Этнопсихологические особенности самореализации личности: на примере Республики Северная Осетия - Алания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат наук Худалова, Мадина Захаровна

  • Худалова, Мадина Захаровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 274
Худалова, Мадина Захаровна. Этнопсихологические особенности самореализации личности: на примере Республики Северная Осетия - Алания: дис. кандидат наук: 19.00.05 - Социальная психология. Санкт-Петербург. 2013. 274 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Худалова, Мадина Захаровна

Введение

Глава 1. Проблема самореализации личности в психологии

1.1. Понятие самореализации в зарубежной и отечественной психологии. Сущность и содержание

1.2. Самореализация в основных сферах жизнедеятельности

1.2.1. Самореализация личности в профессиональной сфере

1.2.2. Самореализация личности в брачно-семейной сфере

1.3. Культура и самореализация личности

1.4. Этнические особенности русской и осетинской культур

1.4.1. Культурно-исторический аспект

1.4.2. Советский и ранний постсоветский период

1.5. Выводы

Глава 2. Методологические основы эмпирического исследования этнопсихологических особенностей самореализации личности

2.1. Характеристика общей выборки

2.2. Процедура и методы эмпирического исследования

2.3. Статистический анализ результатов исследования

2.4. Этапы исследования

Глава 3. Эмпирическое исследование этнопсихологических особенностей самореализации личности

3.1. Анализ и интерпретация результатов исследования ценностно-

смысложизненной самоактуализации

3.2. Сопоставление ролевых позиций множественной идентификации

3.3. Факторный анализ результатов исследования множественной идентификации

3.4. Анализ и интерпретация результатов исследования самореализации в профессиональной сфере

3.4.1. Анализ различий в самооценке профессиональной самореализации

3.4.2. Эталонные представления с учетом культурного, полового и

2

возрастного аспектов

3.4.3. Женские представления о соответствии эталону женщины осетинок и русских

3.4.4. Мужские представления о соответствии эталону женщины осетинок и русских

3.4.5. Проявление «временн0й ориентации» в профессиональной самореализации в сравниваемых культурах

3.4.6. Корреляционный анализ показателей сферы профессиональной самореализации

3.5. Диагностика реализации потребностей в самореализации

3.6. Анализ и интерпретация результатов исследования

самореализации в брачно - семейной сфере

3.6.1. Образ эталона женщины с учетом культурного, полового и возрастного аспектов

3.6.2. Женские представления о соответствии эталону женщины осетинок и русских женщин

3.6.3. Мужские представления о соответствии эталону женщины осетинок и русских женщин

3.6.4. Образ эталона мужчины с учетом культурного, полового и возрастного аспектов

3.6.5. Женские представления о соответствии эталону мужчины осетинских и русских мужчин

3.6.6. Проявление «временной ориентации» в брачно-семейной самореализации в обеих культурах

3.6.7. Корреляционный анализ показателей сферы брачно-семейной самореализации

3.7. Взаимосвязь самореализации личности с типами этнической

идентичности

3.8. Выводы по эмпирической части

Общие выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение

3

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопсихологические особенности самореализации личности: на примере Республики Северная Осетия - Алания»

Введение

Актуальность проблемы. В настоящее время усиливается научный интерес к проблеме самореализации личности. Это может объясняться все большим пониманием той роли, которую она играет в жизнедеятельности личности, а именно, самореализация представляется неотъемлемым атрибутом жизни любого человека. При этом она является равно важной во всех основных сферах жизнедеятельности: семейные отношения, профессиональная деятельность. С одной стороны, отношения в браке, если они дают психологический комфорт и восстановление духовных, психологических и физических ресурсов, могут активно способствовать личностному развитию каждого из супругов. С другой стороны, профессиональная деятельность является для человека возможностью осознать значимость собственной жизни в целом. Трансформируя окружающий мир к лучшему через созидательный, творческий труд, человек изменяет себя и делает счастливым себя и людей вокруг. И как уже известно, недостаточная профессиональная или семейно-брачная самореализация может стать причиной возникновения психологических, даже экзистенциальных проблем. Психологические и социологические исследования в современном обществе выявляют факт склонности людей, испытывающих затруднения реализации себя как личности, к различным нетрадиционным способам самореализации, в числе которых: компьютерные игры, наркомания, оккультизм, азартные игры и многое другое. Более того, современные исследователи самореализации считают, что актуальная для настоящего времени угроза терроризма - также следствие затруднений реализации человеком самого себя в традиционных сферах жизни и деятельности. Формирование личности связано с социальными ценностями, любые элементы образа «Я» формируются под влиянием непосредственного этнокультурного окружения, того этнического пространства, в котором личность развивается. Во второй половине XX века именно культуру чаще всего называют основным фактором, лежащим в основе межэтнических

различий психики. Влияние культуры на нашу жизнь огромно. Культура влияет на язык, восприятие окружающего мира, поведение и установки, структуру семьи, систему образования, форму правления и даже на наше здоровье. Применительно ко всем темам, культура играет важную невидимую роль в определении того, как мы себя ведем и как мы воспринимаем поступки других людей. Д. Мацумото отмечает, что культура - важный источник психологических различий, которые необходимо учитывать и в теоретической, и в исследовательской работе [105]. Принципиальную важность изучения этнических процессов у разных народов, особенно, в полиэтнических странах, коей является и Россия, подчеркивают многие ученые (В .П. Левкович, 1983), Ю.П. Емельянов говорил о зависимости грамотности и обоснованности национальной политики от изучения и учета всего разнообразия этнических структур повседневности [64]. Другие ученые (Э.А. Саракуев, В.Г. Крысько, 1996) высказывались о проблеме изучения особенностей психологического облика как о результате практических потребностей людей знать специфику поведения и обычаи населения стран, с которыми они поддерживали политические, экономические и культурные связи [148]. Научное прогнозирование преобразований современного общества невозможно без всестороннего изучения психологии этнической общности, особенностей и мотивов поведения внутри общности и между этносами, живущими столетиями в одном, геоисторическом пространстве (Ю.П. Платонов, 1992, Л.Г. Почебут, 1992).

Изучение этнически обусловленных особенностей дает нам информацию и о различиях, и о сходствах (Д. Мацумото, 1999), что имеет большое значение для положительного межэтнического взаимодействия: осмысление результатов этнокультурных исследований позволит адекватно воспринимать этническую специфику различных народов, и не вести себя стереотипно, а учитывать различия в поведении, при взаимодействии с представителями других культур (Триандис, 1994).

Известно, что изучение самореализации личности (в том числе и самоактуализации, самодетерминации и т.д.) изначально были преимущественной проблематикой гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.). Свой вклад в разработку этого проблемного комплекса внесли представители экзистенциальной психологии (Р. Мэй, В. Франкл). Новый уровень системности для решения проблемы самореализации подготовлен трудами отечественных ученых, среди которых: Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, и др. Многие авторы рассматривают самореализацию как ценностно-мотивационный компонент структуры личности (К.А. Абульханова-Славская, H.A. Аминов, A.A. Бодалев, В.А. Бодров, Е.И. Головаха, K.M. Гуревич, A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.П. Чернышов и др). Данные проблемы активно исследуются Санкт-Петербургской школой психологии (М.Б. Березин, Н.В. Гришина, И.Б. Дерманова, Л.А. Коростылева, Н.Е. Кравченко, Ю.Н. Кулютктин, A.A. Реан, Л.А, Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко, О.С. Советова, Е.И. Степанова и др.). Основы этой области исследования заложены в 60-х годах Б.Г. Ананьевым.

Этнопсихологическими исследованиями в отечественной психологии последние двадцать лет занимались B.C. Агеев, Э.Н. Аллахвердянц, Ю.А. Арутюнов, В.А. Гаврилов, А.К. Байбурин, Е.П. Батьянова, Е.П. Белинская, Б.А. Вяткин, И.Гасанов, A.A. Деркач, О.И. Дреев, Л.М. Дробижева, Б.А. Душков, Т.В. Иванова, Л.Г. Ионин, В.Г. Крысько, В.И. Козлов, С.И. Королев, Л.Д. Кузмицкайте, В.Н. Куликов, И.Д. Куликов, Н.М. Лебедева, В.П. Левкович, А.Б. Мулдашева, Л.И. Науменко, Н.Г. Орлова, Н.Г. Панкова, Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут, E.H. Резников, Э.А. Саранцев, И.И. Серова, И.Р. Сушков, Г.У. Солдатова (Кцоева), Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец.

Актуальность этнопсихологически обусловленных особенностей самореализации личности также продиктована недостаточной изученностью данной проблемы. В основном влияние социально-культурных факторов на

самореализацию изучалось с точки зрения влияния демографической и экономической ситуаций в стране, влияние на профессиональную самореализацию уровня благосостояния семьи, образования, социального статуса. Практически не затронутой отечественными учеными остается на сегодняшний день проблема изучения влияния культуры на самореализацию личности.

Цель исследования - изучение этнопсихологических особенностей самореализации личности в русской и осетинской культурах.

Объект исследования - представители двух культур - русские и осетины, проживающие в г. Владикавказе. В исследовании принимали участие мужчины и женщины двух возрастных групп 20-39 лет и 40-60 лет. Общий объем выборки составил 356 человек, 102 из них - русские, 254 -осетины.

Предмет исследования - профессиональная и брачно-семейная самореализация личности в связи с этнокультурными и социально-психологическими факторами.

Гипотезы исследования:

1. С особенностями самореализации осетин и русских связаны такие культурологические факторы как временная ориентация, степень коллективистической ориентированности и социально-демографические факторы: пол и возраст.

2. В поликультурной среде у представителей различных этнических групп имеются как общие (ейс-подход), так и специфические (егтс-подход) факторы успешности самореализации личности в профессиональной и брачно-семейной сферах. Эти факторы проявляются в: 1) направленности личности на достижение профессионального успеха; 2) тактике достижения профессиональных успехов; 3) представлениях о полноценной семье и факторах удовлетворенности браком.

3. Этнические особенности самореализации осетин и русских связаны с ценностями, традициями, нормами поведения, установками. Так, ценности русской культуры

способствуют профессиональной самореализации как мужчин, так и женщин. В осетинской культуре ценности и традиционно сложившееся тендерное разделение социальных ролей в семье ограничивают профессиональную самореализацию женщин, способствуя брачно-семейной самореализации.

В соответствии с целью диссертационного исследования и выдвинутыми гипотезами были поставлены следующие задачи: 1. Осуществить анализ проблемы психологии самореализации в отечественной и зарубежной науке, влияния культуры на самореализацию и сравнительный анализ этнических особенностей русской и осетинской культур с учетом меняющегося времени.

2 Рассмотреть соотношение феноменов «самоактуализация» и «самореализация»

3. Изучить особенности ценностно-смысложизненной самоактуализации осетин и русских.

4. Выделить различия в представлениях о профессиональной и брачно-семейной самореализации в сознании осетин и русских.

5. Выявить этнические и психосоциальные особенности самореализации в профессиональной сфере у осетин и русских.

6. Выявить этнические и социально-психологические особенности самореализации в брачно-семейной сфере.

7. Выявить специфику взаимосвязи самореализации и типов этнической идентичности.

8. Изучить трансформацию возможностей самореализации у русских и осетин со временем: от культурно-исторически сложившихся до настоящих времен.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов, философов, социологов, историков и этнографов, в которых были поставлены и проанализированы проблемы самореализации, самоактуализации личности, влияния культуры на самореализацию, психологические особенности представителей различных этносов, общественного быта, разных

обрядов, национальных обычаев и традиций осетин и русских. В их числе -исследования по проблемам потенциала человека (БГ. Ананьев, В.М. Бехтерев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн. Л.С. Выготский), по проблемам самореализации, самоактуализации личности, «личностного смысла» (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, И.Б. Дерманова, А.Н. Леонтьев. A.B. Петровский, и др.). Об особенностях семейной самореализации личности (Т.В. Андреева, Е.В. Антонова, И.С. Ковалев, Л.А. Коростылева, Л.В. Куликов, В.Н. Куницына, Т.Парсонс, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, и др.), о ходе и трудностях трудовой самореализации личности (М.А. Дмитриева, Т.П. Зинченко, Е.А. Климов, Н.Г. Никифоров, Л.Г. Почебут, Н.С. Пряжников, Д. Шульц, С. Шульц, В.А. Чикер и др.). Изучение проблем самореализации во многом базируется на трудах зарубежных ученых, занимающихся проблемами личностного самовыражения, «смысла жизни» (A.Adler , A.Maslow , K.Rodgers, E.Fromm, V.Frankl). Этнопсихологические и кросс-культурные исследования (Л.А. Алиева, С.Д. Гуриева, Н.М. Лебедева, О.В. Митина, В.Ф. Петренко, Л.Г. Почебут, Г.У. Солдатова), среди зарубежных: G.Hofstede, М.Н. Bond, S.H. Schwartz, Н.С. Triandis. Выявлением содержания культурных особенностей (М.М. Громыко, О.И. Дреев, С.С. Крюкова, A.A. Лебедева, А.Х. Магометов, В.Ф. Миллер, H.A. Миненко, Б.Н. Попов, К.Л. Хетагуров).

Методы исследования. В диссертации использовались: теоретические методы исследования - теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных; эмпирические методы исследования - опрос с использованием метода анкетирования, интервью, психосемантическая методика множественной идентификации В.Ф. Петренко, методы психологической диагностики личности: методика «Диагностика самоактуализации личности» (A.B. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина), методика «Смысложизненные ориентации», разработанная и адаптированная Д.А. Леонтьевым, методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, методика «Диагностика реализации потребностей в самореализации», разработанный Н.П. Фетискиным, тест-опросник

удовлетворенность браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко.

Достоверность результатов исследования обеспечена теоретико-методологической проработанностью проблемы, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, его соответствия цели и задачам исследования, объемом и представительностью выборки респондентов. Данные эмпирического исследования в формализованном виде были обработаны и проанализированы с использованием математико-статистических методов, с использованием компьютерных программ Excel и «SPSS. 13.0».

Научная новизна. В настоящей работе впервые изучаются этнопсихологические особенности самореализации осетин и русских, проживающих в республике Северная Осетия-Алания. Выявлены различия самореализации в основных сферах жизнедеятельности представителей осетинской и русской этнических групп. На основе анализа эмпирического материала доказывается, что существуют как общие (характерные для представителей обеих национальностей), так и специфические (характерные для представителей одной из этнических групп) составляющие самореализации в профессиональной и брачно-семейной сферах. Доказывается, что особенности самореализации связаны с такими факторами как большая коллективистическая ориентированность культуры и временная ориентация.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных автором результатов в качестве теоретической основы для новых исследований самореализации представителей разных этнических групп, так как обогащает научные представления по проблеме влияния этнических и социально-психологических факторов на характер самореализации.

Практическая значимость результатов исследования. Основные результаты и выводы настоящего исследования могут найти применение при выработке рекомендаций теоретического и прикладного характера по осуществлению

национальной политики в республиках Северного Кавказа. Эмпирические данные и выводы исследования можно использовать в качестве основы при организации социально-психологических служб в поликультурных регионах (социально-психологическое сопровождение семьи, образовательные программы личностного развития, межэтнического взаимодействия, а также при разработке учебных программ по этнической психологии, психологии семьи и брака, психологии развития.

Апробация и внедрение полученных результатов. Теоретические положения и результаты исследования обсуждены и получили одобрение на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях: «I Международная научно-практическая конференция молодых ученых» (Таганрог, 2011), «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, 2011), «Этнос в условиях глобализации: этнопсихологические процессы и теоретико-методологические проблемы их исследования» (Владикавказ, 2010), «Теоретические и прикладные проблемы акмеологии» (С-Пб, 2011). По теме диссертационного исследования опубликовано 11 печатных работ, две из которых в журналах из списка ВАК.

Положения, выносимые на защиту:

1. Показатели личностной самореализации и ценностно-смысложизненной ориентации имеют разную степень выраженности в зависимости от этнокультурной принадлежности, пола и возраста. Нормальная этническая идентичность способствует самореализации личности в профессиональной и брачно - семейной сфере.

2. Культурные особенности проявляются во «временной ориентации»: у осетин культура больше ориентирует людей на прошлое (соблюдение традиций и этнокультурных норм). Ценность «прошлого», традиционализм в осетинском обществе выше. Русская культура в большей степени ориентирует людей на будущее, инновации в области норм и традиций.

3. На протяжении жизненного пути наблюдается динамика профессионально и брачно-семейной самореализации женщин. Русские женщины до 40 лет основное внимание уделяют профессиональной

самореализации, только после 40 лет центр их внимания перемещается на брачно-семейную сферу. Осетинские женщины до 40 лет ориентируются на самореализацию и в профессиональной, и брачно-семейной сфере, после 40 лет повышается интерес к профессиональной. Русские и осетинские мужчины в равной степени ориентированы на профессиональную самореализацию.

4. Культурные особенности проявляются в эталонных представлениях о брачно-семейной самореализации: о тендерном разделении социальных ролей в семье, брачных установках. Так, культура осетин идеализирует подчиненное положение женщины от мужчины в семье, русская культура идеализирует равноправие в отношениях между супругами.

5. В осетинском обществе существует внутрикультурный ценностный конфликт: ценности, установки осетинской культуры больше способствуют профессиональной самореализации мужчин и ограничивают профессиональную самореализацию женщин.

6. В этнической группе русских наблюдается согласованность в профессиональной самореализации как мужчин, так и женщин.

7. Этнокультурные особенности создают различия в тактике достижения успеха в профессиональной самореализации у мужчин и женщин, в представлениях о полноценной семье, в направленности личности на профессиональную самореализацию.

Структура и объем диссертации определяется общей концепцией, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографического списка, включающего 217 наименований, из них 29 на иностранных языках. Основной текст диссертации изложен на 207 страницах. В текст включены 44 таблиц, 46 рисунков. Работа содержит 43 приложений.

Глава 1. Проблема самореализации личности в психологии

1.1. Понятие самореализации в зарубежной и отечественной психологии. Сущность и содержание

Проблема эффективного развития и полноценной реализации человеческих возможностей издавна интересует мыслителей разных научных направлений.

Первыми психологами и философами, разрабатывающими проблему самореализации, были зарубежные специалисты. Так нейрофизиолог К. Гольдштейн, специализировавшийся на лечении последствий черепно-мозговых травм, первым ввел понятие «самоактуализация» в научный оборот еще в 1926 г. Правда сначала под «самоактуализацией» он понимал активацию неких внутренних ресурсов организма, до травмы себя не проявлявших, с помощью которых организм становится способным к реорганизации, восстановлению свойств личности после перенесенного ранения или травмы. Для К. Гольдштейна это понятие означало, прежде всего, психофизиологические процессы, проявляющиеся на клеточном и тканевом уровне, напоминающие описанные А. Адлером механизмы компенсации физической недостаточности органов. Уже потом, в работе «The Organism» (1939), К. Гольдштейн философски осмысливает самоактуализацию как универсальный принцип жизни, в этом аспекте он пишет о «высшей самоактуализации». Главная мысль К.Гольдштейна — организм есть единое целое и то, что происходит в любой его части — затрагивает весь организм [29; 200].

Самоактуализация, по К.Гольдштейну, это основной и по существу единственный мотив в человеческой жизни. Самоактуализация — это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность - это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение [32].

Первые идеи самореализации (чаще употребляемой как самоактуализация) в современном ее варианте принадлежат основателю индивидуальной психологии А. Адлеру (1938), который считал, что стремление человека к превосходству свойственно ему по природе, и мотивом оного служит чувство своего несоответствия идеалу, совершенству. Это стремление врожденное, оно есть сама жизнь, это «что-то, без чего жизнь человека невозможно представить» [189].

А. Адлер высказывается об изначальной неполноценности человека и понимает жизнь как борьбу с этой неполноценностью [4]. А. Адлер не дает четкого описания самореализации, как и ее механизмов. Но в целом он определяет человека как творческое в своем самоопределении целое, учитывая его индивидуальность. Человек сам творит свою личность: он обладает самосознанием, и поэтому способен планировать свои действия, понимая их значение для собственной самореализации. Он ставит перед собой цели, которые могут быть недостижимыми, но именно они являются реальным стимулом [72; 190].

Об этом же стремлении к превосходству в своих концепциях самореализации заявляли К. Хорни (1937), К. Гольдштейн (1939), А. Маслоу (1954), Э. Фромм (1956), К. Роджерс (1961). Также как и А. Адлер, они опираются на философские трактовки проблемы самореализации человека, не приводят определений и механизмов [154]. Они также считали, что в основе феномена самореализации человека лежат потребность роста, развития и самосовершенствования. Все они описывают очень близкие явления. Так К. Хорни [177]: полную реализацию наших подлинных возможностей, Ф. Перлз [120; 121]: внутреннюю активную тенденцию развития себя, что-то вроде истинного самовыражения, А. Маслоу [103]: стремление человека стать тем, чем он может стать. А. Маслоу - автор одной из наиболее широко известных теорий в рамках данного подхода. Термин «самоактуализация» был заимствован А. Маслоу у К. Гольдштейна для обозначения стремления к самовыражению [180; 210]. А. Маслоу считал

самым ценным в человеке его стремление к самореализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к личностному росту, то есть к самореализации, есть основа развития и человека и общества.

Самореализация является не одномоментным актом, а процессом, способом отношения с миром. Она связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу (потребности, способности, возможности) и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение, исходя из нее [102]. Здоровое, нормальное развитие А. Маслоу определяет как актуализацию этой природы. Он говорит о том, что внутренняя природа человека «слаба, хрупка, тонка, легко одолевается привычкой, давлением культуры, неправильным к ней отношением. Но... она вряд ли исчезает у здорового человека - а быть может, и у больного. Даже отвергаясь, она продолжает подпольное существование, вечно стремясь к актуализации» [211].

А. Маслоу определяет человека как существо, мотивированное на поиск личных целей, что делает его жизнь осмысленной. Если удовлетворяется одна потребность, то актуализируется другая и так далее. Потребность в самореализации является высшей потребностью человека, осуществляемая с помощью мотива роста. Маслоу считал, что достижение метаценностей коим является самоактуализация (самореализация), вызывает самые счастливые моменты бытия человека, он достигает, так называемых, вершинных или пиковых переживаний. У человека рождается чувство, что он сделал что-то чрезвычайно ценное и значительное.

Описывая самореализующегося человека, А. Маслоу говорил о том, что таким людям присуще принятие себя и мира, естественность, адекватность и эффективное восприятие ситуации, центрированность на задаче, креативность, философское чувство юмора, открытость, контактность, но вместе с тем автономность и независимость от среды. Однако вместе с тем, они могут быть подвержены тщеславию, раздражительности, чувству вины, неконструктивным привычкам [102; 103].

В гуманистической психологии А. Маслоу внешняя среда выступает не только как фактор препятствующий, но и как фактор, способствующий самоактуализации, что выражается в признании решающей роли субъективного опыта в жизни человека. Такая оценка субъективного опыта вполне соответствует общепризнанной в современной психологии концепции о том, что развитие человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности происходит при непрерывном взаимодействии внутренних факторов (задатков) и внешних (подражания окружающим людям) [103].

К. Роджерс, в своей концепции также описывал стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей. Он также определял это стремление как врожденное.

Как и А. Маслоу, К. Роджерс считал самореализацию важнейшей потребностью личности. Он говорил, что актуализация представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять, развивать личность» [213], эта тенденция организма продвигаться в направлении к зрелости, предопределена его существованием. Организм движется в сторону роста самоуправления, саморегуляции и автономии, подальше от контроля со стороны внешних сил. Это происходит как на бессознательном уровне, так и в интеллектуальном плане: выбор жизненного пути, овладение приемами социализации [144]. Тенденция движения к самореализации может осуществиться только при условии ясного восприятия и адекватной символизации человеком своих выборов, различения им прогрессивного и регрессивного поведения. «Поведение в основе своей есть целенаправленная попытка организма удовлетворить свои потребности, как они переживаются, в поле, как оно воспринимается» [214]. Индикатором таких условий по Роджерсу является конгруэнтность. В основе конгруэнтности лежит представление о предельном смысле цели человека как желания стать «самим собой», высокая конгруэнтность соответствует зрелой, гармоничной личности [104; 143]. Неконгруэнтность же проявляется

в феноменологии тревоги, угрозы. В итоге, конгруэнтность определяется степенью соответствия Я-реального («здесь и сейчас») Я-идеальному (желаемое). Расхождение между идеальным и реальным Я, по мнению К. Роджерса, способствует саморазвитию человека, его

самосовершенствованию. Но с другой стороны, слишком большое расхождение может стать серьезным препятствием к саморазвитию, поскольку чаще всего сопровождается острым чувством неудовлетворения, привносящим неконгруэнтность.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Худалова, Мадина Захаровна, 2013 год

Библиографический список:

1. Абульханова - Славская К.А. Личность в процессе деятельности / Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.- 544с.

2. Абульханова-Славская К.А.Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории / Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского. - М.: Наука, 1995. - С. 41-45.

3. Абульханова - Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991.- 299с.

4. Адлер А. Понять природу человека. - СПб.: Гуманитарное агентство "Академический проект", 1997. - 251с.

5. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально -психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: МГУ, 1987. -120с.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-ух томах Т. I. - М.: Педагогика, 1980. - 232с. Т. II / Под. ред. А. А. Бодалёва и др. - М.: Педагогика, 1980. - 288с.

7. Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека // Избранные психологические труды. В 2-х тт. Т. 1 - М.: Педагогика, 1980. -230с.

8. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.- 544с.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - СПб.: Питер, 2001.-288с.

10. Андерсон Р., Шихирев П.Н. «Акулы» и «дельфины» (психология и этика российско-американского делового партнерства). - М.: «Дело ЛТД», 1994.-208с.

11. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 244с.

12. Андреева Т.В. Психологические проблемы супружеских отношений // Вестник С.-Петербургского Университета, сер.6. - 1999. - Вып.З (№20). -С.82-93.

13. Андреева Т.В. Социальная психология семьи. - СПб.: изд-во С- Петерб. ун-та, 2006.-211с.

14. Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2007. -384с.

15. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. - СПб.: Речь, 2005. - 436с.

16. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. университета, 1998. - 100с.

17. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие. - Пб.: Речь, 2004. -244с.

18. Архангельский В.Н. Взаимоотношения в современной российской семье // Народонаселение. - 2002. №2. - С.50-61.

19. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения. // Этнические стереотипы поведения. - Л.: Наука, 1985. - С.7-21.

20. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -начала XX века. - Л.: Наука, 1988. - 277с.

21. Берри Дж., Пуртинга А., Сигал М., Дасен П. Кросс-культурная психология. Исследования и применение / Пер.с англ. - Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007.- 560с.

22. Бетина Е.М. Самореализация личности в пожилом возрасте через преодоление возрастного кризиса: дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2007. - 177с.

23. Бианки В.А. Психология формирования политического пространства Санкт-Петербурга: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006. - 145с.

24. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М.: Наука, 1973. - 283с.

25. Бурлачук Л.Ф., Коростылева Л.А. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №3. - С.137-146.

26. Быт великорусских крестьян - землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя Тенишева (на примере Владимирской губернии). / Авторы-составители: Б.М.Фирсов, И.Г.Киселева. - СПб., 1993.

27. Варламова Е.П., Михайлова Ю.Н. Жизненный путь как творческий акт // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.З / Под ред.Л.А. Головей, Л.А. Коростылевой. - СПб.: СПбГУ, 1999. - С.37-50.

28. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №3. -С.90-101.

29. Вахромов Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека / Е.Е. Вахромов // Современные проблемы смысла жизни и акмеологии. - М.: ПИРАО, 2002. - С.147-164.

30. Вахромов Е.Е. Проблема и методология исследования человеческого потенциала / Е.Е. Вахромов // Потенциал личности: комплексная проблема: Мат-лы 2-й Всеросс. Ьйегпе^конф. / Отв. ред. Е.А. Уваров. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2003. - С. 341-345.

31. Водопьянова Н.Е. Синдром "психического выгорания" в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: СПбГУ, 2000. - С.443-463.

32. Гаджиева Р.Г. Динамика тендерных стереотипов и их влияние на профессиональную самореализацию личности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 187с.

33. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - Барнаул, 2002. - 42с.

34. Гарданов М.К. Селение Христиановское в фактах жизни // Изв. Осетинского научно-исследовательского института краеведения. Т. 1.

Владикавказ, 1925.

35. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С.19-26.

36. Гнатенко П.И. Национальная психология. - Днепропетровск: ДГУ, 2000. -213с.

37. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 1987. -175с.

38. Головей Л.А. Дифференциально - психологические факторы профессионального самоопределения // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.З / Под ред. Л.А. Головей, Л.А. Коростылевой. - СПб. СПбГУ, 1999. - С.76-84.

39. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб: ТОО ТК "Петрополис", 1998. - 272с.

40. Голод С.И. Стабильность семьи. Социологический и демографический аспекты. Л., 1984.

41. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект) (Из цикла №Нравственность и семья»). - М.: Знание, 1990. - 64.

42. Голод С.И., Клецина A.A. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование; СПБ.филиал института социологии РАН. - СПб., 1994. - 42с.

43. Гольдштейн А.Ф. Башни в горах. М., 1977.

44. Гришина Н.В. «Определение ситуации» и формирование жизненного пространства личности // Ананьевские чтения - 1997: Тез.научн.-практич. Конференции / Под ред. А.А.Крылова. - СПб., 1997. - С.158-159.

45. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. -СПб.: СПбГУ, 1997. - С.143-156.

46. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.

47. Гришина H.B. «Жизненное пространство» в теории поля Курта Левина как пространство возможностей и самореализации человека / Психологические проблемы самореализации личности. Вып.4 /Под ред. Е.Ф.Рыбалко, Л.А.Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Унн-та, 2000. -252с. С.134-147.

48. Гришина Н.В. Дальнейшие достижения психологии бытия // Новая онтопсихология. Россия. - 2009. - № 3.

49. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. - М.: Наука, 1986. - 278с.

50. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 446с.

51. Громыко М.М. Семья в системе контактных групп, участвующих в воспроизведении этнических традиций (к теории вопроса) // Человек. Среда. Общение. / Под ред. Х.Миккин. - Таллинн, 1980. - 160с.

52. Гуриева С.Д. Установка и межэтнические отношения. СПб: издательство «Нестор-История», 2008 - 272с.

53. Гуцунаева C.B. Стратегии межэтнического взаимодействия осетин и русских, проживающих в республике Северная Осетия - Алания: дис. ... канд. психол. наук. - СПб, 2010. - 198с.

54. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. Т.1: А-3. - M.: ТЕРРА, 1995. - 800с.

55. Данилова Г.М. К вопросу о положении женщины в период генезиса феодализма // Исследования по славяно-германским отношениям / Отв. ред. В.Д. Королюк. - М., 1971.

56. Дерманова И.Б., Коростылева ЛА Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. A.A. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. - С.20-37.

57. Джидарьян И.А., Антонова Е.В. проблема общей удовлетворенности жизнью: Теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995. - С.76-94.

58. Дзагкоев К.С. Социально-гетерогенная семья на современном этапе // Современные социальные этнические процессы в Северной Осетии. -Орджоникидзе, 1987. - С.158-164.

59. Дзагкоев А.К. Молодая городская семья: проблемы ее функционирования // Вопросы социологии и социальной работы. Владикавказ, 2000. - С. 2937.

60. Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Семейные обряды осетин. - Владикавказ: "ИР", 1990. - 155с.

61. Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этносоциологический анализ. Владикавказ: «Проект-пресс», 1998 - 265с.

62. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - JL, 1982. -18с.

63. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Том III. Очерк Кавказа и народов его населяющих. Книга 3. - СПБ., 1886.

64. Емельянов Ю.П. Введение в культурантропологию. - Спб: Изд-во СПбГУ, 1992.-63с.

65. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века / Под ред. Н.М. Римашевской. - М.: Издательство ИСЭПН, 2001. - 320с.

66. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М., 2006.

67. Зобов P.A. Самореализация человека: введение в человекознание: Учебное пособие. /Р.А.Зобов, В.Н.Келасьев. - СПб.: изд-во С. - Петерб. ун-та, 2001 - 280с.

68. Зубкова Е.А. особенности семейной и трудовой самореализации личности: дис.... канд. психол. наук. - Сергиев Пасад, - 2006.- 216с.

69. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер Пресс, 2008. - 432с.

70. Касьянова К. О русском национальном характере - М.: Издательство Института национальной модели экономики, 1994. - 267с.

71. Коновалова И.В. Особенности профессиональной самореализации школьного психолога: дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2001. - 158с.

72. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения. // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. A.A. Крылова, J1А Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. - 240с.

73. Короленко Ц.П. Психология человека в экстремальных условиях. -Москва: Наука, 1978. - 380с.

74. Коростылева JI.A. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005. - 222с.

75. Коростылева JI.A. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: дис. ... докт. психол. наук. - СПб., 2001. -400с.

76. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2 изд.,расш.,испр.и доп.-Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 1999. - 512с., с.329.

77. Кроник A.A. Психологические основания индивидуальных стилей личности // Стиль жизни. - Киев, 1982. - 230с.

78. Кросс-культурная психология [электронный ресурс]: статья / автор Р.Брислин. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc psychology/416

79. Крылов A.A., Рыбалко Е.Ф. Психологическая парадигма в системе человекознания Б.Г. Ананьева // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под ред. А.А.Крылова. Вып.1. - СПб.,1995. - С.7-16.

80. Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности // Наука. Образование. Практика. Сборник материалов региональной межвузовской научно-практической конференции. Уфа: Восточный университет, 2007. С.37-41.

81. Куликов Л.В. Психология настроения. - СПб.: СПбГУ, 1997. - 226с.

82. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф. дис. ... докт. наук. - СПб., 1991. - 38с.

83. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002.

84. Куницына В.Н. Ценностно-нормативная система личности // Психология / под ред. А.А.Крылова. М.: Проспект, 2004.

85. Куницына В.Н., Васина Е.А., Казанцева Т.В., Кузнецова И.В. Трансляция ценностей в современной семье: концепция, методы исследования, некоторые результаты и перспективы изучения. /Семья в современном мире / Составитель и научный редактор В.Н.Куницына. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун.та, 2010 - 232с.

86. Куницына В.Н., Юмкина Е.А. Семейный уклад в социально -психологическом аспекте // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4; ТЖЬ: www.science-education.ru/104-6696 (дата обращения: 08.03.2013).

87. Куницына В.Н. Нравственные основы ценностного сознания. // Современные проблемы психологии развития и образования человека: Сб. материалов всероссийской конференции: В 2 Т. - СПб.: Айсинг, 2009. Т.1. С.66-70.

88. Кцоева Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1985. - 180с.

89. Лапин К.А. Модернизация базовых ценностей россиян // «Социологические исследования». - 1996. - №5. - С.3-23.

90. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. -М.: «Ключ-С», 1999. - 224с.

91. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже 21 века // Психологический журнал. - 2000. - №3. - С.73-87.

92. Левкович В.П. Социально-психологические аспекты этнического сознания // Советская этнография, 1983. № 4. С. 75-79.

93. Леонтьев Д.А Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - С.156-176.

94. Леонтьев Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 1987. - 24с.

95. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал - 2000.- Том 21, № 1. - С. 15-25.

96. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. — 18с.

97. Либин А. В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. A.B. Либина. - М.: Смысл, 1998. - С.109-124.

98. Личность: внутренний мир и самореализация / Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб.: Тускарора, 1996. - 175с.

99. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. - Владикавказ: "ИР", 2011.-434с.

100. Майерс Д. Социальная психология. Серия: Мастера психологии / Перев. с англ. - СПб.: Питер, 1996.- 684с.

101. Максименко С. Д., Оседло В.И. Субъективный подход в изучении профессиональной самореализации [Электронный ресурс] // Психология и право 2011. №1. URL:// http://psYiournals.ru/psyandlaw (дата обращения: 20.03.2013).

102. Маслоу А.Г. Психология бытия. - М.; «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. -304с.

103. Маслоу А. Самоактуализация. / В кн. «Психология личности: Тексты» / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. - М.: МГУ, 1982. - С.108 -117.

104. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. / Пер. с англ. A.M. Татлыбаевой -СПб.: Евразия, 1999. -478с.

105. Мацумото Д. Психология и культура, /пер. с англ.Т.Гутман. - СПб: Питер, 2003, - 718с.

106. Миллер В.Ф. В горах Осетии / Сост. Т.А. Хамицаева - Владикавказ: Издательско-полиграфическое предприятие им. В.Гасиева, 2007. - 536с.

107. Миненко H.A. Культура русских крестьян Зауралья. XVIII-первая половина XIX в. - М.: Наука, 1991. - 224с.

108. Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросс-культурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США). // Вопросы психологии. - 2000. -№1. - С.68-88.

109. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности / В кн.: Психология личности: Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. - М.: МГУ, 1982. - С.35-38.

110. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.- Воронеж, 1999. - 222с.

111. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. -СПб.: Речь, 2008.-392с.

112. Наумов А.Н. Хофстидово измерение России // Менеджмент. - 1996. - №3. - С.70-103.

113. Обозов H.H., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 1982. - Т.З, № 2. - С. 147-151.

114. Олисаева A.M. Этнопсихологические особенности социальных ролей в семье: дис. ... канд. психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 1999. - 204с.

115. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002. -462с.

116. Осетия и осетины / Сост. К.Челехсаты. - Владикавказ: Ассоциация творческой и научной интеллигенции «ИР», 1994. - 576с.

117. Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология: учебное пособие. - М.: Т-во научных изданий КМК. 2005.- 483с.

118. Парайкина Г. А. Уровневая природа самореализации личности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена 2008 №65 URL:

httpV/cyberleninka.ru/article/n/urovnevaya-priroda-samorealizatsii-lichnosti (дата обращения: 10.04.2013).

119. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический проспект, 2000. - 880с.

120. Перлз Ф. Внутри и снаружи мусорного ведра (главы из книги) // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - №1. - С.123-136.

121. Перлз Ф. Гештальт-терапия дословно //Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - №3. - С.25-52.

122. Петренко В.Ф. Психосемантический подход к этнопсихологическим исследованиям // Сов. этнография. - 1987. - № 3. - С.22-38.

123. Питерская О.В. Психологические основания успешности самореализации личности в особых видах труда: дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2002. - 161с.

124. Платонов Ю.В., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. - СПб.: СПбГУ, 1993. - 109с.

125. Плосс Г. Женщина: Монография. Кн. 1. - Сыктывкар-Киров: ПЕРЯ-МАА, ГИПП «Вятка», 1995. - 640с.

126. Попов Б.Н.Семейная культура народов Северо-Востока России: традиции и инновации. / Отв. ред. В.И.Бойко - Новосибирск: ВО "Наука",1993. -263с.

127. Почебут Л.Г. Этническое и социальное в природе человека. С.42-48 // Актуальные проблемы этнической психологии / Под ред. А.Ф.Шикуна, Ю.П.Платонова. - Тверь.: Изд-во Тверск.гос.ун-т, 1992. - С.42-48.

128. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012. - 336с.

129. Почебут Л.Г. Социальные общности: Психология толпы, социума, этноса.

- СПб.: СПбГУ, 2005. - 284с.

130. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2010.

- 672с.

131. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Уч. пособие. - СПб.: изд-во «Речь», 2002 - 298с.

132. Почебут Л.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса.

- СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2005. - 284с.

133. Праворотова Т.А., Говир Т. Недоверие как практическая проблема // Социология. - 1994. - №3. - С.94-98.

134. Православная жизнь русских крестьян Х1Х-ХХ веков. Итоги этнографических исследований / Отв.ред. Т.А.Листова. - М., 2001.

135. Профессиональная самореализация личности в современном обществе. Монография / Под науч.ред. Е.В.Федосенко. - СПб.: Речь, 2009. - 122с.

136. Профессиональное выгорание: как люди справляются Гэлектронный ресурс!: статья / автор К.Маслач. Справочник по управлению персоналом.

- Режим доступа:

www.hrland.com/pages/professional_noe ууйогате как 1уисН 5ргау1уауЩзу а.Ы/ (12.12.2010).

137. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352с.

138. Пучкова Ю.И. Профессиональная самореализация женщины в современных социокультурных условиях России: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Курск, 2007. - 22с.

139. Пфаф В.П. Путешествие по ущельям Северной Осетии. Сборник сведений о Кавказе, Т.1. - Тифлис, 1871.

140. Пчелинцева Н.Д., Соловьева Л.Т. Семейно-бытовые традиции и жизнь семьи (по материалам экспедиции 1979 г. в Грузинскую ССР) // Семья. Традиции и современность. М., 1990.

141. Рассел Б., Почему я не христианин. Религия и наука.- М.: Политиздат, 1987.-310с.

142. Религия и научный прогресс [электронный ресурс]: статья/автор Игумен Кирилл (Сахаров). Русская народная линия. - Режим доступа: http://mskline.ru/analitika/2011/06/09/religiya i nauchnyi progress/

(09.06.2011).

143. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. - Серия 14. Психология. - 1990. - № 2. - С.58-65.

144. Роджерс К. Клиент - центрированная терапия. - М: Класс, 1997. - 320 с.

145. Россия как «женственная» страна [электронный ресурс]: статья Р.Михет/ БизнесОпНпе. - Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/text/66034/

(08.09.2012).

146. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. -424с.

147. Русские: семейный и общественный быт / Отв.ред. В.А.Александров, И.В.Власова, Н.С.Полищук - М.: Наука, 1999. - 426с.

148. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 344с.

149. Сатир В. Как строить себя и свою семью. / Пер. с англ. - М.: Педагогика-пресс, 1992. - 190с.

150. Свенцицкий A.JI. Социальная психология: Учебник. М., 2003.

151. Семенова JI.H. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII века. - Л.: Наука, 1982. - 280с.

152. Семья и общество / Академия наук СССР. Инст. соц.исследований - М., 1982. - 127с.

153. Семья в современном мире: проблемы и перспективы развития: Материалы Межвузовской научно-практической конференции, 16 октября 2008г. / Оргкомитет конф.: В.Н.Чайкин и др. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. - 147с.

154. Сидоренко E.B. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. - СПб.: СПбГУ, 1993. -203с.

155. Скрипкина Т.П. Психология доверия. - Ростов-на-Дону, 1997. - 267с.

156. Смирнова Я.С. Положение "старшей" женщины у народов Кавказа и его исторические истолкования. // КЭС / Отв. ред. В.К. Гарданов. - М.: Наука, 1984.- Вып.VIII. - С.31.

157. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998.-389с.

158. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. - Д.: ЛГУ, 1979. - 289с.

159. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Аспект Пресс, 2003.

160. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: МГУ, 1983. — 284с.

161. Тест-опросник удовлетворенности браком, ОУБ // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. - М., 2001. - Т.2. С.173-179.

162. Трапезникова Т.М. Этика и психология семейных отношений. - Л.: ЛГУ, 1988.- 81с.

163. Триандис Г. Культура и социальное поведение. / Пер. с англ. В.А. Соснина - М.: Форум, 2007. - 384с.

164. Трусов В.П., Филиппов A.C. Этническая психология. - М.: Академия, 1984.

165. Трусов В.П., Филиппов С.А. Этнические стереотипы // Этническая психология: этнические процессы и образ жизни людей. - М., 1984. - С.З-21.

166. Тутушкина М.К. Поможем построить гармоничную семью // Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб., 1998, - С.203-220.

167. Управление человеческими ресурсами. Энциклопедия. / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. - СПб.: Питер, 2002. - 657с.

168. Феденко Н.Ф., Луганский Н.И. О некоторых национально-психологических особенностях населения и личного состава армий империалистических государств. - Москва, 1966.

169. Фетискин Н. П., Миронова Т. И, Социально-психологическая диагностика личности и группы. - М. - Кострома: КГУ, 2001. - 103с.

170. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений. - М.: Просвещение, 1990.-447с.

171. Фромм Э. Искусство любить / Пер. с англ. 2-е изд. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 224с.

172. Фромм Э. и др. Дзен-буддизм и психоанализ: Сб.: пер. с англ. - М.: Весь мир, 1997.-237с.

173. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М.: Статистика, 1978. - 130с.

174. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений. Том 4. - Владикавказ: Полиграфическое предприятие им. Гасиева, 2000. - 506с.

175. Холл Кэлвин, Линдсей Гарднер. Теории личности. - М.: «КСП +», 1997. -720с., 223.

176. Холодная МА Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. -1992. - № 3. - С.84-93.

177. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. / Пер. с англ. В.В. Старовойтова / Общ. ред. Г.В. Бурменской - М.: Прогресс, 1993.-480с.

178. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание / Под ред. В.Ю.Хотинец. - Спб.: Алетейя, 2000 - 240с.

179. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности. - СПб.: Питер, изд-ие 2-ое, 2001. -608с.

180. Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежных теорий мотивации. - Ярославль: ЯГУ. 1985. - 89с.

181. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2. - С.15-26.

182. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 544с.

183. Шмелева М.Н. Традиционные бытовые связи современной городской семьи у русских // Русские: семейный и общественный быт. - М.: Наука, 1989. - С.63-84.

184. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. - СПб: Изд-во «Алетейя», 1996. - 155с.

185. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - М., 1999. - 652с.

186. Энциклопедия обрядов и обычаев / Под ред. Л.И.Брудной, З.М.Гуревич, О.Л.Дмитриевой. - СПБ.: «Респекс», 1997. - 552с.

187. Южакова Н.В. Ценностное основание самореализации личности: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. - Архангельск, 2006. - 175с.

188. Янкова З.А., Родзинская И.Ю., Аванесов B.C. проблема оценки стабильности брака // Стабильность семьи как социальная проблема / Под ред. З.А. Янковой. - М.: МГУ, 1984.

189. Adler A. The Individual Psychology of Alfred Adler. A Systematic Presentation of Selections from His Writings. New York, 1956.

190. Adler A. Social interests a challenge to mankind. - London: Farber and Farber, 1938.- p.356.

191. Allen G. A. When does exchanging personal information constitute self-disclosure // Psychological Report. 1974. Vol.35(l)

192. Angyal A. Foundations for science of personality. N.Y., 1941.

193. Brislin R. Understanding culture's influence on behavior. Fort Worth, TX: Harcourt Brace Jovanovich, 1993.

194. Campbell A. The sense of well-being in America: Recent patterns and trends. New York, 1981.

195. De Munck V. In the Belly of the Beast: Two Incomplete Theories of Culture and Why They Dominate the Social Sciences // Cross-Cultural Psycholojy Bull. Vol.35. №3 P.5-18,2001.

196. De Munck V. Culture, Self and Meaning. Prospect Heights, II.: Waveland Press, 2000.

197. Diener E. Subjective well-being // Psychol. Bull. 1984. Vol. 95, № 3.

198. Ferreira A.J. Family myths / Psychiatric Research Reports. 1966. № 20.

199. Geertz, C. The interpretation of cultures. New York: Basic Books, 1973.

200. Goldstein K. The organism. New York, 1939.

201. Halley J. Strategies of psychoterapy. New York, 1963.

202. Hofstede G. Culture's consequences: international differences in work-related values. Newbury Park, CA: Sage, 1980.

203. Hofstede G. and Bond M.H. The Confucius Connection: From Cultural Roots to Economic Growth // Organizational Dinamics, Vol.16 Spring, 1988.

204. Jackson D.D. Family rules: Marital guid pro guo // Archives of General Psychiatry. 1965.

205. Jourard S.M., Lasakow P. Some factors in self-disclosure // J. of abnormal and social psychology. 1958. Vol. 56. 194

206. Kroeber A.L. The superorganic. American Anthropologist, 19. 1917, -163-213.

207. Kroeber A.L.The concept of culture in science. In A.L. Kroeber (Ed.), The nature of culture (pp.118-35). Chicago, IL: Chicago University Press, 1949.

208. Kroeber A.L., Klusckhohn C. Culture: A critical reviewof concepts and definitions. Cambridge, MA: Peabody Museum, 1952. Vol. 47, no. 1.

209. Linton, R. The stude of man. New York: Appleton-Century-Crofts, 1936. 198

210. Maslow A. Motivation and personality. - №. 4. 1970 - p.369.

211. Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. New York, 1968 - p.4.

212. Maute M.F., Dube L. Patterns of Emotional Responses and Behavioral Consequences of Dissatisfaction // Applied psychology: an International Review. 1999. Vol.48.

213. Rogers C.R. A Theory of Therapy, Personality and Interpersonal Relationships, As Developed in the Client-centered Framework // Psychology, a Study of a Science / Ed. by S. Koch. Vol. 3. New York, 1959 - p. 196.

214. Rogers C.R. Client-centered Therapy. Its Current Practice, Implication and Theory. Boston. 1951, p.491.

215. Schwartz, S.H. Individualism-collectivism: Critique and proposed refinements //J. of Cross-Cultural Psychology. 1990. Vol. 21(2). P.139-157.

216. Triandis, H.C. The psychological measurement of cultural syndromes. American Psychologist, 51, 407, 1996.

217. Triandis, H.C. Collectivism and individualism as cultural syndromes // Cross-Cultural Research. 1993. Vol. 27(3-4). P. 155-180.

Анкета

1. На основании личного опыта, какие поступки осетинских женщин вам нравятся? Почему?

2. Какие поступки являются для Вас отталкивающими, неприемлемыми? Почему?

3. Как должна вести себя в идеале осетинская женщина? Опишите это в виде поступков.

4. Какие изменения произошли в поведении осетинок, на Ваш взгляд, за последние 20-30 лет? Чем они обусловлены?

5. Как Вы относитесь к осетинским женщинам, стремящимся к власти, делающим карьеру? Почему?

6. Как Вы считаете, что влияет на изменения в поведении осетинских женщин (другие культуры, политическая обстановка в стране, социально-экономические факторы и т.д.)?

7. Как Вы относитесь к браку ваших детей с русскими? Почему?

8. Какие традиции, на Ваш взгляд, способствуют воспитанию «идеальной» осетинской женщины?

9. Какие традиции осетинской культуры негативно влияют на воспитание «идеальной» осетинской женщины? Почему?

Ю.Что входит в обязанности «идеальной» осетинской женщины?

Здесь приводится образец анкеты, составленный для выявления гендерных

стереотипов, существующих в обществе в отношении осетинских женщин.

Испытуемым предложены аналогичные анкеты, составленные с учетом

полового и этнокультурного признака (для русских и осетинских женщин и

мужчин).

Список дескрипторов (поступков) для методики множественной

идентификации :

1. Не иметь детей, полагая, что лучше прожить жизнь без них.

2. Не имея ни от кого поддержки, отказаться от ребенка в родильном доме.

3. Усыновить и воспитывать чужого ребенка.

4. В случае развода отдать детей на воспитание супругу (супруге).

5. Воспитывать детей в духе национальных традиций.

6. Дать ребенку фамилию жены, а не мужа.

7. Стремиться к сексуальной грамотности, быть информированными в этой сфере.

8. Достаточно легко согласиться на развод.

9. Быть инициатором развода.

10. Терпеть насилие со стороны своего брачного партнера по отношению к себе, оставаясь с ним в браке.

11.Строить взаимные отношения в семье на принципах равноправия.

12.Быть главой семьи.

13.Иметь отдельные от супруга(и) сбережения.

14.Считать, что финансовое обеспечение семьи — дело мужа.

15. Допускать возможность того, что у мужа могут быть другие женщины.

16.Не работать, чтобы посвятить свою жизнь семье, воспитанию детей.

17.Вступить в брак без любви.

18.Не вступать в брак, «жить для себя».

19. Вступить в брак с представителем другой национальности.

20. Согласиться на брак своих детей с представителями другой национальности.

21. Уважать решение и выбор своих детей.

22. Уважать волю супруга, подчиняться ему.

23. Помогать супруге в домашней работе.

24. Иметь интимные отношения до свадьбы.

25. Распоряжаться семейным бюджетом.

26. Общаться в мужской компании на равных.

27. Зарабатывать больше, чем супруг(а).

28. Быть матерью-одиночкой.

29. Стремиться обзавестись полноценной семьей.

30. Оберегать жену от тяжелой работы.

31. Изменять супруге (супругу).

32. Простить измену супругу (супруге).

33. В выборе супруга пойти против воли родителей.

34. Проводить большую часть времени с друзьями, а не дома в семье.

35. Находиться на обеспечении родителей.

36. Жить самостоятельно от родителей.

37. В споре супруга с вашими родителями принять сторону родителей.

38. Непочтительно относиться к своим родителям.

39. Быть инфантильными в сложных жизненных ситуациях, полагаться на помощь Других.

40. Проявлять такт в общении с лицами старшего возраста.

41. Конфликтовать с родителями партнера по браку.

42. Конфликтовать с супругой / супругом в присутствии детей.

43. Повышать голос на супруга (супругу) в присутствии посторонних.

44. Иметь успех на работе как специалист.

45. Участвовать в общественной или политической деятельности.

46. Завести служебный роман.

47. Трудоустроиться самостоятельно.

48. Остаться довольным выбором профессии.

49. Ждать помощи в трудоустройстве от родственников, друзей.

50.Посвятить свою жизнь профессиональной карьере.

51.Иметь свой собственный бизнес.

52.Работать руководителем (предприятия, организации, учреждения).

53.Стать профессионалом в какой-либо сфере.

54. Получить высшее образование.

55. Пойти на сделку с совестью ради карьеры.

56. Стремиться к профессиональной самореализации.

57. Стремиться к праведной жизни (в религиозном смысле).

58.Посвятить свою жизнь религиозному служению (в монастыре).

59. Курить сигареты, пить алкогольные напитки.

60. Применять в разговоре нецензурные слова.

61. Ухаживать за своей внешностью.

62.Быть патриотом своей страны.

63. Уехать жить за пределы страны.

64. Водить машину.

65. Оказать достойный прием любому человеку, вошедшему в дом.

66. Соблюдать обычаи, запреты и нормы морали принятые в обществе.

67. Носить сильно открытую одежду.

68. Уметь кокетничать.

69. Опасаться обидеть собеседника неосторожным словом.

70. Быть терпимым к сексуальным меньшинствам.

71. Обладать высокой культурой поведения в общественных местах.

72. Быть новатором, «бунтарем», «революционером».

73. Посвящать свободное время творческой деятельности, искусству.

74. Выполнять конкретную благотворительную работу в общественно-социальных организациях (интернатах, приютах...)

75.Быть против дискриминации по половому признаку со стороны общества.

Методика множественной идентификации В.Ф. Петренко. Инструкция: Оцените вероятность каждого из нижеуказанных поступков по пятибалльной шкале - от 1 до 5:

1 - никогда бы так не поступил;

2 - скорее нет;

3 - не знаю, не уверен;

4 - скорее да;

5 - определенно поступил бы именно так.

Пример заполнения таблиц:

Прочитайте поступок. В колонках, обозначающих ролевые позиции напротив строки, поставьте балл (от 1 до 5), который соответствует вашему личному мнению, например, если вы считаете, что ваш идеал женщины никогда бы так не поступил, поставьте цифру «1». Аналогично поставьте цифры в следующих колонках:

Предварительно заполните анкету: пол, возраст, национальность, семейное положение, образование.

Пол Возраст Национальность Сем. полож. Образование

№ Поступки Я сам/а Моя мать Эталон женщ Гипич кенщ Презираемая женщ Женщ 40 л назад Женщ через 20 лет Русская Осетинка Эталон мужч Типич мужч Трезир мужч Мужч 40 л. назад Мужч через 20 лет эус-жий Осе тин

1 Не иметь детей, полагая, что лучше прожить жизнь без них.

2 Не имея ни от кого поддержки, отказаться от ребенка в родильном доме

3 Усыновить и воспитывать чужого ребенка.

4 В случае развода отдать детей на воспитание супругу (супруге).

5 Воспитывать детей в духе национальных традиций.

6 Дать ребенку фамилию жены, а не мужа

7 Стремиться к сексуальной грамотности, быть информированными в згой сфере.

8 Достаточно легко согласиться на развод

9 Быть инициатором развода

10 Терпеть насилие со стороны своего брачного партнера по отношению к себе, оставаясь с ним в браке.

11 Строить взаимные отношения в семье на принципах равноправия

12 Быть главой семьи

13 Иметь отдельные от супруга(и) сбережения

14 Считать, что финансовое обеспечение семьи — дело мужа

15 Допускать возможность того, что у мужа могут быть другие женщины

16 Не работать, чтобы посвятить свою жизнь семье, воспитанию детей.

17 Выйти замуж (жениться) без любви.

18 Не вступать в брак, «жить для себя».

19 Вступил, в брак с представителем другой национальности.

20 Согласиться на брак своих детей с представителями другой национальности.

21 Уважать решение и выбор своих детей.

22 Уважать волю супруга, подчинялся ему.

23 Помогать супруге в домашней работе.

24 Иметь интимные отношения до свадьбы.

25 Распоряжаться семейным бюджетом.

26 Общаться в мужской компании на равных.

27 Зарабатывать больше, чем супруг(а).

28 Быть матерью-одиночкой.

29 Стремиться обзавестись полноценной семьей.

30 Оберегать жену от тяжелой работы.

31 Изменять супруге (супругу).

32 Простить измену супругу (супруге).

33 В выборе супруга пойти против юли родителей.

34 Проводить большую часть времени с друзьями, а не дома в семье.

35 Находиться на обеспечении родителей.

36 Жить самостоятельно от родителей.

37 В споре супруга с вашими родителями принять сторону родителей.

38 Непочтительно относиться к своим родителям.

39 Быть инфантильными в сложных жизненных ситуациях, полагаться на помощь других

40 Проявлять такт в общении с лицами старшего возраста

41 Конфликтовать с родителями партнера по браку.

42 Конфликтовать с супругой / супругом в присутствии детей.

43 Повышать голос на супруга (супругу) в присутствии посторонних.

44 Иметь успех на работе как специалист

45 Участвовать в общественной или политической деятельности.

46 Завести служебный роман.

47 Трудоустроиться самостоятельно.

48 Остаться довольным выбором профессии.

49 Ждагьпомошдв трудоустройстве от родственников, друзей.

50 Посвятить свою жизнь профессиональной карьере.

51 Иметь свой собственный бизнес

52 Работать руководителем (предприятия, организации, учреждения)

53 Стать профессионалом в какой-либо сфере.

54 Получить высшее образование.

55 Пойти на сделку с совестью ради карьеры.

56 Стремиться к профессиональной самореализации.

57 Стремиться к праведной жизни (в религиозном смысле).

58 Посвятить свою жизнь религиозному служению (в монастыре)

59 Курить сигареты, пить алкогольные напитки.

60 Применять в разговоре нецензурные слова.

61 Ухаживать за своей внешностью.

62 Быть патриотом своей страны.

63 Уехать жить за пределы страны.

64 Водить машину.

65 Оказать достойный прием любому человеку, вошедшему в дом.

66 Соблюдать обычаи, запреты и нормы морали принятые в обществе.

67 Носить сильно открытую одежду.

68 Уметь кокетничать.

69 Опасаться обидеть собеседника неосторожным словом.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.