Человеческая индивидуальность: философский аспект проблемы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Маслова, Ирина Сергеевна

  • Маслова, Ирина Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 185
Маслова, Ирина Сергеевна. Человеческая индивидуальность: философский аспект проблемы: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2000. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Маслова, Ирина Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ИНВАРИАНТЫ.

ГЛАВА II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НАЧАЛ В ЧЕЛОВЕКЕ.

§ 1. Понятие человеческой индивидуальности.

§ 2. Способы проявления человеческой индивидуальности.

§ 3. Герменевтика как искусство понимания другой индивидуальности

ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЫТИЯ.

§ 1. Духовное измерение человеческой индивидуальности: философскокатегориальный анализ смысла жизни.

§ 2. Поиск обретения смысла индивидуальной жизни.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человеческая индивидуальность: философский аспект проблемы»

Актуальность темы исследования. Проблема индивидуальности выдвигается априори самой реальностью XX века. Человеческая индивидуальность, ее самобытность и творчество неизменно привлекают к себе внимание философов, социологов, педагогов, деятелей литературы и искусства. Проблема индивидуальности всегда была связана с вопросом, может ли человек стать самим собой, самобытной, уникальной личностью, создать свою собственную жизнь. Индивидуальность как нечто неповторимое, относится в первую очередь к человеку, который становится самостоятельной личностью по мере индивидуализации в обществе. Отсюда видно, что глубокое познание человека предполагает его рассмотрение не только как социального, но и индивидуального существа, требует всестороннего анализа диалектики сущности и существования человека.

Что представляет собой человеческая индивидуальность? В чем состоит смысл-жизни человека? Какую роль играет индивидуальное начало в функционировании и развитии общества? Сегодня эти вопросы представляют и теоретический и практический интерес. Актуальность проблемы индивидуальности человека в наши дни связана с объективными тенденциями развития российского общества, затрагивающими коренные основы бытия человека, с задачами построения свободного демократического государства.

Современное общество вовлекает индивида в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений, навязывая ему определенные образцы, стандарты жизни и деятельности. Как в этих условиях защитить и развить дальше самобытность и уникальность человеческой личности - один из насущных вопросов нашего времени. Процессы омассовления, отчуждения и нивелирования личности сегодня остро ставят вопрос о самом праве человека на индивидуальную жизнь, о перспективах его индивидуального бытия.

Перед философской наукой по-новому, в духе времени, встала задача всестороннего развития человека и общества в диалектическом единстве общего и индивидуального. Как соотносятся между собой индивидуальное и социальное в жизни человека? Какую роль играют социализация и индивидуализация в формировании и развитии личности? Каков общий механизм включения индивидуального в социальное и каковы его особенности в различных исторических условиях? Как проявляется диалектика индивидуального и социального в той или иной сфере общественной жизни: на производстве, в науке, искусстве, морали и т.д.? В чем состоит роль индивидуального начала в инвариантах функционирования и развития современного нам общества, различных социальных структур, коллективов? Какова связь истории с развитием человеческой индивидуальности? Все эти и другие вопросы имеют сегодня принципиальную значимость в силу того, что все наше общество находится в состоянии кризиса, а каждый отдельный человек в растерянности из-за потери жизненных ориентиров и твердой почвы под ногами.

Переходное состояние нашего общества потребовало нового философского осмысления проблемы человека: особо острый интерес вызван к характеристике человеческой индивидуальности как философской категории, отражающей смысл, ценность и достоинство отдельной человеческой жизни. Настоятельной потребностью является и конструктивный синтез гуманитарного и естественнонаучного подходов к проблеме индивидуальности.

Таким образом, интересы современной науки и практики требуют рассматривать процесс становления индивидуальности как определенный методологический принцип научного познания и деятельности. В этой связи следует особо показать место и роль принципа индивидуализации в комплексном изучении человека, в социальном управлении и воспитании личности.

Тематизация проблемы подразумевает также введение в теоретическое рассуждение вопросов социального бытия и небытия. Жизнь, обретение ею смысла и смерть - вечная философская проблема, она же жизненно-практическая. Однако, до последнего времени всякое социально-философское рассуждение базировалось на уверенности в том, что историческое бытие нам социально гарантировано. Люди живут и умирают, история продолжается. Эта уверенность выступала в качестве неявной предпосылки любой философии истории. Теперь время историософий кончилось, а меланхолия - ведущее умопастроение конца тысячелетия. Существование не только отдельных обществ, но и человечества отнюдь не гарантировано, история может завершиться, а десятки миллионов могут быть "внезапно смертны". Чувство, что история на нашей стороне, исчезло. Социальность смотрится в зеркало небытия. Словом, ситуация вроде "культуры после Освенцима".

Для России проблема человеческой индивидуальности является не просто животрепещущей, но и болезненной. Наша страна в XX веке не один раз пребывала на грани социального бытия, то есть не только голода, холода, но и распада социальных связей, практически превращаясь в необщество, в пространство войны всех цротив всех. Опасности такого рода ощущаются и в наши дни: и теперь народ поставлен на грань физического выживания. Разрушение традиционных норм и связей, традиционных отношений социального регулирования и господства, утрата традиционных стереотипов поведения и связанных с ним норм и ценностей, установление нового типа социальных связей (новых механизмов контроля и реинтеграции индивидов) - вот характеристики современного постиндустриального общества. Стандартизация означает, что индивиды не могут действовать вне рамок системы социальных институтов, которые объективно являются системой контроля над ними. Во весь рост встала проблема отчуждения ("отнятие человеческих сущностных сил", "ограбление" личности в труде, становление в человеке нечеловеческого начала, утрата человеком своей подлинной субъективности). В России отчуждение налицо, ведь оно становится реальностью там, где посредники жизнедеятельности людей, особенно властные структуры, из системы обеспечения превращаются в систему самообеспечения, преобразуя субъект деятельности-в объект манипулирования. Возникает естественный вопрос: каков же выход? Ответы можно дать самые разнообразные: восстановление нормы возможно только средствами и усилиями гражданского общества, это расширение предметного поля культуры, и богатство социальных связей и т.д. Происходит постоянное смешение духовных пластов, человек поставлен на грань хаоса начала бытия. Россия представляет собой "поразительную экзистенциональную лабораторию, в которой человек сведен до минимума, и поэтому ты видишь, чего он стоит". (И. Бродский). Как всегда, так и теперь человек ощущает: только он сам отвечает за свое бытие. Это, возможно, и определяет главную цель и ценность жизни, смысл существования человека. А смысл человека, его присутствия в мире обнаруживается иногда post factum , когда только после ухода из жизни видно, какое уготовано ему назначение и как именно он им распорядился. "Никогда еще в истории человек не становился столь проблематичным для себя самого, как в настоящее время", -констатировал один из патриархов философской антропологии Макс Шеллер. В настоящем дискурсе реально существует не абстрактный, а конкретный человек. Это единственная реальность. В каждом человеке два начала: индивидуальное и общественное (социальное). Каждый человек наполнен общественным опытом и должен овладеть тем уровнем, которым владеет все человечество. Только на базе накопленного общественного опыта, овладев наличным опытом ' социализации, расцветают конкретные индивидуальности. Чтобы двигать общество вперед, нам нужна, конечно, не всякая индивидуальность (индивидуальность "низкого" человека, дикаря - тоже индивидуальность). Нас интересуют индивидуальности, выросшие на базе достижений мировой и отечественной цивилизации, всего того передового и лучшего, что достигло человечество, их талант, компетенция, знания, приобретенные высоконраственные качества и принципы справедливости, порядочности, самостоятельности и ответственности и, конечно же религиозности, ведь "без религиозности у человека нет защиты от самого себя, от общества, от порождаемой злобы, циничности, равнодушия, пошлости", "утрата религиозности есть регресс, возврат к животности", по мнению писателя и философа А.А.Зиновьева, "без религиозности неизбежен путь в цивилизационный тупик типа муравейника"1. Нас интересуют индивидуальности, которые в условиях российского социума нашли возможности реализоваться, самовыразиться, быть "автором" своих поступков, нести ответственность за них, быть одновременно "самостью" (Гегель) и обладать творческим началом, а результаты духовной жизни которых будут выражены в смыслах -"духовных сгустках человеческого опыта". Отсюда следует, что теория индивидуальности необходимо вытекает из практических потребностей.

1 Голубицкнп К)., 'Зинош.еи А. // Молодая гвардия. - 1998. - № 3. - С.209,210.

В связи с вышеизложенным диссертационная работа будет посвящена главным образом теоретико-методологическим вопросам, связанным с философской стороной проблемы человеческой индивидуальности, поискам обретения смысла индивидуальной жизни, ее значимости для развития современного российского общества.

Степень научной разработанности проблемы. Современный этап общественного развития ставит проблему индивидуальности, станорление индивидуальных качеств человека как одну актуальнейших научных проблем. Возникает необходимость в разработке общей теории индивидуальности, цель которой состоит в том, чтобы объяснить закономерности рождения, становления и развития индивидуальных особенностей человека, то есть разработка методологических проблем теории индивидуальности в отечественной науке в настоящее время проходит начальную фазу1 и включает различные уровни анализа. Так, можно говорить о философии, социологии, психологии и биологии индивидуальности, поэтому философский анализ проблемы индивидуальности не исключает необходимость использования данных других наук, таких как социология, психология, социальная психология, дифференциальная психология, биология, эгология, которые рассматривают проблему индивидуальности с точки зрения частных наук, нас интересует собственно философский аспект проблемы, который имеет давнюю историю и восходит к учению Левкиппа-Демокрита.

Известно, что проблеме индивидуальности в западной философии и социологии уделяется много внимания. В нашем же исследовании мы опирались на труды тех, кто оказался классиком разработки понятия индивидуальности: Л. Фейербах, М. Бубер, Г.В. Гегель, Ф. Ницше, В. Франкл, К. Маркс, Э. Фромм, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, Т. Шарден, М. Штирнер и др.

В современной западной философии наибольший интерес с точки зрения концептуальной разработанности проблемы человеческого существования, на наш взгляд, представляют философы антропологического направления: А. Гелен, Ж.-I I. Сартр, А. Камю, М. Шслер, Э. Фромм и другие. Приверженцы Коломной и.II. С'тлноилопио индивидуальности. - М.: ичд-во МГУ, 1993. - С.22,23. антропологического стиля философствования пытаются выделить особую сферу "собственно человеческой реальности" и через нее раскрыть сущность и смысл человеческого существования и его социальных проявлений.

В последние десятилетия в нашей литературе появляется все больше работ, в которых в той или иной мере затрагивается собственно философский аспект проблемы. Вопросам философского рассмотрения индивидуальности, смысла ее существования, места и роли в человеческом бытии уделено внимание в ряде работ1.

Цель исследования - рассмотрение проблемы индивидуальности как основы интеграции знаний о человеке, достигнутых в философии; раскрытие антропологических оснований выделения индивидуальности из всей проблематики сущности и существования человека; обобщение и систематизация фило-софско-антропологических подходов к пониманию индивидуальности и смысла ее существования, а также исследование возможности и путей обретения смысла индивидуальной жизни в современном социуме.

Объектом исследования является социальное бытие человеческих индивидов (и конкретных индивидуальностей), реализующихся через их потребности и способности, интересы и сознание, через условия, средства и результаты их деятельности, через формируемые людьми институты. См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1968. - 339 е.; Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. - СПб.: РХГИ, 1997. - 464 е.; Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. С.287.; Григорьев В.И. Человек - культура - творчество - природа: гармония или конфликт? // Человек как философская проблема: Восток - Запад. - М.: Изд-во XXX УДН, 1991. - С.180-197.; Гуревич Г1.С. Уникальное творение Вселенной? // О человеческом в человеке. - М.: Политиздат, 1991. - С.261-281.; Мигро-шенков O.A. Онтология гуманизма и тоталитаризма. - М.: "Союз", 1993. - 240 е.; Григорьян Б.Т. Понятие о человеке в современной философии // О человеческом в человеке. - М.: Политиздат, 1991. - 384 е.; Бердяев H.A. ■Смысл'-творчества-(Опыт оправдания человека) // Бердяев Н;А. Философия свободы. Смысл .творчества.М: ■ Правда, 1989. С.251-542.; Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. - Л.: ОГУ, 1991. - 213 е.; Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.; Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.; Лпбин А.15. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл, 1999. - 533 е.; Сычев Ю.В. Социальное бытие человека: проблемы детерминации и самодетерминации: Автореф.дис.доктора философских наук. - М„ 1992. - С.53.; Бердяев H.A. О назначении человека. - М., 1993.; Гумилев Jl.l l. От Руси к России. М., 1992.; Данилевский II.Я. Россия и Европа. М., 1991.; Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.; Шпенглер О. Закат Европы. T.l. М., 1993.; Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.; Шесгов J1. Афины и Иерусалим. Париж, 1951. С. 139.; Иванов II. О смысле жизни. Клин, 1998. - 127 е.; Воронович Б.А. Витальное и ментальное в структуре человека // Философская антропология. Социальная теория и современность. Вып.24. - М.: РАГС, 1996.; Гадамер Г'.Х. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988.; Делокаров K.X. Человек в поисках новой парадигмы // Философская антропология. Социальная теория и современность. Вып.24. - М.: РАГС, 1996.; Платон. Апология Сократа // Собр.соч. T.I. С.84, 92.; Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. - М., 1989.; Унамуно де М. О трагическом чувстве жн нш у людей и народов // Философские пауки. - 1991. - № 10.; Франкл СЛ. Смысл жизни // Вопросы философии. - 1990. - № 6. С.40.; Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990.; Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности. - Л., 1973.; Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. - М., 1997.; Шевченко В.11. Самоубийс тво п смысл жизни // Смысл жизни: опыт философского исследования. - М.: РАУ, 1992.

Предметом исследования является смысл индивидуальной жизни как специфически человеческий феномен, сущностная характеристика индивидуального бытия человека.

Цель и предмет работы предопределили задачи исследования:

- выявление историко-философских инвариантов понятия индивидуальности;

- анализ ключевых для данного исследования понятий "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность", "смысл жизни"; выявление соотношения понятий "индивидуальное - социальное";

- раскрытие значения духовно-нравственных ценностей как неотъемлемых составляющих человеческой индивидуальности;

- выявление роли герменевтики как искусства понимания Другой индивидуальности;

- выявление различных философских подходов к проблеме смысла жизни;

- поиск путей обретения смысла индивидуальной жизни на примерах конкретных индивидуальностей;

- философский анализ дихотомии "жизнь-смерть".

Философско-антропологический метод в исследовании проблемы человеческой индивидуальности. Синтезируя существующие методологические приемы исследования природы индивидуальности, формирования подхода к ней, автор акцентирует внимание на собственно антропологическом подходе, основу которого составляет учение о человеке как субъекте материальной и духовной деятельности, познания и общения, о природе человека, его сущности и существования. Выдвигая философско-антропологический подход в исследовании индивидуальности в качестве особого методологического подхода, автор видит его суть в следующем. За отправной пункт философского анализа индивидуальности принимается человек как родовое и одновременно уникальное индивидуальное существо, выводимое исключительно из его реального бытия. Конкретный человек - это действительно особая реальность, не сводимая к социальным отношениям, не объяснимая полностью ни из какого социального контекста. Он строит свое поведение, ориентируясь на существующее положение вещей. Таковым выступает его жизненный мир как верховная реальность, мир его повседневной жизни, мир ближайших ему предметов, социальных феноменов. Именно этот мир дан ему, его сознанию с наибольшей очевидностью и аподиктической достоверностью. В процессе социального взаимодействия отдельные индивиды и социальные группы, общности исходят из своего жизненного мира, жизненного опыта как наиболее твердого и устойчивого, а следовательно, и наиболее надежного эмпирического базиса социальной ориентации. Именно жизненный мир задает индивиду основные значения и очевидности, выстраивающиеся в непрерывную жизненную связь, в историческую гори-зонтность. Поэтому для исследования тонкостей и нюансов социального взаимодействия, и особенно индивидуального взаимодействия, исходить надо прежде всего из жизненного мира субъектов этого взаимодействия. Именно здесь кроются истинные мотивы, цели тех или иных проявлений человеческой индивидуальности.

Научное познание не способно разрешить специфические "человеческие" проблемы в силу рассмотрения мира как "внесубъективной данности". Исчерпывающее теоретическое представление индивида о биологическом механизме смерти не решает психологических проблем, обусловленных осознанием конечности индивидуальной жизни. Знание тех или иных социальных процессов, которыми располагает общество, не всегда вооружают отдельного человека перед лицом коренных жизненных проблем. "Человеческое, слишком человеческое", - говорил Ф. Ницше. В этом "человеческом", "социальном", "индивидуальном" смыслах много таинственного, неповторимого, полностью непознаваемого. Человек не есть только совокупность экономических, политических, правовых и т.п. отношений. Социальность не исчерпывает человека. Витальность как жизненная сила и ментальность как образ мышления не раскрывают всецело суть человека и его бытия.

Теоретическую базу диссертационного исследования составил достаточно широкий круг концепций, представленных в истории западных и русской фи-лософско-антропологической мысли (авторы работ указаны нами, см. стр. 8). Сравнивая различные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей на понимание природы индивидуальности, автор обращает внимание на то, что в современной философии и социальных науках понятие "индивидуальность" имеет широкий диапазон значений, включающий в себя различные проявления, начиная от простейших биологических и кончая социальными, которые предстают как акты смыслополагания бытия человека.

Значительная роль в исследовании принадлежит философско-антропологическим концепциям, которые пытаются выделить особую сферу собственно человеческой реальности и через нее объяснить смысл человеческой индивидуальности и сущностных ее проявлений. Диссертант исходил также из принципов социально-философской онтологии, феноменологии и герменевтики.

Научная новизна работы и результаты исследования:

- выявлено понимание индивидуальности в истории философии и найдены новые аспекты осмысления этого понятия на современном этапе развития социально-философской мысли;

- показано различие подходов к соотношению категорий "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность", "смысл жизни", что позволило наполнить новым содержанием соотношение понятий "индивидуальность-социальное";

- применен и рассмотрен герменевтический метод в аспекте понимания Другой индивидуальности;

- раскрыты духовно-нравственные ценности как неотъемлемая сторона человеческой индивидуальности, дан философский анализ дихотомии "жизнь-смерть";

- в рассмотрении парадигмы общения раскрыта диалектика "Я-Другой" как универсальный метод проявления человеческой индивидуальности;

- в результате проведенного философского исследования проблемы смысла жизни проанализированы пути обретения смысла жизни на примерах конкретных индивидуальностей.

Научно-практическая значимость. Диссертационная работа содержит ряд положений и выводов, способствующих дальнейшему развитию философ-ско-методологического уровня и созданию социально-философской концепции теории индивидуальности в нашей стране. Результаты диссертации имеют ме

12 ф ' тодологическое значение для гуманитарных наук при исследовании предельно широкой и емкой проблемы "человек".

Проблема становления, формирования человеческой индивидуальности имеет важное практическое значение. Использование творческого потенциала индивидуальности в решении экономических, социальных проблем, в реформировании общества, в повышении эффективности принимаемых на всех уровнях решений.

Основные положения диссертации могут быть использованы в процессе преподавания философии, философской антропологии, социальной философии и других гуманитарных наук.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на заседаниях проблемной группьГ и кафедры философии РАГС при Президенте Российской Федерации. Отдельные положения работы были изложены автором на "круглых столах" и различных семинарах, нашли отражение в публикациях.

Структура работы определена кругом задач, решаемых для достижения цели исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Маслова, Ирина Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя наши рассуждения, расставим акценты на основные положения проведенного исследования:

Постановка проблемы индивидуальности в истории культуры производилась в двух тесно связанных между собой планах: первый характеризуется обращением к индивидуальности как к уникальному, дискретному объекту, независимо от природы объекта, предмета анализа. Второй - определяется интересом к собственно человеческой проблематике, включая вопрос о самосознании, самоидентификации индивида, а также отношения социума к индивидуальности, заявляющей о себе, оставаясь при этом в контексте культуры, либо отторгаясь ею как чуждый элемент.

Проблема индивидуальности в различных вариантах присутствовала на каждом этапе истории философии:

- в форме проблемы отношений "единичного-многого", "частичного-целого" в Античности;

- в контексте проблемы отношения божественного и человеческого, проблемы универсалий в Средневековье;

- как проблема собственно человеческой индивидуальности, отрывающейся от теологического видения, ее утверждение в виде самоценности инаковости в Возрождении;

- в виде проблемы соединения души и тела, детерминизма и свободы в Новое время;

- как логика становления "Я" и "вещи" в немецкой классической философии;

- в форме проблемы личности, детерминированной материальными общественными отношениями;

- как экзистенциальное и антропологическое понимание личности.

Попытка анализа историко-философского материала через ключевое понятие "индивидуальность" предпринята впервые.

Что касается самого понятия Индивидуальность, то оперировать им весьма не просто. Мнение автора сходится с традиционным пониманием индивидуальности как совокупности различных свойств - от биохимических и нейрофизиологических до особенностей творческого самовыражения. Однако выделение категории индивидуальности как автономной личности в поисках смысло-жизненных горизонтов интерпретируется расширительно, на основе философских подходов. В рамках нашего дискурса Индивидуальностью мы называем личность, которая умеет распорядиться своей автономией сообразно с жизненными обстоятельствами.

Представители практически всех научных дисциплин: биологи, психологи, социологи и др. пришли, как мы старались показать в работе, к признанию важности понятия "индивидуальность" в качестве общенаучной проблемы, представляя в силу этого весьма существенный интерес для философа, методолога.

Как представляется, категория "индивидуальность" в философии приобрела значение, сравнимое с тем, которое она имела в Средневековье, являясь опосредующим звеном в решении основной дилеммы нашей эпохи: социализация природного существа, натурализация существа социального .

В работе определена специфика способов проявления индивидуальности, выводящих человека на грань своих бытийных качеств, для разрешения которых понятие "индивидуальность" выступает концептуальной и методологической основой.

Проблема самореализации и самоактуализации человека как в теоретическом, так и в практическом аспектах (Седов, Батищев), а также его "недо-реализации" (суицид) неразрывно связаны с проблемой смысла жизни.

Осознание предназначения себя в этом мире - вечно динамизирующийся фактор духовного развития человека. На вопрос о смысле жизни не может быть единого ответа и вообще было бы "большой смелостью утверждать, что смысл человеческой жизни кем-либо найден"1. Вопрос о смысле жизни человека - это вечно открытый вопрос, но приобретение привычки вопрошать себя о том, "зачем все это?", можно считать одним из проявлений зрелой личности.

1 Радлов Э.Л. Этика Аристотеля. - СПб., 1908. - С.Х1-ХП.

Несмотря на то, что сегодня еще не созданы условия, обеспечивающие всестороннее развитие и реализацию сущностных сил человека, все же на российской почве расцветали и расцветают яркие Индивидуальности - самородки, посвятившие себя любимому делу и служению людям: некоторым это удавалось путем борьбы и преодоления (Батищев Г.С.), другим - своим бескорыстным трудом и верностью избранному пути (Седов E.H.). И, несомненно, этим людям сам Бог помогает, а Бог - высший Смысл и Творец всего, который дарует каждому бесценный дар под названием Жизнь.

Вопросы ценности жизни, смысла жизни человека не случайно связаны с вопросом смерти, которую надо- изучать для того, чтобы жить и чтобы смерть не наступала преждевременно. Значение понимания смерти для понимания жизни отмечалось всегда. Смерть в современном мире многолика: это и угроза тотальной смерти (десятки миллионов могут быть "внезапно смертны") и военные авантюры по различным мотивам, и преступность, и рост самоубийств, даже среди детей. Характеризуя ситуацию, сложившуюся в современном мире, надо отметить возрастание внимания со стороны общества к вопросам как жизни, так и смерти; возникновение множества проблем, так и не получивших последовательного решения. Решение этих вопросов (например, проблема танатологии) в данной работе намечено лишь пунктирно, поскольку, как представляется, они являются предметом специального исследования.

Итак, изучение индивидуальности в социально-философском аспекте, открывая ряд подходов к комплексному изучению человека, есть еще один шаг в создании единой науки об индивидуальности. Поэтому вырисовывается контур дальнейших исследований данной проблемы.

Социально-философский подход к индивидуальности предполагает определенный поворот философии к психологическим аспектам и механизмам развития человека и, естественно, невозможно обойтись без теснейшего сотрудничества, а точнее даже переплетения, философии и психологии при изучении индивидуальности. Здесь эти две науки должны практически сливаться в одной, обогащая друг друга.

Еще один момент необходимо отметить в социально-философском подходе к индивидуальности: определенное концептуальное единство в изучении человека, индивида, личности. Это единение, интегрирование происходит с помощью индивидуальности, которая позволяет эти разные понятия, описывающие различные ипостаси одного и того же субъекта, связать в единое целое. За* дача не решается, если противопоставлять друг другу, предположим, личность и индивидуальность - это все грани одного целого, и это необходимо постоянно помнить в процессе исследования того или иного аспекта этого сложнейшего явления. Такой подход позволяет рассматривать процессы индивидуализации и социализации в их единстве, не противопоставляя один другому.

Определенную тревогу вызывают процессы, связанные с перспективой развития индивидуальных особенностей человека в условиях рыночной экономики. Возможно, рынок - это хорошо, но не абсолютно, так как он работает на обезличенного потребителя, на массу, а "к человеку нельзя относиться как к массе, человек не терпит обобщения" (И. Бродский). Рынок же как институт воплощения достижения свободы не очень считается с человеческой уникальностью. Разве индивид, становясь частью спроса, может быть уникален? И в этой связи требуется в широком общечеловеческом контексте рассмотреть данную проблему.

Пока же эти ощущения носят больше эмоциональный, чем рационально осмысленный характер.

Не получил своей достаточной разработки, доведения до своего логического конца вопрос о представлении индивидуальности через творчество. В работе это направление исследования намечено пунктирно, и видится перспективность такого подхода, который пересекается с таким направлением социальной философии, как "социология творчества", которое в нашей социально-философской литературе затронуто пока очень мало.

И еще один актуальный аспект рассматриваемой проблемы в пользу создания науки об индивидуальности. Теория индивидуальности представляет, на наш взгляд, философию инаковости, философию различий, столь необходимую сейчас нашему обществу. Прекрасно выразил эту мысль Ю. Лотман: "у нас нет культуры ценить другого человека, мы все хотим, чтобы с ним было легче разговаривать. Чем более люди уважают разницу между собой и другими, тем более они общественны, так как общество - это не набор солдат, а оркестр, где каждый инструмент ведет свою мелодию. Если бы мы все были одинаковыми, даже выполненными по самым лучшим рецептам, мы бы просто не выжили: общество держится на различии между людьми, надо обеспечить человеку право быть другим"1.

По нашему мнению, на напряженном, где-то трагическом витке развития нашего общества невозможно без новой функции философии: охраны, защиты ценности индивидуальности, индивидуального бытия человека. По мнению Л.П. Буевой, задача философии состоит в том, чтобы защищать и обосновывать необходимость в развитии индивидуального разнообразия форм человеческого существования . И эта задача философии в понимании и постижении естественной целостности индивидуальности станет предметом дальнейшего исследования.

1 Логман Ю. Мы живем потому, что мы разные // Известия. - 1990. - 24 марта.

2 См.: Комплексное изучение человека и общественная наука. - М., 1988. - №5.

-С. 87.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Маслова, Ирина Сергеевна, 2000 год

1. Адлер А. Понять природу человека. - Спб.: Акад. проект., 1977. - 254 с.

2. Агацци Э. Человек как предмет философского познания // О человеческом в человеке. М., 1991. - С.59-79.

3. Акафисты и каноны, чтомые в скорбях и искушениях. СПб., 1995. - 512с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1968.-339 с.

5. Апокрифическое Евангелие от Филиппа: 108. Апокрифы древних христиан. СПб.,1992.-С.43.

6. Аристотель. Категории. М.: Соцэкгиз, 1939. - 84 с.

7. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1976. - 687 с.

8. Астафьев П.Е. Страдание и наслаждение жизни. СПб., 1885.

9. Афанасьева Г.В. Индивид и общество, герой и толпа // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры, исследования. М.: РАГС, 1995. -С. 71-77.

10. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХГИ, 1997. -463 с.

11. Баткин Л.М. Понятие человека в философии Нового времени // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.-М.: Политиздат, 1991. С. 217-219.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- ■ М.: Искусство,, 1979. -. 423 с.

13. Белов В.А. В защиту индивидуальности: Проблемы формирования открытого общества в России. М.: Магистр, 1997. - 40 с.

14. Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон, 1998. - 398 с.

15. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии). Париж, 1939. - С. 19.

16. Бердяев H.A. Душа России. М.,1990.

17. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.

18. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 382 с.

19. Бердяев H.A. О самоубийстве. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 23 с.

20. Бердяев H.A. Самопознание. М.: Мысль, 1991. - 446 с.

21. Бердяев H.A. Смысл творчества. (Опыт оправдания человека) // Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. - С. 251-542.

22. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480с.

23. Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. -383 с. '

24. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М.: Наука, 1991. -235 с.

25. Бессонов Б.Н. Современная европейская философия: основные школы, традиции и тенденции. Часть II. М.: Изд-во РАГС, 1997. - 194 с.

26. Блохин В.В. Субъективный метод в социологии П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского. М.: РАГС, 1995. - С. 59-70.

27. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 462 с.

28. Бубер М. Я и Ты / Пер. с нем. Ю. Терентьева. М.: Высш. шк., 1993. -175 с.

29. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 415 с.

30. Вебер М. Избранное: Образ общества. М.: Юрист, 1994. - 702 с. - (Лики культуры). .

31. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига: Зинатне, 1987. -212 с.

32. Великовский С.И. Философия "смерти Бога" и пантрагическое во французской культуре XX века // Философия, религия, культура. М.: Наука, 1982.-С. 43-104.

33. Вечные философские проблемы. Сборник научных трудов. Новосибирск: Наука, 1991.

34. Воронович Б.А. Витальное и ментальное в структуре человека // Философская антропология. Социальная теория и современность. Вып. 24. -М.: РАГС, 1996.

35. Воронович Б.А. Постсоветская Россия: реформы и управление. М.: РАГС, 1999.

36. Вревский Б.А. Смысл и эра разумного христианства. СПб, 1913. - С.8.

37. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - 366 с.

38. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основа философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.-699 с.

39. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентальному: Новая онтология XX века,- М.: Республика, 1997. 495 с.

40. Гайденко Г. Г. Человек и история в свете "философии коммуникации" К. Ясперса // Человек и его бытие. 1978. - С. 110-117.

41. Гак Г.М. Диалектика коллективности и индивидуальности. М.: Мысль, 1967.- 167 с.

42. Гвардини Р. Конец Нового времени // Современные концепции культурного кризиса на Западе. М., 1976. - С. 195.

43. Гегель Г.В. Сочинения. М., 1932. - Т. 10. - С. 222.

44. Гегель Г.В. Сочинения. М.-Л., 1935, - Т. 8. - С. 263-264.

45. Гегель Г.В. Сочинения: В 14 т. Т. 4. - Система наук. - Ч. 1. - М.-Л.: Соц-экгиз, 1959.

46. Гегель Г.В. Философия права. -М.: Мысль, 1990. 524 с.47.-Гегель.-Энциклопедия философских наук.--=М.: .Мысль,Л977, Т, 3. -427 с.

47. Герменевтика: история и современность. М.: Мысль, 1985. - 304 с.

48. Герцен А.И. Избранные философские произведения. Т.1. - М., 1946. -С. 196-197.

49. Гофф М.Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.,1992.

50. Григорьян ВТ. Понятие о человеке в современной философии // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. - 384 с.

51. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Сварог и К°, 1998.-335 с.

52. Гуревич П.С. Гуманизм и вера. -М.: Знание, 1990. 63 с.

53. Гуревич П.С. Куда идешь, человек? М.: Знание, 1991. - 46 с.

54. Гуревич П.С. Уникальное творение вселенной // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. - С.261-281.

55. Гуревич П.С. Человек как субъект социально-философского анализа (научный доклад). доктора философских наук. М., 1991.

56. Гуревич П. С. Философская антропология: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1993. - 278 с.

57. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Цитадель, 1998.-944 с.

58. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574 с.

59. Делокаров К.Х. Человек в поисках новой парадигмы // Философская антропология. Социальная теория и современность. Вып. 24. М.: РАГС, 1996.

60. Демидов Ф.Д., Делокаров К.Х. В поисках новой парадигмы. Синергетика. Философия. Научная рациональность. М.: РАГС, 1999. - С.90-95.

61. Демидов Ф.Д. Философская антропология: к вопросу об эволюции базисных постулатов // Там же.

62. Джемс У. Прагматизм. СПб.: "Шиповник", 1910. - 237 с.

63. Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели. М.: Политиздат, 1986.-255с.

64. Дильтей В. Описательная психология.-Мц 1924.—119 С:-

65. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Новые идеи в философии. Сборник № 1. С. 146-157.

66. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. - 456 с.

67. Достоевский Ф.М. Записки из подполья / Соч. Т.5.

68. Достоевский в конце XX века: Сб. статей. М.: Классика плюс, 1996. -621 с.

69. Дубинин Н.П. Вечное движение. М.: Политиздат, 1989. - 448 с.

70. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. - 334 с.

71. Дюркгейм Ф. Самоубийство. Социологический этюд. СПб.: Союз, 1998. -494 с.

72. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997.-327 с.

73. Жеребилов Г.Ю. Оправдание человека (хомодицея). Липецк: областная организация Союза писателей России, 1995. - 104 с.

74. Жоль К.К. Проблема понимания как предмет гносеологического и семантического анализов. Сборник научных трудов. Киев, 1982. - 207 с.

75. Зандер Л.А. Бог и мир. (Миросозерцание отца Сергия Булгакова). В 2 т. -Париж, 1948.-Т. 1.-321 с.

76. Зеленкова И.Л. Проблемы смысла жизни. Минск: Университетское, 1988.- 123 с.

77. Иванецкий Г.А. В чем смысл и счастье жизни? Ялта: Крымполиграфия, 1927.

78. Иванов Н. О смысле жизни. Богословские миниатюры,- Клин: Христианская жизнь, 1998. 128 с.

79. Иванов- Разумник А. О смысле жизни. СПб., 1908. - 312 с.

80. Ильенков Э.В. Что же такое личность? С чего начинается личность. -М., 1983. -С.336.

81. Ильин В.В. Человек в мире // Философия. М.: Академический проект, 1999. - 592 с.

82. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х т. М.: Рарогъ, 1993. -448 с.

83. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. - Т. 1. - 682 с.

84. Каган А. Человеческая деятельность. М.,1974.

85. Камю А. Бунтующий человек. М.:Политиздат, 1990. - 414 с.

86. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990.-396 с.

87. Камю А. Творчество и свобода. М.: Радуга, 1990. - 602 с.

88. Кант И. Исследование степени ясности принципов естественной теологии морали. Соч. в 6 т. М., 1964. - С. 248.

89. Кант И. Сочинения в 6-ти т. М.: "Мысль", 1963-1966: Т. 3. 1964. - 799 с. Т. 4. 1965. - 344 с. Т. 5. 1966. - 564 с.

90. Кант И. Антропология с практической точки зрения // Кант И. Соч. в 6 т. -Т. 6.-М.: Мысль, 1966.

91. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980.- 709 с.

92. Кантор K.M. История против прогресса. М., Наука 1992. - 147 с.

93. Карсавин Л.П. Основы политики // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993.

94. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб: АО "Комплект", 1993. - 351 с.

95. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке: М.: Гардарика, 1998. - 780 с.

96. Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. 1996 / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М.: РГГУ, 1997. - 331 с.

97. Кессиди Ф.К. Сократ. М., Мысль, 1988. - 220 с.

98. Кибернетика живого: Человек в разных аспектах. М., Наука 1985. -174 с.

99. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань: Изд. Казан, ун-та, 1969.-278 с.104г Колесников В.Н. Лекции по психологии-индивидуальности. М.: Институт психологии РАН, 1996. - 209 с.

100. Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. - 485 с.

101. Коломиец В.П. Становление индивидуальности: Социологический аспект. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 141 с.

102. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

103. Крутиков В.А. Очевидность Другого: редукция априорных форм сознания человека // Феноменология искусства М.: Ифран, 1996. - С. 117-139.176

104. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ, 1991.-191 с.

105. Кураев А. Человек перед иконой // Квинтэссенция. М.: Политлитерату-ра, 1992.

106. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. Этическая мысль. М., Политиздат, 1990. -475 с.

107. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. - 383 с.

108. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996.-С. 31.

109. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.

110. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность, наследственность и среда. -М.: Прогресс, 1993.

111. Лермонтов М.Ю. Сочинения. Т. 2. - М.: Правда, 1990. - 704 с.

112. Либин A.B. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. - 533 с.

113. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979.-815 с.

114. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М.: "Высшая школа", 1963. — 583 с.

115. Лосский П. О. История русской философии. М.: "Высшая школа", 1991. - 559 с.

116. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. - С. 8-21. .,

117. Мамардашвили М.К. Философия это сознание вслух // Как я понимаю философию. - М.: Изд. группа Прогресс: "Культура", 1992. -414 с.

118. Маргелашвили Г. Т. Сюжетное время и время экзистенции. Тбилиси: "Мецнисреба", 1976.-73 с.

119. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.-Т. 3.-С. 1-4.

120. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал // Сочинения. Т. 23.

121. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 42. - С. 36, 119.

122. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: Refl-book, 1994. - 368 с.

123. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. Избр. психол. труды / Под ред. Е. А. Климова. Москва: Ин-т практ. психологии, 1996. - 446 с.

124. Моисеев Н. Н. Пути к созиданию. М., 1992.

125. Морохоева 3. П. Личность в культурах Востока и Запада. Новосибирск: Наука, 1994. - 199 с.

126. Мыслители русского зарубежья. СПб, 1992.

127. Назарова О. Н. О смысле жизни, его утрате и творении. М.: Звание, 1989.

128. Нерсесянц B.C. История политических и правовых учений. М., 1993. -С.78.

129. Ницше Ф. Воля к власти. В 9 т.-Т. 9. М., 1910.

130. Ницше Ф. Генеалогия морали. Соч. в 2 т. -М., 1990. С. 443.

131. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 1990.

132. Носов H.A. Виртуальный человек. М.: Магистр, 1997.

133. Одуев С.Ф. Герменевтика и описательная психология в "философии жизни" Вильгельма Дильтея / Герменевтика: история и современность. М.: Мысль, 1985.-С. 108.

134. Олдхэм Дж., Моррис Л. Б. Автопортрет Вашей личности. Как лучше узнать самого себя. М.: Вече, 1996. - 539 с.137; Ортега-и-Гассет X. Человек и люди.У/ .Ортсга-и-Гассет. Дегуманизацияискусства и другие работы. М., 1991. - С. 306-340.

135. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 1997.

136. О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991.

137. Пассмор Дж. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 1998.

138. Петрова Е. Н. Экология индивидуальности: философско-социологический аспект. Екатеринбург: Изд-во Урал, ин-та, 1992. - 155 с.

139. Поликарпов В. С., Поликарпова В. А. Феномен человека вчера и завтра. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

140. Платон. Апология Сократа // Собр. соч. Т.1.

141. Платон. Сочинения в 3 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1970.

142. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986.

143. Православные святые. СПб.: Респекс, 1996. - 464 с.

144. Пушкин A.C. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1. - М.: Художественная литература, 1968. - 472 с.

145. Равич-Щербо И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988.

146. Радлов Э. JL Этика Аристотеля. СПб., 1908.

147. Размышления императора Марка Аврелия Антонина о том, что важно для самого себя. Тула, 1882.

148. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

149. Рассел Б. Почему я не христианин. М.: Политиздат, 1987.-С. 110.

150. Резвицкий И. И. Философские основы теории индивидуальности. Л.: ЛГУ, 1973.-С. 21.

151. Резвицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество. М.: Политиздат, 1984. - 141 с.

152. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

153. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. - С. 9, 14.

154. Роцинский С. Б. Проблемы социальной диалектики в философских уче-. . w . . ниях II. JI Лаврова и В. С. Соловьева. ,-М.: РАГС. г С.,-44-5.8.,.

155. Рузавин Г. И. Герменевтика и проблемы понимания и объяснения в научном познании. М., 1982.

156. Русанов В.М. Вклад биологической теории индивидуальности в решение проблем социального и биологического в человеке // Биология и познание человека. М., 1989. - С. 110.

157. Русский космизм. М., 1993. - 271 с.

158. Рыбаков Б. А. Язычество в Древней Руси. М., 1988.

159. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс , 1988.

160. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М., 1990.-396 с.

161. Седов E.H. Сад моей жизни. Орел: ВНИИСПК, 1999. - 272 с.

162. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М.: ЛГУ, 1990 .

163. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 1995.-384 с.

164. Соловьев B.C. Сочинения. М.: Раритет, 1994. -.445 с.

165. Соловьев B.C. Философское наследие. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1988. -Т. 1.-892 с.

166. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. - 396 с.

167. Сычев Ю.В. Мир современного человека, новый опыт философской антропологии // Философская антропология. Социальная теория и современность. Вып . 24. М.: РАГС, 1996.

168. Сычев Ю. В. Социальное бытие человека: проблемы детерминации и самодетерминации: Автореф. Дис. доктора филос. наук. М., 1992. - 53 с.

169. Татаркевич В. В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981.-367 с.

170. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. - 730 с.

171. Толстых В. И. Сократ и мы. М., 1985.

172. Тугаринов В. П. Личность и-общество^-=-«М., 1965. .

173. Тугаринов В. П. О смысле жизни. Л., 1961.

174. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1918.

175. Утченко С.Л. Цицерон и его время. 2-е изд. М., 1986. - С. 221.

176. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2-х т. М.: Госполитиздат, 1955. - Т. 2. - 578 с.

177. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1992.

178. Федотов Г. П. Бердяев Мыслитель // Бердяев Н. А. Самопознание. - М., 1991.-318 с.

179. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

180. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 510 с.

181. Фролов И. Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М.: Знание, 1985. - 63 с.

182. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. - 269 с.

183. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 429 с.

184. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. - 330 с.

185. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблемы человека в Западной философии.-М., 1988.

186. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995. - 238 с.

187. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991.- 190 с.

188. Хайдеггер М. Время и бытие. -М.: Республика, 1993. -447 с.

189. Хейзинга И. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. 458 с.

190. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: "Наука", 1975. -246 с.

191. Цицерон. Философские трактаты М.: Наука, 1997. - 304 с.

192. Чаадаев В. Я. Философические письма. Соч. М., 1989.

193. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М.: Наука, 1990.-240 с. • = ^ - .

194. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991. - С. 60-63.

195. Шарден Т. Феномен человека. М., 1985.

196. Шевченко В.Н. Самоубийство и смысл жизни // Смысл жизни: опыт философского исследования. М.: РАУ, 1992. - С. 85-94.

197. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

198. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М., 1911.- 346 с.

199. Шпенглер О. Закат Европы. -Т. 1. М.: Мысль, 1998. - 607 с.

200. Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. - 601 с.

201. Штерн В. Дифференциальная психология. М.: Наука, 1998. — 336 с.

202. Эйнштейн А. Физика и реальность. Сборник статей. М.: Наука, 1965. -359 с.

203. Юнг К. Г. Дух и жизнь. М.: Практика, 1996. - 547 с.

204. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс-Универс, 1996.-331 с.

205. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.1. Статьи журнальные

206. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. -№ 2.-С. 24-34.

207. Араб-оглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. 1990. - № 8,- С.10 - 13.

208. Ахиезер А. С. Нравственность в России в противовес категориям // Общественные науки и современность. 1997. - № 6. - С.26-37.

209. Ахиезер А. С., Яковенко И. Г. Что же такое общество? // Общественные науки и современность. 1997. - № 3. - С. 30-37.

210. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. - М., 1986.

211. Белл Д. О религии и культуре // Философские науки. 1991.- № 4. - С. 152156.

212. Белоус В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке // Психологический журнал. 1998. - № 1. - С. 47-54.

213. Бердяев Н. А. Учение о перевоплощении и проблема человека//Наука и религия. 1991.-№ 4.

214. Бердяев Н. А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. - № 2. - С. 147-162.

215. Библер B.C. Россия и Запад в канун XXI века // Мегаполис-экпресс. -1991.-№3.

216. Борзенков В.Г. От философии жизни к биофилософии // Человек. 1998.-№5.-С. 15-25.

217. Вяткин В. Творческий путь В. С. Мерлина как процесс создания учения об интегральной индивидуальности // Психологический журнал. 1998. -№ 1. - С. 54-61.

218. Гилинский Я. И. Творчество: норма или отклонение? // Социологические исследования. 1990. - № 2 - С. 41-42.

219. Гитов С. А. Герменевтические аспекты функционирования и развития биологических и социальных систем // Общественные науки и современность. 1997. - № 2. - С. 112-123.

220. Гозман JI. Я., Эткинд А. М. Метафоры или реальность? (Психологический анализ современной истории) // Вопросы философии. 1991. - № 3. - С. 164-173.

221. Голубицкий Ю. Зиновьев // Молодая гвардия. 1998. - № 3. - С. 190-212.

222. Гулыга A.B. Философия в поисках смысла жизни // Диалог. 1990. - № 12. - С. 96-98.

223. Гуревич П. С. Вселенная по имени человек // Свободная мысль. 1991. -№ 14. - С. 56-66.

224. Гуревич П.С. Невостребованный Диоген // Дружба народов. 1994. - № 1. -С. 151-175.228v Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. - № 3. - С. 101-116.

225. Делокаров К. X. Рационализм и социосинергетика // Общественные науки и современность. 1997. - № 1. - С . 117-124.

226. Джиоев О. И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии // Вопросы философии. 1981. - С. 153-163.

227. Дилигенский Г.Г. Индивидуализм старый и новый. Личность в постсоветском социуме. // Политические исследования. 1999. - № 3. - С. 5-15.

228. Жовтун Д. Т. Онтологическое различие между бытием и сущим как пер-вопринцип философии Хайдеггера // Социальная теория и современность. Выпуск 20. М.: РАГС, 1995. - С. 42-46 .

229. Жовтун Д. Т. По ту сторону логики: антология абсурда // Социальная теория и современность. Выпуск 14 " Человек и его мир в философской мысли А. Камю и Ж.- П. Сартра". М.: РАГС , 1995 .

230. Ильин И.А. О новом человеке // Слово. 1993. - № 1-3.

231. Коган Л.А. "Самостоянье человека": философское кредо Пушкина // Вопросы философии. 1999. - № 7. - С.47-59.

232. Козлова Н. Н. Витальность как социально философская проблема // Общественные науки и современность. - 1998. - № 2. - С. 95-106.

233. Левицкий С.А. Трагедия свободы // Социс. 1991. - № 4.

234. Леонтьева В.Н., Сумятин В.Н. От лжеколлективизма к реальным адаптивным функциям // Социс. 1992. - № 6.

235. Луканов Д. М. Джорж Сантаена и экзистенциализм // Вопросы философии. 1981.-№7.-С. 139-140.

236. Мамардашвили М. К. О философии // Вопросы философии. 1991. - № 5. -С. 3-10.

237. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. 1989. - № 9. — С. 36-64.

238. Мигель де Унамуно. О трагическом чувстве жизни у людей и народов // Философские науки. 1991. - № 10. - С. 117-130.

239. Миголатьев А. А. Отчуждение человека как философская проблема // Социальная теория и современность Выпуск 24. Мл РАГС,.1995^

240. Миголатьев А. А. Человек, его внутренний и внешний мир //Социально-политический журнал. 1998. - № 3. - С. 48-57.

241. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. - №3-4.

242. Ортега-и-Гассет X. О спортивно-праздничном чувстве жизни // Философские науки. 1991. -№ 12. - С. 137-141.

243. Попов Л. А. Религия и мораль // Общественные науки и современность. -1999.-№3.-С. 171-178.

244. Рикер П. Человек как предмет философии //Вопросы философии. 1989. -№ 2. - С.41-50 .

245. Соколов В. М. Нравственные коллизии современного российского общества // Социологические исследования. 1993. - № 9.- С. 42-51 .

246. Соловьев B.C. Русская идея // Русская цель // Русская идея. М.: Республика, 1992.

247. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни у людей и народов // Философские науки. 1991.-№ 10. - С.115-129.

248. Франки С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. - № 6. - С.40-46.

249. Фролов И.Т. О жизни, смерти и бессмертии.-Этюды нового (реального) гуманизма // Вопросы философии. 1983. - № 3. - С.62-68.

250. Фролов И.Т. На пути к единой науке о человеке // Природа. 1985. - № 8. - С.65-74.

251. Фролова Е. А. Опыт осмысления индивидуальности в арабо-исламской религиозно- философской мысли // Историко-философский ежегодник, 1995. М.: Мартис, 1996. - С.136-146 .

252. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Философские науки. 1990. - № 8. - С. 85-95; - № 9. - С. 97-111.

253. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1992.-№ 2. - С.38-42.

254. Шубарт В. Европа и душа Востока // Общественные науки и современность. 1993. - № 4.

255. Шульц Л.Б.-О значении личности* в философии -// Философские науки. -1991. № 5. - С.30-43.

256. Шустова А. М. Природа человека в философской антропологии Ауро-биндо Гхоша // Вопросы философии. 1999. - № 6. - С. 108-120.

257. Царьков П. В. Личность и индивидуальность // Свободная мысль. 1995. - № 6. - С. 84-94 .

258. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Философские науки. 1988. -№ 11.-С. 85-94.185 * * *

259. Bettoni E. Duns Scotus: The basis principle of his philosophy. Washington, 1961.-P. 22.

260. Bollnow O.F. Die philosophische Antropologie und ihre methodischen Prinzipen // Philosophische Antropologie heute.- München, 1972. S.25.

261. Jaspers K. Phylosophy of Existence. Philadelphia, 1971. P.3.

262. Dultey W. Jesammelte Schriften, Bd.5. Stuttgart, 1968. S.329.

263. Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 1960. P.212.268: Gadamer H.-U. Rhetorik, Hermeneutik und Ideologiekritik. // Metakritische Erlauterungen zu "Wahrheit und Methode".- Eheorie-Diskussiön. Frankfurt-am-Main, 1971.-S.57.

264. Coök Pl.: Back to the future. XIV. L., etc.: Unwin Hyman, 1990. P. 96.

265. Coreth E. Urundfragen der Hermenentik. Ein philosophischer Beitrag. Freiburg, 1969. S.8.

266. Stern W. Die différentielle Psychologie. Leipzig, 1921. S.320-321.

267. Schutz A. Phenomenology and Social Sciences // Phenomenology and Sociologi. Th.Luckman. Penguin, 1978. P. 125.

268. Bertrand M., Casanova A., Clot Y., DoryB. Hustol F., Schvarz Y., Seve I., Ferraail J. -P. Je/ Sur F individualité approches pratiques ouvertures marxistes.-Paris, 1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.