительная статья Г. К. Косикова. М., 1993. С. 5 - 63.

59 Решетов В.Г. Возрождение и декаданс: У. Шекспир и Ф. Бекон в восприятии Ф. Ницше и О. Уайльда // Филологические науки - 1997 № 3. С. 41 - 47.

60 Толмачев В.М. Декаданс: опыт культурологической характеристики // Вестник Мое. Унив. Сер. 9, Филология, 1991, № 5 (18-29). С. 18 - 28; Толмачев В.М. Декаданс // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. Николюкина. М., 2001. С. 203- 210; Толмачев В.М. Рубеж XIX - XX веков как историко-литературное и культурологическое понятие // Зарубежная литература конца XIX - начала XX века / Под ред. В. М. Толмачева. М., 2003. С. 6 - 29.

61 Трыков В.П. Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Трыков В.П Зарубежная литература XIX века. М.: Флинта; Наука, 2001. С. 136 - 151; Трыков В.П. Оскар Уайльд// Трыков В.П. Зарубежная журналистика XIX века. М.: Камерон, 2004. С. 408-413.

62 Абазова Л.М. Своеобразие эстетики английского декаданса 90-х годов: Дис. . канд. филол. наук. М., 1982.

63 Бычкова Е.А. Жизнетворчество как феномен культуры декаданса на рубеже 19-20 веков: Дис. канд. филос. паук. М., 2004.

64 Губарева М.С. Темы и образы декаданса (Й-К. Гюисманс, О. Уайльд, А. Жид): опыт сопоставительного анализа: Дис. канд. филол. наук. М., 2005.

65Мисуно А.И. Культура Декаданса: Дис. канд. филос. наук. СПб., 2001.

66 Панов Н.А. Ценности культуры в искусстве западноевропейского декаданса: Дис. канд. филос. наук. Великий Новгород, 2002.

67 Соломагпина Н.В. Оскар Уайльд: Создание автомифа и его трансформация в «биографическом жанре»: Автореф. дис . канд. филол. наук. М., 2003.

Попытаемся выяснить причины: почему же английский декаданс не получил должного освещения в отечественном литературоведении и почему до сих пор с некоторой опаской прибегают к этому термину? Одна из них - это то, что и по сей день, сохраняют влиятельность социологические суждения столетней давности, когда в декадансе, приравнивая его к «формализму», «мистицизму», изначально усматривали отрицательные составляющие. Уничижительный смысл, вкладываемый в понятие «декаданс», репутация его как чего-то извращенного, эпатажного, «буржуазно-упадочного» способствовало тому, что он не вырос до «большого» стиля, и, следовательно, не возникло прочного основания для выявления его составляющих в сфере художественного творчества.

К сожалению, не лишено определенного догматизма и упоминаемое нами исследование В.В. Хорольского, в котором его автор, рассматривая декадентские настроения в поэзии, стоит перед дилеммой: «Декаданс: кризис или тупик?»69. Как нам представляется в этом случае, исследователь изначально загоняет себя в определенные рамки, что не позволяет ему беспристрастно взглянуть на суть проблемы. А само положение о том, что «английский декаданс - это творческий кризис эстетов, выдвинувших серьезные обвинения в адрес викторианской системы ценностей, но не имеющих достаточного масштабного художественного мышления для позитивного разрешения противоречий переходной поры»70, нуждается, на наш взгляд, в некоторой корректировке. В работе В.В. Хорольского так и не прозвучало, что стоит за этими положениями: «творческий кризис эстетов», «художники, не имеющие достаточно масштабного художественного мышления». Действительно, как справедливо было подмечено автором исследования,

68 Хоролъский В. В. Основные направления в английской и ирландской поэзии рубежа XIX-XX веков (проблемы историко-типологической дифференциации и художественной эволюции): Дис. доктора филол. наук. М., 1995.

69Хоролъский В.В. Эстетизм и символизм в поэзии Англии и Ирландии рубежа XIX -XX веков. С. 36.

70 Там же. С. 44. присутствовала некая «болезненность мирочувствования, приводившая некоторых художников к отрицанию традиционной порядочности»71, был естественно и некий эпатаж, игра на публику, но все же вряд ли уместно сводить английский декаданс лишь к противопоставлению - «кризиса или тупика», что явно ведет к упрощению самой ситуации.

Декаданс, как мы уже отмечали, следует рассматривать в первую очередь как водораздел между уходящей культурой и нарождающейся новой (речь идет об искусстве модернизма)72 и, как любое переходное явление он, безусловно, не лишен «ущербности», но эта «ущербность», по словам A.M. Зверева, «скорее нравственная, чем художественная, сквозь нее пробивалось отвращение к самодовольному скудоумию и жажда света, откровения, непреходящей духовной истины. .»73.

Итак, к настоящему времени усилиями специалистов разных стран заложены основы изучения английского декаданса как художественного феномена, но все эти работы не позволяют говорить о системном подходе к изучению данного явления. Остается еще немало нерешенных вопросов. В целом ряде случаев, когда речь заходит об английском декадансе, исследователи стремятся сфокусировать свое внимание на литературном фоне, который сложился в последнее десятилетие XIX века; изучается литературная обстановка этого времени, определяется место в нем декаданса (например, работы JI.M. Абазовой, Н.В. Тишуниной). Говоря об английском декадансе, исследователи традиционно видят в нем лишь некий французский аналог (Дж. Манро, Г. Цеваско), забывая о том, что многие его составляющие на протяжении долгого времени вызревали в

71 Там же. С. 38.

72 Декаданс не только предшествовал модернизму, но готовил его появление и, более того, нес в себе (в особой форме, в специфических проявлениях) его черты. О том, насколько тесная связь существовала между декадансом и модернизмом, подробным образом анализирует Л. Андреев в статье «Западноевропейская литература, XX век» (см. Андреев Л.Г. Западноевропейская литература, XX век // Вопросы литературы № 8 1983, с. 130- 160).

73 Зверев A.M. «Неспасающая красота» // Ланглад Жак де. Оскар Уайльд, или Правда масок. М., 1999. С. 12. недрах самой английской культуры. В частности, требует разработки концепция развития преддекадентских тенденций в английской литературе. К примеру, творческие устремления Томас Де Квинси, который, по нашему убеждению, стоял у истоков декадентской прозы, за исключением статей И.Я Дьяконовой и Д.М. Урнова, не получили должного освещения в отечественном литературоведении. В полной мере все это можно отнести и к А. Суинберну, чья поэзия насыщена декадентскими парадигмами.

Следующий важный момент - это стремление взглянуть на проблему декаданса не только сквозь призму уайльдовского творчества, которому и так в последнее время уделено значительное внимание в диссертационных исследованиях74, но и обратиться к тем авторам, которые до настоящего времени находились в тени своего прославленного современника (Э. Даусон, М. Бирбом, О. Бердслей, А. Саймоне и др.).

Требует глубокого исследования начальный этап развития английского декаданса, проблема его истоков и генезиса. Не поняв условий и причин возникновения декаданса, вряд ли удастся прийти к адекватному пониманию сущности явления.

Из всего вышесказанного вытекает цель нашего исследования: выявить и представить преддекадентские проявления в английской литературе XIX века, изучить процесс их складывания в декадентскую парадигму; а также исследовать становление и саморефлексию английского литературного декаданса.

Указанная цель исследования влечет за собой постановку и решение следующих основных задач:

74 См. Геласшюв А.В. О. Уайльд и Восток: Ориентальные реминисценции в его эстетике и поэтике: Дис. . канд. филол. наук. М., 1997; Ковалева О.В. Уайльд и стиль модерн: Дис. . канд. филол. наук. М., 2001. Савельев КН. Оскар Уайльд и французская литература второй половины XIX века: Дис . канд. филол. наук. М., 1995; Соломатина Н.В. Оскар Уайльд: Создание автомифа и его трансформация в «биографическом жанре»: Дис . канд. филол. наук. М., 2003.

• проанализировать основные аспекты восприятия декаданса европейским сознанием XIX века, выявить литературные и культурные условия, определяющие специфику этого восприятия;

• рассмотреть процесс вхождение термина «декаданс» в культурный обиход европейцев;

• проанализировать романтическую природу английского декаданса с точки зрения принципа «тени», или «теневой эпохи»;

• изучить проблему истоков английского декаданса, вычленить декадентские парадигмы в творчестве так называемых «декадентов вне декаданса» - Де Квинси, Россетти, Суинберна;

• на основе критического анализа трудов У. Пейтера и А. Саймонса, рассмотреть эстетическую базу английского декаданса;

• изучить социокультурные составляющие, способствующие широкому распространению декадентских настроений в английском обществе в последние десятилетия XIX века;

• на примере творческих достижений О. Уайльда, О. Бердслея, А. Саймонса представить диалектическую картину становления английского декаданса;

• дополнить картину развития декадентских устремлений в Англии, обратившись к окололитературным факторам («Клуб рифмачей», издательство «The Bodley Head», журналы «The Yellow Book» и «The Savoy»).

Объектом исследования в диссертации стал процесс вхождения декаданса как художественного явления в английскую литературу XIX века.

Предметом исследования являются истоки, становление литературы английского декаданса; рефлексия английских и европейских авторов по поводу декадентских проявлений в культуре и литературе fin de siecle.

Материалом диссертационной работы послужили произведения английских писателей, проникнутых декадентским мироощущением.

Помимо этого активно использовались письма, статьи, мемуары художников рубежа веков, сопутствующие исторические документы.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые в отечественном литературоведении предпринимается столь развернутое исследование декадентского пространства в английской литературе XIX века, расширяется представление о своеобразии переходных периодов; обстоятельному рассмотрению подвергаются романтические составляющие английского декаданса; произведения Т. Де Квинси, Д.Г. Россетти, А. Суинберна, О. Бердслея, А. Саймонса, О. Уайльда анализируются сквозь призму литературного декаданса; в научный оборот вводятся малоизвестные или забытые произведения, позволяющие не только дополнить, но и уточнить наши представления об особенностях викторианской литературы («Исповедь англичанина, любителя опиума» и «Suspiria de Profimdis» Т. Де Квинси, «История Венеры и Тангейзера» О. Бердслея и др.).

Основные положения выносимые на защиту:

• декаданс, являясь важнейшим показателем духовной атмосферы конца XIX века, не только утвердил свое представление о творческих приоритетах, но сделал попытку перестроить всю цепь традиции и заново провел черту, отделяющую «современное» искусство от наследия прошлого;

• английский декаданс хотя и сложился в последнее десятилетие XIX века, но его литературное измерение было обозначено еще романтиками; «тень романтизма превалирует в эстетике декаданса». «Декаденты вне декаданса» (Де Квинси, Россетти, Суинберн) заложили основу декадентского мировидения и сформировали многочисленные парадигмы (обращение к «искусственному раю», болезненная тяга к смерти, сексуальная откровенность, эротизм, мир демонической женской власти, неразделимость красоты и страдания и др.), которые будут востребованы новым поколением авторов на исходе XIX века;

• декаданс - органичное и динамичное явление английской культуры 19 века. Внутри английского декаданса присутствовало два вектора развития: 1) подражание европейской моде (преимущественно французской); 2) декаданс как разрушительная реакция на английский консерватизм в области культуры;

• основные фазы развития английского декаданса можно представить в виде континуума, который протянется через весь XIX век, от романтиков к приверженцам «нового искусства» fin de siecle. Эта цепочка имен выглядит так: Романтики (Томас Де Квинси) — Прерафаэлиты (Д. Г. Россетти) - О. Суинберн — У. Пейтер - «Клуб Рифмачей» (Э. Даусон, P. JTe Галльенн, Дж. Грей) - О. Уайльд - О. Бердслей - А. Саймоне;

• приверженцы английского декаданса не создали законченной художественной системы, поэтому декаданс стал, совокупностью определенных тенденций (движением, «теневым фоном»), а не сформировавшимся направлением в художественной культуре Англии;

• «декадентский космос» вмещает в себя не только литераторов разных поколений, но и художников-иллюстраторов (О. Бердслей, Ч. Рикеттс), издателей и книготорговцев (Дж. Лэйн, Ч. Мэтьюс, Л. Смизерс, Г. Харленд), критиков (М. Бирбом);

• английский декаданс - это отражение духа времени, отголосок тех процессов, которые были присущи всей европейской культуре того времени; это переходное явление, в котором все черты раскрываются в динамике и становлении.

Сразу необходимо оговориться, что такие понятия, как «декадентский писатель», «декадентская литература», «декадентское движение», которыми мы оперируем в нашей работе, весьма условны.

Назвать, к примеру, О. Уайльда, или А. Саймонса только писателями-декадентами - значит навлечь на себя справедливый гнев критики. Действительно, это слишком крупные фигуры, чтобы рассматривать их только под знаком декаданса. Но в то же время в их творческих устремлениях, в жизненных перипетиях след декадентских веяний распознается довольно отчетливо. Поэтому речь идет не о писателях-декадентах (вырожденцах, как их нередко представляли), а о тех авторах, для которых присуще декадентское мировосприятие, что нашло преломление в определенных темах и образах их произведений.

Что же касается другого термина - «декадентское движение», который мы используем для обозначения декаданса в широком смысле -не стоит его понимать буквально: как такового движения не существовало. Была группа творчески настроенных людей, объединенных желанием противостоять основным нормам и законам викторианского искусства. Ядро этой группы составляли члены «Клуба рифмачей», которые в 1895 году после издания двух антологий объявили о прекращении своей деятельности. Его преемником сначала выступил журнал «The Yellow Booh>, в рядах которого было немало тех, кому были близки идеи «нового искусства», а потом и журнал «The Savoy», ставший ненадолго культурным центром для сторонников декадентских взглядов. Таким образом, «декадентское движение» в Англии, по сути, так и не сложилось. Причину произошедшего, на наш взгляд, следует искать и во внутренних противоречиях, не позволивших выработать единую «платформу» литературного движения; и в отсутствии реального лидера, готового повести за собой (хотя неформальным, конечно же, следует рассматривать О. Уайльда); и, что еще немаловажно, за исключением статьи А. Саймонса «Декадентское движение», участники этого процесса не очень то стремились декларировать свои положения, и тем самым обнародовать свои цели и намерения, что обычно является первоочередной задачей для каждого нарождающегося движения.

Не было среди приверженцев «нового искусства» и однозначного отношения к «декадентству». Кто-то открыто причислял себя к этому явлению, находя в нем некое очарование, и совершал публичное посвящение в декаденты, кто-то наоборот, стремился всячески избежать подобной идентификации. Были и те, кто до конца так и не определился в своей позиции. Даже «Клуб рифмачей», который принято считать оплотом декадентских умонастроений в Англии, представлял собой слишком разноликую массу, и две поэтические антологии, изданные клубом, не в состоянии полностью очертить круг приверженцев декадентской поэзии. Так членами этого клуба не являлись - О. Уайльд, О. Бердслей, А. Дуглас, Дж. Грей, хотя и приглашались на его заседания. «Справедливо лишь то, отмечает М.Г. Соколянский, что носившееся в воздухе движение представляло собой не просто поветрие среди английской молодежи, увлеченной экстравагантными модами в одежде и прическах, а определенную типологическую общность — тенденцию в английском искусстве конца века»75.

Существенная проблема возникает и при определении границ английского декаданса, который трудно вместить в строгие временные рамки и ограничить точным перечнем имен, так как сама его история оказалась довольно размытой. Обычно, когда речь заходит о его временных ориентирах, то в первую очередь имеют в виду последние десятилетия XIX века. Так, Е.Ю. Гениева полагает, что «начало декадентского движения совпадает с публикацией труда Уолтера Пейтера «Ренессанс» (1873) и достигает своего расцвета с появлением в 1891 г. романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» . Несколько нелогичным, на наш взгляд, выглядит это утверждение, применительно к его первой части. Контуры самого движения приобрели свои зримые очертания значительно позже, лишь во второй половине 80-х годов в связи

75 Соколянский М.Г. Оскар Уайльд. Киев - Одесса, 1990. С. 34.

76 Гениева Е.Ю. Литературная ситуация на рубеже веков [Английская литература] // История всемирной литературы: В 9 томах М.: Наука, 1994. Т. 8. С. 373. с выходом в свет во Фракции романа Гюисманса «Наоборот» (1884), ставшего своеобразным детонатором и ориентиром для приверженцев английского декаданса. Что же касается «Очерков по истории Ренессанса» У. Пейтера, то они были определены современниками как «священное писание красоты» и явились эстетической базой для последующего поколения декадентских художников.

Если говорить о методологической основе нашего исследования, то оно строится на сочетании двух научных методов: историко-теоретического и общенаучного тезаурусного.

Трудности их реализации заключаются в том, что традиционное литературоведение сориентировано на исследование наиболее знаковых, утвердившихся форм искусства, а английский декаданс приходится на последние десятилетия XIX века, то есть на период, получивший название «рубеж веков». В то же время сама эта эпоха отмечена чертами переходности.

В этом случае историко-теоретический метод, основы которого были заложены в трудах отечественных исследователей (Ю.Б. Виппер77, В л. А.

•у о

Луков и др.), позволяет нам представить весь ход развития литературного процесса не как линейное развитие, а как диалектическую смену устойчивых и переходных периодов. Причем у каждого из них присутствуют свои знаковые составляющие.

Так, для устойчивых, или, как еще их называют, стабилизационных периодов, присуща некая систематизация

77 Комплекс идей, повлиявших на развитие историко-теоретического подхода, были положены академиком Ю.В. Виппером в основу «Истории всемирной литературы» (издание осуществляется ИМЛИ РАН с 1983 г.).

73 Само понятие «историко-теоретический» метод первоначально было представлено В.А. Луковым в его докторской диссертации (см.: Луков Вл.А. Французская драматургия на рубеже веков XVIII - XIX веков (генезис жанра): Дис. доктора филол. наук. М., 1985. С. 10 -12) и в ряде последующих публикаций (см.: Луков Вл.А. Романтизм // Михальская Н.П., Луков В.А., Завьялова А.А. и др. История зарубежной литературы XIX века: В 2-х частях. Ч. 1 / Под ред. Н.П. Михальской. М., 1991. С. 33-34; Луков Вл.А. Историко-теоретический подход // Луков Вл.А. История зарубежной литературы: Ч. 1: Литература Античности, Средних веков и эпохи Возрождения. М., 2000. С. 27-30). литературных тенденций, определенная замкнутость границ, доминирование центральной идеи, на которую ориентирована большая часть творчески настроенных людей.

Напротив, для переходных периодов характерна необычайная разнородность литературных явлений, многообразие направлений, без преобладания какого-либо определенного, открытость границ художественных систем, экспериментирование с художественным текстом и с собственным сознанием.

Причем, как было доказано, на протяжении всей культурной истории, происходит чередование этих двух периодов, когда на смену стабильному периоду, более протяженному по своим временным рамкам, приходит период переходный, который, как правило, приходится на рубеж веков.

В этом случае, пишет профессор Вл.А. Луков, «переходность — главное отличительное качество таких периодов, причем лишь последующее развитие литературы позволяет ответить на вопрос, в каком направлении произошел переход, внутри же периода он ощущается как некая неясность, повышенная изменчивость, заметная аморфность большего числа явлений»79. Каждый тип культуры соответственно порождает и свой тип писателя и его мироощущение, утверждает свой специфический образ человека в сознании людей.

Соответственно именно переходные периоды являют собой благодатную почву для декадентских настроений, которые, проникнув в общественную, философскую научную и религиозную мысль, способствуют переоценке устоявшихся ценностей. Потребность в декадансе человечество начинает испытывать в момент неопределенности, неуверенности, как правило, когда одна историческая эпоха исчерпала свои возможности, а другая еще не зародилась, или, говоря словами

19Луков Вл.А. Эдмон Ростан. Самара: СГПУ, 2003. С. 8.

Бердяева, когда «старое, гнилое, лживое еще не разрушено до конца, а новое, живое, правдивое еще не создано»80.

Именно в это время возникает недоверие к общепризнанным ценностям, когда человек начинает ощущать себя свободным от всевозможных догм, от наивного деления на белое и черное, словом, от всего того, что «потеряло душу и сделалось безжизненной схемой»81.

Сторонники историко-теоретического подхода обращают внимание не только на художественные явления, определившие лицо эпохи, но и на те литературные факты, которые находятся на значительном расстоянии от столбовой дороги литературного развития. Причем они осознают, что на разных этапах и в различных исторических условиях одни и те же понятия могли менять свое содержание. Более того, применяя современную терминологию к таким явлениям, исследователь должен корректировать содержание используемых им терминов с учетом исторического момента.

Иные возможности в исследовании декаданса дает нам общегуманитарный тезаурусный подход, получивший свое обоснование в многочисленных работах, опубликованных в последнее время проф. Вл.А. Луковым и его сподвижниками \

Исходное понятие этого метода - «тезаурус», под которым подразумевается структурирование субъективных представлений о мире, человеке, культуре. Тезаурусный подход предполагает изучение тезауруса

80 Бердяев Н.А. О «Литературном распаде» // Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. Сб. статей. М., 1998. С. 142.

S1 Бальмонт К.Д. Декадентство и символизм // Литературные манифесты. М., 2001. С. 55-56.

82 См.: Луковы Вал. и Вл. Концепция курса «Мировая культура»: тезаурологический подход // Педагогическое образование. 1992. № 5. С. 8-14; Луков Вл.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. М., 2003; Вершинин КВ. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация» культуры. Самара, 2003; Луков Вал.А. Социальное проектирование / 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003: Кузнецова Т.Ф. Формирование массовой литературы и ее социокультурная специфика И Массовая культура. М., 2004; Луков Вал.А., Луков Вл.А. Тезаурусный подход в гуманитарных науках И Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 93—100; Есин С.Н. Писатель в теории литературы: проблема самоидентификации: Дис. канд. филол. н. М., 2005; и др. английского декаданса, характерных для него ключевых понятий, образов, сюжетов, а также вхождение его произведений в тезаурус европейской культуры.

Тезаурусный подход, большое внимание уделяет выделению центра тезауруса, определению его более детализированной структуры, предполагающей наличие разных по степени значимости слоев, и т. д. Именно благодаря этому подходу мы можем представить декаданс в виде модели, где присутствует основное ядро, окруженное своеобразными структурными слоями, предикатами, которые нередко меняют свои очертания. Основу этого ядра составляют целый ряд определяющих признаков: полная свобода художественного творчества; ощущение утраты целостности мира; разрыв с традиционным представлением классического искусства; бунт против всего естественного, против natura naturans и тяга к искусственному; мифотворчество; культ утонченного эстетизма; обращенное на себя творческое сознание; пристальное внимание к художественной технике.

И целый набор сопутствующих векторов: склонность к иррационализму и мистике; поиск идеала в разочаровании; упоение картинами страдания; повышенное внимание к пограничным состояниям человеческой психики; любование отталкивающими картинами бытия; пристальное внимание к смерти; эротизм.

Для этой модели характерно и то, что «ядерные элементы» и «окружающие слои» постоянно находятся во взаимодействии друг с другом.

Таким образом, историко-теоретический подход, который требует от исследователя рассмотрения английского декаданса с максимально доступной полнотой и тщательностью, в контексте культуры рубежа XIX-XX веков, в рамках категорий, позволяющих характеризовать переходные эстетические явления, дополняется тезаурусным подходом, позволяющим достаточно убедительно показать, какие именно литературные модели были характерны для декаданса, выявить, что является «своим», а что «чужим», так сказать приобретенным, осветить и другие аспекты избранной темы с новых позиций.

Исследование выполнено в рамках деятельности научной школы, сложившейся на кафедре всемирной литературы Московского педагогического государственного университета (Б.И. Пуришев, М.Е. Елизарова, Н.П. Михальская, а также В.Н. Ганин, В.А. Луков, М.И. Никола, Н.И. Соколова, В.П. Трыков, Е.Н. Черноземова и др.).

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в осмыслении такого понятия, как «декаданс»; в исследовании взаимодействия системных и внесистемных факторов в литературном процессе; в углублении существующих представлений о тенденциях развития европейской литературной эстетической мысли XIX в.; в рассмотрении принципа «тени» в английской литературе; в характеристике переходных эстетических явлений.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в литературоведческий обиход вводятся историко-литературные факты, которые существенно дополняют представления о литературном процессе в Англии на протяжении всего XIX века. Они могут использоваться как в общих курсах истории зарубежной литературы соответствующего периода, так и в специальных курсах, посвященных углубленному изучению английской литературы.

Апробация работы. Концепция диссертации и результаты исследования нашли отражение в докладах на Пуришевских чтениях (МПГУ им. Ленина, Москва), на международных конференциях англистов (Москва, 2003, Самара, 2004, Рязань, 2005, Великий Новгород, 2006), на внутривузовских конференциях (МаГУ, Магнитогорск). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры всемирной литературы МПГУ, на заседании кафедры культурологии и зарубежной литературы МаГУ.

Основное содержание диссертации отражено в 28 публикациях общим объемом 37,0 п. л., в т.ч. по теме исследования опубликована монография (20,2 п. л.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации составляет 382 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Савельев, Константин Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Английский декаданс прошел сложный путь своего развития. Как и у любого другого движения, у него были свои взлеты и падения, свои апологеты и ниспровергатели. Наступление против декаданса достигло своего апогея в 1895 году, когда арест и судебное преследование О. Уайльда развязали руки его противникам. Это явилось по сути роковым событием для движения, которое так и не смогло оправиться после столь мощного нокаута. Общественные институты под давлением прессы объявили охоту на ведьм. Причем под подозрение попали не только бывшие участники декадентского движения, но и те, кто ассоциировался с его сторонниками или просто выражал сочувствие представителям «нового искусства». В результате многие из бывших сторонников декаданса посчитали за благо дистанцироваться от него. Так произошло с А. Саймонсом, который долгое время работал над книгой «Декадентское движение в литературе», но в итоге решил опубликовать ее под названием «Символистское движение в литературе». Что же касается других фигур этого процесса, то Э. Даусон занялся переводами и отправился в «добровольное изгнание» во Францию, свое творчество подверг ревизии У.Б. Йейтс, Д. Дэвидсон и М. Бирбом стали писать для театра, Д. Грей нашел себя в религии, став впоследствии настоятелем собора Св. Петра в Эдинбурге.

За столетие исследователи истории литературы постепенно вычленили основные явления, к которым можно применить термин «английский декаданс». Это прежде всего персоналии, в творчестве которых декаданс представлен лишь как тенденция и применительно лишь к ограниченному количеству произведений (Россетти, Суинберн, Пейтер, Бирбом, Ле Галльенн, Йейтс, Хенли) до авторов, тесно связанных с декадентской эстетикой и собственно воплотивших ее наиболее убедительно (Саймоне, Уайльд, Даусон, Бердслей). Персоналии выступают в окружении своих произведений, которые допустимо ассоциировать с декадансом. При этом в отношении крупнейших авторов выделение корпуса декадентских произведений ведется с особой осторожностью, как правило, без ревизии сложившихся оценок основных произведений. К тому же не стоит забывать, что английский декаданс не сводится только к литературному движению 1890-х; необязательно было причислять себя к декадентам, чтобы создавать декадентские по духу и по тематике произведения. Декаданс в творчестве того или иного автора может проявляться неосознанно и не сводится к общим доминирующим темам «упадка», «дряхлеющей и пресыщенной цивилизации», со всеми вытекающими отсюда ассоциациями и обыгрыванием образа.

Приверженцы английского декаданса не создали законченной художественной системы, поэтому декаданс был скорее совокупностью определенных тенденций (движением, «теневым феноменом»), чем вполне сформировавшимся направлением в художественной культуре Англии. Перед нами переходное явление, в котором все черты раскрываются в динамике и становлении. Английский декаданс как художественное явление, оппозиционное традиционному викторианскому искусству, складывался поэтапно, с нарастанием к концу века. Если говорить о «ядре» декаданса, то очевидно, что в своей основе переходное явление должно совпадать с переходной эпохой, то есть с рубежом XIX-XX веков.

В своей работе нам хотелось бы уйти от традиционного подхода в рассмотрении английского декаданса, когда все внимание было сосредоточено на последнем десятилетии XIX века, т.е. на его завершающей фазе. Наше глубокое убеждение заключается в том, что невозможно раскрыть специфику декаданса, не обратившись к истокам, к тем литературным факторам, которые оказали влияние на его зарождение и становление. С этой целью нам пришлось рассмотреть проблему генезиса английского декаданса и подробно остановиться на его романтической природе, проследить, как (на примере отдельных работ Т.

Де Квинси) происходит закладывание фундамента будущих декадентских проявлений. Преддекадентские черты мы обнаружили у прерафаэлитов (поэзия Д. Г. Россетти) и в творческих устремлениях А. Суинберна. Именно они, на наш взгляд, и заложили основу эстетско-декадентских представлений о жизни и искусстве, положили начало новой культурософии.

Тем самым мы постарались вычленить предпосылки, повлиявшие на зарождение декадентских умонастроений в английской литературе, и показать, что это было далеко не статичное и случайное явление, навеянное капризами и прихотями фантазии небольшой группы авторов: это отражение духа времени, отголосок тех процессов, которые были присущи для всей европейской культуры того времени.

В этом случае истоки, генезис и основные фазы развития английского декаданса можно представить в виде континуума, который протянется через весь XIX век, от романтиков к приверженцам «нового искусства» fin de siecle. На наш взгляд, эта цепочка имен выглядит так: Романтики (Томас Де Квинси) - Прерафаэлиты (Д. Г. Россетти) - О. Суинберн — У. Пейтер - «Клуб Рифмачей» (Э. Даусон, P. Jle Галльенн, Дж. Грей) - О. Уайльд - О. Бердслей - А. Саймоне.

Безусловно, это только самые знаковые, самые узнаваемые величины декадентского процесса, который условно можно назвать «декадентским космосом» (Дж. Гордон)749, вместившим в себя не только литераторов разных поколений, но и художников-иллюстраторов (О. Бердслей, Ч. Рикеттс), издателей и книготорговцев (Дж. Лэйн, Ч. Мэтьюс, Л. Смизерс, Г. Харленд), критиков (М. Бирбом).

В этом перечне имен присутствуют и предшественники декадентов, и их современники, и те, кто стоял на несколько иных платформах, но то, что их объединяет, так это причастность к бунту

749 См. Gordon J.B. Decadent Spaces: Notes for a Phenomenology of the Fin de Siecle // Decadence and the 1890 / Ed. by J. Fletcher. L., 1979. P. 31 - 61 личности против филистерской этики, против машинизации и рационализации жизни, неприятие обыденной реальности, склонность к иррационализму и мистицизму, к культу утонченного эстетизма. Смысл жизни они видели не в служении социальному идеалу, а в удовольствии, в самореализации индивида, остро чувствующего радости и трагизм жизни. Связующей же нитью стал специфический эскейпизм — уход от реальности в мир мечты и красоты, творение «сладостных легенд» из грубой прозы жизни.

Исходя из наших представлений содержание декадентской эпохи в Англии можно представить в виде нескольких фаз развития.

Во-первых, это преддекадентский этап, где предпочтение отдается таким авторам, как Т. Де Квинси («Исповедь англичанина, любителя опиума», Confessions of an English Opium-Eater, 1822; «Suspiria de Profundis», 1845), Д. Г. Россетти («Небесная подруга», The Blessed Damozel, 1850; «Дом жизни», The House of Life, 1881), А. Суинберн («Поэмы и баллады», Poems and Ballads, 1866), У. Пейтер («Очерки по истории Ренессанса», Studies in the History of the Renaissance, 1873), которых мы называем «декадентами вне декаданса». Именно они сумели заложить основу декадентского мировидения и сформировали многочисленные темы и мотивы декаданса («искусственный рай», предельную обнаженность чувства, мир демонической женской власти, «искусство ради искусства» и т.д.), которые окажутся востребованными следующим поколением художников.

Далее - следующий этап, это формирование основ декадентской концепции мира, человека, искусства, когда начинается саморефлексия английского декаданса. Этот этап приходится на вторую половину 80-х годов XIX века, когда в Англии ощущается мода на все французское, в том числе и на декадентские проявления в искусстве.

Третий этап — своеобразный «золотой век» английского декаданса, действительно берет свое начало с журнальной публикации романа О.

Уайльда «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray, 1890) и заканчивается судом над его автором, в 1895 году. На этот временной отрезок приходится деятельность «Клуба рифмачей» (1890-1895) и издание участниками этого объединения двух антологий, выход в свет работы А. Саймонса «Декадентское движение» (The Decadent Movement in Literature, 1893), заметные публикации издательства «The Bodley Head», журнала «The Yellow Book» (1894-1897). К этому времени относится и появление английского перевода пьесы О. Уайльда «Саломея» (Salome, 1894).

И, наконец, последний этап, который мы условно назвали «постдекадентский», или «английский декаданс без О. Уайльда», это вторая половина 90-х годов XIX века, когда, в связи с массированной атакой на декадентское движение, намечается его спад, и как результат -эскепийские проявления у тех художников, которых было принято соотносить с участниками этого процесса. В это сумеречное для декаданса время издается, журнал «The Savoy» (1895-1896), который на непродолжительное время становится прибежищем для последователей декадентского искусства. Именно здесь О. Бердслей, будучи художественным редактором, публикует свою повесть «Под холмом» (Under the Hill, 1896), ставшую культовым произведением декаданса. Выходят в свет поэтические сборники А. Саймонса «Лондонские вечера» (London Nights, 1898) и «Картины добра и зла» (1899). К началу XX века английский декаданс перестает существовать как самостоятельное явление и растворяется в искусстве модернизма.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Савельев, Константин Николаевич, 2008 год

1. Абазова Л.М. Роль журналов «Желтая книга» и «Савой» в определении эстетической концепции английского декаданса 90-х гг.». М.: МГУ, 1979.

2. Абазова Л.М. Своеобразие эстетики английского декаданса 90-х годов: Дис. . канд. филол. наук. М., 1982.

3. Абрамов А.И. Декаданс в социокультурном измерении // Общественные науки и современность № 1 1997. С. 146-152.

4. Абрамович Н.Я. Религия красоты и страдания. О.Уайльд и Достоевский. Спб.: Посев, 1909.

5. Аксельрод Н.Я. Мораль и красота в произведениях О.Уайльда. Иваново-Вознесенск: Основа, 1928.

6. Алябьева Л. Литературная профессия в Англии в XVI — XIX веках. М.: Новое Литературное Обозрение, 2004.

7. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

8. Андреев Л.Г Импрессионизм = Impressionnisme: Видеть. Чувствовать. Выражать. М.: Гелеос, 2005.

9. Андреев Л.Г. Западноевропейская литература, XX век // Вопросы литературы № 8 1983. С. 130 160.

10. Андреев Л.Г. От «заката Европы» к концу истории // «На границах». Зарубежная литература от средневековья до современности: Сб. работ / Отв. ред. Л. Г. Андреев. М.: ЭКОН, 2000. С. 240-255.

11. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. М.: Наука, 1986.

12. Аникин Г.В., Михалъская Н.П. История английской литературы. М.: Высшая школа, 1975.

13. Аникст А.А. История английской литературы. М.: Учпедгиз, 1956.

14. Аничков Е. Предтечи и современники: На Западе. Спб.: Освобождение, 1910.

15. Антология новой английской поэзии. 1850 1935. Л.: Худож. лит., 1937.

16. Антология новой английской поэзии. М.: Захаров, 2002.

17. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Икусство, 1968.

18. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.: Прогресс, 1976.

19. Айхенвальд Ю. Этюды о западных писателях. М.: Научное слово, 1910.

20. Баженов Н.Н. Символисты и декаденты. Психиатрический этюд. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1899.

21. Баженов Н.Н. Больные писатели и патологическое творчество (Две публичные лекции) // Помощь евреям, пострадавшим от неурожая: Лит. худ. сб., 1901. С. 96-118.

22. Бальмонт К. Горные вершины. М.: Гриф, 1904.

23. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.

24. Барт P. S/Z. М.: Ad Marginem, 1994.

25. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975.

26. Бахтин М.М. «Парнас», декаданс, символизм // Бахтин М.М. Собр. соч. М.: Русские словари, 2000. Т. 2. С. 289-294.

27. Бахтин М.М. <Тетралогия>. -М.: Лабиринт, 1998.

28. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

29. БатайЖ. Литература и Зло. М.: Изд-во МГУ, 1994.

30. Белый А. Начало века. М.: Худож. лит., 1990.

31. Белый А. Фридрих Ницше // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 177-195.

32. Белый А. Кризис культуры // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 260-296.

33. Бенуа А. Мои воспоминания. В 2-х т. М.; Наука, 1990.

34. Березовая Л.Г. Серебряный век в России: от мифологии к научности (к вопросу о содержании понятия) // Новый исторический вестник № 5 200. С. 4-17.

35. Березовский В.В. Английский символизм // Березовский В.В. Современные течения в искусстве: (Живопись, поэзия, музыка): Очерк. СПб., 1899. С. 34-64.

36. Бердслей О. Избранные рисунки. Венера и Тангейзер. Застольная болтовня. Письма. Стихи. М.: Скорпион, 1912.

37. Бердслей О. Многоликий порок: История Венеры и Тангейзера, стихотворения, письма. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

38. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. Сб. статей. М.: Канон, 1998.

39. Бердяев Н.А. О «Литературном распаде» // Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. Сб. статей. М.: Канон, 1998. С. 142- 148.

40. Бирбом М. Энок Соумз // Митин журнал. Вып. 40 (июль/август 1991). С. 42-65.

41. Боборыкина Т.А. Драматургия О.Уайльда (к проблеме идейно-художественного своеобразия эстетизма О.Уайльда): Дис. кан. фил. наук. Л., 1981.

42. Бодлер Ш. и др. Искусственный рай. Клуб любителей гашиша. М.: Изд-во «Аграф», 2001.

43. Бодлер Ш. Цветы Зла. Стихотворения в прозе. М.: Высшая школа, 1993.

44. Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986.

45. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция конец XIX начало XX века. М.: Наука, 1987.

46. Бореев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2003.

47. Борхес Х.Л. Сочинения в 3-х т. Рига: Полярис, 1994.

48. Брандес Г. Литература XIX века в ее главных течениях. Английская литература. СПб.: Ф. Павленков, 1895.49

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.