Этнополитические процессы в Центральноазиатском регионе в условиях нового миропорядка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.04, кандидат политических наук Лыскова, Людмила Николаевна

  • Лыскова, Людмила Николаевна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2007, Бишкек
  • Специальность ВАК РФ23.00.04
  • Количество страниц 183
Лыскова, Людмила Николаевна. Этнополитические процессы в Центральноазиатском регионе в условиях нового миропорядка: дис. кандидат политических наук: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития. Бишкек. 2007. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Лыскова, Людмила Николаевна

Введение.

I. Теоретико- методологические аспекты изучения этнополитических процессов

1.1 Этнические общности как объект научного познания.

1.2 Основные концепции наций и национальных отношений.

1.3 Методология прогнозирования межэтнических конфликтов и способов их разрешения.

II. Взаимовлияние национальных интересов государств ЦАР и межэтнических отношений

2.1 Религия как наднациональный фактор межэтнических отношений.

2.2 Причины возникновения межнациональных напряжений и конфликтов в условиях суверенизации Центральноазиатских государств.

2.3 Региональные особенности современного этнонационализма и превентивные меры по его предупреждению.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнополитические процессы в Центральноазиатском регионе в условиях нового миропорядка»

Окончание холодной войны явилось завершением одной мировой трагедии и началом новых испытаний человечества. Пятидесятилетнее мировое противостояние по социальному признаку, казавшееся всепоглощающей осью мировой политики, явилось на самом деле гигантской ширмой, за которой скрывались и другие не менее острые конфликты человечества. Сегодня одни авторы прогнозируют обострение борьбы между нациями и группами, представляющими различные цивилизации. Другие полагают, что главной сферой противостояния и конфликтов нынешнего века станут вопросы распределения и контроля, что приведет к новому виду социальной напряженности внутри общества и потенциально - к напряженности международной. Вступив на путь реформ, постсоветское общество переживает на протяжении последних лет драматические по своему характеру процессы. Сами реформы, изменившие за короткие сроки всю общественную жизнь, породили сложные проблемы во всех сферах жизни, серьезно повлияли на характер межнациональных отношений, обнажив при этом огромный межэтнический конфликтный потенциал. В этой социокультурной ситуации очень важно понять, в каком обществе сегодня живут люди и каковы их возможности в изменении сложившегося положения.

В результате многовекового взаимодействия народов возникло сложное территориальное расселение людей. Исторический и геополитический фактор заключается в том, что несколько тысяч этнических общностей, которые составляют человечество, объединены менее чем в 200 государствах. Следовательно, более 90 % народов проживают в полиэтнических государствах. Отсюда следует, что далеко не все народы конституировались в самостоятельный политический организм и создали собственное государство. Более того, существуют этнические общности, которые в силу своей малочисленности, дисперсного расселения и других причин в принципе сделать этого не могут. Например, постсоветское пространство населяют более 150 этнических общностей, причем 32 из них насчитывают от 10 до 100 тысяч человек каждая, более 40 - менее 10 тысяч, а 9 коренных народов -менее одной тысячи.1 Поэтому не удивительно, что практически нигде в мире территории расселения этносов и государственные границы не совпадают полностью.

С распадом биполярной системы, делает вывод Стокгольмский международный институт проблем мира, на планете возродились такие идеи, как право наций на самоопределение и равноправие и одновременно -всевозможные формы национализма и трайбализма. Не только национальные элиты, но и широкие массы видят в собственной государственности гарантии сохранения и развития народа как целостного самобытного образования со своей системой ценностей и приоритетов. Во имя ее создания в политическую жизнь в качестве ее самостоятельных субъектов активно включаются и крупные этносы (нации), и малочисленные этнические (национальные) группы. Все они проявляют высокую активность и требовательность в защите и реализации своих национальных интересов.

Несомненно права А.Б.Элебаева утверждая, что, во-первых, на Земле не существует «этнически чистых» наций. Едва ли не все они формировались на базе разных этносов, ассимилировали представителей других народов, или сами оказывались ассимилированными.

Во- вторых, у большинства народов существуют этнически родственные группы, находящиеся за пределами «национального государства», а многие этнические общности оказываются расчлененными государственными границами.

В- третьих, государства с этнически гомогенным населением являются скорее исключением, чем правилом. Типичным для современного мира является государство, которое объединяет нацию, чье имя оно носит, и

1 Бельков О.А. Этнические факторы геополитики // Этнополитический вестник. - 1995. -№4. - С.83. национальные меньшинства, составляющих малочисленные самостоятельные народы, национальные группы - части народов, основная масса которых входит в состав других государств. Общностей такого рода сегодня в мире насчитывается несколько тысяч. Неоднородность протекания социально-экономических, этнических и демографических процессов привела к огромным различиям между этими общностями в уровнях развития, условиях жизни и их численности. В связи с этим возникают межэтнические столкновения, войны, напряженности и т.д.1

Противостояние на этнической почве является одним из самых распространенных и трудноразрешимых типов конфликта. Следовательно, разработка и изучение механизма предупреждения, регулирования и разрешения каждого отдельного этнотерриториального межнационального конфликта представляет большой научный и практический интерес. Новые исследования взаимосвязи этнических и геополитических процессов чрезвычайно важны и актуальны также потому, что могут способствовать выработке и утверждению оптимальных моделей организации мирового сообщества, обеспечивающих учет этнических (национальных) различий и интересов каждого народа, что необходимо для сохранения и укрепления международного мира и сотрудничества.

Международный опыт свидетельствует, что невозможно использовать исключительно мирные или только военные средства. В конфликтах Центральноазиатского региона так и не удалось задействовать систему коллективной безопасности, поскольку не удалось создать ее в эффективном виде. Меж- и внутригосударственные разногласия региона все еще слишком сильны, и здесь не достигнуто приемлемого уровня доверия. В межнациональных конфликтах на постсоветском пространстве противоборствующие стороны не исчерпали еще свой потенциал полностью: эмоциональный накал борьбы все еще силен, хотя уже разработаны методы

1 Развитие межэтнических отношений в новых независимых государствах Центральной Азии/ Под ред. Элебаевой А.Б. - Бишкек: Илим, 1995. - С.83. дающие возможность начать и вести переговорный процесс. Тем не менее, конфликтующим сторонам, по всей видимости, следует подготовиться к длительному и тяжелому переговорному процессу и периоду примирения.

Примечателен в этом смысле пример Ближнего Востока, где за истекшие годы задействован в полной мере весь арсенал средств, который предусмотрен мировой практикой для предотвращения и разрешения конфликтов, но достичь мира пока не удается. Наряду с мирными средствами (превентивной дипломатией, предупреждением и контролированием конфликтов и пр.) были опробованы и военные меры. К их числу относятся действия по поддержанию баланса сил, по созданию системы коллективной безопасности, контроль над вооружением, принудительное установление мира, миротворчество.

Набор средств, применяемый для разрешения конфликтов в Центральноазиатском регионе, намного скуднее, при том, что Центральная Азия - достаточно конфликтогенный регион, и имеет не меньшую геополитическую значимость. С распадом СССР новые суверенные государства столкнулись с проблемой отсутствия достаточной научно-методологической базы, необходимой для своевременного предупреждения • межэтнической напряженности, дефицитом специалистов в этой области. Повсеместно возникающие межэтнические конфликты первых лет независимости, как правило, провоцировались нестабильной экономической ситуацией и отсутствием государственной политики, рассматривающей данную проблему, как одну из определяющих при создании гражданского общества и благоприятной среды для укоренения демократических начал.

Следовательно, можно предположить, что проблема предупреждения и разрешения межнациональных и этнотерриториальных конфликтов здесь останется актуальной в ближайшие годы, и требует внимания и профилактики со стороны государства и общественности.

Степень научной разработанности темы.

Становление этнической общности ведет к резкому усилению интегративных процессов, консолидирующих представителей нескольких близких этносов в единый социальный организм. Однако реализация их осложняется множеством противоречий, что приводит в периоды политических и социально- экономических кризисов к своеобразной социальной инверсии: нация как бы сводится к своим этническим истокам. В результате чего мощные всплески архаики осложняют отношения между нациями и этносами, приводят к этнонациональным конфликтам, которые, в свою очередь приобретают политическую, социальную, культурную, экономическую окраску. Вследствие этого даже конфликты, возникающие в связи с территориальными претензиями соседних стран, с возникающими между ними экономическими, политическими и иными противоречиями, приобретают этнонациональный характер, принимают превращенную форму этнонациональных столкновений. В результате этого, как показывает опыт постсоветских государств, возникли противоречия между тенденциями формирования новых форм государственности и воспроизводства национального самосознания различных народов.

Практическая возможность повлиять на ход этнополитических процессов в советский период, соблюдая интересы всех представленных народностей, как правило, отсутствовала. Основной причиной явилось отсутствие на данном историческом этапе в СССР заинтересованности в изучении вопросов, связанных с теорией этнических общностей, наций и их существования, что обусловливалось господством в науке одной парадигмы классово-детерминистской, в которой сочетались элементы экономического

1 1 подхода К.Маркса и Ф.Энгельса и идеалистические концепции О.Бауэра .

Следствием явилось неприменимость понятийно-категориального аппарата и теоретических положений науки перестроечного и постперестроечного

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. — Т. 3.; Маркс К, Энгельс Ф.

Тезисы о Фейербахе. - Соч. - 2-е изд. - Т.З.; Энгельс Ф. Положение Англии. Восемнадцатый век // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. .

2 См.: Бауэр О. Национальный вопрос и социал - демократия. - СПб., 1909. периода, не допускавшей возможности противоречий в межнациональных отношениях при социализме.

В советском обществоведении в анализе сущности современных наций преобладало выделение этнического фактора. Но уже работы этнографов, в частности Ю.В. Бромлея1 о нации как этносоциальном организме и информационная теория этноса Н.Н. Чебоксарова и С.А.Арутюнова2 начала 50-х гг., заложили теоретические подходы к исследованию социальной обусловленности феномена этничности, основные положения которых сводились к следующим:

- население мира состоит из сформировавшихся в период этногенеза объективно существующих базовых социальных группировок в форме этнических общностей, высшим типом которых являются нации;

- нации обладают набором обязательных характеристик, среди которых собственная территория, общность экономических связей, единый язык и отличительный социально- психологический менталитет (национальный характер);

- условием существования и развития наций является собственная государственность, на территории которой члены данной группы объявляются представителями «коренной нации», а остальные граждане -«некоренным населением».

В постсоветский период исследованию этнополитических процессов уделялось немало внимания, основным объектом исследования явился феномен национализма. Однако анализ источников и литературы показывает, что во взглядах на проблематику национализма имеются принципиальные расхождения между зарубежными и отечественными исследователями. Бесспорно, в области национального вопроса в постсоветской и западной политической мысли сложилось неодинаковое понимание. Нет сомнения в

1 См.: Брошей Ю.В. Этнос и этнография. - М.,1983; Его же: Очерки теории этноса. — М.,1983. л

См.: Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М.,1989.; Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. — М.,1985. том, что исследователям необходимо учитывать как достижения советской науки, так и богатый зарубежный опыт в этой области, принимая во внимание региональные особенности современного периода. Так, многие работы советских этнографов не переведены и поэтому неизвестны западной науке. Явно недооцененными остались содержащиеся в них идеи о многоуровневости этнических общностей или типах этнонациональных процессов.

В советской науке, занимавшейся сравнительными и теоретическими исследованиями наций и национальных процессов, состояние межнациональных отношений не являлось предметом научного анализа.

Под влиянием национальных движений на постсоветском пространстве, которые способствовали падению тоталитарного режима, у зарубежных и отечественных ученых и политиков вырос интерес к мировому опыту оценки этнического национализма и межэтнических конфликтов. С точки зрения задач исследования, наиболее значимой представляется концепция О.Данна1, согласно которой современная нация представляет собой политическую модель и не ограничена конкретными социальными структурами, входящими в ее состав. Однако слишком резкое противопоставление политического понимания нации этническому создает питательную почву для идей этнотерриториального регионализма, что наблюдалось в середине прошлого столетия, когда данные идеи подпитывались экономической нестабильностью «бедного» Юга и ускоряющимся прогрессом «богатого» Севера. В свою очередь, роль государственного начала в формировании национальной общности, которая раскрывалась через понятие национализма тщательно исследована Э.Геллнером2. Он рассматривает национализм, как политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать.

1 См.: Данн О. Нации и национализм в Германии: 1770-1990. - СПб., 2003.

•у

См.: Геллнер Э. Нации и национализм. - М.,1991.

В настоящее время постсоветская наука во многом находится на стадии ознакомления с мировой литературой и применением ее выводов к конкретным локальным исследованиям. Сейчас теоретики этого пространства пытаются подойти к изучению этнополитических процессов с новых позиций. Неоценимое значение имеют современные исследования, опирающиеся на новые методологические принципы и имеющие в своей основе обширные эмпирические исследования в области этнополитических процессов. Это, прежде всего, работы J1.M. Дробижевой, Н.М. Лебедевой, С.А. Арутюнова, В.А. Тишкова, М.В. Иордана, А.Г. Здравомыслова,

A.В.Глуховой, С.М. Широкорогова, А.А. Кара-Мурзы, В.М. Межуева,

B.Ф.Пряхина и др1.

Опыт межэтнического взаимодействия вновь образовавшихся суверенных государств Центральноазиатского региона явился причиной повышенного внимания к данному феномену их научной элиты.

1 См.: Дробижева JI.M. Интеллигенция и национализм. Опыт постсоветского пространства. — М.,1994.; Ее же: Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М., 2003.; Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г. У., Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг . - М.,1996.; Лебедева Н.М. Введение в этническую кросс- культурную психологию. —

М.,1999.; Тишков В.А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. — 1993. — №4; Его же, Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе //

Вопросы социологии. - 1993. - №1-2.; Его же: Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб.ст. / Под.ред. М.Б.Оллкот и др. - М., 1997.; Иордан М.В. Наука национального примирения // Общественные науки и современность. — 1992. — №4.; Здравомыслов А.Г., Матвеева С.Я. Межнациональные конфликты в России и постсоветском пространстве // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - М., 1995. - №85.; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1997.; Его же: Социология конфликта. -М.: Аспект Пресс, 1996; Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. - М., 2000.; Широкогоров С.М. Этнос: исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений // Известия восточного факультета Дальневосточного Университета. 1923. XVIII. Т.1.; Кара - Мурза А.А. «Империя» и «Нация» как два варианта умиротворения конфликтов в посттоталитарном пространстве // Взаимодействие политических и национально - этнических конфликтов. -М., 1994 -4.1.; Межуев В.М. Россия в поисках идентичности // Взаимодействие политических и национально- этнических конфликтов: Мат. межд. симпозиума. 18-20 апреля 1994 г. — М.,

1994. - Ч. 1.; Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве. — М., 2002.

Несомненный интерес и практическую значимость представляют исследования А.Б. Элебаевой1, посвятившей вопросу межнациональных отношений ряд монографий и публикаций, методологические основы которых оказали существенное влияние на видение состояния этнополитических процессов в Центральной Азии на современном этапе. Отдельные аспекты межэтнического взаимодействия освещались в исследованиях Н.М. Омарова, О. Молдалиева, М. Карыбаевой, С. Имановой, Ч.Д. Чотаевой, С.Ж. Текенова, К.К. Молдобаева, В.Н. Ушакова и др .

Цель нашего исследования заключается в определении состояния этнополитических процессов в Центральноазиатском регионе. Раскрытие данной цели предполагает решение ряда исследовательских задан, среди которых следует выделить:

1 См.: Элебаева А.Б. Межэтнические отношения в постсоветских государствах Центральной Азии: динамика развития. — Бишкек: Илим,2001; Развитие межэтнических отношений в новых независимых государствах Центральной Азии/ Под ред. Элебаевой А.Б. - Бишкек: Илим, 1995; Элебаева А.Б.,Омуралиев Н.А. Межэтнические отношения в

Кыргызстане: динамика и тенденция развития// Центральная Азия. —1998. — №3(15); Элебаева А.Б., Омуралиев Н.А., Джусупбеков А.Д. Ошский межэтнический конфликт. -Бишкек, 1991.

2 См.: Омаров Н.М. Миграционные процессы в Кыргызской Республике в годы независимости: итоги десятилетия. — Бишкек, 2001.; Его же: Кыргызстан 2025: В поисках приемлемой альтернативы // Кыргызстан - 2025; Стратегии и сценарии развития / Сб.ст. и материалов. - Бишкек, 2005.; Его же: Исламский радикализм как глобальный вызов безопасности современной Центральной Азии. Афганистан и безопасность Центральной

Азии. Выпуск 1 / Под ред. А.А. Князева. - Бишкек: Илим, 2004.; Его же: Этническая ситуация и миграционные процессы в постсоветском Кыргызстане // Этнографическое обозрение. — 2005. — №3.; Молдалиев О. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии. — Бишкек, 2001.; Карыбаева М., Бухняк М. Роль и место религии в этнонациональных противоречиях и конфликтах // Ренессанс или регресс // Центр исследований мира Кыргызстана/ Ред. Э.Шукуров, А.Алишева, А.Табышалиева. — Бишкек, 1996.; Иманова С. Этнонационализм: история и реальность. — Бишкек, 2001.; Чотаева Ч.Д. Этнокультурные факторы в истории государственного строительства Кыргызстана. - Бишкек, 2005.; Текенова С.Ж. Межэтнические отношения в Кыргызстане: история и реальность. - Бишкек: Илим, 1999.; Молдобаев К.К. Конфликтность в межнациональных отношениях и этносоциальная память // Центральная Азия и культура мира. - Бишкек, 1997. - №1.; Ушаков В.Н. Политический ислам в Центральной Азии: основные факторы и перспективы. — Москва, Бишкек: КРСУ, 2005.

- осмысление феномена этнических общностей, их эволюции на основе изучения основных концепций наций и национальных отношений; рассмотрение методологии прогнозирования межэтнических конфликтов;

- анализ объективных внутригосударственных причин возникновения межнациональных напряжений и конфликтов в центральноазиатских государствах;

- исследование специфики регионального этнонационализма, основных причин его нарастания;

- выявление системы превентивных мер по нейтрализации причин межнациональной напряженности в центральноазиатских государствах;

Объектом настоящего диссертационного исследования являются особенности современных этнополитических процессов в Центральноазиатском регионе, предметом исследования мы видим причины возникновения межнациональных напряжений и конфликтов на внутри- и межгосударственном уровне в странах Центральной Азии, а так же место и значимость религиозного фактора в формировании и протекании межэтнических отношений.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили новые дискуссионные методологические и теоретические подходы, распространенные в мировой литературе, прежде всего в западной, а также ряд трудов авторов России и Центральной Азии.

Анализ основывается на историко-логическом и политологическом подходах к проблеме этнополитических процессов в Центральноазиатском регионе на современном этапе, способам протекания и условий влияющих на них. Применение междисциплинарного подхода в данной области исследования позволило предложить свое видение этого феномена.

Методология прогнозирования межэтнических конфликтов, делает возможной попытку разработки системы превентивных мер по нейтрализации причин межнационального напряжения.

Научная новизна темы заключается в комплексном подходе изучения особенностей этнополитических процессов в Центральной Азии, анализе позитивных и негативных последствий демократизации и суверенизации постсоветских государств, в поиске приемлемых превентивных механизмов, учитывающих не только международный опыт, но и менталитет народов региона.

Занимаясь исследованием причин межэтнической напряженности, мы вводим понятие «наднациональный фактор», заметим, что данная дефиниция ранее не употреблялась в работах подобного характера.

Впервые в научный оборот введены малоизвестные информационные, публицистические и научные материалы, труды западных, российских и отечественных исследователей, что позволило выявить не только особенности, но и возможности влияния на развитие этнополитических процессов в центральноазиатских государствах.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Этнические общности являются специфическим и сложнейшим объектом научного познания.

- Внутренняя противоречивость - своеобразный способ существования и развития межнациональных отношений, как и любого другого вида отношений.

- Вопрос о создании национального государства на территории компактного проживания этноса нередко провоцирует возникновение межэтнических конфликтов.

- Этническая инаковость также служит пусковым механизмом этнонационализма.

- Необходимость методологического похода при прогнозировании и разрешении межнациональных напряжений и конфликтов является естественным следствием состояние этнонационального вопроса в современных условиях.

- Межэтническая напряженность в Центральноазиатском регионе, переросшая в ряде случаев в конфликты с применением насилия - задача, требующая безотлагательной реакции.

- Процесс взаимовлияния национальных интересов государств региона и межэтнических отношений определяет основные факторы внутригосударственного, регионального и наднационального характера.

- Система мер предупреждающего характера имеет благоприятное влияние на этнополитические процессы Центральной Азии.

Научно-практическая значимость работы заключается в научном решении проблем, связанных с этнополитическими процессами в Центральноазиатском регионе. В современных условиях четкое понимание этнополитических процессов, обусловленных состоянием межнациональных отношений, как внутригосударственных, так и региональных, тесно связано с проблемой отношений между государством, гражданским обществом и этносом. Своевременно предупредить нарастание межэтнической напряженности возможно при условии гармоничного развития этих трех составляющих. Материалы диссертации позволяют разработать практические механизмы прогнозирования урегулирования, управления межэтнических конфликтов, а также предложить систему превентивных мер по нейтрализации причин межнациональной напряженности в этой сфере отношений и быть полезными как политикам, так и ученым. Методологический и фактический материал диссертационного исследования, его основные положения, выводы и научно - практические рекомендации могут быть использованы в процессе преподавания в вузах курсов политологии, конфликтологии, этнополитологии, социологии, стать основой будущих научных исследований в этой сфере, найти широкое применение.

Апробация результатов диссертационной работы. Основные положения и выводы диссертации нашли адекватное отражение в профессиональной деятельности диссертанта, в двух учебных пособиях, изданных в КРСУ «Политические конфликты: природа возникновения, виды и способы их разрешения» - Бишкек, 2003 (7,8 п.л.) и «Межэтнические конфликты: факторы возникновения, проблемы их урегулирования и прогнозирования» - Бишкек, 2004 (9,2 п.л.), в дипонированной рукописи книги «Истоки возникновения терроризма» (Российское Авторское общество. Свидетельство №6919 от 08.12.2003), а также в монографии «Этнополитические процессы в Центральноазиатском регионе в условиях нового миропорядка» - Бишкек, 2007 (10 п.л.) и 6 научных статьях, в ряде научных докладов на конференциях и семинарах (Бишкек, Новый Уренгой, Тюмень, 2004- 2006 гг.).

Концептуальные положения диссертационной работы были использованы автором при разработке и преподавании курса «Политология» и спецкурса «Конфликтология» для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» Тюменского Государственного Университета и Урало-Сибирского представительства Межрегиональной Академии управления персоналом.

Структура диссертации обусловлена логикой достижения цели и решения поставленных исследовательских задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии, Объем диссертации - 183 стр.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», Лыскова, Людмила Николаевна

Заключение

В современном мире, особенно в государствах, возникших после распада Советского Союза, а соответственно и странах Центральной Азии, все больший интерес не только исследователей, но и широкой общественности, вызывает проблематика межэтнических отношений. Нарастание этого интереса обусловлено широким распространением конфликтов во всех сферах общественной жизни, нередко приводящим к кровопролитным столкновениям и войнам. В связи с этим все чаще появляются публикации, в которых с позиции политологии, социологии, психологии, юриспруденции, политической экономии анализируются различные аспекты вновь возникающих межнациональных противостояний.

Видится необходимым сделать некоторые выводы:

1. Существующие подходы к исследованию феномена этничности не являются взаимоисключающими, что, по нашему мнению, диктует необходимость создания новой теории этничности, основанной на интеграции наиболее важных аспектов теорий этносов. Этнические общности являются специфическим и сложнейшим объектом научного познания. Вопрос происхождения и тенденции развития этнических общностей, функций выполняемых ими, и что самое важное объяснение сути этнических процессов, является многогранным. История рассмотрения данной проблемы наглядно демонстрирует эволюцию понятия «этнос», изначально детерминируемого с культурологической точки зрения. Лишь в 70-х гг. XX века этнос превратился из культурологического понятия, относящегося к первобытным или отсталым народам, в понятие политологическое, относящееся к любому народу вообще. Что явилось отражением происходящих в обществе изменений, приведших к политизации этноса и этничности.

2. Следствием разработки теорий этнических общностей, ярко демонстрирующих происхождение и эволюцию этносов является дефиниция полиэтнического и надэтнического единтсва - «нация». Этничность и национальность находятся в противоречивом взаимодействии характеризуя ту или иную историческую общность людей, в чем и заключается один из существенных факторов возникновения как национализма, так и этнонациональных конфликтных ситуаций, где национализм рассматривается как некий политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать. Очевиден факт, что политизация этничности оказывает прямое влияние на состояние национальных отношений.

3. Комплексное изучение элементов, составляющих фактор напряженности в межэтнических отношениях как внутри одного государства, так в регионе в целом, позволяет разработать и комплексные превентивные меры предотвращения вероятностного межэтнического конфликта, либо подавления конфликтогенного фактора, либо локализации уже возникшего конфликта между национальными группами и недопущения его эскалации. В качестве превентивных мер можно рассматривать создание и осуществление целевых программ национально-культурного развития народов как Центральноазиатского региона в целом, так и каждого из государств. Основной целью предложенных программ могут быть объединение усилий органов государственной власти, как внутри стран региона, так и на межправительственном уровне, общественных национальных и религиозных объединений для сохранения межнационального согласия и гармонизации межнациональных отношений. Это обусловит необходимость совершенствования механизмов реализации основных направлений, как национальных политик, так и региональной в целом, учета и предупреждения межнациональных конфликтов на основе научных исследований национальных и межнациональных процессов в регионе, что, в свою очередь, затронет все аспекты прогнозирования межнациональных отношений.

4. Проблема религиозного экстремизма является одной из определяющих межэтническое согласие в регионе. Опасность разжигания межнациональной розни заключается в злоупотреблении религиозными чувствами населения, попытке придания религии политической окраски. Наряду с этим невозможно не сказать о необходимости нейтрализации внешнего фактора влияния на межэтнические конфликты на религиозной почве, что является прерогативой Министерств Иностранных Дел стран ЦА и их силовых структур, т.е. исключить возможность двойных-тройных стандартов в решении этой проблемы.

На наш взгляд, при принятии подобного рода мер, стоит проявлять особую чуткость и деликатность в отношении религиозных чувств людей, населяющих регион, так как религиозные и национальные чувства являются одними из самых легко ранимых и таящих в себе возможность возникновения конфликта.

5. С момента суверенизации и по настоящее время в странах ЦА идет процесс становления политических элит. Этот процесс по-своему часто, является провоцирующим фактором межэтнических конфликтов. Даже после интенсивной миграции русскоязычного населения из стран Центральной Азии, в большинстве своем эти государства остаются полиэтничными (особо Кыргызстан, Казахстан и Таджикистан). В смене элит борьбу за властные должности в основном ведут группы коренного населения. Представители других национальностей практически не вовлечены в этот процесс, так как исход выборов, как они считают, для них заранее известен. Это одна из главных причин, почему национальные меньшинства не участвуют в выборах разного уровня.

Мы считаем, что в целях предупреждения конфликтов между этническими группами и стабилизации политических отношений, хотя бы на переходный период до окончательной стабилизации социально-экономического и политического состояния стран ЦА необходимо разработать квоты представительства от каждой национальной группы в выборные органы внутри каждого государства.

Подобная мера гарантировала бы пропорциональное представительство этнических групп в управлении, в бизнесе и в образовании, тем самым, сократив социальные дистанции между представителями коренной национальности и группами национальных меньшинств. Осуществление этой идеи превентивно снимает проблему возникновения напряженности в отношениях между этническими группами внутри одного государства и снижает конфликтогенный потенциал в регионе в целом.

Следует помнить, что программа практических действий обязана исходить из юридического и практического соблюдения прав всех этносов, как на региональном, так и общегосударственном уровне, где должны быть зафиксированы специальные механизмы, направленные на предупреждение конфликтов между этносами, населяющими государство.

Государственная политика должна быть этнонационально ориентированной, особенно в полиэтнических государствах, какими являются страны Центральноазиатского региона. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от унитарного государства к сильному демократическому государству, с социально ориентированной экономикой.

Подобные меры могут снять этническую напряженность внутри конкретного государства. Страны ЦА связаны между собой не только общими границами, но и сходной культурой, конфессиональной принадлежностью, что позволяет гражданам этих стран мигрировать в поисках работы в соседние государства ЦА, в которых им легче адаптироваться в культурно-языковой сфере. Однако, во многих из этих стран рабочие мигранты не находят ни правовой ни социальной защиты и работают в полулегальных условиях, получая намного меньше заработную плату, чем непосредственно граждане этих государств - представители коренного населения. Подобную дискриминацию подданных других государств и инонациональных групп возможно ликвидировать только при условии принятия межгосударственных соглашений между странами Центральной Азии по защите прав трудовых мигрантов.

6. В новых, формирующихся межгосударственных отношениях в Центральной Азии, проблемы водопользования являются фактором возникновения напряженности между странами этого региона.

Поскольку водные ресурсы в ЦА являются основой экономики всего региона, в решении этой проблемы требуется особо взвешенный подход. Часто возникает ситуация, когда страна, обладающая правом использования и распределения водного источника прибегает к методам шантажа, выторговывая для себя какие-либо преференции, при этом, не учитывая, что другая сторона также начинает прибегать к этому методу. Подобное противостояние часто заканчивается конфликтом, в решении которого требуются уже несколько другие усилия. В Центральной Азии подобные уроки истории особенно поучительны, если принимать во внимание стратегическое значение десятка только наиболее крупных водохранилищ в предгорной зоне, глубинами в сотни метров и содержанием в сумме свыше 30 кубических километров воды. Всего в регионе таких «бомб замедленного действия» более семидесяти, не считая прудов и водозаборных сооружений.

На наш взгляд, задачей сторон является осознание того, что вода и водные ресурсы являются жизненно необходимым условием существования человека. Непонимание или игнорирование этой непреложной истины в решении водного спора является явной провокацией конфликта сторон. Примером тому могут послужить ежегодные сезонные столкновения между жителями Баткенского района КР и жителями соседнего Таджикистана, вплоть до применения физической силы. Наиболее приемлемым выходом из данной ситуации видится создание специальных комиссий под эгидой международных организаций для разрешения водных проблем в регионе. Кроме того, необходимым условием является совместная выработка Водной Стратегии ЦА, где важно учесть вопросы совместного формирования региональной водной политики, а также принятие комплексных адаптационных мер в связи с глобальными процессами изменения климата. Исследование показало, что эффективные механизмы реализации условий межгосударственных соглашений так же отсутствуют, примером тому является напряжение в кыргызско-узбекских взаимоотношениях, обусловленное нежеланием Республики Узбекистана поставлять газ в Киргизскую республику по ценам ниже рыночных, что в свою очередь вызывает ответную реакцию -вынужденное изменение цены на воду, поставляемую из КР.

Не менее проблемным является вопрос о территориальных разногласиях. Напомним о узбекско-кыргызском межгосударственном споре, имеющем так же и все признаки межэтнического - проблеме анклавных территорий, чем успешно воспользовались экстремисты для дестабилизации обстановки не только в данном регионе, но и во всей Центральной Азии. Проблема может решаться только комплексно, усилиями всех государств ЦА, для чего необходимо разработать единые межгосударственные меры, подходы по предотвращению межнациональных конфликтов, как внутри государств, так и между ними.

Принимая во внимание все вышеизложенное, следует сказать, что в силу ' своего геополитического и геостратегического расположения Центральноазиатский регион является важным с точки зрения обеспечения межнациональной стабильности на всем евразийском пространстве. Опасность этнического фактора отягощена здесь тем, что государства Центральной Азии относятся к странам с «переходной экономикой», еще находятся на стадии формирования своего политического лица, а слаборазвитые элементы зарождающегося гражданского общества могут создать предпосылки для возобновления межэтнических противоречий и напряженности. В этих условиях важно иметь набор технологий, позволяющих адекватно и своевременно предпринимать действия по снижению риска и недопущению конфликтов. На современном этапе такой поход в мировой практике называют превентивным развитием.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Лыскова, Людмила Николаевна, 2007 год

1. Литература на русском языке

2. Акаев А. Памятное десятилетие. Бишкек, 2001.

3. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. М.:Дело, 2005.

4. Акунов А., Киютин В., Прытков В., Токтомышев С. Постсоветский Кыргызстан глазами зарубежных политологов. Бишкек, 1998.

5. Аламанов С.К. Краткая история и опыт решения пограничных проблем Кыргызстана. Бишкек: 2005.

6. Амелин В.В. Межнациональные конфликты в Средней Азии на рубеже 80-90-х годов. -М., 1993.

7. Антология мировой политической мысли в 5 томах. М.,1997.

8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.-М., 1999.

9. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М.,1989.

10. Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск, 2000.

11. Бауэр О. Национальный вопрос и социал демократия. - СПб., 1909.

12. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 1999.

13. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.,1983.

14. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

15. Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация: Сб.работ. М., 1989.

16. Валентини K.JL, Оролбаева Э.Э., Абылгазиева А.К. Водные проблемы Центральной Азии. Бишкек, 2004.

17. Галтунг Й. Управление конфликтами. М., 1999.

18. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

19. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М., 2000.

20. Грозин А., Хлюпин В. Национальная безопасность Казахстана: проблемы и перспективы. М.,1999.

21. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992.

22. Данн О. Нации и национализм в Германии: 1770-1990. СПб., 2003.

23. Дарендорф Р. После 1989: Мораль, революция и гражданское общество. Размышления о революции в Европе. М.,1998.

24. Денисов В.В. Социология насилия (критика современных буржуазных концепций). М., 1975.

25. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликтов (Юридическая конфликтология). М.: РАН, центр конфликтологических исследований. - 1993. - Ч. 1.

26. Дробижева Л.М. Интеллигенция и национализм. Опыт постсоветского пространства. М., 1994.

27. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России.-М., 2003. ,

28. Дробижева Л.М.,Аклаев А.Р.Доротеева В.В.,Солдатова Г.У., Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг. -М., 1996.

29. Жоробеков Ж. Этнодемографические процессы в Кыргызстане (вчера, сегодня, завтра). Бишкек, 1997

30. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М.,1989.

31. Журавлев И.В., Мельков С.А., Шершнев Л.И. Путь воинов Аллаха:Ислам и политика России. М.:Вече, 2004.

32. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.

33. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 1996.

34. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт: Политический анализ. -Ростов- на Дону, 1992.

35. Иванов С.Г. Влияние глобализационных процессов на развитие Кыргызской Республики. Бишкек:КРСУ, 2006.

36. Ильин В.И. Социальная стратификация. Сыктывкар, 1991.

37. Иманова С. Этнонационализм: история и реальность. Бишкек, 2001.

38. Калинина Н.В. Россияне ближнего зарубежья: уезжать или оставаться? Политические аспекты проблем российской диаспоры в странах СНГ. -Москва, Бишкек:Илим, 2002.

39. Карыбаева М., Бухняк М. Роль и место религии в этнонациональных противоречиях и конфликтах // Ренессанс или регресс // Центр исследований мира Кыргызстана / Ред. Э.Шукуров, А.Алишева, А.Табышалиева. Бишкек, 1996.

40. Коран. Перевод смыслов и комментариев В.Пороховой. М., Аль-Фуркан, 2004.

41. Котанджян Г.С. Этнология консенсуса конфликта. - М., 1992.

42. Лебедева Н.М. Введение в этническую кросс- культурную психологию. -М.,1999.

43. Ленин В.И. Полн. собр.соч. Т.35.

44. Леви Стросс К. Первобытное мышление. - М., 1994.

45. Лурье М., Студеникин П. Запах гари и горя. Фергана тревожный июль 1989г. М., 1990.

46. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3.

47. Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе. Соч. - 2-е изд. - Т.З.

48. Маслов В.И. Региональная безопасность: история и проблемы новых независимых государств Центральной Азии. Москва, Бишкек, 2000.

49. Международные отношения в Центральной Азии: история и современность. Бишкек, 2000.

50. Молдалиев О. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии. Бишкек, 2001.

51. Мусса кызы Алина. Геополитика и культура как факторы обеспечения безопасности. Бишкек,2005.

52. Назарбаев Н. Без правых и левых. М., 1991.

53. Назарбаев.Н. В потоке истории. Алматы, 1999.

54. Никифоров В.А. Проблемы сосуществования этнических и религиозных групп в светском мультикультурном Казахстане. -Алматы, 2006.

55. Мир и Центральная Азия в 2025 году: «Дрейфующие острова». Кыргызстан 2025. Стратегии и сценарии развития: Сб.ст. и материалов / Под ред. М.Н. Омарова. Бишкек, 2005.

56. Омаров М.Н. Мир и Центральная Азия в 2025 году: «Дрейфующие острова» // Кыргызстан 2025. Стратегии и сценарии развития: Сб.ст. и материалов. Бишкек, 2005.

57. Омаров Н.М. Миграционные процессы в Кыргызской Республике в годы независимости: итоги десятилетия. Бишкек, 2001.

58. Омаров Н.М. Кыргызстан 2025: В поисках приемлемой альтернативы // Кыргызстан 2025. Стратегии и сценарии развития / Сб.ст. и материалов. - Бишкек, 2005.

59. Омаров Н.М. Исламский радикализм как глобальный вызов безопасности современной Центральной Азии. Афганистан и безопасность Центральной Азии. Выпуск 1 / Под ред. А.А. Князева. -Бишкек: Илим, 2004.

60. Празаускас А.А. Межэтнические конфликты в странах зарубежного Востока. М., 1991.

61. Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве.1. М., 2002.

62. Развитие межэтнических отношений в новых независимых государствах Центральной Азии / Под ред. А.Б. Элебаевой Бишкек: Илим, 1995.

63. Садохин А.П. Этнология. М.: Гардарики, 2000.

64. Севостьянов Г.Н. Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза. М.:Социально-политическая мысль, 2005.

65. Сравнительная политика в Центральной Азии. Центрально Азиатский Ресурсный Центр-Билим - Центральная Азия. - Бишкек, 2005.65

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.