Этнополитические конфликты: популяционный аспект генезиса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Сайфуллин, Рубин Гатуфович

  • Сайфуллин, Рубин Гатуфович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2004, Казань
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 173
Сайфуллин, Рубин Гатуфович. Этнополитические конфликты: популяционный аспект генезиса: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Казань. 2004. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Сайфуллин, Рубин Гатуфович

Введение

Раздел 1. Теоретико-методологические подходы к анализу этнополитиче-ских конфликтов

1.1. Теории политического конфликта и этноконфликтологические концепции: достижения и проблемы

1.2. Полипарадигмальный подход к анализу этнополитических конфликтов

1.3. Основные положения концепции Л.Н. Гумилева и изменения к ним 39 Раздел 2. Однопоколенные циклы социально-политических конфликтов в истории зарубежных стран

2.1. Пассионарные волны в Китае (вторая половина XVIII - XIX век) i 2.2. Пассионарные волны в Древнем Риме и Византии . . . J . . . . 101 М 2.3. Пассионарные волны во Франции и Англии (вторая-половина XVIII

XIX век)

Раздел 3. Однопоколенные циклы социально-политических конфликтов в истории России

3.1. Пассионарные волны в фазовом переходе подъем-акматика (XVII 124 век)

3.2. Пассионарные волны в фазовом переходе акматика-надлом и в фазе надлома (вторая половина XIX - XX век)

3.3. Прогноз развития России

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнополитические конфликты: популяционный аспект генезиса»

Актуальность исследования. Понятие "конфликт" является сегодня одним из самых распространенных в научной и публицистической литературе. И это не случайно. Для ушедшего века было характерно неизвестное ранее по масштабам и глубине противоборство социально-политических сил за переустройство миропорядка и всей системы общественных отношений, приведшее к двум мировым и сотням региональных и гражданских войн. С началом нового века мир столкнулся с новыми реальными угрозами. К не потерявшим своей актуальности угрозам термоядерной и экологической катастрофы добавились агрессивный национализм и международный терроризм. В связи с этим круг проблем, обращенных напрямую к политической власти, многократно расширился по сравнению с предшествующим временем. Резко возросло число и изменился: характер субъектов политики как внутри отдельных стран, так и на международной арене. Возникшие в последние годы новые социальные движения, среди которых все большую роль начинают играть этнические, сделали очевидным тот факт, что многие грани общественных отношений приобрели политический характер. Именно политика во многом определяет сегодня условия существования и отдельного человека, и семьи, и национального сообщества, и всей человеческой цивилизации.

С окончанием "холодной войны" мировое противостояние по социальному признаку ("капитализм-социализм"), служившее осью мировой политики, во многом потеряло свою актуальность. Однако сегодня вышли на поверхность другие, не менее опасные конфликты. Разделение мира по культурному признаку и обострение межцивилизационных противоречий создает не менее острые и сложные проблемы для межкультурной коммуникации, для ослабления деструктивного потенциала конфликтов и профилактики форм и способов конфликтного противоборства.

На смену главным идеологическим конфликтам XX века приходят конфликты ценностей. В свое время Ф.Фукуямой была высказана мысль о том, что войны будущего возникнут по вопросам распределения и контроля над ресурсами (т. е. будут "потребительскими войнами") в условиях полной и безраздельной победы либеральных принципов и форм организации общественной жизни. Своеобразным ответом Ф.Фукуяме стала концепция конфликта цивилизаций С.Хантингтона. В этой концепции обращается внимание не столько на экономические, сколько на культурные основания конфликтов, и прежде всего на рост цивилизационной идентичности людей и обострение борьбы между нациями и группами, представляющими различные цивилизации. Конфликты идентичности, как всякие ценностные конфликты, отличаются наибольшей на-сильственностыо и интенсивностью, и поэтому их гораздо труднее урегулировать, чем конфликты интересов. Активизировавшиеся в современном мире этнические конфликты проистекают как раз из ценностных конфликтов, в которых цели и устремления участников конфликта имеют тенденцию стать взаимоисключающими или несовместимыми, что делает их чрезвычайно трудными для урегулирования.

Конфликты идентичности и ценностей, лежащие в основе этнических конфликтов, станут, вероятнее всего, самыми типичными в новом веке. Об этом позволяет говорить взрыв этнополитических конфликтов и их доминирование, начиная с 60-х гг. XX века, среди конфликтов всех других типов и видов. Как отмечают отечественные исследователи, сегодня этнополитические конфликты составляют более 90 % всех конфликтов, происходящих на планете [85, с.51]. В случае эскалации они легко превращаются в наиболее опасный тип современных конфликтов - вооруженный. По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, в середине 90-х гг. XX века более 70 % вооруженных конфликтов по всей планете были межэтническими [92, с.226].

Таким образом, всестороннее изучение этнополитических конфликтов как наиболее типичных для нынешней стадии общественного развития представляется чрезвычайно актуальным. Степень этой актуальности еще больше возрастает, учитывая, что в последней четверти XX века этнополитические конфликты вышли на авансцену внутриполитической жизни большинства многонациональных государств. Активизация этнополитических процессов способствовала краху некоторых государственных образований, например, Югославии и СССР.

В силу ряда причин обладает повышенной этнополитической конфликто-генностью и этап развития, переживаемый сегодня Россией. Здесь и историческое наследие, и неудачи реформирования последних лет, и упрощенное, догматическое видение самой проблематики этого реформирования властвующей элитой. Последние полтора десятка лет в истории российского государства и общества отличались высоким динамизмом политических процессов, повышенной конфликтностью, сложной расстановкой и ожесточенным противоборством политических сил и государственных институтов. Этот опыт нуждается в глубоком и всестороннем осмыслении прежде всего с конфликтологических позиций, чтобы быть в состоянии дать квалифицированный прогноз вероятных конфликтов в будущем.

Степень разработанности темы. Изучением этнополитических конфликтов занимается этнополитическая конфликтология - наука о сущности, причинах возникновения и роли этнополитических конфликтов, путях и методах их прогнозирования, эффективного управления и цивилизованного урегулирования, о механизмах и средствах обеспечения этнополитической стабильности и безопасности. Этнополитические конфликты рассматриваются как несовпадение и/или несовместимость ценностей, столкновение интересов и целей различных этнонациональных общностей между собой, а также с ценностями, интересами и целями государства и доминирующей в ней этнонации. По мнению отечественных исследователей, практически все этнические конфликты по мере их развития приобретают черты и характер политических конфликтов, а значительная часть политических конфликтов приобретают черты и характер этнических. Таким образом, в итоге оба этих типа конфликтов - этнические и политические - превращаются в этнополитические как отдельный, особый тип конфликтов, имеющих свои специфические черты, характер, причины зарождения и эскалации, пути и методы урегулирования [85, с.50].

Этнополитическая конфликтология связана с этнополитологией - наукой о месте и роли этнонациональных общностей (этносов, наций, коренных народов, национальных и этнических меньшинств) в истории человеческой цивилизации и политической жизни общества, об их взаимоотношениях между собой и с государством, о закономерностях этнополитических процессов, об идеологиях этнических и национальных движений, об основах и принципах этнона-циональной политики.

В рамках этих наук сформировалось множество этнополитических парадигм, знание и использование которых может помочь в-исследовании и урегулировании этнополитических конфликтов. Сегодня становится все более очевидным, что исследования этнополитических конфликтов, и особенно закономерностей и тенденций их развития, без полипарадигмального. подхода являются несовершенными и малоэффективными, а результаты некоторых из них могут оказаться ошибочными и привести к непредсказуемым последствиям. В условиях существования множества различных, порой диаметрально противоположных, взаимоисключающих парадигм особую значимость приобретает умение выбрать те из них, которые могут способствовать более глубокому пониманию причин зарождения и эскалации, сущности и функций этнополитических конфликтов, а также поиску более эффективных путей и методов их урегулирования. К числу таких парадигм отечественные исследователи относят этническую, национальную, всечеловеческую и конфликтно-консенсусную. Также, по их мнению, заслуживает внимания нейтральная теория национализма, а также некоторые положения этницистской парадигмы [85, с.49].

Однако, и полипарадигмальный подход сам по себе не гарантирует положительных результатов в изучении этнополитических конфликтов, в особенности, что касается постижения их природы и особенностей детерминации. Растущее осознание двойственной биосоциальной природы как самого человека, так и этнических общностей, приводит к необходимости использования междисциплинарного подхода к исследованию этнополитических конфликтов.

На основе междисциплинарного подхода получили развитие такие области современной науки, как социобиология и биополитика, сформировавшиеся на стыке биологии с науками о человеке и обществе. Социобиология, изучая биологические основы социального поведения живых существ, широко использует биологические модели для объяснения поведения человека. Специфика биополитики в сопоставлении с более широкой областью - социобиологией - заключается в преимущественном внимании к тем граням социального поведения живых существ, которые сопоставимы с политическим поведением индивидов и групп в человеческом обществе. В методологическом плане обе эти науки базируются на том, что биологические факторы, связанные с двуединой биосоциальной природой самого человека и его общностей, способны воздействовать на социально-политические процессы в обществе, в том числе влиять на масштабы, ход и формы течения этнополитических конфликтов.

Биополитическая школа, сложившаяся к началу 70-х гг. XX века в западной науке и в настоящее время интенсивно развивающаяся, представлена такими авторами, как Л.Кэлдевилл, Р.Мастерс, П.Мейер, А.Сомит, Г. и Дж. Шуберты и др. [118, 119, 125, 130, 131, 132, 135, 136, 137, 138, 139, 140]. Биополитическими являются исследования в биосоциальной области, рассматривающие взаимосвязи эволюционно-биологических факторов и протополитического структурирования человеческого общества. Биополитика включает в себя "все попытки применения биологических подходов, методов и данных в политологических исследованиях" [126]. Как отмечает А.В. Олескин, она связана с поиском аналогов основных аспектов политики (процессы управления, властные отношения, борьба за власть и конфликты) в различных биосоциальных системах [79, с.45]. Согласно А.В. Олескину, одной из проблем политологии, в решение которых биополитика может внести свой вклад, является выяснение эволюционно-биологических корней государства и общества и разработка на этой основе политических прогнозов, экспертных оценок и рекомендаций [79, с.46]. Более конкретно эту проблему он формулирует следующим образом: как в ходе биологической эволюции человекообразных обезьян, гоминид и далее первобытных людей возникли протополитические системы, вначале - орды и племена, затем - все известные и сегодня системы [80, с.69]. Как известно, племя является одной из наиболее ранних форм этнической общности. Поэтому эта проблема находится на стыке биополитики и этнополитологии и для ее решения представляется необходимым использование в том числе и этнополити-ческих парадигм.

Как это было убедительно показано Ю.В. Бромлеем, этнос в его биологическом срезе представляет собой генетически единую популяцию (или, точнее сказать, группу популяций), характеризующуюся признаком эндогамности [15, с.89; 16, с.114-125]. Последнее означает, что внутри группы популяций, составляющей этнос, браки заключаются существенно чаще, чем вне ее и, таким образом, эта группа популяций отделена от других аналогичных групп, т. е. других этносов, генетическими барьерами различной природы. Также известный отечественный антрополог В.П. Алексеев писал, что "этноструктура любой этнической общности. носит популяционный характер, отражает членение ее на популяции" [4, с. 176]. Аналогичного мнения придерживаются многие современные исследователи. Так, антрополог Н.А. Дубова пишет, что одной из форм популяций или их систем являются этносы [38, с.53].

Таким образом, биологическая сторона этничности проявляется в популя-ционной структуре любой этнической общности, которая вследствие этого имеет биосоциальную природу. Понимание этого характерно для многих обществоведов, указывающих, что "этнос - биосоциальная общность, есть порождение и часть биосферы и, одновременно, продукт социальной эволюции" [97, с.432]; "этнос - пограничная категория, обладающая двойственной природой -биологической и социальной" [62, с.147]; "этнос является биосоциокультурным образованием" [92, с.226].

Исходя из изложенного, одним из актуальных направлений исследования эволюционно-биологических корней государства и общества можно считать выяснение этно-биологической составляющей генезиса этнополитических конфликтов, а также прогнозирование на этой основе будущих этнополитических конфликтов. Решение этой проблемы связано с выяснением конкретных механизмов влияния динамики изменения популяционной структуры этнических общностей на возникновение этнополитических конфликтов, их масштабы и продолжительность.

Но изучение влияния динамики изменения популяционной структуры этнических общностей на социально-политические процессы, в том числе и в их конфликтологическом аспекте, не получило широкого развития как в социо-биологии и биополитике, так и в существующих этноконфликтологических концепциях. Как пишут В.А. Авксентьев и В.А. Шаповалов, современные постмодернистские этноконфликтологические концепции делают .упор на личностном начале в конфликтах [2, с. 13], объясняя их через действия тех или иных людей, постоянно сталкивающихся между собой по поводу тех или иных неудовлетворенных интересов. В этих концепциях фактически игнорируется тот очевидный факт, что люди, хотят они этого или нет, принадлежат к тому или иному виду общности.

Не составляет исключения в этом плане и новейшая концепция Д.Сэндоула [133], рассматривающая социальный конфликт в целом и этнический конфликт в частности как многоуровневое и многофакторное явление. Однако обращение Сэндоула к анализу биологических факторов конфликтного поведения человека выглядит просто как возвращение к социобиологическим методам исследования. При этом, несмотря на то, что один из "столпов анализа" в концепции Сэндоула прямо предусматривает всестороннее выяснение причин и условий возникновения конфликтов, вновь за рамками рассмотрения остается исследование влияния на этнополитические конфликты динамики изменения популяционной структуры этнических общностей.

По-видимому, одной из главных причин этого является убеждение постмодернистки ориентированных западных исследователей в том, что такие общности, как класс, группа, этнос и т.д. являются избыточной сущностью, выдумкой интеллектуалов. Эта позиция встречает негативную оценку среди авторитетных отечественных исследователей [1]. Влияние постмодернизма распространилось и на современную американскую антропологию, "подвергающей сомнению" реальность этносов как таковых, что также негативно оценивается отечественными специалистами [38, с.52]. JI.T. Яблонский объясняет отрицание большинством американских антропологов реальности существования этносов и рас "реакцией на попытки неоправданно вольного установления причинных взаимосвязей между популяцией и этносом, что может быть использовано расистами" [116]. При справедливости этого объяснения можно предположить, что в западной науке на исследование популяционной структуры этнических общностей наложено своеобразное "табу", вызванное боязнью расистского истолкования результатов исследования. Сложившееся положение не может считаться нормальным.

В отечественной этнографии исследованию популяционной структуры этнических общностей, их биосоциальной природе уделялось большое внимание на страницах периодической печати (см., например, [7, 37, 75]). Также эта проблематика затрагивалась в ряде монографий (см., например, кроме цитировавшихся выше работ Ю.В. Бромлея и В.П. Алексеева, также [5, 8, 14, 68]). Однако вопросы влияния динамики изменений популяционной структуры этнических общностей на социально-политические процессы обсуждались исследователями только в самом общем плане. Можно предположить, из боязни быть обвиненными в "биологизаторстве".

Вопросы влияния этногенетических факторов (одной из составляющих которых являются популяционные факторы) на социально-политические процессы были поставлены в работах Л.Н. Гумилева. В своем основном труде - "Этногенез и биосфера Земли" - Гумилев писал: "Этнос - специфическая форма существования вида Homo sapiens, а этногенез - локальный вариант внутривидового формообразования, определяющийся сочетанием исторического и хо-рономического (ландшафтного) факторов. В этнических феноменах налицо две формы движения - социальная и биологическая. Этносы являются биофизическими реальностями, всегда облеченными в ту или иную социальную оболочку" [36, с.35, 163, 227].

Почти все специалисты единодушны в том, что Гумилев положил в основу своей концепции в качестве главного постулата тезис о природно-биологическом характере этноса. Например, С.В. Лурье пишет, что Л.Н. Гумилев развивал понимание этноса как биологической единицы, "феномена биосферы" [67, с.37]. В этом же ключе высказывался Ю.В. Бромлей, по мнению которого концепция Гумилева основывается на представлении, что популяция составляет основу этноса. "Сведя сущность этноса к "физической или биологической реальности", Л.Н. Гумилев в конечном счете отождествил его с популяцией" [16, с. 122]. Необходимо отметить, что сам Бромлей не отрицал полностью взаимосвязи этноса с популяцией: "В силу эндогамии, создающей генетический барьер, этнос в той или иной степени выполняет одну из функций биологической единицы. Этнос выполняет функции популяции благодаря своей эндогамности" [15, с.89]. Позднее он пришел к выводу о наличии у каждого этноса сопряженной с ним популяции [16, с. 120].

Аналогичного мнения о концепции Гумилева придерживался В.П. Алексеев. "Л.Н. Гумилев аргументировал многими историко-географическими наблюдениями и теоретическими соображениями представление о народах, как о каких-то природных общностях, сходных с популяциями - элементарными ячейками биологической структуры человечества, и образующих так называемую этносферу, тесно связанную с .биосферой. В целом гипотеза Гумилева занимает крайнее место в оценке народов как скорее биологических, а не социально-исторических общностей людей и их генезиса, т. е. этногенеза, как процесса, управляемого географическими и биологическими закономерностями" [8, с.4].

Это не совсем так, ибо Гумилев был решительно против того, чтобы считать этнос только биологическим феноменом. "Неверно приравнивать этнос к биологическим таксономическим единицам: расе или популяции. Ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между этносом и популяцией, которая (среди животных) может рассматриваться как аналог этноса. Разница тут гораздо глубже, чем сходство. Может ли быть допущена идея, согласно которой этнос является величиной биологической? Нет." [36, с.56, 224, 231]. "Неверно отождествление этноса с биологической популяцией: феномен этноса лежит в поведенческой сфере, хотя с каждым этносом связана популяция, изолированность которой обеспечивается эндогамией" [34, с.541]. Как можно видеть, последняя констатация мало чем отличается от приводившейся выше цитаты из статьи Ю.В. Бромлея.

Подчеркивая в своей книге "Конец и вновь начало", что этнос не биологическое явление, так же как и не социальное, Гумилев предлагал этнос считать явлением географическим, всегда связанным с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос [30, с.47]. Этими утверждениями он еще больше запутал свое понимание этноса.

По нашему мнению, краеугольным камнем концепции JI.H. Гумилева является положение, приводившееся выше: этнос - это биофизическая (точнее, биологическая) реальность, всегда облеченная в ту или иную социальную оболочку. Следовательно, этнос имеет двуединую биосоциальную природу. Неправомерность мнения о понимании этноса Гумилевым только как биологического феномена следует хотя бы из того, что он главным отличительным признаком этноса считал стереотип поведения (систему поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение), социальный генезис которого не подлежит сомнению.

Приведенный выше пример хорошо иллюстрирует неотработанность основных понятий концепции Гумилева, отсутствие четких дефиниций. Все это вызывает необходимость ее критического переосмысления и дальнейшего развития. В частности, есть основания полагать, что в основе феномена пассио-нарности (это понятие является основным в концепции Гумилева) лежит не только мутационный процесс, но и явление гетерозиса. Также нуждается в дальнейшей разработке положение Гумилева о существовании так называемых фазовых переходов - кризисных периодов в жизни этноса, для которых характерны масштабные социально-политические конфликты и катаклизмы. Глубокое рассмотрение проблемы позволило выяснить, что причиной конфликтов в фазовых переходах является превышение доли пассионариев и субпассионариев в этносе над некоторой оптимальной величиной, что ведет к расколу этнического поля, т. е. к образованию внутри этноса двух противостоящих друг другу военно-политических группировок (согласно Гумилеву, все члены этноса подразделяются на три энергетических типа - пассионариев, субпассионариев и гармоничных людей, соответственно, особей энергоизбыточного, энергодефицитного и энергоуравновешенного типов).

Использование таким образом модернизированной концепции Гумилева позволяет объяснить наблюдающуюся в истории России и некоторых стран Западной Европы, а также Китая, Древнего Рима и Византии однопоколенную (18-19-летнюю) цикличность в наступлении масштабных социально-политических конфликтов, часто переходящих в катаклизмы [93]. Попытки объяснения этой цикличности на основе только социальных подходов встречаются со значительными трудностями, если вообще возможны. Тогда как использование базирующегося на модернизированной концепции Гумилева биосоциального подхода позволяет предложить приемлемое объяснение природы указанной цикличности. Как справедливо подчеркивает В.В. Лапкин, фиксируя в истории тот или иной ритм, исследователь должен дать ответ о природе данного ритма [65, с.ЗО]. Биологическая в своей основе природа однопоколенной цикличности очевидна. Не случайно И.М. Савельева и А.В. Полетаев механизм "смены поколений", используемый для объяснения циклических колебаний общественных процессов, относят к "биологическому" типу [91, с.359].

Целью исследования является раскрытие популяционного аспекта генезиса этнополитических конфликтов, связанного с биологической составляющей природы этноса, и научное прогнозирование времени возникновения и масштабов протекания этих конфликтов в будущем, их предупреждение и смягчение.

Исходя из этой цели, решались следующие задачи:

- вскрыть недостатки концепции JI.H. Гумилева, дать четкие дефиниции ее основным понятиям;

- показать однопоколенную (18-19-летнюю) периодичность, образующую серию так называемых "пассионарных волн", в наступлении масштабных социально-политических катаклизмов в истории Древнего Рима, Византии, Китая, стран Западной Европы, России;

- предложить гипотезу, объясняющую эту периодичность на основе модернизированной нами концепции J1.H. Гумилева;

- проанализировать с позиции этой гипотезы историю России XIX-XX веков;

- наметить возможные сценарии развития этнополитических конфликтов в России в ближайшем будущем.

Объектом исследования является генезис этнополитических конфликтов в его популяционном аспекте. Предметом выступает популяционная составляющая этногенетических факторов, влияющая на ход социально-политических процессов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют этнополитические, а также конфликтно-консенсусная и синергетическая парадигмы, концепции биополитики, модернизированная концепция J1.H. Гумилева, работы В.П. Алексеева, Ю.В. Бромлея, Н.Н. Чебоксарова, Дж. Харрисона и др.

Научная новизна исследования заключается в выдвижении и обосновании гипотезы, согласно которой возникновение и масштабы протекания этно-политических конфликтов есть результат сложного взаимодействия социально-политических и природно-биологических факторов, из которых важнейшими являются популяционные. Автор модернизирует концепцию J1.H. Гумилева, обосновывая положение не только о мутационном, но и гетерозисном механизме пассионарности. Это позволяет объяснить существование в этносе трех энергетических типов, а также вскрыть механизм влияния популяционных закономерностей на возникновение и масштабы протекания этнополитических конфликтов. Автор впервые фиксирует существование в мировой истории од-нопоколенных (18-19-летних) циклов в наступлении масштабных социально-политических катаклизмов и дает объяснение этим циклам на основе модернизированной концепции Гумилева. Популяционная составляющая генезиса этнополитических конфликтов обуславливает принципиальную возможность весьма точного прогнозирования времени возникновения и масштабов протекания будущих этнополитических конфликтов, прежде всего, в России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Положение о сугубо социальной природе этнополитических конфликтов недостаточно для понимания их сущности. Важную роль в генезисе и течении этнополитических конфликтов играют популяционные закономерности, обусловленные двуединой биосоциальной природой этнических общностей.

2. В основе феномена пассионарности лежит не только мутационный процесс, но и явление гетерозиса.

3. Для каждой фазы этногенеза существует спектр оптимальных значений долей пассионариев и субпассионариев. Популяционной основой этнополитических конфликтов является выход долей пассионариев и субпассионариев за пределы спектра оптимальных значений во время фазовых переходов, ведущее к расколу этнического поля.

4. Оптимальная величина долей пассионариев и субпассионариев достигается в результате их гибели во время внутренних смут, внешних, захватнических войн и репрессивных кампаний, проводимых обычно карательными органами государства; после достижения оптимальных долей этнос входит в устойчивое состояние, характеризующееся отсутствием масштабных конфликтов.

5. Конфликты во время фазовых переходов имеют обычно однопоколен ную цикличность - 18-19 лет и образуют серию так называемых "пассионарных волн"; максимальная интенсивность внутренних смут, захватнических войн и кампаний массового террора характерна, как правило, для первой половины пассионарной волны.

6. В ближайшем будущем в России вероятен новый виток конфликтов, возможно, по своей интенсивности и масштабности превышающих конфликты и кризисы первой половины 90-х гг. XX века.

Теоретическая значимость работы состоит прежде всего в том, что работа восполняет существующие пробелы в биополитических исследованиях, обусловленные фактическим игнорированием влияния популяционных закономерностей на социально-политические процессы. Важным теоретическим результатом в области конфликтологии является раскрытие популяционного аспекта генезиса этнополитических конфликтов. Выводы и результаты исследования в научно-практическом плане могут быть использованы при моделировании социально-политических процессов, составлении прогнозов времени возникновения и масштабов протекания этнополитических конфликтов, в системе образования при чтении курса лекций по конфликтологии; необходим их учет в деятельности государственных органов.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации были представлены на научных межвузовских конференциях и отражены в публикациях и монографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Сайфуллин, Рубин Гатуфович

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что положение о сугубо социальной природе этнополитических конфликтов недостаточно для понимания их сущности. Важную роль в генезисе и течении этнополитических конфликтов играют популяционные закономерности, обусловленные двуединой биосоциальной природой этнических общностей.

Анализ влияния популяционных закономерностей на возникновение и масштабы протекания этнополитических конфликтов не нашел должного отражения в работах по биополитике и существующих этноконфликтологических концепциях. Автор, опираясь на работы В.П. Алексеева, Ю.В. Бромлея, Н.Н. Чебоксарова, Дж. Харрисона, а также на модернизированную им концепцию JI.H. Гумилева, восполняет этот пробел.

Сущность вносимых изменений в концепцию Гумилева заключается в гипотезе, что в основе феномена пассионарности лежит не только мутационный процесс, но и явление гетерозиса. Таким образом, источником пассионарности служат не гипотетические пассионарные толчки, как полагал Гумилев, а биологическая энергия гетерозиса, возникающая при брачных контактах индивидов, относящихся к разным антропологическим типам, т. е. антропологическая неоднородность этноса. Этнос возникает в результате смешения двух или нескольких этнических субстратов, как правило, различающихся между собой антропологически. Поэтому максимальная степень неоднородности характерна для начальных фаз этногенеза. Следовательно, как и писал Гумилев, своего максимального значения пассионарное напряжение этноса достигает в этих фазах. В последующих фазах антропологическая неоднородность этноса уменьшается. Соответственно, уменьшается и его пассионарное напряжение.

В конце жизни этноса, в инерционной фазе, пассионарное напряжение этноса вновь увеличивается за счет гетерозиса в результате скрещивания инбредных линий, образовавшихся в изолированных популяциях. Это приводит к возникновению новых пассионарных субэтносов, число которых достигает максимального значения в конце инерционной фазы - начале фазы обскурации. Эти субэтносы образуют ядро нового суперэтноса, который является "дочерним" по отношению к завершающему свой жизненный цикл "материнскому", так как сохраняет по отношению к нему преемственность расового типа, языка, а иногда - и культуры. Несколько последовательно существующих на одной территории суперэтносов, связанных такой преемственностью, образуют гиперэтнос.

На основе гетерозисного механизма пассионарности получает свое объяснение существование в этносе трех энергетических типов - пассионариев, субпассионариев и гармоничных людей (соответственно, особей энергоизбыточного, энергодефицитного и энергоуравновешенного типов). Пассионариями является потомство первого поколения от особей, относящихся к разным антропологическим типам; субпассионариями - потомство от особей-метисов; гар-моничниками - потомство от особей, относящихся к одному антропологическому типу или к близким типам.

Исключительно важное значение для этноконфликтологии имеет понятие фазового перехода - кризисного периода, разделяющего фазы этногенеза, для которого характерны экономические кризисы, гражданские войны, революции и т.п. Гумилев не раскрывает генезис фазовых переходов. По мнению автора, именно для фазовых переходов и кризисов инерционной фазы характерен раскол этнического поля - образование внутри этноса двух противостоящих друг другу военно-политических группировок, разрешение противоречий между которыми мирными средствами невозможно.

Причиной раскола этнического поля является выход долей пассионариев и субпассионариев за пределы спектра оптимальных значений текущей фазы. Оптимальная доля пассионариев устанавливается в начале каждой фазы и поддерживается в спектре оптимальных значений благодаря антропологической неоднородности этноса, ведущей к тому, что определенная часть браков заключается между различающимися в антропологическом отношении индивидами. Вследствие этого на протяжении всей фазы этнос находится в основном в устойчивом состоянии. В нем образуются социальные страты, отделенные друг от друга, как правило, малопроницаемыми генетическими барьерами (это справедливо прежде всего для правящего слоя).

Малая проницаемость генетических барьеров приводит к тому, что с каждым новым поколением правящий слой, как и этнос в целом, становится все более гомогенным в антропологическом отношении. Это означает, что уменьшается число браков между различающимися в антропологическом отношении индивидами (следовательно, уменьшается число родившихся пассионариев), а число браков между метисами и индивидами, относящимися к близким антропологическим типам, возрастает (следовательно, увеличивается число родившихся субпассионариев и гармоничников). В определенном этническом возрасте доля субпассионариев выходит за верхнюю грань спектра оптимальных для текущей фазы значений. В это же время продолжающаяся уменьшаться доля пассионариев выходит за нижнюю грань спектра оптимальных значений. Наступает фазовый переход. Внутриполитическое положение дестабилизируется, обостряются все имеющиеся социально-политические конфликты и возникают новые. Конфликты приобретают вооруженный характер, начинаются гражданские войны, которые приводят к социальному, этническому и расовому смешению. Вследствие явления гетерозиса в этносе резко возрастает число пассионариев, доля которых в определенный момент времени не только достигает оптимального для следующей фазы спектра значений, но и выходит за его верхнюю грань. Образовавшийся излишек пассионариев при сохраняющемся излишке субпассионариев ведет к еще большему расколу этнического поля, что делает неизбежным начало новой гражданской войны.

Оптимальная величина долей пассионариев и субпассионариев достигается в результате их гибели во время внутренних смут, часто принимающих форму гражданских войн, внешних, захватнических войн и репрессивных кампаний, проводимых обычно карательными органами государства. Как правило, оптимизация проводится всеми тремя способами. После достижения спектров оптимальных значений этнос входит в устойчивое состояние - в следующую фазу этногенеза.

Уменьшение во время фазовых переходов долей пассионариев и субпассионариев до спектров оптимальных значений следующей фазы происходит не единовременно, а ступенчато, через ряд промежуточных значений, достигнув которые этническая система стабилизируется и некоторое время находится в устойчивом состоянии. Через определенное время устойчивое состояние вновь нарушается, и начинается новый период смут до достижения нового устойчивого состояния. Смуты и периоды стабилизиции во время фазовых переходов, повторяются с периодичностью в одно поколение - 18-19 лет. Период времени продолжительностью в одно поколение, в течение которого этническая система переходит из одного неустойчивого состояния в другое, автор назвал пассионарной волной. В течение фазового перехода имеет место несколько пассионарных волн, которые образуют серию пассионарных волн. Максимальная интенсивность внутренних смут, захватнических войн и кампаний массового террора характерна для первой половины пассионарной волны.

Проведенный анализ этнической истории ряда суперэтносов позволяет сделать предварительный вывод, что найденная закономерность - однопоко-ленная (18-19-летняя) периодичность в наступлении масштабных социально-политических конфликтов и катаклизмов, в том числе и этнополитических, в периоды фазовых переходов и кризисов инерционной фазы, образующая серию пассионарных волн, - имеет, по-видимому, всеобщий характер. Биологическая (популяционная) основа этой периодичности очевидна. Следовательно, попу-ляционный аспект генезиса этнополитических конфликтов подтверждается историческими фактами, и его необходимо учитывать при исследовании и прогнозировании этнополитических конфликтов, прежде всего, в России. Этот вывод является основным итогом диссертационного исследования.

Гипотеза о пассионарных волнах позволяет сделать прогноз, что в ближайшем будущем в России вероятен новый виток конфликтов, возможно, по своей интенсивности и масштабности превышающих конфликты и кризисы первой половины 90-х гг. XX века.

Важность дальнейшего изучения влияния популяционных закономерностей на этнополитические процессы не подлежит сомнению. Можно наметить следующие пути дальнейшего исследования этой проблематики.

1. Необходимо проанализировать фазовые переходы и кризисы инерционной фазы всех суперэтносов, по истории которых сохранились более или менее полные и достоверные фактические данные, и выяснить, образуют ли конфликты, имевшие место на протяжении этих периодов, серию пассионарных волн.

2. Необходимо объяснить полную идентичность серий пассионарных волн в Китае и во Франции во второй половине XVIII - XIX веке. Вероятно предположение о корреляции времени начала серии пассионарных волн, т. е. времени начала фазовых переходов, со значительными климатическими изменениями на планете. При справедливости этого предположения возможна синхронизация колебаний пассионарного напряжения в этнических системах вековым (8090-летним) циклом солнечной активности (как известно, с этим циклом связаны значительные изменения мирового климата).

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Сайфуллин, Рубин Гатуфович, 2004 год

1. Авксентьев В.А. Феномен этничности и философия постмодернизма /

2. B.А. Авксентьев // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сб. науч. тр. М., 2001. - Вып. IX. - С. 3-15.

3. Авксентьев В.А. Современная этническая конфликтология: от простоты к сложности / В.А. Авксентьев, В.А. Шаповалов // Политическая конфликтология между старыми и новыми парадигмами: Материалы симпозиума. Воронеж, 2001.-С. 10-16.

4. Агаев B.C. Межэтнические и межконфессиональные конфликты в современном мире / B.C. Агаев // Зарубежное военное обозрение. 1994. - № 7.1. C. 16-21.

5. Алексеев В.П. Историческая антропология / В.П. Алексеев. М.: Высш. шк., 1979.-216 с.

6. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез / В.П. Алексеев. -М.: Наука, 1989.-445 с.

7. Алексеев В.П; История первобытного общества: Учебник / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. М.: Высш. шк., 1999. - 318 с.

8. Алексеев В.П. О роли социальных факторов в биологической дивергенции человеческих популяций / В.П. Алексеев // Советская этнография. 1976. -№4.-С. 114-131.

9. Алексеев В.П. Этногенез / В.П. Алексеев. М.: Высш. шк., 1986. - 173 с.

10. Ансар П. Современная социология / П. Ансар // Социологические исследования. 1996. - № 8. - С. 111-119.

11. Арутюнов С.А. Этничность объективная реальность / С.А. Арутюнов // Этнографическое обозрение. - 1995. - № 5. - С. 7-10.

12. Ахиезер А.С. Культурные основы этнических конфликтов / А.С. Ахие-зер // Общественные науки и современность. 1994. - № 4. - С. 115-125.

13. Ахраменко Л.П. Биосферная концепция этногенеза Л.Н. Гумилева: фи-лософско-методологический аспект: Автореф. дис. . канд. филос. наук / Л.П. Ахраменко; Рос. акад. управления, Центр гуманит. подгот. кадров управления. -М., 1994.-24 с.

14. Биология человека: Пер. с англ. / Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Тэн-нер и др.; Под ред. В.В. Бунака. М.: Мир, 1979. - 612 с.

15. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1983.-412 с.

16. Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия / Ю.В. Бромлей // Советская этнография. 1969. - № 6. - С. 84-91.

17. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1973. -283 с.

18. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения / Б.Е. Винер // Этнографическое обозрение. 1998. - № 4. - С. 3-26.

19. Волны и циклы политического развития (заочный круглый стол) // Полис. 2002.-№ 4. - С. 18-59.

20. Всемирная история: В 24 т. Т. 7: Раннее средневековье / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. Минск: Литература, 1996. - 592 с.

21. Всемирная история: В 24 т. Т. 8: Крестоносцы и монголы / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. Минск: Литература, 1996. - 528 с.

22. Всемирная история: В 24 т. Т. 14: Период английского завоевания Индии / А.Н.Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. Минск: Литература, 1996. -512 с.

23. Всемирная история: В 24 т. Т. 15: Эпоха просвещения / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. Минск: Литература, 1996. - 512 с.

24. Всемирная история: В 24 т. Т. 16: Европа под влиянием Франции / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. Минск: Литература, 1997. - 560 с.

25. Всемирная история: В 24 т. Т. 17: Национально-освободительные войны XIX века / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. Минск: Литература, 1997.-560 с.

26. Всемирная история: В 24 т. Т. 18: Канун I мировой войны / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. Минск: Литература, 1997. - 528 с.

27. Гаузе Г.Ф. Эгоизм или альтруизм? / Г.Ф. Гаузе, Р.С. Карпинская // Вопросы философии. 1978. - № 8. - С. 145-150.

28. Гибадуллин P.M. Татарское национальное движение: политическая деятельность и влияние в Татарстане (1988-1992) / P.M. Гибадуллин. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1998. - 176 с.

29. Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания / Т.Г. Гру-шевицкая, А.П. Садохин. М.: Высш. шк., 1998. - 383 с.

30. Гумилев Л.Н. Горе от иллюзий / Л.Н. Гумилев, В.Ю. Ермолаев // Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993. С. 174-187.

31. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало / Л.Н. Гумилев. М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994.-544 с.

32. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории / Л.Н. Гумилев. М.: Экопрос, 1992. - 336 с.

33. Гумилев Л.Н. По поводу "единой" географии / Л.Н. Гумилев // Этно-сфера: история людей и история природы. М., 1993. С. 143-156.

34. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии / Л.Н. Гумилев // Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993. - С. 188-200.

35. Гумилев Л.Н. Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л.Н. Гумилева / Л.Н. Гумилев // Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. С. 493-542.

36. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия / Л.Н. Гумилев. М.: ТОО «Мишель и К°», 1993. - 336 с.

37. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. Л.: Гидро-метеоиздат, 1990. - 528 с.

38. Денисова Р.Я. Популяционно-антропологический аспект этногенеза / Р.Я. Денисова // Советская этнография. 1987. - № 6. - С. 37-50.

39. Дубова Н.А. Этническая антропология: ее границы и современные проблемы / Н.А. Дубова // Теория антропологии и ее методы: истоки и развитие: Тезисы докладов. Часть I. М., 2001. - С. 50-56.

40. Загоскин Д.В. Проблема формирования западноевропейской цивилизации в свете историко-теоретического подхода Л.Н. Гумилева: Автореф. дис. . канд. ист. наук / Д.В. Загоскин. Том. гос. ун-т. Томск, 1998. - 20 с.

41. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт: политологический анализ / Ю.Г. Запрудский. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1992. - 120 с.

42. Заринов ИЛО. Исторические рамки феномена этничности / И.Ю. Зари-нов // Этнографическое обозрение. 1997. - № 3. - С. 21-31.

43. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А.Г. Здравомыслов. М.: Аспект-Пресс, 1997. 286 с.

44. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в России / А.Г. Здравомыслов, С.Я. Матвеева // Этнополитический вестник. 1995. - № 4. - С. 166-183.

45. Зуб А.Т. Социобиологические подходы к некоторым проблемам социальной теории (обзор) / А.Т. Зуб // Западная теоретическая социология 80-х годов. М.: ИНИОН, 1989. - С. 96-124.

46. Иванов В.Н. Межнациональные конфликты: социопсихологический аспект / В.Н. Иванов // Социс. 1992. - № 4. - С. 15-21.

47. Игнатьев В.Н. Социобиология человека: "Теория генно-культурной коэволюции" / В.Н. Игнатьев // Вопросы философии. 1982. - № 9. - С. 134-141.

48. Игошева М.А. Культурологический статус концепции этногенеза Л.Н. Гумилева: Автореф. дис. канд. философ, наук / М.А. Игошева; Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д, 1998. - 23 с.

49. Иноземцев B.JI. Социальное неравенство как проблема становления постэкономического общества / В.Л. Иноземцев // Полис. 1999. - № 5. - С. 1730.

50. История Византии: В 3 т. Т. 2 / Отв. ред. С.Д. Сказкин. М.: Наука, 1967.-471 с.

51. История Древнего Рима: Учеб. для вузов / В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, И.А. Гвоздева и др; Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высш. шк., 2000. - 383 с.

52. История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М.: Изд-во ACT, 1996. - 576 с.

53. История России с начала XVIII до конца XIX века / А.Н. Сахаров, Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; Отв. ред. А.Н. Сахаров. М.: Изд-во ACT, 1996. - 544 с.

54. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитрен-ко и др.; Отв. ред. В.П. Дмитренко. М.: Изд-во ACT, 1996. - 608 с.

55. История средних веков: В 2 т. Т. 1: Учебник / Под ред. С.П. Карпова. -М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1998. 640 с.

56. Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий. М.: Наука, 1997. - 285 с.

57. Карпинская Р.С. Социобиология: критический анализ / Р.С. Карпинская, С.А. Никольский. М.: Мысль, 1988. - 203 с.

58. Кедров Б.М. По поводу статьи Ю.М. Бородая "Этнические контакты и окружающая среда" / Б.М. Кедров, И.Р. Григулевич, И.А. Крывелев // Природа. 1982. - № 3. - С.88-91.

59. Кожинов В.В. Загадочные страницы истории XX века. Кн. 2: Сталин, Хрущев и госбезопасность / В.В. Кожинов // Наш современник. 1996. - № 1. -С. 147-164.

60. Кожинов В.В. Загадочные страницы истории XX века. Кн. 2: Сталин, Хрущев и госбезопасность / В.В. Кожинов // Наш современник. 1998. - № 9. -С. 240-258.

61. Коробицын В.В. Математическое моделирование этнических полей: Автореф. дис. канд. физ.-мат. наук/В.В. Коробицын; Омск. гос. ун-т. Омск, 2002. - 20 с.

62. Котанджян Г.С. Этнополитология консенсуса-конфликта / Котанджян Г.С.-М.: Луч, 1992.-213 с.

63. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов / Кравченко А.И. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 479 с.

64. Кузнецов А.И. О соотношении понятий "общество" и "этническая общность" / А.И. Кузнецов // Советская этнография. 1989. - № 4. - С. 19-31.

65. Лагойда Н.Г. Социально-философские аспекты концепции этногенеза Л.Н. Гумилева: Автореф. дис. канд. философ, наук / Н.Г. Лагойда; Бурят, гос. ун-т. Улан-Удэ, 1998. - 24 с.

66. Лапкин В.В. Циклы, ритмы, волны: проблемы моделирования политического развития. Волны и циклы политического развития (заочный круглый стол) / В.В. Лапкин // Полис. 2002. - № 4. - С. 26-31.

67. Лисичкин В.А. Закат цивилизации или движение к ноосфере (экология с разных сторон) / В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин, Б.В. Боев. М.: Изд-во "ИЦ -Гарант", 1997. - 352 с.

68. Лурье С.В. Историческая этнология / С.В. Лурье. М.: Аспект-Пресс, 1997. - 448 с.

69. Мархинин В.В. Диалектика социального и биологического в процессе становления этноса / В.В. Мархинин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. - 145 с.

70. Мацнев А.А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования / А.А. Мацнев // Социально-политический журнал. 1996. -№4.-С. 41-55.

71. Медведев Н.П. Межнациональные конфликты и политическая стабильность / Н.П. Медведев. Саранск: НИИ регионологии, 1993, - 60 с.

72. Мухарямов Н.М. Вопросы теории этнополитического анализа / Н.М. Мухарямов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. - 189 с.

73. Никольский С.А. Социобиология: цели, содержание, методология (обзор) / С.А. Никольский // Философские проблемы биологии: Реф. Сб. М., 1984. - С. 64-85.

74. Новая история стран Европы и Америки. Первый период / В.Н. Виноградов, Н.М. Гусева, A.M. Зверев и др.; Под ред. Е.Е. Юровской и И.М. Криво-гуза. М.: Высш. шк., 1998. - 415 с.

75. Новая история стран Европы и Америки. Второй период / В.Н. Виноградов, A.M. Зверев, Т.М. Исламов и др.; Под ред. И.М. Кривогуза и Е.Е. Юровской. М.: Высш. шк., 1998. - 316 с.

76. Обсуждение статьи Ю.В. Бромлея "Этнос и эндогамия" // Советская этнография. 1970. - № 3. - С. 86-103.

77. Общая социология / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2000.-654 с.

78. Овсянников В.И. В поисках новых подходов к историческим исследованиям / В.И. Овсянников // Новая и новейшая история. 1996. - № 4. - С. 8286.

79. Ожиганов Э.Н. Баланс власти и этнополитические конфликты в России / Э.Н. Ожиганов // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1994. - С. 257-298.

80. Олескин А.В. Биополитика и ее приложение к социальным технологиям / А.В. Олескин // Вопросы философии. 1995. - № 7. - С. 45-58.

81. Олескин А.В. Сетевые структуры современного социума с точки зрения биополитики / А.В. Олескин // Политические исследования. 1998. - № 1. -С. 68-86.

82. Паин Э.А. Межэтнические конфликты в СССР / Э.А. Паин, А.А. Попов // Советская этнография. 1990. - № 1. - С. 3-15.

83. Пантин В.И. Возможности циклически-волнового подхода к анализу политического развития / В.И. Пантин // Полис. 2002. - № 4. - С. 19-25.

84. Парето В. Разум и общество / В. Парето // Хрестоматия по политологии. Ч. II. Арзамас, 1994. - С. 92-99.

85. Политическая конфликтология между старыми и новыми парадигмами: Материалы симпозиума / А.В. Глухова, В.А. Авксентьев, В.А. Шаповалов и др. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2001. - 127 с.

86. Политическая конфликтология перед новыми вызовами / А.В. Дмитриев, А.В. Глухова, А.В. Картунов и др; Под ред. А.В. Глуховой. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001. - 282 с.

87. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Юристъ, 2000. -592 с.

88. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории / С.Г. Пушкарев. Ставрополь: Кавказский край, 1993. - 416 с.

89. Рогинский Я.Я. Антропология: Учеб. для вузов / Я.Я. Рогинский, М.Г. ' Левин. М.: Высш. шк., 1978. - 528 с.

90. Рыбаков Б.А. О преодолении самообмана / Б.А. Рыбаков // Вопросы истории. 1971. -№ 3. - С. 153-159.

91. Рыбаков С.Е. К вопросу о понятии "этнос": философско-антропологический аспект / С.Е. Рыбаков // Этнографическое обозрение. -1998.-№6.-С. 3-15.

92. Савельева И.М. История и время. В поисках утраченного / И.М. Савельева, А.В. Полетаев. М.: Яз. рус. культуры, 1997. - 796 с.

93. Садохин А.П. Этнология: Учебник / А.П. Садохин. М.: Гардарики, 2000. - 254 с.

94. Сайфуллин Р.Г. Социосинергетика и всемирный исторический процесс / Р.Г. Сайфуллин. Казань: Изд-во "Дом печати", 2001. - 28 с.

95. Сайфуллин Р.Г. Теория этногенеза и всемирный исторический процесс / Р.Г. Сайфуллин. Казань: Изд-во ООО "Мастер Лайн", 2002. - 439 с.

96. Сатдинова Н.Х. Социобиология "за" и "против" / Н.Х. Сатдинова // Вопросы философии. - 1982. - № 3. - С. 129-136.

97. Солнцев В.М. Китайский язык / В.М. Солнцев // Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М.: Изд-во "Большая российская энциклопедия", 1998. - С. 225-226.

98. Социология. Наука об обществе: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. Харьков: Институт востоковедения и международных отношений, 1996. - 688 с.

99. Справочник по биологии / Под ред. Сытника К.М. Киев: Наук, думка, 1985.-584 с.

100. Тагиров Э.А., Тронова Л.С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию / Э.А. Тагиров, Л.С. Тронова. Казань: Изд-во Казан, фин.-экон. инта, 1996. - 235 с.

101. Тихонравов Ю.В. Философия: Учеб. пособие / Ю.В. Тихонравов. М.: ИНФРА-М, 2000. - 269 с.

102. Тишков В.А. О природе этнического конфликта / В.А. Тишков // Свободная мысль. 1993. - № 4. - С. 4-15.

103. Тишков В.А. О феномене этничности / В.А. Тишков // Этнографическое обозрение. 1997. - № 3. - С. 3-21.

104. Трубникова Н.В. Концепция этносов Л.Н. Гумилева и опыт ее интерпретации: (На примере североамериканского этногенеза): Автореф. дис. . канд. ист. наук / Н.В. Трубникова; Том. гос. ун-т. Томск, 1998. - 18 с.

105. Фельдман Д.М. Политология конфликта / Д.М. Фельдман. М.: Изд. дом "Стратегия", 1998.- 199 с.

106. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт постановки проблемы / И.Т. Фролов. М.: Мысль, 1996. - 349 с.

107. Чебоксаров Н.Н. О специфике расообразования у человека / Н.Н. Че-боксаров // Советская этнография. 1976. - № 4. - С. 139-144.

108. Чебоксаров Н.Н. Народы, расы, культуры / Н.Н. Чебоксаров, И.А. Че-боксарова; Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1985. - 271 с.

109. Чешко С.В. Человек и этничность / С.В. Чешко // Этнографическое обозрение. 1994. - № 6. - С. 35-49.

110. Ширинкин П.С. Географическое исследование этнических систем и этносоциальных процессов в биосфере планеты: Автореф. дис. . канд. геогр. наук / П.С. Ширинкин; Перм. гос. ун-т. Пермь, 2000. - 24 с.

111. Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений // Изв. восточного ф-та Дальневосточного ун-та. XVIII. - Т. I. - Шанхай, 1923. - С. 4-139.

112. Эрман JL Генетика поведения и эволюция: Пер. с англ. / JI. Эрман, П. Парсонс; Под ред. Е.Н. Панова. М.: Мир, 1984. - 566 с.

113. Этнические и региональные конфликты в Евразии: В 3 кн. М.: Весь мир, 1997. - 3 кн.

114. Этнография: Учебник / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. М.: Высш. шк., 1982. - 320 с.

115. Этнополитология: Учеб. пособие-хрестоматия / Сост. В.А. Тураев. -М.: Ладомир, 2001. 400 с.

116. Этингер Л.Л. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт / Л.Л. Этингер // Свободная мысль. 1993. - № 3. - С. 87-95.

117. Яблонский Л.Т. Внимание: этническая антропология! / Л.Т. Яблонский // Теория антропологии и ее методы: истоки и развитие: Тезисы докладов. Часть II. М., 2001. С. 34-35.

118. Веуше К. von. Die politischen Theorien der Gegenwart. Eine Einfiihrung / Beyme K. Opladen, 1992. - S. 194-195.

119. Caldwell L.K. Biopolitics: science, ethics, and public police / Caldwell L.K. //The Yale Review. 1964. V. 54. - P. 1-16.

120. Corning P.A. Evolution and political control: A synopsis of general theory of politics / Corning P.A. // Evolutionary theory in social science. Dordrecht etc., 1987.-P. 127-170.

121. Dahrendorf R. Zu einer Theorie des sozialen Konflikts / Dahrendorf R. // Zapf W. Theorien des sozialen Wandelns. Konigstein, 1989. - S. 114-115.

122. Eibl-Eibesfeldt I. Krieg und Frieden aus der Sicht der Verhaltensforschung / Eibl-Eibesfeldt I. // Munchen, 1975. - 316 s.

123. Eibl-Eibesfeldt I. Mensch, erkenne dein biologisches Seibst / Eibl-Eibesfeldt I. // Nicht ist schon da gewesen: Konrad Lorenz, seine Lehre u. IhreFol-gen. Munchen, 1984. - S. 98-111.

124. Eibl-Eibesfeldt I. Sozialer Wohnbau und Umstrukturierung der Stadte aus biologischer Sicht / Eibl-Eibesfeldt I., Hass H. // Stadt und Lebensqualitat. Wien, 1985.-S. 49-84.

125. Flohr H. / Flohr H. und Tonnesmann W. (Hrsg.) // Biologie und Politik. -Berlin, Hamburg, 1983.

126. Flohr H. The importance of biology for the social science / Flohr H. // Ratio. Oxford, 1986. - Vol. 28, N 6. - P. 1-19.

127. Flohr H. Unsere biokuiturelle Natur. Fur die Beachtung der Biologie bie der Erklarung menschlichen Sozialverhaltens / Flohr H. // Menschliches Handeln und Socialstrukturen. Oplangen, 1986. - S. 49-65.

128. Lorenz K. Das sogenannt Bose / Lorenz K. Wien, 1974. - 256 s.

129. Lorenz K. Der Abbau des Menschlichen / Lorenz K. Munchen, 1984. -294 s.

130. Lorenz K. Vergleichende Verhaltensforschung: Grundlagen der Ethologie / Lorenz K. Wien, 1982. - 196 s.

131. Masters R.D. Ethologische Ansatze in der Politikwissenschaften / Masters R.D. //Politik und Biologie. W. Berlin, 1983. - S. 81-101.

132. Masters R.D. The Nature of Politics. New Haven / Masters R.D. L., 1989.

133. Meyer P. Macht und Gevalt im Evolutionsprozess: Bine biosoziol. Per-spektive / Meyer P. // Politik und Biologie. W. Berlin, 1983. - S. 6068.

134. Sandole D. Capturing the Comlexity of Conflict: Dealing with Violent Ethnic Conflicts in the Post-Gold War Era / Sandole D. London, New York, 1999.

135. Sandole D. A Comrehensive Mapping of Conflict Resolution: A Three Pillar Approach; available from http://www.gmu.edu/academic/sandole/htm.

136. Schubert G. Evolutionary politics / Schubert G. // Western polit. quart. -Salt Lake Sity: 1983. Vol. 36, N2. - P. 175-193.

137. Schubert G. Soziobiologie und politisches Verhalten / Schubert G. // Politik und Biologie. W. Berlin, 1983. -S. 111-126.

138. Schubert G. Primate politics / Schubert G. // Social sciense inform. P., 1986. - Vol. 25, N 3. - P. 647-680.

139. Somit A. Toward a more biologically oriented political sciece / Somit A. // Midwest. J. Polit. Sci., 1968. V. 12. - P. 550-567.

140. Somit A. Biopolitics / Somit A. // British J. Polit. Sci., 1972. V. 2. - P. 209-238.

141. Strum S. Redefining the social link: From baboons to humans / Strum.S., Latour B. // Social science inform. P., 1987. - Vol. 26, N 4. - P. 783-802.

142. Wilson E.O. On human nature / Wilson. E.O. Cambridge (Mass.): Harvard univ. press, 1978. - XII, - 260 p.

143. Wilson E.O. Sociobiology and idea of progress / Wilson E.O. // Biol, found, a. human nature. New York, 1983. - P. 201-216.

144. Zahn-Waxier C. Altruism and agression: Problems a progress in research / Zahn-Waxier C. // Altruism and agression: Biol. a. social origins. L., 1987. - P. 111.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.