Межэтнические толерантные взаимодействия в контексте изменения общественной жизни Республики Таджикистан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Турсунова, Тоджинисо Сайдуллаевна

  • Турсунова, Тоджинисо Сайдуллаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 141
Турсунова, Тоджинисо Сайдуллаевна. Межэтнические толерантные взаимодействия в контексте изменения общественной жизни Республики Таджикистан: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Душанбе. 2009. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Турсунова, Тоджинисо Сайдуллаевна

Введение. 3

Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения толерантных межэтнических отношений в социальных науках

1.1. Толерантные межэтнические взаимодействия и особенности их эволюции. 13

1.2. Место и роль этнических меньшинств в национальной политике Республики Таджикистан. 36

1.3. Специфика влияния толерантного взаимодействия на иерархию культурных ценностей общества. 54

Глава II. Социальная практика толерантного взаимодействия этнических групп в современном таджикском обществе.

2.1. Проблемы толерантности в контексте становления новых социально-политических отношений в Республике

Таджикистан.71

2.2. Национальное и интернациональное в контексте межэтнических взаимодействий в Таджикистане. 92

2.3. Влияние межэтнических стереотипов и установок на их толерантное взаимодействие. 104

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Межэтнические толерантные взаимодействия в контексте изменения общественной жизни Республики Таджикистан»

Актуальность темы исследования. В современном мире, несмотря на существенные достижения в области обеспечения материального достатка людей, сохраняются многие уязвимые » проблемы в сфере общественных отношений, связанных с установлением толерантных социальных взаимодействий между различными слоями и общностями. Осознание важности решения данной проблемы в социальных науках предстает в форме разработки и предложений, разных концепций, имеющих цель расширить поле толерантного взаимодействия, диалога между отдельными обществами, а внутри этих обществ среди составляющих их этнических групп и общностей. Это, естественно, делает ценным опыт отдельных обществ на пути гармонизации взаимодействия образующих их общностей для других обществ. В этом отношении Таджикистан тоже не является исключением. Невзирая на необходимость освоения опыта других обществ, Таджикистан в данном направлении имеет много ценного, как для концептуального подхода к анализу проблемы, так и для практики утверждения толерантного взаимоотношения в обществе.

После подписания мирного соглашения в РТ начался новый этап в процессе построения демократического и правового общества, где налаживания толерантных взаимодействий между различными группами и общностями провозглашаются приоритетными факторами в достижении социального порядка и стабильности. Это, на наш взгляд, не только расширило пространство социальной активности граждан, независимо от их номинальных характеристик, но и по-новому поставило вопрос относительно ценностей, которые должны быть заложены в характере их взаимоотношений для сохранения динамического равновесия, гибкости общественной жизни. Одной из таких базисных ценностных установок, которая в данном контексте должна предопределять характер взаимодействия между основными частями данной системы, особенно этническими группами, по праву считается толерантность. Ибо она в силах вытеснять на периферию некоторые негативные моменты, препятствующие пока вхождению общих символов национальной идентификации в структуру идентификации различных этнических групп в Таджикистане. Отсутствие или наличие таких моментов в опыте идентификации малых этнических групп отрицательно сказывается на становлении общегражданской формы идентификации у граждан республики, независимо от их этнической принадлежности.

В контексте такой направленности развития общества дает о себе знать и необходимость соизмерять степень укорененности ценностей толерантности в структуре общественного сознания ее граждан. Так как сегодня вышеуказанные ориентиры изменения межэтнических взаимодействий часто сталкиваются с традиционными типами отношений, суть которых заключается в этноцентризме, клановости, регионализме и т.д. Если иметь в виду, что современность зиждется в основном на поощрении усилий человека, направленных на обеспечение ему успеха, вне зависимости от его номинальных характеристик, в том же этническом, то нашему обществу еще многое предстоит сделать для достижения соответствующих духу толерантности типов отношений между различными проживающими в РТ этническими группами. Выработка способов достижения данной цели, на которую могли бы концептуализироваться ориентиры гармонизации межэтнических взаимодействий в РТ, выдвигает необходимость всестороннего исследования данного явления.

Степень разработанности проблемы.' Исследование проблем межэтнических отношений в том ракурсе, как они представлены в данной работе, в социально-философской литературе пока не нашло своего целостного отражения. Особенно проблемы национальной политики постсоветских обществ, в том числе РТ. Они являются наименее изученными и разработанными учеными. Вместе с тем диссертант в своем анализе опирается на большое количество публикаций методологического характера, позволивших в совокупности выявить основные ориентиры данного исследования. Это труды о месте и роли межэтнических отношений в развитии современной цивилизации Гумилева Л.Н., Бромлея Ю.В., Куличенко М.И., Дробижева Л." М., Жарникова А.Е., Ланщикова А.П., Цамеряна И.П., Геллнера Э., Альтерматта У., Мнацаканяна М.О., Косимова Р. и др.1 Также с точки зрения этнополитических процессов, данной теме посвящен ряд фундаментальных работ. 2

1 Гумилев Л.Н. Этногенезис и биосфера земли.-Л.,1990; Бромлей Л.Ю. Очерки теории этноса.-М.,1983; Куличенко М.И. Нация и социальный прогресс.-М.,1983; Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество.-М., 1991; Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР (Историко-социологический очерк межнациональных отношений).-М., 1981; Жарников А.Е. Национальные отношения: проблемы, перспективы. -М., 1988; Ланщиков А.П. Национальный вопрос в России.-М.,1991; Геллнер Э, Нация и национализм.-М.,1992; Альтерматт У. Этнонационапизм в Европе. -М., 2000; Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. -М., 2004.

2Котанджян Г.С. Этнополитология консенсуса-конфликта. Цивилизация: проблемы теории и практики.-М.,1992; Национальная доктрина России: (Проблемы и приоритеты).-М., 1994; Рахманов Д. и др. Национальные отношения и их политико-правовое регулирование: совершенная мировая практика.-Ташкент,1990; Тишков В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации.-М.,1993; Троицкий Е.С. О русской идее. Очерк теории возрождения нации. В двух частях.-М.,1994; Нации и национализм.-М.,2002; Гумилёв Л.Н. От Руси до России. -М., 2001; Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство. -М., 2001; Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность: Социологические очерки. -М., 2003.

Исследователи рассматривают наиболее общие вопросы проблемы национальной политики. Весомый вклад в этом направлении внесли такие ученые как: Абдулатипов Р.Г., Зорин В.Ю., Медведева Н.П., Тишкова В.А., Косач Г.Г., Вдовина Д.И. и др.1 Есть и такие труды, где рассматриваются особенности национальной политики, в частности, в Таджикистане.2

Несмотря на обилие литературы, нельзя сказать, что все проблемы развития национальных отношений, в частности национальной политики, исследованы с достаточной полнотой. Анализ опубликованной литературы показывает, что никто из исследователей еще не ставил задачи комплексного изучения особенностей межэтнических отношений в Республике •Таджикистан в условиях независимости. Таким образом, недостаточная разработанность проблем развития межэтнических отношений и отсутствие специальных работ по

1 Абдулатипов Р.Г. Россия: национальное возрождение и межнациональное сотрудничество. Приоритеты национальной политики - М.,1994; Медведева Н,П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. - М.,1993; Тишкова

B.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России. - М., 1995; Косач Г.Г. Таджикистан: национальные интересы и внешняя политика. Свободная мысль. 1997 № 5; Вдовин А.И. Политология национальных отношений и национальной политики в СССР как фактор его нестабильности и распада//Представительная власть. 1996. № 3-4; Зорин В.Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспективы. - М., 2003.

2 Шарипов И. Закономерности формирования социалистических общественных отношений в Таджикистане.-Душанбе,1983; Сафаров С.С. Роль советской национальной государственности в, формировании и развитии социалистической культуры народов СССР (Авт. канд. дисс) -М.,1985; Наймов М.Социально-экономические основы сближения социалистических наций.-Душанбе,1986; Джононов

C. Общее и особенное в формировании и развитии социалистических национальных отношений—Душанбе, 1987; Национальная политика государства: сборник документов / сост. И. Усманов, Т. Бозрикова.-Душанбе, 2002; Тагаев Д.С., Аитов М.А. Пути развития Таджикистана.-Душанбе,1994; Дадабаева З.А. Таджикистан: межнациональные отношения в период трансформации общества. —Душанбе, 2000; Олимов М. Межтаджикский конфликт: путь к миру.-М.,1998; Расулов К., Гулахмедов М. Равандхои милли ва сиёсии истиклолияти Точикистон.-Душанбе, 2001; Национальная политика государства: сборник документов / сост. И. Усманов, Т. Бозрикова.-Душанбе, 2002; Диссертация кандидата политических наук Косимова Р. «Политика - правовой аспект проблем развития и консолидации этнических меньшинств в современном Таджикистане». Душанбе 2006. данной проблеме обусловили выбор . темы диссертационной работы. •

Объектом исследования являются межэтнические отношения и национальная политика Республики Таджикистан, особенности развития, их место и роль в ¿развитии общественных отношений.

Предметом исследования является анализ состояния толерантного характера межэтнических отношений в таджикском обществе.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является исследование проблем особенностей формирования межэтнических взаимодействий в Республике Таджикистан на современном историческом этапе развития.

Для достижения поставленной цели решается целый ряд научных задач: ; •

- уточнить обобщающее определение понятия «толерантность». Показать специфику развития межэтнических отношений, как подсистемы общественных отношений;

- изучить особенности становления и развития толерантных межэтнических отношений в условиях Таджикистана, основные черты их формирования в советский период;

- исследовать диалектику объективных и субъективных факторов межэтнических, процессов на современном этапе развития общества и механизм их влияния на социальные процессы;

- раскрыть механизмы конкретного измерения степени толерантности межэтнических взаимодействий и показать степень этнопсихологического потенциала восприятия членами таджикского общества характерных особенностей друг друга; ,;

- изучить основные направления национальной политики

15

Республики Таджикистан, ее принципы и приоритеты, содействующие расширению правового поля толерантного взаимодействия разных этнических групп общества;

- исследовать актуальные проблемы, которые приобрели особую остроту в условиях Таджикистана, в частности, вопрос о вхождении символов общегражданской идентичности в структуру идентификации разных этнических групп.

Научная новизна исследования определяется поставленными задачами и состоит в следующем: определена сущность межэтнических отношений как особого типа взаимодействия между социальными субъектами, основанными на признании их равного доступа к многообразию ресурсов развития; проанализированы особенности становления и развития межэтнических отношений в современном Таджикистане, связанные с состоянием перехода от того типа государственности, где социальное взаимодействие этнических трупп было основано на их классовых интересах, к такому типу государственности, где на основе права обеспечивается равенство и участие этнических групп в социальной жизни общества как гражданина. Здесь права .гражданина дают ему возможность реализовать свои интересы наравне с другими членами общества; показаны проблемы межэтнических взаимодействий, связанных с поиском форм способствования вхождения символов общенациональной идентичности в . структуру идентификации субэтнических групп, которые приобрели актуальность в условиях построения национального государства в Таджикистане; дан прогноз перспектив развития этнополитических отношений, практического осуществления национальной политики на современном этапе развития Таджикистана.

Таким образом, в данном исследовании предпринята попытка осуществить системный анализ развития межэтнических отношений в Республике Таджикистан, выявить особенности формирования и развития национальной политики, ее принципы, приоритеты и основные направления развития.

Важнейшие положения диссертации, выносимые на защиту:

1.Формирование и утверждение толерантных взаимодействий между различными этническими группами является частью трансформации общества. Межэтнические отношения являются подсистемой общественных отношений. Важным компонентом и ускорителем развития межэтнических отношений является научно обоснованная национальная политика, которая обеспечит гармонизацию взаимоотношений между представителями всех этнических общностей. Уровень формирования и осуществления национальной политики зависит от социально-экономической, политической, духовной и иной деятельности наций, этнических групп и других общностей.'

2. Процесс расширения границ межэтнического толерантного взаимодействия представляет собой часть масштабной .трансформации общества, создающей основу для интеграции разных этнических групп вокруг общих целей и задач развития конкретного общества. Совершенно необоснованными выглядят те точки зрения, согласно которым этнопсихологический потенциал толерантного взаимодействия разных этнических групп раз и навсегда задан культурными традициями и их ценностями. В то время как многие ценности, лежащие в основе укоренения толерантного взаимодействия, создаются в процессе совместной жизни и деятельности всех социальных слоев и субъектов конкретного общества. Часто приемлемые формы толерантного взаимодействия моделируются социальными институтами общества с целью достичь симметричного взаимодействия между членами общества для выработки и предложения им лучшего способа достижения ими своих целей и социального комфорта.

3. Основными проблемами направления национальной политики современного Таджикистана являются: создание основ возрождения всех этнических общностей Таджикистана; обеспечение участия их в управлении обществом, в органах политической и государственной власти. На пути к этому прилагается усилие вхождения символов общенациональной идентичности в структуру идентификации представителей субэтнических групп.

4. Таджикистан развивается в условиях постконфликтной ситуации. Такое положение еще долго будет влиять на другие процессы общественной жизни. Исходя из этого, основу нового концептуального подхода национальной политики составляет принцип приоритетности мирных политических средств разрешения межэтнических и внутриэтнических противоречий, проблем.

Теоретико-методологическая основа диссертации.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили учения об этнополитических отношениях и национальной политике. При подготовке диссертации автор опирался на общенаучные и специальные методы сбора, анализа и обобщения эмпирического материала.

Диссертант опирался на системный, исторический, сравнительный, структурно-функциональный методы исследования. Автор опирался на исследования ведущих ученых, специалистов смежных отраслей обществоведения, известных представителей как отечественной, так и зарубежной науки.

При анализе проблем важным источником явились международные документы о развитии национальных отношений, национальной политики, о статусе национальных меньшинств, а также программные документы и основные решения государственных органов и общественных объединений, статистические сборники, материалы переписей населения, материалы периодической печати.

Теоретическое значение и практическая ценность диссертации. Научные выводы и обобщения, содержащиеся в диссертационной работе, могут стать основой для правильного понимания сущности * этнополитических процессов, их особенностей развития в условиях Таджикистана. Выводы исследования могут быть учтены при формировании и реализации национальной политики, при разработке социальных планов, особенно проблемы развития этнополитических отношений.

Положения диссертации могут быть всесторонне использованы при проведении мероприятий по оптимизации общественно-политической ситуации в стране.

Выводы диссертационной работы могут быть также использованы при чтении курсов политологии, философии, социологии, а также в воспитательной работе по формированию и развитию у молодежи культуры толерантного взаимодействия с окружающим миром.

Апробация диссертационной работы. Основные результаты исследования изложены в научных публикациях автора в рецензируемом ВАК-ом издании.

Основные положения диссертации были доложены на научно-практической конференции: «Таджикистан на пути интеграции с мировым сообществом» (Душанбе, 27 февраля 2004 г.) и т.д.

Диссертация была обсуждена на заседании отдела социальной философии Института философии имени А.М.Богоутдинова АН Республики Таджикистан • и рекомендована к защите.

Структура и содержание работы. Структура диссертационного исследования определена главной целью и основными задачами. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Турсунова, Тоджинисо Сайдуллаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стабильное развитие и достижение устойчивости социально-политического порядка во всяком обществе опирается не только на достаточное производство материальных благ, но и на качество социальных взаимодействий, отношений, складывающихся между их членами. Поэтому стремления к совершенствованию содержания этих взаимодействий и отношений всегда выступают главными задачами управления общественными процессами. Значение, вкладываемое в их содержание во всякой конкретной системе зависит одинаково как от ее целей развития, так и от ряда факторов, лежащих в культурном, политическом и социальном основаниях общественной жизни этих систем. Если на природу формирующихся социальных отношений в современном таджикском обществе смотреть с этой точки зрения, то не трудно в них заметить отпечаток вышеуказанных факторов, где каждый из них вносимыми ими изменениями в содержание этих отношений в то же время и сами тоже эволюционируют и совершенствуются. В этом двухстороннем взаимодействии, исходя из общих целей развития современного таджикского общества, формируется и совершенствуется толерантное качество социальных отношений.

Приоритет, отдаваемый ценностям толерантности в социальных отношениях современным таджикским обществом, прежде всего, вытекает из природы тех целей развития, к которым оно стремится после приобретения независимости. Как известно, эти цели, прежде всего, сводятся к построению демократического, правового и светского общества. А одним из необходимых элементов указанных-целей является утверждение толерантных взаимодействий в социальных отношениях. Так как межэтнические отношения являются неотъемлемой частью социальных отношений и их значение в гармонизации отношений различных групп и общностей несравнимо ни с чем, поэтому наиболее отчетливо степень утверждения ценностей толерантности отражается именно в них. Межэтнические взаимодействия представляют собой совокупность отношений этнических групп по поводу их доступа к основным ресурсам общества для сохранения. и. расширения своих жизненных пространств. Всегда эти отношения содержали в себе противоречия, исходя из не одинаковой степени доступа всех к этим ресурсам. Это естественно, если иметь в виду, что ресурсы не всегда могут быть достаточными для всех на пути их стремления к удовлетворению своих потребностей. Поэтому конкуренции, противоречия, возникающие на этой почве, как на индивидуальном, так и на групповом уровнях, всегда требовали выработки соответствующих механизмов регулирования. Природа этих механизмов не всегда носила одинаковый характер, и их содержание постоянно трансформировалось по мере усложнения общественных отношений. В условиях демократического режима и соответствующих принципов управления общественными процессами, следование ценностям толерантности в решении вышеуказанных проблем, между различными группами и общностями выходит на передний план. Многие трудности, ставшие на пути гармонизации межэтнических отношений в РТ в начале независимости, вытекали из недоучета новых представлений о структурных основаниях межэтнических отношений. Ибо в современном мире старые представления о межэтнических отношениях, согласно которым если раньше считалось, что их различие стирается в рамках национальных сообществ, а сегодня предполагается ими. Развернувшиеся в годы гражданского противостояния события изменили этнические установки отдельных групп населения друг к другу. Гражданское противостояние привело к всплеску негативных эмоций и поведений отдельных этнических групп по отношению к другим, что они начинали испытывать соответствующее чувство страха, недоверие друг к другу. С приложением неимоверных усилий, преодолевая эти трудности сегодня, таджикское общество подошло к тому, что постепенно ситуация кардинально начала улучшаться, и это вносит изменения в настроениях этнических установок.

В то же время, хотя сегодня негативные эмоции, связанные с межэтническими отношениями, отодвинуты на обочину общественного интереса, однако это не должно считаться признаком отсутствия проблем на данном поле социального взаимодействия. Для того, чтобы общество смогло находить активные варианты реакций на вероятности появления таких опасностей необходимо постоянно проводить мониторинг ситуаций и совершенствовать степень участия государства в управлении этими процессами. На снятие негативных ожиданий участников взаимодействий и направление их в русле толерантности могут способствовать во многом механизмы государственной политики, особенно путем укрепления института национальной идентификации, скрепляющего «разные слои и структуры общества в более обширные категории». Однако практика показывает, что не всегда общенациональные символы идентичности находят приоритетное место в структуре идентификации различных этнических групп общества. Среди каждой этнической группы мы сталкиваемся с нацеленной на конструирование новой своей идентификации на основе собственной этнической культуры, отвечающей современным запросам группы. Поэтому поиск. решения этой проблемы должен быть одной из приоритетных задач управления социальными процессами со стороны институтов общества.

Таким образом, процесс расширения границ межэтнического толерантного взаимодействия представляет из себя часть масштабной трансформации общества, создающей основу для интеграции разных этнических групп вокруг общих целей и задач развития конкретного общества. Совершенно необоснованными выглядят те точки зрения, согласно которым этнопсихологический потенциал толерантного взаимодействия разных этнических групп раз и навсегда задан культурными традициями и их ценностями. В то время как многие ценности, лежащие в основе укоренения толерантного взаимодействия, создаются в процессе совместной жизни и деятельности всех социальных слоев и субъектов конкретного общества. Часто приемлемые формы толерантного взаимодействия моделируются социальными институтами общества с целью достичь симметричного взаимодействия между членами общества для выработки и предложения им лучшего способа достижения ими своих целей и социального комфорта.

Всестороннее изучая проблемы развития межэтнических отношений на современном этапе общественного развития, мы пришли к следующим основным выводам:

1. Процесс становления толерантных межэтнических отношений является частью трансформации общества. Как в прошлые времена, так и по настоящее время сформулировать единую и отвечающую целям развития всех обществ концепцию маловероятно.

2. В -процессе становления и развития наций и национальных отношений определяющая роль принадлежит политике регулирования социально-экономической и иной деятельности наций, в действиях ведомств на тех или иных территориях, в развитии национальной самобытности.

3. В процессе развития наций и национальных отношений важное место принадлежит проведению в жизнь научно обоснованной национальной политики. Она позволит сломать систему торможения и накопления конфликтности в национальных отношениях, обеспечить их гармонизацию.

4. Национальная политика в СССР проводилась по разному, в зависимости от проблемы, протекала в разных степенях. В частности в первое десятилетие, национальная политика базировалась на обезличенной предельной механической и функционалистской основе. Разрешение национальных проблем мыслилось через механизмы "партийного руководства". Политический режим демонстрировал приверженность принципу "одна нация - одно государство". Такое отношение противоречило этнополитической ситуации в стране. В результате границы образовавшихся республик часто не совпадали с историческим ареалом расселения того или иного этноса.

5. Несмотря на ошибки и недочеты в национальной политике, она стала одним из основных факторов прогресса национально-территориальных образований в развитии промышленного потенциала, науки, образования, культуры. Вместе с тем извращались принципы федерализма в межнациональных отношениях. - Постепенно сужались права национальных территориально-административных единиц. Нарушались законности в сфере межнациональных отношений, в частности, выселение отдельных народов, обвинения в национализме и т.д. Проявили недостаточное внимание к отдельным национальным общностям.

6. Распад СССР привёл к новому мировому политическому порядку. Демократические реформы сопровождались ростом национального самосознания, стремлением национально-этнических общностей к самостоятельному устройству основ общественной жизни. Национальные движения сыграли активную роль в разрешении тоталитарных структур. Крайний национализм стал реальным фактором нестабильности общества. Появились и активизировались межнациональные конфликты, нежеланные миграции национально-этнических общностей и другие проблемы;

7. В современных условиях процесс национального возрождения встречает большие трудности. Абсолютизируется идея национальной государственности. Утверждается установка на преимущественное право титульных наций. Национальная политика современности, как в прежние десятилетия, утверждает институт национально-культурной автономии, право на которую имеют все национальные общины.

8. Основными направлениями национальной политики являются: создание основ национального возрождения всех народов Таджикистана; закрепление • статуса национально-культурной автономии; обеспечение участия представителей различных национальностей в органах власти; свободная рыночная экономика как основное средство против национального сепаратизма; учет национальной специфики в ходе экономического развития; • обеспечение оптимального развития таджикского языка как государственного на всей территории Таджикистана и свободу использования языка общения между представителями разных наций и народностей.

9. Основным принципом национальной политики в условиях Таджикистана является территориальная целостность и национально-государственное единство Таджикистана.

10. Таджикистан развивается в условиях постконфликтной ситуации. Такое положение ещё долго влияет на другие процессы общественной жизни. Исходя из этого конфликтогенная ситуация и межнациональные конфликты не могут рассматриваться как внутреннее дело отдельных государств. В концепцию государственной национальной политики должен быть положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения межнациональных и внутринациональных конфликтов.

11. Основу нового концептуального подхода национальной политики составляет представление о незавершенности процесса национальной консолидации таджикистанцев как граждан единого унитарного государства.

12. На современном этапе развития Таджикистана взаимоотношения и . взаимодействия национального меньшинства и национального большинства является основным вопросом развития национальных отношений. Данная проблема в политическом плане приобрела особую остроту во всей Центральной Азии. Главным вопросом является вопрос о власти, об участии национальных меньшинств в управлении обществом.

Для национального меньшинства Таджикистана проблема разрешима в следующих направлениях; мигрировать на историческую родину; принять нынешние условия как таковые; создание общинного образа жизни с национально-культурной автономией и национально-пропорциональным представительством в органах государственной власти.

13. В современном Таджикистане в развитии национальных отношений определились два основных направления; подъём таджикского национализма как защитная реакция на угрозу расчленения страны и оскорбления национального достоинства; усиление взаимоотношений между национальным большинством и национальным меньшинством.

14. Внешнеполитический курс Таджикистана как национального государства исходит из всестороннего анализа современной, мировой обстановки, её основных тенденций, соотношения и расстановки политических сил на мировой арене, основывается на принципах равноправия и прагматизма, с учетом национальных, политических и культурных интересов страны, с целью защиты прав и интересов людей.

На основе теоретического исследования и обобщения процесса развития национальных отношений и национальной политики в условиях современного Таджикистана, анализа международных документов, программных документов и основных решений государственных органов и • общественных объединений по дальнейшему совершенствованию национальных отношений и выработке оптимальной национальной политики считаем, что в целях совершенствования национальной политики в условиях Республики Таджикистан необходимо реализовать следующие мероприятия:

- в основу концепции национальной политики должна быть положена идея сохранения и укрепления унитарного таджикского государства как общей Родины народов, живущих на её территории;

- политические силы должны руководствоваться идеей возрождения национальной государственности как интегрирующей силой всего населения Таджикистана; разработать правовые основы национального возрождениянародов Таджикистана, , её структуры, статуса национальных меньшинств и их руководство; в действительности обеспечить участие в органах государственной власти представителей различных национально - этнических общностей и устранить явные диспропорции в вопросах распределения власти; осуществлять в сфере хозяйствования свободную рыночную экономику. Она станет мощным средством в борьбе против национального и регионального сепаратизма. Экономическое преобразование должно учитывать этническую структуру населения; обеспечить оптимальное соотношение функций таджикского языка, как государственного на всей территории Таджикистана и всестороннее развитие родных языков среди национальных меньшинств;

- утверждать приоритет права и свобод людей, граждан независимо от национальной принадлежности и места проживания;

- достичь и укреплять межнациональное согласие и доверие, выявить противоречия в сфере межэтнического взаимодействия и своевременно искать пути их решения; в основе национальной политики Республики Таджикистан должен быть положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения межнациональных конфликтов. Государственные органы, в случае необходимости, на законном основании должны использовать силу, для локализации вооруженных столкновений, разоружения незаконных вооруженных формирований, пресечения деятельности организаций и лиц, проповедующих национальную рознь и призывающих к насилию на почве национализма;

- активизировать борьбу с местничеством, национальной замкнутостью, национальной ограниченностью, элементами шовинизма. Уделить должное внимание специфическим формам интернационального воспитания в связи с усилением миграционных процессов, увеличением числа беженцев и вынужденных мигрантов; создать в структурах государственной власти подразделения специалистов, прежде всего, этнополитологов, призванных содействовать реализации этнонациональных программ развития, сохранению национального согласия, быстрому устранению возникающих этнонациональных конфликтов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Турсунова, Тоджинисо Сайдуллаевна, 2009 год

1. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. — М., 2001.

2. Абдулатипов Р.Г. Россия: национальное возрождение и межнациональное сотрудничество. Приоритеты национальной политики. М., 1994.

3. Абдулатипов Р.Г. Заговор против нации: национальное и националистическое в судьбах народов. СПб, 1992. - 225с.

4. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество,- М.: Политиздат, 1991. 224с.

5. Абдулатипов Р. Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991. - С. 169.

6. Авсетьев А. В., Авсетьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. -Ставрополь: Став. Гос. пед. ин-т., 1993. 221с.7. * Агаев А. Г. Судьбы народностей. М.: Политиздат, 1978.- С.112. '

7. Алимов Р., Саидов М. Национальный вопрос: расчёты и просчёты (точка зрения). Душанбе: Ирфон, 1991. - 154с.

8. Абдулатипов Р. Г. О национальном согласии и сегодняшней действительности // Жизнь национальностей. 1993. - №12.

9. Абрахам Г. Маслов. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 1999. - 479с.

10. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М., 2000.

11. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы.- М.: Прогресс, 1972.- 392с.

12. Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во Междунар. Ун-та Бизнеса и Управления, 1996. - 560с.

13. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. — М.: «Канон-пресс Ц», «Кучково поле», 2001. - 288с.

14. Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии: Опыт реконструкции мировосприятия. М.: Наука, 1984. - 282с.

15. Апокалипсис смысла: Сборник работ западных философов XX XXI вв. - М.: Алгоритм, 2007.- 272с.

16. Арне К. Зайферт. Фактор ислама и стратегия стабилизации ОБСЕ в ее Евроазиатском регионе. — М., 2002. с.50.

17. Аш Шерози Садр ад - Дин. Престольная мудрость. -М.: Восточная литература, 2004. - 250с.

18. Багромов. Э.А. Национальные проблемы в современных условиях. М.: Политиздат, 1998 . - с.200.

19. Беджанова М.Б. На пути национального возрождения. -Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1992. 335с.

20. Бергер П., Бергер Б., Коллинз Р. Личностью ориентированное социология.- М.,2004. 608с.

21. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Междунар. отношения, 2005. - 256с.

22. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.: Изд-во иностр. лит-ры., 1961. - 895с.

23. Бланшо М., Зомбарт В. Тень парфюмера. М.: Алгоритм, 2007. - 288с.

24. Блок М. Апология истории. М.: Наука, 1986. - 256с.

25. Богатуров А.Д. и др. Национальный интерес в Российской политике / А. Д. Богатуров, М. М. Кожокин, К.В.Плешаков //Свободная мысль. 1992.-№5. - С. 34 - 44.

26. Бромлей Л. Ю. Очерки теории этноса. М., 1983.

27. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio Logos, 1993. — 336с.

28. Вайси Дж. Б. Дух мусульманского права СПб: Изд-во «Диля», 2008. - 320с.

29. Валлерстайн И. Конец ' знакомого мира: Социология XXI века. М.: Логос, 2003 - 368с.

30. Вебер М. Избранное. Образ общества. — М.: Юрист, 1994. 704с.

31. Вдовин А.И. Политология национальных отношений и национальной политики в СССР как фактор его нестабильности и распада // Представительная власть. -1996. № 3- 4.

32. Вдовин А. И. Особенность этнополитических отношений и формирование новой государственности в России: (Исторические и концептуальные аспекты).- М: РАУ, 1993. С.72.

33. Вдовин А. И. Этнополитика и формирование новой государственности в России // Кентавр. — 1994. № 1.

34. Взаимодействие культур Востока и Запада / АН СССР. Научный Совет по истории мировой культуры; Отв. ред. Е.П. Челышев. М., 1987. - Вып.1.- 200с.

35. Взаимодействие культур Востока и Запада / АН СССР. Научный Совет по истории мировой культуры; Отв. ред. Е.П. Челышев. М., 1991. - Вып. 2.- 168 с.

36. Газзоли М. Опровержение философов. Душанбе: Дониш, 2008. - 554с.

37. Геллнер Э. Нация и национализм: Пер. -с англ./ Ред. и послесл. И. И. Крупника. М.: Прогресс, 1991. — 320с.

38. Гидденс Э. Социология. М., 1999. - 704с.

39. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структуризации. — М.: Академический проект, 2003,- 528с.

40. Гиёев К.Х. Национальный интерес (теоретико-прикладные аспекты на примере Республики Таджикистан). Душанбе: Санадвора, 1999.

41. Горовитц Д. Теория межэтнического конфликта // Этнос и политика: Хрестоматия. М.: УРАО, 2000 — 225с.

42. Гофман И. Порядок взаимодействия // Теоретическая социология. Антология: В 2-х частях, М.: Книжный дом «Университет», 2002. -4.2. -С. 89.

43. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2001.- 464с.

44. Громов И. и др. Западная социология / И.Громов, А. Мацкевич, В. Семёнов. СПб: Изд-во «Ольга», 1997. - 372с.

45. Грюнебау Г. Э. Классический ислам. Очерк истории: (600 -1258).-М.: Наука, 1986. 216с.

46. Гумилев Л. Н. От Руси до России. -М., 2001.

47. Гумилёв Л. Н. Этногенезис и биосфера Земли. Л., 1990.

48. Гумилев Л. Н., Иванов К. П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социологические исследования 1992. - № 1,- С. 50- 57.

49. Дадабаева З.А. Таджикистан: межнациональные отношения в период трансформации общества.- Душанбе: Ирфон, 2000.

50. Данилова E.H. Социальные идентификации в трансформирующемся обществе // Социальные трансформации в России: теория практики, сравнительный анализ. М.: Флинт,2005.-353с.

51. Демократия: конфликтность и толерантность.- Воронеж, 2002. -242с.

52. Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический проект, 2000. - 495с.

53. Джононов С. Общее и особенное в формирование и развитие социалистических национальных отношений. -Душанбе: Дониш, 1987 .- 216с.

54. Джунусов В.М. Введение в марксистско- ленинскую теорию нации. Ашхабад, 1985. - С.5.

55. Джунусов М. С. Национализм в различных измерениях. Алма-Ата: Казахстан, 1990.-С. 197.

56. Джунусов М. С. Общественный прогресс и национальные отношения. -Алма-Ата: Казахстан, 1976. С. 188.

57. Диноршоев М. Историческое значение Сессии Верховного Совета Республики Таджикистан (12 созыв). // Материалы международного симпозиума (1-2 ноября 2002, г. Душанбе). Душанбе: Деваштич, 2002. —131с.

58. Додихудоев X. Культура и цивилизация. Истины и парадоксы традиции.- Душанбе: РТСУ, 2006.-4.1.-354с.

59. Додихудоев X. Община и общинное сознание. Душанбе, 2007. - 177с.

60. Дойч К. Национальная интеграция: обзор некоторых концепций и исследовательских подходов // Этнос и политика: Хрестоматия. М.: УРАО, 2000. -225с.

61. Дробижева Л. М. Духовная общность народов СССР: (Историко-социологический очерк межнациональных отношений). М.: Мысль, 1988.-С.160

62. Дробижева Л.М. Формирование культуры межнационального общения // Социальная- политика и национальные отношения. М.,1982. — С.166- 174.

63. Духовная культура и этническое самосознание нации. -М., 1990. Вып. 1.

64. Духовная культура и этническое самосознание нации. — М., 1991. Вып.2.

65. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.- 432с.

66. Ерасов Б. С. Социальная культурология. — М.: Аспект, пресс, 1996. -591с. "

67. Жарников А.Е. Национальные отношения: проблемы, перспективы. М.: Мысль, 1988.

68. Западноевропейская социология XIX — начала XX веков / Под ред. Добренкова М.: Изд-во Междунар. Ун-та Бизнеса и Управления, 1996. - 520с.

69. Зейферт А., Крайкемйер О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ. Душанбе: Изд-во «Шарки озод», 2003.- 269с.

70. Зомбарт В. Избранные работы. М.: Изд. дом. «Территория будущего», 2005. - 344с.

71. Зорин В.Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспективы. М.,2003.

72. Иванов В.Н. Межнациональная напряженность в региональном аспекте // Социологические исследования. -1993. № 7. - С. 58-66.;

73. Идиев X. Традиция и новация в контексте изменения общественной жизни в Таджикистане. Душанбе: Ирфон, 2007.

74. Кандаль П. Е. Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире // Полис. 1994. - № 6. - С. 6-15.

75. Кармышева Б.Х. Узбеки-лакайцы южного Таджикистана. -Сталинабад: Из-во АН Тадж. ССР, 1954. С.43.

76. Клягин Н. В. От доистории к истории: Палеосоциология и социальная философия. М.: Наука, 1992. - 188с.

77. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории.- М.:Наука, 1980. 485 с.

78. Конститусияи (Сарконуни) Чумхурии Точикистон = Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2003. -34с.

79. Концепция историко- культурной самобытности Латинской Америки. М.: Наука, 1987. - 187с.

80. Косач Г.Г. Таджикистан: национальные интересы и внешняя политика // Свободная мысль. -1997. -№5.

81. Косимова Р. «Политика»- правовой аспект проблем развития и консолидации этнических меньшинств в современном Таджикистане. Душанбе, 2006.

82. Куличенко М. И. Нации и социальный прогресс. М., 1983.

83. Ланщиков А.П. Национальный вопрос в России. М.: Современник, 1991

84. Левада Ю. Ищем человека. Социологические очерки, 2000-2005. М.: Новое изд-во, 2006. - 384с.

85. Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки, 1993-2000. М., 2000. - 576с.

86. Липовецкий Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб, 2001. -133с.

87. Логос: Ленинградские междунар. чтения по философии культуры. Кн.1: Разум. Духовность. Традиции. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-254с.

88. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. М.: Прогресс, 1991.-410с.

89. Лурье C.B. Историческая этнология. -М.: Аспект пресс, 1997. 448с.

90. Мамадазимов А. Политическая история таджикского народа. Душанбе: Дониш, 2000. — 360с.

91. Мамонова М. А. Запад и Восток. Традиции и новации рациональности мышления. М., 1991. - 195с.

92. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения X В 30-ти томах. М., 1955. - Т.4. - 615с.

93. Масов Р. М. История топорного разделения. Душанбе: Ирфон, 1991. - 192с.

94. Межнациональные отношения в Российской Федерации. -М., 1991.-С.67.

95. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР: (Опыт социально-философского анализа) / Отв. ред. В.М. Семёнов. М.: Наука, 1991. -234с.

96. Медведев Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. М., 1993.

97. Мердок Дж. П. Социальная структура. М,: ОГИ, 2003. -608с.

98. Местничество и пути его преодоления. Душанбе: Дониш, 1997. - 184с.

99. Мнацаканян М.О. Нация и национализм. Социология и психология национальной жизни. М., 2004.

100. Мумтян М.А. Национализм в эпоху постиндустриализма: попытка нового прочтения// Кентавр.1991. -№ 1. С.12-19.

101. Мыслящая Россия.- М.: Наследие Евразии, 2006. 386с.

102. Наймов М. Социально-экономические основы сближения социалистических наций. -Душанбе: Ирфон, 1-986. 256с.

103. Нансо М.Д. Интернационализация национальной жизни:сущность, тенденции развития. Ставрополь, 1991. -176с.

104. Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др. М.: Праксис, 2002. -416с.

105. Национальная доктрина в России: (Проблемы и приоритеты).- М.:Агентство «Обозреватель»,1994. 501с.

106. Национальная политика государства: Сб. документов / Сост. И. Усманов, Т. Бозриков. Душанбе, 2002.

107. Национальные отношения в России в 1992 году. М.: НИСИП, 1993. - С. 81.

108. О некоторых национальных проблемах в период становления Содружества Независимых Государств: Сб. статей / Ред. колл.: JI. Я. Дадиани, М. С. Джунусов. М.,1992. С.140.

109. Одиссей. Человек и история: Исследование по социологической истории и истории культуры. 1989. — М.: Наука,1989.-197с.

110. Олимов М. Межтаджикский конфликт: путь к миру. -М.,1998.

111. Осипова О. А. Американская социология о традициях в странах Востока.— М.,1985. С. 145.

112. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. -Самара: Изд. дом «Бахрах», 1999. -Т.1. 608с.

113. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. -Самара: Изд. дом «Бахрах», 1999. —Т.2. —576с.

114. Расулов К., Гулахмедов М. Равандхои милли ва сиёсии истиклолияти Точикистон. Душанбе: Матбуот 2001. -125с.

115. Рахманов Д. и др. Национальные отношения и их политико-правовое регулирование: совершенная мировая практика.- Ташкент, 1990.

116. Рахмон Э. Великий Имам // Азия плюс. -2009. -26февраля

117. Рахмонов Э.Ш. Выступление Президента Республики Таджикистан перед членами Общественного Совета. 21 октября 2002г. // Бюллетень Общественного Совета. -2002. -№3-4.-С.4.

118. Рахмонов Э.Ш. Независимость Таджикистана и возрождение нации.- Душанбе: Ирфон,2006. -Т.2.- С.171-174.

119. Рахмонов Э.Ш. Независимость Таджикистана и возрождение нации.- Душанбе: Ирфон,2006. -Т.З.- С. 423-424.

120. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток: ^Сб. статей. / АН СССР. Ин-т философии. М.: Наука, 1990. - 280с.

121. Рикёр Поль. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера.-М.:Искусство,1996. 270с.

122. Рикёр Поль. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.:Медиум, 1995. - 414с.

123. Российский духовный опыт. Л.: Изд-во ЛГУ, 1992. - 168с.

124. Россия реформирующаяся / Под ред. JI. М. Дробижевой. -М.: Acadymia, 2002. -368с.

125. Садохин А.П., Грущевицкая Т.Г. Этнология. М.:Изд. центр «Академия», 2003. -214с.

126. Саидов А. Человек как субъект социального действия. -Минск, 2000.

127. Саидкосимов С.С. Развитие нации: гуманистическая перспектива // Человек и политика.-1991.-№ 7-9.-С. 101114

128. Самосознание европейской культуры — М.: Политиздат, 1991. 365с.

129. Сафаров С.С. Роль советской национальной государственности в формировании и развитии социалистической культуры народов СССР: ( На примере республик Средней Азии и Казахстана): Автореф. дисс. канд. философ, наук. М.,1985.

130. Семеникова Л.И. Цивилизации в истории человечества.-Брянск, 1998. -340с.

131. Семенова В.В. Введение в гуманитарную социологию. -М.: Добросвет, 1998. 292с.

132. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М.: Флинт, 2005. - 320с.

133. Смирнов С. Н., Сидорина Т. Б. Социальная политика. -М.: Изд-во ТУ ВШЭ, 2004. 431с.

134. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543с.

135. Социальные трансформации в России: теория, практика, сравнительный анализ М.: Флинт, 2005. - 584с.

136. Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. М.:Восточная литература, 1998. - 527с.

137. Старостин Б.С. Социальное обновление: схемы и реальность: (Критический анализ буржуазных концепций модернизации развивающихся стран).- М.: Политиздат, 1981. 165с.

138. Старченков Г. Новосуверенные «мусульманские республики»: лавина проблем // Азия и Африка. 1993. -№7. - С. 7 - 12.

139. Степенянц М. Т. Мир Востока: философия: простое настоящее, будущее.- М.: Восточная литература,2005. — 375с.

140. Тагаев Д.С. Аграрная политика Таджикистана.-Душанбе: Ирфон, 2001. 3 12с.

141. Тагаев Д.С. Рынок и социальное развитие Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 1997. -192с.

142. Тагаев Д. С. Таджикистан: прошлое, настоящее, будущее. Душанбе: Ирфон, 1994. -189с.

143. Тагаев Д.С., Аитов Н. А. Пути развития Таджикистана. — Душанбе: Ирфон, 1994. -176с.

144. Таджикская поэзия. Сталинабад: Гос. изд-во Тадж. ССР, 1949. С.129.

145. Теннис Ф. Общность и общество // Теоретическая социология: В 2-х частях. М., 2002. - 4.1. - С.242-243.

146. Теоретическая социология: Антология: В 2-х частях. М.: Кн. дом «Университет», 2002. - 4.2. - С.432.

147. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985. - 471с.

148. Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России. М., 1995.

149. Тишков В. А. Межнациональные отношения в Российской Федерации. М., 1993.

150. Тишков В.А. Этнос и политика: статьи 1989-2004гг.11. М.: Наука, 2005. -240с.

151. Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность; Социологические очерки. М., 2003.

152. Троицкий Е.С. О русской идее. Очерк теории возрождения нации. В 2-х частях.-М.,1994.-С. 313.

153. Уорд JI. Психологические факторы цивилизации, -СПб: Питер, 2002. 352с.

154. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: Монография / Отв. ред. H.A. Купина, М.Б. Хомяков. Екатеринбург, 2003. - 550с.

155. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб: Универ. книга, 1997. -576с.

156. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: Изд-во ACT, 2003. -474с.

157. Хабермас Ю. Техника и наука как идеология. М.: Праксис, 2007. - 208с.

158. Хабермас Ю. Философический дискурс о модерне. М.: Изд-во «Весь мир», 2003 -416с.

159. Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытания национального самосознания. СПб: Петрополис, 1993. - 119с.

160. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое изд-во, 2007. - 348с.

161. Ханыков Н.В. Записки по этнографии персов. —Душанбе: Ирфон, 1992. -160с.

162. Хейзинга Й. Осень средневековья.-М.:Наука,1980. 415с.

163. Хобсбаум Э. ' Век Капитана. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. - 480с.

164. Цамерян И.П. Национальные отношения в СССР. М.: Мысль,1987. - 181с.

165. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М.: Наука, 1990.

166. Шарипов И. Закономерности формирования социалистических общественных отношений в Таджикистане. -Душанбе: Дониш, 1983. -196с.

167. Шозимов П.Д. Нация со стороны стабилизирующих социокультурных факторов // Местничество и пути его преодоления. Душанбе, 1997. - С.164.

168. Шозимов П.Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане.—Душанбе: Ирфон. -2003. 144с.

169. Шпенглер Закат Европы: В 2-х томах.- М.: Айрис -Пресс, 2003. Т.1. - 528с.

170. Шпенглер Закат Европы: В 2-х томах.- М.: Айрис -Пресс, 2003. Т.2. -624.

171. Шюц А. Избранное. Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004.-С.105.

172. Эволюция восточных обществ: анализ традиционного и современного. М.: Наука, 1984. - 581с.

173. Эёзенштадт Ш. Революция и преобразование общества. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект пресс, 1999. - 416с.

174. Эллиас Н. Общество индивидов: Пер.с нем. М.: Праксис, 2001. - 336с.

175. Эллиас Н. Придворное общество. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 368с.

176. Этнология в США и Канаде:'Сб. статей. М.: Наука,1989. — 328с.

177. Этнос и политика: Хрестоматия / Авт.-сост. А. Празацеков.- М.: Изд-во УРАО, 2000. 400с.

178. Ясйерс К. Всемирная история философии. М.: Наука, 2000. -272с.

179. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Политиздат, 1991. -527с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.