РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ВОКАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук КОЛЬЦОВСКАЯ Ирина Геннадьевна

  • КОЛЬЦОВСКАЯ Ирина Геннадьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 192
КОЛЬЦОВСКАЯ Ирина Геннадьевна. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ВОКАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2016. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат наук КОЛЬЦОВСКАЯ Ирина Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

СПОСОБНОСТИ К ВОКАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

1.1. Анализ теоретических и методологических подходов к проблеме развития детского творчества

1.2. Специфика развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами вокальной импровизации

1.3. Музыкально-театрализованная деятельность как условие и средство развития вокальной импровизации дошкольников

Выводы по главе

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ВОКАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Опытно-экспериментальная работа по приобщению детей к вокально-

импровизационной деятельности

2.2. Анализ эффективности методической модели освоения вокальной импровизации дошкольниками в условиях музыкально-театрализованной

деятельности

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕННЫХ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ВОКАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время изменения экономической и социальной жизни современного общества затронули инновационную деятельность в сфере образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что «содержание образования должно быть ориентировано на организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества ... реализацию творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [164].

В педагогической литературе широко представлены исследования и их результаты, определяющие значимость творческого развития и музыкального воспитания ребенка. Этому посвящены труды Б.В. Асафьева, Э.Б. Абдуллина, Т.И. Баклановой, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Э.П. Костиной, Е.В. Николаевой, О.П. Радыновой, Л.А. Рапацкой, Г.П. Стуловой, Б.М. Теплова, А.В. Тороповой, Г.М. Цыпина, Б.Л. Яворского и др.

Проявления творчества дошкольников в различных видах художественной деятельности ребенка рассматривались Н.А. Ветлугиной и последователями ее научной школы (А.И. Катинене, Э.П. Костина, О.П. Радынова и др.), которые отмечали достаточно широкий диапазон детского музыкального творчества (песенного, игрового, танцевального и инструментального).

Песенное творчество широко применимо в дошкольной практике, об этом свидетельствовали многие ученые (Б.М. Теплов, К.В. Головская, Н.А. Ветлугина, Э.П. Костина, Н.А. Метлов, К.В. Тарасова и др.). Развитие способности к песенному творчеству, на их взгляд, происходит в виде импровизации несложных мотивов, интонационных оборотов, попевок. По словам Н.А. Ветлугиной, «дети могут импровизировать песни, или же сочинять на близкие и знакомые сюжеты (о поездах, самолетах и т.д.)» [37, с.139].

Поэтапное формирование способности к песенному творчеству позволяет обеспечить динамику его развития доступными для детей средствами (Б.М. Теп-лов, К.В. Головская, Н.А. Ветлугина, Н.А. Метлов, К.В. Тарасова и др.).

Многие ученые наиболее действенным методом активизации творческих способностей детей в музыкальной деятельности считают импровизацию (Б.В. Асафьев, Г.М. Цыпин, Б.Р. Иофис и др.). По мнению Б.В. Асафьева, начинать импровизировать в музыке дети могут, как только у них накопится некоторое количество слуховых впечатлений. К.В. Тарасова считает, что к семи годам дети в состоянии использовать сложные музыкально-языковые приемы и средства. Результат данной импровизационной деятельности, как полагает Н.А. Ветлугина, состоит из небольших интонационных оборотов, мотивов и складывающейся из них простейшей мелодии, что и является вокальной импровизацией.

К сожалению, в практике дошкольного музыкального образования развитию способности к вокальной импровизации уделяется очень мало внимания. Это связано с ограниченным числом теоретико-методических и технологических разработок, готовых к применению в дошкольных учреждениях.

Таким образом, разработка методической модели развития способности старших дошкольников к вокальной импровизации в музыкально -театрализованной деятельности является актуальной задачей для современного дошкольного образования.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

В психолого-педагогической литературе понятие «импровизация» чаще всего связывают с понятием «творчество» и рассматривают как специальную способность.

В отечественной теории детского музыкального творчества Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский, исследуя развитие творческих способностей детей, доказали, что творчество вырастает из народных традиций, импровизаций, его можно развивать, ему можно обучать.

Таким образом, чтобы развитие музыкальной способности к импровизации проходило успешно, необходимо предоставить ребенку возможность проявлять себя в творческой деятельности. Соответственно, проблема методической оснащенности развития способности к вокальной импровизации исследуется в контексте проблемы детского музыкального творчества.

Вопросы стимулирования творческих способностей детей, вне зависимости от области образования, рассматривались в трудах таких исследователей, как Л.Н. Азарова, Ж. Брюно, Л.С. Выготский, В.Г. Грязева и В.А. Петровский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, А.А. Лосева, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов.

Проблема активизации творческого музыкального потенциала детей в дошкольном возрасте привлекала внимание многих ученых: H.A. Ветлугина, О.В. Дыбина, Т.С. Комарова, В.А. Левин, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.

Такие исследователи, как С.В. Акишев, H.A. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина, О.П. Радынова, Е.Л. Трусова, О.С. Ушакова и другие, наряду с общими закономерностями, присущими всему детскому творчеству, выделяют его специфику в различных видах изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности.

Особое место в системе музыкального образования занимает проблема развития способности к импровизации в процессе актуализации песенного творчества. Она является достаточно значимой для детей как школьного возраста (Т.И. Бакланова, О.А. Блох, Е.Я. Гембицкая, М.Т. Картавцева, Л.Н. Мун, Г.П. Стулова, П. Халабузарь и др.), так и дошкольного (Н.А. Ветлугина, И.А. Дзержинская, Э.П. Костина и др.). В частности, развитию песенного творчества детей в виде вокальных импровизаций (несложных мотивов, интонационных оборотов) посвящены исследования Б.В. Асафьева, Л.А. Баренбойма, П.Г. Богатырева, Я.Я. Бирзкопса, К.В. Головской, Н.А. Ветлугиной, З. Кодая, К. Орфа, Б.Л. Яворского.

Однако, несмотря на научную ценность опубликованных трудов, следует отметить, что в теории и практике музыкального дошкольного образования не достаточно представлены аспекты, связанные с развитием детского вокально-импровизационного творчества в процессе музыкально-театрализованной деятельности. Это обусловлено рядом противоречий, существующих в дошкольной музыкальной практике в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

- провозглашение развития творческой личности одним из приоритетных направлений музыкального дошкольного образования детей и недостаточно представленная в музыкальном образовании дошкольной образовательной организации вокально-импровизационная деятельность;

- признание актуальности музыкально-театрализованной деятельности детей и малая исследованность поэтапного процесса ее организации, обеспечивающего развитие способности к вокальной импровизации;

- достаточный объем разработанных методов и приемов обучения дошкольников пению и отсутствие поэтапной методики освоения вокальной импровизации, ориентированной на развитие способности к вокально-импровизационному творчеству детей в музыкально-театрализованной деятельности.

Комплекс данных противоречий обусловил проблему исследования: определить возможность развития способности к вокальной импровизации дошкольников в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически разработать поэтапную методику освоения вокальной импровизации, ориентированную на развитие способности к вокально-импровизационному творчеству детей в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

Объект исследования: процесс организации музыкально-театрализованной деятельности старших дошкольников, обеспечивающий развитие способности к вокальной импровизации.

Предмет исследования: условия, этапы и методы развития способности к вокальной импровизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогические и методологические исследования теории и практики по вопросу детского песенного творчества.

2. Выявить сущность и возможность вокально-импровизационной деятельности детей в детской дошкольной организации.

3. Разработать этапы усложнения вокальной импровизации старших дошкольников в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

4. Определить и разработать содержание, педагогические условия и методы, необходимые для эффективного развития у дошкольников способности к вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности.

5. Экспериментально выявить целесообразность и эффективность созданной методической модели развития способности к вокальной импровизации в процессе музыкально-театрализованной деятельности и внедрить ее в практику дошкольных образовательных организаций.

Гипотеза исследования: развитие способности к вокальной импровизации старших дошкольников в процессе музыкально-театрализованной деятельности может быть успешным, если:

способность к вокальной импровизации будет рассматриваться как одна из музыкально-творческих способностей, позволяющих ребенку спонтанно создавать продукт вокально-импровизационной деятельности, т.е. мелодию или отдельные ее составляющие, в зависимости от условий педагогической организации вокально-импровизационной деятельности, готовности ребенка к самостоятельным действиям и уровня его успешности в данной деятельности;

основой музыкально-театрализованной деятельности будет выступать вокально-импровизационное сценическое действо, включающее разнообразные типы вокальной импровизации;

- с учетом цели и задач будет разработана и апробирована методическая модель, включающая:

а) принципы и условия ее реализации (общепедагогические, индивидуально-психологические, дидактические);

б) специфическое содержание, учитывающее типы и виды вокальной импровизации, этапность ее развития, определенную структуру способности к вокальной импровизации, возрастную направленность сюжетов детских музыкальных спектаклей;

в) адекватные специфике способности методы и приемы развития.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили следующие научные положения:

1) философии:

- о совершенствовании духовного творческого развития личности (Ф. Ак-винский, Н.А. Бердяев, А. Бергсон, Ю.А. Бычков, Г.В. Гегель, Т. Гоббс, Р. Декарт, И.С. Дышлевый, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Платон, В.А. Разумный и др.);

2) психологии:

- о развитии креативности и детского творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, В.В. Давыдов, Л.Б. Ермолаева-Томина, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, К.В. Тарасова, А.В. Торопова, П. Торренс и др.);

3) педагогики:

- о развитии музыкального творчества школьников (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Т.И. Бакланова, А.М. Матюшкин, Е.В. Николаева, Л.А. Рапацкая и др.);

- о развитии детского песенного творчества в дошкольной практике (Н.А. Ветлугина, А.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Э.П. Костина, Г.П. Новикова, О.П. Радыно-ва и др.);

-о развитии музыкально-театрализованной деятельности (В.И. Ашиков, В.М. Букатов, В.В. Домогацких, Т.Н. Доронова, А.П. Ершова, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.В. Макаренко, Л.М. Машковцева, И.Б. Нестерова, Л.Л. Пилипенко Н.Ф. Сорокина, и др.);

- о значении игровой деятельности (Ш.А. Амонашвили А.В. Антюхина, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Т.В. Надолинская, О.Н. Соколова-Набойченко, В.А. Су-хомлинский, С.Т. Шацкий, М.Г. Яновская и др.;

- о применении импровизации как наиболее действенного метода активизации творческих способностей детей и развития музыкальности (Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, П.Г. Богатырев, Я.Я. Бирзкопс, В.А. Дмитриев, Б.Р. Иофис, З. Кодай, Л.М. Машковцева, К. Орф., Г.С. Ригина, Т.Э. Тютюнникова, Г.М. Цыпин, Б.Л. Яворский и др.).

Работа осуществлялась на основе комплекса взаимодополняющих методов исследования:

- общенаучных: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, методологической литературы по проблеме исследования;

- теоретических: теоретическое моделирование, обеспечивающее разработку содержательной части эксперимента;

- эмпирических: собственно эмпирический, прогностический, обсервационный, интерпретационно-описательный метод;

- праксиметрических: изучение продуктов детской вокально-импровизационной деятельности;

математических: количественный анализ экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе двух дошкольных образовательных организаций г. Дзержинска Нижегородской области в группах общеразвивающей направленности детей старшего дошкольного возраста, в количестве пятьдесят человек (одна экспериментальная и одна контрольная группы). Музыкально-образовательная деятельность осуществлялась по программе музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста Э.П. Костиной «Камертон». Апробация результатов исследования была сделана на базе дошкольной организации № 44 г. Дзержинска, дошкольной организации № 119 г. Нижнего Новгорода (девяносто человек).

Основные периоды исследования. В диссертации обобщены результаты экспериментального исследования, проведенного с 2009 по 2014 г.

I период (2009 г.) - поисково-теоретический: осуществлен анализ философской, психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме исследования; определены исходные позиции (цель, гипотеза, задачи, методология и методика исследования) и основные направления исследования.

II период (2010 г.) - методический: разработаны модель, поэтапная методика освоения вокальной импровизации, критерии успешности дошкольников в вокальной импровизации, содержание музыкально-театрализованной деятельности.

III период (2010-2012 гг.) - опытно-экспериментальный:

1) констатирующий эксперимент - проведено стартовое педагогическое обследование вокально-импровизационных достижений детей;

2) формирующий эксперимент - выявлены доказательства эффективности разработанной методической модели. Скорректированы содержание и методика эксперимента. Осуществлен анализ и оценка результатов экспериментального исследования;

3) контрольный эксперимент - проведено итоговое педагогическое обследование вокально-импровизационных достижений детей.

IV период (2012-2014 гг.) - заключительно-обобщающий: осуществлены анализ и интерпретация полученных данных, обобщены результаты исследования, сформулированы общие выводы. Результаты исследования в виде теоретических выводов и практических рекомендаций обсуждены на заседаниях кафедры государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования нижегородский институт развития образования, изложены в научных публикациях.

Научная новизна. В результате педагогического исследования, определяющего возможность развития способности старших дошкольников к вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности, были

- выявлены три компонента ее развития (эмоционально-образный, интонационно-музыкальный и индивидуально-психологический);

- определены пять типов ее освоения (речевая импровизация, звукоподражание, музыкально-подголосочная импровизация, вопросно-ответная импровизация, вокально-ролевая импровизация);

- доказана логика развития способности к вокальной импровизации в теории музыкального дошкольного образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

- теоретически обоснована и определена последовательность развития способности к вокальной импровизации старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности;

- разработано содержание, условия, методы и принципы реализации методической модели развития способности к вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности;

- скорректированы критерии успешности развития способности старших дошкольников к вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- разработана и внедрена в музыкально-педагогический процесс дошкольного образования поэтапная методика освоения старшими дошкольниками вокальной импровизации;

- разработано, издано и внедрено в дошкольную практику учебно-методическое пособие «Развитие песенных импровизаций старших дошкольников» (2012 г., тираж 500 экз.). Данный опыт работы был широко представлен на областных курсах повышения квалификации музыкальных руководителей в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования нижегородский институт развития образования и используется в практике дошкольного музыкального образования региона.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Утверждается, что способность к вокальной импровизации является одной из музыкально-творческих способностей, позволяющих спонтанно создавать продукт вокально-импровизационной деятельности, т.е. мелодию или отдельные ее составляющие. В зависимости от условий педагогической организации, готовности ребенка к вокально-импровизационной деятельности, уровня его успешности в данной деятельности вокальная импровизация может быть преднамеренной, принудительной, подготовленной и неподготовленной. Теоретически обосновано, что структуру способности к вокальной импровизации составляют три развиваемых компонента: эмоционально-образный, интонационно-музыкальный, индивидуально-психологический.

2. Аргументировано, доказано, что музыкально-театрализованная деятельность является эффективным средством и условием развития способности к вокальной импровизации. Основой музыкально-театрализованной деятельности является вокально-импровизационное сценическое действо, в котором присутствуют пять типов вокальной импровизации:

- речевая импровизация - дифференцированное использование средств музыкальной выразительности в речи;

- звукоподражание - элементарное воспроизведение звуков природы; восклицаний людей; звуков, производимых предметами и т.д.;

- музыкально-подголосочная импровизация - придумывание подголосков к знакомой мелодии;

- вопросно-ответная импровизация - экспромт фрагмента мелодии, вопросно-ответной формы;

- вокально-ролевая импровизация - импровизация мелодии на заданный текст.

3. Экспериментально установлено, что поэтапный процесс развития способности к вокальной импровизации у старших дошкольников реализуется на основе разработанной методической модели, которая предусматривает:

- цель, задачи, принципы: художественного единства, деятельностного подхода, последовательности, учета индивидуально-психологических и педагогических способностей, импровизационности, партнерства;

- условия ее реализации: общепедагогические; индивидуально-психологические; дидактические, предусматривающие преемственность, музыкально-образовательную среду, мониторинг вокально-импровизационной деятельности, разработку индивидуальных маршрутов развития;

- специфическое содержание, включающее пять типов и четыре вида вокальной импровизации; определенную структуру способности к вокальной импровизации; шесть этапов развития способности к вокальной импровизации; возрастную направленность сюжетов детских музыкальных спектаклей;

- адекватные специфике способности методы (традиционный, досочинения, вариативности) и приемы развития (использование атрибутов и качественной музыкально-образовательной среды для активизации самостоятельных музыкально-творческих способностей детей).

Определено, что усложнение вокальной импровизации у детей старшего дошкольного возраста происходит в соответствии с шестью этапами ее развития в музыкально-театрализованной деятельности, предусматривающими постепенное усложнение:

- типов вокальной импровизации в зависимости от появления в них мелодии;

- творческих заданий внутри каждого этапа вокальной импровизации;

- задач музыкального образования: дифференцированное использование средств музыкальной выразительности (музыкальные и внемузыкальные); стимулирование передачи конкретного музыкального образа, образа в развитии; стимулирование подпевания восклицаний, придумывая их количество, ритм и динамику; стимулирование в импровизации передачи интонации вопроса и ответа; совершенствование: правильности звукообразования, смены способов звуковедения, особенностей певческой дикции, точности интонирования, ритмических особенностей;

- уровня освоения вокальной импровизации в зависимости от ее развития в музыкально-театрализованной деятельности по критериям: оригинальность, психологическая готовность к вокально-импровизационной деятельности (скорость вхождения в образ); использование исполнительских средств музыкальной выразительности;

- дифференцированного использования классической, народной и современной музыки.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием актуальных теоретико-методологических положений; применением ряда методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; экспериментальным подтверждением гипотезы исследования; апробацией в музыкальной дошкольной практике основных положений, выводов и результатов исследования, а также личным участием автора в педагогическом эксперименте.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Изложение материала проиллюстрировано рисунками, таблицами, диаграммами.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ВОКАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

1.1. Анализ теоретических и методологических подходов к проблеме развития детского творчества

Многие мыслители, от философов античности до наших современников, пытались определить категорию «творчество», выявить основные особенности человеческого творчества и вдохновения как составляющей этого процесса.

Категорию творчества представляют художественное, научное и техническое творчество. Творческий компонент присутствует в любом виде деятельности, по словам известного академика П. Капицы, везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества - в создании или открытии качественно нового, имеющего определенную ценность. Философы рассматривают творчество как порождение нового, как образ жизни человека, как «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [162].

Особенностью античной философии, как и античного мировоззрения, считается связь творчества «со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия». Данные взгляды Сократа являются исходным пунктом в рассмотрении проблемы творчества. В дальнейшем начинает развиваться учение об Эросе как своеобразном тяготении человека к достижению высшего восприятия мира, моментом которого и является творчество.

В христианской философии средних веков перекрещиваются две тенденции: теистическая, идущая от древнееврейской религии, и пантеистическая - от античной философии. Первая тенденция тяготеет к пониманию бога как личности, которая свободно творит мир. Знаменитый философ Аврелий Августин подчерки-

вал «значение момента воли - мотивы решения, выбора, согласия или несогласия, не зависящие от разумного усмотрения. Вторая тенденция, к которой тяготеет едва ли не большая часть представителей средневековой схоластики, в том числе и крупнейший ее представитель - Фома Аквинский, в вопросе творчества подходит ближе к античной традиции. Бог Фомы - это добро в его завершенности, это вечный, созерцающий самого себя разум» [42, с.373].

В эпоху Возрождения человек понемногу освобождается от божественного, и становится творцом самого себя. Творчество в широком смысле слова считается искусством, которое рассматривается как творческое созерцание. Именно в эту эпоху возникает потребность в самом акте творчества. Философы Нового времени Т. Гоббс, Дж. Локк и Д. Юм, считают, что творчество есть нечто родственное изобретательству.

В XVIII веке Э. Кантом, создается завершенная концепция творчества, который рассматривает творческую деятельность как продуктивную способность воображения. Далее, данная теория воображения была продолжена Ф.В.Й. Шеллингом. В философии Ф.В.Й. Шеллинга творчество - это высшая форма человеческой деятельности. Представление, существовавшее в немецкой классической философии о творчестве как деятельности, рождающей мир, оказало значительное воздействие на марксистскую концепцию творчества.

В идеалистической философии конца XIX - начала XX века творчество рассматривалось, прежде всего, как противоположность механически-технической деятельности. Особенно развернуто, концепция творчества представлена в философии жизни Анри Бергсоном («Творческая эволюция»), согласно которой творчество, как непрерывное рождение нового, составляет сущность жизни; в природе; это процессы рождения, роста и созревания, в сознании - возникновение новых образов и переживаний [23].

В таких философских направлениях XX века, как прагматизм, инструментализм и близким к ним вариантам неопозитивизма, творчество рассматривается как

изобретательство, основной целью которого считается решение задачи, поставленной определенной ситуацией.

В настоящее время проблема творчества также исследуется различными философами (Ю.А. Бычков, И.С. Дышлевый, А.Н. Илиади, М.С. Каган, Н.И. Ки-ященко, В.А. Разумный, и др.). И.С. Дышлевый к примеру, считает, что «творчество следует искать там, где есть движение от низшего к высшему» [61, с.79].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук КОЛЬЦОВСКАЯ Ирина Геннадьевна, 2016 год

Список литературы

1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Методика музыкального образования. -М., 2006. - 336 с.

2. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования. - М: Академия, 2004. - 335 с.

3. Абдулъханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 336 с.

4. Акишев, С. В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С. В. Акишев. -М., 1988.

- 186 с.

5. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. - 352 с.

6. Алиев, Ю. Б. Музыкальное искусство в формировании всесторонне развитой личности школьника //Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: Сб. тезисов I научной конференции - М.: НИИ ХВ, АПН СССР, 1982. - 272 с.

7. Ананьев, Б.Г. Избранные психологический труды. Т.2. - М.: Педагогика, 1980. -286 с.

8. Андреева, И. Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Г. Андреева.- Саратов, 2001. - 199 с.

9. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -Л.: Музыка, 1973. - 142 с.

10. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс.- М.: Музыка, 1977. Кн. 2.

- 269 с.

11. Асафьев, Б.В. О народной музыке/ сост. Земцовский, А. Кунанбаева. - Л.: Музыка, 1987. - 248 с.

12. Асафьев, Б.В. Речевая интонация. - М. - Л. 1965. - 156 с.

13. Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания. - М.: Просвещение, 1990. -207 с.

14. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 178 с.

15. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: Музыка, 1974. - 338 с.

16. Баренбойм, Л. А. Система детского музыкального воспитания К. Орфа. -Л.: Музыка, 1970. - 160 с.

17. Бакланова, Т.И. Обучение в 1 классе по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой: программа, методические рекомендации, поурочные разработки. - М.: АСТ; Астрель, 2013. - 143 с.

18. Бакланова, Т.И., Новикова, Г.П. Музыкальный мир - интегрированная программа музыкального воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста (3-7 лет). - М., 1999. - 30 с.

19. Безбородова, Л.А., Алиев, Ю.Б. Теория музыкального образования / Безбо-родова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., 2002. - 416 с.

20. Белобородова, В.К., Ригина, Г.С., Алиев, Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников. -М.: Педагогика, 1975. - 160 с.

21. Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре /Бердяев Н. А. Смысл истории- М., 1990. -С. 249-269.

22.Бердяев, Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. — М.: Правда, 1989.

608 с.

23. Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память. - Минск: Харвест, 1999. -1408 с.

24.Блох, О.А. Педагогика и психология музыкального творчества. - М.: МГУКИ, 2011. -212 с.

25. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971. -525 с.

26. Богоявленская, Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества// Вопросы психологии. 1999. - № 2. - С. 35 - 42.

27. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-н/Д: Изд-во Ростов ун-та, 1983. - 172 с.

28. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству/ Д. Б. Богоявленская. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

29.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 447 с.

30. Болотина, Л. Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. 2- е изд. М.: Академия, 1997. - 240 с.

31. Большой толковый психологический словарь /Ребер Артур. Т. 1. Пер. с англ. - М.: Вече; ACT, 2000. - 592 с.

32. Большой энциклопедический словарь, 2000. URL: http://www.twirpx.com/

33. Борев, Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

34. Бойко, Т.Н. Педагогические условия развития музыкальных способностей старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Бойко Татьяна Николаевна. - Майкоп, 2006. -253 с.

35. Венгер, Л.А. Педагогика способностей. -М.: Знание, 1973 - 96 с.

36. Вентцель, К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ventsel_teoriya-svobodnogo-vospitaniya_1923.

37. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. -М.: Просвещение, 1967. - 415 с.

38. Ветлугина, Н.А. Педагогические условия формирования художественной самостоятельной деятельности // Дошкольное воспитание. 1977. - № 1. -С. 35- 45.

39. Ветлугина, Н. А. Самостоятельная деятельность дошкольников. - М.: Педагогика, 1980. - 208 с.

40. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. Монография. -М.: Педагогика, 1972- 287 с.

41. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1974. - 175 с.

42. Виндельбанд, В. История философии. - СПб.: АО Издатель, 1898 - 613с.

43. Волкова, А. А. Дошкольное воспитание, 1933. - № 7- 8, - 98 с.

44. Воронин, С.В. Звукоподражание, Звукоподражания теория, Звукосимволизм.

- В кн.: Лингвистический энциклопедический словарь. -М., 1990- 592с.

45. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1998.

- 573 с.

46. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

47. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.

- М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

48. Гальперин П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления / Вопросы психологии. 1982. - № 5. - С. 80-84.

49.Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 2002 - 336 с.

50. Глущенко, Ю.П. Импровизация как категория музыкального исполнительства: автореф. . . . дис. канд. искусствоведения: 17.00.02/ Глущенко Ю.П. -Киев. Консерватория-Киев, 1990. - 17 с.

51. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 320 с.

52. Годфруа, Ж. Психология. В 2 т. Том 1. - М.: Мир, 1992. - 496 с.

53. Горбаневская, Г. В. Слова - звукообозначения в художественной прозе. // Русская речь. 1981. -№ 1. - С. 73- 78.

54. Гумилев, Н. С. Избранное, - М.:Просвещение. 1990. -383с.

55. Дзержинская, И.Л. Косвенные методы руководства музыкальной деятельностью. В кн. Самостоятельная деятельность дошкольников. Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980 - 208 с.

56. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Акцидент, 1996. - 224 с.

57. Деркунская, В.А. Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности. URL: http: //www.resobr.ru/materials.

58. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. уч. заведений / Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П./ Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Академия, 1997. - 232 с.

59. Дмитриев, В.А. Развитие творческой направленности у детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07/ Дмитриев Владислав Алексеевич. - Екатеринбург, 2002. 23 с.

60. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.

- 368 с.

61. Дышлевый, И.С. Философские проблемы науки о творчестве // НТП: методология, теология, практика. М. 1989. С. 79.

62. Дыбина, О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: дисс. . . . докт. пед. наук: 13.00.07, 13.00.08/ Дыбина Ольга Витальевна. - М., 2002. - 437 с.

63. Дьяченко, О.М., Лавренъева, Т.В. Психологическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 128 с.

64. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. - М: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. - 197 с.

65. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества. - М.: Культура, 2005. - 303 с.

66. Ермолаева-Томина, Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 1977. - № 4. - С. 74- 84.

67. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

68. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературных произведений // Тр. Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. - М.: Учпедгиз, 1948. - № 9. - С.56 - 57.

69. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М.: Владос, 2000. - 302 с.

70. Иофис, Б.Р. Формирование умений импровизации и сочинения музыки у будущих учителей в процессе профессиональной вузовской подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08/ Иофис Борис Романович. - М, 2006. - 164 с.

71. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника /Научн. ред. Л.А. Парамонова и др. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Карапуз, 2001. - 304 с.

72. Исследование проблем психологии творчества/Под ред. Я.А. Пономарева. -М: Наука, 1983. - 336 с.

73. Исхакова, Г. Т. Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Исхакова Гульдар Тимербаевна.- Уфа, 2001. - 188 с.

74. Каган, М.С. В едином контексте: О культурологическом подходе к изучению сценического творчества. - М., 1981. - № 3. - С. 85 - 90.

75. Каган, М.С. Музыка в мире искусств. - Спб., 1996. - 201с.

76. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 1958. - 192 с.

77. Калугина, М., Халабузарь, П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. - М.: Советский композитор, 1989. - 120с.

78. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество-М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

79.Кирнарская, Д.К. Современные представления о музыкальных способностях // Вопросы психологии. 1988. -№ 1. С. 129- 137.

80. Киященко, Н.И. Эстетическое творчество (о проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе) / Н.И. Киященко, Н.Л. Лей-зеров. - М., 1984. - 112 с. (Нар. ун-т. Фак. лит-ры и искусства).

81. Колесникова, Г. И. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Г. И. Колесникова. - Екатеринбург, 1999. - 23 с.

82. Коллиер, Д. Л. Становление джаза // URL: http://svscena.ru /athenaeum /stanovlenie-dzhaza.html.

83. Комарова, Т.С., Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: [учебное пособие для студентов вузов] / Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. -М.: Культура: Академический проект, 2005. - 238 с.

84. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995.- 160 с.

85. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика Синтез, 2008. 240 с.

86. Комарова, Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве // Дошкольное воспитание. 1991. - № 12. - С. 56 - 58.

87. Комарова, Т.С., Антонова, А.В., Зацепина, М.Б. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 2 - 7 лет.- М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.

88. Костина, Э.П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников: монография. - Н. Новгород, НИРО, 2011. - 417 с.

89. Костина, Э.П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников: дис. . . . док. пед. наук: 13.00.02/ Костина Элеонора Павловна. М., 2007. 568с.

90. Костина, Э.П. Теория и практика креативной педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет. Учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений. Н. Новгород. 2008 г. 424 с.

91. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального развития и воспитания ребенка до трех лет в условиях общественного воспитания и семьи. - Нижний Новгород: НГЦ, 1999. - 54 с.

92. Костина, Э.П. Определение уровня самостоятельных музыкально-сенсорных действий детей 4- 7 лет. //Художественная самостоятельная деятельность детей 4- 7 лет. - М.: Просвещение, 1974. - С. 133 - 137.

93. Краткий психологический словарь. -М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

94. Краткая литературная энциклопедия. Т.3: Иаков-Лакснесс. - М: Советская энциклопедия, 1966. - 978 с.

95. Кульневич, С. В. Педагогика личности: учебное пособие для высших и средних учебных заведений / под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов н/Д. 1995 - 560 с.

96. Левин, В.А. Воспитание творчества. - М.: Педагогика, 1977. - 64 с.

97. Леонтьев, А.А., Леонтьев, Д.А. В истине жизни. / Художественное творчество и психология. - М.: Наука, 1991. - С. 170- 180.

98. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1989. - 186 с.

99. Лернер, И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество. - М., 1969. - 446 с.

100. Лосев А. Основной вопрос философии музыки. / Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 331 с.

101. Макаренко, Л.В. Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Макаренко Л.В. - Бердянск, 1994. - 185 с.

102. Матюшкин, A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 29-33.

103. Машковцева, Л. М. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности: на основе использования элементов театрализации: дис. . . . кан. пед. наук: 13.00.07./Машковцева Лариса Михайловна. - М, 2005. - 189 с.

104. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Педагогика, 1 977. 240 с.

105. Медушевский, В. В. Проблемы становления музыкального восприятия // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. - М.: НИИ ХВ, АПН СССР, 1992. - С. 83 - 86.

106. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Педагогика, 1981. - 96 с.

107. Мелик-Пашаев, А. А., Новлянская, 3. Н. Ступеньки к творчеству. - М.: Педагогика. 1987- 144 с.

108. Мелик-Пашаев, А.А. Способности человека к художественному творчеству // Искусство в школе. 1996. № 4. С. 30 35.

109. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие. Составление и общая редакция Л.В. Шаминой. - М.: Республиканский центр русского фольклора. - 1010 с., с нот.

110. Мун, Л.Н. Синтез искусств в художественном образовании (интерактивная импровизационная технология) / Л.Н. Мун / Электронный научный журнал «Педагогика искусства». 2008 - № 4. - С. 12-15.

111. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. -272 с.

112. Надолинская, Т.В. Педагогика искусства. Электронный научный журнал УРАО «Институт художественного образования» URL: http://www.art-education.ru/ae-magazine/.

113. Никифорова, О. И. Исследования по психологии художественного творчества. - М.: МГУ, 1972. - 156 с.

114. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: АРКТИ, 2000. - 203 с.

115. ОсенневаМ.С., БезбородоваЛ.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. Нач. фак. педвузов. - М.: Академия, 2001. - 368 с.

116. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской.- М.: Молодая гвардия, 1998. - 416 с.

117. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет: Педагогическая наука - реформе школы/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова.-М.: Педагогика, 1988.- 192 с.

118. Овчаров, И.В. Импровизация в музыке: сущность, структура, методы формирования и профессионального совершенствования в процессе музыкальных занятий: дисс. ... кан. пед. наук: 13.00.08./0вчаров Игорь Владимирович. - Белгород, 2011. - 150 c.

119. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1989. - 750 с.

120. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / Под ред. H.H. Тулькибаевой, ЛЗ. Трубайчук. - М.: Восток, 2003. -274 с.

121. Педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы развития: Материалы Международной очно-заочной научно-практической кон-

ференции, 29 марта 2006 г., Нижневартовск / Нижневарт. гос. гуманит. унт; отв. ред. Э. Б. Абдуллин. - Нижневартовск, 2007. - 211 с.

122. Петрушин, В. И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 1997. - 383 с.

123. Поддъяков, H. Н. Мышление. -М.: Педагогика, 1977. -271с.

124. Поддъяков, Н.Н., Поддъяков, А.Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников.-Н. Новгород: НГЦ, 1999. - 38 с.

125. Поддъяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1994. - 47 с.

126. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

127. Попова, Т. Основы русской народной музыки. - М.: Музыка. 1977. -224 с.

128. Проблемы музыкальной педагогики на рубеже веков: материалы научно-практической конференции. - М.: МГУКИ, 2002. - 123 с.

129. Программа воспитания и обучение в детском саду / Под. ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1985. - 174 с.

130. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003.-368 с.

131. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 7 лет в детском саду / сост. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 1997. - 224 с.

132. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. 240 с.

133. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей в 2-х ч. - М.: Гуманит. ВЛАДОС, 1997. - 606 с.

134. Разумный В.А. Художественный образ форма отражения действительности: автореф. дис. ...фил. наук. - М.: 1952. - 18 с.

135. Рапацкая, Л.А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 384 с.

136. Ребенок в мире культуры / под ред. д.п.н., проф. Р. М. Чумичевой. -Ставрополь: Ставрополь сервис школа, 1998. - 558 с.

137. Роджерс, К. Р. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. -№1. - С. 194- 198.

138. Рождественская, Н. В. Психология художественного творчества. СПб., 1995. - 270 с.

139. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. -720 с.

140. Сакулина, Н. П., Ветлугина, Н. А. Художественное воспитание в детском саду. Изд. 1. -М.: Учпедгиз, 1954; ИздП, 1957 - 152 с.

141. Силивон, В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. 1983. № 4. С. 9 12.

142. Синельников, В. Б. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. 1993. -№ 10. - С. 69.

143. Сластенин, В.А. Психология и педагогика. - М., 2003. - 480 с.

144. Сорокина, Н. Ф. Театрализованное творчество - дети // Дошкольное воспитание. 1994. -№ 8 - С. 106 - 113.

145. Степанова, В. В. Психологические особенности развития творчества в дошкольном возрасте: дис. ... кан. псих. наук: 19.00.07./ Степанова Валентина Васильевна. - М., 1995. - 141 с.

146. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Рад. школа, 2008. - 288 с.

147. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей. НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 173 с. 2 с. илл.

148. Театр, где играют дети: учеб-метод, пособие для руководителей детских театральных коллективов / под ред. А.Б. Никитиной. - М.: ВЛАДОС, 2001.-288 с.

149. Теплов, Б.М. Основные музыкальные способности / Методологическая культура педагога-музыканта. Под ред. Э.Б. Абдуллина.- М., 2002. - 272 с.

150. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. URL: http://log-in.ru/books/.

151. Теплов Б.М. Способности и одаренность. URL: http://www.psychology.ru /library/p001.

152. Толшин, А.В. Импровизация в обучении актера. - СПб.: СПГАТИ, 2005. -115 с.

153. Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. М., 2008. 200 с.

154. Трусова, Е. Л. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Е. Л. Трусова. - М., 1986. -24 с.

155. Тютюнникова, Т.Э. Творческое музицирование, импровизация. http: //orff.ru/about.

156. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий.- М., 2001. - 80 с.

157. Чекановска, А. Музыкальная этнография. Методология и методика. - М.: Сов. композитор. 1983. - 190с.

158. Шацкая, В. Н. Музыка в детском саду. URL: http://setilab.ru/.

159. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. -208 с.

160. Шмаков, С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры:

дис.....док. пед. наук: 13.00.01./ Шмаков Сталь Анатольевич. - М., 1997. -

409 с.

161. Философская энциклопедия. -М.: Сов. энц., 1980. - Т. 5 - 232 с.

162. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. энц., 1986. - 642 с.

163. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия / сост. Е. А. Гребенщикова, А. А. Лебеденко, Н. Б. Мчелидзе и др.; под ред. М. Ф. Шабае-вой. -М.: Просвещение, 1980. - С. 303 - 307.

164. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

165. Фурмина, Л.С. Возможности творческих проявлений в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок.- М., 2009. - 238 с.

166. Ходькова, А. И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6-7 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / А. И. Ходькова. - М., 1974. - 18 с.

167. Цыпин, Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. Кн. 1. -М. : Сов. композитор, 1988. - 382 с.

168. Чумичева, Р. М. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника: дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.01./ Р. М. Чумичева. - Ростов н/Д, 1995. - 448с.

169. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: программа.- М.: Вла-дос, 2001- 160 с.

170. Юдина, Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. - М.: Аквариум, 1997. -272 с.

171. Юсов, Б. П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии // Теория эстетического воспитания: сборник научных трудов. М., 1975. - 80 с.

172. Якобсон, П. М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971 - 46 с.

173. Яновская, М. Г. Творческая игра в воспитании младших школьников: Метод. пособие для учителей и воспитателей. - М., 1974 - 128 с.

174. Яфалъян, А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 380 с.

175. Amabile, T. M., Hennessey, B. A. The conditions of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 1143.

176. Callahan, С. Developing creativity in gifted and talented / C. Callahan / Reston VA: The Council for Exception / Children. - 1978.

177. Chikszentmihalyi, M. Society, culture, and person: A system view of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 325-339.

178. Mayesky, M. Creativities for Young Children / M. Mayesky. - Clifton Park, USA, Delmar, 2009. - 646 c.

179. Tardif, T., Sternberg, R. What we know about creativity? // R. Sternberg, T. Tardif (eds). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988.

180. Torrance, E. P. The nature of creativity as manifest in the testing // R. Sternberg, T. Tardif (eds). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 43-75. URL: http://library.by/.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

Таблица 1. Программа развития творческих способностей . 51

Таблица 2. Усложнение вокальной импровизации..........................................81

Таблица 3. Усложнение задач развития.....................................................84

Рисунок 1. Пример музыкально-подголосочной импровизации.........................86

Таблица 4. Усложнение задач развития детской вокальной импровизационной

деятельности, начиная с третьего этапа....................................................87

Таблица 5. Поэтапное развитие способности к вокальной импровизации.......90

Таблица 6. Показатели критерия качества вокальной импровизации...............94

Таблица 7. Методика выявления уровня достижений в вокальной

импровизации 96

(1) средний показатель качества вокальной импровизации.............................98

Рисунок 2. Пример уровня достижений вокальной импровизации детей старшей группы.. ...98

Таблица 8. Определение качества вокальной импровизации дошкольников.......99

Таблица 9. Уровень достижения детей в музыкальности..............................103

Таблица 10. Результаты констатирующего обследования...............................106

Рисунок 3. Пример высокого уровня достижений речевой импровизации детей старшей группы.................................................................................107

Рисунок 4. Пример высокого уровня музыкально-подголосочной импровизации.................................................................................................109

Рисунок 5. Пример среднего уровня музыкально-подголосочной импровизации.................................................................................................109

Рисунок 6. Пример высокого уровня вопросно-ответной импровизации ................................................................................................111

Рисунок 7. Пример высокого уровня вокально-ролевой импровизации...............................................................................................112

Рисунок 8. Пример высокого уровня вокально-ролевой импровизации...............................................................................................113

Рисунок 9. Примеры интонационных вариантов мелодии..........................120

Таблица 12. Контрольный срез показателей музыкальности.........................124

Рисунок 10. Сравнительные данные качества овладения детьми музыкальной

деятельностью (май 2012 года).............................................................125

Таблица 13. Контрольный срез показателей качества вокальной

импровизации...................................................................................126

Рисунок 11. Диаграмма показателей контрольного эксперимента (речевой, звукоподражания, музыкально-подголосочной импровизации май 2012 г)..............127

Рисунок 12. Диаграмма показателей контрольного эксперимента (вопросно-ответной импровизации, вокально-ролевой импровизации май 2012 г).............128

Рисунок 13. Диаграмма роста успешности вокальной импровизации детей экспериментальной группы..........................................................................131

Таблица 14. Сравнительные данные констатирующего и контрольного экспериментов .............................................................................................136

Рисунок 14. Увеличение показателей качества вокальной импровизации

детей экспериментальной группы...........................................................138

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

«Осенняя сказка» Музыкальный спектакль для старшей группы

(В данном спектакле использовались фрагменты различных сценариев и нотные приложения журнала «Колокольчик», «Дошкольное воспитание»)

Дети входят в зал с осенними листьями, танцевальным шагом вальса

(музыка А. Петрова «Вальс» (источник - Буренина «Ритмическая мозайка»)

В конце танца встают полукругом.

Вед: Какая красивая Осень, какой золотистый ковер!

И в гости сегодня ребята, к нам праздник осенний пришел.

Песня «Кто сказал, что Осень грустная пора»

сл. Г. Якуниной, муз. О. Девочкиной

(после песни дети садятся на стульчики)

Вед: В праздник осенний, гостью мы ждем,

Давайте мы Осень к нам в сад позовем.

Дети: Приходи к нам в гости осень, очень тебя просим!

По музыку вальса («Осенний вальс» Ф. Шопен) в зал входит Осень, из корзинки разбрасывая осенние разноцветные листочки

Осень: Меня вы звали, вот и я, привет осенний вам друзья.

Я Осень золотистая на праздник к вам пришла,

Осенние сюрпризы, для вас я принесла.

Привезла я для детей очень много овощей,

Урожай у нас богатый, посмотрите-ка ребятки:

Сценка - импровизация: «Витамины с огородной грядки»

(р.н.м. «Из-под дуба»)

Осень берет шапочки овощей (овощи могут быть нарисованы на листе картона, или сшиты в виде шапочки из ткани и поролона) и надевает все сразу любым детям. Дети, на которых одели шапочки, выбегают на середину зала и импровизируют каждый свою партию. Музыкальный руководитель подыгрывает только

ведущие аккорды тональности.

Огурец: Свеженький я и хрустящий, я - огурчик настоящий,

Был на грядке я зеленым, стану в банке я соленым. Помидор: Очень важный я синьор, спелый, сладкий помидор.

Красный, сочный я и гладкий, угощаю всех, ребятки. Капуста: И я, сочная капуста, витаминами горжусь,

В маринад, борщи, салаты, я конечно пригожусь, Морковь: Я - морковка гладкая, рыженькая, сладкая.

Чтобы зубы были крепки, грызть морковку надо с репкой. Лук: Я - лучок от всех болезней, я - ребята, всех полезней.

Хоть я горький не беда, нужно есть меня всегда. Огурец: Все мы с огородной грядки, нас запомните ребятки. Все: Витаминами богаты и нужны мы всем ребятам.

Осень: Хорошие овощи растут на моих грядках, а что с ними делать надо, кто знает?

Дети: Варить суп, делать маринады, солить, делать салаты . Осень: Правильно! А теперь заглянем в лес, в нем сейчас полно чудес. Вед: Листья по ветру летят, опадают, под ногами шелестят, песню распевают. Хоровод «Осень» дети исполняют его простым хороводным шагом

(или переменным) Осень: Спасибо, милые певцы, я вас хвалю, вы молодцы! А главный сюрприз, я держала в секрете, я сказки для вас приготовила дети. Ой, слышите стук, кто стучит к вам сюда?

(За дверью) - Пустите, я Машенька. Входит под музыку С.М. Майкапара «Вальс».

Машенька: Осень, я сказку свою потеряла, не помню в какой я жила, поживала, Осень, дорогу в мой дом подскажи?

Осень: Ну, что ж, вот клубочек, за ним и иди.

Машенька: (бежит за клубочком под музыку С.М. Майкапара «Вальс»

Очень уж далек мой путь, ох, присяду отдохнуть.

(Обращает внимание на теремок)

Это что за теремок? Он не низок, не высок.

164

Расскажите мне ребята, что за сказка в нем живет? (звучит «Полька» П.И. Чайковского)

(Ведущая надевает шапочки, и дети по очереди подбегают к теремку поют)

Мышка поет: Мышка здесь живет норушка! Кто ты будешь? отвечай!

Лягушка поет: Я Лягушка-поскакушка, будем пить с тобою чай!

Зайка поет: Открывайте, это я - Зайчик-побегайчик!

Вы пустите жить меня, я хороший мальчик!

Лиса поет: Про красавицу-Лису слух давно ведется.

Знают все меня в лесу! Место мне найдется?

Вед: В этой сказке есть медведь, на теремок хотел залезть, очень любит мишка мед, его никак не соберет

Игра «Медведь и пчелы» (см. описание игры в нотном приложении)

Вместе: А ты кто?

Машенька: Я Машенька, в теремок пустите жить? Буду с вами я дружить. Вед: Если в сказку эту ты войдешь, сказку всю перевернешь! (Машенька идет по кругу, за клубком под музыку С.М. Майкапара «Вальс») Осень: Так Маша все шла и шла, огляделась без опаски и попала снова в сказку.

(Осень надевает шапочку колобка на любого ребенка, выбегает

на середину зала и поет) Маша: Кто ты, миленький дружок?

Колобок поет: Я - веселый колобок, колобок, румяный бок,

Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.

Маша: Ой, какой же он хороший, и румяный и пригожий, очень съесть хочу тебя .

Вед: Нет, Маша, никак нельзя. Колобка ты не пугай, сказку слушай, да играй.

Игра «Колобок» (см. описание игры в нотном приложении) (Встречается колобку зайчик, волк, лиса, следом бежит Машенька) Маша: Не попался на зубок, укатился колобок,

Что ж пора идти опять, сваю сказку мне искать.

(Машенька идет по кругу, в это время Осень выбирает следующих героев, надевая на них шапочки печки и яблони)

Осень: Трудно по лесу Машеньке идти, повстречалась ей Печка на пути.

Выходит печка (песня «Печка» из к/ф Маша и Витя)

Маша: Ой, узнала сказку я - эта сказка ведь моя.

Целый день я шла сюда - сосны все, да ели.

Печка, ты скажи, куда Гуси полетели?

Печка поет: Съешь пирог капустный, очень-очень вкусный

Братику возьми, и к нему беги.

Маша: Пирожков я не хочу, Ванечку и так найду.

(печка уходит, выходит яблонька)

Маша: Долго по лесу хожу, братца все не нахожу.

Страшно мне в лесу одной, яблоня, где братец мой?

Яблоня: Я скажу, а ты пока яблочко попробуй!

Солнцем налито оно, сорви его, потрогай.

Песня яблоньки

(поют дети всей группы, яблонька выполняет р.н. движения и подпевает

подголоски)

Маша: Дальше в лес я побегу. Ванечку и так найду.

(Яблонька уходит, выбегают девочки с ленточками)

Маша: Куда же речка мне пойти, где мне Ванечку найти.

Песня - игра «Расскажи реченька»

(В конце игры вбегает мальчик Ваня - это может быть ребенок из другой группы, или же из этой с криком: Речка, речка, спрячь нас. Речка их прячет, поднимая руки вверх) Выбегает Баба - яга (М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»)

Б.Я.: Гуси лебеди, летите, сестру скорее догоните,

и без нее не прилетайте, накажу вас, так и знайте!

(Баба - Яга убегает за дверь)

Осень: Гуси-лебеди кричали, Машу с Ванечкой искали,

но ни с чем вернулись в дом, сказку кончим мы на том.

Б.Я: Разбежались мои слуги, нет ни друга, ни подруги.

Я голодная совсем, ну, кого теперь я съем? (Бегает по залу, хочет покусать)

Вед: В твоей сказке печка есть, хочешь пирожка поесть?

Б.Я: Пирожки я люблю, сейчас, сейчас я принесу. (Уходит за пирогами)

Осень: Пирожки в этой сказке волшебные, начинка у них целебная,

кто откусит их быстрее, сразу станет он добрее!

(Выходит Баба - Яга с пирогами и ест один)

Б.Я: Ой, вкусненько, сладенько, вот поэтому была я злая, что в лесу жила одна я. Пожалейте меня старую, больше вредить не стану я. (Угощает пирогами)

Вед: Мы тебя Яга прощаем, и на чай к нам приглашаем.

Дети: Угощаем, угощаем и на чай к нам приглашаем.

Песня «Угощаем, пирогами с чаем»

Осень: Что ж пришла пора прощаться, всех проводим в дом родной,

Обещаем повстречаться с вами в сказке, но в другой.

Песня «Доброта» (из мультфильма Фунтик)

Песня «Угощаем чаем»

Мушка Е. Е. Соколове Радостно с 07 - с С в О7 в

-На <Й=> - » т а Г— гРШ п . > 1 им 1 1 1

$ * ^ — 0 т 0*0 • - ^00— у 0 я

Чу-до, чу-до, чу-до-печь по-мог-ла пи- рог ис-печь. Не о-дин и не два: выш-ла це-ла- я го-ра.

/_ *--+ -0 0 р 4-, -ЬР— 1 р 0 * « —Пп

^ СГиГ г м О и ■ 1 •—

У-го-ща-ем, у-го-ща-ем мы вас сладким пирож-ком. Приглашаем, вас за чаем по-бол-тать о том, о сем

Чудо, чудо, чудо-печь Угощаем, угощаем

Помогла пирог испечь. Мы вас сладким пирожком.

Не один и не два: Приглашаем вас за чаем

Вышла целая гора. Поболтать о том, о сём.

Песня «Яблоньки»

Игра «Медведь и пчелы»

2к. Ах, где же эти пчелы? Где прячут сладкий мед?

Жужжалок и кусалок я выгоню из сот.

Описание игры: Дети стоят в кругу, в середине круга мишка. Мишка поет, импровизируя мелодию. Здесь дан приблизительный вариант. Можно подыгрывать только аккорды. После каждого куплета выбирается пчелка. Медведь и пчелка выходят за круг. На счет «раз, два, три, беги» медведь бежит за пчелкой, остальные дети жужжат под музыку, импровизируя полет пчелы. В конце мишка поет второй куплет. Игра может повториться с другим мишкой и пчелкой.

Песня - Игра «Речка»

2к. Речка, речка, реченька, кисельный бережок.

Нам с тобою хочется поиграть дружок. Пр: Становитесь рядышком с длинною волной, поведу по камушкам всех я за собой.

Описание игры: Мальчики и девочки стоят напротив друг друга в две колонны. У девочек голубые и белые ленточки (или шарфики). Куплет поют мальчики, спрашивая речку, во время пения мальчиков девочки двигаются с ленточками, каруселью, сцепив руки в середине, и взмахивая ленточками вверх и вниз, двигаясь по кругу, в конце куплета девочки становятся в колонну и поют припев мальчикам. Во время пения мальчиками второго куплета девочки снова двигаются каруселью и отвечают им пением второго припева.

Хоровод «Осень»

Приложение № 2

Мамин день

Выход детей на циклическом шаге под музыку И.А. Бурениной

« Упражнение с цветами» (цепочкой встают в полукруг, говорят под музыку)

1. Мы долго думали, решали: что нашим мамам подарить?

2. Ведь подарок, мы сказали, самым лучшим должен быть!

3. И сам собой пришёл ответ: подарим мы в театр билет!

4. Все роли здесь исполним сами.

5. Даём спектакль в подарок маме!

6. Простите, если что не так, ведь быть артистом - не пустяк!

Дети садятся на места.

Мама: Телевизор надо поскорей включить,

а не то мой сериал могу я пропустить.

Вася: Мама, мама выключай, лучше с сыном поиграй,

я тебя прошу давно, может быть, пойдем в кино?

Мама: Подожди ты не гуди, лучше к папе подойди.

Песня «Сериал» А. Пономарева

Вася: Качалку-лошадку купи мне скорей, с уздечкою и седлом.

Такую, как видел я у друзей, с пушистым и длинным хвостом!

Мама. У тебя игрушек воз: самолёт и паровоз, вертолёт, машинки, катер. Может быть, игрушек хватит?

Вася. Лошадку хочу! Лошадку хочу! Не купишь? Тогда я тебя проучу!

Ты жадная мама, ты мама плохая! Совсем не нужна мне мама такая!

Мама. Сын, да что ты говоришь?! На меня ещё кричишь?!

Попроси прощения ты без промедления!

Вася поет: Нет, не буду, не хочу, другую маму поищу. (Убегает, за ним мама под музыку И.С. Баха ХТК1 том - Прелюдия и фуга C moll)

Появляются собачки (И. Гайдн «Соната ре мажор» ч.1)

Поют:

1. Ах, как я замёрз! Гав! Как замёрз мой нос! Гав!

2. Ой, замёрзла спинка, Слиплись все шерстинки!

3. Вот бы нам на юг скорей, там, на жаре всем веселей

4. Хватит, братцы, вам стонать. Будем греться! Танцевать!

Танец «Чунга - чанга» (исполняют все дети)

В собак летит "снежок", они разбегаются. Выходит Вася (музыка - А. Дворжак «Юмореска»), садится на скамейку (пенек).

Вася. Что-то холодно вдруг стало. Было так тепло с утра, а теперь метёт пурга (Вивальди. Времена года «Зима»).

Ворон (поет): Беда! Беда! Беда! На город надвигаются Большие холода!

Вася. Ты мне в ухо не кричи, ты уж лучше помолчи!

Что-то я совсем замёрз. Сейчас отвалится мой нос. Поет: Я прощения просить всё равно не стану. Надо будет раздобыть мне другую маму! Ведущий.

Что же делать? Как же быть? Кто же может объяснить мальчику упрямому, что он обидел маму.

Хоть полсвета обойдёшь, а лучше мамы не найдёшь! Он не верит никому. Может, мы споём ему?

Песня «Упрямый мальчик»

Появляется Продавец (девочка с тележкой). Продавец:

Поет: Люблю я магазины, где яркие витрины,

Как в сказочной избушке, сидят вокруг зверушки.

Говорит: Есть у нас в ассортименте очень много инструментов: звонки, бубны, погремушки - музыкальные игрушки, что хотите, выбирайте, вместе с ними поиграйте.

Оркестр «Испанский танец» П.И. Чайковский Также есть мороженое! Отлично замороженное!

Шоколадное! Клубничное! Есть фруктово-земляничное! Вася. Я хочу вас попросить: возьмите меня в сыновья. Продавец:

Такого сыночка любить - это мечта моя. Поет: Скушай, сын, мороженое, отлично замороженное! Вася. Мне мороженое в холода есть мама не велела.

Не случилась, чтоб беда, чтоб горло не болело. Продавец поет: Скушай, сын, мороженое, отлично замороженное! Вася. Мама из тебя плохая! Моя мама не такая. Продавец:

Поет: Ну, так к маме возвратись, перед мамой извинись. (Уходит)

Вася. Поет: нет, прощения просить всё равно не стану!

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.