Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Кодиров, Фазлиддин Садриддинович

  • Кодиров, Фазлиддин Садриддинович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 170
Кодиров, Фазлиддин Садриддинович. Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва. 2004. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кодиров, Фазлиддин Садриддинович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ НА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

1.1 Социально-культурные предпосылки развития народного декоративно-прикладного творчества.

1.2 Декоративно-прикладное творчество в контексте народной педагогики.

1.3 Народное декоративно-прикладное творчество—предметная деятельность, воплощающая национально-культурные традиции.

ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ НА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА ТАДЖИКИСТАНА.

2.1 Воспитательный потенциал народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана.

2.2 Влияние семьи и культурно-творческой среды на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества.

2.3 Способы и средства повышения результативности народного декоративно-прикладного творчества в Таджикистане.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана»

Актуальность темы исследования обусловлена рядом противоречий ч между потребностями общества в сохранении и развитии народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана и практическими механизмами реализации его в современных социально-культурных условиях. В каждом исторически сформировавшимся обществе объективно складываются только ему присущие специфические условия и факторы развития индивида. Таджикский народ - один из древнейших народов мира, который за последние два тысячелетия прошёл самый многострадальный исторический путь. Мирная жизнь на территории Таджикистана длилась всего несколько десятков лет только после присоединения к России. Несмотря на это таджикский народ сохранил свою древнейшую культуру, которая берёт истоки ещё в древнеиранской письменности и в её литературном памятнике «Авеста».

Актуальность темы исследования характеризуется стремлением познать объективные формы самовыражения населения Таджикистана, проникнуть в ^ самые глубокие тайники внутреннего субъективного мира специалистов и творцов народного декоративно-прикладного творчества.

Познание закономерностей сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана необходимо для того, чтобы совершенствовать формы современной жизнедеятельности людей этого социально-исторического поля, сохранивших глубинные исторические, культурные и национальные традиции.

Оригинальный и самобытный характер имеют произведения народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана, многие из которых представляют собой ценнейшие памятники культуры всего человечества.

Современная социокультурная ситуация Таджикистана характеризуется + острыми проблемами и в сфере национальных отношений, нестабильностью экономики, политики, межэтнической борьбой, наличием международных путей контрабанды наркотиков, оружия. Все эти факторы порождают условия для аморальности и деструкции личности, актуализируют необходимость поиска эффективных механизмов социальной адаптации и творческой самореализации личности.

Ведущим фактором решения этих проблем является сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана.

Анализ состояния народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана в современных условиях показывает, что формирование национального самосознания, осмысление ценностей таджикской народной художественной культуры невозможно без знания влияния социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана.

Одной из важнейших проблем в процессе сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана является взаимосвязь и взаимодействие социально-культурных, культурно-досуговых и образовательных учреждений, которые могут на основе национальных традиций воспитать личность ученика в различных контекстах. Кроме этого, необходимо рассмотреть проблему диверсификации теории, истории и практики народного декоративно-прикладного творчества. В настоящее время в республике катастрофическая нехватка учебников, учебных программ, методических пособий, отсутствует элементарная материально-техническая база для полноценного изучения и передачи традиционных технологий изготовления изделий народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана. В связи с этим важно определить ведущее звено сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана, то есть выявить объективные и субъективные социально-культурные факторы, которые обусловили бы в данный момент педагогическое регулирование данного процесса.

Степень научной разработанности проблемы. Народное творчество рассматривается как мир духовных ценностей, как тип художественного творчества в работах искусствоведов-исследователей народного творчества А.

В. Бакушинского, Г. К. Вагнера, В. М. Василенко, B.C. Варонова, М. А. Некрасовой, Т. Я. Шпикаловой и других. Они выделяют такие характерные черты народного искусства, как традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества.

Историко-культурологические, философские, этнографические, искусствоведческие исследования таджикского народного декоративно-прикладного творчества отражены в трудах А. И. Арнольдова, М. М. Ашрафи, А.Н. Белинской, А.А. Бобринской, Э. Дарского, Н.Н. Ершова, С.В. Иванова, Г. Майдиновой, А.К. Писарчик, В.К. Разводовского, М.А.Рузиева, С.П. Русайкина,

A.А. Семёнова, Е.М. Пещеровой, Ю.М. Хижняк, Н.Э. Юнусовой, А.Ю. Якубовского.

Современные исследования в области традиционного народного искусства нашли своё воплощение в трудах И.Я. Богуславской, К.А. Макарова, М.А. Некрасовой, Л.Д. Рондели, А.А. Хакимова, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой.

Научные подходы к исследованию современных форм сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества отражены в трудах

B.В.Волковой, М.С. Жирова, Ю.Б.Ивановой, У.Х. Карабаева, Е.В. Невмержицской, С.К. Ткалич, А.А. Хакимова, Ю.Н. Хижняк.

Психолого-педагогический и воспитательный потенциал народного декоративно-прикладного творчества как феномена творческого развития подрастающего поколения рассмотрен в трудах Г.Н. Волкова, J1.C. Выготского, А.Э. Измайлова, И.С. Кона, В.А. Разумного, Р.Н. Фрис, П.М. Якобсон и др.

Особое значение для нашего исследования имеют труды М.С. Жирова, O.K. Рашидова, Л.Д. Рондели, С.К. Ткалич, Ю.М. Хижняк, рассматривающие основополагающие факторы взаимодействия народного искусства и творческого процесса, народного творчества и народной педагогики. Ученые, изучающие традиционную таджикскую культуру, в основном уделяют внимание проблемам эволюции, основным этапам развития и преемственности в народном декоративно-прикладном творчестве (М.М. Ашрафи, А.Н.

Белинская, А.А. Бобринской, Э. Дарский, Н.Н. Ершов, Г. Майтдинова, Е.М. Пещерова, А.К. Писарчик, В.К. Раздоводский, М.А. Рузиев, А.А. Семёнова, Н.О. Турсунов, Н.Э. Юнусова, А.Ю. Якубовский).

Проблемам социально-культурной деятельности, самодеятельного художественного творчества и социальной педагогики посвятили свои диссертационные исследования ученые М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, Р.И. Изатулоев, А.С. Каргин, Т.Г. Киселева, Н.Д. Латипов, М.Ф.Мирахмедов, B.C. Садовская, Б.С. Сафаралиев, Ю.А.Стрельцов, Н.Х. Халимов и другие. Эти исследования рассматривают традиционную культуру как составную часть жизни общества, его движущую силу.

Однако проблема влияния социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана специально не исследовалась.

Проблема исследования вытекает из противоречия между потребностью общества в оптимальном влиянии социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана и отсутствием этого влияния на практике.

Объектом исследования является деятельность образовательных, социально-культурных и культурно-досуговых учреждений по сохранению и развитию народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана.

Предмет исследования: процесс сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества в социально- культурной среде Таджикистана.

Цель исследования: разработка и обоснование условий эффективного влияния объективных и субъективных факторов, обеспечивающих сохранение и развитие народного декоративно- прикладного творчества.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: осуществить анализ реального состояния теории и практики развития народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана; - раскрыть явление таджикской национальной традиционной культуры как ведущего фактора сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана;

- выявить влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана;

- рассмотреть влияние социально-культурных институтов (семья, дошкольные, общеобразовательные, внешкольные, социально-культурные и культурно-досуговые учреждения, творческие союзы, средства массовой информации) на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана;

- теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанные автором программы, способы и средства повышения эффективности деятельности социально-культурных институтов, направленных на сохранение и развитие народного декоративно - прикладного творчества Таджикистана;

- разработать научно-методические рекомендации по повышению эффективной деятельности социально-культурных институтов в сохранении и развитии народной традиционной культуры.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что влияние на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества таких социально-культурных факторов, как: социальная политика государства, национальные традиции, народная педагогика, этнохудожественное и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, осуществляемое в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа, а также образовательных организациях, будет проходить значительно эффективнее, если будут соблюдены следующие условия: создание оптимальной культурно-образовательной среды на основе национальной традиционной народной педагогики Таджикистана;

- глубокое изучение традиционной этнокультуры таджикского народа, историко-этнографического, архивного и экспедиционного материала;

- формирование системы профессиональной переподготовки педагогов и руководителей коллективов для работы в социально-культурных и образовательных учреждениях по развитию народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана.

Базой исследования послужили учреждения социально-культурного и ч- культурно-досугового типа, образовательно-воспитательные центры, творческие союзы и средства массовой информации гг. Душанбе, Куляб и пяти сельских регионов Таджикистана, где в процессе влияния социально-культурных факторов анализировался уровень формирования интереса к народному декоративно-прикладному творчеству как фактору сохранения и развития традиционной народной культуры.

Методологическими основами исследования послужили:

- идеи и педагогические взгляды классиков таджикско-персидской литературы, таких, как А. Рудаки, А. Фирдуоси, А. Беруни, А.Джами, У. Каиковус, Н. Хисрав, С. Ширози, А. Дониш, С. Айни и других, которые рассматривают народное декоративно-прикладное творчество таджикского народа как составную часть культуры;

- труды по теории и методике социально-культурной деятельности и народного ^ художественного творчества (Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, У.Х. Карабаев, Т.Г.

Киселёва, Ю.Д. Красильников, Л.И. Михайлова, B.C. Садовская, Е.Н. Смирнова, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков).

Диссертант опирался на правительственные постановления Республики Таджикистан последних лет, направленные на активизацию целенаправленной деятельности по сохранению и развитию народного декоративно-прикладного творчества: Указ главы правительства Республики Таджикистан «О порядке проведения народных ритуалов и обрядов в республике Таджикистан» (1999); «Концепция национальной школы» (1994); «Закон о культуре» (1999).

Методы исследования. Автор диссертации использовал методы, адекватные поставленным задачам и цели, опираясь на общенаучные методы 1 познания: ретроспективный анализ научной литературы по проблеме традиционной художественной культуры в контексте философии, этнологии, культурологии, энопедагогики и этнопсихологии; систематизация g теоретических данных, статистические методы, анкетирование, обобщение, сравнительный анализ и синтез данных, опытно - экспериментальная работа, построение научных теорий и гипотез, классификация и технология выводов ч исследования.

Опытно-экспериментальная работа

На 1-ом этапе (1995-1997 гг.) проводился анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, разрабатывался научный аппарат диссертации, определялись цель и задачи, гипотеза, предмет и объект исследования.

На П-ом этапе (1997-1999 гг.) осуществлялась экспериментальная работа в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа и других социальных институтах. Были разработаны методические материалы опытно-экспериментальной работы, выявлены существующие факторы, влияющие на деятельность социально-культурных институтов по сохранению и развитию народного декоративно - прикладного творчества Таджикистана.

Целью социально-педагогического эксперимента являлась классификация ^ влияния социальных и культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана.

В ходе социально-педагогического эксперимента была предпринята попытка создания оптимальных условий для проведения занятий, эффективной деятельности социально-культурных учреждений. На экспериментальной базе -Дворце культуры профсоюзов Таджикистана была реализована экспериментальная программа, направленная на выявление и устранение внешних и внутренних противоречий, препятствующих повышению педагогической значимости таджикской национальной культуры и её ведущего звена - народного декоративно-прикладного творчества.

В опытно-экспериментальной работе участвовало 37 педагогов и 410 ^ участников кружков, любительских объединений. В процессе эксперимента было проведено 54 мастер-класса, 28 показательных занятий.

На Ш-м этапе (2000-2003 гг.) разработаны методические рекомендации по сохранению и развитию народного декоративно-прикладного творчества. Проведён заключительный анализ по обобщению и внедрению результатов в практику. Проведено оформление результатов исследования в виде написания •ч- текста кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- уточнено содержание понятий «социальные факторы», «культурные факторы», «народное декоративно-прикладное творчество»;

- раскрыты теоретико-культурные и социально-культурные предпосылки сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества как объективного усилия мирового процесса этнизации (как разъединения) и интернационализации и интеграции (как объединения) народов и кризисное состояние таджикского общества;

- доказано непосредственное позитивное влияние народного декоративно-прикладного творчества на социальное и культурное становление участников этого процесса как универсального механизма сохранения традиционной, своеобразной национальной культуры Таджикистана; г^ - выявлены и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия стимулирования активного участия педагогов и учеников, профессионалов и любителей на основе сложившихся традиций, школ, посредством увеличения значимости социально направленных компонентов, за счёт использования практико-ориентированного социально-культурного подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию социально-культурной деятельности, разработанную российскими ученными, систематизированную и обобщенную в народном художественном и декоративно-прикладном творчестве. "f Раскрыт большой воспитательный потенциал народного декоративноприкладного творчества.

Разработана модель оптимального влияния социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества, объединяющая результативно-деятельностный, мотивационный, интеллектуальный, творческий и оценочно-прогностический компоненты. В основе модели — активные методы построения творческого процесса в создании изделий народного декоративно-прикладного творчества.

Рассмотрены основные социально-культурные компоненты технологического процесса создания изделий народного декоративно-прикладного творчества: государственная поддержка культуры, сохранение национальных традиций общественной жизни; финансовое и кадровое обеспечение деятельности социально-культурных учреждений; создание условий (курсов, базы) для подготовки специалистов по резьбе, вышивке, чеканке, ювелирному искусству и т. д.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в деятельности социально-культурных, культурно-досуговых и образовательных учреждений, для создания системы педагогической регуляции процесса сохранения и развития народного ^ декоративно-прикладного творчества Таджикистана.

Достоверность полученных результатов обеспечена теоретико-методической обоснованностью позиций исследования, системным применением комплекса исследовательских методов, адекватных поставленным в диссертации целям, задачам, объекту и предмету научного анализа, многолетней и многоаспектной изыскательской работой автора, опорой на широкий массив научных источников, соотношением полученных в исследовании результатов с результатами других смежных исследований, проведённой апробацией результатов в современной практике, многолетней опытно-экспериментальной работой в соответствии с теоретической моделью диссертации и реально функционирующей моделью. ^ Апробация результатов исследования осуществлялась посредством выступлений автора на международных, республиканских, региональных, городских, вузовских научно-практических конференциях: «Особенности организации семейных обрядов в культурно-досуговых учреждениях» (Шимкент, 1992), «Воспитание художественного вкуса подрастающего поколения воззрениями народной педагогики» (Ходжент, 1996), «Возрождение национальных традиций как фактор преодоления кризиса культуры» (Душанбе, 1998).

Диссертант является непосредственным организатором проведения Республиканской научно-практической конференции на тему «Возрождение и развитие народного декоративно-прикладного творчества на пороге XXI века», которая проходила в рамках Регионального фестиваля мастеров народных промыслов стран Центральной Азии (Душанбе, 15 - 17 мая 1999 г.), республиканских телевизионных фестивалей-конкурсов народного творчества «Андалеб» (Душанбе, 1996, 1999, 2001 гг.).

Результаты исследования отражены в 14 публикациях автора и используются при чтении учебного курса «Народное художественное творчество» в Таджикском государственном институте искусств им. Мирзо Турсунзаде.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сущностный смысл использования народного декоративно-прикладного творчества как уникального способа социально-культурного влияния на стабилизацию общества и осознания государством его как приоритета в консолидации вокруг него государственных и общественных структур.

2. Проблемы сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана обусловлены отрывом всех воспитательно-образовательных социальных институтов (семьи, социально-культурные, культурно-досуговые и образовательные учреждения, школы искусств, средств массовой информации) от отечественных национально - культурных традиций.

3. Совершенствование процесса возрождения и развития форм традиционного искусства будет способствовать глубокому знанию молодым поколением творчества своих предков, пробуждать интерес к национальной культуре разных слоев и социальных групп социума.

4. Непрерывная система образования, воспитания и творчества, основанная на изучении народного декоративно-прикладного творчества, предполагает формирование специалистов в области традиционной художественной культуры.

5. Технология оптимального влияния социально-культурных факторов на процесс создания изделий народного декоративно-прикладного творчества включает интеграцию социально-культурного, творческого начала и представляет целостный процесс взаимодействия социализированных и индивидуализированных компонентов с проектируемыми параметрами.

Структура диссертации.

Логика исследования предопределила структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав: «Теоретические основы влияния социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества» и «Совершенствование процесса влияния социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана», заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Кодиров, Фазлиддин Садриддинович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества - одна из важнейших проблем духовного прозрения подрастающего поколения, в настоящее время, являющаяся наиболее важной задачей всего общества. В ходе исследования была подтверждена гипотеза, достигнута цель и выполнены все задачи исследования.

Большой эффект в духовном и моральном развитии подрастающего поколения, в эстетическом, художественном и трудовом воспитании дает изучение основ народного декоративно-прикладного творчества. Изделия народного декоративно-прикладного творчества помогают людям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, понять красоту окружающего мира. Занимающиеся ремеслом люди, и в особенности молодежь, отличаются особым мироощущением, художественно-эстетическим сознанием, любовью к своей Родине.

Диссертант пришёл к выводу, что главное достоинство народного декоративно-прикладного творчества заключается в эстетическом, художественном и нравственном состоянии личности.

Другой вывод, состоит в том, что народное декоративно-прикладное творчество является неотъемлемой частью культуры народа обеспечивающую связь времён между прошлым, настоящим и будущим, постоянно воспроизводит традицию.

Следует отметить также, что в процессе художественно-творческой деятельности в центре внимания находится мастер. От мастера во многом зависит дальнейшее развитие народного декоративно-прикладного творчества. Наряду с этим, в развитии народных декоративно-прикладного творчества большую роль играет коллектив и традиционное индивидуальное личностное начало, которое выступает в разных связях с коллективом. В народном декоративно-прикладном творчестве ценным является то, что оно всегда передается из поколения в поколение и при этом сохраняет традицию.

Народное декоративно-прикладное творчество является неотъемлемой частью духовного и материального наследия предков, имеет свою историю, которая складывается у каждого народа в зависимости от окружающей природы, климата, ландшафтных особенностей местности, динамики и образа жизни.

Наше исследование показало, что современные общественные отношения Таджикистана и социальные условия диктуют поиск новых ресурсов в традиционных формах деятельности народа, в том числе и в народном декоративно-прикладном творчестве. Такая постановка вопроса формирует новое направление деятельности — возрождение народных традиций, развитие всех существующих в структуре национальной культуры.

Ручное изготовление предметов народного декоративно-прикладного творчества имеет самостоятельный статус, отличный от тиражирования предметов с помощью машинной штамповки. Надо отметить, что промышленное планирование подавляет творческую мысль мастера, технология изготовления промышленных образцов по сравнению с живой энергией и мыслью мастера предстает как безликая копия однообразных изделий.

Следовательно, влияние социально-культурных факторов на развитие народного декоративно-прикладного творчества как системы, развивается по своим законам.

Таджикское народное декоративно-прикладное творчество имеет свою историю и специфические формы развития. Образцы различных видов народного декоративно-прикладного творчества найдены в раскопках древнейших поселений: Тохаристан, Согдиана, Ферганская и Вахшская долины. Среди специалистов известны бронзовые украшения из многочисленных раскопок: серьги, гривны, бляшки для одежды, бусы, браслеты.

Керамические изделия обнаружены в древних поселениях, таких как

Пенджикент, Хулбук, Исфара, среди них встречаются сосуды с налепным, прочерченным, расписным орнаментом, предметы и фрагменты народного декоративно-прикладного творчества - искусство резьбы, вышивка, резьба по камню, резьба по ганчу, художественная обработка металла, художественный текстиль.

Особенно ценным является то, что различные виды народного декоративно-прикладного творчества воспевались в таджикской литературе, многим мастерам посвящались отдельные произведения, например, поэма Сайидо Насафи «Шахрошуб» (Будни города). В этой поэме автор воспевает мастеров гончарного ремесла, вышивки, резьбы по камню, дереву и ганчу, росписи. В самом народном декоративно-прикладном творчестве бытуют стихи, рассказы, сказки, пословицы и поговорки о мастерах художественного народного промысла, о самом народном ремесле.

В таких литературных и фольклорных произведениях ярко выражены эстетический и художественный потенциал народного декоративно-прикладного творчества, воспеваются талант мастеров, определяется хозяйственная, художественная и этико-эстетическая роль изделий художественного народного ремесла.

Таким образом, влияние таких социально-культурных факторов как литература и искусство позволяет вовлечь подрастающее поколение в процесс развития народного декоративно-прикладного творчества.

Воспитание подрастающего поколения средствами народного декоративно-прикладного творчества можно считать как сложный социально-культурный феномен, укрепление позиций которого возможно на основе единства содержания форм и методов.

Диссертант в ходе исследования убедился, что в республике Таджикистан сегодня функционирует большое количество традиционных школ народного ремесла, однако это является недостаточным для глобализации и дальнейшего развития народного декоративно-прикладного творчества. Почти во всех селах, районах и городах республики Таджикистан популярны определенные виды народного декоративно-прикладного творчества. В 72% сёл и городов традиционные школы народного декоративно-прикладного творчества действуют в различных формах, в том числе и в своей этнографической среде, и как стихийные промыслы. Единоличное творчество мастеров, как правило, гораздо реже практикуется, по сравнению с северными территориями, так как климатические особенности и густая населенность позволяют людям активно общаться между собой, становиться коллективом. Здесь в основном распространены мастерские - как семейные, так и с приходящими учениками. Поэтому такой социально-культурный фактор как коллектив и общность оказывает огромное влияние на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана.

В течение веков в таджикской культуре выработалась своеобразная система приобщения подрастающего поколения к занятиям народным декоративно-прикладным творчеством, основная задача которого на современном этапе развития общества - внедрить компьютерные технологии и средства массовых коммуникаций.

Во время проведения бесед, экспериментальных уроков, анкетирования, опросов удалось познакомиться с условиями работы 50 мастерских. Практически везде методы и способы изготовления изделий различны.

В ходе исследования подтвердилось и влияние такого социокультурного фактора как школа. Анализ результатов экспедиционно-поисковых объединений в общеобразовательных школах показал, что выявились мастера, не имеющие широкой рекламы, известности, но продолжающие родовое ремесло по законам и принципам, полученным в детстве.

По результатам бесед с мастерами народного декоративно-прикладного творчества были получены такие результаты: 56% считают, что главная проблема - отсутствие методических рекомендаций, 13% - учебных пособий, и 31% - знаний об опыте других мастеров.

В настоящее время в 63% школ, внешкольных, культурно-досуговых учреждениях Таджикистана действуют кружки народного декоративноприкладного творчества, где реализуется художественная обработка многих природных материалов.

По нашему мнению, более рациональным является разработка и реализация в учебном процессе определенных тем по народному декоративно-прикладному творчеству в соответствии с особенностями местных художественных промыслов, где расположена школа. Это дает возможность изучать древнейшие традиции прямым визуальным наблюдением в мастерской, что влияет на развитие подрастающего поколения.

Среди социально-культурных факторов оказывающих влияние на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества особенно выделяем любовь к труду. Только она позволяет верно найти и раскрыть творческий потенциал.

Огромна роль культурно-досуговой деятельности как социально-культурного фактора влияющего на развитие народного декоративно-прикладного творчества: экскурсии в музей, картинные галереи, художественные экспозиции, фестивали, конкурсы, творческие встречи, игры-беседы и т.д.

Образцы народного декоративно-прикладного творчества, которые видят и могут анализировать дети, позволяют им формировать свои художественные оценки действительности, окружающей предметной среды, своё мировоззрение.

Изучение принципов народного декоративно-прикладного творчества позволяет раскрыть содержание творческой целостности, как единого организма с общими для всех закономерностями.

И, наконец, огромное влияние на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества оказывает такой социально-культурный фактор, как традиция.

Именно культурные традиции нации народа являются ведущим и определяющим социально-культурным фактором оказывающим влияние на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кодиров, Фазлиддин Садриддинович, 2004 год

1. Абрамов К. А. Записка о Каратегииском владении, составленное по вопросам ИРГО // ИРГО. - 1870. - Т.6. - С. 109

2. Авзалов Х.С. Школа и педагогическая мысль в Иране в конце XIX начала XX века. — Душанбе: Ирфон, 1992. 380 с.

3. Алавидзе О.Г. Воспитание художественного отношения к произведениям изобразительного искусства у учащихся 4-6 классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1981. - 16 с.

4. Алексеев В. Эстетическое и художественное воспитание: к новым решениям // Новое педагогическое мышление. — М.: Педагогика, 1989.-С. 184-211.

5. Алексеев JI.B. Внеклассные занятия по лепке в школе. — М.: Просвещение, 1970. 224 е.

6. Алексин Н. Приобщение школьников к народным художественным промыслам // Воспитание школьников. 1993. - С. 17-24.

7. Амиров P.A. Самодеятельное художественное творчество в семье, быту, по месту жительства. — Душанбе: Ирфон, 1983. 78 с.

8. Андреев М.С. Орнамент горных таджиков верховья Амударьи и киргизов Памира. Ташкент, 1928. - 41 с.

9. Антология таджикской поэзии. М., 1951. - С. 62-66.

10. Ю.Арнольдов А.И. Национальные культуры: Современное видение. М.: МГИК, 1992.-С.5

11. П.Афанасьева О., Рождественская С. Народное искусство на первой индийской национальной выставке в Москве // Совет, этнография 1964. -№i - с. 150-156.

12. Ахметов К.Н. Теоретические основы и методика взаимодействия культурно-просветительных учреждений и общеобразовательных школ по эстетическому воспитанию школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М., 1986. 18 с.

13. Айни С. Воспоминание: Организация ремесленников в эмирском Бухаре, М.-Л.: АН СССР, 1960. - С. 773

14. Ашрафи М.М. Средневековый костюм таджиков XII-XVII веков. -Душанбе, 2002. 64 с.

15. Ашуров Р. Эстетическое воспитание учащихся на занятиях труда в учебных мастерских: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Баку, 1985.-16 с.

16. Бакланова Т.И. Самодеятельное художественное творчество в СССР.- М., 1986.- 79 с.

17. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание -М.: Новая Москва, 1925. 453 с.

18. Балкенов Ж. Традиции народного творчества в системе навыков изобразительной деятельности младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1987. -16 с.

19. Барило С.Б. Воспитание художественного вкуса старшеклассников в процессе внеурочных занятий по искусству: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1987. -18 с.

20. Барышникова Л.П. Художественное воспитание школьников в процессе восприятия архитектурно-художественной среды: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1982 -17 с.

21. Беленинский А.Н. Из истории участия ремесленников в городских празднествах в Средней Азии в XIV веке //Тр. Отд. истории культуры и искусства Востока. Ленинград, 1940. - Т.2. -С. 189-201.

22. Белинская А.Н. К вопросу о сюжетности в таджикском прикладном искусстве // Искусство таджикского народа. Душанбе, 1961. - Вып. №2. -С. 24-29.

23. Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды. М.: МГУКИ, 1997. С. 77- 87.

24. Бобринский А. Орнамент горных таджиков Дарваза. СПб, 1900. - 18 с.

25. Богоявленский И.Г. В верховьях реки Амударьи. //Землеведение. 1901. -Вып. 1-2. - С. 11-18.

26. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Д., 1981.- С. 16-43.

27. Бурова А.И. Эстетика: Проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. - 142 с.

28. Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве. М., 1974. - 178 с.

29. Воспитание в семье интереса к книге, рисованию, лепке, музыке как важнейший фактор художественного воспитания: Метод рекомендации. -Ростов-на-Дону, 1987. -14 с.

30. Волков Г.Н. Мы обозначены единым словом человек. //Народное образование. 1994. - №5. - С. 82.

31. Волкова В.В. Народная культура: Бытование народных художественных промыслов и ремесел в условиях социально-экономических реформ: Дисс. канд. филос. наук. М., 1996. - 145 с.

32. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк // Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.90 с.

33. Выготский J1.C. Психология искусства / Под ред. В. Иванова. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Искусство, 1986. - 572 с.

34. Гедрайтене Э.Ю. Культурно-просветительная деятельность как средство реализации педагогических возможностей народно-прикладного искусства: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Д.,1985.-17 с.

35. Гафуров Б.Г. История таджикского народа: В кратком изложении. Т. 1. -М., 1949.-476 с.

36. Гете И.В. Собрание сочинений. Т.8. - М.-Л., 1932-1937, - С. 286-287.

37. Голдентрихт С.С. Предметная творческая деятельность основной фактор художественного воспитания // Вестник МГУ - 1996, - №6. -С. 4249.

38. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. — М.: Педагогика, 1986. 126 с.

39. Григорьева Е.И. Культурно-исторические судьбы народных промыслов Центральной России (ХУШ-ХХ вв.): Автореф. дисс.д-ра культурологии. -СПб, 1999.-45 с.

40. Дарский Э. Среднеазиатский устав цеха живописцев //Совет. Востоковедение. 1959. - № 3, - С. 106-109.

41. Грум-Грижимайло Очерки припамирских стран //ИРГО. -1886. Т.22. -Вып.2. - С. 102.

42. Денисюк Н.П. Традиции и формирование личности. — Минск: Изд.-во БГУ, 1979. 136 с.

43. Ершов Н.Н. Каратаг и его ремесла: Историко-этнографический очерк. -Душанбе: Дониш, 1984. -120 с.

44. Ершов Н.Н. Ремесла таджиков: По материалам Гармской этнической экспедиции, 1954 //Изв. отд. обществ, наук АН Тадж. ССР. 1956. -Вып. 10-11.-С. 3-11.

45. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиционной народной художественной культуры: Дисс. док. пед. наук. М., 2001. - С.46.3амбровский Б.Я. Генезис эстетических отношений и художественной деятельности: Автореф. дисс. д-ра филос. наук.

46. Иванов Д.Л. Путешествие на Памир // ИРГО. 1884. - Т.20. -Вып. 3. - С. 244 - 246.

47. Иванов С.В. О некоторых традициях согдийского декоративного искусства в орнаменте таджиков и узбеков //Материалы 2-го совещания археологов и этнографов Средней Азии. -М. Л. - 1959. - С.217-225.

48. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М. -Л., 1963.-С.7.

49. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991.-250с.

50. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя / Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др. М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

51. Из опыта формирования художественного отношения к искусству в подростковом возрасте: Сб. науч. тр. / АПН СССР, 1987.- 94 с.

52. Исаева Юнусова Н. Таджикская вышивка. — М.: Искусство, 1997. - 214 с.

53. Исаенко В.П. Детские объединения в клубах. М.: Совет. Россия, 1987. -118 с.

54. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом /Сост. В. Шестаков М.: Искусство, 1968. - 271 с.

55. Искусство и эстетическое воспитание молодежи: Сб. статей / АПН СССР; Отв. ред. В.Г. Кисунко. М.: Наука, 1981. - 335 с.

56. Исследование художественных интересов школьников / Под общ. ред. Б.В.Квятковского и др. М.: Педагогика, 1974. -160 с.

57. Карабаев У.Х. Традиционное народное творчество: Проблемы возрождения и развития. Ташкент: Фан, 1991. - С. 68-78.

58. Каргин А.С. Народная художественная культура: Учеб. пособие. М.: Гос. респ. Центр, рус. фольклора, 1997. - 286 с.

59. Киселева Т.Г.; Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995. - 131 с.

60. Киященко Н.И., Лайзеров H.JI. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1983. - 63 с.

61. Киященко Н.И. Философские проблемы теории художественного воспитания: Автореф. дисс. д-ра филос. наук. -М., 1977. 28 с.

62. Коган JI.H. Художественный вкус: Опыт конкретного соц. исслед. — М.: Мысль, 1966. 104 с.

63. Концепция таджикской национальной школы (Консепсияи мактаби миллии точик). Душанбе, 1995

64. Крупская Н.К. К вопросу о национальной культуре: Пед. соч. — М.: Изд-во АПН, 1960. -Т.2. С.

65. Кудрявцева С.П. Эстетическая культура молодежи: Интересы, запросы, суждения. Л., 1972 - 24 с.

66. Кузнецова Т.В. Народное художественное творчество: Исторические традиции и современные эстетические проблемы. —М.: Знание, 1985.- 63 с.

67. Кудина Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников / Г.Н.Кудина и др. — М.: Знание, 1988. 79 с.

68. Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье: Сб. ст. / Под ред. Б.Г. Гафурова, Б.А. Литвинского. -М.: Наука, 1979.- 191 с.

69. Лармин О.В. Эстетический идеал и современность. — М.: Изд-во МГУ, 1964. 155 с.

70. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Л.: Наука, 1985. С.64

71. Логофет Д-Н. Бухарское ханство под русским протекторатом. -М., 1911.-С.161

72. Лук А.Н. Эмоции и чувства М.: Знание, 1972. - 42 с.

73. Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве: Сб. /Сост. И.А. Саца -М.: Совет, художник, 1967. Т.1. - 511 с.

74. Майтдинова Г. Костюм раннесредневекового Тохаристана: история и связи. Душанбе, 1992. - С. 41-53.

75. Макаров К. Профессиональное, народное, самодеятельное //Декоративное искусство СССР. 1972. - №9. - С. 14-20.

76. Макаров К.А. Декоративность как форма выражения красоты: Автореф. дисс. канд. иск. М., 1966. - 16 с.

77. Макаренко А.С. Собрание сочинений: В 4 Т. М.: Правда, 1987. - Т.4. -573 с.

78. Макушина Е.Б. Реализация воспитательного потенциала народнойпедагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах: Автореф. дисс.канд. пед. наук: СПб., 1998. 17 с.

79. Материалы по истории таджиков и Таджикистана // Сб. 1-й. Госиздат при СНК Таджикской ССР, Сталинабад, 1945. - С. 145.

80. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. — М.: Знание, 1981.-96 с.

81. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, 1979. - 39 с.

82. Мукимов Р.С., Мамаджанова С.М. Зодчество Таджикистана. Душанбе: Маориф, 1990.-176 с.

83. Мирзоахмедов М. Методика обучения начальной художественной росписи. Ташкент, 1975. - С. 4-9.

84. Мирзоев А. Джами о знании и ремесле // В помощь учителю-заочнику. -Сталинабад: Таджикгосиздат, 1949. С. 23.

85. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986,- С. 6168.

86. Миртурсунов 3. Узбекская народная педагогика. Ташкент, 1979.- С. 3843.

87. Назарова С.Н. Семья и эстетическое воспитание //Социологическое исследование.— 1986. №2. -С. 131-134.

88. Народная художественная культура: Учеб. / Под общ. ред. Т.И.Баклановой и Е.Ю.Стрельцовой. М., 2000. - С. 263 - 306.

89. Народное прикладное искусство. Рига: Зинатне, 1989. - 292 с.

90. Народное творчество: Перспективы развития и формы социальной организации: Сб. науч. тр. — М.: НИИ культуры, 1990. -189 с.

91. Народное творчество и современность: Вопр. методологии изучения. — М.: НИИ искусствознания, 1982. С. 44-71.

92. Народные мастера, традиции, школы /Под ред. М.А. Некрасовой — М.: Изобразительное искусство, 1985. —Вып. 1. 296 с.

93. Народы зарубежной Европы. М.: Политика, 1965. -Т.2. -262 с.

94. Насафи Саидо. Касида живописи /Пер. А.Адалис //Антология таджикской поэзии. М., 1951, - С. 440-442.

95. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры М.: Изобразительное искусство, 1983. -343 с.

96. Некрасова М.А. Преемственность традиций школа мастерства // Искусство. - 1975. -№7. -С. 10-18.

97. Нематов Н. Государство саманидов (Давлати Сомониён). Душанбе: Ирфон, 1989.-С. 161-185.

98. Орифи М. Из истории педагогической мысли таджикского народа. (Аз таърихи афкори педагогии халки точик). Душанбе: Нашрдавпедточик, 1962. -143 с.

99. Основы декоративного искусства в школе: Для пед. ин-тов / Т.Е. Соломатина, В.И. Степанов, Н.Ф. Нешумова и др. М.: Просвещение, 1981.-175 с.

100. Основы художественного ремесла / Под ред. В.А. Бородулина и др. М.: Просвещение, 1978. -254 с.

101. Педагогическое руководство деятельностью клубных объединений: Сб. нучн. тр. Л.: ВПШК, 1987. - 115с.

102. Педагогические проблемы свободного времени школьников: Межвуз. сб. научи, тр. Челябинск: Челяб. ГПИ, 1978. - 96 с.

103. Пещерова Е.М. Поездка к горным таджикам / КСИЭ АН СССР. -1947. -Т.З. -С.48

104. Пещерова Е.М. Женское гончарное производство: Дисс.докт. ист. наук. -М. -Л.Д959.-С. 311.

105. Пирлиев К. Народная педагогика и современность. Ашхабад, 1988,-С. 38-41.

106. Писарчик А.К. Народное прикладное искусство таджиков. -Душанбе: Ирфон, 1971. 47 с.

107. Плюхин В.У. Творчество у истоков гражданственности. М.: Просвещение, 1989. -173 с.

108. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1979. - 280 с.

109. Прикладное искусство в США. // Америка. -1971. -№ 1.

110. Разводовский В.К. Опыт исследования гончарного и некоторых других промыслов // Туркестанское сельское хозяйство.-1916.- №3-8.

111. Раппопорт С. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М.: Совет. Художник, 1968. -271 с.

112. Разумный В.А. О сущности и методах художественного воспитания // Эстетика и человек. М.: Просвещение. - 1967. - С. 8.

113. Разумный В. А. О хорошем художественном вкусе. — М.: Госполитиздат, 1961.- 64 с.

114. Ранши И. Поддержать сельских умельцев: Объединения народных мастеров // Клуб и художественная самодеятельность. -1985. №6. -С. 46.

115. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К. Чухман. М.: Педагогика, 1985. -142 с.

116. Рондели JI. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. -М.: Просвещение, 1984. -143 с.

117. Рузиев М.А. Народные умельцы. Душанбе: Ирфон, -1983.-69 с.

118. Рузиев М.А. Художественная обработка глины // Искусство таджикского народа. Душанбе: Дониш, 1979. -Вып. 4. - С„ 77-85.

119. Русайкина С.П. Народная одежда таджиков Гармской области. Среднеазиатский этнографический сборник 2 //Тр. ИЭ АН СССР. 1959. -С. 132 - 214. - (Нов. Сер. - Т.4, 7)

120. Руссо Жан-Жак Об искусстве: Статьи, высказывания. JL- М.: Искусство, 1959.-296 с.

121. Салеев В.А. Искусство и его оценка. Минск, 1977. - С. 6

122. Салтыков-Щедрин М.Е. Полный собраний сочинений: в 12-ти томах. Л., 1984. -Т.2. -430 с.

123. Сафаралиев Б. Истоки просвещения: К истории таджикскойкультуры: 4.1. М., 1997. - 238 с.

124. Семашко А.Н. Социально-эстетические проблемы развития художественных потребностей. Киев, Одесса: Выща. школа, 1954. -170с.

125. Семенов А.А. Этнографические очерки Зерафшанских гор, Каратегина и Дарваза. М., 1993. - С.

126. Семёнов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. -М.: Педагогика, 1986. -109 с.

127. Система художественного воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова М.: Педагогика, 1983. - 264 с.

128. Скатерщиков В.К. Художественная культура. Понятие, термины. -М.: Знание, 1978. С. 176

129. Смольянинов И.Ф. Природа и эстетическое воспитание. Л., 1964. -С 19-21.

130. Совместная работа органов и учреждений культуры, органов просвещения, учебных и внешкольных учреждений по сбору и пропаганде образцов народного творчества. Киев: РНМЦ, 1985. - 37 с.

131. Стасов В.В. Рецензия на книгу Н. Симакова «Искусство Средней Азии» // Художественные новости. 1883. - № 4, - С. 132.

132. Сухарева О.А. Свадебные обряды таджиков города Самарканда и некоторых других районов Средней Азии //Литература и искусство Узбекистана. Ташкент, 1937.- Кн. 6. - С. 119-134.

133. Сухомлинский В.А. Письмо Г.Н. Волкову от 6 февраля 1967 г. // Волков Г.Н. Этнопедагогика, Чебоксары, 1974. - С. 162.

134. Теория художественного воспитания: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Н.И. Киященко. М.: Искусство, 1979. -255 с.

135. Титов Б.А. Организация и методика работы детского самодеятельного объединения: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Л., 1991 -71 с.

136. Ткалич С.К. Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего

137. Севера: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М, 1997. - 18 с.

138. Турсунов И.О. Из истории городского ремесла северного Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1974. - 206 с.

139. Туракулов Э. Беруни и обучение ремеслу // Фан ва турмуш. 1984. -№9.

140. Ушинский К.Д. Сочинение: в XI Т. М., 1952. -Т.6. -300 с.

141. Унсурмаолии Кайковус. Кобусноме. Душанбе: Адиб, 1990. -151 с.

142. Ученичество в народном искусстве // Проблемы народного искусства М.: Изобр. иск-во, 1982. - С. 101-113.

143. Фрай Р.Н. Наследие Центральной Азии (на тадж. яз.). Душанбе, 2000. - С.203 - 204.

144. Фрис Р.Н. Педагогические условия развития, интереса младших школьников к традиционному народному творчеств в клубных учреждениях: Дисс.канд. пед. наук, М.: 1990. 239 с.

145. Хакимов А.А. Современное декоративное искусство республик Средней Азии: Автореф. дисс. д-ра искусствовед. Ташкент, 1993. - 43 с.

146. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высш. шк., 1990. - С. 432-445.

147. Харчев А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990. -220 с.

148. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. -М.: Просвещение, 1988. 174 с.

149. Хижняк Ю.Н. Волшебные узоры Таджикистана // Юный художник. -1983.-№11.-С. 44-46.

150. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. -М: Просвещение, 1986.-157 с.

151. Художественное творчество Д.: Наука, 1982. -286 с.

152. Художественное творчество и ребёнок / Под ред. проф. Н.А. Ветлугиной М.: Педагогика, 1972. -287 с.

153. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. -М., 1962. С. 47

154. Шаякубова Ш. Объединение «Усто»: достижения и трудности //

155. Декоративное искусство СССР 1984. - №10. - С. 23-27.

156. Шепетис JI. К. Человек и эстетическая среда М.: Знание, 1958. - 64 с.

157. Школа и искусство: Сб. ст. Таллин, 1982. - 159 с.

158. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования — М.: Просвещение, 1979. -192 с.

159. Шпикалова Т.Я. Новые подходы в освоении учебного курса «Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства» // Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. М.: 2000, С.76.

160. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях -М.: Просвещение, 1986. 126 с.

161. Эстетическое воспитание школьников / Под ред. Ю.Н. Хижняк. -Душанбе, 1982.-61 с.

162. Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности: Сб. науч. тр. / АПН СССР; НИИ художественного воспитания, М., 1983. - 117с.

163. Юнусова Н.Э. Крупная декоративная вышивка Уратюбе конца XIX начала XX вв. // Изв. АН Тадж. ССР. Отд. обществ, наук. - 1989. - С. 62 -73.

164. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-448 с.

165. Якубовский А.Ю. Иранские мастера в Средней Азии. // Тр. III Междунар. конгресса по иранскому искусству и археологии. М.- Л., 1939. -С. 281.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.