Формирование культурологических интегративных знаний у студентов-музыкантов в процессе музыкально-исторической подготовки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Круглова, Марина Геннадьевна

  • Круглова, Марина Геннадьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 191
Круглова, Марина Геннадьевна. Формирование культурологических интегративных знаний у студентов-музыкантов в процессе музыкально-исторической подготовки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2009. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Круглова, Марина Геннадьевна

Введение.

Глава I. Теоретические предпосылки исследования проблемы культурологических интегративных знаний в системе высшего музыкально-педагогического образования.

1.1 Культурологические подход как методологическая основа музыкально-педагогического образования.

1.2 Культурологические интегративные знания в свете педагогического, искусствоведческого и музыкально-педагогического анализа.

1.3 Педагогические условия формирования культурологических интегративных знаний у студентов-музыкантов в процессе музыкально-исторической подготовки.

Выводы по I главе.

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование формирования культурологических интегративных знаний у студентов в процессе музыкально-исторической подготовки.

2.1. Задачи и этапы опытно-экспериментальной работы.

2.2 Методы формирования культурологических интегративных знаний у студентов-музыкантов в процессе музыкально-исторической подготовки.

2.3 Ход и результаты опытно-эксперименталыюй работы.:.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование культурологических интегративных знаний у студентов-музыкантов в процессе музыкально-исторической подготовки»

Актуальность исследования. Современная культурная ситуация, характеризующаяся многообразием, сложностью и противоречивостью, повлекла изменение подходов к системе музыкально-педагогического образования. Долгое время она копировала консерваторскую систему профессиональной подготовки музыканта, ориентированной на будущих музыковедов, дирижёров и исполнителей. Наряду с существенными достоинствами, такая предметно-профилирующая направленность обучения имела и серьёзные недостатки, следствием которых стала некоторая академизация знаний, стереотипность мышления, формирование узко специальных умений и навыков, ограниченных по диапазону действия. Это привело к возникновению серьёзных проблем при переносе усвоенных в процессе обучения знаний, навыков и умений в условия практической деятельности. Ранее освоенные приёмы и способы действий стали создавать помехи в ситуациях, требующих от музыканта принципиально новых подходов к решению различных профессиональных задач.

В связи с этим, в последние годы в музыкально-педагогической науке стали появляться работы, отражающие специфику подготовки учителя музыки, одной из задач которой является переход от образования узкого специалиста-«предметника» к образованию музыканта в широком понимании этого слова. В данном смысле под «образованием» понимается не механистическое накопление знаний, умений и навыков (ЗУН), а некое принципиально качественное образовываиие человека (Б.А. Сосновский), содействующее его культурному и профессиональному росту. Важным шагом на пути решения этой проблемы стали работы Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Н.И. Козлова, И.В. Кошминой, И.Н. Немыкиной, А.И. Николаевой, Е.В. Николаевой, JI.A. Рапацкой, М.И. Ройтерштейна, H.A. Терентьевой, Г.М. Цыпина, Б.М. Целковникова, Т.В. Челышевой и др.

В данных исследованиях подчёркивается мысль о том, что обучение в высшей школе - не только сообщение и усвоение информации, привитие определённых навыков и умений. Это процесс, который должен моделировать предстоящую целостную профессиональную деятельность во взаимосвязи и взаимообусловленности всех составляющих её компонентов.

На смену представлению об образовании как узкопрофильной деятельности приходит понимание его культуроформирующей функции, заключающейся в освоении и сохранении общечеловеческих ценностей культуры как поля для развития личности человека, формирования её мировоззрения, раскрытия заложенных в ней возможностей. Большое влияние на развитие данных тенденций оказал культурологический подход, призванный изменить представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно-знаниевых, снять узкую научную ориентированность принципов его построения, расширить культурные основы содержания обучения и воспитания.

Следствием такого подхода стало изменение отношения к содержанию пррфилирующих дисциплин вуза, являющихся необходимым звеном комплексной подготовки педагога-музыканта. В центре этих дисциплин находится «История музыки», освоение которой даёт студентам богатый теоретический и методический потенциал для осуществления полноценной профессиональной деятельности (педагогической, культурно-просветительской, творческой). В этом смысле «История музыки» перестаёт быть просто дисциплиной предметной подготовки (как предполагается в учебном плане), а приобретает культурологический статус, являясь основой для формирования широких, разносторонних знаний о культуре, включения этих знаний в контекст жизненного опыта студентов и их «переинтонирования» в сферу будущей профессии.

В связи с этим, вопросы музыкально-исторической подготовки студентов, наряду с другими важнейшими проблемами совершенствования педагогического мастерства педагога-музыканта, являются в настоящее время особенно актуальными.

Вместе с тем, освоение сложного и ёмкого содержания, выходящего за пределы собственно музыкально-исторической науки, создаёт многочисленные трудности для студентов, не всегда готовых к усвоению, осмыслению и применению большого количества разнообразных знаний. Эти трудности связаны с наличием ряда противоречий, возникающих в музыкально-образовательной практике: между целостностью содержания музыкально-педагогической деятельности и. её освоением студентами через множество предметных областей; между принципами интеграции, нацеленными на восприятие студентами системно-структурированного знания (на основе интеграции материалов различных научных сфер), и дифференциацией знаний по отдельным дисциплинам;

- между требованиями научно-технического прогресса в формировании профессиональной мобильности личности, способной повышать уровень самообразования, и ориентацией на подготовку специалистов с «фиксированным» уровнем знаний и умений.

Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в выявлении эффективных средств освоения студентами содержания музыкально-исторических дисциплин. Таким средством могут выступать культурологические интегративные знания, которые мы рассматриваем как основополагающий компонент содержания музыкально-исторической (а также музыкально-теоретической) подготовки студентов.

Культурологические интегративные знания в ходе освоения истории музыки выступают как знания, координирующие представления о различных явлениях, закономерностях музыкально-исторической действительности с общим контекстом культуры, личным и художественным опытом студентов, и формирующие из этих 5 представлений целостную смысловую систему, способствующую их профессиональному становлению и культурному самоопределению.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке педагогических условий и методов формирования культурологических интегративных знаний в процессе музыкально-исторической подготовки студентов-музыкантов.

Объект исследования — процесс музыкально-исторической подготовки студентов-музыкантов.

Предметом исследования выступают педагогические условия формирования культурологических интегративных знаний в ходе музыкально-исторической подготовки будущих учителей музыки.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что формирование культурологических интегративных знаний будет проходить успешно, если в процессе обучения будут обеспечены следующие педагогические условия:

1. опора на культурологический подход как методологическую основу формирования культурологических интегративных знаний;

2. обеспечение интегративной^ целостности содержания изучаемого материала посредством реализации межнаучных и межхудожественных связей в учебном процессе;

3. организация учебного процесса как диалогического общения (по терминологии М.М.Бахтина «со-бытия»), проявляющегося на различных уровнях (диалог студентов с культурой, студентов с преподавателем);

4. изучение истории музыки с позиции культурно-художественного диалога, обусловленное необходимостью выявления общего и особенного в различных культурах, аспектов взаимодействия и взаимовлияния культур;

5. поэтапный характер усвоения знаний как процесс их углубления, систематизации, обогащения, ведущий к адекватному пониманию изучаемых музыкально-исторических явлений в контексте культуры и личного опыта студентов.

Определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования позволили сформулировать следующие его задачи:

1. обосновать необходимость формирования культурологических интегративных знаний у студентов как основополагающего компонента музыкально-исторической подготовки;

2. определить сущность, структуру и функции культурологических интегративных знаний в контексте музыкально-исторической подготовки студентов-музыкантов;

3. сформулировать и теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования культурологических интегративных знаний у студентов в процессе изучения «Истории музыки»;

4. разработать и апробировать методику формирования культурологических интегративных знаний у студентов в ходе освоения музыкально-исторических дисциплин;

5. проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.

Теоретико-методологическую базу исследования составили основные положения гносеологии и герменевтики (Дж. Беркли, A.A. Брудный,

B. Дильтей, Н.О. Лосский, П. Рикер, Г.Г. Шпет, Ф. Шлейермахер); труды, посвященные системному исследованию культуры (A.M. Арнольдов, П.С. Гуревич, Д.С. Лихачев, A.B. Михайлов, Дж. Мёрдок, В.М. Розин, Л. Уайт, Дж. Фейблман); идеи диалоговой концепции культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю.М. Лотман); исследования, раскрывающие проблемы реализации культурологического подхода в содержании образования (Е.В. Бондаревская, Г.И. Гайсина, Н.Б. Крылова,

C.B. Кульневич, А.Ф. Малышевский, В.Н. Орлов, М.А. Половцева и др.); 7 работы, синтезирующие достижения культурологии и искусствознания (И.В. Блауберг, А.Я. Зись, М.С. Каган, O.A. Кривцун, Б.С. Мейлах), культурологии и музыкознания (Ю.Н. Бычков, JI.A. Мазель,

В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор, В.Н. Холопова, Т.В.Чередниченко); выводы педагогической науки о путях формирования знаний у учащихся (О.М. Белоцерковский, М.А. Данилов, Л.Я. Зорина, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.); исследования, воплощающие идеи интеграции в современном художественном образовании (О.И. Андреева, Т.И. Бакланова, А.Я. Данилюк, Т.С. Комарова, С.И. Назарова, В.Д. Пурин, Л.Г. Савенкова, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.); психолого-педагогические работы, посвящённые проблемам профессионального становления музыканта (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, Е.В. Николаева, И.Н. Немыкипа, М.С. Старчеус, Б.А. Сосновский, Л.А. Рапацкая, К.В. Тарасова, Г.М. Цыпин и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов научного исследования, среди которых теоретические методы (анализ философской, культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической, музыкальнопедагогической и методической литературы по теме исследования, действующих учебных планов и программ по музыкально-историческим дисциплинам), эмпирические методы (обобщение педагогического опыта, наблюдение за учебной деятельностью студентов, опрос, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент) и статистические методы (проверка, обработка и анализ результатов экспериментальной работы).

Опытно-экспериментальную базу исследования составили студенты очно-заочного и заочного отделений (всего 80 человек) факультета культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

Основные этапы исследования:

На первом этапе исследования (2003 - 2004 гг.) происходило накопление и осмысление теоретического материала по проблеме исследования, определение степени её разработанности; осуществлялся анализ учебных планов, программ и учебно-методической литературы по музыкально-историческим дисциплинам, наблюдение за учебной деятельностью студентов, определялись цели и задачи исследования.

Второй этап (2004 - 2005 гг.) • был посвящен проведению констатирующего эксперимента, задачей которого явилась разработка параметров и критериев оценки культурологических интегративных знаний с целью выявления уровней сформированное™ данных знаний у студентов на разных этапах опытно-экспериментальной работы; диагностика исходного уровня культурологических интегративных знаний у студентов; определение общего уровня их музыкально-исторической и общехудожественной подготовки.

В содержание третьего этапа (2005 - 2007 гг.) вошло проведение формирующего эксперимента, основной задачей которого была проверка эффективности организационно-педагогических условий и методов формирования культурологических интегративных знаний у студентов-музыкантов в ходе музыкально-исторической подготовки.

Четвёртый этап (2007 - 2008 гг.) включал анализ и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования, формулирование выводов.

Научная новизна:

В теорию и практику музыкального образования введено понятие «культурологические интегративные знания», выступающие базовым компонентом музыкально-исторической подготовки студентов и отражающие особенности функционирования музыкального искусства в контексте культуры.

Разработана модель культурологических интегративных знаний, направленная на преодоление предметной разобщённости, разрозненности знаний и способствующая целостному осмыслению объектов и явлений культурной действительности. Данная модель основана на взаимообусловленности и взаимодействии общенаучных, общехудожественных, музыкально-исторических, музыкально-теоретических, методических и индивидуально-значимых знаний, организованных по принципу системности, иерархичности, направленности на достижение искомого педагогического результата.

Определены педагогические условия формирования культурологических интегративных знаний у студентов в процессе музыкально-исторической подготовки, среди которых: опора на культурологический подход как методологическую основу формирования культурологических интегративных знаний, обеспечение интегративной целостности содержания учебного материала посредством реализации I межнаучных и межхудожественных связей, организация учебного процесса как диалогического общения участников образовательного процесса с культурой и друг с другом, изучение истории музыки с позиции культурно-художественного диалога, поэтапный характер усвоения знаний.

Разработана методика формирования культурологических интегративных знаний, опирающаяся на следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, проблемный, исследовательский, сравнительно-исторический, ассоциативный, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод исторической синхронии и диахронии, метод жанрово-стилевых аналогий, метод создания культурного контекста, метод моделирования (культурологического обобщения), метод типологии культур.

Теоретическая значимость полученных результатов состоит в том, что:

• в диссертации содержится теоретическое обоснование значения культурологических интегративных знаний в содержании музыкально-исторической подготовки студентов;

• определены функции культурологических интегративных знаний, заключающиеся в создании у обучаемых представлений о музыкальной культуре как части общей культуры человечества, формировании опыта взаимодействия (диалога) с культурой, опыта исследовательской деятельности, обусловленной восприятием, осмыслением и анализом музыкальных, художественных и культурно-исторических феноменов.

• выявлены подходы к организации процесса формирования культурологических интегративных знаний (культурологический, системный, комплексный, герменевтический), позволяющие раскрыть и объяснить важнейшие проблемы функционирования музыки в контексте культуры.

Практическая значимость исследования определяется тем, что

• предложена и апробирована методика формирования культурологических интегративных знаний, способствующая расширению, углублению, систематизации знаний студентов о культуре, развитию навыков анализа музыкально-исторических явлений в контексте культурно-исторического процесса, приобретению опыта личностно-значимого отношения к художественным творениям;

• разработаны проблемные задания, побуждающие студентов к активной аналитической и исследовательской деятельности и содействующие творческому применению усвоенных знаний;

• определены параметры и критерии оценки культурологических интегративных знаний, позволяющие выявить уровни их сформированности у студентов на разных этапах .опытно-экспериментальной работы, проследить динамику развития знаний в процессе изучения дисциплины;

• полученные результаты могут быть использованы для совершенствования музыкально-исторической подготовки студентов и рекомендованы к широкому применению в музыкально-образовательной практике.

Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью исходных положений и реализацией комплекса методов научного исследования, соответствующих цели и задачам диссертационной работы, а также анализом данных, полученных в ходе экспериментального исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культурологические интегративные знания являются основополагающим компонентом музыкально-исторической подготовки студентов, позволяющим осмысливать и анализировать явления музыкальной, художественной и культурной действительности в их интегративном взаимодействии и причинно-следственных связях. Культурологические интегративные знания определяются как знания, координирующие представления о различных явлениях, процессах, закономерностях музыкально-исторической действительности с общим контекстом культуры, с жизненным и художественным опытом студентов, и формирующие из этих представлений целостную смысловую систему, способствующую культурному самоопределению и профессиональному развитию личности.

2. Система культурологических интегративпых знаний представляет собой сложную многокомпонентную структуру, основанную на совокупности общенаучных, общехудожественных, музыкально

12 исторических, музыкально-теоретических, методических и индивидуально-значимых знаний, находящихся в неразрывном единстве и позволяющих целостно и системно подходить к анализу культурно-исторических явлений.

3. В качестве ведущих педагогических условий формирования культурологических интегративных знаний у студентов-музыкантов выступают: опора на культурологический подход, позволяющий раскрывать и осмысливать взаимосвязи между музыкой и культурой, культурой и личностью; обеспечение интегративной целостности содержания учебного материала посредством реализации межхудожественных и межнаучных связей; организация учебного процесса как диалогического общения участников образовательного процесса с культурой и друг с другом; изучение истории музыки с позиции культурно-художественного диалога, поэтапный характер усвоения знаний.

4. Эффективность формирования культурологических интегративных знаний зависит от применения комплекса специальных методов обучения, в числе которых: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, проблемный, исследовательский, сравнительно-исторический, ассоциативный, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод исторической синхронии и диахронии, метод жанрово-стилевых аналогий, метод создания культурного контекста, метод моделирования (культурологического обобщения) и метод типологии культур.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения диссертации получили отражение в публикациях по теме исследования, а также были изложены автором в докладах и выступлениях на конференциях, методических заседаниях кафедры культурологии и методологии музыкального образования МГГУ им. М.А. Шолохова, посвященных проблемам культуры и педагогики искусства. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ. Внедрение результатов осуществлялось в ходе преподавания дисциплин «История русской музыки», «История зарубежной музыки», «Зарубежная музыка XX в.» в МГГУ им. М.А. Шолохова и ЗабГПУ им. Н.Г. Чернышевского.

Диссертация состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 140 наименований и приложений. Основной текст изложен на 158 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Круглова, Марина Геннадьевна

Результаты исследования подтверждают теоретическую и практическую состоятельность комплекса выдвинутых педагогических условий и системы методов, и дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены, цель достигнута.

Настоящее исследование даёт возможность дальнейших научных поисков, разработки новых форм, средств и методов совершенствования подготовки специалиста для работы в различных сферах культуры и образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное теоретическое исследование и результаты опытно-экспериментальной работы дают основание сделать следующие выводы.

Повышение требований к статусу специалиста в сфере музыкально-педагогического образования вызвало необходимость пересмотра системы подготовки педагога-музыканта, которая должна ориентироваться на воспитание целостной, всесторонне развитой личности, на приобщение этой личности к ценностям культуры, на формирование опыта взаимодействия с ней.

Приобщение студентов к культурным ценностям невозможно без обращения к «Истории музыки», изучение которой помогает студентам осмыслить культуру как целостную систему и приобрести широкий круг знаний, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности (педагогической, творческой, культурно-просветительской).

Изучение теоретической литературы и анализ общего состояния теории и практики преподавания музыкально-исторических дисциплин позволил обосновать необходимость формирования у студентов культурологических интегративных знаний как основополагающего компонента музыкально-исторической подготовки.

В диссертации раскрыта сущность, разработана и апробирована на практике модель культурологических интегративных знаний.

Культурологические интегративные знания выступают как знания,

156 координирующие представления о различных явлениях и закономерностях музыкально-исторической действительности с общим контекстом культуры, с личным жизненным и художественным опытом студентов, и формирующие из этих представлений целостную смысловую систему, способствующую их профессиональному становлению и культурному самоопределению.

Модель культурологических . интегративных знаний основана на взаимодействии общенаучных, общехудожественных, музыкально-исторических, музыкально-теоретических, методических и индивидуально-значимых знаний, организованных по принципу системности и иерархичности. Основные функции данных знаний заключаются в создании у обучаемых представлений о музыкальной культуре как части общей культуры человечества, формировании опыта взаимодействия (диалога) с культурой, опыта исследовательской деятельности, обусловленной восприятием, осмыслением и анализом музыкальных, художественных и культурно-исторических феноменов.

В результате проведённого научно-теоретического и опытно-экспериментального исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что формирование культурологических интегративных знаний зависит от реализации следующих педагогических условий: опоры на культурологический подход как методологическое основание формирования данных знаний, обеспечения интегративной целостности содержания учебного материала посредством реализации межнаучных и межхудожественных связей, организации учебного процесса как диалогического общения участников образовательного процесса с культурой и друг с другом, изучения истории музыки с позиции культурно-художественного диалога, поэтапного характера усвоения знаний как средства обогащения, углубления, систематизации знаний.

В ходе опытно-экспериментальной работы доказана эффективность методики формирования культурологических интегративных знаний, основанной на сочетании традиционных, универсальных педагогических методов, способствующих формированию профессиональных знаний в любой сфере образования, и специальных методов, подобранных адекватно задачам и содержанию музыкально-исторической подготовки студентов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Круглова, Марина Геннадьевна, 2009 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта М.: «Академия», 2002 г. 272с.;

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.- 111 с.;

3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Музыка, 2006. - 336 е.;

4. Андреева О.И. Культурологическая направленность музыкально-педагогического образования в колледже. Дис. . канд. пед. наук: - М., 1997.- 154 е.;

5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: высшая школа, 1980. - 369 е.;

6. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984. - 1 11 с.;

7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., Л.: Музыка, 1965,- 151 е.;

8. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. - 608 е.;

9. Баженова Л.М. Использование комплекса искусств в формировании художественных взглядов подростков. Методические рекомендации. М.: МП СССР, 1981.-31 е.;

10. Балаганская Е.В. Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук: М., 2000. - 23 е.;

11. Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М., Степанова В.В., Шпикалова Т.Я. Искусство: Программа интегрированного курса. 1 9 кл. - М.: 1997, с. 7 -18;

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: «Искусство», 1979.- 384с.;

13. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.-318 е.;

14. Безородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 е.;

15. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С 43-272;

16. Библер В.С.На гранях логики культуры. М.: Гнозис, 1997. - 440с.;

17. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика и культура. -М.: Прогресс, 1991. 176 е.;

18. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. - 413 е.;

19. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999.-560с.;

20. Бондаревская Е.В. Образование и культура // Три ключа: Педагогический вестник. Выпуск 2-й. С.-Пб, 1998. - с. 29-34;

21. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. - 352 е.;

22. Брудный A.A. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 2005 г. -336 е.;

23. Бычков Ю.Н. Методология музыкознания: Программа по направлению 522501 «Музыкальное искусство». Специализация «Музыковедение. — М.: Моск. гос. институт музыки, 1999. 62 е.;

24. Бычков Ю.Н. Музыкальная культурология. Вып.1 М.: РАМ им. Гнесиных, 2000. - 128 е.;

25. Владышевская Т.Ф. Музыка Древней Руси // Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси, М.: «Искусство». 1993. — 255с.;

26. Ванслов B.B. Об отражении действительности в музыке. Очерки. — М.: Музгиз, 1953. -236с.;

27. Валькова В.Б. Музыкальный тематизм мышление - культура. Монография. — Нижний Новгород: Изд-во нижегородского университета, 1992.- 161с.;

28. Выготский JI.C. Избр. психол. исследования. Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.

29. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: Дис. . д-ра пед. наук. М., 2002 - 366с.;

30. Галлеев В.М.Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1972.-63 е.;

31. Гервер Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). М.: «Индрик», 2001. - 248с.;

32. Гервер JL Л. Андрей белый композитор языка // Музыкальная академия, 1994 №3. -с. 102- 112;

33. Гетьман В.В. Творчество Д.Д.Шостаковича и духовно-нравственное становление личности музыканта: Научное исследование для студ. высш. учеб. заведений. М.: Прометей, 2003. - 109 с.

34. Гивенталь И.А. Некоторые задачи вузовского курса методики преподавания музыкальной литературы в училище // Методика преподавания историко-теоретических дисциплин. Сборник трудов. Вып. XXVI. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. с. 138 - 145;

35. Глушенко A.A. Влияние интеграции учебной и научной деятельности преподавателя высшей школы на качество подготовки специалиста: автореф. дисс. док. пед. наук. М., 1998. - 31 е.;

36. Гозенпуд А. Рихард Вагнер и русская культура: Исследование. Л.: Советский композитор, 1990. -288с., ил.;

37. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М.: Искусство. 1984.-352с.;

38. Дуганова JI.П. Диалог как принцип организации межличностного взаимодействия и общения // Искусство педагогики Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Вып. 1 / Сост. и науч. ред. Т.В.Челышева. - М.: АПК и ПРО, 2002.-212с.;

39. Есин А.Б.- Введение в культурологию. Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. -216 е.;

40. Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. -671 е.;

41. Зись А.Я. В поисках художественного смысла. М.: Искусство, 1991. - 350с.;

42. Зись А.Я. Виды искусства. М.: Знание, 1979. - 128 е.;

43. Зись А.Я. Искусство система искусств - художественная культура // советская музыка, 1983. - №12. - с. 45 - 50;

44. Зись А.Я. О комплексном изучении искусства // Методологические проблемы современного искусствознания. Отв. ред. А.Я. Зись. М.: Наука, 1986.-352с.;

45. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний страшеклассников. М.: Педагогика, 1978. - 128 с.

46. Зорина Л.Я. Системность качество знаний. - М.: Знание, 1976. -64 е.;

47. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. - 264с.;

48. История русской музыки: программа для специальности «Музыкальное образование» // автор-составитель Л.А. Рапацкая. М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2000. - 39с.;

49. История русской музыки: Учебник. Вып. 1.С древнейших времён до середины XIX века / Келдыш Ю.В., Левашёва O.E. / Общ. ред. и предисл.

50. А.И.Кандинского 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Музыка, 1990. - 431с., нот. ил.);

51. Кабалевский Д.Б. Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании: Книга для учителя. / Составитель И.В.Пигарева. Отв. ред. Г.П. Сергеева. — М: Издательство ООО «Книга», 2004. 192с.;

52. Каган М.С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972. -440 е.;

53. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. 1987, №4. - с. 28 - 32;

54. Каган М.С. Музыка в мире искусств. / Советская музыка, 1987 №1 -с. 26-38;

55. Каган М.С. Философия культуры. / СПб.: ТООТК «Петрополис», 1996.-416 е.;

56. Карнейро Р. Культурный процесс // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры (Серия «Культурология XX век). 2-е изд. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. -с. 421-439.;

57. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования // под ред. М.Н. Скаткина, В.В.Краевского. М.: Педагогика, 1978. - 208с.;

58. Кедров Б.Н. О синтезе наук / Вопросы философии. №3, 1973. - с. 77 -78;

59. Кошмина И.В. Русская духовная музыка: Пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: История. Стиль. Жапры. - 224 е.: ноты;

60. Кошмина И.В. Русская духовная музыка: Пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 2: Программы. Методические рекомендации. — 160 е.: ноты;

61. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование 2000. - 272 е.:

62. Кремлёв Ю.А. Очерки по эстетике музыки. 2-е изд. допол. М.: советский композитор, 1972. - 272 е.;

63. Кривцун O.A. История искусств в свете культурологии // Современное искусствознание: Методологические проблемы. М.: Наука, 1994. -с. 51 -78;

64. Куликова И.Я История христианской музыки как компонент целостной музыкально-исторической подготовки студентов педагогического вуза. Дис. канд. пед .наук. М., 2004. - 167с., ил.;

65. Культурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.И. Шаповалова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 320 е.: ил.;

66. Ливанова Т.Н. Западно-европейская музыка XVII XVIII веков в ряду искусств. - М.: Музыка, 1977. - 528 е.;

67. Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом (исследования и материалы). Т. 1 М.: Гос. муз. изд-во, 1952. - 535 е.;

68. Лисаковский И.Н. Диалог культур: механизмы, смыслы, результаты // Теория и практика культуры: Альманах. Вып. 1. М.: Изд-во РАГС, 2005. -с. 25 35;

69. Лихачёв Д. Русское искусство от древности до авангарда. М.: Искусство, 1992.-359с.;

70. Лихачёв Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачёв. М.: Искусство, 2000. -440 е.;

71. Лихачёва В.Д., Лихачёв Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л. : Наука, 1971. - 120 е.;

72. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Республика, 1990.-525 е.;

73. Лотман Ю.М. Семиосфера. Санкт-Петербург: «Искусство - СПБ», 2004. - 704с.;

74. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII начало Х1Хвв.). - 2-е изд, доп. - СПб.: Искусство, 2002. -413 е.;

75. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. С.Петербург: Искусство, 2002. - 768с.;

76. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики М.: Сов. к-р, 1978. - 352с.;

77. Махмутов М.И. Проблемное обучение : Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 367 е.;

78. Малышевский А.Ф. Мир человека. Пособие для учителя. М.: Интерпакс, 1995. - 192 е.;

79. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-262 е.;

80. Медушевский В.В. Как устроены художественные средства музыки? // Эстетически очерки. М., 1977. - Вып. 4. - С. 83 - 84;

81. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 256с.;

82. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. -318 е.;

83. Назайкинский Е.В. Некоторые проблемы музыкознания на исходе 20 века // Преподаватель. 1999, №4. - с. 16 - 21;

84. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 е.: ноты;

85. Николаева А.И. К проблеме понимания музыкального стиля: научное исследование. М.: МПГУ, 1999.- 61 е.;

86. Оконь В. Основы проблемного обучения. — М.: «Просвещение», 1968. -368 е.;

87. Орлов В.Н. Культурологический компонент современного образования // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. С.-Петербург, Издательство С.-Петербургского ун-та, 1996. — 288 е.;

88. Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки. М.: Музыка, 1985. -367 е.;

89. Орлова Е.М. Методические заметки о музыкально-историческом образовании в консерваториях. М.: Музыка, 1983. - 62 е.;

90. Оссовский A.B. Мировое значение русской классической музыки // Оссовский A.B. Воспоминания. Исследования. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1968.-440 е., 7 л. ил.;

91. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 608 е.;

92. Половцева М.А. Развитие теоретико-методологических основ дидактики в педагогике России 20-х г. XX в.: Автореф. дис. докт. пед. наук. Хабаровск, 2000. - 46 е.;

93. Преемственность искусства и искусствоведческая традиция // А.Я. Зись. На подступах к общей теории искусства. М.: ГИТИС, 1995. — 296 е.;

94. Предтеченская Л.М., Пешикова Л.В. Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя. — М.: Фирма МХК, 2002. 344с.;

95. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из Хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986. 431с.;

96. Провозина Н.М. Формирование музыкально-исторических знаний студентов пед. институтов: автореферат, дис. . канд. пед. наук // МГПИ им. Ленина. М., 1982, 16с.;

97. Программы пед. институтов. Сб. — 19 — б / Сост. А.И.Волков. — М.: Просвещение, 1984. 53 е.;

98. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. Б.С.Мейлах. М.: Искусство, 1985. -318с.;

99. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 е.;

100. Психологическа наука в СССР. М.: Изд. АПН РСФСР. - Т. I. -484 е.;

101. Пурин В.Д. Профессиональная подготовка учителя музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе: Дис. канд. пед .наук. М., 2003. - 204с., ил.;

102. Рапацкая Л.А. Пути внедрения межпредметных связей в курс истории русской музыки // теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. М.: МГЗПИ, 1980. - с. 39 - 53;

103. Рапацкая Л.А. Космос и человек в русской художественной культуре // Культура. Образование. Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Вып. 3. -М.: РИЦМГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. 192 е.;

104. Рапацкая Л.А. Основные этапы развития русской музыки в системе художественной культуры. Учебное пособие. М.: МГЗПИ, 1989. - 59 е.;

105. Рапацкая Л.А. Художественная культура России: От Древней Руси к золотому веку: Учеб. пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Графф. - 352 е.: ил.;, 2000;

106. Рапацкая ЛА. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования. Дис. докт. пед. наук . М., 1991. - 450 е.;

107. Рогова A.B. Идеи становления человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья (вторая половина XIX начало XX века): Монография. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. - 176 е.;

108. Розин В.М. Введение в культурологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 104 е.;

109. Рыжкин И.Я. Введение в эстетическую проблематику музыкознания. -М.: Музыка, 1979.-83с.;

110. Себар Т.В. Как научить понимать язык искусства: Курс лекций.

111. Лекция 1. Художественный образ основная категория искусства ихудожественной педагогики // Искусство: учебно-методическая газета для168учителей МХК, музыки и ИЗО. М.: Издательский дом «Первое сентября», № 17, 2005.-с. 17-20.;

112. Соколов A.C. Ведение в музыкальную композицию XX века: учеб. пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студ. высш. учеб. заведений / А.С.Соколов. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. -231 е., с ил.: ноты;

113. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т. I. Л.: Советский композитор, 1980. - 295 е.;

114. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т. II. — Л.: Советский композитор, 1981. 295 е.;1 19. Сохор А.Н. Музыка Культура - Музыкальная культура / Советская музыка, 1978. - №3. - с. 83 - 86;

115. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975. -202 е.;

116. Суслова Н.В., Подуровский В.М. Психологическая коррекция . музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 320 е.: ноты);

117. Старчеус М.С. Слух музыканта. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - М. 2003. - 640с.;

118. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие. М.: Академия, 2003.-288 е.;

119. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Московского университета, 1975. - 343с.;

120. Тельчарова P.A. Музыка и культура (Личностный подход). М.: Знание, 1986.— 62 с.;

121. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 544 е.;

122. Тихомиров М.Н. Русская культура Х-VIII веков. М.: Наука, 1968. -436 е.;

123. Уайт JI. Энергия и эволюция культуры // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. 2-е изд. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. - 720 с. - с. 439 - 464;

124. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М.: Советский композитор, 1971.-623 е.;

125. Федорец Р.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Наука, 1985.-83 е.;

126. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств. В кн.: У водоразделов мысли. Т. 1. - Париж: YMCA-PRJESS, 1985, с. 41 -57;

127. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие для студентов консерваторий и муз. училищ. М.: Научно-творч. центр «Консерватория», 1994. - 260с.;

128. Хренов H.A. Культурологический аспект художественного процесса XX века // Современное искусствознание: Методологические проблемы. -М.: Наука, 1994- 256с. с. 29 - 51;

129. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / Отв. Ред. Б.С. Мейлах. JI.: наука, 1982.-286 е.;

130. Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики: проблемы содержания, формы, языка и стиля-Тамбов, 2005.-337с.;

131. Чередниченко Т.В. Общая теория искусства и перспективы искусствоведческих исследований // Сов. Музыка. 1985. - №12. - с. 100 — 106;

132. Челышева Т.В., Ламыкина Л.В. Образовательная область «Искусство» в контексте эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2002. -78 е.;

133. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода / Под ред. Б.Т. Лихачёва. — М.: Педагогика, 1980. 136 е.;

134. Юсов Б.П. Законы вселенной и законы культуры. Педагогика и интеграция / Материалы Международной конференции «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменившейся России». М, 2001. - С. 1 - 23.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.