Жанровая система поэзии Равиля Бикбаева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Даутова Роза Ахметовна

  • Даутова Роза Ахметовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 172
Даутова Роза Ахметовна. Жанровая система поэзии Равиля Бикбаева: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». 2021. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Даутова Роза Ахметовна

Введение

Глава 1. Система поэтических жанров в башкирской литературе конца ХХ -начала XXI века

1.1. Общие закономерности эволюции поэтических жанров

1.2. Принципы классификации поэтических жанров

1.3. Основные тенденции развития поэзии конца XX - начала XXI века

Глава 2. Система жанров манифестационно-публицистической лирики

Р. Т. Бикбаева

2.1. Xитап как ведущий жанр поэзии Р. Т. Бикбаева

2.2. Жанр стихотворного послания в творчестве Р. Т. Бикбаева

Глава 3. Идейно-художественные особенности нарративной лирики Р. Т. Бикбаева

3.1. Идейно-тематическая и жанрово-стилевая природа поэм Р. Т. Бикбаева

3.2. Баллада в системе нарративных жанров в поэзии Р. Т. Бикбаева

Глава 4. Песенные и медитативные типы лирики в творчестве Р. Т. Бикбаева

4.1. Жанровые особенности песенной лирики Р. Т. Бикбаева

4.2. Идейно-тематическая и жанрово-стилевая природа медитативной лирики

Р. Т. Бикбаева

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровая система поэзии Равиля Бикбаева»

Введение

Народный поэт Башкортостана Равиль Тухватович Бикбаев (1938-2019) сыграл большую роль в развитии башкирской литературы конца ХХ - начала XXI века. Он был не только выдающимся поэтом, но и талантливым публицистом, литературоведом и общественным деятелем. Его творческий путь начался в студенческие годы. В первых же своих стихах и поэме «Вокзал», опубликованных в 1957 - 1961 годах, он заявил о себе как о зрелом, самобытном, талантливом поэте лирико-философского мироощущения и склада, а поэтическая книга «Степные горизонты» (1964) принесла автору заслуженное признание в мире башкирской и других тюркоязычных литератур. Р. Т. Бикбаев является автором около 30 поэтических, литературоведческих и публицистических книг, в том числе 5-томного сборника избранных произведений. Его произведения переведены на русский, немецкий, турецкий, украинский, казахский, якутский, чувашский, каракалпакский, алтайский и другие языки.

Как ученого-исследователя Р. Т. Бикбаева, профессора, члена-корреспондента АН РБ, всегда интересовал духовный мир поэтов-современников и предшественников, актуальные проблемы башкирского литературоведения. Он является автором ряда исследований по современной башкирской поэзии: «Философская лирика в современной башкирской поэзии» (1980), «Поэтическая летопись времени» (1980), «Время. Поэт. Народ» (1986), «Эволюция современной башкирской поэзии» (1991), «Шайхзада Бабич: Жизнь и творчество» (1995), «Слово поэта — совесть поэта» (1997) и многочисленных проблемных статей по вопросам развития башкирской литературы.

Широко известна общественная деятельность Р. Т. Бикбаева. Он являлся

Председателем правления Союза писателей Республики Башкортостан (1995 г.

- 2011 г.), членом Президентского Совета РБ (2000 г. - 2010 г.), депутатом

Государственного Собрания - Курултая РБ, председателем комитета по

образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи (2008 г. - 2013 г.).

Родина высоко оценила его многогранную творческую и общественную

3

деятельность. Он был удостоен республиканской молодежной премии им. Г. Саляма (1970 г.), Государственной премии РБ им. С. Юлаева (1989 г.), награжден орденами «Знак Почёта» (2009 г.), Дружбы народов (2000 г.), Салавата Юлаева (2000), «За заслуги перед Республикой Башкортостан» (2009 г.). В 1993 году ему присвоено высокое звание Народного поэта Республики Башкортостан, Р. Т. Бикбаев - Заслуженный деятель науки РБ (1992 г.), Заслуженный работник культуры Чувашской Республики (1999 г.), Почетный гражданин г. Уфы (1999 г.), один из авторов Гимна Республики Башкортостан.

Актуальность избранной темы состоит в том, что жанровая природа поэзии Р. Т. Бикбаева в достаточной степени не изучена в отечественном литературоведении и требует целостного ее освещения. Системный подход и аналитическое исследование данной темы позволит впервые представить в полной мере процесс жанрового мышления Р. Т. Бикбаева в контексте жанровой культуры башкирской литературы конца XX - начала XXI века.

Актуальность исследования заключается в том, что поэзия Р. Т. Бикбаева представляет собой образец глубокой по содержанию, высокохудожественной литературы, характеризующейся идейно-тематической широтой, гражданским пафосом, философичностью, эпичностью и лиричностью, разнообразием поэтических форм.

Исследование разных жанровых форм творчества поэта дает возможность глубже понять их природу, выявить особенности отношения к прошлому, настоящему и будущему, показать новаторские тенденции развития башкирской поэзии последних десятилетий в жанровом аспекте. Именно жанр является основной категорией литературы, определяющей идейно-художественный уровень литературы, поэзии того или иного времени. И в этом отношении исследование поэтического наследия Р. Т. Бикбаева в жанровом аспекте представляется, несомненно, одной из актуальных задач башкирского литературоведения.

Степень разработанности темы. Ранняя лирика Р. Т. Бикбаева стала

объектом внимания российского поэта И. Шкляровского, который в своей

4

статье «Радость покоряется ему...», представляющей своего рода рецензию на первую книгу Р. Т. Бикбаева «Поющие скалы» на русском языке, писал: «Бикбаев пронзительно чувствует свое время, его большие радости и горести. Зрение поэта Бикбаева - степное, удаленность предмета не искажает его размеров, реальность и мираж соприкасаются в стихе, на пустынных горизонтах отчетливей видны контуры нового» [Шкляровский 1979: 2]. Рецензент отмечает «свежесть» и «жизнестойкость» стихов поэта, анализирует излюбленные символы автора и раскрывает их значение.

В статье А. Х. Хабирова «Разрывается сердце поэта» особое внимание уделяется идейно-художественным особенностям и образной системе поэм «Жажду - дайте воды!», «Базарный топор» и «Письмо моему народу», отмечается их публицистичность, связь с творческими традициями Д. Юлтыя, М. Гафури и Ш. Бабича [Хабиров 1984: 87-90].

Чувашский литературовед Антер Хузангай в статье «Сто тысяч слов» ... или диалектика обновления», посвященной анализу многонациональной поэзии советской страны, указывает на афористичность произведений Р. Т. Бикбаева, на связь, который существует между индивидуальной авторской позицией и коллективным народным опытом, на гражданскую и нравственную насыщенность его стихов [Хузангай 1984: 240].

Народный поэт Башкортостана К. Аралбаев отмечает многогранность, разносторонность, глубокий смысл и яркую образность творчества поэта, а также своевременный охват актуальных проблем жизни. «Он и лирик с тонкой душой, и поэт-философ, и поэт-трибун, бьющий пламенный набат. Он и поэт-новатор с точки зрения поиска поэтических форм, стихотворных средств, ритмических мелодий» [Аралбаев 1989: 3], - пишет К. Аралбаев. Раскрывая образ лирического героя поэзии Р.Т. Бикбаева, критик В. Смирнов выявляет следующее: «В его поэзии «я» и мир, человек и мир предстают в романтической глобальности. Его лирический герой постоянно оказывается, я бы сказал, в экспериментальной ситуации, в которой он может находиться

всечасно в реальной повседневности, в ситуации «великого противостояния» к одной из широких сфер, к одной из стихий Вселенной» [Смирнов 2008: 39].

В статье «Сам - поле, и сам же плугарь» народный поэт Башкортостана Мустай Карим, обращая внимание на индивидуальные особенности поэтического мира Р. Т. Бикбаева, указывает на стремительное обогащение его поэзии в идейно-содержательном плане, пишет о постепенном переходе поэта к злободневным проблемам, о связи его творчества с жизнью народа [Карим 2008: 92].

Анализируя в своей статье «Гордость нации» поэму-хитап «Письмо моему народу» и отдельные стихотворения народного поэта, И. Киньябулатов отмечает в стихах и поэмах Р. Т. Бикбаева силу духа человека, своеобразие авторской интерпретации судьбы человека, отличающееся глубиной мировосприятия [Киньябулатов 2010: 145-147].

В книге литературоведа В. И. Ахмадиева «Связь поколений: статьи об истории башкирской литературы и о литературном процессе» имеется отдельная статья «Гражданское лицо поэта», посвященная творчеству Р. Т. Бикбаева. В ней автор, описывая известные лирические и лиро-эпические произведения поэта, отмечает в них глубину мыслей, гражданственность, патриотизм и умение проникнуть в душу народа [Ахмадиев 2013].

В статье З. А. Алибаева «Симфония седой степи» также уделено значительное внимание выявлению идейно-художественных особенностей поэзии Р. Т. Бикбаева. Он отмечает особенности освещения поэтом острейших проблем современности: «Даже если в первых поэтических произведениях поэта много автобиографических строк, в переживаниях лирического героя отражаются черты типического образа современности. В них мы читаем историю страны, современность» [URL: www.ye02.ru].

Глубиной проникновения в идейно-художественный мир нарративных

произведений Р. Т. Бикбаева отличается статья Г. С. Кунафина «Творческие

жемчужины видного поэта», где подробно описывается идейно-тематическое

содержание его поэм, «построенных на внешних и внутренних сюжетах»,

раскрываются особенности отражения в них романтического, драматического, трагического и героического пафосов, эволюция лиро-эпического мышления поэта, его роль в развитии жанров и жанровых разновидностей (лирических, траго-драматических, траго-героических поэм) нарративного типа башкирской поэзии последней четверти ХХ века [Кунафин 2018: 13-25].

В монографическом плане была исследована творческая деятельность Р. Т. Бикбаева в работе Г. Б. Хусаинова «Равиль Бикбаев. Жизнь и творчество». В ней репрезентативно представлена биография поэта, исследована эволюция его творчества и дана объективная оценка его произведениям. Исследователь важное внимание уделяет и научной деятельности Р. Т. Бикбаева. Монография Г. Б. Хусаинова, посвященная комплексному анализу творчества Р. Т. Бикбаева, написана на материале произведений поэта, вышедших до 2008 года.

Довольно подробный анализ творчества Р. Т. Бикбаева дан в фундаментальном труде «История башкирской литературы» в 6-ти томах. Авторы творческого портрета поэта М. Надергулов и М. Хамидуллина отмечают в его поэзии глубину осмысления действительности, бережное отношение к духовным ценностям былых героических времен, неразрывную связь исторического прошлого с настоящим, преклонение перед вечностью на земле.

Однако, как показывает обзор научной литературы о творчестве Р. Т. Бикбаева, жанровая система его поэзии до настоящего времени не стала объектом пристального внимания ученых, что определяет новизну предпринятого исследования.

Объектом исследования является богатое и по содержанию, и по форме поэтическое творчество Р. Т. Бикбаева, состоящее из его многочисленных и разных в жанровом отношении лирических и нарративных (лиро-эпических) произведений - лирических стихотворений, песен, хитапов (стихотворных обращений), мактубов (стихотворных посланий), поэм, баллад, стихотворений-монологов, парс, мадхии (оды), марсии (элегии), лирических песен, гимнов, романсов.

Предметом исследования является система жанров поэзии Р. Т. Бикбаева, отличающаяся своим разнообразием, богатством художественных приемов, форм и средств выражений идей и проблем современной эпохи, эстетического идеала поэта и его соотечественников.

Целью диссертационной работы является комплексное изучение жанровой природы поэзии Р. Т. Бикбаева, раскрытие роли его творчества в развитии жанровой системы современной башкирской поэзии.

Для достижения данной цели выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить и охарактеризовать основные тенденции развития башкирской поэзии конца XX - начала XXI века;

2. Произвести жанровую и тематическую классификацию произведений Р. Т. Бикбаева;

3. Проанализировать систему поэтических жанров в творчестве Р. Т. Бикбаева по типам лирических форм;

4. Проанализировать трансформацию жанровых форм и жанровых разновидностей в поэзии Р. Т. Бикбаева;

5. Определить идейно-тематическую природу, сюжетно-композиционные и художественные особенности поэзии Р. Т. Бикбаева.

Методология и методы исследования. При проведении исследования сравнительно-исторический метод, историко-литературный и теоретико-литературоведческий подходы сочетались с системным анализом, привлекался также метод художественного анализа.

Методологическая и теоретическая основа диссертационного

исследования. Исходной теоретико-методологической базой настоящей

диссертации послужили труды известных теоретиков и историков литературы

Л. В. Чернец, Г. Н. Поспелова, Г. Л. Абрамовича, М. М. Бахтина,

Л. И. Тимофеева, А. Н. Веселовского, В. Е. Xализева, Н. А. Гуляева,

В. М. Жирмунского, А. Н. Богданова, Д. С. Лихачева, Б. В. Томашевского,

Н. Л. Лейдермана, Н. Д. Тамарченко, Ю. Н. Тынянова, К. А. Ахмедьянова,

А. И. Xарисова, А. X. Вахитова, Г. Б. Xусаинова, Г. С. Кунафина, Р. Н. Баимова,

8

М. Х. Надергулова, Р. Б. Ахмадиева, Т. А. Кильмухаметова, Г. Н. Гареевой и других.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые объектом анализа стала жанровая природа поэзии Р. Т. Бикбаева.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных данных при изучении жанровой структуры лирических и лиро-эпических произведений. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании истории башкирской литературы в вузах и других образовательных учреждениях Башкортостана, в разработке вузовских и школьных учебников, при написании и формировании методических пособий, программ по теории и истории башкирской литературы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современный литературный процесс характеризуется появлением новых жанровых форм, что связано с более пристальным и всесторонним обращением авторов к внутреннему миру героя, новым осмыслением судьбы человека (личности), народа и страны.

2. В поэзии Р. Т. Бикбаева находят отражение почти все жанры медитативного, манифестационно-публицистического, нарративного и песенного типов лирического творчества.

3. Одним из оперативных и продуктивных жанров в поэзии Р. Т. Бикбаева является жанр стихотворного обращения - хитап, с помощью которого автор смог реализовать свои идеи и отразить актуальные проблемы общества.

3. Жанр «мактуб» в творчестве Р. Т. Бикбаева имеет широкий тематический диапозон, основными идейно-тематическими и художественными элементами которого являются призыв, наставления и критика. Центральное место в них занимает образ автора, который выступает не только в роли постороннего наблюдателя или критика, но и является активным действующим лицом происходящих событий.

4. Произведениям Р. Т. Бикбаева нарративного плана - поэмам и

балладам - в основном присущ автобиографический характер. Через судьбу

9

лирического героя автор показывает переломные, судьбоносные периоды истории не только народов Башкортостана, но и всей многонациональной России.

5. Песенная лирика Р. Т. Бикбаева отличается разнообразием жанровых форм, отражением красоты мира, интенсивностью и динамичностью переживаний, многозначностью символики и мелодичностью интонации.

6. Медитативная лирика Р. Т. Бикбаева в жанровом отношении, в основном представляет собой форму монолога, глубокомысленную речь автора - лирического героя, которая проникнута душевными переживаниями и гражданскими мотивами.

Степень достоверности и апробация результатов. Основное

содержание исследования отражено в 21 публикации автора, в том числе в 4

статьях в научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной

комиссией Министерства науки и высшего образования Российской

Федерации. Основные теоретические положения диссертации были

представлены в виде докладов на Всероссийской (с международным участием)

научно-практической конференции «Состояние и перспективы сравнительно-

исторических исследований в тюркологии и алтаистике» (Уфа, 2014),

Международной научно-практической конференции «Культура народов

Башкортостана в контексте Евразийской цивилизации: история, современность,

перспективы», посвященной 25-летию факультета башкирской филологии и

журналистики Башкирского государственного университета и 70-летию

Победы в Великой Отечественной войне, Году литературы (Уфа, 2015),

Всероссийской научно-практической конференции (с международным

участием) «Язык и культура: проблемы соотношения и взаимодействия в

полиэтническом пространстве», посвященной 80-летию доктора

филологических наук, профессора, академика АН РБ, заслуженного деятеля

науки РБ М. В. Зайнуллина (Уфа, 2015), Всероссийской научно-практической

конференции «Глобальное информационное общество и проблемы сохранения

культуры», посвященной 80-летию доктора филологических наук, профессора

10

О. К. Валитова (Уфа, 2015), Всероссийской научно-практической конференции

(с международным участием) студентов, магистрантов и аспирантов

«Актуальные проблемы современной башкирской филологии, журналистики и

востоковедения», посвященной Году Литературы (Уфа, 2015), Всероссийской

научно-практической конференции «Национальная литература в диалоге

культур: духоформирующий и консолидирующий потенциал», посвященной

подведению итогов Года литературы в Российской Федерации и Республике

Башкортостан (Уфа, 2015), Всероссийской научно-практической конференции с

международным участием «Актуальные проблемы истории, этнологии,

археологии и культуры Башкортостана», посвященной юбилею видного

общественного и научного деятеля, профессора М. М. Кульшарипова (Уфа,

2016), Всероссийской научной конференции «Слово и текст в культурном и

политическом пространстве» (Сыктывкар, 2016), Международной научно-

методической конференции «Актуальные проблемы русской и

сопоставительной филологии: теория и практика» (Уфа, 2016), Международной

научно-практической конференции «Этапы и особенности развития

просветительства в Башкортостане и России: филологические, философские,

историко-культурные, педагогические и правовые аспекты» (Уфа, 2016), ХХУ1

Всероссийской студенческой научно-практической конференции (с

международным участием) (Уфа, 2016), Международной научно-практической

конференции «Духовная культура и гуманитарные науки в Башкортостане и

России: история и современность» (Уфа, 2016), Всероссийской научно -

практической конференции с международным участием «Медиапространство

Российской Федерации: глобальный и национальный аспекты (к 100-летию

башкирской национальной печати)» (Уфа, 2017), Всероссийской научно-

практической конференции с международным участием «Актуальные

проблемы филологии народов России», посвященной 80-летию со дня

рождения К. А. Ахмедьянова (Уфа, 2017), Международной научно-

практической конференции «Культура, литература и гуманитарные науки

народов Евразии: прошлое, настоящее, будущее» (Уфа, 2018), Международной

11

научно-практической конференции «Актуальные проблемы национальных литератур России: художественные поиски XX - начала XXI века», посвященной 110-летию со дня рождения народного писателя Башкортостана и 100-летию со дня рождения народного поэта Башкортостана Н. Наджми (Уфа, 2018).

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры башкирской литературы, фольклора и культуры факультета башкирской филологии, востоковедения и журналистики Башкирского государственного университета.

Структура и объем диссертации обусловлены целью и основными задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

ГЛАВА I

СИСТЕМА ПОЭТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

КОНЦА ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКА 1.1. Общие закономерности эволюции поэтических жанров

Поэзия как творчество, которое идет из самых глубин внутреннего мира человека, может нести в себе умиротворенность, лирическое настроение и призыв к действию. Истинное лицо башкирской литературы достойно показала другим народам прежде всего поэзия. Вместе с народом она шла по трудным дорогам истории. И через какие бы испытания и утраты ни проходила, поэзия оставалась верна своему назначению. В долгих и изнурительных битвах за право жить, за свое достоинство поэтическое слово осталась непобежденным, напротив, оно стало особенно отточенным и острым [Бикбаев 1991: 3].

В трудах Г. С. Кунафина подробно исследованы роль и место поэзии в формировании мировоззрения башкирского народа: «В глазах народа ее миссия издавна была неизменно высокой, священной. Нередко она заменяла собой философские, морально-этические, религиозные трактаты, публицистические выступления, исторические записи» [Кунафин 1999: 3]. Раскрывая идейно-художественные и общественные функции башкирской поэзии, ученый выделяет такие традиционные ее черты, как гуманность, высокая гражданственность и нравственность, чувствительность и мелодичность.

Анализ поэтических сборников, выпущенных в последние годы, показывает, что для современной поэзии характерны глубина философских обобщений, размышления о проблемах национального и общественного масштаба. В современном литературном процессе основными проблемами остаются размышления поэтов и писателей о вечных категориях бытия, освещение актуальнейших вопросов сквозь призму истории народа. К таким выводам приходят и исследователи, рассматривающие в своих трудах произведения современных поэтов и эволюцию поэтических поколений [Сагадиев 2008: 333].

Одним из таких башкирских поэтов современности, творческим поискам которого присущи все эти свойства, является народный поэт Республики Башкортостан Равиль Тухватович Бикбаев. В данной диссертационной работе мы будем исследовать жанровую систему его поэзии.

Проблема жанра является одной из сложных вопросов отечественного литературоведения. Прежде чем приступить к анализу жанровой системы творчества Р. Т. Бикбаева необходимо выяснить сущность и назначение такой литературоведческой категории, как жанр.

В современном отечественном литературоведении имеется множество теорий относительно жанровой концепции, однако все они противоречат друг другу. Одной из причин противоречивости жанровой концепции мы считаем большое количество научных трудов по данной проблеме, с другой стороны с недостаточной разработанностью теории. Без знания законов жанра нельзя раскрыть индивидуальные художественные особенности писателя или поэта. Поэтому в литературоведении большое внимание уделяется к проблеме жанра, так как именно жанром произведения определяется его эстетическая природа.

Вопросы концепции жанра были исследованы в научных трудах ученых разных отечественных литератур: в русской [Тимофеев 1966; Богданов 1970; Бахтин 1972; Тынянов 1972; Поспелов 1978; Абрамович 1979; Лейдерман 1982; Чернец 1982; Лихачев 1984; Гуляев 1985; Веселовский 1989; Жирмунский 1996; Тамарченко 1999; Томашевский 1999; Хализев 1999], в алтайской [Чичинов 1976; Киндикова 2003], в тувинской [Куулар 1970], в хакасской [URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zhanra-hysha-stihtar-v-hakasskoy-poezii/viewer], в татарской [Хатипов 1973; Нуруллин 1979; Шарипов 2011], в дагестанской [Мамаева 2017: 181-187; Кельбеханова 2017: 138-144; URL:https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-palitra-dagestanskoy-poezii-60-70-h-godov-hh-veka/viewer], в башкирской [Харисов 1965; Баимов 1984; Хусаинов 1984; Ахмедьянов 2003; Вахитов 2007; Кильмухаметов 2008; Ахмадиев 2009; Кунафин 2011] и других.

Как было отмечено исследователями, в системе литературоведческих категорий литературный жанр занимает ведущее положение. «В жанре скрещиваются и находят выражение важнейшие закономерности литературного процесса: соотношение содержания и формы, замысла автора и требование традиций, ожиданий читателей, устойчивых и быстро изменяющихся особенностей литературы» [Чернец 1982: 43].

«Не вызывает сомнения и то, что вне жанра не существует художественного произведения. Но вряд ли будет правильным все жанровое многообразие литературы определять только через один ее аспект, скажем, через стихотворение или повесть, либо же, применяя только лишь тематический подход. Задача гораздо сложнее. Она состоит в том, чтобы определить тот стержневой принцип названия жанра, который объединит в систему все жанровое многообразие литературы» [Кунафин 2011: 20], -отмечает профессор Г. С. Кунафин.

С. И. Красовская относит жанр к ряду редких многофункциональных литературоведческих понятий, который помогает в историческом периоде и в определенной области следить за продвижением литературного процесса, формировать, оценивать и формулировать историю литературы на конкретном этапе [Красовская 2005: 14].

Как пишет литературовед Н. Д. Тамарченко, «категория жанра необходима не для классификации так, к сожалению, как полагают многие (в противном случае ее значение в поэтике было бы ничтожным), а для адекватного понимания смысла литературных явлений. Принадлежность произведения к определенному жанру указывает на традиционные, исторически устойчивые типические аспекты его смысла. Но такое понимание категории в силу ряда причин оказалось непопулярным» [Тамарченко 2011, 4]. В ходе исследования он приходит к выводу о том, что «сохранение той смысловой основы, которая запечатлена в постоянно воспроизводимом структурном инварианте жанра, сочетается в истории литературы с постоянным

варьированием этой структуры и, тем самым, обновлением смысла» [Там же: 98].

«В решении запутаннейшей литературоведческой проблемы жанра и следует начинать с определения его функций как величины постоянной, а не с установления исторически изменяющихся объемов жанров. Как литературоведческое понятие жанр всегда единица в классификации произведений и указатель их традиционных черт, помогающий процессу эстетической коммуникации» [Чернец 1982: 13], - считает Л. В. Чернец. Главной специфической функцией жанра она определяет призвание жанра «дать хотя и формализованное, но целостное представление о произведении» [Там же: 18].

В разработку теории жанров большой вклад внес М. М. Бахтин. По его мнению, для того, чтобы воспринять определенные стороны действительности, необходимо поэту или писателю научиться видеть окружающий мир глазами жанра. Литературовед жанровую категорию рассматривает как образец творческой памяти в формировании литературного процесса. Благодаря чему, жанр способен создать постоянство и единство этого развития. М. М. Бахтин в своих исследованиях отмечает о возрождении и обновлении литературных жанров на каждой фазе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра [Бахтин 1972: 129]. Таким образом, по теории М. М. Бахтина жанр является важнейшим связующим звеном между писателями и поэтами разных эпох. Для правильного понимания природы жанра необходимо обратиться к его истокам.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Даутова Роза Ахметовна, 2021 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М.: Просвещение, 1979. 352 с.

2. Аверинцев С.С. Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. 255 с.

3. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Язык русской культуры», 1996. 448 с.

4. Азнагулов Р.Г. Разноцветный бисер. Творческие портреты. Уфа: Китап, 2007. 272 с. (на башк.яз.).

5. Алибаев З.А. Симфония седой степи [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: www.ye02.ru (на башк. яз.).

6. Аралбаев К.А. Многогранное творчество // Совет Башкортостана. 1989. 13 марта. С. 3. (на башк. яз.).

7. Ахмадиев В.И. Связь поколений. Статьи об истории башкирской литературы и литературном процессе. Уфа: Китап, 2013. 488 с. (на башк. яз.).

8. Ахмадиев В.И. Гражданское лицо поэта // Агидель. 1981. № 4. С. 35-38 (на башк. яз.).

9. Ахмадиев Р.Б. Конфликты, жанры, характеры. Уфа: Китап, 2009.

260 с.

10. Ахмедьянов К.А. Проблемы композиции башкирских поэм. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1962. 179 с. (на башк. яз.).

11. Ахмедьянов К.А. Путешествие в страну поэзии. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1967. 206 с. (на башк. яз.).

12. Ахмедьянов К.А. Теория литературы. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985. 344 с. (на башк. яз.).

13. Баимов Р.Н., Гареева Г. Н., Тимергалина Р. Х. Писатели земли башкирской. Справочник. Уфа: Китап, 2006. 496 с.

14. Баимов Р.Н. Судьба жанра. Литературоведческая монография. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. 320 с.

15. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 502 с.

16. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Издательство «Художественная литература», 1972. 470 с.

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е издание. М.: Искусство, 1986. 445 с.

18. Башкирская литература ХХ века: Учебник для высших учебных заведений. 2 издание, дополненное. Уфа: РИЦ БГУ, 2003. 577 с. (на башк. яз.).

19. Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т. 4. Л - О / гл. ред. М.А. Ильгамов. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2008. 608 с.

20. Бедирханова С.А. Жанр газели в творчестве Ибрагима Гусейнова // Проблема жанра в филологии Дагестана: материалы XII Всероссийской конференции. Махачкала: Тип. Радуга. 2017. С. 70-75.

21. Беглов В.А. Актуальные вопросы теории литературы: Учебное пособие. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. 248 с.

22. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Полн. собр. соч.: В 13 томах. Т.5. М.: Изд-во АН СССР, 1954. 826 с.

23. Бикбаев Р.Т. Поющие скалы: Стихи. пер. с башкир. В. Казанцева. М.: Современник, 1978. 78 с.

24. Бикбаев Р.Т. Поэтическая летопись времени. Уфа: Башкнигоиздат, 1980. 272 с.

25. Бикбаев Р.Т. Заря / Пер. с башк. М.: Сов. Россия, 1982. 80 с.

26. Бикбаев Р.Т. Сияние земли моей: стихотворения. Уфа: Башкнигоиздат, 1982. 320 с. (на башк. яз.).

27. Бикбаев Р.Т. Борозды. Стихи, баллады, поэмы. Уфа: Китап, 1985. 224 с. (на башк. яз.).

28. Бикбаев Р.Т. Звездный дом: Стихи. пер. с башкирского. М.: Сов. писатель, 1985. 80 с.

29. Бикбаев Р.Т. Время. Поэт. Народ. М.: Современник, 1986. 240 с.

30. Бикбаев Р.Т. Эволюция современной башкирской поэзии. М.: Наука, 1991. 141 с.

31. Бикбаев Р.Т. Слово поэта - совесть поэта. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1997. 510 с.

32. Бикбаев Р.Т. Под солнцем и луною. Уфа: Китап, 1998. 544 с.

33. Бикбаев Р.Т. Полет одинокой птицы. Стихотворения и поэмы. Уфа: Китап, 2003. 296 с. (на башк.яз.).

34. Бикбаев Р.Т. Заветное слово. Уфа: Скиф, 2008. 304 с.

35. Бикбаев Р.Т. Избранные произведения. Т. I: стихотворения, поэмы. Уфа: Китап, 2008. 528 с. (на башк. яз.).

36. Бикбаев Р.Т. Избранные произведения. Т. II: стихотворения, хадисы, переводы. Уфа: Китап, 2008. 560 с. (на башк. яз.).

37. Бикбаев Р.Т. Полет одинокой птицы...: стихи на баш. и рус. языках. Уфа: Изд.-во БГПУ, 2009. 32 с.

38. Бикбаев Р.Т. Избранные произведения. Т. III: путешествия. Уфа: Китап, 2010. 616 с. (на башк. яз.).

39. Бикбаев Р.Т. Хазина: стихотворения и поэмы. Уфа: Китап, 2010. 152 с. (на башк. яз.).

40. Бикбаев Р.Т. Избранные произведения. Т. IV: статьи. Уфа: Китап, 2011. 632 с. (на башк. яз.).

41. Бикбаев Р.Т. Новая эпоха и новая литература // Агидель. 2011. №5. С. 6-21. (на башк.яз.).

42. Бикбаев Р.Т. Избранные произведения. Т. V: поэма, стихотворения, выступления. Уфа: Китап, 2012. 632 с. (на башк. яз.).

43. Бикбаев Р.Т. День приема граждан. Поэма // Агидель. 2013. №8. С. 5-12. (на башк. яз.).

44. Бикбаев Р.Т. Дневники. Вторая книга. Уфа: РБ ГУП Полиграфкомбинат, 2013. 744 с. (на башк. яз.).

45. Бикбаев Р.Т. Прошедшая жизнь, оставшаяся память... // Агидель. 2013. №1. С. 139-169 (на башк.яз.).

46. Бикбаев Р.Т. Разве можно забыть? Уфа: ГУП РБ Полиграфкомбинат, 2013. 208 с. (на башк. яз.).

47. Бикбаев Р.Т. Всадник-Азамат. Уфа: ГУП РБ Полиграфкомбинат, 2015. 104 с. (на башк. яз.).

48. Бикбаев Р.Т. Избранные произведения. Т VI: стихотворения, поэмы, хадисы, статьи. Уфа: Китап, 2019. 544 с. (на башк. яз.).

49. Богданов А.Н. Литературные роды и виды: Теория литературы в связи с проблемами эстетики. М.: Наука, 1970. 380 с.

50. Валитов А.Х. Жанр и стиль в башкирской прозе. Уфа: Башк.кн. изд.-во, 1982. 350 с. (на башк. яз.).

51. Вахитов А.Х. Закономерности жанрово-стилевого развития башкирской прозы. Уфа: Китап, 2007. 464 с. (на башк.яз.).

52. Введение в литературоведение: Учебник для филол. спец. ун.-тов / Поспелов Г.Н., Николаев П.А., Волков И.Ф., Хализев В.Е. и др.; под. ред. Г.Н. Поспелова. 2-е изд., доп. М.: Высш. шк., 1983. 327 с.

53. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. Изд. 3-е. М.: Высш. шк., 1988. 527 с.

54. Введение в литературоведение: Литературные произведения. Основные понятия и термины / под ред. Л.В. Чернец. М.: Academia, 2000. 556 с.

55. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.

404 с.

56. Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения: проблемы поэтики. СПб.: Наука, 2002. 218 с.

57. Гайнуллин М.Ф., Хусаинов Г.Б. Писатели Советского Башкортостана. Библиографический справочник. Дополненное, исправленное второе издание. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1969. 400 с. (на башк. яз.).

58. Гареева Г.Н. Особенности развития башкирской поэзии постсоветского периода // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург: ООО «Компания ПОЛИГРАФИСТ», 2016. № 4 (46). С. 39-42.

59. Гареева Г.Н. Современная башкирская поэзия / Национальные литературы республик Поволжья (1980-2010 гг.): учебное пособие / науч. ред. В.Р. Аминева. Казань: Казан.ун.-т, 2016. С. 42-55.

60. Гареева Г.Н. Жанровые формы в современной башкирской поэзии // Проблема жанра в филологии Дагестана: материалы XII Всероссийской конференции. Махачкала: Тип. Радуга. 2017. С. 92-100.

61. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. 408 с.

62. Гуляев Н. А. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1977. 342 с.

63. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб.: Изд. С. -Петербург. университета, 1996. 440 с.

64. Жирмунский В.М. Сравнительно-историческое литературоведение [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.oval.ru/enc/67660.html.

65. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Советский писатель, 1975. 664

с.

66. Захаров В.Н. К спорам о жанре // Жанр и композиция литературного произведения / отв. ред. М.М. Гин. Петрозаводск. 1984. С. 3 -19.

67. Идельбаев М.Х. Новая страница в изучении башкирской поэзии XIX - начала ХХ столетий // Духовная культура и гуманитарные науки в Башкортостане и России: история и современность: материалы Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. - С. 61-62.

68. Идельбаев М. Х. Жанры в тюркской и башкирской авторской изустной поэзии // Проблема жанра в филологии Дагестана: материалы XII Всероссийской конференции. Махачкала: Тип. Радуга. 2017. С. 122-128.

69. Иксанов М. Жанр в современной башкирской поэзии // Агидель. 2012. № 4. С. 115-123. (на башк. яз.).

70. Иншакова Ю.Г. Жанровая система И.А. Бунина: автореферат дисс. ... канд.филол.наук. Елец. 2005. 28 с.

71. Исламов Р.Ф. Некоторые жанровые формы лирики в тюркском

«Шахнаме» // РИУ - 5 лет: сб., посв. пятилетию Российского исламского

161

университета. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та им. В.И. Ульянова-Ленина, 2003. С. 46-51.

72. История башкирской литературы. В 6 томах. Т. 6. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. 584 с. (на башк. яз.).

73. История башкирской литературы. Том 3: Литература советского периода (конец 50-х - начало 90-х гг. ХХ в.). Уфа: Китап, 2015. 696 с.

74. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972. 440 с.

75. Караван-Сарай. /Авт.-сост. Калимуллин Ф. Б. 2-е изд. Уфа: Китап, 1995. 71 с.

76. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. 376 с.

77. Кельбеханова М.Р. Канонические формы строфической композиции в поэзии Ибрагима Гусейнова (газель, рубай, туйук, бейт) // Проблема жанра в филологии Дагестана: материалы XII Всероссийской конференции. Махачкала: Тип. Радуга. 2017. С. 138-144.

78. Киндикова А.В. Жанровое своеобразие и художественный мир произведений Бориса Укачина: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Казань. 2003. 27 с.

79. Кильмухаметов Т.А. Поэтика башкирской драматургии. Уфа: Китап, 2008. 488 с.

80. Киньябулатов И. Гордость нации // Бельские просторы. 2010. № 12. С. 145-147.

81. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров. // Теория литературы: в 3 томах. Т.2. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. М.: Наука, 1964. 486 с.

82. Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы. М.: Знание, 1982. 112

с.

83. Красовская С.И. Проза А.П. Платонова: жанры и жанровые

процессы: автореферат. дисс. ... д-ра. филол. наук. Тамбов. 2005. 52 с.

162

84. Кузмичев И.К. Введение в эстетику художественного сознания. Нижний Новгород: Изд.-во Нижегор. ун.-та, 1995. 286 с.

85. Кунафин Г.С. И песней, и сатирой. Развитие жанровой системы башкирской литературной песенной и сатирической поэзии XIX - начала ХХ веков. Уфа: Китап, 1999. 256 с.

86. Кунафин Г.С. Поэтическое эхо прошлого. Развитие жанровой системы башкирской манифестационно-публицистической и нарративной поэзии. Уфа: Китап, 2004. 316 с.

87. Кунафин Г.С. Духовное сияние времен: задачи теории литературы, исторической поэтики. Уфа: Китап, 2006. 492 с. (на башк. яз.).

88. Кунафин Г.С. Культура Башкортостана и башкирская литература XIX - начала ХХ века. Уфа: Китап, 2006. 280 с.

89. Кунафин Г.С. Башкирская поэзия XIX - начала XX веков: вопросы жанровых и идейно-художественных особенностей. Уфа: Гилем, 2011. 480 с.

90. Кунафин Г.С. Особенности развития башкирской литературы XIX - начала ХХ века. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат ГУП РБ, 2014. 740 с. (на башк. яз.).

91. Кунафин Г.С. Традиции просветительского реализма в башкирской прозе начала ХХ века // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/117-13322.

92. Кунафин Г.С. Творческие горизонты Шайхзады Бабича. Уфа: Китап, 2016. 288 с. (на башк. яз.).

93. Кунафин Г.С. Творческие жемчужины видного поэта // Ватандаш. 2018. № 11. С. 13-25 (на башк.яз.).

94. Купина Н.А. Филологический анализ художественного текста: Практикум. М.: Флинта, Наука, 2003. 404 с.

95. Куулар Д.С. Тувинская поэзия: очерк истории. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1970. 140 с.

96. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск: Средн.-Урал. кн. изд-во, 1982. 256 с.

97. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. Николаева П.А. М.: Высшая школа, 1997. 352 с.

98. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3-е дополненное. М.: Наука, 1979. 358 с.

99. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. 272 с.

100. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство СПб, 1996. 848

с.

101. Магомедова ДМ. Филологический анализ лирического стихотворения: учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений. М.: Академия, 2004. 192 с.

102. Магомедова Р.М. Аварская баллада (общее и локально-особенное): автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Махачкала. 2008. 29 с.

103. Мамаева М.Д. К вопросу о классификации родов и жанров литературы // Проблема жанра в филологии Дагестана: материалы XII Всероссийской конференции. Махачкала: Тип. Радуга. 2017. С. 181-187.

104. Мещеряков В.П. Основы литературоведения: учебное пособие для филологических факультетов пед. ун-тов / Мещеряков В.П., Козлов А.С., Кубарева Н.П., Сербул М.Н.; под общ. ред. В.П. Мещерякова. М.: Московский Лицей, 2000. 372 с.

105. Минатуллаева М.Ш. Жанровая палитра дагестанской поэзии 60-х годов ХХ века. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-palitra-dagestanskoy-poezii-60-70-h-godov-hh-veka/viewer.

106. Мингазетдинов М. Взгляд на поэмы // Литература, фольклор и литературное наследие. Уфа: РИЦ БГУ, 1975. С. 45-64 (на башк. яз.).

107. Мустай Карим. Сам - поле, сам же плугарь // Агидель. 2008. № 12. С. 90-94 (на башк. яз.).

108. Налдеева О.И. Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика: дисс. ... д-ра. филол.наук. Саранск. 2013. 380 с.

109. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Русский язык, 1988. 300 с.

110. Нуруллин И.З. Габдулла Тукай. Казань: Тат.кит. из.-во, 1979. 304 с. (на тат.яз.).

111. Основы литературоведения / Под общ. ред. Мещерякова В.Д. М.: Московский Лицей, 2000. 357 с.

112. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.: Сов. писатель, 1986. 480 с.

113. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. М.: Высш.шк., 1988.

528 с.

114. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1978. 271 с.

115. Поспелов Г.Н. Теория литературы: Учебник для ун.-тов. М.: Высш. школа, 1978. 351 с.

116. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Изд-во Intrada, 2008. 358 с.

117. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. 327 с.

118. Псянчин Ю.В. Художественные средства языка. Уфа: Китап, 2003. 225 с. (на башк. яз.).

119. Российский государственный гуманитарный университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www2.rsuh.ru.

120. Сагадиев В.В. Тенденции развития современной башкирской поэзии // Вестник Башкирского государственного университета. Уфа. 2008. Т. 13. № 2. С. 333.

121. Смирнов В. Наедине с собой и Вселенной // Урал. 1979. № 12. С.

38-43.

122. Смирнов Б.В. О литераторе соратники по перу // Агидель. 2008. № 12. С. 37-48. (на башк. яз.).

123. Стенник Ю.В. Система жанров в историко-литературном процессе / Ю.В. Стенник // Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. Л.: Наука, 1974. С.168-172.

124. Тагирова З. М. Эпистолярная форма в творчестве поэта // Агидель. 2008. № 12. С. 103-108 (на башк. яз.).

125. Тамарченко Н.Д. Методологические проблемы теории рода и жанра в поэтике ХХ века // Теория литературы. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении) / гл. ред. Ю.Б. Борева. М.: ИМЛИ РАН, 2003. 592 с.

126. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 400 с.

127. Тамарченко Н. Д. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 512 с.

128. Таскаракова Н.Н. Особенности жанра «хысха стихтар» в хакасской поэзии [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-zhanra-hysha-stihtar-v-hakasskoy-poezii/viewer.

129. Теория литературных жанров: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. 2-е изд. / М.Н. Дарвин и др.; под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Академия, 2012. 253 с.

130. Тимофеев Л. Основы теории литературы. Учеб пособие для студентов пед ин-тов. Изд. 4-е, испр. М.: Просвещение, 1971. 464 с.

131. Томашевский Б.В. Краткий курс поэтики: учебное пособие. М.: Изд-во «КДУ», 2010. 192 с.

132. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: учебное пособие. М.: «Аспект Пресс», 2003. 334 с.

133. Тынянов Ю.Н. Литературный факт. О литературной эволюции // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 494 с.

134. Утяев А.Ф. Лирический герой современной башкирской поэзии // Вестник Башкирского университета. 2011. Т.16. № 1. С. 98-102.

135. Фазылова Ф.С. Тема любви в современной башкирской поэзии // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7 (188). Филология. Искусствоведение. Вып. 41. С. 158-161.

136. Хабиров А.Х. Разрывается сердце поэта // Агидель. 1984. № 12. С. 87-90 (на башк.яз.).

137. Хабиров А.Х. Родник животворящий. Творческие портреты. Уфа: Китап, 1996. 224 с. (на башк. яз.).

138. Хабиров А.Х. В стране поэзии. Уфа: Китап, 2006. 216 с.

139. Хабиров А.Х. В пути: поэтические наблюдения, творческие портреты. Уфа: Китап, 2011. 270 с. (на башк. яз.).

140. Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2002. 437 с.

141. Харисов А. И. Литературное наследие башкирского народа. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1965. 416 с.

142. Хатипов Ф.М. Эпические жанры. Казань: Татарское книжное издательство, 1973. 144 с. (на тат.яз.).

143. Хузангай А. «Сто тысяч слов». Или диалектика обновления // Дружба народов. 1984. № 11. С. 240.

144. Хусаинов Г.Б. Некоторые вопросы современной башкирской поэзии. Уфа: Башкирской книжное издательство, 1957. 179 с. (на башк. яз.).

145. Хусаинов Г.Б. Эпоха и поэзия. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1964. 175 с. (на башк. яз.)

146. Хусаинов Г.Б. Пути развития башкирской советской поэзии. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1968. 402 с. (на башк. яз.).

167

147. Хусаинов Г.Б. Эпоха. Литература. Писатель. Вопросы истории, теории, критики башкирской литературы. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1978. 432 с. (на башк. яз.).

148. Хусаинов Г.Б. Система жанров в башкирской литературе. Уфа: Академия наук СССР, 1980. 118 с.

149. Хусаинов Г.Б. Поэты: Литературные портреты. Уфа: Башкнигоиздат, 1981. 240 с. ( на башк. яз.).

150. Хусаинов Г.Б. Голоса веков. Очерки по истории, теории и исторической поэтики башкирской литературы. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. 304 с. (на башк. яз.).

151. Хусаинов Г.Б. Башкирское стихотворение. Поэтический словарь. Уфа: Гилем, 2003. 480 с. (на башк. яз.).

152. Хусаинов Г.Б. Поэтика башкирской литературы. Часть первая. Теоретическая поэтика. Уфа: Гилем, 2006. 402 с. (на башк. яз.).

153. Хусаинов Г.Б. Словарь литературоведческих терминов. Уфа: Китап, 2006. 247 с. (на башк. яз.).

154. Хусаинов Г.Б. Поэтика башкирской литературы. Вторая часть. Историческая поэтика. Психологическая поэтика. Поэтика национального стихотворения. Уфа: Гилем, 2007. 351 с. (на башк. яз.).

155. Хусаинов Г.Б. Равиль Бикбаев. Жизнь и творчество: монография. Уфа: Китап, 2008. 256 с. (на башк. яз.).

156. Хусаинов Г.Б. Теория литературы. Уфа: Китап, 2010. 384 с. (на башк. яз.).

157. Чичинов В.И. Адрес поэзии - Горный Алтай. Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1976. 88 с.

158. Шарипов А.М. Система стихотворных жанров в древнетюркской тюрко-татарской литературе VIII-XIV вв. (зарождение, становление и функционирование): автореферат дис. ... д-ра филол. наук. Казань. 2011. 81 с.

159. Шарипов А.М. Зарождение и становление системы стихотворных жанров в древнетюркской и тюркско-татарской литературе (УШ-Х1У вв.): Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2011. 361 с.

160. Шарипова З.Я. Средства выразительности в башкирской литературе. Уфа: БГУ, 2003. 128 с. (на башк. яз.).

161. Шкляровский И. Радость покоряется ему // Литературная газета. 1979. 7 марта. С. 3.

162. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М.: Изд.-во Моск. ун.-та, 1982. 192 с.

163. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. Новиков В.И., Шкловский Е.А. М.: Педагогика-Пресс, 1998. 424 с.

Публикации диссертанта: Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК РФ:

164. Даутова Р.А. Поэтика и проблематика поэмы Р. Бикбаева «Жажду -дайте воды!» // Вестник Башкирского университета. 2015. № 2. Т. 20. С. 548552.

165. Даутова Р.А. Жанровая природа произведения Р.Т. Бикбаева «Халкыма хат» («Письмо моему народу») // Проблемы востоковедения. 2016. № 4 (74). С. 90-94.

166. Даутова Р.А. Идейно-тематические и художественные особенности песенной лирики Равиля Бикбаева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2. Ч. 2. С. 229-232.

167. Хитапы в системе жанров манифестационно-публицистической лирики Р.Т. Бикбаева // Проблемы востоковедения. 2019. № 1 (83). С. 87-92.

Статьи, опубликованные в сборниках материалов конференций:

168. Даутова Р.А. Жанровое своеобразие произведения Р. Бикбаева

«Лишь бы дошли мои письма» // Состояние и перспективы сравнительно-

исторических исследований в тюркологии и алтаистике: материалы

169

Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 203-205.

169. Даутова Р.А. Тема Родины в поэме Р. Бикбаева «Горькая полынь» // Культура народов Башкортостана в контексте Евразийской цивилизации: история, современность, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета башкирской филологии и журналистики Башкирского государственного университета и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, Году литературы. Уфа: РИЦ БашГУ. 2015. С. 103-105.

170. Даутова Р.А. Идейно-эстетические особенности стихотворения «Полотенце» Р. Бикбаева // Язык и культура: проблемы соотношения и взаимодействия в полиэтническом пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной 80-летию доктора филологических наук, профессора, академика АН РБ, заслуженного деятеля науки РБ Зайнуллина Марата Валеевича. Уфа: РИЦ БашГУ. 2015. С. 278-281.

171. Даутова Р.А. Жанр хитап в поэзии Р. Бикбаева. Глобальное информационное общество и проблемы сохранения культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию доктора филологических наук, профессора О.К. Валитова. Уфа: РИЦ БашГУ. 2015. С. 187-190.

172. Даутова Р.А. Философская проблематика произведения Р. Бикбаева «Стрела с меткой» // Актуальные проблемы современной башкирской филологии, журналистики и востоковедения: материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) студентов, магистрантов и аспирантов, посвященной Году Литературы. Уфа. 2015. С. 6467.

173. Даутова Р.А. Тема гражданственности и патриотизма в

стихотворениях Р. Бикбаева // Всероссийская научно-практическая

конференция «Национальная литература в диалоге культур: духоформирующий

170

и консолидирующий потенциал», посвященной подведению итогов Года литературы в Российской Федерации и Республике Башкортостан: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа. 2015. С. 108-111.

174. Даутова Р.А. Отражение актуальных проблем современности в поэме Р. Бикбаева «Жажду - дайте воды!» // Актуальные проблемы истории, этнологии, археологии и культуры Башкортостана: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной юбилею видного общественного и научного деятеля, профессора М.М. Кульшарипова. Уфа: РИЦ БашГУ. 2016. - С. 367-374.

175. Даутова Р.А. Тема Родины в стихотворениях Мустая Карима и Равиля Бикбаева // Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов высших учебных заведений «Слово и текст в культурном и политическом пространстве. Сыктывкар: Институт гуманитарных наук СГУ им. Питимира Сорокина. 2016. С. 127-130.

176. Даутова Р.А. Отражение дружбы народов в произведениях Р. Бикбаева и Мустая Карима // Актуальные проблемы русской и сопоставительной филологии: теория и практика: материалы Международной научно-методической конференции. Уфа. 2016. - С. 134-137.

177. Даутова Р.А. Проблема сохранения родного языка в произведении Р. Бикбаева «Письмо моему народу» // Этапы и особенности развития просветительства в Башкортостане и России: филологические, философские, историко-культурные, педагогические и правовые аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. Уфа: РИЦ БашГУ. 2016. С. 540-543.

178. Даутова Р.А. Образ Мустая Карима в творчестве Равиля Бикбаева // ХХУ1 Всероссийская студенческая научно-практическая конференция (с международным участием). Уфа: БашГУ. 2016. С. 145-148.

179. Даутова Р.А. Идейно-художественные особенности поэмы «Ищу» Р. Бикбаева // Духовная культура и гуманитарные науки в Башкортостане и

России: История и современность: материалы Международной научно-практической конференции. Уфа: РИЦ БашГУ. 2016. С. 267-268.

180. Даутова Р.А. Идейно-тематическая и жанрово-стилевая природа медитативной лирики Р. Бикбаева // Проблема жанра в филологии Дагестана: материалы XII Всероссийской конференции. Махачкала: Тип. Радуга. 2017. С. 154-158.

181. Даутова Р.А. Особенности общественно-публицистического стиля в поэме «День приема граждан» Равиля Бикбаева // Медиапространство Российской Федерации: глобальный и национальный аспекты (к 100-летию башкирской национальной печати): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Уфа, 7-8 декабря 2017 г.) / отв. ред. Р.Р. Магадеева. Туймазы. 2017. С. 116-118.

182. Даутова Р.А. Художественное изображение актуальных проблем конца ХХ века - времен перемен и смута в поэме Р. Бикбаева «Базарный топор» // Актуальные проблемы филологии народов России: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной 80-летию со дня рождения К.А. Ахмедьянова. Уфа: РИЦ БашГУ. 2017. С. 177180.

183. Даутова Р.А. Баллада в системе нарративных жанров в поэзии Р.Т. Бикбаева // Культура, литература и гуманитарные науки народов Евразии: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Международной научно-практической конференции. Уфа: РИЦ БашГУ. 2018. С. 102-106.

184. Даутова Р.А. Отражение исторической действительности в поэме Р. Бикбаева «Караван-сарай» // Актуальные проблемы национальных литератур России: художественные поиски ХХ - начала XXI века: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения народного писателя Башкортостана и 100-летию со дня рождения народного поэта Башкортостана Н. Наджми (г. Уфа, 12 апреля 2018 г.) / отв. редактор Г.С. Кунафин. Уфа: РИЦ БашГУ. 2018. С. 89-91

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.