Музыкальная культура европейских тоталитарных систем: фашистская Италия, Третий рейх, СССР тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Цимбал, Марина Федоровна

  • Цимбал, Марина Федоровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 153
Цимбал, Марина Федоровна. Музыкальная культура европейских тоталитарных систем: фашистская Италия, Третий рейх, СССР: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2015. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Цимбал, Марина Федоровна

Оглавление

Введение

1. Тоталитарные системы и музыка. \

1.1 Основные черты тоталитарной культуры

1.2. Музыка в контексте тоталитарной культуры™

2. Характеристики тоталитарной музыкальной культуры 1.1 Состав и структура тоталитарной музыкальной

культуры

2.1 Диктат социальных предустановок музыкальной культуры тоталитаризма

3.Тоталитарные музыкальные культуры: фашистская Италия, Третий рейх, СССР.

3.1. Музыкальная культура фашистской Италии

3.2. Музыкальная культура Третьего рейха

3.3 Музыкальная культура СССР

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальная культура европейских тоталитарных систем: фашистская Италия, Третий рейх, СССР»

Введение Актуальность

XX век вызвал к жизни целый ряд тоталитарных режимов, подавляющее большинство из которых реализовались в европейских государствах. Тоталитаризм охватил обширные по территории регионы и длительные периоды времени в их истории; среди европейских тоталитарных систем наиболее значимыми, безусловно, являются те, что возникли в СССР, Третьем рейхе, фашистской Италии. Культурный опыт фашизма и коммунизма оставил глубокие следы в итальянской, немецкой, русской культурах, в силу чего изучение и анализ тоталитарной культуры этих систем - как в целом, так и отдельных ее элементов, -является актуальным. Изучение тоталитарной культуры дает возможность получить ценный материал: культурный опыт тоталитарного общества является поучительным и важным, в том числе и в условиях роста религиозного национализма, с которым человечеству пришлось столкнуться на рубеже тысячелетий. В этой связи необходимо отметить, что после прекращения существования тоталитарных систем ниша, освобожденная их идеологиями, оказалась заполненной именно религиозно-националистскими и экстремистскими воззрениями, что дополнительно обусловливает актуальность исследований культурного опыта тоталитарных систем в условиях современности. Неотъемлемой составляющей такого опыта является и музыкальная культура. Сегодня исследователь имеет уникальную возможность рассматривать европейский тоталитаризм как состоявшееся явление, с объективной точки зрения, лишенной политической ангажированности.

Музыкальное искусство сильно воздействует на реципиента, атакуя всю его

телесность. Еще Платон говорил о влияние музыки на организм человека.

Позднее было доказаны физиологические и соматические корреляты пульса и

дыхания испытуемых с высотой и силой звука, а также с его тембром, темпом и

з

характером звучащих произведений. В значительной степени на состояние слушающего музыку влияет ее ритмическая структура, а также интонационная основа. В связи с этим музыка является одним из востребованных средств пропаганды и ментальной манипуляции, а значит, экзистенциальной настройки, -а потому и зоной особого внимания и «заботы» идеологов и практиков тоталитаризма. В силу этого при изучении тоталитарной культуры сфера музыки является одной из показательных. Кроме того, необходимо отметить, что именно музыкальная культура как неотчуждаемая часть тоталитарной культуры недостаточно исследована; настоящая работа предполагает в некоторой степени ликвидировать этот пробел. Исследование музыки тоталитаризма позволит сформировать более полное представление об истории и эволюции культуры.

Степень научной разработанности темы Тема тоталитарной музыкальной культуры Италии, Третьего рейха и СССР является малоизученной. Имеется определенное количество работ, посвященное рассмотрению музыкальных культур изучаемого периода, однако вопрос о влиянии тоталитарного режима на музыкальную культуру рассматривается редко.

Сфера тоталитаризма, тоталитарных режимов и тоталитарной культуры изучена достаточно обширно. Проблемы тоталитаризма освещаются в работах X. Арендт', Р. Арона2, Б. Бессонова3, 3. Бжезинского4, К. Гаджиева5, И. Голомштока6, Э. Канетти7, Ю. Котлинского8, М. Рыклина9, В. Диановой10, И. Сохань11, С.

'Лремдт, X. Истоки тоталитаризма. - М„ 1996. - 672 с.

2 Арон, Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993. - 303 с.

3 Бессонов, Б.Н. Фашизм: идеология, политика. М., 1985. - 279 с.

4 Бжезинский, 3. Большой провал: Рождение и смерть коммунизма в двадцатом веке. - Нью-Йорк, 1989. - 242 с.

5 Гаджиев, К. Тоталитаризм как феномен 20 века. / Гаджиев К. // Вопросы философии. - 1992,. - №2. - С. 3-25.

6Голомшток, И. Н. Тоталитарное искусство. - М.: 1994. - 296 с.

7Канетти, Э. Масса и власть. - М.: 1997.-527 с.

8Котлинский, Ю. Фашизм и монументальное искусство / Котлинский Ю. // Искусство. - 1934. - № 4. С. 186-198.

9Рыклин, М. К. Террорологики. - Тарту-Москва: "Эйдос", 1992. - 224 с.

10Дианова, В. М. Культурология: основные концепции: Учеб. Пособие. - СПб: 2005. - 280 с.

4

Баррона12, Ф. фон Хайека13, А. Марковой14, О. Пленкова15, И. Солоневича16, П. Тольятти17, Я. С. Дробкина и Н. П. Комоловой18, В. Шенталинского19, X.

0С\ il "il -у-у л ^

Понтера , В. Любина , Е. Притчиной , Н. В. Ковалевой , Л. Китовой , А. Хрякова25, А. Шадт26, А. Белюкова27, Г.Мосса28, Дж. Феста29 , X. Гроссханса30,в

"Сохань, И. В. Антикультура тоталитарности [Электронный ресурс] / И. В. Сохань - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibIioîek_Buks/Polit/ArticIe/soh_antitot.php

12Barron S. Exiles + émigrés: The flight of Europ. artists from Hitler [Publ. in conjuction with the exhib., Los Angeles conty museum of art, Febr. 23 - May 11 1997 etc.] /Stephanie Barron with Sabine Eckmann; Contributions by Matthew Affron. - Los Angeles New York : Los Angeles county museum of art Abrams, 1997. - 432 p.

13Хайек, Ф. Дорога к рабству/Ф. Хайек//Вопросы философии. - 1990. -№10. С. 131-151.

14 Маркова, А. Н. Культурология. История мировой культуры. - М.: 2005. - 600 с.

15Пленков, О. Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. - СПб: 1997. -570 с.

16 Солоневич, И. Л. Диктатура слоя. - Буэнос-Айрес, 1956. - 270 с.

17 Тольятти, П. Лекции о фашизме. - М., 1974. - 200 с.

18 Тоталитаризм в Европе XX века: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. / Рук. авт. кол.: Я. С. Дробкин, Н. П. Комолова; Институт всеобщей истории РАН. Центр германских исторических исследований и "Мюльхаймская инициатива". — М.: Памятники исторической мысли, 1996. - 540 с.

19Шенталинский, В. А. Рабы свободы: В литературных архивах КГБ. - М.: 1995. - 389 с.

20 Понтер, X. Поющая родина. Советская массовая песня как выражение архетипа матери /X. Понтер // Вопросы литературы. - 1997. - № 4. С. 46-61; Гюнтер, X. Тоталитарное государство как синтез искусств. / X. Понтер // «Соцреалистический канон». - С. 7-15; Гюнтер, X. Художественный авангард и социалистический реализм / X. Гюнтер // «Соцреалистический канон». С.101-108

21 Любим, В. П. Тоталитаризм в Германии, Италии и СССР: споры историков. / В. П. Любин //«Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления: Материалы международной научной конференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып.З - Кемерово, 2003. С. 14-29.

22Притчина, Е. В. «Образ врага» как элемент тоталитарного сознания. / Е. В. Притчина // «Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления: Материалы международной научной конференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып.З - Кемерово, 2003. С. 106-110.

23 Ковалева, H. В. Россия и Германия: преодоление трудного прошлого. / H. В. Ковалева // «Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления: Материалы международной научной конференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). /Серия «Германские исследования». Вып. 3 - Кемерово, 2003. С.197-201.

24Китова, Л. 10. Ученый, наука и тоталитаризм (на примере истории археологии в Сибири в 1920-30е годы). / Л. Ю. Китова// «Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления: Материалы международной научной конференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып. 3 - Кемерово, 2003. С. 245-262.

25 Хряков, А. В. Немецкая историческая наука в структуре властных отношений Третьего рейха (институциональный аспект). / А. В. Хряков// «Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, путипреодоления:

5

работах Р. Э. Герцштейна31, А. Бурьяка32, Ф. Споттса33. Вопросы массовой музыкальной культуры освещаются в текстах А. Мешковой и А. Коробовой34, И. Корсаковой35, И. Земзаре36, В. Дашкевича37, В. Конен38, JL Четыркиной39.

Музыкальная культура тоталитарных систем изучена в меньшей степени, чем собственно тоталитарная культура. Необходимо отметить работу С. Богоявленского «Итальянская музыка первой половины XX века» (J1., 1986), в которой дан подробный анализ итальянской музыкальной культуры в контексте культуры фашистской Италии. Краткий, но информативный очерк этой

Материалы международной научной конференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып. 3 - Кемерово, 2003. С. 263-269.

26Шадт, А. А. Этническое самосознание депортированных народов в условиях спецпоселения (1940-1950-е гг.). / А. А. Шадт//«Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления: Материалы международной научной конференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып. 3 -Кемерово, 2003. С.269-281.

27Белюков, А. М. Идеал советского человека в художественной культуре 1930-1950-х гг. /Белюков А. М. //«Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления: Материалы международной научной конференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып. 3 - Кемерово, 2003.С. 282-293.

28Mosse G. Nazi Culture. - New York, 1966. - 456 p.

29Fest J.The Face of the Third Reich. - London, Penguin Books, 1970. - XIII, 402 p.

30Grosshans H. Hitler and the Artists. - New York —London, 1981. - 160 p.

31Герцштейн P. Э. Война, которую выиграл Гитлер. - Смоленск, 1996 - 602 с.

32Бурьяк, А. В. Эстетика национал-социализма. [Электронный ресурс] /А. В. Бурьяк. - Режим доступа: http://nazi-aesthetics.narod.ru/Index.htm.

33Spotts F. "Bayreuth. A history of Wagner festival".- Yale University Press, 1996; 198.Spotts F. «Hitler and the Power of Aesthetics». - Overlook press, 2003. - 334 p.

34Мешкова, А. С., Коробова, А. Г. Массовая музыкальная культура XX века. (Краткое изложение курса): Учебное пособие для гуманитарных вузов. - Екатеринбург, 2004. - 100 с.

35 Корсакова, И. А. Музыка XX века: Кризис или возрождение? Моногр. / И.А. Корсакова. - М.: МПГУ, 2009 - 137 с.

З63емзаре, И. Д. Взаимодействие серьезных и массово-развлекательных жанров в европейской музыке первой половины XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. - Л., 1984. - 16 с.

37 Дашкевич, В. С. Музыка и кино. - М.: ВГИК, 2001. - 48 с.

38Конен, В. Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. - М.: Музыка, 1994. - 157 с.

39Четыркина, Л. И. Массовая музыкальная культура. - Владивосток, 2007. - 130 с.

музыкальной культуры содержится в диссертационном исследовании Лебедь М. И. «Альфред Казелла и новая музыка Италии» (М, 2012). Характеристику музыкальной жизни Италии исследуемой эпохи содержат работы Г. Гатти40 и Г. Гаванеззи41, также посвященные жизни и творчеству А. Казеллы. Проблемы немецкой музыкальной культуры изучаемого периода рассматриваются в работе Ф. Роха «Немецкое искусство двадцатого века»42. Также необходимо отметить работу Дж. Марека43 о Р. Штраусе, где дается очерк музыкальной культуры эпохи жизни и творчества немецкого композитора. Вопросы, связанные с ролью наследия Рихарда Вагнера в немецкой музыкальной культуре в целом и в музыкальной культуре Третьего рейха в частности раскрываются в работах А. Лихтенберже44, Т. Манна45, Г. Грея46, А. Лосева47, С. Маркуса48, А. Штильмана49, Ф. Лаку-Лабарта50 и Ж. - Л. Нанси51, Д. Бэлана52. Кроме того, в последние годы В. К. Прайбергом53 был подготовлен ряд работ, также посвященных вопросам

^Gatti G. A. Primo incontro. / Gatti G. // Alfredo Casella. - Milano, Ricordi, 1958. - P. 9-16.

41Gjvazzeni G. II teatro. / Gavanezzi G. // Alfredo Casella. - Milano, Ricordi, 1958. - P. 71-86

42Roh F. German Art in the Twentieth Century. - London, 1968 - 516 p.

43Марек, Дж. Рихард Штраус. Последний романтик / Пер. сангл. И. С. Маненок, Р. С. Бобровой. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. - 389 с.

^Лихтенберже, А. Вагнер как поэт и мыслитель. - M.: 1997.-477 с.

45 Манн, Т. Страдания и величие Рихарда Вагнера.— Собр. соч., т. 10. — M., 1961. - 496 с.

46 Грей, Г. Вагнер. - Челябинск, 2000. - 174 с.

47 Лосев, А. Ф. Проблема Рихарда Вагнера в прошлом и настоящем. В кн.: Вопросы эстетики. Вып. 8. - M.: 1968. С. 144-153.

48Маркус, С. А. История музыкальной эстетики, т.2. - М., 1968. - 687 с.

49Штильман, А. Возвращаясь к Вагнеру [Электронный ресурс] / А. Штильман // Заметки по еврейской истории. -2006. - № 1(62). - Режим flOCTvna:http.7/berkovich-zamctki.com/2006/Zametki/Nomerl/Shtilmanl.htm: Штильман, А. Любите ли вы Вагнера? [Электронный ресурс] / А. Штильман // Вестник. - 2003. - № 18 (329), сентябрь 2003. -Режим flocTyna:http://www.vestnik.com/issues/2003/0903/koi/shtilman.htm.

50Лаку-Лабарт, Ф. «Música ficta». Фигуры Вагнера. - СПб: 1999. - 218 с. ........

51 Лаку-Лабарт, Ф., Нанси, Ж.-Л. «Нацистский миф». - СПб: 2002.-78 с.

52Бэлан, Д. Я, Рихард Вагнер... - Бухарест, изд-во молодежи, 1950.-283 с.

"Prieberg F. Musik im NS-Staat. - Frankfurt am Main, 1982. - 449 p.; Prieberg F. Musik und Macht. - Frankfurt am Main, 1992. - 313 p.;Prieberg, F. Trial of strength. Boston: Northeastern University Press, 1994. - 394 p.

7

музыкальной культуры Третьего рейха. Достаточно подробно исследована музыкальная культура СССР, в том числе и с учетом влияния на ее особенности тоталитарного режима. Следует упомянуть документальную работу «Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября» (автор-составитель С. Р. Степанова (М, 1972)), работы крупнейшего советских музыковедов Б. В. Асафьева54, И. И. Соллертинского55, J1. Н. Раабена56, работы Сохор А.57, Хубова Г.58, Ладыгиной А.59, Аравина П. и Лапченкова П.60, Комиссинского В.61, Рыжкина И.62, Нестьева И.63, Савченко И.64, Тифтикиди Н.65, Тельчаровой Р.66, Медведевой И.67, Хентовой С.68, Хохловкиной В.69, Кенигсберг А.70, Акопяна Л.71,

54Асафьев, Б. В. Бетховен (1827-1927). / Б. В. Асафьев // В кн.: Гос. Академическая филармония Ленинграда. Бетховен. (1827-1927). Л., 1927. С. 24-59.

55 Соллертинский, И. И. Романтизм: его общая и музыкальная эстетика. — M., 1962. - 18 е.; Соллертинский, И. И. Статьи о балете. — Л.: Музыка, 1973. - 208 е.; Соллертинский, И. И. «Фиделио» Бетховена. — Л., 1940. - 40 с.

56 Музыка советского балета. Ред. - составитель Л.Н. Раабен. - M., Государственное музыкальное издательство, 1962.-256 с.

57Сохор, A. H. Русская советская песня. - Л.: 1959.-508 е.; Сохор, А. Георгий Свиридов. М., 1972. - 320 с.

58 Хубов, Г. H. Хачатурян. -М.: 1967.-439 с. i

59Ладыгина, А. Б. Народность советской музыки. - Минск: 1961. - 38 с.

60Аравин, П., Лапченков П. Народное творчество - основа реалистической музыки. - Алма-Ата, 1961. -29 с.

6|Комиссинский, В. Г. Музыка наших дней. - Краснодар, 1972. - 41 с.

62 Рыжкин, И. Я. Назначение музыки и ее возможности. - M.: Музгиз, 1962. - 96 с.

63Нестьев, И. В. Жизнь Прокофьева. М.: 1973 - 662 е.; Нестьев, И. Народная песня как основа музыкального искусства. - М.: «Советский композитор», 1961. -43 с.

64 Савченко, И. Право запеть. К постановке кинооперетты «Гармонь» и «Иринкин рекорд» /Савченко И. // Советское кино. - 1934. - № 5. С. 57-61.

65Тифтикиди, Н. Ф. Музыка и ее роль в общественной жизни. - Алма-Ата, 1959. - 24 с.

66Тельчарова, Р. А. Музыка и культура. - М.: Знание, 1986. - 62 е.; Тельчарова, Р. Музыкально-эстетическая культура и марксистская концепция личности: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И. Ленина, 1989- 131 с.

67Музыка в борьбе с фашизмом: Сб. ст/[Составитель И.А. Медведева; Предисл. И. Нестьева]. - М.: Сов.композитор, 1985. - 246 с.

68Хентова С. М. Пламя Бабьего яра. Тринадцатая симфония Д.Д. Шостаковича. - СПб, 1997. - 111 е.; Хентова, С. Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. - 1996. Т. I. - М.: Композитор, 1996. - 464 с. Т. II. - 536 с.

69Хохловкина, А. А. Советская оратория и кантата. - М.: 1955. - 148 с.

Максименкова JI. В. , работы видного отечественного музыковеда Л. А. Скафтымовой . Яркий подробный портрет музыкальной культуры СССР дан в богато документированной работе Э. Роузберри74, посвященной жизни и творчеству Д. Д. Шостаковича, а также в работе о Шостаковиче К. Мейера . О влиянии тоталитарного режима Третьего рейха и СССР на судьбы некоторых немецких и советских композиторов рассказывает работа М. Калужского, дополненная компакт-диском, «Репрессированная музыка» (М., 2007).

Сравнительный анализ музыкальных культур Италии, Третьего рейха и СССР одновременно предлагается в содержательной работе музыковеда Ричарда Тарускина (Richard Taruskin), вышедший в свет в 2010 году, где проблемам тоталитарной музыкальной культуры посвящена одна глава. Комплексное культурологическое исследование тоталитарной музыкальной культуры (на примере фашистской Италии, Третьего рейха и СССР) проводится впервые.

Цель работы:

Цель работы заключается в комплексном культурологическом исследовании

особенностей тоталитарной музыкальной культуры (на примере музыкальных

!

культур фашистской Италии, Третьего рейха и СССР).

Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи: 1. Выявить место и роль музыки в тоталитарной культуре;

70 Кенигсберг, Л. К. Рихард Вагнер. Краткий очерк жизни и творчества. - Л., 1972; Кенигсберг, Л. Сто одиннадцать опер: справочник-путеводитель. - СПб, 2001. - 128 с.

71 Акопян, Л. О. Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии творчества. - СПб: 2004. - 473 е.; Акопян, Л. О русской музыке. Взгляд из-за океана [Электронный ресурс] /Л. О. Акопян //Израиль XXI. Музыкальный журнал. -2010 - № 22. - Режим доступа: http://www.21israel-music.com/Taruskin.htm.

72 Музыка вместо сумбура: Композиторы и музыканты в Стране Советов. 1917-1991. Автор-составитель: Максименков Л. В. Изд-во Международный фонд "Демократия", 2013. - 864 с.

73Скафтымова, Л. А. Национальное и интернациональное в советской музыке. - Л.: Ленингр. орг. о-ва "Знание" РСФСР, 1985; Некрасова, Г., Скафтымова, Л. История русской музыки: Программа-конспект для студентов дирижерско-хорового факультета. - СПб: 2010. - 16 с.

74Роузберри, Э. Шостакович (пер. с англ.) - Изд. «Урал LTD», 1999. - 212 с.

75 Мейер, К. Шостакович. Жизнь, творчество, время. - Молодая гвардия, 2006. - 120 с.

2. Определить характерные черты тоталитарной музыкальной культуры;

3. Проследить, каким образом тоталитарная идеология участвует в формировании особенностей музыкальной культуры;

4. Исследовать влияние идеологии тоталитарного режима на музыкальную практику (на примере фашистской Италии, Третьего рейха, СССР)

5. Провести анализ различных вариантов тоталитарной музыкальной культуры (фашистская Италия, СССР, нацистская Германия).

Источники

Философскими источниками настоящего исследования, послужили труды, освещающие проблемы культуры XX века: работы X. Ортеги-и-Гассета76, Э. Кассирера77, Э. Фромма78, Т. Адорно79, Т. Хоркхаймера80, Ф. Лаку-Лабарта и Ж. -Л. Нанси. Также мы опирались на труды по вопросам культуры XX века (в том

о « о-,

числе и музыкальной культуры) - исследования В. Аксенова , Б. Гройса , Е. Зайдель83.

В качестве источников использовались труды по проблемам тоталитарных режимов: итальянского (Л. Белоусова84, Б. Зингермана85, Б. Лопухова86, А.

760ртега-Гассет, X. Избр. произведения. М.: 1997. - 704 с.

77Кассирер, Э. Техника современных политических мифов / Кассирер Э. // Вестник МГУ. Сер. Филос. 1990. №2. С. 58-62.

78Фромм, Э. Бегство от свободы. - М.: 1991. - 270 с.

79Адорно, Т. Философия новой музыки. - М., 2001. - 343 с.

80Хоркхаймер, Т., Адорно, Т. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты. - М., СПб.: 1997. - 312 с.

81 Аксенов, В. Западно-европейская симфония 1920-1930 гг. в свете стилистических тенденций времени. - М.: 1979.-26 с.

82Гройс Б. Отстроенная идеология // Искусство кино. - 1994. - № 10; Гройс, Б. Утопия и обмен. - М.: 1993. С. 95-99.

833айдель, Е. Г. Авангардизм и интрореализм в музыке как два аспекта эстетики парадокса: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01. - М.: 1993. —26 с.

84 Белоусов, Л. С. Режим Муссолини и массы. - М.: 2000. - 366 с.

85 Зингерман, Б. (Ред.). Современное искусство. Италия: Кино, театр, живопись, скульптура, архитектура. - М: 1970.-226 с.

86 Лопухов, Б. Р. История фашистского режима в Италии. - М.: 1977. - 296 с.

Грегора87), немецкого (Л. Гинцберга88, С. Воропаева89, С. Хейк90), советского (В. Герцфельде и Г. Гросса91, А. Антонова-Овсеенко92, В. Арсланова93, М. Геллера94 и А. Некрича95, Е. Добренко96, К. Кларк97, В. Сойфера98, Г. Дадамяна", Иванова100).

Важным источником стали работы русско-американских исследователей Е. Васильченко101 и Дж. Михайлова102, а также Е. Гороховик103, в рамках которых

87Gregor, Л. James. Mussolini's intellectuals: fascist social and political thought. - Princeton University Press, 2005,- 282 c.

88Гинцберг, Л. И. Ранняя история нацизма. Борьба за власть. - М.: Вече, 2004. - 384 с. 89 Воропаев, С. Энциклопедия Третьего Рейха. - М.: 1996. - 587 с. 90Hake, S. Popular cinéma of theThird Reich. - University of Texas press, 2001 - 272 c. 9|Герцфельде, В., Гросс, Г.. Искусство в опасности. - М.— Л., 1926. -44 с.

92 Антонов-Овсеенко, А. В. Театр Иосифа Сталина. - M.: 1989. С.81 -111.

93 Арсланов, В. Г. Ответы культуры на вызов времени: СССР. 30-е гг. Очерки. - М., 1995. - 258 с.

94 Геллер, М. Концентрационный мир и советская литература. - Лондон, 1974. - 319 е.; М.: 1996; Геллер, М. Машина и винтики. История формирования советского человека. - М.: МИК, 1994. - 336 с.

95 Геллер, М. Я., Некрич, А. М. Утопия у власти: История Советского Союза с 1917 года до наших дней: В 3-х кн. -М.: 1995.-855 с.

96 Добренко, Е. А. Метафора власти: Литература сталинской эпохи в историческом освещении. - Munchen, Slavistischebeitrage, 1993. -410 е.; Избавление от миражей : Соцреализм сегодня [Сб. ст/Сост. Е.А. Добренко]. - М. : Сов.писатель, 1990.-413 с.

97 Кларк К. Советский роман. История как ритуал. - Издательство Уральского университета, 2002. - 259 с.

98 Сойфер, В. Н. Власть и наука: История разгрома генетики в СССР. - М., 1993. - 1021 с.

99 Дадамян Г. Г. Атлантида советского искусства. 1917-1991. Ч. I. 1917-1932. / Г. Г. Дадамян - М. : Российская академия театральная. - ГИТИС, 2010. - 524 с.

100Иванов С. Г. Реакционная культура : От авангарда к большому стилю / С. Г. Иванов. - 2-е изд., испр. и доп. -СПб : Изд-во Политехи, ун-та, 2011. - 434 с.

101 Васильченко, Е. В. Музыкальные культуры мира. - М.: 2001.-408 е.; Васильченко Е. Звук в системе культуры мировых цивилизаций [Текст]: учебное пособие. 4. 1. - М. : РУДН, 2013. - 234 е.; Васильченко Е. Музыкальная культура в системе цивилизаций. Проблемы образования / Е. Васильченко // Диалог цивилизаций: исторический опят и перспективы 21 века. Российско-Иранский междун. научный симпозиум. - М.: РУДН, 2002. - С. 251-356.

102 Михайлов, Дж. К. К проблеме теории музыкально-культурной традиции//Музыкальные традиции стран Азии и Африки. Сб. статей. - Москва: МГК им. П. И. Чайковского, 1986. С. 3-20.

103 Гороховик, Е. А. Становление и развитие музыкально-культурологической парадигмы в профессиональном музыкальном образовании и науке. Вести Белорусской государственной академии музыки), 2007 (№11- 2008 (№12). С.111-116; Гороховик, Е. «Этномузыкология: формирование научного направления, теоретические подходы

предложена убедительная и эвристически позитивная трактовка понятия музыкальной культуры и содержательная схема, полноценно раскрывающая содержание этого понятия.

Материалы, использованные при исследовании, также включают в себя документальные свидетельства исследуемого периода - критические статьи

1 Q.1

(«Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь» , в разное время опубликованные в газете «Правда»), декреты и постановления правительств изучаемых тоталитарных государств105. Также использовались манифесты10би выдержки из высказываний А. Гитлера и Й. Геббельса, приведенные по изданию воспоминаний Г. Раушнинга «Говорит Гитлер. Зверь из бездны» (М., 1993), кроме того, в качестве источника была использована работа А. Розенберга «Миф XX века. Оценка духовно-интеллектуальной борьбы фигур нашего времени» (Tallinn, 1998). Для анализа документальных свидетельств были использованы специальные издания, приводящие тексты значимых в рамках настоящего исследования источников: содержательная работа, повествующая об основных вехах жизни Б. Муссолини и о ситуации в итальянском государстве во временя правления дуче («Бенито Муссолини» (М., 1999)), подробное собрание

и исследовательские методики» / Е. Гороховик // Методология современного музыкознания. Экспериментальный курс (тезисы лекций для студентов отделения музыковедения). - Мн.: Белорусская академия музыки. - 1992. С. 4548.

104 «Балетная фальшь». «Правда». - 1936. - 6 февраля.

105Декрет от 12 июля 1918 года о переходе Московской и Петроградской консерваторий в ведение Народного комиссариата просвещения, Декрет от 19 декабря 1918 года о национализации нотных, музыкальных магазинов, складов, нотопечатен и нотоиздательств, Декрет от 20 августа 1919 года о национализации магазинов, складов и мастерских, производящих о продающих клавишные и другие музыкальные инструменты, Декрет от 7 апреля 1919 года об учете сценических и театральных работников, Декрет об отмене права частной собственности на архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. Об опере «Великая дружба» В. Мурадели, Закон от 15 сентября 1935 года о защите немецкой крови и немецкой чести, принятый в фашистской Германии.

106 «Манифест фашистской интеллигенции» от 21 апреля 1925 года, «Манифеста интеллектуалов-антифашистов» от 1 мая 1925 года, а также «Технический манифест футуристической музыки» Б. Прателлы от 11 марта 1911 года.

постановлений правительства СССР и иных документов, касающееся области советской культуры107.

Отдельной группой источников являются нотные тексты таких музыкальных произведений, как кантата «К 25-летию Октября» С. Прокофьева, «Песнь о лесах»108 Д. Шостаковича, «Реквием памяти Кирова» М. Юдина, оперы Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры»109, «Зигфрид»110 и др.

Отдельную группу источников также составили музыкальные произведения, являющиеся артефактами изучаемых тоталитарных культур и имевшие для этих культур важное значение. Среди этих источников необходимо упомянуть кантаты «К 25-летию Октября», «Здравица» и «Цвети, могучая страна», ораторию «На страже мира» С. Прокофьева, кантату «Песнь о лесах», Тринадцатую симфонию, оперу «Нос» и «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича,

оперу «Великая дружба» В. Мурадели, «Симфоническую поэму» А. Хачатуряна,

i-

«Юбилейную кантату» С. Василенко, «Реквием памяти Кирова» М. Юдина;;-кантату «Курские песни» Г. Свиридова, Третью («Героическую»), Пятую и Девятую симфонии, а также музыку к трагедии И. Гете «Эгмонт» JI. Бетховена;; оперы Р. Вагнера «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Валькирия», «Зигфрид», «Парсифаль», кантаты «О немецкой душе» X.» Пфицнера и «Carmina burana» К. Орфа, оперы П. Хиндемита «Художник Матисс» и «Император Атлантиды, или Смерть отрекается» В. Ульмана, вокальный цикл «Тюремные песни» и оперу «Узник» Л. Даллапикколы, оперы Дж Малипьеро «Легенда о подмененном сыне» и А. Казеллы «Соблазненная пустыня»,

107Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917-1953. Под ред. А. Н. Яковлева. Сост. А. Н. Артизов, О.В.Наумов. M.: Международныйфонд "Демократия", 1999. - 872 с.

108 Шостакович, Д. Песнь о лесах. Оратория для тенора, баса, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра. Партитура. - М.: Музгиз, 1962. - 146 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Цимбал, Марина Федоровна, 2015 год

Список литературы

1. Адорно, Т. В. Философия новой музыки /Теодор В. Адорно; [Пер. с нем. Б. М. Скуратова. Вступ. ст. К. Чухрукидзе]. - М.: Логос, 2001. - 343 с.

2. Акопян, Л. О. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества / Л.О. Акопян; Рос. акад. наук, М-во культуры Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 473 с.

3. Акопян, Л. О. О русской музыке. Взгляд из-за океана [Электронный ресурс] /Л. О. Акопян //Израиль XXI. Музыкальный журнал. - 2010 - № 22. - Режим доступа: http://www.21 ¡БгаеГтиБЮ.сот/Ташзкт.Ыт.

4. Аксенов, В. Западно-европейская симфония 1920-1930 гг. в свете стилистических тенденций времени. / В. Аксенов. - М.: 1979. - 26 с.

5. Антонов-Овсеенко, А. В. Театр Иосифа Сталина /А. В. Антонов-Овсеенко. -М.: 1989.-С. 81-111.

6. Аравин, П., Лапченков П. Народное творчество - основа реалистической музыки. / П. Аравин, П. Лапченков. - Алма-Ата : 1961. - 29 с.

7. Арендт, X. Истоки тоталитаризма. Пер. с англ. - М. : ЦентрКом, 1996. - 672 с.

8. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с фр. Г.И. Семенова. - М. : Текст, 1993. - 303 с.

9. Арсланов, В.Г. Ответы культуры на вызов времени. СССР. 30-е годы : Очерки /Рос. акад. художеств. НИИ теории и истории изобраз. искусств. -М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств, 1995. - 258 с.

10. Асафьев, Б. В. Бетховен (1827-1927). / Б. В. Асафьев // В кн.: Гос. Академическая филармония Ленинграда. Бетховен. (1827-1927). Л., 1927. С. 24-59.

11. Балетная фальшь. - Правда. - 1936. - 6 февраля.

12. Белюков, А. М. Идеал советского человека в художественной культуре 1930-1950-х гг. / А. М. Белюков //«Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления: Материалы международной научной конференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып. 3 - Кемерово, 2003. - С. 282-293.

13. Бжезинский, 3. Большой провал : Рождение и смерть коммунизма в двадцатом веке [Перевод] / 3. Бжезинский. - New-York : Liberty, 1989. - 242 с.

14. Белоусов, JI. С. Режим Муссолини и массы. / Л. С. Белоусов. - М.: 2000. - 366 с.

15. Бенито Муссолини: Пер. с франц. / Предисл. Л. С. Белоусова. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 128 с.

16. Бессонов, Б. Н. Фашизм: идеология, политика / Б. Н. Бессонов. - М.: 1985.-279 с.

17. Богоявленский, С. Н. «Итальянская музыка первой половины XX века» / С. Н. Богоявленский. - Л. : 1986. - 144 с.

18. Большая Советская энциклопедия, Т. 24, кн. I. Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд-е 3-е. -М.: «Советская энциклопедия», 1976. - С. 693.

19. Булыгин, А. К. Принц в стране чудес : Франко Корелли и оперное искусство его времени / А. К. Булыгин. - М.: «Аграф». - 496 с.

20. Бурьяк, А. В. Эстетика национал-социализма. [Электронный ресурс] /А. В. Бурьяк. - Режим доступа : http://nazi-aesthetics.narod.ru/Index.htm.

21. Бэлан, Д. Я, Рихард Вагнер... / Д. Бэлан. - Бухарест, изд-во молодежи, 1950.-283 с.

22. Вагнер, Р. Вибелунги : Всемирная история на основании сказания / Р. Вагнер. -М.: 1913.-78 с.

23. Вагнер, Р. Закат богов. Муз.драма в 3 д. Либретто Р. Вагнера. / Р. Вагнер. - М.: «Музыка», 1973. - 455 с.

24. Вагнер, Р. Еврейство в музыке / Р. Вагнер. - СПб : 1908. - 36 с.

25. Вагнер, Р. Зигфрид. Муз. драма в 3 д. Либретто Р. Вагнера. / Р. Вагнер. - М.: «Музыка», 1972. - 411 с.

26. Вагнер, Р. Кольцо нибелунга / Р. Вагнер. - СПб : 2001. - 797 с.

27. Вагнер, Р. Лоэнгрин. Клавир / Р. Вагнер. - М. : «Классика - XXI», 2005.-358 с.

28. Вагнер, Р. Моя жизнь : В 2 т. / Р. Вагнер. - М. : ООО «Издательство ACT» : ООО «Издательство Астрель», 2003. Т.1. - 560 с. Т.2. - 592 с.

29. Вагнер, Р. Нюрнбергские мейстерзингеры. Опера в 3 действиях, 4 картинах. Либретто Р. Вагнера / Р. Вагнер.- М.: «Музыка», 1977. - 560 с.

30. Вагнер, Р. "Что такое немецкое?" / Вагнер Р. //«Философская культура», 2005, №1. С. 149-174.

31. Васильченко, А. В. Арийский миф Третьего рейха / А. В. Васильченко. - Яуза-пресс, 2008. - 507 с.

32. Васильченко, А. В. Арийский реализм / А. В. Васильченко. - М. : Вече, 2009. -272 с.

33. Васильченко, Е. В. Музыкальные культуры мира. / Е. В. Васильченко. -М.: 2001.-408 с.

34. Васильченко, Е. В. Звук в системе культуры мировых цивилизаций : учебное пособие. Ч. 1. / Е. В. Васильченко. - М.: РУДН, 2013. - 234 с.

35. Васильченко, Е. В. Музыкальная культура в системе цивилизаций. Проблемы образования // Диалог цивилизаций: исторический опят и перспективы 21 века. Российско-Иранский междун. научный симпозиум. -М.: РУДН, 2002. - С. 251-356.

36. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917-1953. Под ред. акад. А. Н. Яковлева; сост. А. Артизов, О. Наумов. М.: МФД, 2002. -872 с.

37. Гаджиев, К. С. Тоталитаризм как феномен 20 века / Гаджиев К. С. // Вопросы философии. М.: 1992, №2. С. 3-25.

38. Гаджиев, К. С. Фашизм и большевизм : облики тоталитаризма / Гаджиев К. С. // Тоталитаризм : что это такое? : (Исслед. зарубеж. политологов) Сб. ст., обзоров, реф., пер /Рос. АН, ИНИОН; [Отв. ред. Л.Н. Верченов, Ю.И. Игрицкий. Вступ. ст. Ю.И. Игрицкого, с. 7-45]. Ч. II. - М. : ИНИОН, 1993. С. 156-184.

39. Галиева, Ю. Особенности претворения европейских музыкальных традиций в творчестве композиторов ВНР (60-80 гг.) / Галиева Ю. // Музыка социалистических стран. Тенденции 60-80х гг. Сборник научных трудов. -М.: 1988.

40. Галин, С. А. Башкирские народные песни : Учеб.пособие / С. А. Галин; Башк. ин-т развития образования. - Уфа : Изд-во БИРО, 2002. - 41 с.

41. Геллер, М. Я. Концентрационный мир и советская литература / М. Я. Геллер.- М.: 1996. -319 с.

42. Геллер, М. Я. Машина и винтики. История формирования советского человека / М. Я. Геллер. - М.: МИК, 1994. - 336 с.

43. Геллер, М. Я., Некрич, А. М. Утопия у власти: История Советского Союза с 1917 года до наших дней / М. Я. Геллер, А. М. Некрич. - М.: 1995. - 855 с.

44. Гросс, Г. Искусство в опасности : Три ст. /Георг Гросс, Виланд Герцфельде; Пер. с нем. 3. Л. Шварцман Ред. и предисл. В.Перцова. Главполитпросвет. Худ. отд.. - М. Л.: Гос. изд., 1926. - 44 с.

45. Герцштейн, Р. Э. Война, которую выиграл Гитлер / Р. Э. Герцштейн. -Смоленск : 1996. - 602 с.

46. Гинцберг, Л. И. Ранняя история нацизма. Борьба за власть / Л. И. Гинцберг. - М.: Вече, 2004. - 384 с. Гобино

47. Гобино, Ж. А. де "Опыт о неравенстве рас" / Ж. А. Де Гобино. - М. : Одиссей ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 764 с.

48. Голомшток, И. Н. Тоталитарное искусство / И. Н. Голомшток. - М. : 1994.-296 с.

49. Гороховик, Е. А. Становление и развитие музыкально-культурологической парадигмы в профессиональном музыкальном образовании и науке / Е. А. Гороховик. // Вести Белорусской государственной академии музыки, 2007 (№11), с. 112-116 - 2008 (№12), с. 111-116.

50. Гороховик, Е. А. Этномузыкология: формирование научного направления, теоретические подходы и исследовательские методики / Е. А. Гороховик. // Методология современного музыкознания. Экспериментальный курс (тезисы лекций для студентов отделения музыковедения). -Мн.: Белорусская академия музыки. - 1992. - С. 45-48.

51. Грей, Г. Вагнер / Г. Грей. - Челябинск, 2000. - 174 с.

52. Гройс, Б. Искусство и утопия / Б. Гройс. - М.: 2003. - 319 с.

53. Гройс, Б. Отстроенная идеология / Б. Гройс. // Искусство кино. - 1994. - № 10.-С. 95-99.

54. Гройс, Б. Утопия и обмен / Б. Гройс. - М.: 1993. - 374 с.

55. Гудрик-Кларк, Н. Оккультные корни нацизма / Н. Гудрик-Кларк. -СПб: «Эксмо», 2004. - 576 е., илл.

56. Гюнтер, X. Поющая родина. Советская массовая песня как выражение -архетипа матери / X. Гюнтер // Вопросы литературы. М, 1997. № 4. С. 4661.

57. Гюнтер, X. Тоталитарное государство как синтез искусств. / X. Гюнтер // Соцреалистический канон : Сборник статей. — СПб : Академический проект, 2000. - С. 7-15

58. Гюнтер, X. Художественный авангард и социалистический реализм /X. Гюнтер // Соцреалистический канон : Сборник статей. - СПб : Академический проект, 2000. С. 101-108

59. Дадамян, Г. Г. Атлантида советского искусства. 1917-1991. Ч. I. 19171932. / Г. Г. Дадамян - М. : Российская академия театральная. - ГИТИС, 2010.-524 с.

60. Дашкевич, В. С. Музыка и кино / В. С. Дашкевич. - М. : ВГИК, 2001. -48 с.

61. Демократия и большевизм / Речи Адольфа Гитлера, Альфреда Розенберга и Германа Геринга на Нюрнбергском конгрессе Национал-социалист.герм. рабочей партии 5-12 сент. 1938 г.. - Berlin : Новое слово, [1938].-79 с.

62. Дианова, В. М. Культурология: основные концепции: Учеб. Пособие / В. М. Дианова. - СПб : 2005. - 280 с.

63. Добренко, Е. А. Метафора власти: Литература сталинской эпохи в историческом освещении / Е. А. Добренко. - München, Slavistischebeiträge, 1993.-410 с.

64. Зайдель, Е. Г. Авангардизм и интрореализм в музыке как два аспекта эстетики парадокса: автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Зайдель Евгений Геннадьевич. - М. : 1993. - 26 с.

65. Замятин, Е. Мы. Хаксли, О. О новый дивный мир / Е. Замятин, О. Хаксли. -М.: 1989.-246 с.

66. Земзаре, И. Д. Взаимодействие серьезных и массово-развлекательных жанров в европейской музыке первой половины XX века : автореферат дис. ... канд. искусствоведения 17.00.02 / Земзаре Ингрида Давидовна. - Л., 1984.- 16 с.

67. Зингерман, Б. (Ред.). Современное искусство. Италия: Кино, театр, живопись, скульптура, архитектура. - М.: 1970. - 226 с.

68. Иванов, С. Г. Реакционная культура : От авангарда к большому стилю / С. Г. Иванов. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб : Изд-во Политехи, ун-та, 2011. -434 с.

69. Избавление от миражей : Соцреализм сегодня [Сб. ст /Сост. Е.А. Добренко]. - М.: Сов. писатель, 1990.-413 с.

70. Иконников, А. Архитектура и утопия. / Иконников А. // Искусство кино. Москва. - 1994. - № 10. С. 100-103.

71. Искусство и идеологическая работа партии. - М. : «Мысль», 1976. -351 с.

72. Канетти, Э. Масса и власть / Э. Канетти. - М.: 1997. - 527 с.

73. Кассирер, Э. Техника современных политических мифов / Э. Кассирер // Вестник МГУ. Сер. Филос. 1990. №2. С. 58-65.

74. Кенигсберг, А. К. Рихард Вагнер. Краткий очерк жизни и творчества /

A. К. Кенигсберг. - Л., 1972. - 128 с.

75. Китова, Л. Ю. Ученый, наука и тоталитаризм (на примере истории археологии в Сибири в 1920-30е годы). /Л. Ю. Китова // «Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления: Материалы международной научной конференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып. 3 - Кемерово, 2003. - С. 245262.

76. Кларк К. Советский роман : история как ритуал : [Пер. с англ.] / К. Кларк. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2002. - 259 с.

77. Ковалева, Н. В. Россия и Германия: преодоление трудного прошлого / Н. В. Ковалева // «Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления: Материалы международной научной конференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып. 3 - Кемерово, 2003. - С. 197-201.

78. Комиссинский, В. Г. Музыка наших дней / В. Г. Комиссинский. -Краснодар : 1972.-41 с.

79. Конен, В. Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века /

B. Д. Конен. -М.: Музыка, 1994. - 157 с.

80. Корсакова, И. А. Музыка XX века: Кризис или возрождение? Моногр. / И. А. Корсакова. - М.: МПГУ, 2009. - 137 с.

81. Котлинский, Ю. Фашизм и монументальное искусство /Ю. Котлинский // Искусство. - 1934. - № 4. - С. 186-198.

82. Кроче Б. Антология сочинений по философии / Б. Кроче. - СПб : «Пневма». - 480 с.

83. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 Т. - СПб : Университетская книга; ООО "Алетейя", 1998. - Т.1 -449 с.

84. Курышева, Т. А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика / Т. А. Курышева. - Владос-пресс, 2007. - 296 с.

85. Ладыгина А. Б. Народность советской музыки / А. Б. Ладыгина. -Минск : Б. и., 1961. - 38 с.

86. Лаку-Лабарт, Ф., Нанси, Ж.-Л. Нацистский миф / Ф. Лаку-Лабарт, Ж.

- Л. Нанси. - СПб : 2002. - 78 с.

87. Лаку - Лабарт Ф. Música ficta : Фигуры Вагнера /Ф. Лаку-Лабарт; Пер. с фр., послесл. и прим. В.Е. Лапицкого. - СПб : Axioma Азбука, 1999. - 218 с.

88. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши /Под общ.ред. C.B. Аксюка. - Москва : Сов.композитор, 1962. - 250 с.

89. Лебедь, М. И. Казелла и новая музыка Италии : автореф. дис. ... канд. искусствоведения 17.00.02 / Лебедь Марина Игоревна. - М. : 2012. - 26 с.

90. Лифшиц, М. А. Искусство и фашизм в Италии / Искусство и современный мир. [Сб. статей] / М. А. Лифшиц.- М.: «Современное искусство», 1978. С. 238-239.

91. Лихтенберже, А. Вагнер как поэт и мыслитель / А. Лихтенберже. - М. : 1997.-477 с.

92. Лопухов, Б. Р. История фашистского режима в Италии / Б. Р. Лопухов. -М. : 1977.-296 с.

93. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) / Пер. с нем. Швейника Г.Ф.

— М. : РИМИС, 2009. - 352 е., ил.

94. Лосев, А. Ф. Проблема Рихарда Вагнера в прошлом и настоящем / А. Ф. Лосев // В кн. : Вопросы эстетики. Вып. 8. - М. : 1968. - С. 144-153.

95. Любин, В. П. Тоталитаризм в Германии, Италии и СССР: споры историков / В. П. Любин // «Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления : Материалы международной научной

конференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып. 3 - Кемерово, 2003. - С. 14-29.

96. Манн, Т. Страдания и величие Рихарда Вагнера.— Собр. соч., т. 10. — М.: 1961.-696 с.

97. Марек, Дж. Рихард Штраус. Последний романтик / Пер. с англ. И. С. Маненок, Р. С. Бобровой. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. - 398 с.

98. Маркова, А. Н. Культурология. История мировой культуры / А. Н. Маркова. - М.: 2005. - 600 с.

99. Маркус, С. А. История музыкальной эстетики. Т. 2 : Романтизм и борьба эстетических направлений / С. А. Маркус. - М., 1968. - 687 с.

100. Мейер К. Шостакович : жизнь, творчество, время /Кшиштоф Мейер; [пер. Е. Гуляевой, послесл. Святослава Бэлзы]. - Москва : Молодая гвардия, 2006.-439 с.

101. Мешкова, А. С., Коробова, А. Г. Массовая музыкальная культура XX века. (Краткое изложение курса): Учебное пособие для гуманитарных вузов / А. С. Коробова, А. Г. Мешкова. - Екатеринбург : 2004. - 100 с.

102. Михайлов, В. В. Физическая культура в тоталитарной системе: ценности и цели / Михайлов В. В., Тумаларьян В. М. // Материалы ? конференции молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 1999. - С. 55-58.

103. Михайлов, Дж. К. К проблеме теории музыкально-культурной традиции / Дж. К. Михайлов // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. Сб. статей. - Москва : МГК им. П. И. Чайковского, 1986. - С. 3-20.

104. Музыка в борьбе с фашизмом : Сб. ст/ [Составитель И.А. Медведева; Предисл. И. Нестьева]. - М.: Сов.композитор, 1985. - 246 с.

105. Музыка советского балета : Сборник статей /[Ред.-сост. Л.Н. Раабен]; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. - Москва : Музгиз, 1962.-256 с.

106. Музыка вместо сумбура, композиторы и музыканты в стране советов 1917-1991 [сборник / Междунар. фонд "Демократия" (Фонд Александра Н.

Яковлева)]; сост., [предисл., коммент.]: Леонид Максименков. - Москва : МФД, 2013.-859 с.

107. Музыка социалистических стран. Тенденции 60-80х гг. Сборник научных трудов. - М.: 1988. - 111 с.

108. Музыка французской революции XVIII века. Бетховен. [Учебное пособие]. - М.: 1967. - 443 с.

109. Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября. - М. : «Советскийкомпозитор», 1972.-334 с.

110. Музыкальная культура автономных республик РСФСР : Сборник статей. - Москва : Музгиз, 1957. - 408 с.

111. Музыкальная лениниана. К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина 1870-1970.-М.: 1970.-32 с.

112. Музыкальная Лениниана: Репертуарный список для музыкальных школ и детских коллективов художественной самодеятельности. - М. : Б. и., 1981.-18 с.

113. Музыкальная пропаганда в здравницах профсоюзов. - М.: Профиздат, 1988.-21 с.

114. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. Келдыш. Т.4. - М. : «Советская музыка», 1978. С. 442-450.

115. Некрасова, Г. Н., Скафтымова, Л. А. История русской музыки : Программа-конспект для студентов дирижерско-хорового факультета / Г. Н. Некрасова, Л. А. Скафтымова. - СПб: 2010. - 39 с.

116. Нестерова Т. П. Культура в идеологии и практике итальянского фашизма / Т. П. Нестерова // Известия Уральского государственного университета. - 2006. - № 45. - С. 45-55.

117. Нестерова, Т. П. Фашистская мистика: религиозный аспект фашистской идеологии. /Т. П. Нестерова // Религия и политика в XX веке. Материалы второго Коллоквиума российских и итальянских историков. Москва, 11-12 апреля 2005 г. - М.: 2005. - С. 17-29.

118. Нестьев, И.В. Жизнь Сергея Прокофьева /Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Москва : Сов.композитор, 1973.-662 с

119. Нестьев, И. В. Народная песня как основа музыкального искусства / Нестьев И. В. - Москва : Сов.композитор, 1961. - 43 с.

120. Ницше, Ф. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М.: 1990. С. 599-600.

121. Островский, Н. А. Как закалялась сталь / Н. А. Островский. - М. : Эксмо, 2012. - 640 с.

122. Ортега-и-Гассет, X. Избр. Произведения / X. Ортега-и-Гассет. М. : 1997.-704 с.

123. Оруэлл, Д. «1984» и эссе разных лет. М.: 1989. - 377 с.

124. Пленков, О. Ю. Мифы нации против мифов демократии : немецкая политическая традиция и нацизм / О. Ю. Пленков. - СПб : Изд-во РХГИ, 1997.-570 с.

125. Поляков, JI.B. Арийский миф : Исслед. истоков расизма /Лев Поляков. - СПб : Евразия, 1996. - 257 с.

126. Притчина, Е. В. «Образ врага» как элемент тоталитарного сознания. /Е. В. Притчина // «Тоталитарный менталитет : проблемы изучения, пути преодоления : Материалы международной научной конференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып. 3 - Кемерово, 2003. - С. 106-110.

127. Прокофьев С. С. Прокофьев о Прокофьеве : статьи и интервью / [сост., текст, ред. и коммент. В.П. Варунца]. - Москва : Советский композитор, 1991.-285 с.

128. Пруссаков В. Оккультный мессия и его рейх : [Об А. Гитлере]. - М. : Мол. гвардия Шакур-2, 1992. - 238 с.

129. Раушнинг, Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. - М : 1993. - 384 с.

130. Рифеншталь Л. Триумф воли. / Рифеншталь Л. // «Искусство кино». М.: 1994, №10. С. 80-85.

131. Репрессированная музыка. - М. : Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. - 56 е., ил., компакт-диск.

132. Розенберг А. Миф XX века. Оценка духов.-интеллектуал. борьбы фигур нашего времени /Альфред Розенберг. - Tallinn : Shildex, 1998. - 512 с.

133. Роузберри, Э. Шостакович (пер. с англ.). - Изд. «Урал LTD», 1999. -212 с.

134. Рыжкин И. Я. Назначение музыки и ее возможности. - Москва : Музгиз, 1962. - 96 с.

135. Рыклин, М. К. Террорологики / М. К. Рыклин. - Тарту-Москва : "Эйдос", 1992.-224 с.

136. Савченко, И. Право запеть. К постановке кинооперетты «Гармонь» и «Иринкин рекорд» /И. Савченко // Советское кино. М. : 1934, № 5. - С. 5761.

137. Сахаров А. Д. Тревога и надежда : статьи, письма, выступления, интервью [в 2 т.] /Андрей Сахаров. - Москва : Время, 2006. - Т.1 - 686 е., Т.2 - 830 с.

138. Избавление от миражей : Соцреализм сегодня [Сб. ст. /Сост. Е.А. Добренко]. - М.: Сов.писатель, 1990. - 413 с.

139. Скафтымова, Л. Национальное и интернациональное в советской музыке. - Л.: Ленингр. орг. о-ва "Знание" РСФСР, 1985. - 16 с.

140. Склар Р. Режиссер на службе дьявола. / Р. Склар // «Искусство кино». М.: 1994. № 10.-С. 73-77.

141. Соболев О. Самый громкий манифест. / О. Соболев // Журнал "Коммерсантъ Weekend", №13 (307), 12.04.2013. - Режим доступа : http://www.kommersant.ni/doc/2156966

142. Сойфер В. Н. Власть и наука : (Разгром коммунистами генетики в СССР) / В. Н. Сойфер. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЧеРо, 2002. - 1021 с.

I . MJ' I s

143. Соковнин В. M. Фасцинолог. Штрихи к профессии III тысячелетия / В. М. Соковнин. - Екатеринбург : Авторская Академия фасцинологии, 2009. - 196 е..

144. Соллертинский И. И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика / И. И. Соллертинский. - Москва : Музгиз, 1962. - 18 с.

145. Соллертинский, И. И. Статьи о балете / И. И. Соллертинский — JI. : Музыка, 1973.-208 с.

146. Соллертинский И. И. "Фиделио" Бетховена / И. И. Соллертинский. -Ленинград : Ленингр. филармония, 1940. - 40 с.

147. Солоневич И. Л. Диктатураслоя /Иван Солоневич. - Москва : Отчий дом, 2009.-[1], 270,[2] с.

148. Сохань, И. В. Антикультура тоталитарности [Электронный ресурс] / И. В. Сохань. - Режим доступа : http://www,gumer.info/bibliotek Buks/Polit/Article/soh antitot.php.

149. Сохор А. Н. Русская советская песня /Гос. науч.-исслед. ин-т театра, музыки и кинематографии. - Ленинград : Сов.композитор, 1959. - 508 с.

150. Сохор А. Н. Георгий Свиридов. - 2-е изд., доп. / А. Н. Сохор. - Москва : Сов. композитор, 1972. - 320 е., 13 л. ил.: нот., ил.

151. СССР - Германия, 1939-1941. Документы и материалы о советско-германских отношениях в апреле-сентябре 1939 года. Сост. Ю. Фельштинский, 1983. - 332 с.

152. Суровая драма народа : Ученые и публицисты о природе сталинизма. - М.: Политиздат, 1989. - 512 с.

153. Тельчарова, Р. А. Музыка и культура / Р. А. Тельчарова. - М.: Знание, 1986.-62 с.

154. Тельчарова, Р. А. Музыкально-эстетическая культура и марксистская концепция личности: Учебное пособие / Р. А. Тельчарова. - М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И. Ленина, 1989. - 131 с.

155. Тифтикиди Н. Ф. Музыка и ее роль в общественной жизни / Н. Ф. Тифтикиди. - Алма-Ата : Б. и., 1959. - 24 с.

149

156. Тольятти П. Лекции о фашизме : Пер. с итал. / П. Тольятти. - Москва : Политиздат, 1974. - 200 с.

157. Тоталитаризм в Европе XX века : из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. / Рук. авт. кол. : Я. С. Дробкин, Н. П. Комолова; Институт всеобщей истории РАН. Центр германских исторических исследований и "Мюльхаймская инициатива". — М.: Памятники исторической мысли., 1996. - 540 с.

158. Тоталитаризм и тоталитарное сознание : Сб. ст. и материалов конф. [20-21 апр. 1996 г.]. - Томск : Том. обл. антифашист, ком., 1996. - 95 с.

159. Из истории советской бетховенианы : [сборник статей и фрагментов из работ /сост., ред., предисл. и коммент. Н.Л. Фишмана]. - Москва : Советский композитор, 1972. - 327 с.

160. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; [пер. с англ. Г. Ф. Швейника и др.]. - Москва : Акад. проект, 2007. - 270 с.

161. Хайек, Ф. Дорога к рабству / Ф. Хайек // Вопросы философии. - 1990. - №10. - С.113-151.

162. Хентова С. М. Пламя Бабьего яра. Тринадцатая симфония Д.Д. Шостаковича / С. М. Хентова. - СПб : 1997. - 111 с.

163. Хентова, С. М. Шостакович. Жизнь и творчество : Монография. -1996. Т. I / С. М. Хентова. - М.: Композитор, 1996. - 464 с. Т. II. - 536 с.

164. Хоркхаймер М. Диалектика просвещения: философские фрагменты / М. Хоркхаймерю. - М., СПб : Медиум Ювента, 1997. - 312 с.

165. Хохловкина А. А. Советская оратория и кантата / А. А. Хохловкина. -Москва : Музгиз, 1955. - 148 с.

166. Хряков, А. В. Немецкая историческая наука в структуре властных отношений Третьего рейха (институциональный аспект). / А. В. Хряков // «Тоталитарный менталитет : проблемы изучения, пути преодоления : Материалы международной научной конференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып. 3 - Кемерово, 2003. - С. 263-269.

167. Хубов Г. Н. Арам Хачатурян : Монография. - 2-е изд. / Г. Н. Хубов. -Москва : Музыка, 1967. - 439 с.

168. Четыркина, JI. И. Массовая музыкальная культура / JI. И. Четыркина. - Владивосток : 2007. - 130 с.

169. Шадт, А. А. Этническое самосознание депортированных народов в условиях спецпоселения (1940-1950-е гг.). / А. А. Шадт // «Тоталитарный менталитет : проблемы изучения, пути преодоления : Материалы международной научной конференции (г. Кемерово, 18-20 сентября 2001 г.). / Серия «Германские исследования». Вып. 3 - Кемерово, 2003. - С. 269281.

170. Шенталинский В. А. Рабы свободы : В лит.арх. КГБ Бабель, Булгаков, Флоренский, Пильняк, Мандельштам, Клюев, Платонов, Горький /В. А. Шенталинский. - М.: Парус, 1995. - 389 с.

171. Ширер У. Берлинский дневник : Европа накануне Второй мировой войны глазами американского корреспондента / Уильям Ширер. - Москва : Астрель Полиграфиздат, 2011 (макет 2012). - 541 с.

172. Ширер, У. Взлет и падение Третьего рейха / У. Ширер. - Москва: Воениздат, 1991. Пер. с англ. Т. 1. - 1991.-651 с.

173. Ширер У. Крах нацистской империи /Уильям Ширер; [Пер. с англ. С. JI. Орловой и др.]. - М. Смоленск : Олимп Русич, 1998. - 728,[1] с.

174. Штильман, А. Возвращаясь к Вагнеру [Электронный ресурс] / А. Штильман // Заметки по еврейской истории. - 2006. - № 1(62). - Режим доступа: http://berkovich-zametki.com/2006/Zametki/Nomerl/Shtilman 1 .htm.

175. Штильман, А. Любите ли вы Вагнера? [Электронный ресурс] / А. Штильман // Вестник. - 2003. - № 18 (329), сентябрь 2003. - Режим доступа: http://www.vestnik.com/issues/2003/0903/koi/shtilman.htm.

176. Шостакович, Д. Песнь о лесах. Оратория для тенора, баса, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра. Партитура. - М.: Музгиз, 1962.-146 с.

177. Щербакова, Е. В. Ницше и музыка : монография / Е.В. Щербакова. -Рязань, 2009. - 337 с.

178. Энциклопедия Третьего рейха / [Сост. С.Воропаев; Предисл., общ. ред., подбор, ил., доп. А. Егазарова]. - М. : Локид Миф, 1996. - 587 с.

179. 111 опер. Справочник-путеводитель. Под ред. А. Кенигсберг. - СПб : КультИнформПресс, 2001. - 686 с.

180. Barron S. Exiles + émigrés: The flight of Europ. artists from Hitler [Publ. in conjuction with the exhib., Los Angeles conty museum of art, Febr. 23 - May 11 1997 etc.] / Stephanie Barron with Sabine Eckmann; Contributions by Matthew Affron. - Los Angeles New York : Los Angeles county museum of art Abrams, 1997.-432 p.

181. Fest J. C. The face of the Third Reich : portraits of the Nazi leadership /Joachim C. Fest; transi, from the Germ, by Michael Bullock. - New York : Pantheon books, cop. 1970. - XIII, 402 p.

182. Friedrich С., Brzezinski Z. Totalitarian dictatorship and autocracy/ -Cambribge. - Garvard univ. press : 1965, XVI, 439 p.

183. Gatti G. A. Primo in contro. / Gatti G. // Alfredo Casella. - Milano : Ricordi, 1958.-P. 9-16.

184. Gavazzeni G. Il teatro. / Gavanezzi G. // Alfredo Casella. - Milano : Ricordi, 1958.-P. 71-86.

185. Gregor, A. J. Ideology of fascism. - New York : 1969. -XV, 493 p.

186. Gregor, A. J. Mussolini's intellectuals : fascist social and political thought. - Princeton University Press : 2005. - 282 p.

187. Grosshans H. Hitler and the Artists. - New York — London : 1981. - 160 p.

188. Hake, S. Popular cinema of the Third Reich. - University of Texas press : 2001.-272 p.

189. Hinz В. Art in the Third Reich. Oxford : 1979. - 305 p.

190. Hitler A. Speech delivered in the Reichstag, March 7th, 1936 /By Adolf Hitler. - Berlin : Müller & Sohn, [1936]. - 38 p.

191. Mosse G. Nazi Culture. - New York, 1966. - 456 p.

152

192. O'Brien M. -E. Nazi cinema as enchantment: the politics of entertainment in the Third Reich /Mary-Elizabeth O'Brien. - Rochester (NY) Woodbridge (Suff.) : Camden House, 2004. - X, 294 p.

193. Prieberg F. Musik im NS-Staat. - Frankfurt am Main : 1982. - 449 p.

194. Prieberg F. Musik und Macht. - Frankfurt am Main : 1991. - 313 p.

195. Prieberg, F. Trial of strength. Boston : Northeastern University Press, 1994. -394 p.

196. Roh F. German art in the 20th century / By Franz Roh; With additions by Juliane Roh. - Greenwich (Conn.): New York graphic society, 1968. -516 c.

197. Spotts F. Bayreuth. A history of Wagner festival. - Yale University Press, New Haven and London : 1994. - 334 p.

198. Spotts F. «Hitler and the Power of Aesthetics». - Overlook press, 2003. -464 c.

199. Taruskin, R. Music in the Early Twentieth Century : The Oxford History of Western Music. - USA, Oxford University Press, 2009. - 880 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.