Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Семячкина, Галина Алексеевна

  • Семячкина, Галина Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Якутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 234
Семячкина, Галина Алексеевна. Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Якутск. 2009. 234 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Семячкина, Галина Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности.

1.1. Философский аспект раскрытия сущности музыкальных способностей личности.

1.2. Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста как проблема психолого-педагогических исследований.

1.3. Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей младших школьников.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. Содержание и технология развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности.

2.1. Модель развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на основе певческой деятельности.

2.2. Формы, методы и приемы развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на основе певческой деятельности.

2.3. Динамика развития музыкальных способностей младших школьников.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности»

Актуальность исследования. Прогресс цивилизации зависит исключительно от способных и творческих людей с богатством внутренних переживаний, их тонкостью и глубиной. Сегодня на первый план выдвигается задача воспитания творческой личности, развития её эмоциональной сферы, музыкально-эстетического сознания. Одним из показателей становления личности в школьном возрасте является развитие музыкальных способностей.

Музыкальные способности являются важнейшим условием гармонического развития личности. В музыке, как части жизни, содержится генетический код человечества, его интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру духовной и материальной культуры народов, все разнообразие облика человечества. Исполнение музыки в разнообразных видах музыкальной деятельности способствует развитию в ребенке творческого начала, образного мышления (неординарность, пластичность, фантазия, ассоциации). Приобщение детей к музыкальному искусству возможно через пение — самый доступный и активный вид их музыкальной деятельности.

Певческая культура - важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников (Ю.Б. Алиев, И.А. Ветлугина, А.Д. Войнова, А.И. Катинене, М.А. Овчинникова, Н.Д. Орлова и др.). По утверждению многих ученых-психологов, педагогов-музыковедов, врачей-фониаторов (Е.И. Алмазов, И .Я. Деражне, В.И. Петров, И.П. Чукичев и др.) певческой деятельности следует отвести решающую роль в развитии сложного и многогранного понятия «музыкальные способности».

Важность музыкального воспитания в плане духовного развития личности отмечается в философии (Аристотель, Платон, 3. Фрейд, Н.А. Бердяев и др.). Огромная заслуга в раскрытии вопроса эстетического воспитания, развития музыкальных способностей детей принадлежит классикам отечественной педагогики (В.М Бехтерев, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский и др.).

Вопросы взаимосвязи музыкального слуха и голоса рассмотрены О.А. Апраскиной, Н.Н. Добровольской, Д.Б. Кабалевским, Е.Д. Критской, И.И. Левидовым, Д.Е. Огородновым, С.Е. Оськиной, О.П. Радыновой, Г.П. Стуловой и др. Особую роль отводили певческой деятельности, связывая её с вопросами общего физического, умственного и психического развития детей, В.П. Анисимов, А.С. Варламов, В.Д. Остроменский, Н.В. Суслова, J1.B. Школяр и др. Серьезного пересмотра содержания методики детских голосов требовали научные изыскания профессора В.П. Морозова, Е.М. Малининой и др. Важность создания особой творческой развивающей среды развития музыкальных способностей детей отмечалась ГТ.ГТ. Блонским, J1.C. Выготским, М. Монтессори, C.JI. Рубинштейном и др. Большинство исследователей отечественной педагогики изучали эмоциональную отзывчивость на музыку как музыкальную способность (В.П. Морозов, С.Е. Оськина, Н.В. Суслова Б.М. Теплов и др.) и связывали её с проблемой музыкального познания. На важную роль интегрирования музыки с различными видами искусства, поиском эффективных средств развития музыкальности в процессе развивающего обучения детей указывали Е.А. Белова, Н.Н. Бу катина, Т.А. Доброволькая, И.В. Кадобнова, Т.С. Комарова, Н.И. Сакулина, О.А. Суслова, Т.В. Тарасова, В.О. Усачева, JI.B. Якинских и др. Возможность применения музыкотерапии как средства реализации творческого потенциала школьников рассмотрена JI.O. Бочкаревым, JI.C. Брусиловским, A.JI. Готсдинер, А.З. Зак, Е.А. Лобановой, В.И. Петрушипым, В.А. Смирновым, Л.А. Соловьевой и др. Широко исследуя природу детского голоса, Н.А. Метлов, Г. Пановка, А. Беркман, Б.В. Асафьев раскрыли причины плохого интонирования. Изучая возрастные особенности детей, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, 5I.A. Пономарев выделяют младший школьный возраст как наиболее сензитивный период для активной музыкально-исполнительской деятельности. Именно в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память, развивается детский голос, расширяется его диапазон, совершенствуются его подвижность, интонационная гибкость, тембровая красочность. Процесс самовыражения через вокальную интонацию связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый профилактический здоровьесберегающий фактор. Б.М. Бехтерев, И.М. Догель, И.П. Павлов, И.Р. Тарханов и др. доказали, что музыка и пение воздействуют на организм человека (изменяют кровяное давление, частоту пульса, расслабление и напряжение мышц). Состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс певческой деятельности стимулирует жизненные силы организма. Правильно поставленное пение положительно влияет на формирование осанки, укрепление голосовых связок, дыхательный и артикуляционный аппарат.

Вокальное исполнительство — это необходимая работа по культуре речи. Формирование певческих навыков оказывает влияние не только на эстетическое развитие личности ребенка, но и на умственное. Достаточно указать на то, что развитие слуха и голоса оказывает влияние на формирование речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления [182,с.6]. Владение голосом дает возможность сиюминутно выразить свои чувства через пение, и этот эмоциональный всплеск заряжает ребенка жизненной энергией.

Человек, регулярно занимающийся пением, укрепляет свое физическое и психическое здоровье, а сами занятия певческой деятельностью способствуют росту культуры детей, их духовно-нравственному, умственному, физическому совершенствованию. Развивая певческую деятельность младших школьников, педагог целенаправленно формирует здоровых, интеллектуально развитых и творческих людей. Но в педагогической практике общего образования в целом и начального образования в частности, музыкальному воспитаиию уделяется мало внимания.

Анализ проведенных в последние годы исследований по выявлению эффективных путей развития музыкальных способностей младших школьников показывает, что, несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость современных методик обучения музыке, они отражают достаточно узкие аспекты проблемы, в основном, связанные с разработкой конкретных средств, форм и методов обучения.

Таким образом, актуальность исследуемой темы определяется реальными потребностями системы отечественного школьного образования и существующими противоречиями между:

- предъявленными современными требованиями к музыкальному воспитанию младших школьников, обусловленными региональными, культурно-нациоиальными особенностями, и реальным уровнем развития их музыкальных способностей;

- достаточной теоретической разработанностью педагогических условий развития музыкальных способностей личности и недостаточной разработанностью технологии организации певческой деятельности как средства физического, эстетического, психологического и умственного развития учащихся;

- признанием значимости развития музыкальных способностей ребенка как субъекта учебно-воспитательного процесса школы и неразработанностью содержания, технологии, отсутствием модели, критериальной основы процесса развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности.

Необходимость разрешения выявленных противоречий обусловила выбор темы исследования: «Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности».

Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на основе певческой деятельности.

Цель исследования: раскрыть теоретико-мотодологические основы развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста и обосновать педагогические условия его осуществления.

Гипотеза исследования: процесс развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на основе певческой деятельности будет более эффективным, если:

- создать творческую, воспитательную среду с включением в её содержание специальных занимательных упражнений для развития всех компонентов музыкальности (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма) в сочетании с музыкотерапией и различными видами искусства (изобразительной деятельности, пластического интонирования и др.) на основе использования личностно-ориентированного, деятельностного, комплексного, системного, индивидуально-творческого подходов; активных форм и методов обучения и воспитания;

- разработать и апробировать технологию трехэтапного развития музыкальных способностей детей (мотивационный, эмоционально-интеллектуальный, познавательно-творческий) на принципах целостности, синкретизма, креативности, художественности, индивидуализации и дифференциации, оптимистической перспективы, природосообразности, обеспечивающую динамику развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке;

- проводить совместную работу школы и семьи, направленную на формирование музыкального вкуса, обогащение эмоциональной сферы детей, стимулирование деятельности по развитию их музыкальных способностей в процессе обучения пению.

В соответствии с целью и гипотезой решались задачи исследования:

1. Разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы процесса развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности.

2. Раскрыть сущность и особенности развития музыкальных способностей на основе певческой деятельности.

3. Определить критерии, показатели и уровни развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.

4. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности.

5. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по развитию музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности.

Методологической основой исследования являются совокупность философских, психолого-педагогических положений, раскрывающих концептуальные подходы к осуществлению процесса развития музыкальности личности; положения психологии и педагогики о взаимосвязи слуха и голоса; влиянии музыкального воспитания на физическое, умственное, эстетическое развитие личности; особенностях певческой деятельности и закономерностях овладения ею; связи музыки и цвета; возможности применения музыкотерапии на внеклассных занятиях по вокалу.

Теоретической основой исследования являются философская концепция природосообразности воспитания и обучения (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо и др.); концептуальные идеи психологов о специфике развития музыкальных способностей детей (JT.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Медушевский, В.Н. Мясищев, JI.C. Рубинштейн, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и др.); теории взаимосвязи развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста с умственным и физическим развитием (Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, В.П. Морозов, Н.Д. Орлова, О.П. Радынова, Г.П. Стулова и др.); теории влияния музыкотерапии на формирование певческих навыков (JI.JT. Бочкарева, Н.Б. Гонтаренко, В.И. Петрушина и др.); теории синтеза искусств, связи музыки и цвета (Н.И. Веселовский, И.В. Кадобнова, В.О. Усачева, JI.B. Школяр и др.); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей (У.А. Винокурова, Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, JI.B. Кузнецова, Н.Д. Неустроев, И.С. Портнягин, К.С. Чиряев и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование родителей и педагогов; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; анализ собственного опыта работы с детьми младшего школьного возраста; математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Научная новизна исследования: Раскрыты сущность и особенности развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на основе певческой деятельности.

2. Выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы развития музыкальных способностей младших школьников па основе певческой деятельности, построенные на принципах целостности, синкретизма, креативности, художественности, индивидуализации и дифференциации, оптимистической перспективы, природосообразности.

3. Сконструирована модель, построенная на основе использования личностно-ориентированного, деятельностного, комплексного, системного, индивидуально-творческого подходов.

4. Определены критерии, показатели и уровни развития музыкальных способностей младших школьников.

5. Разработан и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ модели развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на основе певческой деятельности, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на основе певческой деятельности, разработанный диагностический материал, научно-практические рекомендации по теме исследования могут быть реализованы педагогами в учебно-воспитательном процессе школы. Материалы исследования могут быть использовапы при разработке спецкурсов для студентов музыкального отделения педагогических колледжей и ВУЗ-ов, при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов, в массовой практике школьного и семейного воспитания.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных положений работы; использованием методов, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных, количественным и качественным их анализом; подтверждением гипотезы полученными результатами эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования были представлены и обсуждены на республиканской научно-практической конференции «Инновации в образовании: замысел, достижения, возможности» (2002 г.); на республиканском семинаре ИПКРО в форме мастер-класса «Музыкотерапия для профилактики правильного дыхания» (2002 г.); на педагогических чтениях учебного округа «Лена» (2002 г.); на фестивале педагогических идей ИГЖРО: «Работа с вокальной группой» (2002 г); на VI Шадринских педагогических чтениях аспирантов и педагогов-соискателей (2006 г.); на проблемных курсах повышения квалификации педагогов ИПКРО: «Развитие музыкальных способностей детей в процессе обучения пению» (2004 г.), «Методы вокального воспитания школьников в структуре развития музыкальных способностей» (2005 г.), «Работа с вокальной группой» (2005 г.), «Музыкальное воспитание школьников» (2005 г.), «Методическое сопровождение в самоутверждении педагога» в форме мастер-класса и внеклассного мероприятия «Музыкотерапия в процессе учебной деятельности» (2007 г.), «Организация воспитательного процесса в адаптивной школе» в форме занятия кружка-студии (2007 г.); на республиканском конкурсе образовательных программ (2007 г.).

Экспериментальной базой исследования явились МОУ Мохсоголлохская СОШ Хапгаласского улуса РС(Я), МОУ СОШ № 2 г. Покровска Хангаласского улуса РС(Я); МОУ СОШ с. Сылан Чурапчинского улуса РС(Я), детский подростковый центр «Надежда» г. Якутска.

Исследование проводилось поэтапно с 2000 по 2008 гг.

1 этап (2000-2004 гг.) - поисково-теоретический: изучение и анализ научной литературы по теме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы исследования. Организация исходно-диагностического этапа эксперимента.

2 этап (2004-2007 гг.) - опытно-экспериментальный: осуществление формирующего этапа эксперимента, определение эффективности подходов, принципов, форм и методов; уточнение условий, обеспечивающих развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности.

3 этап (2007-2008 гг.) — обобщающий: коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования. Завершение эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальные способности детей младшего школьного возраста рассматриваются нами как интегративное личностное качество, которое развивается на основе врожденных задатков в процессе восприятия и исполнения музыки, включает в себя находящиеся на определенном уровне мелодический, гармонический, ритмический, тональный, внутренний слух и элементы музыкально-эстетического сознания, влияет па эмоционально-осознанное отношение к музыке. Формирование певческих навыков является предпосылкой развития музыкальных способностей личности.

2. Технология развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности строится на принципах синкретизма, креативности, целостности, оптимистической перспективы, художественности, индивидуализации и дифференциации, природосообразности и включает в себя все компоненты музыкальности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, навыки эмоционально-осознанного вокального интонирования), три этапа: мотивационный, эмоционально-интеллектуальный, познавательно-творческий, обеспечивающих динамику эмоционально-оценочного отношения к музыке и обогащению музыкальных впечатлений школьников.

3. Эффективность протекания процесса развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности обеспечивают следующие условия: создание творческой, воспитательной среды с включением в её содержание специальных упражнений для развития всех компонентов музыкальности в сочетании с музыкотерапией и различными видами искусства (изобразительного искусства, пластического интонирования и др.) на основе личностно-ориентированного, деятельностного, комплексного, системного, индивидуально-творческого подходов; применение активных форм и методов обучения и воспитания; проведение совместной работы школы и семьи, направленной на формирование музыкального вкуса, обогащение эмоциональной сферы детей, стимулирование деятельности по развитию их музыкальных способностей на основе певческой деятельности.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Семячкина, Галина Алексеевна

Выводы по второй главе

Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности обеспечивается путем внедрения технологии развития музыкальных способностей на основе принципов синкретизма, креативности, целостности, оптимистической перспективы, художественности, индивидуализции и дифференциации, природоссобразности.

Технология развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности включает в себя три этапа, обеспечивающих динамику развития эмоционально-оценочного отношения к музыке (от мотивационной оценки к оценке, приобретающей эмоционально-интеллектуальный, познавательно-творческий характер). В ходе исследования экспериментально проверено и уточнено содержание специально подобранного учебного материала, что в комплексе обеспечило эффективность процесса обучения пению и достижение определенного уровня музыкальности детей. Исследование показало, что большим преимуществом певческой деятельности является её непосредственная связь с игровой деятельностью детей, которая проявляется в сходной структуре сюжетно-композиционных способов создания и развития музыкального образа. Разнообразие форм, методов и приемов работы с детьми на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, активное сотрудничество с родителями и педагогами школы позволили добиться положительных результатов в формировании у младших школьников певческих навыков.

Контрольный этап исследования выявил положительную динамику развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности и доказал эффективность разработанной системы педагогических условий, о чем свидетельствует соотнесение результатов исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ научно-исследовательских работ по проблеме развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на основе певческой деятельности, итоги опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать следующие выводы:

1. Концепция модернизации российского образования утверждает внеурочную деятельность неотъемлемой частью образовательного пространства, расширяющей возможности повышения эффективности всей системы образования и способствующей развитию самоактуализирующейся, интенсивно развивающейся личности, обогащению эмоциональной сферы школьников, их творческих способностей. В связи с этим возрастает проблема формирования содержания внеклассной работы школы (в том числе и музыкальной), организации новых моделей воспитания, а следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей подрастающего поколения. Так как пение (как индивидуальное, так и коллективное) является важным средством эстетического воспитания личности, мы определили певческую деятельность как условие успешного развития музыкальных способностей младших школьников.

2. Музыкальные способности детей младшего школьного возраста рассматриваются нами как интегративное личностное качество, которое развивается на основе врожденных задатков в процессе восприятия и исполнения музыки, включает в себя находящиеся на определенном уровне мелодический, гармонический, ритмический, тональный, внутренний слух и элементы музыкально-эстетического сознания, влияет на эмоционально-осознанное отношение к музыке. Формирование певческих навыков является предпосылкой развития музыкальных способностей личности.

3. Технология развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности строится на принципах синкретизма, креативности, целостности, оптимистической перспективы, художественности, индивидуализации и дифференциации, природосообразности и включает в себя все компоненты музыкальности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, навыки эмоционально-осознанного вокального интонирования), три этапа: мотивационный, эмоционально-интеллектуальный, познавательно-творческий, обеспечивающих динамику эмоционально-оценочного отношения к музыке и обогащению музыкальных впечатлений школьников.

4. Эффективность протекания процесса развития музыкальных способностей младших школьников па основе певческой деятельности обеспечивают следующие педагогические условия: приобщение детей к певческой деятельности с включением в её содержание специальных занимательных упражнений для развития всех компонентов музыкальности в сочетании с музыкотерапией и различными видами искусства (изобразительной деятельности, пластического интонирования и др.); создание творческой, воспитательной среды на основе личпостно-ориептировапного, деятелыюстного, комплексного, системного, индивидуально-творческого подходов; применение активных форм и методов обучения и воспитания; проведение совместной работы школы и семьи, направленной па формирование музыкального вкуса, обогащение эмоциональной сферы детей, стимулирование деятельности по развитию их музыкальных способностей на основе певческой деятельности.

5. Выделенные критерии и уровни позволили проследить позитивную динамику развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.

6. Совместная деятельность школы и семьи является важным фактором решения общей проблемы - развития музыкальных способностей личности ребенка. Создание родителями условий для свободного развития и сохранения духовного мира ребенка, сотрудничество семьи и школы оказывают огромное влияние на совершенствование его музыкальных способностей в целом.

7. Разработанные нами научно-практические рекомендации по развитию музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности, включающие диагностические методики, учебно-тематический план, примеры упражнений и игр, могут быть использованы учителями музыки, преподавателями дополнительного образования детей, студентами и преподавателями ВУЗ-ов, а также в системе повышения квалификации и переподготовки кадров по музыкальному воспитанию.

Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы, исследование может послужить основой для дальнейших изысканий, творческих поисков в области разработки научных основ развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности. Дальнейшего изучения требуют вопросы, касающиеся развития музыкальных способностей детей среднего и старшего школьного возраста на основе певческой деятельности в семье, учреждениях дополнительного образования; обновления содержания и технологии развития музыкальных способностей, т. е. введения в учебные планы высших школ спецкурса по подготовке будущих специалистов к работе с детьми в данном направлении, что определяет перспективу нашего исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Семячкина, Галина Алексеевна, 2009 год

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. -М.: Просвещение, 1983.- 111 с.

2. Абдулов, Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э.Б. Абдулов. -М., 1990. 186 с.

3. Аверьянов, А.П. Системное познание мира: методические проблемы / А.П.Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. - 263 с.

4. Адищев, В.И. Музыка язык чувств / В.И. Адищев // Начальная школа. - 2004. — № 1.-С. 96-99.

5. Алексеев, А.Я. Методика обучения игре на фортепиано / А.Я. Алексеев. -М.: Музгиз, 1961. 153 с.

6. Алексеев, В.Л. Обучение детей выразительному пению / В.Л. Алексеев //Дошкольное воспитание. 1980. -№ 1. - С. Ю-13.

7. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада к начальной школе) / Ю.Б. Алиев. Воронеж: МОДЭК, 1998. - 352 с.

8. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б.Алиев. М: ВЛАДОС, 2003. - 335 с.

9. Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодежи (по данным фонетической лаборатории Института художественного воспитания АПН). В кн.: Развитие детского голоса/Е.И. Алмазов.-М., 1963- С. 18-27.

10. Алмазов, Е.И. О некоторых причинах плохого интонирования / Е.И.Алмазов, Т.М. Орлова Е.И. Алмазов // Известия. Вып. 100. 1958. -С. 254.

11. Алпатов, М.В. Проблема синтеза в художественном наследстве / Вопросы синтеза искусств: Материалы 1-го творческого совещания архитекторов, скульпторов, живописцев / Под ред. М. Житомирского. М.: Изогиз, 1936. - С.22-34.12.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.