Особенности культурной социализации молодежи: на примере Чеченской Республики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Халадов, Хож-Ахмед Султанович

  • Халадов, Хож-Ахмед Султанович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Грозный
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 169
Халадов, Хож-Ахмед Султанович. Особенности культурной социализации молодежи: на примере Чеченской Республики: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Грозный. 2010. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Халадов, Хож-Ахмед Султанович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖИ И ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

1.1. Молодежь как особая социальная группа: основные характеристики, ценностные ориентации, социальное здоровье, профессиональное самоопределение.

1.2. Проблемы социальной интеграции молодежи.

1.3. Мобилизационные ресурсы духовно-культурного развития молодежи.

ГЛАВА II. ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ.

2.1. Тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России.

2.2. Каналы духовно-культурной социализации современной российской молодежи.

2.3. Опыт духовно-культурного воспитания молодежи в Чеченской

Республике.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности культурной социализации молодежи: на примере Чеченской Республики»

Актуальность темы исследования. В современных условиях модернизации российского государства формируются новые экономические, политические, культурные условия социализации личности, молодежи. Формирование физически, интеллектуально и духовно-культурно развитой, патриотически ориентированной молодежи - важнейшая социокультурная задача государства. С начала 90-х годов XX столетия в России произошла радикальная идеологическая, социально-политическая, духовно-культурная переориентация общества, что требует освоение новых социальных ценностей, идеалов, часто противоречащие тому, что было выработано в ходе социокультурного развития предшествующих поколений.

Общество и государство всегда нуждается в молодежи, представляющей собой активную силу, как в таком поколении, которое, включаясь, в преобразовательную деятельность, становится' участником социального, научно-технического и культурного прогресса.

Роль молодежи в современной России, возрастает, а в некоторых областях, прежде всего в экономической сфере (малое предпринимательство, освоение новых информационных технологий, деятельность в банковских структурах) значительна.

Вместе с тем, в условиях модернизации российского общества, формирующейся социально-экономической, обстановке именно молодежь является наиболее незащищенной и подверженной'различным радикальным и экстремистским идеям частью- социума, что заметно актуализирует необходимость изучения данного явления и выработку системы мер противодействия негативным, процессам, проникающим в ее среду. В связи с этим есть смысл говорить о необходимости воздействия государства на молодое поколение с целью формирования- физически, морально развитого индивида, вовлечения молодежи в политическую и социокультурную деятельность и о поддержке на государственном уровне молодежных организаций, направляющих свою деятельность в интересах России.

Выдвигая на каждой ступени исторического развития определенные требования к подрастающему поколению, общество создает условия для интеграции молодежи в социальную структуру. Это осуществляется через государственную молодежную политику.

Сохраняющиеся в российском обществе кризисные явления, актуализируют потребность в духовно-нравственном воспитании молодежи, качественном улучшении ее положения, в локализации риска в молодежной среде, в поддержке со стороны государства инициатив молодых граждан, молодежных объединений через совершенствование государственной молодежной политики.

Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». Молодежь — это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но- следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь — социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе1. Среди факторов социологического определения^ «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации2.

1 Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс. - 1998. - № 5. - С. 32.

2 Т.Н. Горяева Социализация молодежи // Аспирант и соискатель. - 2006. - № 2. - С. 75.

Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. В настоящий момент происходит люмпенизация и криминализация молодежи.

Актуальность данной темы, на наш взгляд, состоит в том; что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи, в том числе и культурной, становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня — от политиков до учителей и родителей.

Степень научной разработанности проблемы. Общетеоретические аспекты социализации, молодежи изучали: Т.Н. Горяева, Д.П. Дербенев, И.М. Ильинский, A.M. Караев, А.И. Ковалева, В.Т. Лисовский, В.А. Луков, Т.Е. Петрова, Б.А. Ручкин, З.Х. Саралиева, Е.Г. Слуцкий, Е.С. Топилина, Ж.Т. Тощенко и др.

Изучением социоультурных, психологических установок юношеского возраста занимались такие известные отечественные исследования, как: Л.С. Выготский, И.С. Кон, A.B. Мудрик, К.Д. Ушинский, Э. Шпрангер и др.

Социокультурная адаптация молодежи в условиях радикальных трансформаций рассмотрены в работах: Г.Н. Самара, Д.С. Петрова

Духовно-культурные проблемы современной молодежи рассмотрены в работах, также культурной социализации рассмотрены в работах А.И. Левина, И.Н. Свинцова, Щ.И. Карпухина,

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной*работы заключается в выявлении особенностей духовно-культурной социализации российской молодежи, в том числе молодежи Чеченской Республики, в условиях модернизационных процессов в России.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:

- рассмотреть молодежь как особую социальную1 группу, с выявлением основных характеристик, духовно-культурных ориентаций, социального здоровья, профессионального самоопределения;

- изучить проблемы социальной интеграции молодежи;

- выявить мобилизационные ресурсы духовно-культурного развития молодежи:

- показать тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России;

- выявить особенности культурной социализации российской молодежи и ее осуществления каналы духовно-культурной социализации современной российской молодежи;

- рассмотреть опыт духовно-культурного воспитания молодежи, в Чеченской Республике.

Объектом диссертационного исследования является молодежь как особая социальная группа, в которой процесс социализации имеет свои особенности.

Предметом исследования выступает рассмотрение духовно-нравственного воспитания как фактора социализации молодежи (на примере Чеченской Республики).

Методология» исследования. Диссертационная работа выполнена на основе компаративного; структурно-функционального методов, позволяющих наиболее полно раскрыть процесс социализации молодежи. В диссертации широко использовались индуктивный и дедуктивный методы, а также графические приемы обработки информации в виде таблиц.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

- рассмотрены особенности молодежи как социальной группы, проявляющиеся в ее ценностных ориентациях, социальном здоровье, проблемах профессионального самоопределения, что позволяет зафиксировать процессы социально-экономического и нравственного обновления общества;

- определены основные проблемы интеграции молодежи в. социум, которые дополняют особенности функционирования общества на современном этапе; изучены мобилизационные ресурсы духовно-культурного становления молодежи, позволяющие проанализировать нравственное состояние общества на современном этапе;

- изучены тенденции изменения качества молодежи^ в условиях современной России;

- выявлены каналы, по которым проходит духовно-культурная социализация современных российских подростков и молодых людей; рассмотрен опыт духовно-культурного воспитания молодежи в Чеченской Республике.

Положения, выносимые на' защиту. По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие теоретические положения:

1. Факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации и на поведенческих установках, что, в конечном счете, сказывается на социально-культурном облике молодежи. Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодёжного сознания, диалектическое единство его структурных элементов, включающее побудительно-мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.

2. В современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной незави симостью от родителей. Действие данных факторов неоднозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

3. Рассматривая мобилизационные ресурсы духовно-культурного развития молодежи, в целом, можно констатировать, что общий духовный С кризис в стране, формировавшийся в течение многих лет, отразился на ценностных ориентациях современной молодежи. В* качестве пяти самых; важных жизненных ценностей молодежи выделяются: здоровье, безопасность, карьера (бизнес, деньги), семья и любовь. Ныне молодежь ставку делает на себя, свои способности, умение адаптироваться к жестким условиям рыночных отношений. Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности > ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий "духовность", "нравственность", "добродетель"; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания, сложившейся системы культуры.

4. Анализируя тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России, важно отметить, что в настоящее время получили выраженное оформление основные социально-экономические и социально-психологические (наряду с психофизиологическими) причины широкого распространения беспризорности в России. В условиях неблагополучного состояния генофонда (состояние здоровья детей и подростков) и специфики объективных условий, когда негативные социальные обстоятельства, воздействуя на молодежную популяцию и «выбирая» тех, кто менее адаптирован, менее приспособлен к жизненным неурядицам (в силу конституционных особенностей нервной системы, психических свойств, физических аномалий), в перспективе возникает выраженная социальная патология, проявляющаяся в асоциальном и антисоциальном поведении молодого поколения.

5. Появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в российском обществе с необходимостью ставят вопросы о смысле и существе процесса социализации, о сходстве и различии в процессах воспитания, образования и обучения подрастающих поколений, о современной молодежи, существенно отличающейся от молодежи предшествующего времени. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация - всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик.

6. Рассматривая опыт духовно-культурного воспитания- молодежи^ в Чеченской Республике, непосредственно наблюдая происходящие социальные нововведения, отметим, что идеологизация традиционных начал в обществе имеет как положительное, так и отрицательное значение. Положительные моменты сопряжены с минимизацией асоциальных проявлений молодежи, когда отрицательные фиксируют общую тоталитарную направленность со стороны руководства, что объясняется страхом потери этнической идентификации чеченской молодежью и угрозы для детрадиционализации духовной культуры народов России.

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что анализ духовно-культурного воспитания молодежи в России как основного фактора социализации дает представления о нравственной составляющей социума, его социально-экономического уклада, непосредственно влияющего на ценностные ориентиры молодых людей. Материалы диссертации могут быть, использованы в учебных курсах по социологии, педагогики.

Практическое значение осуществленного диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в ней выводы могут послужить отправной точкой в более глубоком освещении процесса социализации молодежи в современном чеченском обществе.

Апробация диссертационного исследования; Основные положения диссертационного исследования апробированы в выступлениях и докладах на межвузовских, межрегиональных, научно-практических конференциях, проходивших в гг. Грозный; Краснодар, Ростов-на-Дону, Москва. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры Чеченского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии. Общий объем исследования - 170 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Халадов, Хож-Ахмед Султанович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленная в начале осуществленного исследования цель получила своего раскрытия. В ходе этого уместны следующие выводы:

- проанализировав основные характеристики понятия «молодежь», нами обнаружено, что сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе;

- рассмотрев основные ценностные ориентации молодежи, важно отметить, что для современной российской молодежи свойственны и духовно-культурные, и сугубо прагматичные ценности. В современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания — человек, "сам себя делающий", а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий;

- рассмотрев особенности социального здоровья молодежи в России, то есть, состояние индивида, группы, общества, которые соответствуют норме с точки зрения всех статусных параметров (психологического, семейного, социального, культурного, экономического, этнического), мы пришли к таким результатам: некоторые ценности могут навязываться извне, претендуя на роль внутренних идеалов. Существуют, к примеру, тендерные идеалы в общественной жизни, которые на всеобщее обозрение выставляют средства массовой информации.

- мы полагаем, что управление процессом профессионального самоопределения молодежи зависит как от изменений в сфере экономики, так и от характера принимаемых нормативно-правовых актов и проводимой молодежной политики. Необходимо сделать акцент на упорядочении этой работы, руководствуясь при этом следующими принципами: уважения к внутреннему миру представителей любого вида труда (многие деформации социальной структуры, которые сегодня имеют место, есть следствие предвзятого отношения к целому ряду профессий, прежде всего рабочих, и уровню образования); развития личности молодого человека как потенциального субъекта труда; свободного принятия решения при профессиональном самоопределении (исключив селекцию как фактор выбора профессии).

Анализируя проблемы социальной интеграции молодежи, мы пришли к выводам:

- проблемы включения подрастающего поколения в структуры общества предлагается решить в ходе модернизации общеобразовательной школы. В частности, речь идет о гибкой системе профильного обучения в старших классах (11-12 класс).

- для успешной интеграции молодого человека в общество следует предотвращать возможные социально напряженные ситуации, которые могут быть вызваны разными факторами (переходным периодом государства, реформированием социальных структур, изменением идеологического поля государства, демографическими факторами, а также включая теорию солнечной активности);

- субъектами или инициаторами использования технологий по предотвращению выступают все участники социально напряженных ситуаций (молодежь, СМИ, общество, государство, общественные организации и социальные институты). Континуум таких технологий чрезвычайно широк: от социальных инициатив, социальной терапии до принудительных мер социального контроля.

Рассматривая мобилизационные ресурсы духовно-культурного развития молодежи, в целом, можно констатировать, что общий кризис духовных ценностей в стране, ранее формировавшихся в течение многих лет, отразился на ценностных ориентациях современной молодежи. В пятерку самых важных жизненных ценностей у молодежи входят здоровье, безопасность, карьера (бизнес, деньги), семья и любовь. Ставка делается на себя, свои способности, умение адаптироваться к жестким условиям рыночных отношений. Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий "духовность", "нравственность", "добродетель"; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания.

Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания.

Анализируя тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России, отметим, что в настоящее время получили выраженное оформление основные социально-экономические и социально-психологические (наряду с психофизиологическими) причины широкого распространения беспризорности в России. Учитывая неблагополучное состояние генофонда (состояние здоровья детей и подростков) и специфику объективных условий, когда негативные социальные обстоятельства, воздействуя на молодежную популяцию и «выбирая» тех, кто менее адаптирован, менее приспособлен к жизненным неурядицам (в силу конституционных особенностей нервной системы, психических свойств, физических аномалий), не исключена в перспективе выраженная социальная патология, проявляющаяся в асоциальном и антисоциальном поведении молодого поколения.

Однако общий вывод таков: молодые россияне смотрят в недалекое будущее не без тревоги, но достаточно оптимистично. Таким образом, общество имеет в целом психологически уравновешенное поколение, ориентированное на стабильное, устойчивое развитие и созидание. Реализм современной молодежной политики требует особого учета данного фактора.

В настоящее время изменилась роль традиционных и новых каналов социализации молодежи, каждый из наиболее значимых социальных институтов, осуществляющих социализацию молодежи постсоциалистических стран, существенно изменился в условиях транзитивности: семья становится более нестабильной и малодетной, коммерциализируются все звенья системы образования, которое становится сервисноориентированной сферой деятельности, а не главной формой трансляции культуры подрастающим поколениям.

Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации. Повседневная деятельность человека постепенно заряжается «экстриализацией» из-за чрезмерного воздействия аудиовизуальных средств информации, компьютерных игр и т.п., вытесняющих свободное мышление, индивидуальность мышления, социальное общение.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать генеральный вывод, что среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью.

Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации молодых людей. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой они анализируют, оценивают, принимают или отвергают «предлагаемые» им социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух планах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы представляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т.д.) и с различными собственными Я.

Анализируя опыт духовно-нравственного воспитания молодежи в Чеченской Республике, мы пришли к выводу, что положительные аспекты, касающиеся государственного надзора за несовершеннолетними подростками, приносят свои положительные плоды. В регионе построены спортивные клубы, боксёрские залы, детско-юношеские спортивные школы. Таким образом, практически в каждом селе построены и функционируют секции бокса, дзюдо, самбо. При прямом содействии Главы республики ежегодно проводятся десятки мероприятий, чемпионатов, турниров, первенств, подготовки к учебно-тренировочным сборам.

Однако, как было отмечено выше процесс морализирования в школах, вузах, в любых государственных учреждениях республики приобрел сложный характер. Отчасти восприятие этого процесса сопряжено с тем, что современная российская действительность в молодежной среде ориентированная на аморально-девиантный характер чужда мононациональному сообществу с высокими нравстенно-религиозными устоями.

Изучение особенностей сознания чеченской молодежи в условиях модернизации, представляет собой большой интерес. Очень часто, в обществе обсуждаются вопросы, касающиеся нравственности молодого поколения, делаются акценты на ухудшение нравов, о плохом влиянии западной культуры. Но, рассматривая подобные явления, нельзя забывать, что юношеская субкультура не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней.

Наблюдая изменяющуюся социокультурную реальность, мы приходим к выводу, что духовно-нравственное воспитание, формирование духовной культуры должно оставаться главной составляющей в социализации молодого поколения в России. И при этом важно учитывать новые каналы, по которым проходит усвоение ценностного поля духовной культуры общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Халадов, Хож-Ахмед Султанович, 2010 год

1. Абдулаева Э.С. Студенчество как индикатор духовного состояния общества // Северокавказский научный центр. Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону, 2010.

2. Абдулаева Э.С. Ярычев Н.У. Синкретический характер сознания чеченской молодежи в системе традиционной культуры // Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Нальчик: Издательский центр «Эльфа», 2008.

3. Азаров Ю. Трудный случай // Новый мир. — 1984. № 5.

4. Акаев В.Х., Абдулаева Э.С., Дадуев М.А. Этнополитические конфликты как следствие поиска национальной идентичности // Вестник ЧТУ. Выпуск 2. Грозный: Изд-во Чеченского госуниверситета. - 2008.

5. Акаев В.Х. Россия в контексте цивилизационных процессов и ее национальные интересы // Россия: многообразие культур и глобализация / Отв. ред. И.К. Лисеев. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - С. 350-359.

6. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 267 с.

7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. М.: Проспект, 2001. - 573 с.

8. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Просвещение, 1986.-368 с.

9. Ю.Блохина M.B. Молодежные субкультуры в современном обществе. — Тверь, 2004.

10. П.Боголюбова JI.H., Лазебниковой А.Ю. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 11 кл. общеобраз. Учреждений. 4.2. М.: Просвещение, 2003. - 214 с.

11. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997.-427 с.

12. Борытко Н.М. Теория и методика воспитания. — Волгоград, 2002.

13. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-276 с.

14. Гвоздин. В.Н. Типы конфликтов в социальной среде. Нальчик: «Эльфа», 2001.-185 с.

15. Горяева Т.Н. Социализация молодежи // Аспирант и соискатель. -2006. №2.

16. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и социальное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988.

17. Головин P.A. Стратегия выживания. — М., 2008. — 79 с.

18. Гончар Г.П. Экономические основы и механизмы государственного регулирования рынка труда молодежи: Автореферат на дисс.к.э.н., Ростов-на-Дону, 2004.

19. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. М.: Гардарики, 2008. — 204 с.

20. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрис-пресс, 2006. -560 с.

21. Даниленко О.И. Культура общения. Л., 1989.

22. Данильян С.А. Проблемы трудоустройства молодежи // Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых,аспирантов и студентов. — Нальчик: Издательский центр «Эльфа», 2008. 723 с.

23. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Социальный журнал. 1997. - №1/2.

24. Добреньков В.И. Нечаев В.Я. Общество и образование. М., 2003.

25. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просвещение, 1987.

26. Драч Г.В., Штомпель О.М. Идея культурологии: традиция, наука, образование // Научная мысль Кавказа. 2009. - № 4. - С. 5-10.

27. Евсеева Л. А. Интересы современной молодежи. — М.: Эко, 2006. — 115 с.

28. Емчура Е. Современная молодежь и каналы ее социализации. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. -2006. №3.

29. Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении. -М., 1999.

30. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. — Ростов н/Д: Наука-пресс, 2005. 432 с.

31. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988.

32. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. - № 4.

33. Зб.Ибрагимова Т.В., Эхаева P.M. Специфика семейного воспитания в вайнахской народной педагогике // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Нальчик: Издательский центр «Эльфа», 2008.

34. Иванов В.Н., Сергеев В.К. Человек, культура, город. — М., 2002.

35. Ильинский И.М. Молодежь России перед лицом глобальных вызов на рубеже веков. М.: «Социум», 2001.

36. Иконникова С.Н. Диалог культур. — JL, 1987.

37. Иконникова С.Н. История культурологических учений. СПб., 2005.

38. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. — М., 1995.

39. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

40. Каган М.С. Мир общения. -М., 1993.

41. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.45 .Казначеев A.B. Стратегическая роль вузовской науки в инновационном развитии региона // Неделя инвестиций и инноваций на Ставрополье. Ставрополь, 16-20 апреля 2007. - Тверской ИННоЦентр, 2007.

42. Караев A.M. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2005.-№3.

43. Кармин A.C. Культура социальных отношений. СПб., 2000.

44. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М., 2000.

45. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. -Ростов-н/Д, 2000. 306 с.

46. Киреев Х.С. К новой парадигме российской национальной политики на Северном Кавказе. М., 2005.

47. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы М.: Социум, 1999. - 325 с.

48. Ковалева Т.В., Степанов С.П. Подростки смутного времени. К проблемам социализации старшеклассников // Социологические исследования. 1998. - №8.

49. Козловски П. Культура постмодерна. — М., 1997.

50. Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988.

51. Кон. И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.

52. Климов Е.А. Личность, профессия и научно-практическая консультация // Молодежь и труд / Под ред. В.А. Ддова. М.: Молодая гвардия, 1970.-С. 107.

53. Кривошеева Л. Е. Роль социальных институтов в предотвращении конфликтов // Материалы научно-практической конференции «Социальные процессы в современном мире». Тверь, 2007. - 383 с.

54. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под научн. ред. проф Г.В. Драча. Изд. 8-е. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 576 с.

55. Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

56. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.

57. Левичева В. Неформальные группы: ищем себя // Смена. 1987. - № 12.

58. Леви В. Нестандартный ребенок. М.: Знание, 1983.

59. Левикова С.А. Молодежная культура. -М., 2002.

60. Левикова С.А. Молодежная субкультура. — М., 2004.

61. Лесневская Т.И. Реклама и молодежь в контексте массовой культуры // // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2008. № 9. — С. 38-41.

62. Лисеев И.К. Глобализация и диалог культур // Россия: многообразие культур и глобализация / Отв. ред. И.К. Лисеев. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - С. 3-12.

63. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. СПб., 1996 -141 с.

64. Лисовский В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

65. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. — 2-е изд. — Л.: Медицина, 1985.

66. Манхейм Карл. Избранное: Социология культуры. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. — 501 с.N

67. Малиновский Б. Научная теория культуры. — М., 1999.

68. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методол. анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.

69. Маршак A.B. Особенности социальных связей социально-дезориентированной молодежи // Социологические исследования. -1998. -№12.

70. Мельбруд Е. Я, ты, мы. М.: Прогресс, 1987.

71. Михайлова Л.И. Социология культуры. — М., 2004.

72. Молодежь России: Социальное развитие / Под ред. В.И. Чупрунова. — М., 1992.

73. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1979.

74. Мугиль Ю.В. Некоторые аспекты социального конфликта и условия его стабилизации. Социальное образование, социальная работа на селе: Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001. — 136 с.

75. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.

76. Наурузова Г.Р. Ценностные ориентации студентов ВУЗ-ов как средство социализации // Материалы научно-практическойконференции «Современные процессы в российской социологии, экономике, исторической науке», Кизляр, 2009. — 214 с.

77. Неновски Н. Право и ценности. М., 1987.

78. Нечаев В.Я. Социология образования. Курс лекций. М., 1998.84,Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. —1. М., 1994.

79. Павленок П.Д. Социология: Избранные работы 1991 2003 гг. / П.Д. Павленок. - М.: Издательско —торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 298 с.

80. Панькова И.И. Духовно-нравственное воспитание лицеиста (социально-философский анализ) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. - № 6. - С. 28-31.

81. Петрова Т.Е. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления. СПб.: «Бельведер», 2000.

82. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

83. Подопригора A.C. Развитие человека в глобализирующемся мире // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. - № 6. - С. 42-45.

84. Протоиерей Евгений Шестун. Православная педагогика. М., 2001.

85. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1981.

86. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. -№5.

87. Саралиева З.Х. Социология тендерных отношений: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

88. Сергеев В. Молодежь и город: лицом к лицу. — М., 2002.

89. Слуцкий Е.Г. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования. СПб.: «БИС-принт», 2002.

90. Смирнов П. К. Социализация личности в современном социуме. — М., 2005. 126 с.

91. Социология образования: Учебное пособие. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005.-320 с.

92. Столяренко Е.В. Проблема молодежного радикализма в России // Теория и практика общественного развития. -2010. -№ 2. — С. 244248.

93. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. М.: Изд-во СГУ, 2007. — 49 с.

94. Теория культуры: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. 592 с.

95. Тощенко Ж.Т. Социологические исследования. 2006. - № 4 (264).

96. Топилина Е.С.Особенности социализации молодого поколения в современной России // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. - №3.

97. Университет среда социализации молодежи // Высшее образование в России. — 2006. - № 10.

98. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. — М.: Изд-во АПН РСФР, 1952. Т. 8.

99. Философия социальных и гуманитарных наук. Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. - 912 с.

100. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

101. Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: ACT: Астрель 2010. - 317 с.

102. Хрестоматия по культурологии: Учеб. Пособие / Г.В. Драч и др.; под ред. Г.В. Драча. Изд. 2-е, перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. -624 с.

103. Чумаков А.Н. Массовая и элитарная культура как продукт глобализации // Россия: многообразие культур и глобализация / Отв. ред. И.К. Лисеев. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - С. 306-330.

104. Чумачева P.M. Культурологичекий подход к социальному развитию ребенка // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2006.-№9.-С. 24-30.

105. Чупров В.И. Социализация молодежи в посткоммунистической России // Социально-политический журнал. 1996. - № 6.

106. Чучин-Русов А.Е. Конвергенция культур. — М., 1997. 40 с.

107. Щепанская Т.Е. Процессы ритуализации в молодежной субкультуре // Советская этнография. — 1988. № 5.

108. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе: философские проблемы. Красноярск, 1991.

109. Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980.-450 с.

110. Смит Энтони. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Приксис, 2004. -464 с.

111. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. — Л.: Наука, 1985.

112. Шубкин В.Н. Начало пути: Проблемы молодежи в зеркале социологии и литературы. М.: Молодая гвардия, 1979.

113. Щепанская Т.Б. Процессы ритуализации в молодежной субкультуре // Советская этнография. 1988. - № 5.J

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.