Творчество Андрея Камалова рубежа XX - XXI вв.: особенности художественного языка: графика и живопись тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат искусствоведения Камалов, Георгий Андреевич

  • Камалов, Георгий Андреевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 170
Камалов, Георгий Андреевич. Творчество Андрея Камалова рубежа XX - XXI вв.: особенности художественного языка: графика и живопись: дис. кандидат искусствоведения: 24.00.01 - Теория и история культуры. Владивосток. 2006. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Камалов, Георгий Андреевич

Ведение.

Глава I Особенности художественного языка А.В.Камалова в графике: большая и малая станковая гравюра.

§ 1. Графические техники и манеры. Офорт, резерваж, сухая игла (серия

Раковины» и ее вариации).

§ 2. Офорты на тему онтологических превращений. Техника тиснения как способ освоения пространства.

§ 3. Образное воплощение идей Запада и Востока (серия «Братушкифилософы»).

§ 4. Цикл миниатюр «Блуждания души и мытарства тела»: отражение и трансформация художественного языка русского лубка.

§ 5. Культурнотворческий эффект: традиция и новаторство в контексте одного мотива.

§ 6. Библейские мотивы и акроаматические образы в творчестве

А.Камалова.

Глава II. Книжная графика и экслибрисы А.В.Камалова.

§ 1. Искусство художника как оформителя книги.

§ 2. Из истории книжного знака.

§ 3. Обращение А.В.Камалова к искусству экслибриса.

§ 4 Сюжетно-тематические экслибрисы для друзей.

§ 5 Сюжетно-тематические экслибрисы для коллекционеров.

§ 6. Экслибрисы о Поле Верлене.

Глава III. Особенности художественного языка в живописи А.В.Камалова.

§1. Пространство и время в живописи А.В.Камалова.

§ 2. Картина мира в понимании и изображении А.В.Камалова.

§ 3. Новаторское преображение жанра автопортрета и использование иконописной традиции в творчестве А.В.Камалова.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Андрея Камалова рубежа XX - XXI вв.: особенности художественного языка: графика и живопись»

Актуальность темы исследования. Изучение современного изобразительного искусства - проблема наиболее трудоемкая в связи с тем, что еще не сложилась общая картина его развития на современном этапе: в плане исследования многообразных методов и стилей, их сочетания и размежевания, их эстетического и философского наполнения; в аспекте восприятия традиций, их новаторского осмысления и отражения; в русле формирования художественного языка как в индивидуальном творчестве, так и в объективе профессиональной среды, фиксирующей спектр разных направлений, исканий, общих тенденций. Особенно в фундаментальном исследовании нуждается изобразительное искусство рубежа XX и XXI в.в.

На данном этапе актуализируется интерес к региональному искусству, строятся творческие программы между мегагалереями - Третьяковской, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина - и галереями городского, краевого и регионального уровня. Это двустороннее движение навстречу друг другу следует поддерживать, создавать научную базу для оценки творчества современных художников, имеющих высочайший профессиональный уровень, но творчески сформировавшихся в региональном пространстве. В этой связи необходимо начать работу по сбору такого материала, его описания, систематизирования, чтобы выстроить в итоге общую картину состояния русского искусства рубежа XX и XXI веков в целом. Художественное наследие А.В.Камалова, одного из приморских графиков, представляет в этом русле закономерный интерес. Изучению его творчества 80-х - 90-х г.г. XX в. и начала XXI в. посвящено данное исследование. Работы А.В.Камалова хранятся как в российских галереях [Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва), Приморская государственная картинная галерея, галерея современного искусства Артэтаж, Приморский государственный объединенный музей им. В.К. Арсеньева (Владивосток), Магнитогорская картинная галерея (Магнитогорск), Дальневосточный государственный художественный музей (Хабаровск), Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)], так и в зарубежных (галерея «Ника» (Пуллман, Вашингтон, США), в коллекции Дзилиньской академии искусств (Чанчунь, Китай), в частных собраниях в России, на Украине, в Финляндии, Италии, Германии, Голландии, Бельгии, США, Южной Корее, Японии, Китае.

Такая широкая известность творчества приморского художника, явное признание его профессионального мастерства и в России и в мире побуждает поставить эту личность и его творческое наследие в процесс современного и классического искусства, однако, при этом выделить способ монографического исследования как наиболее эффективный на данном этапе с тем, чтобы в дальнейшем иметь возможность рассмотреть этот материал в более широком историческом контексте современного искусства Дальнего Востока.

Степень изученности проблемы. Творчество А.В.Камалова рубежа XX - XXI в.в. впервые рассматривается в искусствоведческой науке. Выбранный аспект: особенности художественного языка - позволяет выявить в единстве анализа и содержательные и формальные концепты (мировоззренческие, эстетические, стилевые, технические и т.д.). Именно в совокупности этих позиций используется понятийное наполнение термина «художественный язык». Постановка проблемы ориентирует на исследования в области истории и теории культуры. В этой связи привлекаются работы культурологов, философов, эстетиков, филологов, искусствоведов как отечественных, так и зарубежных (например, В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги, И.С.Нарского, Э.Панофского, К.Кларка, Ю.Г.Стернина, В.П.Руднева, Б.В. Раушенбаха, А.Г.Раппапорта и других) по вопросам оценки философских идей древнего, нового и современного мира, изучения категории картины мира, категорий пространства и времени, образов-символов, композиции, перспективы, лубочной и иконописной г традиции, библейских образов в искусстве, соотношения традиционного и новаторского.

Объект исследования - творчество А.В.Камалова периода 80-х - 90-х гг. XX в. и начала XXI в. (станковая и книжная графика, миниатюра, экслибрис, живопись).

Предмет исследования - особенности художественного языка А.В.Камалова, сформировавшегося в станковой и книжной графике, в искусстве экслибриса и живописи.

Гипотеза исследования - эффективность изучения особенностей художественного языка А.В.Камалова возрастет, если:

• обосновать общие тенденции развития философских идей и эстетических закономерностей в графике и в живописи художника (эксперимент в области пространственно-временных отношений);

• разработать систему образов-символов, сформировавших индивидуальный стиль автора, особенности его языка;

• выявить результаты преображения традиции (библейские образы и мотивы, русский лубок, иконопись) в творчестве А.В.Камалова.

Цель исследования: определить особенности художественного языка А.В.Камалова (в станковой и книжной графике, в искусстве экслибриса и живописи) в единстве анализа мировоззренческих аспектов (философии и эстетики, в целом его понимания картины мира) и формально содержательных (пространства и времени, системы символов, метафор, мифологем, в соотношении традиции и новаторства).

Цель обусловила задачи исследования: изучить особенности художественного языка станковой и книжной графики, экслибриса А.В.Камалова (в разных техниках - резерважа, сухой иглы, тиснения), а также книжного знака и живописи в следующих аспектах:

• исследовать спектр философских идей, к которым обращается художник и которые находят образное воплощение в его творчестве;

• рассмотреть парадигмы пространства и времени в исследуемом творчестве;

• определить символы в творчестве А.В.Камалова и произвести их анализ;

• выявить соотношение традиции и новаторства (на примере библейских мотивов, иконописной традиции, акроаматических образов, русского лубка).

Цель и задачи определили порядок изложения материала: от появления авторской идеи в графике к ее дальнейшей реализации и завершению в живописи.

Творчество А.В.Камалова дает возможность представить доказательства новаторского и концептуального использования автором философских идей, форм пространства и времени, природы символа, художественной традиции. В этой связи закономерно сформулированы положения, выносимые на защиту:

• философские идеи древнего и нового мира, а также идеи современности в русле специфики художественного языка А.В.Камалова;

• парадигмы пространства и времени в графике, экслибрисе и живописи - в целом в творчестве художника;

• символы, их своеобразие и системность в рамках исследуемых графики, экслибриса и живописи;

• соотношение традиции и новаторства путем выявления библейских мотивов, иконописных аллюзий, акроаматических образов, русского лубка в пределах избранного материала.

Теоретическая концепция диссертации опирается на идеи М.М.Бахтина в вопросах карнавализации, исторической поэтики, хронотопа, на исследования Ю.М.Лотмана и Ю.М.Овсянникова в области русского лубка, на монографии М.В.Алпатова, В.И.Вздорнова, В.Н.Лазарева А.И.Панченко, П.П.Муратова, Е.Н.Трубецкого по проблемам древнерусского искусства, на труды А.Ф.Лосева, П.А.Флоренского, В.Хофмана о природе символа, на опыты С.Н.Булгакова, А.Я.Гуревича, В.Н.Топорова В.В.Иванова, Е.Л.Фейнберга, посвященные изучению мифотворчества, категориям средневековой и современной культуры, на работы Е.С.Левитина, Н.Н.Никулина, Ф.И.Флекеля, И.А.Смирновой, А.К.Якимовича, Х.В.Янсона, Э.Ф.Янсона по проблемам западноевропейского искусства.

Своеобразие методологического подхода проявляется в сочетании сравнительно-исторического и структурно-типологического методов с их синхронным и диахронным анализами, в обращении к функционально-стилистическому, герменевтическому, интертекстуальному, иконографическому и иконологическому.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечена строгостью понятийного аппарата исследования, четким определением предметной области и его задач, обстоятельным теоретическим анализом проблемы, широким применением эмпирических методов исследования, а также репрезентативными выборками из творчества графических и живописных работ, привлеченных к исследованию.

Общей концептуальной основой исследования является подход к изучению творчества А.В.Камалова как к процессу, эффективность которого определяется личностной опосредованностью художника.

Научная новизна. Диссертационная работа может рассматриваться как фундаментальное исследование, на примере творчества графика и живописца А.В.Камалова выявившее самостоятельные наблюдения и над теоретическими категориями пространства и времени, и над способами и методами формирования образов-символов в области изобразительного искусства, и над воплощением философских идей на языке графики и живописи, и над методикой комментирования художественного текста, и над принципами соотношения традиционного и новаторского в аспекте русского лубка, иконописи, использования библейских мотивов и образов.

Теоретическая значимость. Изыскания данной диссертации могут быть использованы при изучении теории символа, композиции, пространственно-временной сферы, в оценке эстетических методов современного искусства - и не только в области графики, экслибриса, живописи.

Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы в лекционных, теоретических курсах по истории изобразительного искусства современного периода, по культурологии, по философии искусства, в специальных курсах и в специальных семинарах в вузах и в художественных училищах, а также в экскурсионной деятельности Приморской государственной картинной галереи по разделам современного искусства.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических семинарах по акмеологии в Санкт-Петербурге в 2003, в 2005 и в 2006 г.г., на научных региональных конференциях «Вологдинские чтения» в 2004 и в 2005 г.г. (Владивосток, 2004, 2005), на III международной научно-практической конференции «Новое видение культуры мира в XXI веке» (Владивосток, 2005), на выставках творчества А.В.Камалова: на персональной выставке «Все мы в руце Божией», (Владивосток, 2003), на выставке группы «Штиль» (Владивосток, 2004), на выставке по итогами регионального конкурса графических работ «И много странных соответствий с мечтами в красках находить.», посвященного памяти приморского художника А.В.Камалова (Владивосток, 2005).

Материалы диссертации получили отражение и освещение также и в публикациях соискателя. Всего по теме диссертации опубликовано 10 статей общим объемом 4,5 п.л.

Внедрение результатов диссертационного исследования. Теоретические и практические результаты научного исследования внедрены в работу Приморской государственной картинной галереи (Владивосток); в изданиях по искусству (художественный альбом «Андрей Камалов: Экслибрисы и миниатюры», Владивосток, 2005); в издании по культурному наследию России (книга «В потоке времени и памяти», Санкт-Петербург, 2006).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех исследовательских глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Камалов, Георгий Андреевич

Заключение

Несмотря на то что внутри каждой главы сделаны выводы, необходимо вернуться к ним, собрать воедино, выстроить общие тенденции, сформулировать особенности художественного языка А.В.Камалова в его творчестве рубежа XX - XXI в.в., проявившиеся в станковой и книжной графике, в миниатюре и экслибрисе, в живописи.

I. Выявлен и изучен спектр философских идей, нашедших воплощение в творчестве А.В.Камалова:

1. идеи античности (Диоген - Платон - Пифагор: социум - идеал -космос);

2. идеи Запада (Кант - Шопенгауэр - Ницше - Бергсон: чистый (сверх) разум - сверхволя - сверхчеловек - сверхинтуиция);

3. идеи Востока (Чжуан-Цзы - Конфуций: путь полноты свойств -учение середины);

4. идея пассионарности (Л.Н.Гумилев);

5. идеи неомифологические и эсхатологические рубежа XX - XXI в.в.

Наиболее отчетливо вышеперечисленные идеи (1,2,3) выражены в графической серии «Братушки-философы», на полотнах «Иммануил» / «Кант», «Диоген» / «В бочке»; на холсте (4) «Пассионариум» и на полотнах (5) «Солнцеблин», «Рыба», «Макеев и корабль современности». Все они передают авторское переживание идеи, выявление им самостоятельных философско-созидательных способностей изобразительного искусства рубежа XX - XXI в.в.

При исследовании экспериментов А.В.Камалова в области пространства выявлены следующие результаты.

II. Приведены в систему приемы и методы, с помощью которых художник конструирует, реконструирует, модернизирует пространственное поле:

1. регулирует пространство с помощью смены масштаба (серия «Раковины»);

2. выстраивает пространственные отношения в графике с помощью техники тиснения (реальное и фантастическое, ирреальное, метафизическое, трансцендентное: «Двое», «Проводы», «Плод», «Художник» и другие);

3. использует кубоформу как элемент, формирующий переход в пространства разных измерений («Серафим», «Кант» / «Вещь в себе», «Читающий книгу», «Рыба» и т.д.);

4. предлагает пространство как несуществующее действующее лицо, как главного героя между зрителем и картиной («Сеанс»);

5. употребляет цвет в качестве определителей внутреннего пространства («Иммануил / «Кант», «Диоген» / «В бочке»);

6. модернизирует жанр автопортрета с помощью внешнего и внутреннего круга пространственно-временных отношений («Авто. Био. Графическое».

III. Проанализированы приемы и методы, с помощью которых художник работает с категорией времени в изобразительном искусстве:

1. показывает течение времени, эпизацию времени, обращение к цикличности как к принципу построения сборников миниатюр («Блуждания души и мытарства тела»);

2. применяет принципы смежных видов визуальных искусств (кинематографии, мультипликации), с помощью которых преодолевает статичность изображения, помещает его во временной поток («Гонец», «Гостинка»);

3. строит разновременное с помощью композиции («Гостинка»);

4. утверждает, что время - это переживаемое пространство (миниатюры).

IV. Выявлена система символов, применяемых и в графике, и в живописи:

1. образ-символ Рыбы дан в значениях языческих и христианских;

2. образ-символ Птицы олицетворяет весть, душу, пророчество, свободу, имеет другие мифологические смыслы;

3. образ-символ Зародыша / Эмбриона занимает центральное место в творчестве и содержит многофункциональные проявления, но основное и важное - это значение начала начал и одновременно завершения, а также указания на новое возрождение и продолжение развития по кругу, по спирали (функции рождения и смерти, вечной генерации энергии и биообмена, олицетворение творческой сублимации, вдохновения, знак земного и космического, символ всего сущего, образ эволюции - от кузнечика до человека и т.п.); нередко образы зародыша, рыбы, птицы и Христа художник использует взаимоотраженными;

4. образ-символ Яйца - в функциях души, новой вселенной, главного символа в празднике Пасхи;

5. образ-символ Колеса применяется в значениях текущего времени, судьбы, обмена, круговорота;

6. образ-символ Свечи (горящей, дымящей, потухшей) употребляется в значении поиска веры, дома, души, пути, света, прозрения;

7. образ-символ Глаза - в функции информации, зрения, видения, зеркала, отражения, знака духовности, провидения;

8. образ-символ Руки олицетворяет созидательное, рукотворное начало, благословение и защиту Божью;

9. образ-символ Корабля как символ Ковчега и как знак несовершенной цивилизации.

Все вышеприведенные образы-символы сосуществуют в постоянном процессе взаимодополнения, взаимоотражения, в корреспондирующих смыслах.

V. В соотношении традиции и новаторства проанализированы следующие художественные явления и средства:

1. библейские образы из Ветхого завета (Адам и Ева, Авель и Каин, пророки Иов и Илия), из Нового завета (Иисус Христос, Богородица, Иоанн-Креститель, Иоанн-Богослов), из притчи о блудном сыне; акроаматические образы;

2. библейские мотивы на тему Рождества, Голгофы, Воскресения в сравнении с европейской традицией (Джотто, Л. да Винчи, Д. да Фабриано, Д.Беллини, А. да Мессина, Тициан, И.Босх, М.Грюневальд, Г. и Я. Ван Эйки, Г. тот Син Янс, Дионисий и другие);

3. мотив «корабля» / «корабля дураков» в сравнении со значениями и образами Бранта, Дюрера, Роттердамского, Босха;

4. мотивы, образы, поэтика русского лубка в сравнении следования за традицией и преобразования ее;

5. иконописная традиция Феофана Грека (Спас в силах из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля) и Андрея Рублева (фреска «Души праведных в руце Божией» в Успенском соборе во Владимире на Клязьме) в работе А.В.Камалова «Все мы в руце Божией», ее преображение.

Все вышеуказанное, безусловно, способствует пониманию особенностей художественного языка А.В.Камалова, того, как искусство художника входит в «контакт» со временем, со зрителем, с традицией, с чисто эстетическими и философскими проблемами, как оно постигает само себя. Известно, что «искусство как явление, охватывающее деятельность художника и воспринимающего субъекта, есть постижение интуитивных истин, замечательное тем, что оно несет критерий правильности («удовлетворение», «удовольствие - «Wohlgefallen») в себе самом» [168, с. 155]. Существенно замечание Е.Л.Фейнберга: искусство содержит критерий правильности в себе самом. На этот же вопрос можно посмотреть по-другому. «Смысл искусства не сводится к тому, что ждет от искусства культурный, разумный человек, нравственный homo sapiens», - так строит свою мысль А.К. Якимович [188, с. 47]. И поворачивает ее, добавляя: «искусствознание стало осваивать проблему Иного» [ 188, с. 47], т.е. того, что не лежит в пределах правильного.

Известно, что большое искусство от Микеланджело до Пикассо, от Рубенса до Энди Уорхолла - отличается фундаментальными общими свойствами.

Настоящий художник постоянно находится в поиске, он экспериментирует, балансирует на грани дозволенного и недозволенного, «на той пограничной линии, которая отделяет культурно разрешенное от культурно недопустимого (в рамках данной системы культуры)» [189, с. 9]. Кроме того, настоящего художника отличает беспокойство, стремление к переменам, возвращения к нулю, его тянет в странствия по неизвестным маршрутам. А.К. Якимович, которого волнует история живописи XVII -XVIII века, объясняет: «Первопроходцы заложили фундаменты нового искусства, полного непокорности и творческого нарушения правил и норм» [189, с. 9].

Следовательно, искусство всегда было странным, непредсказуемым, художник истинный стремился быть во что бы то ни стало самим собой, искал свою гармонию, свою боль, свою радость. Его не занимала цель быть оригинальным, он просто создавал свою живопись, свою графику. Как сказал И.Кант: «Гений - это талант, который сам дает правило». Эту мысль можно многократно перефразировать в подаче А.С.Пушкина или Сервантеса, Пабло Пикассо или Сальвадора Дали. Слова будут разными, а смысл - один.

Исследование творчества А.В.Камалова выявило эту фундаментальную особенность, какая отличает истинного художника, прошедшего по своим неизвестным маршрутам, создавшего свой собственный язык, который нельзя ни с каким другим спутать. Он говорит на нем одинаково легко и в графике, и в живописи. Общие тенденции, обусловленные спецификой камаловского художественного языка, обнаруживаются и в больших станковых гравюрах и в миниатюрах, и в живописных работах.

Художник выстроил собственную картину мира, наполнив ее своими образами, одинаково свободно освоившимися и в графике, и в живописи, и в искусстве экслибриса. Образы Рыбы, Слепца с мальчиком, упрямо устремленных путников со свечами, образы братушек-философов, настроенных пассионариев, кротких Святых и Ангелов, бредущих по дорогам жизни простецов и мудрецов, куда-то стремящихся, летящих человечков, для которых ПУТЬ - это судьба, преодоленное время и переживаемое пространство. Это вселенная, где низшие и высшие сферы сосуществуют, не отделены друг от друга, а поэтому всегда возможен переход.

А.В.Камалов выбирает особую пограничную зону переходности, нестабильности, возможность существования в разных пространствах: в земном и сакральном, в реальном и фантастическом, в бытовом и мифологическом. Художественный мир автора динамичен, и взаимопереходы в нем - это норма.

Сфера переходности обеспечивается разными художественными способами: заключением героев в кубоформу или в бочку, обращением и библейским мотивам, к иконописной традиции, к образу Зародыша как к символу переходности, неопределенности, своеобразной философии начала, к тому, что лежит между давнопрошедшим, прошлым и настоящим. Это может быть русский лубок, искусство раннего Возрождения с его темами кораблей дураков, сакральным отзывом евангельским сюжетам, древнерусское искусство с мощным поиском идеала и горестным осознанием несовершенства земной юдоли и т.д.

Переходные эпохи всегда были чреваты рождением высоких произведений искусства (рубеж Средних веков и Возрождения, позднего Реннесанса, барокко и рококо, реализма и модернизма и т.д.) [29]. Творчество А.В.Камалова совпало с эпохой перемен, переходности, перестройки. Художник разглядел в своем времени его внутренние тенденции, главные содержательные линии, нашел для них особый язык и художественную форму. Его бесстрашные эксперименты с художественными категориями пространства и времени на листе бумаги, доске, металлической пластине или холсте принесли свои результаты.

Создав язык символов, он легко оперировал им в самом зауряднейшем сюжете действительности, придавая обыденному высший и одухотворенный смысл. Обращаясь к традиции, изучая и пристально всматриваясь в нее, художник творчески переосмыслял, перекодировал известное, наполняя свежим современным смыслом, философией нового времени. Все это способствовало росту мастерства. Внутри себя достигнутая планка, тот уровень, который устанавливает сам для себя каждый художник, построенный художественный мир открывали скульптуру, и перед ним все новые горизонты: А.В.Камалов стремился освоить и прикладное декоративное искусство (керамику, роспись по шелку).

В данном исследовании представлено далеко не все творчество художника. Из 1500 сюжетов взято характерное, но еще многое необходимо сделать. Вместе с тем цель работы достигнута. Она заключалась в том, чтобы создать целостное впечатление о личности А.В.Камалова, о нем как о выдающемся графике и живописце современности. Выбранное направление исследования - своеобразие его художественного языка - как нельзя лучше способствовало успеху предпринятого.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Камалов, Георгий Андреевич, 2006 год

1. Александр Андреевич Иванов: Его жизнь и переписка. СПб., 1880.

2. Алпатов М. Феофан Грек. М, Изобразительное искусство, 1984. 206 с.

3. Альбрехт Дюрер. Гравюры. М.: Искусство, 1971. 156 с.

4. Андрей Камалов. Экслибрисы и миниатюры. Владивосток, 2005. 184 с.

5. Андрей Камалов. Живопись. Владивосток, 1997. 22 с.

6. Арсланов В.Г. Западное искусствознание XX века. М.: Академический Проект; Традиция, 2005. 864 с.

7. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 5-43.

8. Асмус В. Платон. М.: Мысль, 1975. 224 с.

9. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3-х т.т. М.: Индрик. 1994.

10. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. М., 1860.

11. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3-х т.т. М., 1957.

12. Барсов Н.И. Пасха // Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т.т. -М.: Большая российская энциклопедия, 1995. Т.2. С. 308-309.

13. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1978. 810 с.

14. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 544 с.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. 1979, 524 с.

16. Березкин A.B. «Во всем мне хочется дойти до самой сути.» // В потоке времени и памяти. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. С. 254 - 266.

17. Библейская энциклопедия. -М.: Терра- Terra, 1991. 902 с.

18. Блинт Р. Пространство и настроение в работах А.Камалова // Андрей Камалов. Живопись. Владивосток, 1997. С. 8-11.

19. Блуждания души и мытарства тела // Андрей Камалов. Миниатюры и экслибрисы. Владивосток, 2005. С. 144-145.

20. Большой энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 1.

21. Блюменкранц М.А. Конфуций: Вчера и сегодня // Конфуций. Уроки мудрости. М.: Эксмо - Харьков: Фолио, 2004. С. 5-15.

22. Брант Себастиан. Корабль дураков. Серия всемирной литературы. М.: Художественная литература, 1971. С. 25-118.

23. Брюханов А.Г. Это было давно, 14-го числа весеннего месяца Нисана // В потоке времени и памяти. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. С. 266 - 270.

24. Булгаков С.Н. Первообраз и образ: в 2-х т.т. М.: Искусство - СПб.: Инопресс, 1999. С. 267 - 289.

25. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Владивосток. Издательство Дальневосточного университета, 1987. 284 с.

26. Буслаев Ф.И. Перехожие повести и рассказы // Буслаев Ф.И. Мои досуги. -СПб., 1888.

27. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861.

28. Буслаев Ф.И. Русская народная поэзия: Исторические очерки. СПб., 1887.

29. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб.: Азбука-классика, 2004. 288 с.

30. Вернадский В.И. Проблема времени в современной науке // Известия АН СССР. VII серия, отделение математических и естественных наук. 1932. № 4.

31. Вернадский В.И. Дневники // Вопросы философии, 1966. № 12. С. 101112.

32. Веселов Ю.В. Андрей Владимирович Камалов экслибрисист // В потоке времени и памяти. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. С. 270 - 274.

33. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 406 с.

34. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М.: Искусство, 1983. 340 с.

35. Вилинский С.Г. Житие святого Василия Нового в русской литературе.: в 2-х т.т. Одесса, 1911.

36. В кого вгрызается Леф? // Литературные манифесты. От символизма до Октября. -М.: Аграф, 2001. С. 206-209.

37. Власов В., Лукина Н. Авангардизм, модернизм, постмодернизм. Малый лексикон искусства. СПб.: Азбука - классика, 2005. 320 с.

38. Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. - М.: Наука, 1988. 292 с.

39. Все мы в руце Божией. Владивосток, 2003. 26 с.

40. Гиляровский В.А. Друзья и встречи. Владивосток. Дальневосточное книжное издательство, 1988. 494 с.

41. Гете ИВ. Рейнике -Лис. М.: Гослитиздат, 1957. 135 с.

42. Грицанов A.A. Бергсон 11 Всемирная энциклопедия. Философия XX века. М.: ACT, Минск: Харвест, 2002. С. 73 - 78.

43. Губман Б.Л. Современная философия культуры. М.: Росспэн, 2005. 536 с.

44. Гулыга A.B. Кант. М.: Соратник, 1994. 304 с.

45. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.: ACT, 2004, 560 с.

46. Гуревич А.Я. Вопросы культуры в изучении исторической поэтики // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 153167.

47. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. 350 с.

48. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. -М.: Искусство, 1989. 368 с.

49. Гуревич А.Я. Письмена времени. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. 544 с.

50. Гуттен фон Ульрих. Диалоги. Серия всемирной литературы. -М.: Художественная литература, 1971. С. 505-682.

51. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М.: Мирос, 1992. 256 с.

52. Дамиш Ю. Теория облака. Набросок истории живописи. СПб.: Наука, 2003. 360 с.

53. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т.т. -М.: Русский язык. 1978 1980.

54. Дилакторская О.Г. Петербургская повесть Достоевского. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. 352 с.

55. Дилакторская О.Г. Пространство в творчестве А.Камалова. К постановке вопроса // Культура тихоокеанского побережья. Владивосток, 2005. С. 21 -24.

56. Дилакторская О.Г. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. Владивосток: Издательство Дальневосточного государственного университета, 1986. 208 с.

57. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. 620 с.

58. Журавский В.А. Христианство и ислам: Социокультурные проблемы взаимовлияния. М.: Наука, 1988. 344 с.

59. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. М.: Искусство, 1971. 118 с.

60. Зобов P.A., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 11 - 25.

61. Иванов В.В., Топоров В.Н. Птицы // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т.т. М.: Советская энциклопедия, 1982. Т.2. с. 346 - 349.

62. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). М.: Художественная литература, 1969. 800 с.

63. Илюшин A.A. Путями Каина // Дантовские чтения. М.: Наука, 1996. С. 115-130.

64. Искусство. Словарь-справочник. -М.: ЭКСМО, 2002, 576 с.

65. Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М., 1986. 335 с.

66. История хитрого плута Лиса Рейнарда. Азбука средневековья. СПб.: Азбука-классика, 2004. 192 с.

67. Каидзука Сигэки. Конфуций. Первый учитель поднебесной. М.: Центро полиграф, 2004. 270 с.

68. Калевала. Серия всемирной литературы. М.: Художественная литература, 1977. 574 с.

69. Календарь 1999. Владивосток: студия «Форт Росс», 1999. Декабрь.

70. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1991. 672 с.

71. Кассирер Э. Сила литературы // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С.33-43.

72. Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб.: Азбука - классика, 2004. 304 с.

73. Классическое конфуцианство. Менцзы, Сюнь-цзы. СПб.: М., 2000. 208 с.

74. Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JL: Наука, 1974. С. 26-39.

75. Колесникова B.C. Краткая энциклопедия Православия. Путь к храму. -М.: Центрополиграф, 2001. 590 с.

76. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. 496 с.

77. Конфуций. Луньюй. Изречения. М.: ЭКСМО, 2005. 464 с.

78. Конфуций. Уроки мудрости. М.: ЭКСМО - Харьков: Фолио, 2004. 958 с.

79. Котляревский A.A. Старина и народность. СПб., 1861.

80. Кресень Б. Звездная книга коляды. М.: Наука и религия, 1996, 432 с.

81. Кто есть кто в Библии. -М.: Рипол-классик, 2004. 766 с.

82. Куликова М.Э. Восток и Запад в творчестве А.Камалова // Живопись А.Камалова. Владивосток, 1997. С. 4-7.

83. Куликова М.Э. Аннотация к персональной выставке графики А.Камалова. -Владивосток, 1988.

84. Куликова М.Э. Ветер с Востока. Выставка художников Приморья. -Владивосток: Москва, 1994. 46 с.

85. Культура, человек и картина мира. М., 1987. 347 с.

86. Кун А.Н. Легенды и мифы Древней Греции. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1986. 430 с.

87. Куркчи А. Этногенез и его время // Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли. М.: ACT, 2004. С. 7 - 9.

88. Кучера С. Чжуан-Цзы // Дао. Гармония мира. М.: Эксмо - пресс» -Харьков: Фолио, 2000. С. 465 - 466.

89. Лазарев В.Н. Дионисий. Иконы и фрески Древней Руси. М.: Теза, 2000. 112 с.

90. Лаоцзы. Обрести себя в Дао. М.: Республика, 1999. 446 с.

91. Лебедянский М.С. Великие мастера прошлого. Рафаэль. М.: Изобразительное искусство, 1995. 128 с.

92. Левитин Е. Очерки по истории и технике гравюры // Тетрадь I. М.: Изобразительное искусство, 1987. С. 5 - 11.

93. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. 960 с.

94. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Издательство московского университета, 1982.480 с.

95. Лосев А.Ф. Высший синтез. Неизвестный Лосев. М.: ЧеВо, 2005. 262 с.

96. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль,1993. 960 с.

97. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство - СПБ, 2002. 768 с.

98. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство - СПБ, 2001. 794 с.

99. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство - СПБ, 1994. 400 с.

100. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике искусства. СПб.: Академический проект, 2002. 544 с.

101. Максимов C.B. Нечистая, невидимая и крестная сила. СПб.: Полисет,1994. 446 с.

102. Мастера искусства об искусстве. М.: Наука, 1969. Т. 6. 543 с.

103. Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. -Владивосток: Уссури, 1990. 304 с.

104. Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии, 1983, № 7. С. 116-125.

105. Минаев М.Н., Фортинский С.П. Экслибрис. -М.: Книга, 1970. 240 с.

106. Мифы народов мира: В 2-х тт. М.: Советская энциклопедия, 1980 -1982.

107. Муратов П.П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования. -М.: Айрис-пресс, Лагуна-арт, 2005. 428 с.

108. Муратов П.П. Образы Италии. М.: Республика, 1994. 592 с.

109. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии в 2-х т.т. Новосибирск, 1992.

110. Нарский И.С. Кант. М.: Мысль, 1976. 208 с.

111. Нарский И.С. Артур Шопенгауэр теоретик вселенского пессимизма // Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М.: Просвещение. 1992. С. 3 - 62.

112. Никулин H.H. Золотой век нидерландской живописи. XV век. М.: Изобразительное искусство, 1980. 398 с.

113. Ницше Ф. Соч.: В 2-х т.т. М.: Мысль, 1990.

114. Овсянников Ю. Лубок. Русские народные картинки XVI-XVII вв. М.: Советский художник, 1968. С. 5 - 33.

115. Ортега-и-Гассет X. Две великие метафоры // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 68-81.

116. Откровение Иоанна Богослова // Новый завет. Издание Московской патриархии, 1994. С. 317 338.

117. Очерки по истории и технике гравюры. Тетрадь 12. М.: Изобразительное искусство, 1987. С. 497 - 543.

118. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». СПб.: Азбука - классика, 2004. 336 с.

119. Панченко A.M. Я эмигрировал в Древнюю Русь: История и культура. -СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2005. 544 с.

120. Платон. Собр. соч.: В 4-х т.т. -М.: АНФ. Мысль, 1990.

121. Полевой В.М. Искусство XX века. 1901 1945 // серия Малая история искусств. -М.: Искусство, 1991. 304 с.

122. Политехническая пушкиниана. К 200-летию великого поэта. -Владивосток: Уссури, 1999. 96 с.

123. Посвящение Н.В.Гоголю. Линогравюры и монотипии Вацлава Зелинского. М.: Изобразительное искусство, 1987. 48 с.

124. Православные праздники. М.: Харвест, 2006. 240 с.

125. Пропп В.Я. Русская сказка. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. 336 с.

126. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986. 366 с.

127. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: ACADEMIA, 1928. 152 с.

128. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги. Герои. Люди. СПб.: Азбука - классика, 2001. 368 с.

129. Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: В 10 т.т. М.: АН СССР.

130. Пыпин А.Н. Очерк литературной истории, старинных повестей и русских сказок. СПб., 1857.

131. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1998. 546 с.

132. Раппапорт А. Очерки визуальности. 99 писем о живописи. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 340 с.

133. Раушенбах Б. К рационально-образной картине мира // Коммунист, 1989. №8. С. 89-97.

134. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: Обновление, 1991. 336 с.

135. Ровинский Д.А. Русские народные картинки: В 4-х т.т. СПб., 1839.

136. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Аграф, 2003. 600 с.

137. Русский акварельный и карандашный портрет первой половины XIX века из музеев РСФСР. -М.: Изобразительное искусство, 1983. 336 с.

138. Русская мифология. Энциклопедия. М.: ЭКСМО - СПб.: Мидгард, 2006. 782 с.

139. Сакович А.Г. Русская гравюра XVI-XVII веков // Русская народная картинка. -М.: Наука, 1983. С. 47-71.

140. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Соч. в 2-х т.т.-М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 5-46.

141. Семененко И.И. Читателю Конфуция // Конфуций. Луньюй. Изречения. -М.: Эксмо, 2005. С. 5-18.

142. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. М.: Наука, 1987. 448 с.

143. Сидоров A.A. Вступительная статья // Минаев М.Н., Фортинский С.П. Экслибрис. М.: Книга, 1970. С. 5 - 7.

144. Сигэки Каидзука. Конфуций. Первый учитель Поднебесной. М.: Центрополиграф, 2004. 270 с.

145. Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 85 - 103.

146. Сергеев В. Рублев. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1990. 256 с.

147. Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. Коломна, 1993. 800 с.

148. Славянский мир I XVI века. Энциклопедический словарь. - М.: Центрополиграф, 2004. 896 с.

149. Смирнова И.А. Тициан. М.: Изобразительное искусство, 1987. 168 с.

150. Соколов М.Н. Рыба // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1982. Т.2. С. 393.

151. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Издание 2-ое, исправленное и дополненное. М.: Академический проект, 2001. 992 с.

152. Степанов Ю.С. Число и культура. Рациональное бессознательное в языке, литературе, науке, современной политике, философии, истории. М.: Языки славянской культуры, 2004. 832 с.

153. Степанов Ю.С. Протей. Очерки хаотической эволюции. М.: Языки славянской культуры, 2004. 264 с.

154. Стернин Г.Ю. Изобразительное искусство // Русская художественная культура второй половины XIX века. М.: Наука, 1991. С. 11 - 44.

155. Стернин Г.Ю. Введение // Русская художественная культура второй половины XIX века. М.: Наука, 1991. С. 3 - 8.

156. Сто этюдов о Канте. -М.: Университет «Книжный дом», 2005. 272 с.

157. Тарасова М.Р. Фантастический реализм современности // Синтез искусств в музыке, живописи, литературе. Южно-Сахалинск, 2001. С. 87 -89.

158. Тарковский А. Собр. соч.: В 2-х т.т. М.: Художественная литература, 1991. Т. 1.464 с.

159. Татаринов В. От издательства // Чжуан-Цзы. Путь полноты свойств. -М.: ЭКСМО, 2005. С. 5-6.

160. Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1982. Т. 2. С. 161-163.

161. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Русский язык, 1998. 848 с.

162. Трубецкой E.H. Два мира древнерусской иконописи // Он же. Смысл жизни. М.: Канон, 2005. 480 с.

163. Тысячелетие русской художественной культуры. М., 1988. 446 с.

164. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Языки славянской культуры, 2005. 358 с.

165. Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. М.: Терра-Terra, 1997. 192 с.

166. Фаворский В.А. Время в искусстве // Декоративное искусство, 1965. № 2. С. 3-10.

167. Фейнберг E.JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. -Фрязино: Век 2, 2004. 288 с.

168. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра - М, 1997. 576 с.

169. Философский словарь. М.: Издательство политической литературы, 1975.496 с.

170. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI XX веков -М.: Искусство, 1987. 368 с.

171. Флоренский П.А. Время и пространство // Он же. Собр. соч. История и философия М.: Мысль, 2000. С. 190 - 295.

172. Флоренский П.А. Иконостас // Собр. соч. в 4-х т.т. М.: Мысль, 1996. Т. 2. С. 190-526.

173. Ф.М. Достоевский в зеркалах графики и критики (1848 1998). - М.: Совпадение, 2005. 512 с.

174. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете. М.: Издательство политической литературы, 1985. 512 с.

175. Фуре В.Н. Гумилев // Всемирная энциклопедия. Философия XX век. -М.: ACT. Минск: Харвест, Современный литератор, 2002. С. 199 - 200.

176. Хейзинга И. Осень средневековья. -М.: Айрис-пресс, 2004. 540 с.

177. Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. СПб.: Академический проект, 2004. 560 с.

178. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3-х т.т. М.: Большая российская энциклопедия, 1993.

179. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения, 1983. -Л., 1983. 279 с.

180. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения, 1984. -Л., 1986. 287 с.

181. Шангина И. Русские праздники. От святок до святок. СПб.: Азбука-классика, 2004. 272 с.

182. Шестов JI. Соч.: В 2-х т.т. Potestas Clavium (Власть Ключей). М.: Наука, 1993.

183. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. 592 с.

184. Чжуан-Цзы. Путь полноты свойств. М.: ЭКСМО, 2005. 432 с.

185. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб.: Азбука-классика, 2004. 288 с.

186. Эстетика и теория искусства. М.: Прогресс - Традиция, 2005. 520 с.

187. Якимович А.К. Генрих Вёльфлин и другие. О классическом искусствознании неклассического века // Генрих Вёльфлин. Ренессанс и барокко. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 9 - 70.

188. Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII XVIII веков. Серия «Новая история искусства». - СПб.: Азбука-классика, 2004. 450 с.

189. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб.: Азбука -классика, 2002. 540 с.191. «Bosch». Tokyo, 1975. 94 p.

190. J.v.W. Andrie Kamalov // «Exlibris wereld», 1995, №2. P. 9.

191. L' exlibris Fete Verlaine. Concourse international organise a L'ocassion du cente naire de la mort du poete. - Metz, 1996. 48 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.