Жанрово-драматургические особенности духовных кантат и ораторий Ф. Листа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Кривеженко Виктория Сергеевна

  • Кривеженко Виктория Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 169
Кривеженко Виктория Сергеевна. Жанрово-драматургические особенности духовных кантат и ораторий Ф. Листа: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова». 2017. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кривеженко Виктория Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ЛИБРЕТТО ДУХОВНЫХ ОРАТОРИЙ И

КАНТАТ Ф. ЛИСТА

1.1. Религиозно-философские взгляды Ф. Листа

1.2. Трактовка христианских образов в свете религиозно-философских воззрений композитора

1.3. Функции словесного текста в формировании художественных концепций ораторий Листа «Легенда о святой Елизавете» и «Христос»

ГЛАВА II. ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ОРАТОРИЙ И КАНТАТ

2.1. Европейская доромантическая жанровая традиция как основа оратори-ального творчества Листа

2.2. Кантаты и оратории Листа в свете романтической трактовки жанров

2.3. Жанровый синтез в кантатах и ораториях Листа

ГЛАВА III. ЖАНРОВАЯ СТИЛИСТИКА ОРАТОРИЙ И КАНТАТ

3.1. Тематизм - его особенности и роль в драматургическом становлении образов

3.2. Принципы развития тематизма

3.3.Композиционные особенности кантат и ораторий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанрово-драматургические особенности духовных кантат и ораторий Ф. Листа»

ВВЕДЕНИЕ

Характеристика темы работы и ее актуальность. В последние десятилетия творчество Ф. Листа пользуется особым вниманием как со стороны музыковедов, так и исполнителей. Возможно, это связано с новым витком востребованности романтического искусства в век рационализма и компьютеризации, возросшим интересом к религиозной тематике, что стало предпосылкой изучения и исполнения духовных сочинений отечественных и западноевропейских композиторов. Актуальным оказывается исследование кан-татно-ораториальных сочинений, относящихся к древнейшим жанрам европейской музыки.

На протяжении всей своей истории кантатно-ораториальные жанры, с одной стороны, претерпевали значительные изменения, затрагивавшие различные аспекты драматургии, с другой - в силу принадлежности к каноническим видам искусства, были ориентированы на соблюдение устойчивых правил, что обеспечивало возможность их существования в разные исторические периоды. Длительный эволюционный путь, проделанный кантатно-ораториальными жанрами, позволил композиторам XIX века не только синтезировать в своем творчестве различные этнические, религиозные и культурные традиции, но и предложить свое, глубоко индивидуальное, прочтение жанра. Будучи средоточием традиционных и новаторских художественных принципов, кантатно-ораториальная музыка с одной стороны, стала обобщением опыта предшествующего развития, с другой - оказалась связанной с различными тенденциями романтизма, наметившего особые пути развития жанра.

В кантатно-ораториальных сочинениях Ф. Листа нашли отражение мировоззренческие установки автора, сложившиеся под влиянием ключевых идей романтической философии, а также его достижения в области композиторского творчества, что определяет актуальность исследования кантатно-ораториальных сочинений композитора.

Ораториальный жанр, объединяя в себе слово и музыку, как нельзя лучше отвечал стремлению автора к синтезу искусств и давал возможность высказаться на темы общечеловеческого содержания. Повышенный интерес, проявляемый Ф. Листом к литературе и философии, с одной стороны, послужил импульсом для создания композитором собственных литературных произведений, с другой - стал причиной особого внимания к слову в его музыкальных сочинениях. С точки зрения взаимодействия музыки и слова оратории Ф. Листа представляют собой наибольший интерес, поскольку демонстрируют различные приемы обращения автора со словесным текстом. Несмотря на то, что в силу исторических традиций жанр оратории не предполагал новаторских решений в отношении литературного текста, композитор переосмыслил его роль в системе художественного произведения и наделил новыми, ранее не свойственными ему функциями.

Наиболее новаторской в этом отношении оказалась оратория «Христос», в которой синтез слова и музыки связан с различными формами присутствия словесного текста как в вокальных, так и в инструментальных разделах сочинения в виде заголовков, эпиграфов и комментариев. Поэтому исследование взаимодействия слова и музыки позволит раскрыть сущность жанрового синтеза в кантатно-ораториальных сочинениях Ф. Листа, основанного на сочетании принципов инструментального и оперного обобщения.

Кантатно-ораториальные произведения занимали особое место в творчестве автора, поскольку в них обнаруживалось действие двух, на первый взгляд, противоположных тенденций: с одной стороны - стремление к максимальной свободе авторского выражения, творческой индивидуальности, с другой - активное обращение к заимствованному музыкальному материалу. Используя в качестве лейттем и лейтмотивов заимствованные интонационные комплексы, являющиеся, по выражению М. Арановского, участками «повышенной семантической концентрации», композитор на их основе выстраивал более крупные формы. Заимствованный материал переосмысливался Ф. Листом в соответствии с его художественными концепциями и прие-

4

мами композиционной техники. В связи с этим, богатство смыслов, заключенных в кантатах и ораториях, может быть раскрыто более полно благодаря исследованию взаимодействий различных художественных текстов на основе принципов ассоциативности. Выявить соотнесенность сочинений композитора с различными музыкальными традициями и расширить понимание их смысла позволяет интертекстуальный метод анализа текстов.

Полижанровость и полистилистика, охватывающие разные компоненты кантат и ораторий Листа, в том числе и композиционный план, определили специфику авторского подхода к ораториальному жанру. Различным формообразующим уровням музыкальных сочинений свойственна разная степень стабильности, вследствие чего действие механизмов интертекстуальности каждый раз менялось. В жанре оратории проблема взаимодействия «своего» и «чужого» фокусируется с особой остротой в силу того, что композитор осознанно использовал механизмы стилевых и жанровых взаимодействий, увеличивая смысловую емкость своих сочинений.

Очевидно, что этот сложный процесс требует своего исследования, поскольку интертекстуальные взаимодействия обусловлены стилистическими особенностями ораторий. Вышеизложенным определяется актуальность темы исследования.

Объект исследования - духовные кантатно-ораториальные сочинения Ф. Листа.

Предмет исследования - жанровые и драматургические особенности ораторий «Легенда о святой Елизавете» и «Христос» и кантат «Легенда о святой Цецилии» и «Солнечный гимн святого Франциска Ассизского».

Материалом исследования стали, помимо кантат и ораторий Листа, сочинения кантатно-ораториального жанра его предшественников: Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Мендельсона, Шумана, Берлиоза, Брамса и других композиторов.

Цель исследования - выявить основные жанровые и драматургические

черты кантатно-ораториальной музыки Листа.

5

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- исследование религиозно-философских взглядов Листа в контексте романтической эстетики;

- выявление связи между религиозно-философскими взглядами Листа и особенностями трактовки христианских образов в кантатах и ораториях композитора;

- осмысление влияния функций словесного текста на формирование художественных концепций и драматургии кантат и ораторий Листа;

- анализ жанровых взаимодействий в кантатах и ораториях Листа;

- выявление жанровой стилистики кантат и ораторий Ф. Листа.

Характер темы обусловил ее комплексную методологическую основу. Она выстраивается на базе теоретических научных разработок и трудов ученых - музыковедов, литературоведов, культурологов, философов, а также анализа творчества композиторов, внесших существенный вклад в развитие кантатно-ораториальных жанров. В диссертации использованы методы культурно-исторического, музыкально-теоретического, филологического и сравнительного анализа.

Культурно-исторический метод применялся в выявлении основных черт европейской традиции кантатно-ораториальных жанров и их связей с творчеством Ф. Листа. Этот метод базировался на трудах отечественных и зарубежных исследователей Г. Аберта, М. С. Друскина, Т. Н. Дубравской, А. Дюрра, Г. Е. Калошиной, В. Дж. Конен, А. Г. Коробовой, Т. Н. Ливановой, Я. А. Мильштейна, Е. В. Назайкинского, Л. Г. Раппопорт, Б. Сабольчи, О. В. Фадеевой, В. Н. Холоповой, А. Швейцера, А. Шеринга и других.

Музыкально-теоретический метод использовался при анализе особенностей и принципов развития тематизма кантат и ораторий Ф. Листа, их гармонического языка, фактуры, а также выявлении композиционных особенностей сочинений. Это потребовало обращения к трудам М. Г. Арановского, Б. В. Асафьева, И. А. Барсовой, В. П. Бобровского, Л. А. Мазеля,

В. В. Протопопова, С. С. Скребкова, О. Б. Сосновцевой, В. А. Цуккермана

6

(вопросы тематизма и принципов его развития); Б. В. Асафьева, М. К. Михайлова, Е. В. Назайкинского, А. Н. Сохора, А. Г. Шнитке (проблемы стиля); А. В. Денисова, Ю. Кристевой, И. С. Стогний (феномен интретек-стуальности) и многих других.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на то, что проблемы истории и теории кантатно-ораториальных жанров довольно широко разработаны в музыкознании, ораториальные сочинения XIX века освещены недостаточно. Интертекстуальный подход к изучению музыкальных сочинений сравнительно недавно стал привлекать внимание исследователей и в основном был связан с искусством постмодернизма. Однако такой подход применим и в отношении музыки более ранних периодов, в частности, в исследовании жанрово-драматургических особенностей духовных кантат и ораторий Ф. Листа. В искусствоведческих, литературоведческих, культурологических и музыковедческих трудах различной проблемной направленности содержится ряд идей и положений, концептуально значимых для данной диссертации.

В настоящей работе представление о религиозно-философских взглядах Листа в контексте романтической литературы и философии формировалось на материале трудов А. Б. Ботниковой, В.-Г. Вакенродера, Р. М. Габитовой, О. П. Горбуновой, В. М. Жирмунского, К. В. Зенкина, Л. А. Калинникова, А. Ламартина, Ф. Ламенне, О. Е. Левашевой, Ф. Листа, Я. А. Мильштейна, Ф. Новалиса, О. С. Скребковой, Э. Фаге, Ф. Шеллинга.

Рассмотрение деятельности рыцарских и нищенствующих орденов, францисканства, а также изучение литературного наследия Франциска Ассизского потребовало обращения к работам С. С. Аверинцева, А. Джемелли, Л. П. Карсавина, Дж. Омэнна, М. С. Самариной, Г. Честертона, А. Яковелли.

Спектр вопросов, связанных с особенностями композиционной организации словесного текста, типом повествования, характером пространственно-временного континуума, объемом содержания, художественными приемами

и принципами организации речевых средств отражен в трудах

М. М. Бахтина, А. С. Джанумова, Ю. М. Лотмана, М. Я. Полякова, Х. Р. Яусса.

Изучение эволюции кантатно-ораториального жанра происходило на основе исследований Л. Ю. Аристарховой, М. М. Браиловского, М. С. Друскина, Г. Е. Калошиной, В. Дж. Конен, Т. Н. Ливановой, Л. Г. Раппопорт, О. С. Фадеевой.

Представление о различных проявлениях стиля в музыкальном искусстве основывалось на материалах работ Б. В. Асафьева, В. В. Виноградова, Т. Н. Ливановой, В. В. Медушевского, М. Михайлова, Е. В. Назайкинского, А. Н. Сохора.

Изучение содержания современной теории музыкального жанра опиралось на работы Л. Н. Березовчук, В. Дж. Конен, А. Г. Коробовой, Е. В. Назайкинского, А. С. Соколова, А. Н. Сохора.

Проблемы интертекстуальности в литературоведении поднимали в своих работах Р. Барт, М. М. Бахтин, Ю. Кристева, Ю. М. Лотман, У. Эко, в музыкознании - М. Г. Арановский, А. В. Денисов, Л. Дьячкова, И. Сизоненко, И. С. Стогний.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:

- выявлена связь между религиозно-философскими взглядами композитора и особенностями интерпретации христианской тематики и образности в кантатах и ораториях;

- исследованы функции словесного текста кантат и ораторий Ф. Листа и их обусловленность жанровым составом сочинений;

- определены главные черты европейской жанровой традиции, ставшие основой кантатно-ораториального творчества Ф. Листа;

- выявлены особенности тематизма кантат и ораторий, обусловившие возникновение интертекстуальных взаимодействий;

- рассмотрены факторы, лежащие в основе интертекстуальных взаимодействий и проанализированы различные формы их проявления;

- исследованы принципы развития тематизма и возникающие при этом деривационные процессы;

- выявлены композиционные особенности кантат и ораторий Листа.

На защиту выносятся следующие положения:

- трактовка образов главных персонажей ораторий Листа - носителей и выразителей философии автора - обусловлена мировоззренческими установками автора, сложившимися под непосредственным воздействием эстетики эпохи романтизма;

- словесный текст, как сложная система, имеющая многослойную и многоуровневую организацию, выполняет в ораториях Листа, помимо традиционных, функции, выходящие за рамки общепринятого сюжетного либретто, в чем проявилось новаторство художественных концепций и драматургии рассматриваемых сочинений;

- жанровый синтез проявляет себя в разных плоскостях художественной структуры ораторий Листа: как на уровне всего сочинения, особенностей драматургии, так и на уровне многообразия жанровых истоков тематизма;

- одной из важных особенностей тематизма кантат и ораторий Листа является широкое обращение к заимствованному тексту, возникающие при этом интертекстуальные взаимодействия обусловлены как контекстуально, так и стилевыми особенностями творчества композитора;

- приемы развития тематизма в духовных кантатах и ораториях Листа представляют собой процессы возникновения новых структур из уже существующих;

- среди различных приемов работы Листа с заимствованным материалом особая роль принадлежит органическому «сращиванию» авторского языка с каким-либо иным;

- интертекстуальность в кантатно-ораториальных сочинениях Листа проявилась не только на уровне тематизма и принципов работы с ним, но и на уровне целостной композиции, во взаимодействии разнообразных формообразующих принципов.

Теоретическая значимость исследования определена тем, что оно существенно дополняет накопленное знание о кантатно-ораториальных жанрах в творчестве Ф. Листа. На материале рассмотренных сочинений получила дальнейшее развитие история и теория музыкальных жанров.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что представленные материалы могут войти составной частью в учебные курсы истории музыки, анализа музыкальных произведений, полифонии музыкальных училищ и вузов.

Апробация. Диссертация подготовлена на кафедре истории музыки ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова», обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры от «20» сентября 2017 г. Основные результаты исследования опубликованы в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы (183 наименования на русском и иностранных языках).

ГЛАВА I

ОСОБЕННОСТИ ЛИБРЕТТО ДУХОВНЫХ ОРАТОРИЙ И

КАНТАТ Ф. ЛИСТА

1.1. Религиозно-философские взгляды Ф. Листа

Мировоззренческая позиция создателя, выраженная наглядно, довольно редко подкрепляется словесным выражением. Ф. Лист был одним из тех гениальных композиторов, обладавших широчайшим историко-культурным кругозором, кто оставил после себя множество статей, заметок, писем. Благодаря этому мы можем воссоздать картину мировоззренческих представлений автора, его философско-эстетических взглядов, соотнося их с музыкальным творчеством.

Несмотря на то, что литература о композиторе довольно обширна и насчитывает сотни работ на разных языках, многие сочинения не исследованы, не изданы и не исполняются со дня смерти автора. К числу малоизученных произведений относится хоровая духовная музыка Ф. Листа, в частности, кантаты «Святая Цецилия», «Гимн Солнцу святого Франциска Ассизского» и оратории - «Легенда о святой Елизавете» и «Христос». А между тем, они, по словам О. Фадеевой, представляют собой «обобщение художественных достижений композитора, его эстетических и философских размышлений» [136, 55].

Многие исследователи, писавшие о Ф. Листе, неоднократно отмечали как одно из важнейших качеств его мировоззрения, творчества, общественно-музыкантской деятельности глубокую внутреннюю противоречивость, доходившую, порой до полярной двойственности. О. Скребкова, в частности, подчеркивала удивительное сосуществование в личности автора двух творческих «Я»: с одной стороны - «художника, проповедника искусства», с другой - «скептика, вкусившего яд сомнений, проникнутого духом иронии и отрицания» [122, 28]. Несмотря на то, что амплитуда жизненных колебаний

Ф. Листа от светского концертирующего виртуоза до глубоко верующего ка-

11

толика, принявшего сан аббата, давала поводы к таким высказываниям, есть основания усомниться в их правомерности. Одним из этих оснований служит биография композитора. Она свидетельствует о том, что с ранних лет ключевую роль в формировании системы духовных ценностей Листа играла его семья, все члены которой исповедовали католическую веру. Его дед - Дердь Адам Лист - работал церковным органистом и отлично владел певчим репертуаром католической службы. Отец композитора - Адам Лист - по окончании Королевской католической гимназии в Пожони, изучал теологию и освоил католическую богослужебную практику в монастыре францисканцев в Малацке. Стремление к религиозному служению и влечение к музыке Адам Лист привил и своему сыну - Ференцу, с которым регулярно посещал церковь, где юному музыканту позволяли музицировать на органе. Большое влияние на формирование мировоззрения Листа оказала и его мать - Мария Анна Лагер. Известно, что, будучи ревностной католичкой, она посещала все религиозные службы. Благодаря своим родителям, в юности композитор регулярно ходил в церковь, проводил много времени в молитве, занимался изучением духовной литературы.

Важной вехой на пути духовного становления Листа был период с 1827 по 1829 годы, когда композитор потерял отца и осознал невозможность соединить свою судьбу с любимой женщиной (Каролиной Сен-Крик). В отечественном музыкознании его принято называть «кризисным». Следует отметить, что ему предшествовало еще одно, не менее важное событие - летом 1827 года, после многочисленных гастрольных поездок по странам Европы, Ференц Лист заявил своему отцу о твердом намерении вступить в монашеский орден. С одной стороны, композитора угнетала «унизительная необходимость постоянно себя демонстрировать» [129, 36], с другой, нравы, царившие в светских салонах, шли вразрез с его духовными установками. Несмотря на то, что Адам Лист убедил сына остаться в миру, мысль о служении Богу никогда его не покидала. Это подтверждают и слова самого Листа в его

письме к Каролине Витгенштейн: «Я пишу это <.. .> в день, когда в церквах

12

празднуют торжество Снятия с креста. Название этого праздника отвечает тому жгучему и таинственному чувству, которое, как рана, пронизывает всю мою жизнь <...> это всегда было моим истинным, заключенным в глубине моей души призванием; я чувствовал это призвание в глубине моего сердца, начиная с семнадцатилетнего возраста <...> никогда божественное сияние креста не было полностью чуждо мне. Иногда даже, сверкание этого неземного света наполняло всю мою душу» [140, 105].

Другой причиной, позволяющей усомниться в двойственности и внутренней противоречивости композитора, стало его творчество, в котором мы также не обнаружим никаких резких переломов и метаморфоз. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к религиозным сочинениям автора. Разумеется, в поздний период, напрямую связанный с римской католической церковью, Ф. Лист более последовательно и целенаправленно разрабатывал указанную тематику и образность. При этом немалое место она занимала и в его предшествующем творчестве, в самых разных жанрах: от наиболее близких религиозной музыке - хоровых (мессы, оратории, псалмы) до фортепианных и симфонических.

Первое духовное сочинение - «Tantum Ergo» - было создано Ф. Листом еще в одиннадцатилетнем возрасте (к настоящему моменту оно утеряно). Далее, начиная с 1840 г., в творчестве композитора время от времени наблюдалось возвращение к жанрам и темам духовной музыки. Появились такие работы, как «Ave Maria» для хора и оркестра (1846, 2 ред. - 1852), «Pater Noster» для мужского хора и органа (1846, 2 ред. - 1848), «Благословение Бога в одиночестве» (1848), Псалмы (1855), «Эстергомская месса» (1856). При этом наиболее плодотворным для создания религиозных произведений стал для Ф. Листа именно римский период. Находясь в «сердце» католического мира, автор написал оратории «Легенда о святой Елизавете» (1857 - 1862) и «Христос» (1855 - 1867), «Хоральную мессу» (1865), «Венгерскую коронационную мессу» (1867), Реквием (1868), кантаты «Святая Цецилия» (1874),

«Гимн Солнцу святого Франциска Ассизского» (1880 - 1881), «Крестный

13

путь» (1879), «Легенду о святом Станиславе» (1863 - 1866), которая так и не была закончена.

Важно отметить, что и в ранний, и в поздний периоды в работах автора сочетаются, подчас сложно взаимодействуют, как традиционно христианские, так и ярко романтические образы. Показательны в этом отношении оратории композитора - «Легенда о святой Елизавете» и «Христос», а также кантаты - «Легенда о святой Цецилии» и «Гимн Солнцу святого Франциска Ассизского», относящиеся к числу произведений позднего периода. В них христианские традиции получили современное романтическое претворение на уровне тематики, образов, средств выражения, жанров.

Подобный синтез христианских и романтических образов в творчестве Ф. Листа возник далеко не случайно. Как мыслитель и философ, он был знаком со многими идеями своих современников. С одними из них композитор был солидарен, с другими вступал в диалог. Романтические и христианские концепции соединились в его сознании, подобно тому, как соединились они во всей романтической философии и творчестве художников-романтиков. Причем, если в раннем возрасте миропонимание и мироощущение композитора складывалось, в основном, под воздействием литературы, то в дальнейшем существенное влияние на формирование мировоззрения Ф. Листа оказала философия.

Национальная специфика романтизма во многом отразилась в жанре личного романа, ставшего феноменальным явлением французской литературы первой половины XIX века. Через личный роман прослеживались особенности формирования новой художественной эстетики, нового отношения к литературе, воссоздающей судьбу и личность пишущего, становление в слове подлинного «я» автора. По словам самого композитора, во время пребывания во Франции (20-е годы) он устремил свой «жадный, любопытный взор на тех поэтов, которые увлекали своими метафорами, на тех великих художников, которые трогали своими образами, своими порывами» [89, 126].

Одним из них был Р. Шатобриан. Его роман «Рене» стал настольной книгой композитора, афоризмы из этого произведения Ф. Лист неоднократно цитировал в своих литературных работах. Это произведение определило развитие целой ветви французского «исповедального» романа XIX века. В нем писатель стремился показать «болезни» своего века, но при этом предостерегал от того, чтобы считать беспредметную скорбь всеобщей: «Всеобщие чувства, на которых зиждется человеческая жизнь: материнская и отцовская нежность, сыновняя привязанность, дружба, любовь - неистощимы; иное дело - особая манера чувствовать, своеобычие ума и нрава» [148, 191].

Но Р. Шатобриан повлиял на Ф. Листа не только, как автор «Рене». Композитор увлекался его эстетическими рассуждениями, поэтическими описаниями природы. Он считал, что «Шатобриан самым блестящим образом начал во Франции новую литературу <.. .> привел к расцвету христианскую в своей основе, неведомую или, скорее, забытую поэзию. Заставив одновременно звучать эти обе вечно трепещущие в сердцах людей струны -любовь и религию, - он нашел небесные, пленяющие душу гармонии» [75, 89].

Художественно-эстетической программой Шатобриана стал трактат «Гений христианства», основные положения которого предварили манифесты французских романтиков. Священное Писание, церковные обряды, история религии, само христианское учение рассматривались автором с эстетической точки зрения, согласно которой имеет ценность лишь то, что обладает художественным совершенством. Христианство в целом, с точки зрения философа, это совершенное произведение искусства, непревзойденный образец прекрасного [119, 58]. Оно, как считал Шатобриан, представляло собой факт культуры, в котором запечатлевается человеческое сознание: «<...>из всех религий, которые когда-либо существовали, христианская религия самая поэтическая, самая человеческая, самая благоприятная для свободы, искусств и литературы. <...> Она благоприятствует гению, совершенствует вкус, разви-

вает добродетельные страсти, дает силу мысли, дарит благородные формы писателю, прекрасные образцы художнику» [161, 255].

Христианское учение, по мнению Шатобриана, обладает очарованием тайны, в нем нет ничего ясного, однозначного, все в нем - иносказание и символ. Оставляя за художником право создавать свой миф о христианстве, автор сформулировал концепцию нового искусства, в котором нет места трезвой рассудочности, строгой нормативности, абсолютному доверию опытному знанию просветительской эпохи. «Народ более мудр, чем философы», - заявляет Шатобриан, подразумевая, что для народа все в мире есть чудо [119, 61]. Для истинного художника жизнь предстает великой загадкой. Таинственное, по Шатобриану, становится «наслаждением ума», пробуждает необходимое для творчества воображение. Именно поэтому, в силу своей таинственности и многозначности, христианские легенды и обряды никогда не утратят своей привлекательности.

Как утверждал Шатобриан, в религии - родина человека, однако современный человек утратил эту родину. Особая роль в общении человека и Бога отводилась природе, именно через нее Бог открывает себя человеку: «при виде великих сцен природы это неизвестное Бытие себя выражает человеческому сердцу» [там же, 62] (аллюзия на библейский текст: Бог творит для Адама целый мир). По мнению писателя, вера обращает природу в поэзию, поскольку для верующего человека она - неизменно чудесное.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кривеженко Виктория Сергеевна, 2017 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аберт, Г. В. А. Моцарт. Часть первая, книга первая / Пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. - М.: Музыка, 1987. - 544 с.

2. Андреев, М. Л. Средневековая европейская драма. - М.: Искусство, 1989. - 216 с.

3. Антонова, О. А. Западноевропейская музыка и религия. - М.: Мысль, 1983. - 175 с.

4. Арановский, М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник: Сб. статей. - М.: Сов. композитор, 1987. Вып. 6. - С. 5 - 44.

5. Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. - М.: Композитор, 1998. - 343 с.

6. Аристархова, Л. Ю. Австрийская ораториальная традиция XVШ века и оратории Йозефа Гайдна. - Автореф. дисс <...> канд. иск.: 17.00.02 / Л. Ю. Аристархова. - М., 2006. - 29 с.

7. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии / Пер. с древнегреч.

B. Г. Аппельрота, ред., пер. и коммент. Ф. А. Петровского. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - 184 с.

8. Асафьев, Б. В. (Игорь Глебов) Франц Лист. Опыт характеристики. -Пг.: Светозар, 1922. - 62 с.

9. Асафьев, Б. В. Встречи и раздумья // Сов. музыка. - М., 1954, № 11.

C. 35 - 38.

10.Асафьев, Б. В. О симфонической и камерной музыке: пояснения и прилож. к программам симф. и камер. концертов [Текст] / Б. В. Асафьев [предисл. А. Н. Дмитриева, примеч. Т. П. Дмитриевой-Мей]. - Л.: Музыка, 1981. - 216 с.

11.Асафьев, Б. В. Народные основы стиля русской оперы. СМ. 1943. -С. 14 - 19.

12.Барсова, И. А. Опыт этимологического анализа: К постановке вопроса

// Сов. музыка. 1985. № 9. - С. 59 - 66.

148

13.Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

14.Бахтин, М. М. Проблемы речевых жанров // Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

15.Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. -М.: Худож. лит., 1975. - С. 234 - 407.

16.Березовчук, Л. Н. Страсти по Луке Кш. Пендерецкого и традиции жанра пассионов // Вопросы музыкального стиля / Ред.-составитель М. Г. Арановский. - Л.: изд.: ЛГИТМиК, 1978. - С 112-139.

17.Бицилли, П. М. Франциск Ассизский и проблема Ренессанса // Современные записки. - Париж, 1927. № 30. - С. 532.

18.Бицилли, П. М. Элементы средневековой культуры. - СПб.: Мифрил, 1995. - 244 с.

19.Бобровский, В. П. О переменности функций музыкальной формы. -М.: Музыка, 1970. - 231 с.

20.Бобровский, В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. - М.: Музыка, 1989. - 268 с.

21.Борев, Ю. Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высш. школа, 2002. - 511 с.

22.Браиловский, М. М. Оратория в творчестве зарубежных композиторов (XVII - XIX вв.). - Л., 1973. - 234 с.

23.Бранский, В. П. Искусство и философия. - Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 451 с.

24.Браудо, Е. М. Всеобщая история музыки в 3-х томах. Т. 1 (до конца XVI столетия). - Пг.: Государственное издательство, 1922. - 205 с.

25.Виноградов, В. В. Проблема авторства и теория стилей. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. - 616 с.

26.Волов, Д. И. Оратории Генделя на христианские сюжеты. Автореф. дисс <...> канд. иск. - М., 2012. - 34 с.

27. Воронова, М. М. Симфоническая поэма Листа в ее связях с литературной романтической поэмой // Памяти Н. С. Николаевой: Сб.тр. / МГК им. П. И. Чайковского; ред.-сост. Е. М. Царева, И. В. Коженова.

- М., 1996. - С. 34-41.

28.Габай, Ю. С. О принципе единства в Пассионах Баха //Вопросы музыкального стиля. - Л., 1978. - С. 11-24.

29.Гарденберг, Фр. фон (Новалис). Вера и Любовь, или Король и Королева// Эстетика немецких романтиков. - М.: Искусство, 1987. - с.44 - 57.

30. Гончаренко, С. С. Драматургические и композиционные принципы концентрической музыкальной формы: Лекция по курсу анализа муз. произведений для студентов ист.-теорет. композитор. фак. муз. вузов / С. Гончаренко. - Новосибирск: Новосиб. консерватория, 1984. - 52 с.

31.Горбунова, О. П. Григорианский хорал в оратории Ф. Листа «Христос» (Текст] / О.П. Горбунова // Проблемы музыкальной науки, 2012, 2 (11).

- С. 235-238.

32.Горбунова, О. П. Религиозная проблематика в философско-эстетической эволюции Ф. Листа: Автореф. дисс <...> канд. искусствоведения: 17.00.09 / Горбунова О. П.; СГК. - Саратов, 2013. - 24 с.

33. Григорианский хорал / сб. науч. трудов МГК им. П. И. Чайковского, сост. Т. Кюрегян. - М.: МГК, 1997. - 221с.

34.Гримм, Я. Мысли о том, как соотносятся сказания с поэзией и историей // Эстетика немецких романтиков. - СПб.: Изд.-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 418 с.

35.Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры. Изд. 2-е. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.

36.Гюго, В. Избранные драмы / Вступ. ст. С. С. Мокульский ; примеч. Е. И. Михлин. - Л.: Гос. издательство художественной литературы, 1937. - 406 с.

37.Денисов, А. В. Интертекстуальность в музыке: исследовательский

очерк. - СПб.: Изд.-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 47 с.

150

38.Деркун Ю. Две версии « Stabat Mater» в оратории Ф. Листа «Христос» // Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: Сб. научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. Под общей ред. Т. Б. Веркиной. - Харьков: РА -Каравелла, 2002. - С. 101 - 106.

39.Джанумов, А. С. Христианские легенды и агиография //О славе небесной и вечной радости: Народные христианские легенды. Средневековая агиография / Сост., пер. текстов, вступ. ст. и коммент. А.С. Джа-нумова. - М.: Совпадение, 2008. - 222 с.

40.Джемелли, Августин. Францисканство. - М.: Духовная библиотека, 2004. - 511 с.

41.Джордан Омэнн, О.Р. Христианская духовность в католической традиции Издательство Святого Креста Рим - Люблин, 1994. - 416 с.

42. Дмитриев, А. С. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М.: Издательство Московского университета, 1980. - 639 с.

43. Друскин, М. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы. На материале классического наследия. - Л.: Музгиз, 1952. - 344 с.

44.Друскин, М.С. Пассионы и мессы Баха. - Л.: Музыка, 1976.

45. Дубравская, Т. Н. Полифония Дж. да Палестрины // История полифонии. Музыка эпохи Возрождения XVI век. - М., 1996. Вып. 2-б. -С. 214 - 321.

46.Дубравская, Т. Н. Мадригал (жанр и форма) // Теоретические наблюдения над историей музыки. - М., 1978. - С. 108 - 126.

47.Дубравская, Т. Н. Музыка эпохи Возрождения // История полифонии: В 7-ми вып. Вып. 2-Б. - М.: Музыка, 1996. - С. 264 - 322.

48.Дьячкова, Л. С. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. - Сб. тр. Вып. 129. РАМ им. Гнесиных. -М., 1996. - С. 17 - 40.

49.Ендуткина, О. Ф. Жанр музыкальной картины в симфоническом творчестве русских композиторов второй половины XIX - начала XX веков. Дисс. <...> канд. искусств. Новосибирск, 2004. - 181 с.

50.Жданов, В. А. Духовный концерт в творчестве северонемецких композиторов XVII века. Автореф. дисс. <...> канд. иск. Москва, 2015. - 31 с.

51. Захарова, О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века: принципы, приемы. - М.: Музыка, 1983. - 77 с.

52. Зенкин, К.В. Романтизм в контексте христианской культуры // Музыкальная культура христианского мира. Материалы международной научной конференции. - Ростов-на-Дону, 2001. - С. 83 - 93.

53.3убова, О. В. Итальянская лауда: жанр и форма. Автореф. дисс. <...> канд. иск. М., 2012. - 22 с.

54. Зудова, А. В. Некоторые аспекты формообразования в западноевропейской мессе XVI века (на основе анализа месс VI книги Дж. Палест-рины) // Музыкальная культура христианского мира. Материалы международной науч. конф. Ростов н/Д., 2001. - С. 263 - 265.

55. К тебе взываю. Молитвенник для католиков латинского обряда. М.: Истина и жизнь, 1994. - 208 с.

56.Калинников, Л. А. Э.Т.А Гофман и И. Кант. Преодоление романтизма - Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2012. - С. 159 - 164.

57. Калошина, Г. Е. Основные этапы и тенденции развития французской оперы и оратории в XX веке // Музыкальный театр XIX - XX веков: вопросы эволюции. Ростов н/Д.: Гефест, 1999. - С. 148 - 162.

58. Калошина, Г. Е. Христианская тематика и проблемы жанровой эволюции французской оперы и оратории: от истоков к XX веку // Музыкальная культура христианского мира. Материалы международной науч. конф. Ростов н/Д., 2001. - С. 297 - 316.

59.Конен, В. Дж. Театр и симфония (роль оперы в формировании в формировании классической симфонии). - М.: Музыка, 1974. - 376 с.

152

60.Конен, В. Дж. Этюды о зарубежной музыке. - М.: Музыка, 1968. -294 с.

61.Конен, В. Дж. Романтизм в музыке http://musicfancy.net/ru/music-history/214

62.Коробова, А. Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. -Москва, 2007. - 172 с.

63. Крауклис, Г. В. Симфонические поэмы Ф. Листа. М.: Музыка, 1974. -141 с.

64.Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. - М.: Прогресс, 2000. - С. 427 - 457.

65.Крылова, А. В. Духовные жанры в творчестве Моцарта и в современной композиторской практике (опыт сравнительного анализа) // Моцарт - Прокофьев. Тезисы докладов. ВНК. - Ростов, РГПИ, 1992. - С. 41.

66.Крылова, А. В. Жанры старинной музыки в системе современного языка / на примере мадригала // Музыкальный язык в контексте культуры / Сб. трудов. Вып. 106. - М.: ГМПИ, 1989. - С. 113 - 131.

67.Крылова, А. В. Камерно-вокальный цикл (вопросы театрализации и симфонизации) // Советская музыка: проблемы симфонизма и музыкального театра / Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. В. 96. - М., 1988. -С. 67 - 83.

68. Кудряшов, А. Ю. Музыкальный романтизм: идеи эпохи и их воплощение // Муз. академия. М., 2002, № 1. - С. 139 - 144.

69. Кузмицкас, Б. Ю. Философские концепции католического модернизма. Вильнюс: Минтис, 1982. - 208 с.

70. Курышева, Т. А. Театральность и музыка. М.: Сов. композитор, 1984. - 200 с.

71. Ламенне, Ф. Р. Слова верующего. Санкт-Петербург: тип. т-ва «Обществ. польза», 1906.

72.Левашева, О. Е. Ференц Лист: Молодые годы. М.: Музыка, 1998. - 334 с.

73.Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 1. По XVIII век. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1983. - 696 с.

74.Ливанова, Т. Н. Музыкальная драматургия И. С. Баха и ее исторические связи. Часть 2. Вокальные формы и проблема большой композиции. М.: Музыка, 1980. - 288 с.

75.Ливанова, Т. Н. Западноевропейская музыка XVII- XVIII веков в ряду искусств. - М.: Музыка, 1977. - 528 с.

76.Лист, Ф. Избранные статьи. - М.: Музгиз, 1959. - 464 с.

77.Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Сов. Энциклопедия, 1987. - 752 с.

78. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Издательство московского университета, 1980. - 630 с.

79.Лобанова, М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. - 320 с.

80. Лобачева, Е. И. С. Бах. Оратория «Страсти по Матфею». Рига, 1956.

81.Лотман, Ю. М. История и типология русской культуры. - Санкт-Петербург: «Искусство - СПБ», 2002. - 768 с.

82.Лотман, Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллинн: Александра, 1992. - 479 с.

83.Лотман, Ю. М. «Каноническое искусство как информационный парадокс» // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств») - СПб.: Академический проект, 2002. - с. 314321.

84.Лотман, Ю. М. Структура художественного текста. М.: Просвещение, 1970. - 384 с.

85. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений. Учеб. пособие. -2-е изд. доп. и перераб. - М.: Музыка, 1979. - 536 с.

86. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки. - М.: Композитор, 1993. - 262 с.

87.Медушевский, В. В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. - 1979. - № 3. - С.30 - 39.

88.Медушевский, В. В. Христианские основания сонатной формы // Муз. академия. 2005, № 4. - С. 13 - 27.

89.Метнер, Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора. - М.: Музыка, 1979. - 69 с.

90. Мильштейн, Я. А. Лист. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1971. Т. 1 - 2. - 539 с.

91.Михайлов, А. В. Проблема характера в искусстве: живопись, скульптура, музыка // Современное западное искусство: ХХ век: Проблемы комплексного изучения. - М.: Наука, 1988. С. 209 - 218.

92. Михайлов, М. К. Стиль в музыке. - Л.: Музыка, 1981. - 262 с.

93. Михайлов, М. К. Этюды о стиле в музыке. - Л.: Музыка - Ленинградское отделение, 1990. - 288 с.

94.Монахова, Н. В. Стилистика масонских произведений Вольфганга Амадея Моцарта в контексте эволюции творчества. Автореф. дисс. <.> канд. иск. Новосибирск, 2013. - 21 с.

95.Музыкальная эстетика Германии XIX века. - М.: Музыка, 1981. Т. 1. -414 с.

96. Музыкальная эстетика Германии XIX века. - М.: Музыка, 1982. Т. 2. -432 с.

97. Музыкальный словарь Гроува. Пер. с англ. М., 2001.

98.Назайкинский, Е. В. Принцип единовременного контраста // Русская книга о Бахе. / Под ред. Т. Н. Ливановой и В. В. Протопопова Сб. статей. М.: Музыка, 1985. С. 265 - 294.

99.Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -248 с.

100. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. - 319 с.

101. Немкова, О. В. Образ Богоматери в христианском искусстве Средневековья // Музыкальная культура христианского мира: материалы меж-дунар. науч. конф. - Ростов-на-Дону: РГК, 2001. - С. 201-207.

102. Немкова, О. В. «Fin Du Siecle» в духовной музыке Ф. Листа (в контексте богородичной традиции) // Искусство на рубежах эпох: материалы междунар. науч. конф. - Ростов-на-Дону: РГК, 2000. - С. 199105.

103. Немтина, А. А. Святая Елизавета Венгерская. - М.: Издательство Францисканцев, 2010. - 124 с.

104. Носина, В. Б. Символика музыки И. С. Баха. - М.: Классика-XXI, 2004. - 53 с.

105. Овсянников, М. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1984. - 336 с.

106. Панкратова, О. В. Жанровый стиль кантаты эпохи романтизма. Автореф. дисс. <...> канд. иск. Ростов-на-Дону, 2010. - 33 с.

107. Панфилова, В. В. Духовная музыка Дж. Б. Перголези и неаполитанская традиция. Автореф. дисс. <.> канд. иск. - 25 с.

108. Поляков, М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.: Сов. писатель, 1978. - 446 с.

109. Порфирьева, А. Л. «Парсифаль» и его средневековые корни // Традиция в истории музыкальной культуры. Античность. Средневековье. Новое время: Сб. науч. трудов / Сост. и отв. ред. В. Г. Карцовник. Л.: ЛГИТМиК, 1989. С. 108-128.

110. Послание к Ефесянам святого апостола Павла // Редактор Епископ Александр (Милеант). Издательство храма Покрова Божией Матери, 1998. - 27 с.

111. Раппопорт, Л. Г. Взаимодействие жанров в западноевропейской оратории и кантате XX века / Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. Сост. Л. Раппопорт. Общ. Ред. А Сохора, Ю. Холопо-ва. М.: Музыка, 1971. - С. 310 - 349.

112. Ренан, Э. Жизнь Иисуса // Пер. с фр. М.: Политиздат, 1991. -190 с.

113. Роберт Шуман О музыке и музыкантах собрание статей в двух томах. М.: Музыка, 1978. - 327 с. Т. 1.

114. Розеншильд, К. К. История зарубежной музыки до середины XVIII века. М.: Музыка, 1978. - 544 с. Т. 1.

115.Романова, Н. Г. Жанровый стиль Stabat Mater. Монография. - Ставрополь: Альфа Принт, 2012. - 172 с.

116. Ручьевская, Е. А. Стиль как система отношений // Советская музыка, 1984. № 4. - С. 95 - 98.

117. Сабольчи, Б. История венгерской музыки. Будапешт: Корвина, 1964. - 232 с.

118. Сабольчи, Б. Последние годы Ференца Листа [Текст] / Бенце Сабольчи / пер. с венг.: Р. Э. Краузе. - Будапешт: Изд-во Акад. наук Венгрии, 1959. - 138 с.

119. Самарина, М. С. Франциск Ассизский и его наследие: от истоков к современности. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун.-та, 2008. - 176 с.

120. Симонова, Л. А. Французский личный роман: автор/герой (Ша-тобриан, Констан, Сент-Бев, Бальзак): Монография. - Москва, БУКИ-ВЕДИ, 2013. - 352 с.

121. Скребков, С. С. Полифонический анализ. - М.: Музгиз, 1940. -214 с.

122. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. - 448 с.

123. Скребкова, О. Л. Эстетические взгляды Ф. Листа//Вопросы музыковедения: сб. тр. - ГМПИ им. Гнесиных. - М.: ГМПИ, Вып. 1. - 1972.

- С. 28 - 65.

124. Сохор, А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей под ред. М. Г. Арановского. - М.: Музыка, 1974. С. 59 - 74.

125. Сохор, А. Н. Стиль, метод, направление (к определению понятий) // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. Л., 1965. - С. 3 - 15.

126. Сохор, А. Н. Теория музыкальных жанров в западноевропейской оратории и кантате XX // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. - М.: Музыка, 1971.

127. Стогний, И. С. Модусы интертекстуальности в музыке // Мшюш.

- 2011. - № 3 - 4. - С. 28 - 34.

128. Стогний, И. С. Смысловая многомерность музыкального произведения: к проблеме смысловых коннотаций / Музыковедение. - 2012.

- № 10. - С. 2 - 9.

129. Сыров, В. Н. Типологические аспекты композиторского стиля // Стилевые искания в музыке 80-х гг. XX века. Ростов н/Д., 1994. - С. 53

- 70.

130. Тамаш, Н. Если бы Лист вел дневник. Будапешт: «Корвина», 1977. - 349 с.

131. Тараева, Г. Р. Христианская символика в музыкальном языке // Музыкальное искусство и религия. Материалы конф. РАМ им. Гнесиных. - М., 1994. - С. 129 - 148.

132. Троицкий, С. Елизавета // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. 1. - С. 104.

133. Уилсон-Диксон, Э. История христианской музыки СПб.: Мирт, 2001. - 428 с.

134. Фаге, Э. История французской литературы. XIX век. СПб.: Издание Звонарева, 1901. - 198 с.

135. Фадеева, О. С. «Via cruris» Ф. Листа (к проблеме жанра) // Памяти Н. С. Николаевой. Сб. статей. - МГК, 1996. - С. 41 - 47.

136. Фадеева, О. С. Оратория в XIX веке в Германии. Дисс. <...> канд. искусств.: 17.00.02. - М., 1999. - 243 с.

137. Фадеева, О. С. Оратория Ф. Листа «Христос» как обобщение основных особенностей стиля композитора // Музыкальная культура: век XIX - век XX. -М.: Тровант, 1998. - С.55 - 69.

138. Федоровская, О. И. Музыкальный интертекст П. И. Чайковского // Искусство и образование. - 2012. - № 5. - С. 15 - 25.

139. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. - 542 с.

140. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977. - 405 с.

141. Ханкиш, Я. Если бы Лист вел дневник... Будапешт: Корвина, 1963. - 188 с.

142. Хинчин, Л. Я. О некоторых тенденциях инструментально-симфонического обобщения в опере XVII - XIX вв. Ростов н/Д., РГМПИ, 1978.

143. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений. - СПб.: Лань, 1999. - 496 с.

144. Цукер, А. М. Жанровые мутации в музыке рубежных периодов // Искусство на рубежах веков / Мат.-лы конф. - Ростов, РГК, 1999. - С. 107 - 124.

145. Цукер, А. М. Романтизм и музыкальное искусство. К проблеме соотношения романтического и реалистического методов в музыке // Цукер А. М. Единый мир музыки. Избранные статьи. - Ростов, РГК., 2003. - С. 27 - 38.

146. Цуккерман, В. А. Соната си минор Ф. Листа. М.: Музыка, 1984. -112 с.

147. Чаленко, Н. В. О романтических тенденциях в вокально-симфонической музыке Венгрии (от Ф. Листа в XX век) // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему. Материалы науч. конф. Ростов н/Д., 1998.

148. Чернова, Т. Ю. Драматургия в инструментальной музыке. М.: Музыка, 1984. - 144 с.

149. Шатобриан, Ф.-Р. де. Замогильные записки / Пер. с фр. О. Э. Гринберг и В. А. Мильчиной. Вступ. ст. и примеч.

B. А. Мильчиной. - М.: Изд.-во им. Сабашниковых, 1995. - 736 с

150. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / Пер. с нем. Я.С.Друскина; ред. пер. и послесл. М.С.Друскина. М.: Музыка, 1965. - 728 с.

151. Шеллинг, Ф. В. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1989. - 636 с. Т. 2.

152. Шеллинг, Ф. В. Философия искусства. - СПб.: Алтейя, 1996. -496 с.

153. Шинкарева, М. И. Христианство как культурообразующий фактор и его влияние на развитие музыки // Музыкальная культура христианского мира. Материалы Международной науч. конф. Ростов н/Д., 2001. - С. 94 - 103.

154. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика. - М.: Искусство, 1983. - 480 с. Т. 1.

155. Шмидер, В. Систематизированный тематический перечень (каталог) музыкальных сочинений Иоганна Себастьяна Баха [Текст] / Редактор-составитель Вольфганг Шмидер. - Leipzig: VEBBreitkopf & Härtel Mussikverlag, 1961. - 747 с.

156. Шнитке, А. Г. Полистилистические тенденции в современной музыке // Холопова В. Н., Чигарева Е. И. Альфред Шнитке. - М., 1990. -

C. 327 - 331.

157. Шуман, Р. Письма. В 2-х томах/ Сост., науч. ред., всгуп. ст., ком-мент. Д.В .Житомирского. М.: Музыка, 1982. - 525 с. Т.2.

158. Эккерман, И.-П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. -М.-Л.: «Academia», 1934. - 965 с.

159. Эко, У. Шесть прогулок в литературных лесах / Пер. с англ. А. Глебовской. - СПб.: Симпозиум, 2003. - 285 с.

160. Яусс, Х. Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. - С. 34 - 84.

161. Barbéris, P. «René» de Chateaubriand. Un nouveau roman. P., Larousse, 1973. - 255 p.

162. Bordeaux, H. Amours du temps passé. P., 1923. - 137 р.

163. De sancta Elisabeth // Jacobus de Voragine. Legenda hec aurea. Lyon, 1512. - 290 р.

164. Die Legenda aurea des Jacobus de Voragine. Aus dem Lateinischen ubersetzt von Richard Benz. Heidelberg, 1966.

165. Dürr, A. The cantatas of J.S. Bach. [Электронный текст]/ Dürr A. -Oxford univ. press, 2005. - 500 p.

166. Franz Liszts Album of Wanderer. - Режим доступа: http://www.musicaneo.com/

167. Franz Liszt Briefe an seine Mutter hrsg. von Marie Lipsius, Leipzig 1918

168. Franz Liszts Briefe/Gesammelt und hrsg. von La Mara. Leipz, 1893. Bd. II: Von Rom bis an's Ende., II, 180 - 181 р.

169. Franz Liszts Briefe/Gesammelt und hrsg. von La Mara. Leipz, 18991902. Bde VI: Briefe an die Fürstin Caroline Sayn-Wittgenstein Neue Folge, 243 р.

170. Goldhammer, O. Liszt, Brahms und Remenyi // Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae, Budapest, 1963. T. V. Р. 89 - 100.

171. Harl, M. Les modèles d'un temps idéal dans quelques récits de vie pères cappadociens // Le temps chrétien de la fin de l'antiquité au moyen age IIIe —XIIIe siècles. Paris, 1984. P. 223—224.

172. Howard, E. Smither // The new Grove dictionary of Music and Musicians [Электронный ресурс]

173. Kristeva, J. Bakhtine, le mot, le dialogue et le roman / J. Kristeva //Critique. - Paris, 1967. - № 23. - P. 438-465.

174. Liszt, F. Gesammelte Schriften/Hrsg. von L. Ramann. Leipzig, 18801883. In 6 T.: T. V. 1882; 212 р.

175. Liszt, F. Gesammelte Schriften/Hrsg. von L. Ramann. Leipzig, 18801883. In 6 T.: T. VI. 1883. P. 286 - 287.

176. Michel, A. La literature medio-latine et la poetique de la joie // L'Hostellerie de pensee. Etudes sur l'art litteraire au Moyen Age offertes a Daniel Poirion par ses anciens eleves. Paris, 1995. P. 290.

177. Montalembert, Ch. F. Histoire de sainte Elisabeth de Hongrie, duchesse de Thiringe (1207 - 1231). Paris: E. J. Bailly: Debecourt, 2011.

178. Musika Latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. СПб., 2000.

179. Oratorium/Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Sachteil 7. Stuttgart, 1997

180. Poulet, G. Etudes sur le Temps humain. Paris, 1950. P. 3.

181. Schelling, F.W.Z. Sämtliche Werke. Stuttg; Augsb., 1858 - 1860. Abt. 1. Bd. 7: Über das Verhältnis der bildenden Künste zu der Natur.

182. Wagner, R. Sämtliche Schriften und Dichtungen. - Leipzig, 1912. Bd. V. С. 195.

183. Wagner, . Liszt und Bruckner - oder ein weg zur restauration sakraler musik. Kongress-Bericht Eisenstadt, 1975. Akademische Druk- u. Verlagsanstalt Gras - Austria. - p. 225 - 233.

Ш

ПРИЛОЖЕНИЕ

Г Г Г м

Пример 2

лик, ^^—--

и^ 11 1 I1 нк -> - —» —— —0 —2— ф

Пример 3

фт

Пример 4 фЁ1

Пример 5

Пример 6

9

Щ р I ^ И

1-. 1 -Ът-- ->-- Т-1—---

/г&ть -а-

1 ^— -'---

•т— д--® ^-т—<=; -

Пример 7

* J I ^ 1 «П^

Ш

ш

Р V

Р V

Пример 9

Р

Р

Пример 10

>1 —— l=l -r-hm-=- ■

- 4 =—^ * =l =l

Пример 11

Пример 12

Пример 13

M-tU- ■-*- >

—F—

»-- -» > «> &1-

--^-

ж

Ш

тз

AI - tis - si - то, Er - hab - пег Gott,

£

Ош - Iii - po-ten - te, buon Si - gm> - re, Tu - с мш le litu - de, ih Schöpfer des Weltalls. gut* - ger Va - ter. Du bist voll des Lo - bes, а es

Пример 14

" Cantnntihii* Or Papel . 11л Domino Afaalahfll dioeifFmt cor infam Im maciü«-tum.

Пример 16

Пример 17

Л!1—

J. J> J J

Ё1 1оия /с* апя Лапк сгШ< гн - сет Iг _щС--

|.1 1

циапЛ витI 1а aai.nr/ii Ли И . гит

К 0111* сип llll.ll» СОШШОШ III <1116.51» «йяк1яп. хп,со.ше Пи пт. ни лр.рлг, 1 пш-.ч .

-щС— ' ' ' '

к"ы- Пи- Ке^ Ш1 Сй . (еа.Ьлач ги еЬ . геп

^— - -У,

ег . «сЬлШ Лт Ыв . (1м- ЛччиГрМДО «II . А11ейго,еоп ¿шЬПо.

>ч||г . 1Й1 Ьт-Ьпшэяпрч«. сЫ> . ген

ги ¡|| . п-ш 1'геЬ.

Г'^Т7

Ш

Oua - si siel - la та

tu - ti - na

S/ent Ör- se- bei as/ - s/ony 6 - le - ti - rül. Em-Ie • kez-zünk sok jt» te - tel- 16 - rül:

1 l к К—h—H—1— S— r. - —14--- 5 N О --1- :

л i-' d' J— J —B - J" J )—¡. -5

Mi is ö- tet ko-ves-sük а - zon le-gyünk: a- mit ben-ne di-csi-rünk. csc-le- ked-gyük.

Schon-ster Herr Je. su Schöpfer al- ler Din. ge. Got- tes und Ma - ri - a Sohn;

Dich will ich lie - ben.

Dich will ich eh. ren Mei-ner See-le Kreud und Wonn"! 5

Пример 19

Пример 21

Andante

á№

ffC

Пример 22

Пример 23

Пример 24

f (heftig)

vertreib E -1»-sa-beth von meines Schlosses Pfor-te!

Пример 26

Пример 27

Пример 28

i

un poco rit.

LUDWIG

.O_M_

Gott!

Nimm mich in dein Ge - bet!

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.