Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Сыпко, Елена Викторовна

  • Сыпко, Елена Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 184
Сыпко, Елена Викторовна. Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2004. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сыпко, Елена Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИ ЭСТЕТИТЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ.

1.1 Историко-педагогический аспект эстетического воспитания.

1.2 Эстетическое отношение к музыке как педагогическая проблема.

1.3 Психолого-педагогические условия формирования эстетического отношения к музыке.

Выводы.

ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ.

2.1 Экспериментальное изучение формирования эстетического отношения младших школьников к музыке.

2.2 Система уроков по музыке в младших классах.

2.3 Прослушивания и разбор музыкальных произведений как основное педагогическое условие формирования у детей эстетического отношения к музыке.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников»

Духовная культура народов Российской Федерации является важным фактором, влияющим на деятельность человека. В настоящее время уделяется большое внимание вопросам гуманизации образования и воспитания, необходимым составляющим которого является формирование эстетического отношения к музыке. Музыка в процессе музыкально-эстетического воспитания выполняет познавательную и воспитательную функции. Поэтому перед общеобразовательной школой ставятся новые задачи воспитания и обучения подрастающих поколений, в том числе и эстетического воспитания.

При решении этих задач особое внимание следует уделять изучению предметов эстетического цикла, в частности, музыки, особенно в начальных классах общеобразовательной школы, где не только закладываются основы знаний, но и формируется эмоционально-оценочное отношение к действительности, что непосредственно связано с формированием положительной личности. Специфику эстетического воспитания широко исследовали философы А.И.Буров, В.И.Иванов, М.С. Каган, А.Э.Кондратенко, Л.Н.Нечко, В.А. Разумный, а особенности содержания и восприятия искусства психологи JI.C. Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.А.Рубинштейн, Б.М. Теплов, Ш.А. Амонашвили, В. Штерн, Е. Келлер, Л. Гекель, В. Валькер, И.Эстергаус, И. Б. Яворский и др. Значительный вклад в развитие теории и методики эстетического воспитания внесли: Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н.Шацкая, Б.Г.Лихачев, Б.Н.Юсов и др.

Важные аспекты художественно-эстетического воспитания школьников освещены в трудах Б.В.Асафьева, О.А. Апракси- ной, Ю.Б. Алиева, В.К. Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, К.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Г.С. Ригиной, В.Н. Шацкой и др.

Теоретико-методологические основы музыкального воспитания, сформулированные в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Н.Л. Гроздненской,

Т.В. Емановой, Ю.А. Кремлева, В.Г. Ражникова, Г.Б. Рубцовой, Г.С. Тарасова, А .Г. Шевченко и других, позволили разработать требования к содержанию музыкального воспитания, обосновать формы и методы музыкального воспитания, обосновать формы и методы музыкального воспитания, показать специфику формирования профессиональных качеств учителя музыки.

В настоящее время проводятся серьезные исследования по общетеоретическим вопросам восприятия музыки, формирования художественного вкуса и потребностей. Ведущее место в них занимает формирования творческой личности. Решение этой проблемы станет возможным лишь тогда, когда на основе эстетических потребностей сформируется определенное эстетическое отношение к действительности.

Музыкально-эстетическое воспитание в школе характеризуется отсутствием целостного подхода к этому процессу. Сегодня на уроках музыки в лучшем случае идет простое разучивание песен и фактически без внимания остается инструментальная музыка, изучение ее форм и содержания; не решается задача музыкального образования учащихся, формирования личности с активным эмоционально-оценочным отношением к музыке, что требует преодоления противоречий в музыкальном образовании в школе, которые разъединяют музыкальное обучение и воспитание, а для этого необходимо разработать пути формирования эстетического отношения учащихся к музыке. Концепция нашего исследования основывается на убеждении, что без формирования у детей эстетического отношения к действительности невозможно решить основные вопросы эстетического воспитания подрастающего поколения, т.е. сформировать духовно-ценностные качества личности (умение человека чувствовать, понимать и оценивать прекрасное, испытывать потребность в общении с ним).

Сегодня, когда в нашем обществе ощущается дефицит культуры, только через общую гуманизацию школы и эстетическое воспитание подрастающего поколения можно решить проблему формирования культурной, гармонично развитой личности, осознающей эстетические, этические, т.е. так называемые нравственные нормы поведения и действующей согласно им.

Какие же психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста создают предпосылки для ознакомления их с искусством? В младшем школьном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится и более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным к концу детства. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания картины, музыки или художественного произведения. Поэтому в нашем исследовании мы решили выбрать младший школьный возраст.

Современная педагогическая наука и практика особо нуждаются в определении педагогических основ, обеспечивающих эффективность организации и управления процессом музыкально-эстетического воспитания детей. Острота проблемы обуславливается противоречиями между:

- новыми требованиями жизни и действующей системой воспитания, обучения;

- сложившейся практикой обучения музыке и требованиями времени;

- системой музыкально-эстетической подготовки в школе и требованиями специальных музыкальных учебных заведений;

- современными требованиями к воспитателю и действительным состоянием педагогического общества.

На основе выявленных противоречий нами сформулирована проблема: каковы научно-педагогические основы построения образовательно-воспитательного пространства в условиях музыкально-эстетической подготовки младших школьников.

Учитывая актуальность проблемы, мы определили тему диссертационного исследования - «Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников».

Решение вышеобозначенной проблемы является целью исследования. Объект исследования - художественно-воспитательный процесс на уроках музыки в школе.

Предмет исследования: процесс формирования эстетического отношения к музыке у младших школьников и пути его реализации.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто положение о том, что процесс формирования эстетического отношения к музыке у младших школьников будет успешным, если:

- будут определены содержание и структура психолого-педагогических основ (эстетическое восприятие музыки, формирование музыкального вкуса, эстетического суждения, эстетической культуры); будут разработаны технологические приемы использования элементов музыкальной педагогики для целенаправленного формирования эстетического отношения детей к музыке в процессе их обучения; определены перспективные пути совершенствования музыкального образования и воспитания школьников в условиях современной общеобразовательной школы.

В соответствии с гипотезой и указанной целью были поставлены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть психолого-педагогические основы формирования эстетического отношения к музыке у младших школьников.

2. Разработать методы и средства целенаправленного формирования эстетического отношения детей к музыке в процессе их обучения.

3. Определить пути формирования у детей музыкального восприятия, музыкального вкуса, эстетического суждения, эстетической культуры, как фундамента эмоционально-оценочного отношения к искусству.

Методологической основой исследования явились философская трактовка всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, деятельности как способа самореализации человека; теория диалектического развития личности; концепция субъектно-гуманистического подхода, взаимосвязи теории и практики, философские положения о воспитании и развитии подрастающих поколений, о соотношении диалектических взаимосвязей в процессе развития общества, о целостном характере личности, гуманизации процесса обучения и воспитания личности; теории системного подхода к исследованию социальных и педагогических явлений; теории непрерывного образования; психологическая теория познавательной деятельности.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Б.З. Вульфов, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, П.Ф. Каптерев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, Ю.П. Сокольников, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский);

- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (М.В. Богуславский, В.П. Борисенков, Г.Н. Волков, JI.H. Гончаров, А.Э. Измайлов, В.В. Макаев, З.А. Малькова, В.Д. Семенов, J1.JI. Супрунова, Ф.А. Фрадкин и другие);

- процесс музыкально-эстетического воспитания личности (Э.М. Буравина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, А.В. Луначарский, В.Г. Ражникова, А.Н. Сохор, Г.С. Тарасова и другие).

При изучении психологической теории художественного воспитания и музыкальных способностей использовались труды Б.Г. Ананьева, Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, Н.Д. Левитова, В.В. Медушевского, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.Н. Теплова, М.Г. Ярошевского и других.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; изучение передового педагогического опыта в области музыкального воспитания младших школьников; изучение на основе опытноэкспериментальной работы, эстетической потребности, эстетического восприятия, музыкальных интересов, вкуса и суждения детей; разработка экспериментальных путей и методов формирования эстетического отношения младших школьников к музыке. Этапы исследования:

Первый этап (2001-2002гг.) была проведена теоретико-экспериментальная работа по вопросам обучения в подготовительных и 1-3 классах. В подготовительных классах такая работа заключалась в определении содержания и структуры музыкального обучения и воспитания в начальных классах. Экспериментальным путем было исследовано восприятие инструментальной музыки.

На втором этапе (2002-2004гг) продолжалась опытно-экспериментальная работа в начальных классах базовых школ № 7, 9, 14 г. Ставрополя.

В нашей опытной работе проверялись и уточнялись формы, методы и средства формирования эстетического отношения к музыке. Научная новизна работы состоит в том, что в ней:

- разработаны педагогические основы формирования эстетического отношения младших школьников к музыке;

- показано развитие эстетических потребностей, интересов, восприятия, вкуса, суждения, эстетического образования;

- разработана система обучения и воспитания младших школьников с целью формирования эстетического (эмоционально-оценочного) отношения к музыке;

- создана модель поэтапного формирования эстетического отношения к музыке с учетом возрастных особенностей и форм поведения младших школьников, интересов с целью совершенствования музыкального образования младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит: в раскрытии воспитательного и образовательного потенциала инструментальной музыки;

- в овладении детьми основными элементами музыкального языка (мелодией, темой и т.д.), простыми двухчастной и трехчастной формами музыкальной выразительности;

- в разработке методических средств формирования эстетического (эмоционально-оценочного) отношения младших школьников к действительности и к искусству.

Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций, способствующих улучшению музыкального воспитания младших школьников, результаты исследования могут найти отражение в ныне действующих учебниках по музыке для начальных классов и пособиях.

Материал диссертации, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики средних и высших специальных педагогических учебных заведений, в учебное пособие по педагогике.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается всесторонним изучением проблем, методологической обоснованностью исходных параметров, использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, апробацией результатов и внедрением их в практику учебно-воспитательной работы ряда учебных заведений, достаточной источниковой базой, многоплановым характером исследования.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Эстетическое отношение - особое отношение личности к действительности и искусству. Оно является устойчивым свойством человека и выражается в потребности общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать и оценивать его.

2.При формировании эстетического отношения к музыке в школе ведущее место должны занимать развитие конкретных музыкальных способностей (музыкальный слух, музыкальная память, чувство музыкального ритма) и навыков, и такие изменения в структуре личности, когда эстетическая потребность приобретает доминирующее значение.

3. Музыкальное воспитание и обучение в общеобразовательной школе должно осуществляться на более высоком уровне, что будет способствовать формированию нравственности личности. Поэтому курс музыкального обучения необходимо построить так, чтобы уже с первого класса преподавание музыки стало единым, целостным учебным процессом, где все составные части будут строго взаимосвязаны.

4. Обучение музыке как любому другому предмету должно строиться так, чтобы оно способствовало возникновению соответствующей установки для осуществления учебной деятельности, приобретения не только конкретных знаний, но и эстетическому воспитанию подрастающего поколения, формированию у него эстетического отношения к музыке.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий (2000-2002 гг.), на конференциях по итогам научной работы в Карачаево-Черкесском государственном университете (2001, 2002 гг.), на ежегодных психолого-педагогических чтениях Юга России (2004г.), на всероссийской научной конференции «Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий» (2004г.). Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами по музыкальному воспитанию: кафедрами педагогики Кабардино-Балкарского государственного университета, Карачаево-Черкесского государственного университета, Адыгейского государственного университета.

Материалы исследования использовались в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ №3, №7 г. Невинномысска.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Сыпко, Елена Викторовна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Высшая цель музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.

Основное средство достижения этой цели - систематические встречи учащихся с музыкой, знакомство с высокими образцами художественного творчества.

В задачи музыкального образования в школе входит:

- формирование музыкальной культуры, представляющий положительный социально-художественный опыт, что обеспечивается целенаправленным процессом его приобретения, в идеале приводящим к широкой и социально ценной направленности личного музыкального вкуса;

- развитие у учащихся музыкальных способностей, певческого голоса, приобретение ими знаний и умений в области музыкальной грамоты;

- совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке, желания слушать и исполнять ее;

- становление «национальной широты» музыкального вкуса, т.е. стремление слушать образцы национальной музыки своего народа, желание узнать инонациональную музыку как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и в аранжировке композиторов-профессионалов;

- приобщение учащихся к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса к пению;

- развитие умения общаться с образцами современной музыки.

Разработанная нами программа по музыке с первого по четвертый класс в систематической форме раскрывает перед учащимися закономерности музыкального искусства, его жизненные связи, социальную роль. Уровень музыки, по сложности музыкальной формы и богатству ее идейно-художественного содержания, непрерывно возрастает с каждым новым этапом обучения. Разные виды искусства постепенно к концу обучения в школе будут восприниматься детьми как звенья единой художественной культуры.

Учителя, реализуя главную цель музыкальных занятий в школе, помогают детям в усвоении знаний. Учебно-художественный репертуар программы включает народную музыку, произведения композиторов-классиков. Урок музыки предполагает восприятие и исполнение музыки, а также музыкальное творчество. Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и пение. Также, в содержание урока вводятся движения под музыку, импровизации и игра на элементарных музыкальных инструментах.

Стремление к достижению основной цели - воспитанию эстетических чувств - придает всей структуре урока внутреннее единство. В то же время включение различных видов музыкальной деятельности способствует общей заинтересованности всего коллектива и каждого ученика в отдельности. От общения с музыкой на уроке учащиеся должны получать удовольствие. Только тогда в полной мере может быть осуществлена ее воспитательная функция.

159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из основных задач эстетического воспитания подрастающего поколения является формирование эстетического отношения к действительности и искусству.

В последние годы проводятся серьезные исследования по общетеоретическим вопросам восприятия музыки, формирования художественного вкуса развития эстетических интересов и потребностей. Решение этих вопросов станет возможным лишь тогда, когда на основе эстетических потребностей сформируется определенное эстетическое отношение к действительности и искусству. Но теоретически эта проблема не была осмыслена и на сегодня она является основной проблемой эстетического воспитания подрастающего поколения.

Проведенное исследование является одной из попыток рассмотреть педагогические основы Формирования эстетического отношения к музыке в начальных классах, что подразумевает:

- развитие эстетических потребностей, интересов, восприятия, вкуса, суждения, эстетического образования;

- определение структуры и содержания предмета «музыка»;

- разработку единой системы обучения воспитания младших школьников с целью формирования эстетического отношения к музыке;

- создание программы поэтапного формирования эстетического отношения к музыке с учетом возрастных особенностей и форм поведения младших школьников.

С целью совершенствования музыкального образования младших школьников в программу по музыке для 2 класса был внесен раздел «музыкальная литература», в котором особое внимание уделяется изучению инструментальной музыки, овладение детьми основными элементами музыкального языка, средствами музыкальной выразительности. Разработаны методические средства формирования эстетического отношения младших школьников к действительности и искусству.

В процессе формирования эстетического отношения к музыке в школе ведущее место должны занижать развитие конкретных музыкальных способностей (музыкальный слух, музыкальная память, чувство музыкального ритма) и навыков, и такие изменения в структуре личности, когда эстетическая потребность приобретает доминирующее значение.

В диссертации в связи с перестройкой нашего образования глубже ставятся вопросы музыкального воспитания и обучения в общеобразовательной школе. Учебный предмет «музыка», которым заменен предмет - «пение», шире и многограннее по содержанию и требует более высокого уровня восприятия музыки. Поэтому курс музыкального обучения необходимо построить так, чтобы уже с первого класса преподавание музыки стало единым, целостным процессом, где все составные части будут строго взаимосвязаны.

Известно, что обучение музыке как любому другому предмету, должно строиться так, чтобы способствовало возникновению соответствующей установки для осуществления учебной деятельности приобретения не только конкретных знаний, но и эстетическому воспитанию подрастающего поколения, формированию у него эстетического отношения к музыке.

Формирование эстетического отношения у детей мы рассматриваем как формирование положительной позиции к окружающей действительности и искусству, в процессе обучения музыке в школе.

В диссертации большое внимание уделяется раскрытию содержания и определению задач эстетического и художественного воспитания в общеобразовательной школе и той роли, которую играет искусство в формировании эстетического отношения.

Из задач эстетического воспитания в школе мы выделили не только развитие отдельных способностей (музыкальный слух, память, ритм) навыков, но и формирование творческой личности, т.е. личности, которая сможет внести творческий элемент в свою деятельность. А он станет возможным лишь тогда, когда эстетическая, художественная потребность займет доминирующее место в структуре личности, так как «предмет искусства. создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой» [127, С.231].

Наблюдая за обучением детей на музыкальных занятиях, мы попытались установить уровни эстетической потребности, эстетического восприятия, музыкальных интересов, вкуса и суждения детей, а также определить пути и средства музыкального воспитания младших школьников.

Большое внимание в диссертации уделяется учету возрастных особенностей детей как при составлении программ, так и в процессе обучения, так как обучение любому предмету, в частности музыке, должно строиться так, чтобы оно соответствовало потребностям и формам поведения, вытекающим из возрастных особенностей ребенка.

В школе обучение музыке охватывает длительный период жизни ребенка. За это время он проходит несколько возрастных ступеней развития. Время, отведенное на обучение музыке в начальных классах, следует разделить на два возрастных периода.

В первом периоде (1 класс, 6-7 лет) обучение музыке проходит в игровой форме. Ребенок живет игровой действительностью, игра относится к ряду интрогенных форм поведения объяснял ее на основе понятия функциональных тенденций. Внесение этой формы в обучение создает установочную ситуацию, содействующую мотивации потребностей, которые необходимы ребенку в учебной деятельности.

Во втором периоде (2-4 классы, 7-10 лет) на первый план выдвигаются уже познавательные интересы детей и больше внимания уделяется ознакомлению с различными музыкальными жанрами, слушанию (музыкальная литература), раскрытию содержания и формы музыкальных произведений, беседам о жизни и творчестве различных композиторов. Такая структура учебного процесса повышает общий уровень художественного образования детей, способствует формированию эстетического отношения к музыке.

В первом классе (первая возрастная ступень 6-7 лет) определенное место в процессе обучения музыке занимает пение. Оно соответствует форме поведения ребенка. Но эта функциональная тенденция постепенно уступает место другой тенденции - познавательное™, которая все ярче выступает на второй возрастной ступени (7-10 лет). Обучение музыке (ее содержания) должно соответствовать потребности интересам у детей этого возраста. Поэтому значительное место этой ступени уделяется изучению музыкального произведения, уяснению его структуры, формы и фактуры. Важнейшие сведения о жизни и творчестве различных композиторов являются теми знаниями, которые помогают учащимся в понимании художественного содержания произведения.

Планомерное и систематическое изучение музыкальных произведений разбор, их форм и содержания должны происходить при активном участии детей. «Грамотное» восприятие музыки способствует реализации познавательных возможностей ребенка, вытекающих из его возрастных особенностей.

Разумеется, слушание такого рода без текстовых музыкальных произведений требует определенной «теоретической» подготовки детей, без чего невозможно разобраться в художественном содержании музыкального произведения, которое надо понимать как особый тип повествования и специфический вид логического построения. В процессе систематических занятий учащиеся не только узнают выразительные стороны музыкальных произведений, но и стараются более детально разобраться в структуре самого музыкального произведения, в тематическом повторении отдельных частей, то есть у детей вырабатываются те специфические навыки сознательной, целенаправленной деятельности, которые необходимы для осмысленного восприятия музыки.

В диссертации нами экспериментальным путем исследовано восприятие инструментальной музыки, а также предпринята попытка, разграничить эстетическое и обычное восприятие; уяснить, чем они отличаются друг от друга.

Известно, что восприятие музыки является специальной сенсорной способностью. Это - не элементарный чисто сенсорный акт, непосредственно воздействующий на личность. Он требует особой активности субъекта.

Наши исследования в экспериментальных классах показало, что поведению субъекта в любой среде предшествует определенная готовность, или установка, являющаяся целостным личностным отображением объективной действительности. Она возникает на основе потребности и ситуации.

Перед нами стояла задача разработать методику эксперимента (на музыкальном материале), которая соответствовала бы условиям возникновения фиксированной установки. Мы попытались исследовать течение такой фиксированной установки для восприятия характера музыкального произведения. Установка, по нашему мнению, должна явиться основой переживания личностью музыкального произведения различного характера.

В результате проведенного эксперимента мы пришли к выводу, что основе восприятия музыкального произведения лежит не «моторная установка», «тяготение», «эмоциональный компонент», а целостно-личностное изменение субьекта или установка.

Следовательно, установка является тем «механизмом», который определяет эстетическое отношение личности и характер восприятия. Она обусловливает те изменения, которые способствуют переходу от обычного восприятия к эстетическому и наоборот.

Большое внимание в диссертации уделено специфике эстетического восприятия музыки детьми начальных классов.

Какое содержание больше понимает ребенок - словесное или чисто музыкальное?

Музыка, в которой связь с предметным содержанием сравнительно незначительна, может хорошо способствовать развитию у детей эстетического восприятия. Между тем, вследствие неправильного подхода к делу, к обучению музыке и пению в начальной школе, методика этого обучения направляет внимание детей именно на предметно-содержательную сторону. А это, с одной стороны, мешает эстетическому переживанию, восприятию и пониманию содержания музыки, а с другой стороны задерживает развитие у детей специфических навыков, необходимых для восприятия произведений «чистой» музыки и их оценки.

Вследствие этого искусственно ограничивается музыкальное развитие детей. Основные способности подменяются вспомогательными, в результате не обеспечивается достижение главной цели, второй должно служить обучение музыке - развитие у детей эстетического, эмоционально-оценочного отношения к ней.

Задачи формирования и развития у детей эстетического восприятия при слушании музыки вполне реализуемы. Во-первых, детям следует предлагать произведения без текстовой «чистой» музыки (по возможности исключающей предметно-содержательный интерес, который мешает эстетическому восприятию и оценке). Во-вторых, при слушании музыки ребенок воспринимает сравнительно более сложные музыкальные произведения, нежели он сам может исполнить. Естественно, слушание без текстовых музыкальных произведений требует специальной подготовки нельзя начинать слушание с инструментальной музыки, надо предлагать детям сначала простые произведения, постепенно переходя к более сложным. При этом надо учесть, что слушание музыки является ставной частью музыкального воспитания и, чтобы способствовать наиболее эффективному развитию музыкального восприятия, музыкального слуха, оно должно быть тесно связано с другими видами учебной деятельности. Весь учебный процесс должен строиться с учетом возрастных особенностей, интересов и потребностей детей, чем обусловлены «формы их поведения».

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что содержанием учебной деятельности в общеобразовательной школе является овладение научно-понятийным мышлением путем объективизации и развития внутренних сил учащихся, а также чисто музыкальными знаниями (мелодия, тема, период, интонация простая 2-частная и 3-частная формы и музыкальных произведений и т.д.).

Мы использовали теорию для раскрытия содержания учебной деятельности и обоснования формирования эстетического отношения учащихся к музыке. В диссертации приводится экспериментальная программа для начальных классов, составленная с учетом возрастных особенностей детей. В ней содержатся методические рекомендации и кратко характеризуются наиболее целесообразные методы обучения, даются общие указания к изучению отдельных произведений и тем.

В процессе обучения музыке в младших классах (1-4 кл.) можно выделить различные формы деятельности детей: слушание музыки, занятия в ритмическом оркестре, музыкальные движения (музыкальные игры, танцы, упражнения и пение).

Все эти формы тесно взаимосвязаны и должны способствовать решению тех задач, которые стоят перед музыкальным обучением в школе.

Необходимо отметить, что в связи с перестройкой нашего образования сегодня глубже ставятся вопросы музыкального воспитания и обучения в общеобразовательной школе.

В первую очередь необходимо устранить те противоречия в нашем музыкальном образовании, которые разъединяют музыкальное обучение и воспитание в школе. Курс музыкального обучения необходимо построить так, чтобы преподавание музыки отвечало как учебный, так и воспитательным целям. Это требует не только развития отдельных музыкальных способностей, но и формирования у детей эстетического отношения к музыке, такой организации учебного процесса, содержание и методы которого соответствуют возрастным особенностям младших школьников.

Все это непосредственно связано как с активизацией внутренних сил младших школьников, так и с систематическим, целенаправленным педагогическим воздействием.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сыпко, Елена Викторовна, 2004 год

1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1983.- 109 с.

2. Акишев С.В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников. Дис. раб. -М., 1988.

3. Алексеева Л.С. Народная мудрость о воспитании прекрасного. Монография /Под ред. В.В.Макаева.-Пятигорск: Изд-во ПГЛУ,2002.-168с.

4. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. Авторе;, дисс.докт.пед. наук.- 1987.-31 с.

5. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. -М., Владос, 2000. -335с.

6. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Полит, лит., 1980.254 с.

7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: 1988. -238 с.

8. Античные мыслители об искусстве.- М., 1987.- 375 с.

9. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: Просвещение, 1983.- 220 с.

10. Ю.Апурина О.Д. Организационно-педагогические условия влияния дополнительных общеобразовательных услуг на готовность детей к обучению в школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь: 2003. - 22 с.

11. Арабов И. А. Основные принципы формирования регионально-национального компонента в образовании. // Культурологический подход в образовании. Карачаевск: КЧГПУ: 1999. - С. 13-19.

12. Арнольдов А.И. Концепция социальной работы. М.: 1993.

13. Арсланов В.Г. Миф о смерти искусства. -М.,1985.- 395 с.

14. Артёменкова Л.Ф. Педагогические условия развития диалогического общения детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Карачаевск: 2002.-23 с.

15. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителей музыке. Автореф.дисс. докт. дед. наук.-М., 1986.- 36 с.

16. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики.- М.:- Искусство, 1968.-654с.

17. Астафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1,2. -Л., Музыка, 1963.-349с.

18. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Автореф. дисс. докт. пед наук. РГУ: 1972. 121 с.

19. Беджанов М.Д., Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство в системе советской многонациональной культуры. Р.-на -Д.: 1990. -С. 67-78.

20. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т. 18, М., 1955.-229с.

21. Беляев А.В. Традиции народности в педагогике Шацкого С.Т. /Педагогика. 1990. № 5. - С. 70-73.

22. Блимготова М.И. Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Дисс. канд. пед. наук. Карачаевск: 2000. - 170 с.

23. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. Изб. пед. и псих, соч. в 2-х томах. М.: 1978. Т. I.

24. Блонский П.П. Мои воспоминания. -М.: 1975. 175 с.

25. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.

26. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. //Педагогика. 1995. № 4.

27. Борев Ю.Б. Эстетика.-4-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1988.-496с.

28. Бородин А.П. О музыке и музыкантах. Из писем. -М., Просвещение,-1953. -154с.

29. Боташева Х.Х. Преемственность этнокультурных традиций межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа. Автореф. дис. канд. пед. наук. Карачаевск: 2000. - 26 с.

30. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: 1994.

31. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. М., Музыка, 1963. - 274с.

32. Бочкарёва М.А. Основные направления работы учреждения дополнительного образования с семьей. // Доп. Образование, № 1. 2000. С. 6-8.

33. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин B.C., Сучкова Г.В. Педагогические технологии. Р.- на- Д.: 2002. 320 с.

34. Вайчине А.И. Роль поэтапного программирования занятий и учета его результатов в повышении эффективности музыкального воспитания детей 6-7 лет. Дисс. раб. М., 1977.

35. Веремеенко Т.Г. Организационно-педагогические условия нрав- ственно -трудовой подготовки подростков. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск: 1988.-20С.

36. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. В кн.: Восприятие музыки. Сб.статей.- М.: Музыка, 1980.-С.229-243.

37. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М.: Просвещение. 1968.-415с.

38. Вибе Т.И. Педагогика взаимодействия клубного учреждения и молодежного объединения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. JL: 1990. - 15 с.

39. Власов В.А. Воспитание прекрасного в человеке. Пятигорск: 2000. -166с.

40. Возрастная и педагогическая психология /ред.А.Б.Петровский/.-М.: Просвещение, 1979.-288с.

41. Волохов А.В. Вариативно-программный подход к социализации личности ребенка в деятельности детских организаций. Дисс. канд. пед. наук. Казань: 1992.- 162с.

42. Волков Г.Н. Этнопедагогика. -М.: Академия, 2000. 176 с.

43. Воспитание музыкой: Из опыта работы /Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. -М.: Просвещение, 1991. -205с.

44. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.:1981.

45. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1967.

46. Выгодский JI.C. Психология искусства. -М., Просвешение, 1968. -501с.

47. Гаджиева У.Б. Педагогические условия социализации дошкольников в среднем возрасте. Дисс. канд. пед. наук. Махачкала: 2002. - 160 с.

48. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики. Екатеринбург: 1998.

49. Гальперин П.Я. Управляемое формирование психических процессов. М.: МГУ. 1975.-75 с.

50. Ганслик Э. О прекрасном в музыке (пер. с нем. М. Иванова). -М., Музыка, 1910.- 162с.

51. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала: 1980. - 138с.

52. Гегель Г. Эстетека. В 4-х томах /под ред.М.Лифшиц/.- .М.:- Искусство, 1968, Т.1.- 305 с.

53. Генике Е. Как преподавать студентам, которые не хотят учиться? // Альма-Матер. 1999. - № 10. - С. 26-30.

54. Гервер В.А. Развитие творческой графической деятельности школьников. Дисс. докт. пед. наук. -М.: 1992. 34 с.

55. Гирева Л.Д. Отечественные педагогические инновации 60-80 годов XX века. // Педагогика. 1995. № 5. - С. 83.

56. Головинский Г.Л. Камерные ансамбли Бородина.-М., Музыка, 1972.-148с.

57. Головинский Г.JI. Опера А.П. Бородина. Князь Игорь. -М., Музыка, 1980. -131с.

58. Гончаренко Н.В. Духовная культура. Источники и движущие силы прогресса. -Киев, 1980. 307с.

59. Горбунова И.А. Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Карачаевск: 2002. - 20 с.

60. Гордин Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования. Дисс. докт. пед. наук. М.: 1979. - 34 с.

61. Городинский А. Системная педагогика. Рига: 2000. - 301с.

62. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагогического дополнительного образования. // Доп. образование. 2003. - № 3. - С. 29-35.

63. Горский В.А. Из дальних странствий возвратясь. // Доп. образование. -2003.-№4.-С. 27-32.

64. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереоти-пов.-С.-п.-Б.: 1994.-180 с.

65. Громов Е. Природа художественного творчества. М.: 1986. - 238 с.

66. Грошева Е. Юрий Александрович Шапорин.- М., Музыка, 1957.-112с.

67. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности. Ставрополь: 1993.

68. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986. -240с.

69. Джазаева З.М. Стимулирование познавательной деятельности студентов на основе вариативного подхода. Дисс. канд. пед. наук. Карачаевск: 2003.-22 с.

70. Джантотаева М.Э. Влияние этнопедагогических знаний на эстетическое воспитание школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Карачаевск: 2000.-22 с.

71. Дмитриева Д., Чернонваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. -М., Просвещение, 1980. -358с.

72. Дубровская Е.А. Взаимосвязь теории и практики в музыкально-эстетической подготовке студентов педвузов. Дисс. раб. М., 1988.

73. Дубровский А.А., Жемчужина России. / Педагогический поиск. М.: 1988.-544 с.

74. Дубровский А.А. Лечебная педагогика. М.: 1989.

75. Дьяченко В.К. Обучение по способностям. // Нар. образование. 1994. -№2-3.-С. 10-15.

76. Евсеев А. Методика формирования навыков одноголосного, двух- и трехголосного хорового пения на уроках музыки (1-6 классы общеобразовательной школы). -М., Просвещение, 1974.-379с.

77. Егоров С.В. Лесгафт Пётр Францевич. / Рос. пед. энц. Под ред. В.В.Давыдова. Т. I. - М.: 1993. - 608 с.

78. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. // Педагогический поиск. М.: 1988.-544 с.

79. Ильин B.C. Проблемы воспитания потребностей в знаниях. Р.-на- Д.: 1997.

80. Ильина Т.А. Педагогика. М.: 1969. - 574 с.

81. Ишук В.В. Взаимосвязь музыкальных дисциплин при обучении студентов игре на детских музыкальных инструментах (на факультете дошкольного воспитания). Дисс. раб. М., 1988.

82. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М., Просвещение, 1984. -206с.

83. Кабалевский Д. Прекрасное побуждает доброе. М., Просвещение, 1983. -215с.

84. Кабалевский Д. Дорогие мои друзья. М., Просвещение, 1984. - 255с.

85. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: 1962. Изд. АПН РСФСР. - 376 с.

86. Каган М.С. Мир общения,- К.: Полит, лит., 1988.- 319 с.

87. Кагаров Е.Г. НОТ и учитель. Л.: 1926.

88. Кан-Новикова Е. Маленькая повесть о Глинке. -М., Музыка, 1968.-231с.

89. Каптеров П.Ф. Изб. пед. соч. М.: Педагогика. - 1982. - 640 с.

90. Кердан А. Визит к командору. /О Крапивине В.П./ Лит. Газета. 31-19 марта, 2002.-№ 10.

91. Кириченко Н.С. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства. Автореф. дисс. канд. пед. наук. 2002. 21 с.

92. Кларин М.В. Инновации в обучении. М.: 1997.

93. Кларин М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике. Дисс. докт. пед. наук. М.: 1994. - 360 с.

94. Кленов А. Почему в концертном зале? -М., Музыка, 1981. 56с.

95. Ковров В.В. Самореализующиеся подростки а общественном объединении. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 1996. - 21 с.

96. Колотилов В.В. Формирование творческого отношения к труду устаршеклассников в процессе трудового обучения. Дисс. канд. пед. наук. -М.: 1966.-176 с.

97. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи. М.: 1998. - 112 с.

98. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. -М, Просвещение, 1982. -189с.

99. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. -М., Просвещение, 1990. -317с.

100. Кочисов В.К. О гуманистических основах культуры осетин. // Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире.- 1998.-С. 92-93.

101. Койчуева А.С. Формирование ценностных ориентации старшеклассников в национальной школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Карачаевск: 2000.-23 с.

102. Крупская Н.К. Избр. произв. М.: 1988. - 430 с.

103. Крупская Н.К. Пед. сочинения в 6 томах. М.: 1978-1980. - Т. I.

104. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Р.-на -Д.: 2000.-444 с.

105. Кумарина Г.Ф., Назарова Н.К. Коррекционная педагогика. -Екатеринбург: 1998.-Вып. 3.

106. Кунин И. Н.А.Римский-Корсаков. -М., Музыка, 1979.-209с.

107. Куписевич Ч. Общие основы дидактики. М.: 1986.

108. Латышина Л.И. История педагогики. М.: 2002. - 605 с.

109. Лавринец К.Ю. Стимулы формирования ценностных ориентации подростков детского дома. Дисс. канд. пед. наук. - Карачаевск: 2003. -173 с.

110. Левитов Н.Д. Психология труда. М.: 1969. - 380 с.

111. Психология характера. М.: 1969. - 420 с.

112. Лепшокова С.М. Формирование общечеловеческих нравственныхценностей старшеклассников в социокультурной среде. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Карачаевск: 2003. - 22 с.

113. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.- 123 с.

114. Лесгафт П.Ф. Изб. пед. соч. -М: 1988.

115. Лингарт И. Структура человеческого учения. Перевод с чешского. -М.: 1970.-200 с.

116. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: 1996. - 494 с.

117. Макаев В.В. Педагогика. Пятигорск: 1992. - 2 часть. - 156 с.

118. Макаев В.В. Педагогика. Пятигорск: 1992. -1 часть. - 213 с.

119. Макаренко А.С. О воспитании. М.: 1988. - 256 с.

120. Малашихина И.А. Педагогика детства. Ставрополь: 1997. - 179 с.

121. Мандрыка А. НОТ в педагогике. Госиздат. Украина: 1925.

122. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. -М., Просвещение, 1967.-329с.

123. Мартиросян Б.П., Горский В.А. Инновации в дополнительном образовании. // Доп. образование. 2003. - № 4. - С. 7-18.

124. Мартынов И.И. О музыке и ее творцах. -М., Просвещение, 1990. -94с.

125. Марьенко И.С. Нравственное воспитание школьников. М.: 1972. -254 с.

126. Маслов С.А. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя. Дисс. канд. пед, наук. -М.: 1994. -178с.

127. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие». В кн.: Восприятие музыки.- М.: Музыка, 1980.- 255с.

128. Медушевский В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. В кн.: Восприятие музыки.- М.: Музыка, 1980.- с. 195-228.

129. Метлов Н.А. Музыка детям. -М., Просвещение, 1985. -76с.

130. Методика музыкального восприятия в детском саду. Учебник дляучащихся педучилищ / Под ред. Н.А. Ветлугиной -М., Просвещение, 1989.-327с.

131. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, В.Г. Воробева. -М., Просвещение, 1979. -329с.

132. Микулинский С.Р., Ярошевский М.Г. Психология научного творчества и науковедение.-М.: 1969.

133. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. М.: 1986. - 124 с.

134. Михеева J1. Музыкальный словарь в рассказах. -М., Советский композитор, 1986. -176с.

135. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: 1997.

136. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: 1997.

137. Музыкальное воспитание в современном мире. -М., Просвещение, 176с.

138. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-5 лет / Авт.-сост. С.И. Бекина и др. -М.,1981. -117с.

139. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / Авт.-сост. С.И. Бекина и др. -М.,1983. -201с.

140. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / Авт.-сост. С.И. Бекина и др. -М.,1984. -238с.

141. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. -М., 1991.

142. Мурский Л.И., Шуман В.П. Физиологический механизм познавательных интересов и потребностей личности. // Вопросы формирования направленности личности. Владимир: 1973. - 173 с.

143. Мусоргский М. Литературное наследие. -М., Музыка, 1971.- 273с.

144. Налбадьян М.А. Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь: 2002. - 26 с.

145. Незайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. -М., Просвещение, 1972.-231с.

146. Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева.- М., Музыка, 1973. -178с.

147. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М.: 1983. - 344 с.

148. Огородников И.Т. Педагогика. М.: 1978.

149. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: 1986. - 797 с.

150. Орлова Е. Лекции по истории музыки.- М., Музыка, 1977.-208с.

151. Осеннева М.С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -368с.

152. Осовицкая 3., Казаринова А. В мире музыки. -М., Музыка. 1994. -200с.

153. Павличенко Ю.В. Интегральная индивидуальность и этнос. -Карачаевск: КЧГПУ, 2001.-205с.

154. Папенина Л.Н. Управление развитием многопрофильного учреждения дополнительного образования в городской социально-педагогической среде. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь: 2002. - 229с.

155. Педагогический словарь. Под ред. Каирова И.А.-М.: 1960. Т. I. -766с.

156. Педагогический словарь. Под ред. КоджаспироваГ.Н.-М.:2000.68 с.

157. Передреева О.В. Что такое программы дополнительного образования нового поколения. /На примере программы «История музыкальной культуры» // Доп. образование. 2003. - № 3. - С. 13-16.

158. Пидкасистый И.П. Педагогика. М.: 1996. - 602 с.

159. Платонов К.К. Об изучении психологии учащихся. М.: 1961.

160. Подласый И.П. Педагогика. М.: 1996. - 631 с.

161. Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы. -М., Просвещение,1980. -327с.

162. Посталюк Н.Ю. Дидактические системы развития творческой деятельности студентов. Дисс. докт. пед. наук. -Казань: 1993. 334с.

163. Программа по музыке 1-3 классы // Под ред. Д.Б. Кабалевского.- М., Просвещение, 1982.-423с.

164. Пряникова В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике.-М.: 1994.-С. 115.

165. Пряникова В.Г. Становление и развитие концепций педагогического стимулирования в теории советской педагогики. // Дисс. докт. пед. наук. -М.:1993.

166. Равкин З.И. История педагогики и современность. // Сов. педагогика. -1980.-№7.-10-17 с.

167. Радынова О.П. Слушаем музыку. -М., Просвещение, 1990. -74с.

168. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. -М., Просвещение, 1994. -220с.

169. Ражников В.Г. Диалог о музыкальной педагогике. -М., Просвещение, 1994. -232с.

170. Разумный В.А. Прекрасное во всем. -М., Просвещение, 1988. -174с.

171. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. М.: 2001. - 240 с.

172. Романов А.П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания в СССР. Автореф. дисс. канд. пед. наук в форме научного доклада. М.: 1990. - 57 с.

173. Российская педагогическая энциклопедия. Гл. ред. В.В.Давыдов. -Т. I. -М.: 1993.-608 с.

174. Рубинштейн М.М. Проблема учителя. М.: 1927. 185 с.

175. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. С.-п. Б. 1999. - 569 с.

176. Савенков А.И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей. Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М.: 1997.370 с.

177. Самарин Ю.А. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в юношеском возрасте. Д., 1967. - 104 с.

178. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. -М, Просвещение, 1980. -201с.

179. Самохин Л.Ф. Основные причины недисциплинированности учащихся.185. -М.:1939.

180. Сапоровская В.Д. Планирование организаторской деятельности подростков. Дисс. канд. пед. наук. -Ярославль: 1966. 180 с.

181. Сборник мелодий гор. / Под ред. и в обработке А.Даурова. 1986. -84с.

182. Сластенин В.А. Творческий стиль педагогической деятельности. /Развитие личности как стратегия гуманизации образования. Ставрополь: 2002.-468 с.

183. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика.-М.: 1998.-512 с.

184. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика инновационной деятельности. М.: 1997. - 308 с.

185. Слатсенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: 1976. - 160 с.

186. Слово о музыке: Рус. композиторы 19 в.: Хрестоматия: Кн. для учащихся ст. классов / Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева. -2-е изд. испр. -М.: Просвещение, 1990.-319с.

187. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.

188. Словарь иностранных слов. М.: Изд. Рус. язык. - 1979. - 622 с.

189. Советский энциклопедический словарь. М.: 1981. - 1340 с.

190. Сокольский М. Мусоргский. Шостакович. М.,Советскийкомпозитор. 1983. 378с.

191. Социальная педагогика. Курс лекций. / Под ред. Галагузовой М.А. -М.: 2000.-185 с.

192. Стоуне Э. Психопедагогика. Пер. с англ. М.: 1984. - 482 с.

193. Станиславский К.С. Работа актера над собой. /Собр. Соч. в 8 томах. -Т.2.-С.389.

194. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: 1975. - 240 с.

195. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: 1979. - 129 с.

196. Сухомлинский В.А. О воспитании. -М., Просвещение, 1985. -393с.

197. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ. 1975.-343с.

198. Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории. // Совр. высшая школа. 1997. - № 1 (17). - С. 91-96.

199. Тарасюк В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования. Дисс. докт. пед. наук. -М.: 1997. 348 с.

200. Таршина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. // Вопросы психологии. 1998. № 2. - С. 42-46.

201. Типовое положение о Доме (Дворце пионеров) и школьников. /Сборник руководящих, инструктивных и методических материалов. Составитель В.А.Князьков и др. М.: 1987. - 201 с.

202. Тельчарова Р.А. Музыка и культура. -М., Просвещение, 1986. -217с.

203. Теория и методика социальной работы. /Под ред. А.Л.Панова, Е.Холостовой.-М.: 1993.

204. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий III Избр. труды: в 2т., T.l -М., Просвещение, 1985. 573с.

205. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей// Избр. труды: в 2т., T.l -М., Просвещение, 1985. -478с.

206. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: 1961.536с.

207. Третьякова J1.C. Героика в русской и советской музыке. -М., Знание, 1985. -194с.

208. Тютюнникова Т. Что такое «Шульверк» К. Орфа? // Дошкольное воспитание. -1998.- №2. -с. 127- 141.

209. Тютюнникова Т. Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции К. Орфа? // Дошкольное воспитание. -1999.- №7. -с. 101-109.

210. Успенский В.Б. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе. Дисс. канд. пед. наук. -М.: 1967.

211. Утетледова Г.С. Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования. //Доп. образование. 2003. - № 4. -С. 12-16.

212. Утренняя гимнастика под музыку // Сост. Е.П. Нова. -М., Просвещение, 1977.- 94с.

213. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения Т.2. -М., 1971.

214. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей5.6 лет / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекино. -М., Музыка, 1987,- 183с.

215. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей6.7 лет / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекино. -М., Музыка, 1989,- 176с.

216. Философский энциклопедический словарь. М.: 1983. - 836с.

217. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. -М., Просвещение, 1961.-239с.

218. Формирование внутренних стимулов учения у студентов. Саратов: 1991.-203с.

219. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. М.: Музыка, 1989. - 175с.

220. Халяпина JI.В. Педагогические условия профессиональной подготовки студентов к обучению русской речи учащихся начальных классов общеобразовательных школ. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Ставрополь: 2003.-26 с.

221. Хачирова И.Х. Педагогические условия стимулирования студентов педагогических вузов в процессе обучения. Дисс. канд. пед. наук. — Ставрополь: 2001. 176 с.

222. Хрестоматия по педагогике. / Сост. Полянский С.Н. М.:1972.-512с.

223. Хопрова Т., Крюков А., Василенко С. Очерки по истории русской музыки. -М., Музыка, 1965.-639с.

224. Хренников Т.Н. Статьи о творчестве композитора. -М., Советский композитор. 1974. -295с.

225. Чотчаева Ф.А.-А. Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Карачаевск: 2000. - 21 с.

226. Шагинян М. О Шостаковиче. -М., Советский композитор. 1979. — 193с.

227. Шацкий С.Т. Годы исканий. Изб.пед.соч.-М.:Педагогика. 1980.-177с.

228. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. Пед. соч. в 4-х томах. Под ред. Каирова И.А., Скаткина М.Н., Скаткина Л.Н. М.: 1964. - Т. 2. - 253 с.

229. Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе. Пед. соч. в 4-х томах. Под ред. И.А.Каирова, Скаткина М.Н., Скаткина Л.Н. М.: 1964. - Т.З.

230. Шевченко А.С. Школьный урок. Как научить каждого? М.: 1991. -250 с.

231. Шимина А.Н. О зависимости мотивов от характера деятельности. // Стимулы и мотивы общественной деятельности учащейся молодежи. — Владимир: 1970. 128с.

232. Шиянов Е.Н. Гуманизация как глобальная тенденция развитиясовременного образования //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие личности как стратегия гуманизации современного образования». Ставрополь: 2002. - 468с.

233. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Р.-на-Д.: 1995. 311 с.

234. Шнирман A.JI. О формировании привычки к самостоятельной работе. // Сов. Педагогика. 1947. № 5.

235. Шостакович Д. О времени и о себе. М., Музыка, 1977. -354с.

236. Шуртакова Т.В. Формирование мировоззрения старшеклассников средствами искусства. Казань: 1987. - 112 с.

237. Щербак Ф.Н. Стимулы трудовой деятельности. JL: ЛГУ. 1976.

238. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: 1993.

239. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: 1988. - 206 с.

240. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе.-М.: 1986. -144с.

241. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Высшая школа. 1977. - 247 с.

242. Энеева Л.А. Формирование нравственности у подростков национальной школы. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Пятигорск: 2000. - 16с.

243. Энциклопедический словарь юного музыканта. -М., Просвещение, 1990. -239с.

244. Этнология. / Под ред. Г.Е.Маркова, В.В.Пименова. М.: 1994.-311с.

245. Этнопсихология. Под ред. Т.Г.Стефаненко. М.: 1999. - 320 с.

246. Эркенова М.Э. Технологические основы игрового стимулирования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Карачаевск: 2000. - 22 с.

247. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.:1. Политиздат, 1989.-447с.

248. Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов. -Киев, 1988. -204с.

249. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М: 1996.

250. Яковлев В.А. Теория и практика инновационной подготовки учителя в системе высшего педагогического образования. Дисс. докт. пед. наук. -Майкоп: 2000.-359 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.