Народные инструменты в творчестве В.А. Гаврилина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Демидов, Андрей Михайлович

  • Демидов, Андрей Михайлович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 255
Демидов, Андрей Михайлович. Народные инструменты в творчестве В.А. Гаврилина: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2015. 255 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Демидов, Андрей Михайлович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В МАТЕРИАЛАХ АРХИВА В. А. ГАВРИЛИНА

1.1. Музыка В. А. Гаврилина в контексте некоторых тенденций развития отечественного искусства XX века

1.2. Темброобраз гармони в материалах фольклорного архива композитора

1.3. Балалайка в образной драматургии эскизов вокального цикла «Пьяная неделя» и музыки балета «Женитьба Бальзаминова»

1.4. Интерпретация традиций народного исполнительства в образно-интонационной сфере сочинений В. А. Гаврилина на примере его фортепианных произведений

ГЛАВА II. СЕМАНТИКА ТЕМБРОВ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В

ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ АВТОРСКИХ ПАРТИТУР КОМПОЗИТОРА

2.1. Тембровая персонификация народных инструментов в драматургии вокально-симфонических произведений В. А. Гаврилина «Скоморохи» и «Военные письма»

2.2. Роль народных инструментов в процессе формирования темброколорита и музыкальной драматургии балетов «Анюта», «Дому дороги» и «Женитьба Бальзаминова»

ГЛАВА III. ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. А. ГАВРИЛИНА В ЗВУЧАНИИ АНСАМБЛЯ (ОРКЕСТРА) НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ Э. А. ШЕЙНКМАНА

3.1. В. А. Гаврилин и Э. А. Шейнкман. История творческого союза

3.2. Сравнительная характеристика особенностей инструментального стиля В. А. Гаврилина и Э. А. Шейнкмана

3.2.1. Проблемы сохранения авторской тембровой драматургии гаврилинского «Интермеццо» для симфонического оркестра при его переинструментовке Э. А. Шейнкманом

3.2.2. Инструментальный стиль В. А. Гаврилина сквозь призму оркестровок фортепианных пьес, выполненных как самим композитором, так и Э. А. Шейнкманом для ансамбля народных инструментов

3.2.3. Оркестр народных инструментов как творческая лаборатория композитора: совместная работа В. А. Гаврилина и Э. А. Шейнкмана над музыкой к кинофильму «Месяц август»

3.2.4. Миграция темброво-драматургических приемов в инструментовках для симфонического и народного оркестров фортепианных миниатюр

В. А. Гаврилина

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народные инструменты в творчестве В.А. Гаврилина»

ВВЕДЕНИЕ

Творчество Валерия Александровича Гаврилина (1939-1999) имеет огромное значение для отечественной культуры. Произведениям композитора присущ неповторимый узнаваемый стиль, в котором органично сочетаются доступность музыкальных образов и глубина содержания. Композитор сумел реализоваться не только в области композиции, но и в музыковедении, проявив себя на поприще музыкальной фольклористики. Известен и литературный талант В. А. Гаврилина, как автора публицистических заметок и ряда поэтических текстов к собственным вокально-хоровым сочинениям. «Вы обладаете подлинным литературным даром (что я заметил уже давно!), имеете свой язык, стиль и манеру высказывания»1, - писал в письме композитору Г. В. Свиридов.

Считая царем музыки человеческий голос, В. А. Гаврилин стал автором ряда выдающихся вокальных и хоровых произведений, вошедших в золотой фонд русской музыки. Неслучайно именно вокальное и вокально-симфоническое наследие композитора получило широкое отражение в

2 3

научной литературе и публицистике (статьи М. Г. Бялика , А. Н. Сохора , Е. А. Ручьевской4, Л. Л. Христиансена5 и др.).

Не менее интересны и разнообразны инструментальные сочинения В. А. Гаврилина, однако, эта область его творчества неизменно остается в тени исследовательского интереса. Хотя, отмечая в интервью значение инструментальной музыки, композитор говорил: <«...> Как многое понятно без слов - гораздо больше, чем мы привыкли думать. И это все вещи -наиболее важные и определяющие в нашей жизни»6.

1 Этот удивительный Гаврилин... / сост. Гаврилина H. Е. - СПб.: Журнал Нева, 2002. - С. 7.

2 Бялик М. Г. «Русская тетрадь» В. Гаврилина // Муз. жизнь. 1968. № 1. - С. 7-8.

3 Сохор А. Н. Две «тетради» В. Гаврилина // Сов. музыка. 1965. № 11. - С. 21-26.

4 Ручьевская Е. А. О методах претворения и выразительного значения речевой интонации (на примере творчества С. Слонимского, В. Гаврилина и Л. Пригожина) // Поэзия и музыка: сб. ст-й и исследований. -M.: Музыка, 1973. - С. 137-186.

5 Христиансен Л. Л. Из наблюдений над творчеством композиторов «Новой фольклорной волны» // Проблемы музыкальной науки: Сб. ст. - М.: Сов. композитор, 1972. Вып. 1. - С. 198-218.

6 Гаврилин В. А. О музыке и не только... - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2003. - С. 158.

Первое сближение В. А. Гаврилина с традицией инструментального исполнительства произошло еще в детстве. «Жил я в деревне и с удовольствием слушал, как деревенские мужики, развернув меха гармошки или взяв в руки балалайку, наигрывали незамысловатые, но дивные по напевности и душевности мелодии. Мне всегда хотелось самому попробовать

п

играть. Но инструментов не было, и играть я так тогда и не научился» , -писал спустя много лет В. А. Гаврилин.

Однако практическое знакомство с традиционным инструментарием в раннем детстве так и не состоялось. Мать будущего композитора, Клавдия Михайловна Гаврилина «считала это занятие недостойным, наверное,

о

потому, что это приводило ее к воспоминаниям об отце» - Александре Павловиче Белове, которого В. А. Гаврилин не помнил, поскольку тот погиб в 1942 году под Ленинградом. Информация о нем была собрана самим композитором по воспоминаниям разных людей, которые отмечали необычайную музыкальную одаренность этого человека: «С 5-ти лет он уже пел в церкви, знал все службы. Да и голос, говорят, имел ангельский. Самостоятельно выучился играть на скрипке, мастерски владел всеми гармониками»9, «играл и на гармони, и на балалайке»10. Возможно, память об отце стимулировала интерес будущего композитора к инструментальной области традиционной культуры.

В 1950-м году, по причине ареста матери, В. А. Гаврилин оказался в Октябрьском детском доме в пос. Ковырино неподалеку от Вологды. В интернате было много музыкальных кружков, в том числе, оркестр народных инструментов под руководством И. Г. Писанко11, «в котором Валерий Гаврилин играл на домре»12. Не сохранилось воспоминаний современников

7 Гаврилин В. А. Слушая сердцем... Статьи. Выступления. Интервью. - СПб: Композитор • Санкт-Петербург, 2005. - С. 167.

8 Там же.-С. 376-377.

9 Там же.

10 Там же.-С. 365.

11 Иван Георгиевич Писанко окончил Вологодское музыкальное училище, имел почетный диплом Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Москва, 1939).

12 Тевосян А. Т. Перезвоны: жизнь, творчество, взгляды Валерия Гаврилина / отв. ред. Г. Г. Белов; ред.-сост. Я. Л. Бутовский, Н. Е. Гаврилина. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2009. - С. 49.

об участии В. А. Гаврилина в репетиционном процессе этого коллектива, однако с уверенностью можно сказать, что данный факт также оказал большое влияние на формирование личности музыканта.

Вероятно, игра в оркестре народных инструментов послужила предпосылкой к формированию интереса В. А. Гаврилина не только к народной, но и к симфонической музыке. Его первая учительница музыки Т. Д. Томашевская вспоминала: «<.. .> - Вы не смогли бы принести мне несколько книг о симфоническом оркестре? И еще, смогу ли я написать что-нибудь для симфонического оркестра? - тихо, спокойно, очень застенчиво, но внятно произнес мой маленький ученик»13.

В студенческие годы, в период фольклорных экспедиций, у В. А. Гаврилина начал формироваться профессиональный взгляд на народное инструментальное исполнительство. Окончательная кристаллизация представлений В. А. Гаврилина о народном инструментарии относится уже ко времени становления зрелого оркестрового стиля композитора (1970-е) и совпадает с историей его тесного общения с музыкантами ансамбля народных инструментов Ленинградского радио и телевидения, в особенности с Э. А. Шейнкманом, и артистами Государственного академического русского оркестра им. В. В. Андреева.

Начальный период творчества был ознаменован успехами В. А. Гаврилина в области камерно-вокальных сочинений. Однако композитор не утратил интереса и постоянно совершенствовался в инструментальной музыке, успешно работая в жанре фортепианной миниатюры. Одновременно он изучал инструментальное творчество великих мастеров русской и австро-немецкой школ. Например, в период совместной работы со С. К. Горковенко над оркестровкой балета «Анюта» В. А. Гаврилин обращался к шедеврам инструментальной мысли, отсылая своего коллегу к оркестровке произведения «Так говорил Заратустра»

13 Этот удивительный Гаврилин... / сост. Гаврилина Н. Е. - СПб.: Журнал Нева, 2002. - С. 16.

Р. Штрауса14. Как отмечает Г. Г. Белов, В. А. Гаврилин всегда большое внимание уделял инструментовке и в «течение всей жизни собирал для своей библиотеки самые значительные и редкие книги по оркестровке, начиная с трактата Берлиоза и кончая учебниками современных авторов»15.

Таким образом, в формировании глубоко индивидуального инструментального мышления В. А. Гаврилина ключевую роль сыграли, как минимум, четыре фактора, связанные с практическим знакомством композитора с исполнительством на народных инструментах:

1. слуховые впечатления от традиционного исполнительства в раннем детстве и в период обучения в Ленинградской консерватории;

2. знакомство в раннем детстве с инструментами русского народного оркестра, вызвавшее у будущего композитора интерес к оркестру симфоническому;

3. изучение уже в зрелые годы фольклорной и академической исполнительских традиций на народных инструментах, что было во многом обусловлено тесными творческими контактами с исполнителями на народных инструментами, в частности, Э. А. Шейнкманом;

4. процесс непрерывного самообразования в сфере искусства оркестровки, основанный на изучении классической симфонической литературы.

В настоящее время инструментальные произведения В. А. Гаврилина входят в репертуар всемирно известных исполнителей, как в редакции самого композитора, так и в новых инструментальных версиях, выполненных различными авторами. Инструментальная музыка Гаврилина становится все более популярной, свидетельством чему служат программы ежегодных Гаврилинских фестивалей, проводимых в Санкт-Петербурге и Вологде с 1999 года, а также репертуар ведущих российских оркестров.

14 По воспоминаниям Н. Е. Гаврилиной.

15 Белов Г. Г. Оркестровые партитуры Гаврилина // Гаврилин В. А. Произведения для симфонического оркестра. Увертюра до мажор. Свадьба. Театральный дивертисмент. Партитуры // Собр. соч. / под общ. ред. Г. Г. Белова. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2012. [Т.] 10. - С.8.

Диспропорция между востребованностью инструментальной музыки В. А. Гаврилина у исполнителей и слушателей и ее малоисследованностью оказывается очевидной. В этой связи одной из важнейших проблем отечественной науки является необходимость преодоления этого несоответствия и заполнения музыковедческой ниши, связанной с инструментальным наследием В. А. Гаврилина.

К самостоятельному аспекту обозначенной проблемы относится роль народных инструментов в творчестве В. А. Гаврилина. Вне всякого сомнения: народные инструменты - менее всего исследованная область творчества мастера. Вопросы, связанные с обращением композитора к русским народным инструментам, затрагивались в работах о нем лишь косвенно (И. А. Демидова, Е. В. Шелухо).

Вышеизложенные проблемы определяют актуальность данной диссертации. В настоящее время насущной необходимостью остается выявление специфики инструментального стиля В. А. Гаврилина, раскрыть характерные особенности которого, в свою очередь, позволяет определение роли народных инструментов в творчестве композитора. В контексте этой проблематики по сей день неизвестны некоторые факты творческой биографии В. А. Гаврилина, связанные с его инструментальным наследием, что является причиной дальнейшего исследования личного собрания композитора и других архивов.

Объект диссертационного исследования - творческое наследие В. А. Гаврилина. Предметом изучения является инструментальное творчество композитора, в котором нашли свое отражение особенности игры на народных инструментах, а также авторские партитуры и инструментовки произведений В. А. Гаврилина с участием народных инструментов, выполненные Э. А. Шейнкманом и С. К. Горковенко.

Цель исследования определение функции народных инструментов в инструментальных и вокально-симфонических произведениях В. А. Гаврилина, что предполагает решение следующих задач:

1. рассмотреть фольклорные истоки творчества В. А. Гаврилина на фоне историко-культурного контекста эпохи (сквозь призму понятий «народность», «неофольклоризм», «новая фольклорная волна»);

2. охарактеризовать отношение В. А. Гаврилина к народной инструментальной традиции (на материале личного архива);

3. представить народные инструменты в образном строе музыки В. А. Гаврилина, рассмотреть их семантику;

4. исследовать инструментальные произведения В. А. Гаврилина, в партитуру которых включены народные инструменты;

5. выявить индивидуальные приемы инструментовки В. А. Гаврилина при использовании им в своих партитурах народных инструментов;

6. определить характерные приемы инструментовки сочинений В. А. Гаврилина, выполненные руководителем ансамбля народных инструментов Э. А. Шейнкманом; уточнить степень влияния инструментовщика на сочинения В. А. Гаврилина, созданные после их знакомства.

Степень изученности проблемы.

Как отмечалось выше, отдельных работ, посвященных вопросам изучения роли народных инструментов в творчестве композитора, не существует. Лишь в монографии И. А. Демидовой «Валерий Гаврилин и фольклор»16 в ряде глав характеризуются некоторые принципы нотации инструментальных наигрышей в контексте всех записей народной музыки, выполненных композитором в фольклорных экспедициях. Упоминания имен нескольких деревенских исполнителей на народных инструментах

1 7

содержатся в статье Е. В. Шелухо «Рисунки В. Гаврилина» . В другой публикации этого автора «К проблеме театрального мышления Валерия Гаврилина: текстологический анализ эскизов балета "Женитьба

16 Демидова И. А. Валерий Гаврилин и фольклор. Архивные материалы в творческом наследии композитора. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2014.-216 с.

17 Шелухо Е. В. Рисунки В. Гаврилина // Музыкант-классик. 2005. № 11. - С. 17-20.

Бальзаминова"»18 содержится упоминание о балалайке в контексте исследования тематизма сочинения.

Остальные работы, посвященные В. А. Гаврилину, формируют несколько исследовательских направлений. В них проблемы инструментального мышления композитора и роль народных инструментов в его творчестве затрагиваются лишь косвенно. Тематически они могут быть рубрицированы следующим образом:

1. Неизвестные ранее факты биографии В. А. Гаврилина приводятся в недавно изданных воспоминаниях вдовы композитора -Н. Е. Гаврилиной «Наша жизнь»19 и фотоальбоме «Ваш Валерий Гаврилин» , а также в сборнике воспоминаний о композиторе «Этот удивительный Гаврилин.. .»21.

2. Творческий портрет композитора раскрывают статьи в периодических изданиях (газеты «Вечерний Петербург», «Коммерсантъ», «Нева», «Невское время», «Санкт-Петербургские ведомости») и сети Интернет, которые условно можно разделить: на публикации, появившиеся в печати при жизни В. А. Гаврилина (в них, в основном, содержатся отзывы и рецензии на концерты из музыки композитора), на материалы т шешопат, посвященные музыкальному наследию композитора, а также обзорные статьи, анонсирующие памятные события, связанные с именем В. А. Гаврилина.

3. Панораму музыкального наследия В. А. Гаврилина дает Полное собрание сочинений композитора в XXI томе под общей редакцией Г. Г. Белова (в настоящее время издано тринадцать томов), а также небольшие тематические сборники произведений В. А. Гаврилина, выпущенные в разные годы издательством «Композитор • Санкт-Петербург». Общая

18 Шелухо Е. В. К проблеме театрального мышления Валерия Гаврилина: текстологический анализ эскизов балета «Женитьба Бальзаминова» // Валерию Гаврилину посвящается... / сб. ст. по матер. Всеросс. науч. конф. 12 марта 2014 г. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2014. - С. 58-76.

19 Гаврилина Н. Е. Наша жизнь (по дневникам и не только). - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2014. -624 с.

20 Ваш Валерий Гаврилин / сост. Н. Е. Гаврилина, Г. А. Ефимова. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2014.-208 с.

21 Этот удивительный Гаврилин... / сост. Гаврилина Н. Е. - СПб.: Журнал Нева, 2002. - 304 с.

систематизация творчества В. А. Гаврилина была проведена Н. Е. Гаврилиной, которая выступила составителем Каталога сочинений

лл

композитора . В публикации уточняются даты создания и названия многих опусов, однако, уже сейчас, спустя 7 лет после выхода Каталога, очевиден ряд неточностей в наименованиях сочинений. 4. Собственно научная проблематика, связанная с теми или иными аспектам творчества В. А. Гаврилина, представлена в корпусе научных и научно-публицистических трудов:

а) К обобщающим фундаментальным работам, в которых раскрывается творческий портрет композитора, выявлены основные вехи творческого пути и предпринята попытка общей характеристики стиля В. А. Гаврилина, следует отнести, прежде всего, монографию А. Т. Тевосяна «Перезвоны: жизнь, творчество, взгляды Валерия Гаврилина»23, в которой, помимо некоторых биографических сведений, предлагается характеристика основных и незавершенных сочинений.

б) Ключевым произведениям и жанрам в творчестве В. А. Гаврилина посвящены работы Г. Г. и О. В. Беловых, А. С. Белоненко, М. Г. Бялика, В. А. Васиной-Гроссман, Н. А. Мещеряковой, А. Н. Сохора, Л. Н. Раабена, Е. А. Ручьевской и др. В работах этих музыковедов подробно анализируются вокальные циклы «Немецкая тетрадь № 1 и № 2» (1962, 1972), «Русская тетрадь» (1965), «Вечерок» (1973), оратория-действо «Скоморохи» (1967), вокально-симфоническая поэма «Военные письма» (1975), хоровая

24

симфония-действо «Перезвоны» (1982) .

в) Одним из направлений изучения наследия В. А. Гаврилина является рассмотрение эстетической концепции творчества композитора (диссертационное исследование Т. В. Иваниловой, статьи Н. А. Мещеряковой, А. Т. Тевосяна).

22 Каталог сочинений В. А. Гаврилина / сост. Гаврилина Н. Е.. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2007. -96 с.

23 Тевосян А. Т. Перезвоны: жизнь, творчество, взгляды Валерия Гаврилина / отв. ред. Г. Г. Белов; ред.-сост. Я. Л. Бутовский, Н. Е. Гаврилина. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2009. - 616 с.

24 Годы создания приводятся по первой редакции.

г) Взаимосвязь произведений В. А. Гаврилина с фольклором рассматривается в статьях И. А. Голышевой (Демидовой), И. И. Земцовского, Л. П. Ивановой, Е. А. Ручьевской, Л. Л. Христиансена.

д) Одной из центральных тем работ последних лет стала театральность в сочинениях композитора (монографии К. В. Рябевой, К. А. Супоницкой, статьи Е. В. Шелухо).

Ценным источником для понимания творческого кредо композитора являются его собственные публицистические заметки «О музыке и не только...»25, а также статьи, интервью и заметки В. А. Гаврилина, собранные в сборнике «Слушая сердцем...» .

Научная новизна.

1. В диссертации впервые раскрываются принципы использования народных музыкальных инструментов в произведениях В. А. Гаврилина.

2. В контексте темы настоящей диссертации к работе привлекаются материалы, ранее не вводившиеся в научный оборот. В их числе -фрагменты эскизов музыки балетов «Женитьба Бальзаминова» и «Дом у дороги», шуточного вокального цикла «Пьяная неделя», некоторые инструментальные нотации традиционных наигрышей из личного архива композитора, выполненные самим В. А. Гаврилиным.

3. Впервые дан творческий портрет исполнителя на народных инструментах Э. А. Шейнкмана, личность которого ранее не была представлена в музыковедческой литературе.

4. В работе приводятся рукописи инструментовок произведений В. А. Гаврилина для ансамбля народных инструментов, выполненных Э. А. Шейнкманом, который сотрудничал с композитором в 1970-е гг., а также инструментовки самого В. А. Гаврилина, никогда ранее не анализировавшиеся.

25 Гаврилин В. А. О музыке и не только... Записи разных лет / сост.: Н. Е. Гаврилина, В. Г. Максимов. Изд 2-е, испр. и доп. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2003. - 344 с.

26 Гаврилин В. А. Слушая сердцем... Статьи. Выступления. Интервью. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2005.-456 с.

5. В настоящем исследовании уточнены даты создания и правильные названия некоторых сочинений композитора, установлено авторство В. А. Гаврилина в отношении некоторых инструментовок, раскрыты новые факты биографии композитора.

6. По-новому осмысливается роль народных инструментов-«персонажей» в драматургии крупных сочинений В. А. Гаврилина и их влияние на инструментальный стиль композитора.

Материал исследования.

1. Нотации традиционных песен и наигрышей - фольклорный архив В. А. Гаврилина, в частности, рукописи экспедиции в Опочецкий район Псковской области (1959).

2. Эскизы музыки к балетам «Дом у дороги» и «Женитьба Бальзаминова», шуточного вокального цикла «Пьяная неделя» (1970), хранящиеся в рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

3. Рукопись партитуры музыки к кинофильму «Месяц август», находящаяся в ЦГАЛИ (Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга).

4. Многочисленные нотные издания сочинений композитора.

5. Рукописи переложений и инструментовок Э. А. Шейнкмана произведений В. А. Гаврилина для различных составов ансамбля и оркестра народных инструментов.

6. Неопубликованные интервью и воспоминания современников композитора (Н. Е. Гаврилиной, В. И. Акуловича, С. К. Горковенко, Н. А. Шубина, М. П. Фониной и др.), записанные автором диссертационной работы и раскрывающие взгляды В. А. Гаврилина на народное инструментальное исполнительство.

Теоретико-методологической основой диссертации послужил метод

комплексного исследования, применяемый в современном музыкознании при

анализе музыкальных произведений. В работе также используются

источниковедческий и текстологический методы анализа, сформулированные

27 28 29

в исследованиях А. И. Климовицкого , Д. С. Лихачева , Т. В. Шабалиной и др. Проблемы авторского стиля изучаются с опорой на методологические исследования М. К. Михайлова30 и Е. В. Назайкинского31.

Общетеоретический анализ музыкальных произведений проводится на основании методов, разработанных Т. С. Бершадской , Л. А. Мазелем, В. А. Цуккерманом33, Е. А. Ручьевской34.

Отдельный ракурс работы связан с определением роли тембра народных инструментов в контексте особенностей драматургии некоторых сочинений В. А. Гаврилина. Эта область исследования базируется на теоретических положениях, сформулированных в работах

35 36 37

М. Г. Арановского , Т. Н. Ливановой' , Т. Ю. Черновой , статьях и

38

диссертации М. М. Манафовой и др., а также учебном пособии «Основы

39

музыкальной драматургии» .

Теоретическая значимость работы заключена в следующем: 1. предлагается целостный анализ крупных сочинений В. А. Гаврилина в контексте использования композитором народных инструментов, их роли в драматургии сочинений;

27 Климовицкий А. И. О творческом процессе Бетховена. - М.: Музыка, 1979. - 175 с.

28 Лихачев Д. С. Текстология: На материале рус. лит. Х-ХУП в. / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом). 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Алетейя, 2001. - 758 с.

29 Шабалина Т. В. Рукописи И. С. Баха: ключи к тайнам творчества. - СПб.: Логос, 1999. - 440 с.

30 Михайлов М. Стиль в музыке: Исследование. - Л.: Музыка, 1981. - 264 с.

31 Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

32 Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Изд. 2-е, доп. - Л.: Музыка, 1985. - 238 с.

33 Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. - М.: Музыка, 1967. - 752 с.

34 Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма: учебник по анализу. - СПб.: Композитор, 1998. -265 е.; Ручьевская Е. А. Анализ вокальных произведений: учебное пособие для музыкальных вузов. - Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1988. - 349 с.

35 АрановскийМ. Г. Симфонические искания. -М.: Сов. композитор, 1979.-288 с.

35 Ливанова Т. Н. Музыкальная драматургия И. С. Баха и ее исторические связи. Часть II. Вокальные формы и проблемы большой композиции. - М.: Музыка, 1980. - 280 с.

37 Чернова Т. Ю. Драматургия в инструментальной музыке. -М.: Музыка, 1984. - 144 с.

38 Манафова М. М. Темброколористические свойства оркестровой ткани в музыке второй половины XX века: дисс. ... канд. иск. / С.-Петерб. гос. консерватория. - СПб., 2011. - 184 с.

39 Основы музыкальной драматургии: уч. пособие. Изд. 2-е, доп. - Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2008. - 72 с.

2. исследуется инструментальный стиль и темброколорит наиболее показательных инструментальных и вокально-инструментальных произведений В. А. Гаврилина сквозь призму использования народных инструментов;

3. уточняется периодизация творчества композитора;

4. систематизируются материалы всех архивных собраний, отражающих точки соприкосновения В. А. Гаврилина с народно-инструментальным исполнительством;

5. представляются и анализируются все доступные инструментовки Э. А. Шейнкмана произведений В. А. Гаврилина;

6. устанавливается авторство В. А. Гаврилина некоторых инструментовок для ансамбля народных инструментов.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования результатов исследования в таких курсах, как «История отечественной музыки XX века», «Анализ музыкальных произведений», «Инструментовка и переложение для оркестра, ансамбля народных инструментов», «История исполнительства на народных инструментах» и др., а также в рамках практических занятий по инструментовке в ВУЗах, музыкальных колледжах и техникумах.

Результаты исследования также могут сыграть большую роль в сфере расширения репертуара ансамблей и оркестров народных инструментов.

Апробация результатов исследования. Основные результаты работы отражены в 11 -ти публикациях, в том числе в трех статьях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, были представлены в докладах на всероссийских и международных конференциях, таких как IX и X Международные научно-практические конференции «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (СПб.: СПбГПУ им. А.И.Герцена, 2013, 2014), Всероссийская научная конференция «Валерию Гаврилину посвящается...» (СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2014), Всероссийская научно-практическая

конференция «Валерий Гаврилин и новый век» (Вологда: Вологодская государственная областная филармония, 2014).

Структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения с нотными примерами и факсимиле партитуры пьесы «Извозчик» для ансамбля народных инструментов, выполненной В. А. Гаврилиным.

ГЛАВАI

НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В МАТЕРИАЛАХ АРХИВА

В. А. ГАВРИЛИНА

1.1. Музыка В. А. Гаврилина в контексте некоторых тенденций развития

отечественного искусства XX века

Феномен музыки В. А. Гаврилина связан не только с самобытным дарованием самого композитора, но и органично вытекает из общих тенденций развития искусства XX века. Такие характерные черты гаврилинского стиля как опора на фольклор, поиск новых тембровых решений, доступность музыкального языка неразрывно связаны с развитием русской и, отчасти, европейской культуры XX века. В этом контексте творчество В. А. Гаврилина можно рассматривать в аспекте взаимодействия трех понятий: «народность», «неофольклоризм» и «новая фольклорная волна».

Понятие «народности» становится центральной эстетической категорией советского искусства еще в 1930-е годы. Между тем, оно широко применяется в контексте русской эстетической мысли и в XIX веке и, по мнению О. Б. Хвойной, подразумевает «степень связи и тип связи искусства [...] со стихией "народного" вне его»40.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Демидов, Андрей Михайлович, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алъшванг А. Народность в русской классической музыке // Сов. музыка. - 1938. №5.-С. 3-5.

2. Ансамбль русских народных инструментов под руководством Э. Шейнкмана [Звукозапись]. - Л.: Мелодия, 1974. С 20-04767-68.

3. Ансамбль русских народных инструментов под руководством Э. Шейнкмана [Звукозапись]. - Л.: Мелодия, 1972. СМ 03635-6.

4. Арановский М. Г. Симфонические искания. - М.: Сов. композитор, 1979. -288 с.

5. Аринин В. И. По солнечному лучу. - Вологда, 2009. - 80 с.

6. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Книга 2. Интонация. - М.: Музгиз, 1947.- 163 с.

7. Асафьев Б. В. Речевая интонация. - Л.-М.: Музыка, 1965. - 136 с.

8. Асафьев Б. В. О народной музыке / сост., вступ. ст. и комм. И. И. Земцовского, А. Б. Кунанбаевой. - Л.: Музыка, 1987. - 247 е.: нот.

9. Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — М.: Гос. республиканский центр русского фольклора, 1997. - 248 с.

10. Белов Г. Г. Симфония русской души // Гаврилин В. А. Перезвоны (По прочтении В. Шукшина): хоровая симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных: Партитура // Собр. соч. / под общ. ред. Г. Г. Белова. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2002. [Т.] 1. - 148 е.: нот.

11. Белов Г. Г., Белова О. В. Хоровая симфония-действо // Сов. музыка. -1988. № 1. - С. 22—28. (Симфонизм сегодня)

12. Белова Е. Ракурсы танца: Телевиз. Балет. - М.: Искусство, 1991. -С. 125,[2] е., [24] л. ил.

13. Белова О. Валерий Гаврилин // Композиторы РФ. - М.: Сов. композитор, 1984. Вып. 3.-С. 3-39.

14. Бершадская Т. С. Статьи разных лет: Сб. ст. / ред.-сост. О. В. Руднева. -СПб.: Союз художников, 2004. - 320 с.

15. Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Изд. 2-е, доп. - Л.: Музыка, 1985. -238 с.

16. Блинова C.B. Валерий Гаврилин и Вологда // Музыкальная культура Вологодского края: исследования и материалы / Вологод. гос. пед. ун-т. - Вологда: Древности Севера, 2013. - С. 26-43.

17. Блинова С. В. Деятельность вологодских композиторов второй половины XX - начала XIX века // Музыкальная культура Вологодского края: исследования и материалы / Вологод. гос. пед. ун-т. - Вологда: Древности Севера, 2013. - С. 44-72.

18. Брюсова Н. Пусть к народности музыкального языка // Сов. музыка. 1951. №2.-С. 34-36.

19. Бялик М. Г. «Русская тетрадь» В. Гаврилина // Муз. жизнь. 1968. № 1. -С. 7-8.

20. Варламов Д. И. Обучение на русских народных инструментах: традиции и новации. Автореф. дисс. ... докт. педагогич. наук. / Моск. гос. педагогич. унив-т. - Москва, 2014. - 46 с.

21. Варламов Д. И. Онтология искусства: Избранные статьи 2000 - 2010 гг. -М.: Композитор, 2011. - 316 с.

22. Ваш Валерий Гаврилин / сост. H. Е. Гаврилина, Г. А. Ефимова. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2014. - 208 с.

23. Великанова А. Г. Песни и романсы В. А. Гаврилина: дипл. работа / С.-Петерб. гос. консерватория. - СПб., 2006. - 273 с.

24. Верткое К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975.-280 с.

25. Воробьев И. С. Нотация в музыке XX века. Программа курса. - СПб.: СПб. консерватория, 2004. - 27 с.

26. Воробьев И. С. Соцреалистический «большой стиль» в советской музыке (1930 - 1950-е годы). Исследование. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2013.-688 с.

27. Воробьев И. С. «Детское» в музыке Валерия Гаврилина / сб. ст. по матер. Всеросс. науч. конф. 12 марта 2014 г. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2014. - С. 22-30.

28. Воробьев И. С., Синайская А. В. Композиторы русского авангарда. -СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2007. - 160 с.

29. Воробьев И. Русский авангард и творчество Александра Мосолова 19201930-х годов. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2006. - 323 с.

30. Вызго-Иванова И. М. Вст. статья к грампластинке «Ансамбль русских народных инструментов под руководством Э. Шейнкмана». - Л.: Мелодия, 1972. - СМ 03635-6.

31. Гаврилин В. А. От песни к песне // Соловьев-Седой В. П. Воспоминания. Статьи. Материалы. - Л.: Сов. композитор, 1987. - С. 160 - 161.

32. Гаврилин В. А. Его оружие — музыка // Сов. музыка. 1980. № 9. - С. 7577.

33. Гаврилин В. А. Заметки о восприятии музыки // Музыка - детям. - Л.: Музыка, 1970.-С. 150-156.

34. Гаврилин В. А. Новатор песни // Сов. музыка. 1967. № 4. - С. 16-19.

35. Гаврилин В. А. О музыке и не только... Записи разных лет / сост.: Н. Е. Гаврилина, В. Г. Максимов. Изд 2-е, испр. и доп. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2003. - 344 с.

36. Гаврилин В. А. О народно-песенных истоках творчества В. П. Соловьева-Седого. Дипл. работа / ЛОЛГК. - Л., 1964. - 49 с.

37. Гаврилин В. А. Он прожил свой путь в искусстве // В. Н. Салманов. Материалы. Исследования. Воспоминания. - Л.: Сов. композитор, 1982. -С. 209-212.

38. Гаврилин В. А. Путь музыки к слушателю // Сов. музыка. 1967. № 5. - С. 4-6.

39. Гаврилин В. А. II Вечерний Ленинград. 1971. 24 апреля. (№ 24). - С. 3. (Говорят композиторы).

40. Гаврилин В. А. Слушая сердцем... Статьи. Выступления. Интервью. -СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2005. - 456 с.

41. Гаврилина Н. Е. Сообщение об архиве В. А. Гаврилина // Музей театра и музыки в международном пространстве. Опыт, традиции, сотрудничество: Матер, науч.-практ. конф. - СПб., 2008. - С. 229-236.

42. Гаврилина Н. Е. Наша жизнь (по дневникам и не только). - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2014. - 624 с.

43. Генина Л. С. «Все позабудется - любовь останется» // Муз. академия. -1999.-№4.-С. 84-87.

44. Голубь Ю. «Скоморохи» В. Гаврилина: Штрихи к портрету художника. Дипл. работа / С.-Петерб. гос. консерватория. - СПб., 2008. - 81 с.

45. Голышева (Демидова) И. А. Цитата и стилизация в вокальном цикле В. А. Гаврилина «Русская тетрадь» (по новым материалам личного архива композитора) // Музей театра и музыки в международном пространстве. Опыт, традиции, сотрудничество: Матер, науч.-практ. конф. - СПб.: Чистый лист, 2008. - С. 237-249.

46. Григорьева Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. - М.: Сов. композитор, 1989. - 206 с.

47. Демидова И. А. Валерий Гаврилин и фольклор. Архивные материалы в творческом наследии композитора. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2014. - 216 с.

48. Демидова И. А. Валерий Гаврилин. Принципы записи фольклора: к проблеме композиторского слуха // Гаврилинские чтения: Сб. ст. по матер, докладов на конференции в Санкт-Петербурге. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2011. - С. 45-65.

49. Демидова И. А. Фольклорные прообразы «Военных писем» Валерия Гаврилина / сб. ст. по матер. Всеросс. науч. конф. 12 марта 2014 г. -СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2014. - С. 44-57.

50. Демченко А. И. Валерий Гаврилии: ракурсы национальной самобытности / сб. ст. по матер. Всеросс. науч. конф. 12 марта 2014 г. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2014. - С. 5-13.

51. Демченко А.И., Филиппова Ю.Г. «Нос» Гоголя и Шостаковича: два «авангарда» // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. Электронный ресурс: www.science-education.ru/lll-10297. Дата обращения: 13.07.2014.

52. Земцовский И. И. Фольклор и композитор: Теоретические этюды о русской советской музыке. - Л.; М.: Сов. композитор, 1978. - 174 с.

53. Иванилова Т. В. Нравственно-философская концепция творчества

B. А. Гаврилина. Автореф. дисс. ... канд. искусств. / Рос. гос. пед. унив. им. А. И. Герцена. - СПб., 2011. - 23 с.

54. Иванилова Т. В. Образный мир музыки В. Гаврилина // Гаврилинские чтения: Сб. ст. по матер, докладов на конференции в Санкт-Петербурге. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2011. - С. 36-44.

55. Иванова Л. П. Жанр частушки в вокальных циклах В. Гаврилина и

C. Слонимского // Стилевые тенденции в советской музыке 1960-1970-х годов: Сб. науч. тр. / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии / отв. ред. и сост. А. Н. Крюков. - Л.: ЛГИТМИК, 1979. -С. 119-137.

56. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. пособие для муз. вузов и уч-щ. - М.: изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.

57. История зарубеэ/сной музыки [Текст]: уч-к для муз. вузов. / ред. В. В. Смирнов. - Вып. 6. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 1999. -631 с.

58. История отечественной музыки второй половины XX века [Текст]: учебник / отв. ред. Т. Н. Левая. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2005.-556 с.

59. История современной отечественной музыки (1960-1990) [Текст]: учебник для студентов муз. вузов / ред.-сост. Е. Б. Долинская. - М.: Музыка, 2001. Вып. 3.-656 с.

60. Каталог сочинений В. А. Гаврилина / сост. Гаврилина Н. Е.. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2007. - 96 с.

61. Климовицкий А. И. О творческом процессе Бетховена. - М.: Музыка, 1979.- 175 с.

62. Князев В. Жизнь молодой деревни: Частушки-коротушки Санкт-Петербургской губернии. - СПб.: изд-во М. Г. Корифельда, 1913. -133 с.

63. Козарова Г. С. Новое о Валерии Гаврилине: из архивных находок / сб. ст. по матер. Всеросс. науч. конф. 12 марта 2014 г. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2014. - С. 31-43.

64. Котикова Н. Л. Гдовская старина: Русские народные песни и наигрыши Гдовского района: для пения (соло, хор) без сопровождения и для гуслей: с предисл. и примеч. - Л.: Сов. композитор, 1962. - 94 е.: нот.

65. Котикова Н. Л. Народные песни Псковской области / под общ. ред. С. В. Аксюка. -М.: Музыка, 1966. - 371 е.: нот.

66. Кушнарев X. К проблеме анализа музыкального произведения // Сов. музыка. - 1934. № 6. - С. 24-28.

67. Лавриненко А. Н. Теория «Официальной народности» в России первой половины XIX века (историко-политологический аспект): Автореф. дисс. ... канд. полит, наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: 2001. - 24 с. Электронный ресурс: http://www.dissercat.com. Дата обращения 04.01.2015.

68. Ленинградская Консерватория в воспоминаниях: В 2 кн. - Л.: Музыка, 1988. Изд. 2-е, доп. Кн. 2. - 278 с.

69. Ливанова Т. Н. Музыкальная драматургия И. С. Баха и ее исторические связи. Часть II. Вокальные формы и проблемы большой композиции. -М.: Музыка, 1980.-280 с.

70. Лихачев Д. С. Смех как мировоззрение // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. - Л.: Наука, 1984. - С. 7-71.

71. Лихачев Д. С. Текстология: На материале рус. лит. X-XVII в. / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом). 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Алетейя, 2001.-758 с.

72. Львов-Анохин Б. А. «Дом у дороги» // Сов. балет. 1985. № 3. - С. 5-7.

73. Мазелъ Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. - М.: Музыка, 1967. -752 с.

74. Майкапар С. М. Музыкальный слух: Его значение, природа, особенности и метод правильного развития. 3-е испр. и доп. - Челябинск: MPI, 2005. - 254 с.

75. Максимов В. Г. Из гаврилинской тетради // Нева. 2001. № 10. - С. 190193.

76. Манафова М. М. Тембр и темброколорит в современной музыкальной системе / Regla. Научно-культурологический журнал. №14 [212] 15.09.2010. Электронный ресурс http://www.relga.ru/Environ. Дата обращения 24.12.2014.

77. Манафова М. М. Темброколористические свойства оркестровой ткани в музыке второй половины XX века: дисс. ... канд. иск. / С.-Петерб. гос. консерватория. - СПб., 2011. - 184 с.

78. Мартынов И. Композитор и фольклор // Сов. музыка. 1958. № 7. - С. 4648.

79. Мациевский И. В. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч. 1. - М., 1987. -С. 6-38.

80. Медушевский В. Интонационная форма музыки. - М., 1993. - 362 с.

81. Мещерякова Н. А. «Иоанн Дамаскин» Танеева и «Перезвоны» Гаврилина: Диалог на расстоянии века // Муз. академия. 1999. № 1. -С. 190-195.

82. Мещерякова Н. А. Страницы отечественной шубертианы: В. Гаврилин // Музыкальный мир романтизма: От прошлого к будущему: Матер, научной конф. / Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. — Ростов н/Д, 1998.-С. 166-169.

83. Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна. - М., 1967. - 195 с.

84. Михайлов М. Стиль в музыке: Исследование. — Л.: Музыка, 1981. - 264 с.

85. Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах. Т.5. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. -М.: Сов. энциклопедия, 1981. -631стр.

86. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972.-383 с.

87. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -248 с.

88. Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М., 2000.-219 с.

89. Народное музыкальное творчество [Текст]: учебник / отв. ред. О. А. Пашина. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2005. - 568 с.

90. Оркестр имени В. В.Андреева / сост. А. Конов, Г. Преображенский. — Л.: Музыка, 1987. - 160 с.

91. Основы музыкальной драматургии [Текст]: уч. пособие. Изд. 2-е, доп. -Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2008. - 72 с.

92. Отечественная музыкальная литература, 1917-1985 [Текст]: учебник в 2 вып. / Рос. акад. музыки им. Гнесиных, Каф. истории музыки / [ред.-сост. Е. Е. Дурандина]. -М.: Музыка, 1996. Вып. 1. - 375 с.

93. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов: Справочник. -М.: Сов. композитор, 1985. - 296 с.

94. Райским И. Г. Валерий Гаврилин как зеркало культурной революции // Гаврилинские чтения: сб. ст. по матер, докладов на конференции в Санкт-Петербурге. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2011. - С. 735.

95. Рассказывает В. А. Гаврилин II Что услышал композитор: Рассказы ленинградских композиторов о своей музыке / сост. С. Тихая. - JL: Сов. композитор, 1983.-С. 14-21.

96. Рогалев И. Е. «Обыденный человек» Валерия Гаврилина / сб. ст. по матер. Всеросс. науч. конф. 12 марта 2014 г. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2014. - С. 22-30.

97. Рубцов Н. М. Посвящение другу. - Л.: Лениздат, 1984. - 254 с.

98. Рубърв Ф. А. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов: Опыт исследования. - Л.: Сов. композитор, 1962. - 116 с.

99. Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен. - М.: Музыка, 1964.-96 с.

100.Румянцев С. Аре Новый, или дела и приключения безустального казака Арсения Аврамова. - М.: Дека-ВС, 2007. - 252 с.

\0\.Русские народные песни в обработке советских композиторов для смешанного хора без сопровождения. Партитура / сост. Н. Л. Котикова.

- Л.: Музыка, 1970. - 71 е.: нот.

102.Ручъевская Е. А. Анализ вокальных произведений: учебное пособие для музыкальных вузов. - Л.: Музыка. ЛО, 1988. - 351 с.

103.Ручъевская Е. А. Классическая музыкальная форма: учебник по анализу.

- СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 1998. - 267 с.

104.Ручъевская Е. А. Мелодия сквозь призму жанра // Критика и музыкознание. - Л.: Музыка, 1980. Вып. 2. - С. 51-52.

105.Ручъевская Е. А. О методах претворения и выразительного значения речевой интонации (на примере творчества С. Слонимского, В. Гаврилина и Л. Пригожина) // Поэзия и музыка: сб. ст-й и исследований. -М.: Музыка, 1973.-С. 137-186.

106. Рябева К. В. «Театр мечты» Валерия Гаврилина. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2011. - 88 с.

107.Рябева К. В. Обреченная мечта. Интонационный контекст вокального цикла «Вечерок» В. А. Гаврилина // Гаврилинские чтения: сб. ст. по матер, докладов на конференции в Санкт-Петербурге. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2011. - С. 77-84.

108. Свиридов Г. В. Музыка как судьба / сост., авт. предисл. и коммент. А. С. Белоненко. - М.: Молодая гвардия, 2002. 798, [1] е., [16] л.: ил., портр.

109. Смирнов Д. О тайнах творческого процесса в музыке // Муз. академия, 2002. № 2. - С. 39-48.

110. СохорА. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: в 3-х вып. Вып. 1. -JL: Сов. композитор, 1980. - 230 с.

111.Coxop А. Н. Две «тетради» В. Гаврилина // Сов. музыка. 1965. № 11. -С. 21-26.

112. Сохор А. К Певец добрых чувств // Сов. культура. 1977. № 26. 29 марта. -С. 4.

113. Стравинский И. Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии / пер. с англ., послесл. и общ. ред. М. С. Друскина. — Д.: Музыка, 1971. -414 с.

114. Стравинский И. Ф. Статьи и материалы. - М.: Сов. композитор, 1973. -527 с.

115. Суворова Е. И. В. В. Стасов и русская передовая общественная мысль. Лениздат, 1956 г. Электронный ресурс: http://www.biografia.ru/arhiv/vvstasov04.html. Дата обращения 13.12.2014.

116. Супоницкая К. А. Вокальные циклы Валерия Гаврилина. - М.: Книга по требованию, 2013. - 324 с.

117. Тевосян А. Т. По прочтении Шукшина: хоровая симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина // Музыка России. - М.: Сов. композитор, 1988. Вып. 7.-С. 238-255.

118. Тевосян А. Т. Концерт в трех частях памяти В. А. Гаврилина // Муз. академия. 2000. № 1. - С. 184-190.

119. Тевосян А. Т. Перезвоны: жизнь, творчество, взгляды Валерия Гаврилина / отв. ред. Г. Г. Белов; ред.-сост. Я. Л. Бутовский, Н. Е. Гаврилина. -СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2009. - 616 с.

120.Томашевская Т. Д. Валерий Александрович Гаврилин // Вологодская областная государственная филармония им. В. А. Гаврилина. - Вологда, 2004.-С. 440-445.

121 .Торопецкие песни. Песни родины М. Мусоргского / зап., сост., комм. И. И. Земцовского. - Л.: Музыка. 1967. - 114 е.: нот.

122. Фаминцын А. С. Гусли - русский народный музыкальный инструмент. Исторический очерк. - СПб., 1890.

123. Фаминцын А. С. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа. Исторический очерк. - СПб., 1891.

124. Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. Исследование. - СПб., 1889. -191 с.

125.Холопова В. Н. Музыкальный ритм. -М.: Музыка, 1980. - 72 с.

126.Холопова В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. - М.: Композитор, 2000. - 319 с.

127.Христиансен Л. Л. Из наблюдений над творчеством композиторов «Новой фольклорной волны» // Проблемы музыкальной науки: сб. ст. -М.: Сов. композитор, 1972. Вып. 1. - С. 198—218.

128.Цытович В. И. О специфике тембрового мышления Белы Бартока. Автореферат дисс. ... канд. искусствоведения. - Л.: ЛОЛГК, 1973. - 23 с.

129. Частушка / вст. ст., подгот. текста, примеч. В. С. Бахтина. - М.; Л.: Сов. писатель. 1966. — 607 с.

130. Чернова Т. Ю. Драматургия в инструментальной музыке. - М.: Музыка, 1984.- 144 с.

\Ъ\.Шабалина Т.В. Рукописи И. С. Баха: Ключи к тайнам творчества. -СПб.: Логос, 1999.-440 с.

132.Шелухо Е. В. Валерий Гаврилин: музыка к драматическим спектаклям // Гаврилинские чтения: сб. ст. по матер, докладов на конференции в Санкт-Петербурге. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2011. - С. 98117.

133.Шелухо Е. В. Музыкальные действа Валерия Гаврилина: К проблеме типологии жанра. Дипл. работа / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - М., 2002. - 198 с.

134.Шелухо Е. В. Рисунки В. Гаврилина // Музыкант-классик. 2005. № И. -С. 17-20.

135. Шелухо Е. В. К проблеме театрального мышления Валерия Гаврилина: текстологический анализ эскизов балета «Женитьба Бальзаминова» // Валерию Гаврилину посвящается... / сб. ст. по матер. Всеросс. науч. конф. 12 марта 2014 г. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2014. -С. 58-76.

136. Шелухо Е. В. Дружбы неизвестные страницы: Г.Свиридов и В. Гаврилин // Музыкант-классик. 2006. № 1 (янв.). - С. 14-19.

137.Шостакович Д. Д. О времени и о себе, 1926-1975 / сост. и предисл. М. Яковлева. - М.: Сов. композитор, 1980. - 375 с.

138. Этот удивительный Гаврилин... / сост. Гаврилина Н. Е. - СПб.: Журнал Нева, 2002. - 304 с.

\Ъ9.Юсфин А. Фольклор и композиторское творчество // Сов. музыка. 1967. №8.-С. 53-61.

140.ЯстребовЮ. Г. Виктор Акулович и его «Скоморохи». - СПб.: СПбГУКИ, 2004. - 428 с.

141.50 лет факультету народных инструментов Сянктя-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Исторический обзор. - СПб.: Олимп-СПб, 2010. - 255 с.

142.Maler Е. Altrussische Volkslieder aus dem Pecoryland. Basel, Bärenreiter— Verlag, 1951.- 195 S.:Not.

143. Vorobyov I. "The Wartime Letters" by Valery Gavrilin: a Dialogue with the Romantic Tradition // Principles of Music Composing: National Romanticism and Contemporary Music. 11th International Music Theory Conference. -Vilnius, October 19-21, 2011.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.