Доктрина западноевропейского классического либерализма: История формирования и развития. Проблемно-политологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, доктор политических наук Дергунова, Нина Владимировна

  • Дергунова, Нина Владимировна
  • доктор политических наукдоктор политических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 351
Дергунова, Нина Владимировна. Доктрина западноевропейского классического либерализма: История формирования и развития. Проблемно-политологический анализ: дис. доктор политических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Москва. 2001. 351 с.

Оглавление диссертации доктор политических наук Дергунова, Нина Владимировна

Введение 4

Глава Г Методологические основы исследования процесса формирования классического либерализма.26

§ 1. Сравнительный анализ подходов к изучению взглядов теоретиков европейского либерализма 26

§ 2. Идейно-политические предпосылки становления европейского классического либерализма 69

Глава П. Становление и развитие идеала свободы . 100

§ 1. Философское обоснование исторической необходимости свободы лично сти 100

§ 2. Формирование исходных социально-политических принципов либерального понимания свободы 113

§ 3. Трактовка идеала свободы в политического идеологии классического либерализма 123

Глава III. Политическая доктрина либерализма о проблеме взаимодействия гражданского общества и государства. 136

§ 1. Формирование представлений о диалектике взаимоотнощений личности и общества в XIX в. 136

§ 2.Либералы о роли и функциях государства 167

Глава IV. Проблема делегирования власти и разделения властей в политической доктрине либерализма. 186

§ 1. Формирование либеральной концепции конституционной монархии

§ 2. Либералы о формах представительства. Формирование концепции представительного правленрхя 209

Глава V. Классический либерализм о проблеме соотношения индивидуальной свободы и политического равенства. 226

§ 1 .Анализ европейскими либералами достоинств и недостатков демократии 226

§ 2.Осознание исторической и политической неизбежности демократии на основе свободы и равенства прав личности 243

§ 3. Формирование основ либеральной демократии 253

Глава VI. Формирование концептуальных основ реформистской политики либерализма и современность. 264

§ 1 .Идеал свободы как духовная детерминанта реформистской политики либерализма 264

§ 2. Либералы о роли закона в системе властных отношений и осуществлении либеральных преобразований 277

§ 3. Формирование концепции "революции сверху" и либеральной политики социальных реформ 292

§ 4. Анализ и оценка либералами форм взаимодействия гражданского общества и государства 305

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Доктрина западноевропейского классического либерализма: История формирования и развития. Проблемно-политологический анализ»

Актуальность темы исследования.

Либерализм выражает саму суть современной западной культуры. Европейское общество пропитано либеральным духом, а права и свободы личности стали неотъемлемым элементом современной западной демократии. В России, напротив, либерализм не укоренен в обществе, а навязан извне, он изначально государственный либерализм. Демократизация в России происходит в обратном направлении.

Тем не менее, динамика развития общественной жизни России свидетельствует о становлении, утверждении и усилении ряда либеральных тенденций в развитии гражданского общества. Так, на рубеже XXI века актуализировали свое действие все его основные институты: средства массовой информации, общественные организации, религиозные объединения, политические партии и движения. Формирование общественных структур на основе либеральных ценностей - одна из важнейших особенностей современной политической жизни России. Но в социокультурной и общественной жизни страны присутствуют и другие векторы развития: социал-демократический, авторитарно-консервативный, либерально-консервативный.

Процесс активного официального заимствования западных либеральных идей начался со второй половины 80-х годов с признания универсальных, общечеловеческих ценностей: плюрализма, гласности, рынка, конституционализма. При Б.Н.Ельцине западный либерализм превратился в государственную политику радикального реформизма. Либеральная идеология стала инструментом управления в руках бюрократии. Однако в ходе реформ либеральная доктрина свелась во многом к набору универсальных лозунгов, прикрывая ими государственный произвол. Рынок, партии, парламент, федерализм в России совсем не те, что на Западе. Либеральное содержание западных идей практически выхолощено при сохранении их либеральной формы. Данное противоречие, так или иначе, и т-\ и и и должно найти разрещение. В современной отечественной политической мысли все чаще звучит мнение, что продлить жизнь российскому либерализму может только консерватизм. Интеллектуальное освоение теории и практики классического европейского либерализма в данных условиях поможет не повторить исторических ошибок в практической реализации либеральных принципов, глубже понять степень применимости либеральных ценностей на российской почве. А

Социологические исследования 90-х годов свидетельствуют о наличии в обществе глубокого конфликта ценностей. а Конфликт ценностей существует и развивается не только между "традиционно советским" и либеральным типами сознания, но и между различными версиями самого либерального сознания (крайний индивидуализм, радикаллиберализм, экономический либерализм, социал-либерализм).

С другой стороны, проведенные исследования выявили значительные изменения в структуре ценностей российского населения. Прежняя идеологизированная, монолитная структура трансформируется в плюральную, дифференцированную; нарастает дробность ценностного сознания россиян; в категорию стратегического резерва (поддерживают от 45 до 60 %) попали либеральные ценности, квалифицированные социологами как ценности либерального гуманизма (стремление к успеху, высокая оценка а См.: Пастухов В.Б. Конец русской идеологии // Полис. 2001. № 1; Гуторов В.А. Философия политики на рубеже тысячелетий: судьба классической традиции // Полис. 2001. № 1.; Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. 1997. № 2; Козловский В.В., Уткин А.И. Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб. 1995 и др. а См.: Капустин Б.Г., Кпямкин ИМ. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1994. № 1.; Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян.// Социс. 1996. №5. Назаровым. Политические ценности и политический протест. М.:ИСПИ. 1995. инициативы, предприимчивости, жизнь как высшая самоценность). Резко возросла ценность независимости. Произошла также рационализация смыслов жизнедеятельности россиян. От надежды на власть люди все больше переходят к надежде на собственные силы и ценности семьи.Л

Вместе с тем, отсутствие в обозримом будущем серьезной экономической основы формирования либеральных взглядов (частная собственность) выдвигает на первое место задачу создания духовно-культурных предпосылок восприятия таких ценностей как свобода, ответственность, терпимость к инакомыслию, частная собственность, прогресс. Изучение и осмысление истории становления классического европейского либерализма, раскрытие его преобразующей и эмансипирующей роли имеет весьма актуальное значение для развития политической теории и политической практики в современной России.

Проблемы либерализма переосмысливаются в настоящее время и на Западе с точки зрения перспектив его развития. Претворение в жизнь либеральных принципов породило в свою очередь ряд новых проблем. Среди них есть и проблемы, отмеченные еще классическим либерализмом. Это проблемы конфликтности разнообразных требований прав личности (гражданских, политических, социальных), противоречивости экономического роста, ведущего к дестабилизации социально-экономического положения, негативные последствия возникновения группировок, контролирующих политику и ведущих к утрате представительного характера правительства, усиление потребительских и собственнических настроений в обществе."*

Поиск ответов на некоторые отрицательные последствия осуществления либеральных принципов заставляет по-новому взглянуть на

См.: Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. № 5. 1996. С.3-19.

См.: Современный либерализм /РолзДжон и др. М. 1998. С.8. либерализм как идейно-политическое течение, на процесс его формирования и развития, на провозглашаемые им нормы и ценности.

X/* и и и

Классический европейский либерализм в своем историческом развитии ставил и решал сложные социально-политические и политико-философские проблемы. К их числу относятся проблемы осмысления сложности и противоречивости идеала индивидуальной свободы, взаимоотношения индивида, общества и государства, отношения либерализма к демократии, разработка либеральной политики осуществления общественно-политических преобразований. Данные проблемы актуальны в настоящее время для российской политической мысли и реальной политической действительности, поскольку либерализм, провозглашая свободу и права граждан, способствует их вовлечению в политический процесс, формированию либерального сознания.

Объектом диссертационного исследования является эволюция воззрений европейских либералов в период с шнца ХУШ и по конец XIX веков как складывающейся и развивающейся системы концепций, теорий, политико-идеологических установок, ставших ф}Т1даментом практической деятельности либеральных политических партий и движений со второй половины XIX века.

Предметом исследования является анализ развития фундаментальных проблем политической доктрины либерализма в её классической форме в трех странах Западной Европы; Англии, Франции и Германии.

Суть рабочей гипотезы.

Исследуется гипотеза, в соответствии с которой система ценностей и принципов классической либеральной доктрины изменяется таким образом, что характер этих изменений имеет значительную корреляцию с экономическими, политическими и социальными процессами. Формирование и развитие доктрины европейского либерализма, характер изменений имеют свои этапы, тенденции в зависимости от состояния экономики, социокультзфных ценностей общества, уровня развития процессов модернизации традиционного, сословного общества. Связь между ценностями, идеалами либерализма, с одной стороны, и экономикой и политикой, с другой, является взаимной. Наиболее полное раскрытие проблематики классической либеральной доктрины связано с неравномерностью экономического и политического развития Англии, Франции и Германии в XIX веке, с особенностями протек*ания процессов модернизации в этих странах, позволившими с разных сторон исследовать вопросы глубины, форм, темпов и методов осуществления либеральных преобразований.

Рефлексия социально-экономических и политических процессов в форме политической идеологии либерализма идет параллельно с экономическим и культурным развитием, формируя сходные представления либеральных мыслителей об основных ценностях и принципах либерализма, которые взаимно дополняли др>т друга. Различия больше проявились в разработке методов, способов реализации идеалов свободы в зависимости от специфики исторических и социок}шьтурных условий стран.

Целью данного диссертационного исследования является проведение компаративистского и ретроспективного анализа взглядов европейских мыслителей Х1Х в. по фундаментальным проблемам формирования и развития либеральной доктрины.

Автор ставит следующие задачи: • проанализировать процесс формирования и развития идеала индивидзлальной свободы как фундаментальной ценности либерализма в его взаимосвязи с экономическими интересами определенных социальных групп;

• показать эволюцию взглядов теоретиков европейского либерализма на проблему соотношения общества, личности и государства;

• исследовать процесс развития взглядов классиков европейского либерализма на систему представительства как инструмент защиты гражданских прав в зависимости от конкретно-исторических условий стран;

• провести систематизированное исследование взглядов либеральных мыслителей на проблему отношения либерализма к демократии в их взаимосвязи с политико-культурным развитием общества;

• проследить эволюцию взглядов классиков европейского либерализма на роль и функции государства в политической системе общества;

• раскрыть значение идеала свободы как духовной детерминанты формирования теоретических основ реформистской политики либералов в различных исторических условиях Англии, Франции и Германии;

• показать возможность применимости отдельных положений либеральной западной политики в условиях современной России.

Использованные источники вютючают в себя произведения классиков европейского либерализма, научную литературу по исследуемым проблемам второй половины Х1Х-ХХ вв. русских, зарубежных и российских авторов, данные современных социологических исследований.

В представленной работе анализируется теоретическое наследие наиболее ярких представителей европейского классического либерализма -Иеремии Бентама (1748-1832), Джона Стюарта Милля (1806-1873), Герберта Спенсера (1820-1903), Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835), Лоренца фон Штейна (1815-1890), Бенжамена Констана (1767-1830), Алексиса де Токвиля

1805-1859). В их произведениях разрабатывались вопросы понимания свободы личности, необходимых условий реализации индивидом своих прав, роли государства и границ его вмешательства в жизнь индивида, необходимости разделения властей и возможных форм представительного правления, соотношения свободы и равенства, форм и средств взаимодействия гражданского обш,ества и государства, осуш,ествления либеральных преобразований. В XIX в. европейскими либеральными мыслителями были заложены основы для дальнейшего развития системы конституционализма и парламентской демократии.

Степень научной разработки темы.

Начиная с 90-х годов XX в., проблемы либерализма в России широко обсуждаются в отечественной научной и общественно-политической литературеЛ Дискуссии о судьбах русского либерализма в прошлом и настоящем велись в русле сравнительного анализа классического европейского либерализма и русского либерализма XIX - начала XX вв.'' В ходе дискуссий было отмечено, что в настоящее время у нас в стране в самых широких слоях населения, в том числе и у элиты, отсутствуют четкие представления о том, что такое либеральная программа, либеральная политика.

Современными российскими исследователями либерализма (Б.Капустин, К.Гаджиев, И. Нантин, А.Галкин, И.Клямкин и др.) был проанализирован ряд проблем, связанных с современным состоянием либерализма: взаимодействие индивидуальной и социальной сторон гражданского общества, вызов идее свободы личности как таковой, трудности осуществления нравственной политики, вопросы поддержания л См.: Либерализм в России. М. 1996; Либерализм и демократия//Полис. 1994. № 3; Судьбы либерализма в Европе и России // Вопросы философии. 1997. № 10 и др. л См. статьи: Пантина И.К., Кравченко И.И., ПустарннковаВ.Ф., Приленского В.М. в сб. "Либерализм в России" и др. диалога государства и общества, вопросы демократизации государства, проблема соотношения либеральных и консервативных ценностей в массовом сознании как фактора устойчивости общественной жизни, борьбы с крайним плюрализмом.

История классического либерализма наиболее обстоятельно изучена в западной политической науке. Л В центре внимания современных исследователей истории классического либерализма находятся такие проблемы как соотношение экономического и политического либерализма, либерализм и образование, отношение к религии и церкви, либерализм и национализм, свобода и равенство, отношение либерализма к колониальным народам, мирной внешней политике, защита личности от тирании большинства при демократии, отрицательное отношение к революции, взаимодействие с консервативной и социалистической идеологиями и их взаимопроникновение. л

В западной политической науке сформировалось несколько точек зрения на выделение этапов в развитии либеральной доктрины, и прежде всего временных рамок классического либерализма. Англо-саксонская школа (Й. Шапиро, Ф. Уоткинс) определяют хронологические рамки классического

Л Burdeaii G. Le Libéralisme. P. 1979; Liberalimus (1815-1870). Köln. 1976; Probleme des Konstitutionalismus im 19. Jahrhundert. Berlin. 1975; Huber E.-R. Deutsche Verfassungsgeschichte seit 1791 in 3, Bd.; The liberal Tradition from Fox to Keynes. London. 1967; Muses L. von. Liberalism in Classical Tradition. N.Y. 1984; Brix E.,Mcmtl W. Liberalismus: Interpretationen und Perspektiven. Bohlau. 1996; Gress F. Liberale Demokratie in Europa und den USA. Fr. am M. - N.Y. 1990; GrayJ. Post-Liberalism. N.Y. 1993; Liberalismus und Revolution. 1989. Rastatt; Л/ Bobbio. The future of Democracy. Minneapolis, 1987; Collins J. Liberalism in nineteenthcentury Europe. London, 1971; Леонтович B.B. История либерализма в России 1762-1914. Пер. с нем. Мюнхен 1995; Веуте К. v. Die Parlamentarischen Regierungssysteme in Europa. München. 1970; Лефор К. Политические очерки (Х1Х-ХХвв.): Пер. с фр. М.2000; ФламэнМ. История либерализма и современный либерализм: Пер с фр. М. 1995; Французский классический либерализм. М. 2000; Пайпс Р. Собственность и свобода: Пер. с англ. М. 2000. л См.: Р. Guiral. Der Liberalismus in Frankreich (1815-1870). Grundlagen, Erfolge, Schwachen; BullockA., ShockM. Englands liberale Tradition; E. Feuchiwanger. John Stuart MilhTheorie und Praxis im englischen Liberalismus der 1860er Jahre (в сб.: Liberalismus. Köln, 1976); Современный либерализм / РолзДж. и др. M. 1998 и др. либерализма выходом классической работы экономического либерализма "О богатстве народов" Адама Смита в 1776 году и пересмотром английским либеральным деятелем Томасом Г.Грином в 1880 год>' идеологии либерализма, в результате которого классический либерализм распался на два течения - современный либерализм и то, что стали называть в XX веке консерватизмом. Л

Представители континентально-европейской школы, в частности французские исследователи истории и теории либерализма Ж.Бюрдо, М.Фламэн значительно сужают хронологические рамки классического этапа в развитии европейского либерализма и считают классическим только либерализм середины XIX века, который в 80-х годах XIX века встуттга в полосу кризиса и пересмотра ряда своих фундаментальных положений.

Нам представляется, что эти точки зрения, в конечном счете, не противоречат друг другу. В 30-40-х годах XIX века европейский либерализм завершил процесс своего формирования: полупил философское и экономическое обоснование, определил исходные принципы понимания свободы в Новое время, взаимоотношений индивида и государства, либеральной политики проведения общественно-политических преобразований. В середине Х1Х века европейский либерализм вступил в эпоху практического осуществления своих фундаментальных положений, что, с одной стороны, явшюсь важнейшим стимулом дальнейшего развития доктрины либерализма, а с другой - выявило ряд противоречий классического либерализма и поставило перед ним новые вопросы. В целом процесс формирования и развития классического либерализма можно датировать более чем столетним периодом с 1776г. по 1880 г.

См.: Grin Т. ТЪе principals ofpolitical obligations. About social role of a state. L. 1880.

ФжшэиМ. История либерализма и современный либерализм. М. 1988. С. 52.

Для России, в которой сейчас формируется свое понимание либеральных ценностей, актуальным является выяснение того, что представляет собой либерализм в его классической форме, каковы его истоки, как формировались и развивались основные теоретико-методологические положения идеологии либерализма. т-ч и о

В западной политической науке исследованию теории и истории либерализма на протяжении XX века уделялось неослабное внимание. Значительное количество работ по истории либеральной идеологии и либеральной политики представляют собой коллективные монографии, рассматривающие различные проблемы теории и практики либерализма в разные исторические периоды. Особо необходимо отметить сборники работ признанных исследователей истории и теории либерализма: Liberalisffl (18151870), The liberal Tradition from Fox to Keynes, Liberalism: 1п1ефге1а11опеп und Perspektiven, Liberale Demokratie in Europa und USA, Liberalism und Revolution. В названных работах рассматриваются проблемные вопросы теории и истории либерализма. Широко обсуждается проблема определения феномена европейского либерализма, четкого определения самого понятия "либерализм" (Й.Шапиро, Л.Галль, А. Яник, И. Берлин, Д.Ролз, Д. Уолдрон); историческая эволюция либеральных идей в Европе (А.Ара, Г.Ласки, В.Леонтович, Э.Фейхтвангер, Д.Лангевише); особенности английского, французского и немецкого либерализма в XIX веке (П. Гираль, Г. Бюрдо, В.Адаме, Э.Хубер, Л.Галль, Р.Кох, М. Веттенгель, М. Шок, А.Булок); формирование концепции либеральной политики (А.Яник, Р. Эшкрафф, Т. Шидер и др.), сочетания либерализма и демократии (Ф.Гресс, Н. Боббио, Р.Даль, Р. Дворкин)." Laski Harold J. Der Aufstieg des europaischen Liberalismus. S.122- 133, Ashcraft R. Marx und Weber über den Liberalismus als bürgerlische Ideologie. S. 77-185; StreisslerErich W. Der Wirtschaftsliberalismus in Mitteleuropa: Umzetzung einer wirtschaftspolitischen Grundkonzeption?" S. 135-179; Janik A. Liberalismus und Aufklarungswelt: Definition und Entwicklungszusammenhange. S. 65; Schapiro J. Was ist Liberalismus? S.20-37; Salamun K. в историческом плане значительный интерес представляет книга "Либеральная традиция от Фокса до Кейнса", в которой собраны наиболее значительные работы, статьи, парламентские выступления теоретиков и практиков английского либерализма: А.Смита, Д.Рикардо, И. Бентама, Дж.Ст. Милля, лорда Дж. Рассела, лорда Актона, Г. Самуэля, Л. Ховхауса, Д. Чемберлена и других либеральных мыслителей вплоть до Д.Кейнса с 1776 по 1934 тг}А

В работах известного французского социолога и политолога Г.Бюрдо о либеральном государстве и политической демократии подробно проанализированы вопросы теории и истории становления либерального государства, трактовка свободы в либерализме, возникновение либерального консерватизма, развитие кризиса личной независимости при плюралистической демократии.

Значительное количество работ западных авторов посвящено анализу отношения либерализма к демократии. Это работы Р.Даля, А.Уоткинса, Г.Бюрдо, Н.Боббио и многих других.'"* Исследователи либеральной демократии отмечают, что демократические принципы, сформировавшиеся в конце XVIII века под влиянием Ж.-Ж. Руссо, не получили должного воплощения в общественной практике и не оправдали возлагавшиеся на них надежды. Однако, европейские либералы XIX века первыми показали, что

Gmndkomponenten liberalen Denkens. S.81- 85; Leontovitsch V. Das Wesen des liberalismus. S. 37-52; Ara A. Zur historischen Dynamik der liberalen Idee. S.78-88 / В KH. :Liberalismus. Köln. 1976, u Liberalismus: Interpretationen und Perspektiven. Wien. 1996/; Liberalism und Revolution. Zur Geschichte des Liberalismus. Rastatt. 1989; Langewische D. Republik, Konstituonelle Monarchie und "Soziale Frage" // Die Deutsche Revolution von 1848-49. Darmstadt. 1987; Biirdeau G. L'etat liberal et les technigues politigues de la démocratie gouvernée. P. 1976 и т.д.

The liberal Tradition from Fox to Keynes. L. 1967.

Burdeaii G. L' etat liberal et les techniques politiques de la démocratie gouvernée. P. 1976, Burdeau G. La démocratie. Essai synthétique. Bruxelles. 1956. л'л Bobbio N. The future of Democracy: A defence of the rules of the game. Minneapolis. 1987. WotkinsA. The Liberal dilemma. L. 1966; Даль P. О демократии. M. 2000, указанные выше работы Бюрдо Г. (Burdeau G.). демократия - не абсолютный принцип, в руках человека она молсет быть как злом, так и добром. В основу различий либералов и демократов легло разное представление о формах осуществления принципа народного суверенитета.

Вместе с тем, классики либерализма одними из первых осознали возможность либеральной демократии, когда демократия понимается как инструмент по регулированию перемен; как нормы, правила, институты, права, устанавливаемые волей граждан и подлежащие их постоянному контролю. В результате, как отмечает Норберто Боббио в работе "Будущее демократии", в классическом либерализме сформировались представления о том, что либеральное государство детерминирует границы власти и функции государства, а демократическое - распределение власти в обществе, и прежде всего распространение органов самоуправления.,А

Особенности отношения к либерализму в нашей стране позволяют выделить два этапа в исследовании его истории в российской историко-философской и политологической литературе. Первый этап - это вторая половина XIX и начало XX веков. Работы русских философов-правоведов Б. П. Чичерина, П.И. Новгородцева, социологов - М. М. Ковалевского, П. Сорокина, историков П. А. Покровского, В. И. Покровского, Р. О. Виппера и др. заложили фундамент изучения и восприятия европейского либерализма русским обществом. В это время были осуществлены многочисленные переводы работ классиков западноевропейского либерализма: И. Бентама, В. Гумбольдта, Дж. Ст. Милля, Л. фон Штейна, Г. Спенсера. Вышли работы зарубежных и российских исследователей деятельности либеральных политических партий.

BobbioN. The future ofDemocracy: A defence ofthe rules ofthe game. Minneapolis. 1987;

Вильсон В. Государство: Прошлое и настоящее конституционных учреждений. М. 1905.

Предисловие Ковалевского М.М.; Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII-XIX вв. СПб. 1900; Государственные идеи Штейна. СПб. 1898; Гамбаров Ю.С. Политические партии в прошлом и настоящем. СПб. 1905; Гайм Р. В. фон Гумбольдт. Описание его жизни и характеристика. Приложение "О границах в работах дореволюционного периода были подробно рассмотрены взгляды пионеров европейского либерализма, полно представлена историческая картина того времени, её влияние на понимание сущности, основных принципов либерализма. Были выделены проблемы понимания сущности идеала свободы в Новое время, его отличия от понимания свободы в Античности. Отдельно была выделена проблема формирования политического идеала либерализма - правового государства в различных его проявлениях и возможности его соединения с демократией, всеобщим избирательным правом, проанализированы проблемы взаимоотношений личности и общества в работах И.Бентама, А. Токвиля, Дж.Ст.Милля и Г.Спенсера. Особенностью этих работ по истории и теории либерализма является подробное описание и достаточно обстоятельный анализ творчества классиков либерализма в значительном объеме вопросов, затронутых в их творчестве.

В советское время эти работы были забыты, не переиздавались, серьезного назЛного исследования теории и истории как западноевропейского, так и российского либерализма не осуществлялось. Лишь в рамках критики антимарксистских буржуазных концепций давался государственной деятельности". Пер. с нем. М. 1898; Покровский П.А. Бентам и его время. Пг.1916; Покровский В.И. Личность и общество (по Д.С.Миллю). Казань. 1907; Яроги К.Н. И.Бентам, его отношение к учению о естественном праве. Харьков 1886; Острогорский М.Я.Демократия и политические партии. М. 1928-1930 гг.; Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права XVI-XIX вв. М. 1912; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М. 1992; Новгородцев П.И. Демократия на распутье. М. 1992; Чичерин Б.Н. История политических учений в 5 тт. 1869-1902; Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. СПб. 1999; Самуэлъ Г. Либерализм: опыт изложения принципов и программы современного либерализма в Англии. Пер. с англ. М. 1905; Лабуле Э. Политические идеи Констана. М. 1905; Лабуле Э. Государство и его пределы. СПб. 1867; .Певенсон П.Я. Беккария и Бентам, их жизнь и общественная деятельность. СПб. 1893; Горбунов A.B. Методологические основы учения Л. фон Штейна об управлении. СПб. 1899; БлокА.Л. Государственная власть в европейском обществе. Взгляд на политическую теорию Л. фон Штейна. СПб. 1880 и др. анализ работ зарубежных исследователей либерализма, тогда как сами работы оставались неизвестными ни обществоведам, ни тем более широкому кругу читателей.

С начала 90-х годов XX века возникает устойчивый интерес российских ученых к теории и истории либерализма, либеральной демократии и судьбе либерализма в России. Вышедшие за это время монографии и журнальные статьи условно можно подразделить на два направления. Первое - это исследование истории и теории либерализма в целом как одного из течений политической мысли, одной из политических идеологий прошлого и современности. Началось переиздание работ классиков европейского

18 либерализма, в частности Б.Констана, А.Токвиля, И.Бентама. А второе направление связано с особенностями исторического развития либеральной доктрины в России, с особенностями русской политической культуры и

Антология мировой политической мысли: В 5 тт. М. 1997; Балашов Л.Е. Либерализм и свобода. М. 1999; Загородников А.Н. Западный либерализм в прошлом и настоящем. М. 1993; Либерализм Запада XVII-XX вв. / Согрин В.В.Патрушев A.M. Токарева Е.С. Фадеева Т.М. М. 1995; Чанышев A.A. История политических учений. Классическая западная традиция. М. 2000; Французский классический либерализм / Перевод М.М.Ф>едоровог4. М. 2000; Бейтам И. Введение в основания нравственности и законодательства / Перевод и предисловие Б.Капустина. М. 1998; Баллестрем Г.К. Homo oeconomicus? Образы человека классическом либерализме // Вопросы философии 1999. № 4; Степун Ф.А. Борьба либеральной и тоталитарной демократии вокруг понятия истины // Вопросы философии. 1999. № 3; Френкин A.A. Национал-либерализм // Вопросы философии. 1999. № 1; Ойзерман Т.Н. К характеристике трансцендентального идеализма Канта: метафизика свободы // Вопросы философии. 1996. № 6; Коган A.B. Триединство свободы // Вопросы философии. 1997. № 5; Федорова М.М. Французский либерализм (Руссо - Констан) // Полис. 1993. № 6; Ulanupo И. Введение в типологию либерализма // Полис. 1994. № 4; Капустин Б.Г. Три рассуждения о либерализме // Полис. 1994. JN» 3; Асмус В. Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // Вопросы философии. 1995. № 1 и др.

Французский классический либерализм. М. 2000; Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М. 1998; Токвилъ А. Демократия в Америке. М. 1992, Антология мировой политической мысли: В 5 тт. М. 1997. трудностями восприятия либеральных ценностей, смысла экономических и политических либеральных реформ в настоящее время.

В серии "Общественная мысль: исследования и публикации" выщла книга "О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли".л° Данная публикация - тщательно составленная антология классиков и и и ТТ и "1—' западноевропейской либеральной мысли со времен Древней 1 реции и до второй половины XIX века, исключая его последнее тридцатилетие.

В работе представлены философско-метафизические, исторические, социологические и политологические аспекты развития идеала свободы. Впервые переведены на русский язык не потерявшие свою актуальность работы Б.Констана и Дж. Актона. Книгу завершает послесловие ответственного редактора серии М.А.Абрамова, где он дает краткий обзор развития идеи свободы как в теории, так и в практической сфере. Признавая несомненную научную значимость работы, следует заметить, что в ней отсутствует выделение этапов развития либерализма, представителями классической доктрины либерализма М. А. Абрамов считает только Дж. Ст. Милля и 1. Спенсера.

Назаров ММ. Политические ценности и политриеский протест. М. 1995; Реформирование России: мифы и реальность (1989-1994) М. 1994; Капустин Б., Клямкин И. Либеральные ценности в сознании россиян// Полис. 1994, № 1-2; ИльинМ.В. Слова и смыслы: Опыт описания ключевых политических понятий. М. 1997; Либерализм в России. М. 1996; Политический плюрализм. История и современные проблемы Ш.В.Сморгунов. СПб. 1992; Селезнева Л.В. Российский либерализм XIX века и вопрос о заимствовании иностранного опыта. М. 1993; Гудимепко Д.В. Либерализм на Западе и в России // Россия XXI в. 1994. №6-7; Капустин Б.Г. Начало российского либерализма как проблема политической философии // Полис. 1994. № 5; Цыганков П.А. Между либеральной демократией и сползанием в авторитаризм // Социально-политический журнал. 1996. № 6. 1997. № \\Ворсина О.Б. Социально-политическая концепция либерализма: исторический опыт и современная Россия: Автореф. на соис. учен, степени канд. полит, наук. СПб. 1996; Гридасое О.Л. Английский либерализм и новая концепция империи в первой половине XIX в.: Автореф. дисс.к.и.н. Саратов. 1997; Залысин И.Ю. Политическое насилие: Теоретико-методологический анализ.: Автореф. дисс.д.п.н. М. 1995, Наумова М.Д. Эволюция воззрений на власть в английском либерализме XIX в.: Автореф. дисс. к.п.н.М. 1999 и др.

О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М. 1995. в коллективной монографии "Либерализм Запада ХУП-ХХ вв."А' история либерализма исследуется на примере нескольких стран, в том числе и европейских - Англии, Франции, Германии, Италии. Авторами отдельно прослеживается развитие национальных модификаций либерализма на протяжении нескольких веков. В рамках каждого из них выделяется своя классификация.

В работе "Французский классический либерализм" впервые осуществлен перевод на русский язык одной из основных работ Бенжамена Констана "Принципы политики, пригодные для всякого правления". Автор перевода М.М.Федорова в предисловии дает краткий анализ особенностей французского и английского классического либерализма, вклада Б.Констана в развитие классической либеральной доктрины в первой трети XIX века.

Необходимо отметить и выход на русском языке одной из основных работ И.Бентама "Введение в основания нравственности и законодательства". И.Бентам принадлежит к числу тех классиков европейского либерализма, о которых российский читатель практически ничего не знает. На Западе, как отмечает в предисловии автор перевода Б.Капустин, творчество Бентама считается пороговым в эволюции обществознания. Во-первых, потому, что Бентам первых подверг серьезному сомнению обоснованность некоторых господствовавших в то время положений раннего либерализма Д.Локка -общественный договор, естественное состояние и "самоочевидные" естественные права личности, а во-вторых, он развернул широкий спектр проблем, которые исследовали многие последующие поколения политических философов. Сам Бентам, разрабатывая поставленные им

Либерализм Запада XVII-XX вв. / Согрин В.В. Патрушев А.И., Токарева Е.С, Фадеева Т.М.М. 1995 Французский классический либерализм. М. 2000 проблемы, выдвинул множество идей о природе политики, которые в своей совокупности стали фундаментом классического либерализма.Л"Л

Несмотря на обширную исследовательскую литературу по истории западноевропейского либерализма не полное освещение нашел вопрос изз'чения процесса формирования политической доктрины классического либерализма, этапов осмысления его проблематики в плане постановки проблем, их всестороннего осмысления, разработки теоретических основ политики либерализма. Данный вопрос представляется весьма актуальным для российской общественно-политической жизни, так как распространение либеральных взглядов в нашей стране сопровождается возникновением сходных проблем.

Методология исследования включает в себя использование нескольких методов историко-философского и историко-политологического исследования. Историзм исследования состоит в том, что воззрения мыслителей по тем или иным вопросам изучаются в развитии и взаимосвязи с конкретно-исторической эпохой, с социально-политическими и экономическими процессами, происходившими в рамках йЗ}Лаемого этана развития либерализма с конца Х¥Ш по конец Х1Х вв. Конкретно-исторический подход позволяет определить специфику взглядов либералов разных стран, причины возникновения различных направлений в рамках либеральной доктрины. На основе сравнительно-исторического и системного методов рассматриваются и реконструируются процессы осмысления теоретиками европейского либерализма проблем осуществления свободы личности в их взаимосвязи и противоречивости, зЛстанавливаются концептуальные различия во взглядах мыслителей по рассматриваемым вопросам.

БентамИ. Введение в основания нравственностя и законодательства, М. 19.98, С. 6,

Проблемно-хронологический метод дал возможность в рамках поставленных проблем изучить в хронологической последовательности все этапы разработю! фундаментальных положений классической формы либерализма. Структурно-функциональный - способствовал выяснению взглядов либеральных мыслителей на роль государства, принципы взаи.модействия ветвей власти, место и роль личности, общественных и и и и объединений, политтгческих партий, свободной прессы в политической жизни общества, во взаимоотношениях гражданского общества и государства.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она является одним из первых в отечественной литературе исследований, в котором осуществляется проблемно-политологический, сравнительный анализ эволюции взглядов европейских мыслителей XIX в. по концептуальным вопросам формирования и развития политической доктрины либерализма.

В ходе данного исследования:

• реконструирована логика осмысления ряда проблем теории либерализма от их постановки в раннем либерализме Дж.Локка, Ш.-Л. Монтескье и в концепции демократии Ж.-Ж, Руссо до формирования и развития фундаментальных положений политической доктрины либерализма;

• выявлены исторические этапы формирования представлений о сложности и противоречивости идеала свободы личности, взаимосвязь разработки различных его аспектов с конкретными условиями социокультурного и исторического развития Англии, Франции и Германии;

• исследован процесс эволюции воззрений европейских мыслителей XIX в. на сущность и формы представительного правления, о границах государства и его функциях, прослежена его зависимость от особенностей политического развития соответствующих стран; показана преемственность мировоззренческих установок классиков европейского либерализма на роль государства и формы государственного устройства с современным пониманием парламентаризма как правового и демократического государства; показаны особенности формирования взглядов либеральных мыслителей на роль законодательной и исполнительной ветвей государственной власти; проведен сравнительно-исторический анализ исследования классиками европейского либерализма достоинств и недостатков демократии; проанализирован процесс формирования принципиальных основ либеральной политики реформ: отрицание насилия, приоритет законодательных реформ, возможность "революции сверху" и осуществление социальных программ; выявлены особенности взглядов отдельных либеральных мыслителей на стратегию и тактику осуществления либеральных преобразований, возможности социальных реформ: радикализм утилитаристских реформ Бентама, умеренные, естественные реформы Гумбольдта, опора "революций сверху" на либеральное национальное движение в гражданском обществе, различия в представлениях Штейна и Милля на социальные реформы; раскрыта взаимозависимость стратегии и тактики осуществления либеральных преобразований, возникновения различных направлений в либерализме от конкретно-исторических условий развития той или иной страны; показан процесс разработки либералами форм и методов взаимодействия гражданского общества и государственной власти. Положения, выносимые на защиту

Реконструкция логики осмысления некоторых основных проблем западноевропейского классического либерализма от их постановки в раннем либерализме Д.Локка, Ш. Монтескье и концепции демократии Ж.-Ж.Руссо до формирования и развития фзлндаментальных положений классической либеральной доктрины. В частности:

1 Логика и этапы формирования идеала свободы личности: На базе философского обоснования автономии и свободы личности (Кант и Фихте) в первой половине XIX в. сложились три направления формирования идеала свободы - концепция негативной свободы (Гумбольдт, Констан, впоследствии Спенсер); концепция позитивной свободы личности (Гегель, Штейн) и утилитаристское понимание свободы индивида (Бентам). Во второй половине XIX в. на основе развития демократии и позитивистской философии формируется развернутое представление об относительности понятия свободы личности, её противоречивости, многообразии форм проявления, не тождественности равенству (Токвиль, Милль, Спенсер).

2.Этапы эволюции представлений либеральных мыслителей на сущность и формы представительного правления в зависимости от особенностей политического развития трех европейских стран:

Формирование общих принципов взаимоотношений личности и государственной власти (Бентам, Гумбольдт); формирование либерального понимания народного суверенитета и сущности представительного правления как формы государственного устройства, гарантирующего права и свободы личности (Констан). Во второй половине XIX в. складывается два направления в понимании путей реализации теории представительного правления - конституционная монархия с приоритетом исполнительной ветви власти (Штейн) и представительное правление на основе цензового избирательного права (Токвиль, Милль). Милль и Спенсер исследовали исторические формы развития представительства, его обусловленность уровнем развития общества, принципы организации и взаимодействия ветвей власти при представительном правлении. Токвиль обосновал тенденцию развития представительного правления в парламентскую демократию на основе всеобщего избирательного права.

3, Генезис и формирование основ либерштьной политики:

Формирование концепции законодательных реформ на основе критической оценки методов осуществления общественных преобразований во время Великой французской буржуазной революции (Бентам, Гумбольдт), На этой основе одновременно формируется два направления в разработке либеральной политики реформ: либерально-консервативной теория реформ Гумбольдта, и концепция либерально-радикальных преобразований английского общества Бентама. Несколько позднее в рамках французского либерштизма происходит сближение либерализма и демократии, разрабатываются вопросы взаимодействия гражданского общества и государства, роли политических партий, средств массовой информации (Токвиль). Во второй половине XIX века с учетом итогов европейской революции 1848-49 гг. в германском либерализме получает развитие идея революции "сверху", формируется либерально-консервативный подход к решению социального вопроса рабочего сословия (Штейн); в английском либерализме разрабатывается леволиберальный подход к решению классовых проблем и создаются основы социальной политики либералов (Милль).

Научная и практическая значимость.

Материалы и выводы диссертации вносят определенный вклад в исследование истории формирования и развития доктрины и политики западноевропейского либерализма через постановку и решение системы проблем, возникших при его реализации. Они могут быть использованы в Учебном процессе при чтении вузовских курсов истории политических и правовых учений, политологии, философии политики, а также в деятельности политических партий и объединений либеральной ориентации.

Апробация работы. Основные положения результатов исследования изложены в монографии автора " Свобода: от мечты к реальности. Очерки по истории западноевропейского ютассического либерализма", в публикациях по теме диссертацйн, в выст>т1лениях автора на многих международных и всероссийских научных конференциях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории социально-политических учений философского фак>Лтьтета МГУ имени М.В.Ломоносова.

Структура диссертации. Она состоит из введения, шести глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Дергунова, Нина Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Классический либерализм как идейно-политическое течение европейской мысли явление Нового времени, он имеет свою, богатую идеями и событиями, историю.

Свобода один из вечных идеалов человечества наряду с равенством и справедливостью. На определенных этапах исторического развития свобода становилась одним из самых главных факторов прогресса общества. Но путь к ней неизменно сложен и противоречив. Идея свободы в западноевропейской культурной традиции существует тысячелетия, а реальный путь движения к ней, начиная с борьбы за свободу совести и мысли, насчитывает около пяти веков. Культурно-духовные процессы, такие как рост образования, расширение сферы творческого, высокопрофессионального труда, усложнение и многообразие общественных процессов выступают предпосылками возникновения либеральной общественно-политической мысли. К концу восемнадцатого века значительно расширилась социальная база для либерального мировоззрения в лице возросшей численности средних слоев в наиболее развитых странах Западной Европы. Развитие рыночной экономики, потребность правовой защиты хозяйствующих субъектов требовали пересмотра функций государства, создания системы представительства интересов третьего сословия, переоценки роли индивида в обществе, стремления понять мотивы деятельности людей, предприимчивости и инициативы.

Предшественники классического либерализма Д.Локк, Ш.-Л. Монтескье и отчасти Ж.-Ж.Руссо провозгласили необходимость свободы личности, наметили некоторые подходы к осуществлению идеи свободы. Это был этап абстрактного, аристократического возникновения и развития идеи свободы, рожденной в просвещенной части общества и направленной против абсолютной власти монархического государств и засилья церкви в духовной жизни. Тем не менее, в это время сформировались условия для дальнейшего развития идеи свободы и были обозначены некоторые проблемы в понимании самой идеи и возможности её осуществления. Важнейшие среди них: что понимать под свободой личности в Новое время; каким должно быть государство, соответствующее свободному, гражданскому обществу; как зависит форма правления и государства от типа общества; роль общества в жизни личности, их соотношение; определение принципов взаимодействия людей между собой, способов обретения свободы самоопределения по отношению к обществу и, наконец, проблема осуществимости общественного устройства на условиях свободы индивидов.

Выход книги А.Смита "Богатство народов" в 1776 году положил начало фундаментальной разработке и широкому распространению идеологии европейского либерализма. Формирование классической либеральной доктрины происходило параллельно по нескольким направлениям: формирование представлений о феномене свободы личности; о пределах государственной власти и принципах взаимоотношений личности и государства; исследование общества, его органического строения, роли личности в прогрессивном развитии общества, диалектики взаимодействия личности и общества; всесторонний, критический анализ демократии и возможность одновременного осуществления свободы и равенства.

Вслед за провозглашением экономического либерализма в конце XVIII - начале XIX вв. идеал свободы получает философское обоснование в творчестве классиков немецкой философии - И.Канта и И.Г.Фихте. Вместе с тем, в творчестве Гегеля была остро поставлена проблема противоречивости самой индивидуальности, зависимости развития индивида, его способностей от общества. в начале девятнадцатого столетия усилиями первых теоретиков классического либерализма (Констан, Гумбольдт, Бентам) были выработаны фундаментальные основы понимания свободы личности в Новое время, её значение для индивида и прогресса общества, мотивы стремления личности к свободе. В 40-70-х годах XIX в. понимание свободы личности получило развернутый характер. Либералы в полной мере осознали поливариантность понимания свободы, взаимозависимость свободы и частной собственности, сложность её соотнесения с другими человеческими ценностями и не возможность её осуществления в полном объеме.

Развитие взглядов либералов на диалектику взаимоотношений личности и общества также прошло несколько этапов в рамках классического либерализма. До 30-40-х годов XIX века в представлениях Бентама, Гумбольдта общество не рассматривалось как самостоятельный феномен, как некая целостность, отличная от индивидов. Преобладал социальный атомизм, когда общество воспринималось как совокупность индивидов, лишенная собственных стимулов к развитию.

Дуализм германского либерализма (1Птейн) в отношении личности и государства, появление позитивизма (О.Копт) явились важнейшим шагом в осмыслении либералами общества как сложнейшей системы, имеющей свою структуру, законы функционирования и развития, как арены столкновения групповых интересов. В творчестве Дж.Ст.Милля и Г.Спенсера подробно исследуется диалектика взаимодействия личности и общества с позиций либерализма и формулируются законы эволюционного и альтернативного (неокантианство) развития общества.

В острой идеологической борьбе девятнадцатого века между либерализмом, консерватизмом, социалистическими и коммунистическими учениями особенно остро стоял вопрос о разработке политического идеала либерализма. Первые представители классического либерализма Бентам и

Гумбольдт были весьма далеки от проблемы государственного устройства и не придавали формам правления первостепенного значения. Оба они оказались равнодушны и к идее раннего либерализма Локка и Монтескье -разделения властей. Но ими были определены принципы отношения личности к государству, высказаны альтернативные мнения о роли государства в решении социально-экономических проблем гражданского общества.

В XIX веке в рамках европейского либерализма были определены формы государственного устройства, соответствующие либеральным принципам. Общей основой формирования представлений о либеральном государстве стал конституционализм, понимание государства как правового сообщества. Государство оказалось тем самым средством утверждения правопорядка как равновесия между частной свободой и общим благом. Б.Констаном, Л.Штейном, Дж.Ст.Миллем и Г.Спенсером были подробно разработаны концепции конституционной монархии, развития форм представительства и парламентаризма как представительного правления. Классиками либерализма были сформулированы основные положения взаимоотношений гражданского общества и государства.

Идея народного суверенитета, положенная Констаном в основу представительства, требовала определения отношения либералов к демократическим требованиям введения всеобщего избирательного права, к демократии и равенству в целом как важнейшим ценностям общества.

По отношению к демократии взгляды теоретиков либерализма не были едиными. Констан и Гумбольдт в целом оценили критически предоставление избирательных прав малообеспеченным слоям населения. Ими всесторонне были проанализированы недостатки демократии. Бентам, напротив, убедившись в нежелании аристократии, как старой земельной, так и новой финансовой, учитывать интересы общества, постепенно пришел к осознанию необходимости развития политического равенства, проведения избирательной реформы в Англии и увеличения числа избирателей за счет средних классов. В дальнейшем осознание неизбежности демократии в классическом либерализме происходило по двум направлениям.

А.Токвиль осуществил подробнейший анализ функционирования демократии в Америке. Он изучил вопрос институционализации гражданского общества: формирование таких политических институтов как партии, общественно-политические ассоциации, роль прессы, общественного мнения в демократическом обществе, их влияние на личность и процесс реализации её прав и свобод. Токвиль рассмотрел также вопрос соотношения двух ценностей - равенства и свободы.

Второе направление - радикальное течение английского либерализма, представленное творчеством Милля и Спенсера. Ими были разработаны фундаментальные положения представительной демократии, механизмы защиты прав личности от тирании большинства, подробно проанализированы вопросы развития парламентаризма и расширения избирательного права.

В течение всего времени формирования и развития классического либерализма были разработаны не только концептуальные основы доктрины, но и на практике была осуществлена попытка создания стратегии и тактики политической деятельности либералов.

Идеал индивидуальной свободы послужил своеобразным моральным и ценностным ограничителем выбора средств и методов проведения преобразований, отвергающим насилие над личностью, в том числе и революционное. Идеал свободы стал фундаментом разработки реформистской политики классического либерализма. Европейскими либеральными мыслителями в зависимости от конкретно-исторических условий их стран были разработан несколько вариантов либеральной политики в зависимости от глубины и скорости осупдествления реформ.

Классики либерализма еще на начальном этапе разработки доктрины наметили два принципиальных подхода к данной проблеме. Гумбольдтом в 1792 году была разработана консервативная теория либеральных преобразований, а Бентам представил радикальный вариант осуществления коренных реформ. Объединяло оба направления отрицательное отношение к революции и стремление путем изменения законодательства осуществить необходимые изменения в обществе. Отличием явилось понимание глубины и темпов проведения реформ, а также роли личности, гражданского общества. Различие касалось и конечной цели политических реформ. Радикальное направление выступало за расширение демократии и парламентаризм, а консервативное придерживалось конституционной монархии с преобладанием исполнительной ветви власти, но поддерживало развитие местного самоуправления.

Приход к власти либералов во второй половине XIX века остро поставил вопрос о разработке конкретной политики либеральных партий.

В рамках английского утилитаризма и либерализма сформировалось радикальное направление проведения коренных реформ на основе принципа пользы и значительного возрастания социальной роли государства.

В Германии в связи с особенностями запаздывающей модернизации страны возникла консервативно-либеральная стратегия либерального реформирования германского общества и государства, преобразовавшаяся впоследствии в концепцию "революции сверху" и тесного сотрудничества национально-либеральных политических сил с государственной властью в качестве опоры проводимых преобразований. Основными чертами консервативно-либеральной политики стали постепенность, преемственность преобразований, формирование общественного мнения и готовности населения к проведению реформ.

Во французском классическом либерализме сложилась умеренная либерально-демократическая стратегия, основой которой стала разработка системы партийно-политического взаимодействия гражданского общества и государства. В рамках данного направления был осуществлен анализ роли политических партий, прессы, общественных ассоциаций, местного самоуправления как средств демократического давления на власть и контроля деятельности государства.

Реализация в Англии, Франции и Германии в последней трети девятнадцатого столетия основного требования классического либерализма -конституционных гарантий прав и свобод личности, разделения властей и представительства, привела к пересмотру рядя положений классической либеральной доктрины и формированию нового, социального либерализма.

Список литературы диссертационного исследования доктор политических наук Дергунова, Нина Владимировна, 2001 год

1. Актон Джон. История свободы в античности. Лекция, прочитанная в Бриджнортонском университете 26 февраля 1877 г. // Полис. 1993. № 3. С.!08-П9.

2. Аристотель. Соч. В 4-х тт. М.: Мысль, 1981-1984. Т.4. Политика. 1981. 830 с.

3. Бентам И. Избр. соч.: Пер. с англ. Т. 1. СПб.: Русская книжная тх)рговля, 1867.-678 с.

4. Бентам И. Политические опыты. Тактика законодательных собраний: Пер. с англ. СПб., 1907. 186 с.

5. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: РОССПЭН, 1998. -415 с.

6. Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию.: (Сокр. пер. с англ.). М.: Рудомино, 1993. 143 с.

7. Гегель Г.Ф.В. Политические произведения. М.: Наука, 1979. 437 с.

8. Гегель Г.В.Ф. Фшгософия права.: Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. 524 с.

9. Гегель. Работы разных лет. В 2-х тт. М.: Мысль. 1970-1971.

10. О.Гегель. Соч. В ХИ тг. М.-Л. Гос. изд-во, 1929-1959.

11. И.Гизо Ф. История цивилизации в Европе: Пер. с франц. Изд. 2. СПб., 1898. -258 с.

12. Гумбольдт В. фон. Опыт установления границ деятельности государства / Гайм Р. Вильгельм фон Гумбольдт. Описание его жизни и характеристика. Приложение. Спб., 1908. 720 с.

13. З.Гумбольдт В. фон. Мысли о конституционном государственном устройстве в связи с новой французской конституцией. Из письма к другу, август 1791г. // "Полис". 1993. К«5. С107-П1.

14. Гумбольдт В. фон. О введении земельно-сословных конституций в Прусских государшвах. // "Полис". 1993. № 5. С. 111-118.

15. КантИ. Соч.: В 6 тт. М., 1965.

16. Констан Б. Принципы политики / Классический французский либера1тизм: Сборник./ Пер, с фр. М.: РОС:СПЭН, 2000. - С.23-196.

17. Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей. /7 Полис, 1993. №> 3. С.97-106

18. К0НТ О. Система позитивной политики, или катехизис промышленников // Родоначальники позитивизма. СПб. Вып2. 1913.19. ко н т О. Дух позитивной философии. Пер. с фр. Спб. 1910. 76 с.

19. Локк Дж. Сочинения. В 3-х тт. М.: Мысль, 1988.

20. Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990. 84 с.

21. Л1илль Д.С. Размышления о представительном правлении. СПб. 1863. 263 с.

22. Милль Д.С. Утилитарианизм. О свободе. 2-е изд. С прил. очерка жизни и деятельности Милля. СПб., 1882. 389 с.

23. Милль Дж.Ст. Автобиография. История моей жизни и убеждения. СПб., 1874.-332 с.

24. Милль Дж. Ст. Основания политической экономии. Пер. и прим. Н.Г. Чернышевского. СПб., 1909. 664 с.

25. Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения. М.; Госполитиздат, 1958. 800 с.

26. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или Принципы политического права. М.:Соцэкгиз, 1938.- 124 с.

27. Р\теоЖ.-Ж. Трактаты. (Перевод). М.; Наука, 1969.- 703 с.

28. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М. Соцэкгиз. 1962.-684 с.

29. Спенсер Г. Развитие политических учреждений. СПб.: журнал "Мысль", 1882.-330 с.31 .Спенсер Г. Основания социологии. Пер. с англ. Т. 1-2. СПб. 1876.

30. Спенсер Г. Основные начала. Под ред. Н.А.Рубакина. СПб., 1899. 337 с.

31. Спенсер Г. Сочинения. Под общей редакцией Н.А.Рубакина. Т. 1-7. СПб.: Издатель, 1897-1904. Т.6.Опыты научные, философские и по.штические. СПб, 1899.-309 с.

32. Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб. 1896. 405 с.

33. Токвш1ь А. де Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. 559 с.

34. Токвииь А. де. Старый порядок и революция: Пер. с фр. М.: Моск. филос. фонд, 1997. 252 с,

35. Фихте И.Г. Назначение человека. Пер. с нем. СПб. 1905.- 133 с.

36. Фихте ИГ. Основные черты современной эпохи. Пер. с нем. СПб. 1906. 232 с.

37. Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство. М.: Красная новь, 1923.- 174 с.

38. Штейн Л. фон. История социального движения во Франции с 1789 года до наших дней: Пер. со 2-го нем. изд. Т. 1. СПб. 1872, 305 с.

39. Штейн Л. фон Учение об управлении и право управления с сравнением литературы и законодательства Франции, Англии, Германии. Пер. с нем. Спб. 1874.-594 с.1. Монографии.

40. Арон Р. Демо1фатия и тоталитаризм: Пер. с фр. М.: "Текст", 1993. 303 с.

41. Арон Р. Этапы развития социологической хмысли: Пер. с фр. М.: Прогресс "Универс", 1993.-608 с.

42. Антология мировой политической мысли: В 5 тт. М., 1997.

43. Балашов Л.Е. Либерализм и свобода. М.: "Academia", 1999. 19 с.

44. Баталов Э. Политическая культхра современного американского общества. М.: Наука, 1990.-252 с.

45. Барулин B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. М.: МГУ, 1987.- 184 с.

46. Барулин B.C. Социальная философия. В 2-х частях. М.: МГУ. 1993.

47. Блок А.Л. Государственная власть в европейском обществе. Взгляд на политическую теорию Л. фон Штейна. Спб. 1880. 191 с.

48. Бейме Клаус фон. Будущее парламенгской демократии. // Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. М.: РАУ, 1992. С. 47-55.

49. Ш.Бекназар-Юзбашев Т.Б. Партии в буржуазных политико-правовых учениях. М.: Наука, 1988. 174 с.

50. Берне Дж. Утилитаризм и реформа: социальная мысль и социальные перемены 1750-1800 гг. М.: Наука, 1966. 32 с.

51. Блюм Р.Н. Поиски путей к свободе. Проблемы революции в немарксистской общественной мысли XÍX века. Татлин: Ээсти раамат. 1985. 240 с.

52. Бочкарев Н.И., Федоркин Н.С. Методологические проблемы исследования истории социалистических учений. МГУ. 1986.- 197.

53. Бромхед П. Эволюция британской конституции: Пер. с англ. М.: Юрид. литра, 1978.-333 с.

54. Бутенко А.П., Миронов A.B. Сравнительная политология в терминах и понятиях. М.: НОУ, 1998. 411 с.

55. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М.: Наука, 1989. 327 с.

56. Вильсон В. Государство: Прошлое и настояш;ее конституционных учреждений. Предисловие М.М.Ковалевского. М. 1905.- 800 с.

57. Виппер Р.Ю. Общественные учтш и исторические теории XV11I-XIX вв. в связи с общественным движением на Западе. СПб. 1900. 207 с.

58. Виппер Р.Ю. Государственные идеи Штейна / Отг. из: Русская мысль. Кн. 8. М. 1912. С.1-17.

59. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. 804 с.

60. Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М.: Политиздат, 1987. 310 с,

61. Ватыль В.Н., Ермашов Д.В., Ширинянц A.A. Социально-политическая и правовая мысль России Х1Х начала XX века. Гродно, 1997. - 194 с.

62. Горбунов A.B. Методологические основы учения Л. фон Штейна об управлении. СПб. 1899. 30 с.

63. Гайм Р. Вильгельм фон Гумбольдт. Описание его жизни и характеристика. Пер. с нем. Прил. В. фон Гумбольдт. О границах деятельности государства. М. 1898.-720 с.

64. Гамбаров Ю.С. Политические партии в их прошлом и настоящем. 2-е изд. СПб.: Тип. Альтшулера, 1905. 48 с.

65. Галкин A.A., Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М.: Паука, 1987. 188 с.

66. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986. 332 с.

67. Даль Р. О демократии: Пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 2000. 203 с.

68. Дубровский Д.И. Проблема идештьного. М.: Мысль, 1983. 228 с.

69. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений: Пер. с фр. М.: Экономика, 1995.- 542 с.

70. Исаев С.А. Алексис Токвиль и Америка его времени. СПб.: Наука, 1993. -141 с.

71. История политических и правовых учений. Древний мир. М.: Наука, 1985. -349 с.

72. История полит№1еских и правовых учений. Средние века и Возрождение. М.: Наука, 1986. 346 с.

73. История политических и правовых учений XV1I-XYI1I вв. М.: Наука, 1989. -446 с.

74. История политических и правовых учений XIX века. М.: Наука, 1993. -388 с.

75. История буржуазного конституционализма XIX в. М.: Наука, 1986. 279 с.

76. История XIX века. Под ред. проф. Лависса и Рамбо. Пер. с фр. Т. 1-8. М.: Соцэкгиз, 1938- 1939. Т. 8.

77. Кертман Л.Е., Рахшмир П.Ю. Буржуазия Западной Европы и Северной Америке на рубеже XIX XX в. М.; Высш. шк., 1984. - 159 с.

78. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки 1870-1917 гг. М.: Высш. шк., 1987.- 304 с.

79. Классический французский либерализм: Сборник / Пер. с фр. М.: РОССПЭН, 2000. 592 с.

80. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Р. Модернизация: от равенства к свободе. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. 278 с.

81. Кондорсе Ж.-А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. Пер. с фр. М.:Соцэкгиз, 1936. 265 с.

82. В.Н.Кузнецов. Немецкая классическая философия второй половины ХУШ-начала XIX века. М.: Высш.шк., 1989. 480 с.

83. Лабуле Э. Политические идеи Б.Констана. Статья из журнала "Русская мысль". М. 1905. 79 с.

84. Лаб>ле Э. Государство и его пределы в связи с современными вопросами администрации, законодательства и политики. СПб., 1867.- 170 с.

85. Ланцов С.А. Социальные революции и общественный прогресс: Теория. История, Современность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 160 с.5}.Левенсон П.Я. Беккария и Бентам, их жизнь и общественная деятельность. Спб.: Тип. Товарищества "Общественная польза", 1893. 94 с.

86. Леонтович В.В. История либерализма в России 1762-1914. Пер. с нем. М.: Русский путь, 1995. 549 с.

87. Лефор К. Политические очерки (XIX-XX вв.). Пер. с фр. М.: РОССПЭН, 2000. 366 с.

88. Либерализм в России. Сб. ст. М. ИФ РАН. 1996. 448 с.

89. Лобер В.Л. Демократия: от зарождения идеи до современности. М.: Знание, 1991.-62 с.

90. Люксембург Р. О социализме и русской революции: Избранные статьи, речи, письма. М.: Нолитиздат, 1991. 398 с.

91. Марченко М.Н., Фарукшин М.Х. Буржуазные политические партии: Социально-философский анализ. М.: Высш. шк., 1987. 133 с.

92. Манхейм К. Диагноз нашего времени. Пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994. -700 с.

93. Манхейм К. Идеология и утопия. Пер. с нем. М. ИНИОН. 1992. 250 с.

94. Макаров М.Г. Категория "цель" в марксистской философии и критика теологии. Л.: Наука, 1977. 188 с.бКМаныкин A.C. История двухпартийной системы США ( 1789-1980). М. МГУ. 1981.-285 с.

95. Методологические проблемы истории философии и общественной мысли. М.: Наука, 1977.- 360 с.

96. Минье Ф. История французской революции (1789 1814). СПб. 1906. - 550 с.

97. Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. М. РАУ. Политолог. Центр, 1992. 129 с.

98. Момджян A.B. Плюрализм: истоки и сущность: Критический анализ философских основ. М.: Наука, 1983. 231 с.

99. Мощелков E.H. Переходные процессы в России: Опыт ретроспективно-компаративного аншшза социальной и политической динамики. МГУ. 1996. -150 с.

100. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учения нового времени XVI-XIX вв. Изд. 2-е испр. и доп. М. 1912.- 344 с.

101. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. АН СССР ИФ. М.: Пресса, 1992. 640 с.

102. Новгородцев П.И. Демократия на распутье ,/ Об общественном идеале. М.: Пресса, 1992. С.540-558.

103. Назаров М.М. Политические ценности и политический протест. М. ИСПИ. 1995.-45 с.

104. Ненасилие: философия, этика, политика. М.: Наука, 1993. 186 с.720 свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. / Отв. ред. М.А.Абрамов. М.: Наука, 1995. 461 с.

105. Острогорский M. Демократия и политические партии. М.: ГОССПЭН, 1997. -639 с.

106. Очерки по истории теоретической социологии XIX нач. XX в ,/Отв.ред. Ю.Н.Давыдов. - М.: Наука, 1994. - 238 с.

107. Пайпс Р. Собственность и свобода: Пер. с англ. М.: Моск. ин-т полит, исслед. 2000.-415 с.

108. Панарин A.C. Философия политики. М.: Наука, 1994. 365 с.

109. Пантин И.К. О странной судьбе либерализма в России / Либерализм в России. М.: ИФ РАН, 1996. С. 397-404.

110. Паренти М. Демократия для немногих. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 501 с.79. noKpoBCKTifi П.А. Бентам и его время. Пг. 1916. 688 с.

111. Покровский В.И. Личность и общество (по Д.С.Миллю)./ Отт. из "Отечеств, записок". Казань.1906. Т. 117. Отд. 1, с. 263-312; Т. 178. Отд. 1. С. 105-146.

112. Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н. Марченко. Изд-во Москов. Ун-та.1993. -255 с.

113. Перцев A.B. Типы методологий историко-философского исследования. Закат рационализма. Свердловск. Изд-во Урал ун-та. 1991. 193 с.

114. Политический плюрализм. История и современ. пробл.: Межвуз. сб. / Под ред. Л.В. Сморгунова. Изд-во С-П. ун-та. 1992. 119 с.

115. Поппер K.P. Открытое общество и его враги: Пер. с англ. М. 1992. 508 с.

116. Рассел Б. История западной философии. Изд. 2-е исп. В 3-х кн. Новосибирск. Изд-во Новосибирского ун-та. 1997. 815 с.

117. Реформирование России: мифы и реальность (1989-1994). Составители: Г.В.Осипов, В.Н. Иванов и др. М.: ИСПИ РАН, 1994. 384 с.

118. Разделенная демократия. Президент Конгресс: Пер. с англ. М.: Прогресс,1994. -413 с.

119. Родбертус-Ягецов К. К познанию нашего государственно-хозяйственного строя. 5 теорем. Л.; Соцэкгиз, 1935. 199 с.

120. Розе Г. Прогресс без социальной революции: Пер. с нем. М.: Мысль, 1985. -436 с.

121. Самуэль Г. Либерализм: опыт изложения принципов и программы современного либерализма в Англии: Пер. с аш л. М. 1905. 469 с.

122. Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. Пер. с англ. М.:Прогресс-Традиция:Дом интеллекг. кн. 1998. 248 с.

123. Согрин B.B. Патрушев А.И. Токарева Е.С. Фадеева Т.М. Либерализм Запада.

124. XVII-XX вв. М. 1995. 304 с. 93 .Сорокин П. Человек, Цивилизация, Общество. М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

125. Типология современного либерализма: научно-аналитический обзор. М. ИНИОН АН СССР, 1988. 59 с.

126. Тойнби А.Д. Постижение истории: Сб. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 730 с.

127. Титаренко А.И. Критические очерки современных представлений о соотношении морали и политики в буржуазной социологии. М.: Политиздат, 1969.-204 с.

128. Титаренко А.И. Мораль и политика. М.: Политиздат, 1973. 64 с.

129. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л. ЛГУ. 1968. 124 с.

130. Фагэ Э. Политические мыслители и моралисты XX века. 3-я серия. М. 1900. -401 с.

131. Философия власти / Под ред. В.В.Йльина. Изд-во Моск. ун-та. 1993. 271 с.

132. Фламэн М. История либерализма и современный либерализм. М.: ИнтраТЭК-Р. 1995. 189 с.

133. Чанышев A.A. История политических учений. Классическая западная традиция. М.: РОССПЭН, 2000.- 479 с.

134. Чичерин Б.Н. Вопросы политики / Сб.ст. М,: РОССПЭН,1993. 139 с.

135. Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. СПб. С-П. Ун-т МВД России: Лань, 1999. 331 с.

136. Штайгервальд Р. Буржуазная философия и ревизионизм в имперской Германии. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1983. 446 с.

137. Этака и идеология. Критика современных буржуазных этических концепций / OiB. ред. Л.М. Архангельский. М.: Наука, 1983. 359 с.

138. Юм Д. Сочинения. В 2-х тт. Пер. с англ. М.:Мысль, 1966. Т. 1 847 с. Т. 2 -927 с.

139. Ягдаров Я.С. История экономических учений. М. ЖТРА-М. 1997. 384 с.

140. Ярош К.Н. И.Бентам, его отношение к учению о естественном праве. Харьков. 1886. 128 с.

141. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977. 275 с.

142. Журнальные статьи, авторефераты на соискание \Леных степеней.

143. Авинери Ш. Политические партии //Полис. 1994. № 1

144. Агаев СЛ. Движение и цель // Полис. 1991. № 2

145. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии //Полис. 1992. №3.

146. Амелин В.Н. Власть как общественное явление // Социально-политические науки. 1991 .№ 2.

147. Арон Р. Эссе о свободах: "Универсальной и единственной формулы свободы не существует". // Полис. 1996. № 1.

148. Асмус В.Ф. Этика Канта Кант И. Соч.: В 6 тл. М. 1965. Т. 4 (1) С. 3-69.

149. Айзенштат М.П. Английский буржуазный радикализм и колониальная политика Великобритании 1815-1848. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. истор. наук. М. 1985.

150. Балдестрем Г. К. Homo oeconomiciis? Образы человека в классическом либерализме // Вопросы философии. 1999. № 4

151. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции // Социологические исследования. 1991. 6,7,9. 1992. jY«2; 1993. №4.

152. О.Бихари М. Парламентаризм. Этапы развития. // Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. М. 1992. С. 42-46.

153. ГБолл Т. Власть.// Полис. 1993. № 5.

154. Валлерстайн И. Социальная наука и коммунистическая интерлюдия, или к объяснению истории современности // Полис .1997. № 2.

155. З.Виноградова И.Б. Политические идеи современности // Социально-политический журнал. 1997. Ks 1.

156. Ворсина О.Б. Социально-политическая концепция либерализма: исторический опыт и современная Россия. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. СПб. 1996.

157. Ганди М. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. 1992. 3.

158. Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии.1994. №6

159. П.Гудименко Д.В. Политическая культура России: преемственность :эпох. // Полис. 1994. 2.

160. Гарбузов В.И. Консерватизм: понятие и типология // Полис. 1995. №> 4.

161. Гудименко Д. Либерализм на Западе и в России // Россия XXI в. 1994. № 6-7

162. Гутгенбергер Б. Теория демократии. // Полис. 1991. № 4.

163. Гуторов В.А. Философия политики на рубеже тысячелетий: судьба классической традиции // Полис, 2001. № 1.

164. Гридасов О.Л. Английский либерализм и новая концепция империи в первой половине XIX века: Автореф. диссертации на соискание ученой степени к.и.н. Саратов. 1997.

165. Гришнова Е.Е. Проблема ненасилия в политической теории и практике XX века. Автореф. диссертации на соискание ученой степени .к.п.н. МГУ.1995.

166. Гусев В.А. Русская форма политической идеологии консерватизма. Автореф. диссертации на соискание ученой степени д.п.н. МГУ. 1998

167. Дарендорф Р. Справедливость без оков зависимости // Коммунист. 1990. Ко 16.

168. Дарендорф Р. От- социального государства к цивилизованному сообществу //Полис. 1993. №5.

169. Денисов В.В. Политика и мораль: О ютассовом содержании и направленности политической :этики.// Вопросы философии. 1986. № 5.

170. Жолудов М.В. Зарождение либеральной партии Великобритании в начале 30-х гг. XIX века. Автореф. диссергации на соискание ученой степени ки.н. М. 1994

171. Залысин И.Ю. Политическое насилие в системе власти // Социально-политический журна;т 1995. № 3

172. Залысин И.Ю. Проблема оправданности насилия как политического средства // Социально-политический журнал. 1995. № 5

173. Залысин И.Ю. Политическое насилие: Теоретико-методологический анализ. Авгореф. диссертации на соискание ученой степени д.п.н. М. 1995

174. Илыш М.В. Ритмы и масштабы перемен. О понятиях "процесс", "изменение" и "развитие" в политологии /7 Полис. 1993. № 2.

175. Капустин Б.Г. Три рассуждения о либерализме // Полис. 1994. № 3

176. Капустин Б.Г. Что такое "политическая философия"? // Полис. 1996. К» 6, 1997. № 1-2

177. Кантор В.К. Демократия как исследовательская проблема России.// Вопросы философии. 1996. № 5

178. Капустин Б.Г. Начато российского либерализма как проблема политической философии. // Полис. 1994. Л» 5

179. Коган А.В. Триединство свободы // Вопросы философии. 1997. № 5.

180. Капустин Б., Клямкин И. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1994. 1-2.

181. Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестник МГУ. Сер. 12 . Политические науки. 1997. №2

182. К вопросу о генезисе концепции правового государства // Вестн. МГУ. Сер 12. Политические науки. 1997. № 2.

183. Кудрявцев В.А. Мировоззренческие основы возникновения социологии. // Вест. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 3.

184. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. 1997. № 2.

185. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. 1996. №> 5.

186. Лефор Ююд. Что такое демократия // Социально-политический журнал. 1997. №> 5

187. Либерализм и демократия//Полис. 1994. №3

188. Липсет С М. Третьего пути не существует. Перспективы левых движений //Полис. 1991. №5-6

189. Мамут Л.С Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. №4.

190. Медушевский А.Н. Демократия и тирания в новое и новейшее время // Вопросы философии. 1993. К» 10.

191. Медушевский А.Н. Мнимый конституционализм как явление мировой политической культуры // Социс. 1994. № 5

192. Мед}тпевский А.Н, Гражданское общество и правовое государство в политической мысли Германии // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1992. Ко 5.

193. Миллер Д. Политическая теория как история политической мысли. // Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. М. 1992. С. 7-41.

194. Пантин В.И., Лапкин В.В. Волны политической модернизации в истории России. // Полис. 1998. №> 2.

195. Политическое со'знание переходного общества // Полис. 1993. № 4

196. Пастухов В.Б. Конец русской идеологии // Полис. 2001. К« 1.

197. Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели. // Полис. 1996. №5.

198. Рябов Л.К. Политическая культура // Вестник МГУ. Сер. 12. 1994. № 1.

199. Beyme K. v. Die Parlameniarisclieii Regierungssysteme in Europa München 1970

200. Brix Emil, Manti Wolfgang. Liberalismus: Interpretationen und Perspektiven. Wien-Ko"ln-Graz- Bohlau 1996:

201. Ara Angelo. Zur historischen Dinamik der liberalen Idee. S. 78-80.

202. Janik Allan. Liberalismus und Aufkla'mngswelt; Definition und Entwickliingszusammenha'nge. S. 65-77.

203. Saîamim Kurt. Grundkoniponenten liberalen Denkens. S 81-85. 2,4.Streissler Erich. Der Wirtschaftsiiberalismus im Mitteleuropa: Umsetzung einer Wirtschaftspolitischen Grundkonzeption ? S. 135-179.

204. Bobbio N. The ftiture of Democracy: A defence of the rules of the game. Minneapolis. 1987.

205. Bussman W. Zur Geschichte des deutschen Liberalismus im 19.Jahrhundert. Dannstadt. 1969.

206. BurdeauG. Le Libéralisme. P. 1979

207. Burdeau G. L'état liberal et les techniques pohtiques de la démocratie gouvernée. P. 1976.

208. Burdeau G. La Démocratie. Essai synthétique. Bruxelles. 1956.

209. Collins J. Liberalism in nineteenthcentury Europe. L. 1971.

210. Croce B. Histori of Liberty. N. Y. 1941.

211. Constant B. Pribcipes du politique. P. 1986.

212. DahrendorfR. Essays in the théorie of society. L. 1968.

213. Dirk Blasius. Lorenz von Stein. Grundlagen und Struktui' seiner politischen Ideenwelt. Ko"ln. 1970

214. Huber Ernst-Rudolf Deutsche Veifassungsgeschichte seit 1791. T. 1 (17891830) 1975. T. 2 (1830-1850) T. 3 (1849-1918). Stuttgart. Band 1. Reform und Restauration 1789 bis 1830.

215. Gres s F. Liberale Demokratie in Europa und den USA. Fr. Am M. N.Y. 1990

216. Gray J. Post-LiberaHsra. N. Y. 1993

217. Liberalismus. Köln 1976. Hrsg. von Lothar Gall (1815-1870).

218. Feuchtwanger E. John Stuart Mill: Theorie und Praxis im englischen Liberalismus der 1860-er Jalire. S. 154-168. 16.2.Schapiro J.S. Was ist Liberalismus? S. 20-36. 16.3.Leontovihsch V. Das Wesen des Liberalismus. S. 37-51.

219. Laski Harold J. Der Aul steig des europäischen Liberalismus. S. 122133.

220. Gall L. Liberalismus und bürgerliche Gesellschaft. Zu Charakter und Entwicklung der liberalen Bewegung in Deutschland. S. 162-186.

221. Guikal P. Der Liberalismus in Frankreich (1815-1870). Grundlagen, Erfolgen, Schwa'chen. S. 283-303.

222. Ashcraft R. Marx und Weber über den Liberalismus als burArliche Ideologie. S.77-107.

223. Bullock A., Shock M. Englands liberale Tradition. S. 109-131

224. Lange wische D. Republik, Konstituobelle Monarchie und " Sociale Frage" }

225. Die Deutsche Revolution von 1848-49. Daimstadt. 1987 IS.Laboula}A E. "Parti libe'rale son progi-amme, et son avenir". P. 1863 l9.Liberalismusimd Revolution. Rastatt. 1989:

226. Langewiesche D. Liberalismus und Revolution in Deutschland 1789 bis 1871. S. 25-40

227. Wettengel M. Liberale und demokratische Parteibildmigen und OTfentlichkeit in der Revolution von 1848/1849. S. 75-82.

228. M.The Liberal Tradition from Fox to Keynes. L. 1967. H.Muses L. V. Liberalism in Classical Tradition. N.Y. 1984.

229. Parlmentarismus und Demokratie im Europa des 19. Jahrhunderts. München. 1982

230. Z3.Spencer H. Social Statics. L. 1851. MWotkins A. The Liberal dilemma. L. 1966

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.