Н.Н. Страхов - критик И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Малецкая, Жанна Владимировна

  • Малецкая, Жанна Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 180
Малецкая, Жанна Владимировна. Н.Н. Страхов - критик И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Махачкала. 2007. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Малецкая, Жанна Владимировна

Введение С. 3-13.

Глава I. Николай Николаевич Страхов - критик и публицист в литературной и общественно-политической борьбе 1860-1870-х годов. С. 14-58.

§1. Общественно-политическая ситуация и литературно-критическая борьба в 1860-1870-е годы. С. 14-23.

§2.0собенности литературно-критического метода H.H. Страхова.

§3.Историко-литературная концепция H.H. Страхова.

§4.Эволюция критического метода H.H. Страхова.

Глава II. H.H. Страхов - критик И.С. Тургенева.

§ 1.Полемика вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». С. 59-65.

§2.Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в оценке H.H. Страхова. С. 66-88.

§3.Переоценка H.H. Страховым творчества И.С. Тургенева. С. 88-106.

Глава III. Романы Л.Н. Толстого в оценке H.H. Страхова. С. 106-

§ 1 .Полемика вокруг романа Л.Н. Толстого «Война и мир». С. 106-

§2.Н.Н. Страхов о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». С. 118-

§3.Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» в оценке H.H. Страхова. Заключение. Литература.

С. 147-160. С.160-169. С. 170-180.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Н.Н. Страхов - критик И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого»

Николай Николаевич Страхов - один из видных представителей почвеннического направления в русской критике и публицистике 60-70-х годов XIX века - вошел в историю русской общественной мысли с устойчивой и вполне заслуженной репутацией консерватора, противника революционно-демократической идеологии в литературной критике, философии и естествознании.

Несмотря на достаточно подробное изучение в отечественном и зарубежном литературоведении критики и публицистики страховских «собратьев по цеху» - почвенников Ф.М. Достоевского и Ап. Григорьева - деятельность Николая Страхова мало привлекала к себе внимание исследователей. «И тому были свои причины»1,- отмечает в одной из своих работ профессор H.A. Гор-банев, среди которых он в первую очередь называет идеализм и «антинигилизм» Страхова и то обстоятельство, что как литератор он оказался и долгое время оставался в тени более крупных и ярких фигур Ап. А. Григорьева и Ф.М. Достоевского.

За последние годы положение в российском литературоведении изменилось. И «свет Николая Страхова в тени его великих современников»2 не гаснет, а начинает сиять с новой силой. С расширением тематики исследований по истории отечественной критики и ростом внимания к славянофильскому, либерально-эстетическому, почвенническому и другим течениям в русской критике XIX века, выступившим одновременно с ее магистральным — революционно-демократическим направлением, интерес к творчеству Страхова заметно усилился.

Вначале в той или иной связи с литературной деятельностью Ф.М. Достоевского, Ап. А. Григорьева, JI.H. Толстого, И.С. Тургенева (работы Бабаева Э.Б., Долинина A.C., Кирпотина В.Я., Нечаевой B.C., Пустовойта П.Г., Туни Горбанев H.A. К выходу избранных статей Н. Страхова // Русская литература. 1985. №4. С. 188.

2 Скатов H.H. От мысли - мысль: свет Николая Страхова в тени его великих современников // Российская провинция. 1996. № 4. манова В.А., Эйхенбаума Б.М.)1, а затем и в специальных исследованиях и статьях Авдеевой J1.P., Горбанева H.A., Гуральника У.А., Скатова H.H., Тихол мирова В.В., Страхов-критик стал объектом историко-литературного освещения и оценки.

В истории изучения творческого наследия Николая Страхова можно выделить несколько этапов.

Первый этап - дореволюционные работы о H.H. Страхове. Их немного. Здесь, в первую очередь, следует назвать критико-биографический очерк Б.В. Никольского «Николай Николаевич Страхов»3, который, несмотря на некоторые довольно субъективные и небесспорные моменты, представляет значительный историко-литературный интерес, освещая основные вехи жизни и творческой деятельности (философской, критической, публицистической) Н. Н. Страхова, а также юмористический мемуарный очерк Д.И. Стахеева «Ста

См.: Бабаев Э.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. МГУ, 1978.; Долинин A.C. Достоевский и другие. JL, 1989.; Кирпотин В.Я. Ап. Григорьев, H.H. Страхов и Ф.М. Достоевский // Достоевский в шестидесятые годы. М., 1966.; Кирпотин В. Я. Мир Достоевского. Этюды и исследования. М., 1980.; Нечаева B.C. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Время» (1861-1863). М., 1972.; Нечаева B.C. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Эпоха» (1863-1865).М., 1975.; Пустовойт П.Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х годов XIX века. М., I960.; Туниманов В.А. Творчество Достоевского (1854-1862). Л., 1980.; Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974.

2 См.: Авдеева Л.Р. Николай Николаевич Страхов // Русские мыслители: Ап. А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, H.H. Страхов. МГУ, 1992.; Горбанев H.A. К выходу избранных статей Н. Страхова // Русская литература. 1989. № 4.; Горбанев H.H. Литературная критика H.H. Страхова. Махачкала, 1988.; Гуральник У.А. H.H. Страхов - литературный критик // Вопросы литературы. 1972. № 7.; Скатов H.H. Критика Николая Страхова и некоторые вопросы русской литературы XIX века // Русская литература. 1982. № 2.; Скатов H.H. Русский критик Николай Страхов // Литературные очерки. М., 1985.; Тихомиров В.В. Л.Н. Толстой и возрождение религиозного искусства (H.H. Страхов о Л.Н. Толстом) // Вестник Ивановского государственного университета. Иваново, 2000.

3 Никольский Б.В. Николай Николаевич Страхов. Критико-биографический очерк // Исторический вестник. 1896. № 4. нислав первой степени и енотовая шуба»1. К этой «очерковой» «страховиа-не» примыкает труд A.JI. Волынского «Русские критики. Литературные очерки», автор которого называет Страхова-критика верным другом, учеником и У талантливым продолжателем Ап. Григорьева . (Впоследствии эта дефиниция Волынского будет пересмотрена и уточнена некоторыми современными исследователями ).

Из дореволюционных работ также необходимо назвать исследования Н.Я. Грота 4, В.А. Гольцева5, В.В. Розанова Договаривая, что здесь рассматриваются и литературно-критические, и философские воззрения Страхова), а также внушительный по объему том переписки критика с Л.Н. Толстым, изданный в 1914 году с предисловием Б.Л. Модзалевского.7

Довоенный период ознаменован только заметками A.C. Долинина, предо варявшими публикацию писем H.H. Страхова Ф.М. Достоевскому. (Эта статья впоследствии переиздана в книгах A.C. Долинина «Последние романы Достоевского»9 и «Достоевский и другие»10).

Следующий этап в изучении творчества H.H. Страхова - 50-80-е годы XX века. Именно в этот период значительно оживился интерес к его творческому наследию.

1 Стахеев Д.И. Станислав первой степени и енотовая шуба // Исторический вестник. 1906. № 2.

2 Волынский А.Л. Русские критики. Литературные очерки. Спб., 1896.

3 См.: Горбанев H.A. Литературная критика H.H. Страхова. Махачкала, 1988. С. 4.

4 Грот Н.Я. Памяти H.H. Страхова. К характеристике его философского миросозерцания. М., 1896.

5 Гольцев В.А. H.H. Страхов как художественный критик ПО художниках и критиках. М., 1899.

6 Розанов В.В. H.H. Страхов. Его личность и деятельность // Литературные изгнанники. Спб., 1913.

7 Переписка Л.Н. Толстого с H.H. Страховым. Спб., 1914.

8 Долинин A.C. Ф.М. Достоевский и H.H. Страхов // Шестидесятые годы. М.-Л., 1940

9 Долинин A.C. Последние романы Достоевского. М.-Л., 1963.

10Долинин A.C. Достоевский и Страхов // Достоевский и другие. Л., 1989.

Важно отметить, что в академической двухтомной «Истории русской критики»1 Страхову отводилось неполных три страницы в общем обзоре. Но уже в 1965 году Б.Ф. Егоров опубликовал в «Ученых записках Тартуского университета» переписку Ап. Григорьева со Страховым и снабдил публикацию вступительной статьей. А год спустя в том же издании — как симптом и выражение растущего интереса к творчеству и личности Страхова - появилась библиография его печатных трудов.3

В 70-е годы появляется целый ряд очень ценных исследований. Во-первых, это статья У.А. Гуральника «H.H. Страхов - литературный критик»,4 а во-вторых, - две книги B.C. Нечаевой.5"6

80-е годы ознаменованы выходом новых интереснейших работ, посвященных Страхову-критику. Это статьи В.В. Зеньковского,7 H.H. Скатова.8

В 1984 году выходит в свет сборник избранных литературно-критических статей Страхова с обстоятельной вступительной статьей H.H. Скатова, 9-10 и почти вслед за ним - в 1985 году - журнал «Русская литерату

1 История русской критики: В 2 т. М. —Л., 1958.

2 Переписка Ап. Григорьева с H.H. Страховым // Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1965. Вып. 167.

3 Будиловская A.JL, Егоров Б.Ф. Библиография печатных трудов H.H. Страхова // Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1966. Вып. 184.

4 Гуральник У.А. H.H. Страхов - литературный критик // Вопросы литературы. 1972. № 7.

5 Нечаева B.C. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Время» (1861-1863). М., 1972.

6 Нечаева B.C. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Эпоха» (1863-1865). М., 1975.

7 Зеньковский В.В. H.H. Страхов, JI.H. Толстой, Н.К. Михайловский // Цивилизация и общественное развитие человека. М., 1989.

8 Скатов H.H. Критика Николая Страхова и некоторые вопросы русской литературы XIX века // Русская литература. 1982. № 2.

9 Страхов H.H. Литературная критика. М., 1984.

10 Скатов H.H. H.H. Страхов // Страхов H.H. Литературная критика. М., 1984. ра» публикует полемическую статью H.A. Горбанева1, в которой оспорены некоторые скатовские положения и выводы.

В 1988 году появляется одна из самых глубоких работ современной «страховианы» - исследование H.A. Горбанева - «Литературная критика H.H. Страхова». Автор здесь основное внимание уделяет критической методологии Страхова в ее соотношении с «органической» критикой Ап. Григорьева, а также страховским разборам и оценкам вершинных явлений русской литературы XIX века - романов И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского, JI.H. Толстого.

И, наконец, в 1990 - 2000-е годы появляется целый ряд журнальных публикаций, посвященных Страхову (работы В.В. Тихомирова,3 A.B. Зубко-вой,4 С.П. Гриневой,5 JI.B. Чернец6). В биобиблиографическом словаре «Русские писатели» (издан в 1999 году) В.А. Скиба и JI.B. Чернец в статье о Страхове дают содержательную и довольно объективную оценку его философских, эстетических, публицистических и литературно-критических взглядов.

В 1999 году в издательстве Московского университета выходит монография Авдеевой JI.P., один из разделов которой посвящен Николаю Страхо

1 Горбанев H.A. К выходу избранных статей Н. Страхова // Русская литература. 1985. №4.

2 Горбанев H.A. Литературная критика H.H. Страхова. Махачкала, 1988.

3 Тихомиров В.В. Л.Н. Толстой и возрождение религиозного искусства (H.H. Страхов и Л.Н. Толстой) // Вестник Ивановского государственного университета. Иваново, 2000.

4 Зубкова A.B. Сотрудничество Л.Н. Толстого и H.H. Страхова в литературе второй половины XIX века // Дух и время. Выпуск 2. Белгород, 2000.

5 Гринева С.П. Страхов - литературный критик // Дух и время. Выпуск 2. Белгород, 2000.

6 Чернец Л.В. H.H. Страхов и Д.И. Писарев о мотивах преступления Расколь-никова // Русская словесность. М., 1995. № 1.

7 Скиба В.А., Чернец Л.В. Страхов Николай Николаевич // Русские писатели. Биобиблиографический словарь. М., 1990. Ч. 2. ву.1 Несмотря на то, что основной упор в работе делается на философию Страхова, имеются довольно ценные наблюдения, касающиеся и его критики.

В 2000 году переиздана книга В.В. Розанова «Литературные изгнании-ки». В этом же году в издательстве Русского христианского гуманитарного института выходит переизданный (с небольшими изменениями) том литературно-критических работ Страхова. А в 2003 году переиздается полное собрание переписки H.H. Страхова с Л.Н. Толстым.4

За рамками нашего внимания остается целый пласт литературы - и довольно объемный - освещающий философию Страхова - одну из граней его, безусловно, талантливой и многогранной натуры. Но мы считаем возможным отметить следующее. В мае 1991 года в Санкт-Петербурге было основано Русское Философское Общество (РФО), издающее с 1994 года философско-исторический журнал «Русское самосознание». С января 1996 года - сто лет со дня смерти критика - общество носит имя Николая Николаевича Страхова. Председателем Общества и главным редактором журнала «Русское самосознание» является известный современный философ Николай Петрович Ильин. Особого интереса заслуживает публикация на страницах этого издания литературно-критических и философских статей Страхова, работ Н.П. Ильина3, а также проведение обществом с января 1998 года ежегодных «Страховских чтений».

Мы можем не соглашаться с отдельными положениями философии и критики Страхова, но согласиться с тем, что его критическое наследие недостойно изучения и осмысления, мы не можем. Мы считаем совершенно несправедливым тот факт, что за прошедшие более чем 100 лет со дня смерти Страхова - умер 24 января 1896 года - не было защищено ни одной доктор

1 Авдеева Л.Р. Николай Николаевич Страхов // Русские мыслители: Ап. А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, H.H. Страхов. М.: МГУ, 1992.

2 Розанов В.В. Литературные изгнанники. Воспоминания. Письма: Аграф. 2000.

3 Страхов H.H. Литературная критика. Спб., 2000.

4 Л.Н. Толстой - H.H. Страхов: полное издание переписки. SRG-ГМЛНТ. 2003.

5 Ильин Н.П. Понять Россию // Русское самосознание. Выпуск 3. 2001. ской или кандидатской диссертации по литературно-критическому творчеству Страхова. (Здесь следует сделать одну оговорку. Мы говорим именно о литературно-критическом наследии, потому что в 2001 году на кафедре истории социально-политических учений философского факультета МГУ Богдановым A.B. была защищена диссертация на соискание степени кандидата философских наук на тему: «Почвенничество: политическая философия Ап.А. Григорьева, Ф.М. Достоевского, H.H. Страхова», 1 одна из глав которой посвящена философии Страхова-почвенника. В настоящее время диссертация Богданова является единственной среди работ такого уровня). 2

Творческое наследие стоящего около «вечных истин» Страхова вполне заслуживает дальнейшего изучения российским литературоведением. Поэтому наше обращение к его творчеству является и логичным, и закономерным, и целесообразным.

Выбор темы диссертационного исследования - «H.H. Страхов - критик И.С.Тургенева и JI.H. Толстого» - обусловлен, во-первых, тем, что анализируемые нами работы написаны критиком «по поводу лучших произведений наших лучших художников.и величие русского художественного творчества тем дороже и отраднее было Страхову, что в других областях просвещения его вера не имела таких надежных и великих залогов, и он горько и болезненно живо чувствовал это».3

Во-вторых, тем, что работы, посвященные романам И.С. Тургенева («Отцы и дети») и JI.H. Толстого («Война и мир») до сих пор остаются лучшими не только в критическом наследии Страхова, но и в российском литературоведении.

1 См.: Богданов A.B. Почвенничество: политическая философия Ап.А. Григорьева, Ф.М. Достоевского, H.H. Страхова / Кафедра Истории соц.- полит, учений филос. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова. 2001. (Dissertatio. Вып.2).

2 Розанов В.В. H.H. Страхов, его личность и деятельность // Литературные изгнанники.: Аграф. 2000. С.7.

3 Никольский Б.В. Николай Николаевич Страхов. С. 263.

Наше диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Малецкая, Жанна Владимировна

Эти выводы Страхова не являются случайными, они логически вытекают из его точки зрения на существующие противоречия между художником и мыслителем в Тургеневе: «Поэт он хороший, но мыслитель. не составляющий украшения нашей литературы».

Финальные строки последней статьи «тургеневского цикла» - «Поминки по Тургеневе» - являются окончательным судебным приговором, который выносит Страхов Тургеневу-мыслителю и Тургеневу-художнику: писателю «нечего было сказать», поскольку Запад, перед которым он так преклонялся, «не мог дать ему какого-нибудь руководящего начала», но самым прискорбным для критика было то, что Тургенев «равно не нашел в себе твердых опор и среди того хаоса, в котором ему явился наш русский нравственный мир».

В переоценке и тургеневского героя, и романа «Отцы и дети», и таланта писателя в целом - явственно сказалась эволюция Страхова от почвеннического либерализма к консерватизму славянофильской окраски.

Работы, посвященные Л.Н. Толстому, Страхов называет главным центром своей книги, а статьи о «Войне и мире» - «критической поэмой в четырех песнях», поскольку на общем критическом фоне сделанный Страховым разбор «Войны мира» действительно выглядел «поэмой» в четырех «песнях» -статьях которой роман не столько критически анализировался, сколько воспевался и возвеличивался.

Разбирая роман Л.Н. Толстого, Страхов делает целый ряд открытий, которые и до нашего времени не утратили своей актуальности.

В романе «Война и мир» Страхов отмечает последовательное утверждение автором «национальных положительных начал».

Страхов первым обратил внимание на слова Толстого, которые являются ключом к его роману: «Нет величия там, где не простоты, добра и правды».

Страхов первым заговорил о мировом значении романа «Война и мир», и это тоже было новое и важное слово в критике.

Бесспорная заслуга Страхова - понимание им уникальной жанровой природы «Войны и мира». Одним из первых критик дает определение жанра произведения Толстого как эпопеи в современных формах искусства или романа - эпопеи, как принято говорить в современном литературоведении.

Во многом глубоко и точно описал Страхов некоторые существенные черты художественного реализма Толстого: объективность повествования, умение воссоздать полно и точно жизненную атмосферу, окружающую героев, безжалостность и беспощадность художественного анализа жизни и духовного мира героев, утверждение того, что Толстой не реалист-обличитель, не реалист-фотограф, а реалист-психолог, Страхов видит сложную проблематику романа, подробно рассматривает основных героев, отмечая синтез светлых и темных сторон в каждом человеке.

Следующая идея, которую отмечает в романе Страхов - «мысль семейная». Критик обращает внимание на «идею народную», противостоящую «космополитической» идее французов. Но преувеличение семейного начала -«мысли семейной» в ущерб «мысли народной» в страховском истолковании не совсем оправдано. Оно ведет к приглушению критического звучания романа.

Критик поставил проблему художественного исследования Толстым русского национального характера, русской меры, русского идеала душевной красоты.

Очень важным аспектом страховского анализа романа является вывод о целостности «Войны и мира». Критик первым судил о книге не по её частям, а оценивал роман в целом, доказывая, что можно и нужно исследовать художественную структуру толстовского произведения как нечто завершенное, органически целое, в котором нет ничего лишнего, случайного, незначительного.

Страхов первым попытался установить преемственную связь «Войны и мира» с пушкинской традицией в русской литературе, а именно - с «Капитанской дочкой».

Важной заслугой Страхова является высокая оценка им философско -исторических размышлений писателя, особенно в годы, когда Толстого, по его словам, «ужасно бранили» и совсем отрицали как мыслителя.

Традиция считать Страхова учеником Ап. Григорьева, которая ярко сказалась в том, что ряд современных исследователей развивает эту мысль именно в приложении к страховскому анализу «Войны и мира», заслуживает особых оговорок. Воспевание в «критической поэме» смирения как доминанты русского национального характера, «смирного типа» и «смирного героизма» как будто наиболее характерной для русского народа является искажением мысли Ап. Григорьева, который ни в своих пушкинских статьях, ни в работах о Толстом, не только не идеализировал и не героизировал тип «смирного человека», но, напротив, предостерегал молодого писателя от некритического, излишне сочувственного к нему отношения. Стремление рассматривать систему образов «Войны и мира» в категориях «смирного» и « хищного» типов, которое проходит через весь разбор романа, делает его анализ искусственным и схематичным, представляет всю идейно-образную структуру романа в искаженном виде.

В письмах Толстого содержится оценка критического метода Страхова, далекого от толстовского идеала критики. Писатель предостерегает критика от отыскивания «мысли» в художественном произведении, от чрезмерного рационализма.

Страхов преследовал не особенно скрываемую цель выставить роман Толстого своего рода знаменем славянофильского направления, а самого писателя представить славянофилом. Это подтягивание к славянофилам не могло импонировать писателю, поскольку шло вразрез с его подлинным - негативным - отношением к славянофилам и народности славянофилов.

Толстой со многим, именно с тем, что Страхов «вчитал» в роман, и что было важным для критика, не согласился, но вместе с тем многое из того из того, что Страхов «вычитал» из романа, писатель одобрил: «Это единственный человек, - говорил Толстой, - который никогда не видавши меня, так тонко понял меня».

Роман «Анна Каренина» на протяжении 1870-х годов был предметом пристального внимания и осмысления в переписке Страхова с Толстым. Статья «Взгляд на текущую литературу» является итогом, который вобрал в себя основные аспекты страховского анализа «Анны Карениной».

Страхов одним из первых отметил, что «Анна Каренина» роман не о любви, а о семье.

Страхов выделил как одно из достоинств романа - осознанную автором и глубоко продуманную внутреннюю связь между двумя линиями сюжета.

Критик и в «Анне Карениной» пытается выявить общую идею романа, которая заключается, по его мнению, в размышлениях Левина, что «для брюха жить дурно, надо жить для правды, для Бога»

Страхов, неукоснительно продолжая «борьбу с Западом в русской литературе», и здесь не удержался от того, чтобы не сравнить Толстого с Тургеневым и не упрекнуть второго в отсутствии «точки опоры» и беспочвенности.

Критик совершенно точно подметил, что в «Анне Карениной» представлена целая типология любви. Ограниченность консервативного мышления

Страхова ярко проявилась в том, что он не смог подняться до понимания истинной трагедии Анны, осмысления ее вины как вины трагической. Трагедия Анны, по мнению Страхова, - в беспочвенности, в том, что у нее нет «твердых начал», что под ее ногами колеблется почва.

В целом Страхов высоко оценивает роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина», называет его великим произведением, достойным пера автора и всей русской литературы.

Подводя итоги, можно сказать, что значимость Страхова-критика обусловлена тем, что его работы, написанные по поводу «лучших произведений» наших «лучших художников», занимают достойное место в истории русской классической критики.

А наше обращение к творчеству Николая Николаевича Страхова в какой-то степени подтверждает слова его ученика Василия Розанова: «В Страхове, в нем самом содержится вечная необходимость вернуться к нему. И вернутся, и оглянутся, не наше поколение, то следующее или следующие».1

1 Розанов В.В. Литературные изгнанники. Спб, 1913. Т. 1. С. 242.

170

Заключение.

H.H. Страхов - один из значительных представителей почвеннического направления в русской критике и публицистике 60-х годов XIX века - долгое время оставался в тени более крупных и ярких фигур Ап.А. Григорьева и Ф.М. Достоевского в силу своего консерватизма, идеализма и антинигилизма. Но в последние годы возрастает интерес к славянофильскому, либерально - эстетическому, почвенническому и другим течениям в русской критике XIX века и внимание исследователей обращается к творчеству Страхова.

Все почвенники - и Ап. Григорьев, и Ф.М. Достоевский, и Н.Н.Страхов -призывали к сближению с народом («почвой») - выразителем русского национального характера. Принимая западную культуру, они резко выступали против революций, экстремизма и нигилизма, считая эти явления продуктом западного влияния, несущим хаос, жестокость, экономическое и духовное разрушение. Но каждый из представителей почвенничества имел и собственные убеждения. Страхова привлекали в почвенничестве преимущественно консервативные элементы, на которых он делал акцент в своей публицистике и литературной критике.

Традиция считать Страхова учеником Ап. Григорьева в деле литературной критики, идущая еще от Б.В. Никольского и поддерживаемая современными исследователями (H.H. Скатов, В.В. Тихомиров), заслуживает оговорок по целому ряду пунктов.

Ап. Григорьев и Ф.М. Достоевский считали почвенничество новым направлением русской мысли и отделяли его как от западничества, так и от славянофильства. Страхов же в этом направлении не усматривал ничего нового по сравнению со славянофильством.

В вопросе о сущности и назначении искусства Страхов - в отличие от Ап. Григорьева и Достоевского, которые отвергали теорию «искусства для искусства» — придерживался «немецкой теории свободы художника».

Эстетические взгляды Ап. Григорьева и Страхова базируются на разных философских системах. Ап. Григорьев уподобляет произведения искусства произведениям живой природы, исходя из основных положений органической эстетики Шеллинга. Страхов следует за гегелевской формулой: «Искусство есть мышление в образах». Отсюда особое, рационалистическое понимание искусства - стремление непременно докопаться до мысли произведения. И отсюда - некоторое упрощение в понимании замысла писателя.

Борьба с демократическим лагерем, с «теоретиками» и «нигилистами» была и главной темой литературных работ Страхова, и углом зрения на явления, и мерилом их оценки. Отсюда довольно четкое различие в отношении двух критиков к демократическому движению 60-х годов, к «теоретикам» и «нигилистам», которое проявляется в их теории. Ап. Григорьев пишет о глубокой связи «теоретического лагеря» с национальным характером и с требованиями современной русской жизни. Страхов главный упор делает на доказательстве беспочвенности «теоретиков», их оторванности от реальной русской жизни. Расхождения между двумя критиками очень ярко проявляются и в их критической практике, например, в оценке поэзии Некрасова. Если отношение Ап. Григорьева к Некрасову неоднозначно, (он называет Некрасова «большим поэтом», человеком с «народным сердцем», отмечает его органическую связь с жизнью, с действительностью, народностью, вместе с тем обвиняя Некрасова в том, что поэт «иногда слишком отдавался своей Музе мести и печали»), то Страхов на протяжении 60-70-х годов занимался в основном развенчанием Некрасова. Он отрицает народность некрасовской поэзии, пишет о противоречии между «духом народа и духом г. Некрасова».

Репутация Страхова как ученика Ап. Григорьева, основывается главным образом на статьях о романе «Война и мир». Но именно эти работы наиболее ярко свидетельствуют об отступлении Страхова от методологии и идей «учителя». Во-первых, Страхов упростил и тем самым исказил взгляды Ап. Григорьева на место и роль «белкинского» типа в творчестве позднего Пушкина и в послепушкинской литературе. Диалектически сложную типологию характеров, предложенную An. Григорьевым, критик свел к отрицанию «хищного» типа и к превознесению типа «смирного», что противоречило самой сути григорьевской концепции. Во-вторых, Страхов исказил взгляды Ап. Григорьева на творчество молодого Толстого. В-третьих, если Страхов преклоняется перед «героизмом смирения», идеальное воплощение которого он нашел в Платоне Каратаеве, то для Ап. Григорьева героической личностью является Чацкий.

Критический метод Страхова на протяжении его деятельности не оставался неизменным, а прошел эволюцию: от почвенничества (первый период критической деятельности, когда Страхов сотрудничал в журнале «Время» и идейно был наиболее близок к Ап. Григорьеву и Ф.М. Достоевскому, находясь под их непосредственным влиянием. Это проявилось в заметке «Несколько слов о Писемском по поводу его сочинений», в статье-некрологе «A.A. Добролюбов», в статье о романе Тургенева «Отцы и дети») - к славянофильству (второй и третий период деятельности Страхова, когда особенно заметны отступления его от методологии «органической» критики Ап. Григорьева. Это очевидно проявилось в статьях о «Войне мире». Оказавшись под влиянием Толстого и его славянофильских идей, критик открыто провозглашает себя славянофилом. В этот период Страхов иначе, то есть гораздо более отрицательно, оценивал и тип нигилиста, и литературу, его запечатлевшую, в частности, роман «Отцы и дети»).

Почвенническая позиция Страхова в достаточной степени проявилась в оценке романа «Отцы и дети», то есть он в полной мере приложил свои «эстетические начала» к роману Тургенева как к «частному случаю».

Страхов высоко оценивает и роман Тургенева и его главного героя -Базарова: «Его новое произведение есть истинно поэтическое дело», «живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова».

Страхов первым увидел в романе и подчеркнул то, чего не увидела современная автору критика. Отталкиваясь от концепции «реальной критики»,

Страхов дает почвенническое понимание назначения искусства и художника -«предугадывать» веяния жизни, обладать совершенной подвижностью и «глубокой чуткостью», «любовью к жизни», придавать «наружное проявление тому, что уже существовало в виде мысли и убеждения», потому что «поэты. -пророки, провидцы, они проникают в самую глубину вещей и открывают в них то, что оставалось скрытым для обыкновенных глаз». Почвенничество критика выразилось и в трактовке главного героя как национального характера («он более русский, чем все остальные лица романа»).

Характеризуя Базарова, Страхов использует терминологию «органической критики» - «щедро снабжен плотью и кровью», «назвать его сочиненным нельзя», «волна жизни», «неразвившиеся зародыши», «мираж», «перл создания», «фантом», «живая жизнь», «жизненность», «фантасмагория».

Страхов первым обратил внимание на то, что Тургенев в своем романе дал образ и имя целому новому направлению русской жизни и мысли назвал Базарова художественным открытием писателя.

Очень важными и значимыми являются выводы критика о трагизме Базарова, типичности и жизненности его образа.

Страхов игнорирует социальную проблематику романа, сосредоточившись на его центральном образе. Критику удается дать полную и глубокую характеристику героя. Отмечены почти все основные черты его характера -гордость, самолюбие. Также тонко и глубоко Страхов объясняет характер Базарова - «он бережется не того, что может погубить тело, а того, что погубляет душу».

Страхову удалось увидеть и истинную суть конфликта романа -столкновение Базарова с самой жизнью, то есть в почвенническом понимании - столкновение теории и жизни. Страхов считает, что Базаров, как человек теории и человек, созданный теорией, побежден самой жизнью. По мнению Страхова, трагический финал романа, в котором Базаров проходит испытание смертью, раскрывает перед читателем масштаб личности героя и провозглашает победу жизни над теорией.

В то же время в этой статье появилась и отличительная особенность Страхова как почвенника. Прежде всего - это его яростная полемика с революционерами-демократами. Вся статья пронизана этим полемическим пафосом. Имена Писарева и Антоновича употребляются столь же часто, как и имя анализируемого Страховым Базарова. Во-вторых, это критика нигилизма как явления времени.

Характерная черта критического метода Страхова, отличающая его от других почвенников - это понимание природы искусства как мышления в образах и стремление докопаться до «мысли» произведения - также нашла отражение в трактовке романа и его главного героя.

О Базарове он, с одной стороны, говорит, что «назвать его сочиненным нельзя», с другой стороны, тут же пишет: «Базаров есть лицо созданное». Приоритет мысли для критика выражен в статье вполне однозначно: «Тургенев. есть писатель, усердно следящий за движением русской мысли».

Интересна трактовка Страховым отношения Базарова к природе и искусству. Критик считает, что они отвергаются героем не потому, что он не понимает их, а потому, что понимает их слишком глубоко и боится их «всепоглощающей силы».

По своему пониманию главного героя в этой статье Страхов приближается к оценке Базарова Д.И. Писаревым. Как и Писарев, критик рассматривает Базарова в пределах типа «лишнего человека», считая его «непосредственным продолжателем Онегиных, Печориных, Рудиных, Лаврецких». И в то же время отмечает, что в нем жажда деятельности дошла до крайней степени и «он неизбежно схватится за дело при первом удобном случае».

В целом названная статья выражала общую точку зрения почвенников на тургеневский роман. Возможно, поэтому она осталась в наследии Страхова самой цельной, стройной и критически точной из всего написанного им.

В последующих статьях «тургеневского» цикла критик пересматривает свои оценки и тургеневского таланта, и романа «Отцы и дети», и фигуры Базарова.

Страхов дает резко отрицательную оценку романа «Дым»: «.не дым все русское» - именно эта фраза является ключевой в страховском разборе романа.

Если в статье об «Отцах и детях» Страхов писал о Тургеневе, как о писателе, одаренном глубокой чуткостью, любовью к современной ему жизни, то в статье «Последние произведения Тургенева», Страхов, признавший себя «окончательно славянофилом», с новых, более жестких и нормативных позиций подходит к Тургеневу. В романах «Отцы и дети» и «Дым» обнаруживается «желание автора противоречить общему настроению», считает критик.

Тургенев совершенно не вписывается в предложенную Страховым концепцию развития русской литературы. Из всех значительных писателей Тургенев один не обращается к славянофильству.

Тургенев своим «Дымом» хочет казнить, развенчивать и разоблачать русскую жизнь, но в повести она не казнится. Тургенев хочет прославить представителей нашего прогресса, но изображает общество больное и представителей несостоятельных.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Малецкая, Жанна Владимировна, 2007 год

1. Страхов H.H. Значение гегелевской философии в настоящее время. Спб., 1860.

2. Страхов H.H. Несколько слов о г. Писемском по поводу его сочинений // Время. Спб., 1861. № 7. о. II. С. 13-19.

3. Страхов H.H. H.A. Добролюбов. По поводу его сочинений // Время. Спб., № 3. о. II. С.30-54.

4. Страхов H.H. Заметки летописца. Январь // Эпоха. 1865. № 1. С. 1-14.

5. Страхов H.H. Бедность нашей литературы. Спб., 1868.

6. Страхов H.H. Война и мир: Сочинения графа JI.H. Толстого. Статья первая //Заря. 1869. № 1. о. II. С. 117-152.

7. Страхов H.H. Война и мир: Сочинения графа J1.H. Толстого. Статья вторая и последняя // Заря. 1869. № 2. о. И. С.207-252.

8. Страхов H.H. Сочинения Я.П. Полонского. Стихотворения Н.А.Некрасова // Заря. 1870. № 9. о. II. С. 127-164.

9. Страхов H.H. Несколько слов к статье о «Войне и мире» // Критический разбор «Войны и мира». Спб., 1871. С. 1-3.

10. Ю.Страхов H.H. Заметки о текущей литературе // Гражданин. 1873. № 16. С. 470-474.

11. П.Страхов H.H. Герцен // Борьба с Западом в нашей литературе. Спб., 1882. С. 1-145.

12. Страхов H.H. Материалы к биографии Ф.М. Достоевского. Спб., 1883.

13. Страхов H.H. Критические статьи об И.С. Тургеневе и JI.H. Толстом (1862-1885). Спб., 1885.

14. Страхов H.H. Критические статьи об И.С. Тургеневе и JI.H. Толстом (1862-1885). Изд. 2-е. Спб., 1887.

15. Страхов H.H. Из истории литературного нигилизма. 1861-1865. Спб., 1890.

16. Страхов H.H. Критические статьи об И.С. Тургеневе и Л.Н. Толстом (1862-1885). Изд. 3-е. Спб., 1895.

17. Страхов H.H. Философские очерки. Спб., 1895.

18. Страхов H.H. Воспоминания о ходе философской литературы // Исторический вестник. 1897. № 5. С. 423-434.

19. Страхов H.H. Критические статьи об И.С. Тургеневе и J1.H. Толстом (1862-1885). Изд. 4-е. Киев, 1901.

20. Страхов H.H. Критические статьи. Киев, 1902.

21. Страхов H.H. Критические статьи об И.С. Тургеневе и JT.H. Толстом (1862-1885). Изд. 5-е. Киев, 1908.

22. Страхов H.H. Литературная критика. М., 1984.

23. Страхов H.H. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. М., 1990. С. 375-533.

24. Страхов H.H. Литературная критика. Спб., 2000.1.

25. Абрамов В.А. К вопросу об истолковании героической эпопеи «Война и мир» Толстого H.H. Страховым // Ученые записки Бурятского педагогического института. 1959. Выпуск XVIII. С. 193-213.

26. Авдеева Л.Р. Николай Николаевич Страхов // Русские мыслители: Ап. А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, H.H. Страхов. М.: МГУ, 1992. С. 110-139.

27. Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. Спб., 1879.

28. Анненков П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.Н. Толстого «Война и мир» // Война из-за «Войны и мира». «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» в русской критике и литературоведении. Спб., 2002. С. 45-67.

29. Антонович М.А. Асмодей нашего времени // Современник. 1862. № 3.

30. Архипов В.А. К творческой истории романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» //Русская литература. 1958. № 1. С. 132-163.

31. Ахшарумов Н.Д. Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Части 1-4 // Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» в русской критике и литературоведении. Спб., 2002. С. 95-127.

32. Бабаев Э.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. М., 1978.

33. Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика. М., 1982.

34. Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. Спб., 1883.

35. Бирюков П.И. Л.Н. Толстой. Биография. Берлин, 1921.

36. Богданов A.B. Почвенничество: политическая философия Ап.А. Григорьева, Ф.М. Достоевского, H.H. Страхова // Каф. ист. соц-полит. учений филос. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова. 2001. (Dissertatio. Выпуск 2).

37. Бочаров С.Г. Роман Л.Толстого «Война и мир». М., 1987.

38. Будиловская А.Л., Егоров Б.Ф. Библиография печатных трудов H.H. Страхова // Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1966. Выпуск 184. С. 213-229.

39. Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1918.

40. Буренин В.П. Юмористические статьи в «Заре» // С. Петербургские ведомости. 1870 № 31 от 31 декабря.

41. Бялый Г.А. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Л., 1968.

42. Вайман С. «К сердцу сердцем.» (Об «органической» критике Аполлона Григорьева)//Вопросы литературы. 1988. №2. С. 150-182.

43. Венгеров С.А. Страхов // Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз -И.А. Эфрон. Спб., 1901. Т. XXX. С. 784.

44. В мире Толстого. М., 1973.

45. Вересаев В.В. «Да здравствует весь мир!» (О Льве Толстом) // Живая жизнь. М., 1991.

46. Волгин И.Л. «И речь ведет обиняком.». Еще одно обвинение против Страхова // Последний год Достоевского. Исторические записки. М., 1991. С. 171-181.

47. Волынский А.Л. Русские критики. Литературные очерки. Спб., 1896.

48. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. М., 1968-1973. Т. 2.

49. Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954-1966. Т. 20. Кн. 1.

50. Гинзбург JI.Я. Литература в поисках реальности. Л, 1987.

51. Гольцев В.А. H.H. Страхов как художественный критик // О художниках и критиках. М, 1899.

52. Горбанев H.A. Русская литературная критика 1860-х годов. (Основные проблемы и направления). Программа спецкурса. Махачкала, 1980.

53. Горбанев H.A. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Горбанев Н. А, Мегаева К.И, Пашаева Т.Н. Русский классический роман XIX века (60 -70-е годы). Махачкала, 2002. С. 31-42.

54. Горбанев H.A. Литературная критика H.H. Страхова. Махачкала, 1988.

55. Горбанев H.A. H.H. Страхов об «Отцах и детях» // Внутренняя организация художественного произведения. Махачкала, 1987. С. 137-145.

56. Горбанев H.A. К выходу избранных статей Н. Страхова // Русская литература. 1985. №4. С. 188-191.

57. Горбанев H.A. Литературная критика Ф.М. Достоевского. Махачкала, 1990.

58. Горбанев H.A., Горбанева А.Н. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Учебное пособие. Махачкала, 2001.

59. Григорьев Ап.А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина // Литературная критика. М, 1967. С. 157-240.

60. Григорьев Ап.А. Воспоминания. М.-Л, 1930.

61. Григорьев Ап.А. Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства // Литературная критика. М, 1967. С. 112157.

62. Григорьев Ап.А. Литературная критика. М, 1967.

63. Григорьев Ап.А. Общий взгляд на отношения современной критики к литературе // Время. 1862. № 1. отд. 2. С. 1-30.

64. Григорьев Ап.А. По поводу нового издания старой вещи. «Горе от ума». // Литературная критика. М, 1967. С. 494-512.

65. Григорьев Ап.А. Стихотворения Н. Некрасова // Литературная критика. М, 1967. С. 442-494.

66. Григорьев An.А. Эстетика и критика. М., 1980.

67. Гринева С.П. Н.Н.Страхов литературный критик // Дух и время. Белгород, 2000. Выпуск 2. С. 36-45.

68. Громов П. П. О стиле Льва Толстого. Л., 1977.

69. Грот Н.Я. Памяти H.H. Страхова. К характеристике его философского миросозерцания. М., 1896.

70. Гуральник У.А. Достоевский, славянофилы и «почвенничество» // Достоевский-художник и мыслитель. М., 1972. С. 427-462.

71. Гуральник У.А. H.H. Страхов литературный критик // Вопросы литературы. 1972. № 7.С. 137-165.

72. Данилевский Н.Я. Россия и Европа //Авдеева Л.Р. Русские мыслители: Ап. А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, H.H. Страхов. Приложение. МГУ, 1992. С. 156-172.

73. Днепров В.Д. Искусство человековедения: Из художественного опыта Льва Толстого. М., 1963.

74. Долинин A.C. Достоевский и Страхов // Достоевский и другие. Л., 1989. С. 234-270

75. Долинин A.C. Ф.М. Достоевский и H.H. Страхов // Шестидесятые годы. М.-Л., 1940. С. 238-255.

76. Достоевский М.М. Объявление об издании в 1861 году журнала «Время» // Достоевский Ф.М. ПСС. Канонические тексты. Т. 4. Петрозаводск, 2000. С. 9-14.

77. Достоевский Ф.М. Г-бов и вопрос об искусстве // ПСС. Канонические тексты. Петрозаводск, 2000. Т. 4. С . 445-490.

78. Достоевский Ф.М. Записные тетради 1876-1877 гг. // Литературное наследство. Неизданный Достоевский. М., 1971. Т. 83. С. 517-632.

79. Достоевский Ф.М. Письма. М.-Л., 1930. Т. 2.

80. Достоевский Ф.М. ПСС: В 30 т. Л., 1972. Т. 18,19,29.

81. Достоевский Ф.М. Ряд статей о русской литературе. Введение // ПСС. Канонические тексты. Петрозаводск, 2000. Т. 4. С. 407-597.

82. Егоров Б.Ф. Вступительная статья к переписке Ап. Григорьева с H.H. Страховым // Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1965. Выпуск 167. С. 163-164.

83. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики. Л., 1980.

84. Зеньковский В.В. Н.Н.Страхов, Л.Н.Толстой, Н.К.Михайловский // Цивилизация и общественное развитие человека. М., 1989. С. 88-109.

85. Зубкова A.B. Сотрудничество Л.Н. Толстого и H.H. Страхова в литературе второй половины XIX века // Дух и время. Белгород, 2000. Выпуск 2. С. 4653.

86. Ильин Н.П. Понять Россию // Русское самосознание. 2001. Выпуск 3.

87. История русской критики: В 2 т. М. -Л., 1958.

88. Кашина Н.В. Эстетика Достоевского. М., 1975.

89. Керимова Н.М. Литературно-критическая методология Ап.А. Григорьева: Автореф. дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1995.

90. Кирпотин В.Я. «Почва» и проблема революции // Достоевский в шестидесятые годы. М., 1966. С. 9-31.

91. Кирпотин В.Я. Ап. Григорьев, H.H. Страхов и Ф.М. Достоевский // Достоевский в шестидесятые годы. М., 1966. С. 159-210.

92. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. Этюды и исследования. М., 1980.

93. Крупчанов Л.М. Консервативно-славянофильские концепции в критике. Н.Н.Страхов // История русской литературной критики. М., 2005. С. 157161.

94. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. М., 2005.

95. Кузминская Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. М., 1986.

96. Кулешов В.И. История русской критики. М., 1982.

97. Л.Н. Толстой H.H. Страхов: полное собрание переписки. SRG-ГМЛНТ. 2003.

98. Лазари Анджей де. В кругу Федора Достоевского. Почвенничество. М.: Наука, 2004.

99. Леонтьев К. Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л.Н.Толстого. Критический этюд // Вопросы литературы. 1988. № 12. С. 202-248.

100. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М.: ГИХЛ, 1957.

101. Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // О русской литературе. Спб., 1997. С. 712-730.

102. Манн Ю.В. Базаров и другие // Новый мир. 1968. № 10. С. 236-255.

103. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982. С. 186-202.

104. Маркович В.М. Изучение поэтики классических романов И.С. Тургенева в 1956-1981 годах // Жанр романа в классической и современной литературе. Махачкала, 1983. С. 45-61.

105. Михайловский Н.К. Сочинения. Спб., 1896. Т. 1.

106. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1999.

107. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860-1881 гг. // Литературное наследство. М.: Наука, 1971. Т. 83.

108. Нечаева B.C. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Эпоха» (1863-1865). М., 1975.

109. Нечаева B.C. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Время» (1861-1863). М., 1972.

110. Николаев Ю. Тургенев: критический этюд. М., 1894.

111. Никольский Б.В. Николай Николаевич Страхов // Исторический вестник. 1896. №4. С. 215-268.

112. Основы литературной критики. Ростов-на-Дону, 1975.

113. Осповат А.Л. Заметки о почвенничестве // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1980. Т. 4. С. 168-174.

114. Пашаева Т.Н. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» // Горбанев H.A., Ме-гаева К.И, Пашаева Т.Н. Русский классический роман XIX века (60-70-е годы). Учебное пособие. Махачкала, 2002. С. 3-16.

115. Переписка Ап.А. Григорьева с H.H. Страховым // Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1965. Выпуск 167. С. 163-173.

116. Переписка JI.H. Толстого с A.A. Толстой. Спб, 1911.

117. Переписка JI.H. Толстого с H.H. Страховым. Спб, 1914.

118. Петров С.М. И.С. Тургенев: творческий путь. М, 1961.

119. Писарев Д.И. Базаров // Литературная критика: В 3 т. Л, 1981. Т.1.

120. Писарев Д.И. Старое барство // Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике и литературоведении. Спб, 2002. С. 67-95.

121. Письмо H.H. Страхова Ф.М. Достоевскому (середина марта 1868 года) // Шестидесятые годы. М.-Л, 1940. С. 258.

122. Письмо H.H. Страхова М.Н. Каткову от 21 августа 1861 года // Труды отдела рукописей ГБЛ. Копии писем к М.Н. Каткову. Ф.120. П.21. С. 157.

123. Почвенничество // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М, 2001. С. 776-778.

124. Пустовойт П.Г. Полемика вокруг романа «Отцы и дети» // Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. М, 1983. С. 139-144.

125. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х годов XIX века. М, 1965.

126. Розанов В.В. Литературные изгнанники. Воспоминания. Письма. Аграф: 2000.

127. Розанов В.В. H.H. Страхов, его личность и деятельность // Литературные изгнанники. Аграф: 2000. С. 9-86.

128. Розанов В.В. Письма H.H. Страхова // Литературные изгнанники. Аграф: 2000. С. 86-258.

129. Розанова С. Эпистолярное наследие Л. Н. Толстого // Собр. соч.: В 20 т. Письма (1845 1886). М, 1965. Т. 17. С. 5-34.

130. Розенблюм JI.M. Творческие дневники Достоевского // Литературное наследство. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради (18601881). М., 1971. Т. 83. С. 9-93.

131. Скабичевский A.M. Соч.: В 2 т. Спб., 1890. Т.1.

132. Скатов H.H. Н.Н.Страхов // Н.Н.Страхов. Литературная критика. Спб., 2000. С. 3-41.

133. Скатов H.H. Критика Николая Страхова и некоторые вопросы русской литературы XIX века // Русская литература. 1982. № 2. С. 30-51.

134. Скатов H.H. От мысли мысль. Свет Николая Страхова в тени его великих современников // Российская провинция. 1996. № 4. С.84- 91.

135. Скатов H.H. Русский критик Николай Страхов // Литературные очерки. М., 1985. С.65-107.

136. Скиба В.А., Чернец Л.В. Страхов, Николай Николаевич // Русские писатели. Биобиблиографический словарь. М., 1990. Ч. 2. С. 265-270.

137. Словарь латинских крылатых слов и выражений. М., 2003.

138. Соловьев Н.И. Война или мир? Критика нового произведения гр. Л.Н. Толстого // Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» в русской критике и литературоведении. Спб., 2002. С. 153-177.

139. Спиридонов С.С. Л.Н.Толстой. Биобиблиография. М.-Л., 1933.

140. Сухих H.H. Война и мир вокруг «Войны и мира» // Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике и литературоведении. Спб., 2002. С.7-32.

141. Сухих И.Н. Тургенев, Базаров и критики // Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986.

142. Тихомиров В.В. A.A. Григорьев и его органическая критика // Литература в школе. 2003. № 8. С. 21-26.

143. Тихомиров В.В. Л.Н. Толстой и возрождение религиозного искусства (H.H. Страхов о Л.Н. Толстом) // Вестник Ивановского государственного университета. Сер. «Филология». Иваново, 2000. Выпуск 1. С. 17-27.

144. Тихомиров В.В. Николай Николаевич Страхов // Литература в школе. 2005. № 10. С.14-18.

145. Ткачев П.Н. Соч.: В 2 т. М., 1975. Т. 1.

146. Толстая С.А. Дневники (1860 1890). М., 1928.

147. Толстой Л.Н. ПСС. М., 1953. Т. 62 .

148. Толстой Л Н. Собр. Соч.: В 20 т. М., 1965. Т. 17. Письма (1845-1886).

149. Толстой Л.Н. Собр. Соч.: В 20 т. М„ 1965. Т. 18. Письма (1887-1910).

150. Толстой Л.Н. и Толстая С.А. Переписка с H.H. Страховым. SRG-ГМЛНТ. 2000.

151. Толстой Л.Н. Анна Каренина. Собр. соч.: В 20 т. М., 1965. Т. 8,9.

152. Толстой Л.Н. Война и мир. Собр. соч.: В 20 т. М.,1965. Т. 5,6,7.

153. Туниманов В.А. «Почвенничество» и полемика идей// Творчество Достоевского (1854-1862). Л., 1980. С. 193-225.

154. Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. М., 1958. Т. 12.

155. Тургенев И.С. Дым. Собр. соч.: В 12 т. М., 1954. Т. 4.

156. Тургенев И.С. Отцы и дети. Собр. соч.: В 12 т. М., 1954. Т. 3.

157. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. М.-Л., 1962. Т. 4. Письма.

158. Тюнькин К.И. Базаров глазами Достоевского // Достоевский и его время. Л., 1971. С. 108-120.

159. Фридлендер Г.М. К спорам об «Отцах и детях» // Русская литература. 1959. №2. С. 131-149.

160. Фридлендер Г.М. У истоков «почвенничества» // (Ф.М.Достоевский и журнал «Светоч»). Известия АН СССР. Серия литературы и языка. М., 1971. Т. XXX. Выпуск 5. С. 406-411.

161. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002.

162. Цебрикова М.К. Наши бабушки (по поводу женских характеров в романе «Война и мир») // Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике и литературоведении. Спб., 2002. С. 127— 153.

163. Чернец Л.В. Н.Н.Страхов и Д.И. Писарев о мотивах преступления Рас-кольникова // Русская словесность. М., 1995. № 1. С. 31-36.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.