Феномен зависти: Этико-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Ступенькова, Елена Викторовна

  • Ступенькова, Елена Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Саранск
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 149
Ступенькова, Елена Викторовна. Феномен зависти: Этико-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Саранск. 1999. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ступенькова, Елена Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ «ЗАВИСТЬ» В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

§ ¡.Становление и первоначальное развитие зависти в античной культуре

§ 2. Зависть и моральная символика, аллегория

§ 3. Категория зависти в западноевропейской философии

ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

РУССКОГО ПОНИМАНИЯ ЗАВИСТИ

§ 1. Духовно-нравственное своеобразие российской философии

зависти

§ 2. Православное богословие и проблема зависти

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен зависти: Этико-философский анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Современное общество с его экономическими, социальными, политическими и духовными проблемами, кроме того характеризуется преобладанием научно-технического знания над знанием гуманитарным. Приоритетное влияние техники, рационализма во всех областях деятельности человека определяет жизненный уклад и процесс самоидентификации людей в обществе, идеализирующем бесстрастность и бесчувственность. Даже из психологии, учения о душе, сегодня пытаются изъять понятия страсти и чувства, заменяя их на такие точные с естественнонаучной точки зрения определения как эксперимент, статистика и математическая закономерность.

Создается впечатление, что люди уже почти не способны на спонтанное выражение чувств, они опустошены, безразличны ко всему. Личность человека превратилась в застывший «панцирь характера», ограничивающий ее изнутри и извне. Потеряв связь со своими чувствами, большинство людей поступают рационально, мыслят прагматично. Они делают то, что требует от них общество, лозунг которого - бесстрастный человек в бесстрастном мире, находящийся в состоянии душевной стагнации, страдающий от внутренней опустошенности.

Рационально настроенные сторонники технического прогресса не учитывают всех факторов, определяющих человеческую жизнь. Они упускают из виду одно важное обстоятельство: существование влечений, врожденной страстности человеческой личности.

Страстность характеризует человека не меньше, чем интеллект, убеждения и речь. Эмоции и чувства способствуют метаморфозам человеческого бытия, наполняют существование смыслом. Стыд и гордость, злобность и доброжелательность, уважение и зависть составляют позитивные и негативные компоненты нравственной жизни личности и общества. Именно взаимодействие этих сил

в значительной мере определяет структуру характера и судьбу как отдельного человека, так и общества.

В историческом плане эти качества проявляются неравномерно, в зависимости от социально-политической и экономической ситуации, влияют на гуманизацию и дегуманизацию культуры.

Наблюдая за современными нравами, нельзя не заметить, что значительное место в общественной и частной жизни человека занимает зависть, которую некоторые исследователи именуют «базовой антропологической категорией». Нравственно-психологическая ситуация нашего времени как никогда ранее способствует усилению этого чувства. На наш взгляд, данное обстоятельство объясняется рядом причин.

Во-первых, ориентация на потребительство, характерная для современного общества, не может не сопровождаться завистью, которая со все прогрессирующей силой вовлекает человека в «гонку потребления».

Во-вторых, обострение социальных, экономических различий между людьми активизирует зависть к богатству, власти, материальному благополучию, социальному положению, авторитету, физической привлекательности и т.д.

В-третьих, зависть всегда направлена на то, чего индивид лишен. Человек не может обладать всеми материальными ценностями и положительными качествами. Поэтому неизменной причиной для зависти служат личностные качества, такие, как красота, ум, здоровье, физическая привлекательность, интеллигентность и др.

Можно предположить, что завидовать стало нормой, а зависть обретает одновременно характер морального чувства и ценностной ориентации, прочно занимая отведенное ей регламентирующее место в нравственной культуре нашего общества.

Зависть более универсальна, чем принято полагать, и для того чтобы определить ее наличие, требуется своеобразная «демаскировка», призванная разо-

блачить искусно завуалированную страсть. Поэтому назрела необходимость в целостном этико-философском анализе категории зависти, что и обусловило выбор темы исследования: «Феномен зависти: этико-философский анализ».

Для глубокого проникновения в сущность изучаемого явления представляется необходимым является обращение к опыту прошлых эпох, анализ специфических основополагающих философских, этических идей, универсальных тенденций для развития культуры. В диссертации рассматривается взаимовлияние западноевропейской и отечественной философских традиций, определяется вклад каждой из них в историю учения о данном предмете.

Актуальность исследования определяется еще и тем, что изучение феномена зависти, возникающего на стыке различных срезов человеческого бытия, дает нам новые возможности для понимания сущности личности (мотиваций поведения, структуры потребностей и т. д.). На фоне изменений общественной жизни, кризиса гуманизма и поведенческих установок, особенно в последнее время, необходимо иметь представление о глубочайших духовных и метафизических основах личности.

Степень научной разработанности данной темы.

Анализ гуманитарного знания свидетельствует о том, что проблема зависти практически не исследована. На наш взгляд, это связано не столько с узостью экспериментальной базы, сколько с ограниченной возможностью адекватно осветить все бесконечное разнообразие форм выражения и проявления открытой и в особенности латентной зависти. В суждениях представителей философии, этики, богословия, психологии и литературоведения присутствуют часто противоположные позиции, что во многом обусловлено как различными подходами к данной проблеме, так и сложностью самого понятия «зависть», его многофункциональностью и неоднозначностью. Автор, отдавая себе отчет в том, что невозможно восполнить все пробелы, намечает лишь некоторые пути изучения данного явления.

Автор работы опирался на идеи, содержащиеся в обширной научной и художественной литературе, в определенной части принимая их. Они явились одной из отправных точек исследования, хотя и не всегда в прямой, непосредственной форме.

Для западноевропейской и отечественной культурной традиции обращение к данной тематике было характерно в основном в эпосе, художественной и богословской литературе. Можно предположить, что проблема зависти была объектом художественно-этической и религиозной формы осмысления природной сущности человека и его бытия.

Разработки отечественных этиков относительно становления нравственности позволили рассматривать гипотезу происхождения зависти в рамках морали. Это труды Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова, В.А.Блюмкина, Г.Г.Ганжина, Б.О.Николаичева, Ю.А.Шрейдера (37-39,168) и др. Особый интерес представляют фундаментальные исследования происхождения морального зла, проведенные А.П.Скрипником и В.Ш.Сабировым. (136,131)

Среди немногочисленных работ, посвященных анализу отдельных аспектов зависти (нравственно-психологического, социально-нравственного, фило-софско-этического), следует отметить публикации отечественных и зарубежных авторов: Ж.Б.Ф.Дескюрэ, Е.В.Золотухиной-Аболиной, П.Куттера, К.Муздыбаева, А.Ю.Согомонова, С.Ю.Степанова, М.Фридмана, Б.Сандерса (46,60,76,105,138,139,145,156,178), в которых рассматривается влияние феномена на личность человека в аспекте межличностных отношений. Такой подход полностью оправдан, так как это нравственно-психологическое и социальное явление многогранно и многофункционально. Именно это направление представляет широкое поле деятельности для научного поиска.

Анализ этической и психологической литературы советского периода выявил отсутствие планомерного подхода к изучению данной проблемы. Встречаются лишь единичные (понятийные) упоминания о феномене зависти. В одних источниках он определяется как враждебное чувство досады («Словарь по

этике», словарь В.И.Даля (137,40)), в других - как отрицательное эгоистическое чувство (Л.Гринберг, И.С.Кон, А.Н.Лук (35,71,87) или как аморальное чувство, которое не одобряется (П.М.Якобсон), чувство неприязни («Российская педагогическая энциклопедия» (129)), наконец, как мотивация достижения благ (словарь «Психология» (123)).

Указанные определения, несомненно, обладают достоинствами, но для них характерно выделение лишь отдельных сторон (аспектов) этого чувства. В них существенно принижена интенсивность воздействия зависти, а поведенческие ее проявления часто просто не учтены.

Не изменилась ситуация и в настоящее время. Данная тематика нашла отражение лишь в отдельных статьях публицистических и научных изданий (работы Е.В.Золотухиной-Аболиной, К.Муздыбаева, С.Ю.Степанова (60,105,145)).

Особого внимания заслуживают исследования А.Ю.Согомонова (138,139), посвященные социально-нравственной природе зависти. К сожалению, проблема не получила дальнейшего развития в его научной деятельности.

Отсутствие специальных исследований, в том числе содержащих развернутый этико-психологический анализ феномена зависти, стало причиной того, что автору диссертации пришлось привлечь источники различного рода: словари, литературные произведения, философские и психологические труды.

Автор данного исследования, во-первых, опирался на идеи, содержащиеся в литературных памятниках античности с использованием мифологических сюжетов Гомера, Пиндара, Эсхила, Софокла, а также в произведениях авторов, не придерживающихся этой традиции - Фукидида, Еврипида, Аристофана и др. Избранная тематика прослеживалась и в творчестве выдающихся мыслителей древности - Аристотеля, Платона, Плутарха.

Во-вторых, анализируя зависть в рамках моральной аллегории, автор обращался к исследованиям С.С.Аверинцева, Ж.Батая, О.Л.Вайнштейна, Вяч.Иванова, А.Ф.Лосева, А.Майкапара, Г.Г.Майорова, М.К.Мамардашвили,

Д.Норман, Дж.Холла, Б.Сандерса и др. (1, 9, 20, 61, 62, 83, 84, 90, 92, 94, 95, 109, 160, 178).

В-третьих, источники представлены работами западноевропейских мыслителей XVII-XVIII вв., в которых предпринята попытка рационального объяснения сущности зависти: философскими трудами Ф.Бэкона, К.Гельвеция, Т.Гоббса, Р.Декарта, И.Канта, С.Кьеркегора, Ф. де Ларошфуко, Дж.Локка, Б.Мандевиля, Б.Спинозы, А.Шопенгауэра, (18, 19, 23, 31, 42, 43, 64-67, 77, 78, 79, 82, 96, 142, 143, 164, 165).

К сожалению, русские философы фактически обходили эту тему. Она отсутствует в материалистической линии, а у религиозно ориентированных мыслителей (С.Н.Булгакова, Ф.М.Достоевского, И.А.Ильина, Н.О.Лосского (16,17,46-48,63,85,86)) можно встретить лишь отдельные замечания, касающиеся данной проблемы. Тем не менее она занимает определенное место в отечественной художественной литературе конца XVII - середины XIX в., в частности, в творчестве А.Кантемира, В.Нарежного, А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина (68,69,106,125-127,135). В поле зрения оказались работы Ф.Д.Батюшкова, М.О.Гершензона, Е.А.Маймина, Д.С.Мережковского, В.В.Розанова, Вл.Соловьева, С.Л. Франка, и др. (25,91,99,128,140,154,155).

Кроме того, намечая контуры традиционного христианского святоотеческого учения о зависти, автор исследования анализировал творения И.Златоуста, К.Туровского, Т.Задонского, Дм.Ростовского, Святителя Феофана Затворника, И.Кронштадского и др. (57-59,55,130,56).

Цели и задачи диссертационного исследования.

Цель данного исследования - сравнение различных аспектов феномена зависти в историко-философском контексте путем анализа основных философских традиций, в частности - западноевропейской и российской.

В связи с этим диссертантом ставятся следующие задачи:

1. Выявление основных методологических и теоретических подходов в философском осмыслении зависти.

2. Раскрытие психологического, социального, этического аспектов зависти в их взаимосвязи: их оценки в разных культурно-исторических традициях и философско-этических концепциях.

3. Выделение основных этапов становления и развития феномена зависти.

4. Раскрытие особенностей понимания зависти в российской философской традиции.

5. Определение роли зависти в поведении человека и ее влияния на личность и окружающих.

6. Сопоставление зависти с другими этическими категориями (ревность, гордость, злорадство и т. п.) и выявление ее специфических особенностей.

Теоретическая база.

Феномен зависти характеризуется разноречивыми теоретическими подходами к его осмыслению - от религиозно-мистических, рассматривавших зависть в качестве основного нравственного зла и смертного греха, до рационально-утилитарных. Это многообразие объясняется многоаспектностью зависти, ее многофункциональностью и разнообразием форм проявления. Тем не менее мы можем обозначить профилирующие подходы к указанной проблеме, которые использованы в качестве научно-теоретической базы.

Прежде всего - лингвистико-филологический подход. Любое явление в жизни человека - отрефлексированное, вербально оформленное - несет в себе смысл. Смысловое содержание зависти многоаспектно, а ее трактовка в разных философских концепциях своеобразна и отлична от других.

Этико-философский подход включает различные концепции зависти: во-первых, христианскую (религиозную); во-вторых, рационалистическую (основанную на психологическом подходе) и, наконец, в-третьих, иррационалисти-ческую. Особо отметим понимание зависти в немецкой классической и русской религиозной философии, в чьих рамках были обозначены и разработаны системы морали.

Кроме того, теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов, в которых нашли отражение вопросы общей теории морали, основные тенденции ее исторического развития, проблемы становления и развития этических категорий. В этой связи следует отметить работы Р.Г.Апресяна, Р.И.Александровой, А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко, В.Ш.Сабирова, А.П.Скрипника, А.Ю.Согомонова, Ю.А.Шрейдера (37 - 39, 2, 49, 131, 136, 138, 139, 168). 156,76).

В качестве теоретических психологических оснований использованы исследования В.К.Вилюнаса, С.Н.Кона, П.Куттера, М.Фридмана (21, 71, 76, 156).

Методологическая база.

Методологическую основу данной работы составляют:

• принцип философского плюрализма, предусматривающий комплексное исследование проблемы зависти как многоаспектного явления истории культу- . ры;

• принцип ценностного детерминизма, объясняющий причинную обусловленность возникновения зависти.

В качестве методологических оснований выступают:

• метод сравнительного анализа философско-этических концепций, выявляющий динамику различных подходов к объекту исследования и позволяющий структурировать материал;

• аксиологический метод исследования, способствующий раскрытию смысла и значения феномена зависти в истории культуры;

• метод исторической реконструкции, позволяющий проследить развитие представлений о зависти во времени;

• метод интерпретации, направленный на углубление сущностного понимания феномена зависти;

• метод психологического анализа, позволяющий раскрыть психологию природы зависти.

и

В методологическом плане важно рассматривать явление и выражающее его понятие (в данном случае «зависть») во всем богатстве: во-первых, конкретно-исторического, во-вторых, - проблемно-содержательного смыслов.

Научная новизна диссертации.

Научная новизна диссертации заключается в последовательном сравнительном философско-этическом и психологическом анализе феномена зависти, раскрытии ее влияния на все сферы человеческого бытия.

В исследовании зависть рассматривается с позиции западноевропейской и отечественной традиций, которые взаимовлияют и взаимодополняют друг друга. Подчеркивается, что классическая западная философия ориентирована на гносеологическую проблематику и систему доказательного рационалистического знания - истину. В отличие от нее русская философская мысль, движимая идеей постижения смысла цельного бытия, живет интуициями, опирается на онтологическую включенность Добра в сущность самого Бытия, на онтологический монизм и отрицание субстанциональности зла, перенося таким образом вопрос о природе зла (в частности, зависти) в плоскость духовную.

В диссертации феномен зависти впервые рассматривается в ракурсе этико-психологического анализа художественно-эстетических воззрений русских мыслителей с выделением общего и особенного в их понимании и трактовке зависти как морального зла. Кроме того, впервые предпринята попытка раскрыть сущность данного явления посредством моральной аллегории, символики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Зависть - это не только компонент психического сознания, но и важный феномен нравственного сознания, онтологический феномен социального бытия.

2. Зависть - понятие метафизическое, так как находится в глубочайших основах души и духа человека и выступает в качестве мотивации поведения и практических поступков в структуре потребностей, в самоутверждении личности.

3. Зависть выступает выражением всего функционирования личности, включает участие ума, эмоций и воли, а также проявляется в поведении.

4. Зависть не только деформирует целостность социальных систем, вносит в них конфликты, она также выполняет сдерживающую функцию в развитии отдельной личности, социальных групп и социума в целом.

Теоретическое и практическое значение исследования. Зависть представляет собой многогранный феномен, проявляющийся в различных сферах человеческого бытия, выявление его сущности и причин (детерминант) позволит найти способы нейтрализации зависти или направить ее в позитивное русло, способствуя таким образом духовному возрастанию личности, уверенной в собственных силах. В интересах человека понять эту страсть, правильно ее оценить и научиться управлять ею.

Положения работы могут быть использованы в курсе преподавания гуманитарных дисциплин в средних и высших учебных заведениях, а также включены в общие курсы этики и психологии и соответствующих спецкурсов.

Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены на научных конференциях преподавателей МГПИ им. М.Е. Евсевьева (г. Саранск, 1998 г.), межвузовской научно-практической конференции «Динамика состояний социума» (г. Саранск, 1999 г.), а также изложены в публикациях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Ступенькова, Елена Викторовна

Заключение.

В заключении исследования сделаем некоторые выводы, имеющие теоретическое и практическое значение.

Итак, зависть можно определить как неприязненно-враждебное чувство, возникающее когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет (качество, достижение, успех), либо страстно желает лишить предмета зависти другого человека. С другой стороны, зависть это безмерность притязаний материального и духовного характера к другим личностям на основе рефлексии, относительно собственных низших способностей, абсолютизации эгоистического инстинкта, исключении единства людей в Боге.

С психологической точки зрения зависть может быть понята, во-первых, как эмоция (ситуативная зависть), во-вторых, как чувство (устойчивая зависть), в-третьих, как деструктивная страсть (всеохватывающая зависть). Само понятие зависть, по мнению автора данной работы, включает в себя следующие аспекты: восприятие субъектом чьего-то превосходства; чувство досады, огорчения, унижения по этому поводу; неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит; желание или причинение ему вреда; желание или реальное лишение его предмета превосходства.

Явление зависти, таким образом, проявляется на трех уровнях: на уровне сознания - это осознание более низкого своего положения; на уровне эмоционального переживания - чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения; на уровне реального поведения - разрушение, устранение предмета зависти.

Детерминантами зависти являются: социальное сравнение; наличие превосходства другого человека; похожесть и социальная близость.

В самом общем плане зависть способствует регулированию асимметричного положения между индивидами и группами. Но чаще она выступает как деструктивная сила, несущая разрушение, разлад, конфликты.

Зависть дисфункциональна. В обществе она может служить как фактором стагнации, так и фактором революционных действий.

Дисфункциональна зависть и для самого индивида, хотя кажется, что она выполняет защитную функцию для личности. Эта страсть обрекает завидующего на одиночество, способствует личностной деформации.

В то же время, стремясь принизить достоинства, устранить предмет зависти, она выполняет функцию утверждения, признания ценности, значимости предмета зависти.

Имея социальную окрашенность (так как предполагает взаимодействие как минимум двух индивидов), зависть никогда не становится универсальным социальным явлением, всеобъемлющей причиной. Но иногда, как показывает история, она может стать для индивида или целой социальной группы чем-то вроде ценностной ориентации, приобретая характер социальной установки или проявляясь в особом типе социального поведения. Несмотря на некоторые позитивные функции, ею выполняемые, в истории культуры зависть чаще всего характеризуется как один из элементов морального зла, так как на ее основе возникают злоба, зложелательство, злорадство, жестокость, ненависть и другие пороки.

Проблема зависти приобретала различное осмысление, что объясняется своеобразием культурных традиций. Тем не менее, в философской, религиозной и художественной литературе обычно подчеркивался ее деструктивный характер, а чувство зависти осуждалось.

Тенденция объяснения зависти через печаль, душевное расстройство, огорчение, досаду восходит своими истоками к классической древности. Назвав зависть «душевным порывом», Аристотель заклеймил ее «безудержность», объявив это свойство изъяном.

Отметим, что в Древней Греции имели место две концепции зависти - зависть богов и зависть людей. Обожествление зависти было вызвано иррациональностью миросозерцания, а базой для теории божественной зависти явились следующие факторы: во-первых, переориентация личности на интравертность -на самооценку и саморегуляцию, т. е., переход к этической рефлексии и моральной ответственности индивида; во-вторых, обособление на этой основе моральных норм долженствования от реального поведения; в-третьих, развитие соревновательного духа. Последний фактор, кроме того, создал необходимую социопсихологическую среду для возникновения чувства зависти в широком смысле.

Так как греческие авторы не ставили себе цели раскрыть сущность концепции «зависти богов», представление о ней слабо эволюционировало. Тем не менее, можно выделить причину, порождающую божественную зависть - это само поведение человека, его высокомерие и гордыня. Сама же зависть имела морализующий оттенок божественной справедливости и выступала как фундаментальная доктрина социальной и нравственной справедливости.

Модель «профанной зависти» (зависть людей) напоминает зависть богов, где ореол божественности обретает воля народа. Остракизм выступает как институциональное средство проявления зависти и, следовательно, как тип социального поведения. Афинская демократия предоставляла наибольшие возможности для раскрытия способностей и личностных качеств индивида, но при этом оказывалась завистливой к тем, кто добился большего.

Древнегреческие мыслители достаточно отчетливо видели разницу между зловредной завистью и завистью, благодетельно действующей на людей, а именно: соревновательностью, понимали ее диалектическую природу.

Следующим этапом анализа понятия зависти можно назвать эпоху средневековья. В основе средневекового мировоззрения была идея о последних основах человеческого духа в образе самого Бога или Сына божьего. В сознании отдельного человека каждое мгновение жизни осознавалось в нравственных координатах, в то же время, существовала идея о том, что сама человеческая жизнь далека от того, чтобы определять ее в буквальном смысле слова божественной. Формировалось представление, что она является божественной в переносном смысле слова. Это означало восприятие мира в аллегориях и символах. Отметим, что для аллегорического мышления характерна акцентировка внимания на индивидуальном, поскольку оно ориентировано на нравоучение. Поэтому олицетворение зависти с разными образами, такими, как змея, жаба, медуза, собака не случайно. Дело в том, что в них вкладывалось много интерпретаций. Они отражали ту или иную ипостась зависти, ее индивидуальные особенности. Моральная аллегория была особенно распространена в эпоху Ренессанса. Художники с помощью моральной аллегории изображали в галерее других грехов и зависть. Зависть как антипод добродетели представлена в связи с болезнью души, в отличие от других грехов, которые могут быть связаны с болезнями тела. Повторяющиеся атрибуты, аллегорические символы - женщины со многими ликами, змея и т.д. - дают право говорить о взаимосвязи зависти с ложью и ревностью, как «духами зла». Все они то и дело меняют свои обличья, порождают неискренность в межличностных отношениях.

Обособление философии от теологии в эпоху Просвещения позволило по-новому взглянуть на проблемы, связанные с внутренним миром личности, в том числе - и на проблему зависти. Мыслители ХУИ-ХУШ вв. ориентировались на внешний опыт. Часть из них опиралась в изучении зависти на средства науки, а рационалисты ставили данную страсть исключительно под контроль разума. Они не просто старались понять сущность зависти, но и рационально объяснить многогранность ее природы, выделить социальные и психологические детерминанты зависти, определить формы ее проявления. Считая зависть неотъемлемой частью человеческой природы, философы видели ее основную причину либо в дисгармонии душевных сил, либо в эгоизме (испорченности души), либо в недостаточном интеллектуальном развитии. Кроме того, моральный аспект зависти связывался ими с относительностью ценностей, которые порождаются социальными условиями человеческого существования. Понимая диалектическую природу данного феномена, они показали ее влияние на все стороны человеческого бытия, а также определили ее конструктивную роль в прогрессе общества.

Преимущественная ориентированность на рациональное знание, присущая западноевропейской традиции, не позволяла отразить в полной мере эмоционально-импульсивную сторону жизни человека. Слабой стороной рационализма явился именно диктат разума (рассудка) над страстями, в том числе, завистью, так как не учитывалось то обстоятельство, что это грозит эмоциональным очерствлением и нравственным безразличием.

Рационализм был противопоставлен идеализму в лице русской философ-ско-этической мысли. Хотя русские философы фактически обходили стороной данную тематику, она занимает существенное место в отечественной художественной литературе, посвященной анализу нравов различных слоев. Одной из важнейших составляющих мировоззрений русского человека предстает идея духовности, которая традиционно определяется в России через соотношение души и тела, духа и телесности. Идеи о душе имели непосредственное отношение к выявлению человеческих пороков. Поэтому зависть анализируется русскими философами в пространстве морального зла и требует, с их точки зрения, большого духовного напряжения, так как наряду с другими пороками актуализирует темные, бессознательные глубины души человека. Анализируя природу зависти, русские поэты и писатели также отмечали ее сложную многогранную природу, что связано с многообразием и противоречивостью душевных, духовных явлений. Они признавали, в связи с этим, значимость нравственного сознания и нравственных ценностей в жизни отдельного человека и целых социальных слоев.

Феномен зависти в поучениях Святых Отцов и работах отечественных мыслителей религиозной философии предстает в непосредственной связи с другими грехами и пороками и потому выступает объектом обличительной критики. Он рассматривается как зло, квалифицируется как «извращение порядка в человеческом естестве», как причина разнообразных зол ближнему.

Для русских религиозных мыслителей также характерно понимание зависти в аспекте греха (нравственного зла). Но отрицание субстанциональности зла помогло философам осмыслить позитивное содержание зависти, ее диалектическую природу и духовную глубину. Констатируя меоническую природу зла, религиозные мыслители считали, что духовное просветление невозможно без опыта греха, в том числе, и зависти.

Таким образом, можно отметить, что на протяжении истории зависть подвергалась осуждению как один из наиболее тяжких и социально опасных пороков, несмотря на ее некоторый позитивный характер. С развитием общества изменялись и формы проявления зависти. В настоящее время она проявляется не так открыто как в Древней Греции, не так интенсивно, как в эпоху Возрождения. Зависть обнаруживает себя меньше, более скрыто и замаскировано, так как современное состояние ума и социальные отношения стали более утонченными и дискретными. Зависть развивается вследствие чувства собственной неполноценности, когда индивид пытается заполнить пустоту или компенсировать недостаток. Эта страсть чаще порождается отсутствием внутреннего мировоззренческого и психологического равновесия, гармонии. И все же в большинстве случаев люди стараются не замечать или подавлять зависть, страдают сами и приносят страдания другим. Мы считаем, что необходимо новое отношение к зависти во избежание ее развития - значение зависти не стоит недооценивать, но роль этого явления не стоит и переоценивать. Человеку необходимо познать зависть, правильно оценить и научиться управлять ею, превратив в здоровую конкуренцию. Ощутимую пользу могут принести и любые мероприятия, направленные на некоторую компенсацию социальных различий между людьми.

Разумеется, различия между людьми никогда не исчезнут. Поэтому идея о существовании общества, свободного от зависти - утопия. Однако если индивид ценит себя, обладает чувством собственного достоинства, которое может быть сформировано посредством воспитания, то почва для экзистентной зависти исчезает. Если человек осознает то, что он из себя представляет, он спокойно относится к своеобразию посторонних, не испытывая желания стать точно таким же, как они.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ступенькова, Елена Викторовна, 1999 год

Литература.

1. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М.: Наука, 1976.-350 с.

2. Александрова Р.И. Использование художественной, критической и публицистической литературы в курсе философии: Изд-во Саратовского ун-та. Саранский филиал. - Саранск, 1989. - 100 с.

3. Александропулос М. Сцены из жизни Максима Грека. - М.: Худ. лит., 1980. -335 с.

4. Античная литература. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

5. Аристотель. Политика. - М., 1893. - 333 с.

6. Аристотель. Риторика // Античные риторики. - М.,1978. - 352 с.

7. Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М., 1983. - Т.4. 830 с.

8. Аристофан. Комедии: В 2-х т. - М.: Искусство, 1985. - 520 с.

9. Батай Ж. Литература и зло. - М.: Издательство Московского университета, 1994.- 165 с.

10. Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В 10-ти т. - М., 1955. - Т.7.

11. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Миккели. 1990.- 1175 с.

12.Бобынэ Г.Е. Философские воззрения Антиоха Кантемира. - Кишинев: Шти-инца, 1987.- 136 с.

13. Боэций С. Утешение философией. - М.: Наука, 1990. - 413 с.

14. Бронзор А. Аристотель и Фома Аквинский в отношении их учению о нравственности. - СПб., 1884. - 450 с.

15.Буланин Д.М. Переводы и послания Максима Грека - Л.: Наука, 1984- 276 с.

16. Булгаков С.Н. Моцарт и Сальери // Пушкин в русской философской критике.-М, 1990.-С. 294-301.

17. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994.-415 с.

18. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. - М., 1962. - 238 с.

19. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. -М.: Мысль, 1971. - Т. 1. 590 с.

20. Вайнштейн O.JI. Западноевропейская средневековая историография. - М,-Л., 1964.-483 с.

21. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976. -113 с.

22. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия. XI-XIX вв. - Л., 1970.-С. 83 -87.

23. Гельвеций. О человеке. - М., 1938. - 483 с.

24. Геродот. История. - Л ., 1972. - 600 с.

25. Гершензон М. Мудрость Пушкина // Пушкин в русской философской критике. - М., 1990. - С. 207 - 243.

26. Гесиод. Труды и дни. - М., 1927. - 88 с.

27. Гессен С.И. Традиция добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли - М.,1990 - С.352-373.

28. Гете. Лирика. - М., 1966. - 183 с.

29. Гильти К. Популярные очерки по нравственной философии. -СПб., 1898. -120 с.

30. Глинка-Волжский A.C. Из мира литературных исканий. - СПб., 1906. -С.300 - 350.

31. Гоббс Т. Сочинения : В 2-х т. -М.: Мысль, 1989. -Т. 1.621с.

32. Гомер. Илиада. - М.: Художественная литература, 1981. - 534 с.

33. Гомер. Одиссея. - М.: Художественная литература, 1981. - 407 с.

34. Гордиенко Н.С. Новые православные святые. - Киев: Украша, 1991. -334 с.

35. Гринберг Л. Моральное чувство советского человека. - Л., 1966. - 238 с.

36.Громов М.Н. Максим Грек. - М.: Мысль, 1983.- 199 с.

37. Гусейнов A.A. Введение в этику. - М., 1985. - 208 с.

38. Гусейнов A.A. Этика Аристотеля. - М.: Знание, 1984. - 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». - № 9).

39. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М., 1998. - 470 с.

40. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.: В 4 т. Т.1.: А-3. -М.: Терра, 1995.- 800 с.

41. Данте А. Божественная комедия. - М.: Московский рабочий, 1986. - 574 с.

42. Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950. - 710 с.

43. Декарт Р. Соч. в 2-х т. -М.: Мысль, 1989. - Т. 1. - 561 с.

44. Державин Г.Р. Стихотворения. - М.: Художественная литература, 1981. -285 с.

45. Дескюрэ Ж.Б.Ф. Зависть и ревность. - СПб., 1899. - 37 с.

46. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. - Д., 1974. - Т.28. Кн.1. - 50-63 с.

47. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. - Л., 1976. - Т.6. - 423 с.

48. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. - Л., 1976. - Т. 14. - 511 с.

49. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал. Справедливость. Счастье. - М.: Изд-во МГУ, 1989.-384 с.

50. Еврипид. Трагедии. - М.: Искусство, 1989. - 654 с.

51. Ефимов В.Т. Этосология как учение. О нравах и нравственности. - М., 1992. - 268 с.

52. Жаков К.Ф. Принцип эволюции в гносеологии, метафизике и морали. -СПб., 1906.-88 с.

53. Живов В.М., Успенский Б.А. Метаморфозы античного язычества в истории русской культуры XVII-XVIII вв. // Античность в культуре и искусстве последующих веков. - М.: Художник, 1984. - 298 с.

54. Зависть гибельнее войны. - М.: ТОО «Рагоръ», 1997. - 72 с.

55. Задонский Г. О сущности и о свойствах зависти и средствах избавления о нее. - М.: Изд-во Московской патриархии, 1998. - 48 с.

56. Затворник Феофан. Наставления в духовной жизни. - М.: Издательство Московского Патриархата, 1994. - 188 с.

57. Златоуст Иоанн. Беседы на послание к римлянам. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. - 860 с.

58. Златоуст Иоанн. Слово о священстве // Настольная книга священнослужителя. Т. 1. - M., 1 992. - С. 592 - 652.

59. Златоуст Иоанн. О любви и зависти // Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоуста. Избранные творения. Собрание поучений. - М., 1993. - 530 с.

60. Золотухина-Аболина Е.В. Зависть // Молодой коммунист. - 1989. - № 7. - с. 48-56.

61. Иванов В.И. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994. - 428 с.

62. Иванов В.И. Два маяка // Пушкин в русской философской критике. - М., 1990.-с. 249-262.

63. Ильин И.А. Наши задачи. Т.1. - М., 1992. - С. 60 - 70.

64. Кант И. Из лекций по этике. - М., 1992. - 271 с.

65. Кант И. Критика практического разума. - СПб.: Наука, 1995. - 528 с.

66. Кант И. О педагогике. - СПб., 1896. - 92 с.

67. Кант И. Религия в пределах только разума. Трактаты и письма. - М.: Наука,

1980.-С. 78-278.

68. Кантемир А. Не зависть и гордость дворян - зло правит. Филарет и Евгений // Русская поэзия XVIII в. - М.,1972. - 734 с.

69. Кантемир А. Собрание стихотворений. - Л., 1956. - 545 с.

70. Кашкин И. Джеффери Чосер // Чосер Дж. Кентербирийские рассказы. -М., 1988.-С. 5-26.

71. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. Т. 2. -

1981.-№3.-С. 25-38.

72. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: Репр. воспроизведение изд. 1873-1888 гг. Кн.1. Выпуск 1/3. - М.: Книга, 1990.-740 с.

73. Краткий этимологический словарь. -

74. Кун H.A. Легенды и мифы Древней Греции. - Новосибирск: Наука, 1992. -320 с.

75. Курносикова Е.А. Моральная рефлексия как феномен культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Саранск, 1996.

76. Куттер П. Психоанализ страстей / Пер. с нем. С.С. Панкова. - СПб.: Б.С.К., 1998. - 115 с.

77. Кьеркегор С. Болезнь и смерти // Этическая мысль. - М., 1990. - 480 с.

78. Ларошфуко Ф.Де. Максимы и моральные размышления. - М. - Л., 1959. -96 с.

79. Ларошфуко Ф.Де. Мемуары. Максимы. - М., 1971. - 128 с.

80. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. Т.2.: Двадцатый век. - Франкфурт - на - Майне, 1968. - 216 с.

81. Леонтьев Д.А., Ломакина Д.А. Художественная компетентность как характеристика личности. // Эмоции, творчество, искусство: Тезисы докладов международного симпозиума. - Пермь: ПГИИК, 1997. - С. 62 - 68.

82. Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2-х томах. - М., 1960. -Т.1.-731 с.

83. Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М.,1977. - 207 с.

84. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1978. - 623 с.

85. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994. - 432 с.

86. Лосский Н.О. О природе сатанинской (по Достоевскому) // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли. - М., 1990. - С. 294-315.

87. Лук А.Н. Эмоции и чувства. - М.: Знание, 1972. - 80 с.

88. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. - М., 1988. - 188 с.

89. Льюис Дж. Г. История философии. - СПб., 1997. - 690 с.

90. Майкапар А. Новый Завет в искусстве: очерки иконографии западного искусства. - М.: Крон-Пресс, 1998. - 352 с.

91. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. - М.: Наука, 1981. - 209 с.

92. Майоров Г.Г. В поисках нравственного абсолюта: античность и Боэций. -М.: Знание, 1990.-63 с.

93. Максимов П.В. Проблема обоснования морали. - М , 1991. - 345с.

94. Мамардашвили М.К. О философии // Вопросы философии. - 1991. - № 5.

95. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. - 1990. -№ 1. - С. 3-18.

96. Мандевиль Б. Басня о пчелах. - М.: Мысль, 1974. - 376 с.

97. Мень А. Никео-царьградский символ // Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. - М., 1995. - 671 с.

98. Мень А. Пролог Книги Бытия // Знамя. - 1994. - № 9. - с.182-201.

99. Мережковский Д.С. Павел Августин // Мережковский Д.С. Собр. соч. Лица святых от Иисуса к нам. - М., 1997. - 364 с.

100. Мережковский Д.С. Пушкин // Пушкин в русской философской критике. -М., 1990.-С. 92- 160.

101. Мишле Ж. Ведьма. Женщина. - М.: Республика, 1997. - 463 с.

102. Митрополит Антоний. Советы духовника кающемуся в зависти // Зависть есть печаль о благополучии ближнего. - М., 1998. - 48 с.

103. Момджян Х.Н. Философия Гельвеция. - М.: Изд. Акад. Наук СССР, 1955. -408 с.

104. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историческо -философские очерки и портреты. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

105. Муздыбаев К. Психология зависти // Психологический журнал. Т.18. -1996.- №6. - с.3-37.

106. Нарежный В.Т. Российский Жилбаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова // Нарежный В.Т. Соч. Т. 1. - М., 1983. - 622 с.

107. Нарский И.С. Давид Юм. - М.: Мысль, 1973.-180 с.

108. Нарский И.С. Философия Джона Локка. - М.: Изд-во Моск. унив., 1960. -62с.

109. Норман Д. Символизм в мифологии. - М.: Золотой век, 1997. - 272 с.

110. Нравственные рассуждения герцога де Ларошфуко / Перевод с фр. Д. Пи-менова.-М., 1809.-200 с.

111. Овидий. Метармофозы. - М.: Художественная литература, 1977. - 430 с.

112. О достоинствах и пороках человека: Сб. афоризмов / Сост. Д.Б.Панфилов. -М.: Профиздат, 1992. - 176 с.

113. Очерк истории этики. - М.: Мысль, 1969. - 460 с.

114. Очерки по истории русской святости / Составил иеромонах Иоанн Колог-ривов. - Брюссель: Изд-во «Истина», 1991. - 434 с.

115. Петров Л.А. Философские взгляды Антиоха Кантемира. // Ученые записки Красноярского педагогического института. Т. 12. -Красноярск, 1958. - 60 с.

116. Пиндар. Оды. Фрагменты. - М.: Наука, 1980. - 503 с.

117. Платон. Диалоги. - М.,1986. - 605 с.

118. Платон. Сочинения. Т.З.Ч. 1. - М., 1971. - 687 с.

119. Плеханов Г.В. Сочинения. - М-Л., 1925. - T.XXI.

120. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. - М., 1961. - Т.1. - 503 с. Т. 2. - 548 с. Т. 3 - 546 с.

121. Преображенский И. Нравственное состояние русского общества в XVI веке по сочинениям Максима Грека и современным ему памятникам. - М., 1881. -251 с.

122. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюпаса. - М.: Изд. Моск. унив-та, 1984.-288 с.

123. Психология: Словарь / Под ред. Я.В. Петровского, М.Г. Ярославского. (2 изд., испр. и доп.). - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

124. Путь к спасению. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1995. -544 с.

125. Пушкин A.C. Драматические произведения. - М.: Худ. лит., 1982. - 334 с.

126. Пушкин A.C. Маленькие трагедии. - М.: Дет. лит., 1980. - 230 с.

127. Пушкин A.C. Полн. собр. соч. в 10 т. Т.VII. - М. - Л.: АН СССР, 1949. -766 с.

128. Розанов В.В. Кое-что новое о Пушкине // Пушкин в русской философской критике. - М., 1990. - С. 182 - 190.

129. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. - М., 1993. - Т. 1. С. 316-337.

130. Ростовский Дм. Уроки благочестия. - М.: Благовест, 1996. - 157 с.

131. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения // Жизнь и смерть в русской философии. - СПб.: Изд-во С. Петербургского университета, 1995. — 152 с.

132. Салтыков-Щедрин М.Е. Добродетели и пороки // Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч. в 10 т. Т.VIII. -М., 1988. - 540 с.

133. Селиханович А. Психология нравственных переживаний. - Киев, 1913.- 32 с.

134. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. - 125 с.

135. Синицына Н.В. Максим Грек в России // Ответ, ред. Л.В.Черепнин. - М.: Наука, 1977. - 332 с.

136. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. - М.: Политиздат, 1992.-351 с.

137. Словарь по этике / Под. Ред. А.А.Гусейнова и И.С. Кона. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - С. 94-95.

138. Согомонов А.Ю. Социально-нравственная природа зависти //Философские науки. - 1989.-№8.-С. 31-41.

139. Согомонов А.Ю. Феноменология зависти в Древней Греции. // Этическая мысль. - М.: Политиздат, 1990. - С. 106-136.

140. Соловьев B.C. Судьба Пушкина // Пушкин в русской философской критике. - М., 1990.-С. 15-40.

141. Софокл. Трагедии. - М., 1958. - С. 200-300.

142. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х томах. - М., 1957. -Т.1. 631с. Т.2. - 624 с.

143.Спиноза Б. Этика. - СПб., 1894. - 327 с.

144. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. Опыт исто-рико-сравнительного анализа Ф. Батюшкова. - СПб., 1891. - 314 с.

145. Степанов С. Зависть // Семья и школа. - 1994. - № 2. - С. 11-13.

146. Степун Ф.А. Прошлое и будущее славянофильства // Северные записки. -1913.-№11.- С. 121-137.

147. Суслова JI.A. Философия И. Канта (методологический анализ). - М.: Высш. школа., 1988. - 224 с.

148. Трубецкой E.H. История философии права. - Киев, 1901. - 210 с.

149. Философия эпохи ранних буржуазных революций. - М.: Наука, 1983.- 583с.

150. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 839 с.

151. Фишер К. История новой философии в 8-ми т. Т.2.: Спиноза, его жизнь, сочинения и учение. - СПб., 1906. - 583 с.

152.Фишер К. История новой философии в 8-ми томах. Т.5. 4.2. - СПб., 1906. -656 с.

153.Фишер К. История новой философии. Декарт. Его жизнь, сочинения и учение. - СПб.: ТОО «Мифрия», 1994. - 560 с.

154. Франк C.JI. Достоевский и кризис гуманизма // Пушкин в русской философской критике. - М., 1990. - С. 391 - 397.

155. Франк СЛ. Русское мировоззрение. - СПб.: Наука, 1966. - 736 с.

156. Фридман М. Психология ревности / Пер. с нем. д-ра Марии Кобылинской. -М., 1913.-134 с.

157. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. - Д.: Изд. Лен. ун-та, 1981. - 160 с.

158. Фромм Э. Искусство любви. -Минск: ТПЦ «Политфакт», 1991. - 80 с.

159. Хвостов В.М. Психология женщин. - М., 1911. - 49 с.

160. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М.: Крон - Пресс, 1997.-656 с.

161. Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993. - 210 с.

162. Чосер Дж. Кентерберийские рассказы. - М.: Правда, 1988. - 558 с.

163. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. - М.: Мысль, 1979. - 268 с.

164. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы / Автор предисловия. Ю.В. Перов. -Л.: Изд. ЛГУ, 1990.-288 с.

165. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М.: Республика, 1992. -448 с.

166. Шпенгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. — М.: Изд-во СП Интербук, 1990. -352 с.

167. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Сочинения. - М., 1989. -601 с.

168. Шрейдер Ю.А. Этика. - М.: Текст, 1998. - 217 с.

169. Эсхил. Трагедии. - М.: Художественная литература, 1978. - 368 с.

170. Этика Аристотеля / С приложением «Очерки истории греческой этики до Аристотеля» Э.Радлова. - СПб., 1887. - 207 с.

171. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн.2: Об аффектах. - М.: Канон, 1995.-416 с.

172. Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. - СПб., 1994. - 415 с.

173. Юнг К. Проблема души современного человека // Философские науки. -1989. -№ 8. -С. 114 -126.

174. Юсим М.А. Этика Макиавелли. - М.: Наука, 1990. - 156 с.

175. Ярхо В.Н. Художественное мышление Эсхила: традиции и новаторство // Язык и культура античного мира. - Л., 1977. - С. 3 - 15.

176. Heizinga. Le déclin du Moyen age. - Paris, 1948.

111. Parron W.G. The Emotional Experience of Envy and Jealousy / Ed. Salovey P. The Psychology of Jealousy and Envy - New York: The Guiford Press, 1991.-P.3-30.

178. Sanders B. Sudden Glory. Laughter as subversive history. - Boston, 1995.- 328 P-

179. Walcot P. Envy and Greeks. A study of Human Behavior. - Warminster, 1978.-p.3 -15.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.