Образ человека в религиозном неомодернизме тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат философских наук Гончарова, Софья Владимировна

  • Гончарова, Софья Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 151
Гончарова, Софья Владимировна. Образ человека в религиозном неомодернизме: дис. кандидат философских наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Москва. 2011. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гончарова, Софья Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания исследования образа человека в религиозном неомодернизме

1.1. Сущность и основные особенности религиозного неомодернизма.

1.2. Космичность бытия человека в религиозном неомодернизме.

1.3. Концепции самосовершенствования человека в религиозном неомодернизме.

ГЛАВА 2. Образ человека в российском религиозном неомодернизме

2.1. Специфика российского религиозного неомодернизма.

2.2 Проблема личности в российском религиозном неомодернизме.

2.3. Современные концепции групповой идентичности и самоидентичности в российском религиозном неомодернизме.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ человека в религиозном неомодернизме»

Актуальность исследования. На современном этапе развития российского» общества сложилась особая культурно-историческая ситуация, специфика которой выражена в трансформации традиционных для России религиозных ценностей и ослаблении духовно-нравственного начала в обществе1. Это явилось результатом постсоветского идеологического вакуума и моральной дезориентации, связанных с все нарастающим влиянием западной массовой культуры, в которой религиозный фактор играет значимую роль в социально-культурных и социально-политических процессах. В1 условиях глобального кризиса и утраты стержневой роли традиционных религий вышеуказанный процесс привел к активизации различных течений религиозного неомодернизма, базирующихся на теософском наследии (Институт Универсального Духовного Знания «Тетрада», Институт Ритмологии Евдокии Марченко, Современная русская философско-эзотерическая школа «Алее» и др.), в которых главенствующее место занимает конструирование нового представления об образе человека.

Образ человека, предлагаемый данными течениями, значительно отличается от привычных классических представлений о его природе, нашедших выражение в трудах Р. Декарта, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Ф.Д. Шлейермахера, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, JI. Фейербаха, К. Маркса, М. Шелера, А. Гелена, Г. Плеснера, Ж. Маритена, Г. Сковороды, л

И.В. Киреевского, A.C. Хомякова, П.Л. Лаврова и др. Неомодернистский

1 См., напр.: Кара-Мурза А., Панарин А , Пантин И. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Полис. 1995. N° 4. С. 6—17; Рассадина Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социологические исследования. 2006. № 9. С. 95-101; Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / отв. ред. и сост. С.Б. Филатов. М., 2002; Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.

2 См.: Декарт Р. Соч.: В 2 т. М. 1989; Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957; Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Трактаты. М., 1969; Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965; Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи. СПб., 1994; Фихте И.Г. Назначение человека // Соч.: В 2 т. T.2. M., 1993; Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. М., 1976; Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955; Маркс К К критике гегелевской философии права. Введение образ человека является порождением массового сознания, а также интеграционных квази-онтологических идей, популярных в современном глобализирующемся мире. В религиозном неомодернизме выдвигается концепция человекобога, в основе которой лежат оккультные идеи1 о достижении человеком бессмертия с помощью раскрытия в нем сверхчеловеческих способностей (ясновидения, телепатии, путешествия в астральных мирах и т.д.). По существу в религиозном неомодернизме предлагается осуществить трансформацию человеческого сознания, сделать его антропокосмическим2 и синтетическим3. Самосовершенствование такого человека, обусловленное идеей объединения его бытия с бытием целого — бытием космоса, — связано с отторжением христианской этики и утверждением принципа морального релятивизма. Попытка придать образу человека «космический» статус и расширить представления о процессе самосовершенствования до беспредельных «горизонтов космического бытия» связывается со стремлением религиозного неомодернизма изменить традиционные представления о сущности человека, о его месте в мире, укоренившиеся в европейской и русской культурах, и создать основу для формирования общепланетарной духовной культуры новой породы людей - расы человекобогов (ярким примером тому являются учения А. Бейли, Аоураны, Л. Резник). Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.1. М., 1955; Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. M., 1988; Плеснер Г. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию // Проблема человека в западной философии. M., 1988; Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988; MaritainJ. Humanisme intégral. P., 1968; Сковорода Г.С. Собр. соч.: В 2 т. М., 1973; Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1998; Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. М., 1999; Лавров П.Л. Избр. соч. Т. 2. М., 1934.

1 Под оккультизмом понимается совокупность учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвященных» (Большая Российская энциклопедия. М., 2000. С. 560).

2 Под антропокосмическим сознанием понимается совокупность представлений о взаимосвязи бессмертной сущности человека с космическим бытием, а также о непрерывной эволюции человека, осуществляемой при помощи духовных космических сил (см.: Аблеев С.Р. Онтология сознания в философской традиции антропокосмизма: теоретический анализ и системная реконструкция. Дисс. . д.филос.н. Киров, 2010).

3 Под синтетическим сознанием понимается совокупность представлений о единой сущности всего существующего, выражающихся в стремлении сознания обрести максимальную широту вмещения различного рода знания и собирания его в единое целое (см.: Рерих Н.К. Синтез / Листы дневника. В 3 т. M., 2000).

В настоящее время адепты- религиозно-неомодернистских групп (Институт Универсального Духовного Знания «Тетрада», Институт Ритмологии Евдокии Марченко, Международный центр космического сознаниями др.) пытаются придать своим идеям о преобразовании бытия человека научный статус, адаптировать их к существующим общественно-научным институтам, ассимилировать^ академическую традицию. В связи с этим становится важным- провести философский и социокультурный анализ образа человека, сформированного современным религиозным неомодернизмом, раскрыть его сущность и дать ему критическую оценку.

Степень разработанности темы

Проблема- образа' человека в, религиозном неомодернизме требует обращения к анализу предшествующих ему представлений о человеке в религиозном модернизме: В этом-аспекте данная проблема представлена внушительным рядом? исследований, среди которых: К. Барт, Р. Бультман, М1 Блондель, Д: Бонхеффер, М. Вебер, А. Гарнак, Э. Леруа, Ю. Мольтман, Р. Нибур, В. Панненберг, П. Тейяр де Шарден, П. Тиллих, в том числе отечественные: Н. Бердяев, А.Л. Воронкова, В. Гараджа, Э. Деменчонок, В. Добреньков, Н. Зернов, Б. Кузмицкас, П. Курочкин, Н. Лосский, В. Несмелов, В. Соловьев, В. Франкл, С. Хоружий и др.1 Как правило,

1 См.: Барт К. Послание к римлянам. М., 2005; Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. М., 1993; Blondel M. Principe élémentaire d'une logique de la vie morale // Maurice Blondel: Oeuvres complètes. Paris, Volune 2., 1997; Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. M., 1994; он же. Хождение вслед. М., 2002; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер M. Избранные произведения. М., 1990; Гарнак А. Сущность христианства. М., 2001; Леруа Э. Догмат и критика. М., 1915; он же. Les origines humaines et l'évolution de l'intelligence. Paris, 1928; Möllmann J. Mensch. Christliche Anthropologie in den Konflikten der Gegenwart, Berlin 1971; Niebuhr R. The Nature and Destiny of Man. N.Y., 1955; Христос и культура. Избранные труды Ричарда и Райнхолбда Нибура. М. 1996; Pannenberg W. Was ist der Mensch?: Die Anthropologie der Gegenwart im Licht der Theologie. Göttingen. 1976; Тейяр de Шарден П. Феномен человека. M., 1987; Twunix П. Избранное. Теология культуры. М., 1995; он же. Систематическое богословие. СПб., 1998; Бердяев H.A. Проблема человека (К построению христианской антропологии) // Путь, № 50, 1936; он же. О назначении человека. М., 1993; он же. О человеке, его свободе и духовности // Избранные труды. M., 1999; Воронкова JI.H. Критика теологических концепций секуляризации: (Эволюция американского протестантизма). M., 1987; Гараджа В.И. Протестантская концепция человека // Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986; он же. Критика новых течений в протестантской теологии. М., 1991 \ Деменчонок Э.В. Человек и его мир в теологии освобождения // Проблема человека в современной религиозной и мистической литературе. М., 1988; Добреньков В.И. Модернизация идеи бога в современной религии. М., 1978; ZernovN. The Russian religious renaissance of the twentieth Century. N.Y. 1963; Куз-иицкас Б. Ю. Философские концепции католического модернизма. Вильнюс, 1982; Курочкин П. К. Эволюция современного русского православия. М., 1971; Лосский Н. Бог и мировое зло. М., 1994; он же. Богословие и боговидение. М., 2000; Неспелое В.И. Наука о человеке. В

2 т. СПб, 2000; Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996; он же. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев характерной чертой большинства указанных исследований является анализ представлений о человеке с конфессиональной точки зрения.

Новые трактовки образа человека нашли воплощение в религиозном неомодернизме, возникновение и распространение которого на самом общем теоретическом уровне рассматривалось в работах Г. Кюнга, Т. Роззака, А. Тоффлера1. Необходимо отметить также труды А. Баркер, П1 Бергера, К. Дюпреля, Г. Мелтона, М. Мюллера, К. Юнга , в которых частично рассматривались представления о человеке в различных направлениях данного явления.

В трудах отечественных исследователей идеи современного« религиозного неомодернизма исследовались в работах Е. Балагушкина,.А. Ваторопина, Л. Григорьевой, П. Гуревича, И5. Кантерова, В. Кравченко,- В. Пазиловой, С. Нахомова, Ю. Рыжова, Б: Фаликова, Л. Фесенковой3. Как правило, в этих работах родовое обозначение «религиозный неомодернизм» отсутствует, его заменяют близкие по смыслу термины специального значения: «нетрадиционные религии», «эзотерические

В. Соч.: В 2 т. М., 1989; Франка В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Хоружий С.С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Хоружий С.С. Современные проблемы православного миросозерцания. М., 2002.

1 См.: Кюнг Г. Религия на переломе времен (Тринадцать тезисов) // Мировое древо. М., 1993; Rossak Т. Unfinished Animal. N.Y., 1975; TofflerA. The Third Wave. N.Y., 1981.

2 См.: Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997; Бергер. П. Повседневная жизнь и религиозный опыт // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М., 1996; Дюпрель К. Загадочность человеческого существа. М., 1990; Melton J.G. Encyclopedic Handbook of Cults in America. L., 1978; Müller F. Max. Theosophy: Or, Psychological Religion. N.Y., 1975; Юнг КГ. О психологии восточных религий и философий. М. 1994.; он же. Архетип и символ. М., 1991.

3 См.: Балагушкнн Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. М.,

2002; Ваторопин A.C. Социальный модернизм и постмодернизм в религиозной сфере современного общества: социологический анализ». Дис. . д.соц.наук. Екатеринбург, 2002; Григорьева Л. И. Религии «Нового века» в современной России: социально-философский анализ. М., 2000; Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? Ереван, 1989.; он же. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. M., 1985; Каптеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). M., 2006; он же. Последователи «Нью Эйдж» не нашли своего место в церкви. Ватикан опасается новых религиозных движений // НГ-Религии. № 4 (134). 3 марта 2004 г.; Кравченко В.В. Мистицизм в русской философской мысли XIX-начала XX веков. М., 1997; Пазилова В.П. Современна ли «жрица Изиды» (о Е.П. Блаватской). М., 1991; Пахомов C.B. Специфика эзотерического знания // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия: Сб. материалов. СПб., 2008; Рыжов Ю. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. М., 2006; Самохина Н.Е. Живая Этика о путях духовной эволюции индивида и социума // Пути восхождения. М. 1995; Фаликов Б.З. Культы и культура: от Елены Блаватской до Рона Хаббарда. М., 2007; он же. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994; Фесенкова JI.B. Русские религиозные мыслители о теософии // Человек, космос, эволюция. Традиции русской религиозной философии и современность. М., 1992.; она же. Теософия сегодня // Дискурсы эзотерики (философский анализ). М., 2001. религии», «религии нью-эйдж» и др. В отечественной« литературе не так много работ, посвященных исследованию' проблемы^ человека в религиозном неомодернизме. Это работы И. Задорожнюка, О: Коркуновой, JI. Мирской, В. Розина1. Особо следует выделить ряд диссертационных исследований (Кучеренко В.А. 2005, Новиков A.A. 2006, Самохина НЕ. 2008), в i которых освещаются-основные положения? проблемы» человека в-конкретных направлениях религиозного неомодернизма2.

Все вышесказанное обусловило цель и задачи данного-исследования. Цель исследования - раскрыть образ человека1 в религиозном неомодернизме.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Выявить и проанализировать теоретико-методологические основания исследования образа человека^ в религиозном неомодернизме; определить, сущность и основные особенности религиозногонеомодернизма.

2. Проанализировать антропокосмические представления о человеке в религиозном неомодернизме.

3. Выявить, основные характеристики совершенствования человека в религиозном неомодернизме.

4. Определить специфику российского религиозного неомодернизма.

5. Раскрыть основные особенности понимания личности в. российском религиозном неомодернизме.

6. Выявить и проанализировать концепцию групповой идентичности и самоидентичности в российском религиозном неомодернизме.

1 См.: Задорожнюк И. Антропологические основы современного мистицизма // Проблема человека в современной религиозной и мистической литературе. М., 1988; Коркунова О.В. Проблема духовного в философской антропологии. Екатеринбург, 2006; она же Универсалии бытия человека в мире (анализ теософской антропологии). Екатеринбург, 2003; Мирская JI.A. Эзотерическая философия: от герметизма к теософии. Мистический опыт и оккультные теории: Сб. науч.ст. Т.2. Ростов н/Д, 2002; Розин В.М. Путешествие в страну эзотерической реальности. Избранные эзотерические идеи. М. 1998.

2 См.: Кучеренко В.А. Учение о человеке Г. И. Гурджиева в контексте духовных исканий современности: Дис. к.филос.н. Ростов н/Д, 2005; Новиков A.A. Концепция нового человека в учении живой этики: Дис. . к.филос.н. М., 2006; Самохина Н.Е. Философское учение Агни Йоги: космос, человек, сознание (историко-философский анализ): Дис. д.филос.н. М., 2008.

Объект диссертационного исследования - современные концепции религиозного неомодернизма.

Предмет исследования - образ человека в религиозном неомодернизме.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто следующее предположение: в- религиозном* неомодернизме представлен образ «человека эзотерического», основанный на идеях антропокосмизма, универсального эволюционизма и бесконечного самосовершенствования. Универсальность и многоплановость данного образа определяется, его стремлением поглотить и отождествить с собой иные представления о-человеке.

Основные научные результаты, полученные соискателем,» и^ их новизна:

- На основе исследования- феномена религиозного модернизма-раскрыто основное содержание понятия «религиозный неомодернизм» как радикальной тенденции в развитии идеологии религиозного модернизма, которая провозглашает качественно новое понимание религии, выраженное в признании исходной общей основы всех религиозных систем и новой мировой религии - универсализма, включающей в себя религию, науку и философию.

- Показано, что в религиозном неомодернизме представлен образ «человека эзотерического», познание которого невозможно без достижения человеком необходимых ступеней изменений сознания; Выявлено, что в религиозном неомодернизме представления о «человеке эзотерическом» базируются на трех взаимосвязанных пластах: антропокосмизме, универсальном эволюционизме и наборе техник, выявляющих «скрытые» возможности человека.

- Установлено, что важную роль в формировании образа совершенного человека в религиозном неомодернизме, в отличие- от модернизма, играют представления о самосовершенствовании индивида, связанные, прежде всего, с попыткой придать человеку статус божества посредством создания альтернативной реальности («иномерности»), в которой он мог бы развить сверхчеловеческие способности.

- На основе исследования современных доктрин российского религиозного неомодернизма (Институт Универсального Знания «Тетрада», эзотерическая группа «Универсального Учения» Л. Резник, Современная русская философско-эзотерическая Школа «Алее») показано, что специфика российских религиозно-неомодернистских представлений о человеке определяется попыткой вписать идеи теософского наследия, используемого различными направлениями неомодернизма на Западе, но не развиваемого в качестве самостоятельной школы, в контекст современной российской культуры и развить его.

- Показано, что в российском религиозном неомодернизме приоритет отдается «групповой личности», специфика которой определяется представлениями о том, что духовные группы, создаваемые религиозно-неомодернистскими школами для совместной эволюции сознания и самосовершенствования, обладают «групповым Я». Выделены три основных типа «групповой личности»: «астральный», «ментальный» и «астрально-ментальный».

- Выявлено, что основополагающей идеей российского религиозного неомодернизма является идея «группового сознания». Показано, что осознание общности своего бытия с бытием целого — духовной группой школы, в более широком смысле - со всей школой религиозно-неомодернистского характера, а в пределе — со всем человечеством является главным требованием обретения «группового сознания».

Теоретико-методологическая база. В качестве основного метода анализа образа человека в религиозном неомодернизме применяется метод философской компаративистики, позволяющий провести исследование данного феномена по вертикальному (внутренняя динамика) и горизонтальному (как взгляд «снаружи») срезам. Этот метод позволяет применять для исследования как общенаучные методы (сравнение, аналогия, системный подход, принцип историзма, объективности и всесторонности), так и эмпирические методы для анализа материалов публичных выступлений адептов религиозного неомодернизма, информации телевизионных передач об их деятельности в России, интернет-ресурсов, полевых записей автора и материалов интервью.

В осмыслении религиозно-неомодернистских представлений о человеке также были использованы феноменологический и герменевтический методы.

Источниковую базу исследования составили тексты представителей религиозного неомодернизма (книги и трактаты Аоураны, Е. Аноповой, Е. Блаватской, А. Безант, А. Бейли, Е. Вселенского, Г. Гурджиева, Ф. Капры, А. Клизовского, Д. Кришнамурти, Ч. Ледбитера, Е. Марченко, Махариши Махеш Йоги, М. Мерфи, Э. и М. Профетов, Рам Дасса, Л. Резник, Е.И. Рерих, П. Синнетта, Д. Спенглера, П. Успенского, М. Ферпосон, Р. Штайнера1).

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть полезны для дальнейшей разработки вопросов, связанных с изучением новых религиозных движений, а также использованы в учебном процессе при чтении курсов лекций по

1 См.: Аоурана. Основы Универсального Учения Новой Эпохи. Пенза, 2004; Анопова Е Третий Луч — путь к новой Эре. Духовная миссия России. М., 2001; она же. Стучащемуся, да откроется. М., 2001; Блаватская Е.П. Голос безмолвия, семь врат, два пути (из сокровенных индусских писаний). Киев, 1991; она же. Разоблаченная Изида: В 2 т. М., 1992; она же. Тайная доктрина: В 2 т. М., 1991; Безант А. Древняя мудрость. М., 1992; она же. Эволюция жизни. Самара, 1993; она же. Эзотерическое христианство. M., 1991; Бейли A.A. Посвящение человеческое и солнечное. М., 1993; она же. Проблемы человечества. М., 2002; она же. Сознание атома. М., 1994; она же. От Вифлеема до Голгофы. М., 2001; Вселенский E.H. Человек - Бессмертная Сверхсущность со сверхсложной гиперфокальной структурой сознания. М. 2004; Гурджиев Г.И. Беседы с учениками. Киев, 1992; он же. Вестник грядущего добра. М., 2002; Capra F. The Turning Point: Science, Society, and the Rising Culture. N.Y., 1982; Клизовский A. Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т. Рига, 1991; Кришнамурти Дж. Свобода от известного. Киев, 1991; он же. Причастие или интеллект любви. СПб., 2004; Ледбитер. Учителя и путь. М., 1997; Марченко Е.Д. В русле времени, в режиме пространства. М., 1998; Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите. СПб., 1996; он же. Наука Бытия и Искусства Жития. Трансцендентальная медитация. М., 2000; Murphy M. The Future of the Body. Los Angeles, 1992; Профет M., Профет Э. Владыки семи лучей. М., 2000; они же. Фиолетовое пламя для исцеления тела, ума и души. М., 1997; Рам Дасс. Зерно на мельницу. Киев, 1993; Резник Л. Откровение Мистерии. О паре. М., 1999; она же. Групповое посвящение. М., 2009; Мозаика Агни йоги. В 2 кн. Тбилиси, 1990; Письма Е. Рерих, 1932-1955. Новосибирск, 1993; Синнетт А.П. Эзотерический буддизм. M., 1992; он же. Оккультный мир. М., 2000; Spangler D. Emergence: The Rebirth of the Sacred. Dell, N.Y. 1984; Успенский П. Новая модель Вселенной. M., 2006; Ferguson M. The Aquarian Conspiracy: Personal and Social Transformation in the 1980s. Los Angeles, 1980; Штайнер P. Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997; он же. Путь к посвящению или как достигнуть познания высших миров. М., 1991. религиоведению, религиозной антропологии, при разработке ряда спецкурсов по проблематике новых религиозных движений.

Апробация исследования. Результаты исследования по теме диссертации были представлены в сообщении на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005 г.). Основные идеи и результаты исследования излагались в курсе «Философия» (Московский государственный вечерний металлургический институт), в 7 опубликованных работах автора общим объемом более 4 печатных листов, из них в соавторстве - 1 работа (2,2 п.л.). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре государственно-конфессиональных отношений РАГС и кафедре философии и гуманитарных наук Московского государственного Вечернего Металлургического института.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», Гончарова, Софья Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что религиозный неомодернизм, представляет собой радикальную тенденцию в развитии идеологии религиозного модернизма, которая провозглашает качественно новое понимание религии, выраженное в признании исходной общей основы всех религиозных систем и новой мировой религии -универсализма, включающей в себя религию, науку и философию.

В результате изучения религиозного неомодернизма было показано, что данный феномен продолжил тенденции религиозного модернизма к преодолению межконфессиональных границ, сближению и объединению пограничных, смежных с религией областей знания, ухода от ориентации на потусторонний мир, к антропологизации, усилению внимания к проблеме нравственного самосовершенствования человека, преобразованию окружающей действительности посредством самосовершенствования. Главное отличие религиозного неомодернизма от модернизма заключается в понимании характера и степени интеграционных процессов в религиозной сфере (развитие религиозного модернизма не выходит за рамки традиционных религий, в то время как религиозный неомодернизм, представленный различными версиями эзотерических религий, наоборот, стремится не преобразовать, а растворить их во всепоглощающем синтезе всех религиозных систем и других видов знания).

Анализ антропологических концепций в религиозном неомодернизме выявил антропокосмический исходный мировоззренческий принцип образа человека в данном феномене. В рамках данного принципа была показана сущность и строение человека. Человек как микрокосмос, существующий в макрокосмосе, представляет собой божественную сущность, опустившуюся в материальный мир. Его задача — достичь высокого уровня развития посредством приобщения к высшему знанию (эволюционное преображение человека), при котором дух человека преодолеет материю и воссоединится с Абсолютом. В исследовании было показано, что различные концепции религиозного неомодернизма при описании микрокосмической природы человека предлагают варианты многомерной (семиричной) структуры человека. При этом если в ранних религиозно-неомодернистских концепциях (Е. Блаватская, П. Синнетт, Р. Штайнер и др.) подчеркивается необходимость разграничения между телесным, душевным (психическим) и духовным, то в более поздних концепциях (М. Мерфи, М. Фергюсон и др.), они практически отождествляются.

В результате проведенного исследования было показано, что в российском религиозном неомодернизме антропокосмическая концепция личности выстраивается на основе определенной иерархии типов людей, в соответствии с их духовными качествами (астральный, астрально-ментальный и ментальный образ человека), в которой особое место занимает новый, «ментальный» человек, качественно превосходящий по уровню развития сознания «обычных» людей и успех которого зависит от его самосовершенствования в рамках различных организационных структур религиозно-неомодернистского характера.

В ходе исследования антропокосмической концепции человека в религиозном неомодернизме было установлено, что в данном феномене провозглашается образ «человека эзотерического», представляющего собой итог всех внутренних трансформаций и изменений сознания индивида, обусловленных его вхождением в сферу альтернативной (эзотерической) реальности. Ориентация не на потусторонний, а на иномерный мир обусловила тенденцию религиозного неомодернизма к формированию эклектичного набора техник самосовершенствования, нашедших воплощение на втором и третьем этапе развития религиозного неомодернизма - мистерий, индивидуальных и коллективных медитаций и других способов, в своей совокупности рассчитанных на удовлетворение самых разных вкусов современного человека массовой культуры

Рассмотрение представлений о человеке в российском религиозном неомодернизме показало, что главной задачей религиозных неомодернистов является обретение «группового сознания», открывающего путь к спасению как человека, так и всего человечества. «Групповое сознание» ориентировано на коллективистские ценности (преображение индивида через участие в коллективных, совместных действиях религиозно-неомоденистских групп), а также связано с идеями об особой духовной миссии российского народа и России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гончарова, Софья Владимировна, 2011 год

1. Аблеев С.Р. Онтология сознания в философской традиции антропокосмизма: теоретический анализ и системная реконструкция. Дисс. . д.филос.н. Киров, 2010.

2. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. СПб., 1997.

3. Али Абд ар-Разик. Проблема Халифата // Отечественные записки. М., 2003. №5.

4. Амин Касим. Новая женщина. СПб., 1912.

5. Анисин А.Л. Истоки и судьба идеи соборности в России. Тюмень, 2005.

6. Анопова Е. Стучащемуся, да откроется. М., 2001.

7. Анопова Е. Третий Луч путь к новой Эре. Духовная миссия России. М., 2001.

8. Антее П. Христианство // Религии современности. История и вера. М., 2001.

9. Аоурана. Основы Универсального Учения Новой Эпохи. Пенза, 2004.

10. Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002.

11. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. М., 2002.

12. Балагушкин Е.Г. Эзотерика в новых религиозных движениях // Дискурсы эзотерики. Философский анализ. М. 2001.

13. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997.

14. Барт К. Послание к римлянам. М., 2005.

15. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

16. Батай Ж. Теория религии. Литература и зло. М., 2000.

17. Бачинин В. Сорок три тезиса на пути от классики к постмодерну // Традиции и новации в современных философских дискурсах. Материалы круглого стола 8 июня 2001г. СПб., 2001.

18. Безант А. Древняя мудрость. М., 1992.

19. Безант А. Эволюция жизни. Самара, 1993.

20. Безант А. Эзотерическое христианство. М., 1991.

21. Бейли А. От Вифлеема до Голгофы. М., 2001.

22. Бейли A.A. Посвящение человеческое и солнечное. М., 1993.

23. Бейли A.A. Проблемы человечества. М., 2002.

24. Бейли A.A. Сознание атома. М., 1994.

25. Бейли A.A. Ученичество в новом веке. Т. 1. М., 2008.

26. Белл Д. Культурные противоречия капитализма. (Фрагмент из книги) // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М., 1990.

27. Бергер. П. Повседневная жизнь и религиозный опыт // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

28. Бердяев Н. Теософия и антропософия в России // Типы религиозной мысли в России. Собр. Соч. Т.З. Париж. 1989.

29. Бердяев Н. Философия свободного духа. М., 1994.

30. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

31. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности // Избранные труды. М., 1999.

32. Бердяев H.A. Проблема человека (К построению христианской антропологии) // Путь, 1936. № 50.

33. Бердяев H.A. Самопознание. Л., 1991.

34. Бердяев H.A. Смысл творчества: опыт оправдания человека. М., 2007

35. Блаватская Е.П. Голос безмолвия, семь врат, два пути (из сокровенных индусских писаний). Киев, 1991.

36. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида: В 2 т. М., 1992.

37. Блаватская Е.П. Тайная доктрина: В 2 т. М., 1991.

38. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.

39. Большая Российская энциклопедия. М., 2000.

40. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. М., 1994.

41. Бонхёффер Д. Хождение вслед. М., 2002.

42. Брыных М. Постмодернизм как неосознанная общественная практика. Ч.З. Интернет-публикация: http://nethope.myl.ru-news-postmodemizm-kak-neosoznannaja-obshhestvennaja-praktika-2010-07-16

43. Булгаков С.Н. Первообраз и образ: Соч. в 2 т. М., 1999.

44. Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. М. 1993.

45. Валиева Б.С. Особенности модернизации семейно-правовых норм шариата в современных условиях (по материалам стран зарубежного Востока). Дисс. канд. филос. наук. Ташкент, 1988.

46. Ваторопин A.C. Социальный модернизм и постмодернизм в религиозной сфере современного общества: социологический анализ. Дисс. д.соц.наук. Екатеринбург, 2002.

47. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

48. Велып В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. № 1.

49. Волченко В.Н. Целостное миропонимание и экоэтика XXI года: наука философия - религия. М., 2000.

50. Воронкова JI.H. Критика теологических концепций секуляризации: (Эволюция американского протестантизма). М., 1987.

51. Вселенский E.H. Человек — Бессмертная Сверхсущность со сверхсложной гиперфокальной структурой сознания. М. 2004.

52. Гараджа В.И. Кризис религии и католического модернизма. М., 1969.

53. Гараджа В.И. Критика новых течений в протестантской теологии. М., 1991.

54. Гараджа В.И. Протестантская концепция человека // Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986.

55. Гараджа В.И. Протестантские мыслители новейшего времени // От Лютера до Вайцзеккера. М., 1994.

56. Гараджа. Религиоведение. М., 1995.

57. Гарнак А. Сущность христианства. М., 2001.

58. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2-х т. М., 1976.

59. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

60. Гиндилис Л.М. Проблема сверхнаучного знания // Новая эпоха: Мир огненный. 1999. № 1-2;

61. Горичева Т.М. Православие и постмодернизм. Л., 1991.

62. Григорьева Л.И. Религии «Нового века» в современной России: социально-философский анализ. М., 2000.

63. Гурджиев Г.И. Беседы с учениками. Киев, 1992.

64. Гурджиев Г.И. Вестник грядущего добра. М., 2002.

65. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? Ереван, 1989.

66. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М., 1985.

67. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2000.

68. Декарт Р. Соч.: В 2 т. М. 1989.

69. Деменчонок Э.В. Человек и его мир в теологии освобождения // Проблема человека в современной религиозной и мистической литературе. М., 1988.

70. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

71. Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты. М., 1980.

72. Дюпрель К. Загадочность человеческого существа. М., 1990.

73. Журавский А. Религиозная традиция в условиях кризиса секуляризма // Континент, 2004. № 120.

74. Задорожнюк И. Антропологические основы современного мистицизма // Проблема человека в современной религиозной и мистической литературе. М., 1988.

75. Задорожнюк И.Е. Гражданская религия в США: социально-философский анализ. Дисс. . д.ф.н. М., 2008.

76. Заковоротная М.К. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д, 1999.

77. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. М., 2000.

78. Затонский Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения // Интернет-публикация: http:// www.agama.ru/journals/inostran/№2/zatonsc.htm.

79. Ильин И.П. Постструктурализм и диалог культур. М., 1989.

80. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М. 1996.

81. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.

82. Исаев С.А. Теология смерти (Очерки протестантского модернизма). М., 1991.

83. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э.Циолковского на рубеже XXI века / Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. Калуга, 2001.

84. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: В 6 т., М., 1965.

85. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006.

86. Кантеров И .Я. Последователи «Ныо Эйдж» не нашли своего место в церкви. Ватикан опасается новых религиозных движений // НГ-Религии. №4 (134). 3 марта 2004 г.

87. Кара-Мурза А., Панарин А., Пантин И. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Полис. 1995. №4.

88. Каримский A.M. Модернизм и традиционализм в американском протестантизме 70-х годов // Философия. Религия. Культура. Критический анализ современной буржуазной философии. Сб. статей. М., 1982.

89. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1998.

90. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т. Рига, 1991.

91. Козловски П. Культура постмодерна. Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997.

92. Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995. № 10.

93. Копылов Г.Г. Эзотерика, наука, экстрасенсорика // Дискурсы эзотерики. Философский анализ. М., 2001.

94. Коркунова О.В. Проблема духовного в философской антропологии. Екатеринбург, 2006.

95. Коркунова О.В. Универсалии бытия человека в мире (анализ теософской антропологии). Екатеринбург, 2003.

96. Корнев В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1998.

97. Кравченко В.В. Мистицизм в русской философской мысли XIX-начала XX веков. М., 1997.

98. Кривченок В.З. Словарь эзотерических терминов. СПб., 1992.

99. Кришнамурти Дж. Свобода от известного. Киев, 1991.

100. Кузмицкас Б. Ю. Философские концепции католического модернизма. Вильнюс, 1982.

101. Курочкин П. К. Эволюция современного русского православия. М., 1971.

102. Кучеренко В.А. Учение о человеке Г.И. Гурджиева в контексте духовных исканий современности: Дисс. . канд.филос.наук. Ростов н/Д, 2005.

103. Кюнг Г. Религия на переломе времен (Тринадцать тезисов) // Мировое древо. М., 1993. Вып. 2.

104. Кюнг X. Религия не переломе эпох // Иностранная литература. 1990. № 11.

105. Лавров П.Л. Избр. соч. Т. 2. М., 1934.

106. Лагунов A.A. Русская религиозная философия в контексте социальных реалий современного мира: Автореф. дисс. . д.филос.н. Ставрополь, 2007.

107. Легойда В.Р. «Гражданская религия» в США: генезис и основные характеристики // Государство. Церковь. Религия. В России и за рубежом. 1999. №4.

108. Легойда В.Р. Гражданская религия: pro et contra // Религия и СМИ. 24 января 2003. Постоянный адрес публикации: http://www.religare.ru-articlel555.htm.

109. Ледбитер. Учителя и путь. М., 1997.

110. Леруа Э. Догмат и критика. М., 1915.

111. Лобазова О.Ф. Религиоведение. Ростов н/Д, 2004.

112. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

113. Лосский Н.О. Богословие и боговидение. М., 2000.

114. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.: В 50 т. М., 1955.

115. Марченко Е.Д. В русле времени, в режиме пространства. М., 1998.

116. Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите. СПб., 1996.

117. Махариши Махеш Йоги. Наука Бытия и Исскуства Жития. Трансцендентальная медитация. М., 2000.

118. Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М., 1991.

119. Мерфи М. Будущее тела. Исследование дальнейшей эволюции человека. М., 2009.

120. Мирская JI.A. Эзотерическая философия: от герметизма к теософии. Мистический опыт и оккультные теории. Ростов-н/Д, 2002.

121. Мозаика Агни йоги: В 2-х кн. Тбилиси, 1990.

122. Моисеева А.П. Идейные истоки модернизма современного православия. Томск, 1984.

123. Мольтман Ю. Наука и мудрость: к диалогу естественных наук и богословия. М., 2005.

124. Мольтман Ю. Теология надежды. // Вопросы философии. 1990. № 9.

125. Мочалов JI. Раннее Евангелие постмодернизма. // Нева. 1994. №4.

126. Мчедлов М Католицизм. М., 1970.

127. Мчедлов М. Эволюция современного католицизма. М., 1967.

128. Несмелов В.И. Наука о человеке: В 2 тт. СПб, 2000.

129. Никонов К.И. Всемирный совет церквей // Религиоведение: словарь / Е.С. Элбакян. М., 2007.

130. Новиков A.A. Концепция нового человека в учении живой этики: Дисс. канд. филос. наук. М., 2006.

131. Новиков М.П. Современный религиозный модернизм. М., 1973.

132. Ожиганова A.A., Филиппов Ю.В. Новая религиозность в современной России. М., 2006.

133. Ольшанский Д.А. Историко-философские проблемы определения модернизма // Credo new, 2003. № 1.

134. Отражение. Центр творческого развития «Алее». М., 2000.

135. Пазилова В.П. Современна ли «жрица Изиды» (о Е.П. Блаватской). М., 1991.

136. Пахомов C.B. Специфика эзотерического знания // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия: Сб. материалов. СПб., 2008.

137. Письма Е. Рерих, 1932-1955. Новосибирск, 1993.

138. Плеснер Г. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

139. Прилуцкий A.M. Семиотическое пространство религиозного дискурса как предмет религиоведческого исследования: Автореф. дисс. . д.филос.н. СПб., 2008.

140. Профет М., Профет Э. Владыки семи лучей. М., 2000.

141. Профет М., Профет Э. Фиолетовое пламя для исцеления тела, ума и души. М., 1997.

142. Радугин A.A., Овсиенко Ф.Г. Новые тенденции в католической теологии и философии. М., 1977.

143. Рам Дасс. Зерно на мельницу. Киев, 1993.

144. Рассадина Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социологические исследования. 2006. №9.

145. Резник JI. Групповое посвящение. М., 2009.

146. Резник Л. Откровение Мистерии. О паре. М., 1999.

147. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / отв. ред. и сост. С.Б. Филатов. М., 2002.

148. Рерих Н.К. Синтез / Листы дневника: В 3 т. М., 2000.

149. Розанов В.В. Метафизика христианства. М., 2001.

150. Розин В.М. Путешествие в страну эзотерической реальности. Избранные эзотерические идеи. М. 1998.

151. Розин В.М. Эзотеризм как форма индивидуальной и социальной жизни // Дискурсы эзотерики. Философский анализ. М., 2001.

152. Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху "Постмодерна" глазами христианского публициста// Вопросы философии. 1991. № 5.

153. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Трактаты. М., 1969.

154. Рыжов Ю. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. М., 2006.

155. Самохина Н.Е. Философское учение Агни Йоги: космос, человек, сознание (историко-философский анализ): Дисс. . д.филос.н. М., 2008.

156. Сарабьянов Д. Стиль модерн. М., 1991.

157. Семенюк C.B. Трансформация науки и религии в культуре постмодерна. Дисс. . к.филос.н. Ростов н/Д, 2003.

158. Силичев Д.А. Постмодернизм: экономика, политика, культура. Учебное пособие. М., 1998.

159. Синнетт А.П. Оккультный мир. М., 2000.

160. Синнетт А.П. Эзотерический буддизм. М., 1992.

161. Сковорода Г. С. Собр. соч.: В 2 т., М., 1973.

162. Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996.

163. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В. Соч.: В 2 т. М., 1989.

164. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957.

165. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб., 2000.

166. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

167. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995.

168. Тиллих П. Систематическое богословие. СПб., 1998.

169. Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий // Избранное. М., 1995.

170. Ткачева A.A. Индуистские мистические организации и диалог культур. М., 1989.

171. Торбург М.Р. Постмодернистская критика христианской метафизики (Ж. Делёз) // Религиоведение. 2001. № 2.

172. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2000.

173. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.

174. Успенский П. Новая модель Вселенной. М., 2006.

175. Фаликов Б.З. Культы и культура: от Елены Блаватской до Рона Хаббарда. М., 2007.

176. Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994.

177. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.

178. Фейербах JI. Избранные философские произведения. Т. 1,2 М., 1955.

179. Фесенкова JI.B. Русские религиозные мыслители о теософии // Человек, космос, эволюция. Традиции русской религиозной философии и современность. М., 1992.

180. Фесенкова JI.B. Теософия сегодня // Дискурсы эзотерики. Философский анализ. М., 2001.

181. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

182. Фуко М. Слова и вещи: Археология знания. СПб., 1994.

183. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке. Киев, 1974.

184. Хомяков A.C. Соч.: В 2 т. М., 1999.

185. Хоружий С.С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Хоружий С.С. Современные проблемы православного миросозерцания. М., 2002.

186. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3-х т. М., 1995.

187. Христос и культура. Избранные труды Ричарда и Райнхолда Нибура. М. 1996.

188. Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М., 2002.

189. Целикова В.В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе // Журнал практического психолога. М., 1997. № 1.

190. Цунский А. Иван Иванович Охлобыстин, православный постмодернист // Интернет-публикация: http://gazeta.msk.ru-interview-02-03 -1999-ohlob.htm.

191. Шапошников Л.Е. Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли XIX — XXI веков, СПб., 2006.

192. Шейнман М. Модернизм и модернизация в католицизме // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т.2. Л., 1958.

193. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

194. Шичанина Ю.В. Феномен иномерности в современной культуре. Ростов н/Д, 2004.

195. Школьникова М.А. Встреча религий: три подхода персоналистической философии к буддизму // Путь Востока. Универсализм и партикуляризм в культуре. СПб., 2005.

196. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи. СПб., 1994.

197. Штайнер Р. Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997.

198. Штайнер Р. Путь к посвящению или как достигнуть познания высших миров. М., 1991.

199. Штейнер Р. Искупление разума: От спиритуальной философии и новейшего естествознания к современной науке о духе. СПб., 2004.

200. Шюре Э. Великие посвященные: очерк эзотеризма религий. Калуга, 1914 (репринт: М., 1990).

201. Эко У. Заметки на полях "Имени розы".// Эко У. Имя Розы. СПб., 1999.

202. Юнг К.Г. Архетип и символ. М. 1991.

203. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М. 1994.

204. Юркевич А.Г. «Эзотеризм» как социально-культурный феномен // Дискурсы эзотерики. Философский анализ. М., 2001.

205. Baecker D. (Hrsg.). Kapitalismus als Religion. Berlin, 2004.

206. Bell D. Resolving the contradiction of modernity and modernism // Society. N.Y., 1990. Vol.27, № 3, 4.

207. Bellah R. Civil Religion in America Daedalus. 1967. №1.

208. Bellah R. The Broken Covenant. American Civil Religion in Time of Trial. Chicago, 1975.

209. Blondel M. Principe élémentaire d'une logique de la vie morale // Maurice Blondel: Oeuvres complètes. Paris, Volune 2., 1997.

210. Brown R. Theology in a new key: Responding to Liberation Themes. Philadelphia, 1978.

211. Capra F. The Turning Point: Science, Society, and the Rising Culture. N.Y., 1982.

212. Deleuze G. Logique du sens. Paris, 1969.

213. Ferguson M. The Aquarian Conspiracy: Personal and Social Transformation in the 1980s. Los Angeles, 1980.

214. Guenon R. Le Théosophisme, Histoire d'une pseudo-religion. Paris, 1921.

215. Gutierrez. G. A Theology of Liberation: history, politics and salvation. N.Y., 1973.

216. Le Roy E. Les origines humaines et l'évolution de l'intelligence. Paris, 1928.

217. Melton J.G. Encyclopedic Handbook of Cults in America. L., 1978.

218. Metz. Theology of the World. N.Y., 1973.

219. Moltmann J. Mensch. Christliche Anthropologie in den Konflikten der Gegenwart. Berlin, 1971.

220. Müller F. Max. Theosophy or Psychological Religion. New York, 1975.

221. Murphy M. The Future of the Body. Los Angeles, 1992.

222. Neuner P. Verlag der Weltreligionen. Der Streit um den katholischen Modernismus. Leipzig, 2009.

223. Niebuhr R. The Nature and Destiny of Man. N.Y., 1955.

224. Pannenberg W. Was ist der Mensch?: Die Anthropologie der Gegenwart im Licht der Theologie. Göttingen. 1976.

225. Pelikan Jaroslav. The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine. Chicago, 1971.

226. Rossak T. Unfinished Animal. N.Y., 1975.

227. Soelle D. Political Theology. Philadelphia, 1974.

228. Spangler D. Emergence: The Rebirth of the Sacred. Dell, N.Y. 1984.

229. Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1981.

230. ZernovN. The Russian religious renaissance of the twentieth century. New York and Evantson. 1963.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.