Оптимизация процесса музицирования подростков на фортепиано и синтезаторе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Ляпина, Мария Юрьевна

  • Ляпина, Мария Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 181
Ляпина, Мария Юрьевна. Оптимизация процесса музицирования подростков на фортепиано и синтезаторе: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2015. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ляпина, Мария Юрьевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Исторические и психолого-педагогические предпосылки обучения девочек-подростков на фортепиано и синтезаторе

1.1 Ретроспективный анализ развития кадетского образования в России. Специфика женского кадетского образования XVIII - XXI вв

1.2 Психофизиологические особенности подростков - воспитанниц кадетской школы-интерната

1.3 Сущность процесса музицирования и его оптимизация как психолого-недагогическая проблема

1.4 Особенности комплексного обучения девочек-подростков игре на фортепиано и синтезаторе

Выводы по 1-ой главе

Глава 2 Разработка и апробация содержания, технологии и методов оптимизации процесса музицирования девочек-подростков на фортепиано и синтезаторе

2.1 Содержание и технология оптимизации процесса музицирования девочек-подростков на фортепиано и синтезаторе

2.2 Педагогические условия и методы оптимизации процесса музицирования подростков

2.3 Опытно-экспериментальная апробация содержания, технологии и методов оптимизации процесса музицирования девочек-подростков на фортепиано и синтезаторе

Выводы по 2-ой главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оптимизация процесса музицирования подростков на фортепиано и синтезаторе»

Введение

Актуальность исследования. В современной социокультурной ситуации большое значение приобретает творческая направленность личности, реализуемая в деятельности, в частности, музыкально-исполнительской. Приобщение к ней в системе дополнительного образования становится важным условием полноценного развития, реализации художественно-эстетического и творческого потенциала растущего человека.

Однако система обучения игре на музыкальных инструментах в организациях дополнительного образования далеко не всегда учитывает специфику контингента и условия обучения. Характерно, что в традиционной системе зачастую применяются строгие нормативные «ходы», рассчитанные на равные способности и возможности детей. Современный взгляд на эту проблему базируется на признании и учете разной степени музыкальной одаренности и собственно инструментальной подготовки обучающихся, а это требует разработки и внедрения инновационных методов и технологий обучения

Педагогические инновации последнего времени, содержащиеся в учебных пособиях по обучению игре на музыкальных инструментах в системе дополнительного образования, безусловно способствуют обогащению художественного мира и исполнительской культуры начинающих музыкантов, развитию их творческих способностей, личности в целом. Однако и эти пособия не решают всех проблем дифференцированного обучения, его оптимизации по пути максимальной реализации многообразных потребностей и творческого потенциала личности.

В этом контексте большое значение приобретают специфика и условия обучение музыке в широко распространенных ныне закрытых учебных заведениях, в частности, кадетских корпусах и школах-интернатах. Их специфика заставляет проектировать специальные условия и средства обучения, искать инновационные

методы и технологии организации образовательного процесса. Значительную актуальность в этой связи приобретает подготовка девочек-подростков, воспитанниц кадетской школы-интерната к музицированию - в классе, под руководством педагога и самостоятельно. Это направление работы с подростками практически не разработано и требует углубленного теоретико-методического осмысления.

Особое место в настоящем исследовании занимает психолого-педагогическое наследие представителей отечественной науки (Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский и др.)

В отечественной педагогике музыкального образования вопросами исследования и применения инноваций в практике обучения игре на фортепиано посвящены работы Л.Л. Баренбойма - в его книге «Путь к музицированию» и в, созданной в соавторстве с Ф.Д. Брянской и H.H. Перуновой. В 70-90-е годы идеи этих авторов получили дальнейшее развитие в трудах представителей фортепианной педагогики: Л.М. Борухзон, Ф.Д. Брянской, Л.Л. Волчек, Л.Е. Гаккеля, Л.М. Гусейновой, С.С. Ляховицкой, С.М. Мальцева, Т.Б. Юдовиной-Гальпериной и др. Большое значение приобрели прогрессивные педагогические концепции второй половины XX века А.Д. Артоболевской, М.М. Белянчика, Л.В. Виноградова, И.Т. Назарова, В.Г. Ражникова, Г.М. Цыпина. Их работы основаны на новых методологических, теоретических и методических подходах к музыкальному образованию, в них содержатся глубокие теоретико-педагогические выкладки и опытно-экспериментальные данные, характеризующие содержание и методы работы с учащимися на разных этапах обучения; модели отношений между исполнителем и музыкальным произведением, учеником и педагогом. Внедрение инновационных методик, формирование актуального педагогического репертуара нашли свое отражение в достаточно многочисленных и разнообразных учебных пособиях последних десятилетий: Б.Л. Березовского, A.II. Борзенкова и Е.Г. Сухоцкой; Ф.Д.

Брянской; О.П. Булаевой и O.A. Геталовой; O.A. Геталовой и И.В. Визной; Л.П. Криштоп и С.П. Баневича; О.С. Сотниковой.

Проблему организации самостоятельной работы над музыкальным произведением затрагивали такие выдающиеся исполнители и педагоги, как А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, М.Н. Баринова, Й.К. Гофман, А.И. Дюбюк, Г.М. Коган, Б.Л. Кременштейн, М.Н. Курбатов, Н.К. Метнер, Я.И. Мильштейн, Г.Г. Нейгауз, Н.Е. Перельман, С.И. Савшинский, Т.М. Уралова, С.Е. Фейнберг, Г.М. Цыпин, А.П. Щапов и др.

Проблеме музыкального образования в женских институтах и кадетских корпусах России посвящены фундаментальные и глубоко содержательные работы В.И. Адищева; на материале данных, полученных в подобных учебных заведениях, выполнена кандидатская диссертация Т.И. Бондаренко.

Говоря о музицировании на синтезаторе стоит отметить, что данный инструмент получил довольно обширное распространение, а проблема его освоения привлекает пристальное внимание российских исследователей уже около 20-ти лет. Появился ряд специализированных учебно-методических пособий (С.С. Бажов, ПЛ. Живайкин, H.H. Телышева, И.Г. Шавкунов и др.), а также множество научных трудов, среди которых стоит обратить внимание на уникальное педагогическое наследие И.М. Красильникова, который является основоположником идей электронного музыкального творчества и широкого внедрения синтезатора в практику музыкального образования школьников.

Многообразная проблематика, связанная с оптимизацией музыкального образования в современных условиях, отражена в педагогических диссертациях последнего десятилетия A.C. Базикова, Н.В. Белоусовой, О.В. Мартыновой, М.В. Попова и др. При этом проблема оптимизации процесса музицирования подростков на двух инструментах — фортепиано и синтезаторе — остается явно недостаточно разработанной как на теоретическом, так и на методическом уровнях. Проведенный

анализ специализированной литературы показал, что вопросы одновременного освоения двух инструментов, в нашем случае фортепиано и синтезатора, в рамках указанных учебных заведений (кадетских корпусов, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования) остаются не до конца изученными и проблематичными вплоть до настоящего времени.

В связи с этим возникают противоречия: между потребностью девочек-подростков в творческой самореализации в процессе музицирования, необходимостью расширения его масштабов, демократизации содержания и методов и отсутствием соответствующей теоретико-методической базы для оптимизации этого процесса; между стремлением воспитанниц к активному музицированию на фортепиано и синтезаторе и чрезмерной сложностью и формализацией инструментария, сложившегося в традиционной системе дополнительного образования и не пригодного для кадетских школ-интернатов, где уровень исполнительской подготовки воспитанниц существенно ниже.

Данные противоречия и необходимость поиска путей их разрешения определили проблему исследования, которая заключается в разработке содержания, технологии и методов, а также педагогических условий оптимизации процесса музицирования подростков, и его тему: «Оптимизация процесса музицирования подростков на фортепиано и синтезаторе».

Объект исследования - процесс музицирования подростков.

Предмет — оптимизация процесса музицирования подростков на фортепиано и синтезаторе.

Цель - теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогические условия, содержание, технологию и методы оптимизации процесса музицирования подростков на фортепиано и синтезаторе.

Гипотеза исследования: оптимизация процесса музицирования воспитанниц кадетской школы-интерната будет достигнута, если:

- будут учтены целеполагание, а также специфические условия проживания и обучения подростков в закрытом образовательном учреждении;

- организация музыкальной деятельности девочек-подростков будет построена на принципе полиинструментальности;

- будет разработан и апробирован соответствующий педагогический инструментарий, способствующий оптимизации процесса музицирования подростков на фортепиано и синтезаторе.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы, в исследовании поставлены следующие задачи:

1) Выявить роль музыкального образования и сущность музицирования девочек-подростков в условиях кадетской школы-интерната.

2) Раскрыть психолого-педагогические основы оптимизации процесса музицирования девочек-подростков на фортепиано и синтезаторе.

3) Разработать и апробировать содержание, технологию и методы, а также педагогические условия оптимизации процесса музицирования подростков-воспитанниц кадетской школы-интерната на фортепиано и синтезаторе.

Теоретико-методологической основой исследования стали: взгляды философов XX века на творческую деятельность и ее место в жизни человека и общества (H.A. Бердяев, В.И. Вернадский); исследования психологов, раскрывающие психофизиологические особенности подростков (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин); теория оптимизации обучения на современном этане развития (Ю.К. Бабанский, И.П. Огородников, М.М. Поташник и др.); концептуальные идеи музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Б.В. Асафьев, Е.А. Бодина, Д.К. Кабалевский, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр, Б.Л. Яворский и др.); работы отечественных педагогов-музыкантов,

освещающие особенности проведения занятий в музыкально-исполнительских классах (Л.Д. Алексеев, ЛА. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, А.П. Щапов, М.В. Юдина); теоретико-методические положения педагогов-пианистов (Г.М. Коган, А. Корто, С.Е. Фейнберг, А. Шнабель); теория звукорежиссерской деятельности (П. Быоик, П.К. Кондрашин, Б.Я. Меерзон и др.); взгляды в области музыкальной психологии и психологии искусства в общем (Л.Л. Бочкарев, В.И. Петруипш, В.Г. Ражников, Ю.А. Цагарелли); научная и учебно-методическая литература но развитию музыкального электронно-исполнительского творчества (С.С. Бажов, П.Л. Живайкин, И.М. Красильников, II.II. Телышева, И.Г. Шавкунов).

Методы исследования. Изучение и анализ философской, эстетической, педагогической, психологической и музыковедческой литературы по теме исследования; осмысление и обобщение музыкально-выразительных возможностей клавишного синтезатора, а также различных форм музыкально-творческой деятельности: сочинения, исполнения, импровизации, подбора по слуху, чтения с листа и т.д. в собственной творческой практике; педагогическое наблюдение и анализ результатов музыкально-творческой деятельности обучающихся; тестирование и устный опрос; опытно-экспериментальная работа, анализ и обобщение ее результатов.

База исследования. Основная работа по разработке и апробации концепции исследования проходила в Государственном бюджетном образовательном учреждении кадетской школе-интернате №9 «Московский пансион государственных воспитанниц», а также в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Железнодорожный. Эта работа осуществлялась в течение семи лет (2007-2014 гг.) и была направлена на оптимизацию процесса музицирования подростков на фортепиано и синтезаторе (10 учащихся составили экспериментальную группу, 10 -

контрольную). Всего в опытно-экспериментальной работе было задействовано 85 учащихся и 20 педагогов дополнительного образования.

Этапы исследования.

На первом этапе (2007 - 2009 гг.) проводился теоретический анализ проблемы исследования, знакомство с эффективным педагогическим опытом, изучалась специальная литература, диссертационные исследования. Формулировались исходные теоретические позиции, разрабатывался понятийный аппарат исследования, анализировался и обобщался передовой опыт преподавания фортепиано и синтезатора в системе дополнительного образования.

На втором этапе (2009 — 2013 гг.) были определены задачи оптимизации процесса музицирования, разработаны педагогические условия, содержание, технология и методы, способствующие оптимизации в практике работы с воспитанницами кадетской школы-интерната. Осуществлена апробация авторской гипотезы с целью ее подтверждения или опровержения в ходе опытно-экспериментальной работы.

На третьем этапе (2013 — 2014 гг.) осуществлялось обобщение результатов проведенного исследования, статистическая обработка полученных данных, уточнение теоретических положений и выводов, литературное оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования:

- доказана целесообразность оптимизации процесса музицирования девочек-подростков на полиинструментальной основе, как с педагогом (на уроке), так и самостоятельно («для себя»);

- сформулировано научно-теоретическое положение о том, что оптимизация процесса музицирования подростков на синтезаторе реализуется как инновационная технология двустороннего перевода фактуры фортепианного произведения в адаптированный вариант для синтезатора и наоборот, что стимулирует мотивацию

обучающихся, веру в собственные силы и возможность освоения двух инструментов;

- теоретически обоснованы и разработаны специальные методы оптимизации музицирования на фортепиано и синтезаторе: разработка «интерпретаторской гипотезы»; перенос адаптированного варианта с одного инструмента на другой; доведение адаптированного варианта до высокого качественного уровня исполнения на одном из инструментов; самоэкснертиза и самооценка; закрепление достигнутого исполнительского уровня в процессе повторного исполнения и последующего самостоятельного музицирования;

- раскрыты педагогические условия оптимизации процесса музицирования подростков на фортепиано и синтезаторе: стимулирование потребности и позитивного настроя на процесс музицирования; вооружение обучающихся умениями упрощать и незначительно изменять текст произведения для большей доступности его исполнения; создание на уроке ситуации самостоятельной адаптации подростками музыкального произведения (или его фрагмента); настрой на позитивную оценку результатов музицирования и осознание его личностной значимости для обучающихся;

- выявлены критерии оптимизации процесса музицирования подростков: стремление к личностной самореализации в музыке; наличие собственной «интерпретаторской гипотезы»; поиск адекватных средств комплексной реализации «интерпретаторской гипотезы» на двух инструментах; потребность в позитивной мотивации и продолжении музицирования на двух инструментах.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен определенный вклад в теорию и методику музыкального обучения и воспитания: уточнены основные характеристики процесса музицирования на полиинструментальной основе (фортепиано и синтезаторе); определены его алгоритм и механизмы; предложен педагогически целесообразный подход к его

структурированию, учитывающий уровень подготовки и специфику инструментального обучения воспитанниц кадетской школы-интерната; дана авторская интерпретация и разработаны определения опорных понятий исследования: «музицирование», «оптимизация процесса музицирования», «интерпретаторская гипотеза»; уточнены и дополнены приемы адаптации текста произведения в процессе музицирования: упрощение, варьирование, дополнение, эскизное и фрагментарное исполнение; применен инновационный метод «интеллект-карты», способствующий осмыслению многообразных возможностей и упорядочению процесса музицирования подростков.

Практическая значимость.

Материалы исследования могут в дальнейшем применяться в системе общего и дополнительного музыкального образования, так как в них решаются конкретные задачи музицирования определенными подходами с учетом возрастных особенностей и музыкальных данных и уровня музыкальной подготовки обучаемых. В частности, рекомендуется применение в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, кадетских корпусах и школах-интернатах, а также в студиях эстетического воспитания, музыкальных кружках, не исключая при этом обучение взрослых и просто любителей музыки.

Результаты исследования также могут способствовать углублению содержания ряда вузовских учебных курсов, таких как «Теория музыкального образования», «Технологии и методики музыкального образования», «Педагогика инструментального исполнительства» и др. При этом они могут быть использованы в разработке инновационных учебных курсов для педагогов-музыкантов, деятельность которых связана с применением компьютерных технологий и электронного инструментария, созданием специальных программ и методик практической работы с учащимися на уроках и во внеурочное время.

Достоверность исследования обусловлена его методологической базой; комплексным применением методов, адекватных цели, предмету и задачам исследования; системностью решения проблемы и сопоставлением данных, полученных различными методами; достаточным опытом работы автора в качестве педагога дополнительного образования в кадетской школе-интернате; положительными результатами внедрения разработанной методики для оптимизации процесса музицирования подростков-воспитанниц кадетской школы-интерната на полиинструментальной основе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в практической деятельности педагога дополнительного образования в ГБОУ кадетской школе-интернате №9 «Московский пансион государственных воспитанниц», а также в качестве преподавателя фортепиано и синтезатора в МБОУ ДОД ДШИ г. Железнодорожный. Основные положения и выводы диссертации отражены в выступлениях автора на научно-практических конференциях, методических семинарах педагогов дополнительного образования, в процессе обсуждения на кафедре музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства музыкального отделения института культуры и искусств ГБОУ ВО МГПУ. Апробация также нашла свое отражение в соответствующих печатных работах - публикациях в межвузовских сборниках, научно-методических журналах и рецензируемых изданиях ВАК при Минобрнауки России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музицирование — эго мотивированная практическая музыкально-исполнительская деятельность, обусловленная потребностью творческого самовыражения и самореализации личности в доступной форме — под руководством педагога и без него. Процесс музицирования может быть творческим в разной степени — от посильного озвучивания нотного текста и его адаптации, связанной с

минимизацией технических трудностей, до исполнительской интерпретации. Музицирование требует специальных исполнительских навыков, приобретению которых способствует обучение на двух родственных клавишных инструментах — фортепиано и синтезаторе.

2. Особенностью музицирования па двух инструментах является движение от авторского варианта фортепианного произведения, его эскизного или фрагментарного исполнения к адаптированному варианту для синтезатора. Творческий характер музицирования предполагает возможность целенаправленной музыкальной деятельности и в обратном направлении: от адаптированного варианта для синтезатора - к исполнению оригинального (или незначительно измененного) композиторского текста на фортепиано. Адаптация текста стимулирует мотивацию обучающихся, веру в собственные силы и возможности музицировать на фортепиано и синтезаторе.

3. Оптимизация музицирования подростков, основанного на принципе полиинструментальности, обеспечивается в процессе применения методов: разработки «интерпретаторской гипотезы» (более простого и технически доступного исполнительского варианта); переноса адаптированного варианта с одного инструмента на другой; доведения адаптированного варианта до высокого качественного уровня исполнения на одном из инструментов; самоэкспертизы и самооценки; закрепления достигнутого исполнительского уровня в процессе повторного исполнения и последующего самостоятельного музицирования обучающихся.

4. Для оптимизации процесса музицирования воспитанниц кадетской школы-интерната на фортепиано и синтезаторе необходимы следующие педагогические условия: стимулирование потребности и позитивного настроя на процесс музицирования; вооружение умениями упрощать и незначительно изменять текст произведения для большей доступности его исполнения на одном из инструментов;

создание на уроке ситуации самостоятельной адаптации подростком музыкального произведения или его фрагмента; настрой на позитивную оценку результатов музицирования и осознание его личностной значимости для обучающихся.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (213 наименований) и приложений.

Глава 1 Исторические и психолого-педагогические предпосылки обучения девочек-подростков на фортепиано и синтезаторе

1.1 Ретроспективный анализ развития кадетского образования в России.

Специфика женского кадетского образования XVIII — XXI вв.

Потребность и практическая польза военного воспитания молодых поколений (народа, племени, рода, нации и государства) всегда понималась нашими предшественниками. Цель воспитания изначально была установкой на подготовку детей непосредственно к войне, как одному из первостепенных дел человеческого социума.

Подобное образование предполагает подготовку к военной службе и воспитание воина с раннего детства в педагогических системах с древних времен. «Еще древние цивилизации, такие как Шумеры, Афины, Спарта, Древний Рим и т.д. имели свои потомственные особенности воинского воспитания детей. Например, Спарта воспитывала мальчиков как воинов и бойцов, владеющих боевыми навыками; а Афины и Древний Рим основной упор делали на широкое образование и обязательное воинское воспитание; Османская империя стремилась воспитать детей войны - мамелюков (оторванных от родных корней детей покоренных народов) как касту слепо преданных султану воинов» [104].

В то время появляются специальные места подготовки детей к войне, которые, впоследствии превратились в школы, гимназии, лицеи и кадетские корпуса, которые приобрели свою собственную особенность и специфику образования и воспитания, свою систему взаимоотношений и внутренней профессиональной этики.

«Немало важные обстоятельства, связанные с практически непрерывными войнами середины второго тысячелетия привели к государственной проблеме, а именно, проблеме военного сиротства и, параллельно с этим, необходимости воспитания военных профессионалов. Решение данных проблем в масштабах

российского государства стало возможным в результате создания специальных образовательных учреждений и их последующего попечительства со стороны государства. Со временем вышеуказанные учреждения стали именоваться кадетскими корпусами и военными училищами» [10, с. 18-21].

В России нынче действует и развивается система кадетского образования. Наряду с этим, происходит укомплектование новых кадетских корпусов, а также реорганизация существующих в субъектах Российской Федерации. «В то же время их основное назначение, программы и сроки обучения, в соответствии со спецификой и направленностью, остаются неизменными» [12].

«Исторически сложились и базовые социальные функции учреждений кадетского образования, которые заключались в приеме, обучении и воспитании так называемых «сирот войны» (решение задач «военного сиротства»); исправлении поведения воспитанников; профессиональной подготовке учащихся в направлении их последующей обязательной военной службы, а также гражданско-патриотическому воспитанию курсантов» [104].

Во всех исторических этапах кадетского образования названные функции характерны для всех типов учреждений. Наряду с этим, определенные периоды, исторические события и сами государства вносили поправки в преимущество тех или иных задач.

Например, «в Российской Империи кадетские корпуса являлись государственными учреждениями, в которые принимались дети погибших на службе офицеров, гражданских государственных чиновников, а также людей, имеющих заслуги перед Россией, но у которых не было средств на образование своих детей. За период обучения курсанты готовились к государственной службе на военной и гражданской арене. Стоит отметить, что указанная служба была обязательной для всех воспитанников кадетских корпусов. Благодаря данному периоду истории кадетского образования в России государство получило великих

командующих и государственных деятелей, инженеров, ученых, а также поэтов, писателей и композиторов» [104].

Кадетские корпуса Российской Империи имели свой образовательный стандарт, собственную систему обучения и воспитания, а также систему подготовки и переподготовки преподавателей и воспитателей. Такие учреждения являлись стартовой площадкой служебной карьеры, т.е. предоставляли своим воспитанникам дальнейшую возможность повышения квалификации путем продолжения обучения в учреждениях высшего образования.

Военные и военно-морские училища Советского Союза (суворовские и нахимовские) с момента образования и до 1991 года входили в систему профессионального военного образования. Подчиняясь напрямую Министерству обороны СССР, названные училища выполняли задачи по подготовке курсантов, в будущем имевшие возможность в продолжение «профессиональной военной службы в составе офицерского корпуса» [104].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ляпина, Мария Юрьевна, 2015 год

Список литературы

1. Абдулин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Академия, 2004.-336 с.

2. Аврамкова, И. С. Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий автореферат [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. С. Аврамкова. - СПб., 2007 - 26 с.

3. Адищев, В. И. Музыка в женских институтах России конца XIX - начала XX века [Текст] : Теория и практика образования : моногр. / В. И. Адищев. - М. : ИТОП РАО, 2001,- 116 с.

4. Адищев, В. И. Музыкальное воспитание в кадетских корпусах России (конец XIX - начало XX века) [Текст] / науч. ред. 3. И. Равкин; ПГПУ. - М. : ТЦ Сфера, 2000. - 96 с.

5. Адигцев, В. И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX - начала XX века [Текст] : теория, концепции, практика / В. И. Адищев. - М. : Музыка, 2007. - 344 с.

6. Алборова, М. Б. Система военно-патриотического воспитания кадет [Текст] / М. Б. Алборова / Образование в современной школе. - 2005. - № 4. - С. 42-43.

7. Александер, Н. М. Учебное дело в военных училищах дореволюционного периода и в нынешних советских военных школах [Текст] / Н. М. Александер / Военные знание. - 1922. -№ 10. - С. 20-22.

8. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / А.Д. Алексеев. - 3-е изд., доп. - М. : Музыка, 1978. - 288 с.

9. Алиев, Ю. Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков [Текст]: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук/Ю. Б. Алиев. -М., 1987. - 32 с.

10. Алпатов, Н. И. Историческая справка о кадетских корпусах в России XIX в. [Текст] / Н. И. Алпатов / Советская педагогика. - 1944. -№1. - С. 18-21 с.

11. Алпатов, Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа [Текст] : Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России / Н. И. Алпатов. - М. : Госучпедгиз, 1958. - 244 с.

12. Антонов, А. П. Первый Кадетский корпус [Текст] : краткие исторические сведения / сост. А. Н. Антонов. - 2-е изд. - СПб. : Скоропечатня Рашкова , 1906. -56 с.

13. Антонова, М. А. Педагогические условия подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента (на материале занятий фортепианным ансамблем) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. А. Антонова. - М., 2008. -24 с.

14. Апраксина, О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе [Текст] / О. А. Апраксина. - М. ; Л. : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1948. -146 с.

15. Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой: учеб. пособие / А. Артоболевская. — М. : Российское музыкальное издательство, 2006. — Ч. 1. — 66 е.; Ч. 2.-146 с.

16. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б.В. Асафьев ; ред. Е. М. Орловой. - 2-е изд. - Л. : Музыка. Ленингр. отделение, 1973. - 144 с.

17. Бабанский, Ю. К. Комплексный подход в воспитательной работе с подростками [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Знание, 1979. - 32 с.

18. Бабанский, Ю. К. Оптимизация педагогического процесса [Текст] : В вопросах и ответах / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. - 2-е изд., перераб. и доп. -К. : Рад. школа, 1983. - 287 с.

19. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения [Текст] : Общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский - М. : Педагогика, 1977. - 256 с.

20. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] : Метод, основы / Ю.К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1982. - 192 с.

21. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст] : дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. — М. : Педагогика, 1982.- 192 с.

22. Бабанский, Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности [Текст] /Ю. К. Бабанский. - М. : Знание, 1981.-96 с.

23. Баренбойм, Л. А. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы [Текст] / Л. А. Баренбойм - Л. : Советский композитор, 1989. - 365 с.

24. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] : статьи и очерки / Л.А. Баренбойм. - Л. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1974. - 336 с.

25. Баренбойм, Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства [Текст] / Л.А. Баренбойм. - Л. : Музыка, 1969. - 288 с.

26. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию. Исследование [Текст] / Л.А. Баренбойм. - 2-е изд., доп. — Л.: Советский композитор, 1979. — 352 с.

27. Баринова, М. Н. О развитии творческих способностей ученика [Текст] : сб. ст. / М. Н. Баринова ; под ред. В. Михелис. - Л. : Музгиз, 1961. - 60 с.

28. Березовский, Б.Л. Начинаю играть на рояле [Текст] : учебное пособие в 2ч. / Б. Л. Березовский, А. Н. Борзенков., Е. Г.Сухоцкая; под ред. Борзенкова А. Н. -СПб. : Композитор, 2001.

29. Беркман, Т. Л. Индивидуальное обучение музыке. Музыкально-эстетическое развитие школьников в процессе обучения игре на фортепиано [Текст] / Т. Л. Беркман. - М. : Просвещение, 1964. - 220 с.

30. Беркман, Т. Д. Методика обучения игре на фортепиано: пособие для студентов-заочников муз.-пед. факультетов [Текст] / Т. Д. Беркман. - М. : Просвещение, 1977.- 103 с.

31. Блонский, П. 77. Педология [Текст] : кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Гуманит, ВЛАДОС, 1999. - 288 с.

32. Бодина, Е. А. Идеи музыкального образования: от Платона до Кабалевского [Текст] / Е. А. Бодина. - М. : 11-й формат, 2013.-247 с.

33. Бодина, Е. А. История музыкального образования [Текст] : уч. пос. / Е. А. Бодина. - М. : МГПУ, 2009 - 164 с.

34. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2009. - 400 с.

35. Болдырев, Н. И. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов / П. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев. - М. : Просвещение, 1968. -526 с.

36. Большой энциклопедический словарь Музыка [Текст] / под ред. Г. В. Келдыша. - 2-е (репринтное) издание «Музыкального энциклопедического словаря» 1990 года. -М. : научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1998. - 672 с.

37. Воронина, Т. И. Оптимизация урока в классе камерного ансамбля (на материале занятий в профессиональных музыкальных учебных заведениях среднего звена) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. И. Воронина. - Тамбов, 2007. -23 с.

38. Борухзон, Л. М. Азбука музыкальной фантазии в 6 тетр. [Текст] / Л. М. Борухзон, Л. Л. Волчек, Л. М. Гусейнова. - СПб. : Композитор, 1996.

39. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л. Л. Бочкарев. — М. : Издательский дом «Классика-ХХ1», 2008. — 352 с.

40. Брянская, Ф. Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста [Текст] : методическое пособие / Ф. Д. Брянская. - М. : Классика-ХХ1, 2005. - 68 с.

41. Булыко, А. Н. Современный словарь иностранных слов [Текст] / А. Н. Булыко. - М. : Мартин, 2006. - 848 с.

42. Бьюзен, Т. Думайте эффективно [Текст] / Т. Быозен; пер. с англ. Т. И. Попова. - Минск : Попурри, 2006. - 96 с.

43. Виноградов, Л. В. Элементарное музицирование [Текст] / JI. В. Виноградов. - М. : Полири, 2001. - 72 с.

44. Вицинский, А. В. Беседы с пианистами [Текст] / А. В. Вицинский. - М. : Классика-ХХ1, 2004. - 232 с.

45. Вицинский, А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ [Текст] / А. В. Вицинский. — М. : Классика-XXI, 2008.- 100 с.

46. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов [Текст] / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, JI. Б. Ительсон [и др.]; под ред. A.B. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. - 288 с.

47. Волков, Б. С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов: ч.2. / Б. С. Волков. - М. : Владос, 2005. - 343 с.

48. Волков, Б. С. Психология подростка [Текст] : учебное пособие / Б. С. Волков. — М. : Академический Проект; Гаудеамус, 2005. — 208 с.

49. Всеподданнейший отчет военного министерства за 1912 год. — Пг., 1916. — 1028 с.

50. Всеподданнейший отчет по Ведомству учреждений императрицы Марии за 1900 год. - СПб. : тип. В. Д. Смирнова, 1904. - 578 с.

51. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 2006. - 144 с.

52. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. — 2-е изд., испр. и доп. - М. : Искусство, 1968. - 576 с.

53. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконпна. - М. : Педагогика, 1984. - Т.4. Детская психология. -432 с.

54. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве [Текст] / под ред. С. М. Хентовой. - М. : Музыка, 1966. - 315 с.

55. Гаккелъ, Л. Е. «Микрокосмос» Белы Бартока [Текст] / Вопросы фортепианной педагогики : сб. ст. / под общ. ред. В. Натансона. - М., 1976. - Вып. 4. -С. 147-170.

56. Гальперин, П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] / П. Я. Гальперин. - М. : Изд-во МГУ, 1978. - 118 с.

57. Геталоеа, О. А. В музыку с радостью : пособие для фортепиано / О. А. Геталова, И. В. Визная. - СПб. : Композитор, 1997. - 160 с.

58. Глухова, С. А. Творчество на уроках фортепиано — стимул создания мотивации к успеху в учебе [Электронный ресурс] : метод, работа / С. А. Глухова. -Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-оЬга2Оуаше/НЬгагу/2011/10/15ЛуогсЬез1уо-па-игокакЬ-1ог1ер1апо-8йти1

59. Голант, Е. Я. Методы обучения в советской школе [Текст] / Е. Я. Голапт. -М. .-Учпедгиз, 1957.- 152 с.

60. Гольденвейзер, А. Б. О музыкальном искусстве. Сборник статей [Текст] / А. Б. Гольденвейзер; под ред. Д. Д. Благого. - М. : Музыка, 1975. - 416 с.

61. Горлинский, В. И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода [Текст] / В. И. Горлинский. - М. : Изд. МГИМ, 1999. - 335 с.

62. Гофман, И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре [Текст] / И. Гофман. - М. : Государственное музыкальное издательство, 1961. - 224 с.

63. Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения [Текст] : сборник статей / В. В. Давыдов. - Томск : Пеленг, 1995. - 144 с.

64. Данилов, М. А. Дидактика [Текст] / М. А: Данилов, Б. П. Есипов. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 518 с.

65. Данилов, М. А. Процесс обучения в советской школе [Текст] / М. А. Данилов. -М. : Учпедгиз, 1960. - 300 с.

66. Дараган, Д. Как писать музыку для детей [Текст] / Д. Дараган, М. Ройтер-штейн / Сов. музыка. 1969. - №9. - С. 79-82.

67. Должанский, А. Н. Краткий музыкальный словарь [Текст] / А.Н. Должанский. - 3-е изд., пересмотр, и доп. - JI. : Государственное музыкальное издательство, 1959. - 517 с.

68. Драгайцева, Д. Г. Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения : В детской музыкальной школе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. Г. Драгайцева - М., 2005. - 18 с.

69. Дьяченко, И. Ю. Эволюция представлений о музицировании как педагогическом явлении [Электронный ресурс] / Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - Вып. № 77, 2008 / Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-predstavleniy-o-muzitsirovanii-kak-pedagogicheskom-yavlenii

70. Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Мн. : Народная асвета, 1996. - 399 с.

71. Ерофеева, М. А. Общие основы педагогики [Текст] / М. А. Ерофеева. - М. : Высшее образование, 2006.

72. Живайкин, П. Л. Идеальная учебная программа по специальности Синтезатор [Текст]: сборник статей / вып.2., М. - 2010.

73. Живайкин, П. Л. Практическая музыкальная грамотность. Т .3. - М., 2012.

74. Загвязинский, В. И. Как учителю подготовить и провести эксперимент [Текст] : методическое пособие / В. И. Загвязинский, М. М. Поташник. - М. : Педагогическое общество России, 2006. — 144 с.

75. Земцова, Т. М. Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2010.-26 с.

76. Зубарев, И. А. Педагогические условия формирования основ нравственной готовности учащихся кадетских классов к обеспечению безопасности жизнедеятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. -24 с.

77. Ильин, В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) [Текст] / В. С. Ильин. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

78. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 576 с.

79. Ильина, Е. Р. Музыкально-педагогический практикум [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Е. Р. Ильина. - М. : Академический Проект; Альма Матер, 2008. - 415 с.

80. Ильина, Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения [Текст] / вып. I, II, III. / Т. А. Ильина. - М. : Знание, 1972.

81. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1984. - 206 с.

82. Каган, М. С. Мир общения : Пробл. межсубъект, отношений [Текст] / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1988. - 315 с.

83. Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание [Текст] / М.С. Каган. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1991. - 384 с.

84. Казанская, В. Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей [Текст] / В. Г. Казанская. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2008. — 283 с.

85. Как учат музыке за рубежом : [сб. ст. : учеб.-метод, издание] : пер. с англ. / сост. и авт. вступ. ст. Давид Дж. Харгривз, Адриан К. Порт . - М. : Классика-ХХ1, 2009 . - 207 с.

86. Келдыш, Ю. В. История русской музыки [Текст] : [учебник для муз. вузов] / Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский; Т.1. -М. : Музыка, 1973. - 595 с.

87. Коваленко, В. К проблеме рационального построения фортепианного урока [Текст] / В. Коваленко / Актуальные проблемы муз. педагогики / [отв. ред. : В. И. Авратинер, Ф. Г. Арзаманов]. - 1982. - Вып. 62. - С. 115-131.

88. Коган, Г. М. Вопросы пианизма : Избранные статьи [Текст] / Г. М. Коган. -М. : Советский композитор, 1968.-461 с.

89. Коган, Г. М. Избранные статьи [Текст] / Г. М. Коган. - Вып. 2. - М.: Советский композитор, 1972. - 264 с.

90. Коган, Г. М. О работе музыканта-педагога. Основные принципы [Текст] / Г.М. Коган // От урока до концерта. Фортепианно-педагогический альманах. Выи.1. -М. :Классика-ХХ1,2009.-С.5-19.

91. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] Г. М. Коджаспирова, Л.Ю. Коджаспиров. - М. : Ростов-на-Дону : МарТ, 2005.-448.

92. Корто, А. О фортепианном искусстве [Текст] / А. Корто / [сост. К.Х. Аджемова]. - М. : Классика-ХХ1, 2005. - 246 с.

93. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования : пособие для педагога-исследователя [Текст] / В. В. Краевский. - Самара : Изд-во СамГПИ, 1994. -165 с.

94. Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения [Текст] : Методологический анализ / В. В. Краевский. - М. : Педагогика, 1977. - 264 с.

95. Красильииков, И. М. Волшебные клавиши [Ноты] / И. М. Красильников, Т. А. Кузьмичева / Произведения для клавишного синтезатора: учебное пособие для учащихся мл. классов и средних классов муз. школ и школ искусств. - М. : ВЛАДОС, 2004.-61 с.

96. Красильников, И. М. Клавишный синтезатор [Текст] / Программы дополнительного художественного образования детей / Редакторы-состовители : Н. И. Кучер, Е. П. Кабкова. - М. : Просвещение, 2005. - 240 с.

97. Красильников, И. М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе [Текст] / 2-е изд., испр. и доп. - М. : Экон-Иформ, 2009. - 212 с.

98. Красильников, И. М. Основы теории и методика обучения игре на клавишном синтезаторе [Текст] / И. М. Красильников, Е. В. Силантьева, О. А. Маркушина / Электронные музыкальные инструменты. Пакет примерных программ для учреждений среднего профессионального образования. - Тольятти : Принт-С, 2006-41 с.

99. Красильников, И. М. Примерные программы по учебным дисциплинам: клавишный синтезатор, ансамбль клавишных синтезаторов, студия компьютерной музыки для дет. муз. школ, муз. отделений школ ис-тв [Текст] / - М. : МКРФ, НМЦ по худ-му образованию, 2002. — 55 с.

100. Красильников, И. М. Создание аранжировок музыкальных произведений и исполнительская практика на клавишном синтезаторе [Текст] / И. М. Красильников, О. А. Маркушина / Электронные музыкальные инструменты. Пакет примерных программ для учреждений среднего профессионального образования. - Тольятти : Принт-С, 2006-41 с.

101. Красильников, И. М. Школа игры на синтезаторе [Ноты] / И. М. Красильников, А. А.Алемская, И. Л. Клип; под ред. И.М. Красильникова. - М. : ВЛАДОС, 2005.-208 с.

102. Красильншов, И. М. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора [Ноты] : младшие классы / И. М. Красильников, И. Л. Клип. - М. : Классика - XXI, 2006. - 68 с.

103. Красильников, И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования [Текст] / И.М. Красильников. - Дубна : Феникс+, 2007.-496 с.

104. Краткий экскурс в историю появления кадетского образования и диалектику его развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tnu.podelise.ru/docs/index-245177.html

105. Крысин, Л. 77. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] / Л. П. Крысин. - 2-е изд., доп. - М.: Рус, яз., 2000, - 856 с.

106. Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени [Текст] / Ф. А. Кузин. - 10-е изд., доп. - М. : Ось-89, 2008. - 224 с.

107. Кутеева, В. 77. Личность и ее развитие в процессе обучения [Текст] : учеб. пособие / В. П. Кутеева. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1996. - 52 с.

108.Леванова, Е. А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком [Текст]: метод, пособие / Е. А. Леванова. - М. : 2002. - 224 с.

109. Лейтес, Н. С. Возрастные особенности развития склонностей [Текст] / Н. С. Лейтес // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1978. - С. 222-236.

110.Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

111. Лернер, И. Я. Дидактическая система методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. - М. : Знание, 1976. - 64 с.

112. Лихачев, Б. Т. Педагогика противления злу ненасилием [Текст] / Б. Т. Лихачев // Педагогика. - 1998. -№ 4. - С. 18-23.

113. Лихачева, Е. О. Материалы для истории женского образования в России / 4.1. (1086-1796). СПб. : Тип. М. М. Стисюлевича, 1890. 296 е.; Ч.П. (1796 - 1828). 1893.-308 е.; Ч.Ш. (1828-1856). 1899.-267 е.; Ч.1У. (1856- 1880). 1901.-657 с.

114. Ломов, Б. Ф. Проблема общения в психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. - М. : Наука, 1981,- 112 с.

115.Лопатин, В. В. Русский толковый словарь [Текст] / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. - 6-е изд., стереотип. - М. : Рус. яз., 2000. - 834 с.

116. Лордкипанидзе, Д. О. Принципы и методы обучения [Текст] / Д. О. Лордкипанидзе. - Тбилиси : Изд-во Тбилис. пед. ин-та, 1957. - 196 с.

117. Лугачев, С. Кадетское образование [Текст] : [Опыт Москвы] / С.Лугачев // Основы безопасности жизни. - 2002. -N11.-0. 44-46.

118.Львова, Е. И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30-50 годов (Московская пианистическая школа) - их принципы и методы преподавания : [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Львова. - М., 1988 - 18 с.

119 .Ляховщкая, С. С. Задачи воспитания учащихся. Педагогические способности / С. С. Ляховицкая ; под ред. Л. Н. Раабена. - Л. : Музгиз, 1963. — 48 с.

120. Майкапар, С. М. Из музыкально-педагогического наследия : Годы учения. О Бетховене. О фортепианной педагогике [Текст] / С. М. Майкапар. - Вып. 1. — М. : Композитор, 2003. - 326 с.

121. Мальцев, С. М. О психологии музыкальной импровизации / С. М. Мальцев. -М. : Музыка, 1991. — 87 с.

122. Мартинсен, К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано [Текст] / К.А. Мартинсен. - М. : Классика-ХХ1, 2002. - 120 с.

123. Мартынова, О. В. Оптимизация урока фортепианного ансамбля с подростками в детской музыкальной школе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Мартынова. - М., 2010 - 26 с.

124. Мастера советской пианистической школы. Очерки [Текст] / под ред. А. Николаева. - М. : Государственное музыкальное издательство, 1961. - 238 с.

125. Матрос, Д. Ш. Как оптимизировать распределение учебного времени [Текст] / Д.Ш. Матрос. - М. : Знание, 1999. - 80 с.

126. Махмутов, М. И. Проблемное обучение [Текст] / М. И. Махмутов. М. : Педагогика, 1975. - 365 с.

127. Махмутов, М. И. Современный урок [Текст] / М. И. Махмутов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 1985. - 184 с.

128. Методическое сообщение и обзор материалов но семинару Т. Э. Тютюниковой [Электронный ресурс] / опубликовано Е. Г. Брылева / Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/01/09/metodicheskoe-soobshchenie-i-obzor-materialov-po-seminaru-te

129. Метиер, Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора : Страницы из записных книжек [Текст] / Н. К. Метиер; сост, М. А, Гурвич, JI. Г. Лукомский; вступ. статья, коммент. П. И. Васильева, - 2-е изд, - М. : Музыка, 1979. - 71 с.

130. Мшич, Б. Е. Воспитание ученика-пианиста [Текст] : методическое пособие / Б. Е. Милич. - М.: Кифара, 2002. - 182 с.

131. Михуткина, Н. В. Школа юного аранжировщика: обучение игре и аранжировке на синтезаторе: для учащихся младших классов [Ноты] : учебно-методическое пособие /II. Михуткина. - Ростов и/Д : Феникс, 2011. - 193 с.

132. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А. В. Мудрик. - М. : Педагогика, 1984. - 111 с.

133. Наседкин, А. А. Пианист, композитор, педагог : сборник / сост. М. Г. Соколов. - Москва : Музыка, 1983. - 78 с.

134. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога [Текст] / Г. Г. Нейгауз. - 6-е изд. - М. : Классика-ХХ1, 1999. - 232 с.

135. Нейгауз, Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи [Текст] / Г. Г. Нейгауз. - М.: Классика-ХХ1, 2000. - 432 с.

136. Немое, Р. С. Общая психология [Текст] : учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Р. С. Немов. - М. : Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003.-400 с.

137. Немов, Р. С. Психология [Текст] : словарь-справочник; в 2 ч. / Р. С. Немов.

- М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - Ч. 1. - 303 с.

138. Немов, Р. С. Психология [Текст] : словарь-справочник; в 2 ч. / Р. С. Немов.

- М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - Ч. 2. - 351 с.

139. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - Кн. 2. Психология образования / P.C. Немов. - 4-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2005.-606 с.

140. Николаева, Е. В. История музыкального образования: Древняя Русь [Текст] : уч. пос. - М. : Владос, 2003. - 208 с.

141. Новиков, Л. М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя [Текст] / А. М. Новиков. - 4-е изд. - М. : Эгвес, 2003. - 104 с.

142. Общая психология. Словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского. — М. : ПЕРСЗЭ, 2005.-251 с.

143. Полное собрание законов Российской империи [Электронный ресурс] / Собрание I. - Т. XVI. - 1830. - С.668-671. - Режим доступа: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/coll.php?part=263

144. Огородников, И. Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе [Текст] / И. П. Огородников. - М.: Московский госпединститут им. В.И. Ленина, 1969. - 132с.

145. Огородников, И. Т. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И. Т. Огородников. - М. : Просвещение, 1968. - 375 с.

146. Ольденбургский, П. Г. Наставление для образования воспитанниц женских учебных заведений [Текст] / П. Г. Ольденбургский. - СПб. : Тип. Опекунского совета, 1852. - 35 с.

147. Основы дидактики [Текст] / под ред. Б. П. Есипова, - М. : Просвещение, 1967.-472.

148. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР [Текст] : Конец XIX - начало XX в. / отв. ред. Э. Д. Днепров. - М. : Педагогика, 1991. - 447 с.

149. Педагогика. Курс лекций [Текст] / под ред. Г. И. Щукиной, Е. Я. Голанта, К. Д. Родиной. - М.: Просвещение, 1966. - 648 с.

150. Педагогика: учебное пособие [Текст] / под ред. П. И. Пидкасистого. — М. : Высшее образование, 2008. - 430 с.

151. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / под ред. И. Ю. Кулагиной. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 480 с.

152. Перелъман, Н. Е. В классе рояля. Короткие рассуждения [Текст] / Н. Е. Перельман. - М. : Классика-ХХ1, 2003. - 152 с.

153. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А. В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

154. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей [Текст] / В. И. Петрушин. - М. : Академический Проект, 2006. — 400 с.

155. Печерский, Б. А. Мысли о музыке. Афоризмы [Текст] / Б. А. Печерский. -М. : МГПУ, 2007. - 148 с.

156. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов : учеб. пособие для вузов [Текст] / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

157. Подласый, И. П. Педагогика: в 3-х кн. - Кн. 2: Теория и технологии обучения: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям нодгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» [Текст] / И. П. Подласый. - 2-е изд., иснр. и дои. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛЛДОС, 2007. - 575 с.

158. Практическая психология образования [Текст] : учебное пособие / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007. - 592 с.

159. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст] : учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Кмященко, К. В. Тарасова [и др.]; под ред. Г. М. Цыпина. - М. : Академия. 2003, — 368 с.

160. Психология подростка : учебник [Текст] / под ред. А. А. Реана. — СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 480 с.

161. Психология развития [Текст] / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. -М. :ЧеРо, 2005.-522 с.

162. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Педагогика - Пресс, 1996. - 440 с.

163. Радугин, A.A. Психология: учебное пособие для высших учебных заведений [Текст] / А. А. Радугин. - М. : Центр, 2003. - 400 с.

164. Ражникое, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике [Текст] / В. Г. Ражников. - М. : Классика - XXI, 2004. - 140 с.

165. Развитие творческой активности школьников [Текст] / под ред. А. М. Матюшкина. -М. : Педагогика, 1991. - 160 с.

166. Рапацевич, Е. С. Педагогика [Текст] : Большая современная энциклопедия. - Минск : Современное слово, 2005. - 720 с.

167. Россия. 1913 год : Статистико-документальный справочник [Текст] / отв. ред. А. П. Корелин. - СПб. : Блиц, 1995.-416 с.

168. Рубинштейн, С. Н. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педргогика, 1973. - 423 с.

169. Савшинский, С. И. Пианист и его работа [Текст] / С. И. Савшинский. - М.: Классика-XXI, 2002. - 244 с.

170. Савшинский, С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением [Текст] / С. И. Савшинский. - М. : Классика XXI, 2004. - 192 с.

171. Свод узаконений о женских институтах Ведомства учреждений императрицы Марии. - СПб. : Гос. тип., 1903. - Кн. 1. - 428 с.

172. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М. Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 1984. - 95с.

173. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения [Текст] / М. Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 1971. - 205 с.

174. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений: в 2 ч. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1. - 288 с.

175. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст] : учеб, пособие для студ, высш. учеб. заведений: в 2 ч. / В. А. Сластенин, И. Ф, Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 2. - 256 с.

176. Смирнова, Т. И. Интенсивный курс по фортепиано ALLEGRO [Текст] : учебное пособие. Методические рекомендации / Т. И Смирнова. - 4-е изд., испр. и доп. -М., 2003.-75 с.

177. Смирнова, Т. И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO [Текст] : Методическая часть: Беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания» / Т. И. Смирнова. - М.,2008. -368 с.

178. Смирнова, Т. И. Учебное пособие ALLEGRO. Программа. Класс специального фортепиано. Интенсивный курс : для детских музыкальных школ,

музыкальных отделений школ искусств [Текст] / Т.И. Смирнова. - 3-е изд, испр. и доп. -М., 2002.-64 с.

179. Соловьев, В. С. Философия искусства и литературная критика [Текст] / вступ. статья Р. Гальцевой и И. Роднянской. - М. : Искусство, 1991. - 701 с.

180. Сотникова, О. С. Я учусь играть [Текст] / О.С. Сотникова. СПб. : Союз художников, 2001. - 50 с.

181. Сраджев, В. П. Принципы обучения как дидактический фундамент воспитания пианиста: методическое пособие [Текст] / В. П Сраджев. — Елец : Муза, 2000.-32 с.

182. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / Сухомлинский В.А. - 2-е изд. М. : Политиздат, 1975. -272 с.

183. Телышева, H. Н. Воспитание личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / H.H. Телышева. - М., 2006. - 19 с.

184. Теория и практика педагогического эксперимента [Текст] / под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. - М. : Педагогика, 1979. - 208 с.

185. Теплое, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. -M.-JI. : Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии, 1947. - 335 с.

186. Тимакин, Е. М. Воспитание пианиста [Текст] / Е. М. Тимакин. — М. : Музыка, 2009. - 168 с.

187. Требования к современному уроку [Текст] : метод, указания / сост. И. Я. Лернер, M. Н. Скаткин. М. : МГОНО, МГИУУ, 1969. - 15 с.

188. Толковый словарь русского языка [Текст] : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М„ 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. / Репринтное издание : М., 1995; М„ 2000.

189. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании [Текст] / Материалы Международной конференции «Теория и практика музыкального

образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития», посвященной 95-летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского (Москва, 7-11 декабря 1999 года). - М. : Флинта, 1999.

190. Уроки Гольденвейзера [Текст] / сост. и вступ. ст. С. Горохов. - М. : Классика-ХХ1, 2009. - 248 с.

191. Устав воспитания двухсот благородных девиц, учрежденного Ея Величеством государынею императрицею Екатериною Второю. - СПб. : Императорская академия наук, 1768. - 68 с.

192. Учебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии: Краткий очерк. - СПб. : Тип. В. Д. Смирнова, 1906. - 479 с.

193. Уишнский, К. Д. Избранные труды: в 4 кн. - Кн. 3 : Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [Текст] / К.Д Уишнский; сост., статьи, примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. - М. : Дрофа, 2005. - 557 с.

194. Уишнский, К. Д. Избранные труды: в 4 кн. 1 Кн. 4: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии; Программы педагогического курса для женских учебных заведений [Текст] / К. Д. Уишнский; сост., статьи, примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. - М. : Дрофа, 2005. - 541 с.

195. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство [Текст] / С. Е. Фейнберг. - М. : Классика-ХХ1, 2003. - 340с.

196. Фелъдштейн, Д. И. Психология взросления : структурно-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] : избранные труды / Д. И. Фельдштейн. — М. : Московский психол.-соц. институт: Флинта, 1999. — 670 с.

197. Филиппов, Э. М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность [Текст] / Э. П. Филиппов. - СПб. : Изд. Знание, 1998 - 398 с.

198. Халабузарь, П. В. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] : учеб. пособие. 2-е изд., иерераб. и доп. / П. В. Халабузарь, В. С. Попов. - СПб.: Лань, 2000. - с 224 с.

199. Хилъко, M. Е. Возрастная психология [Текст] : конспект лекций / M. Е. Хилько, М. С. Ткачева. - М. : Юрайт, 2010.-192 с.

200. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие [Текст] / Ю.А. Цагарелли. - СПб. : Композитор-Санкт-Петербург, 2008.-368 с.

201. Цыпин, Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля) [Текст] / Г. М. Цыпин. - Тамбов : Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова, 2005. - 337 с.

202. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство [Текст] : Теория и практика / Г. М. Цыпин. - СПб. : Алетейя, 2001. - 320 с.

203. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано [Текст] : учеб. пособие для студ, пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка и пение» / Г. М. Цыпин. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.

204. Цыпин, Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Г. М. Цыпин. - М., 1978. - 28 с.

205. Чегодаева, М. Д. Оптимизация индивидуальных занятий с учащимися-музыкантами (к проблеме совершенствования структуры урока в музыкально-исполнительских классах педагогических вузов): автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / М. Д. Чегодаева. - Москва, 2003. - 19 с.

206. Черепнин, Н. 77. Императорское Воспитательное общество благородных девиц: Исторический очерк: 1764-1914. - Репринтное издание 1914-1915 гг. - СПб. : Альфарет, 2014. - T. I. - 650 е.; T. II. - 690 е.; Т. III. - 772 с.

207. Щапов, А. 77. Фортепианная педагогика [Текст] : Метод, пособие / А. П. Щапов. -М. : Сов. Россия, 1960. -171 с.

208. Щапов, А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище [Текст] /А. П. Щапов. - М. : Классика-ХХ1, 2004. - 176 с.

209. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1988. - 208 с.

210. Эльконин, Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин / Психология подростка. Хрестоматия; сост. Ю.И. Фролов. — М. : Российское педагогическое агентство, 1997. — с.313-320.

211. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки [Текст] / Э. Г. Юдин. - М. : Наука, 1978. - 391 с.

212. Юдовина-Галъперина, Т. Б. За роялем без слез, или Я детский педагог / Т. Б. Юдовина-Гальперина. - СПб. : Предприятие С.-Петербургского союза художников, 1996.- 192 с.

213. Sandor, Gyorgy On piano playing : Motion, Sound and Expression [Text] / G. Sandor. - NEW YORK, 1981. - 246 p.

Анкета для преподавателей

1. Как Вы оцениваете перспективу одновременных занятий на фортепиано и синтезаторе с точки зрения профессионального и личностного развития учащихся-подростков?

2. Какие цели и задачи Вы ставите перед собой в процессе занятий на фортепиано с подростками?

3. Какие методики преподавания на фортепиано и синтезаторе Вам известны?

4. Какие из них Вы считаете наиболее целесообразными и применяете их в своей практической деятельности?

5. Как Вы выстраиваете репертуарный план и проводите репертуарную политику (ориентиры, критерии выбора, предпочтения)?

6. Какие методические материалы, пособия, программы, нотные сборники, современные ТСО Вы используете в процессе урока?

7. Какова структура Ваших инструментальных занятий с учащимися? Какое построение занятий — инвариантное или вариативное Вы предпочитаете?

8. Какие методы Вы используете в Вашей практической работе с учащимися при разучивании произведений?

9. Какие новые качества появляются в развитии учащихся-подростков благодаря игре на музыкальном инструменте?

10. Как Вы оцениваете результат своей музыкально-педагогической деятельности с подростками с позиции перспективы их дальнейшего самостоятельного музицирования?

Анкета для учащихся

1. Какую музыку ты предпочитаешь исполнять на фортепиано (классическую, эстрадную, джазовую и т.п.)?

2. Назови известных тебе композиторов классической (современной и др.) музыки и их произведения.

3. Нравится ли тебе заниматься на фортепиано и почему?

4. Хотелось бы тебе, параллельно с фортепиано, научиться играть на синтезаторе?

5. Хотел бы ты самостоятельно музицировать для себя и окружающих в дальнейшем?

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.