Духовно-нравственное развитие личности в истории психологической науки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат наук Моисеева, Виктория Сергеевна

  • Моисеева, Виктория Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 222
Моисеева, Виктория Сергеевна. Духовно-нравственное развитие личности в истории психологической науки: дис. кандидат наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Ставрополь. 2011. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Моисеева, Виктория Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы духовно-нравственного развития личности в истории психологической науки

1.1. Характеристика категориально-научного аппарата по проблеме исследования

1.2. Теоретический анализ проблемы развития личности человека в его деятельности

1.3. Проблема становления духовно-нравственных качеств личности в

истории российской психологической науки

Выводы по главе 1

Глава 2. Современные психологические концепции формирования духовно-нравственных основ личности

2.1. Психологические теории развития сущностных сил человека

2.2. Субъектное качество жизни как проблема психологии развития личности

2.3. Развитие духовно- нравственной личности в учебно-событийной

деятельности

Выводы по главе 2

Глава 3. Проблема формирования личности в контексте концепции

диалога культур

3.1 Антрополого-психологический аспект в исследовании проблемы

становления личности

3.2. Язычество и модернизм в контексте отечественных

психологических теорий личности

3.3 Аналитический подход к интерпретации диалоговой концепции

М.М. Бахтина - B.C. Библера

Выводы по главе 3

Заключение

Библиографический список

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственное развитие личности в истории психологической науки»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одно из актуальных направлений современной психологической науки - историко-психологическое — предполагает изучение процесса возникновения собственно психологического знания, а также научное обоснование проблем в контексте развития личности.

Духовно-нравственное развитие личности является одной из ведущих проблем как в системе научного психологического и педагогического знания, так и в образовательной практике. Накоплен обширный опыт исследования духовно-нравственных сторон личности (Г.А. Аминев, В.И. Андреев, А.Г. Асмолов, B.C. Библер, В.Э. Вайцехович, Н.Я. Грот, В.П. Зинченко, И.М. Ильичева, В.В. Кандинский, Г.В. Мухаметзянова, М.И. Надеева, JIM. Попов, А.П. Кашин, О.П.Старшинова, Л.Н. Столович и др.), духовно-нравственного развития личности человека в его деятельности, нравственности как системы социальных требований, регулирующих поведение личности, как интегративного образования, включающего когнитивную, эмоциональную и волевую сферы (Р.Г. Апресян, H.A. Корниенко, Л.Н. Антилогова, Л.Л. Дикевич, Н.В. Светлова и

ДР-)-

В отечественной педагогической науке нравственность изучалась исследователями начиная с конца XIX века (Н.И.Пирогов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, A.C. Макаренко, Н.Г. Айдемиров, В.М. Артёмов, H.H. Баркова, Л.П. Дехтерева, В.А. Зосимовский и др.). В отечественной психологической науке нравственность рассматривалась в теории моральных отношений личности (В.Н. Мясищев), самосознания личности (И.С. Кон, В.В. Столин и др.), в связи с проблемами ответственности (К. Муздыбаев), правды и лжи (Л.В. Знаков), как высшее чувство (P.C. Немов), как компонент духовности личности (H.A. Коваль). В основе различных психолого-педагогических направлений лежит поиск источника духовно-нравственного роста личности.

Интегративной основой духовно-нравственного развития личности отдельно взятого человека, любой малой или большой социальной группы, нации, человечества выступают ценности. Разрушение ценностной основы неминуемо

ведет к кризису как личности, так и общества в целом (А.Т. Здравотделов, М.С. Каган, Н.Д. Никандров, В.П. Тугаринов, Н.Э. Чавчавадзе, В.А. Ядов и др.). Становление ценностных ориентиров происходит в течение всей жизни человека, а одним из показателей зрелой, активной и самостоятельной личности является ее устойчивая нравственная позиция, отражающаяся в индивидуальном нравственном самосознании (Б.С. Братусь, И.С. Кон, П.И. Морева, В.Э. Чудновский, С.Г. Якобсон). Через формирование нравственной позиции человека, через становление системы личностных смыслов строится индивидуальное бытие и мировоззрение личности.

Особо значимыми являются вопросы ориентации личности в мире многообразных ценностей: сугубо личностных, ценностей родного очага, малой родины, Отечества (русский народ, его язык, любовь к Отечеству, культура и т.д.), общечеловеческих ценностей (планета Земля, её уникальность, цивилизация прошлого и т.д.). Так, М.С. Каган выделяет ценности правовые, политические, религиозные, эстетические, нравственные, художественные, экзистенциальные, характеризующие смысл жизни; В.А. Шаповалов -предметные и субъектные; P.M. Чумичева - культурно-познавательные, нравственные, эстетические; Н.Д. Никандров - общечеловеческие и духовные; И.А. Захарченко - жизненные ценности, социальные и личностные.

В отечественных исследованиях проблема психического, душевного, духовного, нравственного здоровья для науки не нова и решалась в рамках психологии, психиатрии и психопатологии С.С. Корсаковым, В.М. Бехтеревым, П.Б. Ганнушкиным, Б.С. Братусем, Б.Д. Карвасарским, В.Н. Мясищевым, И.В. Боевым и т.д. Большое внимание уделялось ей в трудах зарубежных психологов и психиатров 3. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, Э. Фромма, А. Маслоу, К. Роджерса, А. Ассаджоли, К. Хорни, В. Франкла, Э. Эриксона, С. Грофа и др.

Существующие подходы к определению психического здоровья общества: медико-психологический, потребностно-ценностный (А. Маслоу, Э. Фромм), экзистенциально-аналитический (В. Франкл), социокультурный

(К. Хорни, Б.С. Положий, О.И. Даниленко), эпигенетический (Э. Эриксон), поуровневый (Б.С. Братусь), при которых рассматриваются отдельные аспекты духовного, душевного, психического здоровья (потребности, смыслы, идентификации и т. д.), все же не могут претендовать на целостную картину. Наблюдается смешение и взаимозамена понятий: так душевное и психическое здоровье у Э. Фромма, по сути, являются синонимами; нет четкого разграничения между духовными и душевными компонентами психического здоровья у О.И. Даниленко; категория нравственного здоровья не рассматривается как компонент духовного здоровья у В.М. Шепеля, И.Р. Стремяковой.

В работах современных ученых изучены не только социокультурные факторы как источники формирования смысловой сферы личности, но и конституционально-типологические основы личности, представления о нравственном человеке, исходящие из концептуального подхода к конституционально обусловленной личностной изменчивости (O.A. Ахвердова, Боев И.В.), а также ^тендерные особенности, оказывающие влияние на обыденное сознание человека.

Несмотря на множество исследований, посвященных особенностям, специфике и преемственности формирования духовно-нравственных качеств современной личности, изучению ценностных ориентаций взрослых (А.Г. Здравомыслов, В.Н. Козлов, В.Б. Ольшанский, A.A. Ручка, З.И. Файнбург, В.А. Ядов и др.), студентов (И.В. Адеева, Е.С. Волков, С.Н. Галенко, А.Г. Кузнецов, О.Н. Никитина, Т.В. Чхиквадзе), учащихся всех ступеней образования (И.А. Арабов, H.A. Волкова, И.В. Дубова, В.Д. Ермоленко, A.C. Койчуева, И.В. Попова, З.П. Теплова, М.Ф. Чернобаев, В.А. Шаповалов и др.), в историческом аспекте данная проблема не рассматривалась. Ни в одной из перечисленных работ не проводился научный анализ духовно-нравственного развития личности в истории психологической науки.

Изучение литературных источников позволило выявить ряд противоречий: 1) между объективной необходимостью реализации идей

духовно-нравственных основ личности как важного направления современной психологической науки и степенью историко-теоретического осмысления отечественного психологического опыта в этой области; 2) между стратегическими целями формирования духовно-нравственных качеств личности и учетом соответствующего культурно-исторического опыта; 3) между потенциальными возможностями духовно-нравственного развития личности на основе Исторического опыта и осмыслением исторического аспекта обозначенной проблемы в современной психологической науке.

С учетом указанных противоречий нами выявлена проблема исследования: недостаточно изучены различные подходы к формированию теории духовно-нравственного развития личности в историческом наследии психологической науки.

Цель исследования - провести научный анализ и раскрыть исторические подходы к изучению основ духовно-нравственного развития личности.

Объект исследования - человек как субъект в непрерывном процессе духовной и нравственной изменчивости в условиях хронического социального стрессирования.

Предмет исследования - процесс становления и развития системы формирования духовно-нравственных основ личности в истории психологической науки.

Гипотеза исследования основана на предположении, что эффективное обновление теории духовно-нравственного развития личности на современном этапе психологической науки станет возможным, если будет: осуществлен глубокий психологический анализ теории духовно-нравственного развития личности в истории психологической науки; проведен анализ категориальных структур воспринимаемых личностных качеств как системообразующих факторов, отражающих особенности представлений о нравственном человеке; обоснована и систематизирована феноменология стереотипа «нравственный человек».

Задачи исследования:

1. Систематизировать категориально-научный аппарат по обозначенному направлению.

2. Проанализировать теоретические основы проблемы развития духовности и нравственности личности в отечественной и зарубежной психологии.

3. Систематизировать исторические особенности и закономерности формирования основ духовно-нравственного развития личности.

4. Раскрыть антрополого-психологический аспект в исследовании становления личности и ее духовно-нравственных качеств.

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные психологические, социологические, физиологические теории и концепции. В качестве специальной методологии выступает системный подход к изучению феноменов человека, его психики с позиций единства сознания и деятельности (П.К. Анохин, А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, Б.Ф. Ломов), нашедшей реализацию в фундаментальных и прикладных работах отечественных психологов - К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, В.В. Знакова, Б.Ф. Ломова, B.C. Мерлина, В.В. Столина, В.Д. Шадрикова и др.

Теоретические основы исследования составляют концепции системного подхода в психологии (Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков), личности как субъекта деятельности (С.Л. Рубинштейн), личности в интегральной системе человекознания (Б.Г.Ананьев), континуально-генетическая

(A.B. Брушлинский), пограничной аномальной личности (O.A. Ахвердова, И.В. Боев), интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин, Е.А. Климов, Б.А. Никитюк); развивающего и личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич, В.В. Сериков); идея гуманистической трактовки человека как многоуровневой и саморазвивающейся системы (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, М.Я. Басов, В.В. Белоус, Е.А. Климов, А. Маслоу, Я. Морено, Б.А. Никитюк, К. Роджерс и др.).

Методы исследования: изучение архивных материалов, историко-пеихологических документов, связанных с описанием особенностей развития духовно-нравственных основ личности; систематизация и сравнительно-исторический анализ психологических теорий и концепций; теоретический анализ психологической, философской, педагогической литературы и публикаций по теме исследования (контент-анализ, синтез, периодизация, систематизация, обобщение, сопоставление).

Источники исследования - теоретическое и практическое наследие отечественных и зарубежных психологов, периодическая психологическая литература, современная философская и историко-психологическая литература, а также монографии и диссертационные исследования отечественных психологов.

Достоверность полученных результатов обеспечивается четкостью исходных методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы, широтой и разносторонностью методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике, достаточной длительностью и возможностью установления непрерывной обратной связи в системе «цель -результат», а также соотнесением выводов и результатов с научными позициями ученых психологов относительно современного состояния проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2005 по 2011 год и включало три взаимосвязанных этапа: первый этап - 2005-2007 гг., второй этап-2007-2009 гг., третий этап - 2009-2011гг.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна. В многоплановом аспекте с позиции психологических, педагогических и философских подходов в различные исторические периоды проанализированы психологические понятия, являющиеся основополагающими в контексте заявленной темы; на основе историко-психологического анализа развития личности человека в его деятельности обоснованы условия формирования представлений о нравственном человеке

в социуме; проблема становления духовно-нравственных качеств личности в истории российской психологической науки соотнесена с современными научными представлениями о нравственном человеке.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты^позволяют создать целостную картину становления и развития теории духовно-нравственного развития личности в истории психологической науки, что дает возможность использовать их в современной психологической теории и практике при вероятностном прогнозировании поведения личности в ситуациях нравственного выбора.

Практическая значимость исследования. По результатам диссертационного исследования и в ходе его проведения разработаны и внедрены в учебный процесс факультета психологии Ставропольского государственного университета спецкурсы «Изучение становления духовно-нравственных качеств личности в генезисе отечественной психологической науки» и «Психологические концепции формирования духовно-нравственных основ личности». Материалы и выводы исследования могут быть использованы при подготовке учебников и учебных пособий по психологии и истории психологии, при разработке тематики курсовых и дипломных работ, а также при проведении лекционных и практических занятий по дисциплинам «Общая психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «История психологии», «Возрастная психология» для студентов психологических и педагогических специальностей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основные подходы к определению основ духовно-нравственного развития личности отражают единство и взаимосвязь социальной и духовной природы человека, включают побуждение к деятельности и индивидуализацию нравственного становления личности.

2. Содержательное наполнение теорий духовно-нравственного развития личности в психологической науке зависит от понимания сущности, субъективной реальности человека, формы проявления и функциях духовности.

3. Успешность формирования духовно-нравственных качеств и ценностей в воспитательно-образовательном процессе определяется его преемственностью и учетом индивидуально-психологических особенностей личности.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры клинической психологии, психологии, коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета (Ставрополь, 2005 - 2011).

Основные положения и выводы исследования представлены на конференциях: всероссийских - «Психологические проблемы субъекта в современном мире» (Ставрополь, 2008), «Психологические проблемы субъекта в современном мире и прикладные исследования в современной психологии» (Ставрополь, 2011), «Специальное образование и социальная реабилитация лиц с нарушением развития: социально-правовые и психолого-педагогические аспекты» (Ставрополь, 2011); региональных - «Проблемы обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса» (Ставрополь, 2007), «Личность: культура и образование, «Университетская наука -региону»» (Ставрополь, 2007), «Эвристическое образование» (Ставрополь, 2007), посредством публикации статей в сборниках научных трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания» (Москва, 2007).

Материалы диссертационного исследования используются в Ставропольском государственном университете и в Армавирском православно-социальном институте при чтении спецкурсов «Изучение становления духовно-нравственных качеств Личности в генезисе отечественной психологической науки», «Психологические концепции формирования духовно-нравственных основ личности».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 16 работ общим авторским объемом 3,95 усл.п.л.; в том числе 4 работы - в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения; трех глав; заключения, содержащего выводы, практические

рекомендации, перспективы дальнейшего исследования; библиографического списка из 237 источников, в том числе 10 работ на английском языке; 2 приложений. Работа включает 1 рисунок, 1 таблицу. Основное содержание диссертации изложено на 223 машинописных страницах.

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы духовно-нравственного развития личности в истории психологической науки

1.1. Характеристика категориально-научного аппарата по проблеме исследования

\

Определение «духовно-нравственный» все чаще звучит в современной публицистике, педагогике и даже политике - «духовно-нравственная жизнь», «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственные качества» и т.п. Смысловой спектр этого выражения достаточно широк и потому не определен. Чаще всего под ним разумеется нечто, относящееся к высшей сфере человеческой культуры: к искусству, этике, науке, религии, к системе общественных ценностей и идеалов. В нашей работе мы ставим целью провести научный анализ и раскрыть исторические подходы в изучении основ духовно-нравственного развития личности, исследовать возможности применения терминов «духовные» или «духовно-нравственные» отношения в психологической науке.

Психология опирается на некоторую антропологическую концепцию, несет в себе обязательную, подчас скрытую мировоззренческую парадигму. О том, что за этим термином стоит определенная реальность и признающая ее антропологическая позиция, уже открыто говорится в отечественной психологии. По замечанию В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунова, «проблема духовности была «забыта» надолго (вытеснена из отечественной психологии)... Есть смысл подумать, как можно вписать духовность в психологию, прежде всего в психологию сознания, то есть вернуть психологии душу, от которой она упорно бежит как черт от ладана» [80].

Термин «духовно-нравственные отношения» используется в психолого-педагогической науке сравнительно недавно. Чаще он встречается в работах философов (В.Г. Горбачев, А.К. Уледов и др.). Так, первый из них определяет духовные отношения через связи, которые складываются между людьми в

процессе совместной деятельности. В психолого-педагогических исследованиях чаще используется понятие «нравственные отношения» (Б.Б. Айсмонтас, В.В. Богословский, Б.Т. Лихачев, Л.И. Рувинский, М.И. Старов, И.Ф. Харламов, В.А. Яковлев и др.). В. Момов определяет нравственные отношения как общественную форму проявления и регулирования индивидуальных поступков. По мнению Л.И. Рувинского, нравственные отношения представляют собой такое образование, в котором налицо слияние мыслей (суждений и оценок явлений), чувств (переживаний определенного характера по их поводу) и волеустремлений (побуждений к действию) в результате возникшего отношения.

Понятие «духовность» не только шире, чем понятие «нравственность»,

но и на порядок выше. Главное, к духовной ступени можно подойти только

\

через нравственную ступень. Это созвучно словам А. Гармаева, что обретение себя надо начинать с обретения совести. И далее - с обретения Бога. Для человека несветского духовность характеризует его самопостижение и самодвижение к сверхразуму, космосу через самосозидание к самосовершенствованию.

Нравственное совершенствование и развитие есть движение личности по горизонтали, а духовность есть ось вертикальная. В нравственных отношениях реализуется принцип гуманности, любви к ближнему. В духовных отношениях, с точки зрения христианства, человек воспринимается как образ и подобие Божие. Если развитие личности рассматривать как восхождение, то к духовной ступени можно подойти только через нравственную ступень. В жизни постоянно происходит встреча горизонтальных и вертикальных движений, поэтому правомерно говорить о духовно-нравственном развитии, которое наиболее эффективно, по нашему мнению, осуществляется в системе духовно-нравственных отношений.

Попытка выявить такую антропологическую платформу с помощью психологических категорий может стать интересной и полезной научной задачей. Для современной психологии существует очевидная проблема: как

соотнести те духовные реальности человеческой жизни, которые мы в себе ощущаем (в частности, что мы существа духовно-нравственные, что у нас есть совесть, свобода, стремление к Истине и т.д.), с привычными научными психологическими категориями (память, сознание, мышление, воля, мотив, направленность личности и т.д.). Очевидно, что поиск психологического смыслонаполнения данного термина может внести значительную ясность в определение «духовно-нравственный» не только в психологической, но и в педагогической и во многих других областях.

В двусоставном термине «духовно-нравственный» наибольшее затруднение вызывает первая часть. Если мы будем ставить проблему раскрытия духовной реальности, индивидуального духа человека в категориях научной психологии, то в ней можно будет выделить три составляющие ее задачи. Во-первых, самая главная методологическая: можно рассматривать сущность духовной жизни в психологических категориях, достаточны ли они для этого? Во-вторых, в чем могут состоять проявления духовной жизни, которые мы можем наблюдать в себе? И в-третьих, хотя бы интуитивно угадать, обрисовать, в чем состоит сущность категории «индивидуального духа».

Чтобы определиться с первой задачей, с самой возможностью применять психологические категории к тем явлениям, которые традиционно связываются с «духовностью» человека, необходимо определить содержание данного понятия.

Термины «духовный», «духовная жизнь», «духовные качества» уже немалое время взяты на вооружение богословием и церковной культурой. Их смысловое наполнение в церковной традиции имеет два уровня: поверхностный и глубинный. Самое распространенное значение - это синонимичное к «религиозный» или «церковный». Например: «духовная литература» или «религиозная литература», «духовное училище» или «церковное учебное заведение». В наше время, говоря о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения и желая

подчеркнуть автономность от узко религиозного направления, термины «духовный» и «нравственный» обычно соединяют - духовно-нравственный. Другими словами, это есть тот же поиск Истины, Смысла, который осуществляется в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не с опорой на то или иное религиозное учение или Откровение. ^

Перейдем к фактам психической жизни человека. Здесь встает такой вопрос: что можно назвать «духом» в чисто психологической картине психической реальности? Термин «дух» в смысле «индивидуального человеческого духа» пока очень осторожно применяется отечественной психологией. Среди авторитетных работ одной из первых можно назвать учебное пособие В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева «Психология человека», в котором есть глава, посвященная «психологии духовности» [185]. Авторы определяют психологию духовности как «особую форму рационального знания о становлении субъективного духа человека». Духовность рассматривается как специфически человеческое свойство психики, «связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования», а духовное бытие - как «высший способ личного существования, связанный с освобождением от обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости». В подобном ключе определяет дух и духовность Б.С. Братусь - как универсальность, высшую нравственную способность человека отождествлять себя со всем человечеством, с Универсумом [44].

С этих и подобных точек зрения дух представляет собой высший уровень индивидуальной психической жизни, можно даже сказать, качественно новый уровень, на котором она (психическая жизнь) обладает особыми, только духовному уровню соответствующими свойствами нравственного порядка. Однако при этом духовная жизнь остается подвидом психической, не занимает новый онтологический горизонт. О том, что свойства духа у названных авторов имеют не онтологические

характеристики,свидетельствует доставление этих свойств в разряд приобретаемых, достигаемых в ходе культурной или же духовно-нравственной практики.

В работах некоторых отечественных психологов и философов [1; 9; 13; 28; 51; 79; 103; 183; 187; 202] встречается принципиально иной взгляд на дух как на новый уровень бьггия целостного человеческого существа, качественно отличный от психики: дух есть не просто высшая форма психического, а сверхпсихическая категория, имеющая особый онтологический статус. В таком случае речь может идти только о взаимосвязи духовной и психической жизни (подобно тому, как в физиологии было выработано понятие психофизиологии).

В психологии и философии (не говоря о богословии и аскетике) есть немало примеров либо сознательного, либо интуитивного выражения вышеназванной антропологической позиции - выделения духовной жизни в новую онтологическую степень бытия. Так, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, в противовес прежней логике своих определений, пишут, что «человек духовен в той мере, в какой объективный и абсолютный дух стали его субъективным (индивидуальным) духом» [185]. В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов отмечают, что «игнорирование духа есть причина капитуляции психологии перед явлением свободы, будь то свободная воля, свободное действие или свободная личность» [80, с. 122]. Выделение разумного, культурно-исторического способа человеческого бытия как особой уровневой способности человека позволило Л.С. Выготскому разработать новое направление в психологии, а В.В. Зеньковский еще в 1911 году писал о некоей угадываемой им «реальной подоснове индивидуальности» [77]. Забегая вперед, скажем, что развитие своих интуиций этот русский ученый нашел в христианской антропологии, в учении об образе Божием в человеке. Наиболее четко выделил сферу духа как самостоятельную ступень советский психиатр Д.С. Мелехов. Он писал о том, что если в области телесной или душевной жизни мы подчинены строгим закономерностям, то над ними простирается сфера подлинной

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Моисеева, Виктория Сергеевна, 2011 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аболин, JI.M. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности / JI.M. Аболин. - Казань, 2002.

2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М., 1997.

3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1980.

4. Абульханова-Славская, К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1980.

5. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1991.

6. Абульханова-Славская, К.А. Философско-психологическая концепция C.JL Рубинштейна / К.А Абульханова-Славская., A.B. Брушлинский. - М., 1989.

7. Аверинцев, С.С. М.М. Бахтин как философ / С.С. Аверинцев, Ю.Н. Давыдов, В.Н. Турбин и др. // Сб. статей / РАН, Институт философии. -М., 1992.

8. Активность и жизненная позиция личности / под. ред. JI.C. Смирнова. - М., 1988.

9. Аминев, Г.А. Синектика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы / Г.А. Аминев. - Уфа, 1994.

Ю.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Б.Г.Ананьев. -М., 1980. -Т. 1,2.

П.Ананьев, Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. / Б.Г. Ананьев. - М., 1947.

12. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - JL, 1968.

13.Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. - М., 1988.

14. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / сост. П.А. Лебедев. - М., 1990.

15.Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л.И.Анцыферова // Психология формирования и развития личности - М., 1981.

16.Арсеньев, A.C. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и Мир» / A.C. Арсеньев // Вопросы философии. - 1994, № 5.

17. Асеев, В.Т. Мотивация поведения и формирование личности / В.Т.Асеев. -М., 1976.

18.Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов- М., 1996.

19.Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования. /А.Г. Асмолов.-М., 1984.

20.Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А.Г.Асмолов // Новое педагогическое мышление. - М., 1989.

21.Асмолов, А.Г. О предмете психологии личности / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 1983, №3.

22. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. -М., 1990.

23.Бабинцев, В.П. Региональная программа улучшения КЖ населения: технологии разработки / В.П. Бабинцев, A.A. Гармашев // Технологии качества жизни. - 2003. - Т.З. - №1.

24.Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы / под ред. H.H. Манько. - М., 1999.

25.Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1978.

26.Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. -М., 1999.

27.Бердяев, H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев - М., 1993.

28.Бердяев, H.A. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды /H.A. Бердяев.-М., 1990.

29.Бердяев, H.A. Смысл истории / H.A. Бердяев - М., 1990.

30.Бехтерев, В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства /В.М. Бехтерев. - СПб., 1909.

31. Бехтерев, В.М. Личность и условия ее развития и здоровья / В.М. Бехтерев, - СПб., 1905.

32.Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека / В.М. Бехтерев. -М., 1997.

33.Библер, B.C. Михаил Михайлович Бахтин или Поэтика и культура /B.C. Библер.-М., 1991.

34.Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность. Философское размышление о жизненных проблемах / B.C. Библер, - М., 1998.

35.Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения: В 2 т. / П.П. Блонский. - М., 1961. Т. 1 ,Т. 2.

36.Блонский, П.П. Очерк научной психологии / П.П. Блонский. - М., 1921.

37.Блонский, П.П. Трудные школьники / П.П. Блонский. - М., 1930.

38.Богданова, О.С. Культура поведения школьника / О.С. Богданова, Р.Г.Гурова. -М., 1958.

39.Бодалев, A.A. Психология личности / A.A. Бодалев. - М., 1988.

40.Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1978, № 4.

41.Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - М., 1995.

42.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. - М., 1998.

43.Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1976. № 4.

44.Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М., 1988.

45.Брушлинский, A.B. О природных предпосылках психического развитии человека/ A.B. Брушлинский. - М., 1977.

46.Брушлинский, A.B. С.Л. Рубинштейн - родоначальник деятельностного подхода в психологической науке / A.B. Брушлинский. // Психологический журнал. - 1989, №3.

47.Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер. - М., 1994.

48.Будилова, Е.А. Начало экспериментальной психологии / Е.А. Будилова // Психологический журнал. - 1985. Т.6, № 4.

49.Будилова, Е.А. Проблема личности в русской психологии второй половины XIX - начала XX века / Е.А. Будилова // Теоретические проблемы психологии личности. -М., 1974.

50.Будилова, Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке /Е.А. Будилова.-М., 1983.

51.Бурбулис, Г.Э. Духовность и рациональность / Г.Э. Бурбулис, В.Е. Кемеров.-М., 1986.

52.Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики / В.П. Вахтеров. - М., 1913.

53.Вентцель, К.Н. Общий очерк учения о нравственности / К.Н Вентцель // Педагогический листок. - 1901. Кн. 5-8.

54. Вентцель, К.Н. Основные задачи нравственного воспитания / К.Н. Вентцель // Вестник воспитания. - 1896, № 2.

55.Возрастная и педагогическая психология / под ред. A.B. Петровского. - М., 1981.

56.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1996.

57.Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций /Л.С. Выготский. -М., 1960.

58.Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л.С. Выготский. - М., 1982 - 1984. Т.2.

59.Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский, - М. - Л., 1935.

60.Гиппенрейтер, Ю. Введение в общую психологию / Ю.Гиппенрейтер. — М., 1996.

61. Гончаров, Н.К. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского - начало новой эры в педагогике / Н.К. Гончаров // Советская педагогика. - 1968. № 1.

62.Грузков, В.Н. Духовное и профессионализм. Социально-философский анализ / В.Н. Грузков. - Ставрополь, 1996.

63.Гусинский, Э.Н. Образование личности / Э.Н. Гусинский. - М., 1994.

64.Давидович, В.Е. Теория идеала / В.Е. Давидович. - Ростов н/Д., 1983.

65.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов- М., 1986.

66. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1996.

67. Демин, М.В. Проблемы теории личности / М.В. Демин. - М., 1977.

68.Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. - М., 1978.

69. Дробницкий, О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия / О.Г. Дробницкий. - М., 1967.

70.Дунаев, М.М. Православие и русская литература: В 6-ти ч. / М.М. Дунаев. -М., 1996. Ч. 1.

71.Духовность как фактор социализации личности / под ред. В.Г. Федотовой. -Воронеж, 1993.

72. Естественный эксперимент и его школьное применение / под ред. А.Ф. Лазурского. - СПб., 1918.

73.Ждан, Л.Н. История психологии / Л.Н. Ждан. - М., 1990. 74.3алевский, Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии / Г.В. Залевский. - Томск, 1993.

75.3ахарченко, М.В. Христианство: духовная традиция в истории и культуре / М.В. Захарченко. - СПб., 2001.

76.3дравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности /

A.Г. Здравомыслов, - М., 1956.

77.3еньковский, В.В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике /

B.В. Зеньковский. - М., 1911.

78.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д., 1997.

79.3инченко, В.П. Размышление о душе и ее воспитании / В.П. Зинченко. -М., 2001.

80.Зинченко, В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В.П. Зинченко Е.Б. Моргунов. - М., 1994.

81.Ильичева, И.М. Введение в психологию духовности. - М.: Изд-во МПСИ, 2006.

82.Ильичева, И.М. Психология духовности // Автореф. дис. докт. психол. наук. - С .- Пб. - 2003.

83.Каверин, С.Б. Акмеологическая теория потребностей / С.Б. Каверин. -Тамбов, 2004.

84.Каган, М.С. О духовном (Опыт категориального анализа) / М.С. Каган // Вопросы философии. - 1985, № 9.

85.Каган, М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа / М.С. Каган - М., 1974.

86.Каптерев, П.Ф. Из истории души. Очерки по истории ума / П.Ф. Каптерев. -СПб., 1890.

87.Каптерев, П.Ф. Педагогическая психология / П.Ф. Каптерев. - СПб., 1883.

88.Карпова, Г.Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века / Г.Ф. Карпова. - Ростов н/Д., 1994.

89. Карсаевская, Т.В. Прогресс общества и проблемы биосоциального развития современного человека / Т.В. Карсаевская. - М., 1978.

90. Келли, Дж. Теория личности. Психология личных конструктов / Дж. Келли. - СПб., 2000.

91.Клочко, В.Е. Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский - Томск, 1999.

92.Ковалев, А.Г, Психология личности / А.Г. Ковалев. - М., 1965.

93.Коган, Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. - М., 1984.

94.Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М., 1979.

95.Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М., 1967.

96.Котова, И.Б. Педагог: профессия и личность / И.Б. Котова, E.H. Шиянов. -Ростов н/Д., 1999.

97.Котова, И.Б. Педагогическое взаимодействие / И.Б Котова, E.H. Шиянов. -Ростов н/Д., 1997.

98.Котова, И.Б. Социализация и воспитание / И.Б. Котова, E.H. Шиянов. -Ростов н/Д., 1997.

99.Котова, И.Б. Становление и развитие гуманистической педагогики / И.Б. Котова, E.H. Шиянов. - Ростов н/Д., 1994.

100. Котова, И.Б., Философские основания современной педагогики / Котова И.Б., E.H. Шиянов. - Ростов н/Д., 1994.

101. Краткий очерк истории философии / под ред. М. Иовчука и др. - М., 1981.

102. Краткий психологический словарь / под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985.

103. Круглый стол «Духовность, художественное творчество, нравственность» // Вопросы философии. - 1996, № 2. - С. 3-43.

104. Крутецкий, B.JI. Основы педагогической психологии / B.JI. Крутецкий. -М., 1972.

105. Крылова, Н.В. Ребенок в пространстве культуры / Н.В. Крылова. - М., 1994.

106. Кулешова, JI.H. Психология воспитания: историко-теоретические аспекты / JI.H. Кулешова. - Ставрополь, 1999.

107. Кумбе, Ф.П. Кризис образования в современном мире. Системный анализ /Ф.П.Кумбе. -М., 1970.

108. Курс общей возрастной и педагогической психологии / под ред. М.В. Гамезо.-М., 1982.

109. Лазурский, А. Ф. Программа исследования личности / А. Ф. Лазурский. -СПб., 1908.

110. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии / А.Ф. Лазурский. - М., 1997.

111. Лазурский, А.Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский. - Л., 1924.

112. Лазурский, А.Ф. О значении эксперимента в психологии / А.Ф. Лазурский // Вестник психологии. - 1904. Вып. 3. - С. 23 - 39.

113. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов - М., 1958.

114. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1982.

115. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А.Н. Леонтьев. - М., 1983.

116. Леонтьев, А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека А.Н. Леонтьев // Психологическая наука в СССР. - Т. 1. - М., 1959. С. 48 - 53.

117. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев - М., 1982.

118. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И.Лисина. - М.: Педагогика, 1986.

119. Лихачев, Д.С. Человек в литературе Древней Руси // Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т. - Т. 3. - Л., 1987.

120. Логинова, H.A. Развитие личности и ее жизненный путь / H.A. Логинова // Принцип развития в психологии. - М., 1978.

121. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов.-М., 1984.

122. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии / Б.Ф. Ломов. - М., Воронеж, 1996.

123. Макаренко, A.C. Сочинения: В 7-ми т. / A.C. Макаренко. - М., 1957-1958.

124. Маркова, Л.К. Психология профессионализма / Л.К. Маркова. - М., 1996.

125. Марцинковская, Г.Д. 100 выдающихся психологов мира / Г.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский - М., Воронеж, 1995.

126. Марцинковская, Г.Д. История детской психологии / Г.Д. Марцинковская. -М., 1998.

127. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб., 2008.

128. Марьясова, Н.В. Духовность в жизни человека : учеб. пособие / Н.В. Марьясова. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2007. - 116 с.

129. Мид, M. Культура и мир детства / М. Мид. - М., 1988.

130. Москаленко, А.Т. Смысл жизни и личность / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. - Новосибирск, 1989.

131. Мухина, B.C. Проблемы генезиса личности / B.C. Мухина. - М., 1985.

132. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. - М., 1999.

133. Мясищев, В.Н. На пути создания психологической теории личности /В.Н. Мясищев, В.А. Журавлев // Вопросы психологии. - 1974. № 2. - С. 17 -24.

134. Мясищев, В.Н. Проблема личности и отношений человека / В.Н. Мясищев // Материалы совещаний по психологии. - М., 1957. - С. 38 - 49.

135. Научное творчество JI.C. Выготского / сост. Ю.Н. Попов. - М., 1984.

136. Недбаева, C.B. Психологические практики в Российском образовании XX столетия / C.B. Недбаева. - СПб., 1999.

137. Нечаев, А.П. Курс педагогической психологии для начинающих учителей /А.П. Нечаев.-М, 1915.

138. Нечаев, А.П. Очерк психологии для воспитателей и учителей / А.П. Нечаев, - СПб., 1911.

139. Нечаев, А.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения / А.П. Нечаев. - СПб., 1901.

140. Никольская, A.A. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России / A.A. Никольская. - Дубна, 1995.

141. Никольская, A.A. Задачи разработки истории психологии в России / A.A. Никольская // Вопросы психологии. - 1989. № 6. - С. 59 - 67.

142. Никольская, A.A. Основные направления развития русской педагогической психологии дореволюционного периода / A.A. Никольская // История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России / под ред. А.Н. Ждан. - М., 1990. - С. 74-93.

143. Никольская, A.A. Основные этапы развития русской педагогической психологии / A.A. Никольская // Вопросы психологии. - 1987. № 4. - С. 28 -46.

144. Никольская, A.A. Первоначальный этап развития детской и педагогической психологии / A.A. Никольская // Психология и практика. - М., 1976. - С. 84 - 94.

145. Никольская, A.A. Проблемы педагогической психологии в трудах П.П. Блонского / A.A. Никольская // Учен, записки МГПИ им. В. И. Ленина. -№ 352.-М., 1969.

146. Новые ценности образования. Сб. 6 / под ред. Л.А. Тимофеева. - М., 1996.

147. Обухова, Л.Ф. Пути научного изучения ребенка в двадцатом веке: Автореф. дис. д-ра психол. наук / Л.Ф. Обухова. - М., 1996.

148. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М., 1995.

149. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т.1. Введение /Отв. Ред. В.В.Петухов.. -М.: «Генезис», 2001.

150. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т.2. Субъект деятельности /Отв. Ред. В.В.Петухов. -М.: «Генезис», 2002.

151.0ден, Томас К. После модернизма. Что впереди? / Томас К. Оден. -Минск, 2003.

152. Парыгин, Б.Д. Научно-технический прогресс и проблема самореализации личности / Б.Д. Парыгин // Психология личности и образ жизни. - М., 1987.

153. Парыгин, Б.Д. Социальная психология как наука / Б.Д. Парыгин. - Л., 1967.

154. Петровский, A.B. Выготский и проблема личности в современной психологии / A.B. Петровский, В.А. Петровский // Вестник МГУ. Сер. «Психология». - 1977, № 3. - С. 53 - 64.

155. Петровский, A.B. Индивид и его потребность быть личностью / А.В.Петровский, В.А. Петровский // Вопросы философии. -1982, № 3. - С. 3241.

156. Петровский, A.B. История и теория психологии / A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М., 1966.

157. Петровский, A.B. История советской психологии / A.B. Петровский. - М., 1967.

158. Петровский, A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / A.B. Петровский. -М., 1982.

159. Петровский, A.B. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / A.B. Петровский // Вопросы психологии. - 1984, № 4. - С. 27 - 39.

160. Психология личности. Т 2. Хрестоматия / Составитель Д.Я. Райгородский. - Самара: «Бахрах -М», 2004.

161. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. - М.,

1985.

162. Пирогов, Н.И. Школа жизни / Н.И.Пирогов // Морской сборник. - 1860, № 1.

163. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М.,

1986.

164. Попов, Л.М. Добро и Зло в психологии человека / Л.М. Попов. - Казань, 2000.

165. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1978.

166. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования /отв. ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 1987.

167. Происхождение духовности / П.В. Симонов, П.М. Ершов, Ю.П. Вяземский. - М., 1989.

168. Психология / под ред. A.A. Крылова. - М., 1998.

169. Психология и психоанализ характера: хрестоматия. - Самара, 1998.

170. Психология индивидуальных различий. Тексты: хрестоматия. -М., 1982.

171. Психология развивающейся личности / под ред. A.B. Петровского. - М.,

1987.

172. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб., 1998.

173. Роджерс, К. Развитие Я-концепции / К. Роджерс. - М. 1989.

174. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. - М., 1958.

175. Рубинштейн, С.JI. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1946.

176. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1959.

177. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1973.

178. Сарджвеладзе, Н.И. Личностная позиция и репрезентация жизненного пути у молодежи / Н.И. Сарджвеладзе // Психология личности и образ жизни. -М., 1987.

179. Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. -М., 1997.

180. Северцов, А.Н. Главные направления эволюционного процесса / А.Н. Северцов. - М., 1967.

181. Северцов, А.Н. Эволюция и психика / А.Н. Северцов. - М., 1922.

182. Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы: К 100-летию со дня рождения / под. ред. Н.В. Смирнова. - М., 1989.

183. Серов, А.П. Ценностные ориентации человека как субъекта производственной деятельности: дис. ... канд. филос. наук / А.П. Серов. -СПб., 1994.

184. Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения /И.М. Сеченов.-М., 1952.

185. Слободчиков, В.И. Психология человека: учебное пособие / В.И. Слободчиков Е.И. Исаев. - М., 1999.

186. Современная западная философия: словарь / под ред. В. Лекторского и др. -М., 1991.

187. Соколова, Е. Тринадцать диалогов о психологии / Е.Соколова. - М., 1995.

188. Соловьев, B.C. Собр. соч.: В 2-х т. / B.C. Соловьев. - М., 1990.

189. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. - М., 1992.

190. Социальная психология личности в вопросах и ответах / под ред. В.А. Сунской. - М., 1999.

191. Стелович, Л.Н. Природа эстетической ценности / Л.Н. Стелович. - М., 1972.

192. Стиль жизни личности / под ред. В.К. Попова. - Киев, 1982.

193. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. - М., 1989.

194. Томэ, Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни / Г. Томэ // Принцип развития в психологии. - М., 1978.

195. Троицкий, М.М. Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа / М.М. Троицкий. - М., 1882. Т. 1-2.

196. Троицкий, М.М. Немецкая психология в текущем столетии / М.М. Троицкий. - М., 1867.

197. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. - М., 1974.

198. Тугаринов, В.П. Природа, цивилизация, человек. - Л., 1978.

199. Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме / В.П. Тугаринов. - Л., 1968.

200. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. -Вып. 1. -М., 2002.

201. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: В 11 -ти т. / К.Д. Ушинский. - М., 1948-1952.

202. Федотова, В.Г. Практическое и духовное освоение действительности /В.Г. Федотова. - М., 1991.

203. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. - М., 1994.

204. Философский энциклопедический словарь. - М., 1963.

205. Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. - М., 1992.

206. Фрейд, 3. Лекции по введению в психоанализ / 3. Фрейд. - М., 1997.

207. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. - М., 1990.

208. Фрейд, 3. Я и Оно: хрестоматия по истории психологии / З.Фрейд. - М., 1980.

209. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. - М., 1992.

210. Фромм, Э. Иметь или быть ? / Э.Фромм. - М., 1986.

211. Холл, К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей. - М., 1997.

212. Холостова, Т.В. Проблема духовности / Т.В. Холостова // Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. -Л., 1979.

213. Хотинец, В.Ю. Вопросы теории познания: новые подходы / В.Ю. Хотинец // Человек: внутреннее и внешнее: сб. науч. трудов. - Ижевск, 1993.

214. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб., 1999.

215. Чхиквадзе, Т.В. Духовность личности: сущностные признаки, структура и особенности проявления у студентов // Автореф. дис. канд психол. наук. М.2011.

216. Чудновский, В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эман-сипированности от «внешнего» и «внутреннего» / В.Э. Чудновский // Психологический журнал. - Т. 16. - 1995, №2.

217. Шабельников, В.К. Психология духовности / В.К. Шабельников. - М., 2003.

218. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. - М., 1973.

219. Шердаков, В.Н. Духовность, художественное творчество, нравственность / В.Н. Шердаков // Вопросы философии. - 1996, №2.

220. Шерток, Л. Непознанное в психике человека / Л. Шерток. - М., 1982.

221.Шиянов, E.H. Гуманизация педагогического образования: проблемы и перспективы / E.H. Шиянов. - М., Ставрополь, 1991.

222. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971, № 4.

223. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - М., Воронеж, 1995.

224. Юркевич, П.Д. Язык физиологов и психологов // Русский вестник, 1862. Т.39. С.389.

225. Эммонс, P.A. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / P.A. Эммонс. - М., 2004.

226. Эпштейн, М. Русская культура на распутье. Секуляризация, демонизм и переход от двоичной модели к троичной / М. Эпштейн // Звезда (СПб). - 1999, № 1.

227. Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. - М., 1976.

228. Abraham Karl Leonard and Virginia Woolf, editors, Seltcted Papers on Psichoanalysis. London: Hogarth Press, 1965.

229. Adler A. Der Sinn des Lebens.- Frankfurt: Fisher Verlag, 1983.

230. Budzynski Thomas, Stoyva Johann, and C. Adler, «Feedback-Induced Muscle Relaxation: Application to Tension Headache, Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry (1970): 205-11.

231. Eysenk H.J.Aniedes for personality.- Berlin, 1981.- 287 p.

232. Freud A. Das Ich und die Abwehrhmedchanismen. - Wien: Internationaler psychoanalytisher Verlag, 1936.].

233. Greenberg L.S. Clarke KM. Differential effectiveness of the two-chair experiment and empathie reflections at a conflict marker. Journal of Counseling Psychology, 1979.- 26, 1-8.

234. Hall G.C. Senescence: the last half of life.- Appleton.- №4.- 1922.- 525p.

235. HorneyK. Self-analysis.- New York, 1965.

236. Jung, Carl Gustav. Wandlungen und Symbole der Libido.Ein Beitrag zur Entwicklungsgeschichte des Denkens.- Deuticke,Leipzig und Wien, 1938.

237. Kessel W. Selbstbild-Fremdbild-Differenzen der Lehrer und Identifikationsbereitsschaft der Schuler. - Beitrag zum 22 JCP. -Leipzig, 1980.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.