Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Раковская, Дамира Азатовна

  • Раковская, Дамира Азатовна
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2009, Архангельск
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 166
Раковская, Дамира Азатовна. Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации: дис. кандидат технических наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Архангельск. 2009. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Раковская, Дамира Азатовна

Введение.

Глава 1. Обзор исследований дизайна деревянных художественных изделий, выполненных способом объемной резьбы.

1.1. Исследования народных промыслов по изготовлению деревянных художественных изделий, как вида предметного искусства.

1.2. Разновидности форм изделий посудной группы из древесины в технике объемной резьбы.

1.3. Породы древесины, используемые для изготовления деревянных художественных изделий способом объемной резьбы.

1.4. Исследования технологии изготовления деревянных художественных изделий сложной конфигурации.

1.5. Выводы по главе.

Глава 2. Конструктивные и технологические особенности объемных деревянных изделий посудной группы.

2.1. Методология исследования дизайна традиционных изделий из древесины, выполненных способом объемной резьбы.

2.2. Анализ конструкции и размерных соотношений форм изделий посудной группы.

2.3. Критерии выбора породы древесины для изготовления объемных деревянных изделий посудной группы.

2.4. Сравнение физико-механических свойств древесины различных пород, применяемых для объемной резьбы.

2.5. Свойства древесины осины, как основного материала для изготовления художественных изделий посудной группы способом объемной резьбы.

2.6. Выводы по главе.

Глава 3. Совершенствование технологического процесса изготовления традиционных изделий посудной группы из древесины, выполненной способом объемной резьбы.

3.1. Анализ применяемой технологии, оборудования и инструментов, необходимых для формирования изделий из древесины способом объемной резьбы.

3.2. Допустимость пороков древесины в резных изделиях посудной группы.

3.3. Исследование технологии изготовления изделий сложной конфигурации, выполненных способом объемной резьбы.

3.4. Выводы по главе.

Глава 4. Экспериментальные исследования сушки деревянных изделий сложной конфигурации.

4.1. Задачи и обоснование методики экспериментальных исследований.

4.2. Оборудование, подготовка образцов и порядок проведения экспериментов.

4.3. Способ сушки готовых художественных изделий из древесины осины, обеспечивающий сохранение целостности их объемной формы.

4.4. Выводы по главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации»

Одним из наиболее распространенных и древнейших видов русского народного искусства является художественная обработка древесины. Будучи традиционным конструкционным материалом, использовавшимся при сооружении ритуальных зданий, жилища, мостов, транспортных средств, изготовлении мебели и домашней хозяйственной утвари, древесина исторически стала одним из благодатных объектов приложения творческих сил и фантазий народных мастеров и умельцев.

Произведения народного искусства всегда создавались с учетом всех свойств материала или «по законам материала». Постоянное соприкосновение русского крестьянина с древесиной способствовало усовершенствованию технических приемов и способов ее обработки. Из простого плотницкого мастерства возникли и широко развились более сложные способы обработки дерева — столярные, резные и токарные приемы и методы.

Одним из таких технологических приемов, послужившим истоком для целого художественного направления, была объемная резьба по дереву, а самым распространенным видом изделий — крестьянская посуда. Поставцы, со-лоницы, черпаки, ендовы, ковши, братины - все это изготовлялось из древесины. Большие чаши и ковши выдалбливались из цельного куска дерева и украшались резьбой или росписью.

Наибольший интерес для исследователей вызывает сложная с технологической точки зрения объемная или скульптурная резьба. Большинство известных видов резьбы направлено только на декорирование поверхностей каких-либо объектов для придания им художественных качеств. Принципиальное отличие от них объемной резьбы заключается в том, что посредством нее формируются объемные объекты, сама скульптурная форма которых обладает художественными качествами.

Все виды крестьянской посуды из дерева представляют собой своеобразную разновидность народной скульптуры и относятся к пластической грани народного искусства, в которой неразрывно и органично соединены художественное творчество и техническое мастерство. В процессе народного художественного творчества всегда возникает тесная связь практической и художественной деятельности, ремесла и искусства. Именно поэтому созданные руками народных умельцев предметы домашней посуды всегда обладали поражающей нас и сегодня утилитарно-художественной целостностью.

В результате социальных изменений, произошедших в нашей стране, художественные промыслы, как хранители традиций народного искусства, находятся на грани упадка. Тем не менее, в настоящее время наблюдается тенденция к использованию в современных жилых интерьерах натуральных, экологически чистых природных материалов, и, прежде всего, древесины. Обустройство среды обитания человека подвигает дизайнеров обратиться к традициям народного искусства, к наиболее интересному и мало изученному виду художественной обработки древесины — объемной или скульптурной резьбе для создания предметов дизайна, обладающих как практическим функциональным назначением, так и эстетической — художественной составляющей.

Многие из действующих народных мастеров, а также предприятий народных художественных промыслов, сейчас продолжают и развивают производство объемных деревянных изделий сложной конфигурации, прообразом которых была обычная крестьянская посуда, трансформировавшаяся под влиянием времени в художественные произведения, используемые сейчас как украшения или детали интерьера. Дизайн подобных изделий из древесины предполагает комплекс композиционных и технологических мероприятий по их созданию, причем, именно в совокупности, а не по частям.

Проведенный анализ литературных источников показал, что если эстетическая составляющая формообразования таких предметов достаточно изучена искусствоведами и освещена в научных трудах, то вопросы технологии художественной обработки древесины остаются на уровне практического опыта и не имеют достаточного научного обоснования. Практически не рассмотрено влияние свойств и технологии обработки материала древесины на пластическую выразительность объемных изделий.

Предприятия народных художественных промыслов испытывают необходимость в научной обоснованности технологических вопросов в процессе формообразования изделий сложной конфигурации. Изделия часто трескаются, деформируются в процессе обработки или сушки. Главной проблемой здесь является создание целостной формы изделия не только в художественно-композиционном плане, но и в материальном — физическом. Сегодня мастера-художники, исходя из собственного опыта, применяют различные методы технологической обработки деревянных изделий для предотвращения их деформаций и разрушения. Однако установившихся, а главное, научно обоснованных методов, до настоящего времени не имеется.

Как отмечено рядом исследователей, народное искусство является прототипом современного дизайна. А дизайн изделий из древесины представляет собой комплекс эстетических и-технологических-мероприятий по их созданию. Поэтому необходимо провести комплексное изучение художественной и технологической составляющих создания изделий сложной конфигурации методом объемной резьбы, которое позволит сохранить и приумножить традиции народных промыслов Русского Севера.

Цель диссертационной работы — разработать новые материаловедче-ские и технологические основы дизайна традиционных для Русского Севера резных деревянных художественных изделий посудной группы.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: * - -1. Установить критерии выбора древесины для традиционных изделий посудной группы на основании анализа конструктивных и эстетических особенностей их форм и способа изготовления.

2. Классифицировать породы древесины осины, ели и сосны по установленным критериям, выбрать наиболее приемлемую породу древесины и обосновать ее начальную влажность для объемной резьбы.

3. Выполнить анализ технологии изготовления деревянных изделий посудной группы из влажной древесины осины способом объемной резьбы и предложить мероприятия по ее совершенствованию.

4. Разработать метод сушки объемных художественных изделий из древесины осины в целях исключения их повреждения в процессе производства и эксплуатации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Разработаны материаловедческие и технологические основы дизайна традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы, обеспечивающие характерные конструктивные и эстетические параметры их форм.

2. Доказана целесообразность применения древесины осины, как основного материала для изготовления традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы с учетом их конструкционных, технологических и эстетических требований.

3. Впервые установлено, что для изготовления различных видов традиционной деревянной посуды способом ручной объемной резьбы необходимо использовать древесину осины с начальной влажностью 60-80%.

4. Впервые разработан метод двухстадийной сушки деревянных изделий сложной конфигурации, обеспечивающий сохранение физической целостности и эстетических качеств их форм.

Практическая значимость:

1. Разработанные новые материаловедческие и технологические основы дизайна традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы позволяют обеспечить традиционную эстетическую специфику новым формам изделий при их проектировании.

2. Предложенный новый метод двухстадийной сушки деревянных художественных изделий сложной конфигурации позволяет ликвидировать выход бракованной продукции на предприятии и сократить время на процесс сушки в 2 раза.

3. Предложенный метод обработки объемной резьбой древесины осины с начальной влажностью 60-80% позволяет сократить общую длительность процесса изготовления изделий в 1,5 раза.

4. Результаты исследований используются ЗАО «НХП «Беломорские узоры», г. Архангельск при изготовлении различных деревянных изделий утилитарного назначения, выполненных способом объемной резьбы.

На защиту выносятся:

1. Основные закономерности формообразования объемных художественных изделий из древесины на примере ковшей-скопкарей.

2. Результаты исследования свойств древесины осины, оказывающих влияние на дизайн объемных резных изделий посудной группы.

3. Результаты экспериментальных исследований сушки деревянных объемных изделий сложной конфигурации.

4. Способ сушки готовых художественных изделий из древесины осины, обеспечивающий сохранение целостности их объемной формы.

Исследования проводились под научным руководством доктора технических наук, профессора А.М.Копейкина, которому автор выражает свою благодарность.

Автор благодарит коллектив кафедры мебели и дизайна Архангельского государственного технического университета во главе с кандидатом технических наук, доцентом П.Н.Рыбицким за постоянную помощь и внимание, а также всех, оказавших содействие в проведении настоящих исследований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Раковская, Дамира Азатовна

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

1. Установлены закономерности геометрических и размерных параметров, определяющие дизайн объемных резных деревянных изделий посудной группы. Получена регрессионная зависимость, связывающая объем ковша и высоту чаши, разработан метод подбора сечения рукояти ковша и обоснованы его канонизированные пропорции, выражающиеся соотношением основных размеров — 1Н : 2,8L : 2,3В.

2. Критериями выбора породы древесины для изготовления традиционных изделий посудной группы способом объемной резьбы являются совокупность их специфических конструкционных, технологических, эстетических и гигиенических качеств: максимальная прочность, минимальная усушка и твердость, антисептичность, отсутствие запаха.

3. Древесина осины является наиболее приемлемым материалом для изготовления изделий посудной группы способом объемной резьбы по всем рассмотренным критериям. Показатели прочности у осины, в среднем, на 10% выше, чем у ели и сосны, а показатели усушки — на 12% ниже.

4. Для изготовления различных видов традиционной посуды способом ручной объемной резьбы необходимо использовать древесину осины с начальной влажностью 60-80%, так как твердость влажной древесины в 2,5 раза ниже, чем сухой, в результате чего сопротивляемость резцу становится на 3040% ниже, а время изготовления изделия сокращается в 1,5 раза.

5. Предложен новый технологический процесс создания изделия сложной конфигурации из древесины осины способом объемной резьбы, обоснован комплект необходимых инструментов, разработаны принципы раскроя заготовок и составлены нормы допустимых пороков древесины.

6. Использование механического оборудования для создания объемных изделий посудной группы возможно только на подготовительных этапах. Определены допуски на ручную обработку, составляющие от 5 до 10 мм в зависимости от ориентации волокон древесины.

7. Разработан и экспериментально проверен двухстадийный метод сушки готовых художественных изделий из древесины осины, обеспечивающий сохранение целостности их объемной формы в процессе изготовления и эксплуатации, и сокращающий время сушки изделий в 2 раза.

8. Использование на первой стадии атмосферной сушки изделий бумаги с высокой поглощающей способностью позволяет снизить риск возникновения трещин благодаря выравниванию влажности и ее снижению в сложной структуре изделия до 30 % за трое суток (72 часа).

9. В результате выполненного исследования сформулированы основы дизайна традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы, заключающиеся в следующем:

- при выборе материала конструкционные качества древесины — показатели прочности должны быть наибольшими, а технологические - твердость и усушка - наименьшими;

- сложные по конфигурации формы изделий посудной группы должны изготовляться из влажной древесины осины;

- конфигурация режущей поверхности инструмента должна соответствовать конфигурации (стереометрии) поверхности моделируемой части изделия;

- для сохранения целостности объемной формы изделия необходимо применять двухстадийный метод сушки.

10. Разработанные материально-конструктивные и технологические основы дизайна традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы позволяют обеспечить характерные эстетические параметры их формам.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Раковская, Дамира Азатовна, 2009 год

1. Народные художественные промыслы РСФСР. Учеб. пособие для худож. училищ / В.Г.Смолицкий, Д.А.Чирков, Ю.В.Максимов и др.; под ред. В.Г.Смолицкого. - М.: Высш. школа, 1982. - 216 с.

2. История русского искусства. Том X (книга II) / под ред. академика И.Э.Грабаря. -М.: Наука, 1969. 560 с.

3. Билибин И.Я.Народное творчество Русского Севера. «Мир искусства», 1904, — № 11.-С. 303-318.

4. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.: Сварог и К, 2000.-480 с.

5. Воронов B.C. Крестьянское искусство. М., 1924.

6. Некрасова М.А. Народное искусство России. М.: Советская Россия, 1983.-220 с.

7. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.

8. Рыбаков Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве. — Сов. этнография, 1948, № Г.

9. Рыбаков Б.А. Искусство древних славян. В кн.: История русского искусства, т. 1. — М., 1953.

10. Некрасова М.А. Проблема индивидуального в народном искусстве. -Искусство, 1975, № 12.

11. Некрасова М.А. Современное народное искусство. JL, 1980.

12. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. -М., 1975.

13. Богуславская И.Я., Графов Б.В". Искусство Жостова. Л., 1979.

14. Василенко В.М. Народное искусство. Избр. труды. -М., 1974.

15. Василенко В.М. О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII-XIX вв. В сб.: Русское искусство XVIII - первой половины XIX вв. -М. 1974.

16. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избр. труды. М., 1972.

17. Художественные промыслы РСФСР. Справочник / под ред. В.Г.Смолицкого. -М.: Легкая индустрия, 1973. 303 с.

18. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М.,1960.

19. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. M.-JL, 1939.

20. Чекалов А.К. Мебель и предметы обихода из дерева / Русское декоративное искусство, том 1., изд. Академии художеств СССР. М., 1962.

21. Чекалов А.К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. — М., 1974.

22. Авсеенок А.А. Своеобразие русской народной деревянной пластики 19 в. В сб. трудов НИИХП. - М.: Легкая индустрия, 1967.

23. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. М.: Легпром-издат, 1986.-264 с.

24. Барадулин В.А., Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России. М., 1983.

25. Русская историческая библиотека, т. 14, ч. 2. СПб., 1894.

26. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л., 1968.

27. Просвиркина С.К. Русская деревянная посуда. — М., 1955.

28. Сафроненко В.А. Секреты древесины. М., 2003. 544 с.

29. Степанов Н.Е. Резьбы очарованье. Л., Лениздат, 1991.

30. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Минск, 2004. - 672 с.

31. Лебедева Е.И., Бургунова Е.М. Резьба по дереву. М.: Аделант, 2005.- 200 с.

32. Онианс Дик. Резьба по дереву. М.: Мир книги, 2004. - 176 с.

33. Художественные работы по дереву: Практическое руководство / по ред. В.И.Рыженко. -М.: РИПОЛ классик, 2004. 640 с.

34. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву: приемы, техника, изделия. М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 464 с.

35. Резьба по дереву. Мозаика / Сост. Рыженко В.И. М.: Гамма-Пресс, 2001.-192 с.

36. Резьба по дереву / Сост. Круковер В.И. М.: Этрол, 2004. - 160 с.

37. Круглова О.В. Русская народная резьба по дереву и роспись. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — 240 с.

38. Жегалова С.К. Резьба и роспись по дереву. — М., 1967.

39. Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия., вып. 1 -12, -М., 1910-1913.

40. Деннинг Э. Резьба по дереву. Практическое пособие. М.: Арт-Родник, 2004. - 176 с.

41. Соболев А.А. Мудрость предков. Русский двор. Архангельск,2005.- 168 с.

42. Виноградов А.Н. Резьба по дереву. — Минск, Хэлтон, 2003. 272 с.

43. Абросимова А.А., Каплан Н.И, Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости, рогу. М.: Высшая школа, 1984.

44. Буткевич JI.M. История орнамента. М.: Владос, 2003. - 272 с.

45. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. -М., Высшая школа, 1978.

46. Ковригина В.М. Экономика, организация и планирование производства изделий декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. -М.: Высшая школа, 1986. 280 с.

47. Левадный B.C., Черный Ю.М. Обработка дерева на станках. М.: Аделант, 2003.-384 с.

48. Вишневская В.М. Хохлома. -М.: Искусство, 1980.

49. Устин В.Б. Композиция в дизайне. -М.: Астрель, 2006. 239 с.

50. Волынский В.Н., Пластинин С.Н. Первичная обработка пиломатериалов на лесопильных предприятиях. М.: Риэлт-Пресс, 2005. - 256 с.

51. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий / под ред. З.Н. Быкова и Г.Б. Минервина М.: Высшая школа, 1986. - 239 с.

52. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. М.: Изд-во Омега-Л,2006.-224 с.

53. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007.-219 с.

54. Лаврентьев А.Н. История дизайна: учебное пособие. М.: Гадари-ки, 2006.-303 с.

55. Светлова Л.П. Азбука орнамента. — М.: Институт развития профессионального образования, 2001. 128 с.

56. Художественное проектирование: учебное пособие / под ред. Б.В.Нешумова. -М.: Просвещение, 1979. 175 с.

57. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов / под ред. А.В.Степанова. М.: Архитектура-С, 2004. - 256 с.

58. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды: Учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2004. - 232 с.

59. Математическое моделирование в оценке недвижимости: методическое пособие / сост. А.Г.Тутыгин, М.А.Амбросевич Архангельск, АГТУ, 2007. - 60 с.

60. СНиП П-25-80 «Деревянные конструкции». Нормы проектирования / Госстрой СССР. -М.: Стройиздат, 1983. ЗГс.

61. Справочник по сопротивлению материалов / Писаренко Г.С., Яковлев А.П., Матвеев В.В. Киев, Наукова думка, 1988. - 736 с.

62. Уголев Б.Н. Древесиноведение с основами лесного товароведения: Учебник для лесотехнических вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп.: М.: МГУЛ, 2002. - 340 с.

63. Справочное руководство по древесине / Пер. с англ. Я.П.Горелика и Т.В.Михайловой. -М.: Лесн. пром-сть, 1979. 544 с.

64. Барташевич А.А. Основы художественного конструирования. М.: Высшая школа, 1984. - 224 с.

65. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1972,280 с.

66. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. -М.: МарТ, 2003.-288 с: '

67. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2006. - 144 с.

68. Голубева О.Л. Основы композиции: Учебник для вузов. М.: Изобразительное искусство, 2001. - 120 с.

69. Якуничев Н.Г. Предметная форма, как зеркало эволюции. — СПб.: Ника, 2002.- 154 с.

70. Коськов М.А Предметное творчество, ч. I, II, III. СПб.: Икар,1998.

71. Резьба по дереву. Полный курс для начинающего / Сост. Ю.Г.Хацкевич. Минск, Харвест, 2000. - 192 с.

72. Селезнева Е.Н. Формирование «картины мира» русской поморской культуры. Культура русских поморов / Е.Н Селезнева, П.Ю. Черносвитов. -М.: Научный мир, 2005. С. 153-155.

73. Болдырев П.В. Сушка древесины. Практическое руководство. -СПб.: ПрофиКС, 2002. 160 с.

74. Горшин С.Н. Атмосферная сушка пиломатериалов. М.: Лесная промышленность, 1971. -296 с.

75. Богданов Е.С. Справочник по сушке древесины. М., 1990.

76. Коваль B.C., Пинчевская Е.А. Сушка древесины. Киев, 2000.

77. Волынский В.Н. Взаимосвязь и изменчивость физико-механических свойств древесины. Архангельск, АГТУ, 2000. - 196 с.

78. Мелкумян В.Е. Измерение и контроль влажности материалов. М.: Издательство стандартов, 1970. - 140 с.

79. Сборник трудов НИИХП, вып. 4. М.: Легкая промышленность, 1967.-372 с.

80. Уголев Б.Н. Деформативность древесины и напряжения при сушке. -М.: Лесная промышленность, 1971. 174 с.

81. Горяев А.А. Исследование вакуумно-диэлектрической сушки древесины ели: автореф. дисс. . канд. техн. наук М., 1975. - 28 с.

82. Пиликина Н.Н. Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы: автореф. дисс. . канд. техн. наук М., 2004. — 19 с.

83. Фурникэ М.Ш. Дизайн предметов посудной группы изготавливаемых из металлических сплавов: автореф. дисс. . канд. техн. наук-М., 2005. 16 с.

84. Магницкий О.Н., Пирайнен В.Ю. Художественное литье. СПб.: Политехника, 1996. - 323 с.

85. Соколова М.С. Металлы в дизайне. М.: МИСИС, 2003. - 176 с.

86. Куманин В.И. Материалы ювелирной техники / Ковалева JI.A., Крайнов С.Н., Куманин В.И. М.:МГАПИ, 2000. - 200 с.

87. В.Н.Павлюст, П.Б.Билей, И.М.Озаркив, В.Д.Крамар Особенности технологии сушки буковых заготовок нелинейной конфигурации

88. Богуславская И .Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей. / Сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская, Л., 1981, с. 16-43.

89. Василенко В.М., Ильин М.А., Болдина О.Д. Русское народное искусство и художественная промышленность. -М., 1980.

90. Пармон Ф.В. Композиция костюма. -М., 1985.

91. Уткин П.И.", Королева Н.С. Народные художественные промыслы. -М., 1992.

92. Уткин П.И. Народные художественные промыслы и современная культура // Народные художественные промыслы и современная культура. Сборник трудов НИИХП / Отв. ред. Н.В.Черкасова. М., 1980, с. 3-50.

93. Ильин М.А. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI-XX веков. М., 1976.

94. Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. Сборник трудов НИИХП. -М., 1992.

95. Канцедикас А.С. Уроки народного искусства. -М., 1986.

96. Художественное моделирование и народные традиции. Материалы второй Международной конференции. — С.-Петербург, 1998.

97. Савельева И.Н. Основы гармонии в костюме народов России. — М.,2002.

98. Атлас древесины и волокон для бумаги // Е.С.Чавчавадзе, З.Е.Брянцева, и др. М.: Ключ, 1992. - 336 с.

99. Серговский П.С., Расев А.И. Гидротермическая обработка и консервирование древесины. -М.: Лесная промышленность, 1987. 360 с.

100. Шубин Г.С. Сушка и тепловая обработка древесины. М.: Лесная промышленность, 1990. - 336 с.

101. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. / Под ред. И.А.Бодуэна дэ Куртэнэ. М.: Тэрра, 2000.

102. ГОСТ 2140-81. Видимые пороки древесины. Классификация, термины и определения, способы измерения. М.: Изд-во стандартов, 1997. — 119 с.

103. Вакин А.Т., Полубояринов О.И., Соловьев В.А. Пороки древесины. -М.: Лесная промышленность, 1980. 112 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.