Проектирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Новикова, Татьяна Алексеевна

  • Новикова, Татьяна Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Великий Новгород
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 193
Новикова, Татьяна Алексеевна. Проектирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Великий Новгород. 2004. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Новикова, Татьяна Алексеевна

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров

1.1. Дизайн как междисциплинарный феномен

1.2. Концептуальные основы проектирования творческого образовательного пространства

1.3. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов в профессиональной подготовке дизайнеров

Выводы по главе

Глава 2. Экспериментальное моделирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете

2.1. Организационно-педагогические условия подготовки дизайнеров на специализированном факультете в структуре университета

2.2. Модель творческого образовательного пространства профессиональной подготовки дизайнеров в университете

2.3. Качественные характеристики подготовки дизайнеров в университете на примере специализации 052403 - Дизайн костюма)

Выводы по главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проектирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете»

Актуальность исследования. Современному этапу общественного развития присущи позитивные изменения в социально-экономической сфере, влекущие за собой повышение требований к образованию, его уровню и качеству. В связи с этим возникает острая необходимость в такой системе подготовки специалистов, которая могла бы быстро и адекватно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка.

Для системы высшего образования характерен переход в иное качественное состояние, сопровождаемый интегративными процессами в мировом культурно-образовательном пространстве. Выделяется главный акцент - личностная ценность образования, индивидуально мотивированное отношение человека к собственному образованию. Современное образование призвано не только удовлетворять образовательные запросы общества - решать проблему становления и воспитания профессионально компетентного специалиста, но и предоставлять человеку возможность свободного выбора индивидуальных образовательных траекторий, соответствующих его способностям и познавательным потребностям.

В последнее время трактовка образования через образ культуры, воплощаемый в образованном «человеке культуры», привлекает внимание к дизайнерскому образованию. Именно в этой сфере происходит обеспечение трансляции культурного, прежде всего художественного, опыта и воспроизводство творческого потенциала общества. В силу своей специфики дизайнерское образование гибко реагирует на изменения в обществе, ориентируясь на непрерывный прогресс во всех сферах: науке и технике, экономике и политике, культуре и уровне жизни.

Круг проблем и теоретических предпосылок настоящего исследования очерчен многоаспектностью дизайна как исторического и социокультурного феномена. В этом ракурсе дизайн рассматривается в трудах Ж.Бодрийяра, Г.Г.Гайворонского, В.Л.Глазычева, К.Кантора, М.А.Коськова, Г.Н.Лолы, Т.Мальдонадо, М.Хайдеггера и др.

Цели, логика, содержание и методы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе детерминированы спецификой деятельности дизайнера в профессиональной сфере. В нашем исследовании мы рассматриваем дизайн как особый вид проектной деятельности, основной частью которой является художественно-проектное творчество. Мы опираемся на совокупность теоретических положений по проблемам обучения творчеству и формированию творческой личности (Г.С.Альтшуллер, Т.А.Барышева, М.А.Верб, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.И.Красило, Б.М.Неменский, Г.К.Селевко, Б.Д.Эльконин, А.С.Шведерский, И.С.Якиманская и др.); концепции обучения художественному проектированию и формирования индивидуального стиля деятельности (Б.Г.Бархин, Р.Бофилл, П.Е.Решетников, Е.А.Розенблюм, А.В.Степанов, И.Г.Фихте и др.).

Уровень эстетических потребностей современного человека предъявляет высокие требования к продукту дизайнерской деятельности и влечет за собой поиск новых проектных решений, учитывающих предшествующий социокультурный опыт, но опирающихся на достижения науки в области новых технологий. Быстрая смена эстетических потребностей, достижения науки и техники ориентируют профессионала на стратегию «опережения» хронологического времени. Такой подход к решению профессиональных дизайнерских задач вызывает необходимость пересмотра методов и условий профессиональной подготовки дизайнеров, выработки гибких и легко адаптируемых к изменяющимся условиям педагогических технологий. Особое внимание в учебно-образовательном процессе уделяется формированию социально-активной творческой личности, способной к самостоятельной, творчески продуктивной художественно-проектной деятельности.

Изучение и обобщение опыта работы российских вузов дает нам основание утверждать, что сегодня процесс подготовки специалистов дизайнеров широко осуществляется в различных типах высших учебных заведений - специализированных художественных, гуманитарных, технических вузах. Этому способствует ряд причин: рассмотрение и признание проектных возможностей дизайна в контексте развития культуры; активное развитие практики дизайна, вхождение дизайна во все сферы жизнедеятельности человека; позитивный зарубежный опыт включения дизайна в образовательные программы разного уровня. Осуществление учебно-образовательной деятельности по подготовке дизайнеров вне структуры специализированных художественных вузов требует разработки научно обоснованной стратегии и тактики для факультетов и кафедр, занимающихся профессиональной подготовкой в этой области.

Опираясь на современные исследования, посвященные теории и практике дизайна и дизайнерского образования (С.М.Михайлов, Ю.В.Назаров, А.Сайко, В.Ф.Сидоренко, В.Т.Шимко), мы отмечаем, что на сегодняшний день профессиональная подготовка дизайнеров в вузе осложняется рядом противоречий между:

- организационными формами осуществления учебной деятельности в образовательном процессе и современными формами организации профессиональной деятельности;

- специализированной ограниченностью типа профессионального образования и широким спектром реализации профессиональной практики; потребностью в специалисте, способном к самоорганизации и самореализации в профессиональном творчестве и малоактивной «зависимой» позицией студента в процессе обучения;

- разобщенностью межпредметных связей в содержании учебно-образовательных программ и целостностью содержания профессиональной деятельности.

Вышеуказанные проблемы и противоречия позволили обозначить актуальные направления нашего исследования - организационно-педагогические условия эффективной подготовки дизайнеров в университете. Недостаточная теоретическая разработанность обозначенной проблемы, ее актуальность для теории и практики дизайнерского образования определили тему диссертационного исследования «Проектирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете».

Таким образом, целью настоящего исследования является теоретическое обоснование и разработка экспериментальной модели творческого образовательного пространства профессиональной подготовки дизайнеров в структуре университета.

Объект исследования: образовательный процесс подготовки студентов дизайнеров в структуре университета.

Предмет исследования: процесс проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что подготовка дизайнеров в структуре университета будет эффективной, если организовано творческое образовательное пространство, которое:

- рассматривается как целостная система взаимосвязанных структур (пространственно-семантической, содержательно-методической и коммуникационно-организационной), позитивно принимаемая всеми участниками учебно-образовательного процесса; .

- создает возможность для реализации множества индивидуальных образовательных траекторий студентов дизайнеров в процессе подготовки посредством следующих характеристик образовательного процесса: вариативной гибкости, открытости для инноваций, наполненности образовательными и творческими ресурсами, свободы творческой коммуникации;

- имеет педагогико-организационные формы, обеспечивающие условия для самоорганизации и самореализации студентов в творчестве (формы учебной деятельности; формы научно-творческой деятельности педагогов и студентов; организационные формы активизации и реализации творческого потенциала; формы творческой коммуникации между субъектами образовательного процесса).

Проблема, цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Изучить состояние проблемы исследования, дать определение и выявить сущностные характеристики дизайнерской деятельности, определить круг проблем и выработать условия успешности подготовки к профессиональному проектному творчеству.

2. Сформулировать совокупность концептуальных положений и выработать механизмы, определяющие условия проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров.

3. Разработать и апробировать модель творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете, предполагающую предоставление и развитие множества индивидуальных образовательных траекторий в процессе подготовки.

4. Определить качественные характеристики подготовки дизайнеров в структуре университета.

Методологическую основу исследования составляют философские, психолого-педагогические и специальные научные теории:

- категории пространства и времени в философских, социо-культурологических и психологических концепциях И.Араухо, Аристотеля, А.Г.Габричевского, И.Канта, М.Мамардашвили, М.Мерло-Понти, П.А.Сорокина, Л.А.Степашко, М.Хайдеггера и др.; совокупность положений теории обучения в высшей школе С.И.Архангельского, В.П.Беспалько, М.В.Булановой-Топорковой, С.И.Гессена, Б.С.Гершунского, В.И.Загвязинского, И.А.Зимней, И.Я.Лернера, Ф.Т.Михайлова, П.И.Пидкасистого, А.В.Степанова,

A.И.Субетто и др.; концепции педагогического проектирования творческой образовательной среды В.А.Бухвалова, Е.С.Заир-Бек, В.А.Конева, Ю.В.Назарова, В.Ю.Питюкова, Г.К.Селевко, В.Ф.Сидоренко, ГЪИ.Третьякова, А.П.Тряпицыной, И.Д.Фрумина, Б.Д.Эльконина,

B.А.Ясвина и др.;

- философские и психолого-педагогические концепции творчества Р.Арнхейма, М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Л.С.Выготского,

B.В.Кандинского, Н.В.Рождественской, А.С.Шведерского и др.; исследования по вопросам формирования и развития личности

Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Т.А.Барышевой, Г.Г.Воробьева, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.В.Петровского, В.В.Розанова,

C.Л.Рубинштейна, В.В.Серикова, В.С.Степина, С.Т.Шацкого и др.;

- ряд положений теории рефлексии и рефлексивного взаимодействия Г.М.Андреевой, В.А.Бухвалова, Г.-Г.Гадамера, В.Ю.Питюкова, А.Н.Поддъякова, Ж.-П.Сартра, Г.К.Селевко, В.В.Серикова, П.И.Третьякова, К.Ясперса и др.

Методы исследования:

- теоретический анализ и синтез в проблемной области исследования на основе философской, психолого-педагогической и специальной литературы;

- анализ практической деятельности дизайнеров;

- метод моделирования в образовательных системах;

- педагогическое наблюдение;

- обобщение опыта педагогической работы;

- анализ результатов учебной деятельности студентов (рефератов, курсовых проектов, конкурсных творческих работ и др.);

- педагогический эксперимент в соответствии с гипотезой и задачами исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: кафедра «Дизайн» факультета архитектуры, искусств и строительства (ФАИС) Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Этапы исследования:

1-й этап: 1998-2000 гг. - осмысление и исследование опыта работы с учащимися колледжа и студентами художественно-проектных специальностей университета, изучение опыта работы специализированных российских вузов, сравнительный анализ методически-программного обеспечения специальности «Дизайн» ряда отечественных и зарубежных Школ дизайна, поиск оптимальных путей педагогически целесообразной организации учебного процесса по специализации «Дизайн костюма»;

2-й этап: 2001-2003 гг. - формирование концепции и выделение основных направлений исследования, изучение философской, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, организация опытно-экспериментальной работы;

3-й этап: 2004 г. — проверка и уточнение теоретических положений исследования, завершающий анализ, систематизация и описание результатов, оформление материалов исследования.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Условием эффективной подготовки и реализации множества индивидуальных образовательных траекторий студентов дизайнеров в университете является организация творческого образовательного пространства, которое представляет собой систему взаимосвязанных структурных элементов и обладает рядом заданных свойств. Свойства творческого образовательного пространства - целостность; способность к самоопределению, саморазвитию и самодетерминации; вариативная гибкость; открытость для инноваций; наполненность образовательными и творческими ресурсами; свободная творческая коммуникация.

2. Условием организации творческого образовательного пространства является выделение следующих структурообразующих элементов: пространственно-семантических, содержательно-методических и коммуникационно-организационных.

3. Самоорганизация и самореализация студентов в творчестве как необходимое условие профессионального становления дизайнера обеспечивается совокупностью педагогико-организационных форм творческого образовательного пространства: форм учебной деятельности (лекции, практические занятия); форм научно-творческой деятельности педагогов и студентов (научные лаборатории, творческие группы, мастерские); форм активизации и реализации творческого потенциала (выставки, конкурсы, конференции); форм творческой коммуникации между субъектами образовательного процесса (клаузура, групповое и индивидуальное проектирование и др.).

4. Концепция индивидуальных образовательных траекторий подготовки дизайнеров в университете основывается на том, что многоаспектная университетская подготовка расширяет спектр профессиональных компетенций будущего специалиста и обладает потенциальными возможностями для самореализации будущего специалиста дизайнера в различных сферах профессиональной деятельности (типах профессий).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- обоснована теоретическая концепция проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете, сформулированы требования к пространству в виде предполагаемых свойств и структуры элементов;

- разработана новая концептуальная модель творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в многопрофильном университете классического типа, отличающаяся коммуникативно-поведенческими и педагогико-организационными свойствами;

- впервые выявлены особенности и условия организации индивидуальных образовательных траекторий подготовки дизайнеров в многопрофильном университете классического типа.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- в категориальный аппарат педагогической науки включено понятие «творческое образовательное пространство подготовки дизайнеров»;

- раскрыты и обоснованы в университетском образовании сущностные характеристики и структурообразующие элементы творческого образовательного пространства;

- разработаны векторы индивидуальных образовательных траекторий подготовки дизайнеров в университете.

Практическая значимость исследования состоит в том, что автором разработаны: интегрированные программы специальных проектных дисциплин; методические указания к выполнению учебных заданий и к курсовому проектированию; диагностические методики, позволяющие определять динамику процесса подготовки дизайнеров в университете. В настоящий момент предложенные автором методологические материалы, разработанные и адаптированные в ходе исследования, активно используются в практике работы преподавателей специализации 052403 - «Дизайн костюма» в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого, в Политехническом колледже НовГУ и ряде специализированных и художественных школ городов Великий Новгород и Старая Русса. Кроме того, теоретические выводы, результаты экспериментальной работы и методические рекомендации, при создании определенных условий, могут использоваться:

- для внедрения в дизайнобразование в целом;

- для внедрения в систему многоуровневого обучения художественно-проектным специальностям в университете;

- как основа разработки интегрированного содержания циклов специальных, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализаций, а так же факультативных курсов;

- для разработки методически-программного обеспечения и адаптации его к ситуативным изменениям в учебном процессе. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена совокупностью методов исследования; результативностью самостоятельного проектного творчества участников эксперимента; опорой на теоретико-методологические основы дизайн-образования.

Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались в рамках конференций МАПАШ в Санкт-Петербурге в 1998 г. и Ростове-на-Дону в 2001 г., на Международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» (С-Пб, 2001 г.), в совете УМО по архитектурно-дизайнерскому образованию, а также научно-практических конференциях преподавателей и сотрудников НовГУ, заседаниях кафедры; материалы исследования находят свое применение в учебном процессе и представлены в виде публикаций в сборниках научных статей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Новикова, Татьяна Алексеевна

Выводы по главе 2

1. Проведенное в период 1998 - 2004 гг. экспериментальное исследование подтверждает эффективность предложенной модели творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете.

2. Выявлены условия подготовки дизайнеров по специализации 052403 - Дизайн костюма на специализированном факультете в структуре многопрофильного университета классического типа.

3. Определено, что многоаспектное университетское пространство обеспечивает фундаментальную культурологическую основу подготовки дизайнеров и расширяет спектр дополнительных компетенций.

4. Выявлены свойства экспериментального творческого образовательного пространства, предоставляющие возможность реализовать образовательные запросы и индивидуальные возможности студентов.

5. Определена структура экспериментального творческого образовательного пространства, выявлена роль и описаны взаимосвязи структурообразующих элементов творческого образовательного пространства в процессе подготовки дизайнеров.

6. Выявлены условия самоорганизации и самореализации студентов в творчестве, реализуемые в педагогико-организационных формах творческого образовательного пространства.

7. Описана технология работы по индивидуальным образовательным траекториям, основанная на типологическом исследовании и конструировании типологии студентов в соответствии с векторами индивидуальных образовательных траекторий.

8. Определены качественные характеристики подготовки дизайнеров, выражающиеся в соответствующем педагогическом сопровождении, стимулировании участия в конкурсной деятельности, работе в авторских коллективах.

9. Анализ полученных результатов подтвердил эффективность модели творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в структуре многопрофильного университета и успешность в реальной профессиональной деятельности.

Заключение

Настоящее исследование «Проектирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете» проводилось в соответствии с выдвинутой гипотезой, в логике поставленных цели и задач. Исследование отвечает современным образовательным запросам общества и условиям осуществления профессиональной деятельности.

В диссертации изучено состояние образовательного процесса подготовки дизайнеров, дано определение и выявлены сущностные характеристики дизайнерской деятельности, определен круг проблем и выработаны условия успешности подготовки к профессиональному проектному творчеству. На основе теоретического анализа и синтеза в русле различных подходов к проблемной области исследования выявлены базовые понятия исследования, такие как «дизайн», «проектная культура», «художественно-проектная деятельность», «творческое образовательное пространство», «индивидуальная образовательная траектория». Рассмотрены современные подходы и тенденции совершенствования организации учебно-образовательного процесса, выявлены организационно-педагогические особенности и методы педагогического сопровождения подготовки дизайнеров в многопрофильном университете классического типа.

В диссертационном исследовании дано теоретико-методологическое обоснование дизайна как междисциплинарного феномена, который *можно рассматривать:

- как специфическую область деятельности, в которой синтезируется знания из науки и искусства;

- как средство личностного развития человека в образовательной сфере, способствующее его самореализации в профессии. Сформулирована совокупность концептуальных положений и выработаны механизмы, определяющие условия проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров.

В результате исследования разработана и апробирована модель творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете, в которой реализуются основополагающие принципы подготовки и конкретные организационно-педагогические задачи:

- разработка и внедрение методологии учебно-образовательного процесса на основе принципов моделирования будущей деятельности в процессе обучения; применение определенных хметодик преподавания проектно-художественных дисциплин с учетом специфики дизайн-образования в рамках специализации;

- актуализация специальной теоретической подготовки; готовность к работе по воспитанию общественного вкуса;

- создание позитивных условий для самореализации в творчестве.

В разработанной модели творческого образовательного пространства подготовки специалистов дизайнеров организация учебного процесса в структуре университета обеспечивается взаимосвязью подразделений: собственно модуль-кафедрой, наиболее приемлемой для осуществления творческой деятельности; смежными кафедрами-лабораториями, максимально отражающими принципы профессиональной деятельности; академическими кафедрами теоретического направления; неформальными студенческими творческими объединениями; молодежными секциями Союза дизайнеров, Союза архитекторов, Союза художников.

Модель творческого образовательного пространства является мобильной динамической системой, которая в своем развитии предполагает адекватное реагирование на конкретные изменения в высшей школе и учет требований современного общества.

Предложенная модель творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете предполагает предоставление и развитие множества индивидуальных образовательных траекторий в процессе подготовки. В работе предлагается модель реализации векторов индивидуальных образовательных траекторий подготовки дизайнеров в многопрофильном университете классического типа, основанная на том, что многоаспектное университетская подготовка обладает широкой палитрой потенциальных возможностей для самореализации будущего специалиста дизайнера в различных сферах профессиональной деятельности.

Эффективность творческого образовательного пространства и качественные характеристики подготовки дизайнеров в структуре университета определены: динамикой уровня сформированности профессиональной компетенции (уровня готовности к самостоятельному творчеству); мобильностью изменения творческого образовательного пространства, адекватного запросам общества; возможностью получения дополнительных компетенций; многоаспектностью полученного профессионального знания; доминантностью культурного наследия (трансляция, трансформация и консервация образцов культурного опыта); социальной активностью (готовностью к прогнозу развития деятельности, стиля, формы, технологий); влиянием на воспитание общественного вкуса.

Определение качественных характеристик профессиональной подготовки дизайнеров основывается на положениях, включающих в себя: результаты итогового контроля; результаты самореализации в творческой деятельности. На основе последовательного осуществляемой диагностики методами графического тестирования, анкетирования, целенаправленного педагогического наблюдения, определены качественные характеристики подготовки дизайнеров, выражающиеся в соответствующем педагогическом сопровождении, стимулировании участия в конкурсной деятельности, работе в авторских коллективах.

Предложенная модель творческого образовательного пространства подготовки специалистов может быть использована, при создании определенных условий, в системе как многоуровневой, так и традиционной подготовки в высшем и среднем профессиональном образовании.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена совокупностью методов исследования, результативностью самостоятельного проектного творчества участников эксперимента, опорой на теоретико-методологические основы дизайн-образования.

Предложенная в настоящем диссертационном исследовании модель творческого образовательного пространства подготовки специалистов дизайнеров теоретически обоснована и экспериментально подтверждена.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Новикова, Татьяна Алексеевна, 2004 год

1. Агеев B.C. Социальная идентичность личности // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000. - с.349-356

2. Акин О. Психология архитектурного проектирования / Пер. с англ. Ю.А.Плотникова. М.: Стройиздат, 1996. - 208 е.: ил.

3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 1997.- 184 с.

4. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства // Психология худож. творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 1999.-752 с.

5. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. СПб.: Питер, 2001. - с.48-54

6. Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды: В 2-х т. М., 1980.

7. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000. - с. 146-152

8. Араухо И. Архитектурная композиция. М.: Высшая школа, 1982.

9. Арнхейм Рудольф. Искусство как терапия // Психология худож. творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 1999.-752 с.

10. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. 384 с.

11. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. СПб.: Питер, 2001. - с. 222-230

12. Асмолов А.Г. Петровский A.B. Личность // Российская педагогич. Энциклопедия: В 2-х т. М., 1993. - т.1. - с. 523

13. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.

14. Багрецов С.А., Львов В.М., Наумов В.В., Оганян K.M. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб.: Изд. «Лань», Изд. С-ПбУ МВД России, 1999. -640 с.

15. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Уч.-метод. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1993. -438 е.: ил.

16. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Уч.-метод. пособие. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. - 140 с.

17. Бахтин М.М. Искусство и ответственность // Библиотека института философии РАН / www.philosophy.ru / library 1 с.

18. Бахтин М.М. К философии поступка // Библиотека института философии РАН / www.philosophy.ru / library 39 с.

19. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: Автореф. .канд. пед. наук. Москва, 2000.

20. Бердяев H.A. Творчество и объективация / Сост. А.Г.Шиманского, Ю.О. Шиманской. Мн.: Экономпресс, 2000. - 304 с.

21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 191 с.

22. Блау Питер М., Скотт В.Ричард. Процессы коммуникации в формальных организациях // Межличностное общение: Хрестоматия

23. Сост. и общая редакция Н.В.Казариновой, В.М.Поголыпи. СПб.: Питер, 2001. - с.228-246

24. Богданова Р.У. Психогимнастика развития творческой индивидуальности. СПб.: СПбУ, 2000. - 69 с.

25. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Изд-во «Рудомино», 2001. 217 с.

26. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. №4. — с.29-36

27. Бофилл Р. Пространства для жизни / Пер. с фр. М.В.Предтеченского; Под ред. А.Н.Шукуровой. М.: Стройиздат, 1993. - 136 е.: ил.

28. Бухвалов В. А. Технологии работы учителя-мастера. Рига: Педагогич. центр «Эксперимент», 1995. - 169 с.

29. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. М.: Институт психологии РАН, 2002. - 256 е., ил.

30. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Аксиомы теории коммуникации // Межличностное общение: Хрестоматия / Сост. и общая редакция Н.В.Казариновой, В.М.Поголыпи. СПб.: Питер, 2001.-е. 11-25

31. Верб М.А. Эстетическая культура школьников: Курс лекций. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1997. - 142 с.

32. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. Дизайн в образовательной системе. М.: ВНИИТЭ, 1994. 130 с.

33. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. Теоретические концепции зарубежного дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1992. 122 с.

34. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. Московская школа дизайна. Костюм и текстиль. М.: ВНИИТЭ, 1994. 104 с.

35. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. Уральская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Свердловском архитектурном институте. М.: ВНИИТЭ, 1992. 116 с.

36. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. Харьковская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Харьковском художественно-промышленном институте. М.: ВНИИТЭ, 1992. — 116 с.

37. Волкова В.В. Дизайн рекламы: Учебное пособие. М.: «Книжный дом «Университет», 1999. - 144 с.

38. Волков Н. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратных связей» // Психология худож. творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. - с. 191-213

39. Воробьев Г.Г. Личность не «табу» // Психология худож. творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. -с. 181-190

40. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. - 416с.

41. Габричевский А.Г. Пространство и время // Вопросы философии. -1994.-№3.- с. 134-147

42. Гавриков А. Л. Региональный университетский комплекс: от концепции до ее воплощения. СПб.: СЗАГС, 2001. - 181 с.

43. Гавриков А.Л., Гудилов C.B. Новгородский университет как научно-образовательная система / Под ред. А.Л.Гаврикова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2001. - 170 с.

44. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. - 367 с.

45. Гайворонский Г. Ложь и правда о дизайне // Информационный проект Союза дизайнеров России / www.rudesign.datafort.ru 7 с.

46. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Уч. пособ. для вузов. М.: Ростов-н/Д.: Кн. Дом «Университет»: Феникс, 1999. - 327 с.

47. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта. 1998. — 432 с.

48. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. П.В.Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. -448 с.48.49,50.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.