Взаимодействие религии, культуры и истории в неотомистской концепции Жака Маритена тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Багдасаров, Дмитрий Рантикович

  • Багдасаров, Дмитрий Рантикович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 127
Багдасаров, Дмитрий Рантикович. Взаимодействие религии, культуры и истории в неотомистской концепции Жака Маритена: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Москва. 1999. 127 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Багдасаров, Дмитрий Рантикович

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ___—---

ГЛАВА 1. Общая характеристика философских взглядов

Жака маритена.

ГЛАВА 2. культура,общество и церковь в перспективе культурно-исторического процесса-

ГЛАВА 3. Христианство и мир: проблема взаимодействия

в истории________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.. ЛИТЕРАТУРА_

17

31

72 92 _100 108 118

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие религии, культуры и истории в неотомистской концепции Жака Маритена»

ВВЕДЕНИЕ

Мир современности, с его бесконечными рядами исключительно быстро меняющихся вещей, к концу настоящего столетия, кажется, уже окончательно и бесповоротно поместил человека в состояние "отставшего". "Бытовые вещи стремительно размножаются, а потребностей становится все больше ",- пишет по этому поводу современный французский философ Жан Бодрийяр, замечая, что "на фоне этой бурной поросли вещей человек выглядит чрезвычайно устойчивым видом"1). Бытовавшее прежде возрожденческое представление о человеке - властелине природы, ее победителе и покорителе, кажется теперь несвоевременным и устаревшим . Все в большей мере сам человек "фабрикуется" окружающей его частью культурной среды - миром вещей, который развивается, вырвавшись из-под его опеки , руководствуясь уже собственными целями, по собственному почину. Окружив себя "второй природой", миром вещей, человек вынужден теперь сам играть по его правилам, ограничивая и перестраивая собственную природу.

Мир вещей предстает перед нами как мир вещей-функций, взаимодействующих друг с другом и с нами как с неотъемлемой своей частью, и для него человек не есть существо, наделенное разумом, но объект, осуществляющий функцию пользования вещами этого мира, он - потребитель вещей, их функций. В мире "второй природы" он необходимо существует в одномерном качестве. Соответственно и общество, сформированное миром вещей , вполне по праву может быть названо " обществом потребления". Мир вещей обедняет не только человека, он обкрадывает и бога. Бытие больше не имеет уровня трансцендентного. Бог - такой же объект, вещь, исполняющая свой на-

) Жан Бодрийяр . Система вещей. М., 1995 с.З

бор функций. Как непредсказуемое, непознаваемое иное , он не имеет места быть в этом мире.

Быть может, самое мучительное интеллектуальное состояние, испытываемое человеком сегодня, - это утрата смысловых ценностных ориентиров, сомнение в достоверности и надежности мира смыслов, того мира, в созидании которого едва ли не основополагающее место в истории западной культуры занимало христианство.

Что нужно делать христианству в сложившихся обстоятельствах, чтобы вновь обрести свою прежнюю роль и вернуть миру трансцендентное? На этот и на многие другие, отсюда проистекающие вопросы, пытается ответить современная теологическая мысль на Западе. Пытается ответить , обращаясь к человеку и тому единственному в человеке, что сопротивляется натиску мира вещей, - к тоске по абсолюту, по "святому". К тому, что есть и было в человеке всегда. Это обращение является не только характерной ее чертой, но и характерной чертой всего христианства во все времена, и современная католическая мысль -не исключение. Естественно, оно оказывает существенное влияние на весь облик католической церкви и в последние десятилетия. И необходимо отметить, что католическая философия добилась немалых успехов на пути возрождения влияния христианства в современном мире.

В отечественной литературе католическая мысль нашла подробное свое освещение в работах С.С. Аверинцева, Е.М. Бабосова, Ю. Борго-ша, Б.Э.Быховского, И.С.Вдовиной, Л.Н.Великовича, П.П.Гайденко, В.И.Гараджи, В.С.Глаголева, Б.Т.Григорьяна, Б.Л.Губмана, К.М.Долгова, М.В.Желнова, И.Я.Кантерова, А.Н.Красникова, В.Н.Кузнецова, М.П.Мчедлова, К.И.Никонова, Ф.Г.Овсиенко, А.С.Попова, А.А.Радугина, М.М.Шейнмана, И.Б.Ястребова и др. В трудах названных авторов анализируются многие составляющие веду-

щих направлений католической философии. Между тем следует отметить две особенности, которые встречаются в работах наших исследователей, которые невольно бросаются в глаза. Первая из них обусловлена скорее временем написания большинства данных работ,-это акцентирование внимания на "религиозно-идеалистическом характере" и "социально-классовом содержании", что, вообще говоря, было естественно в рамках марксистской философской парадигмы и, надо признать, действительно позволяло выявлять существенное в исследуемом предмете. Вторая особенность, тесно связанная с первой, заключается в подчеркивании раздробленности современной католической философии: от наиболее общего разделения на " линию Фомы" и " линию Августина" ( Б.Л. Губман и мн. др.), на "интеллектуализм" и "антиинтеллектуализм" ( A.A. Радугин ), до деления философских направлений на "прогрессивные", "реакционные" и т.д. В результате в данных работах (во всяком случае, в большинстве из них) католическая философия наших дней предстает этаким Ноевым ковчегом, в котором "каждой твари - по паре" , в котором ни один отсек не сообщается с другим . Спиритуализм, персонализм, экзистенциализм, тейярдизм, конечно, неотомизм и т. д. присутствуют в них как некие замкнутые самодостаточные образования. Например, в своей книге "Персонализм и католическое обновление" A.A.Радугин , описывая взгляды ведущего теоретика персонализма Э. Мунье, не упомянул имени Жака Маритена, ярчайшей фигуры во французском неотомизме, хотя оба мыслителя были среди создателей журнала "Эспри", активно сотрудничая друг с другом с 1928-го по 1932 годы, а влияние Э.Мунье на формирование религиозно-нравственных и гуманистических установок последнего просто очевидны.

В программном произведении Ж. Маритена "Интегральный гума-

низм "во многом отразилось единство их взглядов на данную проблематику, что говорит о взаимодополняемости различных направлений католической мысли, а иногда о полном их слиянии в воззрениях относительно роли человека в культуре и в истории в этом мире. Существует единый тип мышления католических философов при обращении к этим вопросам. Идею человека со-творца, со-деятеля Бога, который активно творит свой культурно-исторический мир , побуждаемый и направляемый Божественным Творцом Универсума, мы находим практически у всех представителей католической философии и послесоборного периода. Тема миссии человека в истории становится в философии "аджорнаменто" стержневой, определяющей.

В этой связи хочется сказать несколько слов по поводу так называемого "антропологического поворота", термина, используемого нашими авторами при описании современной не только католической, но в целом западной религиозно-философской и теологической мысли. Обычно его связывают с обращением к человеку, с концентрацией внимания на человеке у современных ее представителей. Однако, уместно ли использовать его в данном случае? Ведь все они без исключения трактуют человеческую личность как изначально теономную, немыслимую вне связи с Богом. Вне Бога человек лишается своей сути. С потерей Бога, связи с Богом он лишается и способности правильно ориентировать и свое культурное творчество, т.е. творить окружающий мир "второй природы". С нею связывают современные теологи про-блемность бытия современного человека, его одномерность, отчуждение в этом мире.

Для всех этих мыслителей Бог, разумеется, всегда остается первоос-нованием и конечным принципом мира , его творцом и движущей силой, он проявляется в природе и человеке. По существу, весь

"антропологический поворот" сводится лишь к утверждению исключительной роли человека на земле, в земной жизни и истории. Очевидно, что это было ясно христианским мыслителям задолго до Второго Ватиканского Собора. Да и стоит ли говорить об "антропологическом повороте", когда для Церкви всегда именно человек был объектом спасения? И главная тема Второго Ватиканского Собора - не "поворот к человеку", Церковь повернута к человеку и его проблемам всегда, но вопрос о придании эффективности основной, спа- \ сительной, миссии Церкви в изменившемся секулярном мире. Не г церковная реформа была главной в этом плане , но попытка изменить сам мир , дав ему другой идеал, поместив в его центр другого человека, не "властелина природы" и не потребителя, но человека теономного, человека со-творца, открыв миру новый - христианский - гуманизм. И цель католической программы "глобальной евангелизации мира", всего движения "аджорнаменто" в том и заключена, чтобы открыть этот новый гуманизм людям, совершив тем самым мировоззренческий переворот. Переворот, способный вернуть Католической Церкви ее прежние позиции в нашей цивилизации.

Обращение к жгучим проблемам нашего времени наложило определенный отпечаток на современную католическую мысль. Она в значительной степени утратила академизм и систематичность. Она пользуется обыденным языком и порой излишне политически ангажирована. Но это - лишь неизбежно возникающие издержки. Они никак не могут преуменьшить значимость ее целей и задач.

Ярким примером подобного "способа " философствования является творчество едва ли не его родоначальника, знаменитого французского философа-неотомиста Жака Маритена (1882-1973), составляющее важное звено в панораме религиозной мысли нашего столетия. Именно на

Втором Ватиканском Соборе его философия культуры получает наибольшее признание. Линия Иоанна XXIII и Павла VI во многом совпадала с настроем его работ, влияние которых явно просматривается в соборной конституции " О Церкви в современном мире".

8 декабря 1965 года Павел VI вручает Ж.Маритену "Обращение Вселенского церковного Собора к мыслителям и ученым", а в 1967 году прямо ссылается на его произведения в энциклике " О прогрессе народов". Таким образом, его творчество в значительной степени предопределило сам облик современной Католической Церкви, ее позицию в современном мире.

Ж.Маритен внес, пожалуй, самый крупный вклад в возрождение томизма, начальный импульс которому дала еще в 1879 году энциклика Льва XIII "Отцу вечному". Благодаря его усилиям, как и усилиям его единомышленника Этьена Жильсона, томизму вновь удалось войти в широкий философский оборот , вырвавшись из узких церковных кругов. В интерпретации Ж.Маритена томизм выступает как самостоятельная философия, способная вести диалог с другими философскими направлениями, не требуя от них прямого обращения к Откровению, вести диалог таким образом, чтобы продемонстрировать приемлемость томистских принципов для разрешения современных проблем.

Жак Маритен родился в Париже 18 ноября 1882 года, в семье Поля Маритена и Женевьевы Фавр, дочери известного республиканского деятеля Жюля Фавра, участвовавшего в подавлении Парижской Коммуны. Главенствующую роль в доме Маритенов играла супруга, мать Жака, от которой последний унаследовал и протестантское вероисповедание. Став студентом Сорбонны, Жак первоначально видит средство решения всех проблем в естественных науках, которыми начи-

нает заниматься. Он увлечен модными тогда сциентистскими настроениями, философией позитивизма. Но перемена не заставила себя долго ждать. Под впечатлением лекций Анри Бергсона молодой Ж.Маритен освобождается от влияния позитивизма и сциентистского настроя, что не помешало ему, однако, сохранить живой интерес к естествознанию, и впоследствии, в 1907-1908 годах Ж.Маритен изучает биологию в Гей-дельберге у неовиталиста Ганса Дриша. В Сорбонне происходит и знакомство Ж.Маритена с его будущей женой, Раисой Умансовой, дочерью русских эмигрантов, с которой он вступает в брак в 1904 году, а в 1906 году, уже имея философское образование, Ж.Маритен вместе со своей женой обращаются в католичество под влиянием Леона Блуа (1846-1917), известного французского католического писателя-публициста и решительного критика буржуазного общества и "буржуазной религии".

В 1910г. происходит "открытие" Ж.Маритеном творчества Фомы Аквинского: по совету жены он берется за изучение "Суммы теологии" Аквината, и становится впоследствии его преданным последователем и учеником. Уже в 1913 году он организует ряд встреч, посвященных философии А.Бергсона, где последняя оценивается Ж.Маритеном с томистских позиций. Их результат нашел свое отражение в его работе "Бергсоновская философия", вышедшей в 1914 году. В том же году ему поручают чтение лекций о современной философии в Парижском католическом институте. Ж.Маритен преподавал также в Торонто, в Папском институте средневековых исследований, в Колумбийском университете , а также в Нотр-Даме, где уже в 1958 году был создан Центр содействия изысканиям, проводимым в духе его мысли. После второй мировой войны Ж.Маритен был с 1945-го по 1948 год французским послом в Ватикане, после чего преподавал в Принстонском университе-

те. Позднее он вышел в отставку и жил во Франции, где и умер в 1973 году, 28 апреля, в Тулузе членом общины маленьких братьев Иисуса.

Жак Маритен был человеком поразительной жизненной активности, он написал огромное количество книг, много преподавал, годами вел томистские кружки, организовывал экуменические съезды. На всех, кто знал Ж.Маритена, удивительное воздействие оказывала его убежденность и верность избранной истине. Его жизнь была очень органичной: это было цельное образование, в котором все жизненные проявления воплощали избранные и исповедуемые идеалы. Это был современный Франциск Ассизский, человек, который "за все в ответе..."

Актуальность избранной темы работы представляется следствием исключительной значимости творчества Жака Маритена для судеб Католической церкви в послесоборный период, что предопределило также и цель данного диссертационного исследования : на основе религиоведческого и историко-философского подходов описать и подвергнуть анализу ключевые воззрения философа, то, что является кульминацией его философии - оригинальное видение культурно-исторического процесса и роли в нем христианства .

Реализация данной цели потребовала решения следующих конкретных задач :

• дать цельное представление об общефилософских взглядах Жака Маритена, его онтологических представлениях, их отношениях с классическим томизмом;

• охарактеризовать предложенное философом видение связи культуры, общества и церкви в культурно-историческом процессе. Раскрыть его ключевые понятия и содержание выдвинутых Ж.Маритеном идеалов "интегрального гуманизма" и "новой христианской цивилизации";

• проанализировать генезис одного из основных для христианства вопросов: об отношении к миру, разнообразные способы его решения, имевшие место в истории и исследуемые Жаком Маритеном в его работе "Интегральный гуманизм", а также предлагаемое философом решение этой проблемы. Выявить те пути отношения к миру, которые остаются актуальными для христианской мысли и сейчас. Последнее необходимо предполагает осмысление теоретических построений, касающихся данного вопроса, которые встречаются не только в современной католической мысли, но и в мысли протестантской.

В отечественной литературе, как мы об этом упоминали выше, имеются труды, подробно освещающие современную католическую мысль. Ряд исследований посвящен как анализу построений современного неотомизма в целом, так и изучению творчества Жака Маритена в особенности. Из всех работ, касающихся общефилософской системы

неотомизма наиболее ценными представляются работы В.И.Гараджи, м.В.Желнова

В.И.ДобреньковаУИ.Я.Кантерова, А.Н.Красникова, В.Н.Кузнецова, М.П.Мчедлова, К.И.Никонова, Ф.Г.Овсиенко, А.С.Попова, А.А.Радугина, М.М.Шейнмана, И.Б.Ястребова. 2> В них подробно исследуется роль неотомизма в разработке и совершенствовании методологических основ современной католической апологетики, отношение теоретиков неотомизма к различным научным фактам и теориям, дается оценка их религиозно-этических концепций, социально-политической ориентации и т.д.

Из авторов, специально занимающихся исследованием творчества Жака Маритена, необходимо отметить прежде всего работы Б.Л.Губмана, стремящегося не только рассмотреть творчество фило-

2) См. подробную библиографию в конце работы.

софа с точки зрения собственной философской парадигмы, но и реконструировать для читателя его основные философские и мировоззренческие посылки.3) Необходимо также отметить, что именно Б.Л.Губману обязаны мы большей частью из немногих пока у нас переводов работ Жака Маритена на русский язык.

Тем не менее, несмотря на столь пристальное внимание к современному неотомизму, необходимо признать, что отношение к проблематике человека, истории и культуры, которое сложилось на сегодняшний день в современной католической мысли остается недостаточно изученным в отечественной литературе, в отличие, скажем, от аналогичной проблематики в современной протестантской теологии, которая достаточно хорошо у нас описана.

Тем более это актуально для творчества Жака Маритена, большинство работ которого, посвященных данной тематике, остаются непереведенными на русский язык.

Слабая степень разработанности этого проблемного поля предопределила во многом и научную новизну настоящей работы: она представляет собой попытку дать комплексное описание воззрений Жака Маритена как в целом, так и касательно вопросов о человеке, истории, религии и культуре.

Основные положения, выносимые на защиту в диссертации, состоят в

следующем:

1. Общефилософские представления Ж.Маритена полностью вписываются в томистскую традицию. Философ стремится установить значимость связи между метафизикой и духовной культурой человека, культурой и цивилизацией вообще. Ему представляется, что без метафизических корней развитие подлинных культуры и цивилизации невозможно.

3) См. подробный список работ Б.Л.Губмана, приведенный в библиографии данного диссертационного исследования

2. Ж. Маритен не делает различий между понятиями цивилизации и культуры, используя их как синонимы. Для него " культура" является прежде всего "моральным развитием", и поскольку морально-этическая область неотделима для философа от религии, то религиозный момент призван играть главенствующую роль в культурно-историческом процессе. Христианская религия должна возвышать мирской порядок путем его религиозного вдохновения. Она является основанием новой цивилизации. Последняя имеет своим ядром новый, нескомпрометиро-ванный гуманизм, "интегральный гуманизм", опирающийся на томистскую интерпретацию человека. Социально-политическим идеалом этой "новой христианской цивилизации" должна стать демократия, которая представляется философу не просто общественным устройством, но глобальной философией общественно-политической жизни, проявлением в последней духа Евангелия.

Наиболее близко подошедшим к идеалу нового демократического общества философ считает общество американское. Взгляды философа претерпели сложную эволюцию и в творчестве позднего Ж.Маритена отчетливо различимы черты традиционализма и консерватизма.

3. Проблема взаимоотношения с миром является специфичной для христианства. В его истории встречались разнообразные подходы к ее решению. Несмотря на несходство теологических оснований современных католической и протестантской теологии, восприятие роли ; человека и миссии церкви в современном мире, которое мы в них встречаем, практически идентично, и возможно даже говорить о достижении единства взглядов на данную проблематику во всем западном христианстве. Подобное единство взглядов было предвосхищено идеями Ж.Маритена, предложившего собственное оригинальное видение решения проблемы взаимоотношения христианства и мира.

Структура диссертационной работы подчинена ее цели и задачам.

Она включает в себя "Введение", три главы, "Заключение ", а также три "Приложения" и "Библиографию".

Первая глава, " Общая характеристика философских взглядов Жака Маритена", призвана дать цельное представление о философии Ж.Маритена, показать путь ее становления и развития, а также отношения, в которых она находится с классическим томизмом.

Вторая глава, "Культура, общество и церковь в перспективе культурно-исторического процесса", содержит описание и характеристику ключевых для философии Ж.Маритена положений, касающихся культурно-исторического процесса и предложенных им идеалов "интегрального гуманизма" и " новой христианской цивилизации".

Третья глава, "Христианство и мир : проблема взаимодействия в истории", показывает генезис и разнообразные способы решения одного из основополагающих для христианства вопросов об отношении к миру, предложенное Ж.Маритеном оригинальное видение этой проблемы, а также те пути отношения к миру, которые остаются актуальными для христианской мысли и сейчас. При этом взгляды Ж.,Маритена сопоставляются со взглядами К.Барта и других представителей протестантской "теологии кризиса". Подчеркивается и то влияние, которое оказали идеи Ж.Маритена на движение " аджорнаменто ".

Заключение данной работы посвящено судьбам идей Ж.Маритена. В этой связи рассматриваются концепции таких заметных современных католических теологов, как К.Ранер, Й.-Б.Мец и, разумеется, идеи нынешнего главы Католической Церкви - папы Иоанна Павла II.

В качестве "Приложений" использованы переводы трех работ

Ж.Маритена: одной из особо примечательных глав его книги "Reflexions sur L'Amerique", увидевшей свет в 1959 году, его выступления в ЮНЕСКО в 1966 году, параграф 7 его статьи "A propos de l'instinct animal" в "Revue thomiste", № 7 от 1973 года. Переводы призваны проиллюстрировать взгляды философа. Они осуществлены самим автором диссертационной работы и приведены с незначительными сокращениями.

Информационной базой настоящей работы наряду с трудами отечественных авторов послужили и непереведенные на русский язык работы как самого Жака Маритена, так и его последователей. В этом плане ценным в работе является то, что она содержит в виде "Приложений" интересный переводной материал, предоставленный самим диссертантом.

В основе методологии работы лежат принципы историзма и объективизма, синтез историко-философского и религиоведческого подходов. При анализе концепций Жака Маритена и Карла Барта был применен сравнительно-исторический метод исследования. В диссертации проводится также комплексный подход к исследованию проблемы взаимодействия христианства и мира, приведена типологизация возможных подходов к этой проблеме, имевших место в истории, что позволило полнее выявить содержание собственного подхода Жака Маритена к данной проблеме.

Решая поставленные в диссертации задачи, автор исследовал обширный и разносторонний материал, имеющийся в трудах философов, религиоведов, историков, как отечественных так и зарубежных.

Практическое значение работы. Полученные научные результаты имеют учебно-педагогическое и научное значение. Они могут быть использованы при разработке общих и

специальных курсов по религиоведению, истории философии и истории культуры.

Основной вывод, к которому приходит настоящее исследование, состоит в том, что творчество Ж. Маритена несомненно вдохнуло новую жизнь в томизм, дополнив его построения оригинальной историософией. Оно предоставило проблемное поле современным исследователям. Во взглядах христианских мыслителей нашего времени на эту проблематику присутствует множество черт, унаследованных ими от философии Ж.Маритена. Представляется возможным даже утверждать, что творчество этого замечательного католического философа и писателя задало общую тональность отношения к миру современного христианства на Западе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Багдасаров, Дмитрий Рантикович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Установки, заданные Ж.Маритеном в его трактовке соотношения религии, культуры и истории и сегодня актуальны для ведущих представителей современного неотомизма , а также других концепций, возникших и обретших популярность в период "Аджорнаменто" . Подчеркивание самоценности культурного творчества, идея человека-сотворца , идея единства двух градов , " сакральной" и " мирской" истории составляют то теоретическое ядро, от которого отталкиваются его последователи.

Не являются исключением и представители т.н. трансцендентального направления, преобладающего, по мнению наших исследователей, в современном томизме. Сам по себе трансцендентализм появляется в философском инструментарии томизма давно, в конце XIX - первой четверти XX века, когда среди философских теорий особую роль играло неокантианство. Ж.Марешаль и ряд других теоретиков Лувенской высшей философской школы пытались использовать методологию Канта в своих собственных исследованиях. Внутренняя структура классического томизма перестраивалась ими таким образом, что на первый план в ней выдвигалась гносеологическая проблематика. В работе того же Ж.Марешаля "Le point de depart de la métaphysique"(Louvain, 1926) обосновывается необходимость поместить в основание теологии теорию познания.

Дальнейшее развитие трансцендентализма связано с деятельностью Э.Пшивары, пытавшегося использовать трансцендентальный метод для анализа человеческого бытия, для выявления его априорных структур и построения своеобразной трансцендентальной антропологии, и объединившего для этого августинианство, томизм и экзистенциализм в духе Къеркегора.

В настоящее время наиболее выдающимися представителями трансцендентального неотомизма являются А.Дондейн, Ж.Ладрьер, Б.Лонерган и др. К данному направлению близок и К.Войтыла, ставший в 1978 году папой Иоанном-Павлом II.

По мысли папы, основным предметом трансцендентального анализа, является человеческое действие, трактуемое им как фундаментальная структура человеческого бытия, то, на чем зиждется весь внутренний мир человека.

Переживание опыта "действия" интерпретируется им как краеугольный камень личности. Действие оказывается первичным по отношению к сознанию, последнее - не более, чем следствие рефлективного отношения к миру, порождаемого человеческим действием. В некотором смысле, человек у К.Войтылы сначала делает, а потом - думает.

Предаваясь рефлексии, человек открывает для себя собственную субъективность. Причем это всегда субъективность деятеля. Способность к сознанию и самосознанию делает человека исключительным существом универсума, позволяя ему стать носителем морали, открывая ему путь к благу, полагает философ.74)

Бессмертная человеческая душа , наделенная сознанием и самосознанием, способна к трансценденции. Последняя может быть направлена к внешним объектам , превращаясь при этом в инструмент познания, или принять форму акта свободного самоопределения субъекта. В этом случае субъект с помощью трансцендирования оказывается способен осуществить прорыв к божественному бытию, акт трансцендирования порождает в нем ценностный мир, погружая человека в мир "вечных

74) Wojtyla К. The Acting Person . Dortrecht. Boston . L. 1979 p.306-307 ценностей": божественных Истины, Красоты и Блага . 75>

Вне акта трансцендирования невозможно и культурно-историческое творчество человека, поскольку результаты последнего есть воплощение ценностных ориентиров человеческого существования. Таким образом, способность к трансценденции становится и основой социальности. Посредством человеческой деятельности "образцовые" ценности и качества мира "вечных ценностей" оказывают воздействия на формы социальных связей , которые поэтому К.Войтыла рассматривает как результат трансцендирования к "вечным ценностям". Кроме того, с помощью этих ценностей можно дать оценку отношениям, складывающимся в любом реальном обществе.

Несколько иной вариант трансцендентального томизма сложился в Германии, в рамках творчества таких мыслителей, как Г.Зиверт, Э.Корет, И.-Б.Лотц, М.Мюллер, П.Оверхаге, Й.де Фриз, К.Ранер и др. Немецкий неотомизм дополняет трансцендентальную рефлексию положениями, заимствованными у экзистенциализма и герменевтики. Оказалось, что интерпретируя мир , человек создает историю и культуру. Нам представляется, что Ж.Маритен, называвший себя даже "палеотомистом" , был далек от столь радикального взгляда.

Новая историософия, сложившаяся в немецком неотомизме во многом отходит от историософских построений философа и в другом плане. В отличие от Ж.Маритена, полагавшего возможным создание достаточно однозначной картины движения человечества к обществу, где восторжествует интегральный гуманизм, новая историософия неотомизма воспринимает подобное представление как нереалистичное. Она полагает невозможным существование завершенной схемы челове

75) Wojtyla К. The Acting Person . Dortrecht. Boston . L. 1979 p.70 ческой истории. Смысл последней видится в ее рамках вечно ускользающим. Тем не менее, представители новой историософии неотомизма считают, что понять тенденции исторического развития все же возможно, подходя к их исследованию с позиций действующего субъекта.

Наиболее полное воплощение подобного взгляда на исторический процесс находим мы в " теологии будущего" К.Ранера, имеющего многочисленных последователей.

Полагая современный мир находящимся в глубоком идейном кризисе, автор "теологии будущего" видит в ней одну из форм диалога церкви и современного мира.

Ранеровский человек, помещенный в пространство двух историй, "сакральной" и "мирской", сталкивается с нетривиальной в подобном положении задачей постижения истинного содержания исторического движения. Цель К.Ранера нам представляется вполне апологетической. Она состоит в том, чтобы обосновать специфическую теономность человека, его предрасположенность к ощущению присутствия Бога в истории, к жизни сообразно с христианскими истинами.

Для этого философ постулирует изначальное присутствие в сознании человека своеобразной "врожденной идеи" или "предсуждения" о наличии божественного бытия, а также его предрасположенность к вере, что приводит к тому, что любой человек, по мысли К.Ранера , даже не христианин , может быть носителем "анонимного" христианства , быть сопричастным его ценностям . Такому человеку доступно созидание и постижение смысла истории. В чем же заключается последний?

Откровение постоянно присутствует в истории, полагает К.Ранер, и иррациональное , "сверхрациональное" задает ей смысл, т.е. священная история придает смысл мирской. Поэтому и ключ к пониманию всемирной истории философ видит в фигуре Иисуса Христа.

Христианство, утверждая идею сопричастности человека божественному началу, несет в себе, по мысли К.Ранера, "абсолютный гуманизм". Последний, подобно "вечным ценностям" К.Войтылы , позволяет оценивать любые социальные и общественные изменения, явления с точки зрения их воздействия на человеческую личность, несущую в себе божественное начало. В данном случае сходство воззрений Ж.Маритена и его современных последователей К.Ранера и К.Войтылы не вызывает сомнений.

Однако Ж.Маритен полагает возможным конечное торжество подобного "абсолютного" или "интегрального" гуманизма, тогда как его последователи не создают конкретных идеалов будущего, и К.Ранер -не исключение. Для него совершенно очевидна ограниченность любого подобного рукотворного идеала.

Тем не менее, сам по себе христианский гуманизм , по мысли философа, не является все же утопией, благим пожеланием, поскольку, основывая на нем свои действия и суждения, любой человек, по его мнению, способен отыскать "абсолютные ценности " и воплотить их в действительности, обретя "абсолютную надежду" на будущее.

Христианские ценности посредством такого действия "растворяются" в человеческой культуре. Конкретные пути этого "растворения" должны стать, по К.Ранеру, предметом теологии. Теология неизбежно должна принять форму "родительного падежа". Отсюда и неизбежное требование к ней стать "политической теологией", с позиций христианства направляющей деятельность людей по преобразованию общества.

Более глубокое развитие идеи "политической теологии" мы находим у И.-Б.Меца . Продолжая линию, намеченную историософскими идеями К.Ранера, И.-Б.Мец несколько смещает акцент в своем творчестве в сторону придания большей значимости земной истории. Он также верит в возможность улучшения мира с помощью обретения последним новых ценностных оснований, которые , в частности, должна предоставить и его собственная "политическая теология" - "теология надежды".

И снова мы сталкиваемся с влиянием маритеновских идей: по мысли И.-Б.Меца, католик должен сегодня стать активным проводником религиозно-нравственных ценностей , преобразующих культуру.

Христиане не просто должны ждать прихода " эсхатологического Града Божия" , но сами своими силами здесь создавать условия для его проявления . Короче говоря , " христиане должны сами , совместными усилиями , переделать мир , в котором они живут". 76)

Само обращение к миру необходимо делает , по мнению И.-Б.Меца, теологию "политической", погружая ее в жизнь современного общества. Но мы полагаем ошибочным представлять теолога радикалом. Утверждая необходимость обращения теологии к миру со всеми его проблемами, он подчеркивает и опасность излишней вовлеченности в политику, видя в этом угрозу ее перерождения в идеологию, что отчасти и имело место в случае латиноамериканской "теологии освобождения", которая даже главную идею богословия - спасение -лишала эсхатологического смысла, придавая ей реальное земное содержание.

Заслуживают внимания развитие и трактовка тем, намеченных в работах Ж.Маритена, в творчестве итальянского философа Б.Мондина. Интерпретируя культуру в качестве духовной формы общества, Б.Мондин констатирует ее кризисное состояние в настоящее время, которое воспринимается им вслед за Ж.Маритеном как следствие прежде всего ломки ценностных ориентиров у людей. Современная западная

76) И.-Б.Мец. К диалогу между христианами и марксистами. // в кн. Социально-политическое измерение христианства . М. "Наука" 1994 с.190 космополитическая культура, имеющая в своей основе ценности христианства, не выдержала испытания "горячими" и "холодными" мировыми войнами, региональными конфликтами и т.д. Наиболее яркими знаками ее кризиса, как полагает философ, стали сциентизм, либерализм и марксизм.

Сциентизм, для которого наука является единственным достоверным способом познания и средством для разрешения любых проблем человечества, был обречен, по Б.Мондину, неизбежно потерпеть неудачу, поскольку был неспособен из-за своей односторонности стать прочным фундаментом какой-либо культуры вообще.

Либерализм, воспринимаемый Б.Мондином как следствие сциентизма, выражающее дух буржуазной демократии и капитализма, не дал позитивного решения социальных проблем современного общества и оказался, по мысли философа, одним из виновников многочисленных трагедий современной истории.

Марксизм же кажется неприемлем Б.Мондину из-за полного отрицания присутствия вечного начала в человеке. В данном случае очевидна параллель с творчеством Ж.Маритена, также много размышлявшего в своих произведениях над данным кругом вопросов.

Как и К.Ранер, Б.Мондин не строит собственных идеалов будущего. Он ставит перед собой, как философом, иную задачу: выявить и привнести в мир те ценности, которые способны проявить свою значимость и плодотворность в контексте любой культуры. Разумеется, этими ценностями обязаны стать ценности христианства.

Интересную трактовку и развитие получают темы, намеченные ранее в работах Ж.Маритена, в творчестве и многих других западноевропейских философов и теологов, не только католической направленности, но и протестантов. Нам представляется, что идеи Ж.Маритена, воспринятые ими в той или иной степени, предопределили изменение как социального контекста, так и самой формы современной теологии. Теологи больше не пишут друг для друга, но обращаются к массам, в фокусе их интереса - насущные проблемы современности, затрагивающие каждого.

И сколько бы ни иронизировали над теологиями "родительного падежа", именно они определяют сейчас лицо всей современной западной теологической мысли, позволяя христианству уверенно рассчитывать на то, что оно и в будущем займет достойное место в европейской культуре.

Исключительно важным оказался и тот пафос утверждения " вечных ценностей" , ценностей человеческого бытия и человеческой личности, ценностей христианского, интегрального гуманизма, которым пропитаны работы Жака Маритена. Именно он, в значительной степени, дал силу движению "Аджорнаменто" и позволил католической церкви обратиться к миру.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Багдасаров, Дмитрий Рантикович, 1999 год

ЛИТЕРАТУРА.

1 • А 3 S Р И И U 'Э п. С. С. " .Я К М В р И Т Э Н , Н е О Т О М И 3 М , К 3 Т О JT И Ч R С К а. Я Т50Л0Г и я И С К Y С С Т В S « / ' г" В О ^ О С тл т* о р я т V п ¥* ^ t'*1110, 1 9 б ^ .

2. Антология кировой Философии.м. , 1962,Т. 1 . 3 . А нтонова 0 . А , К а т о л и и и з ч и искусство; YJ век , ". , 19 Г? 5 . А.Бабосов В.М. Метина и богословие.(Коитика богословской интерпретации научно—технического пвогвесса.) Минск,1988. 5 . Бергсон , А.нри . Ява источника морали и религии.М. ,1994. 6.Бердяев Н.А.. Смысл истовии.М.,199П.

7 . Березовская O.A. критика <6 и л о с о ф с к о ч аполог и и религии во л р а н — ц у з с к о м п е р с он а лизие.Л и сс.к.^.к.,м., 1 0 °1 ;

8.Библия.У.,1975.

9.Биффи,Лжакон о. Я верую: краткое изложение католического вероучения. К.,1985.

10. Боброва Г-.С, Неотомистский крезииоиизм и эволюционная теория. / /Историко-философским сборниk.M.,1958.

11. Бодрийар , ?ан. Система веяе!" . М. , 1995 .

12 . Боргога . Фом а Аквичсхи^.М. ,1975.

13 . р у р ж у а з н а я философская антрополог и я . . , 1 ° Я б.

14.Быховский Б.З. Эрозия "вековечной" йилосоФии . , 1973 .

15.Вдовина И.С. французский персонализм.М.,1977. 16 . Великович Л.Н. Нослесобориый Ратикан.М. ,1976.

1 7.Велихович Л.Н. Католицизм з современном иире.М.,1981.

18. Гакденко FT.IT. Экзистенциализм и проблема культуры.М. ,1963.

19.Гайденко Б.Б. Понимание ^ытия v -омы Аквинского.//Запално— европейская средневековая слозестность.М.,1985.

20.Гарад«а В.И. Совреинннй католицизм и наука.//*'атолицизм77. М. ,1977.

21.Гараджа В.*?. Неотомизм-разум-наука . . М. , 1969.

2 2.Гараджа В.Ч. Научная и христианская интерпретация истории.

м 1 oqn

. j I. • .

23 . Га рад ж a В« И • о и а А к в и к с к и й и современная к в т о л и ч е с к а я ФилосоФия » / /"Филосо£»ские науки" , ?тз2 ,1976.

24.Гергей Е. История папства.М. , 1996.

25.Глаголев B.C. Религиозно-идеалистическая культурология: идейные тупики.№.,1985.

26. Греков Л. И. Тенденции современной схоластики. /./"Вопросы Философии V%1 ,1971 .

27.Греков Л.И. Метафизика Пуллахской гаколы.//Современная философия и социология в ФРГ.М.,1971.

28. Григ'орьян Б.Т. Философская антропология.К. ,1982.

29.Громздка,КозеФ Лукл. перелом в протестантской теологии.М1993.

30.Губман Б.Л. Проблема единства знания в неотомизме *ака Маритена./ /"Вопросы философии" , ?т«3 ,19R0.

31.Губман В.Л. Кризис современного неотомизма: критика неотомистской концепции Жака Маритеиа.М.,1983.

32.Губман Б.Л. Эволюция неотомистскоп концепции смысла истории. // "Вопросы Философии",ЭД,1986.

33.Губман Б.Л. Современная католическая философия: человек и история.М. ,1988.

3 4.Г у б к а н Б.Л. Смысл историк: очерки современных западнях концеп-

циям. ,1991.

35.Губман Б.Л. Символ веры К.Маритена.//^ак ^Таритен . йилосоФ в мире Л. ,1994.

3-6. Добреньхов В.И. , Раяугин A.B. Христианская теология и революция .

М 1 ООП

37.Долгов K.M. Диалектика и схоластика: критический анализ Философии неотомизма.М.,1983. 38 . Л ос он , Кристофер. Христианский взгляд на историк».// ^илосо^ия истории. Антология.?!. ,1995.

39."'челнов М.В. Критика гносеологии современного неотомизма.М. ,1971.

40.Жильеон,Зтьен. Разум и откровение в Средние века.//Логослозие в культуре средневековья.Киев,1992.

41.Кильсон,Этьен. йилосол и теология.М.,1995.

42.Иоанн Павел Ж.Единство в многообразии: Размышления о Востоке и Западе.М.,1993.

43.Исаев С.А. Теология смерти.Очерки протестантского модернизма. М.,1991.

44 . Казанова , Антуан . Второй Ватиканский собор. Критика идеологии и

практики современного ка т о лициз к а.М• ,1973 .

45 . К а н т е р о в И.Я. К р и т ика ка т ол ич е с кой к о нце ппии социального процес-

са. Яисс.к.ф.н.,М.,1967.

46. Каплан A.B. Современный католицизм о проблеме социальной спра4-ведливости.М.,1991.

47.Католическая философия сегодня : сб.статей,1985.

48.Кимелев П.А. Современная западная Философия религии.*'.,1989.

4 9.Ко в а л е в H.A. Эволюция социально—практической доктрины со вп е мен — ного католицизма.Дисс.к.л.в.,М.,1975.

50.Ковальский H.A. Католицизм и мировое социальное развитие.И.,1974.

51.Ковальский H.A. Эволпция социальной доктрины церкви.М.,1974. 52 . Ковальский Д. В. П'апн и папство. М. ,1991.

53. Короткое И. Я. Социальный аспект.проблемы человека в религиозной философии.Киев,1978.

54.Коротков Д.Д. Кризис билософии католицизма.Киев,1987.

55. Красников Д.IT. Методология современного неотомизма .М. ,1993.

56.Грэсовская Л. M. Зволюция но авственно» доктрины современного катод нц изма. Расе . к. í>. н . , Тьчоч, 1987.

57.Критика современной католической и протестантской теологии:

с о ц и ально—полит ич ес кий и нравствен кы й аспект ы. / / Сб.научных о а — бот аспирантов.М.,1989.

58. Крутова О. ??. Человек и история. ^f. , 1 98 2 .

5 9 . К р ы в е л е в И. Д . К р и т и к а. религиозной концепции нравственного досто-

инства человека.M.,19 7 7.

60. Y. у д р я ïïï о в a M . 0 . критика христианского г у м а н и з ма на п р и м е dе у ч е — кия кат о л ической церкви о человеке и обществе, Дисс.к.*.н. ,, 1.966.

61. К у з м и ц к а с F. ф и л о с о с к и е концеп ц и и католического модер н и з м а . Вильнюс,1982.

6 2 . Y. у з н е ц о в В . и . С о в р е м еенз я б ir р к у а з н а я Л и л о с о Л и я во Л n а н т î и и . M. , ] 97 3 . 6 3 . Деин Т. Христианские мкелителн.Спб.,1^°7.

64.Добье,Патрик де. Социальная доктрина католической нерхви: опит воплощения христиа н с к о г о идеала.Брюссель,19 В 9.

65.Лютер,Мартин. Избранные произведения.Спб.,1994.

66.Медкусояа Гелена, критика современных теологических концепций роли религии з о б я е с т в е.п и с с.к.#.н.,К.,19 8 3.

67.Миллер »Рейнгольд. Личность к общество.кри тике неотомистского понимания л и ч и о с т и.M.,1965.

6ч8. Maритенкратки"- очерк о существовании и существующем. // Проблема человека в западной ЛилосоЛии.,1988.

69.Маритен,. Философ в нире.М.,1994.

70.Мчадлов М.ГТ. Католицизм . м 1 974 .

71.Мчедлов M.H. Религия и современность.м.,1982.

72.Никонов К.И. Современная христианская антропология.M.,1983.

73 . Никонов К.И. Ксктвка антропологического о б о с нования пел и г и и.

•V? 1 ОАО

■ ' • 5 х ■„■ ... .

74.Ницяе,Фридрих. Сочинения: в 2-х т.М. ,1990.

7 5 . О в с и е н ко Ф . Г. О вол то ц и я социального учения католицизмя.М. ,1987. 76.0всиенко <*>.Г. Социально-этическое учение современного католипкз-м а : К р и т и ч е с к и й а н а л к з . У. , 1987.

77.Попов A.C.,Радугин A.A. Христианское богословие в поисках социального идеала.М.,1986.

78.Попов A.C.,Радугии А.А. Xристианекие Футурологические кониепци и. Критический анализ.^.,1987.

79.Попов А.,Сато Д. Диалог: Церковь и мир.**. , 1993 .

80.Проблема человека в западной философии.М.,1988.

81.Пупар,Поль. Церковь и культура: Заметки о пастырстве разума. М. J 993.

82 .Радев, Ра п и. Критика кеотомизма.М.,107 5.

83.Радугин A.A. Персонализм и католическое об нов л е н ие.Коктик а методологических основ католического модепнизма.Ропоне »г ,1982.

84.Радугин A.A.,Овсиенко Ф.Г. Новые тенденции в католической теологии и Лилосо*ии.М.,1977.

85.Раякова Р.Т. Ватикан и современная культура.м.,1989.

86 . Реале , йж. и Аптисери, Л. Западная Философия от истоков до надеих дней.Спб,1994,Т.2.

87.Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической церкви.М.,19 94.

88.Самосознание европейской культуры XX века.М.,19°1.

89.Сахарова Т.А. От философии существования к структурализму.м.,1974,

90.Современная буржуазная Ф илосолця и рел кг ия.Д., 1977.

91.Соловьев B.C. Сочинения: в 2-х Т.Д.,1988.

92.Соииально-полятическое измереняе 'христианства.М.,1 9 94.

93.Социальные проблемы в религиозной мысли Запада.Научно-аналити-ческий обзор. М. ,1990.

94. Та в риз я и Г.М. Проблема человека во -Французском экзистенциализме.

95 . Фальк они , Кэ рло . Ватиканский собор и причины его созыва.М. , 1964.

96.Фрейд,Зигмунд♦ Тотем и табу.М.,Пг.,1923.

97.Христианство. Энциклопедически-"? словарь .Т. 1 .М. ,1993 .

ЧЗ.Щейнман М.М. Католицизм в меняющемся мире.М.,1975.

9 9 . Я б л о к о в . Н. Р е л и г и о в е в е н и е .4. ,19 9 В .

100. Яковлев К.Г. Чскусстио и мировые религии.Н. , 1905.

.М. Личность и общество.М.,1973.

102.Ястребов H.F. Социальная йилосо^кя католицизма в К и е в , 19 Я 8 .

v V

t: т. п

Книги на европейских языках.

103.Almeida,F.S.L., de. L'intuition dans la philosophie de J.^aritaio paris,1963.

104 . Bouillard H. fiari Parth.Paris,1957.

105 .Congar I. Pour une theol orrie du 1 a îca t. -4tu.Фes , 1 °48 , fï ? .

106.Copleston F. A History of ph i ]. osoph y . *7tY . , 1 Q8 5 , R . 3 .

107.L'Humanisme integral de J.Maritain: les matériels de Collooue et 3 textes de J.Maritain.Pari s, 1988.

108.Maritain J. Le Point de départ ^ e 1 a ^etaphysiqне.Lonvaiл 1 о. 1 09 . varita.in J. Le Docteur Anseliqne.Paris, 1.93П.

110. 'vî ari tain J . Les d e с r e s du s a y о i r . D e r i. s , 1 9 3 2 .

111.M aritain J . Christianisme et démocratie.N-j-Y., 19 A3. 113.Maritain J. Le crepnscule de la civilisation.Montreal,194Л.

113. Yaritain J . La Personne et 1 e hi e n con?!!«un . Paris , 194 6 .

11 4.Marita in J. Raison et raisons.pariss19 A 7.

115. M a r i t a i n J . L a rt i alectioue de H e r e 7 . / / ¥ ovel le Revue ^ r. ,

janv.1957,n4°. 115.Maritain J. Man at the State.Chicago,!0^.

117 . --a r i t a in J . Distinguish to unite of the Decrees of Knowledge.

iSJ _ y lO^O

11 8.Ma r i t a in J. Reflexions sur L'Amerique.Pari s,1 9 5 9.

119.Maritain J. Pour une philosophie de 1'histoire.Paris,1959.

120 .Maritain J . Court traite efe 1 ' existense et de 1 ' existant.

Paris,1964.

121.Maritain J . Le Paysan de la Garonne.Paris,1967.

122.Maritain J. Religion et culture.//(feuvres 1 ° 1 2-1 9 39 . ^a r is , 197 5 .

123.Maritain J. Approches sans entraves.Paris,1988.

124.Rahner K. Christian at the Crossroads."-Y1975.

125. Rahner K. »Weger K . Our Christian Faith.Answers for the future. M.,1981.

126. Robinson 1). Honest to Cod.Philadelphia, 196?.

127.Robinson 9. The Difference in being the christian today.London,

19 74 .

128 . VJoj tyla X. The Acting Person.Dordrecht; Boston ; London, 1979.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.