Формирование эпических жанров адыгских литератур в свете проблем художественного историзма,типологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Бакова, Динара Зулькарнеевна

  • Бакова, Динара Зулькарнеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 150
Бакова, Динара Зулькарнеевна. Формирование эпических жанров адыгских литератур в свете проблем художественного историзма,типологический аспект: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Карачаевск. 2005. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бакова, Динара Зулькарнеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I ЭПИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ФОЛЬКЛОРА АДЫГОВ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ИСТОРИЗМА.

ГЛАВА П РУССКОЯЗЫЧНАЯ ПРОЗА АДЫГСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРОВЫХ ФОРМ (Ш.НОГМОВ, С.ХАН-ГИРЕЙ, С.КАЗЫ-ГИРЕЙ, Ю.АХМЕТУКОВ, А.-Г.

КЕШЕВ).

ГЛАВА III ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ И ХАРАКТЕРА В ЧЕРКЕССКОЙ ПРОЗЕ 60-80-Х ГОДОВ В ТИПОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ АДЫГСКИХ

ЛИТЕРАТУР.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование эпических жанров адыгских литератур в свете проблем художественного историзма,типологический аспект»

Формирование литературного эпоса в адыгейской, кабардинской и черкесской литературах тесно связано с освоением принципов художественного историзма мышления, с развитием исторического эпоса в адыгдких литературах.

Историзм является основополагающим принципом реалистического искусства. В этом смысле проблема историзма является важным аспектом литературоведческой науки. Решение проблем, связанных с постижением принципов историзма, особенно актуально в новописьменных литературах, к которым относятся адыгейская, кабардинская и черкесская. Уже на первом этапе становления адыгских литератур писатели стремились увидеть жизнь и судьбу своего народа в движении и во времени, обозначить эпическое пространство, в котором происходили те или иные исторические события. Молодым литературам предстоял долгий путь познания и изображения национального бытия с доподлинных позиций историзма, воссоздание человека как носителя исторических черт характера. Формирование историзма в художественной практике требует углубленного подхода к изучаемым явлениям жизни, изображению национального бытия и характеров в литературе. Словом, историзм проявляется в художественном произведении многогранно и предстает в конкретности восприятия человека, социально-исторических обстоятельств его бытия, в потоке исторического времени.

Важная литературоведческая проблема историзма дает возможность рассмотреть динамику формирования эпических жанров романа и повести в адыгских литературах, исследовать принципы изображения характера и героя в определенном историческом времени, понимая историзм как важнейший эстетический принцип создания реалистического характера. Решение поставленной задачи на материале адыгских литератур предполагает учет эпических традиций и опыта изображения человека в фольклоре адыгов. Необходимо при этом исходить из гуманистической концепции, выраженной в главном герое эпоса "Нарты" Сосруко, адыгском Прометее.

В своем исследовании особенностей формирования историзма художественного мышления в адыгских литературах, мы придерживаемся определений и характеристик, данных учеными этой важной литературоведческой проблеме. Так, Гинзбург JL, в своих "Теоретических заметках об историзме и структурности", отмечает: "Историзм в литературоведении — это рассмотрение литературного процесса в его причинных связях, в его обусловленности с изменяющейся социальной действительностью. Но не только - это так же и понимание самого произведения в функциональной динамике его элементов, признаки времени - эпохальность произведения переживается эстетически как его экспрессивность, история, поток и остановка; она не только изображает изменения действительности в движении, она, подобно искусству, останавливает происходящие явления, превращая их в вечное достояние культурного сознания. Историзм обогатил память человека бесконечным многообразием форм прошедшей жизни. Формотворчество сближает историю с искусством". [24;75]

Тынянов В. Н. высказал в свое время мысль о неизбежной, хотя порой и скрытой историчности изучения произведений литературы; Винокур Г. О. исходил из того, что "всякое бытие в его единстве и конкретности является бытием историческим. Тем более, очевидна историческая природа такого явления как стиль". [68;76-77]

Ядро адыгской культуры характеризует гуманизм и человечность. Историзм способствовал изображению человека в его общественных связях, раскрытию психологизма характеров, рассмотрению его как носителя философских и нравственных идеалов народа. Овладение историзмом мышления позволило создателям эпических жанров осмыслить сложные процессы исторического развития жизни народа. Следует отметить и то, что принцип историзма есть категория методологическая и мировоззренческая. Как неотъемлемая часть творческого метода, она является и эстетической категорией, отсюда эпитет "художественный историзм", который предопределяет и организует образную структуру произведения. Овладение историзмом мышления дало возможность национальным художникам слова исследовать характеры в тесной связи с обстоятельствами и окружающим миром, рассмотреть их в единстве общего и индивидуального.

С позиций историзма осмыслили авторы первых романов историко-революционной темы связь времен прошлого, настоящего и будущего. Итогом такого подхода явилось создание исторической концепции человека, понятого и изображенного в контексте общественных обстоятельств.

Первые опыты создания эпических жанров, в частности, романов X. Абукова "На берегах Зеленчука" (1930), М. Дышекова "Зарево" (1934), Т. Керашева "Шамбуль" (1930) свидетельствуют о стремлении воссоздать национальный характер в контексте нового исторического времени, в связи с революционными событиями начала XX века.

Разработка проблем художественного историзма особенно актуальна для новописьменных литератур, к числу которых относятся и адыгские, где всегда был повышенный интерес к исторической тематике, к постижению образа человека, как носителя нравственных достоинств народа. Причиной повышенного интереса к истории народа является его драматическая судьба, которая была предопределена трагическими событиями времен махаджирства, Кавказской войны, закончившейся массовым исходом черкесов с их исторической родины.

Проблема историзма, как принцип художественного осмысления человека и действительности, в адыгской прозе была исследована в статье Л. Бекизовой, где говорится: "Обретение молодой литературой такого важного качества как историзм, было всегда, и особенно сейчас, задачей первостепенной важности. Формирование нового эпоса в адыгоязычных литературах — адыгейской, кабардинской и черкесской — на всех этапах было отмечено стремлением к самопознанию, определению своего места в историческом движении народов". [9; 8-9]

Особое значение, выдвинутая проблема историзма, приобрела на новом этапе развития адыгских литератур в 60-80-е, 90-е годы, когда историзм становится важным качеством, определившим эстетические достижения прозы. В этот период получили новый художественный уровень развития героико-эпические и исторические жанры, появляются историко-«* революционные, социально-исторические, социально-бытовые романы.

Среди них: "Бурка на часах" (1987), "Соленые слезы" ("Уэсэпс Шыугъэ") (1997) В. Абитова, "Щит Тибарда" (1982) Т. Адыгова, "Утро счастья" (1987) Ф. Кабардиевой, "Одинокий всадник" (1977) Т. Керашева, "Раскаты далекого грома" (1982), "Жернова" (1993), "Хан-Гирей" (1998), "Из тьмы веков"(2000), "Адыги" (2003) И. Машбаша, "Млечный путь" (1981) А. Охтова, "Страшен путь на Ошхамахо" (1980), "Ищи, где не прятал" (1990) М. Эльберда.

На 60-80-е годы приходится время становления национального исторического романа в адыгских литературах, осмысление исторических судеб народа в ее исторической обусловленности. В этот период решается важнейшая проблема создания реалистического характера, как главного объекта истории.

Проблема историзма дает возможность исследовать образ человека в обстоятельствах исторического времени и эпохи, увидеть в характере его историческую перспективу развития, преемственность традиций.

Проблематика произведений эпических жанров в адыгских литературах тесно связана с изображением конкретно-исторического человека, его духовного бытия, сознания, психологии, стремлений.

Определяющим качеством романистов, создателей жанров историко-революционного, исторического романов о современности, становится сочетание в нем историка и художника, что позволило национальным литературам выйти на новый уровень реалистического исследования жизни и судьбы народа, человека в историческом времени. Обратившись в 20-30-е годы к исторической проблематике, адыгские писатели положили начало жанровому развитию исторической прозы. На современном этапе в адыгских литературах принцип историзма проявляется широко и многообразно в методологических, философских и художественных позициях писателя, исследующего жизнь своего народа, его историю.

Углубленному овладению историзмом художественного мышления способствовало обращение к опыту русских писателей, к творческому методу А. Толстого, создателю первых исторических романов "Петр I" и "Хождение по мукам". Впервые в его романах были поставлены важнейшие проблемы - "личность и история", "человек и время". У А. Толстого адыгские писатели учились созданию объективной концепции исторического характера, использованию документально-исторических свидетельств в изображении исторического времени и героев с реальными прототипами. Впервые этот опыт был реализован И. Машбашем в романе "Хан-Гирей", а так же представителем литературы черкесского зарубежья М. Кандуром в романах "Кавказ", "Черкесы. Балканская история", в которых история и исторические лица воссоздаются с опорой на реальные факты и документы, на свидетельства очевидцев.

Первые адыгские романисты уже в 20-30-е годы предпринимали попытки изображения человека во взаимодействии и в тесной связи с обстоятельствами эпохи. Изображая тяжелое прошлое народа и вступление его на путь борьбы за свободу, писатели стремились придерживаться исторических реалий. Это касается как революционных событий Октября 1917 года, так и участия народа в социалистическом строительстве. Первые романы черкесских писателей не были еще отмечены доподлинным историзмом, хотя налицо было видение исторических реалий времени, вызванных к жизни историческими событиями. Прототипами героев первых революционеров и борцов за Советскую власть, несомненно, явились реальные лица, имена которых известны истории. Но характеристика этих героев была еще очень далека от реалистических принципов изображения человека, рожденного временем и эпохой с позиций историзма. Да и сама правда истории носила описательный характер, отсюда и соседство реалистического принципа воссоздания характера с фольклорно-романтическим его изображением, посредством гипербол и фольклорной идеализации. Это был первый этап, связанный со становлением эпических жанров, в том числе и исторических. Как было отмечено, он ознаменовался появлением в адыгских литературах на начальном этапе их развития первых опытов создания героико-эпических жанров, историко-революционных по своей тематике и проблематике.

Лишь в 60-80-е, 90-е годы на арену выдвигаются жанры исторической прозы, появляются первые произведения, концепция которых во многом определяется историзмом характеров и действительности, изображаемые с позиций историзма. Произведения таких известных романистов, как Т. Адыгова, Т. Керашева, А. Кешокова, И. Машбаша, X. Теунова, М. Эдьберда и других, написаны в исторически достоверных конфликтах времени, на основе синтеза национально-эпических традиций с реалистическими, выработанными в процессе освоения опыта многонациональной советской литературы и, прежде всего, русской.

Историзм мышления, утвердившийся как важнейшая форма познания жизни и судьбы народа, способствовал тому, что история народа изображается не как фон, а как "действующее лицо", определяющее характер и судьбу героев. Эта взаимосвязь в изначальных формах была обозначена в первых романах историко-революционной темы X. Абукова, М. Дышекова, Т. Керашева, а так же в повестях С. Кожаева, X. Теунова и других. Историческое прошлое и историческое настоящее предстают в этих романах и повестях как органические части целого, как определяющие звенья исторической судьбы народа. Историей определяется художественный конфликт эпических жанров. Художественному анализу подвергаются острые социальные коллизии, имевшие место в тот или иной исторический период. Главное, что первые романисты увидели общественную роль своих героев, они стали носителями лучших нравственных идеалов народа, оказывались способными вступить на путь осуществления мечты народа о лучшей жизни. На этом пути смыкаются этические представления народа о герое-заступнике с реальным борцом-революционером за счастье народное.

Таким образом, взгляд на конфликт времени с позиции историзма, как и на концепцию героя и действительности в историко-революционных романах, дал возможность наметить пути реалистического воссоздания социальной истории народа, изобразить человека с гуманистических позиций. Современный адыгский роман создал социально выверенные характеры людей, рожденных временем, хотя не всегда удавалось писателям раскрыть индивидуальные особенности характера, полноту жизни человека, чему мешали описательность и схематизм изображения. Поиски изображения реального образа в индивидуальных выражениях все еще продолжаются. О достижениях на этом пути свидетельствуют жанры исторической прозы, а так же романы о современности, отмеченные печатью художественного историзма.

Многонациональный опыт советских романистов способствовал росту мастерства, овладению реалистическим письмом, прежде всего, художественным историзмом адыгских писателей, выступивших в 60-80-е годы. Мимо них не прошел опыт Мухтара Ауэзова в его романе-эпопее "Путь Абая", а так же роман "Жизнь Клима Самгина" М. Горького, "Тихий Дон" М. Шолохова и многих других, представляющие собой художественную летопись исторических судеб народа.

Важнейший аспект художественного историзма связан с проблемой создания и осмысления человека, шире - национального характера в литературе. Черты национального характера, по мысли исследователей, как характера народного, определяются его демократичностью, прогрессивным содержанием и проявляются в историческом процессе и общественном бытии.

Разумеется, что изображение национального характера детерминировано национально-историческим мировоззрением, в котором живет и творит писатель, и обусловлено его социальной позицией.

В трудах исследователей литератур народов СССР легко обнаружить последовательно-исторический взгляд на проблему национального характера, учитывающего его изменяемость, социально-общественную детерминированность, психологическую сущность.

По мнению крупнейшего историка литературы Б. Бурсова: "Национальный характер есть категория историческая. Он имеет сходные черты с характерами представителей других народов, так как история человечества представляет собою единый диалектический процесс. Историчность национального характера, - по мысли ученого, - подвержена постоянному развитию и изменению, что сказывается на социально-классовой природе национального характера. В этом плане, - Б. Бурсов пишет, - каждый национальный характер выражает наиболее ярко какие-то отдельные общечеловеческие черты". [65; 10-11] Здесь важно понять стремление исследователя нацелить на то, что само определение охватывает широкий круг общественных обстоятельств, в которых формируется национальный характер, как носитель определенных философско-исторических, социально-психологических и нравственно-эстетических представлений народа.

Прав Д. С. Лихачев, когда пишет: "Нация, национальность проявляются разнообразно, а не единообразно. Правильнее говорить не о национальном характере народа, а о сочетании в нем различных характеров, каждый из которых в той или иной мере национален". [92; 138]

При осмыслении проблемы историзма характера необходимо иметь в виду его обусловленность с закономерностями развития общественной жизни. В ходе анализа произведений эпических жанров, в том числе исторической прозы, нами будут исследованы конкретные формы выражения национального характера, с учетом того, как в ходе истории формируется и видоизменяется национальный характер, его психология и поведение. Неизменно лишь одно - характер формируется под воздействием социально-экономических и культурно-исторических факторов, включающих в себя этнические особенности, природные условия и географическую среду.

Адыгские прозаики создали образы ярких представителей своего народа, раскрыли национально-типические черты характера, многообразие их выражения, исследовали характеры в динамике их развития и социально-историческом контексте того или иного периода развития общества. Уже на начальном этапе развития эпических жанров, писатели предпринимают попытки создания образа героической личности, образа борца-революционера, как выразителя дум и чаяний народа. Они ищут и находят в своих героях черты, роднящих их с образами русских революционеров.

Герой предстает в исторической динамике, как выразитель психологии и идеологии угнетенных масс, вступивших в борьбу за свое социальное и экономическое освобождение и равноправие. Исторический жанр, занявший особое положение в адыгской прозе 60-80-х, 90-х годов в своем развитии опирался на опыт, обретенный в сознании первых образцов историко-революционного романа 30-40-х годов. В исторических романах и повестях такое важное качество творческого метода, как историзм и народность, предстают в качественно новом выражении. История народа, опыт, обретенный народом на протяжении многих отрезков исторического времени, становится основой формирования исторической прозы, неотъемлемой частью развития исторического сознания современников. Исторические жанры тесно взаимодействуют с жанрами современной тематики, что способствует постижению исторических закономерностей, социально-психологических законов исторического развития. Исторические жанры дают возможность современникам взглянуть из настоящего в прошлое народа, ощутить связующие нити между прошлым, настоящим и будущим. Из этой сферы нельзя исключать произведения исторической тематики, нашедшие выражение в фольклоре, например, "Бзиюкская битва", цикл "Сказаний об Адемыркане". Эти произведения, как и многие другие фольклорные тексты исторической темы, послужили фактически основой при осмыслении художественного изображения событий, имевших реальное место в истории адыгов, для исследования исторического развития народов. Как и русские писатели, адыгские прозаики и поэты, обнаруживают глубокий интерес к истории народа, к теме народного восстания.

Актуальность заявленной диссертационной темы проистекает из назревшей необходимости решения целого ряда проблем, связанных с формированием историзма художественного мышления, как важнейшего качества реализма в адыгейской, кабардинской и черкесской литературах.

Успешное развитие эпических жанров в адыгских литературах дает возможность исследовать процесс формирования в них историзма мышления, создания героя, рожденного определенным историческим временем и действующего в исторических обстоятельствах. Эти и другие проблемы, проистекающие из заявленной темы, с формированием новой литературно-эпической традицией, впервые исследуются монографически, с опорой на труды адыгских литературоведов, касающихся отдельных сторон формирования художественного историзма в национальных литературах.

Овладение реалистическим методом, осмысление прошлого, настоящего и будущего народа с позиций историзма, является важнейшей литературоведческой задачей.

Историзм мышления способствовал обретению художественного мастерства и дал возможность исследовать жизнь и судьбу народа в философских, идеологических и нравственных аспектах, освоить историческое бытие народа в движении и развитии. Исследование заявленной темы, как важнейшей литературоведческой категории, представляется особенно важной на современном этапе развития общества в свете переоценки и переосмысления исторических, политических и художественных ценностей.

Исследованию исторической проблематики и становлению жанров исторической прозы посвящен ряд работ, среди которых необходимо отметить работы JI. Бекизовой, Р. Камбачоковой, Р. Мамий, А. Мусукаевой, У. Панеш, А. Схаляхо, Ю. Тхагазитова, X. Хапсирокова, К. Шаззо и других, посвященные проблемам жанрового развития адыгской прозы. Эти труды явились неоценимым подспорьем для решения проблем, связанных с важнейшей методологической категорией историзма художественного творчества. [98;]

К разряду проблемных историко-литературных работ, которые способствуют выработке новых подходов к изучению важнейшей, актуальной проблемы, связанной с национальным своеобразием литературы, относятся работы Б. И. Бурсова, Д. С. Лихачева ("Поэтика древнерусской литературы"), которые имеют значение в научном решении поставленных нами задач. Поэтика является предметом исследования таких теоретиков литературы, как Ю. М. Лотман "Структура художественного текста" (1970), его же "Семь сборников трудов по знаковым системам" (1964-1973). Среди работ, имеющих методологическую значимость необходимо назвать книгу М. Б. Храпченко "Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы" (1970). Без учета этих работ, явившихся методологическим подспорьем в разработке проблем историзма в адыгских литературах, мы не смогли бы проследить достижения адыгских писателей в создании национального характера в его связях с окружающим миром и средой. Доказательством тому служат талантливые произведения адыгских писателей, обогативших исторический эпос адыгейской, кабардинской и черкесской литератур.

Целью диссертационной работы является исследование целого ряда актуальных проблем историзма, обусловивших становление и развитие жанров исторического романа и повести в черкесской литературе в типологическом контексте адыгейской и кабардинской литератур. Ставится цель рассмотреть эволюцию проблемы историзма. В этой связи исследуется творчество писателей-просветителей XIX века, положивших начало развития литературных жанров, исследуется исторический путь жанрового развития адыгских литератур, начиная с 20-30-х годов и далее. Обретенный на этом пути историзм мышления, исследуется на материале жанров исторической прозы 60-80-х, 90-х годов. В свете проблем историзма исследуется проблема национального характера и принципы художественного исследования национальной истории, жизни и судьбы народа в исторической прозе адыгов.

В соответствии с поставленной целью представляется необходимым решение следующих задач:

- осмыслить закономерности литературного развития исторических жанров на всех этапах развития адыгских литератур с учетом генезиса и дальнейшего формирования в них проблем художественного историзма;

- рассмотреть принцип изображения исторических событий, жизни и судьбы народа;

- рассмотреть историческую тематику и принципы изображения национального характера на примере творчества писателей-просветителей, заложивших основы литературной жанровой системы;

- исследовать жанровые истоки творчества писателей-просветителей, опыт использования ими тем, образов, связанных с историей народа, получивших отражение в фольклоре;

- исследовать проблему художественного историзма в ее преемственных связях с национально-художественной традицией;

Методы исследования:

В диссертации использованы сравнительно-типологический и историко-функциональный методы.

Объект исследования - черкесская проза в типологическом контексте адыгских литератур.

Научная новизна диссертационного исследования определяется важностью заявленной проблемы историзма, которая исследуется поэтапно, начиная с литературных опытов создания во всех адыгских литературах историко-революционных романов, романов о войне, а также романов исторической темы, заявившими о себе в 60-80-е, 90-е годы.

На защиту выносятся следующие положения работы:

- исследовать процессы формирования художественного историзма в черкесской и генетически близких, адыгейской и кабардинской литературах, как важнейшей стороны реалистического метода;

- выявить закономерности формирования жанров исторической прозы - романа и повести в связи с утверждением в них художественного историзма;

- выявить принцип историзма на всех уровнях поэтики и стилистики эпических жанров в связи с художественным освоением исторической памяти народа, воссозданием исторической личности;

- исследовать характер, образ героя в исторически конкретном изображении, в типологических обстоятельствах, в конкретике национального колорита и духа времени;

- выявить характерные особенности формирования историзма на новом этапе развития эпических жанров в черкесской прозе в 60-80-е годы, в связи с обращением к героико-эпической и исторической теме;

- исследовать поэтику исторических романов адыгских литератур, проследить типологию развития и углубления в них художественного историзма.

Методологической основой предпринятого диссертационного исследования явились труды Н. Воробьевой, Г. Ломидзе, Н. Надъярных, 3. Османовой, К. Султанова, а так же труды X. Бакова, Л. Бекизовой, Р.

Камбачоковой, Р. Мамий, А. Мусукаевой, А. Схаляхо, Ю. Тхагазитова, Р. Фидаровой, А. Хакуашева, X. Хапсирокова, К. Шаззо и других.

Теоретическая и практическая ценность исследования состоит в том, что впервые эпическая традиция, новый литературный эпос исследуются с позиций историзма как неотъемлемой части реализма и народности. Это дает возможность по-новому прочитать историю адыгских литератур в ее типологических связях с точки зрения решения в них проблем художественного историзма и обретения мастерства повествования.

Структура работы определена поставленными задачами, проблематикой исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Бакова, Динара Зулькарнеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшим итогом развития адыгских литератур XX столетия явилось формирование развитой повествовательной жанровой системы, интенсивное развитие эпических жанров, в первую очередь, романа и повести. Особое место в эпической жанровой системе адыгейской, кабардинской и черкесской литературы занимает жанр исторического романа и повести.

Формирование нового эпоса неразрывно связано с развитием историзма, как принципа художественного мышления, осмысление человека и действительности в эпических жанрах. Кроме того, интенсивное развитие жанров историко-революционного и исторического романа в адыгских литературах тесно связано с углублением историзма художественной мысли, создающей философию истории, извлекающей ее актуальные, идейно-нравственные уроки. И тем самым, способствует обогащению и утверждению в адыгских литературах реалистического метода.

Благодаря историзму мышления, стали возможными постановка и художественное решение таких координальных проблем, как "личность и народ", "народ и история", "исторические судьбы народа" и другие.

Рассмотренные в диссертации романы и повести черкесских писателей в типологическом контексте адыгейской и кабардинской прозы дали возможность сделать вывод о том, что историзм формировался с учетом понимания литературой неослабевающей связи времен, поколений. Это позволило прийти к тому, что современный исторический роман в адыгских литературах, как и другие жанры исторической темы, является выражением национального самосознания народа, его исторической памяти. Важно отметить, что освоение принципа историзма, способствовало формированию национального реалистического романа, утверждению реалистических принципов повествования. Благодаря историзму художественного мышления, уже в первых образцах историко-революционных романов X.

Абукова, М. Дышекова, А. Охтова в черкесской прозе намечаются контуры исторического характера, сформированного революционными событиями начала века. Благодаря историзму мышления, черкесские писатели сделали предметом своего изображения многовековое прошлое народа, его далекую и i недавнюю историю. Современная историческая проза художественно исследует переломные ключевые события давних или недавних эпох с позиций историзма и народности. Благодаря историзму стали масштабнее исследовательские плацдармы эпического повествования, эпической панорамы эпохи. Историзм мышления способствовал аналитическому восприятию воссоздаваемого исторического времени в его поступательном движении.

Историзм художественного мышления, обретенный адыгскими литераторами на всех этапах развития эпических жанров, стал неотъемлемым качеством, определяющим эстетический уровень и художественные завоевания на современном этапе. Это подтверждается анализом исторического и историко-революционного жанров, повестями и романами: "Бурка на часах" (1987) В. Абитова, "Утро счастья" (1987) Ф. Кабардиевой, "Одинокий всадник" (1977) Т. Керашева, "Раскаты далекого грома" (1982) И. Машбаша, "Млечный путь" (1981) А. Охтова, "Страшен путь на Ошхамахо" (1980) М. Эдьберда и других.

Исследованная динамика формирования проблем историзма в связи с реалистическими принципами изображения героя и действительности в определенном историческом времени, дало возможность исследовать образ человека в обстоятельствах исторического времени и эпохи, исследовать историзм как эстетический, творческий принцип, как основу концепции общественного развития народа, его истории, а так же, уяснить то, как это проявляется в художественной структуре произведения, в изображении характеров и обстоятельств.

Становление художественного исторического сознания в адыгских литературах способствовало изменению всей творческой системы, развитию художественного самосознания, историческому анализу жизни народа, исторической достоверности ее изображения.

В лучших произведениях мы обнаруживаем трансформацию фольклорных традиций, стилизацию идей и образов фольклора в эстетических целях. Творческие искания писателей первого поколения, авторов первых произведений историко-революционной темы успешно было закреплено и продолжено в таких важнейших принципах реалистичного метода, как историзм, народность и социальность. Романисты 20-30-х годов сделали важное, для дальнейшего развития литературы, открытие, связанное с формированием общественного сознания крестьянских масс, со стремлением стать хозяевами своей судьбы, равноправными членами общества. На каждом этапе развития национальной прозы накапливается опыт реалистического повествования; постепенно основными параметрами литературы становится реальный детерминизм, конкретно-национальная форма изображения, закрепленная национально-художественной традицией народа.

Адыгский писатель-просветитель С. Хан-Гирей, как и Ш. Ногмов, для создания своих авторских произведений индивидуального творчества, обратился к известным преданиям, использовал сюжеты, и образы в своей научной и литературной деятельности. Об этом свидетельствует его фундаментальный труд "Записки о Черкесии". Представляет интерес издание "Хъыбархэр" (Хабары), составителем которых был М. И. Мижаев. В предисловии к сборнику даётся классификация преданий, основанная на содержании и проблематике.

В несказочной прозе адыгов исторической и социально-бытовой тематики был накоплен значительный эстетический опыт, который дает возможность говорить о формировании фольклорного историзма, как важной ступени историзма мышления в художественном сознании адыгов, получившего дальнейшее развитие на разных этапах формирования литературного исторического эпоса в адыгейской, кабардинской и черкесской литературах. С этих позиций необходимо рассмотреть эволюцию образа героя, художественные принципы создания национального характера, изображение человека в фольклоре и литературе. Были выработаны разнообразные стилистические средства характеристики персонажей, его изображение не только в действии, но и с помощью приемов самохарактеристики раскрытия героев через диалог и монолог. Поиск реалистических путей, создание портретной характеристики героя через описание его внешности, характеристики его героических качеств через поступки, внутренние монологи, а главное, через речевую характеристику персонажей, начиналось уже в недрах эпической традиции, прежде всего, в несказочной прозе.

Черты индивидуального художественного творческого сознания в рамках романтизма и реализма мы наблюдаем в индивидуальном творчестве адыгских писателей-просветителей, выступивших в конце XVIII-начала XIX веков. В их творчестве впервые находит индивидуальный способ выражения и художественное осмысление истории народа, реальные исторические процессы, социальные, политические сдвиги. Уже в их творчестве имеет место свое видение исторических процессов. Повествование отходит от традиционных канонов: поэтику жанра и его стиль определяет индивидуальный автор. Здесь уже мы имеем дело с зачатками личностного сознания, с особенностями индивидуального творчества. Адыгские писатели-просветители, создававшие свои произведения в рамках господствовавших в русской литературе методов романтизма и реализма, продолжили тенденции, выраженные в исторических жанрах фольклора, познали жизнь народа в исторической динамике. Исследователи творчества писателей-просветителей отмечают и то, что, овладевая реалистическими принципами повествования, адыгские писатели-просветители стремились к углублению смысла и силы воздействия индивидуального слова, типизируя конкретное, добиваясь художественного синтеза жизненных явлений.

Художественные открытия адыгских писателей-просветителей в этом направлении были лишь подступами к реализму, в широком смысле этого слова, лишь первой ступенью на пути реалистического воссоздания образа человека. Тем не менее, ими был нащупан верный путь изображения конкретных человеческих личностей, действовавших на определенном этапе истории народа. Они моделировали человека с учетом жизненных обстоятельств, исторических параметров времени; ими было положено начало повествовательному способу изображения мира, действительности и человека. В основном они смоделировали социальный тип личности как носителя исторического сознания народа, его социального самосознания.

Формирование историзма в романах 60-90-х годов в черкесской литературе исследовано в сравнительно-сопоставительном плане с опорой на произведения героико-эпической и исторической темы в адыгских литературах. Характерной чертой для произведений этой тематики является неослабевающий интерес к национальной истории адыгов, рассмотренных с новых позиций, позволяющий увидеть связь времен - прошлого, настоящего и будущего, обусловившие самобытность изображаемых образов и характеров, а так же динамику их развития, их индивидуальность. Пристальный интерес адыгских прозаиков к исторически правдивому воссозданию жизни народа, героя и действительности определили не только жанровую структуру, тематическую направленность современной прозы, но и философский аспект рассмотрения диалектики национального бытия, национального характера в единстве с интернациональным аспектом этих проблем. В современном литературном эпосе национальный характер предстает как категория историческая, многомерная и изменяющаяся.

Соотношение в национальном характере, новом герое адыгских литератур триединства общечеловеческого, социального и национального, определяется конкретными историческими, социальными условиями. Об этих чертах характера свидетельствуют образы, созданные в черкесской прозе 60-90-х годов". [9; 41-42]

Адыгские писатели воссоздали масштабные эпические образы, исследовали человека в его общественных связях, с позиций историзма изобразили жизнь, как процесс в его непрерывном изменении и преемственности.

Проблематика произведений о войне в адыгской литературе определяет уровень художественного историзма литературы. Авторы романов героико-эпической темы в силу своего мастерства раскрывают исторический смысл подвига народа, суть героической личности, осмысливают народный характер войны, ее нравственные аспекты. Историзм военной прозы в адыгских литературах дает основание говорить о том, что писатели в силу возросшего мастерства сумели раскрыть глубинные процессы в исторических, социальных, нравственных, психологических аспектах.

Тема махаджирства художественно исследуется адыгскими писателями в свете проблем формирования исторической прозы. Художественная концепция человека и истории наглядно предстает в прозе русскоязычного писателя, черкеса по происхождению М. Лохвицкого, а так же в прозе М. Кандура, талантливого представителя черкесского зарубежья. Обращение к теме способствовало формированию жанров исторической прозы лишь в последние десятилетия, когда это стало возможным.

Эволюция художественного сознания, выраженная в эпосе адыгских литератур, происходит в тесной связи с процессом формирования историзма мышления. На этом пути писатели творчески синтезируют традиционное и новаторское, сплав которого способствовал движению прозы к реалистической национальной жизни истории народа.

Художественное исследование исторических судеб народа долгие годы ограничивалось обращением к теме Октябрьской революции. Такой односторонний подход не способствовал формированию жанров исторической прозы. Отсутствие историзма художественного мышления в подходе к прошлому обедняло концепцию истории в произведениях на историческую тему. Интерес к проблеме массового исхода горцев из исторической родины появился лишь в 60-80-е годы. Он был обозначен появлением романов Б. Шинкубы "Последний из ушедших" (1974), Б. Тхайцухова "Горсть земли" (1966). Оба романа художественно исследуют тему махаджирства. Хотя невозможность в то время во всей полноте использовать документы и факты, касающиеся этой темы, снижают уровень историзма романов, авторы которых обозначили тропу в исследовании важнейшей исторической темы махаджирства. Вот почему в этих романах более отчетливо прослеживается фольклорная традиция в подаче изображения фактов. В романах перевешивает эмоциональное начало. Рассказчик хочет поведать миру о потерях народа во время его насильственного изгнания с родных мест, в страны Ближнего Востока. Художественный анализ жертвам и утратам произведен М. Лохвицким в романе "Громовой гул" (1994), повести "Поиски богов" (1994), посвященных традиции адыгов. Впервые было заявлено о том, что трагедия горцев — это результат колониальной политики царизма на Кавказе, это следствие Кавказской войны. Несмотря на перевес эмоционального начала над реалистической и фактической точностью, в этих романах было положено начало художественного исследования и эпического осмысления темы махаджирства, темы судьбы народа, понесшего невосполнимые утраты.

Наметившийся в последние годы интерес к изучению древних, давних и недавних периодов истории, создание фундаментальных трудов по древнейшей истории адыгов, этнографии, культуре и фольклору, несомненно, способствовало углублению историзма художественного воссоздания жизни и судьбы народа, умелому соединению подлинно-исторических фактов с вымышленными компонентами фабулы. Если X. Абуков, М. Дышеков создатели первых историко-революционных романов при характеристике образов революционеров, большевиков и других героев, рожденных временем, исходили из абстрактно-нравственных характеристик фольклорного идеала, то по мере утверждения в литературе осознанного историзма, образ персонажей детерминируется социально-историческим содержанием времени и эпохи, выражает его черты в конкретных проявлениях.

Большие возможности открывали в постижении проблем историзма, обогащении форм его выражения и философско-нравственные искания. Стремление во всей полноте создать национальный характер, носителя и выразителя лучших нравственных качеств народа, в свою очередь, изменило, сделало более многообразным жанрово-стилистические возможности повествовательных жанров, их поэтику. Изменился в своих характеристиках жанрово-типологический состав прозы — эпические, лироэпические, исповедально-психологические формы повествования, что обеспечило соответствующий анализ времени, характера героя. Более естественно, как органическая часть структурных образований фабулы и сюжета, входит в адыгскую прозу, определяя степень и глубину ее историзма.

Историзм как основополагающий принцип развития молодых литератур определил творческие интересы писателей на всем протяжении их развития. В произведениях ведущих жанров — повести, романа — историзм определил концепцию общественного развития народа, его истории, а так же принципы их выражения в образах лиц, действующих в художественной структуре произведения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бакова, Динара Зулькарнеевна, 2005 год

1. Акова А. А. Тема махаджирства в свете проблем формирования исторической прозы адыгских литератур: автореф. дис. канд. филол. наук. — Нальчик, 2001.

2. Алиева А. Народные истоки творчества А. Керашева. // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М., 1975.

3. Арутюнов Л. Развитие эпических традиций в современной советской литературе. // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. М.,1981.

4. Бекизова JI. А. Октябрьская революция и новый эпос народов Северного Кавказа. // Художественные искания современной советской многонациональной литературы. Алма-Ата, 1980. - С. 69-70.

5. Бекизова Л. А. Эпопея жизни и судьбы народа. // Наука. Образование. Искусство. АМАН, Нальчик-Армавир, 2004. - № 5.

6. Бекизова Л. А. К проблеме становления положительного героя в черкесской литературе. // Труды, серия филологическая. Вып. 4. -Черкесск, 1970.

7. Бекизова Л. А. По законам взаимодействия и художественной самобытности. // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. -М., 1978.

8. Бекизова Л. А. Фольклорно-эпические традиции как основа адыгской литературной общности. // Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения. — Черкесск, 1993.

9. Бекизова Л. А. Формирование повествовательных жанров в черкесской литературе 20-30-х годов. // Литературы народов Карачаево-Черкесии. Концепция художественного развития. / Сборник научных статей. — Черкесск, 1990.

10. Березгов Б. Черкесская диаспора. // Страницы из истории зарубежных черкесов. С. 11.

11. Бестужев-Марлинский А. А. Заметки о Кавказе. // Земля адыгов.

12. Бикмухаметов Р. Г. Роман и литературный процесс. // Вопросы литературы. М., 1971. - № 9.

13. Борова А. Р. Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова: автореф. дис. канд. филол. наук. Нальчик, 1999.

14. Воробьева Н. Н. Принципы историзма в советском романе. // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978.

15. Гадагатль А. М. «Жернова» новый роман-эпопея И. Машбаша. // Проблемы адыгской литературы и фольклора. Майкоп, 1995. - Вып. 9.

16. Гамзатов Г. К. К проблеме востоковедных аспектов истории национальных литератур на Северном Кавказе. // Культурная диаспора народов Кавказа. Генезис, проблемы изучения. Черкесск, 1993.

17. Гарданов Б. А. История адыгского народа Ш. Б. Ногмова. // Ногмов Ш. Б. История адыгского народа. М., 1959.

18. Гинзбург JL Об историзме и структурности. Теоретические заметки. // Гинзбург JI. Литература в поисках реальности. — С-Пб., 1987. С. 75.

19. Голубева Л. Г. Из истории просветителя на Северном Кавказе во II половине XIX века (Литературно-просветительская деятельность А.-Г. Кешева (Каламбия)): автореф. ИМЛИ АН СССР, 1965.

20. Гутов А. И. Поэтика адыгского нартского эпоса. Сюжет. Композиция. Повествование: дис. канд. филол. наук. М., 1975.

21. Далгат У. Б. О фольклорно-этнографическом контексте литературного произведения. // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. -М., 1975.

22. Джусойты Н. От сказителя к писателю — путь далекий. // Вопросы литературы. М., 1971. - № 9.

23. Думанов X. Адыгская и карачаево-балкарская зарубежная диаспора. // История и культура. Нальчик, 2000. - С. 3.

24. Ергук Ш. Е. Жанровое и идейно-художественное своеобразие романов Исхака Машбаша (поэтика и стиль): автореф. канд. филол. наук. -Майкоп, 1994.

25. Ергук Ш. Е. Идеи и человек в романах Исхака Машбаша. // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1995. - Вып. 5, 9.

26. Кашежева Л. Послевоенная кабардинская проза. // Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968

27. Кожинов В. Сюжет. Фабула. Композиция. // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.

28. Корзун В. Б. Литература народов Северного Кавказа. // История советской национальной литературы в 6-ти т. М.: Наука, 1970.

29. Литературный энциклопедический словарь. // Советская энциклопедия. -М., 1987.

30. Ломидзе Г. Единство и многообразие советской литературы. // История советской многонациональной литературы в 6-ти т. М., 1971. — Т. 2.

31. Ломидзе Г. Сила реализма. Заметки о современной прозе. // Вопросы литературы, 1963. № 5.

32. Мамий М. Г. Вопросы изучения современного адыгского романа.// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1977. -Вып. 1.

33. Надъярных Н. С. Роман и духовная жизнь общества. // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978.

34. Налоев 3. Кабардинская литература 30-х годов (1930-1941). // Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968.

35. Оскоцкий В. Роман и история. // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978.

36. Сорокин Ю. С. К истории термина «реализм» в русской критике.// Известия. АНСССР. ОЛЯ, 1957. - Вып. 3.

37. Султанов К. Дружба народов, 1985. № 11. - С. 240.

38. Султанов К. Культурная диаспора народов Кавказа: Генезис, проблемы изучения. // Международная научная конференция. Черкесск, 1991.

39. Суровцев Ю. Правда, 1984. 3 мая.

40. Тебу де Мариньи. Путешествие в Черкессию. // Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII-XIX вв. — Нальчик, 1974. С. 302.

41. Тугов. В. Б. Формирование исторического романа. // Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986. - С. 18.

42. Фидарова Р. Современный осетинский роман: автореф. докт. дис. -Махачкала, 1997.

43. Хитарова С. Человек и его дело в системе романа. // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978.

44. Хут Ш. X. Адыгские просветители XIX века. // Шаги к рассвету. — Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1986.

45. Чотчаева М. X. Документальная проза о Великой Отечественной войне в литературах народов Карачаево-Черкесии и ее жанрово-стилевые особенности: дис. канд. филолог, наук. Карачаевск, 1998.

46. Шаззо К. Г. Время и герой современной прозы. // Дружба, 1973. № 4.1.

47. АвидзбаВ. Абхазский роман. -Сухум, 1997.

48. Алиева А. И. Кабардинская литература. История советской многонациональной литературы. В 6 т. М., 1974.

49. Алиева А. И. Типология народного эпоса. М., 1985.

50. Алиева А. И. Фольклор адыгов в записях и публикациях XX вв. — Нальчик, 1979. кн. 1 и 2.

51. Андреев Ю. А. Русский советский исторический роман. М., 1962.

52. Андреев Ю. А. Революция и литература. JL, 1969.

53. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

54. Бекизова JI. А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. - С. 10-11; 90; 220.

55. Бекизова JI. А. Ответственность слова. Черкесск, 1981.

56. Бекизова JI. А. Черкесская советская литература (становление и развитие). Черкесск, 1964.

57. Бекизова JL, Караева А., Тугов В. Жизнь. Герой. Литература. — Черкесск, 1978.

58. Берков П. Н. Проблемы исторического развития литератур. Л., 1981.

59. Бурсов Б.Русская литература. 1958. - №1. - С. 10-11.

60. Буряк Б. Художественный идеал и характер. М., 1972.

61. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. С. 169-170.

62. Винокур Г. Биография и культура. М., 1927. - С. 76-77.

63. Воробьева Н. Н., Хитарова С. М. На новых рубежах. М., 1974. - С. 177.

64. Воробьева Н. Н. Принципы историзма в изображении характера. Классическая традиция и советская литература. М., 1978.

65. Гей Н. К., Пискунов В. М. Художественное богатство литературы социалистического реализма. М., 1971. - 96 с.

66. Гиндзбург JI. Литература в поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки. Л, 1987. - 400 с.

67. Глоова Ж. Становление и развитие историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа. М., 1974.

68. Зелинский К. Октябрь и национальные литературы. М., 1967.

69. Иванова Л. В. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. М., 1979. - С. 4-5; 18.

70. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л., 1974.

71. История адыгейской литературы. Майкоп, 2002. - Т. 2. - С. 386.

72. История адыгейской литературы. В 2-х томах. Майкоп, 1999, 2000.

73. История русского советского романа в 2-х т. М.-Л., Наука, 1965.

74. История советской многонациональной литературы в 6-ти т. М., 19701974.

75. Кабардинский фольклор. / Под ред. Г. И. Бройдс. М.-Л., 1936. - С. 350 -351; 361-362; 407; 410.

76. Камбачокова Р. Адыгский исторический роман. Нальчик, 1999. - С. 9.

77. Караева А. И. Обретение художественности. М., Наука, 1979.

78. Караева А. И. Становление карачаевской литературы. — Черкесск, 1963.

79. Кашежева JI. Кабардинская советская проза. — Нальчик, 1962.

80. Коваленко С. А. Поэма как жанр литературы. М., 1982.

81. Кожинов В. Краткая литературная энциклопедия. — 1966. С. 277-278.

82. Краткая литературная энциклопедия. М., 1975. - С. 925.

83. Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. Т. 6. - С. 612.

84. Кумыков Т. X. Казы-Гирей. Нальчик, 1978. - 135 с.

85. Кушхов Н. Земля адыгов. Адыгея, 1996.

86. Лихачев Д. С. Литература — реальность литература. - Л., 1984. - С. 138.

87. Мамий Р. Г. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгской прозы второй половины XX века. -Майкоп, 2001. С. 35-36; 124.

88. Многонациональный советский роман. Закономерности развития советского романа. / Сборник статей. М., 1966.

89. Мусукаева А. X. Ответственность перед временем: Литературоведческие статьи. — Нальчик: Эльбрус, 1987. — 168 с.

90. Мусукаева А. X. Поиски и свершения. Нальчик, 1978.

91. Мусукаева А. X. Северокавказкий роман. Нальчик, 1993.

92. Налоев 3. М. Этюды по истории культуры адыгов: Очерки. Нальчик, 1985.-272 с.

93. Ногмов Ш. Б История адыгейского народа. Предисловие автора. — Нальчик, 1947.-С. 18-19.101.102.103.104.105.106.107.108,109,110111112113114115116

94. Ногмов Ш. Б История адыгейского народа. Примечания-комментарии. -Нальчик, 1947.-С. 137.

95. Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик, 1968. - С. 64.

96. Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа. — Нальчик, 1947. С. 20; 25-26; 28-29; 38; 39.

97. Османова 3. Г. Художественная концепция личности в литературах Северного Кавказа (традиция и современность). М.: Наука, 1972. — 266 с.

98. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968. Панеш У. М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. - Майкоп, 1990. Пушкин А. С. О литературе. - М., 1934. - С. 152.

99. Серебрянский М. Советский исторический роман. М., 1936, Мессер Р. Советская историческая проза. - М., 1955, Андреев Ю. Советский исторический роман. - JL, 1962.

100. Современный литературный процесс. Герой и время. Черкесск, 1988. Современный литературный процесс. Проблемы историзма. - Черкесск, 1989.

101. Современный роман: Опыт исследования. М., 1990.

102. Султанов К. Динамика жанра: Особенное и общее в опытесовременного романа. — М., 1989. С. 131.

103. Султанов К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. М., 2001. С. 190.

104. Схаляхо А. А. Идейно-художественное становление адыгской литературы. Майкоп, 1988.

105. Теория литературы. // Под ред. Абрамовича В. Л., Гей Н. К. М., 1962. Теория литературы. Роды и жанры. // Под ред. Абрамовича В. Л., Гей Н. К. - М., 1964.

106. Тимофеев JI. И. Основы теории литературы. М., 1971. - С. 13.

107. Толгуров 3. X. В контексте духовной общности: Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1991.

108. Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986.

109. Тресков И. В. Взаимоотношения народных поэтических культур. -Нальчик, 1997.

110. Труды серия филологическая. Черкесск, 1989. - Вып. 2.

111. Тугов В. Б. Герой и время. Современный литературный процесс. -Черкесск, 1988.

112. Тугов В. Б. Очерки истории абазинской литературы. Черкесск, 1970.

113. Тхагазитов Ю. М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы: Литературоведческие статьи. Нальчик, 1994. - 248 с.

114. Тхагазитов Ю. М. Эволюция художественного сознания адыгов. -Нальчик, 1996. С. 235-236.

115. Тхагазитов Ю.М. Художественный мир Али Шогенцукова. Нальчик, 1994.

116. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман. Нальчик, 1987.

117. Тхагазитов Ю.М. Северокавказский роман. Нальчик, 1993.

118. Фридлендер Г. М. Поэтика русского реализма. Л., 1971.

119. Хакуашев А. В. Адыгские просветители. Нальчик, 1993.

120. Хапсироков X. Истоки черкесской литературы. Черкесск, 1973.

121. Хапсироков X. X. Пути развития адыгских литератур. Черкесск, 1970.

122. Хатко С. X. Черкесские мамлюки. Майкоп, 1993. - С. 6; 8

123. Хашхожева P. X. Хан-Гирей. Избранные произведения. — Нальчик, 1974.

124. Хашхожева. P. X. Избранные статьи. Нальчик, 2004. - С. 8; 9; 15; 47.

125. Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа. М., 1982. - 334с.

126. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1976.

127. Хут Ш. X. Несказочная проза адыгов. С. 39-40.

128. Хьэф1ыц1э Мухьэмэд Адыгэ Мамлюкхэр. Налшык, 1994.

129. Ципинов А. А. Народная историческая проза адыгов. Нальчик, 2000. -С. 3-4; 52.

130. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгской литературе. Тбилиси, 1978. - С. 151, 156.

131. Юдин В. А. Современный русский исторический роман. Калинин, 1990.Ш

132. Абитов В. Соленая роса. Роман Черкесск, 1997.

133. Абуков X. На берегах Зеленчука. Роман. Черкесск, 1987.

134. Адыгов Т. Щит Тибарда. Роман. Нальчик, 1982.

135. Дышеков М. Зарево. Роман. Черкесск, 1934.

136. Кабардиева Ф. Утро счастье. Роман. Черкесск, 1991

137. Каламбий (Адыль-Гирей Кешев). Два месяца в ауле. // Библиотека для чтения. Т. 159. - июнь 1860. - № 27.

138. Каламбий (Адыль-Гирей Кешев). Чучело. //Русский вестник — 1861 Т. 30,36.-С. 11-12.

139. Каламбий. (Адыль-Гирей Кешев). Записки черкеса. Нальчик, 1988. -С. 179; 181.

140. Кандур М. Кавказ. Историческая трилогия в 3-х т. М., 1994 - 320с.

141. Кандур М. Черкесы. Балканская история. Роман. — Нальчик, 1996-270с.

142. Керашев Т. М. Дорога к счастью. Роман.// Т. Керашев. Избранные произведения в 2-х т. Майкоп, 2002. - Т. 1.

143. Керашев Т. М.Одинокий всадник. Роман. Майкоп, 1997.

144. Кешоков А. Вершины не спят.Роман в 2-х книгах. Нальчик, 1967.

145. Кешоков А. Долина белых ягнят. Роман. М., 1982.

146. Лермонтов М. Ю. Избранные произведения. Л., 1957. - Т. 2.

147. Лермонтов М. Ю. Сочинения в 2 т. М., 1988. — Т. 1.

148. Лохвицкий М. Громовой гул. Роман. Тбилиси, 1977.

149. Машбаш И. Адыги. Роман. М., 2003. - С. 1; 9; 30; 33; 39; 40; 44.

150. Машбаш И. Белая птица. Повесть. Майкоп, 1955.

151. Машбаш И. Бзиюкская битва. Роман. М., 1982.

152. Машбаш И. Жернова. Роман. Майкоп, 1993.

153. Машбаш И. Раскаты далекого грома. Роман. Майкоп, 1988.

154. Машбаш И. Сто первый перевал. Роман. М., 1985.

155. Машбаш И. Хан-гирей. Роман. Майкоп, 1998.

156. Султан Довлет-Гирей. Бжедугские памятники. // Известия. ОЛИКО, 1908.

157. Султан Довлет-Гирей. Жизнь черкесов-переселенцев в Турции. // Известия. ОЛИКО, 1912. Вып. 5.

158. Толстой Л. Н. Хаджи-Мурат. Собрание сочинений. М., 1976.

159. Тхайцухов Б. Гость земли. Роман. Черкесск, 1974.

160. Хан Гирей С. Записки о Черкесии. - Нальчик, 1978. - С. 12

161. Хан-Гирей С. Черкесские предания. Вера. Нравы. Обычаи. Образ жизни черкесов. — Нальчик, 1977.

162. Шинкуба Б. Последний из ушедших. Роман. Нальчик, 1974.

163. Шогенцуков А. Избранное. М., 1957.

164. Шортанов А. Горцы. Роман- Нальчик, 1954.

165. Эльберд М. Страшен путь на Ошхамахо. Роман. Нальчик, 1980.

166. Юрий Кази-Бек Ахметуков. Всего понемногу. Очерки и рассказы. В часы досуга. М. 1897. С. 25; 26; 27; 38; 42; 66; 245; 246.

167. Юрий Кази-Бек Ахметуков. Черкесские рассказы. М., 1896. - СЛ.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.