Природно-онтологические и социокультурные основания феномена здоровья тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Киселёв, Николай Николаевич

  • Киселёв, Николай Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 152
Киселёв, Николай Николаевич. Природно-онтологические и социокультурные основания феномена здоровья: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Чебоксары. 2009. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Киселёв, Николай Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПРИРОДНАЯ СРЕДА - ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

1.1. Природная среда - субстанциональное основание здоровья человека.

1.2. Социоприродные основания жизнедеятельности общества.

1.3. Объективация сознания в индивидуальном здоровье.

ГЛАВА II. КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ, КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ЦЕНТР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Социокультурная детерминация феномена здоровья.

2.2. Историософичность бытия культуры здоровья в России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Природно-онтологические и социокультурные основания феномена здоровья»

Актуальность темы исследования. Распространённым представлением о здоровье является понимание его как некой данности, полученной от бога, природы, родителей, которой можно пользоваться как материальным предметом, испытывая лишь неудобства от несоответствия потребностей «пользователя» с реальными возможностями. Повседневный смысл и значение понятия здоровья воспринимаются на уровне ощущений как отсутствие дискомфорта и болезней. В практической медицине такой подход проявляется в изменении следствия, а не на устранение причины, что приносит эффект временного облегчения и свидетельствует о необходимости всестороннего осмысления проблемы, современной интерпретации дефиниции здоровья. Объективации позитивного процесса мешают сложившиеся стереотипы, в соответствии с которыми проблемами здоровья занималась исключительно медицина, хотя объективно к этой сфере человеческого познания в большей степени относится «патология здоровья». Сложный междисциплинарный характер проблемы обоснования дефиниции «здоровья», её теоретическая и прикладная направленность, исследуемые медициной, биологией, антропологией, психологией, социальной философией, отражают лишь часть сложившейся ситуации. Дефиниция здоровья оказывается интерпретированной более чем в двух сотнях определений и понятий, неполно отвечающих запросам и требованиям современного социума. Это стало особенно очевидным на фоне достижений научно-технического прогресса, когда мировое сообщество столкнулось с тотальным ухудшением здоровья населения как результатом резкого изменения качественно-количественного соотношения биосферы и техносферы, изменением ценностей, значимостей и смыслов в современном человеческом социуме. В диссертационном исследовании дефиниция феномена здоровья рассматривается как отражение степени свободы и зависимости живой системы от внешних и внутренних факторов равновесного существования этой системы.

Актуальность исследуемой темы обусловлена не только необходимостью теоретико-методологического осмысления проблемы как природно-онтологической и социокультурной, но и духовно-нравственным кризисом современного российского общества. Во многом обусловленный резким изменением духовного поля социума, ломкой привычных стереотипов поведения, образа жизни, мышления, мировоззрения, менталитета. Социальные, экономические и экологические проблемы современности в условиях глобального кризиса обусловили и усилили актуальность «здоровья», «здорового образа жизни», «культуры здоровья», вскрыли их сложный характер и связь с субстанциональными категориями бытия такими, как «природа», «жизнь», «сознание», «культура», «общество». Следует также отметить, что природно-онтологические проблемы бытия напрямую связаны с философскими вопросами о «смысле жизни» и «мировоззрением». Важной частью теоретического осмысления проблемы, как итоговой формы познания действительности в её практическом использовании становится интегрированное определение феномена «здоровье» в контексте обеспечения устойчивой жизнедеятельности общества и индивида на всех уровнях существования. Социально-философская рефлексия позволяет понять роль онтологического и аксиологического аспектов феномена «здоровье» в едином эволюционно-историческом процессе. Ретроспективное рассмотрение генезиса проблемы здоровья позволило реконструировать динамику пространственно-временных изменений для прогнозирования событий и сохранения динамического равновесия биосферы как необходимого условия существования жизни на Земле.

Следует выделить вопрос «духовной детерминации здоровья» как важное и малоизученное направление в исследовании. Это в значительной степени связано с уровнем развития сознания и культуры общества, уровнем образованности - степенью свободы и ответственности. Известный философ русской эмиграции И.А. Ильин писал: «Истинному патриоту драгоценна не просто сама жизнь, «жизнь народа» и не просто «жизнь его в довольстве», а жизнь, подлинно духовная и духовно-творческая, и потому, если он когда-нибудь увидит, что народ его утоп в сытости, погряз в служении мамону и от земного обилия утратил вкус к духу, волю и способность к нему, то он со скорбью и негодованием будет помышлять о том, как вызвать духовный голод в этих сытых толпах падших людей».1 Бездумное подражательство и унификация духовно-нравственных ценностей по западному образцу стало причиной их деформации и деградации, породившее глобальный системный кризис, охвативший многие страны мира. Принятое за идеальный эталон взаимоотношений общества с окружающим миром западное мировоззрение на практике проявилось в упрощении взаимодействия человека с природой, которая воспринимается как сырьё для получения прибыли. Значительное обострение актуальности проблемы «жизни» и «здоровья» происходит в настоящий момент развития человеческого общества, когда на фоне развития технических достижений приходит понимание абсурдности такого варианта в развитии земной цивилизации. Иллюзорность ценностей потребительского общества, сопутствовала появлению и развитию производства, направленного на получение прибылей, что ведёт к снижению природно-онтологической и социокультурной устойчивости бытия социума и «здоровья» индивида на разных уровнях. Главный вывод об абсурдности развития по такой модели прост: смысл любого производства теряется, если в результате его деятельности разрушается биосфера, ухудшается здоровье, исчезает сама жизнь. В связи с этим представляют интерес влияние «мировоззрения» на феномен «здоровья»,

1 Ильин И.А. Собр. соч. в Ют., М., «Русская книга», 1993.Т.1. С. 185. аксиологический аспект проблемы способствует формированию «смысла жизни» у человека. Неуловимая идеальность проблемы создаёт иллюзию её незначительности, превращая при этом человека в часть механизма, функцию (социальную, психическую, производственную, политическую и т.д.). Люмпенизированные модели «мировоззрения» пагубно влияют на существование современного социума. Эмпирический уровень их реальной действенности, в силу своей специфики, способен воспринимать только текущее время, что значительно снижает установление причинно-следственных связей в объективном понимании целостности окружающего мира, всепроникающей связи атрибутов материи - энергии, вещества и информации. Привлекательное материальное благополучие, ставшее «смыслом жизни», не избавило от болезней, болеть стали даже больше. Социально-философский анализ проблемы способен интегрировать исследования многих частных направлений науки для создания современной концепции здоровья.

Степень разработанности проблемы. В социальной философии различные аспекты проблем феномена «здоровье» находят всё более широкое освещение. Однако его природно-онтологический и социокультурный анализ должного внимания не находил. Глобальный многоуровневый кризис показывает, что успешное решение этой проблемы невозможно без современных социально-философских подходов. Широкий спектр междисциплинарных вопросов отразил реальную сложность проблем взаимодействия и адаптации человека с окружающим миром. Категориально-понятийный аппарат и методология исследования основаны на использовании первоисточников из разных направлений научной мысли.

Для освещения проблемы эволюции биосферы и социокультурного развития общества автор опирался на труды П. Гольбаха, Ф. Энгельса, А.И. Герцена, В.И. Вернадского, A.JI. Чижевского, С.И. Вавилова, В. Дильтея, М. Руттена. В работах П. Тейяра де Шардена, П.В. Алексеева, A.A. Гангуса, Р.Ф. Флинта, М.М. Камшилова, Ю.В. Олейникова обосновано значение природно-онтологической субстанциональности в развитии жизни индивида и социума. Методологический, естественно-философский и мировоззренческий аспекты категории «природы» освещены в работах A.B. Ахутина, Р.Ф. Абдеева, Ю.П. Кулькова. Актуальность обоснования междисциплинарной интеграции идеи здоровья отмечают А.Г. Бусыгин, Л.В. Васин, Ю.В. Хен.

Теоретической базой для анализа роли сознания в здоровье индивида стали работы К. Гельвеция, Г. Гегеля, В.М. Бехтерева, 3. Фрейда, А.Н. Северцова, Л.С. Выготского, K.P. Мегрелидзе, Э.З. Феизова, А.Н. Леонтьева, А.И. Яковлева. Проблемы эволюции техносферы и взаимоотношения общества с природной средой осмыслены в работах отечественных и зарубежных философов Э. Фромма, H.A. Бердяева, О. Шпенглера, X. Ортега-и-Гассета, К. Ясперса, В.М. Розина, Э.С. Демиденко. Культурологический и нравственно-этический аспект проблемы «здоровья» представлен в работах Н.Я. Данилевского, JI.H. Гумилёва, А. Швейцера,

A.Д. Тойнби, О. Тоффлера, B.C. Барулина, Г.М. Пурынычевой, A.B. Маслихина,

B.Н. Дёмина, В.В. Владимирова, Р.В. Михайловой. Медицинский аспект проблемы здоровья содержится в работах Г.И. Царегородцева, В.Е. Сергеевой, B.JI. Сусликова.

В диссертационной работе сделана попытка обобщить опыт формирования «культуры здоровья» в социокультурной истории человечества на основе трудов A.A. Игнатенко, В.В. Орлова, Тань Аоуан, Е.В. Новикова, Ю.В. Бромлея, Р.Г. Подольного, Г.Э. Ахтямовой и других авторов. Вместе с тем интегрированный целостно-системный подход к проблеме феномена «здоровья» через природно-онтологические и социокультурные основания остаётся малоизученным.

Объектом исследования являются природно-онтологические и социокультурные основания феномена здоровья.

Предмет исследования — феномен «здоровье» в контексте синкретичности субстанционального природно-онтологического и социокультурного оснований бытия человека.

Целью диссертационного исследования является философское обоснование природно-онтологических и социокультурных основ здоровья личности и общества.

Достижение цели конкретизировалось в постановке следующих задач исследования:

- разработать методологию исследования природно-онтологического и социокультурного аспектов феномена «здоровья»; обосновать дефиницию понятия «здоровья» как универсального социального интеграла, определяющего многообразие, синкретизм природно-онтологических и социокультурных форм бытия человека и общества;

- раскрыть природно-онтологическую и социокультурную имманентность здоровья человека в биосоциальном бытии общества, выявить механизмы его трансформации;

- исследовать закономерности и особенности развития «культуры здоровья» в социальном пространстве России.

Методологическая база исследования. Междисциплинарный характер исследования предопределил обращение к самому широкому кругу научных и литературных источников: к трудам классической и современной, мировой и отечественной философии, работам социологов, историков, этнографов, физиологов, культурологов, биологов, физиков и медиков.

Положения диссертационной работы основываются на принципах материалистической диалектики, представлениях общей теории жизни и теории организованных систем. Использовались методы единства объективного и субъективного, эволюционного и исторического, принципы конкретного исторического анализа феномена здоровья, связи и взаимообусловленности индивидуального и социального здоровья в рамках экономического, духовно-нравственного и культурного процессов. В диссертации сделана попытка интегрировать достижения социальной философии, истории, биологических и медицинских наук, культурной и социальной антропологии, применены принципы многоуровневой диалектики. Положительные результаты позволили использовать детерминизм, синтез деятельностного, культурологического и аксиологического подходов, метод реконструкции и феноменологической редукции. Применение ретроспективно-хронотопического подхода позволило лучше понять и оценить сложную динамику следствий и событий в ходе эволюции природы и антропосоциогенеза.

Научная новизна работы и теоретическая значимость исследования.

1. Методологический анализ феномена «здоровье» на основе системно-структурного, деятельностного и историко-культурологического подходов позволил выявить связь природно-онтологического и социокультурного аспектов динамического равновесия феномена «здоровье» в пределах системной целостности организма.

2. В результате исследования сформулировано и обоснована дефиниция категории «здоровье» как природно-онтологического и социокультурного феномена, который характеризуется единством и динамичным равновесием системы, отражающей степень её свободы и зависимости от внешних и внутренних факторов гармоничного существования этой системы.

3. Выявлена природно-онтологическая и социокультурная связь феномена «здоровье» с атрибутами материи - энергией, веществом и информацией, показано её значение в формировании мировоззрения личности и развитии здорового общества.

4. Исследованы механизмы и генезис здоровья человека в российском социуме на основе принципов конкретности и историчности позволивших установить взаимопроникновение природно-онтологических и социокультурных оснований бытия человека, важную роль сознания в формировании «культуры здоровья».

В результате проведенного исследования обосновываются следующие положения, выносимые на защиту:

1. Здоровье - природно-онтологический и социокультурный феномен сложноорганизованной формы движения материи, которой являются человек и его социум, характеризующиеся единством и динамическим равновесием качественно-количественных соотношений эндогенности и экзогенности своего бытия.

2. Индивидуальная форма категории «здоровье» как степень свободы и зависимости системы, от внешних и внутренних факторов её динамического существования в природно-онтологическом и социокультурном аспектах бытия.

3. Механизмы трансформации феномена «здоровье» в природноонтологическом и социокультурном пространстве бытия человека: посредством мотиваций, потребностей, ценностей и социального опыта.

4. Культура здоровья в России - результат многовекового развития человека в особых природно-климатических и социокультурных условиях, детерминированных духовно-нравственными ценностями, вековым опытом коллективного выживания, образом жизни народов.

Научно-практическая значимость исследования. Концептуальные положения диссертационной работы создают предпосылки для объективного анализа социального значения феномена здоровья в жизни российского общества, находящегося в состоянии поиска устойчивых представлений онтологического порядка, позволяющих успешно развиваться и интегрироваться в реальности современного мира. Диссертант изложил свое понимание этих проблем. Научные результаты имеют практическое значение в осмыслении дискуссионных проблем междисциплинарного и социально-философского знания. Идеи диссертационной работы могут представлять интерес при выработке концепции здорового образа жизни современной молодёжи, семьи, общества.

Основные положения исследования могут быть использованы в вузовских курсах философии по темам: «Философский смысл бытия», «Происхождение и сущность сознания», «Философская антропология», «Глобальные проблемы современности», а также в курсах «Культура бизнеса», «Этика», «Эстетика», «Этнография», «Экономика», «Экология человека» и «Экологическая этика».

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены на аспирантских и методических семинарах кафедры философии Марийского государственного технического университета. Материалы работы нашли отражение в опубликованных научных статьях автора, учебно-методических комплексах, тезисах и докладах на научных и о научно-методических конференциях (Йошкар-Ола, 2005 - 2008; Москва, 2005; Оренбург, 2006; Чебоксары, 2006, 2007). Апробация идей диссертантом осуществлялась в ходе преподавания курса философии в МарГТУ (20052008гг.), при разработке и чтении спецкурсов «Экология человека» и «Экологическая этика».

Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры философии Марийского государственного технического университета, на расширенном заседании кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.

Структура диссертации определена целью и задачами работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы, включающего 234 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Киселёв, Николай Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные представления о проблемах здоровья всё более обретают системный подход, многоуровневую сложность которого во многом ещё предстоит осмыслить, но уже сегодня становится очевидным, что здоровье человека во всех его аспектах и проявлениях тесно связано с природно-онтологическими основаниями существования и в неменьшей степени с пространством его социально-культурного бытия. Среди проблем современного российского общества, связанных со здоровьем можно выделить несколько:

1) изменение естественных качественно-количественных соотношений в планетарном круговороте вещества, энергии и информации;

2) интенсивное развитие техногенной среды обитания, основанное на ценностях потребительского общества, не учитывающего законы природы;

3) отсутствие ясного понимания онтологических и социокультурных основ феномена жизни и, как следствие, понимание здоровья;

4) пренебрежительное отношение к этическим нормам в отношениях человека с природой, человека с обществом и на международном уровне.

Современные реальности существования требуют предельно ясного понимания дефиниций здоровья и жизни. Это означает также определение оптимальных параметров существования и развития, представляющих собой разные уровни сложности и организации систем и подсистем во времени и пространстве. В противном случае, мы имеем прецедент, обрекающий современную человеческую цивилизацию на блуждание в потемках интуитивно-эмпирических представлений во взаимоотношениях природно-онтологического и социально-культурного оснований бытия человека. H.H. Страхов, указывая на интерпретацию фактов, характерную для науки, отмечал, что: «Главное в ней та мысль, с которою мы смотрим на природу, та цель, к которой мы стремимся. Важный факт - значит, что он важен для этой мысли и цели; удивительный факт - значит, что он не подходит под нашу мысль; ничтожный факт - значит, что мы не видим его значения. Поэтому существенная часть науки состоит не в фактах, а во взглядах на факты». Мировоззренческий фактор неизбежно влияет не только на понимание жизни и здоровья, но и на их качество. Часто первопричиной, явной и скрытой, являются гипертрофированные личные потребности и интересы, обоснованные искаженным мировоззрением, отсутствием понимания взаимопроникающих онтологических связей человеческого бытия. Проявление болезненной дисфункции, ведущей к снижению объективного восприятия реального мира в силу завышенной самооценки, снижающей адекватное поведение индивида, и, кроме того, в силу его общественного положения влияет на жизнь социума в целом, увеличивая степень энтропии и непредсказуемости - к снижению здоровья.

В условиях массовой культуры современного мира удовлетворение потребностей, всё чаще искусственных и надуманных, становятся основой целых отраслей производства, смыслом жизни значительных групп населения, заслоняя при этом саму жизнь и коренным образом изменяя её смысл, а значит и здоровье. Осмысление и анализ этих явлений - необходимое условие дальнейшего развития общественных отношений и цивилизации в целом. Неспособность понять и изменяться, отсутствие потребности переходить в состояние недостаточности, нарастание энтропии и снижение уровня организации приводит к снижению уровня здоровья. Это отчётливо видно как на уровне организма, так и общества. Гипертрофированные органы индивида снижают его жизнестойкость, то же самое происходит в случае гипертрофированности в обществе, которое со своей иерархией и порядком, культурой, накапливающей и сохраняющей опыт и знания, благодаря целенаправленной трудовой деятельности, смогло значительно повысить порог адаптации. Способность улавливать изменения во многом зависит от природного совершенства органов, но человек способен видеть и предвидеть с помощью виртуальности своего сознания, абстрактных размышлений и конструкций, позволяющих представить весь мир, всю Вселенную. Важным условием формирования человека, его личности и здоровья является свобода. Здоровым и счастливым может быть свободный человек, не обременённый насилием или принуждением. Свобода права на истину, права быть и стать человеком должны стать определяющими. Развитие «культуры здоровья» будет основано на принципах меры в удовлетворении потребностей как проявления высочайшей степени культуры и ответственности. Это единственный путь преодоления, по словам Альберта Швейцера, «культуры безкультурья», основанной на гипертрофированных представлениях потребления. Фактически мы имеем дело с практическим проявлением диалектического закона «качественно-количественных соотношений». Поддержание баланса — этого равновесия, на тонкой черте меры, умеренности является онтологическим смыслом здоровья. Поскольку проблема включает в себя широкий спектр вопросов, область исследования феномена здоровья постоянно будет пополняться новыми знаниями, углубляющими уже имеющиеся представления. Быть здоровым - это не только обязанность культурного человека, это его нормальное состояние, а, значит, во многом результат ответственного сознательного отношения к взаимодействию сложнейших систем макро и микромира, месте человека в мире.

136

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Киселёв, Николай Николаевич, 2009 год

1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. -М.: Владос, 1994. - 334 с.

2. Абульхова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульхова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-299 с.

3. Агаджанян, H.A. Ваша работоспособность сегодня / H.A. Агаджанян, М.М. Горинов, Ю.В. Шевченко. М.: Советская Россия, 1978. - 88 с.

4. Агаджанян, H.A. Резервы нашего организма / H.A. Агаджанян, А.Ю.Катков. -М., 1981.-175 с.

5. Азимов, А. Энергия жизни. От искры до фотосинтеза / А. Азимов. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. - 495 с.

6. Александровский, Ю.А. Глазами психиатра / Ю.А. Александровский. М.: Советская Россия, 1985. -256 с.

7. Алексеев, В.П. Становление человечества / В.П. Алексеев. М.: Полит. Лит., 1984.-461 с.

8. Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика / П.В. Алексеев, A.B. Панин. М.: Высшая школа, 1991. - 382 с.

9. Альтернативные пути к цивилизации: монография / под. ред. H.H. Карандина, Ф.В. Коротаева, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынши. М.: Логос, 2000.-368 с.

10. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 64 с.

11. И. Антонов, H.A. Происхождение и сущность сознания / H.A. Антонов. -Иваново, 1959.-372 с.

12. Арсеньев, В.Р. Звери = боги = люди / В.Р. Арсеньев. М., 1991. - С. 12-13.

13. Асланов, И.К. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского / И.К. Асланов//Философия и общество. 2002. - №1. - С. 175,164-180.

14. Ахутин, A.B. Понятие «природа» в античности и в Новое время «фюсис» и «натура» / A.B. Ахутин. М.: Наука, 1988. - С. 13,15, 70, 82, 182, 166.

15. Барулин, B.C. Социальная философия: в 2 ч./В.С. Барулин. М.: МГУ, 1993.-4.1. 334 с. и 4.2. 233 с.

16. Берлинских, В.А. Россия и русские. Крестьянская цивилизация в воспоминаниях очевидцев/В.А. Берлинских. Киров: ГИПП Вятка, 1994. -285 с.

17. Бердяев, H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1993.-382 с.

18. Бердяев, H.A. Русская идея / H.A. Бердяев. М.: ACT. Фолио, 2004. - С. 16,21,213.

19. Беркли, Дж. Сочинения. Сейрис или цепь философских размышлений и исследований / Дж. Беркли. М.: Мысль, 1978. - С. 477.

20. Бестужев-Лада, И.В. Альтернативная цивилизация/И.В. Бестужев-Лада. -М. : Алгоритм, 2003. 444 с.

21. Богорад, В.Б., Краткий словарь биологических терминов / В.Б. Богорад,

22. A.C. Нехлюдов. М., 1963.-236 с.

23. Бойко, В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. СПб.: Питер, 2004. - С. 14.

24. Бромлей, Ю.В. Создано человечеством / Ю.В. Бромлей, Р.Г. Подольный. -М.: Политиздат, 1984.-272 с.

25. Букреев, В. Проблема человека в современной философской антропологии /

26. B. Букреев //Вестник РФО. 2006. - №3. - С. 48,49,50.

27. Бусыгин, А.Г. Закон сохранения здоровья здорового человека / А.Г. Бусыгин. А.Л. Бусыгина // Вестник РФО. 2004. - №3. - С. 89-91.

28. Бусыгин, А.Г. Спираль потребностей как основа теории здоровья здорового человека / А.Г. Бусыгин, А.Л. Бусыгина. Самара. - С. 1-17. <desmoecology.narod.ru>.

29. Бэкон, Ф. Вторая часть сочинения называемая новый органон, или истинные указания для истолкования природы / Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1978.-С. 7.

30. Вавилов, С.И. Глаз и солнце о «тёплом» и «холодном» свете / С.И. Вавилов,- M.: АН СССР, 1961. С. 5.

31. Васильев, М.В. Современные загадки мироздания / М.В. Васильев. М.: Мысль, 1976.-158 с.

32. Вдовин, А.И. Русские в XX веке / А.И. Вдовин. М.: Олма-Пресс, 2004. -448 с.

33. Веллер, М.И. Всё о жизни / М.И. Веллер. СПб., 2005. - 750 с.

34. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. М.: Айрис-пресс, 2007. - С. 389.

35. Вернадский, В.И. Живое вещество / В.И. Вернадский. М.: Наука, 1978. -С.179,181.

36. Вишняцкий, Л.Б. История одной случайности или происхождение человека/ Л.Б. Вишняцкий. Фрязино: Век-2, 2005. - 240 с.

37. Владимиров, В.В. Смысл русской жизни / В.В. Владимиров. М.: Алгоритм, 2006. - 542 с.

38. Влияние Интернета на сознание и структуру знания/отв. ред. В.М. Розин -М.: ИФРАН, 2004. 239 с.

39. Всемирная энциклопедия: Философия XX век/гл. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов. М.: ACT, Минск: Харвест, Современный литератор, 2002.- С. 456,529.

40. Гайденко, П.П. Проблема рациональности на исходе XX в. / П.П. Гайденко // Вопросы философии. 1991, №6. - С. 3-14.

41. Гангус, A.A. Технопарк юрского периода/А.А. Гангус. М.: Вече, 2006. -478 с.

42. Гарин, И.И. Что такое этика, культура, религия?/И.И. Гарин. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002. - С. 494,498,514.

43. Гегель, Г. Феноменология духа и логика: работы разных лет в 2-х т. Т.2 / Г.Гегель. М.: Мысль, 1973. - С. 5,8,58,90,172.

44. Гельвеций, К. Об уме / К. Гельвеций. М.: Мир книги, 2006. - С. 407,420.

45. Герцен, А.И. Письма о природе / А.И. Герцен // Избранные философскиепроизведения. М.: ОГИЗ гос. изд. полит, лит. 1948. - С. 132,139,154.

46. Гобозов, И.А. Глобализация, стандартизация и шоу / И.А. Гобозов // Философия и общество. 2002. - №3. - С. 126,127,136.

47. Голубева, Э.А. Способность и индивидуальность / Э.А. Голубева. М.: Прометей, 1993.-304 с.

48. Гольбах П.А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного / П. А.Гольбах // Философия и общество. 2002. - №3. - С. 174,178.

49. Гольбах, П.А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного / П. А.Гольбах. М., 1940. - С. 403.

50. Гордеев, A.A. История казачества / A.A. Гордеев. М.: Вече, 2006. - 640 с.

51. Государственный доклад о состоянии здоровья Российской Федерации в 2002 году. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. - С. 12.

52. Грант, В. Эволюция организмов/В. Грант. М.: Мир, 1980. - 407 с.

53. Грант, Дж. П. Философия, культура, технология: перспективы на будущее / Д. Грант // Новая технократическая волна на Западе / сост. П.С. Гуревич. -М.: Прогресс, 1986. С. 153-163.

54. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики / Л.П. Гримак. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с.

55. Гулыга, A.B. Русская идея и её творцы / A.B. Гулыга. М.: Алгоритм, 2003. -446 с.

56. Гумилёв, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилёв. М.: ACT, 2003.-С. 25,29.

57. Гумилев, Л.Н. Этносфера. История людей и природы / Л.Н. Гумилёв. М.: ACT, 2004. - С. 25,27,28,355,357,361.

58. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. М., 1991. С. 91,179,189,266,288.

59. Демаков, Ю.П. История человечества как череда массовых психозов? Ю.П. Демаков // Социальная синергетика и актуальная наука. Потенциал

60. России в глобальном мире: проблема адаптации и развития. Йошкар-Ола, 2007. - С. 56-69.

61. Демиденко, Э.С. Ноосферное восхождение земной жизни / Э.С. Демиденко. Брянск: МАОР, 2003. - 247 с.

62. Демиденко, Э.С. Формирование метаобщества и постбиосферной земной жизни / Э.С. Демиденко. М.: Брянск. ООО Ладомир, 2006. - С. 5,11,12,14.

63. Джахая, Л.Г. Философские основы теории вакуума / Л.Г. Джахая // Философия и общество. 2002. - №1. - С. 90.

64. Дильтей, В. Категории жизни/В. Дильтей // Вопросы философии. 1995. -№10.-С. 129-143.

65. Димер, А. Техника как порождение культуры / А. Димер // Новая технократическая волна на Западе / сост. П.С. Гуревич. М.: Прогресс, 1986.-С. 163-169.

66. Димов, В.М. Философия и социология здоровья / В.М. Димов. -Алматы,1998. 187 с.

67. Длугач, Т.Б. Человек в мире техники и техника в мире человека/Т.Б. Длугач. М.: Политиздат, 1978. - С. 73.

68. Добролюбов, H.A. Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью: полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 3 / H.A. Добролюбов. М.: Художественная литература, 1936. - С. 90-113.

69. Домострой / сост. В.В. Колесов. М.: Советская Россия, 1990. — 303 с.

70. Доскин, В.А. Ритмы жизни / В.А. Доскин, H.A. Лаврентьева. 2-е изд. - М.: Медицина, 1991. - 176 с.

71. Дубровский, Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект: сб. статей / Д.И. Дубровский. М.: ИД Стратегия центр, 2007. - 270 с.

72. Есудиан, С. Йога и здоровье современного человека/С. Есудиан, Э.Хейч. -С.Пб.: Экслибрис, К.: Janus books, 2004. С. 32 с.

73. Ефремов, И.А. Лезвие бритвы: собр. соч. в 6т. Т.4 / И.А. Ефремов. М.:

74. Современный писатель, 1993г. С. 63.

75. Жданов, Ю.А. Пусковая причинность / Ю.А. Жданов // Вопросы философии. 1976. - № 6. - С. 91.

76. Залманов, A.C. Тайная мудрость человеческого организма / A.C. Залманов. 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 320 с.

77. Зиновьев, A.A. Запад/А.А. Зиновьев. М.: Алгоритм, Эксмо, 2007. - 512с.

78. Зиновьев, A.A. Русская трагедия / A.A. Зиновьев. М.: Алгоритм, 2006. -606 с.

79. Зиновьев, A.A. Феномен 80: сб. к 80-летию. М.: Современные тетради, 2002.-С. 18.

80. Золотухина-Аболина, Е.В. Имитация: болезнь общества или его судьба? / Е.В. Золотухина-Аболина. В.Е. Золотухин // Вестник РФО. 2006. - №4. -С. 122-124.

81. Зубков, А.Н. Хатха-йога для начинающих / А.Н. Зубков, А.П. Очаповский. -М.: Медицина, 1991. 191 с.

82. Ильин, И.А. О путях России. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: в 2т. Т.1 / И.А. Ильин. М., 1994. - С. 124,130.

83. Ильин, И.А. О русском национализме: сб. статей / И.А. Ильин. М., 2006. -160 с.

84. Ильин, И.А. Сущность и своеобразие русской культуры / И.А. Ильин. Сост. Ю.Т. Лисица. М.: Русская книга - XXI век, 2007. - С. 22, 24, 25.

85. Казанский, Б.В. В мире слов / Б.В. Казанский. 2-е изд.-СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. - С. 29,33,35,45, 320.

86. Калью, П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация / П.И. Калью. М., 1988. - 220 с.

87. Камшилов, М.М. Эволюция биосферы / М.М. Камшилов. М.: Наука, 1979. -255 с.

88. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Эксмо, 2006. - С. 63,91,102,278.

89. Кантен, Ж.-П. Мутация 2000/Ж.П. Кантен // Новая технократическая волна на Западе / сост. П.С. Гуревич. - М.: Прогресс, 1986. - С. 206-210.

90. Карамзин, Н.М. История государства российского / Н.М. Карамзин. М.: Эксмо, 2004 - С. 991,997,999,1000.

91. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. М.: Эксмо, 2007.-С. 9,15.

92. Карпачевский, JI.O. Зеркало ландшафта/JI.O. Карпачевский. М.: Мысль, 1983.-156 с.

93. Каховский, Д. Постижение хаоса / Д. Каховский // Химия и жизнь. 1992. -№ 8. - С.34-39.

94. Кибернетика живого: Человек в разных аспектах: сборник. М.: Наука, 1985.-176 с.

95. Кирсанова, P.M. Русский костюм и быт XVIII-XIX веков / P.M. Кирсанова. М.: Слово / SLOVO, 2002.-224 с.

96. Киселёв, H.H. Компьютерные игры и здоровье молодёжи / H.H. Киселёв, И.Н. Киселёв // Исторический процесс: истоки, перспективы: межвуз. сб. -Йошкар-Ола, 2005. Вып. 6. - С. 87-103.

97. Киселёв, H.H. Об этических основаниях демографических проблем / H.H. Киселёв // Материалы Всерос. Научн.-практ. конфер. к 75-летию Чувашской гос. сельскохоз. академии. Чебоксары, 2006. - С. 341.

98. Киселёв, H.H. Синкретизм эволюционного равновесия индивида и социума / H.H. Киселёв // Кадровое и научное сопровождение устойчивого управления лесами: состояние и перспективы: тез. докл. междунар. конф. -Йошкар-Ола, 2005. С. 22 - 23.

99. Киселёв, H.H. Феномен гештальтов в психологии здоровья / H.H. Киселёв // Вестн. Чувашского и Марийского отделений РФО. Чебоксары, Йошкар-Ола, 2007.-С. 114-118.

100. Киселёв, H.H. Феномен здоровья в этнокультурной традиции / H.H. Киселёв // Материалы международной научн.-практ. конф. «Философия. Культура. Гуманизм: история и современность»: сб.ст. — Оренбург, 2006. С. 509 - 512.

101. Клике, Ф. Пробуждающееся мышление / Ф. Клике. М.: Прогресс, 1983. -298 с.

102. Клюев, А. Сознательная Эволюция Человека / А. Клюев. М.: Пилигрим-Пресс, 2007. - 848 с.

103. Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа / К.И. Козлова. М.: МГУ, 1978. - 345 с.

104. Корпачёв, В.В. Целебная фауна / В.В. Корпачёв. М.: Наука, 1989. - 189 с.

105. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, A.C. Котова. СПб.: Паритет, 2005.-240 с.

106. ЮЗ.Коэн Р. Социальные последствия современного технического прогресса/Р. Коэн // Новая технократическая волна на Западе / сост. П.С. Гуревич М.: Прогресс, 1986. - С. 210-225.

107. Крикунов, П. Казаки. Между Гитлером и Сталиным / П. Крикунов. М.: Яуза. Эксмо, 2005. - 606 с.

108. Круглый год. Русский земледельческий календарь/сост. А.Ф. Некрылова. -М.: Правда, 1991.-493 с.

109. Кукалев, C.B. Опыты йоги / C.B. Кукалев. СПб.: Питер, 2004. - С. 22,5253,129.

110. Кульков, Ю.П. Мировоззрение в познании природы / Ю.П. Кульков. -Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. 180 с.

111. Лаврентьева, Л.С. Культура русского народа. Обычаи. Обряды. Занятия.

112. Фольклор / JI.C. Лаврентьева, Ю.И. Симирнов. СПб.: Паритет, 2004. - 448 с.

113. Лаптев, И.Д. Испытание разума / И.Д. Лаптев. М.: Педагогика, 1986. - С. 3.

114. Ларичев, В.Е. Сад Эдема / В.Е. Ларичев. М.: Политиздат, 1980. - 398 с.

115. Латыпов, И.А. Методологическая дилемма в исследованиях информационного общества / И.А. Латыпов // Вестник. РФО. 2006. - №1. -С. 137-140.

116. Латыпов, Н. Основы интеллектуального тренинга / Н. Латыпов. СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

117. Левкиевская, Е.Е. Мифы русского народа / Е.Е. Левкиевская. М.: Астрель. ACT, 2005. - 526 с.

118. Линдеман, X. Аутогенная тренировка / X. Линдеман. 2-е изд. - Минск: ООО Попурри, 2002. - 192 с.

119. Лисичкин, В.А. Война после войны: информационная оккупация продолжается / В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин. М.: Алгоритм, 2005. - 411 с.

120. Лихачёв, Д.С. Заметки о русском // Новый мир. 1980. - № 3. - С. 12.

121. Лихачёв, Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / Д.С. Лихачёв. М., 2006. - 336 с.

122. Ломоносов, М.В. О сохранении и размножении российского народа. Для пользы общества / М.В. Ломоносов. М.: Советская Россия, 1990. - С. 154, 172.

123. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. - 67 с.

124. Лосева, O.A. Социальная детерминация исследований языкового общения в XX-XXI вв. / O.A. Лосева, И.А. Новикова // Вестник. РФО. 2006. - №1. -С. 153-156.

125. Лосский, Н.О. Характер русского народа / Н.О. Лосский. М.: Даръ, 2005. -336 с.

126. Мамлеев, Ю.В. Россия вечная / Ю.В. Мамлеев. М.: АИФ-Принт, 2002. -306 с.

127. Мантатов, В.В. Экологическое образование для устойчивого развития / В.В. Мантатов // Вестник. РФО. 2006. - № 4. - С. 136-140.

128. Маркович, Д.Ж. Социальная экология / Д.Ж. Маркович. М., 1991. - 124 с.

129. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии: Т.1. Кн.1. Процесс производства капитала / К. Маркс. М.: Политиздат, 1978. - С. 51,81,188.

130. Маркс, К. Сочинения: Т.23 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1960. - С. 51.

131. Маслихин, A.B. Человеческая жизнь бесценна / A.B. Маслихин, В.Д. Маслихин. Йошкар-Ола, 2006. - 403 с.

132. Маслов, A.A. Другое человечество. Здесь кто-то побывал до нас / A.A. Маслов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 384 с.

133. Матюшин, Г.Н. У истоков человечества / Г.Н. Матюшин. М.: Мысль, 1982.- 144 с.

134. ИО.Мегрелидзе, K.P. Основные проблемы социологии мышления/ K.P. Мегрелидзе. Тбилиси: Мецниереба, 1973, - С. 79.

135. Мединский, В.Р. О русском пьянстве, лени и жестокости / В.Р. Мединский. М.: OJIMA Медиа Групп, 2008. - С. 354-355.

136. Мельников, O.A. Краткий очерк теории эволюции организованных систем / O.A. Мельников. С. 17. <http://masterint-21h.webzone.ru/evolution.htm>

137. Мерзляков, Ю. А. Путь к долголетию / Ю. А. Мерзляков. Минск.: ППК Бел факс, 1994.-400 с.

138. Миллс, С. Теория эволюции: история возникновения, основные положения, доводы сторонников и противников / С. Миллс. М.: Эксмо, 2008. - 208 с.

139. Михайлова, Р.В. Духовность крестьянства России XX века / Р.В. Михайлова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1997. - 219 с.

140. Монтень, М.Опыты в трёх книгах: Т.1. кн. 1-я и 2-я / М. Монтень. М.: Терра, 1996.-С. 106-107.

141. Мэмфорд, JI. Техника и природа человека / Л. Мэмфорд // Новаятехнократическая волна на Западе / сост. П.С. Гуревич. М.: Прогресс, 1986. - С. 225-240.

142. Нарочницкая, Н. Русский мир / Н. Нарочницкая. С-Пб.: Алетейя, 2007. -304 с.

143. Никонов, А.П. Судьба цивилизатора. Теория и практика гибели империй / А.П. Никонов. М.: ЭНАС; СПб.: Питер, 2008. - С. 346.

144. Новотрясов, Н.И. «Царский путь» золотая середина философии православного сознания/Н.И. Новотрясов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006.-160 с.

145. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М.: Русский язык 1975.-С. 485, 549.

146. Олейников, Ю.В. Природный фактор бытия российского социума / Ю.В. Олейников. М., 2003. - С. 23,24,39.

147. Онегов, A.C. Лечитесь травами / A.C. Онегов. М.: Терра, 1997. - 285 с.

148. Онегов, A.C. Русский мёд. Мёд природный целитель / A.C. Онегов. М.: Рипол Классик, 1997.-208 с.

149. Ортега-и-Гасет, X. Запах культуры / X. Ортега-и-Гассет. М.: Алгоритм, 2006.-381 с.

150. Ортега-и-Гассет, X. Размышление о технике / X. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. 1993. - №10. - С. 33-35.

151. Павлов, И.П. Поли. Собр. Соч. / И.П. Павлов. М.: Изд-во. АНСССР, 1951. - Т.З, Кн.2. - С. 188.

152. Петленко, В.П. Философские проблемы медицины / В.П. Петленко, A.C. Попов. Л., 1978. - 201 с.

153. Попов, В.П., Критика энергетической концепции сознания / В.П. Попов, Н.В. Крайниченко // Вестник. РФО. 2006. - №4. - С. 101- 102.

154. Пригожин, И. Порядок из хаоса: новый диалог с природой/И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. -431 с.

155. Пурынычева, Г.М. Духовность как социокультурный феномен /

156. Г.М. Пурынычева // Общество и история / отв. ред. B.JI. Горбашов: сб. статей Йошкар-Ола, 1998. С. 30-34.

157. Пурынычева, Г.М. Проблемы национализации веры / Г.М. Пурынычева // Исторический процесс истоки, перипетии перспективы: Межвуз. сб. Йошкар-Ола, 1999. С. 96-104.

158. Пурынычева,Г.М. Сущность и истоки русской духовности / Г.М. Пурынычева. М., 1999. - 430 с.

159. Пырин, А.Г. Природная среда (социально философский анализ) / А.Г. Пырин. -М., 2004. 164 с.

160. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. М.: Полит, лит., 1991.-287 с.

161. Рогов, А.П. Мир русской души, или история русской народной культуры /

162. A.П. Рогов. М.: Терра - книжный клуб, 2003. - С. 340,342 с.

163. Родзинский, Д.Л. Небытие и бытие сознания в ранних формах индийской, китайской и греческой философии / Д.Л. Родзинский. М., 2006. - 280 с.

164. Роднова, H.H. Сознание и его объективные проявления / H.H. Роднова // Вест. РФО. 2006. - №4. - С. 99-100.

165. Розин, В.М. Психология личности (концепции, проблемы, генезис) /

166. B.М. Розин. Елец: ГУ им.Бунина, 2004. - 246 с.

167. Розин, В.М. Философия техники / В.М. Розин. M.: Nota bene, 2001. - 456 с.

168. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г.В. Осипова. М.: Изд. группа «НОРМА - ИНФРА-М», 1999. - 532 с.

169. Русская идея : сб.произведений. рус. мыслителей/сост. Е.А. Васильев. М.: Айрис-пресс, 2004. - 512 с.

170. Русский индивидуализм: сб. работ русских философов XIX-XX веков. М.: Алгоритм, 2007. - 285 с.

171. Русский мир: сб. М.: Эксмо, СПб.: Terra Fantastica?, 2003. - 864 с.

172. Руттен, М. Происхождение жизни / М. Руттен. М.: Мир, 1973. - С.71,70.

173. Савельев, Е.П. Древняя история казачества / Е.П. Савельев. М.: Вече, 2005.-429 с.

174. Сапронов, П.А. Русская культура 1Х-ХХвв. / П.А. Сапронов. СПб.: Паритет, 2005. - 704 с.

175. Северцов, А.Н. Собр. соч. Т. 3. - M-JL, 1945. - С. 306.

176. Северцов, А.Н. Эволюция и психика / А.Н. Северцов. М., 1922. - С. 40.

177. Семёнов, Ю.И. На заре человеческой истории / Ю.И. Семёнов. М.: Мысль, 1989.-318 с.

178. Семёнова, А.Н. Секреты Домостроя / А.Н. Семёнова. СПб.: Невский проспект, 2000. - 184 с.

179. Симонов, П.В. Избранное: в 2-х т. / П.В. Симонов. Т.1. - М., 2004. - С.297.

180. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. М., 1981. - 215 с.

181. Синявский, А. Д. Иван-дурак: очерк русской народной веры / А.Д. Синявский. М.: Аграф, 2001. - 464 с.

182. Сколимовски, X. Философия техники как философия человека / X. Сколимовски / Новая технократическая волна на Западе / сост. П.С. Гуревич. М.: Прогресс, 1986. - С. 240-250.

183. Словарь философских терминов / ред. В.Г. Кузнецов М.: ИНФРА-М, 2005. - 729 с.

184. Смирнов, Д.Н. Нижегородская старина / Д.Н. Смирнов. Н. Новгород. Нижегородская ярморка, 1995. - 604 с.

185. Спиноза Б. Избранные произведения. Трактат об усовершенствовании разума /Б. Спиноза. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -281 с.

186. Спиноза, Б. Избранное. / Б. Спиноза. Ростов-на-Дону, 1998. - 608 с. -(Серия выдающиеся мыслители)

187. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза // Избранные произведения: в 2т. М., 1957. -Т.1.-455 с.

188. Спиркин, А. Сознание и самосознание / А. Спиркин. М.: Политиздат, 1972. - 303 с.

189. Страхов, H.H. Мир как целое / Н. Страхов. М.: Айрис-пресс, 2007. - С. 5.

190. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура/Э.Б. Тейлор. М.: Полит, лит., 1989. — 572 с.

191. Тойнби, А. Дж. Постижение истины / А. Дж. Тойнби. М.: Арис Пресс,2006. - 637 с.

192. Тоффлер, О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе / сост. П.С. Гуревич. М.: Прогресс, 1986. - С. 250-276.

193. Тоффлер, О. Раса, власть и культура // Новая технократическая волна на Западе / сост. П.С. Гуревич. М.: Прогресс, 1986. С. 276-289.

194. Умом и сердцем: Мысли о воспитании: сборник. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 368с.

195. Урсул, А.Д. Информация / А.Д. Урсул. М.: Наука, 1971. - 295 с.

196. Феизов, Э.З. Философский анализ психофизической проблемы / Э.З. Феизов. Чебоксары: ООО Виктор М, 2001. - 412 с.

197. Феномен человека. Антология. -М.: Высш. шк., 1993. 400 с.

198. Философия здоровья: сб. статей. М., 2001. - 242 с.

199. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев и др. М., Советская энциклопедия, 1983. — С. 622.

200. Флинт, Р. История Земли / Р. Флинт. М: Прогресс, 1978. - 355 с.

201. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли: собр. соч. в 4-х т. Т. 3 (1) / П.А. Флоренский. М., 2000. - С. 256-257.

202. Фолсом, К. Происхождение жизни / К. Фолсом. М.: Мир, 1982. - С. 74, 75.

203. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 1990.-448 с.

204. Фрейд, 3. Я и Оно. По ту сторону удовольствия / З.Фрейд. М., Харьков: Эксмо. Фолио, 2006. - 711 с.

205. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: ACT. 2004. - 571с.

206. Фромм, Э. Здоровое общество / Э. Фромм. М.: ACT. 2005. - С. 21,30,73,77,87,155,259,314, 405.

207. Фромм, Э. Искусство любить. Душа человека / Э. Фромм. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИЕЛЬ, 2007. - 602 с.

208. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. М.: ACT, 2004. - С. 336.

209. Фромм, Э. Человеческая ситуация / Э. Фромм. М.: ACT, 1995. - С. 132.

210. Хайдеггер, М. Вопрос о техиике/ТНовая технологическая волна на Западе / сост. П.С. Гуревич. -М.: Прогресс, 1986. С. 45-67.

211. Хайек Ф.А. Дорога к рабству / Ф.А. Хайек // Вопросы философии. 1990. -№10.-С. 145.

212. Хоскинг, Дж. Россия и русские. Взгляд Запада на Россию/Дж. Хоскинг. -М., 2003. Кн. 1.-С. 29.

213. Хрусталёв, Ю.М. Нравственность императив демографической безопасности / Ю.М. Хрусталёв //Вестник РФО. - 2006. - №4. - С. 128-133.

214. Хруцкий, К.С. Биокосмология университетская наука индивидуального здоровья человека / К.С. Хруцкий. - Великий Новгород: Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 259 с.

215. Чаадаев, П.Я. Апология сумасшедшего // Из Русской думы. М., 1955.Т.1. -С. 62.

216. Человек и природа в духовной культуре Востока/отв. ред. Л.С. Васильев. -М.: ИВ, РАН, Крафт, 2004. 573 с.2Ю.Чепурной, И.П. Питание и здоровье человека/И.П. Чепурной. М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и К0», 2003. - С. 19,21.

217. Чесноков, Д. И. О структуре исторического материализма // Вопросы философии. 1963. - №7. - С. 147.

218. Чижевский, А.Л. Земля в объятьях Солнца/А.Л. Чижевский. М.: Эксмо, 2004. - 928с.

219. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности / В.Д. Шадриков. М.: Логос, 1999.- 199 с.

220. Шамбаров, В.Е. Казачество. История вольной Руси / В.Е. Шамбаров. М.: Алгоритм. Эксмо,2007. - 686 с.

221. Шарден, де Тейяр. Феномен человека. Вселенская месса / Тейяр де Шарден. М.: Айрис пресс, 2002. - С. 35,37,59,64,47.

222. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер; пер. с нем.; сост. и поел. A.A. Гусейнова; общ. ред. A.A. Гусейнова и М.Г. Селезнева. М.: Прогресс, 1992. - С. 44,49,50,54,56,65.

223. Шишкина, В.И. История русской философии. XI нач. ХХвв. / И.В. Шишкина, Г.М. Пурынычева. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 1997. - 264с.

224. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. М.: Просвещение, 1992. - С. 41.

225. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопегауэр. Минск: Харвест, 2005. - С. 819.

226. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. М.: Эксмо, 2006. - С. 59,60,387.

227. Штеренберг, М.И. Физическая сущность жизни и начала теории организованных систем / М.И. Штеренберг. М.: ООО Новый век, 2003. -С.58.

228. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг / Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1978. - С.38, 55.

229. Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс. М.: Полит, лит., 1969. - С. 20,51,144,153, 264, 268, 270.

230. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. -М.: Политиздат, 1978. С. 55-56.

231. Югай, Г.А. Антропосоциогенез: философские и психологические аспекты/Г.А. Югай. М.: Знание, 1982. - С. - С. 8,25,57,58. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология»; № 2).

232. Югай, Г.А. Общая теория жизни / Г.А. Югай. М.: Мысль, 1985. - С. 57,108,252.

233. Юнг, К.Г. Матрица безумия. Аффект цивилизации / К.Г. Юнг. Пылающий разум / М. Фуко. М: Эксмо, 2007. - 384с.

234. Яковлев, А.И. Энергетическая природа сознания / А.И. Яковлев. М.: ООО1. Интерлайн, 2007. 196с.

235. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе/В.А. Ясвин. М.: Смысл, 2006. - С. 24.

236. Ясперс, К. Истоки истории и её цель / К. Ясперс. М.: АН СССР, 1991. - С. 188,189.

237. Wissenschaft und Menschheit Fasslich und Exakt über das wichtigste in der Weltwissenschaft. Urania- Verlag. - M.: Verlag Snaniye, 1981. - 400s.

238. Hubbard, Ron L. Dianetik. Die moderne Wissenschaft der geistigen Gesundheit genf: Ariston Verlag, 1979. 477s.

239. Sozialismus. Technik. Fachliteratur. Samme lanl zu einigen Problemen des wissenschaftlichtechnischen Fortschritts, der Technik und der technischen Fachliteratur in den Arbeit von Marks, Engels und Lenin. Leipzig: VEB Fachbuchverlag, 1974.-256s.

240. Strukturelle Evolution und das Weltsystem. teorien Sozialstruktur und evolutionäre Entwiklungngen/hrsg. Vorlag. Preyer. Fr. Am Mein: Suhrkamp, 1998.-428s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.