Англо-американский культурный пласт в детективной прозе Бориса Акунина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Афанасьева Оксана Васильевна

  • Афанасьева Оксана Васильевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 220
Афанасьева Оксана Васильевна. Англо-американский культурный пласт в детективной прозе Бориса Акунина: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2019. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Афанасьева Оксана Васильевна

Введение

Глава 1. Отражение британского и американского менталитета в литературных типажах Б. Акунина

1.1. Стереотипное представление о носителях английского языка -англичанах и американцах

1.2. Британский менталитет в детективных произведениях Б.Акунина

1.3. Американский менталитет в детективных произведениях Б.Акунина

Глава 2. Англия и Америка как географические локации действия в «фандоринском корпусе»

2.1. Место действия как один из важнейших параметров художественного мира произведения

2.2. Города Великобритании как топосы «фандоринского пространства»

2.3. Соединенные Штаты Америки как топос в произведениях об Эрасте Фандорине

Глава 3. Жанр классического английского детектива и американского вестерна в преломлении Б. Акунина

3.1. Жанровые признаки классического детектива в английской и американской традиции

3.2. Жанровое своеобразие детективов об Эрасте Фандорине

3.3. Интертекстуальные отсылки к английским и американским литературным произведениям в «фандоринском цикле»

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Англо-американский культурный пласт в детективной прозе Бориса Акунина»

Введение

Обоснование темы и предмета исследования. Диссертационное исследование посвящено англо-американскому культурному пласту в произведениях Бориса Акунина (Григория Чхартишвили) об Эрасте Фандорине.

Акунин является одним из самых ярких и интересных авторов в современной русской литературе, а серия произведений об Эрасте Фандорине («Новый детектив») стала его «визитной карточкой» и наиболее успешным проектом. Параллельно с серией о Фандорине Акунин публиковал детективные романы о сестре Пелагии («провинциальный детектив»), проект «Жанры», серию «Приключения магистра», а также выступал под псевдонимами «Анатолий Брусникин» (исторические романы) и «Анна Борисова» (романы о современности). Творчеству этого разностороннего автора посвящено множество исследований - так, в 2000 - 2010-х годах по произведениям Акунина были защищены следующие диссертации: Красильникова Е.П., Интертекстуальные связи пьес Б. Акунина и А.П. Чехова «Чайка» (2007)1; Волкова Н., Литературная стратегия рубежа XX -

л

XXI веков: вариант Б. Акунина. (2007) ; Бобкова Н.Г., Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о

-5

Фандорине и Пелагии (2010); Трускова Е.А., Романные циклы Бориса Акунина: специфика гипертекста (2012)4; Солуянова Н.А., Проблема интертекстуальности в переводе: на материале переводов произведений

1 Красильникова Е.П. Интертекстуальные связи пьес Б. Акунина и А.П. Чехова «Чайка». - Дисс. ... к.ф.н. - Тула, 2007.

2 Волкова Н. Литературная стратегия рубежа XX - XXI веков: вариант Б. Акунина. - Дисс. ... к.ф.н. ип^егека Каг^а V Praze Filozoficka Гакика, 2007.

3 Бобкова Н.Г. Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии. - Дисс. ... к.ф.н. - Улан-Удэ, 2010.

4 Трускова Е.А. Романные циклы Бориса Акунина: специфика гипертекста. - Дисс. . к.ф.н. - Челябинск, 2012.

Б. Акунина (2013)5; Казачкова А.В., Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1990 - начала 2000-х гг. (2015)6; Туова Р.Х., Феномен прецедентности в цикле романов Б. Акунина об Эрасте Фандорине: когнитивно-семантический и лингвокультурологический аспекты (2017)7; Герейханова К.Ф., Интертекстуальные стратегии в сборнике «Нефритовые

о

четки» Бориса Акунина (2018) ; Пономарева Ю.В., Жанровое своеобразие произведений Б. Акунина (2018)9. Помимо диссертационных исследований, творчеству Б. Акунина посвящено несколько монографий10 и множество статей11.

5 Солуянова Н.А. Проблема интертекстуальности в переводе: на материале переводов произведений Б. Акунина. - Дисс. ... к.ф.н. - М., 2013.

6 Казачкова А.В. Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1990 -начала 2000-х гг. - Дисс. ... к.ф.н. - Нижний Новгород, 2015.

7 Туова Р.Х. Феномен прецедентности в цикле романов Б. Акунина об Эрасте Фандорине: когнитивно-семантический и лингвокультурологический аспекты. - Дисс. ... к.ф.н. - Майкоп, 2017.

Герейханова К.Ф. Интертекстуальные стратегии в сборнике «Нефритовые четки» Бориса Акунина. - Дисс. ... к.ф.н. - М., 2018.

9 Пономарева Ю.В. Жанровое своеобразие произведений Б. Акунина. - Дисс. ... к.ф.н. - Тверь, 2018.

10 Снигирева Т.А., Подчиненов А.В., Снигирев А.В. Борис Акунин и его игровой мир: монография. - СПб: Алетейя, 2017. Головачева А. (ред.) Весь мир театр? Весь мир -литература! Б. Акунин глазами заинтересованных читателей. - М.: Буки Веди, 2016.

11 Алексеев Н. Русско-японский сыщик // Иностранец, май 2000; Басинский П. Штиль в стакане воды // Литературная газета, 23-29 мая, 2001, №21; Данилкин Л. Клудж. - М.: НЛО, 2010. - № 1.; Дьякова Е. Борис Акунин как успешная отрасль промышленности // Новая газета - 2001. - № 45; Калганова В.Е., Михайлов Э.Л. Интертекстуальность как текстообразующий механизм романа Бориса Акунина «Азазель» // Пушкинские чтения. - вып. XIX - 2014.; Китаева О. Детективы о прекрасном XIX веке // Дипломат, январь 2001.; Ковалева К.Л. Интертекстуальность как стилеобразующее средство в постмодернистском проекте «Б. Акунин» // Электронный ресурс: https://pbn.nauka.gov.pl/sedno-webapp/works/619270; Пригодич В. Круче, чем Умберто Эко. // Лондонский курьер, апрель 2000.; Ранчин А. Романы Б. Акунина и классическая традиция: повествование в четырех главах с предуведомлением, нелирическим отступлением и эпилогом // НЛО, 2004. - №67. - С. 35 - 266.; Сысоева О.А. Трансформации русской классики в современной отечественной прозе: жанры ремейка и сиквела // Духовно-нравственный и эстетический потенциал русской литературной классики: сб. науч ст. / И.А. Киселева, Т.А. Алпатова, Ю.Н. Сытина, сост. - М.: ИИУ МГОУ, 2013. - С. 308 - 312.; Сысоева О.А. Пародирование христианской истории в современной детской прозе (на примере «Детской книги» Б. Акунина) // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Актуальные проблемы филологии и культурологии» (17 декабря 2012 - 17 января 2013

Произведения Акунина, таким образом, подвергались анализу с точки зрения жанровой принадлежности, различных приемов игры с читателем, интертекстуальности и пр. При этом в трудах литературоведов на данный момент не вычленены и не систематизированы приемы обращения к определенному комплексу стереотипных представлений, объединяющие в себе разноплановые явления.

В качестве такого комплекса можно выделить совокупность представлений читателя о Российской империи: поскольку действие «фандоринской серии» происходит между 1876 («Азазель») и 1921 («Не прощаюсь») годами, большая часть романов, рассказов и повестей о Фандорине погружена в художественный мир России, эпоху Александра II, Александра III и Николая II - фактически, только в последнем произведении серии действие происходит после Октябрьской революции: в 1914 году Эраст Петрович Фандорин получает ранение в голову («Черный город») и впадает в кому до 1918 года, пропустив все события Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Описывая быт Фандорина, его расследования, Акунин вступает в игру с читательским представлением о последних десятилетиях Российской империи, одновременно задействуя и исторические сведения, поведенческие стереотипы и интертекстуальное взаимодействие с классической русской литературой. Речь идет не только об

года). - Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2013. - С. 63 - 65.; Сысоева О.А. Жанровый статус современного литературного проекта (на примере проекта «Жанры» Б. Акунина) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. № 7 (25): в 2-х ч. Ч. II. С. 178 - 180.; Сысоева О.А. Литературная пародия: проблема жанра // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 5-1. - С. 330 - 335.; Сысоева О.А. «Детская книга» Б. Акунина: проблема жанрового пародирования сказочного канона // Филология и человек. - 2014. - № 1. - С. 186 - 192. Трофименков М. Дело Акунина // Новая русская книга, 2000. - №4.; Химич В. В. Роман Б. Акунина: «чужой» текст в своей игре // Материалы III международной научно-практической конференции «Литературный текст XX века: проблемы поэтики». - Челябинск: ЮУрГУ, 2010. - С. 394-399.

истории в строгом смысле, но и об альтернативной истории - комплексе представлений об исторических событиях12.

Специфика текстов об Эрасте Фандорине заключается в том, что автор активно обращается к другим национальным пластам. Бросается в глаза использование японских культурных реалий, в отношении которых Б. Акунин не только задействует имеющиеся национальные стереотипы, но и отчасти сам их формирует: его герои, и в первую очередь его верный помощник Масахиро Сибата (весь «фандоринский цикл» начиная со «Смерти Ахиллеса») создают у массового читателя представление о японском характере и менталитете, а роман «Алмазная колесница», действие которого происходит в Иокогаме конца XIX столетия, расширяет и углубляет эти представления. Поскольку Г.Ш. Чхартишвили является переводчиком с японского и специалистом по японской культуре, его обращение к японскому культурному пласту в «фандоринском цикле» является закономерным.

Вторым по значимости семантическим комплексом в «фандоринском корпусе» является англо-американский культурный пласт, взаимодействие с которым также осуществляется на различных уровнях текста. Прежде всего, само обращение к жанру детектива представляет собой отсылку к классическим детективам Эдгара Алана По, Артура Конан Дойля, Агаты Кристи и Гилберта Кийта Честертона, являющихся законодателями этого жанра. Детективы «фандоринской серии» имеют массу общих черт с классическим английским и американским детективом, в котором центральной является фигура сыщика, наделенного исключительным умом и эрудицией.

Помимо использования жанровой канвы классического английского и американского детектива, Акунин прибегает к интертекстуальному

12 и <ы» <ы»

12 См. об этом Дворак М.А. Концепция «альтернативной истории» в российской литературе сквозь призму постмодернизма (на примере романов Х. ван Зайчика) // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей. Вып.2012 года. М.: ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2012. С. 188-193.

взаимодействию с социально-психологическими, приключенческими, авантюрными романами и рассказами классиков английской и американской литературы XIX века - Чарльза Диккенса, Майн Рида, Фенимора Купера и пр.

Также диалог с англо-американской культурой проявляет себя в обращении к стереотипному образу англичан и американцев. Б. Акунин использует сложившийся имидж нации: поскольку написанные им детективы рассчитаны, прежде всего, на русскоязычного читателя, персонажи «фандоринского цикла», принадлежащие к английской и американской нации, отчасти воплощают черты англичан и американцев, сформировавшиеся в сознании представителей русского языкового коллектива.

Взаимодействие с национально-культурными стереотипами проявляет себя также на уровне воспроизведения географического комплекса представлений: в ряде произведений «фандоринского цикла» действие происходит в английских и американских городах, и автор обращается к типичному представлению о жизни и быте этих городов, которое сформировано у русскоязычного читателя английской и американской

13

литературой, массовой культурой и кинематографом .

В настоящем исследовании рассмотрено обращение Б. Акунина к англо-американскому культурному пласту, так как, в нашем представлении, именно этот пласт проявляет себя наиболее разнонаправленно: и в жанровом, и в интертекстуальном, и в топонимическом, и в ментальном отношении. Эта диверсификация определяет актуальность предпринятого исследования: различные направления взаимодействия с соответствующим культурным пластом позволяют рассмотреть «фандоринский цикл» под новым углом зрения.

13 См.: Круглова Т.С., Судалова О.В. Текст как способ трансляции культуры и идентификации пола // Лингвометодические аспекты преподавания иностранного языка в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. - Вып. 6. - С. 42 - 44.

Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что моделирование англо-американского культурного пласта в творчестве Бориса Акунина (в выстраивании художественного пространства, системы персонажей, в дискурсивных отсылках к типичным образцам классического детектива, социально-психологического романа, вестерна и пр.), во-первых, выполняет функцию жанрового и интертекстуального диалога с англо-американской литературной традицией, а во-вторых, является способом игры с читателем, присущей постмодернистскому дискурсу.

В связи с намеченными направлениями исследования объект определяется как проявление англо-американского культурного пласта в произведениях Б. Акунина об Эрасте Фандорине. Предметом исследования являются способы и формы диалога Акунина с англо-американскими национальными стереотипами, жанровыми доминантами классического английского и американского детектива, топонимическими особенностями культурного пространства этих стран.

Цель настоящего исследования - выявление видов и форм проявления англо-американского культурного пласта в «фандоринском корпусе» Бориса Акунина.

Задачи исследования:

(1) Вычленить специфику отражения английского и американского менталитета в произведениях Бориса Акунина;

(2) показать особенности английских и американских топосов в художественной «вселенной Фандорина».

(3) выявить общие закономерности обращения Бориса Акунина к жанру классического английского и американского детектива, нашедшие отражение в его творчестве.

(4) проанализировать жанровые трансформации и жанровые модификации автора («диккенсовский детектив», вестерн и пр.) во

взаимодействии с интертекстуальным пластом английской и американской литературы. Теоретико-методологической основой исследования являются труды по теории и истории классического детектива - в частности, работы Т.Н. Амирян14, О.Ю. Ахманова15, С.П. Бавина16, Н.Н. Вольского17, В.И. Катина18, Н.Н. Кириленко19, С.Б. Переслегина20 и других. Для анализа жанровых доминант и основных черт детектива как жанра оказались чрезвычайно полезными классические и современные труды в области теории литературы

91 99 9

- работы Л.И. Тимофеева , Г.Н. Поспелова , Л.В. Чернец , Ю.Н. Тынянова24, Н.Л. Лейдермана25, О.М. Фрейденберг26, В.Я. Проппа27, Б.В.

14 Амирян Т. Н. Конспирологический детектив как жанр постмодернистской литературы (Д. Браун, А. Ревазов, Ю. Кристева): Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. -М., 2012.

15 Ахманов О. Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Казань, 2011.

16 Бавин С. П. Зарубежный детектив ХХ века (в русских переводах): Популярная библиографическая энциклопедия. - М.: Книжная палата, 1991

17 Вольский Н. Н. Дело о «детективе без берегов» («теоретические» споры о детективе и их практические результаты) // Электронный ресурс: http://zhumal.lib.rU/d/detektiwklub/delo.shtml. Вольский Н. Н. Легкое чтение. Работы по теории и истории детективного жанра. - Новосибирск: НГПУ, 2006.

18 Катин В. И. Криминальный романтизм как явление культуры современной России: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Саратов, 2007.

19 Кириленко Н.Н. Детектив: логика и игра // Электронный ресурс

https://cyberleninka.ru/article/n/detektiv-logika-i-igra

20

Переслегин С.Б. Возвращение к звёздам: фантастика и эвология, - М.: Аст, 2010.

21

Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М.: Просвещение, 1971

22 Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. - М.: издательство МГУ, 1970. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. - М.: Просвещение,1972. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. - М.,: издательство МГУ, 1983.

23

Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). - М.: издательство МГУ, 1982.

24

24 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977.

25

Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории «жанр» // Жанр и композиция литературного произведения Вып. 3. Калининград, 1976. Лейдерман Н.Л. Жанровые системы литературных направлений и течений // Проблемы литературных жанров: Материалы V научн. межвуз. конференции. 15-18 окт., 1985. Томск, 1987.

26 Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М.: Лабиринт, 1997.

27 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: издательство ЛГУ,

1986.

ЛО лд -5Л -51

Томашевского , М.М. Бахтина , А.Н. Веселовского , А. Фаулера , Р.

"5 Л -5-5 -5Д -5 С

Уэллека и О. Уоррена , Ц. Тодорова , В.А. Мескина , А.Г. Коваленко , С.Н. Передерия36, А.Я. Эсалнек37, Л.Г. Кихней38, А.В. Люликовой39, О.А. Сысоевой40, М.А. Дворака41 и др.

В отношении анализа взаимодействия автора с топосами английской и американской культуры чрезвычайно полезными оказались труды по миромоделированию и анализу категории места, в частности, работы Е. Фарино42, Д.С. Лихачева43, В.Н. Топорова44, Ю.М. Лотмана45, М.В.

28 Томашевский Б.В. Литературные жанры // Электронный ресурс http://philologos.narod.ru/tomash/tema9.htm

29

Медведев П.Н. [Бахтин М.М.] Формальный метод в литературоведении. - Л.: Прибой, 1928. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986.

30

Веселовский А.Н. Историческая поэтика - М.: Высшая школа, 1989.

31

Fowler A. Kinds of Literature: An introduction to the Theory of Genres and Modes // Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, 1982.

32

Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. - М.: Прогресс, 1978.

33

Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». - М.: Прогресс, 1975.

34 Мескин В.А. История русской литературы XX - XXI веков. - М.: Юрайт, 2018.

35

Художественный конфликт в русской и зарубежной литературе: коллективная монография / под ред. А.С. Карпова, А.Г. Коваленко. - М.: РУДН, 2011. Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века. - М.: РУДН, 2010.

36 Передерий С.Н. Утопия, социальная фантастика, детектив: притяжение жанров в литературе 20-30-х годов ХХ века. // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). -С. 463 - 465; Передерий С.Н. Новаторство «крутого» детектива как национально-идентичной жанровой формы в американской литературе. // Образование и наука в России и за рубежом. 2017. № 5 (34). - С. 11 - 17.

37

Эсалнек А.Я. Своеобразие романа как жанра: Спецкурс. - М.: издательство МГУ,

1978.

38

Кихней Л. К вопросу о понятии жанра в литературе // Ernst - Moritz - Arndt -Universität. Beiträge zur Methodik des fachbezogenen fremdsprachenunterrichts V // Zweites fachsprachliches Symposium des Institutes fur Fremdsprachen. Greifswald, 1990.

39

Люликова А.В. Русская авантюрно-плутовская литература: история становления и развития / уч. пособие. Симферополь, 2018. - 68 с.

40 Сысоева О.А. Жанровый статус современного литературного проекта (на примере проекта «Жанры» Б. Акунина) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. № 7 (25): в 2-х ч. Ч. II. С. 178 - 180.

41 Дворак М.А. Концепция «альтернативной истории» в российской литературе сквозь призму постмодернизма (на примере романов Х. ван Зайчика) // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей. Вып.2012 года. М.: ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2012. С. 188-193.

42

Фарино Е. Введение в литературоведение. - СПб., 2004. - Часть II.

Селеменевой46, О.Г. Ревзиной47, А.Б. Темирболат48, Н.А. Лариной49, В.Ю. Прокофьевой50, Е.Ю. Раскиной51.

Для анализа имиджа национальности и его преломления в литературе и

52

массовой культуре были использованы работы Н.А. Кубанева , Е.С. Коршуновой53, О.А. Королевой54, А.В. Люликовой55, Е.А. Ярмаховой56, А.Ю. Коровиной57, Т.С. Кругловой58 и других.

43 Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 3.

44 Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. - М.: Наука,

1983.

45 Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве.

- СПб.: «Искусство - СПБ», 1998. // Электронный ресурс https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_Index.php

46 Селеменева М.В. Поэтика городской прозы Ю.В. Трифонова: Монография. -Воронеж: Научная книга, 2008.

47

Ревзина О.Г. Хронотоп в современном романе // Художественный текст как динамическая система. Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию В. П. Григорьева. Отв. ред. Н. А. Фатеева. М.: Управление технологиями, 2006.

48 Темирболат А. Б. Категория хронотопа в свете современных научных концепций литературоведения // Филологические науки в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012.

49 Ларина Н.А. Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова. - Дисс. ... д.ф.н. - М., 2018.

50 Прокофьева В. Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестн. Оренб. гос. ун-та. - 2005. - № 11. - С. 87-94.

51 Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева. - Дисс. ... д.ф.н. -М., 2008.

52

Кубанев Н.А. Образ Америки в русской литературе: Из истории русско-американских литературных и культурных связей конца XIX - первой половины ХХ вв. -Дисс. ... д.к.н. // Электронный ресурс http://www.dissercat.com/content/obraz-ameriki-v-russkoi-literature-iz-istorii-russko-amerikanskikh-literaturnykh-i-kulturnyk#ixzz5deVStrhW

53 Коршунова Е.С. Типичный англичанин как литературный образ // Омский научный вестник, 2011, № 3. // Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/tipichnyy-anglichanin-kak-literaturnyy-obraz

54 Королева О.А. К проблеме национального литературного характера в английском постмодернистском романе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2015. - № 2.

55 Люликова А.В. Гипертекст как социокультурный феномен в современном коммуникативном и литературном пространстве // Русский язык в поликультурном мире. X Международная научно-практ. конф. / Сб. научных статей. Симферополь: ИТ «АРИАЛ»,

- 2016. - С. 337-342; Люликова А.В. Медиапространство в литературе рубежа XX-XXI вв. как художественная форма: взаимодействия автора и читателя // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - №10 (76). - Ч.3. - С. 20-23; Люликова А.В. Литературный гипертекст как коммуникативный феномен в современном мире // Дискурс

На защиту выносятся следующие положения:

1. Взаимодействие с англо-американским культурным пластом является важной частью «фандоринского проекта» современного писателя Б. Акунина. Смысловые связи с английской и американской культурой и преломлением ее феноменов в массовом сознании выстраиваются автором намеренно и сознательно как часть стратегии игры с читателем.

2. Проявления англо-американского культурного пласта в текстах об Эрасте Фандорине следует разделить на три категории: обращение к стереотипам «типичного англичанина» и «типичного американца»; изображение топонимов Великобритании и Соединенных Штатов Америки; обращение к жанру классического британского и американского детектива, а также к более новому жанру американского детектива-боевика.

3. Образы англичан и американцев в произведениях «фандоринской серии» представляют собой взаимодействие с имиджем нации: Акунин обращается не к реальному английскому или американскому национальному характеру, но к стереотипному представлению о нем, сформированному литературой и массовой культурой. Каждая типичная национальная черта, находящая проявление в текстах Акунина, имеет положительный и отрицательный вариант реализации, что отсылает к значимому для

в различных сферах коммуникации: современные тенденции и перспективы: мат-лы Междунар. науч. конференции. - Симферополь, 2017. - С. 97-104.

56 Ярмахова Е.А. Лингвокультурный типаж «английский чудак». - Дисс. ... к.ф.н. -Волгоград, 2005. // Электронный ресурс http://www.dissercat.com/content/lingvokultumyi-tipazh-angliiskii-chudak#ixzz5d41MYdpo

57

Коровина А.Ю. Лингвокультурный типаж «английский сноб». - Дисс. ... к.ф.н. -Волгоград, 2008.

58

Kruglova T.S. Motives and Images of English Romantic Lyrics in Judgment of the Russian Poets-Translators of the Middle of XIX// Science and Education: Materials of the III international research and practice conference (April 25th - 26th, 2013): In 2 vol. - Munich (Germany): Verlag Waldkraiburg. - Vol. I. 2014. - P. 437 - 441. Круглова Т.С. Межкультурная коммуникация в переводе художественного текста [Текст] / А.Н. Усяев, Т.С. Круглова и др. // Лингвометодические аспекты преподавания иностранного языка в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. - Вып. 6. - С. 86 - 90.

британской культуры образу доктора Джекилла и мистера Хайда - светлой и темной стороны одной личности.

4. Британская и американская топонимика в произведениях Акунина о Фандорине также представляет собой взаимодействие не с реальным географическими топонимами, но с культуронимами -коррелирующими с представлениями о значимых чертах указанного города или страны в массовом сознании. В изображении Лондона Акунин обращается к «диккенсовским» и «конан-дойловским» признакам города, выделяемым в соответствующем корпусе текстов.

5. Жанр классического английского и американского детектива в переосмыслении Акунина также активизирует наиболее яркие, выпуклые черты, получающие в «фандоринском тексте» своеобразное преломление. К центральным чертам данного жанра относится: а) образная система, включающая интеллектуального сыщика, его помощника, представителя официальных властей и разыскиваемого преступника (преступников); б) построение детектива как интеллектуальной задачи, в которой неизвестен один из параметров - субъект, совершивший преступление, - и читателю предлагается вместе с сыщиком вычислить преступника.

6. Новации Акунина касаются не только системы персонажей, но и природы сформулированной им интеллектуальной задачи: наряду с поиском преступника среди известных читателю персонажей и постоянным передвижением фокуса подозрения читатель вступает в другой тип игры с автором. Поскольку детективы Б. Акунина изобилуют интертекстуальными отсылками к различным текстам мировой литературы и феноменам массовой культуры, читатель может включиться в поиск не только преступника среди персонажей, но и разнообразных аллюзий и межтекстовых диалогов в тексте произведения. Это позволяет определить жанровую специфику произведений Акунина о Фандорине как «интертекстуальный детектив».

7. Часть произведений «фандоринского корпуса» представляет собой модификацию другого жанра, возникшего в более поздний период, -приключенческого детектива-боевика, в котором интерес читателя обеспечивается не поиском преступника, но остросюжетными ситуациями и динамикой их смены в произведении. Этот подтип у Б. Акунина также усилен интертекстуальными связями и встроен в кросс-текстовую систему серии произведений о Фандорине.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена систематизацией видов и форм проявления англо-американского культурного пласта в текстах Б. Акунина. Комплекс этих смысловых связей проявляет себя на различных уровнях текста, что дает возможность провести комплексный анализ и разработать методику анализа взаимодействия текста с определенным семантическим целым, присутствующим в массовом сознании и в массовой культуре.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейших как теоретических, так и прикладных исследованиях в области современной литературы, стратегий построения текстов, теории современных жанров и национальных стереотипов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Афанасьева Оксана Васильевна, 2019 год

I. Источники

1. Акунин Б. Азазель. - М.: Захаров, 1998. - 334 с.

2. Акунин Б. Алмазная колесница. - М.: Захаров, 2003. - 720 с.

3. Акунин Б. Весь мир театр. - М.: Захаров, 2009. - 432 с.

4. Акунин Б. Коронация, или последний из романов. - М.: Захаров, 2000. - 352 с.

5. Акунин Б. Левиафан. - М.: Захаров, 1998. - 264 с.

6. Акунин Б. Любовник смерти. - М.: Захаров, 2001. - 304 с.

7. Акунин Б. Любовница смерти. - М.: Захаров, 2001. - 246 с.

8. Акунин Б. Не прощаюсь. - М.: Захаров, 2018. - 416 с.

9. Акунин Б. Нефритовые четки. - М.: Захаров, 2006. Цит. по Электронный ресурс http://www.kharkivosvita.net.ua/files/nefrit.pdf

10. Акунин Б. Особые поручения. - М.: Захаров, 1999. - 320 с.

11.Акунин Б. Планета Вода. - М.: Захаров, 2015. - 416 с.

12. Акунин Б. Смерть Ахиллеса. - М.: Захаров, 1998. - 320 с.

13. Акунин Б. Статский советник. - М.: Захаров, 1999. - 288 с.

14. Акунин Б. Турецкий гамбит. - М.: Захаров, 1998. - 222 с.

15.Акунин Б. Черный город. - М.: Захаров, 2012. - 368 с.

16.Булгаков М.А. Записки юного врача // Электронный ресурс http://lib.ru/BULGAKOW/zapiskiw.txt

17. Диккенс Ч. Рождественская песнь в прозе. - пер. Т. Озерской // Электронный ресурс: http://lib.ru/INPROZ/DIKKENS/d12.txt

18. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Собрание сочинений в 15-ти томах. - Л.: Наука, 1989. Том 5. - 576 с.

19.Ирвинг В. Легенда о Сонной Лощине - пер. А.С. Бобовича // Электронный ресурс http://lib.ru/INPROZ/IRWING/rasskazy.txt

20.Конан Дойл А. Записки о Шерлоке Холмсе. - пер. с англ. К.И. Чуковского. - Минск: Маст.лит., 1984. - 654 с.

21.Конан Дойл А. Записки о Шерлоке Холмсе. - пер. с англ. М.А. Литвиновой. - М.: Книга, 1989. - 667 с.

22.Конан Дойл А. Пестрая лента. - пер. с англ. М. Чуковской // Электронный ресурс http: //www.221b.ru/archive/doyle/1 /The_Adventure_of_the_Speckled_B and_R.txt

23.Конан Дойл А. Рейгетские сквайры - пер. Т. Рузской // Электронный ресурс http://lib.ru/AKONANDOJL/sh_reiga.txt_with-big-pictures.html

24.Конан Дойл А. Убийство в Эбби-Грейндж. - пер. Л. Борового. // Электронный ресурс: http://lib.ru/AKONANDOJL/sh_ebbig.txt

25.Леблан М. Херлок Шолмс опоздал - пер. с фр. А. Когана // Электронный ресурс http://lib.ru/DETEKTIWY/LEBLAN/al4.txt

26. Лесков Н.С. Левша. Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе // Электронный ресурс https://ilibrary.ru/text/986/p.1/index.html

27. Некрасов Н.А. Железная дорога // Электронный ресурс https: //ilibrary .ru/text/1029/p. 1 /index. html

28.По Э.А. Похищенное письмо - пер. с англ. И. Гуровой // Электронный ресурс http://lib.ru/INOFANT/POE/Letter.txt

29.По Э.А. Тайна Мари Роже - пер. с англ. И. Гуровой // Электронный ресурс: http://lib.ru/INOFANT/POE/Mariroge.txt

30.По Э.А. Убийство на улице Морг - пер. с англ. Р. Гальпериной // Электронный ресурс: http://lib.ru/INOFANT/POE/Morgue.txt

31.Пушкин А.С. Барышня-крестьянка. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 5. Романы, повести. // Электронный ресурс https://rvb.ru/pushkin/tocvol5.htm

32.Пушкин А.С. Евгений Онегин // Электронный ресурс http: //www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=1409

33.Чехов А.П. Дочь Альбиона // Электронный ресурс https://ilibrary.ru/text/1182/p. 1/index.html

II. Труды по теории и истории литературы

34.Barnet S., Berman M., Burto W. Dictionary of Literary, Dramatic and Cinematic Terms. - London, Little Brown Company, 1971. - 189 с.

35.Cawelty J.G. Adventure, Mystery and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture - Chicago, 1976. - 203 с.

36.Fowler A. Kinds of Literature: An introduction to the Theory of Genres and Modes // Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, 1982. - 357 с.

37.Kartier O. Beyond the wild west literature: the cowboy - hero or antihero? // Электронный ресурс https://old.upm.ro/ldmd/LDMD-03/Lit/Lit%2003%2024.pdf

38.Shipley J.T. Dictionary of World Literary Terms, Forms, Technique, Criticism. - Dunfermline: Writer, 1970. - 466 с.

39.Акунин Б. // Джордж Э. Расплата кровью. - М.: Эксмо, 2008. - 464 с.

40.Алексеев Н. Русско-японский сыщик // Иностранец, май 2000 // Электронный ресурс http://www.inostranets.ru/archive/2000/0209_5/

41. Американский менталитет: дружба, гости, сочувствие и поддержка // Электронный ресурс https://jaa.su/amerikanskij-mentalite-druzhba-gosti/

42.Амирян Т. Н. Конспирологический детектив как жанр постмодернистской литературы (Д. Браун, А. Ревазов, Ю. Кристева): Автореф. дисс. ... к.ф.н. - М., 2012. - 22 с.

43.Анушевская А.И. Кем на самом деле был Джек Потрошитель // Аргументы и факты // Электронный ресурс http://www.aif.ru/dontknows/file/kem_na_samom_dele_byl_dzhek_potro shitel

44. Аристотель Поэтика. Риторика. - СПб: Азбука, 2000. - 346 с.

45. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. - М.: URSS, 2010. - 448 с.

46.Асланов Т. Акунин воскресил Фандорина, чтобы убить его окончательно. Окончательно? // Электронный ресурс http://novostiliteratury.ru/2018/06/recenzii-na-knigi/akunin-voskresil-fandorina-chtoby-ubit-ego-okonchatelno-okonchatelno/

47.Ахманов О. Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда: Автореф. дисс. ... к.ф.н.. - Казань, 2011. - 23 с.

48.Бавин С. П. Зарубежный детектив ХХ века (в русских переводах): Популярная библиографическая энциклопедия. - М.: Книжная палата, 1991. - 208 с.

49.Багрецов Д.Н. Т. Кибиров: творческая индивидуальность и проблема интертекстуальности. - Дисс. ... к.ф.н. - Екатеринбург, 2005. - 207 с.

50.Баева Н.А. Интертекстуальность в романном творчестве Чарльза Диккенса. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 143 с.

51.Барт Р. S/Z. - пер. с фр. Г.К. Косикова. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 232 с.

52.Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. - пер. с фр. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

53.Басинский П. Штиль в стакане воды // Литературная газета, 23-29 мая, 2001, №21.

54. Бахтин М.М. Слово в романе // Электронный ресурс http : //www. gumer. info/bibliotek_Buks/Literat/bahtin/slov_rom. php

55.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1965. - 262 с.

56.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.

57.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

58.Башкатова Ю.А. Интертекстуальность словесно-художественного портрета. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 143 с.

59.Белозерова Н.Н. Интегративная поэтика. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999. - 205 с.

60.Благой Д.Д. Литература и действительность: вопросы теории и истории литературы. - М.: Гос.издательство художественной литературы, 1959. - 516 с.

61. Бобкова Н.Г. Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии. - Дисс. ... к.ф.н. -Улан-Удэ, 2010. // Электронный ресурс:

http://cheloveknauka.com/funktsii-postmodernistskogo-diskursa-v-detektivnyh-romanah-borisa-akunina-o-fandorine-i-pelagii#ixzz5I1Bh6QqS

62.Богданова Н.А. Граф Толстой-Американец. Невероятные похождения «фрика» из высшего общества // Электронный ресурс http://www.spb.aif.ru/society/people/graf_tolstoy-amerikanec_neveroyatnye_pohozhdeniya_frika_iz_vysshego_obshchestv a

63.Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 520 с.

64.Бриско Т.А. ТОП-10 особенностей английского менталитета // Электронный ресурс https://www.britanya.me.uk/top-10-osobennostej-anglijskogo-mentaliteta/

65.Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989.

- 648 с.

66. Владимирович А. Тайна в крови. - М.: Издательские решения, 2018.

- 100 с.

67.Волков А.А. Курс русской риторики. - М.: издательство МГУ, 2013.

- 416 с.

68.Волкова Н. Литературная стратегия рубежа XX - XXI веков: вариант Б. Акунина. - Дисс. ... к.ф.н. - Univerzita Karlova v Praze Filozoficka fakulta, 2007. - 234 с.

69. Вольский Н. Н. Дело о «детективе без берегов» («теоретические» споры о детективе и их практические результаты) // Электронный ресурс: http : //zhurnal .lib.ru/d/detektiwklub/delo .shtml.

70. Вольский Н. Н. Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления. - Новосибирск, 1996. - 216 с.

71. Вольский Н.Н. Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления // Электронный ресурс http : //www.ruthenia.ru/volsky/self. html

72. Вольский Н.Н. Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления // Электронный ресурс http : //www.ruthenia.ru/volsky/self. html

73.Вольский H. H. Легкое чтение. Работы по теории и истории детективного жанра. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - 278 с.

74.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981. - 138 с.

75.Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. - М.: Нов. лит. обозрение, 1996. - 352 с.

76.Гаспаров М.Л. Парафраз и интертексты // Электронный ресурс http: //www. ruthenia. ru/document/470280. html

77.Гаспаров М.Л. Поэтика // Литературный энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

78.Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. Под редакцией М.Л. Гаспарова. - М.: Наука, 1972. С. 7—73.

79.Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. - М.: Наука, 1964.

80.Гвоздева А.В. Лингвокультурный образ детектив. - Дисс. ... к.ф.н. -Челябинск, 2008. - 188 с.

81.Георгинова Н.Ю. Детективный жанр - причины популярности // Электронный ресурс https://cyberlemnka.ru/article/n/detektivnyy-zhanr-prichiny-populyarnosti

82.Герейханова К.Ф. Интертекстуальные связи рассказа «Скарпея Баскаковых» Бориса Акунина с английской и русской литературой XIX века // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере: материалы IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 15-16 марта 2018 г. - Пенза: Пензенский государственный технологический университет, 2018. - С. 316 -322.

83.Герейханова К.Ф. Интертекстуальные стратегии в сборнике «Нефритовые четки» Бориса Акунина. - Дисс. ... к.ф.н. - М., 2018. -202 с.

84.Головачева А. (ред.) Весь мир театр? Весь мир - литература! Б. Акунин глазами заинтересованных читателей. - М.: Буки Веди, 2016. - 134 с.

85.Головченко И.Ф. Семантический комплекс «путешествия» в дискурсе акмеизма (Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова). -Дисс. ... д.ф.н. - М., 2017. - 403 с.

86.Гришаева Л.И. Прецедентные феномены как культурные скрепы (к типологии прецедентных феноменов): монография (под общ. ред. Л. И. Гришаевой, М. К. Поповой, В. Т. Титова). - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. - 156 с.

87.Данилкин Л. Клудж. - М.: НЛО, 2010. - № 1. // Электронный ресурс http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2010/1/des11 .html

88.Дворак Е.Ю., Дворак М.А. К вопросу о дифференциации жанров фэнтези и фантастики (на примере романа Г.Л.Олди «Мессия очищает диск» и повести С.В. Лукьяненко «Мальчик и тьма») // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». 2014. №32. - С. 404-409.

89. Дворак М.А. К вопросу о взаимной интеграции жанров на примере романов Г.Л.Олди «Дорога» и «Сумерки мира» // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей. Вып.2014 года. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2014. - С. 164-167.

90.Дворак М.А. К вопросу об истоках авторского мифа в повести Виктора Пелевина «Затворник и Шестипалый» // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей. Вып. 2008 года. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. - С. 247-251.

91.Дворак М.А. К проблеме постмодернистского конфликта на примере романа Г.Л. Олди «Мессия очищает диск» // Сборник статей и материалов по итогам Пятой Международной конференции «Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков». - СПб: ГПА, 2013. - Том 1. - С. 13-18.

92.Дворак М.А. Концепция «альтернативной истории» в российской литературе сквозь призму постмодернизма (на примере романов Х.

ван Зайчика) // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей. Вып.2012 года. - М.: ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2012. - С. 188-193.

93.Дворак М.А. Научная фантастика как интерпретация постмодернизма (на примере романа Г.Л.Олди «Мессия очищает диск») // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». - Тверь, 2013. - № 32. - С. 267-272.

94.Дворак М.А. Религиозные мотивы (ислам, христианство) в повести В.Пелевина «Затворник и Шестипалый» // Сборник материалов Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов «Российская Федерация и современный мир: пути и перспективы развития». - М.: МГИ им. Е.Р.Дашковой, 2009. - С. 78-83.

95.Дворак М.А. Сатира и жанровый синкретизм в романном цикле Хольма ван Зайчика «Плохих людей нет (Евразийская симфония) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 2012. - Том 18. - №5. - С. 110-112.

96.Денисова Г.В. В мире интертекста: язык, память, перевод. - М.: Азбуковник, 2003. - 297 с.

97.Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. - под ред. А.В. Рябушкина, В.Л. Хайта. - М.: Стройиздат, 1985. - 136 с.

98. Долгова Т.В., Сафронова А.И., Царегородцева А.А. Образ Лондона в отражении жизни героев романов Чарльза Диккенса // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 17-21.

99. Дьякова Е. Борис Акунин как успешная отрасль промышленности // Новая газета - 2001. - № 45.

100. Елисеев Н. Честертоновская попытка // Электронный ресурс expert.ru/northwest/2003/13/13no-scultur_51538

101. Жаринов Е. Как в русской литературе появился детективный жанр? // Электронный ресурс https://www.culture.ru/s7vopros/kak-роуауйвуа^е1ек1:1у

102. Жданова А.В. Особенности проявления интертекстуальности в публицистическом тексте // Электронный ресурс Шр8://суЬег1ешпка.ги/аг1:1с1е/п/о8оЬеппо81:1-ргоуау1етуа-т1е11:ек81:иа1по81:1-у-риЬШ8181:1сЬе8кот-1ек81е

103. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. - Л.: Наука, 1978. - 424 с.

104. Журбин А.А. Интертекстуальность творчества Леонида Губанова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Астрахань, 2006. -18 с.

105. Зенкин С. Французская теория: попытка подвести итоги // Электронный ресурс: www.russ.ru/ist_sovr/20000413_zen.html

106. Иванова А.А. Концепт «Лондон» в романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(15). Электронный ресурс: Шр8://паисЬ&гит.ги/агсЫуе/М№,_ЬитапШев/8(15).pdf

107. Илунина А.А. Интертекстуальность и ее идейно-художественные функции в романах Роберта Ная «Фальстаф», «Странствие «Судьбы»», «Г-жа Шекспир: полное собрание сочинений» и «Покойный г-н Шекспир»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Воронеж, 2007. - 22 с.

108. Ильин И.П. От текстового анализа к наслаждению текстом // Российский литературоведческий журнал, 1996, № 7. - С. 133 - 153.

109. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996. - 255 с.

110. Ильичев А.В. Русская поэзия XVIII-XX веков: интертекстуальные связи: опыт анализа. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 199 с.

111. Казачкова А.В. Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1990 - начала 2000-х гг. - Дисс. ... к.ф.н. - Нижний Новгород, 2015. // Электронный ресурс: http://cheloveknauka.com/zhanrovaya-strategiya-detektivnyh-romanov-borisa-akunina-1990-nachala-2000-h-gg#ixzz5I1BULVJ1

112. Казачкова А.В. Специфика интерпретации жанра приключенческого романа в «Соколе и ласточке» Бориса Акунина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2015. - № 1. - С. 266-269.

113. Калганова В.Е., Михайлов Э.Л. Интертекстуальность как текстообразующий механизм романа Бориса Акунина «Азазель» // Пушкинские чтения. - вып. XIX - 2014. - С. 119 - 127.

114. Катин В. И. Криминальный романтизм как явление культуры современной России: Автореф. дисс. ... к.ф.н.. - Саратов, 2007. - 24 с.

115. Кестхейи Т. Антология детектива. Следствие по делу о детективе. - Будапешт: Корвина, 1989. - 261 с.

116. Кириленко Н.Н. Детектив: логика и игра // Новый филологический вестник, 2009. // Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/detektiv-logika-i-igra

117. Кириленко Н.Н. Жанровый инвариант и генезис классического детектива. - Автореферат дисс. ... к.ф.н. - М., 2016. // Электронный ресурс http://www2.rsuh.ru/binary/2636527_37.1483013374.8687.pdf

118. Кириллова К.А. 5 особенностей американского менталитета, к которым вам нужно будет привыкнуть // Электронный ресурс

http://www.forumdaily.com/5-osobennostej-amerikanskogo-mentaliteta-k-kotorym-vam-nuzhno-budet-privyknut/

119. Киселева М. В. Жанр ремейка в массовой литературе (на примере произведения Бориса Акунина «Ф. М.») // Электронный ресурс: http://sup.asu.ru/thoys/807-.html

120. Китаева О. Детективы о прекрасном XIX веке // Дипломат, январь 2001. - С. 3 - 26.

121. Кихней Л. К вопросу о понятии жанра в литературе // Ernst -Moritz - Arndt - Universität. Beiträge zur Methodik des fachbezogenen fremdsprachenunterrichts V // Zweites fachsprachliches Symposium des Institutes fur Fremdsprachen. Greifswald, 1990.

122. Кихней Л.Г. «Пир со смертью» А. Пушкина, Вяч. Иванова и О. Мандельштама (семантические и ритмико-метрические переклички) // Электронный ресурс https://refdb.ru/look/2556623.html

123. Кихней Л.Г. К механизму образования интертекстуальных мотивов: мотивный комплекс «волчьей травли» в русской поэзии ХХ века // Вестник Тверского государственного университета. -Серия Филология. - 2013. - №1. - С.46 - 58.

124. Клугер Д. Баскервильская мистерия. История классического детектива. - М.: Текст, 2005. - 188 с.

125. Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По: Новеллист и поэт. - Л.: Худож. Лит, 1984. - 296 с.

126. Ковалева К.Л. Интертекстуальность как стилеобразующее средство в постмодернистском проекте «Б. Акунин» // Электронный ресурс: https : //pbn.nauka.gov.pl/sedno-webapp/works/619270

127. Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века. -М.: РУДН, 2010. - 491 с.

128. Коваленко А.Г. Художественный конфликт в русской и зарубежной литературе: коллективная монография / под ред. А.С. Карпова, А.Г. Коваленко. - М.: РУДН, 2011. - 480 с.

129. Кожинов В. Жанр литературный // Краткая литературная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - Т.2. - 1056 с.

130. Коровина А.Ю. Лингвокультурный типаж «английский сноб». -Дисс. ... к.ф.н. - Волгоград, 2008.

131. Королева О.А. К проблеме национального литературного характера в английском постмодернистском романе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2015. - № 2.

132. Корсаков Д. Из чего только сделан Фандорин // Электронный ресурс https://www.samara.kp.ru/daily/26531/3548265/

133. Коршунова Е.С. Образ англичанина в массовом сознании современного российского общества // Философские науки. Омский научный вестник. - 2012, № 3. // Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-anglichanina-v-massovom-soznanii-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva

134. Коршунова Е.С. Типичный англичанин как литературный образ // Омский научный вестник, 2011, № 3. // Электронный ресурс https: //cyberleninka.ru/article/n/tipichnyy-anglichanin-kak-literaturnyy-obraz

135. Косиков Г.К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики) // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр., составление и вступительная статья Г.К. Косикова. - М.: Прогресс, 2000. - С. 3 - 50.

136. Косиков Г.К. Текст / Интертекст / Интертекстология // Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности / Общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова; пер. с фр. Г.К. Косикова, Б.Н. Нарумова, В.Ю.

Лукасик. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. // Электронный ресурс http: //abuss. narod.ru/Biblio/piegegro. htm

137. Красильникова Е.П. Интертекстуальные связи пьес Б. Акунина и А.П. Чехова «Чайка». - Дисс. ... к.ф.н. - Тула, 2007. // Электронный ресурс: http://cheloveknauka.com/intertekstualnye-svyazi-pies-b-akunina-i-a-p-chehova-chayka#ixzz511 C4qcY6.

138. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман. - пер. с фр. Г.К. Косикова // Электронный ресурс http: //old.libfl. ru/mimesis/txt/kristeva_bakhtin.pdf

139. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. - пер. с фр. Г.К. Косикова, Б.П. Нарумова. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 326 с.

140. Кротова Д.В. Современная русская литература. Постмодернизм и неомодернизм. - М.: МАКС-Пресс, 2018. - 224 с.

141. Круглова Т.С. Вальтер Скотт в восприятии русских поэтов-переводчиков первой половины XIX в. // Русистика и современность. Литературоведение 3: Сборник науч.ст. по материалам XVI-ой Междун. науч. конф., посвященной 120-тию со дня рождения В.В. Маяковского (г. Одесса, 18 - 22 мая сентября 2013 г.) / Междун.и Украинская ассоциация преподавателей И.И.Мечникова. - Одесса: Астропринт. - 2014. - С. 70 - 78.

142. Круглова Т.С., Жаткин Д.Н. К истории русской переводческой рецепции творчества А.Э. Хаусмена: переводы И.А. Кашкина (по материалам Российского государственного архива литературы и искусства)// «XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс»: Периодическое научное издание. - Пенза: Изд-во Пенз.гос. технол.ун-та. - Т.1. - №01(23) - 2015. - С. 159 - 164.

143. Круглова Т.С., Жаткин Д.Н. Шекспир глазами Марины Цветаевой// Художественный перевод и сравнительное

литературоведение - IV: Сб. научных трудов. - М.: Флинта; Наука.

- 2015. - С. 3 - 17.

144. Круглова Т.С., Суздалова О.В. Текст как способ трансляции культуры и идентификации пола // Лингвометодические аспекты преподавания иностранного языка в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. -Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. - Вып. 6. - С. 42 - 44.

145. Круглова Т.С. Усяев А.Н. Межкультурная коммуникация в переводе художественного текста // Лингвометодические аспекты преподавания иностранного языка в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. -Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. - Вып. 6. - С. 86 - 90.

146. Кубанев Н.А. Образ Америки в русской литературе: Из истории русско-американских литературных и культурных связей конца XIX

- первой половины XX вв. - Дисс. ... д.к.н. // Электронный ресурс http://www.dissercat.com/content/obraz-ameriki-v-russkoi-literature-iz-istorii-russko-amerikanskikh-literaturnykh-i-kulturnyk#ixzz5deVStrhW

147. Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка: монография. - М.: КомКнига, 2007. - 272 с.

148. Кулакова О.К. Интертекстуальность в аспекте жанрообразования (на материале жанра фэнтези): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Иркутск, 2011. - 22 с.

149. Ларина Н.А. Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова. - Дисс. ... д.ф.н. - М., 2018.

- 410 с.

150. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Семиотика религиозных коммуникативных систем: дискурсы смыслов. - М.: Directmedia, 2015. - 380 с.

151. Лейдерман Н. Л. Теория жанра. - Екатеринбург: Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник», 2010. - 904 с.

152. Лейдерман Н.Л. Жанровые системы литературных направлений и течений // Проблемы литературных жанров: Материалы V научн. межвуз. конференции. 15-18 окт., 1985. Томск, 1987.

153. Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории «жанр» // Жанр и композиция литературного произведения Вып. 3. Калининград, 1976.

154. Лейман А.Р. Интертекстуальность и взаимодействие жанров в романах Адольфа Мушга: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2008. - 24 с.

155. Леонтьев А.А. Интертекст в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2001. - 17 с.

156. Ливергант А. Вступительная статья // Стерн Л. Письма // Вопросы литературы. - № 5. - 2000. // Электронный ресурс http://www.vost1it.info/Texts/Dokumenty/Eng1/XVIII/1720-

1740/Laurence_Stern/pred.htm

157. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Энциклопедия, 1990. - 685 с.

158. Липовецкий М.Н. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-х-2000-х годов. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 848 с.

159. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8, 1968. - С. 74-87.

160. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979. - 376 с.

161. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. - М.: Наука, 1973. - С. 6 - 15.

162. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек - текст -семиосфера - история. - М.: Яз. рус. культуры, 1999. - 464 с.

163. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. - Таллин: Александра,1992. - Т.1. -448 с.

164. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: Искусство - СПБ, 1998. // Электронный ресурс

https: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_Index.php

165. Лукьянов С.А. К вопросу о массовых самоубийствах старообрядцев в XVII - XVIII вв. // Вестник Московского университета МВД России, 2015. // Электронный ресурс https: //cyberleninka.ru/article/n/k-vopro su-o-massovyh-samoubiystvah-staroobryadtsev-v-xvii-xviii-vv

166. Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. - Л. : Искусство, 1975. -168 с.

167. Люликова А.В. Гипертекст как социокультурный феномен в современном коммуникативном и литературном пространстве // Русский язык в поликультурном мире. X Международная научно-практическая конференция: сб. науч. статей / Отв. ред. Е. Я. Титаренко. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», - 2016. - С. 337-342.

168. Люликова А.В. Медиапространство в литературе рубежа XX-XXI вв. как художественная форма: взаимодействия автора и читателя // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2017. - №10 (76). - Ч.3. - С. 20-23.

169. Люликова А.В. Литературный гипертекст как коммуникативный феномен в современном мире // Дискурс в различных сферах

коммуникации: современные тенденции и перспективы: материалы Международной научной конференции, посвященной 95-летию КубГАУ им. И. Т. Трубилина и 50-летию кафедры русского языка и речевой коммуникации: текстовое электронное издание. Симферополь, 2017. - С. 97-104.

170. Люликова А.В. Русская авантюрно-плутовская литература: история становления и развития / уч. пособие. Симферополь, 2018. -68 с.

171. Махортова Г. Дао и постмодернизм творчества Бориса Акунина // Электронный ресурс https://snob.ru/profile/28186/blog/73668

172. Медведев П.Н. [Бахтин М.М.] Формальный метод в литературоведении. - Л.: Прибой, 1928.

173. Менькова Н. Н. Языковая личность писателя как источник речевых характеристик персонажей (по материалам Б. Акунина): Автореф. дисс. ... к.ф.н.. - М., 2005. - 23 с.

174. Меркель Е.В. К мотивной структуре мистических новелл Э.А. По: мотивы двойничества и «погребения заживо» // Культура и цивилизация, 2017 № 7. - С. 292 - 303.

175. Мескин В.А. История русской литературы XX - XXI веков. - М.: Юрайт, 2018. - 411 с.

176. Метелищенков А. Проза Б. Акунина как модель продуктивного литературоведения // Русская литература XX века: Итоги и перспективы изучения. - М. : 2002. - С. 263 - 268.

177. Минц З. Г. Функции реминисценций в поэтике Ал. Блока // Ученые записки Тартуского государственного университета. - Вып. 365. - Тарту: ТГУ, 1973. - С. 387 - 417.

178. Можейко М.А. Интертекстуальность // Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. //

Электронный ресурс

http://www.infoliolib.info/philos/postmod/intertext.html

179. Морозов Ал. Реминисценция // Краткая литературная энциклопедия. - М.: Сов. энцикл, 1971. - Т. 6. - С. 254.

180. Москвин В.П. Интертекстуальность: Понятийный аппарат. Фигуры, жанры, стили. - М.: ЛИБРОКОМ, 2013. - 168 с.

181. Народная воля. Дубинушка // Электронный ресурс http: //narovol .narod.ru/olhin2. htm

182. Олизько Н.С. Интертекстуальность как системообразующая категория постмодернистского дискурса: на материале произведений Дж. Барта: дис. ... канд. филол. наук. - Челябинск, 2002. - 194 с.

183. Олизько Н.С. Интертекстуальный анализ художественного произведения. - Челябинск: Энциклопедия, 2008. - 164 с.

184. Особенности английского национального характера и менталитета // Электронный ресурс: https://sites.google.com/site/englishproverbsandsayings/home/osobennost i-anglijskogo-nacionalnogo-haraktera-i-mentaliteta/osobennosti-anglijskogo-nacionalnogo-haraktera-i-mentaliteta

185. Осьмухина О. Ю. Детектив 2000-х гг. как полихудожественный текст: «Черный Город» Бориса Акунина // Пушкинские чтения-2013. «Живые» традиции в литературе: жанр, автор, герой, текст: материалы XVIII междунар. науч. конф. / под общ. ред. В. Н. Скворцова; отв. ред. Т. В. Мальцева. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - С. 55-59.

186. Павловская А.В. Особенности национального характера, или Как стать настоящим американцем. // Вокруг света, апрель 2003. - С. 87.

187. Парнов Е.И. Сыщик поневоле, или ход конём. Предисл. // Дж. Бреннер. Квадраты шахматного города. - М.: Мир, 1984. - С. 3 - 19.

188.Переслегин С.Б. Возвращение к звёздам: фантастика и эвология, -М.: Аст, 2010. - 576 с.

189. Передерий С.Н. Новаторство «крутого» детектива как национально-идентичной жанровой формы в американской литературе. // Образование и наука в России и за рубежом. 2017. № 5 (34). 2017. - С. 11 - 17.

190. Передерий С.Н. Утопия, социальная фантастика, детектив: притяжение жанров в литературе 20-30-х годов ХХ века. // Мир науки, культуры, образования. 2018. №5 (72). - С. 463 - 465.

191. Перфильева Н.П. Метатекст в аспекте текстовых категорий. -Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2006. - 284 с.

192. Петрова Н.В. Интертекстуальность как общий механизм текстообразования (на материале англо-американских коротких рассказов): Автореф. дис. ... докт. филол. наук. - Волгоград, 2005. -31 с.

193. Питолина Н.В. Лондон в художественной картине мира Артура Конан Дойла // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2016. - № 3.

194. Пономарева Ю.В. Жанровое своеобразие произведений Б. Акунина. - Дисс. ... к.ф.н. - Тверь, 2018. - 157 с.

195. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. - М.: издательство МГУ, 1970. - 332 с.

196. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. - М.,: издательство МГУ, 1983. - 336 с.

197. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. -М.: Просвещение,1972. - 118 с.

198. Потанина Н. Диккенсовский код «фандоринского проекта» // Вопросы литературы, 2004, № 1. // Электронный ресурс: http: //magazines.russ. ru/voplit/2004/1/pot.html

199. Пригодич В. Круче, чем Умберто Эко. // Лондонский курьер, апрель 2000. // Электронный ресурс www.pereplet.ru/kot/9.html

200. Прокофьева В. Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестн. Оренб. гос. ун-та. - 2005. -№ 11. - С. 87-94.

201. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: издательство ЛГУ, 1986. - 364 с.

202. Протопопова Д.А. Шекспировские цитаты и аллюзии в романе Джеймса Джойса «Улисс». - Дисс. ... к.ф.н. - М., 2008. - 190 с.

203. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. - Общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: ЛКИ, 2008. - 240 с.

204. Радь Э.А. Память творчества русских писателей: мифопоэтика, интертекстуальность, межтекстовые связи. - Уфа: Гилем, 2010. -199 с.

205. Ранчин А.М. Романы Б. Акунина и классическая традиция: повествование в четырех главах с предуведомлением, нелирическим отступлением и эпилогом // НЛО, 2004. - №67. - С. 35 - 266.

206. Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева. -Дисс. ... д.ф.н. - М., 2008. - 420 с.

207. Ревзина О.Г. Хронотоп в современном романе // Художественный текст как динамическая система. Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию В. П. Григорьева. Отв. ред. Н. А. Фатеева. М.: Управление технологиями, 2006. - 585 с.

208. Руднев В. В поисках утраченного структурализма // Электронный ресурс: http://yanko.lib.rU/books/cultur/bart-all.htm#_Toc34617112

209. Сафарова Т.В. Жанровое своеобразие песенного творчества Владимира Высоцкого. - Дисс. ... к.ф.н. - Нерюнгри, 2002. - 227 с.

210. Селеменева М.В. Поэтика городской прозы Ю.В. Трифонова: Монография. - Воронеж: Научная книга, 2008. - 331 с.

211. Селин С.В. Семантический анализ концептуальных признаков на основе корпусных данных (на примере концепта madness) // Вестник Череповецкого государственного университета, № 3, 2011. - Т. 2. -С. 75 - 87.

212. Сергеич П. Искусство речи на суде. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1960. - 372 с.

213. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. - СПб: Невский простор, 2011. - 416 с.

214. Смирнов И.П. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака). - СПб: СПБГУ, 1993. - 193 с.

215. Снигирев А.В. Интертекст: типология, включение и функционирование в художественном тексте: на материале романов М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», Ф. Сологуба «Мелкий бес» и С. Соколова «Палисандрия». - Автореферат дисс. ... к.ф.н. - Екатеринбург, 2000. - 23 с.

216. Снигирева Т.А., Подчиненов А.В., Снигирев А.В. Борис Акунин и его игровой мир: монография. - СПб: Алетейя, 2017. - 178 с.

217. Советский юридический словарь - под ред. С. Братусь, Н. Казанцев, С. Кечекьян и проч. - М.: Энциклопедия, 1953. - 788 с.

218. Солдаткина Я.В. Мифопоэтика русской эпической прозы 19301960-х годов: генезис и основные художественные тенденции. - М.: Экон-Информ, 2009. - 356 с.

219. Солуянова Н.А. Проблема интертекстуальности в переводе: на материале переводов произведений Б. Акунина. - Дисс. ... к.ф.н. -М., 2013.

220. Сорокин Б.Ф. Философия филологии. - Орел: Орловский государственный университет, 2000. // Электронный ресурс http : //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/sorok/02. php

221. Стеблева И.В. Введение // Теория жанров литератур Востока. -М.: Наука, 1985. - 263 с.

222. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды - М.: Советский писатель, 1959. - 414 с.

223. Степанов Ю.С. Кодухов В.И. Общее языкознание. - М.: Наука, 2003. - 303 с.

224. Субботина Т.В. Локус, топос, урбоним, микротопоним: к вопросу о содержании пространственных понятий // Вестник Челябинского государственного университета, № 4, 2011. С. 111 - 113.

225. Суздальцева Н. Роман Б. Акунина «Ф. М.» как пародия на роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и роман Д. Брауна «Код да Винчи» // Электронный ресурс: http://www.proza.ru/2013/11/10/1493

226. Сысоева О.А. «Детская книга» Б. Акунина: проблема жанрового пародирования сказочного канона // Филология и человек. - 2014. -№ 1. - С. 186 - 192.

227. Сысоева О.А. Жанровая специфика романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 2-2 (32). - С. 184 - 186.

228. Сысоева О.А. Жанровый статус современного литературного проекта (на примере проекта «Жанры» Б. Акунина) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. № 7 (25): в 2-х ч. Ч. II. С. 178 - 180.

229. Сысоева О.А. Литературная пародия: проблема жанра // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 5-1. - С. 330 - 335.

230. Сысоева О.А. Пародирование христианской истории в современной детской прозе (на примере «Детской книги» Б. Акунина) // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Актуальные проблемы филологии и культурологии» (17 декабря 2012 - 17 января 2013 года). - Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2013. - С. 63 - 65.

231. Сысоева О.А. Современная русская литература: учеб. пособие. -Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018. - 168 с.

232. Сысоева О.А. Трансформации русской классики в современной отечественной прозе: жанры ремейка и сиквела // Духовно-нравственный и эстетический потенциал русской литературной классики: сб. науч ст. / И.А. Киселева, Т.А. Алпатова, Ю.Н. Сытина, сост. - М.: ИИУ МГОУ, 2013. - С. 308 - 312.

233. Сысоева О.А., Осипова О.И. Виды комического в мемуарно-биографической литературе ХХ века // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2014. -№6(38) [Электронный ресурс]. -001: 10.12731/2218-7405-2014-621.

234. Сысоева О.А., Садомова Т.В. Анализ одного произведения: роман А. Иванова «Географ глобус пропил»: учебное пособие. -Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2013 - 89 с.

235. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. // Электронный ресурс http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Tamar/index.php

236. Темирболат А. Б. Категория хронотопа в свете современных научных концепций литературоведения // Филологические науки в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. С. 6 - 9.

237. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М.: Просвещение, 1971. - 464 с.

238. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». - М.: Прогресс, 1975. - С. 37 - 113.

239. Толстых О.А. Английский постмодернистский роман конца XX века и викторианская литература: интертекстуальный диалог (на материале романов А.С. Байетт и Д. Лоджа): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2008. - 24 с.

240. Томашевский Б.В. Литературные жанры // Электронный ресурс http: //philologos.narod.ru/tomash/tema9 .htm

241. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. - М.: Наука, 1983. - С. 227-284.

242. Травмирующий инцидент в пряничном домике // Электронный ресурс https: //e-vin.livejournal .com/367942. html

243. Троицкая А.Н. Интертекстуальный хронотоп готического романа (на материале англоязычных произведений): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 2008. - 18 с.

244. Тростникова Е.В. Безумцы, простаки и чудаки Чарльза Диккенса // Электронный ресурс https://www.pravmir.ru/bezumcy-prostaki-i-chudaki-charlza-dikkensa/

245. Трофименков М. Дело Акунина // Новая русская книга, 2000. -№4. // Электронный ресурс http:// www.guelman.ru/sl ava/nrk/nrk4/3 7 .html

246. Трускова Е.А. Романные циклы Бориса Акунина: специфика гипертекста. - Дисс. ... к.ф.н. - Челябинск, 2012. // Электронный ресурс: http: //cheloveknauka.com/romannye-tsikly-borisa-akunina-spetsifika-giperteksta.

247. Тугушева М.П. Под знаком четырех. - М.: Книга, 1991. - 288 с.

248. Туова Р.Х. Феномен прецедентности в цикле романов Б. Акунина об Эрасте Фандорине: когнитивно-семантический и лингвокультурологический аспекты. - Дисс. ... к.ф.н. - Майкоп, 2017. // Электронный ресурс:

http://www.adygnet.ru/sites/default/files/_%D0%B4%D0%B8%D 1 %81 %01 %81 %00%В5%01 %80.pdf.

249. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - 576 с.

250. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. - М.: Прогресс, 1978. -328 с.

251. Фарино Е. Введение в литературоведение. - СПб., 2004. - Часть II. - 639 с.

252. Фатеева Н.А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности. - М.: КомКнига, 2007. - 280 с.

253. Фидлер Л. Пересекайте рвы, засыпайте границы // Современная западная культурология: самоубийство дискурса. - М., 1993. - С. 462 - 518.

254. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М.: Лабиринт, 1997. - 448 с.

255. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Академия, 2009. - 432 с.

256. Химич В. В. Роман Б. Акунина: «чужой» текст в своей игре // Материалы III международной научно-практической конференции «Литературный текст XX века: проблемы поэтики». - Челябинск: ЮУрГУ, 2010. - С. 394-399.

257. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). - М.: издательство МГУ, 1982. - 192 с.

258. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность: учеб. пособие. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 284 с.

259. Шкловский В.М. Искусство как прием // Электронный ресурс http: //www.opojaz.ru/manifests/kakpriem. html

260. Шуйская Ю.В. Аргументация в судебной риторике. - М.: Добросвет, 2014. - 356 с.

261. Щеголькова О.В. Авторский код В. Ирвинга в структуре рассказа Б. Акунина «Долина мечты» // Электронный ресурс https: //cyberleninka.ru/article/n/avtorskiy-kod-v-irvinga-v-strukture-rasskaza-b-akunina-dolina-mechty

262. Щеголькова О.В. Авторский код У. Эко в структуре рассказа «Перед концом света» // Электронный ресурс https: //cyberleninka.ru/article/n/avtorskiy-kod-u-eko-v-strukture-rasskaza-b-akunina-pered-kontsom-sveta

263. Эсалнек А.Я. Своеобразие романа как жанра: Спецкурс. - М.: издательство МГУ, 1978. - 79 с.

264. Ярмахова Е.А. Лингвокультурный типаж «английский чудак». -Дисс. ... к.ф.н. - Волгоград, 2005. // Электронный ресурс http://www.dissercat.com/content/lingvokulturnyi-tipazh-angliiskii-chudak#ixzz5d41MYdpo

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.