Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Исакова Алла Наумовна

  • Исакова Алла Наумовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 181
Исакова Алла Наумовна. Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2019. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Исакова Алла Наумовна

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЛИРИКЕ А. В. ЖИГУЛИНА

1.1. Память войны как основа нравственной идентичности человека

1.2. Мотивы рода и духовной наследственности

1.3. Природный мир в лирике А. В. Жигулина

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ СУДЬБА И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ПОЭЗИИ С. Ю. КУНЯЕВА

2.1. Образ родной земли. Мотивы памяти и забвения в лирике С. Ю. Куняева

2.2. Мотив странствий и перемен: «свое» и «чужое» в поэтическом мире С. Ю. Куняева

2.3. Феномен и концепция природы Сибири, диалектика телесного и духовного

2.4. Национально-историческая проблематика и гражданский пафос лирики С.

Ю. Куняева

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева»

ВВЕДЕНИЕ

Литература шестидесятых - восьмидесятых годов ХХ века отмечена необычайным подъемом творческой активности, обусловленной социально-политическими обстоятельствами «оттепели». Время после 1953 года было эпохой утверждения личностного самосознания, освобождения от догматики и нормативности, повеяло духовной свободой.

Идеи и настроения «оттепели» предопределили поэтический «взрыв» шестидесятых. Осенью 1955 был проведен всесоюзный День поэзии, а с 1956 года стал выходить альманах «День поэзии», устраиваются вечера поэзии в Политехническом музее, поэты читают стихи у памятника Маяковскому и Пушкину. Поэзия 1960-1980-х отличается многообразием творческих индивидуальностей, жанрово-стилевых направлений, «промежуточных» художественных феноменов - лирика «фронтового поколения», авторская песня, «громкая» или «эстрадная поэзия», «тихая лирика», рок-поэзия, философско-медитативная лирика. В поэзии стал слышен голос личности, индивидуальности.

Поэтическая картина второй половины ХХ века является постоянным объектом исследования современного литературоведения, но, как правило, центром внимания становятся либо крупные поэты - А. Т. Твардовский, Б. Л. Пастернак, И. А. Бродский, Ю. П. Кузнецов и некоторые другие, либо новые поэтические веяния, связанные с постмодернизмом. Многие значительные поэтические имена оказались полузабытыми. Художники второго ряда, в творчестве которых проявляются основные тенденции поэтического процесса и особенности мировосприятия шестидесятничества, нередко остаются вне поля зрения современной литературоведческой науки, насущная задача которой заключается в создании целостного представления о литературном процессе прошедшего столетия. Это обусловливает научную актуальность настоящего исследования.

Во второй половине 1960-х годов в русской поэзии заметным явлением становится «тихая лирика». Она была непосредственно связана с происходящими

переменами в стране. В этом поэтическом направлении воплотилось стремление человека найти свою опору в национальной истории, в русском мире.

Название «тихая лирика», несмотря на многочисленные протесты авторов, закрепилось за этим явлением в противовес «громкой», «эстрадной» поэзии. На поэтическую сцену пришли самобытные талантливые поэты: Владимир Соколов, Николай Рубцов, Станислав Куняев, Анатолий Жигулин, Глеб Горбовский, Анатолий Передреев, Алексей Прасолов, Ольга Фокина и другие.

«Тихой лирике» не были свойственны громогласные восклицания, утверждения. Она следовала традициям русской классической поэзии, стремясь постигнуть гармонию человека и мира, понять мироздание, воспринимая человека как часть универсума. Эти поэты «попытались проникнуть в самое что ни есть молекулярное строение природы, общества и души, сфокусировав свою оптику на тончайших нюансах, переливах, полутонах»1. «Тихие лирики» искали основания истории в её прочности, неуничтожимости, «вечности». Им важно было найти в своем отдельном опыте частичку всемирной универсальной связи и, тем самым, преодолеть личную замкнутость, выйти к всеобщим основам «природы, родины, семьи»2. Ведущим в их творчестве является мотив возвращения «к истокам народной культуры, нравственно-религиозного, а не социально-политического

-5

обновления» . «Память возвращается, как птица, / в то гнездо, в котором родилась», - писал Н. М. Рубцов4.

В лирике поэтов этого направления нет намеренного стремления к формальной новизне - экзотических рифм, ритмических нарушений, разностопных строк. В своем творчестве они обращаются к личностно-психологической тематике, рисуют картины неброского русского пейзажа. Их задушевная, негромкая музыка русской речи, спокойная интонация, простота

1Чупринин С. Крупным планом. Поэзия наших дней: проблемы и характеристики. - М., 1983. -С.32.

Мусатов В. В. Художественные традиции в современной поэзии. - Иваново, 1986. - С.68.

3Лейдерман Н.Л. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн.2: Семидесятые годы (19681986). - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С.33.

4 Рубцов Н.М. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников. - М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 163.

поэтического синтаксиса привлекали внимание читателей. Представителей «тихой лирики» объединяет общий взгляд на систему моральных и нравственных координат. «Все они абсолютно разные, друг на друга не похожие, но всех их объединяет одна почва. Эта почва родины, природы»1.

«Тихая лирика» по своей сути была явлением, противостоящим официальной идеологии, хотя они не были ни бунтарями, ни диссидентами. Поэты воспевали не революцию, а воплощали в своем творчестве национальное сознание русского народа, вечные нравственно-религиозные ценности. «Тихие» лирики и близкие им «деревенщики» обращались к древней истории России, к великому прошлому Отечества, проецируя его на настоящее, раскрывая особенности исторического пути России. Они подчеркивали свою связь с малой родиной, указывали на значимость духовности в человеческой сущности, литературе, обществе.

Исследуя идейно-эстетические искания поэтов «почвенного направления», В. Н. Бараков отмечает социальные причины, определившие основу «почвенной» идеологии: «противоречивая действительность, в которой было и духовное подвижничество, и процесс не только физического разрушения российской деревни, но и нравственного опустошения народа»2.

Особенностью «тихой лирики» является «тайна», «тайна жизни, тайна души, сокровенно хранящей в заветных глубинах нерастраченные силы добра и

-5

любви, невостребованную - пока не востребованную! - мощь» . Это попытка проникнуть в мироздание, раскрыть сокровенное в человеке и природе, что еще раз указывает на неисчерпаемость бытия. «Тихая лирика» ненавязчиво напоминала о возвращении к традиционным национальным ценностям, к «почве», к «корням». Поэты предложили взглянуть на изначальную красоту мира, где

1Бараков В.Н. Почвенное направление в русской поэзии второй половины ХХ века. Типология и эволюция: дис ... докт. филол. наук: 10.01.01. - Москва, 1998. - С.21.

2Там же. - С.281.

Чупринин С. И. Крупным планом. Поэзия наших дней: проблемы и характеристики. - М., 1983. - С.36.

человек являлся созерцателем. Зазвучала исповедь самого поэта, который пытался разгадать тайну души в реалиях происходящего.

«Тихих лириков» объединило не только следование традициям нашей русской классической поэзии. Эти поэты родились в тридцатые года. Они стали очевидцами Великой Отечественной войны, их взросление пришлось на годы восстановления страны.

Творчество Анатолия Жигулина и Станислава Куняева, которые оставили свой след в истории поэзии второй половины ХХ века, соотносится с «тихой лирикой». Обращение к их творчеству обусловлено, во-первых, необходимостью воссоздания многомерности и полноты поэтического процесса этого периода. Во-вторых, сближение этих имен объясняется тем, что и А. В. Жигулин, и С. Ю. Куняев не укладываются в рамки определенной школы, что позволяет понять феномен литературной «промежуточности» послеоттепельной эпохи, когда происходило разрушение идеологических и эстетических канонов и формирование нового художественного видения мира и национального бытия. С одной стороны, творчество и А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева соотносится разными гранями с «тихой лирикой», а С. Ю. Куняева и с «громкой» поэзией, с другой стороны - ими созданы оригинальные художественные системы, отразившие особенности личностного и общественного сознания времени. Это позволяют осмыслить закономерности и направление поэтического движения 6080-х годов, понять соотношение «общего» и «отдельного» в поэзии. В-третьих, есть свидетельства их литературных и личных взаимоотношений - обращение к сходным темам и мотивам, публикации в одних и тех же изданиях, оценки творчества друг друга, общий круг знакомств, наконец, личное, пусть и не близкое, общение.

Рассматривая творчество А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева, критика причисляла их к «тихой лирике», хотя размытость определения не принималась поэтами. А. В. Жигулин писал: «Тихая лирика» существует как некое условное обозначение для удобства критиков, но, по-моему, оно противоречит сути

поэзии»1. Он подчеркивает «социальное или даже прямо гражданственное звучание»2 своего сборника стихов «Прозрачные дни». Исследователь его творчества А. П. Ланщиков также указывает, что «в поэзии общие термины не

-5

уживаются, в поэзии больше ориентируются на имена, а не на термины» . В. Г. Бондаренко отмечает, что С. Ю. Куняева с этим кругом связывала «скорее личная дружба и общность взглядов, отношение к традициям русской культуры, но никак не тихое лирическое состояние»4. Л. И. Лавлинский, анализируя творчество С. Ю. Куняева, пишет, что «его лирика показывает всю условность наших рабочих обозначений - в ней ощутимы элементы и «тихой» и «громкой» поэтики»5. Однако сходство в восприятии мира, чувство природы, сопричастности к судьбе родины и родового гнезда, возвращение к национальным истокам дают основания для типологического сближения с «тихой лирикой» не только А. В. Жигулина, но и С. Ю. Куняева.

В творчестве «тихих», безусловно, существуют типологическое черты, позволяющие видеть в них определенное литературное направление, несмотря на то, что они не выступали с общими декларациями, не утраивали совместных поэтических вечеров, у каждого из них было «лица необщее выражение»6: «Нет

п

школ никаких, только совесть, / Да кем-то завещанный дар» , - писал Владимир Соколов. В их творчестве нашел свое воплощение русский национальный образ мира.

В современной гуманитарной науке понятие «национальный образ мира» вызывает большой интерес исследователей. Оно используется для определения комплекса мотивов и образов, которые обладают этнокультурной спецификой. Как близкие по семантическому наполнению употребляются понятия

1 Нерешительная муза тридцатилетних / А. Жигулин // Мол. коммунар. - 1976. - 3 апреля.

2 «Дорогой Анатолий Михайлович!..»: Письма А. Жигулина А. Абрамову - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2011. - С.118.

"3

Ланщиков А.П. Анатолий Жигулин: «Уроки гнева и любви.». - М., 1980. - С.45.

4 Бондаренко В.Г. Последние поэты империи. - М.: Молодая гвардия, 2005. - С.50.

5 Лавлинский Л. О «тихой» лирике // Юность. - 1971. - №10. - С. 59.

6 Баратынский Е. А. Муза // Батюшков К. Н. Стихотворения. Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы. Вяземский П. А. Стихотворения. - М.: Олимп; «Издательство АСТ», 1997. - С.293.

7 Соколов В. Стихотворения; поэмы. - М.: Художественная литература, 1987. - С. 105.

национальный космос, национальная картина мира, национальная модель мира, национальная цивилизация, а также образ мира, так как литература представляет «образ мира, в слове явленный»1. Национальный образ мира создает национальную картину мира. Модель же мира являет более общее понятие, более теоретическое, имеет структурированную конструкцию.

Российский литературовед, философ, культуролог Георгий Гачев определяет национальный образ мира «как сетку координат, которой народ улавливает мир, как космос, выстраивающийся перед его очами, как особый

Л

«поворот», в котором предстает бытие данному народу» . Культура любого народа формируется на основе многих факторов. Природа, то есть непосредственно среда обитания, влияет на историю нации и её традиции. Г. Д. Гачев рассматривает «национальный Космос в древнем смысле - как строй мира, миропорядка», который раскрывает Логос - мышление, логику, «национальное миропонимание»3. Он отмечает, что в разных культурах пространство и время доминируют одно над другим.

В последние десятилетия национальная картина мира является объектом постоянного внимания литературоведения и лингвокультурологии.

С. В. Шешунова в диссертации «Национальный образ мира в русской литературе» раскрывает национальную специфику творчества А. И. Солженицына, И. С. Шмелева и П. И. Мельникова-Печерского, указывая на единство фольклорных традиций и христианства в русской литературе. Она рассматривает национальный образ мира как комплекс компонентов, проявляющихся в образах, мотивах, в художественном пространстве и времени4.

Т. И. Ходукина исследует данную тему в поэзии А. С. Пушкина через хронотоп дороги и отдельные мотивы (совесть, дом)5. А. Ф. Кофман, анализируя

1 Пастернак Б.Л. Август // Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. - М.: Художественная литература, 1988. - С. 420.

2 Гачев Г. Космо-Психо-Логос. - М.: Академический проспект, 2007. - С.44, 47.

3 Там же. - С. 19.

4 Шешунова С.В. Национальный образ мира в русской литературе: дисс. ... докт. фил. наук: 10.01.01. - Дубна, 2006. - 368с.

5 Ходукина Т.И. Национальный образ мира в поэзии Пушкина. - М., 1999. - 49 с.

латиноамериканскую культуру, выделяет определенную систему образов, мотивов, мифологем в художественных текстах данной культуры1. Т. Е. Смыковская рассматривает национальную картину мира в творчестве В. И. Белова как структуру, подверженную эволюции, которая отражает идейные, поэтические перемены художественного мира автора2.

Национальный образ мира в творчестве А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева имеет ряд универсальных черт, которые отражают особенности русской культуры и менталитета. М. М. Маковский отмечает, что «изучая литературу со стороны образности, характеров, конструкций (произведения, образы и т.д.) возможно постигать народное мировоззрение, мироощущение в целом» . Поэтическое творчество А. Жигулина и С. Ю. Куняева, раскрывающее глубинные культурные традиции, национальную проблематику, дает возможность для исследования национального познания мира.

В советском литературоведении творчество А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева рассматривалось в общегуманистическом аспекте, национальная «сетка координат» оказалась вне поля внимания исследователей. Между тем проблема национальной преемственности, русской судьбы составляют ядро в эстетике и мировоззрении этих поэтов. Мы обнаруживаем в их творчестве яркие проявления сходства и дифференциации в рамках общих тем и однородных позиций. В условиях возвращения современного российского общества к традиционным национальным приоритетам и нравственным ценностям представления поэтов второй половины ХХ века А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева о координатах духовной идентичности русского человека имеют первостепенное значение. В их поэзии отразился процесс познания традиционных национальных ценностей человеком 1960-1980-х годов, возвращения к истокам русской духовности.

Личная и творческая судьба А. В. Жигулина (1930-2000) была нелегкой. В начале 1960-х годов он входит в литературу как поэт лагерной темы, критики

1 Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. - М., 1997. - 320 с.

Смыковская Т.Е. Национальный образ мира в поэзии В.И. Белова: монография. - М., 2010.

3Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. - М: Владос, 1996. - С.24.

называют его поэтом «трудной темы», но уже в конце 1960-х годов в нем видят поэта-пейзажиста. А. П. Ланщиков указывает на конфликт между «прежним Жигулиным-рассказчиком и новым Жигулиным-исповедником»1 семидесятых годов.

В наше время имя А. В. Жигулина ассоциируется в основном с автобиографической повестью «Черные камни», которая была опубликована в 1988 году. Книга открыла читателям новый взгляд на «лагерную» тему и привлекла внимание критиков (о повести написано более 250 рецензий, статей, откликов). Но, как справедливо подчеркивает Г. В. Марфин, «весь основной творческий путь А. В. Жигулин прошел как поэт»2.

О творчестве А. В. Жигулина написано более пятисот работ (рецензии, статьи, диалоги, отдельные главы в книгах и т.п.). Изданы две монографии:

-5

«Анатолий Жигулин. Уроки гнева и любви» А. П. Ланщикова и «Цветущий терновый венец» А. Я. Истогиной - дополненное, новое издание её книги «Все, чем живу и дышу»4.

В своем диссертационном исследовании «Человек и мир в лирике А. В. Жигулина (К проблеме периодизации творчества)» Г. В. Марфин делает вывод о созданной поэтом в конце 1960-1970 гг. «особой модели мира и человека, которая стала узнаваема читателем и востребована им»5. Творческий путь поэта он подразделяет на четыре периода, каждый из которых характеризует как особую систему отношений человека и мира. В. В. Колобов уточняет, что такая периодизация биографии А. В. Жигулина нуждается в «определенной корректировке»6. А. Н. Кантомирова в диссертационной работе «Образы и

1Ланщиков А. П. Анатолий Жигулин: «Уроки гнева и любви...». - М., 1980. - С.54.

2Марфин Г. В. Человек и мир в лирике А. Жигулина (К проблеме периодизации творчества): дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Воронеж, 2003. - С.4.

3 Ланщиков А. П. Анатолий Жигулин: «Уроки гнева и любви.». - М., 1980. - 128с.

4 Истогина А. Я. Цветущий терновый венец: Творчество Анатолия Жигулина - М., 2000. -152 с.

5 Марфин Г. В. Человек и мир в лирике А. Жигулина (К проблеме периодизации творчества): дисс. ... канд. филол. наук:10.01.01. - Воронеж, 2003. - С.141.

6Колобов В. В. К вопросу о периодизации творчества Анатолия Жигулина // Коммуникация в современном мире. - Воронеж, 2012. - С.95-98.

пространства в лирике Анатолия Жигулина» раскрывает художественный смысл образов пространства, связанных с семантикой перемещения.

Поэзия А. В. Жигулина не ограничивается рамками «трудной темы». Многие критики (Л. А. Аннинский, А. П. Ланщиков, В. М. Акаткин, А. А. Михайлов, А. В. Македонов) называют наставником Жигулина А. Т. Твардовского, который неоднократно публиковал его стихи в «Новом мире». Он один из первых указал на несомненный талант молодого поэта. Д. Голубков, анализируя творчество А. В. Жигулина, подчеркивает, что оно «насквозь традиционно», и открывает в нем особенный «сплав двух таких различных стилистических манер, как обнаженно-размашистая эмоциональность Есенина и прицельная точность Бунина-поэта»1. А. А. Михайлов отмечает, что А. В. Жигулину «свойственна не широта, а глубина чувства, не рвущаяся наружу

Л

страсть, а ее подводное течение» . Антиподом поэта обозначен Ю. П. Кузнецов: «Анатолий Жигулин как поэт милосердия и Юрий Кузнецов как поэт безлюбья»3. Как подчеркивает А. Я. Истогина, «смысл этого противопоставления носит не

4

литературный, а духовный характер» .

Своеобразие художественной картины мира А. В. Жигулина в контексте национальной традиции не было предметом масштабного литературоведческого исследования, что объясняет обращение к его творчеству в нашем исследовании.

При анализе «тихой лирики», наряду с именами Н. И. Тряпкина, Н. М. Рубцова, Н. И. Рыленкова, А. К. Передреева и других поэтов, рядом с именем А. В. Жигулина нередко упоминается С. Ю. Куняев. Л. И. Лавлинский первым отметил сходство мотивов и тематики лирики С. Ю. Куняева и А. В. Жигулина5.

Станислав Куняев родился в 1932 году в Калуге. В своих публикациях он указывает на простонародную среду окружения в детстве. Первая книга его стихов «Землепроходцы» выходит в 1960-ом году. Самобытное, многогранное

1 Голубков Д. Душа-победительница // Молодая гвардия. - 1971. - № 7. - С.282.

Михайлов А. «Родина негромкая моя...» // Наш современник. - 1983. - №1. - С.180.

Истогина А.Я. Цветущий терновый венец: Творчество Анатолия Жигулина. - М., 2000. - С.93.

4Там же. - С.95-96.

5Лавлинский Л.И. Не оставляя линии огня (О лирической поэзии наших дней), - М., 1975.

творчество С. Ю. Куняева основано на патриотизме. Осмысление родины и его любовь к ней диалектически взаимосвязаны. Изучение поэзии С. Ю. Куняева позволяет по-новому взглянуть на русскую и советскую культуру послеоттепельной эпохи. «Предметом вдохновения для Куняева всегда была именно прекрасная и непостижимая в своих противоречиях реальность»1. Творческий путь поэта интересен и своеобразен: первые, ранние «громкие» стихи,

Л

ораторские и яростные «Добро должно быть с кулаками.» (1959) , затем отказ от собственных заявлений, постижение красоты провинции, потом становление

поэта публициста, гражданина, государственника. Н. И. Неженец отмечает, что С.

3

Ю. Куняеву «открылся нравственно-возвышенный идеал народа» . В творчестве поэта открыто и эмоционально ярко выражены добро, зло, современность, история, личная воля и чувство, национальная стихия. «Именно категоричность, волевое жесткое начало превалирует»4 в его лирических сборниках. В статье «Как бы земного счастья след.» Л. Г. Баранова-Гонченко писала: «Если излишняя организованность и жесткость дают себя знать в стихах Куняева, то их можно воспринимать только как сопротивление хаосу. Он понимал противоречия, он отражал противоречия, но никогда не позволял им разрывать себя на части, выставляя как щит свою природную силу и энергию»5.

Топосом для С. Ю. Куняева становится вся Россия, ее огромная территория. Его лирический герой, как и сам поэт, много путешествует и не только по родной стране. С. Ю. Куняев посетил США, Германию, Италию, Австралию, страны Ближнего Востока и Скандинавии. Это позволило поэту глубже вникнуть в себя и понять Россию, осмыслить ее по-новому.

О поэтической и публицистической деятельности поэта написано множество отзывов, литературоведческих и литературно-критических статей - Л.

1Баранова-Гонченко Л. Как бы земного счастья след. // Куняев С.Ю. Избранные произведения.

В 2-х т. - Т.1. Стихотворения 1956-1975. - М., 1988. - С.5.

Куняев С.Ю. Стихи разных лет // Наша молодежь. - 2012. - №11. - С.53. Неженец Н.И. Поэзия народных традиций. - М., 1988. - С.205.

4Бондаренко В.Г. Последние поэты империи. - М.: Молодая гвардия, 2005. - С.133.

5Баранова-Гонченко Л. Как бы земного счастья след. // Куняев С.Ю. Избранные произведения. В 2-х т. - Т.1. Стихотворения 1956-1975. - М., 1988. - С.8.

Г. Барановой-Гонченко, Т. Н. Глушковой, А. Н. Захаровым, В. В. Кожиновым, С. И. Чуприниным.

Поэтическое творчество С. Ю. Куняева заканчивается в начале 1990-х годов. В настоящее время он является главным редактором литературного журнала «Наш современник». Основной его литературной деятельности становится публицистика, мемуары, литературная критика. За книгу воспоминаний «Поэзия. Судьба. Россия», где он подводит итоги своим многолетним размышлениям о поэзии, культуре, родине, истории, русском человеке, в 2001 году С. Ю. Куняев был удостоен «Большой литературной премии России» Союза писателей России.

С. Ю. Куняевым написано более двадцати поэтических и множество публицистических книг («Времена и легенды», «Не сотвори себе кумира»), литературно-критических произведений («Свободная стихия», «Огонь, мерцающий в сосуде»). Обращаясь к событиям русской истории, поэт дает личностную оценку происходящему в современной истории России.

Выбор темы диссертационной работы, центром которой является исследование национальной картины мира в творчестве А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева, объясняется ее неразработанностью, теоретической и практической значимостью заявленной проблематики, а также неисследованностью типологических связей между «тихими» лириками.

Объектом изучения является лирическая поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева.

Предмет исследования - национальный образ мира в их поэзии.

Материалом исследования послужили стихотворные сборники А. В. Жигулина «Огни моего города» (1959), «Костер-человек» (1961), «Полынный ветер» (1975), «Соловецкая чайка» (1979), «Жизнь, нечаянная радость» (1980), «Избранное» (1981), «Из разных лет, из разных далей» (1987), «Летящие дни» (1989), «Стихотворения» (2000), «Полвека боли и любви» (2001), стихотворения С. Ю. Куняева, вошедшие в сборники «Солнечные ночи» (1981), «Озеро

Безымянное» (1983), «Избранные произведения» в 2-х томах» (1988), а также стихи, опубликованные только в периодической печати.

Цель работы состоит в исследовании особенностей национального восприятия мира в лирике А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- проанализировать национально-исторический аспект лирических произведений А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева;

- рассмотреть становление и эволюцию национально-исторической проблематики в лирике А. В. Жигулина;

- определить духовные идеалы в поэтическом мире А. В. Жигулина;

- исследовать проблематику русской национальной самобытности как основу содержания и стиля поэзии С. Ю. Куняева;

- выявить ключевые мотивы и опорные концепты в его поэзии, связанные с концепцией национальной судьбы, показать, как они формируют национальный образ мира;

- рассмотреть феномен и образ природы в поэтическом творчестве А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева, обозначить точки сопряжения русской природы, русской души и русской судьбы;

- соотнести лирику данных поэтов с традицией русской классики. Методологической основой диссертационной работы послужили

исследования в области философии, культурологии и эстетики Н. А. Бердяева, Г. Д. Гачева, В. С. Соловьева, теории лирики M. Л. Гаспарова, Л. Я. Гинзбург, Ю. М. Лотмана, Г. Н. Поспелова, B. Е. Хализева, Л. В. Чернец; литературоведческие, культурологические труды по теории художественного пространства и концептологии А. С. Аскольдова, С. Г. Воркачева, Д. С. Лихачева, Ю. С. Степанова, В. Н. Топорова, Б. А. Успенского, а также исследования В. Н. Баракова, В. А. Зайцева, А.В. Македонова, А. А. Михайлова по поэзии второй половины ХХ века, работы В. М. Акаткина, Л.А. Аннинского, А. Я. Истогиной, Л. И. Лавлинского, А. П. Ланщикова, A. B. Македонова, Г. В. Марфина,

посвященные поэзии А. В. Жигулина, К. Н. Анкудинова, Л. Г. Барановой-Гонченко, В. В. Кожинова, С. И. Чупринина о творчестве С. Ю. Куняева.

Методология исследования опирается также на результаты теоретико-литературных трудов кафедры русской литературы ХХ-ХХ1 веков Московского педагогического государственного университета, в частности, работ Л. А. Трубиной, посвященных проблеме «исторического сознания» как важной характеристики национальной ментальности1, Д. В. Поля, Т. А. Пономаревой, В. К. Сигова, о проблемах народного характера и национальной судьбы в русской литературе ХХ века , И. Г Минераловой о доминантных направлениях анализа

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Исакова Алла Наумовна, 2019 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеносов, В. В., Анкудинов К. Н. Современные поэты: Антология. - М.: Вербум. 2006. - 495 с.

2. Адоньева, С. «Никто меня не пожалеет.» // С.Адоньева, Н. Герасимова Современная баллада и жестокий романс. - СПб., 1996. - С.350-370.

3. Акаткин, В. М. С мыслью о будущем // Подъем. - 1985. - № 6. - С. 132-136.

4. Акаткин, В. М. Свет надежды // Подъем. - 2000. - № 2. - С. 187-209.

5. Акаткин, В. М. Тревожный покой // Подъем. - 1971. - № 5. - С.137-140. [Рец. на кн.: Жигулин А. Прозрачные дни. - М.: Советский писатель, 1970. - 71 с.]

6. Аннинский, Л. А. Восхождение к свету // Дружба народов. - 1972. - № 6. -С. 278-280. [Рец. на кн.: Жигулин А. Прозрачные дни. - М., 1970. - 71с]

7. Аннинский, Л. А. Калина черная // Жигулин А. Жизнь, нечаянная радость. -М.: Молодая гвардия, 1980. - С. 5-12.

8. Аннинский, Л. А. Мера сил // Литературное обозрение. - 1980. - №5. -С.41-46.

9. Аннинский, Л. А. Поздние слезы. Заметки вольного кинозрителя. - М.: Эйзенштейн-центр, ВГИК, 2006. - 432 с.

10. Аннинский, Л. А. Полярные цветы А. Жигулина. [Электронный ресурс]. URL.: http://anninsky.ru/polyusa-1971-1977/polyarnye-tsvety-anatoliya-zhigulina.html (дата обращения 27.10.2016).

11. Аннинский, Л. А. Проба истины // Наш современник. - 1970. - №3. - С.118-120 [Рец.Жигулин А. Поле боя А. - М., 1968. - 64 с.]

12. Аннинский, Л. А. Цена милосердия // Юность. - 1983. - № 1.- С.94-96.

13. Аскольдов, С. А. Концепт и слово / А. С. Аскольдов / Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В. П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С.267-279.

14. Ахматова, А. А. Сочинение в двух томах. Т.1. - М.: Цитадель, 1999. - 448с.

15. Ахматова, А. А. Стихотворения и поэмы. - Л.: Ленинздат, 1989. - 606 с.

16. Бадмаев, В. Н. Ментальность и историческая память // Вестник Калмыцкого университета, 2012. - Вып. 1 (13). - С. 78-84.

17. Баевский, В. С. История русской поэзии: 1730-1980. Компендиум. - М.: Новая школа, 1996. - 320 с.

18. Банников, Н. В. Три века русской поэзии. - М.: Просвещение, 1979. - 864 с.

19. Бараков, В. Н. Почвенное направление в русской поэзии второй половины ХХ века. Типология и эволюция: дис ... докт. филол. наук:10.01.01 / В. Н. Бараков. - Москва, 1998. - 470 с.

20. Баранова, Л. Итог двойного бытия // Октябрь. - 1981. - №3. - С.220-221.

21. Баранова-Гонченко, Л. Г. Предначертанный юностью путь. // Литературное обозрение. - 1983. - №4. - С.39-41.

22. Баранова-Гонченко, Л. Г. «Как бы земного счастья след.» / Вступительная статья // Куняев С.Ю. Избранное: в 2т. Т.1. Стихотворения 1956-1975. - М.: Художественная литература, 1988. - С.3-10.

23. Барг, М. А. Эпохи и идеи: становление историзма. - М.: Мысль, 1987. - 348 с.

24. Батюшков, К.Н., Баратынский Е.А., Вяземский П.А. Стихотворения, поэмы. - М.: Олимп; «Издательство АСТ», 1997. - 752 с.

25. Бахтин, М. В. Историческое сознание и рефлексия исторического // Вестник МГОУ. Серия «Филологические науки». - М., 2012. - №3. - С.17-27.

26. Бердяев, Н. А. Русская идея. - Москва: ЭКСМО Санкт-Петербург: Мидгард, 2005. - 829 с.

27. Бехер, И. Любовь моя, поэзия. - М.: Художественная литература, 1965. -560 с.

28. Библия. Книги Священного Писания. - М., 1968. - 292 с.

29. Блок, А. А. Лирика / Вступ. ст. К.И.Чуковского; сост. и коммент. В.Г.Фридлянд. - М.: Правда, 1985. - 416с.

30. Блок, А. А. Стихотворения, поэмы, театр. Сочинения в 2-х т. - М.: Художественная литература, 1955. - Т.1. - 816 с.

31. Блок, А. А. Краски и слова //А. А. Блок Собрание сочинений: В 6т. - Л., 1980. - Т.2. - 848 с.

32. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000.

33. Бондарев, Ю., Быков В., Кузнецов М. Почему и сегодня мы пишем о войне// Литературная газета. - 1975. -19 февраля.

34. Бондаренко, В. Дух, закаленный адским пламенем. // Куняев С. Ю. Сквозь слезы на глазах: Избранные стихи. - М.: Голос-Пресс, 2016. - 384 с.

35. Бондаренко, В. Г. Последние поэты империи. - М.: Молодая гвардия, 2005. - 667 с.

36. Бондаренко, Н. А. Консервативный вызов русской культуры. Русский лик. [Электронный ресурс]. URL: http: // modernlib.ru/books/bondarenko_nikolay_alekseevich/konservativniy_vizov_russkoy_k ulturi russkiy lik/read 20 / (дата обращения: 06.10.2016)

37. Буслаев, Ф. О. О литературе: Исследования; Статьи / Сост., вступ. статья, примеч. Э. Афанасьева. - М.: Художественная литература, 1990. - 512 с.

38. Васильева, Т. И. Литературоведческий подход к изучению художественного концепта // Антология художественных концептов русской литературы XX века / Под ред. В.В. Цуркан. - М.:Флинта, 2013. - С.32-48.

39. Винокурова, И. Воля к просветленности // Октябрь. - 1978. - №4. - С.221-222. [Рец. на кн.: Жигулин А. Горящая береста / А.Жигулин. - М., 1977. - 301 с.]

40. Винонен, Р. Чувство пути. - М., 1981. - 368с.

41. Вознесенский, А. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 3. Стихотворения; Поэмы; О. Рифмы прозы. - М.: Художественная литература, 1984. - 494 с.

42. Воркачев, С. Г. Слово «Родина»: значимостная составляющая лингвоконцепта // Язык, коммуникация и социальная среда. - Воронеж, 2006. -С.26-36.

43. Выготский, Л. С. Психология искусства / Предисл. А. Н. Леонтьева; коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова; общ.ред. В.В. Иванова. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

44. Высоцкий, В. С. Избранное. - Смоленск: Русич, 2003. - 480 с.

45. Высоцкий, В. С. Поэзия и проза. - М.: Книжная палата, 1989. - 448с.

46. Выходцев, П. С. Русская советская поэзия и народное творчество. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 547 с.

47. Гаврилов, В. А. Мотивы расставания и возвращения в лирике С. Куняева /

B. А. Гаврилов // Эстетико-художественное пространство мировой литературы: материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XV Кирилло-Мефодиевские чтения», 13 мая 2014 года. - М.; Ярославль: Ремдер, 2014. - С. 196-200.

48. Гаврилов, В. А. Проблема национального самоутверждения в поэзии

C.Куняева / В. А. Гаврилов // Русский язык и русская литература в мировом культурном пространстве. Ценности и смыслы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции 2-3 октября 2014. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2015. - С.54-60.

49. Гаврилов, В. А. Проблематика национальной самобытности в поэзии Станислава Куняева. [Электронный ресурс]. URL: http://parus.ruspole.info/node/4026 (дата обращения: 07.10.2016)

50. Гаврилов, В. А. Религиозность и богоборчество в поэзии М.Ю. Лермонтова / В. А. Гаврилов // Эстетико-художественное пространство мировой литературы: материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIV Кирилло-Мефодиевские чтения», 14 мая 2013года. - М.; Ярославль: Ремдер, 2013. - С. 19-24.

51. Гаспаров, М. Л. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. - М.: Фортуна ЭЛ, 2012. - 416 с.

52. Гачев, Г. Д Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. - М.: Академический проспект, 2007. - 512 с.

53. Гачев, Г. Д. Образ в русской художественной литературе. - М.: Искусство, 1981. - 247 с.

54. Гинзбург, Л. Я. О лирике. - 2 изд., доп. - Л.: Советский писатель, 1974. -408 с.

55. Глушкова, Т. Образ поэта - образ критика // Литературное обозрение. 1980. - №8. - С.63-67.

56. Голубев, А. Колымский ветер. Уроки судьбы Анатолия Жигулина // Молодой коммунар. - 1996. - 17 сентября.

57. Голубков, Д. Душа-победительница // Молодая гвардия. - 1971. - № 7. - С. 278-284. [Рец. на кн.: Жигулин А. Прозрачные дни. - М.: Советский писатель, 1970. - 71 с.]

58. Гумилев, Н. С. [Переводы стихотворные] // Гумилев. Н. С. Письма о русской поэзии. -М.: Современник, 1990.

59. Гусев, В. И. В предчувствии нового: О некоторых чертах литературы шестидесятых годов / В. И. Гусев. - М., 1974. - 328 с.

60. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. - М.: Русский язык, 1999.

61. Демьянков, В. З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке / В. З. Демьянков // Вопросы филологии. - 2001. - №1. - С.35-47.

62. Державин, Г. Р. Полное собрание стихотворений. - Л.: Советский писатель, 1957. - 465 с.

63. Дмитриев, О. Линия судьбы // Литературное обозрение. - 1979. - №10. -С.50-53.

64. «Дорогой Анатолий Михайлович!..»: Письма А. Жигулина А. Абрамову / Сост., вступ. ст. и прим. А. В. Фроловой, науч. ред. Т. А. Никоновой. - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2011. - 169 с.

65. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы: Роман. - М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002. - 800 с.

66. Евтушенко, Е. А. Присяга простору. Стихи. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1978. - 384 с.

67. Елигуашвили, Э. Золото дружбы // Дружба народов. - 1972. - №11. - С.265-267.

68. Есенин, С. А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья и сост. Ю.Л.Прокушева. - М.: Московский рабочий, 1981. - 384 с.

69. Есенин, С. А. Стихотворения; Поэмы / Сост. и вступ. статья А.Козловского.

- М.: Художественная литература, 1982. - 479 с.

70. Жигулин, А. В. Далёкий колокол. Стихи, проза. Письма читателей / сост. И.В. Жигулиной / вступит.статья В.М. Акаткина. - Воронеж: Издательство им. Е. А. Болховитинова, 2001. - 696 с.

71. Жигулин, А. В. Из разных лет, из разных далей. Стихотворения и эссе. -М.: Художественная литература, 1987. - 446 с.

72. Жигулин, А. В. Полвека боли и любви. - М.: Союз российских писателей, 2001. - 336 с.

73. Жигулин, А. В. Черные камни // Знамя. -1988. - № 7. - С. 10-75; № 8. - С. 48-119.

74. Жигулин, А. Костер-человек. - Воронеж, 1961. - 80с.

75. Жигулин, А. Летящие дни. Стихи. - Москва: Советский писатель, 1989. -413 с.

76. Жигулин, А. В. Главное - родина и судьба // Литературная газета. - 1980. -№ 49. - 3 декабря. - С.6.

77. Жигулин, А. В. Жизнь, нечаянная радость: Избранное / Предисл. Л.Аннинского. - М.: Молодая гвардия, 1980. - 287 с.

78. Жигулин, А. В. Избранное: Стихи. - М.: Художественная литература, 1981.

- 351с.

79. Жигулин, А. В. Огни моего города. - Воронеж, 1959. - 56с.

80. Жигулин, А. В. Полынный ветер. Стихи. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 224 с.

81. Жигулин, А. В. Соловецкая чайка. - М., 1979. - 333с.

82. Жигулин, А. В. Стихотворения / Предисл. А. Туркова. - М.: Худож. литература, 1976. - 224 с.

83. Жигулин, А. В. Стихотворения. - М.: Прогресс-Плеяда, 2000. - 319с.

84. Жигулина, И. В. «По высокому праву судьбы» // Уроки литературы. -2005.

- №7. - С.7-10.

85. Жигулин, А. А. А. В. Жигулин - тончайший лирик России // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2015. - Выпуск 1-2. - С.155-158.

86. Жуковский, В. А. Собрание сочинений в 4 т. - М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. - Т. 1. - 480 с.

87. Зайцев, В. А. Русская поэзия XX века: 1940-1990-е годы. М.: Издательство МГУ, 2001. - 264 с.

88. Залещук, В. Все, чем живу и дышу. // Молодая гвардия. - 1978. - №11. -С.311-315.

89. Золотцев, Ст. Суровость и доброта стиха // Октябрь. - 1978. - №9. - С.223-224.

90. Иванов, В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие системы (древний период). - М.: Наука, 1965. - 246 с.

91. «Идет война народная...»: стихи о Великой Отечественной войне / сост., предисл. и справки об авторах Н. И. Горбачева. - М.: Детская литература, 2010. -332 с.

92. Ильин, Д. «.Не все равно, как жить» // Октябрь. - 1982. - №12. - С.198-199.

93. Ильин, И. А. Одинокий художник / Сост., предисл. и примеч. В. И. Белов. -М.: Искусство, 1993. - 352 с.

94. Ильин, И. А. Россия в русской поэзии // Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т.- М.: Русская книга, 1996. - Т.6. - Кн.П. - С.199 - 258.

95. Истогина, А. Я. Цветущий терновый венец: Творчество Анатолия Жигулина / А. Я. Истогина. - М., 2000. - 152 с.

96. Кантомирова, А. Н. Образы пространства в лирике Анатолия Жигулина: дисс. . канд. филол. наук: 10.01.01. - Волгоград, 2009. - 227 с.

97. Кантомирова, А. Н. Пространство города в ранней лирике Анатолия Жигулина / А. Н. Кантомирова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - №10. - С. 184-188.

98. Кантомирова, А. Н. Топос города в ранней лирике Анатолия Жигулина / А. Н. Кантомирова // Вестник Московского областного государственного

университета. Серия: Русская филология. - 2009. - №1. - М.: Издательство МГОУ. - С.188-194.

99. Кожинов, В. В. Статьи о современной литературе. - М.: Современник, 1982. - 303 с.

100. Колобов, В. В. Анатолий Жигулин и Воронежская пресса 1950-1960-х годов / В. В. Колобов // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2013. - №1. -С.148.

101. Колобов, В. В. К вопросу о периодизации творчества Анатолия Жигулина / В. В. Колобов // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации» 11 -12 мая 2012г. - Воронеж, 2012. - С.95-98.

102. Костров, В. Строки, подтвержденные судьбой // Молодая гвардия. -1979. -№4. - С.296-297.

103. Кофман, А. Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. - М., 1997. - 320 с.

104. Кубрякова, Е. С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова память. Логический анализ языка. Культурные концепты. - М., 1991. -361с.

105. Кузнецов, Ф. Ф. Современная советская проза. - М.: Педагогика, 1986. - 160 с.

106. Культурология. ХХ век. Словарь / Гл. ред., сост. и авт. проекта С. Я. Левит; отв. ред. Л. Т. Мильская. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 640 с.

107. Куняев, С. Ю. Высшая воля / С. Ю. Куняев. - М.: Русло, 1992. - 111 с.

108. Куняев, С. Ю. Дороги // Октябрь. - 1981. - №6. - С.99-100.

109. Куняев, С. Ю. Избранные произведения. В 2-х т. Т.1. Стихотворения 1956-1975/Вступ. статья Л. Барановой-Гонченко. - М.: Художественная литература, 1988. - 414 с.

110. Куняев, С. Ю. Избранные произведения. В 2-х т. Т.2. Стихотворения 19761987; Поэмы; Лирические хроники. - М.: Художественная литература, 1988. - 335 с.

111. Куняев, С. Ю. Над вечной мерзлотой // Знамя. -1974. - №12. - С.84-86.

112. Куняев, С. Ю. Озеро Безымянное: Книга стихов. - М.: Современник, 1983.

- 303 с.

113. Куняев, С. Ю. По северным звездам. // Новый мир. -1977. - №2. - С.128-131.

114. Куняев, С. Ю. Поэзия // Юность. - 1973. - №7. - С.26.

115. Куняев, С. Ю. Русский дом / Сост., коммент. C. С. Куняев; предисл. Ю.М. Павлов; отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2013. -912 с.

116. Куняев, С. Ю. Свобода и полет // Москва. - 2002. - №11. - С.61-69.

117. Куняев, C. Ю. Сквозь слезы на глазах: Избранные стихи (1956-1996). - М: Голос-Пресс, 2016. - 384 с.

118. Куняев, С. Ю. Солнечные ночи. - М.: Советский писатель, 1981. - 144 с.

119. Куняев, С. Ю. Стас уполномочен заявить. Поэзия. Судьба. Россия / С. Ю. Куняев. - М.: Наш современник, 2007. - 461 с.

120. Куняев, С. Ю. Стихи разных лет // Наша молодежь. - 2012. - №11. - С.53.

121. Курбатов, В. «Все в этом мире ново.» // Литературное обозрение. - 1977.

- №11. - С.68-70.

122. Лавлинский, Л. И. Мета времени, мера вечности: Статьи о современной литературе. - М.: Художественная литература, 1986. - 269 с.

123. Лавлинский, Л. И. Не оставляя линии огня (О лирической поэзии наших дней). - М.: Современник, 1975. - 319 с.

124. Лавлинский, Л. И. О «тихой» лирике // Юность. - 1971. - №10. - С. 56-61.

125. Лавлинский, Л. И. Анатолий Жигулин. Надежда и судьба. [Электронный ресурс]. URL.: http: // lit.1september.ru/article.php?ID=200402208 (дата обращения 11.10.2016)

126. Ланщиков, А. П. Анатолий Жигулин: «Уроки гнева и любви.». - М.: Советская Россия, 1980. - 128с.

127. Ланщиков, А. П. Вопросы и время. - М., Современник, 1978. - 255 с.

128. Ласунский, О. Поэтическая родина А. Жигулина / О.Ласунский // Коммуна.

- 1979. - 30 сентября.

129. Левада, Ю. А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки / отв. Ред. А. В. Гулыга, Ю. А. Левада. - М., 1969.

- 320 с.

130. Лейдерман, Н. Л. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн.2: Семидесятые годы (1968-1986). - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 288 с.

131. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений в 4 томах. - Л.: Наука, 1981. - Т.4.

- 591 с.

132. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений. В 4-х томах. Стихотворения. - М., 1975. - Т.1. - С.33.

133. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений. В 4-х томах. Стихотворения. 18281841. Вступ. ст. и примеч. И. Л. Андроникова. - М.: Художественная литература, 1975. - Т.1. - 648с.

134. Лермонтов, М. Ю. Сочинения в двух томах / Сост. и комм. И. С. Чистовой; вступ. ст. И. Л. Андроникова. - М.: Правда, 1988. - Т.1. - 720с.

135. Лермонтов, М. Ю. Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени. - Л.: Художественная литература, 1988. - 416 с.

136. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987.

137. Лихачев, Д. С. Искусство памяти и память искусства. Письма о добром и прекрасном. - М., 1985. - 362 с.

138. Лихачев, Д. С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С. Лихачев. - 2-е изд., доп. - СПб: БЛИЦ, 1999. - 192 с.

139. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю. М. Лотман. - Л., 1972. - 271с.

140. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (ХУШ-начало XIX века). - СПб: Искусство-СПб, 2001. - 415 с.

141. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера -история. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 464 с.

142. Лотман, Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллин: Александра, 1992. - 479 с.

143. Лотман, Ю.М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПб, 2000. - С. 673-676.

144. Любомудров, М. Театр и героика военной истории / М. Любомудров // Собеседник. Вып. 1: Литературно-критический ежегодник / Сост. Н. П. Машовец.

- М.: Современник, 1981. - 336 с.

145. Мазур, Л. Н. Образ прошлого: Формирование исторической памяти // Известия уральского федерального ун-та. - Серия 2. Гуманитарные науки. - 2013.

- №3. - С. 243-256.

146. Македонов, A. B. Свершения и кануны: монография. Л.: Советский писатель, 1985. - 360 с.

147. Маковский, М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. - М: Владос, 1996. - 416 с.

148. Мальгин, А. Память души // Молодая гвардия. - 1983. - №11. - С. 280-283.

149. Мальцева, О. Пишите честно - как перед расстрелом. [Электронный ресурс]. URL: http://dompisatel.ru/?p=2015 (дата обращения 23.03.2016)

150. Мартынов, Л. Н. Золотой запас. - М.: Советский писатель, 1981. - 248 с.

151. Мартынов, Л. Н. Собрание сочинений. В 3-х томах. Т. 2. Стихотворения. Поэмы. - М.: Художественная литература, 1977. - 686 с.

152. Мартынов, Л. Н. Стихотворения и поэмы. - Л.: Советский писатель, 1986. -768 с.

153. Марфин, Г. В. «Далекий колокол» Анатолия Жигулина / Г.В. Марфин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2004. - №1. - С. 214-223.

154. Марфин, Г. В. Народная песня в творчестве Жигулина / Г.В. Жигулин // Наследие А. Н. Афанасьева и проблемы его изучения. - Воронеж, 2003. - С.145-152.

155. Марфин, Г. В. Человек и мир в лирике А. Жигулина (К проблеме периодизации творчества): дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Воронеж, 2003. -209 с.

156. Масик, В. Творческая заявка / В. Масик // Коммуна. - 1960. - 14 февраля. [Рец. на кн.: Огни моего города / А. Жигулин. - Воронеж, 1959. - 55 с.]

157. Маслова, В. А. Лингвокультурология. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -208 с.

158. Маяковский, В. В. Избранные сочинения. В 2-х т. - М.: Художественная литература, 1981. Т.1.- 543с.

159. Маяковский, В. В. Стихотворения. Поэмы. Статьи. - М.: Олимп: Издательство АСТ, 1996. - 656 с.

160. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа. - М.: Восточная литература РАН, 2000.

- 407 с.

161. Минералова, И. Г. Анализ художественного произведения. Стиль и внутренняя форма. М.: Флинта-Наука, 2017. - 256 с.

162. Минералов, Ю. И. Поэтика. Стиль. Техника. - М., 2002. - 177 с.

163. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Российская энциклопедия, 1994.

164. Михайлов, А. «Родина негромкая моя.» // Наш современник. - 1983. - №1.

- С.180-188.

165. Михайлов, А. Собеседники. Статьи. Очерки. Портреты. - М.: Советский писатель, 1985. - 448 с.

166. Михайлов, А. А. Поэты и поэзия. Портреты, проблемы, тенденции развития современной поэзии. - М., Просвещение, 1978. - 224 с.

167. Мусатов, В. В. Художественные традиции в современной поэзии. -Иваново, 1986. - 88 с.

168. Наровчатов, С. С. Живая река. Литературоведение и критика. - М., Советская Россия, 1974. - 160 с.

169. Неженец, Н. И. Поэзия народных традиций. - М.: Наука, 1988. - 208с.

170. Непомнящий, В. С. Пушкин. Избранные работы 1906-х - 1990-х гг.: Т.1 Русская картина мира / В. С. Непомнящий. - М.: Жизнь и мысль, 2001. - 496 с.

171. Нерешительная муза тридцатилетних: (Участник XX дня поэзии ВГУ, поэт А. Жигулин отвечает на вопросы корреспондента) // Молодой коммунар. - 1976. -3 апреля.

172. Новиков, В. Чистый звук (Анатолий Жигулин) // Русская поэзия 1960-х годов. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.ruthenia.ru/60s/kritika/zhigulin_novikov.htm (дата обращения 21.11.2013)

173. Огрызко, В. «Трудная тема, а надо писать»: Беседу с Анатолием Жигулиным ведет Вячеслав Огрызко // Жигулин А. Черные камни. - М.: Книжная палата, 1989. - С. 5-10.

174. Оружием слова. Военнопатриотическая тема в советской литературе. Сборник статей / Сост. В. Косолапов и др. - М., - Художественная литература, 1978. - 415 с.

175. Остапенко, И. В. Природа в русской лирике 1960-1980-х годов: от пейзажа к картине мира: монография / И. В. Остапенко. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2012. - 432 с.

176. Павлов, Ю. Станислав Куняев: штрихи к портрету на фоне эпохи. [Электронный ресурс]. URL.: http://parus.ruspole.info/node/1764. (дата обращения 13.12.2012).

177. Панкратов, В. «Душа его летать не разучилась» // Воронежский курьер. -2000. - 31 октября.

178. Пастернак, Б. Л. Стихотворения и поэмы. / Сост. Е. Пастернака; Послесл. Н. Банникова. - М.: Художественная литература, 1988. - 511 с.

179. Поль, Д. В. Универсальные образы и мотивы в русской реалистической прозе XX века (художественный опыт М. А. Шолохова). - М.: Ихо Рао, 2008. -276 с.

180. Пономарева, Т. А. Новокрестьянская проза 1920-х годов: В 2-х ч. - М.: Флинта, 2016.

181. Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. - М.: Просвещение, 1972. - 271 с.

182. Приходько, Е. А. Историческая память и историческое сознание // Известия Волгоградского технического университета. - Волгоград, 2010. - Т. 9. - №8. - С. 94-98.

183. Прокушев, Ю. Даль памяти народной. - М.: Советская Россия, 1983. - 272 с.

184. Пушкин, А. С. Евгений Онегин. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 2002. -

383 с.

185. Пушкин, А. С. Жизнь и лира: Сборник / сост. И. Л. Кабанова, В. Т. Кабанов; ил. П. Л. Бунина. - М.: Издательство Книжная палата, 1996. - 416с.

186. Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений: в 10 томах. - Л.: Наука, 1977. -Т.3. - 495с.

187. Пушкин, А. С. Сочинения. В 3-х томах. - Иваново: Фирма «Фора», 1995. -Т.1. - 656с.

188. Пушкин, А. С. Стихотворения 1824-1836 / Сост. Н. П. Ходюшиной. - М.: Эллис Лак, 2004. - 320с.

189. Пьяных, М. Ф. Ради жизни на земле: Русская советская поэзия о Великой Отечественной войне. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.

190. Рогощенков, И. К. Память и надежды: О традициях в жизни и литературе. -М.: Современник, 1988. - 110 с.

191. Роднянская, И. Б. Художник в поисках истина. - М.: Современник, 1989. -

384 с.

192. Рубцов, Н. М. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников. - М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 608 с.

193. Руделев, В. Г. Символы родины в поэтическом творчестве Анатолия Жигулина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2014. - №6. - С.4.

194. Русская литература XX века / Составитель Г. С. Меркин. - Смоленск, 1990. - 271с.

195. Рыленков, Н. И. Насущный хлеб поэзии: Размышления, заметки, письма. -М.: Советский писатель, 1989. - 320 с.

196. Савина, Л. Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX в. (Л.Н.Толстой «Детство», С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»): монография / Л. Н. Савина. - Волгоград: Перемена, 2002. - 283с.

197. Светлов, М. А. Беседа. - М.: Молодая гвардия, 1969. -384 с.

198. Сергей Есенин в стихах и жизни: Стихотворения 1910-1925/ Вступ. ст. и сост. Н. И. Шубниковой-Гусевой. - М.: Республика, 1995. - 415с.

199. Сигов, В. К. Русская идея В.М. Шукшина: Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. - М: Интеллект-Центр, 1999. - 302 с.

200. Сильман, Т. И. Заметки о лирике / Т. И. Сильман. - Л., 1977. - 223с.

201. Симонов, К. Избранное. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. - 352 с.

202. Славецкий, В. «Родина! Простая и великая!» / В. Славецкий // Подъем. -1983. - № 12. - С. 126-133. [Рец. на кн.: Жигулин А. Избранное / А. Жигулин. -М., 1981. - 351 с.]

203. Смыковская, Т. Е. Национальный образ мира в поэзии В.И. Белова: монография. - М., 2010.

204. Соколов, В. Стихотворения; поэмы. - М.: Художественная литература, 1987. - 351 с.

205. Соловьев, В. С. Общий смысл искусства // Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. - М., 1991. - 702 с.

206. Солохина, А. С. Свобода // Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. - Волгоград: Парадигма, 2005. -Т.1. - С. 223-247.

207. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. -3-е изд. - М.: Академический проект, 2004. - 982 с.

208. Твардовский, А. Т. Избранные произведения. В 3т. Поэмы. - М.: Художественная литература, 1990. - Т.2. - 463 с.

209. Твардовский, А. Т. Избранные сочинения / Вступ. статья и примеч. А. Туркова. - М.: Художественная литература, 1981. - 671 с.

210. Твардовский, А. Т. Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Художественная литература, 1978. - Т.3.

211. Топоров, В. Н. Исследования по этимологии и семантике. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - Т.1.Теория и некоторые частные ее приложения. -816 с.

212. Трубина, Л. А. Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ века: Типология, поэтика: автореф. дис. ... докт. фил. наук: 10.01.01. - М., 1999. - С.38.

213. Трубина, Л. А. Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ века: Типология, поэтика: дисс... докт. фил. наук: 10.01.01. - М., 1999. - 328 с.

214. Турков, А. «А это просто.» // Жигулин А. Стихотворения. - М.: Художественная литература, 1976. - С.3-6.

215. Тютчев, Ф. И. Стихотворения / Сост. Л. Н. Кузиной; вступ. ст. и коммент. Л. Н. Кузиной и К. В. Пигарева. - М.: Правда, 1986. - 544с.

216. Успенский, Б. А. Поэтика композиции. - СПб.: Азбука, 2000. - 352 с.

217. Фет, А. А. Стихотворения. - Ленинград: Гослитиздат, 1956. - с. 379.

218. Хализев, В. Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999. - 240с.

219. Харкевич, О. Патриотические мотивы в советской лирической поэзии 60-70-х годов и их художественное воплощение:, на материале поэзии Н. Рубцова, В. Соколова, А. Жигулина, С. Викулова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Киев, 1987.

220. Ходукина, Т. И. Национальный образ мира в поэзии Пушкина. - М., 1999. -49 с.

221. Чернец, Л. В. Мир произведения / Чернец Л.В. // Русская словесность. -1995. -№2. - С.70-75.

222. Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка: 13560 слов: в 2-х т. - 2-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1994. - Т. 1.

223. Чупринин, С. И. Крупным планом. Поэзия наших дней: проблемы и характеристики. - М.: Советский писатель, 1983. - 288 с.

224. Чупринин, С. И. Между домом и миром // Дружба народов. - 1978. - №11. -С.270-273.

225. Чупринин, С. И. Свет предосенний // Литературное обозрение. - 1982. - №4. - С.44.

226. Чухонцев, О. Стихи Анатолия Жигулина // Юность. - 1977. - №9. - С.78.

227. Шаламов, В. Т. Пейзажная лирика // [Электронный ресурс] // ШЬ.:Шр: // 8Ьа1атоу.ги/НЬгагу/21/22.Ы:т1(дата обращения 11.10.2016)

228. Шевелева, И. Путь в беспредельности родной // Москва. - 1987. - №2. -С.197-200.

229. Шестинский, О. Свидетельство очевидца // Знамя. - 1983. - №1. - С.229-

230.

230. Шешунова, С. В. Национальный образ мира в русской литературе: дисс. ... докт. фил. наук: 10.01.01. - Дубна, 2006. - 368с.

231. Шкляревский, И. Коротко о книгах // Новый мир. -1976. - №11. - С.282.

232. Эпштейн, М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной»: система пейзажных образов в русской поэзии. - М.: Высшая школа, 1990. - 303 с.

233. Юрьев, О. Заполненные зияния: Книга о русской поэзии / О. Юрьев. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 196с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Интервью с С. Ю. Куняевым от 16.06.2017 г.

1. Какие факторы оказали влияние на формирование Вашего мировоззрения?

Великая Отечественная война. Смерть отца в осажденном Ленинграде. Жизнь в эвакуации в лесном селе Пыщуг Костромской области. Судьба и работа моей матери, врача-хирурга, в больницах и госпиталях. Рассказы бабушки Дарьи Захаровны о жизни до революции, о том, как они выжили в гражданскую войну. Гибель моего дяди - Сергея Железнякова, брата моей матери, Сталинского сокола-асса, бомбившего Берлин в 1941 году и т.д. Книги, которые я прочитал в детстве: «Илиада и Одиссея», «Война и мир» (в 11 -летнем возрасте). «Пошехонская старина», романы Жюль Верна.

2. Расскажите о вашем поэтическом дебюте. Когда Вы стали писать стихи, когда они впервые появились в печати?

Первые стихи о войне написаны в Пыщуге, которое поместили в стенгазету. Я только помню одну или две строчки из этого стихотворения, о том, что чаша народного гнева полна, и вот-вот она выплеснется и смоет все фашистское нашествие с нашей земли.

В Пыщуге был клуб, переоборудованный из старой церкви. Я ходил в этот клуб. В этот клуб привозили кино, киносборники о войне. Я очень многое помню из этих киносборников.

В клубе я прочитал со сцены свое стихотворение, за что получил отрез ситца на рубаху, который был очень кстати, так как у нас не было ничего, потому что мы с матерью бежали из Кингисеппа.

Мать моя работала в деревенской больнице в кингисеппском районе в селе Губаницы, это была присоединенная к нам Эстония. И вот там мы услышали выступления Молотова 22 июня 1941 года, что началась война. И сразу же из больницы весь медперсонал взяли на сборный пункт, где шла мобилизация. И

поскольку туда много сгоняли народу, чтобы посмотреть кто годен к армии, мать брала меня с собой ночевать туда. Мне было 8 лет.

Я как-то там шатался, проводил время. И вдруг нам сообщили, что немцы буквально в 20-30 км от нас. Мы не стали возвращаться домой, бросили все вещи. Мать взяла сумочку с документами, схватила меня, и мы побежали на станцию. Там стояли платформы со щебнем, и они начали двигаться. Мы знали, что эти платформы пойдут к Ленинграду, который был в 80 км от нас. Мы поехали на этих платформах. Один раз подвергнулись налету немецких бомбардировщиков. Мать сдернула меня с платформы, и мы кубарем покатились в овраг. Когда налет кончился, мы снова забрались на платформу. Слава Богу, нас не разбомбили. И мы доехали до Ленинграда.

Мать была на шестом месяце беременности моей сестренкой. Отец у нас работал преподавателем в Ленинграде. Был сильно близорук, поэтому не военнообязанным. Уехали из Ленинграда через неделю в эвакуацию в одном из последних эшелонов. 8 сентября блокада Ленинграда была замкнута. Всякая связь с городом была прекращена. Вывозили только женщин и детей. Отец каким-то образом впихнул нас в вагон. Мы поехали до Нижнего Новгорода (Горький), там работал брат отца на военном заводе. Немного мы там пожили, и мать отправили заведовать больницей в селе Пыщуг. Здесь прожили 3 года. Нам дали избу для жилья, поскольку мать была заведующей больницы. На чердаке избы мы нашли какие-то старые пальто, и мать моя скроила мне пальтишко, в котором я ходил в школу. А из отреза ситца за стихотворение мама сшила мне рубаху.

3. Трудно ли было писать стихи и откуда Вы черпали вдохновение?

Стихи писать не трудно. Трудно выносить их в себе. Вдохновение берется

из воздуха, которым мы дышим.

4. Пишите ли Вы стихи для себя? Есть ли у вас любимое стихотворение?

Все стихи поэт пишет для себя, чтобы понять, какие чувства и мысли им владеют. Для того чтобы ответить самому себе на какие-то вопросы, которые накопились в душе. Вот ответом являются и стихи.

А потом эти стихи идут в мир, к другим людям. Любимых стихотворений моих у меня много. Каждое - любимо по-своему. В одно время - одно, в другое время - другое. Я помню почти все свои стихи наизусть, как мать знает своих детей, так я знаю свои стихи.

5. Ваши любимые писатели, поэты?

А. С. Пушкин, С. Есенин, Николай Рубцов, Юрий Кузнецов, Анатолий Передреев, Ярослав Смоляков. Ну, конечно, я люблю и Тютчева, но он для меня слишком космический поэт, такой «стоящий над миром».

6. Любимый литературный герой?

Тарас Бульба, Пугачев из «Капитанской дочки», многие герои из «Записок охотника» Тургенева, старуха Дарья из «Прощания с Матерой» В. Распутина, Григорий Мелихов из «Тихого Дона».

7. С кем из поэтов Вы связываете свое творческое самоопределение? Кто из поэтов является для Вас художественным авторитетом?

Сейчас единственным из поэтов, который для меня является художественным авторитетом, это А.С. Пушкин. Ко всем остальным у меня есть целая куча вопросов.

8. В какой мере Ваша ранняя поэзия связана с «шестидесятничеством»? С кем из поэтов этого поколения Вы дружили?

Н. Рубцов, В. Соколов, В. Кожинов, Ю. Кузнецов, В. Распутин.

9. Чем в Вашей биографии была Сибирь, Азия?

Сибирь и Азия были моей «вечерней школой», моими дополнительными университетами после возмужания. Что такое Россия, я понял после того, как узнал Сибирь и Азию.

10. Каков поэтический контекст стихотворения «Я предаю своих учителей»?

Это не «предательство». Это осознание того, что мне мало ихних уроков, ихнего опыта. Я должен сам найти свою тропу в литературе и жизни. Поэтому мне от них приходиться уходить. Первая строчка - это просто эпатаж. Так сын «предает» родителей, когда уходит в новую жизнь, женится и т. д.

11. Как Вы охарактеризовали бы Вашу творческую эволюцию? Как Вы пришли к «русской» теме?

От легкого, естественного для юности либерализма («Пока свободою горим, / Пока сердца для чести живы, / Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы! А.С. Пушкин) к русскому патриотизму и осознанию государственности, к осознанию своего долга выразить сущность своего народа (или простонародья). Я вообще говорю, что я поэт русского простонародья, потому что я вырос на улице.

12. В чем Вы видите общность Вашего художественного мира с «тихой лирикой»? Испытывали ли вы влияние поэзии Н. Рубцова и «почвенного» направления в целом?

Испытывал небольшое влияние. Но у меня другой характер и темперамент, я не созерцатель, я человек действий и поступков. А Н. Рубцов был поэт созерцатель.

13. Правомерно ли для Вас лично сопряжение Вашей поэзии с поэзией Анатолия Жигулина? Пересекались ли Ваши пути с Анатолием Жигулиным?

Анатолия Жигулина я знал хорошо, многие его стихи любил, но меня огорчает только, что в конце жизни он перессорился с друзьями своей воронежской юности и часто бывал неправ, особенно в книге «Черные камни». Пути наши пересекались постоянно. Я его жалел - судьба была жестока к нему и несправедлива (в юности особенно).

14. Почему Ваше поэтическое творчество, по крайней мере, в печати, заканчивается в 90-е годы?

Я почувствовал, что написал все, что мне было предназначено написать (в поэзии). А повторяться - это не дело. Зачем нам ремейки, когда у меня есть оригиналы. Воспоминания и публицистика (и особенно история) - вот это стало меня привлекать, когда я перестал писать стихи. Заниматься этими сферами не менее интересно и увлекательно, как и сочинять стихи.

15. Что является Вашим жизненным ориентиром?

Путь к наиболее полному познанию людей и мира.

16. Кого из поэтов Вы бы назвали продолжателем «русской темы» сегодня?

К сожалению, сейчас мало осталось поэтов, потому что мое поколение повымерло. Следующее поколение - это Св. Сырнева (Вятки), Н. Переверзин (Москва), М. Струкова (Тамбов), Н. Егорова (Смоленск), Г. Горбовский (Питер, слава Богу, он жив из нашего поколения), В. Верстаков (Москва), Н. Зиновьев (Краснодар), А. Щербаков (Красноярск), В. Берязев (Новосибирск) и т.д.

17. Какой Вы видите русский путь и национальную судьбу? Трагична ли история России?

Русский путь - это спасение человечества. Конечно, история Россия трагична, как трагична история всякого великого народа.

18. В чем на Ваш взгляд заключается самобытность России?

Мы не умеем и не хотим «упрощаться», мы всю свою историю несем на своих плечах в будущее. Мы самый сложный народ земли.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.