Дизайн монгольских ковровых изделий: культурно-исторические традиции, эволюция, современная практика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Циен-Ойдов Батсайхан

  • Циен-Ойдов Батсайхан
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 306
Циен-Ойдов Батсайхан. Дизайн монгольских ковровых изделий: культурно-исторические традиции, эволюция, современная практика: дис. кандидат наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2013. 306 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Циен-Ойдов Батсайхан

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОНГОЛЬСКИХ КОВРОВЫХ ИЗДЕЛИИ

1. .Культурные истоки и древнейшие формы ковровых изделии кочевых народов Центральной Азии

2. Ковровые изделия древнего периода

3. Ковровые изделия средновековой Монголии

4. Ковровые изделия XX веков

Выводы по материалу главы

ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ И ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА ДИЗАЙНА КОВРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ МОНГОЛИИ

1. Историческая эволюция Монгольского орнамента

2. Классификация ковровых изделий

по технологическим призникам

3. Классификация ковровых изделий

по композиционным призникам

4. Образно - художественные средства дизайна ковров

Выводы по материалу главы

ГЛАВА III. МЕТОДЫ ДИЗАЙНА СОВРЕМЕННЫХ КОВРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ МОНГОЛИИ

1. Мануальные методы проектирования

2. Компьютерные методы проектирования

3. Пути совершенствования методов проектирования

ковровых изделии в современной Монголии

Выводы по материалу главы

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дизайн монгольских ковровых изделий: культурно-исторические традиции, эволюция, современная практика»

ВВЕДЕНИЕ

Быстрое совершенствование текстильных технологий в последней трети XX начале XXI века способствовало резкому увеличению мирового машинного производства ковровых изделий. В странах традиционного использования ковров, закупивших высокопроизводительное ковроткацкое оборудование к которым относится Монголия, это привело к неоправданно масштабному тиражированию ограниченного набора однотипных ковровых упрощенных каноничных композиций и композиций, созданных под влиянием международной моды. Такую ситуацию нельзя считать удовлетворительной, так как она не дает населению Монголии полноценного ассортимента орнаментов, наработанных в ручном ткачестве и ограничивает экспортный потенциал национальных ковровых производств. Анализ современных ковровых изделий Монголии показывает, что в ковровых композициях используется недостаточный набор орнаментальных мотивов, а дизайнеры, работающие в текстильной промышленности, слабо осознают заложенный в мотивах эстетический и смысловой потенциал.

В чем же особенности использования орнаментальных мотивов в монгольских ковровых изделиях? Какие возможности для творческого выражения несут в себе древные орнаментальные сообщения? Насколько сложноорганизованные древнейшие композиционные формы и мотивы отвечают потребностям современного монгола? Как орнаментальные формы, рожденные современностью могут встраиваться в традиционные композиционные схемы?

Ответить на данные вопросы невозможно без научного изучения возникновения и эволюции традиционных для Монголии орнаментальных мотивов и анализа опыта их использования в проектировании ковровых изделий.

Большой фундаменальный вклад внесли для исследования искусства Монголии, труды монголоведов. По данной тематике работали: Сыма Цянь [1], Рашид-ад-дин [2], Н.Я.Бичурин [3], Г.Н.Потанин [4], Н.К.Рерих [5,6,7], К.В.Вяткина [8], С.И.Руденко [9,10,11], А.П.Окладников [12], Н.М.Щепетильников [13], И.И.Ломакина [14,15,16], Н.В.Кочешков [17,18], Л.Н.Гумилев [19,20,21,22], Н.Н.Бельский [23], Д.Б.Пюрвеев [24,25,26], А.С.Ососьков [27], James С. Y. Watt [28] и др.

Особой любовью в Монголии пользуется Н.К. Рерих который видел, богаты исторические традиции страны и смотрел на неё с надеждой на расцвет в будущем.

Замечательная работа Н.М.Щепетельникова "Архитектура Монголии" (М.,1960) не только дает исторический обзор архитектуры но и затрагивает исторические проблемы жилищ монголов, давая общее представление о подстилочных изделиях. Эта книга - фундаментальный источник для исследователей последующих периодов.

Н.В.Кочешков был первым исследователем из-за рубежа, посвятивших себя специальному изучению декоративно-прикладного искусства Монголии, признавших его самобытность и художественную ценность. В труде "Народное искусство Монголов" (М., 1973) он оценил, проанализировал работы предыдущих исследователей так или иначе касавшихся искусства монголов. В историографическом обзоре Н.В.Кочешков справедливо возражал тем авторам, которые преувеличивали влияние культовых религиозных традиций буддийского Тибета, и феодального Китая на художественную культуру монголов. Он дал принципиально новую трактовку истории декоративно-прикладного искусства нашего народа, считал, что оно сохранило свою древнюю, исконно национальную основу, свою самобытность, впитало все лучшее из культурного наследия прошлого, в котором воплощен многовековой опыт народа, его творческий дух, его эстетические воззрения. Также в книге

отмечены музеи России имеющие монгольские художественные и этнографические коллекции. Его исследовательская работа имеет фундаментальное значение.

Л.Н.Гумилев писал, что Монголия - сердце Великой степи. Великая степь - фон всей исторической судьбы Монголии. Нельзя понять закономерности развития монгольского народа и государства, монгольской культуры и искусства, не рассматривая их во взаимосвязи с динамическим процессами развития всего степного региона как целого.

Н.Н.Бельский подчеркивал, что современное монгольское искусство будет успешно развиваться лишь в том случае, если станет опираться на многовековые технико-художественные традиции, выработанные коллективными гением народа.

До настоящего времени древние орнаменты ковровых изделий Центральной Азии и ковровые изделия, использовавшиеся в монгольском быту, рассматривались, в основном этнографами, археологами и частично, историками декоративно-прикладного искусства. (Б.Ренчин [29], Х.Пэрлээ [30], Н.Цултэм [31,32], Д.Майдар [33,34,35,36], С.И.Руденко, С.И.Вайнштейн [37], Ч.Сонгино [38], Н.Полосьмак [39], Д.Цэвээндорж, У.Эрдэнэбат, Langdon Warner [40]). Кроме того, сведения о них имеются в различных статьях и монографиях и не сведены в единое целое. Дизайн ковровых изделий Монголии как самостоятельная отрасль не изучался.

Народный художник Монголии, искусствовед Н.Цултэм глубоко и всесторенне исследовал историю искусства Монголии, способствовал развитию искусствоведения, его труд можно признать самым обширным, фундаментальным для социалистического периода нашей страны. Результаты исследования были опубликованы в книге "Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века" (М., 1986). В других его работах замечательно иллюстрированных, рассматриваются по

отдельности декоративное искусство, национальная живопись - монгол зураг, скульптура Монголии, архитектура Монголии.

Д.Майдар больше внимания уделял жилищу монголов и графическому искусству.

Археологи подробно описали характер древних ковровых изделий, декоративное оформление сопутствующих коврам предметов.

Аналитических исследований по истории, теории и методике художественного проектирования монгольских ковровых изделий не проводилось. Вследствие не системности изложения и неравномерности распределения имеющегося исторического материала в нашем исследовании пришлось задействовать не только монгольский опыт по изучению теории и методики построения орнамента и штучных текстильных изделий. При написании диссертации изучались работы таких ученых историков и теоритиков орнамента, как В.Н.Козлов, С.А.Малахова [41], Н.П.Бесчастнов [42,43], Л.М.Буткевич и историки мирового ковроткачества: А.Барон Фелькерзам [45], Ф.В.Гоголь [46,47], Е.Г.Яковлева [48,49], К.И.Антипина [50], А.Ю.Мальчик [51], Мехди Зариф [52], Н.И.Сезева [53], J. Watt, Peter F. Stone, Thomas Cole [54], Volkmar Gantzhorn, Murray L. Eiland III [56] исследователи войлочных изделий Е.И.Махова, Н.В.Черкасова [57], Л.Батчулуун [58], Е.Г.Царева и т.д.

Исследователь ковра Мехди Зариф в книге "Справочник ковров" (М., 2006) впервые освещает роль монголов в средневековом развитии мировых производств ворсоткачества. Его идеи дали мощное ускорение нашим исследованиям.

Изучение традиционных монгольских мотивов проводилось с привлечением всего ассортимента ковровых изделий включая изделия кочевников из войлока и кояси. Первые научные работы, посвященные непосредственно войлочному творчеству монголов, принадлежат Л.Батчулуун. Вопросам собирания и изучения войлочного ковра он уделил

большое внимание в "Монгол эсгий ширмэлийн урлаг" (УБ 1999). Книга написанная больше в культурологическом аспекте, была посвящена скорее духовной и художественной связи и ценности войлока и видам орнамента. Работы этого ученого вскрыли много важных направлений для исследования монгольского войлочного искусства. Однако они не имеют четких определений с точки зрения искусствоведения.

Первые письменные сведения о народном искусстве монголов мы находим в источниках XIII - XIV вв. Особую ценность представляют сведения европейских путешественников Плано Карпини (1182 - 1252), Вильгельма Рубрука (между 1215 и 1220 - ок. 1270) [59] и Марко Поло (1254 - 1324) [60] посетивших монгольское государство в XIII в. В их отчетах содержится материал, связанный с народным искусством монголов, в частности упоминается о художественной обработке металла и об аппликациях на войлоке.

Одним из самых подробных и достоверных источников по периоду истории Монгольской империи является "Сборник летописей" персидского историка конца XIII - начале XIV в. Рашида-ад-Дина, положившего в основу своего труда подлинные монгольские хроники и устные предания. Рашид ад-Дин упоминает об изображениях на войлоке, закрывающем вход в юрту, об узорах на дымнике, о знании монголами XII - XIII вв. кузнечного ремесла и ювелирного искусства.

Войлочный ковер "ширмэл ширдэг" - особый жанр коврового искусства. Его главной отличительной чертой является простегивание нитей верблыожей шерсти параллельной строчкой. В задачу простегивания входила не только сама отделка и укращение ковра, но и проблема длительного ежедневного пользования изделием.

Территориально и по времени ворсовое ткачество ковровых изделий в Монголии имело ограниченное распространение. Оно было известно в основном в юго-восточных, юго-западных районах (современные аймаки

Дорнод, Сухэ-Баатар, Гоби-Алтай) на границах с Внутренней Монголией и района Синьцзян Уйгурам КНР.

Производство ковров - одно из значительных отраслей современной легкой промышленности Монголии, так как страна имеющая особую историю ковроделия, представляет для исследователей и любителей большой интерес. Однако до настоящего времени монгольские ковровые изделия не являлись предметом серьезного исследования. Данная диссертация - первый опыт исследования дизайна монгольских ковровых изделий и мы сосредотачиваем внимание на их историческую эволюцию, развитие классификацию, композицию и проектные процессы.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации - проведение анализа художественного проектирования монгольских ковровых изделий с точки зрения современной истории и теории дизайна, выявление и обоснование принципов и эффективных методов использования каноничных для Монголии орнаментальных мотивов при создании ковровых композиций.

Для реализации заявленной цели решаются следующие исследовательские задачи:

• обобщаются и анализируется история развития и особенности ковровых изделий Монголии;

• определяются условия возникновения и образно-художественный смысл древних орнаментальных мотивов Монголии на ранней стадии сложения канонов;

• выявляются хронологические рамки существования мотивов и схем построения штучных композиций коврового типа;

• определяются хронологические рамки и

становление методов проектирования промышленной ковровой продукции;

• дается анализ процессов проектирования современных ковровых композиций;

• выявляется роль художественного образования в становлении методов художественного проектирования ковровых композиции в Монголии

Объект, предмет, материал, границы исследования. Объектом исследования является художественная практика создания монгольских ковровых изделий и близких к ним по композиции и мотивом предметов декоративно-прикладного искусства, предметом исследования -художественное проектирование монгольских ковровых изделий.

Работа строится на материале истории и теории культуры, археологии и этнографии, истории народного и декоративно-прикладного искусства, теории дизайна и методологии проектирования. В сферу исследований вовлекаются уникальные образцы из фондов музеев Монголии, России, Дании, Японии, Тайвана и США. Выбор и организация материала подчинены задачем исследования ковровых изделий, процессу развития методов проектирования в области монгольского текстиля. Поэтому в обширном историческом материале (с IV века до н.э. до настоящего времени) отбираются и рассматривается наиболее принципиальные явления.

Материал по истории проектирования монгольских ковровых изделий освещен в литературе крайне слабо, поэтому в работе существенную роль играет фактография. Вопросы технологии коврового производства, изложенные в технических изданиях, в работе не рассматриваются. Географические границы исследования - районы Центральной Азии.

Методы исследования. Значительный исторический период, охватываемый исследованием и системность художественного творчества требуют адекватных методов изучения. Исследование велось, в целом, в рамках искусствоведческого системного исследования рассматривая как систему орнаментальную композицию и проектный процесс. Понимая орнамент как особую знаковую программу им исследовали специализированную систему - систему ковровой композиции на материале артефактов монгольской культуры.

Важной составляющей анализа является изменение функциональных качеств системы в результате исторических изменений среды. Применение системно-исторического метода, позволило понять художественное проектирование монгольского ковроткачества в развитии. Использование метода сравнительного анализа позволило выявить специфические качества результатов проектных процессов.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования обусловлена целью исследования: дизайн монгольских ковровых изделий изучается впервые. Кроме того, в работе проведено системное исследование влияния традиционного орнамента на современное художественное проектирование монгольских ковров.

Научная и практическая значимость исследования. Проведенное исследование научно обосновывает практику создания ковровых изделий на примере монгольского опыта, восполняет дефицит исследований в области текстильного дизайна. При анализе коврового творчества Монголии на основе многолетней работы в этой области сделан важный шаг к раскрытию сложившихся веками художественных традиций в ковроделии. Такой анализ является ценным для дальнейшего развития художественно-декоративного стиля и образа ковроделия нашей страны.

Практическая значимость работы заключается в том, что позволяет понять возможности проектирования ковровых композиций и использовать

полученные знания в дизайнерской практике на текстильных предприятиях и в дизайнерском образовании, станет отправным материалом для молодых исследователей монгольского текстильного дизайна.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого национального и международного характера, излагались на практических занятиях по курсам "Специальный рисунок" и "Композиция" кафедры рисунка и живописи и кафедры рекламной графики и визуальных коммуникации МГУДТ. Материал полученный автором в результате исследования, был использован при создании учебных пособий в вузах Монголии.

Автор имеет 12 печатных работ по теме диссертационного исследования, в журналах, сборниках научных трудов и тезисах научных конференций.

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка и живописи ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет дизайна и технологии".

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, список использованной литературы и приложения. Общий объем работы 306 стр., он содержит 198 стр. машинописного текста. Список литературы включает 152 наименований. Объем приложения составляет 108 иллюстраций.

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОНГОЛЬСКИХ КОВРОВЫХ ИЗДЕЛИИ

1. КУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ И ДРЕВНЕЙШИЕ ФОРМЫ КОВРОВЫХ

ИЗДЕЛИИ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Современная территория Монголии была обжита, по мнению некоторых исследователей, уже 700 тысяч лет назад, по последним данным - миллион лет тому назад жили люди. В 14 - 8 тысячелетии до н. э. шли интенсивные процессы одомашнивания диких животных и формирования стад домашних животных, с 6 - 5 тысячелетия до н.э. , то есть с периода неолита - нового каменного века люди превратили животноводство в основную опору своей жизни, так появились кочевники - номады и кочевое животноводство [61, с. 15].

Самые древные и рукотворные свидетельства цивилизации, как правило, носили утилитарный характер, были необходимы человеку в борьбе за выживание. Закономерно, что при кочевом образе жизни первые художественные опыты человека связаны с предметами которые он носил с собой предметы были сделаны из материала, оказавшегося под рукой: камня, глины, кости, шкура и шерсть животных.

Монгольское искусство прошло долгий путь развития, внесло свой самобытный вклад в художественную жизнь народов Азии. На протяжении тысячелетий на территории Монголии сменяли друг друга различные племена и народы, сложилось на базе их многовековых культурных традиций монгольское искусство. Ранняя цивилизация, созданная племенами хуннов, сяньбиецев, уйгуров, тюрков и киданей, была воспринята в тех или иных формах искусством средневековья и последующих веков. Благодаря ученым и археологическим находкам известно, что Монголия не была страной, где бродили только орды диких

кочевников, как думали раньше. На ее территории с давних времен существовали важные центры культуры. Как точно выразил Д.Б.Пюрвеев, и "если до сих пор нам были более известны шедевры культуры и искусства древних цивилизаций античности, средневековья, Ренессанса в Европе, то теперь нам предстоит открыть таинственную и захватывающую страницу мировой цивилизации - искусство Центральной Азии и ее образующего ядра - Великой степи" [24, с.2].

В древный период, искусство арабов, персов, скифов, племен Алтая и Сибири оказало влияние на формирование художественного сознания монголов. В средневековье многие образы искусства и архитектуры, особенности религии были восприняты монголами из Индии через Тибет и Китай. Чтобы понять искусство Монголии, надо помнить, что она находится на пересечении торговых путей Центральной Азии, связывавших древние центры культуры: Индию, Среднюю Азию, Китай, Тибет и Европию. И естественно, искусство Монголии развивалось в связи, а иногда и под влиянием искусства этих стран.

"Изучение народного искусства монголов порождает ряд интересных и сложных проблем, решение каждой из которых может явиться темой специального изучения. Помимо проблемы национальной своеобразия, частично рассмотренной при критическом обзоре литературы, немалый интерес представляют проблемы связи народного искусства и монгольского общества, периодизации и классификации народного искусства и перспектив его дальнейшего развития" [17, с.24]. При этом постановка и решение проблемы тесно связаны с принятой периодизацией истории прикладного искусства Монголии.

В кратком описании всей истории монгольского искусства Ц. Уранчимэг, искусствовед, указывает, что историю искусства Монголии можно разделить на пять этапов: Древнее искусство Монголии, от Верхнего Периода Палеолита (40000 — 1200 лет назад), Искусство

Империи степей (III в. до н. э. — I в. н. э.), Искусство Монгольской империи (1206 — 1368 гг.), Буддийское искусство Монголии, искусство XIX столетия и искусство XX столетия.

Исследователь Н.В. Кочешков рассматривал изучению монгольского декоративно-прикладного искусства, в связи с периодизацией истории Монголии:

1. Период образования монгольского раннефеодального государства (XII - XIII вв.);

2. Период развития феодализма и феодальной раздробленности (XIV - XVII вв.);

3. Период маньчжурского господства (1691 - 1911гт.);

4. Период автономии Внешной Монголии (1911 - 1921 гг.);

5. Период борьбы за некапителистический путь развития МНР (1921- 1940 гг.);

6. Период борьбы за строительство основ социализма в МНР (1940-1952 гг.);

7. Период борьбы монгольского народа за победу социализма (с 1952 г.) [17, с.24]

Выделяемые нами периоды основаны на том, что с изменением веры и социальной структуры общества изменялись идеологические и общественные функции искусства. В истории создания прикладного искусства от древности до настоящего времени можно выделить следующие периоды:

1. Древний период

2. Имперский период

3. Период буддизма

4. Период социализма

5. Современность (Схема 1.)

Возникнув в условиях кочевого быта, декоративно-прикладное искусство было тесно связано с общественным строем, верой, религией на всех этапах истории монголов. "Каждая историческая эпоха обладает своей суммой ценностей, накопленных и доведённых до совершенства применительно к условиям данного периода. Независимо от формы проявления культуры (материальной, духовной или социальной), достижения древних народов в любой из этих областей образуют неповторимый сплав традиций и инноваций, которые определяют облик эпохи, отделяя её тем самым как от предшествующих, так и последующих периодов. Наиболее ярко это демонстрируют памятники искусства и идеологии, в которых концентрируются основные идеи и образы, свидетельствующие об уровне духовного развития общества" [62, с.4].

Древний период. На Монгольской земле обнаружены многие следы первобытной культуры - скальные рельефы, росписи и предметы быта. Повсеместно встречающиеся наскальные рисунки передают нам языком изобразительного искусства стремления и желания, мысли и жизнь первобытных людей каменного века, дано на рис. 1

В каменном веке люди изображали на скале окружающую их дейсвительность в реалистичных, и в абстрактных образах, передавали свои представления о природе, религии, ритуале и т.д. "Народы, жившие в доисторические времена, обладали собственными культурными и общественными традициями. И простой стиль их искусства передаёт сознание далёких предков человечества. Художники в доисторическом обществе были одновременно и шаманами, и поэтами" [63, с.7].

К искусству верхнего палеолита (40 - 12 тыс. лет назад) относится находки остроконечников копий и скребла для обработки шкур и деревесины [12, с. 100- 103].

На наскальных изображениях относящихся к неолиту "Рашаан хад" изображено множеств рисунков по разной тематики, приводятся на рис. 2.

Особенность этого периода заключается, в том, что искусство вышло из глубины пещеры и рисовалось на скалах вне пещеры.

Период энеолита (III - II тыс. до н.э.) представлен кусочками ваз, разных кинжалов, женских украшений и наскальными рисунками. Найдены несколько кинжалов, рукоятки которых украшались прекрасно сделанной фигуркой головы дикого барана. На других изделиях также встречается изображения животных. Слово "узор" на монгольском языке возникло из названия рога барана. На наскальных рисунках "Чулуут" изображалась фигура человека с костюмом бахромой, с высокой удленной шапкой, буйвол с большими рогами и олени.

Люди бронзового века (I тыс. до н. э.) в Монголии оставили довольно полную информацию о своей жизни и занятиях в изображенниях на камне. Это сцены охоты, изображения воинов с луками и стрелами. Затем древние люди стали выражать свое представление о жизни и на глиняной посуде.

С начала железного века (IV - III вв. до н. э.) на металлических изделиях и каменных намогильных столбах преобладают стилизованные фигурки животных, в том числе бегущих оленей, в "зверином стиле", данные на рис 3.

Хунну. (209 г. до н.э. - 93 г. н.э.) В 209 г. до н.э. создалось первое в Центральной Азии государство кочевников. Рис.4 а. Хунну является одним из древных государств, которое оказало большое влияние на истории человечества.

В 198 году до н.э. между государствами Хунну и Хань установилось мирное соглашение, государственная граница была установлена по Великой стене. После этого времени 50 лет Хань давала дань. Например, в 107 году до н.э. китайский двор выдал дочь князя Гянь замуж в страну кочевников [13, с. 19]. Это знатная китаянка сочиняла стихотворения о своих путешествиях, называвшийся "Восемьнадцать песен кочевников". В иллюстрациях этого стихотворения показано, что древные кочевники в

домашнем обиходе широко использовали ковровые изделия. Один из оригиналов того времени хранящихся в Тайваньском Национальном музее, Более поздние иллюстрации, переизданые в период династии Мин хранятся в музеях Нанкин, Нью-Йорка.

Хунну контролировавшие Шёлковый путь, способствовали открытию большого рынка для реализации скотоводческого хозяйства и товаров из металла. Хунны имели торговые и дипломатические контакты с разными государствами, в том числе с Передней Азией и с удаленной Римской империей. Археологические находки последных лет еще раз доказывают контакты Восточной державы Хунну и Западной державы Рим.

Родоначальник китайской историографи Сыма Цянь (II - I вв. до н.э.) оставил описание быта хуннов [1]. Из записок Сыма Цянь видно, что основным типом жилища хуннов уже тогда была войлочная юрта. В истории старейшей династии Хань сказано: "Ежегодно в новый год князья собираются в Ханскую орду во храм предкам", "Орды как ставки вождей существовали у кочевых народов Центральной Азии еще во времена хуннов" [3, с. 188; 13, с.38].

В 1951 году археолог X. Пэрлээ, изучевший хуннуские города и поселения, пришел выводу, что они кроме кочевого скотоводства имели постоянного поселение. Оно существовало не только для молитв но и было производственным центром металлообработающего, гончарного, кузнечного промысла.

Хунну искусно владели разными ремеслами: резьбой по камню, рогу и дереву, художественной вышивкой. Они изготовляли ткани и войлок, знали секреты плавки чугуна и ковки железных орудий и оружия, из бронзы отливали украшения, приводимые на рис.5

Хуннускую материальную культуру ярко выделяет среди других культур так называемый звериный стиль или искусство звериного стиля. Это изображения на различных предметах животных, птиц, а также их

частей (головы, когтей, клювов и т.д.). Изображались животные и реальные, и фантастические, а то и причудливо соединение того и другого (как грифон). Это яркое искусство представлено и в находках курганов Ноин-Ула, Дуурлиг нарса, Гол мод и других. Археологические исследования последных лет произведенные на территории Монголии выявляют множество свидетельств об этом периоде.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Циен-Ойдов Батсайхан

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений, имеющих существенное значение для понимания культурно-исторических истоков, эволюции и современной практики производства ковровых изделий Монголии.

1. Дизайн монгольских ковровых изделий - обширная, динамично развивающияся часть современного дизайна текстиля, имеющяя длительную предысторию, историю, теорию и методику.

2. Монголия - одна из древнейших носителей культуры ковровых изделий. На её территории и близ её границы найдены самые древние войлочные и тканные ковровые изделия как местного так и иноземного производства.

3. Войлочный ковер - яркое и самобытное явление, занимающее видное место в искусстве кочевников. Это большой вклад кочевников Центральной Азии в мировое декоративно-прикладное искусство. Распостронение искусства войлочного ковра среди кочевых племен Азии и Кавказа связано с распадом первого государства кочевников - Хунну и переселением его народа.

4. Образование Великой Монгольской империи дало толчок дальнейшему развитию коврового производства, повлияло на иконографию и распространение ковроткачества в Азии.

5. Ковровые композиции, имеющие центральное поле, кайму и построенные на основе осевой симметрии рождены в период становления канонов. Данные композиции характерны для большей части ковров современного ручного и машинного производства и их древный художественный смысл не противоречит помыслом человека XXI века.

6. Сложное сочетание спирально-завитковой и изломанной под прямым углом линии орнаментов, заполнение поля ковра центральным и угловыми медальонами, контрастная цветовая гамма с обязательным наличием красного цвета - отличительная черта художественных монгольских ковровых изделий.

7. В диссертации на основе трех основных групп ковров (войлочных, тканных, тафтингово-вышитых) дана оригинальная классификация композиций монгольских ковровых изделий, описаны разновидности их основного (центрального) поля и разновидности каймы.

8. В диссертации выявлены и впервые проанализированы основные художественные методы создания ковровых изделий Монголии, определены их достоинство и недостатки. Компьютерные методы проектирования изложены в соответствии с их конкретным применением на комбинатах Монголии, определены пути их совершенствования.

9. Выявлены роль учебных вузовских центров в совершенствовании эффективных проектных методов работы в сфере коврового производства.

10. Определено, что успехи монгольских дизайнеров-проектировщиков ковров будут напрямую связаны с гармоничным сочетаниями многовекового опыта монголов и креативными достижениями новейших текстильных проектных технологий развитых мировых держав с расширенным использованием компьютерной техники.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Циен-Ойдов Батсайхан, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сыма Цянь. Исторические записки, (Ши цзи) т. I. M., 2001

2. Рашид-ад-дин. Сборник летописей, т.1, кн. 1, M - Л., 1962.

3. Бичурин Н.Я. Записки о Монголии, Самара: Изд-во "Агни", 2010. — 404 е., ISBN 978-5-89850-154-9

4. Потанин, Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии, т 2 СПб., 1881

5. Рерих Н. К. Зажигайте сердце. M . 1975

6. Рерих. Н.К. Листы дневника. Очерк «Знамя Мира» Т. 2 (1936-1941) //МЦР. Фирма БИССАН-ОАЗИС. МАСТЕР-БАНК. Москва. 1995.

7. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. Путевой дневник // Рига. «Виеда». 1992

8. Вяткина К.В. Монголы Монгольской народной республики, - ТИЭ, навая серия, t.LX, М. - Л., 1960

9. Руденко С. И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани М., 1968

10. Руденко С. И. Культура хуннов и ноин-улинские курганы М.-Л.,1962

11. Руденко С.И., Гумилев Л.Н. Археологические исследования П.К. Козлова в аспекте исторической географии. Известия Всесоюзного географического общества, 1966. № 3.

12. Окладников А.П. Центральноазиатский очаг первобытного искусства, Новосибирск, 1972

13. Щепетельников H. М. Архитектура Монголии. М., 1960

14. Ломакина И.И. Музей изобразительного искусства Монголии, УБ., 1977. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://geoxraphv.su/books/item/f00/s00/z0000051/st010. shtml

15. Ломакина И.И. Изобразительное искусство социалистической Монголии. УБ., 1970

16. Ломакина И. Степь, открытая сердцу друга, Декоративное искусство СССР. 1979. №5

17. Кочешков Н. В. Народное искусство монголов. М., 1973

18. Кочешков Н. В. Проблемы культурно-исторических связей народов Сибири и Центральной Азии (XII в. - начала XX в.) // Рериховские чтения 1984 год : Материалы конференции,- 1985,- С. 279-285

19. Гумилев JI. Тысячелетие вокруг Каспия, гл. 3 М., 1990

20. Гумилев JI.H. Древние тюрки. М., Наука, 1967. - 504 с.

21. Гумилев Л.Н. Хунну. Срединная Азия в древние времена, М., 1960

22. Гумилев Л.Н. Пространство и Время Великой степи. Декоративное искусство СССР. №5 1979

23. Вельский H.H. Изобразительное искусство Монголов. Современная Монголия, 1941, №2 - 3

24. Пюрвеев Д.Б. Летящие кони солнечных дорог. Электронный ресурс. // Режим доступа: http://artyx.ru/ "ARTYX.RU: История искусств"

25. Пюрвеев Д.Б. Сердце великой степи. Электронный ресурс.//Режим доступа: http://artyx.ru/ "ARTYX.RU: История искусств"

26. Пюрвеев Д.Б. Орнамент кочевых народов. Декоративное искусство СССР. №5 1979

27. Ососьков A.C. Духовный мир монголов: традиция и современность // Методология российско-монгольских этнокультурных исследований. Саратов: ИЦ "Наука", 2008

28. James С. Y. Watt. The World of Khubilai Khan: Chinese Art in the Yuan Dynasty. 2010.

29. Ринчин Б. Из нашего культурного наследия. УБ., 1958

30. Пэрлээ X. Хятан нар, тэдний монголчуудтай холбогдох нь (Кидани и их взаимоотношение с монголами) УБ., 1959.

31. Цултэм Н. Искусство Монголии от древнейших времен до начала XX в. М., 1986.

32. Цултэм. Н. Монгол уран зургийн хегжиж ирсэн тойм. (Исторический обзор развития монгольской живописи) УБ.,1988

33. Майдар Д. Графика Монголии. М.,1988, - 176 с.

34. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. М., Мысль, 1981,- 174 с.

35. Майдар Д.,Пюрвеев Д. От кочевой до мобильной архитектуры. М., Стройиздат. 1980. 216 с.

36. Майдар Д. Турчин П. Разноликая Монголия. М., Мысль, 1984.

37. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991 - с 296

38. Сонгино Ч. Монголчуудын уйл урлахуйн эрдэм, ухаан. (Мудрость в искусных делах монголов) УБ., 1999

39. Полосьмак Н.В. Ноин-Ула - неизвестные страницы в истории Хунну. Наука в Сибири, № 49 (2884) декабрь 2012 г. Электронный ресурс. // Режим доступа:

http://www-sbras.nsc.ru/HBC/ hbc.phtm 177+660+1

40. Langdon Warner. Mongolian Rugs of the Eighteenth Century// Bulletin of the Pennsylvania Museum.

Philadelphia Museum of Art. Vol. 17, No. 67, Feb., 1921, 18-23 p.

41. Малахова С.А. и др. Художественное оформление текстильных изделий. М., 1988. - 305 е.: илл.

42. Бесчастнов Н.П. Графика текстильного орнамента. М.,: Совъяж Бево, 2004

43. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М.,: Владос, 2010

44. Клайв Эдварде В. Как читать орнамент. Интенсивный курс по текстильному дизайну. М. 2012.

45. Барон А. Фелькерзам. Старинные ковры Средней Азии, , Б.м. Изд.ежемес. Старые годы, 1915. - 80 с.

46. Гогель Ф.В. Ковры. М., 1950, - 210 с, илл. 115

47. Гогель Ф.В. Туркменский ковер. М., 1927, - 20 с

48. Яковлева Е.Г. Ковры РСФСР. М., КОИЗ. 1959

49. Яковлева Е.Г. Из опыта ковроделия КНР. М., КОИЗ. 1960

50. Антипина К.И. Ворсовое ткачество, в кн; Народное декоративно-прикладное искусство киркизов. М.,1968

51. Мальчик А.Ю. История кыргызского народного прикладного искусства: эволюция кыргызского орнамента с древнейших времен до XX в. - Б.: Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, 2005

52. Мехди Зариф. Справочник ковры. М.,2006

53. Сезева. Н.И. Тюменский ковер. М., 2009 - 160 с. илл.

54. Thomas Cole. Chinese Carpets - Art From the Steppes. 1993.

55. Peter F. Stone. Tribal & Village rugs, The Definitive Guide to Design, Pattern and Motif. 2007 - 352 p

56. Murray Eiland III. Antique oriental rugs. Antique Collectors Club, 2003.

57. Махова Е.И. Черкасова H.B. Орнаментированные изделия из войлока // "Народное декоративно - прикладное искусство киргизов. М., 1968

58. Батчулуун JI. Монгол эсгий ширмэлийн урлаг. (Искусство простеганных войлочных изделий) УБ.,1999

59. Рубрук В. Путешествие в восточные страны, Карпини П. История монголов. М., 1957

60. Марко Поло. Кочевники Азии. М.,1976

61. Авдай Ч. и др., Нуудэлчин Монголчуудын ундэсний уламжлалт технологи (Традиционная технология кочевых монголов) У Б.,2001

62. Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб: СПбГУ. 1994.

63. Лукашевская Я.Н. Особенности художественной выразительности в первобытном искусстве. Электронный ресурс. // Режим доступа: http://do.gendocs.rU/docs/index-231721.html#5887585

64. Энхдаваа. Д. Монгол дархчлал. (Кузнеческое искусство Монголии) УБ., 2010

65. Турэг улс (Тюркский каганат), Sunny Mongolia today. 2008 №04

66. Уйгар, Хиргис улсууд, (Государство Уйгур и Хиргис), Sunny Mongolia today. 2008 №05

67. Баяр Д. Худяков Ю. С. Уйгурская керамика. Электронный ресурс. -Режим доступа, http://e-lib.gasu.ru/da/archive/2002/09/15.html

68. Классическое искусство исламского мира IX - XIX веков Девяносто девять имен Всевышнего, Каталог, Фонд Марджани. М., 2013

69. Лувсанвандан С. Амьдрал урлагийн сайхан (Прекрасное в жизни и искусстве). УБ., 1969.

70. Содбилэг Ч. Монголын их Юань улсын туух. (История Юаньской империи) УБ., 2010

71. Губер Г. Фитце П. Персидско-монгольский художественный стиль как пример культурного влияния монгольских кочевников на оседлый народ. Сборник. "Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии". УБ., 1974

72. Ласикова. Г.В. Текстиль монгольского времени в коллекции фонда Марджани. // классическое искусство исламского мира IX - XIX веков Девяносто девять имен Всевышнего. Фонд Марджани. М., 2013

73. Владимирцов Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии // [Владимирцов Б. Я.] Работы по истории и этнографии монгольских народов. М., Вост. лит., 2002. С. 125—140. ISBN 5-02-018184-6

74. Якимов А.Т. Буддизм и его роль в истории монгольского народа. М., 1959.

75. Чутчева К. А. Изобразительное искусство Монголии XX века в контексте влияния русской художественной школы. Барнаул.2006

76. Монголын шинжлэх ухаан цуврал ботиуд, Хенген уйлдвэр 106-р боть, (Наука легкой промышленности // Монгольская наука), т. 106. УБ., 2009

77. СУИС. Дурслэх урлагийн сургууль, Туух- (МГУКИ. Институт изобразительного искусства. История) Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. sfa. msuac. edu. mn/menu/59

78. Манибадар Д. Монгол ардын хээ угалз (Монгольский орнамент). УБ., Улсын хэвлэл, 1958. - ЮЗх.

79. Курочкин Г.Н. Свернувшийся в кольцо хищник и "летящий олень" (генезис и распространение ведущих образов скифо-евразийского звериного стиля) стр. 98 Античная цивилизация и варварский мир. (Материалы Ш-го археологического семинара) Часть II Новочеркасск 1993

80. История Алтайского края, Википедия. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

81. Арзютов Д.В. Алтайский ритуальный ковер и создание гетеротопии. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург, 2012, Антропологический форум, online, стр. 85 - 133.

82. Першин Р. А. Народы Сибири и Азии 2009. Электронный ресурс. // Режим доступа:

http://travel-siberia.ru/int/1025-kulturno-istoricheske-svyazi-narodov-sibiri-i.html

83. Любимов Л. Искусство Западной Европы. - М., 1982

84. Глухарева О.Н. Искусство Народного Китая. "Искусство" М., 1958

85. Культура кочевников евроазии, Электронный ресурс: режим доступа: www.supportl7.com

86. Электронная энциклопедия Кольера ("Collier's Encyclopedia"), Монголия. OnlineDisk.ru

87. Традиционное ковроткачество Узбекистана, Электронный ресурс: режим доступа: http://prokovry.рр.ru/index.php/-1

88. Джанибеков У. Казахские ковры. Электронный ресурс: режим доступа: http://www.kazakhistory.ru/post 15.php

89. Чингис хаан ба тууний залгамжлагчид,(Чингис хан - его потомки, пер. с немецкого языка) Каталог, Герман хэлнээс орчуулсан Udo. В. Barkmann, С. Цэрэнпил, П. Эрдэнэсух, Ч. Сэлэнгэмерен, Н. Ариунчимэг, Ц. Батменх, М. Хатанбаатар, С. Батбилэг. УБ., 2010-432 х.

90. Старикова E.H. Бодрова А.Ш. Черты традиций Золотой орды в русской культуре, сб. статей: X3II Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», Томск, апреля 2009 г.

91. Анри де Моран. А. История декоративно-прикладного искусства. М. 2012

92. Глухарева О.Н., Денике Б.Н. Краткая история искусств Китая "Искусство", М. - Л., 1948

93. Жойс Денни XIII - XIV зууны уеийн монгол дээл хувцас (Mongol dress in the Thirteenth and Fourteenth Centuries), Sunny Mongolia today. 2011 №16

94. Чепелевецкая Г.Л. Вышивка, в кн; Народное декоративно-прикладное искусство киркизов. М.,1968

95. Жанчив Г. Эрэл, урланг эрхэмлэсэн Эрдэнэт хивснийхэн. УБ., 2011

96. Зохион бутээгч Ж. Тумэнбаяр (Изобретатель Ж. Тумэнбаяр) ред. Г. Ёндонсамбуу У Б., 1985

97. Нацагдорж Ш. То ван, тууний сургаал. ШУА-ийн хэвлэл. УБ.,1968.

98. Бадамхатан С. "Хевсгелийн дархад ястан." (Народы-дархады хубсугула) УБ., 1965.

99. Кафаров П. "Си-ю-цзи или описание путешествия на Запад".// Щепетельников H. М. Архитектура Монголии. М., 1960

100. Левин Л.М. Свердлин В. И. Ковры и ковровые изделия. М., 1960, с -142,

101. Титорева Г.Т. Художественные особенности орнаментального искусства нанайцев. - Автореф. дисс. канд. искусств. СПб., 2004

102. Ядамжав Н. Хээ угалзын эх дурсууд. (Мотивы, элементы орнамента) УБ., 1985

103. Буткевич Л.М. История орнамента. М.,: изд-во Владос, 2004, - 270 с

104. Энхдаваа Д. Монгол хээ чимэг. (Монгольский декоративный орнамент) УБ., 2000

105. Окладников А. П. Древнемонгольский портрет, надписи и рисунки на скале у подножья горы Богдо-Уула. - MAC, 1962

106. Волков В. В. Бронзовый и ранний железный век Северной Монголии. УБ., 1971.

107. Волков В.В. Из истории изучения памятников бронзового века Монголии - В сб.: К вопросу древнейшей истории Монголии У Б., 1964

108. Ковалев A.A. О "культуре оленных камней" // История и культура Восточной и Юго-Восточной Азии. Часть I, М., изд-во "Наука", 1986

109. Ковалев A.A. Эрдэнэбаатар Д. Две традиции ритуального использования оленных камней Монголии//Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евроазии. Сборник научных трудов, вып. 3. Барнаул. 2007

110. Рерих Ю.Н. Зверинный стиль у кочевников Северного Тибета. МЦР, 1992. - 40 с.

111. Бира Ш. Воспоминания об учителе Ю.Н.Рерихе. Электронная библиотека Международного Центра Рерихов. - Режим доступа http://lib.icr.su/node/2204

112. Артамонов М.И. Скнфо-снбирское искусство звериного стиля (основные этапы и направления).// Проблемы скифской археологии. /МИА№177. М.: 1971. С. 24-35. Режим доступа: http://kronk.spb.ru /library /artamonov-mi-1971 a.htm

113. Гуляев В.И. Скифы: расцвет и падение великого царства. Глава 8. Скифское искусство. 2006 г.

114. Никитич JI.A. Эстетика. М., 2003

115. Власов В.Г. Большой энциклопедичесий словарь изобразительного искусства В 8т. Т. 1. - СПб. : ЛИТА, 2000. - 864с.:илл

116. Дулам С. Монгол бэлгэдэл зуй III Дурсийн бэлгэдэл зуй, Дохио зангааны бэлгэдэл зуй (Монгольская символика. Символика знаков) УБ.,2011

117. Баженова H.A. Символика Триединства в народном прикладном искусстве казахов и некоторых других народов Азии // Сборник "Вехи истории культуры: от эпического миропонимания к космическому мышлению" Материалы Международной общественно-научной конференции. Бишкек - Москва, 2011

118. Бережных A.B. Культура Монголии. Телекомпания АИСТ. Иркутск, 2010.

119. Орленко Л.В. История текстиля и моды. М., 1997

120. Воскресенский A.A., Тихонов Н.П., Технологическое изучение материалов курганных погребений Ноин-Улы, Известия Государственной Академии истории материальной культуры, т.Х1, вып.7-9, 1932.

121. Теморхуяг Ж. Хээ угалз бутээх аргууд УБ., 2010

122. Шевченко Р. Скульптурные ковры - элитная стрижка, Электронный ресурс: режим доступа: http://www.alta-d.ru/encyclopedia/things/f5-01-00050.htm

123. Сузи Къяццари. Цвет для жизни, М., ЭКСМО, 2010

124. Винников А.З., Синюк А.Т. Дорогами тыячелетий: Археологи о древней истории Воронежского края. - 2-е изд., испр. и доп. -Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2003.

125. Царева Е.Г. Ковер как исторический источник: К истории формирования художественного облика и структурных особенностей туркменского ковра XVI - начала XX вв. Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 3 (22)

126. Культура кочевников евроазии. Электронный ресурс: Режим доступа:

http: //www, support 17. сот/component/content/119. html?task=view

127. Тангад Д. Хамниган // Этнография Монголии УБ., 1996, т.Ш

128. Алоева Н. Монгольский орнамент и его символика. Декоративное искусство СССР. 1979. №5 стр. 22

129. Буткевич Л.М. Орнамент как процесс. М., МГТУ 2000, - 360 с, илл. 104

130. Лидвелл У. Холден К. Батлер Дж. Универсальные принципы дизайна / пер. А. Мороз. - СПб.: Питер, 2012. - 272 е.: ил.

131. Никитич Л.А. Культурология. М., Юнити. 2008

132. Хогарт У. Анализ красоты. Л., 1987.

133. Кочева Т.В. О происхождении и особенностях монгольского плетёного орнамента. Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №4 (24)

134. Вира Ш. Н.К.Рерих как великий монголист-мыслитель. Доклад на Международном симпозиуме «Рерихи и Монголия», прошедшем в Улан-Баторе 20-21 ноября 2008 г. и посвящённом 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции (ЦАЭ) Н.К. Рериха.

135. Рескин Д. Лекции об искусстве, М., 1900.

136. Клюева В.Н. Народное творчество Монголии, - СМ., 1958, №4.

137. Бесчастнов Н.П. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России (история, теория, практика), дисс. докт. искусств. М., 1998

138. Гамзатова П. Р. Функции молитвенного ковра в культуре ислама. Из сб. ГИТИС "Искусство и религия", М., 1998, с.260-272

139. Новгородова Э. "Зверинный стиль" в прошлом и настоящем, Декоративное искусство СССР. 1979. №5

140. Ереел-Эрдэнэ Ч. Гантулга Ж. Умард Хуннугийн язгууртны нэгэн булшны судалгаа, (Исследование кургана аристократа Северного Хунну) // Studia Archaeologica, Tomus (VI) XXVI, Fase 9, т. 149-189, УБ., 2008

141. Пармон Ф.М. Композиция костюма. М., Легпромбытиздат 1997. - с 313

142. Чешкова Л., Ковер пяти цветов. Вокруг света. Рубрика «Биография ремесла» №7 (2633) Июль 1978

143. Царева Е.Г. Войлоки Евроазии, Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/08_03/5-02-026468-7/ О МАЭ РАН

144. Васильев С. Проектирование текстильных рисунков с помощью компьютера,

145. Батсайхан Ци., Ариунболор Д. Нэхмэл эдлэлийн дизайн. (Текстильный дизайн) УБ.,2008

146. Нямбуу X. Халхын зарим нутгийн хээ угалзын зуйл (XIX-XX зууны эхэн). (О некоторых орнаментах Халха. XIX - нач. XX в.в.) УБ., 1968

147. Дизайн XXI века. под. ред. Шарлотты и Питера Фиелл. М., TASCHEN, 2008

148. Салтыков А.Б. Избранные труды. - М., 1965.

149. Жеймс С.У. Ватт. Их Юань улсын гоёл чимэглэлийн урлаг, (The decorative arts of the great Yuan empire) Sunny Mongolia today. 2012 №18

150. Батсайхан Цэ., Т. Нямхуу Монгол гэр ахуйн уламжлалт модон эдлэл, УБ., 2012, ISBN 978-99962-1-497-4

151. Батсайхан Цэ., Мэнд-Ооёо Г., Монгол нуудэлчдийн эдийн соёл (Материальная культура кочевников - монголов) УБ., 2009. - 225 е.: илл.

152. Дамдинсурэн Ц., Лувсандэндэв А. Орос монгол толь (Русско-монгольский словарь) УБ., 1980

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.