Рецепция творчества С. Кьеркегора в прозе Ф. Кафки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Кунавин Евгений Сергеевич

  • Кунавин Евгений Сергеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 183
Кунавин Евгений Сергеевич. Рецепция творчества С. Кьеркегора в прозе Ф. Кафки: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2022. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кунавин Евгений Сергеевич

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Творчество С. Кьеркегора в восприятии немецкоязычных авторов рубежа XIX - XX вв

Глава 2. Тема взаимоотношения индивидуума и Абсолюта в творчестве С. Кьеркегора и Ф. Кафки

Глава 3. Мотивы и темы из философских трудов С. Кьеркегора, нашедшие свое отражение в романе Ф. Кафки «Процесс»

3.1. Дихотомия «художник-гражданин» и триединство «творчество-выбор-вера»

3.2. Мотив отчаяния

3.3. Тема «возмущения»

3.4. Крушение эстетического мировоззрения

3.5. Мотив одиночества

3.6. Проблема выбора

3.7. «Прыжок веры»

3.8. Мотив непосредственности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рецепция творчества С. Кьеркегора в прозе Ф. Кафки»

ВВЕДЕНИЕ

Диссертационное исследование посвящено изучению рецепции творчества выдающегося датского философа первой половины девятнадцатого века С. Кьеркегора в прозе Ф. Кафки, немецкоязычного писателя начала двадцатого века.

Франц Кафка (Franz Kafka, 1883-1924) - одна из самых загадочных фигур не только австрийского литературного процесса начала XX столетия, но и всей мировой литературы. О его творчестве написано множество научных работ, опубликованы скрупулезно составленные биографии, издан фотоархив; некоторые его произведения послужили основой для экранизаций и театральных постановок.

В чём заключается секрет чрезвычайной популярности произведений австрийского писателя, снискавшего мировую известность уже после смерти? Почему им удается гипнотизировать читателя, стимулируя его к изучению различных смысловых пластов загадочных текстов? Десятилетия, прошедшие со дня смерти Ф. Кафки, подарили миру значительное количество исследователей, многие из которых предложили оригинальное прочтение прозы пражского писателя и свой ответ на эти пока ещё не решённые вопросы.

Настоящее «открытие» литературного наследия Ф. Кафки состоялось уже после его преждевременной кончины: с конца 1940-х г. он стал известен в Америке, а в 50-е годы XX в. и в немецкоязычном пространстве.

События XX века сильно повлияли на мировоззрение людей и предопределили достаточно пессимистический взгляд на мир, историю и роль человека в ней. Поэтому неудивительно, что постфактум, то есть оглядываясь на катастрофы Первой и Второй мировых войн, ужасы тоталитарных режимов Европы и многое другое, интерпретаторы творчества Ф. Кафки были склонны видеть в его текстах предзнаменования грядущих событий.

Так, например, роман «Процесс» (Der Prozeß, 1914-15) превратился в предсказание тоталитарного будущего, где ни один гражданин не может чувствовать себя в безопасности. Возможность оказаться в тюрьме по решению

неизвестного, но очень могущественного суда трактовалась как произвол властей, а неспособность защититься от неумолимого приговора - как бессилие отдельного гражданина перед политической системой.

Такое видение романа, которое имело место в 1940-80-х гг., объясняется достаточно просто: страх, который в XX веке заслужил себе эпитет «липкий», пронизывал все сферы общества. Боязнь повторения ужасов войны, страх перед тотальной слежкой, появление череды романов-антиутопий, неспособность технических достижений цивилизации спасти человека от «зверя», затаившегося внутри него самого, порождали чувство дискомфорта и подозрения по отношению к обществу и государству, в котором мыслители видели аппарат насилия над человеком.

Произведения Ф. Кафки знали видные авторы немецкоязычной литературы: Т. Манн, Г. Гессе, Ф. Верфель и мн. др. Знакомство с ними произошло еще при жизни Ф. Кафки. Продолжение оно получило в 1930-е годы, и только с конца 1940-х годов произведения Кафки приобретают внимание массового читателя. Пик популярности в немецкоязычных странах приходится на 1960-80-е гг., когда появляется множество исследований, посвященных как романам, так и малой прозе пражского автора. В разделённой Германии того времени политическая обстановка весьма напряженная: в ГДР уже больше десятилетия прошло с установления социалистического режима; 13 августа 1961 г. возведена Стена, окружающая Западный Берлин; вовсю работает тайная полиция - штази (нем. Stasi). Жители ГДР ощущают на себе всю мощь постоянной слежки и тотального контроля со стороны государства. В ФРГ ситуация не лучше: несмотря на финансовое благополучие, которое стало возможным благодаря «экономическому чуду» и серьёзным денежным «вливаниям» со стороны США, в Западной Германии множество неразрешённых проблем, главная из которых - конфликт «отцов», бывших рядовых и высокопоставленных членов НСДАП, которым удалось остаться у власти после свержения нацистского режима, и «детей», которые считали невозможным для себя жить под властью людей, на которых было клеймо нацистского прошлого и всех сопутствующих ему преступлений. Ощущение

постоянной угрозы от государства, чувство незащищённости и возможности повторения ужасов прошлого тревожили поколение «детей». Пик конфликта приходится на 1967/68 гг.: именно тогда происходят столкновения студентов с полицией и появляется на свет «Фракция Красной Армии» (нем. Rote Armee Fraktion). Роман «Процесс», обретший популярность в это время, соответствовал по своему настроению эмоциональному состоянию читателей, каждый из которых легко мог представить себя на месте Йозефа К. и ощутить угрозу, надвигающуюся из ниоткуда.

Однако время шло, тоталитарные режимы пали, представители «запятнанного» поколения отошли от власти, а роман Ф. Кафки продолжал покорять новые поколения читателей. На смену теории о «провидческой» сущности романа пришло его религиозное толкование. Необходимо отметить, что в этом случае взгляд на роман определялся уже в зависимости от конфессии интерпретатора. Находились и находятся специалисты, объясняющие «Процесс» с позиций Торы и еврейской культуры. Появляются работы христианских теологов, объясняющих роман с точки зрения католицизма и протестантизма. Отдельного упоминания заслуживают работы, посвящённые исламским и буддистским темам в творчестве Ф. Кафки, которые не столь очевидны в романе.

То, что сказано в отношении романа «Процесс», - справедливо и для других произведений автора. Роман, написанный в 1914-15 гг., был выбран в качестве примера, демонстрирующего отношение читателей и интерпретаторов к творчеству пражского писателя. Малая проза, а также некоторые крупные произведения, такие, как «Америка» (Der Verschollene, 1911-16), «Замок» (Das Schloß, 1922), «Превращение» (Die Verwandlung, 1912) и «Нора» (Der Bau, 1923-24) подверглись за эти десятилетия различным толкованиям, оставаясь в центре внимания мировой литературы.

Двадцать первый век знаменовал собой резкое повышения внимания к творчеству Ф. Кафки. Современные литературоведы изучают романы и малую прозу Ф. Кафки с точки зрения их художественности. Под пристальным вниманием оказываются пространство и время, которые в совокупности с персонажами

образуют художественный мир этих произведений. Изучаются концепты, базовые экзистенциалы (термин М. Хайдеггера), стилистические особенности, связи с другими отраслями знания (лингвистикой, философией, искусством) и многое другое. Особое внимание уделяется экзистенциальному аспекту творчества Ф. Кафки, что позволяет проводить известные параллели с трудами С. Кьеркегора.

Относительно связи творчества Ф. Кафки с трудами С. Кьеркегора необходимо указать на то, что из сохранившейся описи библиотеки пражского писателя1 , в которой учтены почти все его книги, явственно следует, что произведения С. Кьеркегора лишь немного уступали в количестве сочинениям И. В. фон Гёте и находились на втором месте в обширном списке. Это говорит о том, что современным исследователям необходимо изучить влияние идей С. Кьеркегора на творчество Ф. Кафки как можно подробнее, потому что наряду с И. В. фон Гёте датский философ - один из «ключиков» к пониманию творческого наследия Ф. Кафки.

Помимо собственного анализа и интерпретации произведений Ф. Кафки данная работа опирается также на многочисленные зарубежные и отечественные исследования, посвященные творчеству пражского писателя, которых в списке литературы суммарно насчитывается 119 работ. В основном это крупные труды, посвященные различным аспектам творчества Ф. Кафки: философскому, психологическому, лингвистическому, историческому и собственно литературоведческому. Из 119 исследований: 26 отечественных и 93 зарубежных (немецкоязычных и англоязычных). Вместе с другими источниками, представленными в списке литературы (труды о Кьеркегоре, словари, справочники, исторические и искусствоведческие труды, а также мн. др.), они представляют теоретическую базу данного исследования.

Отечественные исследователи обращают внимание на литературоведческий (17 работ), философский (7), лингвистический (2) и искусствоведческий (1) аспекты. Первые работы появились в 1970-х годах2, далее, начиная с 1990-х годов,

:Born, J. Kafkas Bibliothek. Ein beschreibendes Verzeichnis. - Frankfurt am Main, 1990.

2Затонский, Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. - М., 1972.

интерес к творчеству Кафки заметно растет: 1990-е - 6 работ3, 2000-е - 10 работ4, 2010-е - 10 работ5. Налицо устойчивый рост, который указывает на повышенное внимание к творчеству Ф. Кафки в последние десятилетия. Однако стоит отметить, что за все время отечественного кафкаведения не было написано ни одной работы, посвящённой сопоставительному анализу творчества Ф. Кафки и С. Кьеркегора, несмотря на то, что эта тема отчасти известна в России (например, кандидатская диссертация Ромашкиной М.В. - «Дневник как литературная форма: С. Киркегор, М.Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр»), а в некоторых исследованиях указывается на наличие связей между произведениями Ф. Кафки и С. Кьеркегора (например, у В.Г. Зусмана), и в списках литературы упоминается работа Н. Miethe - «S. Kierkegaards Wirkung auf Franz Kafka. Motivische und sprachliche Parallelen».

Зарубежные исследователи обратились к творчеству Ф. Кафки значительно

3Волошук, Е.В. Люди и мир в творчестве Франца Кафки: Дисс... к. филол. н. - Киев, 1994. - 166 с. ; Гуськов, Ю.И. Проза Ф. Сологуба и литературный авангард: Дисс. к. филол. н. - М., 1995. - 123 с.; Дзенс, И.О. Новеллистика Ф. Кафки. К проблеме типологии жанра: Дисс. к. филол. н. - СПб., 1999. - 189 с.; Зусман, В.Г. Художественный мир Франца Кафки: малая проза и романы: Дисс. д. филол. н. -Нижний Новгород, 1997. - 440 с.; Синеок, А.А. Отечественная литературно-художественная критика 1956-1972 гг. о творчестве Франца Кафки: эволюция, инволюция, рецепция: Дисс. к. филол. н. - Ростов-на-Дону, 1998. - 214 с.; Фараджев, К.В. Человек и культурно-историческая реальность в произведениях Ф. Кафки и А. Платонова: сравнительный анализ: Дисс. к. филол. н. -М., 1998. - 133 с.

4Аверкина, С.Н. Рецепция творчества Франца Кафки в послевоенной немецкоязычной литературе: И. Айхингер, Э. Канетти, М. Грубер: Дисс. к. филол. н. - Нижний Новгород, 2000. - 220 с.; Аракелян, А.Г. «Дневники» Франца Кафки: Дисс. к. филол. н. - Ереван, 2000. - 156 с.; Бобраков-Тимошкин, А.Е. «Пражский текст» в чешской литературе конца XIX - начала XX веков: Дисс . к. филол. н. - М., 2004. - 322 с.; Данилкова, Ю.Ю. Проблема вины в творчестве Ф. Кафки: Дисс. к. филол. н. - М., 2002. - 173 с.; Зуева, М.А. Филосовско-рефлексивная природа творчества Франца Кафки: Дисс. к. филол. н. - Нижний Новгород, 2004. - 188 с.; Луппова, Т.В. Лингвостилистические параметры пространственной перспективы в художественном тексте: на материале романов Ф. Кафки : Дисс. к. филол. н. - Екб., 2003. - 168 с.; Мазурова, В.А. Перевод высказываний с модальными глаголами с немецкого языка на русский: Дисс. к. филол. н. - М., 2005. - 222 с.; Подъяпольская, О.Ю. Типология адресованности в текстах эпистолярного жанра: На материале писем Ф. Кафки: Дисс. к. филол. н. - Челябинск, 2004. - 193 с.; Шаюк, А.Ю. Эмоциональный лингвокультурный концепт Angst «Страх» и способы его репрезентации в авторском идиостиле Ф. Кафки: Дисс. к. филол. н. - Воронеж, 2009. - 247 с.

5Бакирова, Е.В. Проза Франца Кафки в аспекте кинематографической визуальности: Дисс. к. филол. н. - СПб., 2012. - 174 с.; Кеба, Д.А. Пространственная форма в романах Франца Кафки как средство выражения мировоззренческого поиска // Universum: Филология и искусствоведение: электронный научный журнал. №8 (30), 2016; Киселева, М.В. Понятие границы: рецепция Ф.М. Достоевского в австрийской литературе. Ф. Кафка и Р. Музиль: Дисс. к. филол. н. - М., 2012. - 217 с.; Король, З.А. Своеобразие художественного пространства и времени в романах Франца Кафки: Дисс. к. филол. н. - М., 2011. - 176 с.; Лескова, Е.В. Жанровая специфика притчи и параболы в творчестве Ф. Кафки и Ф.М. Достоевского: экзистенциальный аспект. - Калининград, 2015. - 190 с.; Османова, К.П. Два «Процесса»: к типологии образа человека в литературе абсурда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, - СПб., 2016, С. 58-66; Петрова, Е.И. Проза Леонида Андреева: поэтика эксперимента и провокации: Дисс. к. филол. н. - М., 2010. - 195 с.; Регурецкая, Е.М. Концепция мифа в творчестве Б. Шульца и Ф. Кафки: Дисс. к. филол. н. - Калининград, 2018. - 189 с.; Ромашкина, М.В. Дневник как литературная форма: С. Киркегор, М.Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр: Дисс. к. филол. н. - М., 2016. - 182 с.; Ткаченко, В.И. Способы реализации экзистенциальной интенции в индивидуальном повествовательном дискурсе Франца Кафки: Дисс. к. филол. н. - Калининград, 2013. - 179 с.

раньше отечественных. Уже в 1940-х годах появляются первые работы (3)6, в 1950-е - 27. В дальнейшем их количество растет: 1960-е - 108, 1970-е - 119. В 1980-х отмечается небольшой спад - 9 работ10, но уже в последние три десятилетия

6Brod, M. Franz Kafkas Glauben und Lehre (Kafka und Tolstoi). - Prag, 1948; Neider, C. The Frozen Sea, a Study of Franz Kafka. New York, 1948; Tauber, H. Franz Kafka, eine Deutung seiner Werke. - Zürich; Aarau, 1941.

7Emrich, W. Franz Kafka. - Bonn, 1958; Beißner, F. Der Erzähler Franz Kafka (1952) und andere Vorträge. - Frankfurt am Main, 1983.

8Billeter, F. Das Dichtirische bei Kafka und Kierkegaard: Ein typologischer Vergleich. - Winterthur, 1965; Binder, H. Motiv und Gestaltung bei Franz Kafka. - Bonn, 1966; Brod, M. Franz Kafka. Eine Biographie. Frankfurt am Main, 1962; Fietz, L. Möglichkeiten und Grenzen einer Deutung von Kafkas „Schloss" Roman. Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 37 (1). - Berlin, 1963. - pp: 71-77.; Hermsdorf, K. Kafka. Weltbild und Roman. Berlin, 1961; Ide, H. Franz Kafka, „Der Prozess", Interpretation des ersten Kapitels. Bremen, 1962.; Kudszus, W. Erzählhaltung und Zeitverschiebung in Kafkas «Prozeß» und «Schloß». In Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte 38. - Berlin, 1964. - pp: 192-207.; Philippi, K.-P. Reflexion und Wirklichkeit. Untersuchungen zu Kafkas Roman «Das Schloss». Studien zur deutschen Literatur, Band 5. - Tübingen, 1966; Walser, M. Beschreibung einer Form. Versuchung über Franz Kafka. - München, 1961.

9Canetti, E. Kafkas Other Trial: The Letters to Felice. 1974; Deleuze, G., Guatarri, F. Kafka. Für eine kleine Literatur. -Frankfurt am Main, 1976; Demmer, J. Franz Kafka. Der Dichter der Selbstreflexion. Ein Neuansatz zum Verstehen der Dichtung Kafkas. - München, 1973; Flach, B. Kafkas Erzählungen. Strukturanalyse und Interpretation. Bonn, 1972; Hillmann, H. Franz Kafka. Dichtungstheorie und Dichtungsgestalt. - Bonn, 1973; Hodin, J. P. Kafka und Goethe. Zur Problematik unseres Zeitalters. - Hamburg, 1973; Kobs, J. Kafka. Untersuchungen zu Bewusstsein und Sprache seiner Gestalten. - Bad Homburg vor der Höhe, 1970; Krusche, D. Kafka und Kafka-Deutung: Die problematisierte Interaktion. -München, 1974; Politzer, H. Zwei kaiserliche Botschaften: Zu den Texten von Hofmannsthal und Kafka. // Modern Austrian Literature Vol. 11, #3/4, Special Franz Kafka Issue. - Wien, 1978. pp: 105-122.; Ries, W. Transzendenz als Terror. Eine religionsphilosophische Studie über Franz Kafka. - Heidelberg, 1977; Sokel, W.H. Kafkas Poetics of the Inner Self. // Modern Austrian Literature Vol. 11, #3/4, Special Franz Kafka Issue. - Wien, 1978. pp: 37-58.

10Anz, H., Lübcke, P., Schmöe, F. Die Rezeption Sören Kierkegaards in der deutschen und dänischen Philosophie und Theologie. Vorträge des Kolloquiums am 22. Und 23. März 1982. - Kopenhagen; München, 1983; Dowden, S.D. Sympathy for the Abyss. A Study in the Novel of German Modernism: Kafka, Broch, Musil, and Thomas Mann. - The Lamentation of Josef K.: Conscience and Irony in Kafka's Prozeß. - Tübingen, 1986. pp: 94-135.; Hayman, R. Kafka. Sein Leben, seine Welt, sein Werk. - München, 1983; Hoffmann, W. "Ansturm gegen die letzte irdische Grenze". Aphorismen und Spätwerk Kafkas. - Bern, 1984; Jahnke, U. Die Erfahrung von Entfremdung. Sozialgeschichtliche Studien zum Werk Franz Kafka. Stuttgart, 1988; Kauf, R. A Lilith Figure in Kafkass Prozeß? Monatshefte, Vol. 73, #1, 1981. pp: 63-66.; Nagel, B. Kafka und die Weltliteratur. Zusammenhänge und Wechselwirkungen. - Darmstadt, 1983; Pawel, E. Das Leben Franz Kafkas. -München, 1986; Wagenbach, K. Franz Kafka. Bilder aus seinem Leben. - Berlin, 1985.

количество работ резко увеличивается: 1990-е - 1311, 2000-е - 2612, 2010-е - 2113. Список данных работ не случаен, так как это самые значимые работы о Кафке, и не окончателен - в мире написано значительное количество работ, но не все они получили широкое признание. Данная выборка научно-исследовательских работ позволяет составить объективное представление о состоянии западного кафкаведения. Указанные работы зарубежных и отечественных ученых составляют методологическую базу исследования.

Больше всего работ зарубежных исследователей посвящено

"Binder, H. „Vor dem Gesetz". Einführung in Kafkas Welt. Stuttgart; Weimar, 1993; Blanchot, M. Von Kafka zu Kafka. -Frankfurt am Main, 1993; Born, J. Kafkas Bibliothek. Ein beschreibendes Verzeichnis. - Frankfurt am Main, 1990; Dietz, L. Franz Kafka. - Stuttgart, 1990; Dietz, W. Sören Kierkegaard. Existenz und Freiheit. - Frankfurt am Main, 1993; Eschweiler, C. Kafkas Erzählungen und ihr verborgener Hintergrund. - Bonn, 1991; Falk, W. Franz Kafka und die Expressionisten im Ende der Neuzeit. - Frankfurt am Main, 1990; Gernig, K. Die Kafka-Rezeption in Frankreich. Ein diachroner Vergleich der französischen Übersetzungen im Kontext der hermeneutischen Übersetzungwissenschaft. -Würzburg, 1999; Goltschnigg, D. Never-Ending Shame: The Miserable End of Josef K. in the Context of Kafka's Life and Work. // Turn-of-the-Century Vienna and its Legacy: Essays in Honor of Donald G. Daviau. Edition Atelier, 1993. pp: 251267.; Grözinger, K.E. Kafka und die Kabbala. Das Jüdische in Werk und Denken von Franz Kafka. - Frankfurt am Main, 1992; Hermes, R.; John, W.; Koch, H.-G.; Widera, A. Franz Kafka. Eine Chronik. Berlin, 1999; Kleinschmidt, K. Augenblick und Irritation: Figuren der Zeit in Kafkas "Proceß". -Münster, 1994; Voigts, M. Franz Kafka "Vor dem Gesetz". Aufsätze und Materialien. - Würzburg, 1994.

12Alt, P.-A. Franz Kafka. Der ewige Sohn. Eine Biographie. - München, 2005; Amann J., Schaefer A.T. Kafka: Wort-BildEssay. - Innsbruck, 2000; Arens, D. Franz Kafka. München, 2001; Begley, L. Die ungeheuere Welt, die ich im Kopf habe. Über Franz Kafka. - München, 2008; Busse, C. Kafkas deutendes Erzählen: Perspektive und Erzählvorgang in Franz Kafkas Roman Das Schloß. - Münster, 2001; Djoufack, P. Der Selbe und der Andere. Formen und Strategien der Erfahrung der Fremde bei Franz Kafka. Wiesbaden, 2005; Engel, M., Lamping, D. Franz Kafka und die Weltliteratur. - Göttingen, 2006; Fingerhut, K. Kennst du Franz Kafka? Weimar, 2007; Glinski, S. Imaginationsprozesse. Verfahren phantastischen Erzählens in Franz Kafkas Frühwerk. - Berlin, 2004; Jahraus, O. Kafka: Leben, Schreiben, Machtapparate. Stuttgart, 2006; Koch, H.-

G. Kafka in Berlin. - Berlin, 2008; Lemaire, G.-G. Auf den Spuren von Franz Kafka in Prag. - Hildesheim, 2002; Miethe,

H. Sören Kierkegaards Wirkung auf Franz Kafka. Motivische und sprachliche Parallelen. - Marburg, 2006; Murray, N. Kafka und die Frauen. Biographie. - Düsseldorf, 2007; Müller, K.-D. Franz Kafka. Romane. - Berlin, 2007; Nekula, M. Franz Kafkas Sprachen. „.in einem Stockwerk des innern babylonischen Turmes". Tübingen, 2003; Neumann, B. Franz Kafka, Gesellschaftskriger. Eine Biographie. - München, 2008; Santorinakis, M. Das Manuskript von Kafkas Romanfragment «Der Process». Versuch einer Interpretation. Doctoral Dissertation. Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg, 2009;Schillemeit, J. Kafka-Studien. - Göttingen, 2004; Schmidt, F. Text und Interpretation. Zur Deutungsproblematik bei Franz Kafka: Dargestellt in einer kritischen Analyse der Türhüterlegende. - Würzburg, 2007; Stach, R. Kafka. Die Jahre der Entscheidungen. - Frankfurt am Main, 2014; Zimmermann, H.D. Kafka für Fortgeschrittene. - München, 2004.

13Castelli, A. „Maxens topographischer Instinkt, mein Verlorensein". Kafka zwischen Reisen und Schreiben. //Zeitschrift für Germanistik, Neue Folge, Vol. 24, #1, 2014. pp: 97-108.; Engel, M.; Robertson, R. Kafka und die Religion in der Moderne.

- Würzburg, 2014; Engel, M.; Robertson, R. Kafka, Prag und der Erste Weltkrieg. Würzburg, 2012; Friedländer, S. Franz Kafka. - München, 2012; Grafenburg, M. Gemeinschaft vor dem Gesetz: jüdische Identität bei Franz Kafka. - Wien, 2016; Hage, V. Der Dichter unserer Zukunft. Der Spiegel, 40/2014, 2014. p. 116-124.; Holz, M.-C., Steinmetz M., Beier C. Der Prozess vom Franz Kafka: Eine Analyse aus drei Blickwinkeln. - Norderstedt, 2013; Lamping, D. Kafka und die Folgen. -Stuttgart, 2017; Mairowitz, D.Z., Crumb, R. Kafka. - Polen, 2013; Mayer, M. Franz Kafkas Litotes: Logik und Rhetorik der doppelten Verneinung - Padeborn, 2015; Mihaly, C. Figuren und Figurenkonstellationen im „Theater des Selbst". Exemplarische Texterklährungen aus Franz Kafkas mittlerem Erzählwerk: Ph.D Dissertation - Szeged, 2013; Mitgutsch, A. Die Welt, die Rätsel bleibt. - München, 2013; Neumann, G. Franz Kafka - Experte der Macht. - München, 2012; Neumeyer, H. Kafkas Betrachtung. Würzburg, 2013; Oei, B. Franz Kafka: Mein Leben ist das Zögern von der Geburt. - Bremen, 2014; Plath, N. Hier und anderswo: zum Stellenlesen bei Franz Kafka, Samuel Beckett, Theodor W. Adorno und Jacques Derrida.

- Berlin, 2017; Rieck, G. Kafkas Rätsel, Fragen und Antworten zu Leben, Werk und Interpretation. - Würzburg, 2014; Rollmann-Romanowski, H. Existenz und Transzendenz bei Kierkegaard und Kafka: Ph.D Dissertation - Berlin, 2014; Stach, R. Ist das Kafka? 99 Fundstücke. Frankfurt am Main, 2012; Stach, R. Kafka. Die Jahre der Entscheidungen. - Frankfurt am Main, 2014; Strehlow, F. Denkverläufe im Vergleich: Goethe und Kleist, Kafka und Brecht. - Würzburg, 2016.

литературоведческому и биографическому аспектам - 76. Восемь работ исследуют философскую составляющую, по две - психологическую и историческую, одна -лингвистические особенности текстов Ф. Кафки. Сопоставительному анализу с трудами С. Кьеркегора посвящено три работы: «Поэтическое у Кафки и Кьеркегора»14, «Языковые и сюжетные параллели у Кафки и Кьеркегора»15 и «Экзистенция и трансценденция у Кафки и Кьеркегора»16. Как видно, интерес к сопоставительному анализу творческого наследия обоих авторов - это тенденция последних двух десятилетий. С учётом того, что зарубежные исследования не охватывают весь круг тем и вопросов, а русскоязычных исследований на данную тему нет вовсе, представляется актуальным появление данной работы. Также актуальность данной работы обусловлена ее обращённостью к основным философским и художественным проблемам в творчестве Ф. Кафки, а именно дихотомии «поэт-гражданин», роли литературы в судьбе писателя, а также к вопросу об источнике творческих сил. На актуальность данной работы указывает также её ярко выраженный междисциплинарный характер, поскольку она выполнена на стыке литературоведения, философии, лингвистики и психологии. Третья глава данной работы посвящена сопоставлению романа «Процесс» с трудами С. Кьеркегора, что позволяет заполнить лакуну в современном кафкаведении, так как на данный момент не существует ни одного серьезного исследования, проанализировавшего эту сторону творчества Ф. Кафки.

Целью исследования является выявление кьеркегоровского «следа» в творчестве Ф. Кафки и определение границ влияния его идей на прозу пражского писателя.

Исходя из этого, основные задачи исследования формулируются следующим образом:

1. Проанализировать указанные в качестве предмета исследования произведения Ф. Кафки на наличие в них мотивов и тем, характерных для трудов С. Кьеркегора;

14Billeter, F. Das Dichtirische bei Kafka und Kierkegaard: Ein typologischer Vergleich. Winterthur, 1965. - 206 p.

15Miethe, H. Sören Kierkegaards Wirkung auf Franz Kafka. Motivische und sprachliche Parallelen. Marburg, 2006. - 155 p.

16Rollmann-Romanowski, H. Existenz und Transzendenz bei Kierkegaard und Kafka: Ph.D. Dissertation. - Berlin, 2014.

2. осветить основные мнения современной науки относительно влияния С. Кьеркегора на прозу Ф. Кафки;

3. проследить смысловые, сюжетные, стилистические и языковые параллели в творчестве обоих авторов;

4. рассмотреть иные возможные источники идей, которые могли бы указать на то, что совпадения в текстах С. Кьеркегора и Ф. Кафки носят случайный, «слепой» характер.

Новизна результатов исследования находит свое отражение в том, что в диссертации подробно проанализировано влияние идей С. Кьеркегора на роман Ф. Кафки «Процесс»; сделан вывод, что многие из ключевых для философии С. Кьеркегора понятий и тем - страх, отчаяние, вина, взаимоотношение индивидуума и Абсолюта, «прыжок веры» и др. - находят своё отражение в романе и позволяют исследователю рассмотреть произведение через призму философии С. Кьеркегора, что смещает акценты в восприятии читателем романа и открывает новые возможности для его интерпретации; впервые идейное сходство, прослеживаемое исследователями между миниатюрой «Перед Законом» (Vor dem Gesetz, 1914) и отрывком про подёнщика из «Или-или» (Enten-Eller, 1843), применяется для интерпретации миниатюры «Перед Законом» как смыслового ядра романа «Процесс».

Объектом настоящего исследования являются роман «Процесс», новелла «Нора», миниатюры «Перед Законом» и «Императорское послание» (Kaiserliche Botschaft, 1920), дневники и письма Ф. Кафки. Выбор текстов обусловлен схожестью их мотивов и тем с философским наследием С. Кьеркегора. В романе Ф. Кафки «Замок», несомненно, также представлены кьеркегоровские мотивы и темы, но об этом уже много сказано в немецком и английском литературоведении; кроме того, сопоставительный анализ романа «Замок» с трудами С. Кьеркегора представляется чрезвычайно объёмным и заслуживает отдельного исследования. Поэтому в данной работе этот сопоставительный анализ не проводится.

Предмет исследования: влияние философских идей С. Кьеркегора на формирование творческой манеры Ф. Кафки; глубинная связь произведений

пражского писателя с трудами С. Кьеркегора.

Материалом исследования являются роман «Процесс», новелла «Нора», миниатюры «Перед Законом» и «Императорское послание», дневники и письма Ф. Кафки; дневник С. Кьеркегора и его философские труды: «Болезнь к смерти» (Sygdommen til D0den, 1849), «Или-или», «Понятие страха» (Begrebet Angest, 1844), «Страх и трепет» (Fryg tog B^ven, 1843). А также критические работы зарубежных и отечественных исследователей, обращенные к творчеству обоих авторов.

В рамках системного подхода к изучению и сопоставлению текстов, необходимых для решения поставленных задач, были использованы следующие методы: текстологический, биографический, сравнительно-исторический и типологический.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и углублении накопленного опыта отечественных и зарубежных исследователей в вопросе влияния идей датского философа С. Кьеркегора на формирование мировоззрения и художественного языка Ф. Кафки.

Практическая значимость исследования обусловлено тем, что итоги работы могут стать основанием для дальнейшего исследования творческого наследия Ф. Кафки. Переосмысление романа «Процесс» через его связь с философией С. Кьеркегора позволяет исследователям предпринять попытку интерпретации позднего творчества Ф. Кафки с позиций его полемики с кьеркегоровскими философскими идеями. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в общем курсе по истории зарубежной литературы, по истории австрийской литературы XX века и в отдельных специальных дисциплинах по проблемам связи философии и литературы, при создании учебников, учебно-методических пособий и монографий.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на аспирантских конференциях Донецкого государственного университета (2017, 2018), в тезисах на XXX и XXXI Пуришевских чтениях (2017-18) и семинарах по зарубежной литературе, проводимых ГСГУ (Коломна). По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ, три из них - в изданиях, рекомендованных ВАК

Российской Федерации.

Структура исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, который включает 221 наименование, из них 129 на немецком и 6 на английском языках.

Во введении охарактеризована степень изученности сформулированной проблемы, определены актуальность и новизна исследования, поставлены его цель и задачи, определены объект и предмет, обоснован выбор произведений для анализа; определена методологическая база исследования, теоретическая и практическая значимость работы, а также положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Творчество С. Кьеркегора в восприятии немецкоязычных авторов рубежа XIX-XX вв.» речь идёт об основных философских идеях С. Кьеркегора (концепция «трёх стадий», понятия страха, отчаяния, вины, веры, греха, Абсолюта и индивидуума и др.); о первых переводах трудов датского философа на немецкий язык; о знакомстве немецкоязычных авторов (Р.М. Рильке, А. Шницлер, Р. Касснер, Р. Бер-Гофман, М. Бубер и др.) с основными положениями философии С. Кьеркегора и его популярности в Австро-Венгерской и Германской империях, а также об упоминании копенгагенского мыслителя в дневниках и письмах Ф. Кафки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кунавин Евгений Сергеевич, 2022 год

ИСТОЧНИКИ

1. Кафка, Ф. Процесс. Замок. Рассказы [Текст] / Ф. Кафка. — М.: Эксмо, 2014. — 720 с.

2. Кафка, Ф. Сторож склепа [Текст] / Ф. Кафка. — М.: ООО «Книга по Требованию», 2017. — 455 с.

3. Кафка, Ф. Дневники [Текст] / Ф. Кафка. — М.: ООО «Книга по Требованию», 2017. — 635 с.

4. Кафка, Ф. Письма к Фелиции [Текст] / Ф. Кафка. — М.: ООО «Книга по Требованию», 2018. — 543 с.

5. Кафка, Ф. Письма к Максу Броду [Текст] / Ф. Кафка. — М.: ООО «Книга по Требованию», 2018. — 287 с.

6. Кафка, Ф. Письма к Милене [Текст] / Ф. Кафка. — М.: ООО «Книга по Требованию», 2018. — 255 с.

7. Кьеркегор, С. Болезнь к смерти [Текст] / С. Кьеркегор. — М.: Академ. проект, 2016. — 157 с.

8. Кьеркегор, С. Беседы и размышления [Текст] / С. Кьеркегор. — М.: Рипол-Классик, 2018. — 512 с.

9. Кьеркегор, С. Или-или [Текст] / С. Кьеркегор. — М.: Академ. проект, 2014. — 775 с.

10. Кьеркегор, С. Страх и трепет [Текст] / С. Кьеркегор. — М.: Культ. революция, 2010. — 488 с.

11. Кьеркегор, С. Понятие страха [Текст] / С. Кьеркегор. — М.: Академ. проект, 2015. — 217 с.

12. Kafka, F. Der Prozess. Roman [Текст] / F. Kafka. — Köln: Anaconda, 2012. — 208 p.

13. Kafka, F. «Drucke zu Lebzeiten» [Текст] / F. Kafka. — Frankfurt am Main: hrsg. von W. Kittler, H.-G. Koch und G. Neumann, 1994. — 463 p.

14. Kafka, F. Oxforder Oktavheft 3 & 4. (Historisch-Kritische Ausgabe sämtlicher Handschriften, Drucke und Typoskripte) [Текст] / F. Kafka. — Frankfurt am Main: Stroemfeld / Roter Stern, 1995. — 384 p.

15. Kafka, F. Der Process (Historisch-Kritische Ausgabe sämtlicher Handschriften, Drucke und Typoskripte) [Текст] / F. Kafka. — Frankfurt am Main: Stroemfeld / Roter Stern, 1995. — 835 p.

16. Kafka, F. Nachgelassene Schriften und Fragmente, 2 Bde [Текст] / F. Kafka. — Frankfurt am Main: S. Fischer, 1992. — 695 p.

17. Kierkegaard, S. Die Krankheit zum Tode [Текст] / S. Kierkegaard. — Jena: Diederichs, 1911. — 133 p.

18. Kierkegaard, S. Gesammelte Werke. Bd. 2: Entweder-Oder: ein Lebensfragment, T. 2 [Текст] / S. Kierkegaard. — Jena : Diederichs, 1923. — 329 p.

19. Kierkegaard, S. Gesammelte Werke. Bd. 5: Der Begriff der Angst [Текст] / S. Kierkegaard. — Jena: Diederichs, 1923. — 173 p.

20. Kierkegaard, S. Furcht und Zittern [Текст] / S. Kierkegaard. — Jena: Diederichs, 1950. — 162 p.

21. Kierkegaard, S. Der Augenblick [Текст] / S. Kierkegaard. — Jena: Diederichs, 1909. — 174 p.

22. Kierkegaard, S. Stadien auf dem Lebensweg [Текст] / S. Kierkegaard. — Jena: Diederichs, 1914. — 477 p.

НАУЧНО-КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

23. Аверкина, С.Н. Рецепция творчества Франца Кафки в послевоенной немецкоязычной литературе: И. Айхингер, Э. Канетти, М. Грубер: дисс... к. филол. н. [Текст]/ С.Н. Аверкина. — Нижний Новгород, 2000. — 202 с.

24. Апенко, Е.М. Австрия: Литература эпохи Реставрации/ Е.М. Апенко// История зарубежной литературы XIX века [Текст]/ Е.М. Апенко — М.: Юрайт, 2001. — 418 с.

25. Аракелян, А.Г. «Дневники» Франца Кафки: дисс. к. филол. н. [Текст]/

А.Г. Аракелян. — Ереван, 2000. —156 с.

26. Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе [Текст]/ Э. Ауэрбах. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. — 480 с.

27. Бакирова, Е.В. Проза Франца Кафки в аспекте кинематографической визуальности: дисс... к. филол. н. [Текст]/ Е.В. Бакирова.— СПб, 2012. —174с.

28. Балашов, Н.И. и др. История немецкой литературы в 5 томах. Том пятый [Текст]/ Н.И. Балашов. — М.: «Наука», 1976. —696 с.

29. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет [Текст]/ М.М. Бахтин. — М.: «Художественная литература», 1975.—809 с.

30. Бобраков-Тимошкин, А.Е. «Пражский текст» в чешской литературе конца XIX - начала ХХвеков: дисс. к. филол. н. [Текст]/ А.Е. Бобраков-Тимошкин. — М., 2004. — 322 с.

31. Булгаков, М.А. Белая гвардия. Мастер и Маргарита: романы [Текст]/ М.А. Булгаков. — М.: Эксмо, 2009. — 813 с.

32. Волошук, Е.В. Люди и мир в творчестве Франца Кафки: дисс. к. филол. н. [Текст] / Е.В. Волошук. — Киев, 1994.—166 с.

33. Гагарин, А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх (от Античности до Нового времени). Историко-философский аспект: дисс. д. философ. н. [Текст] / А.С. Гагарин. — Екатеринбург, 2002. — 355 с.

34. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века [Текст]/ П.П. Гайденко. — М.: «Республика», 1997. — 495 с.

35. Горнфельд, А.Г. О толковании художественного произведения. Введение в литературоведение. Хрестоматия: Уч. Пособие [Текст]/ А.Г. Горнфельд. — СПб., 1912. — С. 401—406.

36. Гринцер, П.А. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания [Текст]/ П.А. Гринцер. — М.: Наследие, 1994. — 512 с.

37. Грицанов, А.А. Новейший философский словарь [Текст]/ А.А. Грицанов. — Минск: Книжный Дом, 1999. — 877 с.

38. Губин, В.Д. Проблема человеческой экзистенции в философии С.

Кьеркегора [Текст] / В.Д. Губин // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». — 2014. — №10 (132). — С. 46-56.

39. Гуськов, Ю.И. Проза Ф. Сологуба и литературный авангард: дисс. к. филол. н. [Текст]/ Ю.И. Гуськов. — М., 1995. —123 с.

40. Данилкова, Ю.Ю. Проблема вины в творчестве Ф. Кафки: дисс... к. филол. н. [Текст]/ Ю.Ю. Данилкова. — М., 2002. —173 с.

41. Делёз, Ж. и др. Что такое философия? [Текст]/ Ж. Делёз. — М.: Алетейя, 1998. — 288 с.

42. Дзенс, И.О. Новеллистика Ф. Кафки. К проблеме типологии жанра: дисс. к. филол. н. [Текст]/ И.О. Дзенс. — СПб, 1999. — 189 с.

43. Долгов, К. От Кьеркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. [Текст] / К. Долгов. — М.: Искусство, 1990. — 397 с.

44. Затонский, Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма [Текст] / Д.В. Затонский. — М.: «Высшая школа», 1972. — 137 с.

45. Затонский, Д.В. Австрийская литература в XX столетии [Текст] / Д.В. Затонский. — М.: «Художественная литература», 1985. — 445 с.

46. Зинченко, В.Г. и др. Литература и методы ее изучения. Системно-синергетический подход [Текст] / В.Г. Зинченко. — М.: «Наука», 2011. — 277 с.

47. Зуева, М.А. Философско-рефлексивная природа творчества Франца Кафки: дисс. к. философ. н. [Текст] / М.А. Зуева. — Нижний Новгород, 2004. — 188 с.

48. Зусман, В.Г. Художественный мир Франца Кафки: малая проза и романы: дисс. д. филол. н. [Текст] / В.Г. Зусман. — Нижний Новгород, 1997. — 440 с.

49. Ильичев, Л.Ф. и др. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Л.Ф. Ильичев. — М.: «Советская энциклопедия», 1983. — 840 с.

50. Исаева, Н.В. Личины страха и манки эротики (вступительная статья к русскому изданию «Понятие страха») [Текст] / Н.В. Исаева. — М.: Академический проект, 2015. — С. 5-21.

51. Камю, А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки [Текст]

/ А. Камю. — М.: «Радуга», 1990. — 606 с.

52. Кеба, Д.А. Пространственная форма в романах Франца Кафки как средство выражения мировоззренческого поиска [электронный ресурс] / Д.А. Кеба // Universum: Филология и искусствоведение: электрон. науч. журнал. — 2016. — №8 (30). — Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/n/prostranstvennaya-forma-v-romanah-frantsa-kafki-kak-sredstvo-vyrazheniya-mirovozzrencheskogo-poiska/viewer.

53. Киселева, М.В. Понятие границы: рецепция Ф.М. Достоевского в австрийской литературе. Ф. Кафка и Р. Музиль: дисс... к. филол. н. [Текст]/М.В. Киселев. — М., 2012. — 217 с.

54. Кузьменко, Г.Н. Анализ религиозно-этической концепции С. Кьеркегора: дисс. к. философ. н. [Текст] / Г.Н. Кузьменко. — М., 1999. — 129 с.

55. Корнющенко-Ермолаева, Н.С. Кьеркегор о человеческом бытии и одиночестве [Текст] / Н.С. Корнющенко-Ермолаева // Известия Томского политехнического университета. — 2006. — Т. 309. №8. — С. 244-249.

56. Король, З.А. Своеобразие художественного пространства и времени в романах Франца Кафки: дисс. к. филол. н. [Текст] / З.А. Король. — М., 2011. — 176 с.

57. Кунавин, Е.С. Взаимоотношения индивидуума и Абсолюта в творчестве С. Кьеркегора и Ф. Кафки (на материале миниатюры Ф, Кафки «Императорское послание» и отрывка из книги С. Кьеркегора «Болезнь к смерти») / Е.С. Кунавин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2019. — Т.12. Вып. 1. — С. 247—251.

58. Кунавин, Е.С. Индивидуум и Абсолют в творчестве Ф. Кафки и С. Кьеркегора (на материале миниатюр Ф. Кафки и отрывка из «Или-или» С. Кьеркегора) / Е.С. Кунавин // Жанр, метод, стиль в произведениях мировой литературы. Особенности художественной коммуникации: Материалы Международного аспирантского семинара по истории и теории мировой литературы (Донецк, 22 ноября 2017 г.). — Донецк: ДонНУ, 2018. — С. 62—71.

59. Кунавин, Е.С. Крушение эстетического мировоззрения и мотив

одиночества (по С. Кьеркегору) в романе Ф. Кафки «Процесс» / Е.С. Кунавин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2019. — Т. 12. Вып. 6. — С. 92—96.

60. Кунавин, Е.С. Кьеркегоровский «след» в развитии темы творчества в романе Ф. Кафки «Процесс» / Е.С. Кунавин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2019. — Т. 12. Вып. 2. — С. 381—384.

61. Кунавин, Е.С. Франц Кафка о Сёрене Кьеркегоре / Е.С. Кунавин // Поэтика и компаративистика: материалы конференции, посвященной памяти профессора А. П. Ауэра. Вып. II. — Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017. — С. 77—84.

62. Кунавин, Е.С. Языковой анализ миниатюры Ф. Кафки «Императорское послание» и отрывка из «Болезни к смерти» С. Кьеркегора / Е.С. Кунавин // Жанр, метод, стиль в произведениях мировой литературы. Особенности художественной коммуникации: Материалы Международного аспирантского семинара по истории и теории мировой литературы (Донецк, 3 декабря 2018 г.). — Донецк: ДонНУ, 2019. — С. 21—26.

63. Лашов, В.В. и др. Роль псевдонимов в философии С. Кьеркегора [Текст] / В.В. Лашов // Научные ведомости. История философии и социально-гуманитарных наук. — 2012. — №20 (139). Выпуск 22. — С. 31-36.

64. Левичева, Е.Н. Религиозная антропология Сёрена Кьеркегора: дисс. к. философ. н. [Текст] / Е.Н. Левичева. — М., 2006. —158 с.

65. Лескова, Е.В. Жанровая специфика притчи и параболы в творчестве Ф. Кафки и Ф.М. Достоевского: экзистенциальный аспект: дисс. к.филол.н. [Текст] / Е.В. Лескова. — Калининград, 2015. —190 с.

66. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней / В.А. Луков. — М.: «Академия», 2008. — 512 с.

67. Лунгина, Д.А. Сёрен Керкегор и история христианства в XIX веке [Текст] / Д.А. Лунгина. — М.: Издатель Воробьев А.В., 2015. — 128 с.

68. Луппова, Т.В. Лингвостилистические параметры пространственной перспективы в художественном тексте: на материале романов Ф. Кафки: дисс. к.

филол. н. [Текст] / Т.В. Луппова. — Екатеринбург, 2003. —168 с.

69. Лызлов, А. Переворот веры. Что значит быть самим собой по Кьеркегору? [Текст] / А. Лызлов // Horizon. Феноменологические исследования. — 2016. — №5 (2). — С. 109-121.

70. Мазурова, В.А. Перевод высказываний с модальными глаголами с немецкого языка на русский: дисс... к. филол. н. [Текст] / В.А. Мазурова. — М., 2005. — 222 с.

71. Манн, Ю.В. и др. Мировая художественная культура. XX век. Литература [Текст] / Ю.В. Манн. — СПб: Питер, 2008. — 464 с.

72. Мерзлякова, Н.Н. Границы экзистенции: от С. Кьеркегора к К. Ясперсу: дисс. к. философ. н. [Текст] / Н.Н. Мерзлякова. — СПб, 2009. — 153 с.

73. Набоков, В.В. Лекции по зарубежной литературе [Текст] / В.В. Набоков. — СПб: «Азбука-классика», 2010. — 510 с.

74. Никулина, А.К. Философские идеи Серена Кьеркегора в романном творчестве Торнтона Уайлдера [Текст] / А.К. Никулина // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — №6 (59). — С. 219224.

75. Ницше, Ф. Собрание сочинений в 5 томах. Том З.Так говорил Заратустра; По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. — СПб.: Пальмира, 2017. — 479 с.

76. Ницше, Ф. Речь не о книгах, а о жизни. Переписка Фридриха Ницше с Готфридом Келлером, Георгом Брандесом и Августом Стриндбергом [Текст] / Ф. Ницше // Новый мир. —1999. — №4.

77. Османова, К.П. Два «Процесса»: к типологии образа человека в литературе абсурда [Текст]/ К.П. Османова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2016. — 182.— С. 58-66.

78. Петрова, Е.И. Проза Леонида Андреева: поэтика эксперимента и провокации: дисс. к. филол. н. [Текст] / Е.И. Петрова. — М., 2010. — 195 с.

79. Подъяпольская, О.Ю. Типология адресованности в текстах

эпистолярного жанра: На материале писем Ф. Кафки: дисс... к. филол. н. [Текст] / О.Ю. Подъяпольская. — Челябинск, 2004. — 193 с.

80. Пронин, В.А. История немецкой литературы [Текст] / В.А. Пронин. — М.: Университетская книга, 2007. — 386 с.

81. Регурецкая, Е.М. Концепция мифа в творчестве Б. Шульца и Ф. Кафки: дисс. к. филол. н. [Текст]/ Е.М. Регурецкая. — Калининград, 2018. — 189 с.

82. Ромашкина, М.В. Дневник как литературная форма: С. Киркегор, М.Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр: дисс. к.филол.н. [Текст] / М.В. Ромашкина. — М., 2016. — 182 с.

83. Роде, П. Сёрен Киркегор сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и других иллюстраций) [Текст] / П. Роде. — Екатеринбург: Урал LTD, 1998. — 429 с.

84. Рыбчак, Е.А. и др. Кьеркегор: стадии человеческого развития [Текст] / Е.А. Рыбчак // Инновационная наука. — 2016. — №6. — С. 102-104.

85. Синеок, А.А. Отечественная литературно-художественная критика 1956-1972 гг. о творчестве Франца Кафки: эволюция, инволюция, рецепция: дисс. к. филол. н. [Текст] / А.А. Синеок. — Ростов-на-Дону, 1998. —214 с.

86. Ставцева, О.И. «Экзистенция» в философии С. Кьеркегора и М. Хайдеггера: дисс. к. философ. н. [Текст] / О.И. Ставцева. — СПб., 1998. — 190 с.

87. Стрельникова, А.А. Театр в эстетике группы «Молодая Вена» [Текст] / А.А. Стрельникова // Studia Litterarum. — 2017. — Т. 2, №2. — С. 80-103.

88. Тамарченко, Н.Д. Теория литературы в двух томах [Текст] / Н.Д. Тамарченко. — М.: Academia, 2004. — 882 с.

89. Ткаченко, В.И. Способы реализации экзистенциальной интенции в индивидуальном повествовательном дискурсе Франца Кафки: дисс. к. филол. н. [Текст] / В.И. Ткаченко. — Калининград, 2013. — 179 с.

90. Толмачев, В.А. Зарубежная литература XX века [Текст] / В.А. Толмачев. — М.: Academia, 2003. — 633 с.

91. Трыков, В.П., Дудова, Л.В. Модернизм в зарубежной литературе [Текст] / В.П. Трыков, Л.В. Дудова. — М.: «Флинта», «Наука», 2000. — 242 с.

92. Фараджев, К.В. Человек и культурно-историческая реальность в произведениях Ф. Кафки и А. Платонова: сравнительный анализ: дисс... к. филол. н. [Текст] / К.В. Фараджев. — М., 1998. — 133 с.

93. Фришман А. Достоевский и Киркегор: диалог и молчание [Текст] / А. Фришман // Достоевский в конце XX века. Сборник статей. — М.: Классика плюс, 1996. — С. 575-591.

94. Цвейг, С. Вчерашний мир. Воспоминания европейца [Текст] / С. Цвейг.

— М.: Радуга, 1991. — 544 с.

95. Цветков, Ю.Л. Литература венского модерна [Текст] / Ю.Л. Цветков.

— М., Иваново: МИК, 2003. — 431 с.

96. Чеснокова, М.Г. Категория субъективного и проблема соотношения внешнего и внутреннего у С. Кьеркегора [Текст]/ М.Г. Чеснокова // Психология. ВШЭ. — 2016. — Т.13. №3. — С. 519-537.

97. Шаюк, А.Ю. Эмоциональный лингвокультурный концепт Angst «Страх» и способы его репрезентации в авторском идиостиле Ф. Кафки: дисс. к. филол. н. [Текст] / А.Ю. Шаюк. — Воронеж, 2009. — 247 с.

98. Alt, P.-A. Franz Kafka. Der ewige Sohn. Eine Biographie [Текст] / P.-A. Alt. — München: Verlag C.H. Beck, 2005. — 763 p.

99. Amann J. Kafka: Wort-Bild-Essay [Текст] / J. Amann. — Innsbruck: Hamon V-g, 2000. —156 p.

100. Anz, H. Die Rezeption Sören Kierkegaards in der deutschen und dänischen Philosophie und Theologie [Текст] / H. Anz. — Kopenhagen; München: Wilzhelm Fink Verlag, 1983. — 239 p.

101. Arens, D. Franz Kafka [Текст] / D. Arens. — München: Deutscher Taschenbuch Verlag GmbH & Co. KG, 2001. —159 p.

102. Begley, L. Die ungeheuere Welt, die ich im Kopf habe. Über Franz Kafka [Текст] / L. Begley. — München: Deutsche Verlags-Anstalt, 2008. — 335 p.

103. Beißner, F. Der Erzähler Franz Kafka (1952) und andere Vorträge [Текст] / F. Beißner. — Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1983. —150 p.

104. Billeter, F. Das Dichtirische bei Kafka und Kierkegaard: Ein typologischer

Vergleich [Текст] / F. Billeter. — Winterthur: Vorlag P-G. Kellor, 1965.—206 p.

105. Binder, H. „Vor dem Gesetz". Einführung in Kafkas Welt [Текст] / H. Binder. — Stuttgart; Weimar: Verlag J.B. Metzler, 1993.— 288 p.

106. Binder, H. Motiv und Gestaltung bei Franz Kafka [Текст] / H. Binder. — Bonn: Bouvier und Co. Verlag, 1966. — 406 p.

107. Blanchot, M. Von Kafka zu Kafka [Текст] / M. Blanchot. — Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag GmbH, 1993. — 231 p.

108. Bogdal, K.M. Neue Literaturtheorien in der Praxis. Textanalysen von Kafkas „Vor dem Gesetz" [Текст] / K.M. Bogdal. — Göttingen: Vandenhoeck& Ruprecht GmbH &Co. KG, 2005. — 208 p.

109. Bondy, F. Harenberg Lexikon der Weltliteratur. Autoren-Werke-Begriffe. Band 3 [Текст] / F. Bondy. — Dortmund: Harenberg Lexikon Verlag, 1989. — pp. 15541556.

110. Born, J. Kafkas Bibliothek. Ein beschreibendes Verzeichnis [Текст] / J. Born. — Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1990.— 255 p.

111. Brod, M. Der Prager Kreis [Текст]/ M. Brod . — Göttingen: Wallstein Verlag, 2016. — 344 p.

112. Brod, M. Franz Kafkas Glauben und Lehre (Kafka und Tolstoi) [Текст] / M. Brod. — Zürich: Mondial-Verlag, 1948. —141 p.

113. Brod, M. Franz Kafka. Eine Biographie [Текст] / M. Brod. — Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1962. — 359 p.

114. Böhmer, O.A. Reif für die Ewigkeit: Sören Kierkegaard und die Kunst der Selbstfindung [Текст] / O.A. Böhmer. — München: Diederichs Verlag, 2013. —173p.

115. Bösch, M. Sören Kierkegaard. Schicksal - Angst - Freiheit [Текст] / M. Bösch. — Padeborn; München; Wien; Zürich: Ferdinand Schönigh, 1994. — 421 p.

116. Busse, C. Kafkas deutendes Erzählen: Perspektive und Erzählvorgang in Franz Kafkas Roman Das Schloß [Текст] / C. Busse. — Münster: Lit, 2001.—281 p.

117. Canetti, E. Kafka's Other Trial: The Letters to Felice [Текст] / E. Canetti. — Zwickau: Schocken, 1988.—126 p.

118. Castelli, A. „Maxens topographischer Instinkt, mein Verlorensein". Kafka

zwischen Reisen und Schreiben [Текст] / A. Castelli // Zeitschrift für Germanistik, Neue Folge, Vol. 24, #1, 2014. — pp: 97-108.

119. Czako, I. Geist und Unsterblichkeit. Grundprobleme der Religionsphilosophie und Eschatologie im Denken Sören Kierkegaards [Текст] / I. Czako. — Berlin: Walter de Gruyter GmbH, 2015. —239 p.

120. Decher, F. Verzweiflung. Anatomie eines Affekts [Текст] / F. Decher. — Lüneburg: zu Klampen Verlag, 2002. — 138 p.

121. Deleuze, G. Kafka. Für eine kleine Literatur [Текст] / G. Deleuze. — Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1976. — 133 p.

122. Demmer, J. Franz Kafka. Der Dichter der Selbstreflexion. Ein Neuansatz zum Verstehen der Dichtung Kafkas [Текст] / J. Demmer. — München: Wilhelm Fink Verlag, 1973. — 203 p.

123. Deuser, H. Was ist Wahrheit anders als ein Leben für eine Idee? Kierkegaards Existenzdenken und die Inspiration des Pragmatismus. Gesammelte Aufsätze zur Theologie und Religionsphilosophie [Текст] / H. Deuser. — Berlin; New York: Walter de Gruyter GmbH und KG, 2011. — 682 p.

124. Dieckow, K. Gespräche zwischen Gott und Mensch. Studien zur Sprache bei Kierkegaard [Текст] / K. Dieckow. — Göttingen: Vanderhoeck& Ruprecht GmbH &Co., 2009. — 238 p.

125. Dietz, L. Franz Kafka [Текст] / L. Dietz. — Stuttgart: J.B. Metzlersche Verlagsbuchhandlung, 1990. — 170 p.

126. Dietz, W. Sören Kierkegaard. Existenz und Freiheit [Текст] / W. Dietz. — Frankfurt am Main: Anton Hain, 1993. — 471 p.

127. Djoufack, P. Der Selbe und der Andere. Formen und Strategien der Erfahrung der Fremde bei Franz Kafka [Текст] / P. Djoufack. — Wiesbaden: Deutscher Universitäts-Verlag/GWV Fachverlage GmbH, 2005. — 255 p.

128. Dowden, S.D. Sympathy for the Abyss. A Study in the Novel of German Modernism: Kafka, Broch, Musil, and Thomas Mann. - The Lamentation of Josef K.: Conscience and Irony in Kafka's Prozeß [Текст] / S.D. Dowden. — Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1986. — pp: 94-135.

129. Emrich, W. Franz Kafka [Текст] / W. Emrich. — Bonn: Athenäum-Verlag Junker und Dünnhaupt K.G., 1958. — 445 p.

130. Engel, M. Franz Kafka und die Weltliteratur [Текст] / M. Engel. — Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 2006. — 387 p.

131. Engel, M. Kafka und die Religion in der Moderne [Текст] / M. Engel. — Würzburg: Verlag Königshausen &Neumann GmbH, 2014. — 299 p.

132. Engel, M. Kafka, Prag und der Erste Weltkrieg [Текст] / M. Engel. — Würzburg: Verlag Königshausen & Neumann GmbH, 2012. — 279 p.

133. Eschweiler, C. Kafkas Erzählungen und ihr verborgener Hintergrund [Текст] / C. Eschweiler. — Bonn; Berlin: Bouvier Verlag, 1991. —231 p.

134. Falk, W. Franz Kafka und die Expressionisten im Ende der Neuzeit [Текст] / W. Falk. — Frankfurt am Main: Verlag Peter Lang, 1990. —423 p.

135. Fietz, L. Möglichkeiten und Grenzen einer Deutung von Kafkas „Schloss" Roman [Текст] / L. Fietz // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. — 1963. — 37 (1). —pp: 71-77.

136. Fingerhut, K. Kennst du Franz Kafka? [Текст] / K. Fingerhut. — Weimar: Bertuch-Verlag GmbH, 2007. — 124 p.

137. Flach, B. Kafkas Erzählungen. Strukturanalyse und Interpretation [Текст] / B. Flach. — Bonn: Bouvier Verlag Herbert Grundmann, 1972. —180 p.

138. Freedman, R. Rainer Maria Rilke. Der junge Dichter. 1875 bis 1906 [Текст] / R. Freedman. — Frankfurt am Main; Leipzig: Insel Verlag, 2001. — 435 p.

139. Frey, G. Der Raum und die Figuren in Franz Kafkas Roman „Der Prozeß" [Текст] / G. Frey. — Marburg: N.G. Elwert Verlag, 1969. —213 p.

140. Friedländer, S. Franz Kafka [Текст] / S. Friedländer. — München: C.H. Beck Verlag, 2012. — 252 p.

141. Geisenhanslüke, A. Einführung in die Literaturtheorie [Текст] / A. Geisenhanslüke. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2004. —160 p.

142. Gernig, K. Die Kafka-Rezeption in Frankreich. Ein diachroner Vergleich der französischen Übersetzungen im Kontext der hermeneutischen Übersetzungwissenschaft [Текст] / K. Gernig. — Würzburg: Verlag Königshausen & Neumann GmbH, 1999. —

231 p.

143. Glinski, S. Imaginationsprozesse. Verfahren phantastischen Erzählens in Franz Kafkas Frühwerk [Текст] / S. Glinski. — Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2004. — 399 p.

144. Goltschnigg, D. Never-Ending Shame: The Miserable End of Josef K. in the Context of Kafka's Life and Work [Текст] / D. Goltschnigg // Turn-of-the-Century Vienna and its Legacy: Essays in Honor of Donald G. Daviau. —1993. —pp: 251-267.

145. Grafenburg, M. Gemeinschaft vor dem Gesetz: jüdische Identität bei Franz Kafka [Текст] / M. Grafenburg. — Wien: Mandelbaum Verlag, 2016. —247 p.

146. Grözinger, K.E. Kafka und die Kabbala. Das Jüdische in Werk und Denken von Franz Kafka [Текст] / K.E. Grözinger. — Frankfurt am Main: Vito von Eichborn GmbH Verlag KG., 1992. — 267 p.

147. Hage, V. Der Dichter unserer Zukunft [Текст] / V. Hage // Der Spiegel. — 2014. — 40. — pp:116-124.

148. Hayman, R. Kafka. Sein Leben, seine Welt, sein Werk [Текст] / R. Hayman. — München; Bern: Scherz Verlag, 1983. — 402 p.

149. Hermes, R. Franz Kafka. Eine Chronik [Текст] / R. Hermes. — Berlin: Verlag Klaus Wagenbach, 1999. — 223 p.

150. Hermsdorf, K. Kafka. Weltbild und Roman [Текст] / K. Hermsdorf. Berlin: Rütten und Loening Verlag, 1961. — 301 p.

151. Hess-Lüttich, E.W.B. Kommunikation als ästhetisches Problem. Vorlesungen zur Angewandten Textwissenschaft [Текст] / E.W.B. Hess-Lüttich. — Tübingen: Gunter Narr Verlag, 1984. — 368 p.

152. Hillmann, H. Franz Kafka. Dichtungstheorie und Dichtungsgestalt [Текст] / H. Hillmann. — Bonn: Bouvier Verlag Herbert Grundmann, 1973. —257 p.

153. Hodin, J. P. Kafka und Goethe. Zur Problematik unseres Zeitalters [Текст] / J.P. Hodin. — Hamburg: Odysseus Verlag, 1973. — 99 p.

154. Hofmann, F. Sören Kierkegaard. Wie der dänische Dichter das Christentum vor der Kirche retten wollte [Текст] / F. Hoffmann. — Berlin: Wichern-Verlag GmbH, 2012.—142 p.

155. Hoffmann, W. Ansturm gegen die letzte irdische Grenze. Aphorismen und Spätwerk Kafkas [Текст] / W. Hoffmann. — Bern; München: Francke Verlag, 1984. — 280 p.

156. Holz, M.-C. Der Prozess vom Franz Kafka: Eine Analyse aus drei Blickwinkeln [Текст] / M.-C. Holz. — Norderstedt: Science Factory, 2013. — 122 p.

157. Ide, H. Franz Kafka, „Der Prozess", Interpretation des ersten Kapitels [Текст] / H. Ide. — Bremen: Jahrbuch der Wittheit zu Bremen VI, 1962. —26 p.

158. Jahnke, U. Die Erfahrung von Entfremdung. Sozialgeschichtliche Studien zum Werk Franz Kafka [Текст] / U. Jahnke. — Stuttgart: Hans-Dieter Heinz Akademischer Verlag, 1988. — 473 p.

159. Jahraus, O. Kafka: Leben, Schreiben, Machtapparate [Текст] / O. Jahraus. — Stuttgart: Philipp Reclam jun. GmbH &Co, 2006. — 482 p.

160. Kassner, R. Briefe an Tetzel [Текст] / R. Kassner. — Tübingen: Günther Neske, 1979. — 304 p.

161. Kauf, R. A Lilith Figure in Kafkass Prozeß? [Текст] / R. Kauf // Monatshefte. —1981. — 73 (1). — pp: 63-66.

162. Kaus, R. J. Erzählte Psychoanalyse bei Franz Kafka. Die Deutung von Kafkas Erzählung "Das Urteil" [Текст] / R.J. Kaus. — Heidelberg: Universitätsverlag C. Winter, 1998. — 78 p.

163. Kaus, R. J. Kafka und Freud. Schuld in den Augen des Dichters und des Analytikers [Текст] / R.J. Kaus. — Heidelberg: Universitätsverlag C. Winter, 2000. — 58 p.

164. Killy, W. Literatur Lexikon. Autoren und Werke deutscher Sprache [Текст] / W. Killy // Band 6: Kafka. — München: Bertelsmann Lexikon Verlag, 1990. — pp. 205-220.

165. Kleinschmidt, K. Augenblick und Irritation: Figuren der Zeit in Kafkas "Proceß" [Текст] / K. Kleinschmidt. — Hamburg; Münster: Lit, 1994. —293 p.

166. Kobs, J. Kafka. Untersuchungen zu Bewusstsein und Sprache seiner Gestalten [Текст] / J. Kobs. — Bad Homburg vor der Höhe: Athenäum Verlag, 1970. — 559 p.

167. Koch, H.-G. Kafka in Berlin [Текст] / H.-G. Koch. — Berlin: V. Klaus Wagenbach, 2008. — 138 p.

168. Krenzke, H.-J. Ästhetik und Existenz. Eine Studie zum frühmodernen Denken unter besonderer Berücksichtigung der philosophischen Vorgeschichte der kierkegaardischen "Diapsalmata ad se ipsum" [Текст] / H.-J. Krenzke. — Würzburg: Verlag Königshausen und Neumann GmbH, 2002. — 295 p.

169. Krusche, D. Kafka und Kafka-Deutung: Die problematisierte Interaktion [Текст] / D. Krusche. — München: Wilhelm Fink Verlag, 1974. —172 p.

170. Kudszus, W. Erzählhaltung und Zeitverschiebung in Kafkas «Prozeß» und «Schloß» [Текст] / W. Kudszus // In Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. — 1964. — 38. —pp: 192-207.

171. Kuhangel, S. Der labyrinthische Text. Literarische Offenheit und die Rolle des Lesers - Franz Kafka: «Der Prozeß» [Текст] / S. Kuhangel. — Wiesbaden: Deutscher Universitäts-Verlag, 2003. — pp. 40-63.

172. Lamping, D. Kafka und die Folgen [Текст] / D. Lamping. — Stuttgart: J.B. Metzler Verlag, 2017. — 183 p.

173. Lemaire, G.-G. Auf den Spuren von Franz Kafka in Prag [Текст] / G.-G. Lemaire. — Hildesheim: Gerstenberg Verlag, 2002. —167 p.

174. Liebrand, C. Franz Kafka. Neue Wege der Forschung [Текст] / C. Liebrand. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2006. —256 p.

175. Mairowitz, D.Z. Kafka [Текст] / D.Z. Mairowitz. Polen: Reprodukt für die deutschsprachige Ausgabe, 2013.— 175 p.

176. Mayer, M. Franz Kafkas Litotes: Logik und Rhetorik der doppelten Verneinung [Текст] / M. Mayer. — Padeborn: Fink, 2015. —155 p.

177. Miethe, H. Sören Kierkegaards Wirkung auf Franz Kafka. Motivische und sprachliche Parallelen [Текст] / H. Miethe. — Marburg: Tectum Verlag, 2006. — 155 p.

178. Mihaly, C. Figuren und Figurenkonstellationen im „Theater des Selbst". Exemplarische Texterklährungen aus Franz Kafkas mittlerem Erzählwerk: Ph.D Dissertation [Текст] / C. Mihaly. — Szeged, 2013.— 204 p.

179. Mitgutsch, A. Die Welt, die Rätsel bleibt [Текст] / A. Mitgutsch. —

München: Luchterhand Literaturverlag, 2013. — 416 p.

180. Murray, N. Kafka und die Frauen. Biographie [Текст] / N. Murray. — Düsseldorf: Patmos Verlag GmbH & Co. KG Artemis & Winkler, 2007. —348 p.

181. Müller, K.-D. Franz Kafka. Romane [Текст] / K.-D. Müller. — Berlin: Erich Schmidt Verlag GmbH & Co, 2007. — 149 p.

182. Nagel, B. Kafka und die Weltliteratur. Zusammenhänge und Wechselwirkungen [Текст] / B. Nagel. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1983. — 448 p.

183. Neider, C. The Frozen Sea, a Study of Franz Kafka [Текст] / C. Neider. — New York; Oxford: U.P., 1948. —115 p.

184. Nekula, M. Franz Kafkas Sprachen. „.in einem Stockwerk des innern babylonischen Turmes" [Текст] / M. Nekula. — Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 2003.

— 397 p.

185. Neuhaus, S. Grundriss der Literaturwissenschaft [Текст] / S. Neuhaus. — Tübingen: Narr Francke Attempto Verlag GmbH &Co. KG., 2017. —322 p.

186. Neumann, B. Franz Kafka, Gesellschaftskriger. Eine Biographie [Текст] / B. Neumann. — München: Wilhelm Fink, 2008. — 662 p.

187. Neumann, G. Franz Kafka - Experte der Macht [Текст] / G. Neumann. — München: Carl Hanser Verlag, 2012. — 240 p.

188. Neumann, G. Kafka-Lektüren [Текст] / G. Neumann. — Berlin; Boston: Walter de Gruyter GmbH, 2013. — 580 p.

189. Neumeyer, H. Kafkas Betrachtung [Текст] / H. Neumeyer. — Würzburg: Könighäusen und Neumann, 2013. — 570 p.

190. Oei, B. Franz Kafka: Mein Leben ist das Zögern von der Geburt [Текст] /

— Bremen: Oei B. EHV Academicpress, 2014. —264 p.

191. Pasley, M. Max Brod - Franz Kafka. Eine Freundschaft. Briefwechsel [Текст] / M. Pasley. —Frankfurt am Main, 1989.

192. Pawel, E. Das Leben Franz Kafkas [Текст] / E. Pawel. — München; Wien: Carl Hauser Verlag, 1986. — 518 p.

193. Philippi, K.-P. Reflexion und Wirklichkeit. Untersuchungen zu Kafkas

Roman «Das Schloss» [Текст] / K.-P. Philippi // Studien zur deutschen Literatur. — Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1966. — 5. — 248 p.

194. Plath, N. Hier und anderswo: zum Stellenlesen bei Franz Kafka, Samuel Beckett, Theodor W. Adorno und Jacques Derrida [Текст] / N. Plath. — Berlin: Kulturverlag Kadmos, 2017. — 560 p.

195. Politzer, H., Zwei kaiserliche Botschaften: Zu den Texten von Hofmannsthal und Kafka [Текст] / H. Politzer // Modern Austrian Literature. — 1978. —11 (3/4), Special Franz Kafka Issue. — pp: 105-122.

196. Radkau J. Das Zeitalter der Nervosität. Deutschland zwischen Bismarck und Hitler [Текст] / J. Radkau. — München: Carl Hanser Verlag, 1998. — 552 p.

197. Reich-Ranicki, M. Romane von gestern heute gelesen (1918 - 1933). Die Lüge als Weltordnung [Текст] / M. Reich-Ranicki. — Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 2011. — pp: 40-46.

198. Reich-Ranicki, M. Sieben Wegbereiter [Текст] / M. Reich-Ranicki. — München: Deutsche Verlags-Anstalt, 2002. — 298 p.

199. Rieck, G. Kafkas Rätsel, Fragen und Antworten zu Leben, Werk und Interpretation [Текст] / G. Rieck. — Würzburg: Königshausen und Neumann, 2014. — 215 p.

200. Ries, W. Transzendenz als Terror. Eine religionsphilosophische Studie über Franz Kafka [Текст] / W. Ries. — Heidelberg: Verlag Lambert Schneider, 1977. — 159 p.

201. Rilke, R. M. Ellen Key Briefwechsel [Текст] / R.M. Rilke. — Frankfurt am Main; Leipzig: Insel Verlag, 1993. — 436 p.

202. Rilke, R. M.; von Thurn und Taxis, M., 1986. Briefwechsel. Erster Band [Текст] / R.M. Rilke. — Frankfurt am Main: Insel Verlag, 1986. — 490 p.

203. Rollmann-Romanowski, H. Existenz und Transzendenz bei Kierkegaard und Kafka: Ph.D Dissertation [Текст] / H. Rollmann-Romanowski. Technische Universität, Berlin, 2014.—217 p.

204. Santorinakis, M. Das Manuskript von Kafkas Romanfragment «Der Process». Versuch einer Interpretation: Doctoral Dissertation [Текст] / M. Santorinakis.

— Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg, 2009. — 266 p.

205. Schillemeit, J. Kafka-Studien [Текст] / J. Schillemeit. — Göttingen: Wallstein Verlag, 2004. — 368 p.

206. Schmidt, F. Text und Interpretation. Zur Deutungsproblematik bei Franz Kafka: Dargestellt in einer kritischen Analyse der Türhüterlegende [Текст] / F. Schmidt.

— Würzburg: Verlag Königshausen und Neumann GmbH, 2007. — 321 p.

207. Scholze-Stubenrecht W. Duden. Deutsches Universalwörterbuch. 8., überarbeitete und erweiterte Auflage [Текст] / W. Scholze-Stubenrecht. — Berlin: Bibliographisches Institut GmbH, 2015. — 2128 p.

208. Sokel, W.H. Kafkas Poetics of the Inner Self [Текст] / W.H. Sokel // Modern Austrian Literature. — 1978. — 11(3/4), Special Franz Kafka Issue. — pp: 37-58.

209. Staas, C. Der große Kulturführer. Literatur, Musik, Theater und Kunst in fünf Bänden. Literatur: Franz Kafka [Текст] / C. Staas. — Hamburg: Zeitverlag Gerd Bucerius GmbH & Co. KG, 2008. — pp. 407-412.

210. Stach, R. Kafka. Die Jahre der Erkenntnis [Текст] / R. Stach. — Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag GmbH, 2008. — 727 p.

211. Stach, R. Kafka. Die Jahre der Entscheidungen [Текст] / R. Stach. — Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag GmbH, 2014. — 673 p.

212. Stach, R. Ist das Kafka? 99 Fundstücke [Текст] / R. Stach. — Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag GmbH, 2012. — 336 p.

213. Steffensen, S. Kassner und Kierkegaard: Ein Vortrag [Текст] / S. Steffensen // Obis Litterarum. — 1963. — 18. —pp. 80-90.

214. Strehlow, F. Denkverläufe im Vergleich: Goethe und Kleist, Kafka und Brecht [Текст] / F. Strehlow. — Würzburg: Könighäusen und Neumann, 2016. —688 p.

215. Tauber, H. Franz Kafka, eine Deutung seiner Werke [Текст] / H. Tauber. — Zürich; Aarau: Universität Zürich, 1941. — 102 p.

216. Voigts, M. Franz Kafka "Vor dem Gesetz". Aufsätze und Materialien [Текст] / M. Voigts. — Würzburg: Könighäusen und Neumann, 1994. — 192 p.

217. Wagenbach, K. Franz Kafka. Bilder aus seinem Leben [Текст] / K. Wagenbach. — Berlin: Verlag Klaus Wagenbach, 2008. — 256 p.

218. Walser, M. Beschreibung einer Form. Versuchung über Franz Kafka [Текст] / M. Walser. — München: C. Hanser, 1961. — 156 p.

219. Winkelbauer, T. Geschichte Österreichs [Текст] / T. Winkelbauer. — Stuttgart: Philipp Reclam jun. GmbH und Co. KG, 2015. — 653 p.

220. Zangerle, I. Briefwechsel von Ludwig von Ficker: 1909-1914 [Текст] / I. Zangerle. — Salzburg, 1986. — 213 p.

221. Zimmermann, H.D. Kafka für Fortgeschrittene [Текст] / H.D. Zimmermann. — München: Verlag C.H. Beck oHG, 2004. — 216 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.