Фольклоризм прозы Ф. Абрамова 1970-1980-х годов: характер, эволюция, типы заимствований тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Чухланцева, Анна Ивановна

  • Чухланцева, Анна Ивановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Бирск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 196
Чухланцева, Анна Ивановна. Фольклоризм прозы Ф. Абрамова 1970-1980-х годов: характер, эволюция, типы заимствований: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Бирск. 2010. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Чухланцева, Анна Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. У ИСТОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА.

1.1. Фольклорная символика ранней прозы Ф. Абрамова.

1.2. Концепт деревни и классические литературные традиции.

ГЛАВА II. МИФОПОЭТИЧЕСКОЕ И ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ МОТИВОВ И ОБРАЗОВ В РОМАНЕ «ЧИСТАЯ КНИГА».

2.1. Материальное и духовное в русской деревне в свете традиций устного народного творчества.

2.2. Экзистенциальные мотивы в романе Ф.Абрамова «Чистая книга»

ГЛАВА III. СЛОВО И МЫСЛЬ Ф.АБРАМОВА.

3.1. Художественные принципы переосмысления реальности.

3.2. Проблема литературных традиций и новаторства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фольклоризм прозы Ф. Абрамова 1970-1980-х годов: характер, эволюция, типы заимствований»

Попытка осмыслить историческую судьбу народа, ощутить глубинную связь с прошлым вызвала в «деревенской прозе» заметную активность в освоении фольклора. В 1970-1980-е годы XX века, когда произошла смена духовных и идеологических ориентиров, возрос интерес к исследованию литературно-фольклорных связей. Этот период характеризуется обращением к устному народному творчеству, как средству возможного расширения творческого потенциала. Актуальным стало изучение конкретных способов использования народного творчества, которое накопило значительные художественные ценности.

Изучение «<. .>литературно-фольклорных связей представляет одну из интереснейших задач, как истории литературы, так и фольклористики<.>»'. На современном этапе одним из аспектов исследования литературно-фольклорных взаимосвязей является литературный фольклоризм, в изучении которого существуют разные подходы. .

Особый интерес представляет, во-первых, изучение истории фолькло-ризма русской литературы, потому что с момента постановки данной проблемы стоит вопрос о том, что же все-таки понимать под фольклоризмом писателя.

Первоначально считалось, что фольклоризм - это взаимопроникновение сфер «миф» - «фольклор» - «литература». В XIX веке этот вопрос освещался в трудах мифологической школы Ф.Буслаева, а также А.Веселовского, А.Афанасьева и других ученых. «<.>Фолыслор присутствует в творчестве современных писателей по-разному: одни черпают из колодца народной мудрости поговорки, речения, меткие словечки, другие перенимают, стилизуют сказовую тональность, третьи используют «конструкции» притч и мифов, на основе которых «лепят» свои современные произве-дения<. .>»". Данный, аспект проблемы освещается в трудах В.Проппа,

1 Пропп В. Поэтика фольклора. - М., 1998. - С. 164. Брагинская Н., Мелетинский Е. От мифа к лирике//Вопросы литературы. - 1973.-№ II.-С. 101-103. 3

В.Топорова, Ю.Лотмана и других, кто опирается на теории аналитической психологии и структурализма.

М.Азадовский в монументальном труде «История русской фольклористики»1 вводит термин «фольклоризм». Его заслуга в том, что впервые обоснованно заговорил о фольклористике и фольклоризме, как о более глубоких понятиях, чем просто интерес писателя к фольклору, в творчестве Радищева, Пушкина, Белинского. Обращаясь к литературе XVIII века, литературовед пишет: «<.> Фольклоризм XVIII века ни в коем случае нельзя считать единым и цельным. Он прошел в своем развитии через ряд этапов и протекал по различным социальным руслам. Литературный фольклоризм является как бы частью общего фольклоризма эпохи<.>»~. Н. Яновский подчеркивает, что «<.>ныне это понятие вкупе с методологией Азадовского при изучении «фольклоризма» позволяет отметить еще одну и весьма существенную грань, как в творчестве отдельного писателя, так и в произведениях всей литературы того или иного периода, того или иного направления<.>»3.

Отметим еще один аспект в отечественной науке, наметившийся в 1970-80-е годы, - это системный подход к проблеме. «<.>Внимание исследователей в этот период сосредоточено на создании типологии фольклоризма, характера связей, логики отношений между литературой и фольклором на разных идейно-эстетических уровнях и в разные исторические эпохи<.>»4.

В.Гусев определил фольклоризм в культурологическом плане как «<. .>социально детерминированный эволюционный процесс адаптации, репродукции и трансформации фольклора в условиях, отличающихся от тех, в каких развивался и бытовал традиционный фольклоре.>»5. «<.>Как социальное явление фольклоризм появляется тогда, когда в жизни общества возникают объективные причины, затрудняющие развитие традиционного задовский М. История русской фольклористики: В 2-х т. -Т.1. - М., 1958. -387с.

2 Там же. С.47-48.

3 Яновский Н. Русские писатели Сибири XX века. - Новосибирск, 1997. — С. 19.

4 Гусев В. Фольклоризм как фактор становления национальных культур // Формирование национальных культур в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: Сборник статей. - М., 1977. - С.31.

5 Гусев В. Фольклор как универсальный тип субкультуры. В диапазоне гуманитарного знания: Сборник статей к 80-летню профессора М.С: Кагана. - СПб., 2001. - С. 11. 4 фольклора в народной среде, и тогда, когда сам фольклор воспринимается общественным сознанием как утрачиваемая ценность, как источник и материал для создания или возрождения национальной культуры<. .>»'. У.Б. Далгат в работе «Литература и фольклор» интерпретирует понятие «фольклоризм» применительно к литературоведческой науке: «<.>Сознательное обращение писателей к фольклорной эстетике принято называть фольклоризмом<.>»2. С точки зрения исследователя, фольклоризм литературы возникает с момента «самозарождения художественной письменности», проходя в развитии два уровня: «<.>уровень младописьменных литератур и уровень развитых литератур<.>» . У.Далгат сделала попытку систематизации явлений фольклоризма.

В начале 1980-х годов XX века к проблеме обратился Д.Медриш. Он рассмотрел литературу и фольклор как две словесно-поэтические системы: «<.>В реальное взаимодействие вступают не просто элементы одной системы с другой системой, а две целостные взаимосвязанные системы - фольклор и литература<.>»4. Фольклоризм, по его мнению, является художественным качеством литературного произведения, появившимся в результате взаимодействия двух разных словесно-поэтических систем. Явления фольклоризма Д.Медриш расположил на уровне генетических связей и типологических соответствий. В рамках генетических связей он рассмотрел структуру фольклорного и художественного времени, исследовал систему взаимопроникновения текстов фольклора и литературы (цитация, аллюзия, перифраз). К типологическим соответствиям Д.Медриш отнес явление «лиризации» русской прозы, связанное с фольклоризмом, а также сближением сюжетно-композиционных ситуаций. Свои теоретические положения ученый иллюстрировал анализом художественных произведений А.Пушкина Н.Гоголя, В.Маяковского, включающих элементы фольклорной традиции.

1 Далгат У. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. - М., 1981. - С.4.

2Там же. С. 198

3 Медриш Д. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. - М., 2008. - С.211.

4 Там же.

Системный подход к проблеме фольклоризма литературы принадлежит профессору А.Лазареву. Ученый дал определение «фольклоризма» как «<.>единства художественных принципов отражения действительности в фольклоре и литературе<.>»1. Он подчеркнул мысль о том, что «<.>факт использования в литературном произведении готовых форм фольклора (былинных образов, сказочных сюжетов, песенной стилистики и т.п.) не требует особого термина, хотя является показателем фольклоризма произведения. Но еще чаще наличие в. романе, поэме, стихотворении, пьесе выдержек из фольклора, цитирования песни, использование пословицы и поговорки не означает их фольклоризма <. >»2.

А.Лазарев, характеризуя фольклоризм писателей XIX века, указал на многообразие его типов, особенно на идейно-эстетическом уровне. Так, он выявил созерцательно-гуманистический фольклоризм (И.Тургенев), ностальгический (Н.Лесков), агитационно-поэтический: (Н.Некрасов), психологический (А.Чехов, И.Бунин, А.Куприн) и др. Анализируя творчество поэта XX века Б.Ручьева, А.Лазарев отметил, что здесь «<.>можно говорить о типе фольклоризма на уровне народности<. .> Высший тип фольклоризма тот, что рождается непосредственно как результат формирования литературы в народной среде; это тип особого воспитания, когда выражение народных дум и чаяний приобретает соответствующую им народную форму<.>»3.

Таким образом, фольклоризм как явление, тесно связанное с социально-общественными условиями, обусловлен общими закономерностями историко-литературного процесса. Поэтому каждый исторический период предполагает характерный для его условий фольклоризм, который предстает как специфическое свойство литературы, значимая идейно-эстетическая категория. «<. Жаждая эпоха рождает свои принципы отбора и использования фольклора в профессиональном искусстве, нерасторжимо связанные не толь

1 Медриш Д. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. - М., 2008. - С.238.

2 Лазарев А. Проблема изучения фольклоризма русской литературы 1870-1890-х гг. // Русская литература 1870-1890 гг. Проблема литературного процесса. - Свердловск, 1985.-С. 14-26.

3 Там же. С. 15. ко со спецификой художественного метода и мировоззрения различных поэтов и писателей, но и с их отношением к главным общественно-историческим тенденциям века<.>»1. В 1970-1980-е годы XX столетия проявляется повышенный интерес исследователей к данной проблеме. В связи с этим появляется значительное количество диссертаций, посвященных изучению фольклоризма прозы отдельных писателей.

Изучение материалов по проблеме позволяет говорить о плодотворности данного аспекта исследования, поэтому представляется обоснованной необходимость рассмотреть наследие писателя Федора Александровича Абрамова, творчество которого относят к направлению писателей-«деревенщиков» (В.Распутин, В.Астафьев, В.Крупин). Роль фольклора в его творчестве отмечена, однако, отдельными штрихами.

За последнее годы сделано немало в абрамоведении: тщательно исследовалась биография, творческая эволюция, большое внимание уделялось проблематике произведений. Первая биография писателя представлена в книге И.Золотусского «Федор Абрамов. Личность. Книги. Судьба»". Личное знакомство с прозаиком дало возможность автору правдиво, тщательно воссоздать вехи жизни и творческий облик. Жизнь писателя представлена на широком историческом фоне эпохи, литературной и социальной жизни.

Автор книги «Дом на yrope»J Ю.Оклянский сделал попытку по-новому осветить непростой жизненный путь Ф.Абрамова. Очерк А.Туркова «Федор Абрамов» раскрывает творческий путь писателя. Критик прослеживает диалектику жизненной и художественной правды произведений, стиль, конфликты, характеры героев.

Для раскрытия темы диссертации особый интерес представляют работы, рассматривающие идейно-эстетические взгляды писателя, их изучение было начато в сборнике статей «Земля Федора Абрамова» многие авторы го

1 Украинцева Н. Фольклоризм прозы В.Ф. Потанина: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Курган, 2005. - 175с. Золотусский И.Федор Абрамов. Личность. Книги. Судьба. - М., 1986. - С.42.

3 Оклянский Ю.Дом на угоре. О Федоре Абрамове и его книгах. - М., 1990. - С.53. ворят об истинно народных ценностях, которые несет проза Ф.Абрамова: «<.>Его рассказы и повести, проникнутые гуманной мыслью и благородным чувством, исполнены светлого духовного огня<.>»'. Ф.Кузнецов в статье «Трепет сердца»2 'затрагивает эстетические позиции писателя относительно воспитательного значения литературы, ее народности. В том же направлении действует Ш.Галимов в книге «Ф.Абрамов. Творчество, личность»3. Он отмечал ориентацию писателя на устную речь народа, активное использование интонационных средств языка.

Л.Крутикова-Абрамова отмечает авторский интерес к повседневным, повторяющимся, типичным явлениям, что придает изображаемым событиям «<.>эпический тон, присущий лучшим произведениям писателя<.>».4 Подчеркивает близость Ф.Абрамова к народу: «<.>Как досконально изучен им быт великорусской "северной деревни, мы убеждаемся на каждой странице его деревенских рассказов «Однажды осенью», «Сосновые дети» <,.>. В прозе Ф.Абрамова ощущается порыв к северному лесу, к реке, к небу pi солн-цу<.>» 5. Таким образом, не говоря о прямых связях с устным народным творчеством, критики признавали демократизм взглядов писателя, отличное знание им народной жизни.

В книге «Веленьем совести и долга»6 Л.Ханбеков восхищается «<.>свободой, силой, яркостью повествований <.>метким и без излишеств щедрым языком»7. «<.>Истинно народная лексика, несомненное влияние разговорного синтаксиса, неподдельная экспрессия, обилие просторечных выражений — все это можно увидеть в коротком эпизоде любого произведения автора<.>» . Исследователь рассматривает отражение современной ему жизни, ряд реальных прототипов героев Ф.Абрамова.

1 Михайлов А.Встреча с отчим краем. Земля Федора Абрамова. — М., 1986. - С.69.

I Там же. С.70. Галимов Ш. Ф.Абрамов: творчество, личность. — Архангельск, 1989. — С.47.

4 Крутикова-Абрамова Л. Планета Федора Абрамова // Правда Севера. - 1996. - 26 декабря - С 3.

5 Там же.

6 Ханбеков Л. Веленьем совести и долга. - М., 1989. - С. 203.

7 Там же. С.204.

8 Там же.

Ю.Оклянский в книге «Шумное захолустье»1, анализирует тетралогию «Братья и сестры» с точки зрения «вхождения писателя в народ», рассуждает

0 взаимоотношениях Ф.Абрамова с народом.

И.Золотусский в работе «Прощай, XX век. Русские писатели. Сокровенные встречи» поставил литературную судьбу Ф.Абрамова в один ряд с судьбой таких писателей, как В.Белов, В.Астафьев, К.Симонов, В.Максимов. Анализируя его публицистику отметил реализм творчества, обосновал, почему писатель обращается деревенской теме: «<.>Была вера в то, что ради него стоит жить, писать, вообще существовать на свете<.>»2.

До последнего времени проблема фольклоризма творчества писателя специально не была исследована. В упомянутых критико-биографических работах по фольклоризму его прозы сделаны лишь отдельные замечания. Факты сознательного обращения Ф.Абрамова к фольклору отмечаются многими биографами и исследователями творчества писателя. «<.>В своих произведениях он использовал почти все виды народного творчества — пословицы, поговорки, сказки, песни, причитания, устоявшиеся в народной речи образные сравнения, эпитеты<.>. Эти элементы вводились не механически, а в соответствии с идеей и задачами произведения^.>» . Литературоведы ограничиваются анализом малых жанров (рассказ, сказка, притча); некоторые вопросы, касающиеся связи творчества Ф.Абрамова с народной традицией, либо не учтены, либо только обозначены и поэтому нуждаются в освещении с позиции современного понимания фольклоризма. Поэтому считаем необходимым анализом охватить все творчество писателя: ранние рассказы, миниатюры «Трава-мурава», «Чистая книга». Выбор названных произведений в качестве материала исследования обусловлен их недостаточной изученностью с точки зрения фольклоризма писателя, зависящий не только от мастерства художника, но и от изменения исторической обстановки, особенностей развития литературы.

1 Оклянский Ю. Шумное захолустье: В 2-х книгах. - Книга 2. - М., 1997. - 302с.

2 Золотусский И. Прощай, XX век. Русские писатели. Сокровенные встречи. - М., 2008. - С.142.

3 Коптун Н. «Родословная» героев Ф. А. Абрамова (Фольклорные мотивы и образы писателя)» // Слово Ф.Абрамова: Сб. статей-Архангельск, 2001.- С. 59-67. 9

Осмысление фольклоризма русской литературы прошло путь от выявления реальных связей произведений того или иного писателя с конкретными народнопоэтическими источниками, через анализ эстетической функции фольклорных элементов в авторском произведении, до попыток обнаружения неких существенных моментов освоения литературой художественных принципов фольклора (вопросы типизации, развития жанров, стиля).

Основным в освоении фольклора литературой является творческое следование художественным принципам, выработанными народной поэзией, многообразное использование различных ее элементов. Народное творчество накопило значительные художественные ценности, которые не могут не привлекать живого интереса писателей. В центре художественного мира Ф.Абрамова стоит человек, который является носителем культурного наследия, исторической действительности. Рассуждения писателя касаются самых сложных вопросов исторических реалий, недостаточно представленных в литературоведении. Поэтому мы говорим не только о своеобразии поэтического мира художника, но и о становлении ценностных отношений в обществе, о новой эстетике: «<.> об утверждении таких ее качеств, как трагическое мышление и философичность письма; о наличии в произведениях ярких характеров, наделенных могучей волей и сильной страстью, способных противостоять судьбе и обстоятельствам и готовых нести ответственность за разлад в мире; о художественном решении сложных конфликтов эпохи, вечных и неустранимых, таких как несовершенные законы мироустройства, при котором высшие человеческие блага — добро, достоинство, честь, справедливость — часто извращались и терпели трагическое поражение<. .>»'.

Фольклор входит в сознание и память писателя не только как художественный материал, подлежащий непосредственному творческому использованию, но и как сложный комплекс многообразных впечатлений, возбуждающих воображение художника, рождающих богатые ассоциации, помогающих

1Петишева В. Романы Л.М.Леонова 1920-1990-х гг.: эволюция, поэтика, структура жанра. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. - М., 2007. - С.6. воссоздать атмосферу изображаемой действительности. Но главное: фольклор - это генетическая память народа, которую не может исключить из круга своих творческих интересов ни один художник. Это позволяет говорить о народности произведений писателя как одной из ключевых категорий концепта деревни.

Связи писателя с фольклором не всегда находятся на поверхности. Нередко они не ограничиваются использованием «<. .>готовых форм фольклора (былинных образов, сказочных сюжетов, песенной стилистики) <.>»'. Прав А.Горелов, утверждающий, что «<.>фольклор далеко не всегда приходит к писателю прямо и в неизменном обличии, сохраняющим все приметы его натурального бытования. Вытеснение фольклора из целых сфер культурного обихода, распространение фольклорных изданий и развитие литературы создает большую культуру опосредованного фольклора, фольклора переосмысленного и эстетически актуального на разных стадиях художественной эво-люции<.>>>." Типология фольклоризма позволяет предложить системный анализ произведений литературы, который охватывает все уровни их идейно-эстетической структуры и художественной системы писателя в целом; выявляет эволюцию художественного мышления.

Фольклорные включения помогали прозаику воссоздавать социальную среду во всех ее малозаметных подробностях, типизировать образы и явления, объединять их в цельную художественную картину. Говоря об отношении Ф.Абрамова к русскому фольклору, нельзя не упомянуть и о пристальном внимании писателя к народной жизни вообще: «<.>Он размышлял о русской деревне и придавал огромное значение крестьянству как общественной силе, как «кормильцу» страны и как хранителю исторических традиций, касающихся языка<. >»3.

Прозаик задумывался над истоками и причинами возникновения обычаев, культурных традиций, обрядов, о соотношении формы и содержания в

1 Мелитинский Е. Поэтика мифа. - М., 1995. - С.295.

2 Горелов А.Частушка с разных сторон // Русская литература. - 1972. - №4. - С.213.

3 Глушаков П. Васрший Шукшин и Федор Абрамов: Диалог об искусстве. - Рига, 2001. - С.93. И произведениях устного народного творчества. «<.>Только гений человека достиг художественной выдумки, - писал он, - способности создавать сказку, которая тоже есть не что иное, как обряд. Неужели Вы не чувствуете, что около каждой нашей древней былины стоит обряд - желание ее создателей обрядить в волшебную, сказочную форму заветную мечту о силе, добре и чести<.>»'.

В творчестве Ф.Абрамова сложно переплелись мифологические, культурные и собственно фольклорные темы, образы, реминисценции не только общерусского, но и особенного, северного фольклора.

Остаются нерешенными вопросы: а) органичности вхождения фольклорных элементов в структуру художественной прозы; б) механизма усвоения фольклорной традиции писателем; в) жанровых и стилевых параллелей с устным народным творчеством.

Актуальность. Исследования, посвященные творчеству Ф.Абрамова, нуждаются в дополнении новыми аспектами. В литературоведении произведения рассматриваются в социальном плане, а сам писатель воспринимается как обличитель социальных проблем деревни. Однако Ф.Абрамов — художник, писатель-гуманист, и современное осмысление «деревенской прозы» невозможно без проникновения в художественное мышление прозаика, без выявления народных истоков его произведений, без учета опоры на фольклорные традиции на уровне концепций художественного бытия и путей воплощения русского национального характера, пространственно-временных организаций произведения, сюжетостроения, то есть без совокупности творческих приемов, эстетических установок, художественных возможностей, которые раскрывают уникальную картину развития «деревенской прозы».

Объектом исследования являются ранние рассказы Ф.Абрамова, повесть «Деревянные кони», миниатюры. «Трава-мурава» и итоговое произведение «Чистая книга».

Абрамов Ф. Хочется подумать о путях России: (Из дневников писателя 1980-1982 гг.) // Культура. - 1993. -30 аир. — С.З.

Предмет исследования - фольклоризм прозы Ф.Абрамова, идейно-композиционная роль фольклора в его творчестве.

Цель диссертационного исследования — выявить новое в прочтении произведений Ф.Абрамова через исследование их фольклоризма, органичной связи с традиционной народной культурой. Для этого необходимо было решить ряд конкретных задач:

- осмыслить комплекс фольклорных символов и образов в контексте произведений Ф.Абрамова;

- проследить эволюцию фольклоризма прозы и охарактеризовать тип фольклоризма в творчестве писателя;

- рассмотреть проблему функционирования фольклора в прозе Ф.Абрамова не только как литературоведческую, но и как философско-мировоззренческую;

- выявить разнообразие форм и художественных принципов использования устного народного творчества в прозе Ф.Абрамова;

- проанализировать функционирование фольклорных традиций в русской литературе XIX-XX вв. на уровне жанрово-структурной организации произведения, сюжетостроения и изобразительно-выразительной системы.

Методы исследования. Помимо общенаучных методов анализа, синтеза, обобщения и систематизации, в работе использованы специальные методы историко-литературного и сравнительно-типологического анализа.

Методологическая база исследования формируется на основе философского, мифопоэтического, культурно-исторического направлений в литературоведении и фольклористике с опорой на труды Е.Мелетинского,

A.Афанасьева, Э. Померанцевой, Н.Криничной, А.Круглова, М.Хайдеггера, С.Кьеркегора, Н.Бердяева, И.Ильина, А.Потебни, В.Виноградова, М.Бахтина, Ю.Лотмана, Г.Гачева и др.; на.работы из области теоретического и исторического литературоведения В.Белинского, А.Лосева, Ю.Тынянова, Д.Лихачева,

B.Нерознак, В.Зусман, А.Большаковой, Г.Белой и др.; на теории фольклористики и фольклоризма литературы В.Гусева, В.Проппа, М.Азадовского,

Д.Медриша, У.Далгат, А.Новиковой, А.Лазарева и др. В работе использованы современные принципы изучения фольклора и литературы как частей единой метасистемы, находящейся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Научная новизна настоящего исследования определяется тем, что в нем: впервые проза крупнейшего русского писателя «деревенской прозы»

XX столетия анализируется с возможной и необходимой полнотой: от первых творческих опытов до последнего произведения, с точки зрения фольк-лоризма, ставшей логической и композиционной канвой диссертации; исследование конкретных художественных произведений Ф.Абрамова проводится в сопоставлении с литературным творчеством наиболее известных и разных по художественным пристрастиям в использовании фольклора писателей: Н.Гоголя, Н.Лескова, А.Куприна, В.Белова, В.Распутина, А.Солженицына и других мастеров слова; отмечена сложная эволюция мировидения Ф.Абрамова, трансформация его религиозных взглядов, модификация постоянных фольклорных тем и мотивов, определен тип фольклоризма; исследуется специфика восприятия писателем классических литературных традиций, художественных систем и творческих открытий с точки зрения использования фольклора, влияние прозаика на развитие литературы

XXI века.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что сделанные в ходе работы выводы могут явиться основой для разрешения ряда актуальных вопросов, возникающих в процессе исследования проблемы взаимодействия фольклора и литературы. Диссертация углубляет и расширяет научные представления о типах и функциях литературного фольклоризма.

Структура диссертационного исследования определена поставленными задачами и состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Чухланцева, Анна Ивановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пути развития современной русской прозы сложны и многообразны, изучение которых осуществляется с разных исследовательских позиций и разнообразными методами. Одним из наиболее продуктивных направлений анализа произведений является изучение фольклоризма как важнейшей черты их стиля.

Проза Ф.Абрамова 1970-1980-х гг. XX века при всем ее жанрово-стилевом многообразии является продолжением русской классической литературы. В то же время его фольклоризм подчиняется закономерностям развития современной литературы, для которой характерно обращение к фольклору как к особой форме сложного восприятия и отражения мира. В историко-функциональном исследовании литературных и фольклорных традиций важно выяснить не только прямое обращение к устному народному творчеству, но и обосновать скрытые связи между произведением писателя и народным творчеством далеких эпох. У Ф.Абрамова находим мировоззренческую и эстетическую ориентацию на фольклор, что открывает перед прозаиком новые возможности в освещении тем свободы, красоты, любви, народного идеала, решении ряда философских и психологических проблем.

От поиска фольклорно-литературных параллелей в произведениях современная филологическая наука переходит к установлению типа фольклоризма, характеру связей между литературой и фольклором на разных общественно-исторических и идейно-эстетических уровнях.

Фольклоризм Ф.Абрамова универсален. В произведениях присутствуют все типы. По способам освоения фольклора прозаика относим разнообразные приемы стилизации, цитации, соответствующие жанрообразующим принципам.

В использовании, как произведений устного народного творчества, так и отдельных его элементов Ф.Абрамов прошел сложный путь эволюционного воплощения фольклора. От цитатного, символического в ранних рассказах писатель переходит к более глубоким уровням литературного фольклоризма («Чистая книга»), где культурные, мифологические и фольклорные категории развиваются в художественном русле. В раннем творчестве Ф.Абрамова фольклорные элементы становятся сюжетообразующими; можно определить доминирующую роль жанров устного народного творчества — легенда, предание, сказка. В итоговом произведении проявляются сквозные фольклорные и религиозно-этические мотивы, которые помогают писателю совместить социально-психологический и философский уровни повествования. «Чистая книга» сыграла огромную роль в познании русского национального характера, где автор ищет «стержневое и непреходящее» в русском человеке. Фантастика фольклорных образов в произведении служат формой выражения экзистенциально-философских представлений об окружающей действительности как парадоксальной и иллюзорной.

Изменение отношения писателя к фолькоризму объясняется также эволюцией главного героя произведений. Если в ранних рассказах центральное место занимает человек, воспитанный в духе крестьянской морали (Милентьевна, «Деревянные кони», Филиппьевна, «В Питер за сарафаном», Наталья, «Сосновые дети» и др.), то в «Чистой книге» изображается человек, далекий от народной жизни (Юра Сорокин, Буров).

Типологический анализ фольклоризма Ф.Абрамова позволяет говорить о вполне осознанной установке писателя на идеализацию прошлого, создание нормативной картины мира. Пристальный интерес к фольклору потерянной родины, ностальгия и идеализация прошлого являются закономерным явлением «деревенской прозы» таких писателей, как В.Белов, А.Солженицын, В.Распутин.

Устное народное творчество входит в литературу, в первую очередь, как одна из сторон изображаемого быта. Оно работает на создание образа деревни в целом и углубляет концепт деревни. Изображая жизнь и быт старой деревни, Ф.Абрамов довольно часто использует песенный фольклор, вводит в произведения описание примет и обычаев, описывает крестьянские праздники, молодежные гуляния, повседневный труд. Для писателя старая деревня неразрывно связана с фольклором, в частности, с традиционными календарными и семейными праздниками.

Ф.Абрамов обращается к истокам национальной культуры, к нравственным традициям и призывает к сохранению их. Он исходит из утверждения творческих духовных способностей личности, ее умения преодолевать в себе нравственное несовершенство.

Художник слова исследует глубинный залог нравственности и духовную жизнь народа. Важнейшей функцией фольклора в литературном произведении является участие в создании характера. Обращает на себя внимание глубинный психологизм при раскрытии человеческого характера. Через изображение повседневного, привычного человеческого существования выражаются общественные и нравственные конфликты. Объединяет их внимание к конкретному жизненному материалу, знание подробностей изображаемой сельской действительности, глубокое осмысление связи человека и природы, человека и истории. Внимание к внутреннему миру человека приводит писателя к сказу. Возможность ярко и образно рассказывать проявляет не только автор, но и близкий к герою человек, а то и сам герой. Сказовая манера повествования писателя основана на народной речи, которая включает диалектизмы и просторечные слова, малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, присловья), народно-поэтическую образность, выразительные средства, берущие свое начало в фольклоре.

Писатели современной прозы о деревне часто обращаются к жанру литературной сказки. Ф.Абрамов в создании литературной сказки идет от пушкинских традиций, в целом сохраняя верность фольклорному сюжету. С помощью фольклорных образов и мотивов писатель высмеивает пороки современного человека. Но в канву «Чистой книги» писатель вводит сказочные мотивы и образы, которым часто присуща ирония.

Таким образом, системный подход к изучению творчества Ф.Абрамова показал, что без пристального изучения фольклоризма писателя, который заключается в своеобразии его художественного мышления, в многогранной и сложной ориентации на фольклорную символику, жанры, поэтику, где преобладает концентрация внимания на всеобщем, вечном, исследование будет не полным.

Фольклоризм является составной частью творческого метода писателя, проявляется в сознательном использовании народных способов отражения действительности и позволяет, с позиции народного мировоззрения, решать эстетические и философские проблемы, такие как духовное и нравственное возрождение человека, поиски идеала, смысла жизни. Интерес к фольклору постепенно рождается из желания постичь глубины народной жизни, народного языка. В настоящее время фольклор и литература становятся органической духовной потребностью человека, непреложным фактором формирования его эстетических и нравственных чувств. Фольклор в произведениях Ф.Абрамова воспринимается как духовная культура народа и служит мерилом нравственности современного человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Чухланцева, Анна Ивановна, 2010 год

1. Абрамов Ф.А. Собрание сочинений в 6-ти т. — Л., 1991-1993. Т. 1-6.

2. Абрамов Ф. Чистая книга//Нева 1998. - №11. - С. 12-109.

3. Абрамов Ф. Слово в ядерный век. М., 1987. - С. 375-376.

4. Абрамов Ф. Люди колхозной деревни//Новый мир. — 1954. №4. -С.210-213.

5. Белов В. Лад. М., 1989. - 424с.

6. Белов В. Избранные произведения: В 3-х т. М., 1983. - Т. 1-3.

7. Белов В. Кануны. М., 1994. - 480с.

8. Куприн А. Олеся. Собрание сочинений: В 5-ти т. Т. 1. - М., 1990. - 305с.

9. Криничная Н.Предания русского севера. М., 1991. - 259с.

10. Легенды, предания, бывальщины/Со ст. и подгот. текстов, вступит, ст. Н.Криничной, — М., 1989.-380с.

11. Лесков Н. Очарованный странник. Собрание сочинений. СПб., 1889. -Т. 2.-С. 291-443.

12. Лирические песни / Сост., предисл., подгот. текстов и прим. П.Выходцева. -М., 1990.-380с.

13. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.З. Деви-чество/Сост., подгот. текстов, вступит, ст. и коммент. В.Аникина. М., 1994. 404с.

14. Некрасов Н. Кому на Руси жить хорошо. Собрание сочинение: В 10-ти т. -Т.З.-М., 1982. С.38-94.

15. Народные русские легенды А.Афанасьева в 3-х т./ Изд. подгот. Л.Бараг, Н.Новиков М., 1984-1985. - 670с.

16. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. Новосибирск, 1990. - 560с.

17. Петрушевская Л. Барби-волшебница. Случай в Сокольниках (рассказы из иной реальности. М., 2002. - 178с.

18. Сборник русских народных песен, составленный М. Балакиревым. -СПб, 1891.-280с.

19. Солженицын А. Матренин двор. — СПб., 1998. — 202с.

20. Твардовский А. Страна Муравия. Поэма. М.,1955. - 94с.

21. Шолохов М. Тихий Дон. Собр. соч. в 4-х т. М., 1985. - 743с.

22. Шолохов М. Поднятая целина. Собр.соч. в 8-ми т. Т.2. — 280с.1.

23. Абрамов Ф.А. Люди колхозной деревни//Новый мир. — 1954. №4. — С.210-215.

24. Абрамов Ф.А. Кое-что о писательском труде//Вопросы литературы. -1974. -№3.- С 39-42.

25. Абрамов Ф. О хлебе насущном pi хлебе духовном//Наш современник. — 1976. -№9. С.17-21.

26. Абрамов Ф.Деревня то мать наша//Книжное обозрение. - 1982. - 11 июня. - С. 12.

27. Абрамов Ф.Сотворение нового русского поля//Наш современник. 1980. -№7.-С. 121-123.

28. Агеносов. В. Советский философский роман. М., 1989. - 466с.

29. Азадовский М. Литература и фольклор: Очерки и этюды. — Л.: Худ. лит., 1938.-295 с.

30. Азадовский М.История русской фольклористики. В 2-х т. — Т.1. М., 1958.-387с.

31. Акимов В. Сто лет русской литературы: От серебряного века до наших дней.-СПб., 1995.-384с.

32. Андреева И., Баско Н. Русская деревня XX век. Культурологический словарь.-М., 2003. -304с.

33. Аникин В. К мудрости ступенька. М., 1988. — 176с.

34. Аникин В.Русская народная сказка. М., 1984. - 176с.

35. Аникин В.Русский фольклор. М., 1987. - 180с.

36. Аникин В.Системный анализ литературного и фольклорного стиля// Филологические науки. 1995. - №4. - с.37-45.

37. Аникин В., Круглов Ю. Русское народное поэтическое творчество — Л., 1983.—415с.

38. Апухтина В. Современная советская проза. 60-70-е годы. Уч. Пособие для вузов. М, 1984. - 240с.

39. Асов А.И. Златая цепь: Мифы и легенды древних славян. М., 1998. -320с.

40. Аскольдов С.Концепт и слово / Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1980. - 279с.

41. Афанасьев А.Древо жизни. М., 1982. - 462с.

42. Афанасьев А.Поэтическое воззрение славян на природу. В 3-х т. — М., 1994.-840с.

43. Афанасьев А.Происхождение мифа: ст. по фольклору, этнографии и ми-фол огии/Сост. подгот. текста, коммент. А.Л. Топоркова. М., 1996. - 464с.

44. Афанасьев. А. Народные русские легенды. — М., 200. 316с.

45. Барышева С. Архетип тошноты в экзистенциальной прозе современных русских писателей (В.Пелевин, В.Сорокин, В.Ерофеев) /автореф. дисс. к. фил. наук. — Магнитогорск, 2006. 24с.

46. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

47. Бахтин М.Литературно-критические статьи М., 1986.-578с.

48. Бахтин М.Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. -СПб., 2000.-249с.

49. Бахтин М.Человек в мире слова. М., 1995. — 139с.

50. Бахтин М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1979. 423с.

51. Белая Г.Художественный мир современной прозы. М., 1983. - 191с.

52. Белая Г.Стилевые процессы в прозе//Современная советская литература. В 2-х ч. -М., 1987.-253с.

53. Белая Г.История литературы в контексте современной теоретической мысли// Вопросы литературы. 1996. - №3. - 3-17.181

54. Бердяев Н.Философия свободного духа. М., 1979. - 480с.

55. Бердяев Н.Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. М., 1993. - 470с.

56. Блажес В. Народная история о Ермаке. — Екатеринбург, 2002. — 200с.

57. Богатырев П. Вопросы теории народного искусства. — М., 1971. — 397с.

58. Богданова О. Под созвездием Достоевского. Художественная проза рубежа Х1Х-ХХ веков в аспекте жанровой поэтики русской классической литературы М., 2008. - 312с.

59. Бочаров А.Литература и время: Из творческого опыта прозы 60-80-х годов. -М., 1988. 198с.

60. Бочаров А. Чем жива литература? Современность и литературный процесс. -М., 1986. -397с.

61. Большакова А. Нация и менталитет: феномен «деревенской прозы» XX века. — М., 2000.- 132с.

62. Брагинская Н, Мелетинский Е. От мифа к лирике// Вопросы литературы. 1973.-№ 11.-С. 101-103.

63. Буслаев Ф. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.-СПб., 1861.-Т.1.64. «В мире Федора Абрамова»/подг. Л.В. Крутикова-Абрамова, Г.Г. Мартынов СПб., 2005. - 346с.

64. Ведерникова Н. Русская народная сказка. М., 1975. - 135с.

65. Веселовский А. Статьи о сказке// Собр. Соч. — Т. 16. 1938. - 368с.

66. Вершинин С. Сказка о сарафане// Правда Севера. 1991. — 4 мая. - С.17-21.

67. Ветловская В. Анализ эпического произведения. Проблемы поэтики. -СПб., 2002.-214с.

68. Виноградов В. Проблемы русской стилистики.- М., 1981. — 320с.

69. Вильчек Л. Большаки и проселки «деревенской прозы» — М., 1985. — 230с.

70. Воропаев В. Заметки о фольклорном источнике гоголевской «Повести о капитане Копейкине»//Филологические науки. — 1982. — №6. — С.31-35.

71. Газизова А. О реальности и условности в повести В. Распутина «Живи и помни»//Проблемы типологии социалистического реализма: Сб. Научных трудов. -М., 1979.

72. Галочкина С. «Братья и сестры» сорок лет спустя: К истории создания первого романа Ф. Абрамова// Пинежье. 1998. - 4.апр.

73. Галимов Ш. Ф.Абрамов: Творчество, Личность. Архангельск. - 1989. -270с.

74. Галимова Е. Поэтика повествования русской прозы XX века (1917-1985) -Архангельск, 2002. 198с.

75. Гачев Г. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика.Театр. -М., 1968.-288с.

76. Глухов В.И. Гоголь-сатирик и народная сказка//Филологические науки. -1967.-№.3.

77. Глушаков П. Василий Шукшин и Федор Абрамов: Диалог об искусстве. //Сб.научн.ст. Барнаул, 2001. - С.27-34.

78. Горький А. (О сказках)//Собр. Соч.: В 30-ти т. Т.25. - М., 1953.

79. Горелов А. Частушка с разных сторон//Русская литература, 1972. №4. -С.12-15.

80. Гусев В. Фольклор как универсальный тип субкультуры. В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители», выпуск 4. СПб., 2001. - С. 11-27.

81. Даль В.О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — СПб., 1980.-250с.

82. Даль В. Пословицы русского народа. СПб., 1879. - 250с.

83. Даль В. Словарь живого великорусского языка. — М., 1997. В 4-х т. — 987с.

84. Дедков И. Живое слово времени: Очерки прозы 70-80-х годов. М., 1986. -389с.

85. Демина Л. Эволюция конфликта как идейно-эстетическая категория в русском литературном процессе 50-60-х гг. -М., 2002. -432с.

86. Демин В. Русь гиперборейская М., 2002. - 177с.183

87. Демьянков В. Прототипический подход // Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.- С. 140-145.

88. Дранникова Н. Изучение фольклора русского Севера//Литература в школе. 1994. - №5. - С.94-96.

89. Духовно-нравственные идеалы писателей «деревенской прозы» в свете христианских ценностей: (IV Абрамовские чтения): Сб. статей: Веркола: Архангельск, 2004.'- 268с.

90. Дюжев Ю. Русский излом// Север. 1993. - №2.

91. Дынник В. Литературная энциклопедия М., 1925.

92. Егорова Л.М. Пинежские зарисовки. Архангельск, 1995. - 117с.

93. Егорова Л.М. «Господи, благо слови.»: Около тридцати лет вынашивал писатель «Чистую книгу», стремление ее написать стало главной его меч-той//Правда Севера. — 1996. 29 фев.

94. Егорова Л.М.В семье единой : Рус. сов. проза в ее связях с жизнью народов.-М., 1986.,- 157с.

95. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России — М., 1994. — 189с.

96. Емельянов Л. Василий Шукшин: Очерк творчества. — Л., 1986. 152с.

97. Емельянов Л.Изучение отношений литературы к фольклору//Вопросы методологии литературоведения. М-Л., 1966. — 167с.

98. Жития калязинских святых / Сост. С.В. Кустов. 2-е изд. Калязин, 2008. -96с.

99. Зеленин Д. Очерки русской мифологии. СПб., 1916. - 168с.

100. Золотусский И. Федор Абрамов. Книги. Личность. Судьба. М., 1986. -347с.

101. Золотусский И. Трепет сердца. Земля Федора Абрамова. М., 1986. -240с.

102. Золотусский И. Повесть Ф. Абрамова «Кто он?»//Лит. газета — 1993. — №14. С.4

103. Золотусский И. От Грибоедова до Солженицына. Россия и интеллигенция.-М., 2006. -352с.

104. Золотусский И. Прощай XX век. Русские писатели. Сокровенные встречи. -М., 2008.-288с.

105. Зубарев Е.Ю.Приключенческие игры в работе психолога, http ://www.mytests .ru

106. Зуева Т., Кирдан Б. Русский фольклор. М., 1998. - 346с.

107. Зуева Т. Волшебная сказка. М., 1993. - 240с.

108. Зусман В. Концепт в системе гуманитарного знания. Теория: проблемы и размышления //«Вопросы литературы» — 2003. №2. С.3-23.

109. Иванов П. Народные рассказы о домовых, леших, водяных и русалках/сборник Харьковского историко-филологического общества. Т.5, вып. 1.-Харьков, 1993. С.37-42.

110. Иванова Н. Смех против страха. - М., 1990. - 312с.

111. Иванова Т. «Малые» очаги северно-русской былинной традиции: исследования и тексты. СПб., 2001. — 234с.

112. Из истории русской фольклористики/ Редкол. А.А. Горелов и др. СПб., 1998.-347с.

113. Ильин И. Духовный смысл сказки//Лит. В школе. 1992. — №1.

114. Казаркин А.Литературно-критическая оценка. Томск, 1987. - С.25-43.

115. Казаркин А. Позиция: Литературная полемика. Вып.2./Сост. Бондаренко В.Г.-М., 1990.-25-52.

116. Кайсаров А. Славянская российская мифология. М., 1810. - 437с.

117. Карпова В. Талантливая жизнь: Василий Шукшин прозаик. - М., 1986. -302с.

118. Каргашин И. Сказ в русской литературе. Вопросы теории и истории. -Калуга, 1996.-37с.

119. Кербелите Б.П. Историческое развитие и семантики сказок. Вильнюс, 1991.-336с.

120. Киссель М.А. Экзистенциализм. — В кн.: Современная западная философия/Словарь М., 1991. - С. 388-390.

121. Когда умирает праведник: (Из лит. Архива писателя)/Подгот. текста Л. Крутикова-Абрамова//Север. 1993. - №1. - С. 143-149.

122. Королева М. Экзистенциальный тип мышления в романах Г.Грина 1940-х годов: «Сила и слава» и «Суть и дело». Автореф. дисс. канд. фил. н.1. B.Новгород, 1996. -29с.

123. Крутикова-Абрамова Л. Он не мог жить без Севера: (ко дню рождения Ф. Абрамова)// Белая горница. 1996. - 17 окт.

124. Ковский В. Литературный процесс 60-70-х годов: Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы — М., 1983. -267с.

125. Ковтун Н. Родословная героев Ф.А. Абрамова (Фольклорные мотивы и образы писателя)//Слово Ф. Абрамова: Сб. статей. Архангельск, 2001. -С12-23.

126. Ковтун Е. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа. М., 1999. - 308с.

127. Колесова Л., Неёлов Е. Список избранных печатных трудов И.П.Лупановой: (материалы к библиографии) // Проблемы детской литературы и фольклор. Петрозаводск, 1999. — С.7-8.

128. Коринфинский А. Народная Русь. Самара, 1995. - 370с.

129. Краснова Т. Традиции волшебной сказки в творчестве русских писателей XX в.: Автореф. Дис. канд.фил. наук. Улан-Удэ, 1997. - 30с.

130. Краснова Г. В ладу со сказкой: (Традиции фольклорной сказки в творчестве писателей XX века). Иркутск, 1993. - 254с.

131. Кривощапова Т. Идейно-художественные функции фольклора в прозе В. Распутина.//Фольклор и литература Сибири. Вып.З. Омск, 1976.1. C.37-41.

132. Кривощапова Т. Роль фольклорнбых традиций в создании народного характера/ на материале современной прозы о деревне//Филологические наукпи. 1979. -№3.

133. Круглов Ю. Русский фольклор. М., 2000. - 470с.186

134. Крутикова-Абрамова Л. Свет вечности к 80-ти летию Федора Абрамо-ва)//Сборник статей. Архангельск, 2005.

135. Крутикова-Абрамова Л. Федор Абрамов и христианство//Нева. 1997. -№10. С.174-183.

136. Крутикова-Абрамова Л. Свет вечности: к 80-летию Ф. Абрамова//Нева. -2000. -№2. С182-188.

137. Крутикова-Абрамова Л.Свет совести: к 80-летию со дня рождения Ф. Абрамова/УМосква. 2000. - №2. - С. 162-168.

138. Крутикова-Абрамова Л. Планета Федора Абрамова//Правда Севера.1996. -26 дек.

139. Крутикова-Абрамова Л. Ищите праведный путь//Лит. В школе. — 2000. -№2.-С. 182-188.

140. Кузнецов Ф.Избранное в 2-х т. -М., 1981. 586с.

141. Кузнецов Ф.Обостренность гражданской совести//Ф. Абрамов. Чем живем-кормимся. -Л., 1986. 127с.

142. Кузнецов Ф.Ф. Самая кровная связь: Судьбы деревни в современной прозе-М., 1977. -239с.

143. Кузнецов Ф.Ф. Судьба деревни в прозе и критике. М., 1975. - 247с.

144. Кульбас Д. Эстетические принципы Ф. Абрамова Учебн. Пособие. -Курган, 1998.-237с.

145. Кульбас Д. Композиционная палитра рассказов Ф. Абрамова. — Курган,1997.-347с.

146. Культурный ландшафт русского Севера: Пинежье, Поморье//Под. Ред. Камецкова В., Иванова А. М., 1998. 217с.

147. Криничная Н. Лесные наваждения: Мифолог. Рассказы и поверья о духе «хозяине» леса. Петрозаводск, 1993. - 236с.

148. Кьеркегор С.Страх и трепет. — М., 1993. — 331с.

149. Лазутин С. Поэтика русского фольклора. М., 1989. - 218с.

150. Литературная сказка. История, теория, поэтика. Сборник статей и материалов/ Отв. Ред. Минералова И.Г., М., 1996. 360с.

151. Литература и фольклор. Проблемы взаимодействия: Сб. научн. стат. -Волгоград, 1992. -213с.

152. Литература и фольклор. Проблемы взаимодействия: Сб. научных статей/ Волгоград, 1997. — 195с.

153. Литературная классика в диалоге культур. Выпуск 1. Антология. М., 2008.-336с.

154. Лихачев Д. Концептосфера русского языка// Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения: В 2 т. Т. 1. М ., 1997. - 172с.

155. Лодейников Н. Был ли ларчик?//Книжное обозрение. — 1997. №44.

156. Лавров В. Мужество на всю жизнь: ( к 75-летию Ф. Абрамова)// Нева. -1995. -№2. С.188-193.

157. Лазарев А. Типология литературного фольклоризма. — Челябинск, 1995. -215с.

158. Лазарев А. Проблема изучения фольклоризма русской литературы 187018900-х гг. // Русская литература 1870-1890 гг. Проблема литературного процесса. Свердловск, 1985. -С. 14-26.

159. Лапченко А. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов (В. Распутин, В. Астафьев, С. Залыгин). Л., 1985.

160. Ларина Т. «Братья и сестры» пинежской земли//Архангельск. 1999. - 7 авг.

161. Латынина А. За открытым шлагбаумом: Литературная ситуация конца 80-х гг. -М., 1991.- 127с.

162. Ледяева М. Когда деревья были большими//Правда Севера. 2000. - 25 марта.

163. Левинтон Г.Замечания к проблеме «Литература и фольклор»//Труды по знаковым системам. Миф. Фольклор. Литература. Л., 1978. С. 175-180.

164. Левицкий Л.А. Краткая литературная энциклопедия: В 7-ми т., — Т.5. -М.,1978. 368с.

165. Левкиевская Е. Мифы русского народа. -М., 2000. 528с.

166. Липовецкий М. В некотором царстве.Современная литературная сказ-ка//Лит. Обозрение. 1984. -№11. - С.17-21.

167. Липовецкий М. Поэтика литературной сказки. — Свердловск, 1992. -184с.

168. Липовецкий М. Трагедия и мало ли что еще//Новый мир. — 1994. №10.

169. Литературная сказка. История, теория, поэтика. //Сборник статей и ма-териалов/Отв. Ред. Минералова И.Г. -М., 1996. 198с.

170. Литературная сказка. История. Поэтика. Методика преподавания/Науч. ред. Минералова И.Г. М., 1997.

171. Литературный энциклопедический словарь/Под. Общ. Ред. ВУ.М. Кожевникова П.А., Николаева. М., 1987. - 560с.

172. Литературная энциклопедия терминов и понятий (под редакцией А.Н.Николюкина); ред.-сост., Николюкин А.Н. М., 2003. - 1660с.

173. Лихачев Д. Концептосфера русского языка// Русская словесность М, 1997.-С 280-287.

174. Лосев А.Миф. Число. Сущность. М., 1994. - 552с.

175. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. -367с.

176. Лотман Ю. Русская литература и культура. — М. 1998. — 256с.

177. Лупанова И. Полвека. -М., 1969. -298с.

178. Манн Ю. Поэтика Гоголя. М., 1987. - 368с.

179. Македонов А. Дом Федора Абрамова. Земля Федора Абрамова. — М., 1986.-328с.

180. Макина М. Деревенская проза 60-70-х гг. в ее истрико-литературном контексте. — Л., 1980. — 243с.

181. Маслова В. Преданья старины глубокой в зеркале языка. Минск, 1997. - 124с.

182. Маслова В. Лингвокультурология. — М., 2001. — 202с.

183. Медриш М.Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. -Саратов, 1980.- 128с.

184. Медриш Д.О своеобразии русской сказочной традиции/национальная специфика сказочных формул/ Фольклорная традиция и литература. -Владимир, 1980. 150с.

185. Медриш Д. Литература и фольклорные традиции. Волгоград, 1993. -245с.

186. Мельников Ф. Как создавались «Братья и сестры»// Правда Севера. -1996. -25 июня.

187. Мелетинский Е.Поэтика мифа. М., 1995. - 169с.

188. Мифологический словарь/Гл. ред. Е.М. Мелитинский. — М., 1991. -592с.

189. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Сов. энциклопедия, 1987-1988. — 1392с.

190. Михайлов А. Встреча с отчим краем//3емля Ф. Абрамова. М., 1985. -С.47-56.

191. Михайлов А. Из истории характера// Человек и культура. М., 1990. -С.12-16.

192. Михайлов А. Вехи. Статьи о литературе. М., 2001. - 112 с

193. Михнюкевич В.«Литературный сказ Урала: Истоки. Традиции. Поиски». Екатеринбург, 1990. - 280с.

194. Морозов Г. Зоркость художника.//Аврора. 1999. — №1. - С. 108-113.

195. Мухлынин М.Прозаические жанры детского фольклора. М., 1993. -476с.

196. Муслин А. Символика волшебной сказки. — Киев, 2008. 26с.

197. Неелов Е.Заметки на тему «Сказка и современность»//Проблемы детской литературы и фольклор. Сб. научных трудов. — Петрозаводск, 1995. — 126с.

198. Недзвецкий В., Филиппов В. Русская «деревенская проза» М., 2002. -144с.

199. Нерезенко Н. Шолоховские традиции в творчестве Ф. Абрамова //Серия 9. Филология. - 1984. - С.57-62.

200. Нерознак В. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Омск: Изд-во ОМГПУ, 1998. С. 80-85.

201. Новокрещенова И. Концепты «путь», «революция», «вера» в проз е Вс. Иванова 1920-х годов. Автореферат диссертации. Воронеж, 2007. 34с.

202. Овчаренко А. Верность своей проблеме//Вопросы литературы. — 1977. — №2.

203. Овчаренко А. Основные тенденции развития сов. худож. прозы 19451985 годов. -М., 1985.-446с.

204. Овчаренко А. От Горького до Шукшина. М., 1982. - 486с.

205. Ожегов С. Словарь русского языка. М., 2005. - 591с.

206. Оклянский Ю. Дом нам угоре: О Федоре Абрамове и его книгах. М., 1990.-236с.

207. Оклянский 10. Шумное захолустье: В 2-х книгах. М., 1997. — 320с.

208. От мифа к литературе: Сб. в честь 75-летия Е.М. Мелетинского/Сост. С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик. М., 1993. - 245с.

209. Палиевский П. Из выводов XX века. М., 2004. - 560с.

210. Памяти мастера//Белый пароход: Лит.-худож. Альманах. Архангельск. - Вып. 1.- 1993.-287с.

211. Панкеев И. Валентин Распутин: По страницам произведений. — М., 1990.- 143с.

212. Петишев А. Человек и современный мир в романном искусстве Леонида Леонова. Уфа, 1989.

213. Петишев А, Назарова Н., Петишева В. Писатели-пейзажисты в школе. — Бирск, 1977.

214. Петишева В. Романы JI.M. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра. М., 2007.

215. Петишева В. Леонов Л.М.Искусство романа. М., 2008. - 352с.

216. Померанцева Э. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.-410с.

217. Померанцева Э. Русская устная проза. -М., 1985. 271с.

218. Праведников С. Архангельские былины, собранные А.Д. Григорьевым. Поморье и Пинега. Словник и частотный словарь. Курск, 2002. — 320с.

219. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. - 304с.

220. Пропп В.Морфология сказки. Л., 1928. Репринтное издание. - 128с.

221. Пропп В. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999. - 285с

222. Пропп В. Сказка.Эпос. Песня. М., 2001. - 368с.

223. Пропп В. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М. 1976. -325с.

224. Пропп В. Поэтика фольклора. М., 1998. - 352с.

225. Пронягин В.Право славные традиции и новые подходы в художественном осмыслении в русской прозе второй половины XX. Автореф.дис. д.ф.н. М., 2008.-55с.

226. Распутин В. Это становится традицией/ЛЗестник МГУ. Филология. -1977. №3. - С.27-31.

227. Рассказы о колдунах: Из неопубликованного// Аврора. — 1992. №2. -С18-22.

228. Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре: Сб. науч. Ст.- Волгоград, 2001. 247с.

229. Раковицкий В. Главная книга Абрамова («Чистая книга»)// Пинежье. — 1998. 22 авг.

230. Россия нуждается в утверждающем слове: (Фрагменты незаверш. Романа «Чистая книга»)/ коммент. Л. Крутикова-Абрамова//Культура. 1998.- С.13-19.

231. Рогалевич Н. Словарь символов и знаков. Мииск, 2004. - 1190с.192

232. Рубашкин А. «Федор Александрович» // Рубашкин А.И. «В Доме Зингера и вокруг него» Спб., 2004, - С. 93-139;

233. Русская литература и фольклор.Х1 XVIII вв. Отв. ред. В.Г.Базанов. JL, 1970.- 432с.

234. Русская литература XVIII XIX веков: Справочные материалы. - М., 1995.-347с.

235. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/Собр. М. Забылиным. М., 1880. - 417с.

236. Русский фольклор: проблемы изучения и преподавания. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Тамбов, 1991. -261с.

237. Русский фольклор: Хрестоматия. — /Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. М., 1998.-215с.

238. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. М., 1987. - 420с.

239. Сартр Ж.-П.Сумерки богов. М., 1989. - 319с.

240. Сборник русских народных песен, составленный М. Балакиревым. Спб., 1891.-290с.

241. Селезнев Ю. Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя. — М., 1983.- 144с.

242. Селезнев Ю. Мысль чувствующая и живая. Литературно-критические статьи. М., 1982. - 336с.

243. Силантьев И. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклормистике Новосибирск, 1999.- 103с.

244. Созина Е. Литература Урала: Автор как творческая индивидуальность (региональный и национальный аспекты) Третья всероссийская научная конференция // Известия Уральского государственного университета. -2008.-№55.-С. 294-296.

245. Словарь всемирной мифологии. / Сост. Е.А.Грушко, Ю.М.Медведев. Нижний Новгород: Братья славяне: Три богатыря, 1997. 495с.

246. Современная западная философия: Словарь/ Сост. Малахов B.C., Филатов В.П.-М., 1991. 414с.

247. Спиркин А.Философия. М., 1999. - 816с.

248. Стернин И. Методика исследования структуры концепта// Методологические проблемы современной лингвистики Сб. науч. тр. / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2001. С. 75-80.

249. Степанов Ю. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования -М, 1997.-824с.

250. Сурганов В. Человек на земле. Тема деревни в русской советской прозе 50-70-х гг. Истоки. Проблемы. Характеры. 2-е изд. - М., 1981.Смирнов В. Литература и фольклорная традиция - Иваново, 1992. - 244с.

251. Творчество Федора Абрамова: традиции и современность Архангельск, 1995. -268с.

252. Теракопян Л. Пафос преобразования. Тема деревни в прозе 50-70-х г. -М., 2000. 168с.

253. Типологические исследования по фольклору/ Сб. статей памяти В.Я. Проппа. М., 1975. - 467с.

254. Трыкова О. О классификации способов взаимодействия русской литературы XX в. с фольклором// Ярославский педагогический вестник. — 1997.-328с.

255. Трыкова О. Отечественная проза последней трети XX века: жанровое взаимодействие с фольклором: Автореф. дисс. д-ра фил. наук М., -1999.-27с.

256. Толстой Н. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. - 213с.

257. Толчикова Л. Судьбы людские судьбы народные (Проблемы народного характера в романах советских писателей) — Минск, 1990. -341с.

258. Томашевский В. Теория литературы. Поэтика. — М., 1996. 515с.

259. Топоров В. Ритуал. Символ. Образ-. Исследование в области мифопоэти-ческого. М., 1995. - 272с.

260. Тер-Минасова С. Язык и межкультурная коммуникация. Учебное пособие-М., 2000. -624с.

261. Турков А. Федор Абрамов. -М, 1987. 302с.

262. The life and work of Fedor Abramov/ Ed. A with trans. 1997. - 187c.

263. Тынянов Ю. Литературная эволюция. — M., 2002. 496с.

264. Украинцева Н. Фольклоризм прозы В.Ф. Потанина: автореф.дисс. кандидата филологических наук, Курган, 2005. - 28с.

265. Фольклорная традиция и литература. Межвузовский сборник научных трудов. Владимир, 1980. - 312с.

266. Фольклор Севера: Региональная специфика и динамика развития жанров: Сб.науч.ст. Архангельск, 1998. - 274.

267. Федор Абрамов и Север: (Ст, воспоминания, стихотворения, посвящения). — Архангельск, 1992. 289с.

268. Юдин Ю.Русская народная бытовая сказка. — М., 1998. — 256с.

269. Ханбеков Л. Веленьем совести и долга. — М., 1989. 222с.

270. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1927. - 503с.

271. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. -№7.-С. 170-176.

272. Хочется подумать о путях России: Из дневников писателя 1980-1982.// Культура — 1993. 30. апр.

273. Хватов А. Пути народности и реализма. Л., 1980. - 189с.

274. Цветов Г. Тема деревни в современной советской прозе. Л., 1987. - 32с.

275. Цветов Г. Заметки о траве-мураве. Земля Федора Абрамова. М., 1986.

276. Цветов Г. Русская деревенская проза: эволюция, жанры, герои. — СПб., 1992.-236с.

277. Чурилова Т. Атмосфера абрамовского слова: к 75-летию Ф. Абрамо-ва//Пинежье. 1995. - С.251 -260.

278. Шолохов М. Тихий Дон. Собр. Соч. в 4-х т. М., 1985. - 743с.

279. Щепоткин А. Сказанное им и сегодня злободневно// Пинежье. 1995. -21 нояб. — С.47-51.

280. Шепелева JI. Нравственные искания в современной советской прозе о деревне: Учеб. Пособие по спец. Курсу. Челябинск, 1984. - 184с.

281. Шкловский В.Художественная проза: Размышления и разборы. — М., 1959.-447с.

282. Шнейберг Л., Кондаков И. От Горького до Солженицына. М., 1995.512с.

283. Энциклопедия символов / Рошаль В.М. СПб., - 2005. - 1007с.

284. Энциклопедия символов / Шейнина Е.Я. М., 2006. - 591с.286. «Юбилейный венок Федору Абрамову» (сост. Л.В. Крутикова-Абрамова): Спб, Филологический факультет СПбГУ, 2005. 237с.

285. Юнусов И. Проблема национального характера в творчестве Л.Н. Толстого 1850-1860 годов. М. - Бирск, 1997.

286. Яновский Н. Русские писатели Сибири XX века. — Новосибирск, 1997.

287. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М.,1994.180с.-508с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.