Рецепция драматургии Л. Н. Андреева в Германии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Хайрулина Ольга Игоревна

  • Хайрулина Ольга Игоревна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 159
Хайрулина Ольга Игоревна. Рецепция драматургии Л. Н. Андреева в Германии: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2019. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хайрулина Ольга Игоревна

Введение

Глава 1. Драматургия Л. Андреева в европейском контексте

§ 1. Место драматургии в творчестве Л. Андреева

§ 2. Леонид Андреев и экспрессионизм

Глава 2. Драматургия Л. Андреева в немецкой критике и

литературоведении

§ 1. О теории драмы в Германии

§ 2. Драматургии Л. Андреева в Германии (1900-ые - 1920-ые годы)

§ 3. Первые научные работы по творчеству Л. Андреева (1940-ые годы)

§ 4. Драматургии Л. Андреева в ГДР и ФРГ (1950-ые - 1990 год)

§ 5. Современный взгляд немецкоязычных исследователей на место Л. Андреева в

литературном процессе (1990 год - настоящее время)

Глава 3. Постановки драматических произведений Л. Андреева в

Германии

§ 1. Первые постановки. «К звездам» и «Савва» (1906 -1908)

§ 2. Вторая волна постановок. «Жизнь Человека» и «Дни нашей жизни» в

Дюссельдорфе и Мюнхене (1908-1920)

§ 3. Вена и Берлин. «Царь Голод», «Не убий», «Екатерина Ивановна» и «Тот, кто

получает пощечины» (1924 -1945)

Глава 4. Типологические связи драматургии Л. Андреева и пьес немецких

экспрессионистов

§ 1. «Царь Голод», «Анатэма» Л. Андреева и «Граждане Кале» Г.

Кайзера

§ 2. «Жизнь Человека» Л. Андреева и «На улице перед дверью» В.

Борхерта

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рецепция драматургии Л. Н. Андреева в Германии»

Введение

Творчество Леонида Андреева на фоне общеевропейского литературного процесса всегда интересовало российских исследователей и критиков, практически с момента появления его первых произведений и до сих пор. В последнее время в России написано порядка 30 кандидатских и докторских диссертаций, посвященных разным аспектам творчества Андреева, в том числе и вопросам взаимосвязей с новой драмой начала ХХ века, символизмом и искусством экспрессионизма1. Усиливается также и интерес к проблемам рецепции его эпических и драматических произведений в разных странах мира. Так, в 2012 году ИМЛИ РАН выпустил сборник статей «Леонид Андреев: Материалы и исследования» (выпуск 2), где есть раздел, посвященный проблемам рецепции творчества писателя в иноязычной среде: в США, Болгарии, Франции, Польше, Бельгии, Испании, Скандинавии. Кроме того, в сборнике представлены исследования переводов произведений Леонида Андреева на английский язык, иврит и идиш. Н.А. Бондарева затрагивала некоторые аспекты ранней рецепции

л

творчества затрагивали Н.А. Бондарева и Е.А. Михеичева . Однако масштабных научных исследований по рецепции драматургии и прозы Л. Андреева в Германии и немецкоязычных странах до сих пор не проводилось.

Обращение к проблеме восприятия Л. Андреева в Германии не является случайным. С этой страной связан определенный отрезок его жизненного и творческого пути. В Германии, в Берлине и его предместье Грюневальде, писатель провел некоторый период времени, с октября по март 1906 г. и с августа 1906 г. до начала 1907 г. Около месяца Андреев жил с семьей в Мюнхене. О причинах своего пребывания в Германии он сообщает в письме матери, А.Н.

1 См., например: Боева Г.Н. Феномен Леонида Андреева и эпоха модерна: поэтика, рецепция, творческие взаимосвязи: дис. ... докт. филол. наук. Воронеж, 2017; Болдырева Т.В. Типология культурных кодов в драматургии Л.Н. Андреева: дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2008; Бондарева Н.А. Творчество Леонида Андреева и немецкий экспрессионизм: дис. ... канд. филол. наук. Орел, 2005; Вологина О.В. Творчество Леонида Андреева в контексте европейской литературы конца XIX-XX веков: дис. канд. филол. наук. Орел, 2003.

2 Михеичева Е.А. Бондарева Н.А. Андреев и Германия. Восприятие творчества Леонида Андреева

в Германии в начале ХХ века // Ученые записки Орловского государственного университета. № 3 (72), 2016. С.190 - 195.

Андреевой, в октябре 1905 года: «...без границы надлежащим образом нельзя понять ни жизни, ни человека. И со всеми своими писаниями я чувствую себя глубоко провинциальным, как человек, который всю жизнь прожил в Севске, рассматривал явления с севской точки зрения - и вдруг попал в SPB» . Во время пребывания писателя в Германии в октябре 1906 года появляется на свет второй сын Андреева, Даниил, а в декабре того же года от послеродовой горячки умирает жена писателя, А.М. Велигорская. В это время писатель ведет работу над рассказом «Елеазар» (1906), повестью «Иуда Искариот» (1907), пьесами «Савва» (1907) и «Жизнь Человека» (1907). Берлин становится также прототипом «просто города» в рассказе Андреева «Проклятие зверя» (1908)4. Кроме того, Андреев на протяжении своего творческого пути увлекался идеями немецких философов Э. Гартмана, Ф. Ницше и А. Шопенгауэра5.

Теоретическая основа диссертации опирается на исследования в области сравнительно-исторического литературоведения А. Н. Веселовского, В. М. Жирмунского; работы по теории драмы В. Хализева, Л. Ришара, Т. Анца, П. Сонди, М. Кестинг, А. Клаара, Г. Шмид, Ф. Хюбнера, Б. Брехта; монографию о гротеске как виде художественной образности В. Кайзера; труды по исследованию творческого метода Леонида Андреева Л. Афонина, Ю. Бабичевой, Г. Боевой, В. Беззубова, Н. Богатырева, Б. Бугрова, О. Вологиной, И. Иоффе, М. Козьменко, Л. Колобаевой, А. Луначарского, В. Львова-Рогачевского, О. Мандельштама, Н. Михайловского, Е. Михеичевой, К. Муратовой, Ю. Чирвы, К. Чуковского; а также работы немецких литературоведов и критиков, посвященные русской литературе ХХ века и, в частности, драматургии Л. Андреева: А. Элиасберга, З. Мельхингера, Й. Баера, Ф. Ф. Ингольда, М. Беверниса, А.

3

4

Русский современник, кн. IV. - М.; Л., 1924. С. 124. Козьменко М.В. Рассказ Леонида Андреева «Проклятье зверя»: символико-культурный и экзистенциальный аспекты // Известия РАН. Серия литературы и языка, 2012, Т. 71, № 1, С. 52 -57.

5 См., например: Козьменко М.В. Артур Шопенгауэр в ранних дневниках и позднейших произведениях Леонида Андреева: К проблеме корреляции философской и художественной картин мироздания // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2010. Т. 69. № 6. С. 21-30; Беляев Д.А. Экзистенционально-психологическая рефлексия об идее сверхчеловека в творчестве Л.Н. Андреева // Аналитика культурологии. 2013. №25. URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/ekzistentsionalno-psihologicheskaya-refleksiya-ob-idee-sverhcheloveka-v-tvorchestve-l-n-andreeva (дата обращения: 18.10.2019).

Мартини, Р. Лауэра, Й. Хольтхузена, Вс. Сечкарева, О. Бургхардта, У. Нитш, В. Казака.

Степень научной разработанности. О контактах разного рода Андреева с немецкой и немецкоязычной литературой уже писали некоторые российские исследователи. Еще в 1920-е гг. ХХ века творчество Андреева было отнесено К. Дрягиным к «предэкспрессионизму». О предвосхищении им экспрессионистской эстетики или определенной связи с ней писали Г. Боева, А. Григорьев, Л. Иезуитова, Б. Прутцев, В. Смирнов, В. Терехова, Т. Федь, Л. Шишкина. Проблеме восприятия творчества писателя в Германии уделяли внимание Л. Кен, Е. Михеичева, М. Румянцев, Н. Бондарева. Однако эта тема еще далека от завершения, поэтому мы попытались в работе осветить данные аспекты. Эти обстоятельства придают актуальность нашему исследованию.

Надо признать, что последние двадцать лет интерес к проблеме рецепции творчества русских писателей в инокультурной среде заметно повышается. Так, в период с 2000 по 2019 гг. был защищен ряд диссертаций, посвященных данной теме. Отметим несколько работ, позволяющих выделить определенные виды рецепции творчества: Ю.В. Никаноровой («Поэма Н.В. Гоголя „Мертвые души" в немецкой рецепции», 2007), Е.Е. Сергиенко («Рецепция творчества Б. Пастернака в Италии», 2010) и И.В. Романовской («Рецепция творчества А.П. Платонова в Швеции», 2019). Ключевым аспектом в рецептивном осмыслении творчества писателей является рассмотрение их наследия в оценке зарубежной критики и литературоведения, пристальное внимание уделяется трансформации художественного мира, а также восприятию героя и конфликта с точки зрения традиций страны. Если говорить о рецепции лирики, то стоит отметить такие разделы исследования, как анализ художественного мира в плане рецепции на уровнях интонации, ритма, метра, грамматики, жанра, представленный в диссертации Е.А. Козловой «Рецепция лирики А. Ахматовой в Великобритании» (2011). При рассмотрении драматургии возникает потребность в обращении к театральной рецепции в ее историческом осмыслении. Так, исследователи учитывают историю постановок на театральной сцене в различные периоды

восприятия драматического творчества писателя (диссертация Е.А. Адам «Рецепция драмы А.П. Чехова „Три сестры" в немецкоязычных странах» (2008), С. Николетич «Драматургия и театр А.П. Чехова в Хорватии» (2019)). Многообразие подходов в осмыслении творчества писателей в иноязычном обществе позволяет утверждать, что проблемы рецепции в целом не теряют актуальности и предполагают дальнейшее научное освоение.

Рецепция - это «„модусы восприятия" творчества писателя, определяемые различными эпохами, национальными менталитетами, языковыми особенностями»6. Исследуя проблемы рецепции, мы можем открыть для себя новые грани творчества автора или его отдельных текстов, осветить литературные процессы, происходящие в культуре страны-реципиента. Но также, что не менее важно, - обнаружить новые черты и качества воспринимаемого произведения, которые становятся более явными как раз в результате контакта с воспринимающей культурой. Понимание того, при каких условиях и влияниях зарождался русский экспрессионизм в драматургии Л. Андреева, помогает лучше осознать специфику метода и стиля писателя, с одной стороны, а с другой - более широко представить себе процесс развития европейского экспрессионизма и его дальнейших модификаций.

Объектом исследования данной работы является восприятие драматургии Л. Андреева в Германии и немецкоязычном пространстве.

Предметом изучения являются литературно-критические

и литературоведческие работы, знакомящие немецкого читателя с андреевским драматургическим наследием, театральные постановки его пьес и рецензии на спектакли, а также пьесы немецких драматургов, имеющие определенную содержательную и эстетическую близость с пьесами Л. Андреева.

Цель данной работы - понять, как драматургия Л. Андреева воспринималась и оценивалась немецкой аудиторией (критиками, писателями, исследователями литературы, театральными деятелями, зрителями) на протяжении ХХ века и нашего времени в двух аспектах: критико-

6 Леонид Андреев: Материалы и исследования. Вып. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2012. С.4.

литературоведческом и театральном. Это позволяет лучше представить себе место его драматургии в общеевропейском литературном процессе.

Основным материалом для исследования являются научные труды, критические статьи и рецензии немецких авторов, посвященные драматургии Андреева и постановкам его пьес в Германии, многие из которых мы перевели самостоятельно, а также тексты пьес Л. Андреева и некоторых немецких драматургов, которые были выбраны для сопоставительного анализа.

В соответствии с целью работы определены основные задачи:

- дать периодизацию научно-критического восприятия драматургии Л. Андреева в Германии и немецкоязычных странах с опорой на исследования по теории драмы в Германии и выявить специфику того или иного восприятия драматургии писателя на определенном историческом этапе;

- проследить историю театральной рецепции пьес Л. Андреева в Германии и немецкоязычных странах;

- установить типологические связи между драматургическим наследием Л. Андреева и драмой немецких писателей ХХ века;

- определить место драматургии Л. Андреева в немецком литературном процессе и выявить новые ракурсы изучения творчества писателя.

Цель и поставленные задачи исследования потребовали обращения в следующие архивные фонды и библиотеки:

- Баварская национальная библиотека (Bayerische Staatsbibliothek);

- Архив Федеративной земли Берлин (Landesarchiv Berlin);

- Городской архив г. Мюнхена (Stadtarchiv München);

- Государственный архив г. Мюнхена (Staatsarchiv München);

- Архив театра Мюнхенер Каммершпиле (Münchener Kammerspiele);

- Библиотека Немецкого музея театра (Deutsches Theatermuseum);

- Австрийская национальная библиотека (Österreichische Nationalbibliothek);

- Библиотека Театрального музея г. Вены (Theatermuseum Wien).

Специфика объекта исследования, цели и поставленные задачи определяют основные методы исследования: сравнительно-исторический анализ, позволяющий описать генезис и развитие интереса к драматургии Л.Н. Андреева в Германии; сопоставительный литературоведческий анализ некоторых драматургических произведений Л.Н. Андреева, позволяющий выявить их типологические связи с немецкой драматургией ХХ века, в частности с драматургией экспрессионизма.

Сравнительно-историческое изучение литератур представлено трудами таких ученых, как А.Н. Веселовский, Ф.И. Буслаев, В.И. Жирмунский, М.П. Алексеев, Н.И. Конрад и другие. Об особенностях сравнительно-исторического изучения литератур В.М. Жирмунский писал: «...Сравнение, т. е. установление сходств и различий между историческими явлениями и историческое их объяснение, представляет, как мне кажется, обязательный элемент всякого исторического исследования» . Это позволяет говорить о существовании «встречных течений» в мировой литературе, а также об их взаимосвязи в процессе литературного развития.

Для выявления типологических связей с драматургией немецкого экспрессионизма необходимым представляется обращение к теории экспрессионисткой драмы, в частности к понятию «драмы состояний», или «стадиальной драмы» („Stationendrama"), к которой многие немецкие исследователи причисляли пьесу «Жизнь Человека» . «Драма состояний», или «стадиальная драма» - это форма пьесы, которая строится из автономных сцен-стадий» ("Station") в соответствии со следованием авторской мысли, иногда - с объединяющим эти сцены общим сюжетом. Сцены часто соединены сквозным героем (героями), нередко рядом лейтмотивов, основное внимание уделяется не раскрытию конфликта в рамках хронологически связанного действия, а описанию

7Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. М.: Наука, 1979. С. 66 - 67.

8 См., например: Lauer R. Kleine Geschichte der russischen Literatur, München: C.H.Beck, Auflage:1, 2005, S.156; Teubner E. Hugo Ball. Berlin: Publica-Verl.-Ges., 1986. S.71.

(воссозданию) отдельных «состояний» (героя, группы, общей ситуации). Одними из первых драм, к которым применялся данный термин, были пьесы Стриндберга «Путь в Дамаск» (1898-1904) и «Игра снов» (1902)9.

Научная новизна работы состоит в том, что проблему восприятия драматургии Леонида Андреева в Германии мы попытались рассмотреть поэтапно и детально, для этого вводим в научный оборот некоторые ранее не известные или не переведенные с немецкого языка архивные материалы, а также впервые проводим сопоставительный анализ пьес Леонида Андреева «Жизнь Человека» (1907), «Царь Голод» (1908) и «Анатэма» (1909) с драматургией представителей немецкого экспрессионизма и «постэкспрессионизма»: Георга Кайзера («Граждане Кале», 1914) и Вольфганга Борхерта («На улице перед дверью», 1947).

Положения, выносимые на защиту:

1. Повышенный интерес к андреевским пьесам, наблюдавшийся с 1900-х до 1920-х гг., сменяется периодом, когда интерес к драматургии Андреева значительно ослабел. Дальнейшее осмысление его творчества, как и творчества других русских писателей, в Германии в период существования Третьего Рейха по причинам политическим и идеологическим было практически приостановлено. Но даже в этот период в 1941 году была написана первая диссертация, посвященная лейтмотивам в творчестве Л. Андреева. Всплеск интереса к изучению драматургии Л. Андреева возрождается уже в 60-ые годы ХХ века как в ГДР, так и в ФРГ. В 70-ые годы были защищены 3 диссертации по творчеству Андреева, одна из которых посвящена драматургии. К концу ХХ века и в начале ХХ! Леонид Андреев уже устойчиво фигурирует и в учебных пособиях по изучению русской литературы, и в монографиях, посвященных отдельным проблемам и мотивам в русской литературе.

9 Metzler Lexikon Literatur. Stuttgart: Metzler, Auflage: 3, Hrsg. von Dieter Burdorf, 2007. S. 731.

2. Понимание и осмысление драматургии Л. Андреева в Германии формировалось сквозь призму экспрессионистской эстетики, что позволило исследователям увидеть новые аспекты поэтики писателя, например, отнести пьесу «Жизнь Человека» к устоявшемуся в немецком литературоведении типу «стадиальной драмы» („Stationendrama").

3. В начале ХХ века пьесы Л. Андреева активно ставились на театральных сценах Германии и Австрии. Премьерой его пьес открывались театры, что позволяет нам говорить об определенном влиянии драматургии Л. Андреева на немецкую драматургию и театр.

4. Драматургия Л. Андреева продолжает оставаться востребованной и изучаемой в Германии в XXI в. Доказательством служат новые издания произведений Андреева на немецком языке, публикация научных работ, в которых Л. Андреев фигурирует как значимый писатель-экспрессионист начала ХХ века.

5. Драматургия Л. Андреева типологически близка драматургии некоторых немецких писателей. Данное сходство наблюдается на уровне проблематики, системы персонажей, конфликта, сюжетно-композиционной структуры и языка.

Теоретическая значимость работы заключается в исследовании особенностей рецепции творчества писателя в иноязычной среде и выявлении связей с творчеством представителей зарубежной литературы.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования содержащихся в ней положений и выводов в лекционных курсах по истории русской литературы рубежа XIX-XX веков, сравнительному литературоведению, при подготовке спецкурса по творчеству Л. Андреева, а также при подготовке к публикации сочинений Л. Андреева.

Структура работы включает Введение, четыре главы, Заключение, Список литературы и Приложения.

Все цитаты из немецких источников приводятся в тексте диссертации в нашем переводе.

Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены на научных конференциях:

1. Пьеса „Жизнь человека" Л. Н. Андреева в немецкой рецепции // VI Международная научная конференция «Русская литература ХХ-ХХ1 веков как литературный процесс (проблемы теории и методологии изучения», Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 18 - 19 декабря 2018 г.

2. Российские исследования драматургии Л. Андреева в контексте европейского литературного процесса // XXV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Москва, МГУ им М.В. Ломоносова, 9 - 13 апреля 2018 г.

3. Восприятие драматургии Л. Андреева в Германии в начале ХХ века // XLVII Международная филологическая конференция, С.-Петербург, СПбГУ, 19 - 28 марта 2018 г.

4. Перспективы рецептивной эстетики (творчество Л. Андреева в Германии) // Международная научная конференция «XIII Поспеловские чтения. Памяти В.Е. Хализева. Аксиологические проблемы в художественной литературе», Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 17 -18 ноября 2017 г.

5. Пьесы «Жизнь человека» Л. Андреева и «На улице перед дверью» В. Борхерта: опыт сопоставительного анализа // Круглый стол «Драматургия Л. Андреева в контексте русского и европейского театра ХХ века», Москва, ИМЛИ РАН, 4 сентября 2014 г.

Глава 1. Драматургия Л. Андреева в европейском контексте §1. Место драматургии в творчестве Л. Андреева

Как уже говорилось выше, обращаясь к анализу творческого метода Леонида Андреева, в том числе и в драматургии, исследователи констатируют сложность и неоднозначность его связей с современными ему литературными течениями и направлениями, а также перманентную творческую эволюцию писателя. На протяжении всего творческого пути менялось его видение литературы, его подходы к изображению внешней действительности и внутреннего мира героя, черты стиля и метода. Он прошел путь в драме от реализма с элементами философской рефлексии до «панпсихизма», а позднее исследователи русской и немецкой литературы будут причислять его зрелое творчество к экспрессионизму (родившемуся, как известно, на немецкоязычной почве), что стимулирует интерес к его произведениям со стороны немецких литературоведов и критиков и откроет плодотворные возможности для сравнительного изучения. Андреев был одним из тех писателей, которые «нащупывали» пути экспрессионизма, шли к нему мировоззренчески и творчески. Не будучи экспрессионистом формально, он стал «непроизвольным предтечей» этого явления на русской и европейской литературной и театральной почве. «Крик недоумевающего ужаса срывается с уст его героев»10, - писал о творчестве Леонида Андреева Андрей Белый. При этих словах вспоминается одно из самых значимых полотен (точнее, серия полотен) экспрессионизма - «Крик» Эдварда Мунка 1893 - 1910 гг. «Этим криком одиночества, отчаяния, отчуждения человека позднее было пропитано все экспрессионистское течение в искусстве. Напомним, что именно с крика рождающей женщины начинается пьеса «Жизнь Человека». Крик выступает как извещение о рождении новой жизни, обреченной на муки. Он символически предвосхищает всю дальнейшую жизнь Человека и снова звучит в

10 Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1994. С.439.

отчаянном и бессильном его протесте против Судьбы, лишившей его единственного сына»11.

Говоря об эстетике экспрессионизма в драме «Жизнь Человека» Л. Андреева, мы упоминаем имя норвежского художника Эдварда Мунка не случайно. Среди его работ есть цикл картин «Фриз жизни», который объединяет знаковые полотна мастера: «Крик», «Танец жизни», «Вампир», «Поцелуй», «Пепел», «Метаболизм: жизнь и смерть» и другие. Мунк писал, что «Фриз жизни» задуман как серия декоративных произведений живописи, которые вместе должны создавать картину жизни. Примечательно, что те же цели преследовал Леонид Андреев, когда задумывал цикл драм, посвященных жизни человека и человечества в общем. «Вопрос об отдельных индивидуальностях как-то исчерпан, отошел; хочется все эти разношерстные индивидуальности так или

иначе, войною или миром, связать с общим, с человеческим», - писал Л. Андреев

12

о своем замысле В. Вересаеву12.

Интерес к драматургии проявляется у Андреева в конце 1890-х годов. Важную роль в этом сыграл Московский Художественный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Будучи сотрудником московской газеты «Курьер», Андреев часто бывал на премьерах МХТ, в котором он видит театр нового времени - глубоко психологический театр; постановки пьес А.К. Толстого, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, А. П. Чехова восхищают его. В 1902 году он выпускает под псевдонимом Джемс Линч в соавторстве с Сергеем Глаголем (С. Сергиевичем) книгу «Под впечатлением Художественного театра», в которую вошли рецензии Андреева на спектакли МХТа, среди которых «Дикая утка» и «Доктор Штокман» Г. Ибсена, «Три сестры» А.П. Чехова, «Мещане» М. Горького. По мнению Андреева, МХТ выполнял высокую общественную миссию театра как трибуны, некоего выразителя общественного настроения.

11 Хайрулина О.И., Монисова И.В. Драматургия Леонида Андреева в контексте европейского литературного процесса: анализ отечественных исследований // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Российская и зарубежная филология. 2019. Т. 11, № 1. С. 141.

12 Цит. по: Вересаев В. Собр. соч. в 5 т. Т.5. М.: Правда, 1961. С.409.

Место драматургии в творческом наследии Л. Андреева чрезвычайно значительно. К. Чуковский писал о его «чисто театральном таланте,

13

влекущемся... к традиционным преувеличенным формам» и максимально приспособленном для «метафизико-трагических сюжетов». Его новаторство в области драмы столь же существенно, как и в сфере эпических жанров, и не случайно оживление интереса к нему со стороны исследователей и театральных деятелей нового рубежа веков. Столь же важным представляется вклад Андреева в общий процесс художественных исканий и коренного обновления русской драматургии и театра начала ХХ века. В поисках преодоления мировоззренческого, духовного и эстетического кризиса, которым была отмечена эпоха начала века, он пошел не по пути коллективного созидания (разные формы этого выбора встречаем у русских реалистов и символистов), а в направлении постановки вопросов экзистенциальных, исследования устремлений и изломов человеческой мысли и веры. Его пьесы шли на сценах лучших театров, к ним был обращен глубокий интерес не только публики, но и театрально-литературной общественности в мире. Можно говорить об отчетливой эволюции его драмы, в которой исследователи выделяют три (например, Б. Бугров) или четыре (И. Канунникова) периода. Первые драматические опыты Андреева, пьесы «К звездам» и «Савва», написаны в целом в реалистической манере, схватывают черты и проблематику революционной эпохи и дают психологически мотивированные характеры. Однако в них уже ощутим некий философский «каркас», определяющий конфликты и лежащий в основе поступков и высказываний героев, проявляется философская проблематика, которая местами теснит социально-историческую и психологическую. Уже в первых пьесах заметен интерес автора преимущественно к антропологической сущности человека, к проблематике общечеловеческой, а не конкретно-исторической. Так, в социально-философской драме «К звездам» проблема интеллигенции и революции, так волновавшей многих андреевских современников, решается

13 Чуковский К. И. Леонид Андреев большой и маленький. СПб.: Изд. бюро, 1908. С.45.

неоднозначно: увлеченность героикой революционной борьбы, которой в пьесе посвящено немало патетико-романтических моментов, сочетается с признанием (а не отрицанием) пути философско-созерцательного и творчески-научного. Сопоставление этих двух типов деятельности, направленной на преображение человеческой жизни, составляет философский костяк пьесы и закрепляется в центральных ее фигурах: ученом-астрономе, человеке «не от мира сего» Сергее Терновском, живущем в горной обсерватории, и его сыне, революционере Николае (внесценический персонаж, к которому «стянута» большая часть текста пьесы). О себе Андреев писал: «...люблю в тишине думать, и в области мысли моей задачи мои, как они мне представляются, революционные» 14. По сути, оба героя пьесы проходят свой путь к звездам: отец, в поисках мирового закона, определяющего все жизненные процессы и способного помочь человечеству преодолеть страх смерти, и сын, в своем мученическом ореоле борца за всеобщее счастье и пророка-жертвы.

Близка по форме к социально-бытовой драме и во многом отлична от нее по проблематике и способам создания характеров пьеса «Савва» о крахе анархического бунта личности и бесплодности ее попыток решительного изменения жизни. Здесь Андреев еще более приближается к созданию «драмы идей», жизнеподобие пьесы сочетается с гротескной заостренностью характеров Саввы, Тюхи и других персонажей, а также характерным для писателя выходом на уровень философского осмысления злободневных социально-политических проблем. Со временем автора все больше притягивают вопросы жизни и смерти, смысла человеческого существования, борьбы добра и зла, божественного и демонического в душе человека, границ человеческой мысли и познания, роковой предопределенности. Осмысление такого содержания требовало для своего воплощения новой художественной формы, свободной от натурализма и способной к максимальным обобщениям. Такую форму Андреев нашел в поэтапном, стадиально-статичном изображении основных «вех» жизни человека

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хайрулина Ольга Игоревна, 2019 год

Список литературы: Источники

1. Андреев Л. Н. Полн. собр. соч. и писем: В 23 т. Т.1, 4, 5, 6, 13. М.: Наука, 2007-2017.

2. Андреев Л. Н. Драматические произведения. В 2 т. Л.: Искусство, 1989.

3. Андреев Л. Н. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1990-1996.

4. Андреев Л. Полн. собр. соч.: В 8 т. СПб.: Т-во А. Ф. Маркс, 1913.

5. Андреев Л. S.O.S.: Дневник (1914-1919); Письма (1917-1919); Статьи и интервью (1919); Воспоминания современников (1918-1919). М.; СПб.: Atheneum; Феникс, 1994. 598 с.

6. Андреев Л. Gaudeamus. Berlin: Bong, 1910. 179 c.

7. Борхерт В. Избранное, М.: Художественная литература, 1977. 302 с.

8. Вересаев В. В. Собр. соч. в 5 т. Т.5. М.: Правда, 1961. 536 с.

9. Кайзер Г. Драмы, М.: Пг.: Госиздат, 1923. 298 с.

10. Кайзер Г. Коралл. Харьков: Гос. изд-во Украины, 1923. 79 с.

11. Книга о Леониде Андрееве: Воспоминания М. Горького, К. Чуковского, А. Блока, Г. Чулкова, Б. Зайцева, Н. Телешова, Е. Замятина. Берлин; Пб., 1922. 191 с.

12. Леонид Андреев. Письма к Павлу Николаевичу и Анне Ивановне Андреевым // Русская литература. 2003. № 1. С. 148 -186.

13. Литературное наследство. Т.72. Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка. М.: Наука, 1965. 630 с.

14. Линч Д. (Андреев Л. Н.) и Глаголь С. (Сергеевич С.) Под впечатлением Художественного театра. М.: ГИТИС, 2001. 77 с.

15. Неизданные письма Леонида Андреева (К творческой истории пьес периода первой русской революции)// Ученые записки Тартуского государственного университета. 1962. Вып. 119. Труды по русской и славянской филологии. V. С. 378-393.

16. Неопубликованное письмо Леонида Андреева // Вопросы литературы. 1990. №4. С. 275-278.

17. Переписка Горького и Андреева // Литературное наследство. Т. 72: Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка. М.: Наука, 1965. С. 63 - 360.

18. Письма Л. Н. Андреева к В. И. Немировичу-Данченко и К. С. Станиславскому // Вопросы театра: сб. ст. и материалов. М.: ВТО, 1966. С. 275 - 301.

19. Письма Л. Н. Андреева к Вл. И. Немировичу-Данченко и К. С. Станиславскому (1913-1917) // Ученые записки Тартуского государственного университета. 1971. Вып. 266. Труды по русской и славянской филологии. XVIII. Литературоведение. С.231-312.

20. Письма Леонида Андреева. Л.: Колос, 1924. 48 с.

21. Стриндберг А. Красная комната: пьесы; новеллы. М.: Эксмо, 2011. 768 с.

22. Толлер Э. Человек-масса. М.-П.: Гос. изд-во, 1923. 63 с.

23. Andrejew L. Anathema. Berlin: Ladyschnikow Verlag, 1911. 162 S.

24. Andrejew L. Das Leben des Menschen. Berlin: Ladyschnikow Verlag, 1908. 102 S.

25. Andrejew L. Das Leben des Menschen. Leipzig: Insel Verlag, 1979. 105 S.

26. Andrejew L. Der, der die Mauschellen kriegt. Berlin: Ladyschnikow Verlag, 1921. 116 S.

27. Andrejew L. Der Ozean. Berlin: Bong & Co, 1911. 151 S.

28. Andrejew L. Derjenige, der geohrfeigt wird. München: Desch Verlag, 1989. 75 S.

29. Andrejew L. Du sollst nicht töten. Berlin: Ladyschnikow Verlag, 1919. 127 S.

30. Andrejew L. Ekaterina Ivanovna. Berlin: Ladyschnikow Verlag, 1912. 94 S.

31. Andrejew L. Ignis sanat (Sawa). Berlin: Ladyschnikow Verlag, 1906. 164 S.

32. Andrejew L. König Hunger. Berlin: Ladyschnikow Verlag, 1924. 107 S.

33. Andrejew L. Professor Storizyn. Berlin: Ladyschnikow Verlag, 1924. 112 S.

34. Andrejew L. Studentenliebe. Berlin: Ladyschnikow Verlag, 1909. 107 S.

35. Andrejew L. Zu den Sternen. Berlin: Ladyschnikow Verlag, 1906. 131 S.

36. Ball H. Briefe (1904-1927), Band 3, Göttingen, 2003.

37. Borchert W. Allein mit meinem Schatten und dem Mond: Briefe, Gedichte und Dokumente. Rohwohlt: Reinbek bei Hamburg, 1996. 320 S.

38. Borchert W. Draußen vor der Tür. Hamburg: Rohwohlt, 2010. 122 S.

39. Kaiser G. Die Bürger von Calais. Bamberg: C. C. Buchners Verlag, 2002. 96 S.

40. Kaiser G. Die Bürger von Calais. Berlin: S. Fischer, 1914. 107 S.

41. Toller E. Quer durch: Reisebilder und Reden. Berlin: Kiepenheuer, 1930. 296. S.

Научно-критическая литература

42. Адам Е. А. Рецепция драмы А. П. Чехова «Три сестры» в немецкоязычных странах: дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2008. 280 с.

43. Аристотель. Поэтика., пер. М. Л. Гаспарова // Аристотель и античная наука. М.: Наука, 1978. С. 111 - 165.

44. Афонин Л. Н. Леонид Андреев. Орел: Орловское книжное издательство, 1959. 224 с.

45. Бабичева Ю. В. Драматургия Л. Андреева эпохи первой русской революции. Вологда: Вологодский государственный педагогический институт, 1971. 183 с.

46. Бабичева Ю. В. Драмы-исповеди Леонида Андреева («Реквием», «Собачий вальс») // Русская литература ХХ века (дооктябрьский период). Сб. 8. Тула: Тульский государственный педагогический институт им Л.Н. Толстого, 1976. С. 52-67.

47. Бабичева Ю. В. Богоборческая драма Леонида Андреева «Анатэма» // Русская литература ХХ века (дооктябрьский период). Сб. 2. Тула: Тульский государственный педагогический институт им Л.Н. Толстого, 1970. С. 178194.

48. Бабичева Ю. В. Споры о типе творчества Л. Н. Андреева (К проблеме творческого метода) // Проблемы реализма. Вып. V. Вологда, 1978. С. 141 -155.

49. Беззубов В. И. Леонид Андреев и Московский художественный театр // Ученые записки Тартуского государственного университета. 1968. Вып. 209. Труды по русской и славянской филологии. XI. Литературоведение. С.122-242.

50. Беззубов В. И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллин: Ээсти раамат, 1984. 336 с.

51. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т.7. М.: Акад. наук СССР, 1955. 740 с.

52. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. М.: Искусство, 1994.

53. Блок А. Памяти Леонида Андреева // Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т.6. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. С.553-559.

54. Богатырева Н. Д. Экзистенциальный контекст пьесы Леонида Андреева «Черные макси» // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. №1 (1). С.94-100.

55. Боева Г. Н. Леонид Андреев и его читатели: стратегии взаимодействия // Филология и человек. 2015. № 4. С. 19 - 30.

56. Боева Г.Н. Творчество Леонида Андреева и эпоха модерна. СПб.: Петрополис, 2016. 520 с.

57. Боева Г. Н. Феномен Леонида Андреева и эпоха модерна: поэтика, рецепция, творческие взаимосвязи: дис. ... докт. филол. наук. Воронеж, 2017. 726 с.

58. Болдырева Т. В. Типология культурных кодов в драматургии Л. Н. Андреева: дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2008. 167 с.

59. Бондарева Н. А. Творчество Леонида Андреева и немецкий экспрессионизм: дис. ... канд. филол. наук. Орел, 2005. 205 с.

60. Бондарева Н. А. Творчество Л. Андреева в немецкой критике начала ХХ века// Вестник Бурятского государственного университета, 2008. № 10. С. 170 -175.

61. Брехт Б. О театре, М.: Изд-во иностр. лит., 1960. 363 с.

62. Брехт Б. Театр: Пьесы, статьи, высказывания: В 5 т. М.: Искусство, 1965. Т.5/2. 564 с.

63. Брусянин В. В. Леонид Андреев. Жизнь и творчество. М.: К. Ф. Некрасов, 1912. 126 с.

64. Бугров Б. С. Драматургия русского символизма. М.: Скифы, 1993. 54 с.

65. Бугров Б. С. Леонид Андреев. Проза и драматургия. М.: Издательство МГУ, 2000. 112 с.

66. Бугров Б. С. Мятежная душа // Андреев Л. Пьесы. М.: Сов. писатель, 1991. С. 3 - 38.

67. Бугров Б. С. На путях отрицания реализма («Жизнь человека» и «Царь Голод» Л. Андреева) // Русская литература ХХ века (дооктябрьский период). Калуга: Тульский государственный педагогический институт им Л. Н. Толстого, 1968. С.266-268.

68. Булышева Е. В. «Театр панпсихизма» Леонида Андреева: Дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2016. 252 с.

69. Валентинов Н. Мы еще придем! О современной литературе, «Жизни человека» и «Царь-Голоде» Л. Андреева. М.: Русский труд, 1908. 76 с.

70. Вареникова А. М. «Газ» Георга Кайзера на немецкой сцене в 1920-е годы. Особенности немецкого экспрессионистического спектакля // Театрон. Научный альманах Санкт-Петербургской академии театрального искусства, СПБ., 2014, № 2(14). С. 69 - 77.

71. Вареникова А. М. Георг Кайзер в немецкой драматургии первой половины ХХ века. М.: Совпадение, 2014. 224 с.

72. Вареникова А. М. Пьесы Георга Кайзера на мифологические и легендарные сюжеты и их воплощение на немецкоязычной сцене: Дис. ... канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2011. 310 с.

73. Вересаев В. В. Воспоминания о Л. Андрееве // Реквием. Сборник памяти Леонида Андреева. М.: Федерация, 1930. С. 145 - 177.

74. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 408 с.

75. Волевич И. В. Глава V: Кайзер // История немецкой литературы: В 5 т. Т.5. 1918 - 1945. М.: Наука, 1976. С. 76 -91.

76. Вологина О. В. Творчество Леонида Андреева в контексте европейской литературы конца Х1Х-ХХ веков: дис. ... канд. филол. наук. Орел, 2003. 212 с.

77. Волошин М. Некто в сером // Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. С.457-463.

78. Воровский В. В. Леонид Андреев // Воровский В. В. Литературно-критические статьи. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. С. 288-310.

79. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

80. Гимельфарб Б. В. Георг Кайзер // Кайзер Георг. Коралл. Харьков: Гос. изд-во Украины, 1923. С. 3 - 9.

81. Горький М. Леонид Андреев // Горький М. Полн. собр. соч. Художественные произведения: В 25 т. Т.16. М.: Наука, 1973. С.313-357.

82. Григорьев А. Леонид Андреев в мировом литературном процессе // Русская литература, 1972. № 3. С. 190-205.

83. Гужиева Н. Драматургия Л. Андреева 1910-х годов // Русская литература. 1965. №4. С.64-79.

84. Денисенко С. В. Театральная рецепция и театральная репутация // Челябинский гуманитарий. 2011. № 1(14). С. 65-74.

85. Дэвис Р. Д., Козьменко М. В. Неизвестное письмо Леонида Андреева к Максиму Горькому // Литературный факт. 2018. № 10. С. 173-183.

86. Дрягин К. В. Экспрессионизм в России (Драматургия Леонида Андреева) // Труды Вятского пединститута им. В. И. Ленина. Т.3, вып.4, Вятка, 1928. 84 с.

87. «Екатерина Ивановна» в Вене // За свободу. Варшава, 1928. 4 марта (№ 53). С. 5. Лит. прилож.

88. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. М.: Наука, 1979. 495 с.

89. Зеленцова С. В. Михеичева Е. А. Преодоление смерти: литературный эксперимент Л. Н. Андреева и Х. Л. Борхеса // Художественная антропология Серебряного века Материалы научной конференции «Литературные чтения» 20 - 21 октября 2017 г., Санкт-Петербург - Т. 215 из ТРУДЫ СПбГИК, 2017. С. 115 - 122.

90. Зунин Ю. И. Мысли по поводу пьесы Андреева «Жизнь человека» Киев: Киев. эл. тип. , 1907. 15 с.

91. Иезуитова Л. А. «Собачий вальс» Леонида Андреева. Опыт анализа драмы «панпсихе» // Андреевский сборник: Исследования и материалы. Курск: Курский государственный педагогический институт, 1975. С. 67-89.

92. Иезуитова Л. А. Леонид Андреев и Эдвард Мунк (О зарождении экспрессионизма в европейском искусстве конца Х1Х-ХХ века) // Иезуитова

Л. А. Леонид Андреев и литература Серебряного века: Избранные труды. СПб.: Петрополис, 2010. С.282-305.

93. Иезуитова Л. А. Творчество Л. Андреева (1892-1906). Л.: Издательство Ленинградского университета, 1976. 240 с.

94. Измайлов А. А. Литературный Олимп. М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1911. 472 с.

95. Иоффе И. И. Избранное. Часть 2. Культура и стиль, М.: РАО Говорящая книга, 2010. 927 с.

96. История русской литературы конца Х1Х - начала ХХ века: учебное пособие в 2 т. под ред. В. А. Келдыша. М., 2007.

97. Казак В. Лексикон русской литературы ХХ век. М.: РИК «Культура», 1996. 491 с.

98. Казакова Н. А. «Савва» Л. Н. Андреева: контуры театра «ретушированного» реализма // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания: Вып. 9. Воронеж, 1997. С.21 - 28.

99. Канунникова И.А. Русская драматургия ХХ века. М.: Флинта, 2003. 207 с.

100. Келдыш В. А. К проблеме литературных взаимодействий в конце XIX-начале ХХ века (о так называемых «промежуточных» художественных явлениях) // Келдыш В. А. О «серебряном веке» русской литературы: Общие закономерности. Проблемы прозы. М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 332-377.

101. Келдыш В. А. Русский реализм начала ХХ века. М.: Наука, 1975. 280 с.

102. Кен Л. В. Леонид Андреев и немецкий экспрессионизм//Андреевский сборник: Исследования и материалы. Курск: Курский государственный педагогический институт, 1975. С. 44-66.

103. Кен Л. В., Рогов Л. Э. Жизнь Леонида Андреева, рассказанная им самим и его соотечественниками, СПб.: ИПК Коста, 2010. 450 с.

104. Козлова Е. А. Рецепция лирики А. Ахматовой в Великобритании: дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2011. 178 с.

105. Козьменко М. В. Артур Шопенгауэр в ранних дневниках и позднейших произведениях Леонида Андреева: К проблеме корреляции философской и

художественной картин мироздания // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2010. Т. 69. № 6. С. 21-30.

106. Козьменко М. В. Рассказ Леонида Андреева «Проклятье зверя»: символико-культурный и экзистенциальный аспекты // Известия РАН. Серия литературы и языка, 2012, Т. 71, № 1, С. 52 -57.

107. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. М.: МГУ, 1990. 333 с.

108. Колобаева Л. А. Русский символизм. М.: Издательство Московского университета, 2017. 352 с.

109. Копелев Л. Драматургия немецкого экспрессионизма // Экспрессионизм: Сб. ст.: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. М.: Наука, 1966. С. 36 - 84.

110. Коренева М. Ю. Из истории восприятия немецкого экспрессионизма в России 1920-х гг. // ХХ век. Двадцатые годы: Из истории международных связей русской литературы. СПб.: Наука, 2006. С.299-353.

111. Корецкая И. В. Из истории русского экспрессионизма // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1998. Т.57. №3. С. 3-9.

112. Корнеева Е. В. Мотивы художественной прозы и драматургии Леонида Андреева: дис. ... канд. филол. наук. Елец, 2000. 171 с.

113. Красильников Р. Л. Танатологические мотивы в художественной литературе. М: Языки славянской культуры, 2015. 488 с.

114. Красовицкая Ю. В. Изменение библейского образа «нового человека» в драматургии экспрессионизма (на примере драм Георга Кайзера) // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение», 2012. С. 193 - 201.

115. Кудрявцева Т. В. Русская литература в Германии: культурные горизонты // Русская литература в зеркалах мировой культуры: рецепция, переводы, интерпретации. М.: ИМЛИ РАН, 2015. С. 9 - 56.

116. Лашкевич А. В. Герменевтика и рецептивная эстетика в современном англоамериканском литературоведении: дис. ... докт. филол. наук. Москва, 1994. 197 с.

117. Лессинг Г. Э. Собр. соч.: В 10 т. Т.9. Гамбургская драматургия М.: тв-во М. О. Вольф, 1904. 152 с.

118. Леонид Андреев: материалы и исследования, вып.1, М.: Наследие, 2000. 412 с.

119. Леонид Андреев: материалы и исследования, вып.2, М.: ИМЛИ РАН, 2012. 382 с.

120. Леонова Е. А. Немецкая литература ХХ века. Германия. Австрия. М.: Флинта: Наука, 2010. 353 с.

121. Луначарский А. В. Критические этюды. Л.: Изд-во кн. сектора Губоно, 1925. 425 с.

122. Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8 т. Т.1. М.: Художественная литература, 1963. 615 с.

123. Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8 т. Т.5. М.: Художественная литература, 1965. 756 с.

124. Львов-Рогачевский В. Две правды: Книга о Леониде Андрееве. СПб.: Книгоиздательство «Прометей» Н. Н. Михайлова, 1914. 232 с.

125. Львов-Рогачевский В. Леонид Андреев. Критический очерк с приложением хронологический канвы и библиографического указателя. М.: Русский книжник, 1923. 86 с.

126. Маски. Ежемесячник искусства театра. М., № 2, 1912. 104 с.

127. Мандельштам О. Э. Революционер в театре // Мандельштам О. Э. Собр. соч.: В 4 т. Т.3. Очерки, письма. М.: Терра, 1991. С. 40 - 44.

128. Марков В. Экспрессионизм в России // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки русская культура, 2000. С. 541-556.

129. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: в 2 ч. Ч. 1. М.: Искусство, 1968. 643 с.

130. Мережковский Д. С. В обезьяньих лапах (О Леониде Андрееве) // Мережковский Д. С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. С. 12-39.

131. Михайлова М. В. Макарова А.А. Леонид Андреев - Август Стриндберг: точки схождения // Художественная антропология Серебряного века Материалы научной конференции «Литературные чтения» 20 - 21 октября 2017 г., Санкт-Петербург - Т. 215 из ТРУДЫ СПбГИК, 2017. С. 107 - 114.

132. Михайлова М. В. Паньшина К. И. «Окена» Л. Андреева и «Женщина с моря» Г. Ибсена: сопоставительный анализ // Современные проблемы литературоведения, лингвистики и коммуникативистики глазами молодых ученых. Традиции и новаторство: Межвузовский сборник. Выпуск VIII. Уфа: РИЦ БашГУ, 2017.С.76 - 86.

133. Михайловский Б. В. Русская литература ХХ века. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. 420 с.

134. Михайловский Н. К. «Рассказы» Леонида Андреева. Страх смерти и страх жизни // Михайловский Н. К. Литературная критика и воспоминания. М.: Искусство, 1995. С. 475-493.

135. Михайловский Н. К. Герои и толпа // Михайловский Н. К. Герои и толпа: Избранные труды по социологии: В 2 т. Т.2. СПб.: Алетейя, 1998. С.5-92.

136. Михеичева Е.А. О психологизме Леонида Андреева. М.: Московский педагогический университет, 1994. 188 с.

137. Михеичева Е. А. Бондарева Н. А. Андреев и Германия. Восприятие творчества Леонида Андреева в Германии в начале ХХ века // Ученые записки Орловского государственного университета. № 3 (72), 2016. С. 190 - 195.

138. Муратова К. Д. Леонид Андреев - драматург // История русской драматургии. Вторая половина Х1Х - начала ХХ века (до 1917 г.). Л.: Наука, 1987. С. 511-551.

139. Недошивин Г. Проблема экспрессионизма // Экспрессионизм: Сб. ст.: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. М.: Наука, 1966. С. 8 - 36.

140. Никанорова Ю. В. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» в немецкой рецепции: Дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2007. 223 с.

141. Николетич С. Драматургия и театр А. П. Чехова в Хорватии: дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2019. 260 с.

142. Обозрение театров. 1909. 27 нояб. (№917)

143. Павлова Н. С. Поэзия Эриха Мюзама // Вопросы литературы, № 3, 1959, С. 156 - 174.

144. Пак С. Панпсихизм в драматургии Л. Н. Андреева: Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2007. 160 с.

145. Пиотровский А. Н. Эрнст Толлер и германский экспрессионизм // Толлер Эрнст. Человек - масса. М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. С. 5-10.

146. Плеханов Г. В. План разбора драмы Леонида Андреева «Жизнь человека» // Г. В. Плеханов - литературный критик. М.: Журн.-газ. объединение, 1933. С. 111 - 118.

147. Полонский В. В. Кнут Гамсун и Леонид Андреев (в контексте восприятия творчества норвежского писателя в России «серебряного века») // Известия Российской академии наук: Серия литературы и языка. Т.70. № 4. М., 2011. С. 9 - 30.

148. Проблемы современного сравнительного литературоведения / под ред. Н. А. Вишневской и А. Д. Михайлова. М.: ИМЛИ РАН, 2004. 93 с.

149. Прутцев Б.И. Самый европейский писатель // Орловский вестник, 1993 № 27 (70). С. 38 - 42.

150. Романовская И. В. Рецепция творчества А. П. Платонова в Швеции: Дис. ... канд. филол. наук. Петрозаводск, 2019. 233 с.

151. Румянцев М. Г. Стиль прозы Леонида Андреева и проблема экспрессионизма в русской литературе ХХ века. Дисс. . канд. филол. наук. Воронеж, 1998. 156 с.

152. Россия и Запад: Из истории литературных отношений / Отв. ред. М. П. Алексеев. Л.: Наука, 1973. 340 с.

153. Русский современник, кн. IV. - М. - Л., 1924. 288 с.

154. Савельева В. В. «Другой символизм» в драматургии Л. Андреева: «Царь Голод» // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. № 1.2. С. 130 - 134.

155. Смирнов В. В. Проблемы экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский // Русская литература. 1997. № 2. С. 55-63.

156. Сергиенко Е. Е. Рецепция творчества Б. Пастернака в Италии: Дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2010. 175 с.

157. Скороход Н. С. Леонид Андреев. М.: Молодая гвардия, 2013. 429 с.

158. Сологуб Ф. Театр одной воли // Театр. Книга о новом театре: Сборник статей. М.: ГИТИС, 2012. С. 148-165.

159. Терехина В. Н. Путями русского экспрессионизма // Русский экспрессионизм: Теория. Практика. Критика. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 3-48.

160. Терехина В. Н. Экспрессионизм в русской литературе первой трети ХХ века: Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 320 с.

161. Федь Т. Мотивы экспрессионизма в русской литературе // Проблемы эволюции русской литературы ХХ века, М., 1994, вып.1. С. 206 - 208.

162. Филоненко Н. Ю. Становление и развитие поэтики экспрессионизма в творчестве Л. Н. Андреева 1898-1908 годов: Дис. ... канд. филол. наук. Липецк, 2003. 187 с.

163. Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко. М.: Всероссийское театральное общество, 1962. 643 с.

164. Хайрулина О. И., Монисова И. В. Драматургия Леонида Андреева в контексте европейского литературного процесса: анализ отечественных исследований // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Российская и зарубежная филология. 2019. Т. 11, № 1. С. 140-147.

165. Хайрулина О. И. Драматургия Л. Андреева в литературно-критическом восприятии в Германии второй половины ХХ - начала XXI вв. // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. №3 (84). С. 182 -185.

166. Хайрулина О.И. «Жизнь человека» Л. Андреева и «На улице перед дверью» В. Борхерта: опыт сопоставительного анализа // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. №3. С. 119-125.

167. Хайрулина О. И. Рецепция танатологических мотивов в творчестве Л. Андреева: опыт немецкоязычных исследований // Мир науки, культуры и образования. 2019. № 4 (77). С. 432 - 434.

168. Хайрулина О.И. «Царь Голод», «Анатэма» Л. Андреева и «Граждане Кале» В. Кайзера: сопоставительный анализ // LITERA. 2019. №6. С. 12-17.

169. Хализев В.Е. Драматургия Чехова в её истолковании литературоведением ФРГ 1970-х годов // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология, 1987. № 1. С. 10 - 17.

170. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Академия, 2013. 431 с.

171. Хализев В. Е. Творчество Чехова в немецких теориях и историях драмы // Известия Российской академии наук: Серия литературы и языка. Т.51. № 1. М., 1992. С. 84 - 98.

172. Чирва Ю. В. О пьесах Леонида Андреева // Андреев Л. Н. Драматические произведения: В 2 т. Т.1. Л.: Искусство, 1989. С. 3-43.

173. Чуковский К. И. Леонид Андреев // Чуковский К. И. Собр. соч.: В 15 т. Т. 5: Современники; Приложение. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001. С. 108 - 132.

174. Чуковский К. И. Леонид Андреев // Чуковский К. И. Собр. соч.: В 15 т. Т.6. М.: Терра-Книжный клуб, 2002. С. 163 - 170.

175. Чуковский К. И. Леонид Андреев большой и маленький. СПб.: Изд. бюро, 1908. 134 с.

176. Шишкина Л. И. Творчество Леонида Андреева в контексте культуры ХХ века. СПб.: Издательство СЗАГС, 2009. 222 с.

177. Шопенгауэр А. Соч.: В 4 т. Т. 1. Критика кантовской философии. М.: Наука, 1993. С. 125-501.

178. Шопенгауэр А. Соч.: В 4 т. Т.2. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993. 669 с.

179. Anz T. Literatur des Expressionismus, 2.Auflage, Stuttgart: Metzler, 2010. 271 S.

180. Asmuth B. Einführung in die Dramenanalyse, 8. Auflage, Stuttgart: Metzler, 2016. 249 S.

181. Axelrod I. Leonid Andrejew // Leipziger Volkszeitung Nr. 289, 13. Dezember 1908.

182. Baer J. L. Andreev // Arthur Schopenhauer und die russische Literatur des späten 19. Und frühen 20. Jahrhunderts. Slavistische Beiträge. Bd. 140. München: Sagner, 1980. S. 108 - 122.

183. Ball H. Sämtliche Werke und Briefe (1904-1927), Band 3, Göttingen: Wallstein Verlag, 2003. 804 S.

184. Berliner Börsen Zeitung, 27.11.1908.

185. Bevernis М. Zur Aufnahme Leonid Andrejew in Deutschland // Zeitschrift für Slawistik, Bd. XI, № 1, Berlin, 1966. S. 75 - 92.

186. Bonner Zeitung, 27.11.1908.

187. Brauneck M.: Theater im 20.Jahrhundert. Programmschriften, Stillperioden, Reformmodelle. Reinbeck bei Hamburg; Rohwohlt, 2009. 663 S.

188. Brückner A. Rußlands geistige Entwicklung im Spiegel seiner schönen Literatur, a. a. O., S. 142.

189. Burghardt O. Die Leitmotive bei Leonid Andrejev. Diss. Leipzig, 1941. 201 S.

190. Burghardt O. Gemeinsame Motive bei L. Andreev und Nietzsche // Zeitschrift für slavische Philologie 17 (1940 - 1941) S. 353 - 372.

191. Das englische Drama. Hrsg. von Josefa Nünning. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1973. 538 S.

192. Der Spiegel, Nr.48, 1947

193. Deutscher Bühnen- Spielplan 1906/1907. Leipzig: Druck und Verlag von Breitkopf und Härtel, 1909. 1658 S.

194. Deutscher Bühnen- Spielplan 1908/1909. Leipzig: Druck und Verlag von Breitkopf und Härtel, 1910. 1342 S.

195. Düsel F. Das Wunder // Der Kunstwart, 23. Jg. (1909/10), H. 3 vom 1. November, S.196.

196. Düsseldorfer Zeitung, 24.11.1908.

197. Durzak M. Das expressionistische Drama. München: Nymphenburger Verlagshandlung GmbH, 1978. 197 S.

198. Einakter und kleine Dramen des Expressionismus. Stuttgart: Reclam, 2003. 287 S.

199. Eliasberg A. Russische Literaturgeschichte in Einzelporträts, Berlin: Greifenverlag, 2009. 224 S.

200. Felbinder E. Zum Vergnügen der Einwohner // LAB C Rep. 167 Nr. 3074

201. Franck H. Zu den Sternen // Der Kunstwart, Halbmonatschau für Ausdruckskultur auf allen Lebensgebieten, München, 22. Jg. (1908/09), H. 19 vom 1. Juli, S.40.

202. Freise M. Slawistische Literaturwissenschaft, Tübingen: Narr, 2012. 342 S.

203. Freund W. Wolfgang Borchert: Draußen vor der Tür. Literatur ohne Antwort // Interpretationen. Dramen des 20. Jahrhunderts, Bd.2. Stuttgart: Reclam, Stuttgart, 1996. S. 27 - 44.

204. Freytag G. Die Technik des Dramas. Leipzig: Hirzel, 1863. 310 S.

205. Geier S. Zum Verständnis der Werke. Andrejev, Leben und Persönlichkeit // L. N. Andrejev. Die Sieben Gehenkten. Hamburg. 1957. S. 143 - 151.

206. Gelfert H.-D. Wie interpretiert man ein Drama? Stuttgart: Reclam, 1992. 191 S.

207. Gibt denn keiner Antwort? // Der Spiegel, Nr.48, 1947. S.16.

208. Grosse H. Frühexpressionistische Tendenzen / Entmaterialisierung der Szenerie Leonid Andrejew: Das Leben des Menschen, 24.11.1908 // Szenographie im Aufbruch. Die junge Kunst und das Schauspielhaus Düsseldorf 1905 - 1908, Düsseldorf: Theatermuseum der Landeshauptstadt Düsseldorf, 2010. S. 295 - 331.

209. Grünewald vel Safier A. Die Wiener Freie Volksbühne. Wien, Diss., 1932. 151 S.

210. Holthusen J. Russische Literatur im 20. Jahrhundert, München: Francke Verlag, 1978. 330 S.

211. Hübner F. Die Personendarstellung in den Dramen A.P. Cekhows, Amsterdam: Hakkert, 1971. 350 S.

212. Ingold F. F. Todeskonzepte der russischen Moderne von Tolstoj bis Lenin. Wien: Passagen Verlag, 2017. 638 S.

213. Interpretationen. Dramen des 20. Jahrhunderts, Band 2, Stuttgart: Reclam, 1996. 288 S.

214. Jauß H. R. Literaturgeschichte als Provokation der Literaturwissenschaft. Konstanz: Universität-Verlag, 1967. 72 S.

215. Kafner M. Das Drama der Revolution. Über Andrejews Sawa // Der freie Arbeiter, 4. Jg., (1907), Nr. 43 vom 26. Oktober.

216. Kaun A. Leonid Andreyev. A critical study. New York: Huebsch, 1924. 361 p.

217. Kayser W. Das Groteske: seine Gestaltung in Malerei und Dichtung, Oldenburg: Stalling, 1957. 228 S.

218. Kesting M. Das epische Theater. Zur Struktur des modernen Dramas, Stuttgart: Kohlhammer, 1959. 160 S.

219. Klaar A. Das moderne Drama: dargestellt in deinen Richtungen, 1883. 312 S.

220. Klaar A. Probleme der modernen Dramatik, München: Rösl, 1921. 202 S.

221. Kowa de V. Als ich noch Prinz war von Arkadien, Nürnberg: Glock u. Lutz, 1955. 393 S.

222. Lauer R. Kleine Geschichte der russischen Literatur, München: Beck, 2005. 283 S.

223. Leithold F.-J. Studien zu A.P Cechows Drama „Die Möwe", München: Verlag Otto Sägner, 1989. 193 S.

224. Luther A. Leonid Andrejew // Leipziger Tageblatt, Nr. 448 vom 15. September 1919, S.20.

225. Luther A. Russischer Brief // Das literarische Echo, Halbmonatsschrift für Literaturfreunde, Berlin., 9. Jg. (1906/07), H.4 vom 15. November, S. 299 - 301.

226. Martini A. Erzähltechniken Leonid Nikolaevic Andreevs, München: Sagner, 1978. 322 S.

227. Melchinger S. Drama zwischen Shaw und Brecht, Bremen: Schünemann, 1961. 454 S.

228. Menschheitsdämmerung: ein Dokument des Expressionismus. (Hrsg. K. Pinthus). Hamburg: Rohwohlt, 1969. 382 S.

229. Münchener Post, № 7, 1912.

230. Nickel S.J. Die Schaubühne - Die Weltbühne: Siegfried Jacobsohns Wochenschrift und ihr ästhetisches Programm. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1996.

231. Nitsch U. Studien zu den Dramen Leonid Nikolaevic Andreevs. Wien, Diss., 1971. 287 S.

232. „Pack das Leben bei den Haaren": Wolfgang Borchert in neuer Sicht. Hsg. Winter H.-G., Hamburg: Dölling und Galitz, 1996. 320 S.

233. Pargner B. Otto Falckenberg: Regiepoet der Münchener Kammerspiele. Leipzig: Henschel Verlag, 2005. 240 S.

234. Petzet W. Theater - Die Münchener Kammerspiele 1911-1972, München: Kurt Desch Verlag, 1973. 631 S.

235. Pfister M. Das Drama. Theorie und Analyse. München: Wilhelm Fink, 1977. 453 S.

236. Russische Buchillustrationen. H.g. B. Zelinsky, Köln: Böhlau, 2009, 267 S.

237. Russische Literaturgeschichte. H.g. K. Städtke, Stuttgart: J. B. Metzler, 2002. 441 S.

238. Rühmkopf P. Wolfgang Borchert in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Hamburg: Reinbeck, 1961, 176 S.

239. Schmid H. Strukturalistische Dramentheorie. Semantische Analyse von Tchechows „Ivanov" und der „Kirschgarten" (Skripten Literaturwissenschaft. 3. Kronberg / Ts., 1973). 518 S.

240. Schmid W. Analysieren oder Deuten? Überlegungen zur Kontroverse zwischen Strukturalismus und Hermeneutik am Beispiel von Cechovs „Nevesta" // Die Welt der Slaven, Jg. 32 (N.F 11). 1987. S.101 - 120.

241. Schondorff J. Russisches Theater des XX. Jahrhunderts, München: A. Langen, 1960. 501 S.

242. Setschkareff Vs. Geschichte der russischen Literatur, Bonn: Athenäum, 1949. 160 S.

243. Sontheimer I. Die russischen Bühnenwerke in Wien in den Jahren 1894 - 1914, Wien, Diss., 1945. 106 S.

244. STA München Stadtchronik. Jg 1912, Bd 2; S. 2632.

245. Stauche I. Maxim Gorkis Dramen in Deutschland // Maxim Gorkis Drama und Theater. Berlin: Henschelverlag, 1968. S. 249 - 361.

246. Stender-Petersen A. Geschichte der russischen Literatur in zwei Bänden. München: Beck, 1957. 585 S.

247. Szondi P. Theorie des modernen Dramas. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1956. 144 S.

248. Teubner E. Hugo Ball. Berlin: Publica-Verl.-Ges., 1986. 282 S.

249. Wegner M. Theoretische Grundfragen der Rezeption der russischen Literatur in Deutschland zu Beginn des 20. Jahrhunderts // Zeitschrift für Slavistik, 1968. S. 1 -12.

250. Wiese B. Das deutsche Drama vom Barock bis zur Gegenwart: Interpretationen. 2 Bd. Düsseldorf: Bagel, 1964. 472 S.

251. Wöß A. Die Theaterkostüme Eduard Josef Wimmer-Wisgrills und ihre Bedeutung für die Mode // Netzwerk Mode Textil. Jahresbuch, 2018. S. 32 -48.

252. Zabel E. Russische Kulturbilder, Berlin: Curtius, 1907. 303 S.

Словари, энциклопедии

253. Словарь литературоведческих терминов. СПб.: Паритет, 2006. 314 с.

254. Терминология современного зарубежного литературоведения. Вып. 1 (страны Западной Европы и США). Справочник. М.: РАН Институт научной информации по общественным наукам, 1992. 219 с.

255. Энциклопедия экспрессионизма под ред. Л. Ришара. М.: Республика, 2003. 430 с.

256. Metzler Lexikon Literatur. Stuttgart: Metzler, Auflage: 3, Hrsg. von Dieter Burdorf, 2007. 845 S.

Интернет-ресурсы

257.Беляев Д. А. Экзистенционально-психологическая рефлексия об идее сверхчеловека в творчестве Л. Н. Андреева // Аналитика культурологии. 2013. №25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsionalno-psihologicheskaya-refleksiya-ob-idee-sverhcheloveka-v-tvorchestve-l-n-andreeva (дата обращения: 18.10.2019).

258. Вареникова А. Казнить нельзя помиловать: русская смерть глазами европейца// Журнал «Знамя», №11, 2018. URL: http://znamlit.ru/publication.php?id=7097 (дата обращения: 10.06.2019)

259.Беляев Д. А. Экзистенционально-психологическая рефлексия об идее сверхчеловека в творчестве Л. Н. Андреева // Аналитика культурологии. 2013. №25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsionalno-psihologicheskaya-refleksiya-ob-idee-sverhcheloveka-v-tvorchestve-l-n-andreeva (дата обращения: 18.10.2019).

260. Andrejew L. Zar Hunger URL: https://www.theatertexte.de/nav/2/2/3/werk?verlag_id=steyer_verlag&wid=758&eb ex3=3 (дата обращения: 20.04.2019)

261. Andrejew L. Hinauf zu den Sternen URL: https: //www.theatertexte. de/nav/2/2/2/werk?verlag_id=henschel_schauspiel&wid= 1 446&ebex3=2 (дата обращения: 20.04.2019)

262. Rieger S. Jochem G. Die alten Münchener Kammerspiele in der Augustenstraße. 26. August 2006. URL: http://www.rijo.homepage.t-online. de/pdf/DE_MU_33_kammer.pdf (дата обращения: 10.02.2019).

263. Zeitschrift Wiener Caricaturen 01.10.1911 URL: https://wrspaziergaenge.wordpress.com/1911/10/01/theater-vom-1-10-1911/ (дата обращения: 11.03.2019)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Сценарии, иллюстрации и комментарии к пьесам Л. Андреева на сцене немецких и австрийских театров.

„Ekaterina Iwanowna", Inspizierbuch «Екатерина Ивановна», книга помощника режиссера

I Akt Zu Anfang 1 Flamme brennt, Kronleuchter über dem Tisch. Wenn Tür von unten links geöffnet wird dann Lichtschein außen Tür hinten links, schwacher Lichtschein, die andere Tür bleibt dunkel 1 акт В начале 1 пламя горит, люстра над столом. Если открыть нижнюю дверь налево, появится свет снаружи. Задняя дверь слева, слабый свет, другая дверь остается в темноте.

Anfang II. Akt Auf der Terrasse gedämpft Sonnenlicht im Zimmer dunkler, später Mondlicht Начало 2 акта На террасе приглушенный солнечный свет, в комнате темно, позже лунный свет

III Akt Weitermachen ungefähr bei Abgang von Weydner u. Waldheim Dämmerung 3 акт Продолжать до ухода Вейдмара и Вальдхайма (возможно, члены режиссерской группы или театральной труппы) Сумерки

Пьеса «Екатерина Ивановна», сценарий (КАМ-К^еЬисЬ 7/6, Городской архив г. Мюнхена)

\ я

fieontö 3tnbrejeœ StuöentenKebe

V

3. fiûbgfdjittïoœ, 33erlog Ser««

2lrdjflitgcl8fi. ©ieijt man audj bie £aganfa?

2lmm. kennen ©ie fte öcun?

2lrdjangelSft. 9iein, id> fjabe im 2lr6ater ©efängniS gefeffen.

2lnna. Unb ;d) unb ©ina in SButtjrfi. 'Die fiefjt man nidjt bort Ijter.

£cr f^ffer. ^m £agan§fer ©efängnis fiefjt man bie ©jpWtgSberge öom Limmer 129 au§ fefjr gut, bann mii^ bod) bie Saganfa oon ijter au§ auci; ¿u fetjen fein.

^fftdlPjJn' «twt* faif«. SIttein ins frembe ßanb tJerfölage^flrr' id&, mein 2Jio§fau, fern öon bir . . . rao beine golbnen £ürme ra*a=g . .. »rint ab.

SDitfdfjfa cntfcet. Steine Herren, SSIocftin fingt! ^d? fann ntd&t, idj flutte mic^ mein Seben ift mir benn bodj gu teuer.

Omifry bojieratb. ©iefjft bu, ©erjof^a, je&t bift bu fd;on mieber am Sturme abgerutfc^t. ®u hrirft bi^ no$ einmal gu £obe faden.

2ivdjaitgel§ft. ©eine 9Kittellage ift gut: e§ gibt bod) nun einmal fo ErumtneS ^oig.mne bao (Sfpungutj baS fid) einfach nidjt auffdp^ten läfet,. co rollt immu -n^iVr ijciuntcr.1

£eufel!

tt gifränft unb ein lucnig ftotternb. 21dj, gefyt junt

9Kan lagert fid) auf bem ®rafe unter ben Sirfett, breitet bie Mäntel auf bem Stafen au§, öffnet bie ^afete unb Rapier-büten, forft glafdien auf ufro. Sie ©tubentin 21mm Smanoiona fpielt bie §au3frau.

Г c^Wirr.

'v/f tWH

/ —ЗёвСД

Первое действие. В правом нижнем углу зарисовка сцены.

Горы

М Он.

Бл.

Г О Люди

М - Мишка, Он. - Онуфрий Бл. - Блохин Г - Глуховцев, О - Ольга

4 А Л.

'■■¿hf*.

Zweiter Bufzug.

Stuf

£cr Zmer'fdje ¡Bouievarb. (SS iff gegen 9iöenD. Dem Xoulcvavb fpielt eine WiilitärtapeHe.

etwas abfeite von Der ^aupiftrafre, längs Der qrofce

r11?" VOtt ®P«3'«gängern Di^igeörängt auf. unD abfluten mte «eine Wee mit einer Sanf, auf ber Diga, ÖI«*,,^^

r/ L,U,frij Unö »««■ ©iu unD w eber

gtft em einzelner 6paaiergftnger ober ein lärcfien l^ oorüöer. weit bavon patroulliert ein V "

grauen Seinwembrod hin unbw r^ 6mann w emem weld/eS ben mZtwahT* k №"9e Keffers,

fdjailen von Unfs Ser ^ ®iil£f*

Onufrh.

* M: « *

^ ^J* Deine

ЭДЩ. »er eine

»»'•form „3е,„Г„« ■ " dS

©ala-euf einen

** Г™ йЛГГ «г- «ф

Второе действие. Положение героев.

1. Блохин 2. Онуфрий 3. Мишка 4. Глуховцев 5. Ольга

Пьеса «Дни нашей жизни» («Любовь студента»), сценарий и комментарии режиссера (КАМ-Ие§1еЬисЬ 7/5, Городской архив г. Мюнхена)

Sybille Binder (Olga) in Die Tage des Lebens von Leonid N. Andrejew. 1918.

Сибилла Биндер в роли Ольги в спектакле «Дни нашей жизни», реж. Отто Фалькенберг, Мюнхенер Каммершпиле, 1918 (Pargner B. Otto Falckenberg: Regiepoet der Münchener Kammerspiele. Leipzig: Henschel Verlag, 2005. S. 89, Библиотека Немецкого музея театра)

j^iaiaiBiiigiaiialllSlSMSM^lMIllsii

«iifnitfl 'sVItlir 34M»te<, »(« Uwutu: 1И2.К «Hiaiifl ¡5

ЗивгпЬМфгл wecbolcn

virruiU^^iti*. Ц. fc-Ovi' ipi :

|f

s &

1

paterina Fumnowna

SJwuipicI ш вид nil imUiijciw'i i.

■ ■ ■

¿Mdi'lciii ■ . £r'ub:-

.v. л nr.,- .лилпошич • SginvHU»

: 21 tj '\tic i Жг^имлг/

SSjcu ^nuiirriSira ■ ■ Xmm>i=lJI!iiffiliffr

; JЛ11 ii Itllbr. jrroilN iHoiflV

ilii.......®d>«'

1- , ■ ,4Irri'ii«ll4lji1

шо-Миш.......i

JlriiWj 'Sroipcrmoil

i'coni» ttttftrcjciu, bcntfdi Hon SI и j и it g ct) о 1 s

Roaiin, Snrtcnt .... JBvebtd Bafom SrooffiitjdiSeplotuSfij,

3?ranift ......ghiolr

SoioueS (SigtroM

EiibBtjStaiuilamcitoUjiS it Sh^om ©OUBC) imulc bei etibelcm Saint Яве" gtubcnmSbctini be! Slibcltin Sfnffiirbei ешЬсишйЬфеи bci Йоги-

"Ч^го.......SWnn

¡Pfpplcv

'"¡."'lifiilr .1 • . i!eii|icbaiict

¡licjic: 3ioan Sdjmiilj Ф 1,1,11 Wubrejcm itu*fltfu№ im Jllcllcr $rof. $auS xiautsfn

ti*'l|? Jfrogvammc (ln6 n u r bci ben JSiffittmrm »гфДГШф

i I

IS W,

1 IF

г

Ш 1

1 i 1 Ш

Афиша спектакля «Екатерина Ивановна», реж. Иван Шмит, Театр в Йозефштадте, Вена, 12 февраля 1928 г. (403.692-С The, Библиотека Театрального музея г. Вены)

Программка спектакля «К звездам», реж. Рихард Валлентин, Фрайе Фольксбюне, Вена, 1906 г. (841261-B. The, Библиотека Театрального музея г. Вены)

Афиша премьеры спектакля «Анатэма», реж. Адольф Штайнерт, Дойчес Фолькстеатр, Вена, 23 сентября 1911 г. (841262-B The, Библиотека Театрального музея г. Вены)

Афиша спектакля «Тот, кто получает пощечины», реж. Виктор де Кова, Трибуна, Берлин, ноябрь 1945 г. (F Rep. 129, Nr. 1051, Архив Федеральной земли Берлин)

Заметка из мюнхенской городской хроники об открытии театра Мюнхенер Каммершпиле пьесой «Жизнь Человека» Л. Андреева. (Городской архив г. Мюнхена, STA München Stadtchronik Jg. 1912 2 Bd. S. 2632.)

Dr. Eugen Robert hat damit, dass er die bisherige Benennung seines Unternehmens aufgab, dass aus dem „Lustspielhaus" „Kammerspiele" geworden sind, seinen künstlerischen Zielen Ausdruck verliehen. Eingeleitet wurde die neue Spielzeit heute mit

Д-р Ойген Роберт выразил свои художественные цели, переименовав свое предприятие из «Театра Комедии» в «Каммершпиле». Новый сезон начался с легендарной пьесы Леонида Андреева «Жизнь человека». Исполнение произведения труппой

Leonid Andrejews legendenartigem Spiel „Das Leben des Menschen". Die Wiedergabe, die dem Werk durch das Ensamble der Kammerspiele unter Dr. Roberts Regie zuteil wurde, war ideal zu nennen.

Каммершпиле под руководством д-ра Робертса можно назвать идеальным.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список публикаций пьес Л. Андреева на немецком языке

Название Год Перевод Издательство

1. „Zu den Sternen" («К звездам») 1906 August Scholz Berlin: Ladyschnikow

2. „Ignis sanat (Sawwa)" («Савва») 1906 OD. Potthof Berlin: Ladyschnikow

3. „Das Leben des Menschen" («Жизнь человека») 1908 August Scholz Berlin: Ladyschnikow

4. „Studentenliebe" («Любовь студента»/ «Дни нашей жизни») 1909 August Scholz Berlin: Ladyschnikow

5. „Anathema" («Анатэма») 1911 Karl Ritter Berlin: Ladyschnikow

6. „Ozean" ( «Океан») 1911 August Scholz Berlin: Bong&Co

7. „Ekaterina Ivanovna" («Екатерина Ивановна») 1912 August Scholz Berlin: Ladyschnikow

8. "Du sollst nicht töten" («Не убий») 1919 August Scholz Berlin: Ladyschnikow

9. "Der, der die Mauschellen kriegt" («Тот, кто получает пощечины») 1921 August Scholz Berlin: Ladyschnikow

10. "König Hunger" («Царь Голод») 1924 August Scholz Berlin: Ladyschnikow

11. "Professor Storrizyn" («Профессор Сторицын») 1921 August Scholz Berlin: Ladyschnikow

12. "Das Leben des Menschen" («Жизнь человека») 1979 August Scholz Leipzig: Insel

13. "Derjenige, der geohrfeigt wird" («Тот, кто получает пощечины» 1989 Jaroslaw Gillar und Frantisek Svab München: Theater Verlag Desch

14. "Hinauf zu den Sternen" («К звездам») 1995 Franck Jankowski Berlin: Henschel Schauspiel

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Список постановок пьес Л. Андреева в театрах Германии

и Австрии

Дата премьеры Спектакль Режиссер Место

1. 21.10.1906 К звездам Рихард Валлентин Фрайе Фольксбюне, Вена

2. 22.01.1907 К звездам Виктор Барновски Кляйнес театр, Берлин

3. 24.11.1908 Жизнь человека Л. Дюмонт Шаушпильхаус, Дюссельдорф

4. 1909 Савва Фрайе Фольксбюне, Вена

5. 01.10.1909 Чудо (Савва) А.Е. Лихо Хеббель-Театр, Берлин

6. 1909 К звездам Талия Театр, Гамбург

7. 1910-1911 Жизнь человека Комедихаус, Франкфурт-на-Майне

8. 1910-1911 Жизнь человека Шаушпильхаус, Лейпциг

9. 1910 Любовь студента Резиденц-театр, Вена

10. 1911 Любовь студента Кляйнес театр, Берлин

11. 11.10.1912 Жизнь человека О. Роберт Каммершпиле, Мюнхен

12. 23.09.1911 Анатэма А. Штайнерт Дойчес Фолькстеатр, Вена

13. 14.11.1918 Дни нашей жизни О. Фалькенберг Каммершпиле, Мюнхен

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.