Формирование досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Погорелова, Александра Николаевна

  • Погорелова, Александра Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 224
Погорелова, Александра Николаевна. Формирование досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Казань. 2009. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Погорелова, Александра Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 18 ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ

СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1. Теоретико-методологический и содержательный'анализ 18 формирования досуговой культуры современной' студенческой молодежи

1.2. Педагогический потенциал декоративно-прикладного 54 творчества в^ формировании досуговой культуры современной студенческой молодежи

1.3. Программа формирования^ досуговой культуры 85 современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчестваь по направлениям: народная игрушка, вышивка, кружевоплетение

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

ГЛАВА И. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ 116 АПРОБАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА*

2.1. Социально-культурная модель формирования 116 досуговой культуры современной студенческой молодежи« в процессе декоративно-прикладного творчества

2.2 Организация, методика и результаты опытно- 144 экспериментальной^ проверки эффективности социально-культурной модели формирования досуговой культуры современной студенческой« молодежи в процессе декоративноприкладного творчества

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества»

Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, заставляют по-новому взглянуть на проблему формирования и развития досуговой культуры современной студенческой молодежи, формирования ее интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и культурного потенциала.

В условиях информационной трансформации общества сфера досуга молодого поколения требует особого внимания со стороны государства. Она должна быть не просто сферой свободного времени молодежи, а сферой культурного времяпрепровождения, содержащей культурно - созидающий потенциал, активизирующий духовные, нравственные, творческие, эстетические и художественные ресурсы личности, влияя на модели социально значимого поведения молодых людей.

Актуальность проблематики формирования досуговой культуры молодежи продиктована заинтересованностью как государства, так и самой молодежи. От эффективности организации досуга молодых людей зависят и нравственное здоровье общества, и решение ряда социальных проблем, в частности, таких, как борьба с наркоманией и преступностью. Значительную роль формирование досуговой культуры студенческой молодежи играет в решении проблем социализации, что позволяет говорить об эффективном и успешном развитии личности в обществе.

Досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из социокультурных потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий досуг от свободного времяпрепровождения, - возможность выбора видов деятельности исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений.

Сущность, специфика и социальная природа молодежной культурно-досуговой деятельности заключается в том, что она представляет собой систему профессиональной и общественной деятельности, стимулирующей духовное развитие, социально-культурную активность личности в социуме в условиях свободного времени.

Досуговая деятельность студенческой молодежи во многом зависит от состояния самой сферы досуга как элемента социально-экономической системы общества, от таких социальных условий, как доступность услуг рекреационного профиля, а также от масштабов распространения культурно-творческих и других учреждений. В течение последних десятилетий в сфере досуга обозначился целый ряд тенденций негативного характера, связанных с увеличением свободного времени у населения страны, что было обусловлено коммерциализацией досуговых услуг, а также низким уровнем доходов значительной части россиян.

В ходе ломки старых традиций и зарождения новых тенденций в развитии нашего общества были отодвинуты на задний план важные проблемы воспитания молодёжи, развития творческих способностей, духовно-нравственного совершенствования. В отличие от прошлых лет, когда личность молодого человека складывалась в рамках устоявшейся идеологии, сложившийся системы общественных связей, в нынешних условиях её становление осложнено рядом объективных (далеко не всегда позитивных) социально-экономических факторов, отсутствием чётких критериев в морально-духовной сфере общества.

Следует отметить, что именно досуг в настоящее время оформился в качестве основной сферы вторичной социализации современной молодежи, в том числе и молодежи студенческой. Во многом это обусловлено тем, что традиционные институты социализации, образование и семья не выполняют в полном объеме свою функцию воспитания личности.

Досуговая культура молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей «молодёжного сознания», повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе ее содержания не только отдых и развлечения, но и решение жизненных проблем, так как в этом возрасте идёт активный процесс самопознания, самореализации и самовыражения.

Студенческая молодёжь — социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включённостью в новые социальные отношения, формированием мировоззрения, духовного облика, становлением характера. Основные качества, присущие молодёжному поколению,^ - это предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность. В юности человек стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям, определяет место среди категорий добра, зла, чести, достоинства, права, долга, любви и счастья.

Студенческая молодежь, составляя» будущую элиту страны, отличается также особенным интеллектуальным потенциалом, высокой гражданской и социальной активностью, стремлением к познанию нового и прогрессивного в обществе, умением реализовывать богатый внутренний мир и личностный резерв.

Характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного и студенческого досуга, отмечаемой исследователями Л.А.Акимовой, А.Д. Жарковым, Т.Г. Киселевой, A.C. Ковальчук, А.Е.Захарченко, Ю.Д. Красильниковым, Ю.А.Стрельцовым, В.Я.Суртаевым, A.B. Фатовым и др., является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы. Как показывает социально-культурная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижноконформистская мотивация, дороговизна и др.) не всегда приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей.

Целесообразно организованный досуг молодежи - это, в первую очередь, пространство духовного общения (свободный выбор ценностной системы), а также социальная среда (овладение различными социальными ролями), художественная деятельность (развитие творческих способностей), самоорганизуемый континуум в условиях массовой культуры (открытость команды в условиях медиакультуры). Теоретические и прикладные условия оптимизации социально-культурной деятельности в сфере молодежного досуга раскрываются в работах М: А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Г.В. Брындиной, С.Н. Иконниковой, A.IL Маркова, В.В.Кирсанова, Р.Г. Салахутдинова, A.A. Сукало, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова и др.'

В нашем исследовании средством формирования досуговой культуры современной студенческой молодежи является декоративно-прикладное творчество, которое обладает богатым социальным, культурным, педагогическим, воспитательным потенциалом в развитии личности.

Декоративно-прикладное искусство способствует развитию^ в первую очередь, национального самосознания личности, основанного на ощущении духовной связи с народом, прививает уважение к людям, представителям старших поколений, вызывает стремление походить на них, беречь достоинство и приумножать славу своего- отечества. В этом заложен колоссальный воспитательный потенциал декоративно-прикладного творчества, отказ от которого разрушает и культуру, и общество, и личность. Пренебрежение историческим опытом, памятью неизбежно приводит к деградации нации.

В исследовании мы опирались на работы А.Р. Гатина, O.JI. Гзовской, Л.Х.Кадыйровой, Г.А. Мустафиной, H.H. Омарова, Н.Е. Петрова, О.Н.Поздняковой, Г.Н. Родионова и др., посвященные декоративно-прикладному творчеству. В данных исследованиях отмечается, что декоративно-прикладное искусство закладывает основы, для формирования чувства композиционности, фактуры, формы, цвета; умений видеть эстетику. Одновременно декоративно-прикладное творчество способствует духовно-нравственному и творческому обогащению личности через ряд компонентов: формирует ценностные ориентации личности через усвоение ценностей народного искусства, развивает патриотизм, толерантность,, уважение к национальной; и общечеловеческой культуре, любви? к родине и миру, способствует развитию фантазии,, творческого мышления и выдумки,, креативности личности и т.д.

Необходимо' отметить,, что на наш: взгляд,, в программах культурно-досуговой деятельности вузов очень слабо отражены социально-культурные, духовно-нравственные аспекты формирования? личности молодого человека. Мы полагаем, что при- всей: значимости проведенных исследований проблема организации досуговой деятельности студенческой молодежи? в, условиях влияния' массовой культуры и медиа средств относится«к: числу недостаточно изученных проблем, нуждающихся«; в научном, обосновании; Кроме: этого, на сегодняшний? день, очень мало* исследований,, занимающихся разработкой социально-культурных моделей. Основное внимание наукш сосредоточено на разработке педагогических моделей, причем отмечается? достаточно' большие инварианты этих моделей: модульные, процессуальные, блочные:и.т.д.,.

Разработанная: и предложенная* нами социально-культурная; модель поставила; перед собой задачу отражения, важных направлений культурно-досуговой: деятельности в сфере декоративно-прикладного творчества в сочетании с педагогическим аспектом; формирования; досуговой культуры личности, на: современном этапе. В модели отражены, не только цели и задачи, но и миссия^ актуализирующая значимость социальной активности, молодежи; представлена: интеграция научного подхода (разработка критериев; уровней, научное: обоснование социальных и культурных компонентов и др.) и социально-культурная? практика - анализ деятельности «Города мастеров» творческие мастерские под открытым небом) и «Арт-парка» (культурно-образовательный комплекс) в сочетании с экспедиционной деятельностью и разработанной авторской программой по направлениям декоративно-прикладного творчества: народная игрушка, вышивка и кружевоплетение. Данная социально-культурная модель представляет попытку соединения достижений педагогической науки и социально-культурной практики.

Вместе с тем, динамика процессов, происходящих в духовной жизни общества, требует постоянного внимания ученых и педагогов к разработке новых подходов к организации досуга студенческой молодежи, удовлетворяющих современным насущным потребностям социально-культурной жизни.

Изучение состояния проблемы формирования досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества выявило следующие противоречия:

- между возросшей потребностью социально-культурной практики в рациональном использовании культурно-исторических традиции декоративно-прикладного искусства и отсутствием разработанного* содержания, научно-обоснованных форм его использования в культурно-досуговом поле;

- между потерей у некоторой части современной студенческой молодежи приоритетов духовно-нравственного развития, смещением акцентов на развлечения' и пустое времяпрепровождение и высоким педагогическим потенциалом декоративно-прикладного творчества в развитии личности;

- между социально-культурным потенциалом досуга, его способностью обеспечить социально значимое самоутверждение и позитивно-творческое самовыражение и отсутствием у современной студенческой молодежи необходимых умений и навыков его реализации.

Указанные противоречия обозначили проблему исследования: какова социально-культурная модель формирования досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества.

Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально апробировать социально-культурную модель формирования досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества.

Объектом исследования является формирование досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества.

Предметом исследования является разработка и внедрение социально-культурной модели формирования досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества.

В исследовании выдвигается гипотеза о том, что формирование досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества будет эффективно, если:

1. опираться на социокультурные потребности, интересы и духовно-нравственные предпочтения современной студенческой молодежи в творческом саморазвитии, в стремлении к духовно-нравственной самореализации, в развитии эстетических вкусов;

2. осуществлять включение студенческой молодежи в декоративно прикладное творчество и вовлечение в социально значимые виды творческой деятельности на базе организации культурно-образовательного комплекса «АНТ-парк»;

3. будет разработана и внедрена социально-культурная модель, реализованная в системно-деятельностном подходе и состоящая из следующих блоков: целевого, концептуального, формирующего и диагностического.

Проверка выдвинутой гипотезы потребовала решения ряда взаимосвязанных задач:

1. На основе теоретического анализа раскрыть сущность и особенности формирования досуговой культуры современной студенческой молодежи.

2.Выявить и охарактеризовать педагогический потенциал декоративно-прикладного творчества в формировании досуговой культуры современной студенческой молодежи.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить социально-культурную модель формирования досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества.

4. Разработать и реализовать авторскую программу формирования досуговой культуры современной студенческой молодежи на базе следующих направлений декоративно-прикладного творчества: народная игрушка, вышивка и кружевоплетение.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем: обосновано формирование досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества, которое рассматривается как специально и целенаправленно организованный процесс, в ходе которого реализуются субъективные (творческие и социальные качества личности студенческой молодежи) и объективные (организационно-деятельностные компоненты), направленные на реализацию социально-культурной активности современной студенческой молодежи; теоретически раскрыт педагогический потенциал декоративно-прикладного творчества в формировании досуговой культуры молодежи, который реализуется в процессе художественно-творческой деятельности посредством создания воспитательного социально-культурного пространства;

- разработана социально-культурная модель как системная взаимосвязь нескольких блоков: целевого, концептуального, формирующего и диагностического, определяющих динамику процесса формирования досуговой культуры молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества; специфика социально-культурной модели заключается в отражении ею главных научных подходов в определении сущности развития студенческой молодежи в социуме и усвоении молодежью основных культурных императивов и социальных транзакций;

- расширено инновационное понятие «досуговые стратегии», которые понимаются в исследовании как приоритетные предпочтения личности в выборе досугового направления, позволяющего видеть свои особенности развития в будущем и реализовывать личностные перспективы, в которых молодой человек видит результат своего времяпрепровождения;

- разработана и реализована авторская программа формирования досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества (направления программы: народная игрушка, вышивка, кружевоплетение), опирающаяся на целевой, организационно-теоретический компоненты, разработаны организационно-педагогические условия эффективности реализации данной программы в процессе формирования досуговой культуры студентов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена опорой на современные социально-культурные и педагогические концепции, целенаправленным анализом социально-культурной и педагогической практики, результатами опытно-экспериментальной работы, показавшими эффективность предложенной социально-культурной модели формирования досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества; исходными теоретическими и методологическими позициями автора; комплексом эмпирических и теоретических методов; моделированием педагогического процесса; опытно-экспериментальной проверкой полученных результатов; использованием различных диагностик в исследовании.

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-обоснованной социально-культурной модели формирования досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества. Ее экспериментальное апробирование сопровождалось внедрением в работу авторской программы декоративно-прикладного творчества, направленной на формирование гармонично развитой, современной студенческой молодежи (по направлениям: народная игрушка, вышивка и кружевоплетение).

Результаты исследования могут быть учтены педагогами и организаторами различных образовательных учреждений, центров, культурно-досуговых комплексов, вузов, а также специалистами культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи.

Разработанная социально-культурная модель позволяет добиваться эффективности и результативности в формировании досуговой культуры личности и может использоваться преподавателями декоративно-прикладного творчества, художественного труда, руководителями кружков, изостудий, факультативных занятий в центрах дополнительного творчества.

Методологическую основу исследования,составили:

- положения Концепции образования, воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан о необходимости обогащения процесса учебно-воспитательной работы элементами национальной культуры и использованием ее традиций;

- концепции социального формирования личности (М.Г. Арсланов, Г.М. Бирженюк, В.Д. Булгаков, Ю.Н. Дрешер, P.C. Гарифуллина, Б.И. Григорьева, К.Т. Гиззатов, Р.Х. Гильмеева, А.Д. Жарков, Т.И. Ключенко, А.П. Марков, В.Ш. Масленникова, Г.П. Меньчиков, И.М. Миргалимов, Б.Г. Мосалев, В.Е. Новаторов, Е.Д: Румянцев, Б.С. Сафаралиев, З.А. Сафиуллина, Л.Ю. Сироткин, П.П. Терехов, Д.В. Шамсутдинова, P.P. Юсупов и др.);

- концепции художественного образования (JI.A. Волович, Г.Ф. Валеева-Сулейманова, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, Г.В. Мухаметзянова, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, С.И. Раимова, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др-); исследования, посвященные организации досуга современной студенческой молодежи (М.А. Ариарский, Р.В. Ворович, Н.В.Губина, Н.Г. Гончарова, А.Е.Захарченко, В.Звоновский, С.Н. Иконникова, С. Луцева, В.В.Кирсанов, Р.Г. Салахутдинов, Е.И. Смирнова, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, В.Е. Триодин, А.П. Марков, O.A. Максимова, Н.Ф. Максютин, А.И. Нуруллина, Р.М.Шайдуллина, Р.Х.Шакуров, Ю.М. Щеглов, A.B. Фатов и др.);

- исследования, посвященные, декоративно-прикладному творчеству (О.Д. Бал-дина, Е.П. Бусыгин,, Е.Г. Вакуленко, B.C. Воронов, В.Е. Гусев, JI.B. Землянухина, JI.X. Кадыйрова, С.И. Масленицин, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова, В.В. Алексеева, В.Н. Петров, Е.Ю. Пухначева, И.П. Глинская, М.С. Чернявская, JI.B. Фокина, К.Ф.Фукс, Б.П. Юсов, А.Янбухтина и др.);

- исследования, посвященные досуговой деятельности (Б.С. Алишев, М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, Р.З. Богоудинова, А.Д. Жарков, A.C. Каргин, Т.Г. Кисилевский, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, В.Ш. Масленникова, В.Е. Новаторов, Р.Г. Салахутдинов, Е.И. Смирнова, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, В.Е. Триодин, Д.В. Шамсутдинова, и др).; исследования, посвященные основам педагогического и социокультурного моделирования (В.П. Беспалько, Н.М. Борытко, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, Е.А. Крюкова, В.М. Монахов, П.П. Терехов, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, Н.В. Савиных и др.).

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:

- теоретический анализ культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы по исследуемой проблеме;

- изучение и анализ передового педагогического опыта;

- социолого-педагогические измерения: наблюдения, анкетирование, интервьюирование, диагностирование, собеседование, самоанализ, самооценка, социометрические методы, анализ досуговой деятельности, диагностические беседы, дискуссии, педагогический эксперимент.

Экспериментальная база исследования:

Базой опытно-экспериментальной работы явились Центр русского фольклора, Дом дружбы народов АНКО РТ, Республиканский научно-методический центр при МК РТ, Институт трансфера знаний Казанского государственного университета культуры и искусств.

Всего экспериментом было охвачено 250 респондентов.

На первом этапе (2005-2006 г. г.) осуществлялось изучение и теоретический анализ культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, в процессе которого были определены объект, предмет, цели, задачи исследования, формулировалась рабочая гипотеза, велись наблюдения за декоративно-прикладной деятельностью участников, использовались методы наблюдения, анализа, беседы, интервью, анкетирование. На данном этапе была разработана процедура диагностики досуговой культуры студенческой молодежи, анализировался опыт участников, полученный в экспедициях на территории Республики Татарстана (в с.Нырты, с. Рыбная Слобода, с. Абди, дер. Покровка, дер. Полянки).

На втором этапе (2007-2008 г.г.) было продолжено теоретическое исследование проблемы, осуществлялась обработка гипотезы; осуществлялся формирующий эксперимент, направленный на мотивацию досуговой культуры студенческой молодежи; определены основные компоненты социально-культурной модели формирования досуговой культуры в процессе декоративно-прикладного творчества; разработана и апробирована авторская программа формирования досуговой культуры студенческой молодежи.

На третьем этапе (2008-2009 г.г.) были проведены анализ и обработка полученных данных в опытно-экспериментальной работе, формулировались обобщающие выводы и результаты исследования, разрабатывались рекомендации по внедрению результатов исследования в практику.

На-защиту выносятся следующие положения:

1. Досуговая культура студенческой молодежи рассматривается как развитие навыков рационального использования свободного времени через удовлетворение потребности в творческом самовыражении; духовно-культурном росте, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании посредством целесообразно организованных досуговых форм, позволяющих осваивать различные социальные роли и реализовывать социальную активность личности.

2. Педагогический потенциал декоративно-прикладного- творчества! в формировании,досуговой культурыстуденческоймолодежиобеспечивает: формирование коммуникативной культуры личности, духовно-нравственное самосознание и творческое саморазвитие студенческой молодежи;

- формирование профориентационной направленности студенческой молодежи; воспитание мировоззренческих, эстетических, нравственных, патриотических чувств и убеждений; осмысление своего отношения к окружающему; стимуляцию эмоционально-образной, нравственно-эстетической, творческой и социальной активности;

- развитие чувства композиционного равновесия И' цветовой гармонии, приобретение технических навыков, способность владеть материалом, умение активно использовать цвета и фактурные средства.

3. Социально-культурная^ модель как системная взаимосвязь нескольких блоков: целевого, концептуального, формирующего и диагностического, определяющих, динамику формирования, досуговой культуры молодежи в процессе декоративно-прикладного1 творчества.

4. Эффективность формирования досуговой культуры - современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества зависит от реализации авторской программы, обеспечивающей удовлетворение личностью потребностей в творческом самовыражении, духовно-культурном и художественно-эстетическом росте, в выполнении широкого круга социальных ролей и направленной на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения студенческой молодежи, на обеспечение ее эмоционально-ценностного познания и приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы, на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства Казанского государственного университета культуры и искусств (2005-2009 гг.). Изучаемые вопросы обсуждались на: научно-практической конференции «Искусство в современном мире» (Саранск, 2007 г.); международной научной конференции «Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании' социогуманитарного образования» (Казань, 2008 г.); международной научно-практической конференции «Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья» (Йошкар-Ола, 2008 г.); Международной научной конференции «Культура как духовный ресурс развития региона» (Москва, 2008 г.); Международной научно-практической конференции «Единое социокультурное пространство: теоретические и управленческо-технологические проблемы» (Челябинск, 2009 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Новая формация специалиста культуры и искусства: компетентность, творчество, конкурентноспособность»(Казань, 2009 г.); международной научно-практической конференции «Менеджмент в сфере культуры и искусств: состояние и перспективы развития» (Луганск, 2009 г.); Международной научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки» (Екатеринбург 2009 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Этнокультура и современность» (Белгород, 2009 г.); Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Общество, культура, образование: проблемы и перспективы развития» (Орел, 2009); Международной научно-практической конференции «Национальная художественная культура народов России и зарубежья.» (Казань, 2009); Российской научно-практической конференции «Проблемы самоорганизации в сфере культуры и искусств» (Белгород, 2009); Международной научной конференции «Этнокультурные технологии формирования российской идентичности в поликультурном регионе» (Краснодар,2009).

На протяжении • всего времени исследования диссертант являлась преподавателем кафедры декоративно-прикладного искусства Казанского государственного университета культуры и искусств; разрабатывала направление исследования, являясь заместителем декана по учебной^ работе Института национальных искусств; принимала участие в организации деятельности кружков школ г. Казани.

Разработка изучаемой проблемы нашла отражение в подготовке специалистов.Казанского государственного университета культуры и искусств.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка-литературы и приложения. Исследование содержит 7 таблиц, 5 диаграмм, 152 наименований литературных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Погорелова, Александра Николаевна

Результаты исследования свидетельствуют о позитивной динамике досуговой культуры респондентов экспериментальных групп, что говорит об эффективности проведенного исследования и позволяют сделать следующие теоретические и практические выводы:

1. Анализ рассмотренных подходов в выявлении сущности досуговой культуры личности позволил нам рассматривать ее (досуговую культуру) как развитие навыков рационального использования свободного времени через удовлетворение потребности в творческом самовыражении, духовно-культурном росте, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании посредством целесообразно организованных досуговых форм, позволяющих осваивать различные социальные роли и реализовывать социальную активность личности.

С социально-педагогической точки зрения досуг студенческой молодежи рассматривается как:

1. Время духовного общения, где предоставляется возможность свободного выбора общественно и личностно значимых социальных ролей.

2. Сфера, в которой полноценно раскрываются их естественные потребности в свободе и независимости, потребности в активной деятельности и самовыражении.

3. Деятельность, развивающая возможности студенческой молодежи, ее творческие способности в наиболее целесообразном применении.

4. Социальная среда, в которой студенческая молодежь открыта для влияния различных общественных институтов и организаций.

В исследовании проанализировано и расширено инновационное понятие «досуговые стратегии личности».

Досуговые стратегии» понимаются нами как приоритетные предпочтения личности в выборе досугового направления, позволяющего видеть свои особенности развития в будущем и реализовывать личностные перспективы, в которых молодежь видит результат своего досугового времяпрепровождения.

2. Обоснован процесс формирования досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества, который рассматривается как специально'и целенаправленно организованный процесс, в ходе которого реализовываются субъективные (творческие и социальные качества личности студенческой молодежи) и объективные (организационно-деятельностные компоненты), направленные на реализацию социально-культурной активности современной студенческой молодежи.

3. В процессе диссертационного исследования был выявлен педагогический потенциал декоративно-прикладного творчества в формировании досуговой культуры.

Мы пришли к выводу, что педагогический потенциал декоративно-прикладного творчества в формировании досуговой культуры обеспечивает:

Во-первых: занятия декоративно-прикладным творчеством развивают чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии, технические навыки и способность владеть материалом, умение активно использовать цвета и фактурные средства; обеспечивают художественное развитие личности.

Во-вторых: декоративно-прикладное творчество выступает как средство формирования коммуникативной, культуры личности, познавательно-деятельностного интереса, социально-культурной активности, духовно-нравственного самосознания и творческого саморазвития, студенческой молодежи. $

В-третьих: занятия декоративно-прикладным творчеством являются основой формирования профориентационной направленности студенческой молодежи.

В-четвертых: использование декоративно-прикладного творчества в формировании досуговой культуры пробуждает и воспитывает мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, выступает важнейшим средством приобщения личности к духовным ценностям, формирует этническое самосознание; позволяет правильно осмыслить свое отношение к окружающему, стимулирует эмоционально-образную, нравственно-эстетическую и творческую активность.

4. В рамках исследования ставилась задача разработки и реализации авторской программы декоративно-прикладного творчества по трем направлениям: народная игрушка, вышивка, кружевоплетение.

Задачи программы заключаются в следующем:

1. Формирование личностных качеств у студенческой молодежи, способных целостно воспринимать явления культуры и искусства во всем многообразии форм их бытования.

2. Приобщение студенческой молодежи к культурному наследию народного декоративно-прикладного искусства в процессе теоретического и практического изучения материла, непосредственного освоения подлинных произведений народных мастеров.

3. Формирование личности как носителя национальных духовных традиций, высокой культуры, нравственности и профессиональной компетентности.

4. Развитие художественно-творческих способностей студентов, образного мышления, фантазии.

5. Воспитание культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, нравственно-эстетического отношения к миру.

6. Освоение знаний о народной лыковой игрушке, вышивке и кружевоплетении, знакомство с их образным языком на основе творческого опыта.

7. Активизация познавательной деятельности студенческой молодежи.

8. Формирование устойчивого интереса к народной игрушке, вышивке, кружевоплетению, способности воспринимать их исторические и национальные особенности.

Данная программа ориентирована на следующие общепедагогические принципы: принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» образовательно-воспитательного процесса от простого к сложному); принцип научности (программа опирается на современные научные достижения); учёт возрастных особенностей студенческой молодежи (содержание и методика работы ориентированы на студентов); принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих формирование досуговой культуры более эффективной); принцип связи теории с практикой (программа реализует органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе со студенческой молодежью); принцип индивидуализации программы (предлагается максимальный учёт характерологических особенностей каждого участника);

- принцип результативности (в программе указано, что узнает и чему научится каждый участник); принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности студенческой молодежи);

- принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими видами искусств).

В ходе разработки данной программы реализуются самые главные компоненты досуговой культуры студенческой молодежи по следующим направлениям:

- социализация личности — естественное преодоление всевозможных-, психологических барьеров, толерантность, общение и активная созидательная жизнь, развитие культурного уровня;

- воспитание личности - формирование мировоззрения, гражданской) и нравственной позиции на основе изучения объектов народного художественного наследия, патриотическое и эстетическое воспитание, формирование культуры общения с коллективом, воспитание чувство гордости и ответственности за культурное наследие своей страны;

- образование личности - знакомство с народными традициями, с древними и современными художественными промыслами, с эстетикой народного творчества, а также допрофессиональная ориентация в области декоративно-прикладного искусства;

- развитие личности — развитие эстетического и художественного вкуса, абстрактного и пространственного мышления, развитие психомоторных качеств личности, особенно мелкой моторики и мышц, потребности в самообразовании, развитие разносторонней, творческой, активной, созидательной личности, ее самоопределение.

4. В процессе исследования одной из главных задач явилось разработка социально-культурной, модели формирования досуговой культуры личности студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества.

Социально-культурная модель, рассматривается в исследовании как системная взаимосвязь нескольких компонентов: целевого, концептуального, формирующего и диагностического, определяющих динамику процесса формирования досуговой культуры молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества.

Специфика разработанной социально-культурной модели заключается в отражении ею главных научных подходов в определении сущности развития студенческой молодежи в социуме и усвоения основных культурных императивов и социальных транзакций (базовых социально-культурных компонентов).

Мы определили миссию социально-культурной модели, разработали целевой блок, определяющий цели, задачи, ресурсы, концептуальный блок представлен анализом социального и культурного компонента; досуговая культура личности студенческой молодежи определяется в модели следующими параметрами: коммуникативной культурой, познавательно-деятельностным интересом, художественно-творческой деятельностью, креативной культурой; организационно-деятельностный блок представлен в модели теоретико-практическим обоснованием культурно-образовательного комплекса «АРТ-парк», который включает следующие, реализованные в эксперименте, направления работы: студия, клубная деятельность, любительская деятельность, экспедиция, организация праздников; в модели представлена авторская экспериментальная программа по следующим направлениям: народная игрушка, вышивка, кружевоплетение; реализация практических компгентов модели отражена в деятельности «ГОРОДА МАСТЕРОВ»; диагностический блок модели характеризуется следующими критериями: деятельностным, ценностно-ориентационным, познавательным, рекреационно-коммуникативным и уровнями: удовлетворительным (низким), оптимальным (средним), продуктивным (высоким).

Данная модель реализует основные направления работы со студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества; отражает научно-педагогические требования организации досугвоой культуры студенческой молодежи; раскрывает содержания и формы, необходимые для развития качеств личности, и механизмы ее реализации.

Разработка такой модели позволяет качественно улучшить! результаты формирования досуговой культуры личности, способствует обогащению* и расширению ее культуры, ориентируя на формирование главных качеств личности^в досуговой и социально-культурной сферах.

5. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась со студенческой молодежью Казанского* государственного университета культуры и искусств, Института национальных искусств, факультета социально-культурной деятельности, Театрального института. Работа осуществлялась на базе Центра русского фольклора, Дома дружбы, народов, РНМЦ при» Министерстве культурыфеспублики Татарстан.

Основные срезы по диагностикам Г. С. Альтшуллера, Р.Б. Шапиро, а-также данные разработанной нами методики по критериально-уровнему компоненту, анализу результатов» экспедиции первой, и второй экспериментальных групп, оценка и анализ декоративно-прикладной деятельности студенческой молодежи показали положительную-динамику в экспериментальных группах по итогам внедрения социально-культурной модели.

6. Определяя перспективы дальнейшего исследования, мы выявили,, что наиболее перспективными направлениями разработки данной тематики являются: обоснование развития студенческой молодежи, с точки зрения ее досуговых стратегий; внедрение качественных результатов формирования t досуговой культуры студенческой, молодежи в различных центрах, творческих объединения различного направления, студиях и т.д.; разработка инновационных форм и методов формирования досуговой культуры личности; научно-теоретическое обоснование основных направлений привлечения студенческой молодежи в декоративно-прикладное творчество, использование современных социальных структур: дополнительное образование, факультативы, центры молодежного творчества и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рост интереса у студенческой молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствуют о том, что стремление молодежи к получению образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями, навыками. Педагогическая сущность культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи в процессе социального воспитания определяется тем, что досуг — это, прежде всего, необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни, он является пространством для удовлетворения студенческой молодежью потребностей в творческом самовыражении, духовно-культурном росте, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании, выполнении широкого круга социальных ролей, тем самым он (досуг) рассматривается как наиболее благоприятное воспитательное поле.

В досуговой сфере заключены широкие воспитательные возможности на основе использования культурных ценностей, накопленных обществом. Полноценная реализация воспитательного потенциала досуговой сферы обусловлена педагогически целесообразной организацией культурно-досуговой деятельности, где акцент делается на духовно-культурный, творческий, интеллектуально и физически развивающий компоненты.

Таким образом, можно сделать вывод, что культурно-досуговая деятельность выступает как средство формирования у студенческой молодежи личностно значимых и социально одобряемых качеств, способствующих деятельному, рациональному отношению молодежи к своему свободному времени, освоению культурных ценностей и духовному обогащению, созданию педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия.

Проведенное исследование подтвердило возможность реализации формирования досуговой культуры студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества. Главным показателем содержания формирования досуговой культуры студенческой молодежи в нашем исследовании выступает реализация эффективной социально-культурной модели, внедрение разработанной авторской программы, а также выявленные особенности формирования досуговой культуры личности: умение управлять свободным временем, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, реализация сформированных умений и навыков в декоративно-прикладном творчестве, высокая социальная активность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Погорелова, Александра Николаевна, 2009 год

1. Агафонова H.A. Реализация поликультурного компонента профессионально-педагогической подготовки студентов ССУЗ музыкального профиля: дисс.канд.пед.наук / Агафонова H.A., Казань, 2007. - 199 стр.

2. Ариарский М.А. Прикладная культурология / Ариарский М.А. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство «Эго», 2001. 288 с.

3. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология / Аркушенко А., Ларина О. — М.: изд-во «Эксмо», 2008. — 30 с.

4. Андреев В.И.Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / Андреев В.И.- Казань, 2004. 608 с.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Ананьев Б.Г. — М., 1980. Т. 1,2 - 370 С.

6. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология / Басова Н.В. Рн/Д: «Феникс», 2000. 416 с.

7. Бестужев-Лада И.В. Какая ты молодежь? / Бестужев-Лада И.В. М., 1988. -180 с.

8. Белова И.Л. Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе: автореф.дисс.канд.пед.наук / Белова И.Л., Н.Новгород, 2007. -21с.

9. Ю.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. / Богоявленская Д.Б. Ростов /нДону, 1983.- 183 с.11 .Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия / Н.М. Борытко -Волгоград: Перемена, 2000. 225 с.

10. Буйлова JI.H., H.B. Кленова Дополнительное образование в современной школе / JI.H. Буйлова, Н.В. Кленова М.:«Сентябрь», 2004. -192 С.

11. З.Васильева Е.И. Специфика обучения живописи студентов в сфередекоративно-прикладного искусства: автореф.диссканд.пед. наук /

12. Васильева Е.И.- Москва, 2009—26 с.

13. М.Ведомская Я.В. Формирование коммуникативной компетентности организаторов туристского досуга в культурно-образовательном пространстве вуза: автореф.канд.пед.наук / Ведомская Я.В. Спб, 2006. -24 с.

14. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. /Вербицкий A.A. М., 1991.- 176 с.

15. Виневский В.Ю., Кораблева Г.В. Кадровый потенциал работы с молодежью4

16. Виневский В.Ю., Кораблева Г.В. // Социс. 1997. -№10. - с.35-38

17. Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга / Вишняк А.И., Тарасенко В.И. К., 1988.- 47 с.

18. Ворович Р.В. Творческая самореализация студенческой молодежи! в процессе социальной адаптации: автореф.канд.пед.наук / Ворович Р.В. — Москва, 2003.-23 с.

19. Гатина А.Р. Формирование готовности студентов к художественному образованию учащихся (на материале татарского декоративно-прикладного искусства): Дисс.канд.пед.наук / Гатина А.Р. Нижний Новгород, 2008196 с.

20. Генин JI.B., Сибирев В.А., Головин H.A. Штрихи к портрету поколения 90-х годов / Генин JI.B., Сибирев В.А., Головин H.A. // Социс. 1998. - №3.-с.47-51

21. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Гершунский Б.С. М.:Изд-во ИнтерДиалектН-, 1997. - 697 с.

22. Гзовская O.JI. Развитие творческих способностей школьников на занятиях по керамике / Гзовская O.JI. Изобразительное искусство в школе - №4.2003. - с.64-68

23. Годник С.М. О сущности профессионально педагогической деятельности / Годник С.М - Приобщение к педагогической профессии. - Воронеж, 1992. -с.17-26

24. Гончарова Н.Г. Досуговая деятельность современного российского студенчества: опыт прикладного социологического исследования / Гончарова Н.Г. // Социально-гуманитарные знания 2008.- № 10 — с.40-48

25. Гончарова Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: автореф.канд. соц.наук. / Гончарова Н.Г. Ростов-на- Дону, 2009. - 29 с.

26. Губина Н.В., Шайдуллина P.M. Некоторые аспекты психолого-социологического исследования учащейся молодежи г. Нижнекамска / Губина Н.В., Шайдуллина P.M.- Казань, 1997. 32 с.

27. Двуреченская А.С.Массовая культура в сфере досуга в условиях региона: автореф.канд.культур. / Двуреченская A.C.- Кемерово, 2008. -23 с.

28. Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом: Учебное пособ. / Дуликов В.З. М: МГУКД999. - 108 с.

29. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические основы исследования свободного времени / Евтеева Г.А. Л., 1980 . - 186 С.

30. Захарченко А.Е. Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры: автореф.канд.пед.наук / Захарченко А.Е. Оренбург, 2008- 26 с.

31. ЗЗ.Звоновский В., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи / Звоновский В., Луцева С. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002. №5 (61). С.59-66

32. Изобразительное искусство: Методические указания к выполнению контрольных работ./ под ред. проф. Г.Б. Смирнова, проф. С.Л. Савицкого и др., М.: «Просвещение», 1971. 207 с.

33. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / Ильин В.С.-М.:Педагогика, 1984. 144 с.

34. Иконникова С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ / Иконникова,С.Н. Л.: Лениздат, 1974. - 166 С.

35. Каргин A.C. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Уч. пос. для студ. культ-просвет, фак-тов вузов культуры и искусств / Каргин A.C. М.: Просвещение, 1984. - 224 с.

36. Карамова К.Х. Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах: автореф.дисс.кан.пед. наук / Карамова К.Х. — Казань, 2002.21 с.

37. Кадыйрова Л.Х. Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства: автореф. .канд.пед.наук / Кадыйрова Л.Х. Казань-1999. - 26 с.

38. Коджаспирова Г.И., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров М.: Изд.центр «Академия», 2003. — 176 с.

39. Козлякова Н.В. Педагогические условия повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства: автореф. дисс. канд. пед. наук. / Козлякова Н.В.- Магнитогорск, 2007. 24 с.

40. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / Ковалева А.И. //Социологические исследования. 2003. - № 1. - С. 112-113

41. Комарова Г.Н: Художественно-эстетические практики как средство « инкультурации личности: автореф.дисс.кан.пед. наук / Комарова Г.Н. —1. Казань, 2006. -24 с.

42. Кон И. Психология юношеского возраста / Кон И.- М., 1979. -148 с.

43. Киселева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Социально — культурная деятельность: Учебник. / Киселева Т.Г., Красильникова Ю.Д. М.:МГУКИ, 2004. - 539 с.

44. Киселева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Основы социально культурной деятельности /Киселева Т.Г., Красильникова Ю.Д. — М. Издательство' Московского государственного университета культуры, 1995. — 136 с.

45. Кисимисов Е.Т. Формирование творческой активности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству: автореф. дисс. канд. пед. наук. / Кисимисов Е.Т. — Омск, 2007, 25 с.

46. Кирсанов В.В. Государственная политика в сфере досуга / Кирсанов В.В.-Российская культура глазами молодых ученых — Спб, 1993. -с.96-115.

47. Климов Е.А Индивидуальный стиль деятельности (в зависимости от типологических свойств нервной системы) / Климов Е.А. — Казань, 1969 -170 с.

48. Куприянов Б.В.Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России / Куприянов Б.В.- Кострома, 2003. 112 с.

49. Логвиненко Г.М Декоративная композиция: учеб. пос. для студ. вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство» / Логвиненко Г.М. -М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. 144 с.

50. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) / Лисовский В.Т. // Социс. -1998. -№5. -с.48-55

51. Максимова O.A. Стиль жизни российского студенчества периода трансформации общества (на материале республики Татарстан): автореф. .канд.соц.наук / Максимова O.A. — Казань, 1999. — 18 с.

52. Максютин Н.Ф. Культурно — досуговая деятельность: Учебн. пос./ Максютин Н.Ф.: Медицина, 1995. -140 с.

53. Максютин Н.Ф.Педагогические ресурсы досуга / Максютин Н.Ф Казань: Медицина, 1996. - 140 с.

54. Монастырская М.В. Культурно-досуговая деятельность торгово-развлекательных центров / Монастырская М.В. // Вестник МГУКИ. 2007. - №4. - С. 74-75.

55. Монахов В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогических технологий // Советская педагогика. — 1997. №6. — с.26-31

56. Мирошкина М.Р., Андриади М.П. Клубные объединения как отражения молодежных интересов / Мирошкина М.Р., Андриади М.П. / Дополнительное образование и воспитание №6. - 2004. - с.48-52

57. Миргалимов ИМ. Социально-педагогические проблемы формирования , профессиональной направленности студентов института культуры:автореф.канд.пед.наук /МиргалимовИ.М.-Казань, 1986. -20 С.

58. Митрова,Н.О. Формирование коммуникативной культуры у студентов вуза в процессе их включения в социально ориентированную деятельность: автореф. .канд.пед.наук / Митрова Н.О. Майкоп, 2006. - 27 с.

59. Мудрик A.B. Психология и воспитание / Мудрик А.В М., 2006. - 472 с.

60. Мустафина Г.А.Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды: автореф.канд.пед.наук / Мустафина Г.А. Казань, 2001. - 28 с.

61. Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования // Сост. Е.В. Кулагина Казань, 2004. - 350 с.

62. Народные художественные промыслы России. / М.: «Советская Россия», 1984.-230 с.

63. Народное художественное творчество: Сб. программ по спец. 0708000 «Декоративно-прикладное творчество» / Под ред. JI.B. Косогоровой -М.:МГУКИ, 2005. 261 С.

64. Народное искусство и художественные промыслы Удмуртии' / под. ред. Климова K.M. Ижевск: «Научно-исследовательский институт при совете министров У АССР», 1980. - 129 с.

65. Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации / под ред.Н.Г. Михайлова. М., 1990. - 190 с/

66. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной'культуре XXXI век. / Некрасов М.А. М.: «Коллекция М», 2003., - 256 с.

67. Ожегов С.И. Словарь русского языка. // Под ред. Н.Ю. Шведовой. Изд-во 12-е. М.: Русский язык, 1986. - 846 с.74,Опарина H.A. Педагогическое руководство культурно-досуговой деятельностью школьников / Опарина H.A. — М.:Сентябрь, 2007. -191 с.

68. Папировская С.Ю. Содержание и методика реализации профессионально-ориентированного спецкурса «Основы декоративной композиции» в системе подготовки будущего учителя технологии: автореф. канд.пед.наук / Папировская С.Ю. Киров, 2006. - 20 С.

69. Педагогические ресурсы досуга. / Под ред. Н.Ф. Максютина — Казань: Медицина, 1996. 140 с.

70. Петров Н.Е. Художественная подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе: автореф.канд.пед.наук / Петров Н.Е.- Казань, 2007. — 20 С.

71. Погорелова А.Н.Народная игрушка: Уч. пос. / Погорелова А.Н. — Казань, 2008.- 112 С.

72. Позднякова О.Н. Эстетическое воспитание подростков группы риска средствами декоративно-прикладного искусства: автореф.канд.пед.наук / Позднякова О.Н. Москва, 2009 - 22 с.

73. Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Дисс. докт. пед. наук / Посталюк НЛО.1. Казань.,1993. 205 с.

74. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: словарь-справочник / В.М. Полонский М.: Научная школа, 1995. - 234 с.

75. Проблемы и> тенденции развития современной социокультурной деятельности: сб. научн. мат./ Под ред. Р.З. Богоудиновой. Казань: КГУ, 2007.-200 с.

76. Ратнер Ф.Л. Дидактические концепции; и современные тенденции развития; творческих способностей студентов в научной деятельности за рубежом: Дисс.докт.'пед.наук/ Ратнер Ф.Л. Казань, 1997. - 312 с.

77. Родионов Г.Н. Педагогические условия творческого развития школьников средствами косторезного искусства и ремесла народов Сахи: автореф. .канд.пед.наук Якутск, 2009: - 23 с.

78. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Резник Ю.М., Смирнов Е.А. М.: ИФ РАН, 2002. -С. 186:

79. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Рубинштейн О.Л. Спб, Питер, 2001, -720 с.

80. Русанова? B.C. Детство. Отрочество. Юность: программы воспитания в сфере досуга / Русанова B.C. — Челябинск, 2002.- 126 с.

81. Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи / Салахутдинов Р.Г. Казань, Изд-во «Гран Дан», 1999. 462 с.

82. Салахутдинов Р.Г. Развитие творческого потенциала молодого поколения: состояние и резервы / Салахутдинов Р.Г. Казань, 1998 . 135 с: .

83. Семашко А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи / Семашко А.Н. Киев: «Вища школа», 1977. 159 с.

84. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока / Сост. Т.Б. Митлянская. М. ¡Просвещение, 1983. — 256 с.

85. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Уч.пос. / Стрельцов Ю.А. -М.:МГУКИ, 2002. 178 С.

86. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга / Соколов Э.В. Л.: 1987 - 207 с.

87. Сорокоумова Е.А.Возрастная психология / Сорокоумова Е.А-. Спб, Питер, 2007.-208 с.

88. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против»: Заметки социолога / Сикевич З.В. -Л., 1990.- 336с.

89. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / Смирнов С.Д. М: «Академия», 2001. - 304 с.

90. Суртаев М.И. Молодежь и искусство. Соотношение социального аспекта с нравственными и эстетическими потребностями / Суртаев М.И. С-Пб, 2002.-235 с.

91. Суртаев В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности. — Спб, 1992. -170 с.

92. Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга/ Суртаев В.Я. -Ростов-на-Дону, 1997.-98 с.

93. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: Изд-во им. Г.Р. Державина, 2002. - 504 с.

94. Терехов П.П. Специалист социокультурной сферы: педагогическая компетентность / Терехов П.П. Казань, 2002. - 144 с.

95. Триодин В.Е. Клуб и свободное время / Триодин В.Е. Москва, профиздат, 1982. - 136 с.

96. Триодин В.Е. Культурно-просветительское учреждение как педагогическая система. Опыт и проблемы высшего культурно —просветительского образования в СССР. / Триодин В.Е. — Л., 1988. С. 4053.

97. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы / Триодин В.Е. —М., 1984. — 225 с.

98. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Трегубов Б. А. СПб., 1991.-385 с.

99. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. / Туник Е.Е.1. СПб: Речь, 2003.

100. Фатов A.B. Проблемы.досуговой деятельности современной молодежи и пути их преодоления / Фатов A.B. // Закон и право. 2006. - №10. - С. 85-86.

101. Фатов A.B. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности: автореф.канд.пед.наук / Фатов A.B.- Москва, 2007. 23 с.

102. Фахретдинов H.A. Особенности, задачи, цели обучения студентов на кафедре ДЛИ // Фахретдинов H.A. Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования. Казань, КГУ, 2004-350 с.

103. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. — 6-е изд.перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991- 560 с.

104. Фокина JI.B. История декоративно-прикладного искусства / JI.B. Фокина- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 239 с.

105. Хафизова Д. А. Интенсификация учебно творческой деятельности студентов на основе использования резервных возможностей личности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук / Хафизова Д. А. - Казань,1990. - 16 с.

106. Цветков Ю.В. Прикосновение к истокам: мет.пос. учит. ИЗО / Цветков Ю.В.- Казань: Диамант, 1995. 167 с.

107. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / Чупров В.И., Зубок Ю.А. М., 2000. 447 с.

108. Шакуров Р.Х. Ценностные ориентации студентов вузов / Р.Х. Шакуров -Наб.Челны, 1998. 108 с.

109. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Шамсутдинова Д.В. Казань, 2001. - 256 с.

110. Щеглов Ю.М. Молодежная культура в зеркале времени / Щеглов Ю.М. -Российская культура глазами молодых ученых. — Спб: МП РИЦ «Культ-информ-пресс», 1993. с.116-131

111. Щепанская Т.Е. Символика молодежной субкультуры / Щепанская Т.Б. -СП.б., 1993.-185 с.

112. Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции» / Яблонский В.А., Москва «Высшая школа», 1989. - 78 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.