Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.05, кандидат искусствоведения Голубец, Орест Михайлович

  • Голубец, Орест Михайлович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1984, Львов
  • Специальность ВАК РФ17.00.05
  • Количество страниц 152
Голубец, Орест Михайлович. Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов): дис. кандидат искусствоведения: 17.00.05 - Декоративное и прикладное искусство. Львов. 1984. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Голубец, Орест Михайлович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБЪЕКТ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

ГЛАВА П. СОВРЕМЕННЫЕ КЕРАМИЧЕСКИЕ ОБЛИЦОВКИ И ИХ

ДЕКОРАТИВНЫЕ СВОЙСТВА.

Керамические облицовки в экстерьерах

Кирпичные облицовки

Покрытия из плоских плиток

Модульные рельефные облицовки

Керамические облицовки в интерьерах

ГЛАВА Ш. ДЕКОРАТИВНЫЕ КЕРАМИЧЕСКИЕ ПАННО В ИНТЕРЬЕРАХ

И ЭКСТЕРЬЕРАХ.

Керамические панно в интерьерах

Модульные" композиции

Свободные" композиции

Островные" композиции

Керамические панно в экстерьерах

ГЛАВА 1У. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

СРЕДСТВАМИ НАСТЕННОЙ ПЛАСТИКИ МАЛЫХ ФОРМ.

Панно-картины"

Настенная пластика малых форм в интерьерах . 77 Настенная пластика малых форм в экстерьерах

ГЛАВА У. ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Керамические решетки

Объемная керамическая пластика в экстерьерах . 98 Объемная керамическая пластика в интерьерах

ГЛАВА У1. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КЕРАМИКИ.

В АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Декоративное и прикладное искусство», 17.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов)»

Облик, современного социалистического города определяется огромными масштабами строительства. Широким кольцом новостроек, охвачены ныне центры старинных городов, каждый год на карте нашей страны появляются новые названия. Проблема жилья решается прогрессирующими темпами: "В 70-е годы построены жилые дома, площадь которых превышает весь городской жилищный фонд в начале 60-х годов"' (Материалы ХХУI сьезда КПСС,, 1981,с,35).

Вместе с тем все острее ставятся вопросы эмоционального обогащения, индивидуализации архитектурного пространства городов и сел. Множество стандартизированных зданий-коробок, заполнило сегодня однообразную к безликую среду. В большинстве новых; кварталов человек, чувствует характерное '"эмоциональное голодание1** пустоту и отчужденность, возникающую между ним и: огромными» аскетически холодными: обьемами из бетона, стекла и железа. Разумная организация архитектурного пространства на гуманистической основе приобретает особую актуальность. Неслучайно в отчетном докладе ХХУ1 съезду КПСС отмечалось: "Не надо объяснять, как важно, чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса. Олимпийские объекты и некоторые жилые кварталы Москвы, возрожденные жемчужины прошлого и новые архитектурные ансамбли Ленинграда, новостройки Алма-Аты, Вильнюса, Навои, других городов - это наша гордость. И все же градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии" (Материалы ХХУ1 сьезда КПСС., 1981, с.62-63).

Формирование среды города неразрывно связано с проблемами; синтеза искусств. Тесное сотрудничество искусств в решении единой задачи способствует образованию сложной и многогранной системы художественных средств, открывающей перед архитекторами и художниками большие возможности. Однако в её неумелом использовании кроется причина многих неудач: излишнее количество монументальных произведений и декоративных элементов, заполняющих архитектурное пространство, часто преобладает над логической и целенаправленной его организацией. "Полноценный синтез возможен при условии всесторонне обоснованного использования всех видов искусств, за счет расширения композиционных возможностей внутри каждого вида и комплекса в целом", - утверждает один из крупнейших советских архитекторов М.В.Посохин (Синтез искусств в социалистическом городе, 1981). На сегодняшний день очевидна необходимость критического анализа сделанного, выяснения специфики взаимодействия с архитектурой различных видов искусств и форм произведений, определения возможностей традиционных и новых материалов. Это означает, что важным условием достижения наилучшего общего результата является изучение всех синтизируемых компонентов.

Не умаляя ведущего значения монументального искусства, образующего в архитектурном пространстве главные идейно-содержательные центры, следует отметить, что в условиях интенсивного индустриального строительства особенно актуальным становится широкое использование в организации среды произведений декоративного характера. Монументальное искусство, которому присуща большая эмоциональная и пространственная активность, имеет определенные границы целесообразности: преобладание количественного фактора нередко приводит к утере качества и эффективности воздействия. Композиции же декоративного характера созвучны объемно-ритмическим структурам современных сооружений. С их помощью ' можно повсеместно художественно обогащать "аскетизированное" архитектурное пространство. Подобными произведениями, словно "ищущими" контакта с архитектурой, изобилуют ныне многие виды декоративного искусства, а в их ряду особо выделяется керамика.

Возрождение древнего материала на качественно новом уровне обусловлено его замечательными пластическими, цветовыми и фактурными свойствами. Керамика может служить материалом монументальной скульптуры и почти ювелирного моделирования ; сама по себе она является своеобразным сплавом пластики и цвета. Применение её выгодно и с экономической точки зрения: керамические материалы дешевы, а их высокие художественные и утилитарные качества очевидны. К тому же, стойкие, долговечные покрытия из керамики как нельзя лучше отвечают современным санитарно-гигиеническим требованиям.

Декоративная керамика как элемент организации архитектурной среды пользуется возрастающей популярностью в нашей стране, а также в Чехословакии, Германской Демократической Республике, Венгрии, Болгарии и других социалистических странах. Ряд интересных произведений создали за последние десятилетия украинские художники. Однако, в целом применение её в экстерьерах и интерьерах пока-что отмечено исключительной пестротой, обусловленной большим разнообразием жанров, форм и техник. В одних случаях материал приобретает совершенно неожиданные, интересные качества, в других - утрачивается его специфика. Средствами керамики часто решаются сложные задачи изобразительного характера, присущие станковому и монументальному искусству. Постоянное расширение области применения керамики, её вторжение в смежные сферы привело к образованию обширных "зон взаимопроникновения", благоприятствующих рождению новых синтетических форм произведений.

В сложившейся ситуации керамику, функционирующую в архитектурном пространстве, невозможно рассматривать узко, только с позиций декоративно-прикладного или монументального искусства. Опыт её применения в организации архитектурно-пространственной среды требует изучения и теоретического анализа в аспекте основополагающих проблем синтеза искусств.

В последние годы издано ряд искусствоведческих работ, посвященных вопросам синтеза традиционной триады - архитектуры, монументальной живописи и скульптуры (Толстой-В.П., 1958, 1978; Степанов Г.П., 1966, 1973 ; Лебедева В., 1973 ; Воронов Н., 1976; Васильев-Вязьмин И., 1977 ; Валериус С.С., 1979 и др.). Роли декоративного искусства и его отдельных видов в организации среды уделяется недостаточно внимания. Остаются неизученными надлежащим образом результаты активного "выхода" в архитектурное пространство декоративной керамики. Опыт её применения в архитектуре 60-х годов, в том числе и на Украине, освещался в той или иной мере в ряде монографий (Митрофанов К.М., 1967 ; Килессо С.К., 1968 ; Воейкова И., 1969 ; Щербак В., 1974 и др.). Однако подавляющее большинство приводимых в этих работах примеров относится к керамической мозаике, к тому же выполненной не художниками-керамистами. Их оценка осуществлялась преимущественно с точки зрения монументального искусства.

Сегодня, когда декоративная керамика широко и в разнообразных формах используется в организации архитектурной среды в нашей стране и за рубежом, можно утверждать, что применение керамической мозаики в 60-х годах не являлось результатом расширения границ действия самого искусства керамики, выхода его в архитектурное пространство. В данном случае дешевый и договечный материал приобрел неожиданную популярность в пределах монументальной живописи, в обширной "зоне взаимопроникновения", образовавшейся между декоративной керамикой и монументальной живописью, мозаика находится в непосредственной близости к последней. Поэтому в нашей работе будут отмечены лишь отдельные произведения 60-х годов, в которых в полную силу прозвучала специфика материала и которые, на наш взгляд, имели важное значение для последующих поисков художников-керамистов.

Акцентируя мозаичные панно, исследователи не уделяли должного внимания другим формам декоративной керамики и общей классификации форм практически не проводили. Так, К.М.Митрофанов (1967) рассматривает "монументально-декоративную керамику" в соответствии с технологическими особенностями её изготовления. Он выделяет различные виды облицовок и основные типы композиции панно, а настенной пластики малых форм почти не упоминает. При описании объемных композиций автор отмечает, что ему приходится "выйти за пределы основной темы книги." (с.133).

С.К.Килессо (1968) и В.А.Щербак (1974) детально описывают ассортимент и художественные качества облицовок, отмечают отдельные технологические прийомы создания монументальных панно, но не говорят о возможностях применения объемно-пространственных композиций и настенной пластики малых форм.

По Н.С.Селезневу (1970) декоративная керамика, применяющаяся в архитектуре, составляет три группы: строительно-облицовочная, архитектурно-художественная и изделия, "относящиеся к разделу благоустройства". Подобное расчленение было возможным на основании анализа материала 60-х годов, однако в настоящее время видимых границ и различий между этими группами не существует. Так, например, строительно-облицовочная керамика подвержена активным процессам "охудожествления", архитектурно-художественная, наоборот, "декоративизируется" и уже не имитирует живопись и скульптуру. Несравнимо большими представляются художественные возможности форм, которые автор относит к разделу благоустройства.

Наиболее обоснованной оказалась классификация, которую предложил Н.В.Воронов (1970). Автор выделяет две большие группы "архитектурной керамики" - экстерьерную и интерьерную. К первой он относит фасадные и садово-парковые композиции; ко второй - настенные и пространственные композиции, а также покрытия для пола.

Значительное количество работ, затрагивающих вопросы применения декоративной керамики в организации архитектурно-пространственной среды, особенно в период 70-х годов, опубликовано в ежегодниках "Советское декоративное искусство" и "Советское монументальное искусство", различных отечественных и зарубежных периодических изданиях по искусству и архитектуре. Эти публикации можно разделить на несколько групп. Первую составляют статьи, посвященные творческим портретам керамистов (Семенов Г., 1972 ; Кума X., 1979 ; Дельтнер В., 1980 ; Голубец 0., 1981 ; Петрова 0., 1981 ; Uarailcova J» » Vojta J. 1977 JDrdacka P. , 1978 ; Lohnert A., 1980 и др.). Авторы их обычно акцентируют внимание на выставочных работах, в которых наиболее ярко проявляется творческая индивидуальность художника. Произведения, выполненные на объектах, либо не упоминаются, либо им отводится второстепенное место. Лишь в отдельных, немногочисленных публикациях описываются исключительно композиции, созданные в архитектурной среде (Рогозина Л., 1979 ; Чегусова 3., 1981 ; Liarsikova J., 1973, 1977, 1978; Loudova J.,1978).

Во вторую группу можно выделить статьи, в которых освещается архитектурно-художественное решение отдельных объектов (Воейкова И., 1962 ; Боровский А., Пилипченко В., 1975 ; Килессо С., 1975 ; Клике Р., 1975 ; Бильский Э., 1978 ; Толстой В., 1978 и др.). Здесь примеры использования керамики приводятся наряду с описанием произведений монументального и декоративного искусства. Ценность подобных материалов в том, что в них характеризуются в комплексе все художественные средства, использованные в организации конкретного архитектурного пространства.

В ряде публикаций ставятся общие вопросы развития современной декоративной керамики /Жадова Л., Воронов Н.,1962; База-зьяни С.,1972; Крамаренко л., 1972; Крюкова И., 1972;,Кума X,, 1972; Степанян Н., 1972; Изотова М.,Л977; Андреева Л., 1976; , . Syrovy P. t J973; Kara L. , 1975; Vamberecls:a J. ,1980 и др./. В них часто указывается на возрастающие возможности ее применения в организации, архитектурной среды, однако конкретные примеры обычно не приводятся. .

Обзор литературы по данной теме позволяет сделать вывод, что комплексный подход к изучению опыта использования современ- . ной декоративной керамики в организации архитектурно-пространственной среды пока, практически не имел места. Искусство керамики, сегодня обозначено необычными темпами развития. Оно активно проникает в, смежные сферы, проявляя тенденцию к "вездесущности". В. этой ситуации необходим глубокий-анализ.и,теоретическое-осмысление происходящих процессов. Поэтому основной целью работы мы поставили определение специфики функционирования и возможностей . применения декоративной керамики в„современной.архитектурно-про-странственной среде. В этой связи задачами исследования являлись:

- классификация форм современной декоративной керамики, применяемой в организации экстерьеров и интерьеров, на основе изучения и критического анализа фактического материала; выяснение специфики взаимодействия различных форм декоративной керамики с архитектурно-пространственной средой;

- выявление тенденций развития и возможностей применения основных и "переходных" форм в организации экстерьеров и интерьеров;

- определение роли и особенностей.функционирования декоративной керамики в синтезе искусств.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном освещении, и анализе вопросов использования в современной архитектурно-пространственной среде декоративной керамики во всем ее жанровом и технологическом разнообразии, что в свою очередь представляет собой один из важных компонентов проблематики синтеза искусств. Путем детального изучения опыта последних.десятилетий, ставших периодом активного "выхода" керамики в архитектурное пространство,, в работе впервые систематизирован обширный материал.и на его основе определены специфические качества различных форм, жанров и техник декоративной керамики. Впервые в диссертации определены "переходные" формы, "зоны взаимопроникновения", рассмотрены вопросы взаимодействия керамики с другими видами.искусств и сохранения в новых условиях ее,неповторимой специфики.

Практическая ценность работы определяется критическим анализом опыта применения декоративной керамики в организации экстерье-* ра и интерьера за последние десятилетия. В диссертации высказаны суждения о целесообразности использования отдельных форм и конкретных ситуациях. Результаты исследования является теоретической основой для разработки методических рекомендаций по вопросам творческого сотрудничества архитекторов и художников-керамистов. Материалы работы могут, быть использованы в средних и высших учебных заведениях, архитектурного и художественного профиля при чтении спецкурсов.

Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения,списка литературы и приложения /альбом, включающий 138 иллюстраций/. Во второй и пятой главах диссертации последовательно рассматривается экстерьерная и интерьерная керамика. В третьей и четвертой главах в начале изучаются произведения, созданные для интерьера.Последнее

Похожие диссертационные работы по специальности «Декоративное и прикладное искусство», 17.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Декоративное и прикладное искусство», Голубец, Орест Михайлович

выводы

I. Декоративная керамика - один из интенсивно развивающихся видов современного декоративно-прикладного искусства. Богатый фактический материал свидетельствует о том, что сфера ее применения. постоянно расширяется. Отличительной чертой современности является широкое использование традиционных и новых форм.декоративной 1 керамики, в организации архитектурного пространства.

2. Совокупность произведений, создаваемых, для архитектурно- пространственной среды украинскими керамистами, художниками-в союзных республиках и соседних социалистических странах, можно„отнести .к следующим основным классификационным.группам: декоративные облицовки , включающие кирпичные покрытия, покрытия.из.плоских плиток и модульные рельефные покрытия: керамические панно, в пределах которых выделяются "модульные, "свободные" и "островные" композиции; настенная пластика малых форм,к которой, кроме настенных украшений, относятся "панно-картины", и объемно-пространственные композиции, объединяющие керамические решетки, экстерьерную объемную пластику /в том числе композиции, декоративно-игрового ха рактера/ и интерьерную объемную пластику. Изучение фактического материала по этим группам дало возможность выявить специфику отдельных видов и форм, определить возможности их - использования в организации архитектурно-пространственной среды.

3. Керамические облицовки составляют как бы первоначальное., звено-в совокупности форм современной декоративной керамики,,ис пользуемых-в организации архитектурно-пространственной среды.Они. функционируют в зоне стыкования архитектурно-строительной керамики и уникальных произведений, удачно интегрируют с собственно архитектурными декоративными средствами.

Современным керамическим покрытиям свойственны рост декоративных возможностей и расширение сфер применения. В их создании прогрессируют тенденции, направленные на цветовое и пластическое обогащение архитектурной плоскости.

Керамические панно и.объёмно-пространственные композиции принимают непосредственное участие в решении общих проблем монументально-декоративного искусства. Данные группы отличаются обширными "зонами взаимопроникновения" декоративной керамики, монументальной живописи и скульптуры. В панно постоянно переплетаются стремления к использованию нетрадиционных для керамики средств выражения с желанием сохранить специфику материала, а объемно-пространственные композиции, при создании цвето-пластических объемов для архитектурной среды смыкаются с декоративной скульптурой и малыми архитектурными формами.

В группе керамических панно наиболее перспективно создание "модульных" композиций, пользующихся все большей популярностью и способных органично входить в ритмические структуры современной архитектуры. Экономически выгодно - применение "островной'.' композиции, эффективно организующей архитектурное пространство.

В группе объемно-пространственных композиций -большими потенциальными возможностями применения в архитектурно-пространственной среде обладают керамические решеткисадово-парковая керамика,композиции декоративно-игрового характера.

5. Настенная пластика малых форм входит в архитектурное пространство в традиционном для керамики художественно-предметном виде. Длянее характерна малая пространственная активность и особый интимный характер.контакта со зрителем /исключение составляют лишь "панно-картины"/. В создании настенной пластики малых форм преобладает тенденция к синтезу художественных средств и сочетанию различных материалов.

6. В целом, учитывая климатические условия Украины, в экстерьерах наиболее перспективно применение облицовок /особенно кирпичных/, расписных панно, композиций декоративно-игрового характера, в которых керамика сочетается с иными материалами, а также садово-парковой пластики, выполненной цельными кусками в мелкозернистом шамоте, обожженном при высоких температурах. В интерьере можно использовать все формы декоративной керамики.

7. Современная декоративная керамика активно подключается к решению проблем, стоящих.перед традиционной триадой "архитектура

- живопись - скульптура". Поиски керамистов в период 60-х - начале 80-х годов вышли далеко за привычные "пределы керамики" и имели немаловажное значение в аспекте синтеза искусств. Бесконечное богатство и разнообразие цветовых, пластических и фактурных качеств предопределили ванную роль керамики в происходящем процессе интеграции художественных средств.

8. Эффекуивное функционирование произведений декоративной керамики в архитектурно-пространственной среде возможно только при взаимопонимании и тесном творческом сотрудничестве художников и архитекторов. Качество отделки архитектурных конструктивных и . декоративных элементов в значительной степени -зависит и от исполнителей. Лишь согласованные "триединые" усилия архитекторов, художников и строителей могут обеспечить подлинное.художественное совершенство современных экстерьеров и интерьеров.

9. Перспективность использования декоративной керамики в организации экстерьеров и интерьеров, а также возможность расширения сфер ее функционирования в современной архитектурно-пространственной среде определяют множественность оригинальных форм произведений жанровое и технологическое разнообразие, высокие эстетические и гигиенические свойства материала, неувядающая его популярность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Голубец, Орест Михайлович, 1984 год

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. (Сост. и авт.вступительной статьи М.Лифшиц).- 3-е изд. М.: Искусство, 1976. - 1294 с.

2. Ленин В.И. и изобразительное искусство: Документы, письма,воспоминания)(Сост. и авт.вступительной статьи В.В.Шлеев). М.: Изобразительное искусство, 1977. - 552 с.

3. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве (К 110-летию со дня рождения В.И.Ленина). 6-е изд.- М.: Худож. литература, 1979. - 827 с.

4. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1978. - 256 с.

5. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

6. Алвар Аалто: Архитектура и гуманизм (Сб.ст. под редакцией

7. А.П.Гозака). М.: Прогресс, 1978. - 221 е.,

8. Александравичюте А. Ее стихия эксперимент. - Декоративноеискусство СССР, 1981, № 10, с.6-8.

9. Андреева Л. Теаденции и принципы. Декоративное искусство1. СССР, 1976, № 3, с.35-39.

10. Андрущенко Н. Скульптура на детской площадке. Декоративноеискусство СССР, 1979, № 10, с.32-33.

11. Базазьянц С. Блеск и нищета декоративной керамики. Декоративное искусство СССР, 1972, № I, с.31-33.

12. Базазьянц С. Украинские монументалисты: от количества к качеству. Декоративное искусство СССР, 1978, № 5, с.14-24.

13. Беликова Л. Первородство керамики и реабилитация изобразительности). К итогам дискуссии. Декоративное искусство СССР, 1981, № 10, с.9-12.

14. Бильский Э.А. Художественная пластика в детских садах Виноградаря. Строительство и архитектура, 1978, № 5, с.28-31.

15. Боровский А., Пилипенко В. "Карнавал" рыб. Декоративноеискусство СССР, 1975, № 12, с.34-35.

16. Валериус С.С. Монументальная живопись: Современные проблемы. М.: Искусство, 1979. - 87 е., ил.

17. Васильев-Вязьмин И.И. Искусство людных площадей: /Ленинскаяидея монументальной пропаганды в действии/.-М.: Знание, 1977. 134 е., ил.

18. Вел1годська Н. Проблеми монументально-декоративного мистецтва. Образотворче мистецтво, 1978, № 4; с. 7-10.

19. Велхгодська H.I. Народш традищI у творчост! монументал!ст!в сучасного Киева. Народна творч!сть та етнограф1я, 1982, № I, с.31-38.

20. Воейкова И.Н. Новая работа киевских художников-монументалистов. Архитектура СССР, 1962, № 5, с.37-39.

21. Воейкова И.Н. Художники-монументалисты. М.: Советскийхудожник, 1969, 223 е., ил.

22. Воронов Н.В. Тенденции развития современной керамики. Всб. ст.: Искусство керамики. М.: Советский художник, 1970, с.7-55.

23. Воронов Н.В. Художники-монументалисты Армении. В сб.ст.:

24. Советское монументальное искусство '73. М.: Советский художник, 1975, с.87-92.

25. Воронов Н.В. Советская монументальная скульптура. М.:1. Знание, 1976, -55 е., ил.- 142

26. Вул Т. Общественный интерьер: Две тенденции. Декоративноеискусство СССР, 1980, j; 8, с.10-15.

27. Гаврилова Р. Произведения художников Таджикской ССР. В сб.ст.: Советское монументальное искусство^ 75-77. -М.: Советский художник, 1979, с.126-129.

28. Гидзняуекайте А. Эскиз к творческому портрету Люпии Шульгайте. В сб.ст.: Советское декоративное искусство 76. -М.: Советский художник, 1978, с.208-216.

29. Гинзбург В.П. Керамика в архитектуре. М.: Стройиздат, 1983,200 е., ил.

30. Греку Т.М. Пространственная керамика в современной архитектуре. -Кишинев: Штиинца, 1981. 92 е., 29!. Данченко Л. У льв1вських монументалгетгв. - Образотворчемистецгво, 1972, № 4, с.9-11.

31. Демосфенова Г. Тема конгресса "Роль художника в формировании среды". Декоративное искусство СССР, 1974,3, с.23.

32. Добровольский А. Скульптура и колорит. Творчество, 1975,7, с.9-12.

33. Елатомцева И. Интерьеры общения. Декоративное искусство1. СССР, 1972, №7, с. 19-22.

34. Жадова Л., Воронов Н. Жизнь и керамика. Искусство, 1962,10, с.38-45.

35. Жадова Л.А. Чехословацкая керамика. В сб.ст.: Искусствокерамики, М.: Советский художник, 1970г с.242-267.

36. Жадова Л.А. Фернан Леке: мозаика, витраж, керамика, гобелен.

37. М.: Искусство, 1970. 142 е.,

38. Жоголь Л.Е. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий. К.: Буд1вельник, 1978. - 104 е., ил.

39. Современная латвийская керамика/САльбом). М.:

40. Советский художник, 1979, 182 е., ил. Полихромная монументальная скульптура в пространстве города. - Архитектура СССР, 1978, № 9, с.51-53.

41. Каракис И.И. Интерьеры общественных зданий Украины. К.:

42. Буд1вельник, 1975, 144 е., ил.

43. Шлессо С.К. KepaMiKa в арх!тектур! УкраТни. К.:Буд!вельник, 1968. 103 е., ил.

44. Килессо С. Дом кино в Киеве. Декоративное искусство СССР,1975, № 10, с.10.

45. Коваль Р. Покой и тревога в рельефах А.Сошинской. Декоративное искусство СССР, 1978, №12, с.20-23.

46. Крамаренко Л. Керамика вышла на улицы. Декоративное искусство СССР, 1967, № 4, с.11-16.

47. Крамаренко Л. Декоративность как самоцель. Декоративноеискусство СССР, 1972, № I, с.24-25.

48. Крамаренко Л. Керамическая живопись Л.Мешковой. Декоративное искусство СССР, 1980, № 2, с.20-21.37. Иванова Г.38. Иванова И.39. Изотова М.40. Изотова М.41. Каракис И.- ш

49. Крюкова И. Национальные школы советской керамики. Декоративное искусство СССР, 1972, № I, с.8-17.

50. К совещанию монументалистов стран социализма. Декоративное искусство СССР, 1978, № 9, с.38-43.

51. Кума X. Два пути. Декоративное искусство СССР, 1972, № I,с.23.

52. Кума X. О национальных школах. Декоративное искусство1. СССР, 1976, № 3, с.40.

53. Кума X. Хелле Видевик. Декоративное искусство СССР, 1979,10, с.13-14.

54. Лебедева В. Советское монументальное искусство шестидесятых годов. М.: Наука, 1973. - 234 е., ил.

55. Лебедева Л. Индивидуальное через многообразие архитектурных деталей. Архитектура СССР, 1979, № 9, с.59-63.

56. Макаров К. "Натурстиль" 70-х годов. Декоративное искусство СССР, 1979, № 2, с.21-26.

57. Малий В.В. Проблемы домостроения в Киеве. Строительствои архитектура, 1981, № 7, с.2-4.

58. Малинина Т. Синтез искусств на выставке "Мы строим коммунизм". Искусство, 1981, № 9, с.7-17.

59. Махрин В. Структурные и декоративные средства в архитектуре. Архитектура СССР, 1962, № 5, с.40-46.

60. Мачулис А. Взаимодействию искусств тектоническую логикуархитектуры. Архитектура СССР, 1978, № 9, с.54-58.

61. Минкявичюс Й.К. Интерьер и монументально-декоративное искусство. М.: Стройиздат, 1974. - 87 е., ил.

62. Митрофанов К.М. Современная монументально-декоративная керамика. Л.-М.: Искусство, 1967. - 182 е.,ил.63. "Натурстиль 70-х". Декоративное искусство СССР, 1979,12, с.6-13.

63. Николаева Н. Выразительность декоративной формы. Декоративное искусство СССР, 1972, № I, с.29-31.

64. Петрова 0. Фольклорные фантазии в керамике. Декоративноеискусство СССР, 1981, № 9, с.20-22.

65. Попова JI. Владимир Прядко. В сб.ст.: Советское монументальное искусство 75-77.и- М.: Советский художник, 1979, с.202-209.

66. Придатко Т.О. Декоративне мистецтво в оздобленн! !нтер"вpiB. Народна творч!сть та етнограф!я, 1975, № 6, с.29-34.

67. Придатко Т. Новые художественные ансамбли. Декоративноеискусство СССР, 1980, № 10, с.43.

68. Пронина И. Цвет в ансамбле города. Декоративное искусство СССР, 1973, № II, с.4-7.

69. Пугачева Э. Цельность решения. Декоративное искусство1. СССР, 1980, № 4, с.23-27.

70. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М.: Советский художник, 1968. -271 е., ил.

71. Рогозина Л. Керамика в архитектуре. Декоративное искусство СССР, 1979, № 9, с.6-8.

72. Рождественский К. О синтезе. В сб.ст.: Советское декоративное искусство'76. М.: Советский художник, 1978, с.129-138.

73. Светлов И. От керамического рельефа к интерьерному ансамблю. Декоративное искусство СССР, 1979, № 3, с.27-29.

74. Селезнев Н.С. Технические и декоративные возможности современной архитектурно-художественной керамики. -В сб.ст.: Искусство керамики. М.: Советский художник, 1970, с.198-223.

75. Семенов Г. Роман Петрук. Декоративное искусство СССР,1972, № 3, с.26-27.

76. Синтез изобразительного искусства и архитектуры в социалистическом обществе. Декоративное искусство СССР, 1979, № 2, с.1-12.

77. Синтез искусств в социалистическом городе /Под редакцией

78. Н.Давццовой. Декоративное искусство СССР, 1981, № 2, с.12-16.

79. Степанов Г.П. В содружестве с архитектурой: 0 синтезе современной архитектуры с прикладным и монументальным искусством. Л.: Художник РСФСР. 1966. - 95 е., ил.

80. Степанов Г.П. Взаимодействие искусств. Л.: Художник1. РСФСР, 1973. 182 е., ил.

81. Степанян Н.С. Художественная керамика в архитектуре. Всб.ст.: Искусство керамики. М.: Советский художник, 1970, с.178-197.

82. Степанян Н. Материал подчиняется. Декоративное искусство1. СССР, 1972, № I, с.26-29.

83. Степанян Н. Новые тенденции в области формообразования.

84. В сб.ст.: Советское декоративное искусство! 73/74. М.: Советский художник, 1975, с.191-198.

85. Степанян Н. Расширение фронта действия. Декоративное искусство СССР, 1976, № 3, с.41-42.

86. Стриньковский В. В каждой арабеске маленькая галактика.

87. Декоративное искусство СССР, 1981, № 3,с.19-21.

88. Толстой В.П. Советская монументальная живопись. М.: Искусство, 1958. 304 е., ил.

89. Толстой В.П. Ленинский план монументальной пропаганды вдействии. М.: Изд-во Акад.художеств СССР, 1961. - 56 е., ил.

90. Толстой В. Стандартизация и духовный мир человека. Декоративное искусство СССР, 1973, № 12, с.28.

91. Толстой В. Архитектурные фантазии. Декоративное искусство СССР, 1978, № 10, с.21-22.

92. Толстой В.П. Монументальное искусство СССР /Альбом/.- М.:

93. Советский художник, 1978. 380 с., ил.

94. Труфешев Н. Современное монументальное искусство Болгарии.

95. София: София-пресс, /б.г./.- 199 е., ил.

96. Федорова З.С. Декоративные возможности облицовочной керамики. В сб. ст.: Искусство керамики.- М.: Советский художник, 1970, с.224-241.

97. Цельтнер В. "Я стараюсь делать все.". Декоративное искусство СССР, 1980, № 4, с.29-31.

98. Цешкайте Л. Традиция формируется сегодня. Декоративноеискусство СССР, 1972, № I, с.20-23.

99. Чегусова 3. Формування естетичного середовища в ппальних iпозапшльних закладах засобами монументально-декоративного мистецтва. Образотворче ми-стецтво, 1979, № 5, с.8-10.

100. Чегусова 3. Росписи для детей. Декоративное искусство1. СССР, 1981, № 3, с.42-43.

101. Червонная С. Керамический рельеф "Сабантуй". Декоратиное искусство СССР, 1981, № 6, с.18-19.

102. Шмаринов Д. Роль художника в формировании среды. Декоративное искусство СССР, № 9, с.3-7. 99* Щербак В. Сучасна укра}нська майол!ка. - К.: Наукова думка,1974. 191 е., ил.

103. Az uj gyori Kisfaludy Szinhaz. Magyar Epitomuveszet,1979, И 3, ol.13-21.

104. Bildende Kunst + Architektur /Baukatalog, Teil 3. Berlin: Bauinformation der DDR, 1972. -183 S., ill.

105. Bildende Kunst + Architektur /Baukatalog, Teil 4. Berlin; Bauinformation der DDR, 1973» 175 S., ill.

106. Bildende Kunst + Architektur /Baukatalog, Teil 6. Berlin: Bauinformation der DDR, 1974. -151 S., ill.

107. Bildende Kunst + Architektur /Baukatalog, Teil 7. Berlin: Bauinformation der DDR, 1976. 176 S., ill.105' Drdacka P. The ceramics of Olga and Miroslav Hudacek.

108. Glass review, 1978, К 8, p.19-23.

109. Drdacka P. The exhibition of industrial desing of ceramics. Glass review, 1981, IT 3, p.11-18.107. 30 Jahre Tschehoslowakische Kerami kbetriehe. Glasrevue, 1976, П 12, S^2-6.

110. Ferchland L. Industrielles und Individuelles. Parbeund raum, 1980, N 11, S.10-11.109» Foldvari M. Farben und farbige Materialien in der ungarisihen Architektur. Farbe und raum, 1982, IT 5, S. 19-20.

111. Gerboth G. Glasierte Baukeramik aus Meisen. Farbeund raum, 1979, IT 3, S.14-15.

112. Hofmeistirova J. Glas und Keramik in neven gebaudeder f'ederalversammlung in Prag. -Glasrevue, 1974, LT 1, S. 10-15»

113. Illes A. Farbgestaltung auf Zeit: Ein Experiments

114. Farbe und raum, 1982, IT 5, S.21-22.

115. Inter symposium Keramiky Bechyne 1973 /Katalog.

116. Vydalo UmSleckoprimyslove muzeum v Pra-ze, 1973- 42 S., 111.

117. JukliSek 0. Czechoslovakia leading manufacturerand exporter of ceramic and vitreous building material. Glass review, 1978, IT 8, p.254-256. 115- Kara L. Moderna madarska keramika a najma obkladystien. Domov, 1975» N 5, s.55-56.

118. Kara L. Piotnvky a fasadky Lubomira Jakubcika.

119. Domov, 1975, U 3, s.53-55*

120. Karlik J. Palac kultury. Domov, 1981, IT 4, s.16-20.

121. Koczogh A. Mai magyar iparmiiveszet: Keramia, porcelan,tiveg. Budapest: Kepzoimiveszeti Alap Kiadovallalata, 1975» - 195 ol.,ill.

122. Lancz S. Schramm el Imre. Budapest: Kepzomiiveszeti

123. Alap Kiadovallalata, 1978. 64 ol.,ill.

124. Lohnert A. Keramika ako prostriedok monumentalnej avolnej tvorby. Yytvarny Sivot, 1978, И 4, в.14-18.

125. Lohnert A. Juraj Marth. Vytvarny zivot, 1980, N 6,1. S.38-39

126. Loudova J. Vytvarne dilo v architecture. Architektura CSR, 1978, TS 5, S. 198-204. 123» Machata 0. A world fashion rustic building ceramics.

127. Glass review, 1980, IT 7, p.19-22.

128. Marsikova J. Ceramic in architecture. Glass review,1973, IT 9, p.20-21.

129. Marsikova J. A meeting with ceramic artists Antoninand Lisbeth BartoS. Glass review,1976, IT 7, p. 10-14.

130. Marsikova J. Rozumet sam зоЪё о keramice Marty Taberyove. Domov, 1976, IT 3, S. 27-29.

131. Marsikova J. Ceramics for modern architecture.

132. Glass review, 1977, IT 7, p. 16-19.

133. MarSikova J. Individual desings for architecture.

134. Glass review, 1977, IT 1, p.6-10.

135. Marsikova J. KBramik von Petr Svoboda. Glasrevue,1977, N 6, S.2-4.

136. Marsikova J. Sculptor-ceramic Imrich Yanek. Glassreview, 1977, N 8, p.16-19.

137. Marsikova J. The ceramics of JindriSka Radova and

138. Pravoslaw Rada. Glass review, 1978,1. 11, p.19-23.

139. Marsikova J. Place of ceramics and china in architecture. Glass review, 1978, IT 2, p. 18-21133. Marsikova J. Keramika tfi autorek. - Domov, 1979,1. 2, S.35-39.

140. Megyei 680 agyas - vezeto k6rhaz, Kecskemet. - Magyar Epitomuveszet, 1981, IT 2.\ ol.50-55. 155* Michalides P. Umelecke remesla na Slovensku. - Bratislava: Tatran, 1980. - 232 S., ill. 136. Muralia Hungarica: Mai magyar epiiletdiszito miiv^szet

141. Beraczky L. Budapest: Magyar Helikon, 1978. - 170 ol., ill. 157» ITeumann E., Kuhirt U. Kunst und Architektur: Baugelundene Kunst in der DDR. Leipzig: VEB E.A. Seemann Verlag, 1974. -184 S., ill.

142. Hodieva A. Latviesu keramika / 1960-1975» Riga:1.esma, 1977• 158 S., ill. 139* Sekora 0. The ceramics of Marie Kotrbova and Stepan

143. Kotrba. Glass review, 1981, N 7, p.24-28.

144. Syrovy P. Prijdte se podivat. Domow, 1973, N 5,s.25-27.

145. Tillai E. Traditionen weiterfvihren Zur farbigen Gebaudegestaltung in Pecs. Farbe und raum, 1982, IT 5, S.16-18.

146. Vamberecka J. The exhibition of ceramics from the9 th intersimposium. Glass review, 1980, I? 6, p.6-9.

147. Vojta J. Helena Samohelova and her ceramics. Glassreview, 1977, H 11, p.25-27.

148. Zotavovny ROH, Luhacovice. Architectura CSR, 1981, N I,s.22-26.

149. Zamocka H. Ceramics artist Jura;j Marth. Glass review, 1981, IT 9, p.21-25.

150. Zimmermarm U. Mensaraume in verleich. Halle und1.ipzig. Farbe und raum, 1977,1. 11, s.15-21.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.