Философия истории Кристофера Даусона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Васильев, Евгений Анатольевич

  • Васильев, Евгений Анатольевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Нижневартовск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 150
Васильев, Евгений Анатольевич. Философия истории Кристофера Даусона: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Нижневартовск. 2000. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Васильев, Евгений Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I

ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ИСТОРИОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

ГЛАВА II

ЭВОЛЮЦИЯ ВОЗЗРЕНИЙ КРИСТОФЕРА ДАУСОНА.

ГЛАВА III

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.

§ 1. Рождение и становление концепции универсальной истории.

§ 2. Проблема исторической закономерности в философии истории Кристофера Даусона.

ГЛАВА IV

МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.

§ 1. Становление метода исторического познания в западноевропейской философии истории.

§ 2. Методология исторического познания в философии истории Кристофера Даусона.

ГЛАВА V

СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ.

§ 1. Проблема смысла истории в западноевропейской культуре.

§ 2. Кристофер Даусон о цели и смысле истории.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия истории Кристофера Даусона»

Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к проблемам выявления оснований человеческой культуры и истории, а также наметившейся тенденцией к напряженному поиску культурно-исторической самоидентификации.

Даже поверхностный анализ показывает, что в настоящее время в жизни человечества наряду с прогрессивными изменениями наблюдаются и явления упадка. В большинстве обществ мы становимся очевидцами тревожных симптомов: ослабления социальных связей, возрастания агрессивных тенденций, резкого ухудшения экологической и демографической ситуации, порабощения людей техническими средствами и артефактами, усиливающегося отчуждения личности, упадка традиционных ценностей, распространения скептицизма, потери цели и смысла существования и т.п. По-видимому, есть все основания говорить о глобальном кризисе мировоззрения, охватившего современную цивилизацию. Следовательно, на рубеже тысячелетий наряду с позитивными переменами в духовной ситуации можно заметить и признаки социального распада1.

Известный французский эстетик и архитектор Шарль Эдуар Ле Корбюзье сравнивал современное человечество с сорвавшимся в штопор самолетом: оно крутится вокруг самого себя в полосе непроницаемого тумана. Философия же крутится вокруг этой полосы, пытаясь прорвать ее и дать очередной ответ на вечный и главный вопрос: Кто есть человек и для чего он есть? В чем смысл его существования?

1 См.: Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 94—95.

Философия истории была одним из главных элементов классического мышления XVIII—XIX вв. Но в XX в. как одна из составляющих общественного сознания она была дискредитирована. Мы сейчас живем в такое время, когда вопрошание о законах, ценностях и смысле истории может быть воспринято как свидетельство латентного тоталитаризма вопрошающего.

Но действительно ли философия истории — музейная реликвия, анахронизм былого? Быть может, «растрата образа мира сего» и распад бытийного единства человека, свойственные нашей эпохе, являются результатом альянса полиструктурности постмодерна с его претензией на утверждение нового гуманизма и возрастающим требованием к профессионализму в либеральном обществе, которое претендует на освобождение человека от тенет идеологии и которое, по мнению японского мыслителя Ф.Фукуямы , одержало окончательную победу?

Поэтому один из главных вопросов постсовременности может быть поставлен следующим образом: Есть ли будущее у системного мышления? И как частный аспект этой глобальной проблемы звучит вопрос: Есть ли будущее у философии истории?

На эти и другие вопросы попытался ответить своим творчеством Кристофер Даусон (1889—1970 гг.). В своих работах он предпринял попытку преодоления диссистемности и фрагментации западного сознания через поиск исторических корней его единства. Английский философ, культуролог и религиовед разработал собственную версию культурно-исторического синтеза, связующим моментом которого являются религия и гуманизм. 2

См.: Фукуяма Ф.— Мигранян К.: Диалог о «конце истории» // Путь. Международный философский журнал. 1992. № 1. С. 234.

Борьба за гуманизм для Даусона есть нечто больше, чем желание сохранить культурные раритеты. Борьба за гуманизм для христианского философа — это борьба за человека, за его веру, за его надежду. В то время, когда все разбрасывают камни, Даусон камни собирает. Можно сказать, что творчество этого выдающегося английского мыслителя — это борьба за «собирание образа мира сего».

Философия истории Кристофера Даусона — это история духа, и в первую очередь история религиозного духа. Философию культуры Даусона невозможно понять без его религиоведения, а религиозное чувство этого мыслителя — без его исторического мышления. В середине XX в. большая часть его книг была переведена с английского на основные европейские языки3. В «Философском энциклопедическом словаре», где упоминаются всего около 1400 философов, Даусону посвящена отдельная ста4 тья .

За свою долгую жизнь, начавшуюся еще в эпоху королевы Виктории, Даусон увидел две мировые войны и стал свидетелем возникновения тоталитарных режимов. Английский философ полагал, что упадок западной культуры является трагедией еще большего масштаба, чем падение Римской империи. По его мнению, крах последней был крушением преимущественно политической системы, а упадок первой является духовным катаклизмом, который может нанести удар не только по одной из преходящих форм цивилизации, но и разрушить душу человека — альфу и омегу любой культуры.

3 Scott С. A historian and his world. L., 1984. Р. 161.

4 См.: Даусон // Краткая философская энциклопедия. М., 1993. С.125.

Тем не менее последними словами английского философа были слова надежды. В одной из своих поздних книг Даусон пишет: «Сегодня мы живем в гораздо более зыбком мире, чем мир поздней Римской империи. Нет никакого сомнения в том, что мир сейчас переживает эпоху «великого переселения» и что темпы этого «переселения» несопоставимы с предыдущим опытом всего человечества. Однако в сложившейся ситуации нет ничего, что могло бы заставить христиан впасть в отчаяние. Совсем наоборот, это именно та ситуация, к которой вера их готовила веками и которая дает шанс исполнения миссии христианина»5.

Степень разработанности проблемы. Все работы, так или иначе затрагивающие тему исследования, можно разделить на три группы.

В первую группу входят труды по проблемам философии истории. Здесь необходимо назвать следующие имена: Августин, С.С.Аверинцев, К.Барт, И.Берлин, Я.Буркхард, Р.А.Бурханов, М.Вебер, Дж.Вико, Вольтер, В.Виндельбанд, Ю.Ф.Воропаев, А.Вуд, В.Вундт, Г.В. Ф.Гегель, К.Г.Гемпель, И.Г.Гердер, И.Ф.Гёте, И.А.Гобозов, А.В.Гулыга,

A.Я.Гуревич, П.С.Гуревич, Н.Я.Данилевский, М.Деспленд, В.Дильтей,

B.В.Зеленский, Г.Зиммель, А.А.Ивин, Л.А.Калинников, И.Кант, Н.И.Кареев, Ю.А.Кимелев, Р.Дж.Колингвуд, Ф.Ч.Коплстон, В.И.Красиков, Ж.Ле Гофф, К.Леви-Стросс, Ж.Маритен, Б.В.Марков, К.Маркс, Г.Маркузе, К.Мигранян, Ф.Ницше, А.С.Панарин, К.Р.Поппер, Г.Риккерт, Ж.Ж.Руссо, Ю.И.Семенов, В.Н.Сыров, А.Дж.Тойнби, П.Тиллих, Э.Трёльч, С.В.Тураев, И.Г.Фихте, С.Л.Франк, М.Фуко, Ф.Фукуяма, Ф.Функе, Дж.Хаббак, М.Хайдеггер, Ф.В.Й.Шеллинг, Ф.Шлеермахер, О.Шпенглер, Ф.Энгельс, К.Г.Юнг, К.Ясперс и др.

5 Dawson C. The Historic Reality of Christian Culture. L.; N.Y., 1960.

P. 28.

Вторую группу составляют произведения, непосредственно обращенные к творчеству Кристофера Даусона.

В нашей стране пока еще нет ни одной книги, посвященной учению этого выдающегося мыслителя. Единственное упоминание о Даусоне, которое нам удалось обнаружить у российских авторов, принадлежит протоиерею А.Меню.

Совсем иной резонанс творчество Даусона вызвало на Западе. Его философия рассматривалась в статьях, рецензиях, очерках и предисловиях таких авторов, как Р.Бурк, П.Глисон, М.Д'Арси, В.А.Деман, У.Дойно, Э.Кинг, С.Колдекот, Д.Кэллахан, И.Р.Кэррол, X.Ласки, К.С.Латуре, К.С.Льюис, Д.Макдональд, Д.Маллой, К.Мангейм, Д.Моррил, Г.Мэтью, М.Новак, М.Д.Ноулз, Дж.Х.Олдхем, Дж.О.Руссело, Г.Сезар, К.Скотт, В.А.Спеком, А.Тойнби, Э.И.Уоткин, К.Хилл, Д.Хортон, А.Д.Шварц, Б.Шлезингер, Т.С.Элиот и др.

Имеются две монографии, полностью посвященные воззрениям Даусона. Однако эти исследования отличает интерес скорее к религиоведческим и мировоззренческим сторонам его творчества, чем к его философии истории.

Так, например, книга «Историк и его мир» К.Скотта является интеллектуальной биографией английского мыслителя. В ней рассматриваются важнейшие этапы его жизни, уделяется внимание преемственности его философии, дается представление о культурно-историческом контексте, рассказывается обо всех значительных работах Даусона, о резонансе, которые эти работы получили.

Тем не менее книга не может претендовать на статус строгого исследования. Ее автор везде солидарен с исследуемым философом. Он не позволяет себе делать в его адрес критических замечаний, что портит впечатление от этого в целом добротного и весьма интересного произведения.

В плане уяснения даусоновского понимания духовно-исторической культуры большую роль играет совместная работа С.Колдекота и Д.Моррила «Кристофер Даусон и католическое понимание истории»6. В этой книге высоко оценивается попытка английского философа прийти через религиозную теологию к метаистории.

Пожалуй, самыми крупными специалистами по Кристоферу Даусону являются два американских католических философа — Д.Маллой и У.Дойно. Оба автора были не только исследователями творчества Даусона, но и в какой-то степени его эпигонами и пропагандистами его идейного багажа. К сожалению, как и в случае с К.Скоттом, о какой-либо критической позиции названных исследователей говорить не приходится.

Сочинения Даусона являются предметом анализа пяти диссертационных исследований: «Кристофер Даусон и современный политический кризис» (Б.П.Шлезингер. США, 1950); «Роль христианского историка в XX веке в творчестве Кеннета Скота Латуре, Кристофера Даусона и Герберта Батерфилда» (В.А.Спек. США, 1965); «Кристофер Даусон: Глобальный анализ антидемократического мышления. 1920—1960» (К.Гриф. Канада, 1969); «Религия и культура в творчестве Кристофера Даусона» (Г.Сезар. Испания, 1990); «Третья весна: Римско-католические неофиты и бунт против модерна в творчестве Г.К.Честертона, Грэма Грина, Кристофера Даусона и Дэвида Джонза» (А.Д.Шварц. США, 1997).

И, наконец, третья группа работ включает сочинения, интерпретирующие идеи Даусона. Его социальное, культурное и историческое учение в той или иной степени развивалось такими философами, теологами и литераторами, как Дж.Батлер, Ж.Бернанос, Р.Гвардини, Г.Грин, Э.Жильсон,

6 Cm.: Caldecott S., Morrill J. Christopher Dawson and the Catholic Idea of History. Edinburgh; Washington, 1997.

С.Льюис, Ж.Маритен, Г.Марсель, П.Наторп, М.Новак, П.Тиллих, Э.Трёльч, С.Унсет, Ф.Хюгель.

В рамках английской католической традиции следует упомянуть труды таких мыслителей, как Х.Беллок, М.Д'Арси, Б.Джонсон, Д.Джоунз, Дж.Маррей, С.Мартиндейл, Р.Нокс, Б.Ноулз, Д.Г.Ньюмен, Э.Пьюзей, И.Уоткин, М.Дж.Хопкинс, Г.К.Честертон и Т.С.Элиот.

Таким образом, на Западе имеется ряд работ, в которых в той или иной степени исследуются философские, культурологические и религиоведческие аспекты творчества Даусона. Вместе с тем, практически отсутствуют работы, посвященные специальному исследованию философии истории этого выдающегося католического мыслителя.

С учетом актуальности обозначенной проблемы определены цель и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в реконструкции и анализе философии истории Кристофера Даусона для последующего ее соотнесения с культурно-исторической ситуацией современности и связанным с ней положением современного человека.

Для достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи: выявляются социально-исторические и философские предпосылки философии истории Даусона; определяется общая философская позиция Даусона; анализируется разработанная Даусоном методология познания исторической действительности; исследуются воззрения Даусона на проблему движущих сил истории; раскрываются воззрения Даусона на проблему смысла и назначения истории; проясняется понимание Даусоном характера и особенностей западноевропейской цивилизации; оценивается значение философии истории Даусона для современного этапа социально-исторического и духовного развития культуры.

Теоретико-методологической основой исследования послужили произведения философской классики, а также работы постклассических мыслителей — В.Виндельбанда, Ж.Маритена, Г.Маркузе, П.Тиллиха, Э.Трёльча, М.Хайдеггера, Г.Риккерта и др.— и в первую очередь труды самого Кристофера Даусона. В своем исследовании автор ориентируется на современное понимание диалектико-материалистической философии как на наиболее адекватное философско-исторической проблематике.

В диссертационной работе используется ряд формальных и содержательных методов: традиционный историко-философский метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, сравнительный метод, герменевтический метод, метод моделирования и др.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной философии выявляется и анализируется концепция философии истории Кристофера Даусона. В данном исследовании мировоззрение английского католического мыслителя показано в сравнительно протяженном историко-философском и культурно-историческом контексте.

Апробация работы. Выводы и положения диссертационной работы отражены в 6 публикациях автора общим объемом 2,2 пл., а также излагались диссертантом в докладе на научно-теоретической конференции «Философская и педагогическая антропология: (Первые Соколовские чтения)» (Нижневартовск, 1998), в докладе на научно-практической конференции «Философия и педагогика: (Вторые Соколовские чтения)» (Нижневартовск, 17—19 мая 1999 года). Тезисы докладов опубликованы.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по истории философии, специальных курсов, посвященных философии Кристофера Даусона, а также при создании учебных и учебно-методических пособий по данной тематике. Предложенные выводы представляют интерес для исследовательской практики в области зарубежной философии и философской антропологии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Васильев, Евгений Анатольевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия истории Даусона во многом отразила социально-исторические и политические реалии, в атмосфере которых проходила жизнь Западной цивилизации первой половины нашего столетия. Его творчество вобрало в себя и трансформировало наследие религиозной и философской мысли.

Отношение Даусона к философической проблематике сложилось под влиянием августинизма, англокатолицизма, классического историзма, неокантианства и поздней схоластики. Влияние христианских идей проявилось в подчеркивании приоритета духовного над материальным, и провиденциализма над волюнтаризмом.

Свою концепцию развития истории Даусон проводит в русле переосмысления взаимоотношения культуры и религии. Также как и современные представители религиозной философии — Жильсон, Маритен, Тил-лих, Наторп и другие мыслители — Кристофер Даусон пытается обосновать взаимоотношение опыта и разума, практики и теории, свободы и предопределения, метафизики и историографии, мистики и науки. Даусон полагал, что история есть проявление духа, но не вневременного духа Нового Времени, а временного духа, понимаемого из исторического своеобразия действительности.

Даусон считал главным принципом истории определенность культурных образований идеями, мистическим источником которых является активность Бога, а символом мировые религии. В его исторической концепции творение разумом конкретного образа мира превращается в соучастие в вечно живом созидании божественного; тем самым идея Бога превращается в реальность Бога.

Большой заслугой Даусона является преодоление «исторического провинциализма», свойственного всякой современности. Его историософия проникнута «кайротическим» мироощущением, лозунгом которого является тезис — для христианина мир всегда находится на пороге конца.

Религия, согласно Даусону, выступает главным культурообразую-щим фактором в истории. Она является универсальным фундаментом всех архаичных культур. Канонизация религиозного догмата приводит к формированию мировых религий. Их непосредственное влияние и взаимодействие служат материалом для появления великих цивилизаций.

Европейская цивилизация является, по Даусону, результатом симбиоза христианской и античной традиций. Неповторимое ее своеобразие заключается в эксцентрике и противоречивости христианской доктрины. В то же время, самодостаточный характер других религий в той или иной степени создает предпосылки традиционализма неевропейских цивилизаций.

Иррационализм истории вступает у Даусона в противоречие с каузальной детерминацией как материалистического, так и духовного толка. Поэтому архитектоника психологической и материалистической каузальности содержит также и элементы иррациональной телеологии.

Хотя религия в философии истории Даусона является носителем отпечатков всех социальных сил и движений, тенденций развития истории, отношений общественных классов, моральных кодов и художественных стилей, для английского мыслителя было все же характерно системное понимание механики исторического развития. Он не превращает всю действительность в историю Церкви. Для Даусона, законы развития культуры связаны с конкретно-историческими реалиями: экономикой, географией, политикой, военным искусством.

И все же, подлинное историческое существование, по Даусону, всегда представлено в результатах духовной деятельности. По его мнению, главными игроками на ристалище истории являются крупные доктриналь-ные образования — христианство, государственность, демократия, либерализм, диктатура и т.д. Эти доктринальные системы, в свою очередь, являются историческими агентами психологических ценностей субъектов истории — индивидов, групп, наций, классов.

Динамика истории, у Даусона, определяется взаимодействием противоположностей. Но, в отличие от Гегеля, это чередование лишено субстанциональности. По мнению английского мыслителя, сущностные изменения, обладающие неотвратимым, универсальным характером, очень редки, но они время от времени все же происходят. В этом отношении философия история Даусона многое заимствует у христианского провиденциализма.

Даусон различает душу человека и иррациональный Дух истории. Тем не менее, взаимодействие между ними остается не артикулированным. Английский мыслитель не пытается заглянуть в трансцендентальное, дис-танциируясь от этой проблемы, и констатируя манифестацию души и Духа в их исторической имманентности.

В философии истории Даусона историческая реальность выявляется не из каузальной детерминации, безграничной в экстенсивном и интенсивном масштабе, а из движения к значимым ценностям и из способности переживать разнообразные психологические состояния. По его мнению, исторический дискурс не может прорваться к историческому содержанию без апелляции к ценностной системе того исторического образования, которое является предметом изучения. Этот метод во многом напоминает метод критического историзма, который применяли Дильтей, Риккерт и Вин-дельбанд. Как и они, Даусон использует теорию эмпатии или сопереживания для того, чтобы понять мотивацию действий субъектов истории — исторических личностей, социальных групп, этнических сообществ.

Как и Трёльч, Даусон понимал, что вместе с растворением исторической картины мира происходит энтропия смысла человеческого существования. По его мнению, данная проблема может быть осознана культурой только посредством некоего «метаязыка». С его помощью возможно соотнесение фрагментов мира, в том числе и не в последнюю очередь исторических содержаний, с целями и смыслом человеческого существования.

Средством решения этой задачи, считал философ, является нахождение системообразующих факторов европейской общности и превращение их в базис европейской философии. Поскольку этими факторами всегда были классическое гуманитарное образование и христианское вероучение, то практическим методом преодоления диссистемности могла бы стать универсальная система обязательного классического образования, а сущностью системы — исторический метод.

Исторический метод тесно связан у Даусона с человеческой проблематикой, поскольку обращение к истории, прошлому, представляется ему и обращением к человеческой сущности. Человек в историософии английского мыслителя, предстает как единство тела и духа, чувственного и трагически возвышенного. Эта концепция является, согласно Даусону, основой католического вероучения, противостоящего православно-восточному спиритуализму и буржуазно-протестантскому утилитаризму. Обращаясь к истории, Даусон обращается и к будущему цивилизации. Именно историческое сознание, будучи экзистенциалом человеческого существования, может осознать констелляцию проблем настоящего и совершить бросок в будущее.

Смысл и назначение истории Даусон понимает двояко. Во-первых, существует абсолютный смысл истории, полное знание о котором принадлежит Богу. Во-вторых, есть относительная цель истории, заданная культурно-исторической ситуацией и являющаяся отражением абсолютной цели. Поскольку прямая констатация цели исторического развития превратила бы историю в театр марионеток, а фатализм вступил бы в противоречие с христианским догматом о свободе человека, то задачей католического историка является толкование трансцендентального смысла истории на основе анализа современной ситуации.

Судьба человека зависит от необходимой координации двух компонентов — его природы и его духа. Являясь связующим звеном между миром природы и миром духа, человек несет ответственность за одухотворение и интеграцию «низшего мира» в универсальный миропорядок. Поскольку сущность человека предполагает возможность трансцендирования, то цивилизация, отвергающая Бога, отвергает и свое собственное основание.

Духовные потребности человека, считает Даусон, не убывают оттого, что не признаются. Эволюция материализма закончилась тем, что материя исчезла во вселенной математических формул. Оказалось, что фундаментальная реальность — это вовсе не материя, а форма. Чем глубже человечество постигает реальность, тем отчетливее выявляется принцип структурности.

Поэтому, полагает Даусон, человечество должно отказаться от тщетных попыток поиска обустройства общества на принципах материального мира. Предпосылкой культуры будущего должна стать реальность духовная. После утверждения примата сознания, религия уже не выглядит искусственной инкрустацией в культуре. Английский философ считает, что общество может обнаружить единство, в котором оно так нуждается, только в религии.

Лишь идеал, транецендирующий относительные ценности экономического и политического мира, может преодолеть силы распада и разрушения, царящие в современной цивилизации.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Философскими предпосылками мировоззрения К.Даусона являются: иудео-христианский провиденциализм; классическая философия истории, нашедшая свое выражение в трудах Дж.Вико, И.Канта, И.Г.Гердера, Г.В.Ф.Гегеля и других мыслителей Нового времени; критический историзм конца XIX — начала XX вв. и, в первую очередь, психологическая школа в лице В.Дильтея; неокантианство в лице В.Виндельбанда и Г.Риккерта; историософия культурного синтеза Э.Трёльча; а также культурно-исторические воззрения Ж.Маритена, Э.А.Жильсона, П.Тиллиха и А.Тойнби в их оппозиции к христианскому трансцендентализму в лице С.Кьеркегора и К.Барта.

2. Главной движущей силой общественного развития, по мнению Даусона, является религия, понимаемая не как феномен культуры, а как стремление к предельной реальности. История в интерпретации английского мыслителя предстает анфиладой религиозных смыслов, которые являются не всеобъемлющими, а лишь преобладающими факторами развития, сложным образом взаимодействующими с целым рядом факторов материального и духовного характера, детерминация и взаимосвязь которых у него остается невыясненной.

3. Своеобразие западноевропейской цивилизации объясняется Дау-соном с помощью тезиса об исключительном динамизме христианства, в котором, в отличие от других религий, имеется противоречие между привлекательностью этического идеала и невозможностью его адекватного социально-исторического выражения.

4. Согласно Даусону, историческая действительность обнаруживает себя не в каузальной детерминации, безграничной в экстенсивном и интенсивном масштабе, а из движения исследователя к значимым ценностям анализируемого исторического содержания. Эвристический характер ценностного подхода приводит английского мыслителя к опасности релятивизма, чреватого потерей исторической, а вместе с ней и бытийной перспективы человека. Выход из тенет релятивизма он видит в создании метаязыка, с помощью которого возможно соотнести фрагменты исторического предания со смыслом человеческого существования.

Средством решения этой задачи должно стать нахождение системообразующих факторов европейской общности и превращение их в базис европейской культурологии. Поскольку такими факторами в историософии Даусона являются классическое гуманитарное образование и христианское вероучение, то практическим методом преодоления диссистемности, по его мнению, могла бы стать универсальная система обязательного классического образования, а сущностью системы — исторический метод.

5. Воззрения Даусона на проблему смысла и назначения истории заключаются в утверждении бытийной необходимости исторического целе-полагания, которое основывается на культурном синтезе прошлого и современного, предполагающем решение дилеммы современности в рамках христианско-гуманистической традиции. При этом смысл исторического развития английский мыслитель понимает двояко: во-первых, существует абсолютная цель истории, полное знание о которой принадлежит Богу, а во-вторых, есть относительная цель истории, детерминируемая культурно-исторической ситуацией и являющаяся отражением абсолютной цели.

6. Философия истории Кристофера Даусона является реакцией Человека на вытеснение в эпоху наступления инструментального отношения к действительности одной из существенных характеристик экзистенциального — возможности проектирования себя вперед, в «видении-себя-самого» на фоне грядущего. А поскольку историографическое раскрытие обнаруживает укорененность здесь-бытия в истории, то история и бытие едины по своей онтологической структуре.

Отсюда можно сделать вывод, что философско-историческая концепция Даусона как феномен профетического сознания отражает акт борьбы Человека за свою бытийную сущность, нередуцируемую к чистому объекту, но отсылающую его к проекту, возможному бытию или смыслу истории.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Васильев, Евгений Анатольевич, 2000 год

1. Dawson С. A study of Christian culture. Г., 1954. 154 p.

2. Dawson С. Art and Society // Four Quarters. 1954. № 3. P. 1—4.

3. Dawson C. Beyond Politics. L., 1939. 154 p.

4. Dawson C. Byzantium and the Christian East. The Dublin Review, 1951. №225, P. 23—30.

5. Dawson C. Christian Culture in Eastern Europe // The Dublin Review. 1950. № 224. P. 17—35 .

6. Dawson C. Christian Culture in General Education. 1955. P. 63—65 .

7. Dawson C. Christianity and the Humanist tradition // The Dublin Review. 1952. №226. P. 1—11.

8. Dawson C. Christianity and the Humanist tradition // The Dublin Review. 1952. №226. 9 p.

9. Dawson C. Christianity and the New Age // Essays in order. N.Y., 1940. №3.42 p.

10. Dawson C. Christianity as the Soul of the West // The Dawson Newsletter. Fayetteville, 1995. № 2. P. 34—47.

11. Dawson C. Civilization in Crisis // Catholic World. 1956. № 182. P. 246—252.

12. Dawson C. Confucian Tradition // China. 1942. № 3. P. 51—63.

13. Dawson C. Dealing with the Enlightenment and the Liberal Ideology // Commonweal. L., 1954. № 60. P. 138—139.

14. Dawson C. Education and Christian Culture // Commonweal. L., 1953. №59. P. 216—220.

15. Dawson C. Enquiries Into Religion and Culture. N.Y., 1931. 248 p.

16. Dawson C. Europe in Eclipse // Criterio. Buenos Aires, 1954. 106 p.

17. Dawson C. European Literature and the Latin Middle Ages // The Dublin Review. 1950. № 214. P. 31—36.

18. Dawson C. Future of Christian Culture // Commonweal. L., 1954. № 59. P. 595—598.

19. Dawson C. H. G. Wells and The Outline of History // History Today. 1951. № l.P. 28—32.

20. Dawson C. Historic Origins of Liberalism // Review of Politics. 1954. № 16. P. 267—282.

21. Dawson C. Hope and Culture: Christian Culture as a Culture of Hope // Lumen Vitae. 1954. № 9. P. 425—430.

22. Dawson C. Institutional Forms of Christian Culture // Religion in Life. 1955. №24. P. 373—380.

23. Dawson C. Introduction to The Mongol Mission. Narratives and letters of the Franciscan missionaries in Mongolia and China in the 13th and 14-th centuries. L., N.Y., 1955. P. 8—12.

24. Dawson C. Mediaeval Essays. A study of Christian culture. L. N.Y.,1954. 101 p.

25. Dawson C. Mediaeval Religion and Other Essays. L., 1934. 34 p.

26. Dawson C. Memories of a Victorian Childhood. L., 1963. 27 p.

27. Dawson C. Nature and Destiny of Man // Enquiries Into Religion and Culture. N.Y., 1933. P. 31—42.

28. Dawson C. On Jewish history // Orbis. 1959. № 2. P. 17—22.

29. Dawson C. On Spiritual Intuition in Christian Philosophy. L., 1937. P.24—27.

30. Dawson C. Outlook for Christian Culture // Today, Cross Currents.1955. №5. P. 127—136.

31. Dawson C. Preface to The Limits and Divisions of European History by Oscar Halecki. N.Y., 1950. P. 1—8.

32. Dawson C. Problems of Christian Culture // Commonweal. L., 1955. № 62. P. 34—36.

33. Dawson C. Religion and Culture. L., 1948. P.53—59.

34. Dawson C. Religion and the Modern State. L., 1936. P.38-42.

35. Dawson C. Religion and the Rise of Western Culture // Gifford Lectures. 1948—1949. L., 1950. P. 53—59.

36. Dawson C. Review of The English Catholics, 1850—1950 // The Dublin Review. 1950. № 224. P. 1—12.

37. Dawson C. Roman Catholics in the Modem World // Geographical Magazine. 1950. № 22. P. 471—476.

38. Dawson C. Rome: a Historical Survey // The Sociological Review. 1953. № 16. P. I—II.

39. Dawson C. Sanctions of Mass Democracy // The Tablet. 1951. № 198. P. 285—286.

40. Dawson C. St. Boniface and His Age // Month. 1954. № 11. P. 325—332.

41. Dawson C. Study of Christian Culture as a Means of Education // Lumen Vitae. 1950. № 5. p. 171—186.

42. Dawson C. The Age of Gods. A study in the origins of culture in prehistoric Europe and the Ancient East. L., 1928. P. 35—58.

43. Dawson C. The Christian View of History // Blackfriars. 1951. № 32. P. 312—327.

44. Dawson C. The Crisis of Western Education. L., 1961. 245 p.

45. Dawson C. The Dividing of Christendom. N.Y.,1965. 165 p.

46. Dawson C. The Gods of Revolution. L., 1976. 189 p.

47. Dawson C. The Judgement of Nations. L., 1942. 182 p.

48. Dawson C. The Making of Europe. L., 1953. 289 p.

49. Dawson C. The Modern Dilemma: The problem of European Unity // Essays in Order. N.Y., 1932. № 5. P. 72—82.

50. Dawson C. The Problem of Metahistory: the Nature and Meaning of History and the Cause and Significance of Historical Change // History Today. 1951. № l.P. 9—12.

51. Dawson C. The spirit of the Oxford Movement. L., 1945. 7 p.

52. Dawson C. Today's Challenge to U.S. Colleges // America. 1954. № 99. P. 537—538.

53. Dawson C. Toynbee's Odyssey of the West // Commonweal. L., 1954. №61. P. 1—40.

54. Dawson C. Toynbee's Study of History: The Place of Civilization in History // International Affairs. 1955. № 21. P. 149—158.

55. Dawson C. Tradition and Inheritance // The wind and the rain. 1949. V. 4—6. P. 32—44.

56. Dawson C. Tradition and Inheritance. Minnesota, 1979. P.32—44.

57. Dawson C. Undersanding Europe. L., 1952. 109 p.

58. Dawson C. Victorian Background: the Vanishing Protection of the Last Hundred Years // The Tablet. 1950. № 196. P. 245—246.

59. Dawson C. Dynamics of World History. L., 1925. 128 p.

60. Dawson C. The Historic Reality of Christian Culture. L.; N.Y., 1960.134 p.

61. Dawson C. Religion and the life of Civilisation // The Quarterly Review. 1925. № 2154. P. 1—77.

62. Dawson C. The Making of Europe. L., 1932. P. 57.

63. Dawson C. Christianity as the sole of the west. L., 1952.

64. Литература на русском языке:

65. Августин А. О Граде Божием. Киев, 1998. 595 с.

66. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья (общие замечания) // Античность и Византия. М., 1975. С. 266—285.

67. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г.Юнг, Э.Сэмюэлс, В.Однайк, Дж.Хаббак. М., 1997. 320 с.

68. Барт К. Христианин в обществе. Познаваемость Бога. Барменская Декларация//Путь. Международный философский журнал. 1992. № 1. С. 180—234.

69. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. С.133.

70. Борхес Х.Л. Вавилонская библиотека // Борхес Х.Л. Письмена Бога. М., 1992. С. 2—102.

71. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 94—95.

72. Буркхард Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996. 591 с.

73. Бурханов P.A. Практическая философия Иммануила Канта. Екатеринбург, 1998. 191 с.

74. Бурханов P.A. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург, Нижневартовск, 1999. 119 с.

75. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избр. произв. М., 1990. С. 273—306.

76. Вико Дж. Основания Новой науки. М., Киев, 1994. 656 с.

77. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни Х1Х-го столетия // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., 1995. С. 294— 508.

78. Вольтер. Философские сочинения. М., 1988. 751 с.

79. Воропаев Ю.Ф. Идея истории в философии Канта // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. СПб., 1994. Вып. 2. С. 43—51.

80. Вуд А. Роль религии в Кантовой философии истории // Кантовс-кий сборник: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калининград, 1994. Вып. 18. С. 3 —11.

81. Вундт В. Мировая катастрофа и немецкая философия. СПб., 1922. 22 с.

82. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб, 1993. 479 с.

83. Гемпель К.Г. Мотивы и «охватывающие» законы в историческом объяснении // Философия и методология истории. М., 1977. С. 72—93.

84. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.703 с.

85. Гоббс Т. Человеческая природа // Избр. произв.: В 2 т. М., 1964. Т. 1. С. 437—514.

86. Гобозов И.А. Введение в философию истории. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. 363 с.

87. Губман Б.Л. Западная философия культуры. Тверь, 1997. 287 с.

88. Гулыга A.B. Искусство в век науки. М., 1978. 254 с.

89. Гуревич А.Я. Космос культуры. // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., 1995. С. 294—508.

90. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. 574 с.

91. Емельянов Б.В. Три века русской философии: (XVIII—XX вв.). Екатеринбург, Нижневартовск, 1995. 226 с.

92. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Избранное. М., 1996. Т. 1. С. 445—475.

93. Ивин A.A. Введение в философию истории. М., 1997. 288 с.

94. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997. 480 с.

95. Калинников JI.A. Проблемы философии истории в системе Канта. Л., 1978. 152 с.

96. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 69—756.

97. Кант И. Критика практического разума. 1788 // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4.4. 1.С. 311—501.

98. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. 1784 // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 5—23.

99. Кант И. Логика. Пособие к лекциям. 1800 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 319—444.

100. Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. М., 1883. С.2.12.

101. Кимелев Ю.А. Философия истории. Системно-исторический очерк // Философия истории: Антология. М., 1995. С. 3—19.

102. Киреевский И.В. Девятнадцатый век // Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984. С. 61—80.

103. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997. 240 с.

104. Колингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. 486 с.

105. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.512 с.

106. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. 77 с.

107. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. 536 с.

108. Любутин К. Человек в философском измерении: От Фейербаха к Фромму. Псков, 1994. 131 с.

109. Маритен Ж. Философ во граде. М., 1994. 192 с.

110. Марков Б.В. Своеобразие исторического. (Объяснение, понимание, оценка в философии истории Г.Риккерта) // Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1997. С. 5—50.

111. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 7—544.

112. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. 907 с.

113. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. С. 1— 189.

114. Мильская Л. Эрнст Трёльч и проблемы философии истории // Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994. С. 667—690.

115. Мучник В.М. В поисках утраченного смысла истории. Генезис и эволюция исторических взглядов А.Дж.Тойнби. Томск, 1986. 200 с.

116. Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998. С. 402—403.

117. Поппер K.P. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 49—57.

118. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т. 2. С. 3—208 с.

119. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996. Т. 3. 3 — 243 с.

120. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней. СПб., 1997. Т. 4. С. 140—405.

121. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1997. 532 с.

122. Риккерт Г. Философия истории // Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998. С. 165—266.

123. Семенов Ю.И. Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории. М., 1996. С. 2-10.

124. Содейка Т. О Вильгельме Виндельбанде // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., 1995. С. 509—522.

125. Суслова Jl.А. И.Кант: философия человека. Учение о природе человека в контексте критической философии. М., 1997. 137 с.

126. Сыров В.Н. Расцвет и закат европейской философии истории. (От Бэкона к Шпенглеру). Томск, 1997. 387 с.

127. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. С.70-90.

128. Тиллих П. Теология культуры // Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995. С. 236—272.

129. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994. 719 с.

130. Трёльч Э. О возможностях христианства в будущем // Лики культуры: Альманах. М., 1995. Т. 1. 527 с.

131. Трёльч Э. Проблемы историзма. М., 1995. С.2-105. С.167-445.

132. Тураев C.B. Революция во Франции и немецкая литература. М., 1997.215 с.

133. Философия истории: Антология. М., 1995. 351 с.

134. Философия истории / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С.1251с.

135. Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство // Фихте И.Г. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 225—357.

136. Фукуяма Ф. — Мигранян К.: Диалог о «конце истории» // Путь. Международный философский журнал. 1992. № 1. С. 234.

137. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. 451 с.

138. Хайдеггер М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим // Хайдеггер М. Время и Бытие. М., 1993. С. 273—302.

139. Христианство // Энциклопедический словарь: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 25-362.

140. Шеллинг Ф.В.Й. Введение в философию мифологии // Шеллинг Ф.В.Й. Соч.: В 2 т. М., 1989. С. 159—374.

141. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 527 с.

142. Литература на иностраных языках:

143. Caldecott S., Morrill J. Christopher Dawson and the Catholic Idea of History. Edinburgh; Washington, 1997.

144. Corcuera G.C. Religion and culture in Christopher Dawson. Navarra, 1990. 271 p.

145. Sampson G. The concise Cambridge history of English Literature. Cambridge, 1970. 924 p.

146. Schlesinger B. Christopher Dawson and the Modern Political Crisis. Notre Dame, 1950. 153 p.

147. Schwartz A.J. The third spring: Roman catholic conversion and rebellion against modernity in the thought of G.K. Chesterton, Craham Greene, Christopher Dawson and David Jones. Northwestern University, 1996. 145 p.

148. Scott C.D. The meaning of the Millenium. The ideas of Christopher Dawson. L., 1998. 15 p.

149. Scott C.D. A historian and his world. L., 1984. 307 p.

150. Speck W.A. The role of the Christian historian in the twentieth century as seen in the writings of Kenneth Scott Lattourette, Christopher Dawson and Herbert Butterfield. The Florida State University, 1965. 293 p.

151. Woolever A.E. Christoher Dawson: A study in antidemocratic international thought, 1920—1960. Toronto, 1969. 156 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.