Философский анализ феноменов и категорий "здоровье/болезнь" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Лукин, Юрий Алексеевич

  • Лукин, Юрий Алексеевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 155
Лукин, Юрий Алексеевич. Философский анализ феноменов и категорий "здоровье/болезнь": дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Барнаул. 2003. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лукин, Юрий Алексеевич

Введение

Глава 1. Диалектика проблемы здоровья и болезни в цивилизационном подходе

1.1. Проблема здоровья в архаических культурах на примере алтайского шаманизма)

1.2. Проблема здоровья в мифологии и натурфилософии Древнего Востока (на примере даосизма)

1.3. Подходы к здоровью в натурфилософской культуре Древней Греции

1.4. Особые формы взаимодействия восточных и западных представлений о здоровье в учении Авиценны

Глава 2. Анализ проблем здоровья и болезни в науке и философии

2.1. Понятия «здоровье» и «болезнь» в современном знании

2.2. Системно-философский подход к осмыслению категорий «здоровье/болезнь»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философский анализ феноменов и категорий "здоровье/болезнь"»

Земная цивилизация, вступившая в третье тысячелетие, столкнулась с проблемой, которая требует внесения существенных корректив в представления о процессе развития человечества. Историко-философские исследования О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и др., в разных вариантах представлявшие характер динамики культуры планеты, так или иначе констатировали факт неизбежного истощения «духа культуры» (О. Шпенглер) при переходе культуры в стадию цивилизации. Именно эта стадия характеризует сегодня большую часть земного шара. В ареале цивилизаций оказывается и современная Россия.

Согласно футурологическому прогнозу О. Шпенглера, западноевропейская (фаустовская) культура неизбежно должна погибнуть, причем, причиной гибели станет приоритет техники над человеком. Современная философия, действительно, фиксирует парадоксальную ситуацию: процесс развития человеческого разума достиг такого уровня, что, создав сверхсложные механизмы, призванные доказать высоту гения homo sapiens и освободить его для духовного совершенствования, человек превратился в придаток машины. Обобщая наблюдения социологов, философская антропология признает, что конкурентоспособными сегодня становятся только те предприятия, которые развиваются по законам социотехнических систем, сплавляющих человека и машину в одно целое. Факт кризиса гуманизма и антропоцентризма точно и тонко воспроизводит лексическая структура языковых средств. С середины XX в. в социологии и философии появляются понятия «человеческий фактор», «актор», «человеческий материал», «человеческий ресурс» и пр., которые свидетельствуют о потере субъектом самотождественности. Будучи связанным с контринтуитивными и контррациональными системами, человек вынужден отказываться от приоритета над созданиями собственных разума и рук. Соперничество с машиной оборачивается для человека нервными срывами, синдромами хронической усталости, приобретением специфических заболеваний. Ситуация приспособления техники к человеку превращается в свою противоположность: роботизацию человека. Подобная философско-социологическая диагностика позволяет подвергнуть сомнению теории эволюционизма и прогрессизма.

Более того, технические достижения, степень развития культуры и искусства, открытия в сфере различных областей знания, являющиеся несомненным свидетельством огромных возможностей человека, не могут перевесить ту чашу весов, на которую поставлено здоровье человеческой популяции. Отсюда представляется необходимой переоценка многих ценностей, сводящихся к приоритету рацио и развивающих отраслевые антропологии по принципу «бесконечно малых величин».

При таком подходе человек как целостная система ускользает из поля зрения частных наук, становится «дробным», «фрагментарным», и философы конца XX в. вынуждены признать: «.единой науки о человеке у нас нет. специальные науки, занимающиеся человеком, .скорее скрывают сущность человека, чем раскрывают ее» (М. Шелер). Это касается не только философской антропологии, социологии, культурологии, но и таких конкретно занимающихся проблемой человека наук, как медицина и валеология.

Все многообразие отраслевых исследований по медицине, в качестве основных категорий, полагает оппозиционную пару: « здоровье и болезнь» (болезнь). Следует заметить, что за тысячелетия существования медицины как науки точного определения этих категорий не выработано, несмотря на наличие огромной литературы по каждому из понятий. Согласно заявлению А. Хлуновского, разрабатывающему данную проблему в русле медицины и философии, понятия «болезнь и здоровье», в сущности, представляют собой очень неопределенные категории, над которыми продолжают работать ученые и философы». А по нашему мнению, значительно усложняет ситуацию наличие таких, несомненно, важных категорий, как реконвалесценция и преморбидность, которые соответственно обозначают феномены выздоровления и предболезни, а также существование явления «третьего состояния» (еще не болезнь, но уже не здоровье и наоборот).

Наиболее общепризнанной на сегодняшний день является проблема определений интересующих нас понятий, которая выработана биологией и медициной, в русле этой науки: индивидуум, не имеющий объективных признаков нарушения функций организма, отдельного органа или клетки, должен считаться здоровым. При такой концепции, лежащей в основе современной медицинской практики, здоровье и болезнь оказываются на противоположных концах одномерного континуума «здоровье-болезнь». Эта концепция сосредоточивает внимание на объективных биотических параметрах общего диагноза и соответственно, оставляет для субъективной оценки врачом степени эффективности проводимого лечения такие не поддающиеся количественному описанию, но, безусловно, важные свойства и качества человека, как эмоции, аффекты, стиль поведения, индивидуальные психологические характеристики. Даже при поверхностном анализе, несостоятельность частнонаучной биомедицинской концепции, к сожалению, не имеющей официальной альтернативы, представляется совершенно очевидной.

Еще более усложняется проблема дефиниций «здоровье» и «болезнь» чрезвычайной объемностью их семантики и широтой сферы употребления. Язык современной науки адаптирует медицинскую терминологию для характеристики различных явлений в сфере социальной жизни, например, «духовное здоровье молодежи», «здоровье общества», «имплантация западноевропейских ценностей» художественной культуры и пр. Явственнее всего указанная оппозиция звучит в философской антропологии рубежа XX - XXI веков при оценке состояния современного человечества.

А. Пископель, Р. Коутс, И. Влейнмах, Е. Моргунов, М. Мамардашвили констатируют факт неизбежности антропологической катастрофы и необходимости формирования философии выживания.

Нам представляется, что в условиях современной России и, особенно, российской провинции, где говорить о техносе пока нет оснований, более целесообразным подходом к проблеме является оформление в русле философской антропологии направления философии здоровья как системы всеобщих знаний о здоровье (и нездоровье) человека. При этом мы склонны считать аксиомой не полемически заостренное заявление А. Буровского: «Человек из биосферы доживает последние столетия, быть может, последние десятилетия своей истории», а Лукреция: «Человек есть мера всех вещей» и Н. Кузанского: «Homo поп vult esse nisi homo» (человек не хочет быть ничем, кроме человека».

Для создания парадигмы философии здоровья представляется необходимым вернуться, на концептуальном уровне, к истокам человеческой цивилизации с её акцентированным антропоцентризмом и полаганием человека микрокосмом, принципиально соотносимым с абсолютом - макрокосмом. На наш взгляд, философия здоровья должна вернуть человеку ощущение собственной индивидуальности и сопричастности Бытию в ситуации, когда предостережения о возможности антропологической катастрофы оказываются не в состоянии изменить объективный ход истории. Инициатива в достижении человеком ощущения полноты здоровья должна исходить от него самого. Иначе даже на уровне медицины будет продолжаться состязание между всё увеличивающейся статистикой заболеваний и всё возрастающим количеством и ассортиментом медикаментозных препаратов.

Мы полагаем, что прежде, чем всесторонне обсуждать и разрабатывать проблему и направление философии здоровья, следует определиться с базовыми категориями данной области, что и составляет главное содержание данной диссертационной работы.

Диссертационное исследование является авторской попыткой онтологического и гносеологического анализа здоровья и болезни как феноменов и как понятий с помощью системно-философской и диалектической методологии.

Степень разработанности проблемы: исследования, так или иначе имеющие отношение к теме, можно систематизировать по нескольким основным направлениям.

Первую группу источников составили труды известных синологов, обобщивших и интерпретировавших материалы об особенностях культуры Китая и те аспекты мировоззренческих концепций, которые касались проблемы здоровья человека. Это работы К. В. Васильева, JI. С. Васильева, В. А. Малявина, М.Е.Кравцовой, Н. И. Конрада, Л. Е. Померанцевой, Е. А. Торчинова, С.С.Хоружего и др. Кроме того, были изучены первоисточники даосизма в русских переводах, а также варианты китайских мифов в интерпретации Д. Бодце и Юань Кэ. Ряд источников, не переведенных на русский язык, изучался в англоязычном варианте: V.L. Witbush, R. Valantasis и др.

Вторая группа исследований касается изучения феномена алтайского шаманизма. Мы опирались на фундаментальные работы С. И. Вайнштейна, Г.Н.Потанина, Л. П. Потапова, В. Радлова, М. Элиаде и др., где представлены результаты изысканий в сфере архаических техник экстаза на основании эмпирических данных и вариантов их теоретического обобщения.

Третья группа представлена материалами по греческой философии эпохи архаики, классики и эллинизма. Первоисточники Платона и Аристотеля в русском переводе послужили материалом для осмысления проблемы здоровья как в русле оформившейся идеи калокагатии, так и в плане представлений о единстве и относительной автономности души и тела, о функциях и строении человеческого организма. Методологически значимыми для диссертации явились труды В.Н.Иванова и А.Ф. Лосева.

На общую концепцию работы оказали влияние труды великих врачей древности: Гиппократа и Авиценны, чьи исследования анализировались отдельно и интерпретировались в качестве знаменательных вех в процессе создания медицины как самостоятельной отдельной науки.

Четвертую группу составляют изыскания в области медицины и валеологии. При этом диссертация опирается на достижения отечественной медицины, начиная с Е. В. Дядьковского, Н. И. Пирогова, И. М. Сеченова, Г. Н. Сокольского и др., которые основаны на идеях рационального подхода к диагностике и лечению заболеваний. Медицинская наука в России создала собственные оригинальные школы и направления, получившие мировое признание, и оказала практическую помощь в излечении целого ряда заболеваний, которые до этого считались безнадежными. Исследованию феномена здоровья посвящены труды В.Г. Ерохина, И.Н. Смирнова, П. Д. Тищенко, М. Б. Туровского, Е. Т. Фадеева, Г.И. Царегород-цева и др.

При медицинско - методологическом исследовании проблемы использованы работы А. А. Адо, А. Н. Амосова, Ю. И. Бородина, И. И. Брехмана, Д.Д.Бенедиктова, И. В. Давыдовского. Е. Н. Кудрявцева, А. Д. Сперанского и др.

В пятую группу источников вошли труды исследователей сферы этики и эстетики, так или иначе связанные с феноменом и категорией «здоровье». В области эстетики как отрасли философии, категории «здоровье» и «болезнь» рассматривались, в контексте представлений о прекрасном и безобразном, С.С.Аверинцевым,

А. А. Аникстом, Ю. Н. Давыдовым, М. С. Каганом, Ю.М.Лотманом, Т.И.Ойзерманом и др .

При анализе работ названных авторов диссертационное исследование акцентирует несколько принципиальных аспектов: влияние эстетического на психофизическое состояние человека; проявление в области эстетической (более узко, художественной) культуры качества социального здоровья создателей и носителей этой культуры; наличие элементов специфически медицинского понимания терминов «здоровье» / «болезнь» в жанровой и стилевой системах искусства.

Область этики, с её оппозиционной базовой парой «добро - зло» в взаимосвязи с феноменами и категориями «здоровье - болезнь», осмыслена при опоре на исследования И. Канта, Ф. Ницше и др. философов прошлого, а также в контексте изысканий А. Гусейнова, А. Демичева, В. Зинченко, У. Эко и др.

Базовые категории этики рассматриваются нами как соотносимые в основных семантических уровнях с категориями «здоровье - болезнь». Данная взаимосвязь может эвристично проявляться как в области медицины, так и в сферах социальной, экологической, художественной и бытовой культуры.

Шестую группу источников составили труды таких философов, как Н.А.Агаджанян, Ю. П. Алтухов, Н. П. Дубинин, А. Нестлер, В. П. Казначеев, Е.А.Спирин, Е. В. Ушакова и др. Они посвящены осмыслению феномена человека как относительно автономной системы и одновременно органической части инте-гративного единства человека и мира. Особо значимыми для диссертационного исследования явились идеи Е. В. Ушаковой о сущности материи, В.П. Казначеева о природе здоровья индивида, популяции, космоса.

Седьмую группу составили исследования относительно новых областей научного знания: оптимологии и виртуалистики. Являясь междисциплинарной отраслью, оптимология нацелена на описание и анализ явлений с помощью симметричной модели, где базовыми категориями становятся: «наилучшее», «хорошее», «худшее», «наихудшее», а также «безразличное», «нейтральное». В диссертационном исследовании учтены и использованы работы по оптимологии О.С.Разумовского, где прослежены гносеологические и праксеологические аспекты оптимальных и неоптимальных событий и их отражение в категориальном аппарате. Нами выявлено, что модель оптимологии в принципе совпадает с фило-софско-медицинским представлением о наличии, помимо двух основных категорий и феноменов («здоровье»-«болезнь»), еще двух промежуточных: преморбид-ность и реконвалесценция.

Категории виртуалистики: «виртуальность» и «константность» (разрабатываемые В. А. Носовым, С.Т.Тарт и др.) имеют важное значение для предпринятого исследования, т.к. акцент в философии здоровья делается, по нашему убеждению, именно на субъективном ощущении человеком своего состояния и на возможностях компенсации патологических или преморбидных качеств множественными вариантами «виртуально» выстраиваемого 1йира личности.

Объемная и разноплановая литература по изучаемой теме обнаружила, тем не менее, что проблема философии здоровья как самостоятельная в науке не рассматривалась, базовые категории «здоровье» и «болезнь» изучены для этого крайне недостаточно.

Объектом исследования явились феномены здоровья и болезни человека в разных культурных традициях.

Предметом исследования стал онтологический, гносеологический и аксиологический анализ понятий «здоровье» и «болезнь» в разных концепциях здоровья.

Целью диссертационного исследования является раскрытие значимости и всеобщности категорий «здоровье» и «болезнь» в научно-философском изучении человека, а также подходов к их современному осмыслению с оптимологических позиций.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить подходы к проблеме, существовавшие в традиционных культурах и философии древних цивилизаций.

2. Выявить особенности понимания здоровья человека в области медицины ее основоположниками - Гиппократом и Авиценной.

3. Исследовать основные семантические оттенки понятий «здоровье» и «болезнь» в современной медицине, валеологии, этике, эстетике, философии.

4. Определить основные факторы оптимальных и неоптимальных состояний человека и дать философско - оптимологическую оценку здоровью как инте-гративному феномену. Методологическую основу диссертационного исследования составили диалектическая и системно-философская методология, а также применены методы диалектического рассмотрения феноменов и понятий, взаимосвязи исторического и логического, логического анализа и синтеза категорий, аксиологического исследования проблемы, а также структурно-функциональный и синергетический подходы; принципы диалектического единства сущности и явления, причины и следствия (детерминизма). В диссертации использованы методологически значимые идеи А.Гусейнова, В.П.Казначеева, Е.В. Ушаковой, Ю.А. Урманцева и др.

Новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Проблема здоровья / болезни человека существовала во все времена, начиная с древнейшего прошлого человечества и вплоть до сегодняшнего дня. Она возникла из постоянной жизненной практической потребности оздоровления (излечения) человека при разнообразных заболеваниях. Таким образом, феномены здоровья и болезни являются всеобщими для всей истории человечества. Поэтому они полноправно составляют предмет философской рефлексии как в историческом, так и в современном плане, с позиций онтологии, гносеологии и аксиологии.

2. Впервые предпринимается попытка диалектического подхода к проблеме здорового (гармоничного) функционирования человеческого организма как естественной части Космоса. При этом обнаружены аспекты принципиального единства в понимании рассматриваемой проблемы у мудрецов традиционных культур (на примере алтайского шаманизма) и у философов древних цивилизаций, различия между которыми представлены не столько в общих смыслах, сколько в разных системах понятий.

3. В современном философском осмыслении проблемы здоровья прослежены две тенденции: парциально-редукционистская и интегративно-холистическая. Подвергается сомнению целесообразность автономизации человеческого организма и его атомизации до «бесконечно малых величин», согласно первой тенденции. Соответственно, предлагается дальнейшее критическое осмысление практики лечения болезни без соотнесенности её с объёмным контекстом причинно-следственных связей человека и мира.

4. Доказывается, что противопоставление феноменов и категорий здоровья и болезни не абсолютно, а относительно. Между ними обязательно присутствуют диалектические переходы в виде реконвалесценции (оздоровления) и пре-морбидности (скрытого ухудшения состояния). Парадокс заключается в том, что реально большая часть населения человечества находится именно в этих переходных состояниях. Мастерство же врача, целителя, валеолога, философа заключается в искусстве определить тонкую динамику реконвалесценции и преморбид-ности и направить изменения в организме человека по пути реконвалесценции, к здоровью как идеалу внутренней и внешней гармонии.

5. Обосновывается необходимость возвращения человеку его изначальной целостности духа, души и тела. По нашему мнению, это возможно на пути творческой интеграции современных достижений в области медицины, выработанных многими поколениями практик оздоровления человека и древних постулатов о человеке как о микрокосме, органичной и необходимой части великого целого - Макрокосма.

Предлагается употреблять бинарную оппозицию категорий «здоровье-болезнь» не только как научную, но и как философскую, соотносимую, в разных планах, с универсальными оппозициями категорий «космос - хаос», «гармония -дисгармония», «добро - зло», «прекрасное - безобразное», «интеграция - дезинтеграция», «оптимальное - неоптимальное» и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномены здоровья и болезни пронизывают всю историю человечества и современность. Они отражают вечную динамику состояний человека от жизнеспособных до почти нежизнеспособных. Всеобщность отмеченных феноменов определяет возможность и необходимость их разностороннего философского осмысления.

2. Диалектическое изучение проблемы выявило тенденцию перехода от синкретичного понимания человека, мира и его здоровья (или болезни) к синкретизму лишь человека, а затем - к дроблению человека на все более мелкие части, вплоть до «бесконечно малых величин».

3. Понимание феноменов и категорий «здоровье» и «болезнь» в современном научном (медицинском) знании носит дробно-дифференцированный характер в связи с общей тенденцией все более углубленной дифференциации медицинского знания. Этот подход можно обозначить как парциально-редукционист-ский. Данный путь осмысления проблемы, по нашему мнению, является бесперспективным, поскольку связан с утерей понимания единой сущности человека и его связей с миром. Поэтому считаем необходимым переход от парциально-ре-дукционистского к интегративно-холистическому осмыслению проблемы. Здесь на первый план выступает цельность духовно-телесной и экологической сущности человека.

4. С интегративно-холистических позиций, на базе системно-философского подхода, предлагаем следующие определения категорий здоровья и болезни:

Здоровье- это жизнедеятельность системы как трансформатора в комплексе «система - окружающая среда» в оптимальном режиме со стабилизирующим или развивающим управлением, что определяет сохранение основных внутренних и внешних структур, связей и взаимодействий системы.

Болезнь - это жизнедеятельность системы как аккумулятора или деградатора в комплексе «система-окружающая среда» в неоптимальных режимах с разрушающим управлением, которые приводят к дестабилизации и разрушению внутренних и внешних структур, связей и взаимодействий системы.

Это основные парные категории характеристики существования системы (в том числе, человека-системы) с оптимологических и дезоптимологических позиций.

Между отмеченными основными функциональными состояниями системы необходимо существуют и диалектические переходы противоположного характера, которые мы обозначаем у человека как преморбидность (переход в сторону болезни) и реконвалесцентность (путь к выздоровлению, здоровому состоянию). С системно-философских позиций, эти отмеченные процессы можно обозначить как рассеивание и концентрацию здоровья, здоровых жизненных сил организма.

Иными словами, мы можем определить реконвалесцентность как переход от системы - деградатора или системы - аккумулятора к системе - трансформатору, с постепенным налаживанием оптимального режима работы системы в комплексе с окружающей средой, при переходе к стабилизирующему или развивающему управлению.

Преморбидность - это постепенный переход от системы - трансформатора к системе - деградатору и/или к системе - аккумулятору с деформацией оптимального режима жизнедеятельности системы в комплексе с окружающей средой и с преобладанием разрушающего управления.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Полученные результаты позволяют обозначить подходы к становлению философии здоровья как отдельной философской дисциплины, с целью создания теоретико-философской основы для познания и целенаправленного изменения социо-природных объектов в направлении здоровья как условия оптимального существования систем.

Теоретическое значение имеют также проблемы преморбидности и реконва-лесценции, то есть, так называемых «третьих состояний», как диалектических переходов между основными состояниями здоровья и болезни. Их разработка в дальнейшем позволит предложить наиболее оптимальные пути выхода человека как системы в состояние здоровья. Основные положения диссертации и результаты исследования могут быть использованы при чтении философских курсов по темам современной картины мира, проблемам человека и общества, а также в вузовских курсах по философии, социологии, психологии человека и валеологии.

Апробация полученных результатов: Результаты исследования прошли апробацию на 7 научных конференциях федерального уровня: на трех Всероссийских конференциях молодых ученых «Интеллектуальный потенциал ученых России» (Барнаул, АТУ, 2001 и 2002 гг.); на двух Всероссийских научно-технических конференциях «Философия, методология и история знаний» (Барнаул, АТУ, 2001, 2002 и 2003 гг.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы образования в перестроечной России» (Барнаул, БГПУ, 2000 г.), на Всероссийской конференции «Теоретико-методологические проблемы современной научной картины мира», а также на 3-х круглых столах Философского общества Алтая

РФО РАН в марте 2001 г. и в феврале и октябре 2002 г.; на 2-х методологических аспирантско-докторантских семинарах АГУ по философии (февраль и ноябрь 2002 г.). Материалы диссертации использовались при проведении занятий (лекций и семинаров) и разработке методических рекомендаций по вузовским курсам философии, философской антропологии и концепциям современного естествознания в Алтайском государственном институте культуры и искусств, в Алтайском государственном университете, в Алтайском филиале Московского государственного университета культуры в 1999-2003 гг. Разработан авторский курс по философии, психологии и оптимологии здоровья человека (объемом 18 лекционных часов), который читается в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования (Барнаул, 2002-2003 уч. год).

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Лукин, Юрий Алексеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человечество Земной цивилизации, вступившее в третье тысячелетие, столкнулось с необходимостью подведения итогов своей деятельности в области сотрудничества и сосуществования отдельных людей, человека и общества, человека и природы, человека социального и его же как индивидуума. Будучи неизменно антропоцентричным, теоретическое осмысление проблем человека и человечества по-разному представлено в разных этнических культурах одного или соотносимого хронологического периода. Наиболее обострилась проблема отношений мира и человека в Новейшее время у представителей фаустовской культуры.

Мифологическое и натурфилософское отражение человека во Вселенной в традиционных культурах, например, Алтая периода каганатов и Древнего Китая привело к формированию оригинальных концепций и практик врачевания, неотделимых от космологии и, более того, являющихся ее органической частью. Сложные, многоуровневые связи между человеком и миром составляют для шаманов Алтая и философов Китая единую космоантропогоническую модель, где нарушение хотя бы одного звена приводит к деформации целого. Отсюда - формирование уникального феномена экстатических техник алтайского шаманизма, возникновение и развитие учения о Дао, поиски эликсира молодости, создание сложнейшей системы психотехник в Китае. При всей несомненности различий внешнего ритуального оформления отмеченных практик врачевания, очевидна глубинная связь мировоззренческого аспекта проблемы в представлениях о возникновении болезни. А именно болезнь как сбой в системе «макро- и микрокосм» возможна при разрыве связей, нарушении системообразующего компонента. Деятельность целителя не ограничивается устранением локализированного очага, но распространяется на тотальную область и претендует на устранение деформации, на восстановление целостности системы. Процесс исцеления является тем более активным, чем в большей степени в него включается сам пациент. Ориентация личности на интерактивность позволяет оптимизировать врачевание или актуализировать его бенефакторность.

Античный мир, знавший соотносимые с восточными (прежде всего, египетскими) мистериальные таинства, связанные с экстатическим культом Диониса, исходил из понимания двуединой (звериной и человеческой) природы индивидуума и необходимости, в отдельных случаях, актуализировать человеческое через преодоление звериного; выстраивать культуру из природы, формировать индивидуальный и социальный мир homo sapiens, оптимизируя его психофизическое, эмоциональное и моральное пространство.

Параллельно мистериальным таинствам, греческий мир создавал систему натурфилософского постижения мира и человека в нем, где основополагающим принципом стал принцип калокагатии, определивший не только систему воспитания, образования и принципов жизнедеятельности человека, но и всю структуру античной культуры. Попытка рационального постижения человеческого организма Аристотелем в его «Метафизике» становится базой для формирования медицины как науки и практики врачевания Гиппократа и его последователей. Представители книдской и косской школ греческой медицины заложили фундамент западноевропейского понимания оппозиций «здоровье» и «болезнь», сознательно порвав с древней практикой мистического, иррационального, интуитивно-пророческого «волшебства» восстановления целостности самого человека и великого единства человека с миром, Вселенной. Далее медицина как наука продолжала формироваться Эрасистратом, Галеном, Авиценной, где Авиценне, несомненно, принадлежит доминирующая роль, поскольку в своих трудах он дает определение категории «здоровье», понимая его как правильное функционирование всех органов и систем человеческого тела, психики в контексте представлений о человеке как об автономном и самоценном феномене.

Эпоха Нового и Новейшего времени окончательно автономизирует понятие «здоровье» и создает биомедицину как самостоятельную научно-практическую область, свободную от философии. Все углубляющаяся дифференциация научного знания приводит к разрыву естественной связи в системе человек - Космос, и изучение человека ведется дробно - дифференцированно, на уровне бесконечно малых величин по принципу: здоровый/нездоровый орган, ткань, клетка. При таком дроблении человек воспринимается как макросистема (по отношению к ее составляющим), но при этом не учитывается и теряется связь человека как микрокосма с окружающим миром, с популяцией, природой, Вселенной.

Автономизация знаний о человеке и его здоровье развитие биомедицины к рубежу II-III тысячелетия обнаружили целый ряд проблем, требующих если не решения (что пока практически невозможно), то принципиально нового подхода к их осмыслению. Эти проблемы касаются как понятийного аппарата, до сих пор до конца не разработанного, так и сугубо профессионального аспекта: чем больше создается медикаментозных препаратов, тем более изощренно и непредсказуемо реагирует на них организм человека: исцеляя одно, врач часто, если не неизбежно, поражает или подвергает опасности поражения другое. Кроме того, очевидно бесконечно широкое употребление терминов «здоровье» и «болезнь», что свидетельствует об их многоплановом, мировоззренческом, а не только узко специальном семантическом наполнении.

Предпринятый анализ соответствующего блока литературы показал, что каждый термин оппозиционной пары «здоровье/болезнь» может быть соотнесен с соответствующими дефинициями ряда философских антропологий и, прежде всего, этики и эстетики. Категории добра и зла, прекрасного и безобразного на уровне философских абстракций, а также необходимого наполнения конкретным эмпирическим материалом, в целом соотносятся с категориями «здоровье» и «болезнь», причем, сугубо биомедицинские определения промежуточных состояний можно использовать в категорийных областях этики и эстетики, если рассматривать их с учетом этнически хронологической и социальной детерминации.

Проблема оздоровления человечества связана с разработкой аксиологических и праксеологических аспектов. При этом учитывается, что, человек, будучи триединым образованием (дух, душа, тело), в то же время, сам является частью триединой системы (человек, социум, природа). Деформация одной из составляющих неизбежно влечет за собой сбой во всей системе. Следовательно, усилиями только одной медицины проблема сохранения здоровья, а, следовательно, и земной цивилизации не может быть решена. Все отчетливее звучащие в последние десятилетия тезисы о грядущей антропологической катастрофе не лишены основания. Отсюда с особой очевидностью встает вопрос о необходимости мировоззренческого подхода к проблеме здоровья. Философия здоровья представляется нам специфическим синтезом научных антропологий: медицины, валеологии, санологии, этики, эстетики и в целом представляет вариант учения, близкого по тональности к духовной сфере. Наиболее перспективным, в плане методологического подхода к решению проблемы, нам видятся общефилософский и научно-философский, включающие в себя принцип оптимологии с категориями бенефакторности и ма-лефакторности, а также метод виртуалистики с категориями константности и виртуальности. При таком подходе к философии здоровья, основными ее понятиями, в самом широком плане совпадающими с категориями «здоровье/болезнь», оказываются, с одной стороны ощущение целостности, слияние с миром, а с другой -деформация ощущения целостности. Акцент на слове «ощущение» представляется нам принципиальным, поскольку семантика словосочетания предполагает включенность/невключенность компенсаторных механизмов личности, предотвращающих процесс дезадаптации и стимулирующих восприятие происходящего с установкой на позитив.

При рассмотрении проблемы здоровья, также необходимо рассматривать и диалектические переходы между крайними состояниями здоровья и болезни, в виде процессов и состояний преморбидности (переход к болезни) и реконвалесцен-ции (выздоровления). При оценке данных состояний необходим комплексный подход, включающий как субъективно-личностные, так и объективные характеристики.

Указанные категории и соответствующие им феномены и состояния являются, на наш взгляд, специфическими проявлениями общефилософских категорий сущности и явления, а также диалектической взаимосвязи причины и следствия, что подтверждает мысль о необходимости включения категорий «здоровье» и «болезнь» в контекст философской науки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лукин, Юрий Алексеевич, 2003 год

1. Анохин АВ. Материалы по шаманизму у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910 -1912 гг по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии/Предисл. СЕ. Матова.- Л, 1924.-150 с.

2. Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки: В 2 кн. Кн. 1.-Ташкент Фан, 1985.-550с.

3. Аверьянов АН Система: философская категория и реальность,- М: Мысль, 1976.-188 с.

4. Агошкова ЕБ. Эволюция понятая системы / Агошкова ЕБ., Ахлибинский Б .В. // Вопр. философии.-1998.-№ 7.-С.170-176.

5. Алгухов В Л. Смета парадигм и формирование новой методологии: Попытка обзора дискуссий // Обществ, науки и современность. -1993. № 1. -С.56-64.

6. Ацдрилускас АА К вопросу о методологических аспектах исторических связей искусствознания с эстетикой и философией искусства 18 нач. 20 вв. // Методологические проблемы современного искусствознания. -М, 1986. -С. 58-64.

7. Анохин ПК Очерки по физиологии функциональных систем. М: Медицина, 1975.-447 е.: ил.

8. Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1.- М: Мысль, 1969. 576 с.

9. Анучин АЛ Очерк шаманства у енисейских остяков: (Доложено в заседании ист филол. огд-ния 11 мая 1911 г.). - СПб, 1914. - 90 с. - (Сб. музея антропологии и этнографии при Им-пер. Акад. наук).

10. Аристотель. Метафизика//Соч.: В 4 т. М, 1976.-Т. 1.-С. 63-368

11. Аристотель. Никомаховаэтика//Соч.: В 4т.-М, 1976.-Т.4.-С. 53-294.

12. Бердяев НА О назначении человека М: Республика, 1993. - 383 е.

13. Бернар К Лекции по экспериментальной болезни: Пер. с 455. МЛ: Биомедиздат, 1937. 512 с.

14. Бирлайн Дж. Параллельная мифология / Пер. с англ. АБлейзу,- М: КРОН-ПРЕСС, 1997.- 333 с.

15. Блауберг И.В. Системный подход: Предпосылки, проблемы, трудности / Блауберг И.В., Садовский В.Н, Юдин ЭГ. М: Наука, 1969.-211 с.

16. Бобров МЯ. Гомология. Барнаул: Изд-во Алг. гос. ун-та, 1996.-127 с.

17. Брехман ИЛ Валешогия наука о здоровье. - 2-е изд., доп. и перераб-М: Физкультура и спорт, 1990. -207 с. - (Наука - здоровью).

18. Булгаков ПГ. Жизнь и труды Беруни. -Ташкент Фан, 1972.- 428 с. 1 л. порт.

19. Буржей М Луи. Наблюдение и опыт у врачей «Гиппократова сборника». М, 1953.-10с.

20. Буров ВГ. Мировоззрение китайского мыслителя ХУЛ века Ван Чуань-шаня. М: Наука, 1976. -221 е.- Библиогр.: с. 204-217.

21. Бутакова О А Определение состояния здоровья человека в конкретных экологических условиях. Нижний Новгород, 1999. -32с.

22. Вайншгейн С. И. Роль культурно-исторических контактов в генезисе шаманства у тюрко-язычных народов Сибири // Историко-культурные контакты народов алтайской языковой общности.-М, 1986.-С. 17-19.

23. Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго арх1епископа Ке-саршКаппадоюисюя. Ч. 1-М: Изд. отд. Моек Патриархата, 1991.-408 с.

24. Васильев Л.С. Культы религии, традиции в Китае. -М: Изд. фирма «Вост. лиг. РАН», 2001. -448 с.

25. Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае // Китай: традиции и современность. -М, 1976.- С. 52-84.

26. Василькова ВВ. Порвдок и хаос в развиши социальных систем: Синергетика и теория соц. самоорганизации -СПб: Лань, 1999. -479 с.

27. Васубандху. Абхидхармакоша. 41 ., пл. 1 и 2 / Пер. с тибег. БВ.Семичова, МГ. Брянского. -Улан-Удэ: Бурят, кн. щд-во, 1980.-392 с.

28. Вебер М Протестантская эпика и дух капитализма//Избрлтрсшведения. М, 1990. - 207 с.

29. Вербицкий В. Алтайские инородцы: Сб. этнотр. ст. и исслед. Алг. миссионера, прогоирея В .И. Вербицкого / Под ред АА Ивановского- Репринт, щд, 1893- Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993.-270 с.

30. ВфнадскийВИ.Биосффаи ноосфера-М: Наука, 1988.-261с.

31. ВфнадскийВ.И. Живое вещество и биосфера: Сбфнж. / Oír ред АЛ. Яншин-М: Наука, 1994.-671 с.

32. Вернадский ВЛ Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. 2-е. изд. -М. Наука, 1987.-376 с.

33. Виггинс О. Кризис современней психиатрии: потеря личности / Виггинс О., Шварц М. // Независ, психиаар.журн.- 1999-№4.-с. 5-15.

34. Винограй ЭГ. Основы общей теории систем.-Новосибирск: СО РАН, 1993. 339 с.

35. Винограй ЭГ. Методологический проект развитая системной философии. Новосибирск: ИППК НГУ, 1996.^0 с.

36. Всемирная галерея. Древний Восток: В 15 т. Т.1. Древний Восток/Под ред. АЛ. Мяснико-ва. СПб.: Терция, 1994.- 587 с.

37. Генис А Вавилонская башня: Искусство настоящего Бремени // Иностр. лит.- 1996 № 9,-С206-253.

38. Герман М Постмодернистская кригика: Отечественный вариант // Вопр. искусствознания. -1994.-№1.-ClOl-l 10.

39. Гете ИВ. Об искусстве. -М: Искусство, 1975. -623 с.

40. Гилинский ЯЛ Эффективен ли запрет проституции? // Социал. исслед.- 1988. №6. - С. 6870.

41. Гиппократ. Избранные книги. Эпидемии.-JL, 1941. 435с.

42. Гиппократ. Избранные книги. О внутренних страданиях. -JL, 1941.- 435с.

43. Гиппократ. Избранные книги. О благоприличном поведении.-JL, 1941.- 435с.

44. Гомеосшшка живых, технических, социальных и экологических систем. Новосибирск: Наука, 1990.-326 с.

45. Гогг B.C. Категории современной науки / Гогг B.C., Урсул АД, Семенюк AJI М: Мысль, 1984.-268 с.

46. Григорьева ТЛ Человек и мир в системе традиционных китайских учений // Проблема человека в традиционных китайских учениях. -М, 1993.-С. 10-11.

47. Григорьева ТЛ Дао и Логос: Встреча культур. М: Наука, 1992. -424с.

48. Грубе В. Духовная культура Китая // Литература, релишя, культура СПб., 1912.-С. 137-140.

49. Гумилев ЛПДревшетюрт-М:Т-юКлышников, 1967.-526 с.

50. Гусейнов А Что же мы такое? // Человек. 2001.- №2. - С. 10-11.

51. Давыдовский ИВ. Приспособительные процессы в болезни // Вестн. АМН СССР. -1962 № 4.-С. 27-37.

52. Давыдовский ИВ. Проблемы причинности в медицине (Этиология). М: Гос. изд. мед лиг. 1962.-176 с.

53. Диалектика в науках о природе и человеке: ТрШ Всесоюз. совещ. по филос. вопр. соврем, естествознания 22-24 апр. 1981 г.: В 4-хкн -М: Наука, 1983.

54. Кн. 1. Диалектика -мировоззрение и методология современного естествознания. -494 с.

55. Кн2. Эволюция материи и ее структурные уровни 413 с.

56. КнЗ. Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция научного знания. 399 с.

57. Кн.4. Человек, общество и природа в век НТР. 413 с.

58. Домна Ю. Семья или свободная любовь? // Аргументы и фаюы. 2001.-№ 1.- С. 9.

59. Древнетюркская мифология: К постановке проблемы // Письменные памяшики и проблемыистории культуры народов Востока: 14 годич. сес. ЛО ИВ АН СССР. -М, 1971-Ч 1.-252с.

60. Дубинин НИ Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения / Дубинин НИ, Карпец ИЛ, Кудрявцев ВН. М: Политиздат, 1989.-350 с.

61. Дьяконов ИМ Научные представления на Древнем Востоке (Шумер, Вавилония, Передняя

62. Азия) // Очерки исприи естественнонаучных знанийвдревности.-М, 1982.- С. 59-119.

63. Дьяконова В .П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера Л, 1976 - 178с.

64. Дэвис П Суперсила: Поиски единой теории природы.-М: Мир, 1989.-272 с.

65. Дюбанкова О. Нам грозит сексуальная скука / Дюбанкова О, Мурадов Б. //Аргументы и фаюы. -2001.-№ 1.-С.9.

66. Дюркгейм Э. Самоубийство// Социологический эпод. СПБ, 1912.-С.9-18.

67. ЕвзлинМКосмогонияири1уал.-М:Рацикс, 1993.-337с.

68. Железнов ЮД. Человека в природе и обществе. Введение в эшлого-философскую антропологию / Железнов ЮД, Абрамен Э А, Новикова С.Т. М, 1988. -296 с.

69. Жирнов В Д Проблема предмета медицины. -М: Медицина, 1978. -240 с.

70. Запад и Восток: традиции и современность. М: Республика, 1993.-226 с.

71. ЗинченкоВ. О психологической диагностике // Человек. -2001.-№ 1.-С. 89-93.

72. Ибн Сина. Данши наме («Книга знания»). - Сгалинобад, 1957.-420с.

73. Ибн ОтнаКштон^зачебн(йшуки:В2тКк1.-Тапженг.Изд-юУзбАН, 1991.- 142с.

74. Иванов АБ. Мир сознания Барнаул: Изд-во АГИИК, 2000. -240 с.

75. Иванов АБ. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы / Иванов АБ., Фошева ИВ, Шишин МЮ. Барнаул: Изд-во АТУ, 2001.-239 с.

76. Иванов ВН. Дионис и прадионисийство. СПб: Алегейя, 1994.-343 с.

77. Иванов В Л О существе трагедии // Борозды и Межи. М: Изд-во «Мусагет», 1916.-110 с.

78. Иванюшкин АЛ. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориенгаций человека // Вестн. АМН СССР.-1972.- Т.45, №4. С. 29-33.

79. Ильин ИА О демонизме и сатанизме // О возрождении и обновлении России. М, 1994.-С. 35-39.

80. Интеграция современного научного знания. -Киев: Виша шк, 1984.-184 с.

81. Исаак Сирин. Творения иже во святых опта нашего Аввы Исаака Сирина, подвижника и отшельника, бывшаш епископом хрисгалюбиваго града Ниневии. Слова подвижнические. -Сергиев посад 1911;М, 1993.-С. 102-110.

82. Исторические типы рациональности.-М: РАН Т.1.-1995-350 с.1. Т2.-1996.-365 с.

83. Казначеев ВН. Индивидуальные особенности адаптационных реакций у человека доназоло-гической диагностики / Казначеев В .П., Баевский РМ // Адаптация и проблема общей болезни,- Новосибирск, 1974.-Т2.-С. 9-13.

84. Казначеев В .П. Спирин Е. А Идеи русского космизма и научное творчество В. И. Вернадского //Классическое естествознание и современная наука Новосибирск, 1991.

85. Казначеев В Л Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука,1980 -192 с.

86. Казначеев В.П. Доназологическая диагностика в практике массовых обследований населения/Казначеев В Л, Баевский РМ, Берсенева АЛ. -Л: Медицина, 1980.- 18с.

87. Казначеев В Л. Комплексные проблемы экологии человека и социальной экологии /Казначеев В Л., Спирин ЕА //Вопросы социоэкологии. Львов, 1987.-С. 72-87.

88. Казначеев В Л. Космопланетарный феномен человека / Казначеев В Л, Спирин ЕА. Новосибирск: Наука, 1991. -304 с.

89. КангИ. Сочинения: В 6 т. Т.4. -М: Мысль, 1965.-544 с.

90. Карпинская Р.С. Биология, идеалы научности и судьбы человечества // Вопр. философии-1992.-№11.-С. 145-146.

91. Категории «закон» и «хаос». Киев: Наук, думка, 1987.-295 с.

92. Климова ВМ. Человек и его здоровье. -2-е изд., доп. М: Знание,1990.-221с.-(Наука и прогресс).

93. Кляиггорный СГ. Проблемы ранней истории племен турк (ашина) // Новое в советской археологии.-М,1965.-С278-281.

94. Ковнер С. Г. История медицины и введение во всеобщую медицину. Вып.1. Киев,1878. -184с.

95. Коган ОГ. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии /ОГ. Коган, ВЛ. Най-дин/АМНСССР. -М:Медицина,1988. -303с.

96. Колобова КМ Как жили древние греки / КМ Колобова, ЕЛ. Озерецкая. Л. :Учпедгиз,1959. -166с.

97. Кон И.С. Введение в сексологию. 2-е изд., доп. - М: Медицина, 1989. -335с.

98. Круге Р. Интерфейс «человек-компыагер»/ РКоугс, ИВлейминк. -М:Мир,1990. -501с.

99. Кравцова ME. «Красавица» женский образ в китайской лирике // Проблема человека в традиционных китайских учениях. -М, 1983.-С. 153-162.

100. Красилов В А Мегаэкология: Закономерности эволюции природных и духовных систем. -М: Палеонкш. ин-тРАН, 1997.-208 с.

101. Краткая философская энциклопедия. М: Прогресс, 1994,- 574с.

102. Крачковский ИЮ. Избранные сочинения: В 6 т. Т.1. Над арабскими рукописями. М-Л: Изд-воАНСССР, 1955. -469с.

103. Кривцун О. Эстетика. -М: Аспект Пресс, 1998. -430 с.

104. Кугырев В. Человек XXI века: уходящая налура. // Человек. 2001.-№1.- С.9-16.

105. Ленин ВЛ Полн. собр. соч. 5-е изд. М: 1972 г.

106. Лея ЮА О «нормальных» показателях функций в клинике // Проблемы оценки функциональных возможностей человека и прогнозирования здоровья. М, 1985- 150с.

107. ЛиберманЕА Как работает живая клетка: (Нейрон).-М: Знание,1990. 62с. - (Новое в жизни, науке, технике).

108. ЛисевичКС. Литературная мысль Китая на рубеже /ревности и средних веков. М: Наука, 1979. -266с. -Библиогр.: С240-250(315 наш.).

109. Литературная теория немецкого ромашизма / Под. ред. HJL Берковского Л: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934.-255с.

110. Лосев АФ. Очерки античного символизма и мифологии. -М: Мысль,1993. -953с.

111. Лось В А В поисках эколого-культурной стратегии развитая России. // Стратегия выживания: космизм и экология: Сб. стУ Oib. ред. ЛВ. Фесенкова -М, 1997. -260с.

112. Лукин ЮА Философия здоровья как область теоретического и системно прикладного знания о человеке // Науковедение, Фундаментальные и прикладные проблемы. - Красноярск, 2002.-228с.

113. Лукин Ю А Отражение проблем здоровья человека в современной научной картине мира // Науковедение, Фундаментальные и прикладные проблемы-Красноярск, 2002. -228с.

114. Лукин ЮА Здоровье. Добро. Красота// Труды философов Алтая 2001 / Oib. ред. ЕВ. Ушаткова Материалы круглых столов Философского общества Алтая. Барнаул: Философское об-во Алтая РФО РАН, Барнаульский юридический инсппугМВД РФ, 2002.-207с.

115. Лукин ЮА Проблемы здоровья в образовании // Предмепю- педагогическое творчество:

116. Науч-теорег. и учеб.-метод альм.-Барнаул, 2002.-Вып. 5.-102с.

117. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос / Сказитель А Калкин. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1995.-208с.: ил.

118. Малявин ВВ. Пугь к совершенству // Антология даосской философии.-М, 1994.-350с.

119. МамзинАС.Оформеишдержаниивжиюйприроде.-Л.:Наука, 1968.-208с.

120. Марков В Л. «Свое» и «чужое» и отчуждение в культуре.- Кемерово: Кем. ТИПП, 2002. -176 с.

121. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М: 1964г.

122. Материалы 2-го всесоюзного совещания по космической ангропоэкологии. Л., 1988. - 172с.

123. Материалы по истории сюнну: (По китайским источникам) / Предисл., пер., примеч. P.C. Тас-кина,—М, 1973.-Вып. 2.- 171с.

124. Медведев В Л Функциональное состояние мозга человека (методологические аспекты изучения) //15 съезд Всесоюзного физиологического общества им. ИЛ Павлова: Тез. докл.- Л, 1987.-Т.1.-С. 53-55.

125. Мелетинский ЕМ Поэтика мифа. М: Наука, 1976.- 407с.

126. Методология науки: человеческие измерения и дегуманизирующие факторы научного познания: Сб. сгУ Сост. Баландин МП Томск: Изд-во Том. ун-та, 19%.- 209с.

127. Мец А Мусульманский Ренессанс. -М: Наука, 1966.-471с.

128. Мигунов AC. Vulgar. Эстетика и искусство во вирой половине 20 века. М, 1991.-352с.

129. Мифы народов мира: Энцикл.: В 2 т. Т. 1./Гл. ред. САТокареа-М, 1997.-671с.

130. Моисеев НН. Судьба цивилизации. Путь Разума. -М: Изд-во МНЭПУ, 1998. 226с.

131. Моисеев НИ Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Вопр. философии.-1995.-№ 1.-С. 3-30.

132. Моргунов ЕБ. Человеческие факторы в компьютерных системах. -М: Тривола, 1995. -260с.

133. Наков А Беспредметный мир: Абстрактное и конкретное искусство: Россия и Польша: Пер. с фр.-М: Искусство, 1997-416с.

134. Никифоров АЛ. Логика и методология научного познания / Никифоров AJI, Петров ЮА.- М: Наука, 1982.-269 с.

135. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Соч.: В 2 т.- М, 1990.-Т.1.-С.123-141.

136. Норман Браун. У. Индийская мифология // Мифология древнего мира. М, 1977. - С288 -290.

137. Носов АН. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. М: Магистр, 1997.- 192с.

138. Носов АН Психологические виртуальные реальности. М: Ин-т человека РАН, 1994- 195с.

139. Носов НА Виртуальная психология.-М: Аграф, 2000.-431с.

140. Олейников ЮВ. Стратегия выживания человечества// Стратегия выживания: космизм и экология: Сб. сгУ Отв. ред. ЛВ. Фесенкова М, 1997.-260с.134а Ожегов СМ. Словарь русского языка-М,1983. 815с.

141. Панов ББ. Тема любви в китайской поэзии // НАА-1974.-№3.-52с.

142. ПеревединцевВ Л Какие мы? Сколько нас?-М, 1989.-208 с.

143. ПешенкоВЛ Основные методологические проблемы теории медицины. Л^ 1982.-256с.

144. Петров Б. Д Естественно-исторические взгляды Галена // Гален Клавдий. О назначении частей человеческого тела / Пер. с древнегреч. СЛ. Кондратьева. М, 1971- С. 30-51.

145. Печчеи А Человеческие качества / Пер. с англ. М, 1980.—312с.

146. Пископель АА Научная концепция: структура, генезис: (Исг.-методол. очфки развития науч. знания).-М, 1999.- 414с.

147. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М, 1994.- Т1.- 862.

148. Платонов ГВ. Диалектна взаимодействия общества и природы. М: Изд-во МГУ, 1989-189с.

149. Померанцева JLE. Человек и природа в «Хуайнаньцзы» и художественный стиль эпохи // Проблема человека в традиционных китайских учениях: Сб.сг.-М, 1983.-С27-30.

150. Потанин ГН. Очерки северо-западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1876-1877 ir.no поручению РГО.-СПб, 1881.-Вып.1.-441 е.; Вып. 2.-275 е.; Вып. 3.-382 е.; Вып. 4.-104 с.

151. Потапов ЛП. Алтайский шаманизм / АН СССР, Ин-т эгаографии им. НМ Миклухо-Маклая. -Л: Наука Ленингр. отд-ние, 1991.-С. 159-233.

152. Принципы систематизации категорий материалистической диалектики. Иркутск: Изд-во Иркуг. ун-та, 1980.-181 с.

153. Пулмэн Д Достоинство человека, боль и страдание // Человек. 2001.- № 3. - С. 104-114.

154. Рандов ВВ. Из Сибири // Радлов ВВ. Страницы дневника: Пер. с нем. / Примеч. и послесл. С .И. Вайнпггейна; АН СССР, Ин-т эгаографии им. НМ Миклухо-Маклая. М: Наука, 1989. -С. 362-369.

155. Разумовский О.С. Концепция оптимизации в теории человеческой деятельности // Человеческий фактор в ускорении социального и научно-технического прогресса. Новосибирск, 1989. -С. 3-12.

156. Разумовский О.С. Опгамология. 41. Общенаучные и философско-мегодологические основы.-Новосибирск: ИФП СО РАН, 1999.- 285 с.

157. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших д ней / Дж. Реале, Д Аншсери: В 4 т. СПб.: Петрополис, 1994.1. ТЛ.Аншчность. -320 с.

158. Т2. Средневековье: (От Библейского послания до Макиавелли). -354 с.

159. Роси (Лао цзы). Даодецзин (Книга о дао и да). Тюкоку котэнсэн. (Сочинения китайской классики). Т. 6.- Токио, 1968.- 170с.

160. СагалаевАМ Алтай в зеркале мифа / От. ред. МВШуньков. Новосибирск: Наука, 1992.176 с.

161. Сагалаев AM Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния /СО АН СССР, Ин-т истории филологии и философии. -Новосибирск: Наука. Сиб.огд-ние, 1984.-120 с.

162. Сагаговский В. Н Основы систематизации всеобщих категорий. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1973. -432 с.

163. Семенов О. Искусство ли искусство нашего столетия? // Новый мир,- 1993. -№ 8.-С. 206 -212.

164. Система Симметрия.Гармония/Ред.B.C.Тюхгин,ЮАУрманцев.-М:Мысль, 1988.-317с.

165. Советский энциклопедический словарь. М: Совзнцикл., 1990.-1631 с.

166. Современная западная философия: Словарь. М: Политиздат, 1991-414 с.

167. Современная философия щуки: Хресгомашя / Сост., пер., вступ.сг и комменг. АЛЛеченкина -М: Наука, 1994.-297 с.

168. Спенсер Г. Система синтетической философии. М, 1998-230с.

169. Сгепин B.C. Теоретическое звание: Сгруюура, ист. эволюция. М: Прогресс-Традиция, Астра семь, 2000.-743 с.

170. Сгепин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего: Избр. ащиал.-филос. публицистика / Рос. АН, Ин-т философии,-М: ИФ РАН, 1996. -175 с.

171. Сгулова Э.С. Бао цяоань о Пу-мине / Изд-текста, пер. с кит., исслед. и комменг. Э.С.Сгуловой. -М.: Наука, 1979.-789 с.

172. Субегю АИ Бессознательное. Архаика. Вера: Избранное. СПб: Наука, 1997.- 132 с.

173. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Предасизнь. Жизнь. Сверхжизнь. М: Наука, 1987239 с.

174. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М, 1987.-239 с.

175. Токарев С А Докапиталистические пережил® в Ойрогаи.- М.-Л: Соцэкгиз, 1936.-153 с.

176. Токарев СА Ранние формы религии/Предал. ВЛАлексеева. М. : Политиздат, 1989- 621с.

177. Толсгов СП Древний Хорезм: Опыт ист.-археш.исследования. М: Полиграфкнига, 1948.-184с.

178. Толсгов СП По следам древнехорезмийской цивилизации. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1948.322 с.

179. Тольц М.С. Взаимосвязи брачного и репродуктивного поведения // Дегаость семьи: вчера, сегодня, завфа. -М, 1986. -С. 39-53;

180. Топоров В. О сгрукгуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева>>:Учзап.Тарт.гос.ун-та- Tapiy, 1971. -Вып5 Труды по знаковым системам.-С.9-62.

181. Торчинов ЕА Учение Гэ Хуна о дао: Человек и природа// Проблема человека в традиционных китайских учениях М: НаукаД983.-С 62-65.

182. Труды философов Алтая Барнаул: ФОАРФО РАН, 2002 -185 с.

183. ТупицынаМ. Критическое огпичесмое: Статьи о соврем, ис^сстве. М:Феникс, 1997.-222с.

184. Уемов AR Системный подход и общая теория систем / Уемов АК,Савусин НП // Системный метод и современная наука .-Новосибирск, 1979.-Вып.5.-С.11-21.

185. Урманцев ЮА Девять плюс один эпод о системной философии.- М: Ин-т хслододинамики, 2001.-160с.

186. Ушаков ПВ. Философский анализ мистического существования человека: Авгореф. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук Барнаул, 2000 - с.

187. Ушакова ЕВ. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия: Ч. 1.- Барнаул: АТУ, 1998250 с.

188. Ушакова ЕВ. Общая теория материи (основы построения): В 3 ч. / АН СССР, Философ, о-во СССР, Атлд-ние Алг. аграрн ун-та -Барнаул, 1992.-ЧЛ.-126с.; Ч2.-285с.; 4.3, разд. 1.-286с.; 4.3, разд2.-294с.

189. Ушакова ЕВ. Общая теория материи. 4.3. Раза 1.-Барнаул, 1992.-286с.

190. Ушакова ЕВ. Опгамологические закшомерности в системно-философской НКМ // Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия: монография: В 2 ч. -Барнаул, 1998.-Ч2.- 221с.

191. Ушакова ЕВ. Развитие ноосферы как закономерный этап самодвижения материи. Новосибирск, 1992.-40с.

192. Ушакова ЕВ. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия: 42. Барнаул: АТУ, 1998.222с.

193. Философия и методология тауки. -М: Наука, 1996.-432 с.

194. Философская энциклопедия: В 5 т.-М.:Совзнцикл.,1960.-Т1-1960-504с.; Т2. -1962-575с; Т.3-1964-584с.; Т.4.-1967.-591с.; Т.5.-1970.-742 с.

195. Философский энциклопедический словарь-М.: Сов.энцикл,1989.-542с.

196. Философский энциклопедический словарь. -М: Инфра-М, 1997.-576с.

197. Философский энциклопедический словарь. М: Cor Энцикл., 1989.-840 с.

198. Фрейд 3. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи: Пер. с нем.-СПб. Алегейя,1997.-296с. Фрейд 3. О психоанализе. ГЪпь лекций: Методика и техника психоанализа : Пер. с нем-СПбАлегейя,1997.-296с.

199. Фромм Э. Анатомия человеческой десгрукгивносга / Пер. с нем. Э. М Теяятниковой М: Республика,1994.- 240с.

200. ФукоМ Слова и вещи: Пф. с 4р.-М: Прогресс, 1994.488с.

201. Харчев AT. Семья и родигельство // Коммунист. -1987 № 9. - С. 72-82.

202. Хлуновский АБ. Концепция болезни // Сознание и физическая реальность.- 1997.-Т.2,№ 1,-52с.

203. Херни К. Женская психология.—СПб.: Вост.- Европ лн-т психоанализа 1993.-220 е.;

204. Херни К Культура и невраз // Психология личности: Тексты. -М 1992. -220с.

205. Чжуан-цзы // Антология даосской философии. -М: Прогресс,1994.-447с.

206. Шелер М Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. -МНаука,1988.-544с.

207. Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7т. Т.6.-М.: Худ. лит.,1959. -791с.

208. Шпенглф О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой исгории.Т.1 М: Мысль, 1923. -237 с.

209. Эберман В А Медицинская школа в Джундишапуре // Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее Российской Академии наук Т. 1. Л, 1925.-180с.

210. Элиаде М Аспекты мифа: Пф. с фр. -М: Акад. Проек, 2001.-239 с.

211. Элиаде М Миф о Вечном Возвращении: Избр. Соч.: Пф. с фрУ Научред. ВЛВалыгин, ИЛ Шегпунова.-М: Ладомир, 2000. -414 с.

212. Элиаде М Шаманизм: Архаические техники экстаза Киев: София, 2000. -380 с.

213. ЮаньКэ. Мифы Древнего Китая.-М: Наука, 1963.-526 с.

214. Юнг КГ. Алхимия снов/Пф. с англ. С.Семиры-СПб: Timotchy, 1997 350с

215. Юнг КГ. Дули и миф: Шесть архетипов / Пф. с англ. АЮдина. Киев-М: Порг-Рояль;Совершенство, 1997.- 383 с.

216. Я старою тебе сокровенное слою: Литература Вавилонии и Ассирии / Под ред. ELK Афанасьевой, МИ Д ьяконова -М: Худож. лит., 1981.- 351 с.

217. Якимова АТС. Утопии 20-го века: интерпретации искусства эпохи // Вопр. искуссгвазнания.-1996.- №1. С. 35-40.

218. Cassell Е. The nature of suffering: Physical, Psychological, Social and Spiritual Aspects/Abe Hidden Dimension of Illness: Human Suffering/Eds.

219. Goldsmith Ed The ecology ofheahh // Ecologist-1980.-№6/7, Vol. 10.-P235-245.

220. Jasper K. Philosophi, 3 AufL- Bd 2,1948.-P. 353-354

221. Kahn D.L., Steeves RJi. The Experience of Suffering: Conceptual Clarification and Theoretical Definition//! ofadvanced Nursing.-1986.-№ 11.-P. 626.

222. Юеттап АТЪе illness Narratives.//Basic books.- 1988.-№4.-P. 13.

223. Lulled. U. Limited to medicine. Medical nemesis: The expropriation ofhealth. Harmondsworth: Рш-guia- Books, 1977.-P273.

224. Lulled U. Limited to medicine. Medical nemesis: The expropriation ofheahh. Harmondsworth: Penguin .-Books, 1977.-P273.

225. Muller- Wieseler-Roshefs Myth. Berlin, 1914.-164 p.

226. PL. Strassk. JP. Mc Govern, № 4: National League for Nursing. 1992. -P.3.

227. Parcinson С., Le Cqjte H. The law oflonger life. AlabamaTroy, 1980.-P. 230-242.

228. Paulson. Die Primitivien Seebenvorstellungen // Folklore Fellows Cboimuracaäons.- 1959.- LXXII, 178.-P. 27.

229. Ribbek. Anfange des d. Cuhus in Attika, - contra Welker. - Gotteriehre, 1907.-609p.

230. Robinson V. The History ofMedicine. -New Yodc, 1931.-164p.

231. Tart C.T. Multiple personality, alterael states anol virtual reality: the weald simulations process aproach //Dissonation, 1990, n3

232. Zaland A Z' idee de la dissolution opposee a celle de 1' evolution. P. 40; etc.

233. A Huhrans // The North American Indian Orpheus Tradition. Stockholm, 1957- p. 191.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.