Философско-антропологические идеи русского космизма ХХ века: Историко-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Ионова, Татьяна Анатольевна

  • Ионова, Татьяна Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 162
Ионова, Татьяна Анатольевна. Философско-антропологические идеи русского космизма ХХ века: Историко-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 1999. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ионова, Татьяна Анатольевна

Введение.

Раздел 1. Идейно-теоретические предпосылки философии человека в русском космизме.

Раздел 2. Человек, общество и природа в их взаимодействии как глобально-планетарное явление.

Раздел 3. Духовно-нравственный аспеьс^Нтропологии русского космизма.

Раздел 4. Учение о ноосфере и проблема "расширения" мировоззрения личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-антропологические идеи русского космизма ХХ века: Историко-философский анализ»

Интерес к антропологическим идеям в истории философии объясняется тем, что проблема человека, его места в окружающем его мире, его специфики в ряду живых существ - центральная проблема всех времен. В философии русского космизма антропологические идеи углубляются и расширяются до понятий "человек-космос", "космическая деятельность", "жизнь и бессмертие", "разум и воля Вселенной". От идейно-теоретических выводов Н.Ф.Федорова и В.С.Соловьева до философских концепций крупнейших русских ученых XX в. - Н.А.Умова, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, Н.Г.Хол одного, А.Л.Чижевского,

B.Ф.Купревича, А.К.Манеева - ясно прослеживается антропологическая линия в космизме, "подкрепленная" воззрениями на проблему человека ряда религиозных русских мыслителей, стоящих на позициях космизма именно по данной проблеме: П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева,

C.Н.Булгакова.1 Особенно ценными, на наш взгляд, являются рассуждения космистов, касающиеся вопросов разума и воли, сознательного и бессознательного, эмоционального и рационального, феномена культуры, проблемы любви, жалости, духовности.

Актуальности исследования. Анализ человеческого бытия приобретает в нашу эпоху особую значимость в вопросе выработки духовной ориентации человека, в поиске смысла жизни человека и его назначения. На пороге XXI в. человечество находится в системном кризисе, одной из причин которого является игнорирование человеком духовной сущности культуры. Материальная сторона культуры

1 Гиренок Ф.И. Русские космисты. - М., 1990. - С. 5; Русский космизм: Антология философской мысли. / Сост. С.Г.Семенова, А.Г.Гачева. - М., 1993. - С. 8; Человек, космос, эволюция / Традиции русской философии и современность / Сб. ст. / Отв. ред. Л.В.Фесенкова. - М., 1992. развивается сильнее, чем духовная, равновесие между ними нарушилось, и цивилизация может оказаться на грани катастрофы - апокалипсиса.' Обращение космистов к первопричинам бытия человека, к первопричинам жизни в планетарном аспекте, к их нравственной основе, ведущей к обретению человеком самого себя, и составляет первый важный аспект актуальности темы исследования.

Во-вторых, на современном этапе коренной перестройки российского общества философы, ученые, педагоги, общественные деятели, - все, кому не безразличны пути развития общества и человека, отмечают тот факт, что при явно недостаточной разработанности концепции общенациональной идеи и программ проведения реформ, в действие вступают законы рынка, несущие свою ориентацию. Нередко свободный, но совершенно не воспитанный "дух индивидуализма", эгоизм и бездуховность сокрушают на своем пути мудрость веков и поколений.2 Противопоставляемая этому космизмом разумная общность людей, объединенная богатым внутренним содержанием человека, основанным на идеях добра, гуманизма и духовности, выступает как эталон соборности, способной удержать образ "распадающегося бытия".

Помимо этических следствий разложения связей человека со своим лоном - космосом, космисты указывают и на экологические (у Н.Ф.Федорова - "санитарно-гигиенические") последствия этого распада. Несомненно, экологическая проблема, которую поднимают в своих трудах философы-космисты - одна из самых злободневных проблем человечества на рубеже XX - XXI вв. Истощение ресурсов Земли, нерациональное

1 Гуревич П.С. Страсти человеческие // Философские науки. 1992, №2. - С. 88-108.

2 Осипов Г.В. Ситуация и национальные интересы // Интеграция и дезинтеграция в современном мире: Россия и Запад. Матер, межд. конф. - М., 1997. - С. 11. использование недр планеты, безудержный, неконтролируемый технический прогресс 1 - все это свидетельствует о распадающемся человеческом мире, основу которого должно являть "всеединство" всех его частей. Органичная связь "человек-природа", "человек - Вселенная" и понимание этой связи человеком способны остановить, по мысли космистов, экологическую катастрофу и "построить" мироздание, в котором будет превалировать связь между жизнью и разумом. И в этом состоит третий аспект актуальности темы исследования.

В-четвертых, на современном этапе развития науки, техники и культуры возникает необходимость и настоятельная потребность в более полном установлении системы отношений между различными сферами знаний. Ученые ставят вопрос о целостном знании, способном дать человеку всю полноту информации об окружающем его мире. И философской базой здесь может выступить идея "целостной науки", выдвигаемая космистами. Своей сутью она закладывает фундамент синтеза наук, способного стать мощным фактором расширения мировоззрения личности.

В-пятых, актуальность темы состоит и в том, что анализ бытия человека, выдвинутый космизмом, позволяет современной философской антропологии заниматься разработкой проблем, напрямую связанных с процессами, тормозящими развитие сферы разума современного

1 Моисеев H.H. Экология человечества глазами математика: (Человек, природа и будущее цивилизации) - М., 1988; Гулыга A.B. Космическая ответственность человечества // Русский космизм и современность. - М., 1990. - С. 62-70; Карпинская P.C. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М., 1995; Спешите спасти планету: текст к телекурсу. - Владимир, 1993; Вернадский - экология - ноосфера: Материалы науч. сессии, поев. 130-летию со дня рождения В.И.Вернадского. - М., 1994.

2 Моисеев H.H. Человек и ноосфера. - М., 1990. - С. 175-178; Швырев B.C. Анализ научного познания. - М., 1988; Лекторский В.А. Научное познание как феномен культуры // Культура, человек и картина мира. - М., 1987. - С. 29-30. человеческого общества. К таким проблемам относятся вопросы психофизической деятельности человека, проблема эмоциональной окраски человеческой деятельности, проблема бессмертия, здоровье всего организма в целом и отдельных органов, взаимосвязь человеческого самочувствия с процессами, протекающими во Вселенной.

В-шестых, философско-антропологические идеи русского космизма позволяют современной философской антропологии способствовать становлению философии образования как области знания о причинах бытия человека, ведущих к восстановлению естественной связи человека с природой, возрождению духовности личности, расширению миропонимания до космического уровня. Проблема образования и должна прорабатываться в контексте философско-антропологической проблематики, где образование рассматривается как восхождение к образу высокой общечеловеческой духовности.1

Актуальность исследования обусловлена и тем, что история русской философии не была бы полной без проблем, поднимаемых в философии космизма. Антропологические идеи русского космизма - неотъемлемая часть проблемы человека, рассматриваемой русской философией всех времен и, в особенности, периода конца XIX - начала XX вв. Философам -космистам XX в. удалось внести весомый вклад в разработку этой проблемы, дополнив ее идеями единства человека и мироздания, космической природы человека и планетарного масштаба человеческой деятельности.

Степень разработанности темы исследования. При анализе степени разработанности антропологической проблемы в русском космизме необходимо заметить, что сам термин "космизм" получил распространение лишь в 80-х годах нашего столетия, поэтому, и идеи, развиваемые космизмом, стали оформляться в определенные течения сравнительно недавно. На ежегодных "Циолковских чтениях", где обсуждались проблемы и успехи космонавтики, а также "космическая философия" К.Э.Циолковского, постепенно зарождалось и развивалось то новое направление научной философии, в основании которого лежит "космическая точка зрения на человека, его существование и развитие", или "антропокосмизм". Академик А.Д.Урсул, неоднократно подчеркивавший значимость зарождавшегося направления, отмечал, что существенной стороной "антропокосмизма" (он имел в виду "антропокосмизм" К.Э.Циолковского) является преодоление геоцентрической точки зрения, движение знания по "космическому пути", в частности, знания о судьбе человека и человечества.

Н.К.Гаврюшин (один из первых участников "Циолковских чтений") способствовал введению в научный лексикон термина "русский космизм". Начало формирования "мировоззрения космизма" он относит к середине XVIII в., когда идеи антигеоцентризма и безграничности творческих возможностей человека проникли в отечественную культуру под влиянием "коперниканской революции". Исследования Гаврюшина, касающиеся антропологических воззрений космистов, очерчены им в статье "В спорах об антропософии", в которой он показывает негативное отношение к антропософии, признавая лишь антропологию, как учение "настоящей философии и подлинного искусства".4

1 Белозерцев Е.П. Соборность как путь к новой школе // Русская школа. - М., 1993. -С.19.

2 Урсул А.Д. Космическая направленность мышления К.Э.Циолковского // Труды пятых и шестых чтений, посвященных разработке научного наследия и развития идей К.Э.Циолковского. / Калуга, 1970, 1971 гг. / - М., 1972. - С. 5-6.

3 Гаврюшин Н.К. Из истории русского космизма. Калужский ж-л "Урания" 1804 г. // Труды пятых и шестых чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского / Калуга, 1970, 1971 гг. / - М., 1972. - С. 104-106.

4 Гаврюшкин Н.К. В спорах об антропософии: Иван Ильин против Андрея Белого // Вопросы философии. 1995, №7. - С. 102.

С 1998 года - 125-летия со дня рождения В.И.Вернадского - в отечественной философии заметно активизируется разработка идей космизма. Так, в 1989 г. на Всесоюзной конференции "Русский космизм и ноосфера" (г. Москва) космизм трактуется как социокультурный феномен, причем с теокосмической составляющей, без которой, учитывая особенности отечественной культуры, ни о какой полноте исследования говорить не приходится. О.Д.Куракиной было предложено определение космизма, где человеку отводилось центральное место: "Русский космизм -это тысячелетняя отработка в Российской метакультуре мировоззрения живого нравственного Всеединства Человека, Человечества и Вселенной в их отношении к Творцу и творению".1

В 1990 г. на "Федоровских чтениях" идеи космизма развивались и углублялись. Сборник "Русский космизм", вышедший после проведения чтений, включал уже солидные исследования в рамках философии о космизма. Затем были опубликованы два сборника статей, подготовленных Институтом философии АН СССР, во втором из которых проблема человека, его места в природе, обществе, мире выделялась как одна из важнейших в философии космизма.

В то же время выходит известная работа Ф.И.Гиренка "Русские космисты", где автор определяет космизм как "форму усвоения и понимания содержания новой исторической ситуации", в которой человек "становится подобным богу и не ищет поддержки у кого-либо, кроме самого себя".1 Гиренок касается мысли что человек - "создание Вселенной", а не чужеродный ей организм. Вся деятельность человека

1 Русский космизм и Ноосфера. / Ред. сост. О.Д.Куракина. - М., 1989, чЛ. - С. 4.

2 Русский космизм: По материалам II и III Всесоюзных Федоровских чтений. В 2-х ч. -М., 1990.

3 Русский космизм и современность: Сб. ст. / Отв. ред. Л.В.Фесенкова, - М., 1990. - 169 е.; Человек, космос, эволюция / Традиции русской религиозной философии и современность. / Сб. ст. / Отв. ред. Л.В.Фесенкова. - М., 1992. - 128 с. должна быть, следовательно, плодотворной в глобально-планетарном масштабе. В последующих работах того же автора мы находим подтверждение этих идей.2

Идея развития человека в концепциях русских космистов была затронута в антологии "Русский космизм", опубликованной в 1993 г. С.Г.Семеновой и А.Г.Гачевой. Человек в "активно-эволюционной идее" космистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную о природу". С.Г.Семенова, исследуя проблему человека в космизме, определяет фактически круг антропологических исканий философов: эволюция человека, биосоциальная природа человека, его место в биосфере, ноосферные задачи человека, проблема бессмертия. Однако, анализ человеческого бытия, который можно обнаружить у философов-космистов, не прослежен автором до конца, в частности, в вопросах о разуме и эмоциях, разуме и воле, смысле жизни как самосовершенствовании, в проблеме личностного "Я" и понятии духовного единства человечества. Не затрагивались эти проблемы и в популярном очерке В.Н.Дуденкова "Русский космизм".1

В 90-х годах в философской литературе более активно подаются результаты научных исследований по "проблеме человека". Переосмыслению феномена человека посвящены работы Куракиной О.Д.,

1 Гиренок Ф.И. Русские космисты. - М., 1990. - С. 14.

2 Гиренок Ф.И. Интуиции русского космизма // Русский космизм и современность. - М., 1990. - С. 58 - 62.

3 Русский космизм: Антология философской мысли. / Сост. С.Г.Семенова, А.Г.Гачева. -М.: Педагогика - Пресс, 1993. - С.4.

Абрамовой Т.В., Грушевицкой Т.Г., Дудкиной И.А., Шароновой A.A., Оносова A.A., Демина В.Н., Марченко A.B., Ефимова Н.М., Худяковой Г.П., Самсоновой Н.В., Нагорной JI.K., Дворецкой Е.В., Цветковой JI.A.2 А в "многомерных" исследованиях Г.П.Аксенова, A.B. Гулыги, Н.Н.Моисеева, И.И.Мочалова мы ясно видим очерченную ими космическую функцию человека, ее глубокую связь с процессами становления и развития мира. "Человек - активный фактор Природы, и он уже не представляется ученым сторонним наблюдателем".3 Моисеев H.H. в своих работах "Человек во Вселенной и на Земле"4 и "Человек и ноосфера" подробно исследует феномен человеческого разума, благодаря которому человеческая личность становится участником мирового эволюционного процесса самоорганизации (синергии) Вселенной и жизни на Земле. Однако, во всех этих научных работах мы не находим исследований антропологического плана в полном их объеме.

Постепенно в космизме начинают различать направления, которые, на первый взгляд, касаются проблемы человека: "христианский космизм", "религиозно-философский", "эстетический", "экзистенциальный", "активно-эволюционный", "проективный", "естественнонаучный".5 Однако, антропологическая сторона этих "разновидностей" космизма до конца не проработана и имеет, в основном, тезисный характер. Все это позволяет авторам лишь декларировать свою точку зрения и не более.

Философско-антропологические идеи в русском космизме, разрабатывавшиеся религиозными русскими философами

П.А.Флоренским, Н.А.Бердяевым и С.Н. Булгаковым в какой-то мере

1 Дуденков В.Н. Русский космизм: Философия надежды и спасения. - СПб.: Синтез, 1992.

2 См. список литературы.

3 Моисеев H.H. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990. - С. 20.

4 Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. - 1990, №6.

5 Куракина О.Д. Русский космизм (Мировоззренческий аспект). - М., 1994. проанализированы в литературе русского зарубежья историками русской философии Н.О.Лосским, В.В.Зеньковским, Н.М.Зерновым, С.А.Левицким. Подробно рассматривая мировоззренческие взгляды философов с позиций теории познания, историки не выделяют антропологический аспект из их систем, он дается имплицитно в общем анализе их творчества. Даже в работах В.В.Зеньковского, посвященных антропологии,2 мы находим или слишком общие замечания о разработке "проблемы человека" в творчестве перечисленных философов, или рассуждения по очень узкому вопросу (например, по проблеме зла), не дающего нам представления обо всей антропологической концепции П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова.

Исходя из этого и опираясь на достигнутые успехи в изучении проблемы человека, нужно заметить, что ясно просматриваемые и четко очерченные в философии русского космизма антропологические идеи отдельно не исследовались и в определенную систему никем не обобщались. Стремление диссертанта понять, каким образом создавалось целостное учение о человеке в философии космизма, как и почему оно эволюционировало, какова его значимость в истории философии и в системе целостного знания в современной социокультурной ситуации, определяет необходимость проведения исследования.

Объектом данного исследования является философия русского космизма XX в., предметом - философско-антропологические идеи в ней.

1 Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991; Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. - М., 1991; Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX в. - Париж, 1991; Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии и общественной мысли. - Франкфурт, 1981.

2 Зеньковский В.В. Основы христианской философии. - М., 1992; Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1993.

Цель диссертации - осуществить историко-философский анализ процесса выработки антропологической концепции в философии русского космизма XX в.

Актуальность темы, ее недостаточная разработанность и целевая установка исследования определяют конкретные задачи работы:

- рассмотреть идейно-теоретические предпосылки возникновения антропологических идей в русском космизме;

- показать процесс осмысления философами-космистами идеи взаимодействия человека, общества и природы как глобально-планетарного явления;

- представить понимание космистами XX в. духовно-нравственного аспекта бытия человека в мире;

- выявить сущность проблемы ноосферы и рассмотреть вопросы, относящиеся к проблеме "расширения" мировоззрения личности;

- определить значение философско-антропологических идей русского космизма XX в. в исторических судьбах человечества.

Источниками исследования являются труды философов-космистов XX в. Н.А.Умова, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, Н.Г.Холодного, А.Л.Чижевского, В.Ф.Купревича, А.К.Манеева. В основном, это крупные, значительные произведения, как например, К.Э.Циолковского - "Грезы о земле и небе", В.И.Вернадского - "Размышления натуралиста: Научная мысль как планетарное явление", "Биосфера и ноосфера"; А.Л.Чижевского

- "Земное эхо солнечных бурь", "Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность солнца"; А.К.Манеева - "Философский анализ антиномий науки", богатые идеями статьи Н.А.Умова "Эволюция мировоззрений в связи с учением Дарвина", "Роль человека в познаваемом им мире", Н.Г.Холодного "Мысли натуралиста о природе и человеке",

B.Ф.Купревича "Долголетие: реальность мечты" и "Путь к вечной жизни".1 Идейно-теоретические предпосылки антропологических воззрений в русском космизме исследовались диссертантом по философскому наследию Н.Ф.Федорова и В.С.Соловьева. Антропологические взгляды русских религиозных философов П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева и

C.Н.Булгакова изучались по их произведениям.2 Источниками для изучения творческого наследия этих философов послужила и литература русского зарубежья.3

В процессе исследования использовалась специальная литература, касающаяся проблемы человека, поскольку понимание характера антропологических идей в русском космизме невозможно без глубокого знания сущности этих идей в контексте мировой философии.4

Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи и положения трудов авторитетных исследователей творчества философов-космистов XX в.5 Особенности построения и содержания антропологического аспекта философии космизма определили и выбор

1 Все названия произведений даны в списке литературы.

2 См. список литературы.

3 Лосский Н.О. История русской философии. - М, 1991; Зеньковский В.В. История русской философии. - СПб., 1991; Руская религиозно-философская мысль XX в. / Сб. ст. под ред. Н.П.Полторацкого. - Питсбург, 1975; Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. - Париж, 1974.

4 Бубер М. Проблема человека. / К XIX Всемирному философскому конгрессу. - М., 1992; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1976; Григорьян Б.Т. Философская антропология. - М., 1982; Проблема человека в истории философской мысли. - М., 1986; Степин B.C. Философская антропология и философия науки. - М., 1992; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992; Философская антропология: в 2-х т. - М., 1995; Тарасов Б.В. В мире человека. - М., 1986; Мир человека: Хрестоматия. / Сост. А.Ф.Малышевский. - М., 1995; Это человек: Антология. / Сост. П.С.Гуревич. - М., 1995; Проблема человека в западной философии. - М., 1988; Peat F.D. Synchronicity: The bridge between matter and mind. - Toronto etc.: Bentam books, 1987; Schrodinger E.Meine Weltansicht. - Hamburg. Wien. Paul Zsolnay Verlag, 1961.

5 См. раздел о степени разработанности проблемы. методов изложения материала. Проблемно-тематический и сравнительно-исторический методы исследования позволили диссертанту не только выявить идейные источники проблемы человека в космизме, но и раскрыть ее значение в преломлении к вопросам современности.

Активно-эволюционная идея космизма, основанная на сочетании научного, метафизического, рационально-аналитического и интуитивно-эстетического, определила пути рассмотрения антропологических идей через призму понятий, определяемых самими космистами: "возвращение жизни в космос", "всеединство" мира и человека, "разум и воля", "проблема бессмертия", "глобально-планетарный аспект человеческой деятельности", "ноосферные задачи". Текстологический анализ в его соотнесенности к философской антропологии также явился основой исследования и способствовал более полному раскрытию темы диссертации.

Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на защиту

Научная новизна работы выражается в том, что в ней: ♦ сформировано положение о том, что антропологические идеи русского космизма, основывающиеся на активно-эволюционной теории познания мира и человека, на сочетании научного, метафизического, рационально-аналитического и интуитивно-эстетического подходов к процессам этого познания, на решающей роли духовно-нравственного и разумного аспектов личности, есть антропология нового типа - философия человека, нового мировоззрения, высокой степени духовности и нравственности, есть антропологический метод познания мира; выявлены и проанализированы идейно-теоретические предпосылки философии человека в русском космизме; реконструирован образ человека в философско-антропологических воззрениях космистов как личности, осознающей свою органичную целостность с мирозданием и персональную ответственность за его судьбу в глобально-планетарном масштабе; исследовано концептуальное обоснование космистами "промежуточного" этапа развития человека и "преображения" его духовного и личностного бытия; показана нравственно-объективная необходимость изучения ноосферных процессов, исследования процесса их эволюции в философской антропологии космизма XX в.

Опираясь на научную новизну исследования и содержание работы, на защиту выносятся и обосновываются следующие основные положения:

1. Основными идейно-теоретическими источниками развития философско-антропологических идей в русском космизме XX в. явились философские учения Н.Ф.Федорова ("философия общего дела") и В.С.Соловьева ("метафизика всеединства" и "нравственная философия"), очертившие основной круг антропологических проблем философии космизма.

2. При анализе антропологической концепции русских космистов четко вырисовывается их понятие о человеке-части биосферы Земли, части вселенского мироздания - и его органической связи с процессами становления, развития и "воспроизведения" мира.

3. Аксиологическими основаниями формирования антропологических идей в космизме являются идеи гуманизма (ценность человека как части мира и общества, идея человеческого счастья, идея бессмертия, идея разумной деятельности человека), предполагающие глубокий эволюционный процесс "преображения" духовно-нравственного бытия человека.

4. Антропологический аспект проблемы ноосферы заключает в себе идею формирования качественно нового мировоззрения личности, оценивающей эволюционный процесс с глубоко-нравственных позиций.

5. Антропологические идеи русского космизма есть совокупная концепция философии человека нового мировоззрения, высокой степени духовности и нравственности, органической части мироздания.

Научно-практическая значимость исследования. Анализ философско-антропологических идей в русском космизме XX в. способствует расширению, углублению и развитию знаний о творчестве отечественных философов-космистов. Важность такого анализа возрастает в том плане, что на переходном этапе развития нашего общества наблюдается возрастание внимания к проблеме человека в отечественном философском наследии. Взгляд космистов на проблему человека и его деятельности в планетарном масштабе вызывает несомненный интерес.

Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества философов-космистов в области философской антропологии, а также при разработке спецкурсов для студентов и аспирантов, занимающихся вопросами антропологии и изучающих историю философии.

Апробация исследования. Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение при чтении спецкурсов "История русской философии", "Духовное обновление человека", "Идеи русского космизма и проблемы "Русской школы" для педагогов и школьников среднего и старшего звена (средняя школа № 11 г. Вязники, Владимирской области), при разработке концепции гуманитарно-эстетической школы с духовно-нравственными основами воспитания (при

17 кафедре педагогики МГОПУ), при разработке программы "Нравственное воспитание школьников 1-11 классов в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы" (при кабинете искусств ВОИУУ); в докладах: на III Всемирном Русском Соборе (г. Москва, декабрь 1995 г., по теме "Развитие духовности ребенка и проблемы "Русской школы"); на педагогических чтениях памяти Лернера (ВОИУУ, г. Владимир, март 1997 г. по теме: "Философия образования и русский космизм"); на научных аспирантских чтениях в АПК и ПРО (апрель 1998 г. по теме "Духовно-нравственные проблемы человечества в философии русского космизма"); на семинаре общества православных педагогов Владимирской области (г.Владимир, июнь 1998 г. по теме: "Духовно-нравственное воспитание школьника в процессе преподавания гуманитарных наук"). Идеи исследования апробировались и в публикациях автора общим объемом около двух печатных листов. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии АПК и ПРО и рекомендована к защите.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Ионова, Татьяна Анатольевна

Заключение

Философия русского космизма XX века, выдвинувшая актуальные идеи глобально-планетарного масштаба, сконцентрировала их в едином антропологическом аспекте, ценность которого в исторических судьбах человечества несомненна. Философско - антропологические идеи космизма, как показало наше исследование, - результат глубокого осмысления философами места и роли человека в мироздании.

Уже философские учения Н.Ф.Федорова и В.С.Солоьвева, являясь основными идейно-теоретическими источниками развития антропологических идей в космизме, определили основные характерные черты проблемы человека, рассматриваемой космистами XX века.

Исследование антропологических идей в космизме позволило выделить период конца XIX - начала XX вв. как время возросшего интереса философов России к проблеме человека. Среди философских понятий этой проблемы выделяются понятия, использующиеся и в светских, и в религиозных рассуждениях: универсум (космос), бесконечность, единство (всеединство). Предметом рассмотрения являлись формы, качества, отношения и процессы универсума в их движении от бесконечности к человеку и от человека к бесконечности.

Истоки человеческого бытия, определяющиеся универсумом, впервые рассмотрел Н.Ф.Федров (1829-1903). Он разработал космистско-антропологическую концепцию активного христианства. Христианские мотивы в суждениях о человеке мы находим у космистов XX в. как религиозного, так и естественно - научного плана. Учение Федорова определяло характерную сторону философии космизма - призыв к активному познанию бытия, предлагающего естественную связь человека с природой и космосом и выход на проблему бессмертия.

Философия общего дела" - основной труд Федорова - была первым опытом создания онтологии с космическим статусом бытия, с полным составом прежде живших поколений ("имманентное воскрешение"). Однако, проекты Федорова развертываются не в ортодоксальном христианстве. Аксиологической базой для дальнейших антропологических исследований является здесь не воскрешение людей, а данная философом схема самосовершенствования человека. Его замыслом становится онтологический континуум бытия человека, способного "воссоздавать" свой организм, изменяя "внутреннюю" регуляцию в нем путем питания, умения воздействовать на здоровье, способностью создавать себе условия для полноценной жизни. Развитие этих идей мы видим у В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, В.Ф.Купревича, Н.Г.Холодного.

Несомненно ценным в идее "восрешения" Федорова является его желание удержать нравственное начало в социальной памяти, в музеях, книгах, искусстве. Воскрешение из художественного и духовного явления переходит у философа в индивидуальный факт проявления сущности бытия человека. Бытие же человека рефлексирует устои семьи и общества, которые, по Федорову, обретают глубокие духовно-нравственные черты и выходят на нравственный долг "всемирной регуляции родства". Эти идеи будут развиты в трудах всех космистов XX в.

Нравственное содержание идей Федорова определило впоследствии гуманный характер философии русского космизма, призывающей к интеграции всех сил и способностей человека для осуществления его высшей эволюционно-космической цели. Понятие "общего дела" эволюционировало у философа от его христианских воззрений до позитивно-научного понимания, где человек через разум и нравственное чувство овладевает процессом эволюции как процессом знания. Особенно убедительно раскроет эту идею В.И.Вернадский.

Таким образом, Н.Ф.Федоров в своей философской антропологии остановился на вопросах анализа человеческого бытия, ведущих, по его мнению, к овладению "тайнами жизни". Но все же главной в его философии была идея осознания человеком своих космических первоистоков. Идея "возвращения жизни в космос" стала основной идеей русского космизма.

Последователь Н.Ф.Федорова - В.С.Соловьев ведет речь о самосовершенствовании человека, опираясь на центральную идею своей философской системы - "метафизику всеединства". Он понимает личность как некую совокупность физиологического и психологического, с трудом соединяющихся в человеке. Христоцентричность философа приводит его к обоснованию единения человека с высшей реальностью, но при этом представление о "человеке-субстанции" в сфере отвлеченного познания сохраняется. Единство сознания и бытия ставит под сомнение фундаментальность человека. Но Соловьев, развивая свою "нравственную философию", насыщает антропологию духовно-нравственным содержанием возвышения человека к абсолюту - к Богочеловеку.

Исследование творчества философа показало, что богатство духовной жизни, ведущее к его "преображению" помогает человеку пройти стадии "возвышения": биологическую, историческую и астро физическую. Идея поэтапного перехода человека в высшую стадию развития будет звучать почти у всех мыслителей - космистов в различном контексте: философском, религиозном, научном.

По Соловьеву, переход человека из одной стадии развития в другую подразумевает постепенное одухотворение материи и материализацию идеи. Конечный результат процесса - "одухотворенный человек", воплощенный в божественном Логосе и "мировой душе" Софии. Приоритет духовного над физическим - основная тема рассуждений философа, взятая космистами за основу в разработке философии человека. Однако, ортодоксально-христианская сторона антропологических взглядов философа дополняется научно-философским воззрением на человека, как "устроителя и собирателя Вселенной". Человек - носитель идей добра и творчества. В осуществлении этих идей личность должна быть изначально свободна. Это суждение философа говорит о ценности самостоятельного бытия человека как носителя свободной творческой воли и, в общем-то, противоречит его христианским взглядам. Соловьев объясняет это двойственной природой человека, сопричастностью его двум мирам: миру постигаемого бытия и миру чувственно воспринимающих вещей. Поэтому он признает человека как активного творца. Эту мысль в полной мере развивают К.Э.Циолковский, Н.А.Бердяев, Н.А.Чижевский и другие философы-космисты.

Через творчество, творческую деятельность - к "одухотворенному человеку". Таков, по Соловьеву, путь личности к постижению законов универсума, а значит, путь к абсолютному идеалу. Однако, идеала достигнут не все, а только разумные ("нормальные") люди. Вслед за Федоровым философ опять касается проблемы разума и знаний, отраженной в философии космизма. Аксиологическим аспектом развития сферы разума он считает культуру.

В философской системе Соловьева человек, таким образом, развивается в "положительном всеединстве", участвует в "действии космических начал", но личность не обретает целостного начала, если не обретает волю к такому началу. Лишь воля человека в соединении с его разумом способны поставить личность в центр онтологической структуры реальности и сделать ее основой "всеединства". К.Э.Циолковский широко развивает эту тему, соединив ее с проблемой "воли Вселенной".

Итак, учение В.С.Соловьева о человеке, его духовно-нравственном совершенствовании, основанном на разумной творческой активности, культуре и воле, "всеединстве" его бытия, о его неизбежном переходе на стадию "одухотворенного человека", явилось в совокупности с философией Н.Ф.Федорова идейно-теоретической базой развития антропологических идей в русском космизме XX в.

Учения Н.Ф.Федорова и В.С.Соловьева подвели их последователей -космистов - к понятию человека как части биосферы Земли, части вселенского мироздания, а значит, и к понятию органической связи человека с процессами становления, развития и воспроизведения мира. Н.А.Умов называет эти связи "духовными", К.Э.Циолковский -"первопричинными", В.И.Вернадский - "элементами одного мира". Религиозные мыслители видят человека как часть "духовной силы" ( П.А.Флоренский), как "солнце" или "центр" мира (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков), утверждая, таким образом, неразрывную связь человека с мирозданием. "Антропосфера" Н.Г.Холодного как "органическая часть биосферы", "дети Солнца" А.Л.Чижевского, человек как "совершенствующий элемент" мира В.Ф.Купревича и "конечный субстрат субстанции" А.К.Манеева характеризуют понятие человека как неотъемлемую часть космоса, как космическое существо.

Человек у космистов рассматривается через идею восхождения индивидуума - природного существа к человеку - микрокосмосу, несущему ответственность за макрокосмос силой своего разума. У религиозных мыслителей - космистов та же мысль выражается через стремление человека к совмещению с Божественным Логосом через совокупность трех элементов онтологической структуры личности: божественного, материального и связующего их - собственно человеческого. Органической частью процесса является познание личностью духовно-нравственного мира, обретение духовной индивидуальности, живущей в гармонии с миром, составляющей с ним одно целое и стремящейся к "всеединству" всех его частей.

Всеединство" предполагает одну природу, один космос, где взаимодействием составляющих воспроизводятся условия существования "жизненной среды" (в т. ч. жизни человека), а в формулировке законов среды подразумевается понимание их человеком. Человек доопределяет мир своей деятельностью, а законы мира таковы, что они становятся полностью определенными лишь в свободной деятельности человека.

Человек в космизме не только познающий объект, но и онтологизирующий субъект с определенным бытийствующим сознанием. Это сознание не только порождает мир, оно способно выходить за его пределы, в новые слои бытия, составляющие универсум. Это "возвращение к истокам" бытия вызывает у человека потребность к активной эволюционной деятельности.

Концепция космистов о "возвращении жизни в космос" не обозначает операцию по доставке живых организмов в космическое пространство, а обращает наши взоры к возрождению утраченного "всеединства" мироздания, глубокого понимания связей человека и космоса. Это, на наш взгляд, ведет к пониманию бесконечности мировых связей, а значит, нечто конечное становится условием описания бесконечности. В данном случае философия космизма, несомненно, предлагает нам антропологический метод познания мира.

Исследование показало, что космисты рассматривают эволюционирующий характер мира в неразрывной связи с "восходящей" эволюцией человека. Гуманистический подход к этой проблеме основывается у них на глубоком знании и вытекает из природной , космической эволюции.

В философско-антропологических рассуждениях космистов сделана попытка преодолеть ограниченность предшествующих антропологических воззрений. В космизме мы находим новый теоретический синтез, согласно которому человек достигнет вершин своего развития, преодолев свое биологическое несовершенство, постигнув силу разума и овладев духовно-нравственным аспектом бытия. Человек пока не на высшей ступени эволюции, а лишь на "промежуточном" этапе. Он не овладел временем и пространством. Но его активная деятельность в биосфере рефлексируется в планетарном масштабе.

Анализируя работы космистов, мы приходим к выводу, что философы озабочены нарушением равновесия в биосфере, процессами, тормозящими развитие ноосферы, угрожающими человеку факторами (термоядерная катастрофа, экологический кризис, здоровье людей и т.п.). Причинами возникновения дисбаланса называются потеря человеком нравственного аспекта его деятельности, утрата чувства ответственности за судьбу мироздания, отсутствие духовно-эмоциональных качеств при оценке результативности своей глобально-планетарной миссии. Ставится задача "преображения" человека.

Н.А.Умов призывает человека обрести в этом случае "стройность" нравственных начал при совершенствовании своего бытия. К.Э.Циолковский ратует за то, чтобы человек был счастлив от результатов деятельности разума, от постижения "воли Вселенной", от овладения "безусловной нравственности", как основным условием единства с космосом. П.А.Флоренский уверен, что духовное самосовершенствование человек обретет через "работу души". В.И.Вернадский говорит о том, что "духовную силу" обретет лишь культурный человек, стремящийся к единению с другими людьми в гармоничном "всеединстве" мира. При этом он обязательно должен преодолеть свою "промежуточную" фазу развития.

Н.А.Бердяев видит "преображение" человека в созданном им "экзистенциальном центре". Лишь в нем человек сохраняет, по мнению философа, свои духовно-нравственные позиции, являясь ядром ("Солнцем") этого микрокосмоса. Философ не просто декларирует это, он указывает поэтапность создания такого "центра" и необходимое условие -"свободу личности".

С.Н. Булгаков предлагает укрепить веру в духовность и нравственность человека через "божественную Софию". Кроме того, он - за обретение человеком утраченной "чувственности" мира, который является его "внешним телом". Н.Г.Холодный считает, что человек должен приобрести "космическое чувство" ("всеединство"), не позволяющее человеку "навредить" живой среде. А.Л.Чижевский характеризует созидательную деятельность человека как "моральную обязанность" перед грядущими поколениями, а А.К.Манеев подразумевает самосовершенство человека на уровне его биополей ("биопсиполя").

Итак, философы-космисты с разных позиций подходят к проблеме "преображения" человека. Впрочем, анализ их работ показывает, что они не рассматривают подробно механизм "преображения". Близок к этому лишь Н.А.Бердяев. Он внес в антропологию космизма идею духовности, указав поэтапный подход к созданию основы духовности "экзистенциального центра": обретение триипостаси "дух - душа - тело", создание своего микрокосма, овладение творческим потенциалом как основой свободы личности, постижение идеи "всеединства". Однако, иерархия понятий здесь, на наш взгляд, не доведена до необходимой степени совершенства, поскольку идея "преображения" не онтологизирована. Что же касается аксиологических основ гуманизма русского космизма, то они состоят в идее предотвращения опасности самоуничтожения человека. Обретение человеком духовно-нравственных начал, его "преображение", несомненно, будет способствовать скорейшему прохождению "промежуточной" фазы развития человека, развитию его нравственно-разумных начал влияния на космическую эволюцию и весь космогенез.

Проведенный в диссертации анализ философско-антропологического аспекта учения космистов о ноосфере дал возможность показать, что деятельность человека в биосфере - творческие открытия, научные идеи и комплексы, искусственные объекты, духовные и художественные ценности, созданные им, - свидетельство развития разума человека, результат его мыслительных процессов. Разум, обладающий самосознанием, выходит в эволюции человека на качественно новую ступень развития, создавая свою оболочку в биосфере, называемую космистами ноосферой.

Концепцию ноосферы разработал В.И.Вернадский. Однако, и другие философы-космисты немало внимания уделяли процессу перехода биосферы Земли в сферу разума. Так, К.Э.Циолковский называл разум "сильнейшим фактором Вселенной". Могущество разума он неразрывно связывал с волей человека. Союз разума и воли, основанный на гуманных чувствах, способен дать много позитивного мирозданию. Одним из позитивных факторов такого союза является "направляемое развитие Земли". При этом, считает Циолковский, необходимо формирование у человека научного мировоззрения.

Преобразующее начало человеческого разума было в центре философских рассуждений П.А.Флоренского. Он развивал идею "сферы духа" ("пневматосферы") - особой оболочки Земли, созданной человеческим творчеством вовлеченной в "круговорот духа". Результаты человеческой разумной деятельности остаются в "сфере духа". Таким образом, развитие разума в сочетании с великой силой труда и творчества человека могут дать неоценимый эффект для судеб человечества.

В.И.Вернадский указывает, что формирование научного мировоззрения - важный фактор формирования ноосферы. Научная мысль питает разум, выступая геологический силой, развивающей ноосферу. Научное мировоззрение закладывает фундамент для синтеза наук, являющегося, в свою очередь, мощным фактором расширения мировоззрения личности в целом. Вернадский подчеркивает, что нравственная основа развития такого мировоззрения будет способствовать коэволюции человека и биосферы, обеспечит развитие цивилизации и решение таких проблем как войны, экология, здоровье людей. Таким образом, переход в эпоху ноосферы потребует от человека перестройки онтологических взглядов, смену стандартов и идеалов, т.е. формирования новой нравственной основы своего бытия.

Космист Н.Г.Холодный называет еще один из важнейших факторов развития ноосферы - активный труд человека. "Разум - дитя труда", -подчеркивает он. Творческий труд - условие формирования мировоззрения, которое способно шагнуть на планетарный уровень и решать антропокосмические задачи. Антропокосмизм позволит направить свободное развитие разума в направление коэволюции человека и биосферы.

Разумный мир биосферы не должен быть чужд Земле. А.Л.Чижевский в своей работе "Земное эхо солнечных бурь" указывает на это и говорит о возможности прогнозирования катаклизмов. "Расширение" мировоззрения личности органично связано с гуманной деятельностью разума, познающего законы влияния космоса.

В.Ф.Купревич видит главной ноосферной задачей решение проблемы бессмертия. Разумное преодоление "промежуточного" этапа эволюции человека и выход к бессмертию - естественный, по мнению Купревича, процесс космического порядка. Научно-позитивное мировоззрение человека призвано лишь ускорить его.

На тех же позициях и А.К.Манеев в своей фундаментальной работе "Философский анализ антиномий науки", где развивает теорию активности биопсиполя как производного субстанции. Активная позиция разума при этом зависит от повышения активности биопсиполя. То есть духовно-нравственный аспект разумной деятельности человека - необходимое условие позитивного развития производных субстанции.

Эволюция человека, по мнению космистов, находящаяся в "промежуточной стадии, определяет и "промежуточный" этап ноосферы, поскольку эти процессы взаимообуславливаются. Глубоко-нравственная основа формирования мировоззрения человека при этом является той отправной точкой ноосферного развития, результаты которого предстоит увидеть человеку в будущем, а прогнозирование будущего - в руках самого человека.

Исследование антропологических идей в русском космизме XX в., содержащихся имплицитно с трудах философов-космистов, подвело диссертанта к выводу о том, что в целом они основываются на активно-эволюционной теории познания мира и человека, на сочетании научного, метафизического, рационально-аналитического и интуитивно-эстетического подходов в процессах познания, на решающей роли духовно-нравственного и мировоззренческого аспектов личности и в совокупности являются той философской концепцией, которая охватывает реальное человеческое существование и определяет место и отношение человека к окружающему миру. Фактически, можно говорить о существовании философской антропологии русского космизма, об антропологии нового типа - философии человека высокой степени мышления, духовности и нравственности, нового мировоззрения, позволяющего дать человеку самооценку как органической части мироздания, как части "всеединства".

Выдвинутое положение основано на ряде доказательств. Во-первых, философы-космисты развивали свои антропологические идеи в структуре "целостного" знания, опираясь в своих суждениях о человеке на достигнутые успехи в биологии, психологии и психоанализе, медицине, физике и химии, различных других отраслях естествознания. Их антропологическая парадигма обосновывается и положениями существовавших ранее концепций человека: христианско-теологической, рационально-гуманистической, позитивистской. Однако, осуществляя синтез научных знаний, космисты довольно определенно подходят к рассмотрению проблемы человека как части "всеединства", как неотъемлемой части эволюционного процесса, как обязательного элемента космогенеза.

Во-вторых, излагая содержание и строение своего философского взгляда на человека как на предмет антропологии, философы-космисты рассматривают человека в различных онтологических аспектах. С гносеологической точки зрения человек выступает у них не только как часть мироздания, т. е. как часть творения, но и как творец, результаты творчества которого рефлексируются в глобально-планетарном масштабе и выступают как антропологический метод познания мира. Социально-философская сторона проблемы человека представлена в русском космизме понятием исторической жизни человечества как "единого целого". Человек - индивидуальность, микрокосм, но он - часть целого (общества), с которым он образует "всеединство", и этому "всеединству" не безразличны проблемы его частей. В проблеме бессмертия космисты касаются и биосоциальной природы человека. А с точки зрения философской психологии основной вклад космистов в развитие проблемы человека был в вопросе понимания духовности и нравственности. Онтологический аспект этой идеи содержится в космизме в понимании мира и человека как целостности, представляющей собой органическое единство индивидуальностей, глубоко заинтересованных в эволюционной сути бытия. Обнаруживая наличие трансцендентного и экзистенционального, мы называем праксиологический аспект суждений космистов. Однако, основным здесь является все же аксиологический аспект, раскрывающийся в космизме в понятии "преображенного" человека с высокой степенью разума, с глубоким духовно-нравственным содержанием формируемого им мировоззрения.

В-третьих, занимаясь вопросами анализа человеческого бытия, философы-космисты развивают идею ноосферы, в которой разум человека выступает сильнейшим фактором эволюции, способным противостоять катаклизмам, преодолевать человеческую слабость, противиться безнравственности. Разум в сочетании с волей помогает человеку освободиться от ограниченного "я" в вопросах глобально-планетарного масштаба, понять значимость происходящего, быть действительно частью эволюции, обрести сознание духовного единства с окружающим миром. Разум и сознание человека способствуют скорейшему преодолению "промежуточного" этапа в развитии человека, продвижению его по эволюционной лестнице к существу бессмертному, преодолевающему пространство и время. Основой деятельности человеческого разума выступает научное мировоззрение с позиций антропокосмизма.

Таким образом, философско-антропологические идеи русского космизма XX в. выступают как совокупная философская концепция, как антропология нового типа - философии человека, обладающего новым мировоззрением, высокой степенью духовности и нравственности,

156 глубоким пониманием своей позиции как части мироздания, своей решающей роли а преобразовании бытия и все возрастающей роли разума в решении глобально-планетарных задач. Антропология космизма представляет собой не только исторический интерес. Онтологически и аксиологически она выступает как метод постижения бытия, как метод познания мира и ценностных ориентиров в нем, а значит, может представлять особый интерес в философии образования, социальной философии, психологии, медицине, экологии и космонавтике.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ионова, Татьяна Анатольевна, 1999 год

1. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989 (Приложение к журналу "Вопросы философии"). - С. 9 - 250.

2. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Париж, 1972. - С. 75-76.

3. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.

4. Бердяев H.A. Этическая проблема в свете философского идеализма // Проблемы идеализма. Сб. статей. М., 1902. - С. 91-92.

5. Бердяев H.A. О сущности исторического // Мир человека. М.: Интерпракс, 1995. - С. 418.

6. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993. - С. 315-316.

7. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990. - С. 4-10.

8. Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 415 с.

9. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М.: Русская книга, 1992. -527 с.

10. Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. СПб, 1903. - 237 с.

11. П.Вернадский В.И. Размышления натуралиста: Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1977. - 285 с.

12. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. - 276 с.

13. Купревич В.Ф. Путь к вечной жизни // Огонек, 1967, №35.

14. Купревич В.Ф. Академия наук Белорусской ССР. Очерк истории и деятельности. Минск: Наука и техника, 1968. - С. 96.

15. Манеев А.К. Философский анализ антиномий науки. Минск, 1974. -135 с.

16. Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1990. - 804 с.

17. Соловьев B.C. Сочинения. М.: Мысль, 1988. - 790 с.

18. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. - 749 с.

19. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. М.: Мысль, 1983. -751 с.

20. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Сб. статей. / Сост. Л.Янович. - Новосибирск кн. изд-во, 1991. - 184 с.

21. Флоренский П.А. Вернадскому В.И. Письмо // Новый мир, 1989, №35.

22. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Путь, 1991. - 226с.

23. Холодный Н.Г. Избранные труды. Киев, 1982. - 587 с.

24. Циолковский К.Э. Избранные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1962. -590 с.

25. Циолковский К.Э. Причина космоса. Калуга, 1925 г. - 137 с.

26. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Научно-фантастические произведения. Тула: Приокское кн. изд-во, 1986. - 517 с.

27. Циолковский К.Э. Общественная организация человечества (Вычисления и таблицы). Калуга, 1928. - 142 с.

28. Циолковский К.Э. Богатства Вселенной. Калуга, 1920. - 167 с.

29. Чижевский A.JI. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976. - 513 с.

30. Чижевский A.JI. Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца. М.: Всероссийское общество врачей-гомеопатов, "Мосполиграф", 1930. - 137 с.

31. Чижевский A.JI. Вся жизнь. М.: "Советская Россия", 1974. - 321 с.

32. Абрамова Т.В. Космизм в русской религиозной философии // Автореф. дисс.канд. филос. наук. М., 1994. - 23 с.

33. Белозерцев Е.П. Соборность как путь к новой школе // Русская школа. -М.: Роман газета, 1993. - 112 с.

34. Баландин Р.К. В.И.Вернадский. М.: Просвещение, 1987. - 128 с.

35. Бачинин В.А. Духовная культура личности. М., 1986. - 483 с.

36. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1976. - 487 с.

37. Бунаков Н.Ф. Избранные пед. сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-412 с.

38. Бубер М. Проблема человека. / К XIX Всемирному философскому конгрессу. М., 1992. - 232 с.

39. Вернадский экология - ноосфера: Материалы научной сессии, посвящ. 130-летию со дня рождения В.И.Вернадского. - М.: РАУ "Луч", 1994. -227 с.

40. Вильвовская A.B. Человек и космос. М.: Наука, 1994. - 255 с.

41. Гаврюшин Н.К. Из истории русского космизма. Калужский ж-л "Урания" 1804 г. // Труды пятых и шестых чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского. / Калуга, 1970, 1971 гг. / М.: АН СССР, 1972. - С. 104-106.

42. Гаврюшин Н.К. В спорах об антропософии: Иван Ильин против Андрея Белого // Вопросы философии. 1995, №7.

43. Гиренок Ф.И. Русские космисты. М.: Знание, 1990. - 115 с.

44. Гиренок Ф.И. Интуиции русского космизма // Русский космизм и современность. М.: ИФАН, 1990. - С. 58-62.

45. Григорьян Б.Г. Философская антропология. М., 1982. - 587 с.

46. Громов И.Г. Русский космизм и ноосфера. М.: Ноосфера, 198. - С. 500.

47. Грушевицкая Т.Г. Эволюция философских взглядов В.И.Вернадского // Автореф. дисс.канд. филос. наук. М., 1991. - 24 с.

48. Гумилевский Л.И. Вернадский. М.: Молодая гвардия, 1961. - 319 с.

49. Гулыга A.B. Космическая ответственность человечества // Русский космизм и современность. М.: МФТИ, 1990. - С. 62-70.

50. Гуревич П.С. Страсти человеческие // Философские науки, 1992.

51. Дворецкая O.A. Этические взгляды Н.А.Бердяева // Автореф. дисс.канд. филос. наук. М., 1995. - 24 с.

52. Демин В.Н. Философские принципы русского космизма // Автореф. дисс. докт. филос. наук. М., 1996. - 48 с.

53. Дуденков В.Н. Русский космизм: Философия надежды и спасения. -СПб: Синтез, 1992. 232 с.

54. Дудкина И.А. Мировоззренческие проблемы в творчестве К.Э.Циолковского (Отношение человек Вселенная) // Автореф. дисс.канд. филос. наук. - М., 1983. - 21 с.

55. Ефимова Н.М. Русский космизм о природе жизни и смерти // Автореф. дисс.канд. филос. наук. Киров, 1996. - 19 с.

56. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л., 1991. - 960 с.

57. Зеньковский В.В. основы христианской философии. М.: Изд-во Св. -Владимирского Братства, 1992. - 227 с.

58. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Св. - Владимирского Братства, 1993. - 224 с.

59. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX в. YMCA - PRESS, Paris, 1991. -471 с.

60. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия. / Сост. А.Ф.Малышевский и др. М.: Просвещение, 1993. - 288 с.

61. Карпинская P.C. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Наука, 1995. - 375 с.

62. Кузнецов М.А. Вернадский В.И. о ноосфере. М.: Московский рабочий, 1989.

63. Куракина О.Д. Русский космизм фундаментальное мировоззрение XX в. // XX век и философия: тезисы докладов Межд. конференции. - М.; МГАП, 1994.-С. 173-175.

64. Куракина О.Д. Человек в естественнонаучной картине мира Русского космизма // Проблемы гуманитаризации математического и естественно-научного знания. М.: ИНИОН, 1991. - С. 179-182.

65. Куракина О.Д. Русский космизм (Мировоззренческий аспект) // Автореф. дисс.докт. филос. наук. М., 1994. - 48 с.

66. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии и общественной мысли. Франкфурт, 1981. - 230 с.

67. Лекторский В.А. Научное познание как феномен культуры // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. - С. 29-30.

68. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии.- 1995, №2.-С. 5-9.

69. Лосский Н.О. история русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-479 с.

70. Марченко A.B. Критический анализ этических взглядов представителей богоискательства в России конца 19 начала 20 вв. // Автореф. дисс.канд. филос. наук. - М., 1990. - 24 с.

71. Мир человека: Хрестоматия. / Сост. А.Ф.Малышевский. М.: Интерпракс, 1995. - 485 с.

72. Моисеев H.H. Экология человечества глазами математика (Человек, природа и будущее цивилизации). М., 1988. - 349 с.

73. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. - 352 с.

74. Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии.- 1990, №6. -С. 10.

75. Нагорная Л.К. Богочеловечество в русской религиозной философии середины XIX начала XX вв. // Автор. дисс.канд. филос. наук. - М., 1995.-23 с.

76. Оносов A.A. Идея социальной организованности в русском космизме // Автореф. дисс.канд. филос. наук. М., 1994. - 24 с.

77. Осипов Г.В. Ситуация и национальные интересы // Интеграция и дезинтеграция в современном мире: Россия и Запад, матер, межд. конференции. М., 1997. - С. 162.

78. Проблема человека в истории философской мысли. М.: Просвещение, 1986.-591 с.

79. Проблема человека в западной философии. М.: Мысль, 1988. - 524 с.

80. Русский космизм и Ноосфера. / Ред. сост. О.Д.Куракина. М.: МФТИ, 1989.- 189 с.

81. Русский космизм: По материалам II и III Всесоюзных Федоровских чтений. В 2-х ч. М.: ФО, 1990. - 170 с.

82. Русский космизм: Антология философской мысли. / Сост. С.Г.Семенова, А.Г.Гачева. М.: Педагогика - Пресс, 1993. - 367 с.

83. Русская религиозная философская мысль XX в. / Сб. ст. под ред. Н.П.Полторацкого. Питсбург, 1975. - 320 с.

84. Самсонова Н.В. Космизм А.Л.Чижевского // Автореф. дисс.канд. филос. наук. М., 1997. - 21 с.

85. Силуянова Н.в. Духовность как способ жизнедеятельности // Философские науки. 1988, № 2.

86. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Юрист, 1992. - 627 с.

87. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Наука, 1992. -738 с.

88. Философская антропология: в 2 т. М., 1995. - 961 с.

89. Спешите спасти планету: текст к телекурсу. Владимир, 1993. - 67 с.

90. Тарасов В.В. В мире человека. М.: Интерпракс, 1986. - 547 с.

91. Это человек: Антология. / Сост. П.С. Гуревич. М., 1995. - 649 с.

92. Урсул А.Д. Космическая направленность мышления К.Э.Циолковского // Труды пятых и шестых чтений, посвященных разработке научного наследия и развития идей К.Э.Циолковского. / Калуга, 1970, 1971 гг. / М.: СССР, 1972.-С. 5-6.

93. Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении // Избр. пед. соч. В 2 т. / Под ред. В.Я.Струминского. М.: Учпедиз, 1953. - С. 303-326.

94. Фадеев Е.Т. К.Э.Циолковский о бесконечности развития Вселенной // Труды пятых и шестых чтений, посвященных разработке научного наследия и развития идей К.Э.Циолковского. М.: РАН, 1982. - С.9-11.

95. Худякова Г.П. Проблема мировоззренческого поступка в русской философии 19-20 вв. // Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1995. -20 с.

96. Цветкова Л.А. религиозно-этическое учение С.Н.Булгакова // Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1994. - 23 с.

97. Человек, космос, эволюция // Традиции русской философии и современность.: Сб. ст. / Отв. ред. Л.В.Фесенкова. М.: ИФРАН, 1992. -128 с.162

98. Чертков А.Б. Православная философия и современность. Рига, 1989. -421 с.

99. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М., 1993.- 132 с.

100. Шаронова A.A. Формирование философских взглядов К.Э.Циолковского // Автореф. дисс.канд. филос. наук. М., 1994. -24 с.

101. Peat F'.D. Synchronicity: The bridge between matter and mind. Toronto etc.: Bentam books, 1987. - 245 p.

102. Schrodinger E.Meine Weltansicht. Hamburg. Wein. Paul Zsolnay Verlag, 1961.- 179 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.