Этнокультурная специфика стереотипов-концептов национального характера: "уверенность в себе", "патриотизм", "успешность" американской лингвокультуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат филологических наук Ноженко, Елена Викторовна

  • Ноженко, Елена Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 206
Ноженко, Елена Викторовна. Этнокультурная специфика стереотипов-концептов национального характера: "уверенность в себе", "патриотизм", "успешность" американской лингвокультуры: дис. кандидат филологических наук: 10.02.19 - Теория языка. Кемерово. 2008. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ноженко, Елена Викторовна

Введение.

Глава 1. Лингвистическая культурология как методология изучения этнических стереотипов.

1.1. Объект, предмет и методы исследования лингвокультурологии.

1.2. Социолингвистическая парадигма культурологии: категории.

1.2.1. Прототипические категории.

1.2.2. Категория «предпонимание».

1.2.3. Коммуникативные категории.

1.2.4. Концепт как категория.

1.3. Стереотип как объект лингвокультурологии.

1.3.1. Этнокультурный стереотип.

1.3.2. Предрассудок.

1.3.3. Символ.

1.4. Национальный характер.

1.4.1. Понятие национального характера.

1.4.2. Особенности американского национального характера.

1.4.3. Источники формирования и описания национального характера.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Лингвокультурологический анализ стереотипов американского характера.

2.1. Стереотип «уверенность в себе» (CONFIDENCE).

2.1.1. Концепт «уверенность в себе» (CONFIDENCE).

2.1.2. Социокультурное содержание стереотипа-концепта «уверенность в себе» (CONFIDENCE).

2.1.3. Идеальный образ стереотипа-концепта «уверенность в себе» (CONFIDENCE), конструируемого языком.

2.2. Стереотип «патриотизм» PATRIOTISM).

2.2.1. Концепт «патриотизм» (PATRIOTISM).

2.2.2. Социокультурное содержание стереотипа-концепта «патриотизм» (PATRIOTISM).

2.2.3. Идеальный образ стереотипа-концепта «патриотизм» (PATRIOTISM), конструируемого языком.

2.3. Стереотип «успешность» (WEALTH).

2.3.1. Концепт «богатство» (WEALTH).

2.3.2. Социокультурное содержание стереотипа-концепта «успешность» (WEALTH).

2.3.3. Идеальный образ стереотипа-концепта «успешность» (WEALTH), конструируемого языком.

2.4. Языковая объективация американского национального характера концептосферой: CONFIDENCE - PATRIOTISM - WEALTH.

Выводы по главе 2.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурная специфика стереотипов-концептов национального характера: "уверенность в себе", "патриотизм", "успешность" американской лингвокультуры»

Данная работа выполнена в рамках лингвокогнитивного и лингвокультурологического подходов и посвящена раскрытию феномена американского национального характера посредством исследования механизмов этнокультурной стереотипизации.

Актуальность исследования определяется потребностью изучения национальной специфики коммуникативного сознания разных народов. Сегодня в связи с процессами глобализации и перехода к информационному обществу наблюдаются следующие тенденции. С одной стороны, унификация образа жизни, а с другой стороны, тенденция к сохранению национально-этнической специфики, проявляющаяся в росте национального самосознания.

Изучение вопросов различий в сознании людей разных лингвокультурных сообществ [Воробьев 1997; Гачев 1997; Зарезина 2004; Леонтович 2002, Маслова 2001; Павловская 1998; Прохоров 2003], особенностей восприятия другого народа и образа «другого» вообще [см. об этом: Дейк 1989; Вежбицкая 1996, 1999, 2001; Степанов 1997] представляется необходимым для более глубокого овладения другой культурой, преодоления конфликтов в межкультурной коммуникации [Галкина 2004; Грушевицкая, Попков, Садохин 2003; Зарезина 2004; Кабакчи 2001; Леонтович 2002; Мишланова, Пермякова 2005; Павловская 1998; Прохоров 2003; Садохин 2004; Тер-Минасова 2000].

В настоящее время известны работы [Гачев 1995; Де-Вос 2001; Мюррей 2001; Сантаяна 2003; Стернин, Стернина 2001; Хсю 2001; Aguirre 1998; Aguirre, Baker 1995; Althen 1988; Goodpaster 1998; Kempton 1996; Lanier 1996; Needleman 2002; Wilson, Wilson 1998], описывающие специфику американской лингвокультуры, а также, посвященные анализу отдельных концептов [Декленко 2004; Миронец 2007; Новоселова 2006]. Вместе с тем более систематизирующих работ, основанных на современных методах исследования, все еще недостаточно. Очевидно, что лингвокультурология - одна из наиболее перспективных отраслей современного макролингвистического знания. Ее содержание попадает в поле зрения разных наук: лингвистики, лингвокультурологии, социологии, когнитологии, этнологии, или культурной антропологии (в западном варианте). Согласно культурной антропологии, все языковые формы составляют подкласс более общей категории - категории культурных форм. Язык мыслится как составной элемент культуры, включающей в себя структуру социальных отношений. На этом основании возникла теория соответствий (изоморфизма) элементов языка и культуры, языка и социальной структуры [Бабаева 2002; Гумбольдт 1985; Карасик 1992; Конецкая 1997; Сепир 1993; Соколов 2001; Сорокин 2000; Уорф 1972; Bernstein 1972, 1979; Labov 1972, 1976]. Как элементы языка могут быть описаны в терминах оппозиций, так и единицы и отношения других культурных форм могут быть описаны сходным образом.

Анализ лингвистической литературы показал недостаточную разработанность проблемы взаимосвязи стереотипа с национальным характером. Исследование стереотипов как моделей репрезентации сознания позволит понять структуру этнокультурных доминант национального характера вообще (и на примере американского варианта, в частности, как его идиолекта). За стереотипами-концептами признается способность воссоздавать в своей семантике характерные черты национального менталитета — представителей определенного лингвокультурного пространства. Данная работа представляет собой опыт изучения аксиологических стереотипов-концептов: «уверенность в себе» (CONFIDENCE), «патриотизм» (PATRIOTISM), «успешность» (WEALTH) - как имеющих особое значение культурных маркеров (установок), лежащих в основе национального характера (на материале современного английского языка американского социума).

Патриотизм» (PATRIOTISM) является одной из основных политических ценностей для различных лингвокультур, так как основной формой организации общества остается государство, поэтому изучение универсальных и специфических репрезентаций аксиологического стереотипа-концепта «патриотизм» в современном мировом лингвокультурном пространстве является актуальной задачей.

Достижению доминирующего положения в сообществе способствует такая черта национального характера как «успешность». Жизненный успех может определяться отличающимся набором установок и является приоритетом в различных лингвокультурах. В американской лингвокультуре стремление к успеху является одной из основных ценностей. В жизни американца «успешность» и уровень успеха измеряется богатством (wealth). Установка «успешность» как черта американского национального характера распредмечивается в стереотипе-концепте WEALTH (богатство).

Антагонистичность традиционно выделяемых черт американского национального характера можно объяснить, если признать эти противоречия проявлением одной базовой ценности - американской «уверенности в себе» (CONFIDENCE), существенным выражением которой является страх перед зависимостью [Хсю 2001: 204-228]. Стереотип-концепт «уверенность в себе» (CONFIDENCE) объединяет систему структурных элементов американского национального характера.

Объектом исследования является национальный характер американской лингвокультуры как определенный набор устойчивых аксиологических признаков, отражающих базовые духовные ценности данного социума.

Предмет исследования — вербализация стереотипов-концептов «уверенность в себе» (CONFIDENCE), «патриотизм» (PATRIOTISM), «успешность» (WEALTH), репрезентирующих ряд доминантных черт в структуре американского национального характера.

Цель работы заключается в выявлении идиоэтнической специфики объективации основных стереотипных представлений американцев о своем народе (и других народов), о национальном характере, а также механизмах их репрезентации и функционирования в дискурсе американской лингвокультуры. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: 1) определить теоретико-методологическую базу исследования национальных языковых стереотипов в рамках лингвокультурологии;

2) определить и описать основные категории, конституирующие понятие стереотипа как объекта концептуализации лингвистического этнокультурного феномена «национальный характер»;

3) описать источники формирования и пути изучения лингвистического феномена национального характера;

4) моделировать фрейм американского национального характера как лингвистическую абстракцию в виде существующего в лингвокультуре и сознании комплекса устойчивых представлений о себе и окружающих народах (авто- и гетеростереотипов);

5) провести лингвокультурологический анализ стереотипов-концептов: «уверенность в себе» (CONFIDENCE), «патриотизм» (PATRIOTISM), «успешность» (WEALTH) как базовых ценностных ориентаций, лежащих в основе американской лингвокультуры, и установить роль исследуемых стереотипов-концептов в языковой объективации американского национального характера.

Методологической основой настоящего исследования послужили:

1) Идея антропоцентричности языка, суть которой состоит в том, что человек представляет в голове такой порядок вещей, определяющий его духовную сущность, мотивы его поступков и иерархию ценностей, где он сам выступает в качестве естественной точки отсчета (В. фон Гумбольдт, А. А. Потебня, Э. Сепир, Б. JI. Уорф, П. А. Флоренский, М. Хайдеггер).

2) Базовые положения когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, постулирующие необходимость исследования языка как интериоризованной способности, внутренне существующей системы ментальных репрезентаций языкового знания (В. 3. Демьянков, Е. С. Кубрякова, Дж. Лакофф, Р. Лангакер, Ю. С. Степанов).

3) Прототипический подход к явлениям категоризации и концептуализации окружающей действительности (Л. Витгенштейн, Е. С. Кубрякова, Э. Рош). Методы исследования. В работе использовались метод концептуального анализа с приемом сплошной выборки из оригинальных источников и классификации исследованного материала, анализ словарных дефиниций, метод когнитивного моделирования, основанный на теории фреймов и заключающийся в построении моделей ментальных репрезентаций, выявляющий особенности объективации стереотипов-концептов; метод интерпретационного анализа, призванный воссоздать восприятие реальности глазами другого лингвокультурного сообщества, компонентный анализ, прием математического подсчета для установления лингвокультурных доминант.

Материалом исследования послужили статьи из научно-популярных и периодических американских изданий Newsweek, The Economist, Washington Post и художественные произведения современных английских и американских авторов (таких как: F. S. Fitzgerald, M. Moore, О. Wilde и др.), а также корпус сплошной выборки авторитетных англо-американских толковых, энциклопедических, фразеологических, синонимических, этимологических словарей, словарей пословиц, крылатых выражений, прецедентных высказываний, цитат. Привлечение английских, американских источников, а также материалов международных СМИ обуславливается необходимостью воссоздать комплексную картину представлений нации о себе и взгляда со стороны (автостереотипов и гетеростереотипов), сопоставления, описания развития и противоречий идеологических установок в историческом аспекте (развитие в Америке индивидуализма, равенства и независимости как идеологических установок Европы XIV века). Объем выборки составил около 14352 единиц анализа (слов, словосочетаний, предложений, фрагментов дискурса, содержащих указанные концепты).

Научная новизна работы заключается в лингвистическом моделировании феномена национального характера и комплексном лингвоконцептологическом и лингвокультурологическом описании репрезентации аксиологических стереотипов-концептов в рамках определенного лингвокультурного пространства. Многоаспектность такого лингвокультурного феномена -национального характера - описана как набор организованных прототипических когнитивных признаков, что позволяет выявить специфику аксиологических доминант американской лингвокультуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в дальнейшее развитие теории языка, лингвокультурологии, когнитологии и процессов категоризации, аксиологической лингвистики, межкультурной коммуникации и, в частности, концептологии, в рамках которой и осуществляется построение моделей репрезентации стереотипов-концептов в американском языковом сознании и национальном характере.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут найти применение в преподавании специализированных курсов по когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, межкультурной коммуникации, а также в качестве справочного материала по страноведению и регионоведению. На защиту выносятся следующие положения:

1. Национальный характер представляет собой существующий в лингвокультуре и национальном сознании определенный комплекс устойчивых представлений о себе и окружающих народах (авто- и гетеростереотипов). Моделирование концептуального образа национального характера как лингвистической абстракции возможно с помощью набора когнитивных признаков, имеющих кластерную организацию и формирующих фрейм.

2. Стереотипы-концепты «уверенность в себе» (CONFIDENCE), «патриотизм» (PATRIOTISM), «успешность» (WEALTH) репрезентируются в базовых чертах национального характера американцев, который представляет собой иерархически организованную структуру.

3. Аксиологические стереотипы-концепты «уверенность в себе» (CONFIDENCE), «патриотизм» (PATRIOTISM), «успешность» (WEALTH) моделируются как набор организованных, пересекающихся прототипических ядерных, приядерных и периферийных когнитивных признаков.

4. Характеристикой аксиологических стереотипов-концептов: «уверенность в себе» (CONFIDENCE), «патриотизм» (PATRIOTISM), «успешность» (WEALTH) - является их способность вступать в отношения ассоциативного пересечения с базовыми культурными концептами, образующими ценностную картину мира американской лингвокультуры: «независимость» (INDEPENDENCE), «свобода» (FREEDOM), «равенство» (EQUALITY).

5. Сущностной характеристикой аксиологического стереотипа-концепта «уверенность в себе» (CONFIDENCE) является его объединяющая функция в системе структурных элементов модели американского национального характера.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на региональной научно-практической конференции в КузГПА в 2005 г., на межвузовской научно-практической конференции в НФ СПб ИВЭСЭП в 2006 г., на региональной научно-практической конференции в 2007 г., на Всероссийской научно-практической конференции в КузГПА в 2008 г., на заседании аспирантского семинара кафедры английской филологии № 1 Кем ГУ. По теме исследования опубликовано семь работ.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка источников примеров. Основные выводы по проведенному анализу приведены после каждой главы, а также изложены в заключении. Общий объем работы составляет 206 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория языка», Ноженко, Елена Викторовна

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

1. Аксиологические стереотипы-концепты: «уверенность в себе» (CONFIDENCE), «патриотизм» (PATRIOTISM), «успешность» (WEALTH) -представляют собой набор существенных для американской лингвокультуры смыслов, то есть ценностных доминант, которые входят в прототипическую структуру американского национального характера.

2. Американский национальный характер распредмечивается в концептосфере CONFIDENCE - PATRIOTISM - WEALTH. Стереотипы-концепты CONFIDENCE, PATRIOTISM, WEALTH репрезентируются в следующих устойчивых чертах национального характера американцев: 1) властность, 2) успешность, 3) счастье (оптимизм и общая уверенность в положительном результате), 4) вера, 5) независимость, 6) гордость. Ядро модели национального американского характера составляет признак power (сила / власть), сформированный на базе ценностных ориентаций CONFIDENCE, PATRIOTISM, WEALTH.

3. На базе военной и экономической силы США формируется чувство национальной гордости. Эгоцентризм характерен для всех наций, является необходимым условием этнической идентификации и проявляется в такой черте, как враждебность к другим странам. Стремление к защищенности американской нации провоцирует экспансионистскую установку, стремление к монополярному миру, управление миром в отношении всех стран. В современном американском обществе сила, власть, материальная обеспеченность определяют защищенность человека как индивида. Защищенность нации в мировом сообществе требует обеспечения эффективности вооруженных сил. Патриотизм в Америке характеризуется милитаризмом.

4. В модели национального характера специфические черты американцев репрезентируются в когнитивном признаке superiority: активное самовосхваление собственного образа жизни, общественного устройства democracy), «роль строгого отца» в отношении других стран. В основе мессианизма США, навязывании своих культурных ориентиров лежат религиозные ценности протестантизма, активная жизненная позиция.

5. Политическое влияние США основывается на экономическом развитии страны. Становлению экономики США способствовала такая черта национального характера как успешность, измеряемая богатством (wealth). В XIX веке бурному экономическому росту способствовала «американская мечта» иммигрантов о достижении благосостояния в Новом свете. Исторически становление американской нации и рождение американского характера проходило на фоне завоевания природы и ее ресурсов.

6. США представляют собой переселенческую, искусственно построенную цивилизацию, принадлежность к нации определяется не рождением, а приобретенным гражданством. Иммигранты, порвавшие со своими корнями, большую ценность придавали свободе, а природные богатства Нового света были восприняты как собственность. Насаждение иммигрантами своей культуры в Новом свете сопровождалось расовой и религиозной нетерпимостью по отношению к коренному населению.

7. Пионеров, первых поселенцев, отцов-основателей характеризовало чувство упоения свободой, восхищением природой Нового света и прославление природных просторов и богатств. Однако измерение успешности исключительно достигнутым уровнем материального богатства, «улучшение» природы привело к формированию потребительского отношения к природе и жизни вообще. Категории силы и энергии, динамизм выразились в современном обществе в проблеме индустриализма и нарушением окружающей экологической среды обитания, поэтому для американского сознания характерны страх и картины экологической катастрофы.

8. Представляя нацию переселенцев, порвав с корнями, американцы придавали особое значение свободе и независимости. Европейская идея свободы трансформировалась в сознании американцев до воинственного требования независимости и самостоятельности каждого индивида в обществе. Самостоятельность имеет непосредственное практическое выражение в стремлении американца делать все самому без посторонней помощи. Самостоятельность приводит также к уважению собственной личности, отношению к личности как уникальному характеру и созданию культа героев, которые, преодолев обстоятельства, добились успешности.

9. Идеи свободы, независимости и равенства нашли свою реализацию в общественном устройстве и политическом режиме, то есть в демократии. Демократия не является изобретением американцев, но позиционируется как развитое в США достижение и сопровождается активным ее экспортированием в другие страны с уверенностью в том, что ценности американского общества являются лучшими для всех наций.

Ю.Основанием независимости считается право частной собственности и ее охраны законом. С одной стороны, это привело к уважению законов, порядку, с другой стороны, развитию конформизма в обществе. Во времена завоевания природы взаимозависимость была условием выживания. В современных условиях лучшим выражением принципа взаимодействия, сложения усилий ради общего результата является «командный дух» (например, в корпорациях), но такое положение приводит к обезличиванию отдельного человека.

11.Экономическому росту способствовали мечты иммигрантов о лучшей жизни, возможность обретения желаемого богатства в новой стране через упорный тяжелый труд, идея, поддерживаемая также протестантской этикой (об обретении спасения). Приверженность к труду, а соответственно возможность перехода из одного социального слоя в другой формирует высокую вертикальную и горизонтальную мобильность в американском обществе. Американцы получают возможность обретения более высокого статуса благодаря активности, движению, с соответствующим представлением об устремленности времени от настоящего к будущему. Будущее представляет в американском сознании наибольшую ценность, так как оно зависит от самого американца, то есть от его самостоятельных действий, способностей.

12.Способность к какому-либо делу определяется больше приобретаемыми в процессе обучения навыками, доступными каждому, чем уникальными талантами. Такой подход формирует высокую оценку прикладного обучения на различных курсах (полезные знания, а не знание вообще), а также постоянную занятость и стремление экономии времени, отношение ко времени как ограниченному ресурсу, к упорядочиванию времени (расписание и правила).

183

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, настоящее исследование было посвящено изучению механизмов и способов языковой репрезентации национального характера как отражения ментальности определенного социокультурного сообщества на основе когнитивного, этнокультурного и социолингвистического подходов к исследованию языка.

Мы исходили из того, что каждая национальная целостность, а именно американский этнос, обладая уникальными характерными чертами, вносит свой вклад в общий образ мировой культуры, когнитивно преломляемый в общеязыковой картине мира, моделирование которой в лингвистическом аспекте позволяет глубже постигнуть природу человеческого мышления в целом.

Когнитивный подход основан на понимании языка как когнитивной способности. Суть заключается в том, чтобы объяснить, как и в каком объеме отражается в семантике языковых единиц комплекс знаний о мире, приобретенный человеком в ходе его жизнедеятельности.

Знание народа о мире представляет собой обобщающий итог опыта поколений, то есть оно принадлежит языковому социуму в целом.

Универсальное содержание мира (объективная реальность) преломляется посредством специфичных для лингвокультуры установок, поэтому каждая нация осуществляет категоризацию знаний о жизни мирового сообщества в особом контексте, характерном для собственного мировоззрения.

Этноцентризм характерен для каждой лингвокультуры и является случаем реализации принципа атропоцентричности, то есть представления человеком себя точкой отсчета в центре собственной системы представлений об объективном мире, системы стереотипов.

Изучение механизмов этнокультурной стереотипизации позволяет выявить универсальное и уникальное в национальном коммуникативном сознании разных народов. Этнокультурный стереотип как модель репрезентации национального сознания позволяет понять структуру этнокультурных доминант национального характера (и американского идиолекта). Изучаемые в лингвистике стереотипы-концепты воссоздают в своей семантике характерные черты национального менталитета, представителей определенного лингвокультурного пространства.

В результате проведенного исследования мы можем утверждать, что национальный характер представляет собой существующий в лингвокультуре и сознании комплекс устойчивых представлений о себе и окружающих народах (авто- и гетеростереотипов), а моделировать национальный характер как лингвистическую абстракцию можно в виде набора когнитивных признаков, имеющих кластерную организацию и формирующих фрейм.

Было установлено, что в основе национального характера лежат аксиологические установки, имеющие особое значение культурных маркеров. Данное исследование было посвящено проблеме описания лингвокультурного содержания стереотипов-концептов национального характера «уверенность в себе», «патриотизм», «успешность» (в американской лингвокультуре).

Описание прототипических признаков стереотипов-концептов «уверенность в себе», «патриотизм», «успешность» позволило выявить существующую организацию универсальных и специфических кластеров черт национального характера и представить модель (американского) национального характера, распредмеченную в концептосфере CONFIDENCE - PATRIOTISM - WEALTH.

Следуя теории прототипа, признаком базового уровня в модели американского национального характера является когнитивный признак — power (сила / власть), сформированный на базе ценностных ориентаций CONFIDENCE, PATRIOTISM, WEALTH. Ядро модели американского национального характера составляют прототипические когнитивные признаки: success, pride, faith, independence, power, happiness. Соответственно стереотипы-концепты CONFIDENCE, PATRIOTISM, WEALTH репрезентируются в следующих доминантных чертах национального характера американцев: 1) властность, 2) успешность, 3) счастье (оптимизм и общая уверенность в положительном результате), 4) вера, 5) независимость, 6) гордость.

Исследование вербальной репрезентации стереотипов-концептов «уверенность в себе», «патриотизм», «успешность» показало, что прототипические когнитивные признаки приядерного и периферийного уровня примыкают к ядерным признакам в виде набора черт, определенного смыслового содержания — кластеров.

В когнитивной структуре черт американского национального характера были выделены следующие оппозиции:

1. уверенность в себе — незащищенность (confidence — insecurity);

2. открытость - приватность (openness - privacy);

3. свобода — «здравый смысл» (freedom and reason);

4. демократия - консерватизм (democracy - conservatism);

5. мобильность - консерватизм (progress , modernity quickness — conservatism);

6. индивидуализм — «командный дух» (individualism - cooperation);

7. независимость - конформизм (the individual - the people);

8. неподчинение законам общества - самосовершенствование (one's own laws -self-improvement);

9. прагматизм - идеи (reason - ideas);

10.права - порядок (rights (equality, freedom, independence) - order (laws, control, guardian);

11.культ героев - вера в каждого (heroes - faith or ordinary man (can-do);

12.«красивая жизнь» - тяжелый труд (Hollywood movie - hard work).

Исходя из того, что статус в Америке - позиция приобретаемая, то стресс и напряжение характеризуют всю нацию. Поэтому американцы рассматривают некоторую долю конфронтации как способ продвижения вперед, но иногда такая антагонистичность ведет к регрессу и неспособности найти решение проблемы.

Таким образом, в американской культуре представлено основное противопоставление между материалистически-ориентированным образом жизни и идеалистически настроенным сознанием. Аксиологические стереотипы-концепты американского характера CONFIDENCE, PATRIOTISM, WEALTH в основе связаны с религиозными ценностями протестантизма, представляющем вариант христианства с положительно маркированной установкой к труду (hard work). Развитый в Европе «индивидуализм» как требование политических прав и равенства, данных человеку Богом, преобразовался в США скорее в требование экономической свободы и в преданность идее свободного предпринимательства. Политическая позиция США (роль строгого отца и защитника) имеет экономические основания.

Черты национального характера приводят к возникновению в лингвокультуре специфических для нее коммуникативных категорий. Для американской культуры характерны, например, динамизм и активность, что приводит к тому, что молчание считается неудобным. Светская беседа определенной тематики (small talk) помогает заполнить коммуникативное пространство, однако со стороны других культур такая беседа кажется недостаточно интеллектуальной и приводит к возникновению предрассудка. Причиной непонимания в данном случае является различная направленность коммуникации и разница в приемлемости тематики в разных культурах.

Для американцев характерна расовая и религиозная предубежденность, однако в современном обществе попытки решить названные проблемы привели к возникновению такого социального явления, как политическая корректность (tolerance). Коммуникативная категория tolerance приводит к эвфемизации американского общения.

Итак, в результате проведенного исследования можно утверждать, что аксиологические стереотипы-концепты американского характера CONFIDENCE, PATRIOTISM, WEALTH имеют сложную структуру и отражают религиозно-нравственную, политическую, социальную, экономическую и другие стороны жизнедеятельности американской нации на современном этапе развития. Американский национальный характер объективируется в концептосфере CONFIDENCE - PATRIOTISM - WEALTH.

Стереотипы американского характера CONFIDENCE, PATRIOTISM, WEALTH являются положительно маркированными аксиологическими концептами. В США аксиологические стереотипы-концепты американского характера CONFIDENCE, PATRIOTISM, WEALTH являются предметом гордости, пропагандируются и преподаются.

Репрезентация национального характера в различных лингвокультурах отличается не принципами организации прототипических когнитивных признаков выделенных стереотипов-концептов (полевое строение когнитивной модели от признака базового уровня, то есть ядра к периферии), а скорее семантической вариативностью наборов признаков (кластерами, то есть существующими семантическими сочетаниями прототипических признаков различных когнитивных слоев). Таким образом, лингвокультурное содержание кластеров в структуре стереотипов-концептов коррелирует с национальными чертами характера, а сам национальный характер объективируется в концептосфере в виде набора языковых признаков.

Проведенное исследование дает возможность утверждать, что объективация национальной ментальности как отражение черт национального характера может изучаться методами лингвистики на стыке с другими научными методами философии, социологии, когнитологии, антропологии и пр.

Перспективным направлением дальнейших исследований может служить анализ этностереотипов и стереотипов-концептов других национальных характеров в различных лингвокультурах (российской, британской и т.п.) для выявления общечеловеческих, универсальных культурных ценностей и способах их языковой объективации и национально-специфических черт лингвокультуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ноженко, Елена Викторовна, 2008 год

1. Арутюнова, Н. Д. Предложение и его смысл (логико-семантические проблемы) Текст. / Н. Д. Арутюнова. М. : Едиториал УРСС, 2003. - 384 с.

2. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Справочно-библиограф. материалы Текст. / А. Н. Афанасьев. М. : Индрик, 2000. -574 с.

3. Бабаева, Е. В. Отражение ценностей культуры в языке Текст. / Е. В. Бабаева // Язык, коммуникация и социальная среда. Вып. 2. Воронеж: ВГТУ, 2002. - С. 25 - 34.

4. Белик, А. А. Психологическая антропология (культура-и-личность). Историко-теоретический очерк / Личность, культура, этнос: Совр. психол. антропология / Под общ. ред. A.A. Белика. М. : Смысл, 2001. - С. 174 -203.

5. Булыгина, Т. В. Грамматические и семантические категории и их связи Текст. / Т. В. Булыгина // Аспекты семантических исследований. М. : Наука, 1980.-С. 320 -355.

6. Булыгина, Т. В. О границах и содержании прагматики Текст. / Т. В. Булыгина // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т.40. - 1981, N 4. - С. 333 - 342.

7. Буслаев, Ф. И. Преподавание отечественного языка: учеб. пособие для пед. Вузов Текст. / Ф. И. Буслаев. М. : Просвещение, 1992. - 512 с.

8. Василик, М. А. Основы теории коммуникации: Учебник Текст. / Ред. Проф. М. А. Василик. М. : Гардарики, 2003. - 615 с. стр. 357 - 359.

9. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание: пер. с англ. [Текст] / А. Вежбицкая; отв. ред. и сост. М. А. Кронгауз; вступ. ст. Е. В. Падучевой. — М. : Рус. слов., 1996. 411 с.

10. Вежбицкая, А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики Текст. / А. Вежбицкая; [Пер. с англ. А. Д. Шмелева]. М. : Яз. славян, культуры, 2001. - 272 с.

11. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков Текст. / А. Вежбицкая; [Пер. с англ. А. Д. Шмелева под ред. Т. В. Булыгиной]. М. : Яз. рус. культуры, 1999. - XII, 776, 1. с.

12. Верещагин, Е. М. Лингвострановедческая теория слова Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М. : Рус. язык, 1980. - 320 с.

13. Верещагин, Е. М. Язык и культура Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М. : Русский язык, 1990. —246 с.

14. Витгенштейн, JI. Философские работы. Часть 1. М. : Гнозис, 1994. — 522 с.

15. Воркачев С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Аспекты метакоммуникативной деятельности // Межвузовский сборник научных трудов, Выпуск 3. Воронеж, 2002 — С. 79 - 95.

16. Воробьев В.В. Лингвокультурология (теория и методы): монография. М.: РУДН, 1997.-331 с.

17. Гадамер Г.Х. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

18. Гак, В. Г. Отношение носителей языка к своему языку как проявление национально-культурной специфики языкового поведения // Национально-культурная специфика речевого поведения. Тезисы докладов. М., 1991. -С. 6-7.

19. Гак, В. Г. Языковые преобразования Текст. / В. Г. Гак. М. : Школа «Языки русской культуры», 1998. - 768 с.

20. Галкина, Е. А. Стереотип как лингвокультурный концепт Текст. / Е. А. Галкина // Теория языка и межкультурная коммуникация: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. — Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2004. -С. 8- 14.

21. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Космос — Психо — Логос Текст. / Г. Д. Гачев. М. : «Прогресс» - «Культура», 1995. - 480 с.

22. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством Текст. / Г. Д. Гачев. М. : Раритет, 1997. - 680 с.

23. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации Текст. / И. Н. Горелов. М. : Наука, 1980. - 104 с.

24. Горелов, И. Н. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации Текст. / И. Н. Горелов. М. : Молодая гвардия, 1991.- 240 с.

25. Гумбольдт, В. фон Избранные труды по языкознанию Текст. / В. фон Гумбольдт. М. : Прогресс, 2000. — 337 с.

26. Гумбольдт, В. фон Язык и философия культуры Текст. / В. фон Гумбольдт. М. : Прогресс, 1985. - 456 с.

27. Гумилев, Л. Н. География этноса в исторический период Текст. / Л. Н. Гумилев. Л. : Наука, 1990. - 279 с.

28. Грушевицкая, Т. Т. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов Текст. / Т. Т. Грушевицкая, В. Д. Попова, А. П. Садохин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.

29. Де-Вос, Дж. Этнический плюрализм: конфликт и адаптация (Пер. М. Г. Котовской, Т. В. Волковой). Личность, культура, этнос: Совр. психол. антропология Текст. / Дж. Де-Вос. - М. : Смысл, 2001. - С. 229 - 276.

30. Дейк, Т. А. ван Язык. Познание. Коммуникация Текст. / Т. А. ван Дейк / Пер. с англ. М. : Прогресс, 1989. - 312 с.

31. Декленко, Е. В. Лингвокультурологический аспект патриотического дискурса. : Автореф. дис. . канд. филолог, наук Текст. / Е. В. Декленко. -Челябинск, 2004. С. 3 - 21.

32. Демьянков, В. 3. Понимание как интерпретирующая деятельность Текст. /

33. B.З. Демьянков // Вопросы языкознания. 1983. - N 6. - С. 58 - 67.

34. Демьянков, В. 3. Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их моделирования на ЭВМ Текст. / В. 3. Демьянков. М. : Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1989. - 172 с.

35. Добровольский, Д. О. Национально культурная специфика во фразеологии

36. Текст. / Д. О. Добровольский // Вопросы языкознания. 1997. - № 6.1. C. 37- 47.

37. Добровольский, Д. О. Национально культурная специфика во фразеологии1.) Текст. / Д. О. Добровольский // Вопросы языкознания. 1998. - № 6. — С. 48 - 57.

38. Дридзе, Т. М. Язык и социальная психология Текст. / Т. М. Дризде. М. : Высш. шк., 1980. - 224 с.

39. Дридзе, Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии Текст. / Т. М. Дризде. -М. : Наука, 1984.-268 с.

40. Залевская, А. А. Отнесение к категории как способ идентификации значения слова Текст. / А. А. Залевская // Психологические и лингвистические аспекты проблемы языковых контактов: Сб. науч. тр. -Калинин: Изд-во Калинин, ун-та, 1984. С. 35 - 40.

41. Залевская, А. А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование Текст. / А. А. Залевская. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990.-206 с.

42. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику: Учебник для вузов Текст. / А. А. Залевская. М. : Рос. гос. гуманитар, университет, 2000. — 382 с.

43. Залевская, А. А. Текст и его понимание Текст. / А. А. Залевская. Тверь: ТГУ, 2001.- 177 с.

44. Зарезина, С. Н. Устойчивые личностные смыслы в аспекте межкультурной коммуникации (на материале статей о России в англоязычной прессе за1991-2004 гг.). : Автореф. дис. . кандидата филолог, наук Текст. / Зерезина С.Н. Иркутск, 2004. - С. 3 - 18.

45. Зинченко, В. П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии Текст. / В. П. Зинченко. М. : Новая шк., 1997.-334 с.

46. Кабакчи, В. В. Практика англоязычной межкультурной коммуникации Текст. / В. В. Кабакчи. СПб. : Союз, 2001. - 475 с.

47. Каменева, В. А. Гендерно-обусловленные стереотипы в публицистическом дискурсе (На материале американской прессы) : Дис. .канд. филолог, наук / В.А. Каменева. Кемерово, 2005. - 252 с.

48. Карасик, А. В. О связи национального юмора и национальной системы ценностей, 2001

49. Карасик, В. И. Культурные доминанты в языке Текст. / В. И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. Волгоград -Архангельск: Перемена, 1996. - С. 3 - 16.

50. Карасик, В. И. О категориях лингвокультурологии Текст. / В. И. Карасик // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2001. - С. 3 - 16.

51. Карасик, В. И. Этнокультурные типы институционального дискурса Текст. / В.И. Карасик // Этнокультурная специфика речевой деятельности: Сб. обзоров. М. : ИНИОН РАН, 2000. - С. 37 - 64.

52. Карасик, В. И. Язык социального статуса Текст. / В. И. Карасик. М. : Инт языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992. - 330 с.

53. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс Текст. / В. И. Карасик. М. : Гнозис, 2004. - 390 с.

54. Карасик, В. И. Лингвокультурный концепт как единица исследования Текст. / В.И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр./ Под ред. И. А. Стернина. — Воронеж: ВГУ, 2001. С. 75 - 80.

55. Караулов, Ю. Н. Предисловие. Русская языковая личность и задачи ее изучения Текст. / Ю. Н. Караулов // Язык и личность. М. : Наука, 1989. -С. 3 - 8.

56. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность: монография Текст. / Ю. Н. Караулов. 4-е изд., стер. - М. : Едиториал УРСС, 2004. - 263 с.

57. Катаев, В. Е. Национальный характер: опыт философского исследования Текст. / В. Е. Катаев. Иваново: ИвГУ, 2000. - 141 с.

58. Когнитивная семантика: Материалы Второй Междунар. шк.-семинара по когнитив. лингвистике, 11-14 сент. 2000 г. / Отв. ред. Н. Н. Болдырев.- В 2 ч. Ч. 1. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2000. — 243 с.

59. Кон, И. С. К проблеме национального характера Текст. / И. С. Кон // История и психология. М., 1971. - С. 125- 126, 114.

60. Кон, И. С. Социология личности Текст. / И.С. Кон. М. : Политиздат, 1967.-383 с.

61. Конецкая, В. П. Социология коммуникации. Учебник Текст. / В.П. Конецкая. М. : Междунар. Ун-т бизнеса и управления, 1997. - 304 с.

62. Костомаров, В. Г. Между языком и культурой Текст. / В. Г. Костомаров, Н. Д. Бурвикова // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз.сб.науч.трудов / Отв.ред. М. П. Котюрова; Перм. Ун-т. Пермь, 2003. - Вып.6. — С. 9 - 15.

63. Кубрякова, Е. С. Возвращаясь к определению знака Текст. / Е. С. Кубрякова // Вопросы языкознания. М. : Наука, 1993. - № 4. - С. 18 - 27.

64. Кубрякова, Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов Текст. / В. 3. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, JL Г. Лузина. М. : Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. - 205 с.

65. Кубрякова, Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика-психология когнитивная наука Текст. / Е. С. Кубрякова // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4.- С. 34 - 47.

66. Кубрякова, Е. С. Язык и знание: на пути получения знаний о яз.: части речи с когнитив. точки зрения. Роль яз. в познании мира Текст. / Е. С. Кубрякова. М. : Языки славян, культуры, 2004. - 555 с.

67. Кузнецов, А. М. От компонентного анализа к компонентному синтезу Текст. / А. М.Кузнецов. М. : Наука, 1986. - 125 с.

68. Кузнецов, А. М. Национально-культурное своеобразие слова Текст. // Язык и культура: Сб. науч.-аналит. обзоров. М. : ИНИОН АН СССР, 1987. -С. 141 - 163.

69. Культурология: Дайджест Текст. / Редкол.: И. Л. Галинская (гл. ред. и сост.) и др. М. : РАН. ИНИОН, 1999. - № 4 (12). - 260 с.

70. Лакофф, Дж. Лингвистические гештальты Текст. / Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10. Лингвистическая семантика. М. : Прогресс, 1981. - С. 350 - 368.

71. Лакофф, Дж. Мышление в зеркале классификаторов Текст. / Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. -М. : Прогресс, 1988. С. 12 - 51.

72. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении Текст. / Л. Леви Брюль. - М. : Педагогика - пресс, 1999. - 603 с.

73. Леви-Строс, К. Структурная антропология / Пер. с фр. Текст. / К. Леви-Строс. М.: Наука, 1985.- 536 с.

74. Леонтович, О. А. Русские и американцы; парадоксы межкультурного общения Текст. / О. А. Леонтович. Волгоград: Перемена, 2002. - 435 с.

75. Леонтович, О. А. Теория коммуникации & прикладная коммуникация Текст. / О. А. Леонтович // Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1/ Под общей редакцией И.Н. Розиной. Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. - С. 63 - 67.

76. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: Учеб. для вузов Текст. / А. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2003. - 287 с.

77. Леонтьев, А. А. Речевая деятельность. Факторы вариантности речевых высказываний Текст. / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. М. : Наука, 1974. - С. 21 - 35.

78. Липпман, У. Общественное мнение Текст. / У. Липпман. М. : Институт фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.

79. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка Текст. / Д. С. Лихачев // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: антол. / Ин-т народов России [и др.]; под общ. ред. В. П. Нерознака. М., 1997. - С. 280-287.

80. Лихачев, Д. С. Русская культура: сборник Текст. / Д. С. Лихачев. М. : Искусство, 2000. - 438 с.

81. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек текст - семиосфера -история Текст. / Ю. М. Лотман. - М. : Языки рус. культуры, 1999. - 447 с.

82. Личность, культура, этнос: Совр. психол. антропология Текст. / Под общ. ред. А. А. Велика. М. : Смысл, 2001. - 555 с.

83. Логический анализ языка: Образ человека в культуре и языке / РАН. Ин-т языкознания Текст. / Отв. ред.: Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М. : Индрик, 1999. - 422 с.

84. Малиновский, Б. Научная теория культуры Текст. / Б. Малиновская . М. : ОГИ, 2000. - 206 с.

85. Маслова, В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений Текст. / В. А. Маслова. М. : Издательский центр «Академия», 2001.-208 с.

86. Мельникова, А. А. Язык и национальный характер. Взаимосвязь структуры языка и ментальности Текст. / А. А. Мельниеова. СПб. : Речь, 2003. — 320 с.

87. Мечковская, Н. Б. Язык и религия: Лекции по философии и истории религий. Учеб. пособие по спец."Философия", "История", "Культурология", "Философия", "Теология", "Соц.психология" Текст. / Н. Б. Мечковская. М. : Торговый дом "Гранд", 1998. - 350 с.

88. Микиденко, Н. JI. Символ в национальном самосознании: понятие, функции в обществе: Автореферат дис. . канд. социологических наук, Текст. / Н. JT. Микиденко. Новосибирск, 2001. - С. 3 - 24.

89. Мишланова, С. JI. Межкультурная парадигма и перспективы межкультурной коммуникации Текст. / С. JI. Мишланова, Т. М. Пермякова // Стереотипность и творчество в тексте. Межвуз. сб. науч. тр. -Пермь, 2005. С. 340 - 350.

90. Миронец, Е. С. Эволюция и особенности языковой репрезентации аксиологического концепта «DEMOCRACY» в инаугурационных речах президентов США: Автореферат дис. . канд. филолог, наук Текст. / Е. С. Миронец. Владивосток, 2007. - С. 3 - 20.

91. Мюррей, Д. Что такое западная концепция «Self»? (Пер. Н.М. Лебедевой) / Текст. / Личность, культура, этнос: Совр. психол. антропология / Под общ. ред. А. А. Белика. М. : Смысл, 2001. - С. 309 - 328.

92. Никитин, М. В. Основания когнитивной семантики: Учебное пособие Текст. / М. В. Никитин. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. -227 с.

93. Новикова, Т. Б. Методы и приемы изучения лингвокультурных концептов Текст. / Т. Б. Новикова // Проблемы лингвокультурологии и теории дискурса: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Карасика, Н. А. Красавского. -Волгоград: Перемена, 2003. С. 19-24.

94. Новоселова, Т. Н. Концепт MATERIAL WEALTH и его языковая онтологизация в англо-американской культуре: Автореф. дис. . канд. филолог, наук Текст. Т. Н. Новоселова. Иркутск, 2006. - С. 3 - 17.

95. Остринская, Н. Н. Плюрализм проблемного поля лингвокультурологии Текст. / Н. Н. Остринская // Проблемы лингвокультурологии и теории дискурса: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Карасика, Н. А. Красавского. — Волгоград: Перемена, 2003. — С. 19 24.

96. Ощепкова, В. В. Краткий Англо-русский лингво-страноведческий словарь: Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия Текст. / В. В. Ощепкова. -М. : Флинта, 2000. 173 с.

97. Павловская, А. В. Россия и Америка. Проблемы общения культур Текст. / А. В. Павловская. М. : Издательство Московского университета, 1998. — 304 с.

98. Парыгин, Б. А. Анатомия общения: Учеб. Пособие. Текст. / Б. А. Парыгин. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 301 с.

99. Парыгин, Д. Б. Общественное настроение Текст. / Д. Б. Парыгин. М., 1966.-С. 74, 136.

100. Пирс, Ч. С. Избранные философские произведения. Пер. с англ. Текст. / Ч. С. Пирс. М. : Логос, 2000. - 448 с.

101. Попова, 3. Д. Очерки по когнитивной лингвистике Текст. / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. -Воронеж : Истоки, 2001. 191 с.

102. Постижение культуры: Ежегодник. / Рос. ин-т культурологи Текст. / Под. Ред. О. К. Румянцева.- М., 2001. Вып. 11. 356 с.

103. Потебня, А. А. Слово и миф Текст. / А. А. Потебня. М.: Правда, 1989. -282 с.

104. Прохоров, Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев Текст. / Ю. Е. Прохоров. М. : Едиториал УРСС, 2003. - 224 с.

105. Розенбергер, Н. Диалектическое равновесие в полярной модели «Self»: пример Японии (Пер. Н.М. Лебедевой) / Личность, культура, этнос: Совр.психол. Антропология Текст. / Под общ. ред. А. А. Велика. М. : Смысл, 2001.-С. 277-308.

106. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов Текст. / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. М. : ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. - 623 с.

107. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира Текст. / Отв. ред. Б.А. Серебренников. М. : Наука, 1988. - 215 с.

108. О.Россия и Запад: диалог культур / Московский государственный университет. Центр по изучению взаимодействия культур Текст. / отв. ред. А. В. Павловская. М., 1999. - Вып. 7. - 297 с.

109. Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. Текст. / А.П. Садохин. М. : Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

110. Сантаяна, Дж. Характер и мировоззрение американцев Текст. / Дж. Сантаяна / Перевод с англ. И. Мюрберг. М. : Идея-Пресс, 2003. - 176 с.

111. Сафина, 3. М. Цветовая символика и ее отражение во фразеологии Текст. / 3. М. Сафина // Проблемы лингвокультурологии и теории дискурса: Сб. науч. тр. -Волгоград: Перемена, 2003. С. 81 - 85.

112. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Е. Кибрика Текст. / Э.Сепир. М. : Прогресс. Универс, 1993.- 656 с.

113. Серебренников, Б. А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление Текст. / Б. А.Серебренников. М. : Наука, 1988. - 247 с.

114. Скорнякова, С. С. Тендерные стереотипы в средствах массовой коммуникации: Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации" Текст. / С. С. Скорнякова. СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2004. -С. 225 -231.

115. Скребцова, Т. Г. Американская школа когнитивной лингвистики Текст. / Т. Г. Скребцова.- СПб: 2000. 204 с.

116. Слышкин, Г. Г. Аксиология языковой личности и сфера наивной лингвистики Текст. / Г. Г. Слышкин // Социальная власть языка: Сб. науч. тр. Воронеж: ВГУ, 2001. - С. 87 - 90.

117. Слышкин, Г. Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов: Автореф. дис. . канд. филол. Наук Текст. / Г. Г. Слышкин. Волгоград, 1999. - 18 с.

118. Слышкин, Г. Г. К проблеме составления лингвокультурологического концептуария Текст. / Г. Г. Слышкин // Языковая личность: проблемы когниции и коммуникации: Сб. науч. тр. Волгоград : Колледж, 2001. - С. 27-31.

119. Соколов, А. В. Социальные коммуникации. Учебно-методическое пособие Текст. / А. В. Соколов. М. : ИПО Профиздат, 2001 - 224 с.

120. Сорокин, П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений Текст. / П. Сорокин. СПб. : Русский Христианский гуманитарный институт, 2000. — 1054 с.

121. Сорокин, Ю. А. Понятие "чужой" в языковом и культурном контексте Текст. / Ю. А. Сорокин, И. Ю. Марковина // Язык: этнокультурный и прагматический аспекты: Сб. науч. тр. Днепропетровск : Изд-во Днепропетровск, ун-та, 1988. - С. 4 - 10.

122. Ставцева, А. А. Концепт HUMAN INTELLECTUAL ABILITIES и его объективация во фразеологии современного английского языка: Автореферат дис. . канд. филолог, наук Текст. / А. А. Ставцева. -Иркутск, 2006.-С. 3 16.

123. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь рус. культуры: Опыт исслед. Текст. / Ю. С. Степанов. М. : Школа "Языки рус. культуры", 1997. - 824 с.

124. Стернин, И. А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры Текст. / И. А. Стернин // Этнокультурная специфика языкового сознания. Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2003. Изд. 2-е. -С. 97.

125. Стернин, И. А. Очерк американского коммуникативного поведения Текст. / Науч. редакторы: И. А. Стернин, М. А. Стернина. Воронеж : Истоки, 2001.-206 с.

126. Телия, В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц Текст. / В. Н. Телия. М. : Наука, 1986. - 143 с.

127. Телия, В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира Текст. / В. Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М. : Наука, 1988. - С. 173 - 204.

128. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. Пособие Текст. / С. Г. Тер-Минасова. М. : Слово, 2000. - 624 с.

129. Толстой, Н. И. Избранные труды. Т.1. Славянская лексикология и семасиология Текст. / Н. И. Толстой. М. : Языки рус.культуры, 1997. -519 с.

130. Томахин, Г. Д. США. Лингвострановедческий словарь Текст. / Г. Д. Томахин. М. : Русский язык, 1999. - 576 с.

131. Уорф, Б. JI. Грамматические категории Текст. / Б. JI. Уорф // Принципы типологического анализа языков различного строя. М. : Наука, 1972. - С. 44 - 60.

132. Уфимцева, А. А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира Текст. / А. А. Уфимцева // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М. : Наука, 1988. -С. 108 - 140.

133. Уфимцева, Н. В. Русские: опыт еще одного самопознания Текст. / Н. В. Уфимцева // Этнокультурная специфика языкового сознания. Сборник статей. Изд. 2-е. - М., 2003.- С. 139.

134. Федотова, JI. Н. Анализ содержания социологический метод изучения средств массовой коммуникации Текст. / JI. Н. Федотова. - РАН. Ин-т социологии. - М., 2001. - 201 с.

135. Федотова, JI. Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов Текст. / JI. Н. Федотова. СПб. : Питер, 2003. - 400 с.

136. Фетисова, С. А. Концептуализация имени цвета «красный»: Дисс. . канд. филолог, наук Текст. / С.А. Фетисова. Иркутск, 2005. - С. 3 - 151.

137. Фивкова, М. Н. Семантико-прагматическая классификация высказываний со значением позитивной самооценки (на материале английского языка) : Автореф. дис. . канд. филолог, наук Текст. /М. Н. Фивкова. Кемерово, 2005.-С. 3-24.

138. Флоренский, П. Собрание сочинений: Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии Текст. / П. Флоренский. М. : Мысль, 2000. - 447 с.

139. Формановская, Н. И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения Текст. / Н. И. Формановская. М. : ИКАР, 1998. - 292 с.

140. Хайдеггер, М. Бытие и время: Пер. с нем Текст. / М. Хайдеггер. М. : Наука, 2002. - 452 с.

141. Храмов, И. В. Национальный характер и его ментальные основания: Автореф. дис. . канд. философских наук Текст. / И. В. Храмов. -Ставрополь, 2004. С. 12 - 17.

142. Хроленко, А. Т. Иерархия лингвокультуроведческих дисциплин и их исследовательский инструментарий Текст. / А. Т. Хроленко // Лингвокультуроведение. Вып. 1. Сб. научных трудов. Курск: Изд-во КГПУ, 2001.-52 е., С. 8- 18.

143. Хсю, Ф. Л. К. Базовые американские ценности и национальный характер (Пер. Н.М. Лебедевой) Текст. Ф. Л. К. Хсю. // Личность, культура, этнос: Совр. психол. антропология. М. : Смысл, 2001. - С. 204 - 228.

144. Шаклеин, В. М. Лингвокультурная ситуация и исследование текста Текст. / В. М. Шаклеин. — М. : Общество любителей российской словесности, 1997.- 184 с.

145. Шапошникова, И. В. Этнолингвистический анализ текста в курсе истории английского языка: Учеб. пособие для студентов и аспирантов лингвистических университетов Текст. / И. В. Шапошникова. — Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2003. 253 с.

146. Шевчук, О. П. Цветообозначения китайского языка, их особенности и национально-культурная специфика : Автореферат дис. . канд. филолог, наук Текст. / О. П. Шевчук.- М., 2005. 25 с.

147. Широканов, Д. И. Стереотипы и динамика мышления Текст. / Д. И. Широканов, Е. А. Алексеева. Минск, 1993.

148. Шмелев, А. Д. О референции агентивных существительных Текст. / А. Д. Шмелев // Филологические науки. 1983, N 4. - С. 39 - 46.

149. Шпет, Г. Г. Сочинения Текст. / Г. Г. Шпет. М. : Правда, 1989. - 602 с.

150. Aguirre, A. American ethnicity: the dynamics and consequences of discrimination Text. / A. Aguirre, Jr., Jonathan, H. Turner. Boston: McGraw-Hill, Inc., 1998.-318 p.

151. Allport, G. W. The Nature of Prejudice Text. / G. W. Allport. Cambridge: Addison-Wesley, 1954. - 537 p.

152. Althen, G. American Ways Text. / G. Althen. Yarmouth.: Intercultural Press, Inc., 1988.- 169 p.

153. Bernstein, B. Social Class, Language and Socialization Text. / B. Bernstein // Language and Social Context: Selected Readings. P. P. Giglioli (Ed.). -Harmondsworth: Penguin, 1979. P. 157 - 178.

154. Dahlgren, K. Naive Semantics for Natural Language Understanding Text. / K. Dahlgren. Boston: Kluwer, 1988. - 258 p.

155. Dijk, T. A. van Studies in the Pragmatics of Discourse Text. / T. A. van Dijk. -The Hague: Mouton, 1981. 331 p.

156. Goodpaster, К. E. Policies and persons: a casebook in business ethics Text. / K. E. Goodpaster, Laura L. Nash. New York: McGraw-Hill, Inc., 1998. - 540 p.

157. Kempton, W. Environmental values in American Culture Text. / W. Kempton, J. S. Boster, A. Hartley. Massachusetts: First MIT Press, 1996. - P. 11 - 15.

158. Labov, W. Sociolinguistic Patterns Text. / W. Labov. Philadelphia: Univ. of Pennsylvania Press, 1972. - 344 p.

159. Labov, W. The Study of Language in Its Social Context Text. / W. Labov // Advances in the Sociology of Language. J. A. Fishman (Ed.). Vol.1. - The Hague: Mouton, 1976. - P. 92 - 151.

160. Labov, W. Therapeutic Discourse: Psychotherapy as Conversation Text. / W. Labov, D. Fanshel. New York: Academic Press, 1977. - 392 p.

161. Lakoff, G. Don't think of an elephant!: know your values and frame the dedebate: the essential guide for progressives Text. / G. Lakoff. Vermont: Celsea Green Publishing, 2004. - P. 3-119.

162. Lanier, A. R. Living in the U.S.A. Text. / A. R. Lanier. Yarmouth.: Intercultural Press, Inc., 1996. - P. 3 - 37.

163. Light, D. Sociology Text. / D. Light, Jr. S. Keller, C. Calhoun. N.Y.: Random House, Inc., 1989.-P. 3 -526.

164. Making America: The Society and Culture of the United States Text. / Ed. by Luther S. Luedtke. 2. print. - Washington: United States inform, agency. Div. for the study of the United States, 1988. - XII, 393 p.

165. Making America / The Society and Culture of the United States Text. / Edited by Luther S. Luedtke. Washington, D. C. : United States Information Agency, 2005. - 395 p.

166. Needleman, J. The American soul Text. / J. Needleman. N. Y. : Putnam books, 2002.-P. 3 -344.

167. Quasthoff, U. Soziales Vorurteil und Kommunikation. Eine sprachwissenschaftliche Analyse des Stereotyps Text. / U. Quasthoff. -Frankfurt (Main). -312 p.

168. Rosch, E. Human Categorization Text. / E. Rosch // Studies in Cross-Cultural Psychology. Ed. by N. Warren. Vol. I. London, New York, San Francisco: Academic Press, 1977. - P. 1- 49.

169. Rosman, A. The tapestry of culture: an introduction to cultural anthropology Text. / A. Rosman, P. G. Rubel. Boston: McGraw-Hill, Inc., 1998. - 394 p.

170. Searle, J. R. Indirect Speech Acts Text. / J. R. Searl // Syntax and Semantics 3. Speech Acts. New York: Academic Press, 1975. - P. 59 - 82.

171. Searle, J. R. Expression and Meaning: Studies in the Theory of Speech Acts Text. / J. R. Searl. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1979. - 187 p.

172. Searle, J. R. Foundations of Illocutionary Logic Text. / J. R. Searl, D. Vanderveken. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1985. - 227 p.

173. Sources: notable selections in race and ethnicity / edited by Adalberto Aguirre, Jr., and David V. Baker. Guilford, Connecticut: The Dushkin Publishing Group, Inc., 1995.-414 p.

174. Vander, Z. Sociology: the core Text. / W. James, Z.Vander. New York: McGraw-Hill, Inc., 1990. - P. 33 - 216.

175. Vander, Z. The Social Experience: An Introduction to Sociology Text. / W. James, Z. Vander. New York: McGraw-Hill, Inc., 1990. - P. 1 - 361.

176. Wilson, J. R. Mass Media / mass culture Text. / J. R. Wilson, S.Wilson. New York: McGraw-Hill, Inc., 1998. - 460 p.

177. Список использованных словарей и их сокращенные обозначения

178. Американа = Americana: англ. рус. лингвострановед. слов. / В. Н. Беляков, М. В. Васянин, О. Н. Гришина, Т. Ю. Замаева; Под ред. Г. В. Чернова. -Смоленск: Полиграмма, 1996. - 1185 с.

179. Добро пожаловать в США: всеобщий амер. рус. справ. Russian Yellow Pages, 1991- 1992: Пер. с англ. / Сост.: А. Шефтман, А. Чурмантеев. - Нью - Йорк; Russian Yellow Pages, 1992. - 383 с.

180. Britannica Online Электронный ресурс. Режим доступа : http: // http://www.britannica.com/. - 08/03/2006.

181. Chambers's Twentieth Century Dictionary. London: W a R Chambers Ltd, 1952.- 1364 p.

182. Encarta World English Dictionary North American Edition. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http: // www.encarta.msn.com/dictionary. -16/05/2008.

183. Hornby A.S. The Advanced Learner's Dictionary of Current English. London: Oxford University, 1958. - 1527 p.

184. LDOCE Online, 2007 Электронный ресурс. Режим доступа : http: // www.ldoceonline.com. - 03/06/2007.

185. Longman American Idioms Dictionary. Harlow: Pearson Education Limited, 2005.-402 p.

186. Longman Dictionary of Contemporary English. Harlow: Longman Group Ltd, 1995.- 1668 p.

187. Macmillan English Dictionary. Oxford: Macmillan Education, 2002. - 1692 p.11.MED CD ROM, 2002.

188. New College Standard Dictionary. New York: Funk a Wagnalls Company, 1961. - 1406 p.

189. Oxford Guide to British and American Culture. — Oxford: Oxford University Press, 2005.-533 p.

190. The American Heritage Dictionary of the English Language. — Boston: Houghton Mifflin Company, 1979. 1550 p.

191. The Columbia World of Quotations Электронный ресурс. . Режим доступа : http: // www.bartlebv.com. - 20/04/2008.

192. The Random House Dictionary of the English Language. New York: Allied Publishers Private Limited, 1976. - 1568 p.

193. Webster's New American Dictionary. New York: Books, 1958. - 1241 p.

194. Webster's Seventh New Collegiate Dictionary. — Calcutta, India: Scientific Book Agency, 1969,- 1221 p.

195. Список источников примеров

196. Britannica Online Электронный ресурс. . — Режим доступа : http: // www.britannica.com. 15/02/2006.

197. Fitzgerald, F. S. This Side of Paradise Text. / Ф. С. Фицджеральд По ту сторону рая. Роман. На англ.яз. — М. : Издательство «Менеджер», 2004. -288 с.

198. Moore, M. Stupid White Man Text. / M. Moore. England : the Penguin Group, 2001, 2002. - P. 1 - 281.

199. Newsweek, No. 8. Aug. 25 / Sept. 1, 2003.

200. Newsweek Special Issue, 2003.

201. Newsweek Электронный ресурс. . Режим доступа : http: // www.newsweek.com. - 08/03/2008.

202. The Economist 21st Edition The World in 2007 Text. / The Economist Newspaper Limited. England : London, 2006. - P. 1 - 132.

203. The Columbia World of Quotations Электронный ресурс. . — Режим доступа : http: // www.bartleby.com. 20/04/2008.

204. The Encarta Электронный ресурс. . Режим доступа : http: // www.encarta.msn.com. - 16/05/2008.

205. The Washington Post Электронный ресурс. . Режим доступа : http: // www.washingtonpost.com. - 04/07/2008.

206. Wilde, О. Fairy Tales and Stories Text. / O. Wilde. London : Octopus Books Limited, 1980.-P. 3 - 335.

207. Wilde, O. Plays Lady Windermere's Fan, A Woman of No Importance, An Ideal Husband, The Importance of Being Earnest Text. / O. Wilde. — Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1961. P. 3 - 360.

208. Wilde, O. The Works of Oscar Wilde: Volume 2: The Picture of Dorian Gray Text. / O. Wilde. London: Elibron Classics series. 2006. - 672 p.

209. Wilde, O. Selections Text. / О. Уайльд «Избранные произведения». — M. : Издательство «Прогресс», 1979. С. 5 - 391.

210. Список условных сокращений источников примеров

211. Oxford Guide to British and American Culture OGBAC

212. Longman American Idioms Dictionary — LAID

213. Macmillan English Dictionary. MED

214. The Columbia World of Quotations CWQ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.