Социологический подход к стратегиям социализации личности в концепции Э. Эриксона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Яшина, Мария Николаевна

  • Яшина, Мария Николаевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 180
Яшина, Мария Николаевна. Социологический подход к стратегиям социализации личности в концепции Э. Эриксона: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Санкт-Петербург. 2004. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Яшина, Мария Николаевна

Введение.

Глава 1. Понятие социализации в теории личности.

1.1 .Социализация личности как проблема социологического исследования.

1.2. Теоретико-методологические основания социологической концепции Э.Эриксона.

1.3.Социализация в процессе жизненного пути личности в концепции Э.Эриксона.

Глава 2. Стратегии социализации личности.

2.1. Идентичность как результат социализации личности.,,,,,.

2.2. Идеологические факторы социализации.

2.3. Стратегии социализации личности на примере психоисторических исследований.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социологический подход к стратегиям социализации личности в концепции Э. Эриксона»

Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие века минувшего и начало нынешнего столетия являются для России временем перемен, которые затронули социально-экономические, политические, ценностно-культурные основы общества. Сложившаяся ситуация требует осмысления и выработки продуктивных стратегий социализации в современном российском обществе. Попытки решения этой проблемы предпринимаются в области социологии, накопившей большой теоретический и эмпирический материал по вопросам социализации личности.

Процесс социализации изучался учеными с разных точек зрения, в разных группах. Сложившаяся ситуация в нашей стране создает предпосылки для более детального анализа зарубежных концепций социализации, которые формировались в период активных преобразований 60-70-х годов XX века в Европе и США, рассматривающих особенности взаимодействия личности и общества в кризисный период.

К таким концепциям относятся научные взгляды американского социолога и психолога Эрика Эриксона (Erik H.Erikson) (1902-1994). Э. Эриксон в своем творчестве воплотил междисциплинарный подход в изучении взаимодействия индивида и общества, создав на основе проведенных полевых и клинических исследований концепцию развития личности.

В российской истории социологии анализу подхода Э. Эриксона к процессу социализации личности, как и исследованию его идейного наследия в целом уделяется явно недостаточное внимание, особенно если учесть, что Э. Эриксон - одна из наиболее значимых фигур в зарубежной социологии и психологии XX столетия, а его идеи оказали и продолжают оказывать влияние на различные направления социологии и психологии.

Изучение творческого наследия Э. Эриксона, предложившего оригинальную концепцию социализации личности, может стать плодотворным для обогащения социологического наследия.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема социализации личности нашла свое отражение в трудах классиков социологии и психологии таких, как З.Фрейд, Ж.Пиаже, Л.Колберг, Э.Дюркгейм, Ч.Кули, Дж.Г. Мид, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Н.Бергман, Т. Лукман, А. Щюц и другие.

Значительный вклад в постановку и разработку проблем социализации внесли отечественные ученые: Н.В.Андреенкова, Г.М. Андреева, Я.И. Гилинский, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Б.Ф. Поршнев, Б.Д. Парыгин, П.Н. Лебедев, Л.И.Спиридонов, Л.В. Партина, P.M. Шамионов, С.П. Иваненков, В.П. Воробьев, Ю.И. Кривов, Е.Б. Весна и др.

Творчество Эриксона всегда привлекало внимание исследователей. Попытки проанализировать его работы предпринимались представителями разных направлений и с различных точек зрения. Однако в нашей стране только в 70-х годах XX века появились первые исследования теории Эриксона в рамках психологического направления. К этим исследованиям относятся публикации Л.И. Анциферовой, описавшей эпигенетический принцип развития человека, Д.Н. Ляликова, представившего обзор и анализ основных произведений Эриксона. Л.Ф. Обухова рассмотрела теорию развития личности Э.Эриксона в рамках психоаналитической теории детского развития.

И.С. Кон одним из первых подверг социологическому анализу концепцию Э.Эриксона. Одна из последних работ по социологии личности принадлежит П.И. Смирнову, в которой он рассматривает наследие Эриксона, Ковалева А.И. разбирает достижение идентичности в подростковом возрасте с точки зрения нормы и отклонения в процессе социализации. Солодникова И.В. уделяет внимание роли социальной идентичности в жизненном пути личности.

С конца 70-х годов по настоящее время были выполнены несколько диссертационных исследований: работа болгарского ученого Г.П. Горнева посвящена изучению методологических оснований теории Эриксона, Е.В. Якимова в своем исследовании рассматривает проблему психоистории, методологические принципы которой были развиты в теории Э.Эриксона, как один из способов анализа социальных процессов. В диссертационной работе

Спиркиной Е.А. анализируется развитие направления эго-психологии, в рамках которого работал Эриксон. О. А. Симонова анализирует проблему персональной идентичности в теории Эриксона и применимости этого понятия в социологических исследованиях.

Наиболее активно стали публиковаться произведения Эриксона и статьи, посвященные его творчеству, во второй половине 90-х годов. На русский язык были переведены «Детство и общество» (1996) - первая книга Эриксона, в которой изложены основные проблемы его теории, такие как развитие личности на протяжении полного жизненного цикла, процесс достижения идентичности, результаты антропологических и клинических исследований социализации детей, психобиогафические исследования. «Идентичность: юность и кризис» (1998), «Проблема эго-идентичности» (1991), статья «Первый психоаналитик» (1996) о Фрейде, психоисторическое исследование «Молодой Лютер» (1996).

Теория идентичности Эриксона используется как методологический принцип в эмпирических исследованиях по изучению установок и ценностных ориентаций в социальной психологии и социологии (исследования В.А.Ядова, И.В. Солодниковой, Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой и др.).

За последние годы были представлены работы, построенные на сравнительном анализе некоторых аспектов теории Эриксона с другими представителями психоаналитического направления, например, с концепцией Р.Бернса (Н.Б. Корнеева, И.Н. Степанова, Д.П. Шульц, С. Э. Шульц и др.). Изучение отдельных аспектов теории Эриксона представлено в работах А.В. Юпитова и Е.Н. Хайрулина.

Концепция Эриксона постепенно начала входить в широкий научный обиход, в учебной литературе по социологии, праву, персонологии и социальной психологии таких авторов, как С. Клонингер, Дж. Первин, С. Мадди и др. теория Эриксона представлена в основном описанием стадий жизненного цикла индивида.

Активно анализируют разные аспекты теории Э.Эриксона в англоязычной литературе. Это и биографические исследования P. Roazen, R. Evans и R.Coles, сравнительные исследования (F.Elkin и G.Handel, G. Elder, Lesner W.J. и др.).

Однако проблема исследования стратегий социализации личности в теории Э.Эриксона не получила должного рассмотрения. В отечественной социологической литературе указывается на значимость его концепции для понимания проблем социализации, но в силу сложности и своеобразия изложения Эриксоном своего подхода его концепция остается не до конца изученной.

Объектом диссертационного исследования являются социологические аспекты творческого наследия Э. Эриксона.

Предмет исследования - концепции социализации Э. Эриксона в контексте социологического знания.

Цель состоит в том, чтобы проанализировать стратегии социализации личности в концепции Э. Эриксона.

Достижению этой цели посвящены следующие исследовательские задачи:

- определить теоретико-методологические основания концепции социализации Э. Эриксона;

- произвести социологический анализ концепции социализации Э.Эриксона в сопоставлении с теориями Ч.Кули, Дж.Г.Мида, З.Фрейда;

- выделить социальные институты социализации в процессе полного жизненного цикла личности в концепции Э.Эриксона;

- проследить стратегии социализации на основе формирования различных типов идентичности;

- проанализировать культурно-исторические и идеологические факторы, оказывающие влияние на процесс социализации личности;

- проанализировать стратегии социализации личности на примере психоисторических исследований Э.Эриксона.

Теоретическую основу диссертации составляют труды классиков зарубежной научной мысли: Э.Дюркгейма, М.Вебера, Т.Парсонса, Дж.Г.Мида, Ч.Кули, Э.Эриксона, А.Щюца и др., а также отечественных ученых: Э.В.Соколова, И.С. Кона, Л.Г.Обуховой, Л.И.Анцыферовой, О.А.Симоновой, С.Н. Иконниковой, И.А. Громова, А.А. Козлова, В.Т. Лисовского и др.

В качестве исходного методологического принципа выделяется комплексный подход, в основе применения которого лежит особый вид познавательной деятельности, направленной на объединение наук, с целью целостного изучения сложных объектов. Применяется принцип детерминизма для объяснения развития социологического знания в контексте социокультурных изменений, а также биографический метод. В ходе исследования также применен принцип экстрагирования идейно целостных компонентов теоретических постулатов, объединенных общей структурной идеологией.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- показаны теоретико-методологические основания концепции Э.Эриксона, значимые для построения оригинальной концепции социализации личности;

- произведено сравнение концепции социализации личности, предложенной Эриксоном с известными теориями социализации Ч.Кули, Дж.Г.Мида, З.Фрейда;

- показана оригинальность концепции социализации, ее отличия от психоаналитического подхода З.Фрейда к процессу социализации;

- раскрыты стратегии социализации личности как результаты реализации различных типов идентичности, детерминированные культурно-историческими и идеологическими факторами;

- установлено, что выделенные Эриксоном социальные институты, включение в которые обусловлено процессом социализации индивида, являются существенными для развития современных социологических теорий и практик социализации личности;

- показана специфика психоисторического подхода Э.Эриксона при анализе стратегий социализации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Предложенная Эриксоном концепция социализации личности является эффективной в качестве социологического инструмента анализа стратегий социализации личности, в результате выявления социально-исторических детерминант и признание за ними первостепенных факторов в процессе социализации.

2. Рассмотрение наряду с традиционными социальными институтами, участвующими в процессе социализации личности (семья, учебные заведения, трудовые сообщества) таких социальных институтов, как религия, экономика, право, образование, идеология, этика, и признание за ними функции закрепления достигнутых индивидом в процессе социализации качеств, необходимых для плодотворной социальной жизни, расширяет границы анализа агентов и институтов, участвующих в процессе социализации личности.

3. Социализация проходит на протяжении всего жизненного цикла, ее основными координатами являются возраст и нормативный кризис, подготовленный как психологическим развитием личности, так и требованиями социальной среды, в результате решения которого индивид вырабатывает стратегии дальнейшего развития и возможности включенности в общество и стиль поведения в нем.

4. • Достижение идентичности является результатом и целью процесса социализации, основанной на системе ценностей общества.

5. Психоисторические исследования Эриксона основаны на биографическом методе, применяемом в социологии. Их использование служит моделью для анализа причин социальных изменений в обществе с учетом специфики процесса социализации личности. Наиболее детально в психоисторических исследованиях Эриксон рассматривает биографии М.Лютера и М.Ганди.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что ее результаты способствуют более точному и полному освоению теорий социализации личности в рамках социологии, дают потенциальную возможность дальнейшего использования ее в научно-исследовательской деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов диссертации для дальнейшей разработки проблем социализации личности в сфере социологии и культурологии, особенно в курсах истории социологии, общей социологии, социологии личности, социологии девиантного поведения, социологии культуры и др.

Апробация результатов исследования проходила в процессе преподавания курсов социальной психологии, общей социологии, теории и практики социальной работы; на межвузовских научно-практических конференциях «Герценовские чтения» (2002, 2003, 2004 гг.) Диссертация обсуждалась на теоретическом семинаре кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. По теме диссертации опубликованы четыре работы.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. В соответствии с содержанием и логикой изложения материала диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Яшина, Мария Николаевна

Выводы

Во второй главе анализируются стратегии социализации личности и их использование в рамках психоисторичесих исследований.

Концепция Эриксона, несмотря на сложность восприятия, представляет собой работу «высочайшего качества»1, что отмечают многие исследователи его творчества. Вклад Эриксона в науку часто связывают с детальной разработкой концепции идентичности. Для Эриксона это понятие имело огромное значение, как в силу объективных, так и субъективных обстоятельств. В современном мире этот термин приобрел еще большую популярность. Поэтому, на наш взгляд, необходимо рассмотреть его с точки зрения влияния на процесс социализации.

Эриксон использовал термин идентичность в разных смыслах: «в одном случае он, казалось, относится к сознательному чувству уникальности индивида, в другом - к бессознательному стремлению к непрерывности жизненного опыта, а в третьем - к солидаризации с идеалами группы»?, не давая однозначного определения в силу этого понятия. Но Эриксон показал, хотя и не всегда детально, как разные типы идентичности влияют на процесс социализации личности на стадиях жизненного пути, выделив эго-идентичность, личностную, групповую и психосоциальную идентичности, каждая из которых выполняет специфическую задачу с процесс социализации.

Эго-идентичность является результатом первичной социализации ребенка под воздействием людей, осуществляющих заботу о ребенке, и является ощущением веры в себя и свою социальную роль. Параллельно с ней формируется групповая идентичность, задачей которой является овладением основными навыками организации опыта, свойственной той группе, в которой происходит социализация личности.

Результатом формирования предыдущих типов идентичности является психосоциальная идентичность, потребность в которой заложена в человеке,

1 Gross F. Introducing Erik Erikson: An invitation to his thinking. - Lanham, MD: University Press. - 1987. Цит. no Фрейджер P., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб, 2001. -С. 248.

2 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. -С. 218. включая в себя последовательность индивидуального опыта, идентификация с окружающей группой и определением собственной социальной значимости через принятие или непринятие социальных роле, предлагаемых обществом.

Основной целью социализации Эриксон считал адаптацию индивида в обществе, которая достигается благодаря ощущению целостности, представляющую адекватные ролевые ожидания и исполнения, возникающие из имеющихся у индивида статусов. На всех этапах формирования идентичности для Эриксона главный вопрос состоит не просто в факте существования в определенной среде, а в качестве этого существования.

Наиболее активно формирование идентичности приходится на подростковый возраст. Это, с точки зрения Эриксона, не случайно, так как именно в этом возрасте наибольшая готовность воспринимать перемены и соответствовать мнению «значимых других». Но как писал Н.Элиас: «Приобщение молодого человека к цивилизации никогда не бывает абсолютно безболезненным процессом; оно всегда оставляет шрамы»1, так и в подходе Эриксона формирование идентичности не всегда может привести к позитивным результатам с точки зрения успешной социализации.

Достижение идентичности является важным результатом социализации личности, а так как на этом процессе построен весь последующий сценарий жизни личности, то Эриксон выделяет стратегии социализации личности в зависимости от приобретаемого типа идентичности, например, позитивной и негативной идентичности.

Но не всегда подростку удается достичь какого-либо типа идентичности, и он сталкивается с проблемой ролевого смешения, при котором имеющиеся социальные роли не объединяются, а происходит попытка выбрать одной из них, либо это состояние может возникнуть вследствие резкого изменения социальных или культурных условий. Избежать ролевого смешения позволяет общество, регулирующее и при необходимости ограничивая предоставляемые индивиду возможности помощью традиций, ритуализаций, которые

1 Ритцер Дж. Современные социологические теории. — СПб., 2002. — С. 444. поддерживают правильность жизненных целей молодого человека. В обществе существуют, по мнению Эриксона, как конструктивные, так и деструктивные способы выхода из ролевого смешения.

Концепция идентичности проходит красной нитью через всю теории Эриксона, поэтому и личность он видит как результат активного участия в многообразных социальных общностях, связь с которыми человек переживает как верность самому себе, как свою идентичность.

Заслуга Эриксона при анализе социализации через механизм идентичности в том, что он рассматривает стратегии развития в обществе, подверженном активным социальным изменениям. Поэтому неслучайно среди явлений, имеющих отношение к процессу социализации, идеология занимает особое место в его концепции.

Идеологию Эриксон рассматривает как бессознательные элемент, позволяющий поддерживать убедительную и прочную картину мира и способствовать процессу социализации личности. Эриксон считает, что идеологии могут принимать разные формы от воинствующих систем до способов мировоззрения. Наиболее активно идеологическое воздействие оказывает на процесс социализации в молодости, тем более, для современного информационного общества со стремительным процессом трансформации.

Идеологическое самоопределение является значимым для выбора стратегий социализации, так как оно предлагаем следование определенным ролям и возможностям, предоставляемых социальным окружением. Наиболее подвержены идеологическому влиянию в период формирования идентичности те подростки, которым необходима поддержка окружающих для принятия определенных традиций и идеалов, способствующих поддержанию целостности и адаптации в обществе.

Идеологические идеи развиваются и поддерживаются идеологическими лидерами, которыми становятся, по мнению Эриксона, люди, обладающие какими-то харизматическими чертами и не принявшие предлагаемые обществом способы разрешения кризиса идентичности. Эти люди в свою очередь создают такие модели поведения, с помощью которых они могут разрешить собственные проблемы достижения идентичности, и которые в последующем транслируются на часть или на все общество.

Так как Эриксон рассматривает понятие идеология в широком контексте, то значительное внимание и воздействие на процесс социализации оказывает культура, являющаяся одним из мощных направляющих идеологии. Для анализа стратегий социализации личности актуальными являются не культура как таковая, а ее формы, способствующие процесс социализации, к ним относятся игра, ритуализации и установки, зависящие от культурно-исторической среды.

Несмотря на значительное влияние психоанализа на свою концепцию, Эриксон в отличие от Фрейда не рассматривает особенности развития личности зависимые от детства, рассматривая проблему социализации в более широком социальном контексте, уделяя огромное внимание влиянию культуры и общества на этот процесс. И главный вопрос у Эриксона тоже звучит иначе. В современном мире человек «страдает больше всего от отсутствия ответа на вопрос, во что ему следует верить и кем он должен или, фактически, мог бы быть или стать, тогда как на заре психоанализа пациент страдал больше всего от запрещений, которые мешали ему быть тем и таким, кем и каким, как ему казалось, он по сути своей являлся»1. Один из ведущих американистов А.М.Каримский указывал, что Эриксону одному из немногих удалось удачно сочетать индивидуальную психологию и социальные науки2, предложив историко-культурную концепцию социализации на примере психоисторических исследований. Эти исследования основаны на анализе исторических событий и выделении специфических личностных качеств анализируемого объекта, и процесса взаимовлияния этих аспектов.

Наиболее детально Эриксон проанализировал в рамках психоистории личности М.Лютера и М.Ганди, выделив специфические особенности

1 Эриксон Э. Детство и общество. - СПб, 2000. - С. 269.

2 Руткевич A.M. «Психо-история» Э.Г.Эриксона // Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. - M. — 1996. - С.3. харизматической личности и ее воздействие на процесс социализации последующих поколений.

Психоисторические исследования Эриксона строятся по одному плану, несмотря на то, что он ставит разные цели и анализирует разные возрастные периоды. Эриксон уделяет внимание развитию первым стадиям развития, причинам невозможности разрешить кризис идентинчости (у Лютера) и генеративности (у Ганди) традиционными путями.

Рассматривая харизматическую личность, Эриксон уделяет внимание проблеме ценностей, которые она приносит с собой в мир. Это важная особенность концепции социализации личности Эриксона, в которой личность анализируется с позиции возможности отвечать на потребности людей, втягивая тем самым последних в персональную борьбу харизматического лидера и посредством этого в социальные преобразования.

Заключение

Концепция Эриксона является современной, не только по времени ее создания, но и актуальности поднимаемых проблем, таких как формирование идентичности, процесс социализации личности на протяжении всего жизненного цикла.

На идеи Эриксона оказали воздействие разные направления в социологии, психологии, философии. Ему удалось создать оригинальную концепцию социализации, отличную от З.Фрейда, Дж.Г Мида, Ч.Кули. Эриксон рассматривал процесс формирования личности не только в детстве, но и во взрослом возрасте, не сводя все причины неуспешной социализации к конфликтам детства. Акцент на воздействии социальной среды на процесс социализации личности сделал его одном из сторонников эго-психологии. Несмотря общих идейных предшественников с символическим интеракционизмом, Эриксону удалось построить собственную концепцию социализации.

Эриксон рассматривает процесс социализации личности как результат разрешения кризисов на разных ступенях жизненного пути, которые необходимо преодолеть, для приобретения социально-значимых качеств. Важную роль в закреплении и поддержании достижений на этом пути играют социальные институты.

Эриксон в концепции социализации попытался ответить на вопрос, что дает социальная организация человеку, расширив этим возможности психоанализа, анализируя в процессе социализации формирование общечеловеческих ценностей, не зависящих от культурных традиций, и связав эти ценности с определенными социальными институтами.

Успешная социализация Эриксоном понимается как процесс приобретения типичных черт, характерных для того общества, в котором индивид функционирует с одной стороны, а с другой, наделения того или иного типа поведения индивидуальными чертами. Этот процесс Эриксон рассматривает через возможные стратегии социализации, основывающиеся на прохождении личность кризисов в процесс жизненного пути такие, как поиск идентичности и стратегия идеологического самоопределения.

Разрабатывая концепцию идентичности Эриксон уделяет внимание внешним аспектам в ее формировании таким, как воздействие идеологии, истории и культуры. Достижение идентичности Эриксон связывает с формированием целостности личности, которая представляет собой ролевые ожидания и исполнения, возникающие из имеющихся у индивида статусов и приведение их в соответствии с ролями, предлагаемыми обществом, в связи с изменением круга социальных обязанностей личности.

Анализируя идеологию, Эриксон так же не идет по традиционному пути, видя в ней бессознательный элемент, служащий для поддержки убедительной картины мира, способствующий этим процессу социализации личности.

Предложенный Эриксоном подход к процессу социализации личности является интересным, эвристичным, но не всегда четким и аргументированным. Поэтому П.И. Смирнов правомерно считает, что концепцию Эриксон нельзя в полной мере рассматривать как социологическую концепцию личности из-за ее широкого охвата объектов1. И мы согласны с мнением П.И. Смирнова, но использование Эриксоном социологического подхода, выражающегося в использовании институциональных форм применительно к анализу процесса социализации личности и включенности личности в систему социальных институтов и отношений, является вполне правомерным из-за его внимания к взаимодействию социальной среды и личности в процессе социализации.

Концепция Эриксона актуальна и для решения проблем современного российского общества. Современное российское общество столкнулось с проблемой социализации в разных ракурсах. На процесс социализации в нашем обществе влияет и изменение политического и экономического строя. Если большую часть XX века в обществе существовали достаточно жесткие нормы жизнедеятельности и выбор стратегий социализации был предопределен заранее, жизненный путь людей одного класса был одинаков и предсказуем, то на сегодняшний день этого нельзя сказать. У людей появился выбор, который позволяет использовать разные стратегии социализации для «создания себя самого». Но вместе с тем возможность выбора порождает серьезные проблемы в процессе социализации как среди подрастающего поколения, так и среди старшего.

В современном обществе процесс социализации личности тесно связан с проблемой включенности/исключенности (inclusive/exclusive) индивидов в обществе. Понятие «исключение» появилось во французской социологии в середине 60-х годов для характеристики лиц, оказавшихся на обочине экономического прогресса. Отмечался нарастающий разрыв между благосостоянием одних и ненужностью других. Дальнейшие изучения этого вопроса показали, что феномен «исключения» не является причиной индивидуальной неудачи, неприспособленности некоторых индивидов, а носит характер социального феномена, истоки которого лежат в принципах функционирования современного общества, затрагивая все большее количество людей. Процесс исключения происходит постепенно, через накопление трудностей, разрыв социальных связей, кризиса идентичности.

Процесс «включения/исключения» принимает глобальный характер1. Виднейший социолог Н.Луман указывает, что «наихудший из возможных сценариев в том, что общество следующего (21 века — М.Я.) столетия примет метакод включения/исключения. А это значило бы, что некоторые люди будут личностями, а другие - только индивидами, что некоторые будут включены в функциональные системы, а другие исключены из них, оставаясь существами, которые пытаются дожить до завтра;. что забота и пренебрежение останутся по разные стороны границы, что тесная связь исключения и свободная связь включения различат рок и удачу, что завершатся две формы интеграции: негативная интеграция исключения и позитивная интеграция включения»?.

1 Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб., 2004.

2 Луман H. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // социология на пороге XXI века: Новые направления исследований. M., 1998. -С. 107.

Причины неприятия нового образа ценностей, а также затруднения с включением в предлагаемую социальную среду Эриксон видит в особенностях стратегий социализации. Анализируя их, можно констатировать, что «небольшие различия в воспитании детей имеют постоянное, а иногда фатальное, значение в дифференциации у людей образа мира, чувства порядочности и чувства идентичности»1. Эта подготовка младших членов общества осуществляется старшими через систему воспитания, настроенного на жизнь в определенной культуре. Поэтому возникшие коренные изменения образа жизни, даже если они произошли в течение некоторого периода времени, будут влиять на процесс социализации детей длительное время. Если новые ценности являются не столь противоположными как предыдущие, то процесс ресоциализации членов общества не приобретает масштабные девиантные формы. То есть, чем ближе к новой культуре предыдущие ценности, тем лучше в нее можно вписаться. Таким образом, Эриксон считает, что через систему воспитания мы унаследуем предрасположение, способствующее приспособлению к средней вероятной социальной среде.

Разница между стилем жизни молодого и старшего поколения существует всегда. Но значимым для социализации является качество этих различий. Если новый стиль жизни предлагает молодежи такие нормы, которые принципиально не сводимы к нормам старшего поколения, то молодежь может попасть в нормативный вакуум или находиться в состоянии конфликта между двумя системами норм, одна из которых принята в семье, а вторая предлагается в общественной жизни. Такое явление может вызывать разнообразные формы патологий, такие как злоупотребление алкоголем, мелкое хулиганство или различные виды апатии и пассивного сопротивления по отношению в какой-либо из норм. Новые нормы становятся только тогда приемлемыми и входят органично в процесс социализации, когда они служат непротиворечивому обретению новой идентичности.

Еще одна причина, по мнению Эриксона, заключается в том, что добродетели, первоначально предназначавшиеся для обеспечения самосохранения индивидуума или группы, затвердевают под давлением анахронического страха вымирания и, поэтому, могут сделать людей неспособными адаптироваться к изменившимся нуждам. Фактически, такие окаменелости былых добродетелей становятся неподатливыми и, в то же время, трудноуловимыми препятствиями к перевоспитанию. «Ибо, однажды лишенные универсального экономического значения и всеобщего почтения, они распадаются. При этом они сочетаются с прочными чертами характера. и сливаются с особенностями окружающей группы»1.

Прежние ценности будут воспроизводиться, если они поддерживаются экономически, духовно и психологически. Поэтому Эриксон считает в вопросе передачи ценностей наиболее важным элементом детскую социализацию, с помощью которой эти ценности будут закрепляться и передаваться. Но для успешности этой социализации она должна быть непротиворечивой и последовательной, и вплетена в экономическую и культурную систему общества, которая способствует взаимосвязи общества и воспитания детей. Итак, социализация основана на способности человечества «созидать порядок, который даст детям дисциплинированную и в то же время терпимую совесть и мир, в котором следует действовать конструктивно»2.

Для успешности процесса социализации «методы воспитания детей должны не только развивать здоровые чувства, помогать совершенствовать навыки, но и обеспечивать их реальное общественное признание. Ибо в отличие от детского чувства всесилия, питающегося игрой и подыгрыванием взрослых, самоуважение. основано на элементарных знаниях и социальных приемах, обеспечивающих постепенное совпадение игры и сноровки, «эго-идеала» и социальной роли, и тем самым дает надежду на ясное будущее»3.

1 Эриксон Э.Детство и общество. - СПб., 2000. - С. 117.

2 Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. - М. — 1996. — С. 471.

3 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - M., 1996. -С. 80-81.

Разрабатывая свою теорию в период молодежных волнений 60-х годов, Эриксон уделял внимание социализации в обществе, находящемся в состоянии аномии. Аномия может быть вызвана разными причинами, например, с точки зрения Э.Дюркгейма, она возникает в процессе изменения социальных устоев. Для Р.Мертона ее причиной является разрыва между уже сложившимися новыми ценностями и невозможностью достичь соответствующих целей институционализированными методами.

Механизмы социализации являются важными факторами, способствующими блокированию негативных последствий социальной аномии. Эриксон предлагает переосмыслить поведение человека, не пользоваться социальными стереотипами в оценке групп и людей, тем самым, изменив отношение общества к поведению молодежи, не сводя все к исключению их из общества.

В современном обществе, не только российском, задача выхода из аномии усложняется, так как аномия приобретает разнородный характер, затрагивая разные поколения и проистекая из различных источников. В этой ситуации социализация становится одним из важнейших способ сохранения общества.

Признание и принятие установок общества дают человеку возможность быть включенным в общество, в противном случае общество его не принимает, толкая на маргинальные действия. К сожалению, в современном российском обществе, которое находится в состоянии аномии, количество исключенных не уменьшается.

С проблемами выбора стратегий социализации сталкивается не только молодежь, но и старшее поколение, так как эффективные механизмы ранней социализации не срабатывают, что может способствовать их деморализации. «Но даже если предположить, что нравственная дезориентация взрослых в минимальной степени повлияет на формирование нового сознания молодежи, то и в этом случае дисфункции в механизме социализации будут неизбежными, так как возникает разрыв идентичности социума, в решающей степени базирующейся на чувстве общности исторической судьбы и сопричастности итогам жизни ушедших и уходящих поколений»1. Одной из важнейших причин такого разрыва между ценностным сознанием и актуальным поведением в современных условиях становится отсутствие идеологических ориентиров массового сознания. Если ценностное сознание никак не реализуется в поведении из-за отсутствия адекватных идеологических моделей поведения, то оно неизбежно начнет либо атрофироваться, либо постепенно трансформируется в форму психологической защиты.

Проблема ценностей и их трансляции является одной из актуальных в процессе социализации. Н.Д.Никандров одну из глав своей книги «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий» посвятил ценностям как основам социализации и воспитания2. Общество стоит перед проблемой формирования одинаковых ценностей для разных групп населения. Решить эту проблему можно, придавая большее значение отношениям, морали и духовности. Возможно именно то, за что большинство исследователей критикует Эриксона, а именно внеисторичность его концепции, сегодня становится важным в плане обретения ценностей, которые не связаны с определенным историческим периодом или культурой.

Социализация в совершенном мире должна быть гибкой, допускающей возможность использования разных стратегий и ресоциализации к изменяющимся условиям жизни.

Никандров указывает, что для социализации более плодотворно и правильно ориентироваться на «относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые и представляют собой обобщенные цели социализацию?.

Внимание к ценностным аспектам социальной жизни необходимо не только для понимания процесса социализации, но для выявления значения данного процесса на развитие общества.

1 Воробьев В.П. Социализация как комплексная культурная трансформация: проблемы переходного общества. — Пенза, 2001.-С. 159.

2 Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. — M., 2000.

3 Там же.-С. 41.

Концепция Эриксона предлагает рассматривать не индивидуальный мир личности и ее творчества, не индивидуальное восприятие продуктов культуры, а всеобщие структуры социально-культурной целостности, определяющие на тот или иной момент истории любой акт индивидуального творчества и индивидуального восприятия. Теория Эриксона оказала большое влияние на теории личности, возрастную психологию, социологию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Яшина, Мария Николаевна, 2004 год

1. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В .И. Д обренькова. - М.: МГУ, 1996. - 560 с.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-272 с.

3. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. -с. 144-150.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект пресс, 2000. — 363 с.

6. Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности// Социальные исследования. М., 1970, вып.З. - с.38-52.

7. Андреенкова Н.В. Социализация личности в период начала трудовой деятельности. Автореф. дисс. на соиск. учён. степ. канд. филос. наук. М., 1971.-33 с.

8. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии //Вопросы психологии. 1996. - №1. - С. 131-143.

9. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. - С. 212242.

10. Ачкасов В.А., Бабаев С.А. «Мобилизованная этничность»: Этническое измерение политической культуры современной России. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000.- 145 с.

11. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: Когито-Центр, 2000 - 350 с.

12. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности,— М.: Аспект-пресс, 2001. -299 с.

13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания,- М.: «Медиум», 1995. 323 с.

14. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.

15. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М.: Изд-во «КПС», 1996.- 247 с.

16. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 2 (П-Я). М.: Вече, ACT, 1999.-528 с.

17. Бочкарева Л.П. Жизненный путь и судьба человека // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. Под ред. В.Н.Келасьева. -СПб., 1998.-194 с.

18. Брейтуэйт Д. Преступление, стыд и воссоединение. — М.: Центр «Судебно-правовая реформа», 2000. 312 с.

19. Брубейкер Р. Купер Ф. За пределами «идентичности» // Ab Imperio. 2002. -№ 3.-е. 61-115.

20. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. — М., 1986. — 127 с.

21. Весна Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы. Монография. М., Петропавловск-Камчатский, 1997. — 200с.

22. Воробьев В.П. Социализация как комплексная культурная трансформация: проблемы переходного общества. — Пенза, 2001. 163 с.

23. Галеев З.Г. Теоретико-методологические аспекты социализации личности.- Казань: Издательство КФЭИ, 1998. 128 с.

24. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.

25. Гидденс Э. Устроение общества: Очерки теории структурации. — М.: Академический проект, 2003. 528 с.

26. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Л.: Изд-во ЛГУ. - с. 44 - 55.

27. Горнев Г. Адаптация, творчество, гениалность в сьвременния психоанализ.- София: Наука и изкуство, 1981. 140 с.

28. Горнев Г.П. Критика философско-методологических основ неопсихоаналитической концепции Э.Эриксона: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. М., 1978. - 22 с.

29. Громов И.А., Воронцов А.В., Мацкевич А.Ю. Социология: XIX-XX в.в,-Учебное пособие. СПб.: ОАО «Санкт-Петербургская типография №6», 1997.-498 с.

30. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. Учебное пособие для ВУЗов. СПб.: ООО «Изд-во ДНК», 2003. - 560 с.

31. Гулина М.А. Психодинамический подход в социальной работе с бездомными детьми // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции "Ананьевские чтения 98". - СПб, 1998. - С. 69 - 70.

32. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: Книжный дом «Университет», 2002. — 296 с.

33. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 128 с.

34. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. — СПб., 2003.-420 с.

35. Иванов О. И. Методология социологии. СПб.: Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, 2001. - 68 с.

36. Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. М.: Флинта, 1999.- 159 с.

37. Иващенко А.В. Теории личности в зарубежной психологии. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.-119 с.

38. Иконникова С.Н. Социология о молодежи: (Проблемы воспитания духзовного облика) JI. Знание, 1985. — 32 с.

39. Иконникова С.Н. Становоление и развитие личности молодого человека. (Социол. аспект). М.: Знание, 1972. - 40 с.

40. Инкельс А. Личность и социальная структура //Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. — М.: Прогресс, 1972. с.37-54.

41. История социологии в Западной Европе и США. М.: Изд-во НОРМА, 2001.-576 с.

42. История теоретической социологии. В 4-х т. М.: Изд-во «Канон +», 2002.

43. Калашникова Е.М. Личность и общество (Проблема идентификации). Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д.филос.н. Пермь, 1997. - 40 с.

44. Каримский A.M. Антиисторизм «философии существования». — М.: Знание, 1980.-64 с.

45. Кле Мишель. Психология подростка: (Психосексуальное развитие) / Пер. с фр. М. Педагогика, 1991. - 176 с.

46. Клонингер С. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. - 720 с.

47. Ключко О.И. Мужчина и женщина: проблемы современной социализации. Саранск, 2002. - 99 с.

48. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996. -224 с.

49. Козлов А.А. Молодой человек: становление образа жизни. М. : Политиздат, 1986. - 167 с.

50. Козлов А.А. Молодежь и образование: проблемы перестройки. М.: "Знание" РСФСР, 1989. - 31с.

51. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984 - 335 с.

52. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

53. Кон И.С. Психология ранний юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255 с.

54. Кон И.С. Ребенок и общество: (историко-этнографическая перспектива). -М.: Наука, 1988.-270 с.

55. Кон И.С. Социологическая психология. — Москва-Воронеж, 1999. 560 с.

56. Корнеева Н.Б. Психологическая дистанция в русле психоаналитической концепции: Э. Эриксон и К. Юнг // Элитологические исследования = Studies in elitology. Астрахань, 1999. - N 1/2. - С. 28-42

57. Королькова Е.А. Теории личности: Текст лекций / С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм, приборостроения. СПб., 1999. - 78 с.

58. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. — 992 с.

59. Краткий словарь по социологии. М., 1989. - 479 с.

60. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. — СПб.: Питер, 2002.-512 с.

61. Куттер П. Современный психоанализ. СПб.: Б.С.К., 1997. - 348 с.

62. Кьеркегор С. Или-или. М.: Арктогея, 1993. — 420 с.

63. Лебедев П.Н. Социализация индивида и воспроизводство общества // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Л.: Изд-во ЛГУ.с.56-86.

64. Левчук Л.Т. Психоанализ: от бессознательного к "усталости от сознания"

65. Киев: Выща шк. Изд-во при Киев, ун-те, 1989. 183 с.

66. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М.: Политиздат, 1977.-246 с.

67. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека// Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. - С. 196 — 211.

68. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. Составители Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская Спб.: Изд-во Ин-та образования взрослых, 1996. - 175 с.

69. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь// Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978. С. 156 - 172.

70. Ляликов Д.Н. Работы Э. Эриксона в области социальной психологии // Буржуазные психоаналитические концепции общественного развития. М. ИНИОН, 1980.-с. 19-63.

71. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. — Изд-во Речь, 2002.538 с.

72. Малахов В. «Скромное обаяние расизма» и другие статьи. М., 2001. - 176 с.

73. Марков А.П. Кризис идентичности и ресурсы гуманитарного образования.// Педагогика. — 2001. №7. - с. 12-17.7374,75,76,77,78.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.