Философский анализ оснований космологического антропного принципа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Белоногов Георгий Евгеньевич

  • Белоногов Георгий Евгеньевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 155
Белоногов Георгий Евгеньевич. Философский анализ оснований космологического антропного принципа: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». 2016. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Белоногов Георгий Евгеньевич

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Различие форм, версий и интерпретаций 15 космологического антропного принципа (КАП)

§ 1. Проблема связи человека и космоса в философии

§2. Общие основания КАП в естественнонаучном знании

§3. Естественнонаучные основания версий и интерпретаций 41 слабой формы КАП

§4. Естественнонаучные основания версий и интерпретаций 51 сильной формы КАП

Глава 2. Онтологические и гносеологические основания 60 космологического антропного принципа (КАП)

§ 1. Анализ онтологических оснований КАП

§2. Анализ гносеологических оснований КАП

§3. Онтолого-гносеологическое значение и перспективы 107 философского осмысления КАП

Заключение

Список использованной литературы

Приложение I

Приложение II

Приложение III

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философский анализ оснований космологического антропного принципа»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Космологический антропный принцип - далее КАП - разрабатывается в фундаментальной науке, начиная со второй половины 20 века. Согласно сложившейся в научной литературе традиции, этот термин является общим обозначением концепций и подходов, актуализирующих взаимосвязь Вселенной и человеческого разума как её наблюдателя. Данная постановка вопроса представляется важной и в то же время нетривиальной проблемой философии. В многообразии литературы, посвященной антропному принципу, скромное место занимают собственно философские исследования его содержания. При этом нельзя не заметить, что проблематика последнего выходит далеко за рамки как собственно космологии и физики, так и философии, вызывая к себе интерес многих научных дисциплин в отдельности, и науки в целом. Кроме того, вопросы, поднимаемые КАП, имеют не только сугубо научное значение, но и важны с точки зрения социума вообще.

Актуальность изучения содержания КАП возрастает в связи с противоречием между уровнем развития науки и техники в начале 21 века с одной стороны, и с кризисными тенденциями в науке, с другой. Подобное противоречие несет в себе потенциал катастрофических перспектив как следствия неадекватного осознания человечеством своего статуса во Вселенной: глобальные экологические кризисы, угрозы тотальной войны, непредсказуемые последствия развития нанотехнологий и т.п.

В данных обстоятельствах роль философии и методологии науки в осмыслении глобальных проблем человечества и обоснования путей их преодоления представляется крайне важной. Между тем, наблюдается определенное отставание философии и методологии науки от передовых рубежей научных исследований. Причины подобной ситуации связаны как с революционным, скачкообразным характером развития науки в 20 веке, так и

воздействием на науку ряда негативных факторов социального порядка

3

(тоталитарные режимы, идеологизация науки, институциональные периоды хаоса в организации исследований, коммерциализация науки, проникновение в науку элементов ненаучного мышления и т.п.). Накапливающиеся под влиянием этих факторов противоречия, приводят к размыванию критериев научности, к терминологической неопределенности.

В современной науке потребность рационализации знания на этапе его экспоненциального роста осознается специалистами разных её отраслей. Тем не менее, важность философского анализа методологии научного поиска для практического решения ключевых проблем, стоящих перед наукой XXI века, признается далеко не всеми представителями её фундаментальной области. В странах бывшего СССР после демонтажа, внедрявшейся на государственном уровне в течение многих десятилетий, официальной доктрины «марксизма-ленинизма» образовался своеобразный методологический вакуум, стихийно заполняемый эклектичной окрошкой некритически и наспех заимствованных положений позитивизма, теологических учений, псевдофилософского мистицизма, в сочетании с нарастающим скептицизмом относительно методологической ценности философии вообще. Поскольку эта недооценка не ограничивается постсоветским пространством, имеет место и в мировом научном сообществе, надо полагать, что её причины носят более универсальный характер и кроются в самой логике становления теоретического знания - не в последнюю очередь негативно сказывается инерция узкоспециализированного изучения законов природы, ведущая исследователей к фрагментарному восприятию действительности.

В этом контексте КАП интересен тем, что в нем фокусируется широкий круг проблем, связанных с новыми результатами космологии и физики высоких энергий, представляющих значимость для выстраивания целостной современной картины мира, охватывающей как материальную, так и духовную стороны бытия.

Не занимая центрального места в космологии, КАП остается заметной

научно-методологической предпосылкой и нуждается в дальнейшем

4

естественнонаучном и философском осмыслении. Показателем общесоциального значения круга проблем, затрагиваемых КАП, является рост повышенного интереса к ним в ненаучных формах сознания, в частности, в художественной литературе. Это выразилось, например, в творчестве писателей-фантастов И.А. Ефремова, братьев Стругацких, С. Лема и др.1

Представляется, что КАП должен быть осмыслен как явление характерное для современного этапа развития науки; рассмотрен в аспекте философских оснований, в первую очередь онтологических и гносеологических; получить оценку с позиций необходимости рационализации знания, в частности, социогуманитарного2. Научно-методологическому анализу КАП с необходимостью предшествует философский анализ. Рассмотрение онтологических и гносеологических оснований КАП и представляет собой тему данной работы, которая, возможно, послужит основой для будущих научно -методологических исследований данного принципа. В данной работе мы проводим анализ КАП с точки зрения внутреннего, сущностного единства его разновидностей с основными онтологическими и гносеологическими категориями. Поскольку они в свою очередь в ходе исторического развития философии систематизированы в виде онтологических и гносеологических систем крупных философских направлений, мы проводим анализ разновидностей КАП в сопоставлении с этими системами. На основе онтологического и гносеологического анализа КАП мы определяем его онтолого-гносеологическое значение и перспективы развития его философского осмысления.

1 См.: Ефремов И.А. Час быка. - М.: АСТ, 2011. - 491 с.; Стругацкий А., Стругацкий Б. Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу. Пикник на обочине. За миллиард лет до конца света // М.: АСТ, 2007. -720с.; Лем С. Солярис. - М.: АСТ, 2014. - 288с.

2 См.: Белоногов Г.Е. О необходимости рационализации социогуманитарного знания // Исторический материализм в XXI веке: необходимость обновления. - М.: Спутник+, 2005. - С. 85-89; Бугера В.Е, Белоногов Г.Е. Куда девались Прометеи: о социальной обусловленности научного творчества // Философия в 21 веке. Онтология, творчество и гуманизм: материалы международной научной конференции. - Т. 1. - Уфа, 2008. - С. 42-47.

Исходя из важности проблематики КАП с одной стороны, и недостаточной исследованности его формулировок в философии с другой, мы квалифицируем тему настоящего исследования как актуальную.

Степень разработанности проблемы. Возникнув в середине XX века как принцип космологии и фактически совпавший с успехами космологии квантовой физики, КАП сразу же вызвал острые дискуссии, которые не прекращаются и сегодня1.

Представляется справедливым мнение И.В. Черниковой, которая отмечает, что антропный принцип фактически был сформулирован намного раньше, чем получил широкую известность, - неразрывную связь человека с космосом выражали многие мыслители, начиная с античности2.

Антропоцентрическое представление о привилегированном месте Земли и человека в системе мироздания было характерно для средневековой философской и научной традиции. Ряд ключевых идей, содержащихся в положениях КАП, были высказаны мыслителями Нового времени. Основоположник антропного принципа соучастника Дж. Уиллер, по сути, перефразировал декартовское cogito ergo sum в своей формуле - cogito ergo mundus talis est (я мыслю, поэтому мир таков, каков он есть)3. Фиксация в КАП связи фундаментальных постоянных с фактом существования человека перекликается с принципом предустановленной гармонии, выдвинутого Лейбницем в учении о монадах4.

Содержащийся в положениях КАП тезис о нераздельности познающего субъекта и познаваемого объекта фактически воспроизводит мысль о сложной структурированности «субъекта», развитую в немецкой классической

1 Жданов Ю.А., Минасян Л.А. Антропный принцип и «Космология духа» // Научная мысль Кавказа. - 2000. - № 4. - С. 3-22. Балашов Ю.В. Антропные аргументы в современной космологии // Вопросы философии. - 1988. -№7. - С. 117-127; Картер Б. Совпадения больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология: теории и наблюдения. - М.: Мир, 1978. - С. 369-379; Хлопов М.Ю. Основы космомикрофизики. -М.: Едиториал УРСС, 2011. - 370с.; Шкловский И.С. Космическое радиоизлучение. Избранные труды в 2 томах. Т. 1. - М.: Наука, 2007. - 386с.

2 Черникова И.В. Философия и история науки. Учебное пособие. - 2-е издание. - Томск: Издательство НТЛ, 2011. - С. 158.

3 Новая философская энциклопедия в 4 томах / Под. ред. В.С. Степина. Т. 1. - М.: Мысль, 2010. - С. 131.

4 Belaval Y. L'idée d'harmonie chez Leibniz. - Studium Generale. - 1966. - Jg. 19. - H. 9.

философии (особенно в «наукоучении» И.Г. Фихте )1. Преемственность идей КАП с наследием И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга прослеживается также и в отведении человеческому духу ключевого места в системе космоса2.

Идея единства человека с космосом и космический масштаб его деятельности является центральной для философской традиции русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.К. Рерих, А.Л.Чижевский). Парадигма взаимодействия человека и природы основана на понимании мира как целостной и развивающейся системы, где человек и природная среда развиваются совместно3.

На Западе непосредственным предтечей формулировки КАП стал А.Уоллес, постулировавший жесткую обусловленность возникновения на Земле сознательной органической жизни наличием «чудовищно обширной материальной Вселенной»4.

Качественно новый этап в осмыслении этой связи, названный Д. Барроу «переоткрытием» антропного принципа наукой, обусловлен попыткой релятивистской космологии решить проблему «больших чисел»5. Ученые обратили внимание на тот факт, что существенное изменение фундаментальных физических констант Вселенной привело бы к невозможности появления в ней жизни, в связи с чем возникла дискуссия о наличии «тонкой настройки», позволяющей возникнуть разумной жизни.

Безусловный приоритет по частоте употребления из многочисленных изложений антропного принципа различными исследователями принадлежит формулировкам Б. Картера6. Однако, существует целый ряд других определений КАП, а также их версий и интерпретаций, которые, в частности,

1 См.: Лукьянов А.В. Историко-критическое введение в философию естествознания. - Екатеринбург: РИЦ УрГУ, 2003. - С. 60-62.

2 См.: Лега В.П. История западной философии. Часть вторая. Новое время. Современная западная философия. Учебное пособие. - М.: Издательство ПСТГУ, 2009. - С. 182; Шеллинг Ф.В.Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. - СПб.: Издательство Наука, 1998. - С. 125-128.

3 Орешников И.М. Философия науки и техники. Учебное пособие. - Уфа: Издательство УГНТУ, 1999. - С. 97.

4 Уоллес А.Р. Место человека во вселенной. - СПб.: Издательство О.Н. Поповой, 1904. - С. 286.

5 Черникова И.В. Указ. соч. - С. 158.

6 См.: Barrow D.J., Tipler F. The Anthropic Cosmological Principle. - Oxford-New York: Oxford University Press, 1996. - 706p.

разрабатывались Г.М. Идлисом, А.Л. Зельмановым, Г.И. Нааном, И.С.Шкловским, Р. Дикке, Д. Барроу, Ф. Типлером, Дж. Уиллером1.

Философский аспект КАП исследовали Н. Бостром, П. Дэвис, В.В.Казютинский, А.В. Нестерук, Л.М. Гиндилис, Д.Я. Мартынов, Л.Б.Баженов, Т.Я. Сутт, Ю.В. Балашов, С.В. Илларионов, Ю.А. Жданов, Л.А. Минасян2.

Критика эмпирических естественнонаучных оснований КАП содержится в трудах физиков Х. Пагельса, М. Риса, Д. Гросса, И.Л. Розенталя3.

Рассмотрение онтологических и гносеологических оснований КАП было заявлено предметом диссертационного исследования А.А. Аредакова «Антропный принцип как возможность глобального эволюционизма». Однако эта работа рассматривалась автором лишь как элемент предстоящего более широкого анализа взаимосвязи КАП и концепции глобального эволюционизма. Тем не менее, эта сторона исследования А.А. Аредакова представляет для нас интерес в качестве отправного пункта в постановке проблемы данной диссертации4.

Интересный опыт альтернативной трактовки антропных аргументов в современном естествознании содержится в работе А.Ю. Внутских, М.И.Ненашева «Антропный принцип современной науки: содержание и философские интерпретации», дискуссионный характер которой, по мнению

1 См.: Dicke, Robert H. Dirac's Cosmology and Mach's Principle // Nature.- 4 Nov. 1961. - vol. 192. - №. 4801. - P. 440-441; Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум; Barrow D.J., Tipler F. Op. cit.; Wheeler J.A. Genesis and Observership /Foundational Problems in the Special Sciences. - Dordrecht, 1977. - P. 27.

2 Мартынов Д.Я. Антропный принцип в астрономии и его философское значение // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. - М.: ИФРАН, 1986. - С. 155-157; Сутт Т.Я. Идея глобального эволюционизма и принцип антропности // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. - М.: ИФРАН, 1986. - С. 8287; Балашов Ю.В., Илларионов С.В. Антропный принцип: содержание и спекуляции // Глобальный эволюционизм. - М.: ИФРАН, 1994. - 108-124; Баженов Л.Б. О статусе антропного принципа в космологии // Вселенная, астрономия, философия. - М.: Издательство московского университета, 1988. - С. 90; Жданов Ю.А., Минасян Л.А. Указ. соч.; Казютинский В.В. Антропный принцип и мир постнеклассической науки // Астрономия и современная картина мира / Отв. ред. В.В. Казютинский - М.: ИФРАН, 1996. - С. 144-182.

3 См.: Pagels R. Heinz. A Cozy Cosmology. - Whole Earth Review. - 1987 - Summer - P. 6-12; Rees M.J. Numerical Coincidences and «Zuning» in cosmology // Wickramaisinghe ed C. Fred Hoyles. Universe, 2003. - Р. 95-108; Гросс Д. Грядущие революции в фундаментальной физике. Лекция от 13 мая 2006 г. [Электронный ресурс] // Элементы. Новости науки. Научно-популярный проект «Элементы». - М., 2006. - Режим доступа: http://elementy.ru/lib/430177, свободный - Загл. с экрана; Архангельская И.В., Розенталь И.Л., Чернин А.Д. Космология и физический вакуум. - М.: КомКнига, 2007. - 216 с.

4 Аредаков, А.А. Антропный принцип как возможность концепции глобального эволюционизма: дис. ...канд. филос. наук: 09.00.01 - М., 2007. - 149с.

авторов, послужит импульсом для продолжения философских поисков ответа на вопрос о месте человека в мире1.

Таким образом, исходя из истории вопроса, которую мы подробно рассматриваем в главе 1, можно охарактеризовать степень разработанности проблемы содержания форм, версий и интерпретаций КАП как недостаточную: не существует целостного определения КАП, нет четкой и последовательной дифференциации сильной и слабой форм КАП, нет ясной классификации разновидностей КАП, что создает трудности для решения методологических задач, которые он ставит перед наукой и философией.

Объектом исследования является КАП в сложившихся в современной философии и науке его формах, версиях, интерпретациях.

Предметом исследования выступают онтологические и гносеологические основания форм, версий, интерпретаций КАП.

Цель исследования - выявить онтологические и гносеологические основания КАП, наметить перспективы дальнейшего развития онтолого-гносеологического осмысления КАП. Цель настоящего исследования вытекает из степени разработанности проблемы.

Достижение заявленной цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:

- рассмотреть эволюцию проблемы антропности в контексте мировой философской мысли;

- установить естественнонаучные основания слабой и сильной форм КАП и их разновидностей;

- уточнить различие содержания сложившихся форм, версий, интерпретаций КАП, а также установить связи и отношения между ними;

- провести анализ онтологических оснований рассматриваемых форм, версий, интерпретаций КАП;

1 Внутских А.Ю., Ненашев М.И. Антропный принцип современной науки: содержание и философские интерпретации. - Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т., 2014. - 79с.

- провести анализ гносеологических оснований рассматриваемых форм, версий, интерпретаций КАП;

- наметить онтолого-гносеологические перспективы возможного развития сильных сторон КАП.

Теоретическая и методологическая основа исследования. При проведении нашего исследования мы ориентировались в основном на диалектико-материалистический метод познания, который предполагает рассмотрение предметов и явлений действительности как материальных в своей основе, взаимосвязанных и взаимообусловленных, находящихся в процессе непрерывного движения в различных его формах, в конечном счете, развивающихся через преодоление противоречий. В рамках диалектико-материалистического метода автор использовал общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, восхождение от простого к сложному, от частного к общему, от общего к частному. Наряду с диалектическим подходом, автор стремился руководствоваться законами формальной логики, поскольку они позволяют обнаружить противоречия в содержании исследуемых понятий. Применялись также научные принципы детерминизма и историзма.

В работе использовались теоретические труды классиков философской и научной мысли, принадлежащих как к материалистическому, так и идеалистическому направлениям в методах решения основных вопросов философии и объяснения картины мира.

Новизна исследования заключается в следующих результатах работы:

1) установлено, что в различных формулировках КАП нашли свое концентрированное выражение проблемы взаимосвязи Вселенной и человека, которые ставились на протяжении тысячелетий развития философской, религиозной и научной мысли, в результате чего современная формулировка данного принципа является закономерным следствием развития научного знания, характеризующим его новейший период;

2) выявлено онтологическое и гносеологическое содержание слабой и сильной форм КАП через соотнесение формулировок их версий и интерпретаций с положениями основных философских систем и направлений;

3) доказано, что КАП представляет собой общее название целого ряда абстрактных предположений и научных гипотез, устанавливающих корреляцию между фактом существования разумной человеческой жизни и свойствами Вселенной, но при этом логически противоречащих друг другу своим содержанием;

4) выявлено, что из всего множества формулировок КАП могут найти онтологическое обоснование в объективном идеализме: интерпретация «последнего наблюдателя», глобально-эволюционистская версия, финалистская версия, слабая форма, космологическая версия сильной формы; и в механистическом материализме - все версии и интерпретации, кроме антропного принципа соучастника (АПС);

5) доказано, что гносеологическое обоснование КАП находит в рационализме (за исключением обоснования слабой формы, концепции Эверетта-Менского, глобально-эволюционисткой версии в философии А. Шопенгауэра), выражая, тем самым, преимущественно рационалистически-механистический подход в понимании картины мира;

6) введено понятие «ноосного» принципа как альтернативы космологическому антропному принципу, в котором снимаются выявленные логические противоречия и расплывчатость содержания, присущие формам, версиям, интерпретациям КАП, и философским основанием которого являются принципы диалектического материализма, а также учение о ноосфере.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) версии и интерпретации КАП, помимо теистических, могут получить

онтологические основания в плюрализме (принцип самоселекции,

космологическая версия сильной формы), идеалистическом и

материалистическом монизме (все версии и интерпретации), детерминизме (все

версии и интерпретации), пантеизме (сильная форма), гилозоизме (сильная

11

форма), панпсихизме (сильная форма), холизме (все монистически понимаемые версии и интерпретации) и гносеологические основания в позициях: рационализма (все версии и интерпретации), иррационализма (слабая форма, концепция Эверетта-Менского, глобально-эволюционистская версия, обосновываемые в духе философии Шопенгауэра), агностицизма (принцип самоселекции, концепция Эверетта-Менского, антропный принцип соучастника), признания познаваемости мира (все версии и интерпретации, принципа соучастника);

2) версии и интерпретации КАП с онтолого-гносеологической точки зрения имеют важные точки пересечения с материалистической диалектикой, в том числе с диалектико-материалистической теорией познания, а именно: детерминизм, в случае рационалистических гносеологических оснований; рационализм, в случае материалистических онтологических и неагностических гносеологических оснований; материализм и признание познаваемости мира;

3) на основе сказанного выше, становится ясным, что этих точек соприкосновения недостаточно, чтобы версии и интерпретации КАП смогли получить онтолого-гносеологические основания в материалистической диалектике, т.к. версии и интерпретации КАП не удовлетворяют полностью ее требованию исходить из картины мира как вечно и непрерывно развивающегося. С точки зрения материалистической диалектики КАП не может стать одним из фундаментальных принципов в построении картины мира и в объяснении физических законов можно обходиться без него;

4) в результате философского анализа открывается, что онтолого-гносеологические основания КАП состоят в проявлении в нём преимущественно объективного идеализма, механистического материализма и механистического рационализма;

5) разнородные содержательные стороны КАП могут послужить

естественно-научным основанием для онтологических и гносеологических

позиций множества философских подходов и систем, одновременно получая в

них философское обоснование, при этом для материалистической диалектики

12

представляют интерес утверждение и актуализация большинством версий и интерпретации данного принципа детерминизма, рационализма и гносеологического оптимизма;

6) в качестве наиболее продуктивной перспективы онтологического и гносеологического осмысления КАП, в аспекте развития научного знания, представляется переосмысление и переформулирование данного принципа на основе материалистической диалектики в процессе разработки «ноосного» принципа, в котором были бы устранены логические противоречия, расплывчатость содержания и другие методологические недостатки форм, версий, интерпретаций КАП, и при этом бы содержалось интегративное положение, что дух немыслим без материи, которая, в свою очередь, немыслима без духа.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость заключается в проведении философского анализа КАП, в установлении онтологических и гносеологических оснований КАП, в выявлении и критическом рассмотрении ряда методологических недостатков данного принципа, а также в обозначении перспективы интегративного философского осмысления и развития содержащихся в нём сильных сторон.

Практическое значение исследования состоит в попытке сделать вклад в процесс рационализации философского и научного знания путем систематизации содержания КАП по критерию соотнесения его форм, версий, интерпретаций с рядом основных направлений традиции философской мысли, в возможности использовать результаты исследования в методологических целях, в практической научно-педагогической деятельности в высшей школе.

Апробация работы. Основные идеи диссертации были апробированы в работе следующих конференций и семинаров:

- Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание в образовании: роль социогуманитарных дисциплин» (Уфа, 19.05.2006);

- Онтология творчества в развитии реальных, виртуальных и искусственных систем (Уфа, 15-16.02.2008);

- Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы методологии, философии науки и образования» (Уфа, 9-10.02.2007);

- 2-я региональная зимняя школа-семинар аспирантов и молодых ученых «Интеллектуальные системы обработки информации и принятия решений». (Уфа, 13-17.02.2007);

- Вторая международная конференция «Информационные технологии интеллектуальной поддержки принятия решений» (Уфа, 18-21.05.2014);

- Третья международная конференция «Информационные технологии интеллектуальной поддержки принятия решений» (Уфа, 18-21.05.2015);

- VII Российский философский конгресс (Уфа, 6-10.10.2015).

Автор выступил с двумя докладами по проблемам КАП на постоянно действующем методологическом семинаре проф. Кудряшева А.Ф. «Проблема обоснования знания» при Башкирском государственном университете (Уфа, 29.11.2008 и 31.01.2015).

На заседании Башкирского отделения научного совета по методологии искусственного интеллекта Российской академии наук автором был сделан доклад «Искусственный интеллект в аспекте проблем антропоцентризма» (Уфа, 24.02.1016).

Общий объем результатов исследования, отраженных в 14 научных публикациях автора, составляет 4,2 п.л., среди них в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук - 6 статей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав основного текста (первая включает в себя четыре параграфа, вторая - три), заключения, списка литературы, включающего 214 наименований и 3 приложений. Объем текста без приложений - 152 страницы.

ГЛАВА 1. РАЗЛИЧИЕ ОСНОВАНИЙ СИЛЬНОЙ И СЛАБОЙ ФОРМ КОСМОЛОГИЧЕСКОГО АНТРОПНОГО ПРИНЦИПА (КАП)

§ 1. Проблема связи человека и космоса в философии

Впервые сформулированный и введенный в научный оборот Б.Картером в 1973 г., космологический антропный принцип (далее КАП) фактически сформировался раньше, а его корни уходят в глубокую историю. Идея привилегированного положения Земли и человечества во Вселенной, целенаправленно создаваемого мироздания, испокон веков присуща религиозным системам (иудаизм, зороастризм, христианство, ислам). Элементы КАП можно обнаружить в различных направлениях философии античности (Фалес, Гераклит, Протагор, Демокрит, Платон, Аристотель).

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Белоногов Георгий Евгеньевич, 2016 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Aguirre, A. The cold Big-Band Cosmology as a Counter-example to Several Anthropic Arguments [Электронный ресурс] / A. Aguirre // Fhys. rev. -2001 - Режим доступа: http://arxiv.org/abs/astro-ph/0106143, свободный, Загл. с экрана.

2. Barrow D.J. The Anthropic Cosmological Principle / D.J. Barrow, F. Tipler // Oxford. - New York: Oxford University Press, 1996. - 706p.

3. Belaval, Y. L'idée d'harmonie chez Leibniz / Y. Belaval // Studium Generale. - 1966. - Jg. 19.

4. Berger, R.L. A New Species of Homo Like Australopith from South Africa / R.L. Berger, D.J. De Ruiter, S.E. Churchill etc. // Science. - 2010. - V. 328. - P. 195-204.

5. Berhane, A. Australopithecus garhi: A New Species of Hominid From Ethiopia / A. Berhane, C.O. Lovejoy, T. White etc. // Science. - 1999. - V. 284. - P. 629-635.

6. Bostrom, N. Antropic Bias: Observation Selection Effects in Science and Philosophy. - New York, 2002. - 224p.

7. Brownlee, D. Rare Earth: Why Complex Life is Uncommon in the Universe / D. Brownlee, P. Ward // NY: Copernicus Book, 2000. - 355p.

8. Carter, B. The Anthropic Principle and its Implications for Biological Evolution / B. Carter // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. - 1983. V. A310. - № 1512. - P. 347-363.

9. Castoriadis, C. Experience du movement ouvriere, vol. I-II. - Paris, 1974. -P. 217-218.

10. Davies, P.C.W. Multiverse cosmological models / P.C.W. Davies // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://arxiv.org/abs/astro-ph/0403047v1, свободный, Загл. с экрана.

11. Davoudiasl, H. Unified Origin for Baryonic Visible Matter and Antibaryonic Dark Matter / H. Davoudiasl, David E. Monissey, K. Sigurdson, and S. Tukin // Physical Review Letters - 2010. - T. 105. - P. 211-304.

12. Dicke, Robert H. Dirac's Cosmology and Mach's Principle / Robert H. Dicke // Nature. - 4 Nov. 1961. - vol. 192. - №. 4801. - P. 440-441.

13. Ehrenfest, P. In what way does it become manifest in the fundamental laws of physics that space has three dimensions? / P. Ehrenfest // Proc. Amsterdam Acad. - 1917. - Vol. 20. - P. 200-209.

14. Gardner, M. WAP, SAP, PAP & FAP // The New York Review of Books. -1986 - 8 May. - Vol. 33. - P. 22-25.

15. Glasersfeld, Ernst Von Key. Works in Radical Constructivism. - Rotterdam: Sense Publishers, 2009. - 342p.

16. Lanier, J. You Are Not a Gadget. N.Y.: Alfred A. Knopf, 2010. - 209p.

17. Larangé, Daniel S. L'Esprit de la Lettre. Pour une sémiotique des représentations du spirituel dans la littérature française des xx-e et xx-e siècles. - Paris: L'Harmattan, 2009. - 516p.

18. Lisle, J. Taking Back Astronomy: The Heavens Declare Creation and Science Confirms It. - Green Forest: Master Books, 2011. - 128p.

19. Maynard, Smith J. On the likelihood of habitable worlds / Smith J. Maynard, E. Szathmary // Nature. - 11 Nov. 1996. — Vol. 384 - № 6605. - P. 107.

20. Nagel, T. Panpsychism, Mortal Questions / T. Nagel // Cambridge: Cambridge University Press, 1979. - P. 181-195.

21. Pagels, R. Heinz. A Cozy Cosmology. - Whole Earth Review. - 1987 -Summer. - P. 6-12.

22. Posadas, J. Les soucoupes volantes, le processus de la matière et de l'ènergie, la science, la lute de classes et révolutionnaire et le future socialiste de l'humanité. - Edition Revue Marxiste. - Vol. 54. - Paris, 1968. - 22p.

23. Rees, M.J. Numerical Coincidences and «Zuning» in cosmology / M.J. Rees // Wickramaisinghe ed C. Fred Hoyles. Universe, 2003. - Р. 95-108.

24. Ross, N. Hugh. Design and the Anthropic Principle [Электронный ресурс] / N. Hugg Ross // Trinity Report. - 9 Nov. 1996. - Режим доступа: http://mypage.direct.ca/g/gcramer/triunity.html, свободный, Загл. с экрана.

25. Smuts, J.C. Holism and evolution. - Whitefish: Kessinger Publishing, 2010.

- 374p.

26. Shubin, N.H. The Universe Within: Discovering the Common History of Rocks, Planets, and People. - New York: Pantheon, 2013. - 240p.

27. Savulescu, J. Human Enhancement / J. Savulescu, N. Bostrom // Oxford: Oxford University Press - 2009. - 416p.

28. Tipler, F.T. The Omega point theory: a model of an evolving God / F.T. Tipler // Philosophy and Theology: a common quest for understanding. -Vatican, 1988. - P. 313-332.

29. Wallis, J. On the cometary origin of the Polonnaruwa meteorite / J. Wallis, Ch. Wickramasinghe // Journal of Cosmology. -2013. - Vol. 21. - № 38. -P. 39.

30. Wheeler, J.A. Genesis and Observership / J.A. Wheeler // Foundational Problems in the Special Sciences. - Dordrecht, 1977. - P. 3-33.

31. Whitrow, G. The Natural Philosophy of Time. - Oxford University Press, 1961. - 324p.

32. Абалкин, Л.И. Тектология А. Богданова: на пути к новой парадигме / Л.И. Абалкин // Вопросы философии. - 1995. - № 8. - С. 3-8.

33. Авенариус, Р. Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры сил. - М.: КомКнига, 2007. - 56с.

34. Авиезер, Н. Вера в эпоху науки. Как понимать Тору с точки зрения науки / Пер. Ю. Винер. - Jersey city: ktav publishing house, 2001. - 352с.

35. Аксельрод, Л.И. (Ортодокс) Философские очерки. Ответ философским критикам исторического материализма. 4-е издание. - М.: Либроком, 2010. - 240с.

36. Анкин, Д.В. Рациональность практическая. / Д.В. Анкин // Европейский журнал социальных наук. - 2014. - № 6-2 (45). - С. 52-55.

37. Антонович, М.А. О человеческой философии // Избранные философские сочинения. - М.: Государственное издательство политической литературы: 1945. - 371с.

38. Аредаков, А.А. Антропный принцип как возможность концепции глобального эволюционизма: дис. .канд. филос. наук: 09.00.01/Аредаков Андрей Александрович - М., 2007. - 149с.

39. Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования. - М.: Алетейя. Эльга, 2002. - 832с.

40. Архангельская, И.В. Космология и физический вакуум. / И.В. Архангельская, И.Л. Розенталь, А.Д. Чернин - М.: КомКнига, 2007. -216 с.

41. Асмус, В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 2009. - 400с.

42. Баженов, Л.Б. О статусе антропного принципа в космологии / Л.Б. Баженов // Вселенная, астрономия, философия. - М.: Издательство московского университета, 1988. - С. 89-99.

43. Бакеева, Е.В. Презумпция осмысленности как условие понимания / Е.В. Бакеева // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. - 2014. -Т. 131. № 3. - С. 5-12.

44. Бакина, В.И. Космос и человек в древней философии: Восток - Запад. -М.: МАКС Пресс, 2013. - 140 с.

45. Баксанский, О.Е. Место человека во вселенной / О.Е. Баксанский, В.М. Чаругин // Земля и вселенная. - 1993. - С. 73-87.

46. Балашов, Ю.В. Антропные аргументы в современной космологии / Ю.В. Балашов // Вопросы философии. - 1988. - №7. - С. 117-127.

47. Балашов, Ю.В. О статусе антропного принципа / Ю.В. Балашов // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. - М.: ИФРАН, 1986. - С. 141-147.

48. Балашов, Ю.В. Антропный принцип: история и современность / Ю.В. Балашов, В.В. Казютинский // Природа. - 1989. - №1. - С. 23-32.

49. Балашов, Ю.В. Антропный принцип: содержание и спекуляции / Ю.В. Балашов, С.В. Илларионов // Глобальный эволюционизм. - М.: ИФРАН, 1994. - С. 108-124.

50. Белоногов, Г.Е. О необходимости рационализации социогуманитарного знания / Г.Е. Белоногов // Исторический материализм в XXI веке: необходимость обновления. - М.: Спутник+, 2005. - С. 85-89.

51. Бергсон, А. Творческая эволюция - М.: Кучково поле, 2006. - 384с.

52. Беркли, Дж. Трактат о началах человеческого знания, в котором исследуются главные причины заблуждения и трудности наук, а также основания скептицизма, атеизма и безверия. - М.: Либроком, 2014. -184с.

53. Богданов, А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. - М.: Изд-во Финансы, 2003. - 496с.

54. Бруно, Дж. Изгнание торжествующего зверя. - М.: Эксмо, 2014. - 304с.

55. Бруно, Дж. Философские диалоги. - М.: Новый акрополь, 2013. - 512с.

56. Бугера, В.Е. Сущность человека. - М.: Наука, 2005. - 300с.

57. Бугера, В.Е. Куда девались Прометеи: о социальной обусловленности научного творчества / В.Е. Бугера, Г.Е Белоногов // Философия в 21 веке. Онтология, творчество и гуманизм: материалы международной научной конференции. - Т. 1. - Уфа, 2008. - С. 42-47.

58. Будко, В.В.Хрестоматия по философии / В.В. Будко, А.Б. Зинчина, Ю.А. Фатеев - Харьков: ХНАМГ, 2010. - 365с.

59. Бряник, Н.В. Онто-гносеологические основания науки в России: дис. ...докт. филос. наук: 09.00.01 / Бряник Надежда Васильевна -Екатеринбург, 1995. - 313с.

60. Бряник, Н.В. Философский смысл картины мира постнеклассической науки/ Н.В. Бряник // Научный ежегодник Института философии и

права Уральского отделения Российской академии наук. - 2014. - Т. 14. № 4. - С. 5-21.

61. Бюхнер, Л. Сила и материя. Очерк естественного миропорядка вместе с основанной на нем моралью, или учением о нравственности. - М.: Либроком, 2010. - 306с.

62. Вайнберг, С. Космология. - М.: Либроком, 2013. - 608с.

63. Варела, Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания / Ф. Варела, У. Матурана // М.: Прогресс-Традиция, 2001. -224с.

64. Вейсман, А. Земля без людей. - М.: Эксмо, 2012. - 384с.

65. Вернадский, В.И. Живое вещество. - М.: Книга по требованию, 2012 -362с.

66. Вернадский, В. И. Избранные труды. - М.: Российска политическая энциклопедия, 2010. - 744 с.

67. Вернадский, В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. - М.: Книга по требованию, 2012. - 348с.

68. Виленкин, А. Мир многих миров. Физики в поисках иных вселенных. -М.: Астрель, 2009. - 303с.

69. Внутских, А.Ю. Антропный принцип современной науки: содержание и философские интерпретации / А.Ю. Внутских, М.И. Ненашев // Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т., 2014. - 79с.

70. Внутских, А.Ю. «Глобальный антропный принцип» современного естествознания и интерпретация смысла человеческого бытия / А.Ю. Внутских // Вестник Пермского университета . - 2012. - №1. - С.4.

71. Войцехович, В.Э. Антропный принцип как интегрирующее ядро постнеклассической науки / В.Э. Войцехович // Философия и космология. - 2010. - №1. - С. 33-37.

72. Галимов, Б.С. Идея «трансценденции» личности и перспективы развития последней в современную эпоху глобализации / Б.С. Галимов,

А.В. Лукьянов, Г.Г. Салихов // Философия Иоганна Готлиба Фихте на рубеже ХХ-ХХ1 веков - Уфа.: РИЦ БашГУ, 2015. - С. 4-9.

73. Гегель, Г.В.Ф. Философия истории (Сер. Слово о сущем). - СПб.: Издательство Наука, 1993. - 479с.

74. Гегель, Г.В.Ф. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - 526с.

75. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия Духа. - М.: Мысль, 1977. - 471с.

76. Гиндилис, Л.М. Антропный принцип: занимает ли человек исключительное место во Вселенной / Л.М. Гиндилис // Глобальный эволюционизм. (философский анализ) / Отв. ред. Л.В. Фесенкова. - М.: ИФРАН, 1994. - С. 105-149.

77. Головко, Н.В. Натурализация метафизики: научный реализм и диалектический материализм / Н.В. Головко // Вопросы философии. -2013. - №8. - С. 24-33.

78. Гольбах, П.А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного. Избранные произведения в 2 томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1963. - 715с.

79. Гольдман, Л. Лукач и Хайдеггер. - СПб.: Владимир Даль, 2009. - 292с.

80. Гордон, А. Антропный принцип. Телепрограмма «Ночной эфир Александра Гордона». Участники: Казютинский В.В., Павленко А.Н. Стенограмма эфира от 5 ноября 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gordon0030.narod.ru/archive/19317/index.html, свободный - Загл. с экрана.

81. Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: Либроком, 2015. - 370с.

82. Гросс, Д. Грядущие революции в фундаментальной физике. Лекция от 13 мая 2006 г. [Электронный ресурс] / Д. Гросс // Элементы. Новости науки. Научно-популярный проект «Элементы». - М., 2006.- Режим доступа: http://elementy.ru/lib/430177, свободный - Загл. с экрана.

83. Гросс, Д. Держу пари, что суперсимметрия будет открыта. Интервью от 13 мая 2006 г. [Электронный ресурс] / Д. Гросс // Элементы. Новости науки. Научно-популярный проект «Элементы». - М., 2006. - Режим доступа: http://elementy.ru/lib/430285, свободный - Загл. с экрана.

84. Гуревич, П.С. Возможна ли философская антропология? / П.С. Гуревич // Логико-филос. исслед. Вып. 5. М., 2012. С. 144-158.

85. Грэхэм, Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1991. -480с.

86. Дворецкий, И.Х. Древнегреческо-русский словарь в 2-х томах. Т. 2. -М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. - 1905с.

87. Девис, П. Случайная Вселенная. - М.: Мир, 1985. - 160с.

88. Девис, П. Суперсила. - М.: Мир, 1989. - 139с.

89. Демин, В.Н. Циолковский: Автобиография К. Э. Циолковского, записанная А. Л. Чижевским. Афоризмы Циолковского. Высказывания о Циолковском. Сказка, рассказанная Циолковским внуку Алеше. - М.: Либроком, 2014. - 336 с.

90. Джахая, Л. Философская проблема «Существования» / Л. Джахая // Философия и космология. - 2016. - Т.16. - С. 43-52.

91. Джеймс, У. Прагматизм. Новое название для некоторых старых методов мышления. Популярные лекции по философии. - М.: ЛКИ, 2011. - 240с.

92. Диалектика процесса познания / Под ред. М.Н. Алексеева, А.М. Коршунова. - М.: Издательство Московского университета, 1985. -367с.

93. Дидро, Д. Письмо о слепых, предназначенное зрячим. Сочинения в 2 томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1986. - 592с.

94. Дицген, И. Экскурсия социалиста в область теории познания. - 3-е изд. М.: ЛКИ, 2010 - 184с.

95. Добролюбов, Н.А. Френология. Соч. Матвея Волкова. Спб. 1857. Отрывки из заграничных писем (1844-1848) Матвея Волкова. Спб. 1858 [Электронный ресурс]. - М.: Litres, 2013. - Режим доступа: http://books.google.co.id/books7id, свободный - Загл. с экрана.

96. Ефремов, И.А. Час быка. - М.: АСТ, 2011. - 491с.

97. Жданов, Ю.А. Антропный принцип и «Космология духа» / Ю.А. Жданов, Л.А. Минасян // Научная мысль Кавказа. - 2000. - № 4. - С. 322.

98. Зельманов, А.Л. К постановке космологической проблемы / А.Л. Зельманов // Труды второго съезда ВАГО (25-31 января 1955 г.). - М., 1960. - С. 72-84.

99. Зорина, З.А. О чем рассказали говорящие обезьяны / З.А. Зорина, А.А. Смирнова // М.: Языки славянских культур, 2006. - 424с.

100. Игнатович, В.Н. Основанный на старых идеях Фридриха Энгельса новый взгляд на проблему тепловой смерти вселенной / В.Н. Игнатович // Марксизм и современность. 1997. - №3. - С. 66-71, 1998. - №1. - С. 102-112.

101. Идлис, Г.М. Основные черты наблюдаемой астрономической Вселенной как характерные свойства обитаемой космической системы / Г.М. Идлис // Известия Астрофизического Института Академии наук Казахской ССР. - 1958. - Т. 7. - С. 39-54.

102. Ильенков, Э.В. Философия и культура. - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 464с.

103. Ильенков, Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории - 5-е изд. - М.: Ленард, 2014. - 328с.

104. Ильин, И.В. Эволюционная глобалистика (Концепция развития глобальных процессов) / И.В. Ильин, А.Д. Урсул. - М.: Изд-во МГУ, 2009 - 232с.

105. Казначеев, В.П. Непознанного в нашей жизни еще очень много / В.П. Казначеев // Знак вопроса. - 1990. - № 2. - С. 43-45.

106. Казютинский, В.В. Антропный принцип и мир постнеклассической науки / В.В. Казютинский // Астрономия и современная картина мира / Отв. ред. В.В. Казютинский. - М.: ИФРАН, 1996. - С. 144-182.

107. Казютинский, В.В. Антропный принцип и научное объяснение / В.В. Казютинский // Бюллетень НКЦ SETI. - 1998. - Июль-декабрь - № 13. - С. 5-6.

108. Казютинский, В.В. Концепция глобального эволюционизма в научной картине мира / В.В. Казютинский // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. - М.: ИФРАН, 1986. - С. 61-84.

109. Кант, И. Критика чистого разума. - М.: Эксмо, 2007. - 1118с.

110. Кант, И. Всеобщая естественная история и теория неба. Сочинения в 8 томах. Т. 1. - М.: Чоро, 1994. - С. 121.

111. Картер, Б. Совпадение Больших Чисел и антропологический принцип в космологии / Б. Картер // Космология. Теории и наблюдения. - М.: Мир, 1978. - С. 369-379.

112. Кессиди, Ф.Х. Гераклит и диалектический материализм / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. — 2009. — № 3. — С. 142-146.

113. Кирьянов, Д., прот. Естественное богопознание в творениях святых отцов церкви и проблемы современного диалога науки и богословия / Д. Кирьянов // Труды Тобольской духовной семинарии. Вып. 2 -Тобольск : Тобольская духовная семинария, 2011. - С. 177-193.

114. Климент Александрийский. - Строматы. - Т. 2. / Пер. Е.В. Афонасин. -СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. - 336с.

115. Климушкин, Д.Ю. Место гелиоцентрической гипотезы в античной науке / Д.Ю. Климушкин // Избранные проблемы астрономии: материалы научно-практической конференции «Небо и Земля», посвященной 75-летию астрономической обсерватории ИГУ. -Иркутск: РИЦ ИГУ, 2006. - С. 62-69.

116. Коперник, Н. О вращении небесных сфер. Малый комментарий. - М.: Книга по требованию, 2012. - 652с.

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

Коэн, Д. В шариках плазмы содержится намек на новую форму жизни [Электронный ресурс] / Д. Коэн // Интернет-газета «Пресс-обозрение» - 19 сент. 2003. -Режим доступа: http://press.try.md/item.php?id=33031 свободный - Загл. с экрана.

Кудряшев, А.Ф. Онтология гуманизма / А.Ф. Кудряшев // Философия в 21 веке. Онтология, творчество и гуманизм: материалы международной научной конференции. - Т. 1. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - С. 11-14. Кузнецов, Б.Г. Развитие физических идей от Галилея до Эйнштейна в свете современной науки. 3-е изд. - М.: УРСС, 2010. - 520с. Кузнецова,Т.В. История и проблема робота / Т.В. Кузнецова, З.И. Оруджев // Вопросы философии. - 2016. - №1. - С. 71-81. Курашов, В.И. Начала философии науки. - М.: КДУ, 2007. - 448с. Ламетри, Ж.О. Человек-машина. Сочинения. 2-е изд. - М.: Мысль, 1983. - 509с.

Лаплас, П.С. Изложение системы мира. - М.: ЁЁ Медиа, 2012. - 379с. Лаплас, П.С. Опыт философии теории вероятностей. - М.: Либроком, 2011. - 208с.

Лега, В.П. История западной философии. Часть вторая. Новое время. Современная западная философия. Учебное пособие. - М.: Издательство ПСТГУ, 2009. - 456с.

Лейбниц, Г.В. Монадология. Сочинения в 4 томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1982. - 636с.

Лейбниц, Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. Сочинения в 4 томах. Т. 4. - М.: Мысль, 1989. - 554с. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256с.

Лем, С. Одиноки ли мы в космосе? / С. Лем // Знание - сила, 1977. - № 7. - с. 40 - 41.

Лем, С. Солярис. - М.: АСТ, 2014. - 288с.

131. Ленин, В.И. И. Дицген. Мелкие философские работы. - ПСС. - 5-е изд.

- Т. 29. - М.: Изд-во политической литературы, 1973. - С. 365-454.

132. Ленин, В.И. К 25-летию смерти Иосифа Дицгена. - ПСС. - 5-е изд. - Т. 23. - М.: Изд-во политической литературы, 1973. - С. 117-120.

133. Ленин, В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». - ПСС. - 5-е изд. -Т. 29. - М.: Изд-во политической литературы, 1973. - С. 77-218.

134. Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм. - ПСС. - 5-е изд. - Т. 18 - М.: Изд-во политической литературы, 1968. - 525с.

135. Лосев, А.Ф. О единстве трех понятий / А.Ф. Лосев // Студенческий меридиан. - 1986. - № 9. - С. 30-33.

136. Лукьянов, А.В. Идея метакритики «чистой любви» (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). - Уфа: РИЦ БашГУ, 2001. - 226с.

137. Лукьянов, А.В. Историко-критическое введение в философию естествознания. - Екатеринбург: РИЦ УрГУ, 2003. - 199с.

138. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. Изд.3 - М.: УРСС, 2013. - 296с.

139. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992. - 408с.

140. Мандель, Б.Р. Некоторые актуальные проблемы современной науки -М.: Директ-Медиа, 2014. - 615с.

141. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // ПСС. - 2-е изд.

- Т.3. - М.: Издательство политической литературы, 1955. - С. 1-4.

142. Маркс, К. Третий подход абсолютной критики /К. Маркс Ф. Энгельс // ПСС. - 2-е изд. - Т. 2. - М.: Издательство политической литературы, 1955. - С. 109-157.

143. Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1859 годов / К. Маркс, Ф. Энгельс // ПСС. - 2-е изд. - Т. 46. - М.: Изд-во политической литературы, 1968. - 746с.

144. Мартынов, Д.Я. Антропный принцип в астрономии и его философское значение / Д.Я. Мартынов // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. - М.: ИФРАН, 1986. - С. 155-157.

145. Менский, М.Б. И человек и квантовый мир. - М.: ВЕК2, 2005. - 320с.

146. Менский, М.Б. Квантовые измерения, феномен жизни и стрела времени / М.Б. Менский // Успехи физических наук. - 2007. - Т. 177, №4. - С. 415-425.

147. Наан, Г.И. Современное состояние космологической науки / Г.И. Наан // Вопросы космогонии. - 1958. - Т. 6. - С. 277-329.

148. Нардонэ, Дж. Искусство быстрых изменений. Краткосрочная стратегическая терапия / Дж. Нардонэ, П. Вацлавик. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. - 192с.

149. Ненашев, В.И. Антропный принцип и проблема наблюдателя / В.И. Ненашев // Вопросы философии. - 2012. - № 4. - С. 64-74.

150. Нестерук, А.В. Проблемы глобального эволюционизма и антропный принцип в космологии / А.В. Нестерук // Глобальный эволюционизм (философский анализ) / Отв. ред. Л.В. Фесенкова. - М.: ИФРАН, 1994. - С. 150-170.

151. Нестерук, А.В. Финалистский антропный принцип, его философско-этический смысл / А.В. Нестерук // Астрономия и современная картина мира / Отв. ред. В.В. Казютинский - М.: ИФРАН, 1996. - С. 193-202.

152. Новая философская энциклопедия в 4 томах / Под ред. В.С. Степина. Т. 1. - М.: Мысль, 2010. - 744с.

153. Огородников, В.П. Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения. - М.: Мысль, 1985. - 207с.

154. Орешников, И.М. Философия науки и техники. Учебное пособие. -Уфа: Издательство УГНТУ, 1999. - 127с.

155. Памяти Абрама Леонидовича Зельманова. Успехи физических наук [Электронный ресурс]. - 1987. - Т. 152. - Вып. 3. - Режим доступа:

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

http://www.astronet.ru/db/msg/11901/ufn.htlm, свободный - Загл. с экрана.

Паннекук, А. История астрономии / Пер. Н.И. Невской. - М.: ЛКИ, 2014. - 594с.

Панов, Е.Н. Знаки Символы Языки. Коммуникация в царстве животных и в мире людей. Изд. 6-е, испр. и доп. М.: Изд-во ЛКИ, 2011. - 504с.

Паскаль, Б. Мысли / Пер. с фр., вступ. статья, комментарии Ю.А.

Гинзбург. - М.: Издательство имени Сабашниковых, 1995. - 480с.

Пенроуз, Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах

физики. - М.: Едиториал УРСС, 2015. - 402с.

Переписка В.И. Вернадского с Б.Л. Личковым (1940-1944) / Сост.

Неаполитанская В.С. - М.: Наука, 1980. - 224с.

Петрученко, О.А. Латинско-русский словарь. - М.: Греко-латинский

кабинет им. Ю.А. Шичалина, 2001. - 810с.

Писарев, Д.И. Популяризаторы отрицательных доктрин. Социально-

философские этюды. - М.: Либроком, 2011. - 256с.

Платон. Тимей. Сочинения в 4 томах. Т. 3, Часть 1. - СПб.:

Издательство Олега Абышко, 2007. - С. 495-588.

Попкова, Н. В. Антропологическое наследие русского космизма / Н.В.

Попкова // Вестник Брянского государственного технического

университета. - Брянск, 2010. № 2(26). С. 138-152.

Пуанкаре, А. О науке. Научная публицистика - М.: «Книга по

требованию», 2013. - 561с.

Рассел, Б. История западной философии. - М.: Аст, 2010. - 832с. Резникова, Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии. - М.: ИКЦ Академкнига, 2005. - 518с. Рибо, Т.А. Философия Шопенгауэра. - М.: КомКнига, 2007. - 144с. Робинэ, Ж.Б. О природе. Естественная иерархия форм бытия. Философский трактат. М.: Либроком, 2011. - 538 с.

170. Розенталь, И.Л. Элементарные частицы и структура Вселенной. - М.: Наука, 1984. - 112с.

171. Росов, В.А. Великий всадник. О Ленине и символике звезды на картинах Николая Рериха / В.А. Росов // Вестник Ариаварты. - 2002. -№ 1. - С. 39-47.

172. Светлов, С.В. Гуманизм, антигуманизм и трансгуманизм в свете эволюции фундаментальных наук и высоких технологий / С.В. Светлов // Философия в 21 веке. Онтология, творчество и гуманизм: материалы международной научной конференции. - Т. 1. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - С. 24-29.

173. Сёрль, Дж. Разум мозга - компьютерная программа? [Электронный ресурс] / Дж. Сёрль // В мире науки. (Scientific American. Издание на русском языке). - 1990. - № 3. - Режим доступа: http://raai.org/library/books/sirl/ai.htm, свободный, Загл. с экрана.

174. Спиноза, Б. Этика. - М.: Азбука, 2015. - 352с.

175. Степин, В.С. Философия и методология науки. - М.: Академический проект, 2015. - 716с.

176. Стругацкий, А. Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу. Пикник на обочине. За миллиард лет до конца света / А. Стругацкий, Б. Стругацкий // М.: АСТ, 2007. - 720с.

177. Султанова, Л.Б. Экологическая этика против computer science / Л.Б. Султанова // Духовность: традиции и проблемы. - Уфа: РИЦ БашГУ -2011. - С. 66-73.

178. Сутт, Т.Я. Идея глобального эволюционизма и принцип антропности / Т.Я. Сутт // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. - М.: ИФРАН, 1986. - С. 82-87.

179. Труфанов, С.Н. Грамматика разума или система Гегеля в доступном изложении. - Самара: Гегель-фонд, 2013. - 624с.

180. Уайтхед, А.Н. Приключения идей. - М.: ИФРАН, 2009 - 383с.

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

Уилер, Дж. Гравитация, нейтрино и Вселенная. - М.: Книга по требованию, 2012 - 401с.

Уоллес, А.Р. Место человека во вселенной. - СПб.: Издательство О.Н. Поповой, 1904. - 292с.

Урсул, А.Д. Человечество. Земля. Вселенная. - М.: Мысль, 1977. -264с.

Урсул, А.Д. Космическое продолжение глобальных процессов / А.Д. Урсул // Пространство и Время. - 2012. - №2. - С. 17-23. Успенский, В.А. Теорема Геделя о неполноте. - М.: Книга по требованию, 2012. - 109с.

Федоров, Н.Ф. Философия общего дела. Сочинения. - М.: Книга по требованию, 2012. - 712с.

Фейербах, Л. Предварительные тезисы к реформе философии. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. - М.: Наука, 1995. - 502с. Фихте, И.Г. Несколько лекций о назначении ученого. Назначение человека. Основные черты современной эпохи. - Минск: Поппури, 1998. - 488 с.

Фихте, И.Г. О достоинстве человека / И.Г. Фихте // Философские

произведения - М.: Академический проект, 2013. - 503с.

Фихте, И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о

подлинной сущности новейшей философии; попытка принудить

читателя к пониманию. - М.: Тетра, 1993. - 120с.

Хайтун, С.Д. Феномен человека на фоне универсальной эволюции. -

М.: КомКнига, 2009. - 536с.

Хегеле, Петер Х. Рассчитан ли космос на человека? / Петер Х. Хегеле // Поиск. Еженедельная газета научного сообщества. - М.: 2 февр. 2001. -№ 5 (611). - С. 12.

Хлопов, М.Ю. Основы космомикрофизики. - М.: Едиториал УРСС, 2011. - 370с.

Хокинг, С. Краткая история времени. - СПб.: Амфора, 2014. - 240с.

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

Хокинг, С. Мир в ореховой скорлупке. - СПб.: Амфора, 2007. - 218с. Циолковский, К.Э. Космическая философия. - М.: Сфера, 2013. - 496с. Идеи К.Э. Циолковского: прошлое, настоящее, будущее // Материалы XLVII Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. - Калуга: Эйдос, 2012. - 422с.

Черемисин, В.П. Разум и материя. М.: Ленард, 2010. - 86с. Черникова, И.В. Философия и история науки. Учебное пособие. - 2-е издание. - Томск: Издательство НТЛ, 2011. - 388с. Чернышевский, Н.Г. Антропологический принцип философии [Электронный ресурс]. - М.: Директ-Медиа, 2008. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=7405, свободный -Загл. с экрана.

Чижевский, А.Л. На берегу Вселенной. Воспоминания о К.Э. Циолковском. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - 488с.

Шеллинг, Ф.В.Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. - СПб.: Издательство Наука, 1998. - 518с. Шеллинг, Ф.В.Й. Философские письма о догматизме и критицизме // Сочинения в 2 томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1987. - 643с. Шергенг, Н.А. Классический философско-концептуальный принцип трансцендентализма и его прогностические возможности / Н.А. Шергенг // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 4. - С. 135-136.

Шкловский, И.С. Вселенная, жизнь, разум. - М.: Журнал «Экология и жизнь», 2006 г. - 312с.

Шкловский, И.С. Космическое радиоизлучение. Избранные труды в 2 томах. Т.1. - М.: Наука, 2007. - 386с.

Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление // Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. - М.: Республика, 2010. - 560с.

Шредингер, Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? - М.: Римис, 2009. - 176с.

209. Штерн, Б. Прорыв за край мира. О космологии землян и европиан. -М.: Тровант, 2014. - 324с.

210. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. - 375с.

211. Энгельс, Ф. Диалектика природы / К. Маркс, Ф. Энгельс // ПСС. - 2-е изд. - Т. 20. - М.: Изд-во политической литературы, 1961. - С.339-626.

212. Энгельс, Ф. Л. Фейербах и конец немецкой классической философии / К. Маркс, Ф. Энгельс // ПСС. - 2-е изд. - Т. 21. - М.: Издательство политической литературы, 1961. - С. 269-317.

213. Юм, Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. Сочинения в двух томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1996. - 735с.

214. Язев, С.А. К вопросу о феномене цивилизаций-функций / С.А. Язев // Вестник SETI: Информационный бюллетень (август 2005 - декабрь 2005). - Нижний Архыз: САО РАН - 2007. - Т.60-61. - С. 195-199.

ФОРМЫ, ВЕРСИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАП

Схема

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КАП

Схема

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КАП

Схема

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.