Русская духовная музыка как умозрение в звуках тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Комарова, Анна Николаевна

  • Комарова, Анна Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 179
Комарова, Анна Николаевна. Русская духовная музыка как умозрение в звуках: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Нижний Новгород. 2008. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Комарова, Анна Николаевна

Введение.

Глава 1 Русская духовная музыка как компонент духовной культуры.

1.1 Место духовной музыки в духовной культуре России.

1.2 Элементы национального в духовной музыке России.

Глава 2 Русская духовная музыка как архетипическое выражение духа России.

2.1 Типология русской духовной музыки.

2.2 Функционально-качественное своеобразие русской духовной музыки.

Глава 3 Преемственность и основные тенденции развития современной духовной музыки России.

3.1 Преемственность традиций в русской духовной музыке.

3.2 Духовные идеалы и ценности в современной духовной музыке России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская духовная музыка как умозрение в звуках»

Русская духовная музыка занимает особое место в истории русской культуры. Если профессиональная светская музыка появилась в России лишь в конце XVII века, то церковное пение имеет за собой десяти вековую историю. Народная жизнь в России была так тесно связана с церковной жизнью и была настолько глубоко пропитана религиозным влиянием, что церковное искусство было на Руси народным. О высоком достоинстве русской духовной музыки говорят не только музыканты и философы. Это искусство не только расширяет круг наших познаний и область нашего бытия, раскрывает перед нами прекрасный и гармоничный мир звуков, развивает, облагораживает наши чувства, возвышает наши желания над обыденными и является наилучшим средством для выражения подобных чувств. Пением мы выражаем восторг нашего духа, успокаиваем тревожное чувство, выражаем грусть о минувшем благе и надежду на будущее.

Выбранная тема находится на стыке культурологии и музыкознания. Ее актуальность обусловлена, с одной стороны, неизученностью проблемы русской духовной музыки с позиций культурологии, с другой стороны, усилением процесса унификации культур различных народов, что может привести к их исчезновению. Борьба с вековыми устоями и разрыв традиционных связей приводит к утрате духовных ориентиров, что в свою очередь делает невозможным ориентацию в историческом пространстве. Кризис ценностей и разрушение нравственных основ, потеря идеалов в российском обществе так же обуславливают необходимость изучения русской духовной музыки.

Духовная традиция понятие общее, а живой человек конкретен и чтобы он смог присоединиться к духовной традиции, ему необходимо конкретное её проявление. Большой интерес к духовной музыке, которая актуализуется в большей степени именно в хоровой музыке, генетически связанной с церковным пением и с каноническим словом, делают необходимым и важным изучение ее нравственных, духовных основ. Изучение русской духовной музыки, ее идеалов имеет принципиальное значение для осознания особенностей развития русской культуры, осознания её смысла, даёт нам ключ к пониманию духовного бытия русского человека.

Данная тема позволяет выявить абсолютные и вечные реальности, дух России. Философский смысл русской духовной музыки неотделим от религиозного, что является выражением сути русского человека. Русская духовная музыка по своей форме, содержанию и мировоззрению является образом русской культуры. Она неотделима от православия и является его духовно-художественным символом, важным компонентом, выражает его духовные идеалы, является хранителем и выразителем патриотической идеи, хранит в себе народные представления об истории России, её национальных героях.

В русской духовной музыке запечатлена утончённая глубина религиозного созерцания, возвышенность, проникновенность, откровение особой, неземной красоты. Если икону можно назвать созерцательным песнопением, где гамма музыкальных звуков и тонов воплощена в зрительную форму красок, линий и фигур, то песнопение — это икона в музыкальных звуках. Духовная музыка - это миросозерцание, воплощённое в песнетворчестве. Она выразила идею соборности, мировоззрение, основополагающие доминанты русской культуры, сущностные I архетипические черты духа России. Русский человек выразил в духовной музыке своё своеобразие и самобытность, национальную духовную природу. Экономическая, политическая, социальная и духовная сфера жизни России в настоящее время приобретают характеристики, которые сближают с подобными сферами других стран, происходит стирание самобытных граней национально-этнического характера. Это обуславливает актуальность проблемы сохранения самобытной русской культуры. Изучение русской духовной музыки позволяет нам не только выявить основные тенденции ее развития, но и указывает путь сохранения специфики русской культуры.

В науке отчётливо проявился интерес к отдельным историческим этапам в развитии духовной музыки. Характеризуя степень научной разработанности проблемы, следует сказать, что духовная музыка имеет распространение во всех странах мира с древнейших времён, но внутри каждой религии имеются существенные различия, связанные с историческими условиями развития и особенностями музыкальной культуры отдельных стран. Начало серьезного и систематического изучения русской духовной музыки (древнерусского певческого искусства в частности) было положено в 60-е годы XIX века В.Ф. Одоевским. Дореволюционные исследователи (В. Ундольский, Д. Разумовский, В. Металлов) изучали "ранние формы" русского певческого многоголосия, взаимодействие слова и напева, связь церковной музыки и народного творчества. В XX веке вопросы древнерусского певческого искусства получили дальнейшую разработку в исследованиях В.М. Беляева, Н.Д Успенского, М.В. Бражникова, Т.Н. Ливановой, С.С. Скребкова. Этих ученых интересовали основы русского осмогласия, специфические особенности древнерусских произведений. Эту традицию продолжили их последователи и ученики. В работах Т. Владышевской, Н. Гуляницкой, Ю. Паисова, протоиерея Б. Николаева, В. Мартынова и других изучается суть понятия русской духовной музыки. Поиск истоков самобытности русской духовной музыки продолжает во второй половине XX века Т.Ф. Владышевская. Н.С. Серегина работает над расшифровкой певческих памятников. Ею разрабатывается историко-патриотическая тематика как сфера проявления древнерусского певческого искусства.

Оригинальную культурологическую концепцию, основанную на святоотеческом опыте Православной церкви, представляет В. Мартынов. Исследователь разграничивает понятия «музыка» и «церковное пение», утверждая, что церковное пение может быть только богослужебным, так как пение и молитва, неотделимые понятия. В ее основе лежит анализ двух различных состояний сознания. Одно из них опирается на эстетический опыт и проявляет себя в музыкальных формах, другое же опирается на опыт аскетический, позволивший создать такие не имеющие аналогов культурные формы, как принцип распева и идея иконостаса, и проявляет себя в формах богослужебного пения.

В исследованиях А. Кандинского, Е. Левашова, М. Рахмановой, и некоторых других авторов рассматриваются духовные сочинения русских композиторов «Нового направления» (период XIX — XX веков), что становится основой для осмысления процессов, происходящих в современной духовной музыке России. Н.В. S и Н.П. Парфентьевы сделали попытку взглянуть на развитие русской духовной музыки в целом, охватывая большой круг имён и художественных решений. В исследованиях А. Тевосяна сочинения современных композиторов осмысливаются с точки зрения особого духовного наполнения, художественной значимости музыкальных интерпретаций на канонические тексты. Н. Гуляницкая исследует широкий спектр проблем, связанных с теоретическим осмыслением духовной музыки (жанровая классификация и другие стороны' духовно-музыкальных произведений), определяет основные тенденции развития и перспективы дальнейших исследований. Определить проблематику духовной музыки конца XX века помогли работы по литургике и истории религии И. Гарднера, священника А. Меня, монахини Игнатии, которые рассматривают историю православного богослужения и его создателей. Кроме того, потребовалось обращение к специальным трудам по лингвистике, древнерусской поэтике Д. Лихачёва, Г. Федотова.

При изложении культурологических проблем мы опираемся на творческое наследие русских религиозных философов. В трудах B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, Н. Лосского, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, П.А. Флоренского, E.H. Трубецкого раскрывается интеллектуально-духовное содержание отечественной культуры, те духовные основы, от которых зависит ее судьба. Следует отметить труды европейских мыслителей: И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Ницше, Ф.В. Шеллинга, К. Юнга.

Важную роль в понимании духовной музыки имеют работы С.С. Аверинцева, Ю.А. Вьюнова, С.Б. Крымского, Ю.М. Лотмана, где анализ мифологических и художественных мотивов соединяется с попыткой установить их связь с ментальностью русской культуры. В исследованиях А.И. Зимина рассматриваются основные моменты становления и развития русского национального самосознания в форме культурно-мифологических архетипов, национальной самоидентификации. Специальное внимание также уделено еще малоизученным вопросам мифического видения и прочтения истории, культуротворческой функции русского национально-исторического мифа. В работах В.П. Кожевникова предметом анализа становится идеальная модель русской культуры, раскрываются духовные доминанты и сущностные черты «русского духа», очень важные для понимания духовной музыки.

Проблема типологии русской духовной музыки нашла отражение в работах Н. Гуляницкой, И. Гарднера, Т. Владышевской, В. Холоповой. Произведение, жанр и стиль - это три фундаментальных понятия. Историко-философский анализ литературы показывает, что появление тех или иных жанров, их изменчивость и трансформация детерминированы в социально-историческом отношении. Каждая историческая эпоха рождает свою жанровую систему, а в совокупности жанров обнаруживается художественный облик эпохи. Конечный источник развития и трансформации жанров лежит в сфере социальных отношений, однако они в своем развитии обладают относительной самостоятельностью, внутренней логикой развития.

Проблемам изучения стиля и жанра в музыке посвящены исследования Е.В. Назайкинского. Вопросы художественного стиля занимают важное место в работах А. Соколова, М. Михайлова. Они выделяют его системно-конструктивную основу. Ф. Шеллинг разрабатывает вопрос художественного стиля в совокупности с художественной формой. Ф. Ницше разрабатывает вопрос стилевого ритма, который является, по его мнению, синтезом Сущего стиля и его Бытия. Благодаря понятию «стилевого ритма» мы способны узнать того или иного автора. А.Н. Сохором введено в отечественное музыкознание понятие «жанрового стиля». В. Медушевский предлагает семиотическую трактовку проблемы стиля. О.В. Соколов в своей работе «Морфологическая система музыки и ее художественные жанры» выдвигает оригинальную морфологическую систему музыки, где каждый музыкальный жанр занимает определенное место, а его основные свойства рассматриваются в связи с местоположением в системе.

Проблеме изучения функций искусства посвящены работы Н. Дмитриевой, А. Натева, М. Кагана, А. Сохора, Л.А. Зеленова. Характер русского богослужения, его качественное своеобразие исследуется в работах М. Скаббалановича, протоиерея Б. Николаева. Особое место занимают исследования, посвященные свойствам русской духовной музыки и пения, в частности труды отцов Церкви святого Василия

Великого, Иоанна Златоуста, Св. Иоанна Кронштадского и др. Теологическая концепция ангелогласного пения развита византийским писателем V — VI вв. Псевдо-Дионисием Ареопагитом. По его учению, церковные гимны отражают песнопения небесной иерархии и приводят человека к согласию и гармонии человека с небесной иерархией.

Для разработки диссертации важное значение имели труды по эстетике М. Бахтина, Е. Назайкинского, А. Сохора. Исследования А. Сохора посвящены проблемам бытования музыки в обществе. Понимание музыки как культурного феномена, позволяет ученому оценивать музыку в многообразном культурном контексте.

В отечественной историографии накоплен богатый теоретический и практический материал при изучении русской духовной музыки. Можно констатировать, что высоко профессиональный интерес, обусловленный,знаниями в области богословия, музыкальной историографии, философии проявляет М.П. Рахманова. Большую работу в области историко-нотографического исследования проделал Е.М. Левашов, ценный вклад в изучение духовной музыки внесли А. Кандинский, Ю. Паисов, А. Тевосян, В. Мартынов и другие. Историографический анализ показывает и то, что, несмотря на продуктивное исследование русской духовной музыки, в настоящее время в науке нет единства в представлении о сути понятия русской духовной музыки. Недостаточно работ, которые бы полно и ясно осветили бы её структуру и соотношение составляющих её компонентов. Требует исследования проблема ментального измерения русской духовной музыки, её мироощущения и мироосвоения и связи с «духом народа». Поэтому мы стремились к комплексному подходу в анализе темы с учётом социокультурных, историко-культурных, этнических и цивилизационных составляющих.

Предметом исследования в диссертации является русская духовная музыка — особый пласт русской культуры. В качестве материала для анализа используются рукописи церковных песнопений, хранящиеся в Нижегородской государственной областной научной библиотеке им. В. И. Ленина, песнопения русским святым, тексты, опубликованные Н.С. Серегиной, снабженные авторскими переводами на современный русский язык, и песнопения, переведенные на современную нотацию автором исследования (по крюковым рукописям конца ХУ-ХУТ1 веков) и хоровые сочинения (преимущественно а сареНа) отечественных композиторов XX века, представляющие как канонические, так и концертные формы. Среди современных авторов: о. Николай Ведерников, о. Сергей Трубачёв, архимандрит Матфей, Георгий Свиридов, Николай Каретников, Владимир Рубин, Николай Сидельников, Альфред Шнитке.

Объектом исследования в диссертации является образно-символическая специфика русской духовной музыки как неотъемлемого компонента русской культуры и выражение её миротворчества и миросозерцания.

Целью диссертации является культурологический анализ русской духовной музыки как умозрения в звуках. Поставленная цель может быть достигнута при решении следующих конкретных задач исследования:

• выявить суть понятия «русская духовная музыка»;

• определить структуру духовной музыки и её функциональные группы;

• выявить элементы национального в русской духовной музыке;

• раскрыть типологию русской духовной музыки;

• определить функционально-качественное своеобразие русской духовной музыки;

• показать основные тенденции развития и преемственность традиций в современной духовной музыки России;

• исследовать нравственно-религиозные идеалы и ценности различных тематических направлений в современном духовном творчестве. Теоретико-методологическая база исследования. Методология диссертации связана с комплексным подходом к изучению духовной музыки, что обусловило совмещение различных областей научного знания. В процессе осмысления изучаемого предмета сформировался метод, соединяющий в себе философский подход с методом музыкально-теоретического анализа. Специфика предмета анализа определила существенное значение принципа историзма, который реализуется в диссертации. Использовался комплексный, структурный подходы с привлечением данных междисциплинарных наук, понятий и категорий музыкознания, истории, психологии, и др.

Применение метода исторического синтеза позволило оценить суть процессов, происходящих в современной духовной музыке России. Сравнительно -типологический метод позволил установить специфические черты и тенденции развития русской духовной музыки. В работе были использованы также структурно-функциональный, типологический, культурологический методы.

Изучение архетипических оснований русской духовной музыки предполагает ориентацию на широкий круг работ по философии культуры, мифологии, психологии. Анализ осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-философского, сравнительно-исторического и историко-генетического подходов.

В основу культурологического подхода к данной проблематике была положена концепция русской культуры, разработанная В.П. Кожевниковым. Особенно продуктивна для нашего исследования его идея о нравственном и религиозном архетипах русской культуры. Теоретической базой исследования явились также работы Ю. Лотмана, Е. Назайкинского, А. Сохора, Л. Зеленова, В. Медушевского, Н. Серёгиной и других.

Научная новизна диссертации определяется совокупностью поставленных задач и полученных результатов исследования. Автором предпринята попытка создания целостной и комплексной картины русской духовной музыки, выявление её особенности как умозрения в звуках. Мы анализируем русскую духовную музыку, как пример знаково-символической материализации религиозного архетипа. Осуществлен всесторонний анализ структуры русской духовной музыки. Сделана попытка обобщения всего накопленного материала в отношении сущности духовной музыки и её структурных компонентов. Определены её нравственные идеалы и ценности, намечены основные тенденции развития современной духовной музыки. В исследовании были получены следующие результаты:

• раскрыт мир символических образов русской духовной музыки как умозрения в звуках;

• определена важная роль религиозного и нравственного архетипа в русской духовной музыке;

• раскрыто, что русская духовная музыка - это микрокосм русской соборности;

• выявлено, что русская духовная музыка как умозрение в звуках, по своему содержанию и мировоззрению является архетипическим выражением духа России;

• определено функционально-качественное своеобразие русской духовной музыки.

Основные положения, выносимые на защиту:

Русская духовная музыка как часть музыкальной культуры является элементом духовной культуры России.

Национальное своеобразие духовной музыки проявляется в элементах её содержания.

Система распевов представляет собой отражение духовного строения мира, вселенной, фиксация процессов, происходящих в ней. Она является, во-первых, средством сакрализация жизненного времени человека, во-вторых, способом познания духовного мира. Поэтому человек, познающий и соприкасающийся с этой системой, с ее помощью проникал в тайну мироздания.

Сложившаяся система жанров, видов и стилей русской духовной музыки, выражает православный дух России.

Философский смысл духовной музыки неотделим от религиозного, что является выражением сути мировоззрения русского человека. Функционально-качественное своеобразие русской духовной музыки выполняет идейно-воспитательную и назидательную функцию, направляет человека к молитве, возвышает его мысли над всем земным, примиряет с самим собою и ближними, подчеркивает его духовные качества и достоинства, принадлежность к духовному миру.

• Важную роль в развитии русской духовной музыки, в сохранении её неповторимой сущности играет традиция, которая сохраняет присущие ей духовные идеалы и ценности.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется насущной потребностью, возникшей в современной философии и культурологии, во всестороннем исследовании русской духовной музыки, выявлении её структуры, типологии. Исследование данной темы помогает расширить представление о русской духовной музыке, о процессах, происходящих в ней в настоящее время. Сделанные в ходе исследования выводы о том, что русская духовная музыка, сохраняет свою неповторимую сущность, особенное мировоззрение, мировосприятие, мирочувствование, имеют теоретическое и практическое значение для понимания качественного своеобразия русской культуры и духовной музыки, которые включают ценностные ориентации бытия, социальные устремления, идеалы этноса, специфику его самоопределения в системе человеческого рода. Материал данной диссертации, а также её выводы могут быть использованы в лекциях по философии культуры, истории культуры, в курсе отечественной истории, истории музыки. Некоторые научные положения и результаты исследования диссертации могут стать основой в процессе дальнейших исследований при разработке этой темы.

Апробация диссертационного исследования и его результаты нашли отражение в докладах и опубликованных материалах международных, всероссийских и межвузовских конференций: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых ученых, 14 апреля 2007 г. Н.Новгород: НФ УРАО, 2007; Материалы 10-й Международной Нижегородской ярмарки идей, 35 Академический симпозиум. Н. Новгород, 2007; Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2007; Материалы 11-й Международной Нижегородской ярмарки идей, 36 Академический симпозиум. Н. Новгород, 2008.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Комарова, Анна Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе автором был сделан анализ русской духовной музыки как компонента духовной культуры, представлена типология видов, жанров и стилей русской духовной музыки, ее функционально-качественное своеобразие. Определена преемственность традиций и мотивы христианской духовности в современной русской духовной музыке, намечены основные тенденции ее развития.

В церковной музыке существует отлаженная жанровая система, организованная во всех её компонентах и элементах, закреплённая каноном, уставным богослужебным пением. Отдельные гимны, стихиры, псалмы складываются в циклы, циклы соединяются в чинопоследовании, из них образуются службы. Данную картину подтверждает и «Словарь православного богослужебного языка и священных обрядов» [172].

Можно сказать, что сложившаяся система жанров видов и стилей русской духовной музыки, с одной стороны, способствует упорядочению церковно-богослужебного пения, а с другой стороны выражает дух православного богослужения, дух России. Обладая силой языка священного писания и эмоционального воздействия, внутренней энергией, песнопения в глубине образно-содержательной основы представляют собой молитвенную песнь Богу, духовное предстояние пред ним.

Система распевов представляет собой отражение духовного строения мира, вселенной, фиксация процессов, происходящих в ней. Она является, во-первых, средством сакрализация жизненного времени человека, во-вторых, способом познания духовного мира. Поэтому человек, познающий и соприкасающийся с этой системой, с ее помощью проникал в тайну мироздания. Это и является ее целью и назначением. Традиционный стиль духовной музыки отличается возвышенно-суровым звучанием, спокойно-размеренным ритмом, пластикой мелодий.

Мы видим, что каждый период истории России отмечен десятками служб в честь русских святых и представляет собой картину ее истории. Яркие образы русских подвижников, защитников и князей, являются движением народной энергии, народного чувства. В русской духовной музыке, в службах, посвящённых русским святым, выражается глубокое внутреннее горение духа. Первые русские святые — это явление сущей доброты.

Образы национальной святости и национальной доблести помогают пробудить в человеке совесть, а "русскость" святого вызывает чувство соучастия в его делах. Образы героизма пробуждают волю к доблести, великодушие, правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться, дают человеку непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Поклонение перед святым возвышает душу, а национальный герой ведет свой народ за собой. Духовная музыка открывает человеку духовную гармонию и становится источником духовной русской силы. Она помогает не только раскрыть страницы отечественной истории, но и найти путь возрождения России. Произведения духовной музыки становится духовной первоосновой развития национальной культуры.

Функционально-качественное своеобразие русской духовной музыки определяется тем, что, выполняя идейно-воспитательную и назидательную функцию, она направляет человека к молитве, возвышает его мысли над всем земным, примиряет с самим собою и ближними, подчеркивает его духовные качества и достоинства, принадлежность к духовному миру. Произведения духовной музыки, соединяют в себе аскетизм и скорбь с пасхальной радостью, они проникнуты высокой духовностью и святостью. Богослужебное знаменное пение, являясь типологической параллелью плоскостного изображения в православной иконописи, соответствует понятиям духовного, нематериального мира. Слушая церковное пение, человек ощущает себя частью мироздания, частью гармонии мира. В ней' отсутствует внутренний конфликт, в ней нет борьбы противоположных сил.

Церковное пение является образом ангельского непрестанного славословия Бога. Будучи богословием в звуках, оно предполагает зависимость текста от церковного вероучения, данного в Откровении и раскрытого церковными учителями на основе личного опыта богообщения, а, значит, и зависимость мелодии от текста. Святоотеческая традиция характеризует пение как смиренное и тихое моление со страхом и трепетом.

Среди духовных песнопений, нравственно-религиозного и поучительного характера выделяются, во-первых, произведения, раскрывающие идею нравственного духовного подвига, во-вторых, произведения на тексты Священного Писания, в которых изложены основы христианского вероучения.

Церковное пение, как и икона и весь литургический строй Православия вообще чуждо сентиментальной субъективности, чувственности и того, что мы называем театральностью, так как оно неотъемлемо принадлежит совершающемуся богослужению, которое является соборным молитвенным деланием всей Церкви, где нет, и не может быть места театрально-ложному и субъективному.

В православном понимании богослужебная музыка, так же как и икона - это окно в Горний мир, отблеск Фаворского света в доступных земному «зрению» формах. Если икона зовет человека к молитве, то богослужебные песнопения это сосредоточенная и страстная обращенность души к Богу. Знаменная мелодия требует соответствующего духовного настроения и духовно-нравственной зрелости, так как это язык, выражающий идеи Горнего мира, а потому и непонятный для тех, кто не приемлет духовного.

Знаменная мелодия содержит в себе всю полноту истинного богословия в звуках. К ней вполне применимо все, что нам известно о богопознании и его средствах. Для человека, огрубевшего духовно, она непонятна: она близка и понятна тем, у кого чистая и верующая душа.

Духовная музыка как умозрение в звуках — это откровение духовной любви, которая изливается в мир, где царят злоба и вражда, это животворящий источник в духовно-нравственной пустыне. Название "богословие в звуках" или "умозрение в звуках" применимо только тогда, когда духовная музыка соответствует богословию в его святоотеческом понимании как боговедение, богообщение. Духовная музыка — это торжество Православия, свидетельство Церкви об истине Боговоплощения, выражение Православия с его догматическим нравственным учением. Духовная музыка, как и Православие, является сущностной характеристикой русскости.

Живое и соборное хваление Господа, идущее от русского православного народа самобытно. Духовная музыка учит нас сосредоточивать чувство и волю на совершенном, дает религиозный опыт и ведет нас к религиозной очевидности, дает нам источник духовной силы — русской силы. В русской духовной музыке мы найдем и глубину нашей истории, и простор для возрождения. Человек, знакомый со всем ее богатством сможет найти в ней тайны русского духа и русского миропонимания. Он не останется чужим в своей стране. Необходимо отметить, что в русской духовной музыке мы видим одухотворенный народно-русский облик. Не только общечеловеческое, но и национальное вводится и сохраняется в православном виде на этой высоте религиозного творчества.

С позиции христианской эстетики духовная музыка указывает нам на самую высшую небесную красоту, которая звучит для нас в древних знаменах, которые символически позволяют нам услышать потустороннее. Поэтому без сомнения русская духовная музыка, наряду с иконописью и религиозной архитектурой принадлежит к лучшим созданиям, в которых проявилась вся глубина русской народной души.

В своей книге «Богословие иконы Православной Церкви» Л.А. Успенский пишет о том, что православная икона это одно из величайших открытий XX века. В ней открыли дух, неизмеримо более высокий, чем свой собственный, благоприобретенный в "просвещении". Она воспринимается уже не только как художественная или культурная ценность, но и как художественное откровение духовного опыта - "умозрение в красках".

Перефразируя Л. Успенского, хочется сказать, что одним из величайших открытий XXI века и в художественном, и в духовном плане будет русский знаменный распев. Сказанное известным иконописцем об иконе вполне применимо к знаменному распеву. В забвении знаменного распева проявился глубокий духовный упадок нашего народа. Но духовное пробуждение толкает к его возвращению, к пониманию его языка и смысла. Начинается медленное проникновение в духовный смысл древнерусского богослужебного певческого искусства. И знаменное пение уже не только открывается как прошлое, но оживает как настоящее.

В знаменном распеве открывается дух неизмеримо более высокий, чем благоприобретенный в «просвещении». Богослужебное пение воспринимается уже не только как художественная или культурная ценность, но и как художественное откровение духовного опыта, умозрение в звуках, поющее богословие.

Русская духовная музыка, сохраняет свою неповторимую сущность, особенное мирочувствование, миротворчество. Важную роль в этом играет традиция, которая претерпела существенные изменения, была переосмыслена. Это является результатом исторического развития музыкальной культуры.

В современном композиторском творчестве и в музыкально-критических работах наблюдается наличие двух точек зрения на пути развития духовной музыки, особенно создающейся для церкви — от аранжировки, стилизаторства и строжайшего следования канону до более или менее осторожного обновления стиля.

Авторы, приближенные к церковной деятельности, создают сочинения в русле многовековых традиций, на основе переложений древних распевов выполненных в духе богослужебной практики. При этом клиросная музыка нашего времени стремится не только к реставрации традиции, изучению утраченного опыта, но и к авторскому самовыражению, творческим открытиям.

Композиторы светского направления пишут оригинальные авторские сочинения со смелым индивидуальным толкованием образно-смыслового содержания отдельных номеров и жанровой формы в целом. В сочинениях ориентированных на концертно-духовный стиль - довольно свободное сочетание традиционных и нетрадиционных начал.

Современные авторы стремятся вызвать у слушателей чувство сопричастности вечным ценностям духовной жизни, подчеркнуть общечеловеческий смысл христианских молитв. Результат композиторских изысканий в данной области творчества приводит к довольно смелым решениям. Гимнографический материал становится обобщённой идеей для создания его индивидуального музыкального воплощения. Среди наиболее значительных работ можно назвать сочинения: оратория Э. Денисова «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» (на тексты Нового Завета и православной Литургии), «Мистерия апостола Павла» Н.

Каретникова, «Страсти по Иоанну» (для солистов, двух хоров, органа и оркестра) С. Губайдулиной, духовная кантата «Литургические песнопения» Ю. Буцко, триптих «Господи воззвах к Тебе» (для смешанного хора и симфонического оркестра) В. Успенского и т.д.

В настоящее время для современной отечественной духовной музыки характерна тенденция синтезировать древнее и современное, фольклорное и индивидуально-профессиональное, национальное и всеобщее, личностное и коллективное. Можно сказать, что изучение традиций, проникновение в тайну певческого искусства, даёт композиторам возможность воплощать в своих духовных композициях истинные, традиционные, присущие для нашей культуры знаки православия. Произошедшие жанровые преобразования обусловлены «реабилитацией» христианского миропонимания, норм религиозной морали и подлинных ценностей христианской культуры. Реставрируются отдельные песнопения, оказавшиеся в забвении, восстанавливается роспев в тех жанрах, которые долго пелись другим напевом (например, киевским) Создаются циклы и более крупные циклические объединения. Произошло возрождение древней православной тематики, канонических образцов церковного искусства, старинных клиросных жанров.

Основой современной духовной музыки, кроме церковно-канонических текстов, становятся библейские фрагменты (послания апостолов), духовные стихи (покаянные), апокрифы, жития святых, сказания, строки летописей, историографические источники, авторские тексты (стихи средневековых мыслителей и русских поэтов).

Появился целый пласт музыкальных произведений, которые раскрывают различные мотивы христианской духовности, которые наряду с традиционным богослужебным искусством полноправно существуют в контексте современной культуры. Это обращение современных авторов к религиозным темам и сюжетам связано в конечном итоге с постановкой сложных мировоззренческих вопросов. Для многих авторов это стало необходимостью.

С полным основанием можно сказать, что духовную музыку XX — XXI веков можно рассматривать как важную линию в системе современной русской культуры. Возникшая на определённом историческом этапе, она становится одной из составляющих в рамках общего культурно-исторического процесса, и воспринимается сегодня как возможность для духовного возрождения России. В современном обществе появилась потребность национального осмысления собственной исторической судьбы. Поэтому идеи нравственного, духовного подвига исторических личностей вновь стали примером самосовершенствования и духовного становления. При этом хочется отметить, что отход от традиций в духовной музыке уводит нас иногда совершенно далекого от русской православной ментальности в области творчества. Поэтому необходимо чтобы произведения современной духовной музыки несли в себе дух православия, который бы звучал в современных произведениях как признак фундаментального переживания русского народа в сфере музыкального чувствования. Так как "умозрение в звуках" — это, не отвлеченное построение, оно может быть равнозначно слову "миропонимание", указывает на огромный пласт традиции православного христианского учения.

Феномен русской духовной музыки во многом определил русскую духовную традицию, повлиял на жизнь многих поколений русского народа. Произведения русской духовной музыки способствуют формированию культуры совести, утверждению мотивации развития души, становлению морали и обретению смысла жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Комарова, Анна Николаевна, 2008 год

1. Абрамович, Д. И. Жития св. Бориса и Глеба / Д. И. Абрамович // Памятники древнерусской литературы. Петроград, 1916. - С. 34-69.

2. Аристотель. Риторика // Античные риторики / под ред. А. А. Тахо-Годи ; Моск. гос. ун-т. М., 1978. - С. 14-164.

3. Библия : кн. Священного писания Ветхого и Нового завета : в рус. пер. с прил. 4-е изд. - Брюссель : Жизнь с Богом, 1989. - 2535 с.

4. Всенощное бдение. Литургия / Изд. 2-е. М. : Моск. Патриархия, 1982. — 96 с.

5. Минеи. Т. 9 : май. В 3 ч. Ч. 3. М. : Изд-во Моск. патриархии, 1987. - 487 с.

6. Минеи. Т. 9 : май. В 3 ч. Ч. 2. М. : Изд-во Моск. патриархии, 1987. - 440 с.

7. Минеи. Т. 9 : май. В 3 ч. Ч. 3. М. : Изд-во Моск. патриархии, 1987. - 520 с.

8. Минеи. Т. 12 : июль. В 3 ч. Ч. 1. -М. : Изд-во Моск. патриархии, 1989. 448 с.

9. Минеи. Т. 12 : июль. В 3 ч. Ч. 2. М. : Изд-во Моск. патриархии, 1989. - 431 с.

10. Минеи. Т. 12 : июль. В 3 ч. Ч. 3. М. : Изд-во Моск. патриархии, 1989. - 381 с.

11. НГОУНБ (Нижегор. гос. обл. универс. науч. б-ка). Обиход с добавлениями, котированный. Сер. XVII в. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 125. 256 л.

12. НГОУНБ (Нижегор. гос. обл. универс. науч. б-ка). Обиход с дополнениями, нотированный. Сер. XVII в. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 96. 279 л.

13. НГОУНБ (Нижегор. гос. обл. универс. науч. б-ка). Обиход. Сер. ХЛЧП в. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 209. 100 л.

14. НГОУНБ (Нижегор. гос. обл. универс. науч. б-ка). Обиход и триоди постная и цветная. Сер. конец XVIII в. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 23. 102 л.

15. НГОУНБ (Нижегор. гос. обл. универс. науч. б-ка). Обиход с прибавлениями, нотированный. Сер. XIX в. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 32. 113 л.

16. НГОУНБ (Нижегор. гос. обл. универс. науч. б-ка). Обиход нотированный. Сер. XIX. нач. XX в. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 117. - 155 л.

17. НГОУНБ (Нижегор. гос. обл. универс. науч. б-ка). Октоих, глас 5 XV XVI вв. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 38. - 240 л.18

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.