Фотография в системе общественно-политической и культурной жизни зарубежной России: 1920 - 1930-е гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Волкова, Галина Викторовна

  • Волкова, Галина Викторовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 222
Волкова, Галина Викторовна. Фотография в системе общественно-политической и культурной жизни зарубежной России: 1920 - 1930-е гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2007. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Волкова, Галина Викторовна

Введение

Глава 1. Теоретические проблемы изучения фотографического наследия российской эмиграции 1920-1930-х гг.

1.1. Специфика и основные направления развития фотографии в российском зарубежье

1.2. Фотография как источник по истории российской эмиграции: вопросы выявления, атрибуции, информационного анализа

Глава 2. Роль и значение фотографин в жизни российской эмиграции в 1920 - 1930-е гг.

2.1. Основные центры российского зарубежного фотодела - Париж, Прага, Харбин, Нью-Йорк и пр.

2.2. Использование фотографических материалов в научной и культурно-просветительной деятельности эмигрантов

2.3. Фотография в общественно-политической жизни российского Зарубежья

2.4. Коммуникативная роль фотографии в рамках зарубежной

России

Глава 3. Фотоискусство российской эмиграции в контексте мировой художественной культуры.

3.1. Мастера фотографии российского зарубежья: жанры, стили, творческие судьбы (П.Шумов, С.Прокудин-Горский и др.)

3.2. Фотографии как объект коллекционирования и музейный предмет

3.3. Эмигрантская фотография в диалоге культур и поколений

XX века

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фотография в системе общественно-политической и культурной жизни зарубежной России: 1920 - 1930-е гг.»

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования определяется современной историографической ситуацией, требующей углубленного изучения проблематики российского зарубежья XX века. Несмотря на пристальное внимание к этой теме со стороны отечественных и иностранных исследователей, достаточно широкий спектр вопросов до настоящего времени остается нераскрытым. Среди них - фотографическое наследие зарубежной России 1920-1930-х гг., которое представляет собой не только ценный исторический источник, но и проявление социально-культурной активности российской эмиграции.

Обращение к фотографическому наследию позволяет не только шире, но и значительно глубже проанализировать многие ранее не известные грани деятельности российской эмиграции 1920-1930-х гг.

Именно фотографическое творчество российской эмиграции сфокусировало многие существенные аспекты истории зарубежной России: процесс социально-экономической адаптации беженцев, включая частное предпринимательство; развитие технических наук и профессионального образования в российских диаспорах; формирование и эволюцию информационной среды российского зарубежья -журналистики, книгоиздания, рекламы; и, наконец, сферу изобразительного искусства, кино и моды, включая инфраструктуру выставок, художественных студий, творческих союзов и т.п. Фотодокументирование, как процесс создания фотодокументов, их собирание и демонстрация, явились одним из важнейших компонентов деятельности эмигрантов по сохранению исторической памяти и национально-культурной идентичности, как в рамках повседневной семейной жизни, так и в системе частного и общественного коллекционирования и просветительства.

Комплексное изучение сохранившихся в отечественных и зарубежных архивах, музеях и частных коллекциях фотографических материалов в системе общественно-политической и культурной жизни зарубежной России позволяет расширить историографическое освоение данной проблематики и, в то же время, внести вклад в развитие источниковедения кинофотофонодокументов, современное состояние которого требует более углубленного анализа конкретных групп аудиовизуальных источников. Такой подход в результате будет способствовать четкому осознанию возможности использования этих документов в исторических исследованиях1.

Степень разработанности темы. Отечественная и зарубежная историография российского зарубежья начала формироваться в 1920-е гг. в рамках общего изучения феномена зарубежной России.

В отечественных публикациях 1920 - начала 1930-х гг., носивших в значительной степени пропагандистский характер, тема повседневной жизни, культуры и искусства зарубежной России почти не затрагивалась. Публикации о деятельности российских эмигрантов в области фотографии ограничивались сообщениями о выставках, иллюстрированных изданиях и т.п. При этом некоторые фотоматериалы о русском зарубежье были в этот период доступны советскому читателю, а фотохроники жизни в СССР занимали значительное место в эмигрантской печати, причем и те и другие имели, за редким исключением, выраженную идеологическую направленность.

В период 1930-1950-х гг. тема российской эмиграции фактически становится запретной, прекращаются любые культурные контакты, в том числе, фотографические, и лишь наступлением «оттепели» в СССР в середине 1950-х гг. изучение русского зарубежья возобновляется.

В конце 1970-1980-е гг. отечественными учеными осуществляется разработка новых направлений исторических исследований, внедряются новые методы исторического поиска, существенно расширяется источниковая база. В этот период выходит в свет ряд работ, которые касались, в основном, политических и военно-политических аспектов темы.2

На рубеже 1980-х -1990-х гг. начинают формироваться новые подходы к теме российского зарубежья, вопросы внутренней жизни диаспоры, ее научного и культурного наследия выходят на первый план. В работах этих лет воссоздаются в общих чертах те условия и особенности российской эмиграции, которые обусловили развитие фотографии в зарубежной России. Намечается и тенденция восстановления визуального образа российского зарубежья - от портретной, групповой и видовой фотографии 1920-1930-х гг. до фотофиксации жизни современных российских диаспор.3 Выходят в свет первые работы, посвященные эмигрантским архивам и вопросам источниковедения истории российской эмиграции в XX веке, в которых затрагивалась и проблема фотографического наследия зарубежной России4, в том числе, внимание исследователей привлекает уникальное собрание фотодокументов историка и коллекционера Я.М. Лисового5.

С начала 1990-х гг. осуществляется новый этап в изучении российского зарубежья. В этот период сформировалось несколько центров по изучению истории российской диаспоры: в Институте истории РАН под руководством академика Ю.А.Полякова, на кафедре отечественной истории новейшего времени РГГУ, на историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и др. Были установлены контакты между иностранными и российскими специалистами, реализовывались совместные исследовательские и издательские проекты6. Во второй половине 1990-х-2000-е гг. осуществляется широкое освоение источниковой базы, происходит смена научных парадигм, количественное и качественное расширение поля исследований7.

В данный период интенсивное изучение проблем истории российской эмиграции на основе современных научных подходов ведется по многим направлениям, частично затрагивающим тематику развития фотографии. В том числе, внимание ученых привлекают проблемы о социально-экономической и правовой адаптации беженцев , формирование региональных диаспор9, общественно-политических и социально-профессиональных групп10, наука и образование в зарубежной России.11 Именно в эти годы были подготовлены обобщающие труды, в которых делается попытка проанализировать феномен зарубежной России в целом или по ряду основных параметров12.

Важное значение для исследования темы и роли фотографии в общественно-политической и культурной жизни российской эмиграции имеют труды П.Н. Базанова, И.А. Шомраковой, Г.В. Жиркова, JI. Флейшмана, посвященные издательской деятельности и журналистике13. Фотография как род профессиональной деятельности эмигрантов и фактор социальной адаптации косвенно затрагивается в исследованиях, посвященных повседневной жизни и быту российских беженцев в различных странах мира14.

Необходимо выделить и сформировавшийся в 1990-е - 2000-е гг. комплекс исследований по истории музейных собраний и архивов российского зарубежья, включая работы Л.П. Муромцевой, А.Г. Быкова, и др.15, поскольку фотоматериалы дореволюционного и эмигрантского периода стали одним из главных объектов коллекционирования в зарубежной России. Важный вклад в исследование проблемы эмигрантских фотоархивов внесли исследования А.В. Попова16.

К теме художественной фотографии зарубежной России непосредственное отношение имеют статьи и монографии А. Толстого, Т.М. Казовской. В. Леонидова и других авторов, посвященные искусству российской эмиграции и судьбам творческой интеллигенции за рубежом17.

На протяжении 1920-1990-х гг. формируется достаточно значительный комплекс изданий, посвященных общественно

1Я политическому, научному и культурному значению фотографии , истории фотографии и фотографического искусства19, возможностям использования изобразительных и изобразительно-звуковых документов в исторических исследованиях . Данные исследования стали основой для развития современной научной теории и методики описания, хранения и изучения фотодокументов. Значительный вклад в исследование данной проблематики вносит коллектив кафедры аудиовизуальных документов и архивов факультета технотронных архивов и документов Историкоархивного института Российского государственного гуманитарного университета во главе с В.М. Магидовым21.

Российская эмиграция стала предметом внимания авторов российского зарубежья уже в 1920-1930-е гг., когда появляются первые

22 работы, посвященные жизни беженцев в различных регионах мира . В книгах П.М. Милюкова, М.М. Новикова, Б.Г. Пио-Ульского были даны

23 первые оценки феномену зарубежной России . В межвоенный период в эмигрантской печати появляются также отдельные публикации, посвященные темам, связанным с художественной фотографией и коллекционированием фотоматериалов24.

В 1950-1980-е гг. вышли в свет работы В.К. Абданк-Коссовского, Т. Алексинской, П.Е.Ковалевского, в которых предпринималась попытка обобщающего анализа общественно-политической, научной и культурной

25 деятельности российской эмиграции . В этот же период публикуются исследования, отражающие роль фотографии в музейных и архивных

26 собраниях зарубежной России .

В 1990-е-2000-е гг. развитие культурных связей между Россией и зарубежьем дало стимул к появлению в русскоязычной зарубежной печати

27 материалов по проблемам истории и культуры зарубежной России . Среди них следует выделить исследование JT. Юниверга, посвященное

28 парижскому журналу «Иллюстрированная Россия» 1920-1930-х гг.

Ценные сведения о российской эмиграции в 1920-1940-е гг., включая организационные структуры, сферы деятельности и персоналии, связанные с фотографией, помещены в научно-справочных изданиях. Часть их была выпущена в разные годы за рубежом российскими

ЛЛ эмигрантами. В России в 1990-2000-х гг. в том числе, при участии зарубежных авторов, был опубликован ряд энциклопедий и биографических словарей, в которых собран широкий спектр информации по проблемам российского зарубежья 1920-1940-х гг.30

Процесс освоения проблематики зарубежной России 1920-1930-х гг. западной историографией начинается в 1930-1940-е гг., когда выходят в свет работы, посвященные российской диаспоре в Германии и США, и

Л I обобщающий труд В. Хантингтона . В 1950-1980-х гг. изучение феномена российского зарубежья осуществлялось иностранными учеными в рамках советологических исследований32, а также в трудах этнографического и социологического характера33. В то же время, в 1980-2000-е гг. за рубежом в свет выходит ряд научно взвешенных и содержательных трудов, в которых основное внимание уделяется вопросам культуры, искусства и научной деятельности российского зарубежья межвоенного периода34. Ряд наиболее ценных в научном отношении иностранных исследований (монографии М. Раева, К. Шлегеля и др.) был переведен на русский язык.35 В том числе, следует выделить работы, посвященные музейным и

36 37 архивным собраниям , издательской деятельности зарубежной России , в которых частично затрагивается проблематика фотографии.

Следует указать и на работы иностранных авторов, посвященные проблематике архивоведения и источниковедения кинофотодокументов, а также культурологического плана, расширяющих теоретические основы исследования фотографического наследия зарубежной России 1920-1930-х

38

ГГ.

Следует подчеркнуть, что к настоящему моменту проблематика фотографического наследия российского зарубежья 1920-1930-х гг. лишь фрагментарно отражена в научной литературе. Значение, придававшееся пропагандистской роли фотографии советской идеологической системой, обусловило информационный вакуум вокруг фотоисточников эмигрантского происхождения, возможно, более прочный и долговременный, чем в отношении русской зарубежной литературы и искусства и самой темы эмиграции в публицистике и научных исследованиях. Кроме того, яркость советских мастеров художественного авангарда 1920-1930-х гг. (Э. Лисицкого, А.Родченко и др.) и интенсивность их творческих контактов с европейским искусством как бы заслонила эмигрантскую фотографию, интерес к которой со стороны историков и искусствоведов только начинает зарождаться.

Так, например, в научно-информационной части каталога сенсационной в свое время выставки «Москва-Париж» 1981 г. Впервые появились (под маркой французских) имена И.Зданевича, С. Шаршуна и некоторых других художников российского происхождения, но нет никаких упоминаний о фотографах39. То же можно сказать и о выставочном проекте «Москва-Берлин» 1996 г.40, когда уже не существовало идеологических ограничений, которые могли бы помешать отображению творчества фотографов-эмигрантов российского происхождения. По-видимому, активность левой художественной прессы и популярность советского фотоискусства в довоенной Германии, включая выставки 1927 и 1929 гг., обусловили недостаточное внимание к деятельности российских фотографов-эмигрантов и в последующие десятилетия.

Даже на волне широкого общественного интереса к зарубежной России и развивающейся в количественном и качественном отношении историографии российской эмиграции в 1990-е - 2000-е гг.41, тема эмигрантской фотографии по-прежнему остается в тени. Теоретические вопросы изучения эмигрантской фотографии почти не разработаны, несмотря на ряд превосходных изобразительных изданий, достаточно наглядно демонстрирующих масштаб и значение этого культурного явления.

В начале XXI века историография российского зарубежья развивается в международном научно-информационном пространстве, одной из характеристик которого стало появление междисциплинарных исследований и изданий смешанного жанра, в которых значительное место занимает визуальная информация. Так, ценный вклад в расширение исследовательского поля проблемы эмигрантской фотографии вносят новейшие издания, сочетающие информационные и аналитические материалы по истории культуры и искусства русского зарубежья 19201930-х гг. с насыщенным иллюстративным рядом, который включает историческую и современную фотографию. В значительной степени они созданы на основе зарубежных фотоархивов, включая частные собрания, при участии эмигрантских и иностранных авторов. В это связи необходимо упомянуть монографию-альбом А. Васильева «Красота в изгнании» (М., 1998)42, каталог персональной выставки выдающегося фотографа Петра Шумова, с 1907 г. работавшего во Франции43, российско-германско-французское издание «Русская душа. Парижские времена» (СПб., 2004) и т.п.44 Особое место среди них занимают два альбома, подготовленные А.Корляковым при участии коллекционеров и деятелей культуры российского зарубежья45. А. Корляковым был поставлен о вопрос об историческом и культурном значении эмигрантского фотонаследия, необходимости его публикации и научного изучения. Проблеме сохранения культурных традиций и исторической памяти несколькими поколениями российских эмигрантов в США и Канаде посвящены книги-альбомы, подготовленные Т.В.Таболиной46.

Таким образом, к настоящему времени сложился обширный историографический комплекс отечественных и иностранных исследований, частично затрагивающих тему фотографии в системе общественно-политической и культурной жизни зарубежной России 19201930-х гг. Однако исследования, комплексно анализирующего данную проблему на современном методологическом уровне, к настоящему времени подготовлено не было.

Объектом диссертационного исследования являются: различного рода общественные институции фотографического профиля, выставки фотографий, фотоателье и студии, организованные российскими эмигрантами в Европе, США и на Дальнем Востоке; просветительные кружки и другие общественные объединения, занимавшиеся изучением, созданием и распространением фотографии; издательства, публиковавшие фотодокументы; а также частные и общественные коллекции фотографий, существовавшие в зарубежной России 1920-1930-х гг.; персоналии российских фотографов в эмиграции.

Предметом диссертационного исследования является: деятельность российских эмигрантов в области фотографии: частное предпринимательство (изготовление фотографий и обучение фотографированию); работа российских эмигрантов в сфере фотожурналистики и художественной фотографии; использование фотографии в рамках политической пропаганды и просветительной активности эмигрантов, в научных исследованиях, осуществлявшихся российскими эмигрантами; коллекционирование и экспонирование фотоматериалов; изучение фотографии в процессе развития научно-технических знаний, теории и истории искусства в российском зарубежье.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1920-х гг., когда складываются основные центры зарубежной России, в которых начинает развиваться эмигрантская фотография, и до начала Второй мировой войны, обусловившей постепенный распад российского зарубежья как целостной системы, сокращение деловой активности эмигрантов, издательской и выставочной деятельности и других факторов развития фотографии в российских диаспорах за рубежом.

Методологические основы исследования составили принципы историзма, объективности и системности. Деятельность российских эмигрантов в области фотографии в 1920-1930-е гг. осуществлялась в контексте эволюции историко-культурного феномена зарубежной России в целом, на основе анализа фактов во всей их совокупности и взаимосвязи. Использовались в основном специально-исторические методы -сравнительный, ретроспекции, актуализации и пр.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертации является исследование места и роли фотографии в системе общественно-политической и культурной жизни российского зарубежья 1920-1930-х гг.

Для достижения указанной цели соискателем поставлены следующие задачи:

Проанализировать особенности формирования, состав и содержание фотографического наследия российской эмиграции 1920-1930-х гг.;

- Исследовать специфику, основные структуры и формы развития и фотографии в Париже, Берлине, Праге, Нью-Йорке, Харбине и других центрах зарубежной России;

- Охарактеризовать социально-профессиональные типы российских фотографов за рубежом, научные и корпоративные объединения деятелей фотографии, развитие международных связей эмиграции в области фотографии;

- Показать роль документальной и художественной фотографии в формировании информационной среды российского зарубежья в контексте общественно-политической, издательской и культурно-просветительной деятельности;

- Осветить вклад российских эмигрантов в развитие техники и искусства фотографии, изучить восприятие фотографии в русском зарубежном искусствознании и художественной критике 1920-1930-х гг.;

- Проанализировать роль фотографии в сохранении российскими диаспорами за рубежом исторической памяти и социо-культурной идентичности.

Территориальные рамки исследования охватывают основные центры российского зарубежья в Европе, США и на Дальнем Востоке, прежде всего крупные города (Париж, Прагу, Харбин, Нью-Йорк, Сан-Франциско и т.п.), где в российских диаспорах существовала развитая инфраструктура фотографических услуг, работали фотографы-художники и просветители, выходили в свет иллюстрированные издания.

Источниковая база диссертации определена предметом и задачами исследования. Она включает письменные документы и фотографические коллекции трех федеральных архивов, материалы периодической печати, мемуарную литературу, научно-справочные издания и др.

Опубликованные источники включают обзоры и отчеты общественных организаций и научных центров российского зарубежья 1920-1930-х гг., в которых отражена деятельность эмигрантов по собиранию, изучению и публикации дореволюционной фотографии47, сборники документов фотодокументов периода революции, гражданской войны и эмиграции48 Необходимо упомянуть о фундаментальных публикациях документов российской эмиграции из собрания Гуверовского института войны, революции и мира в Стэнфорде (серия «Русские сокровища Гуверовской башни»), в которой был, в частности издан трехтомник переписки Б.А. Бахметева и В.А. Маклакова49 и материалы семейного архива И.И. и А.Н. Серебрянниковых50. Данные источники содержат уникальные сведения об общественной, культурной, предпринимательской деятельности российских эмигрантов в 1920-1930-е гг., в том числе, связанной с развитием фотографии. Ценные данные по теме исследования (о персоналиях фотографов, эмигрантских фотостудиях и т.п.) сосредоточены в сборниках, посвященных центрам зарубежной России - Парижу, Праге, Харбину51.

Одним из главных источников по исследуемой теме являются материалы эмигрантской периодической печати 1920-1930-х гг., прежде всего, тех изданий, в которых широко использовались фотодокументы52, а также помещались репортажи о фотографических выставках П. Шумова, лекциях С.М. Прокудина-Горского и Е.Б. Липницкого53, публиковалась реклама эмигрантских фотостудий и мастерских. В диссертации использована также научная периодика, отражающая исследование техники фотографии и ее применение в процессе развития за рубежом российской инженерной мысли, архитектуры, медицины и т.п.54 В диссертации использованы также советские фотографические журналы 1917-1930-х гг.: «Фотографический листок», «Фотографические новости», «Советское фото» и др.

Сведения о деятельности российских эмигрантов в области фотографии отражены в мемуарной литературе: воспоминаниях общественных деятелей зарубежной России, издателей, ученых, писателей, художников, артистов, фотографа Е.Г. Рейса55. Из публикаций последнего времени следует упомянуть сборник очерков и воспоминаний эмигрантов 1920-1930-х гг., подготовленный Л.С. Флам56.

Центральное место в работе занимают материалы Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) и Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) которые стали основой диссертационного исследования.

В собрании РГАКФД хранится фонд полковника Я.М. Лисового, включающий более 1000 фотографий по истории гражданской войны в России 1917-1922 гг. и российской пореволюционной эмиграции. В том числе, в составе фонда имеются фотографии, отражающие быт беженцев в лагерях на турецких островах Лемносе, Халки и Протии, деятельность русских школ и детских приютов, труд бывших офицеров, казаков и студентов на дорожном строительстве в Югославии и т.п. Фонд Лисового не только дает материал для анализа фотоисточников о жизни российской эмиграции, но и является уникальным образцом фотографической коллекции эмигрантского происхождения, в истории которой раскрывается ряд важных аспектов формирования и общественно-культурную роль фотографического наследия зарубежной России.

Собрание РГАКФД содержит также фотодокументы, отражающие культурную деятельность российских эмигрантов во Франции и Чехословакии в 1930-е гг. (2-86055, 2-95355, 2-66965 и пр.) и фотодокументы о современной жизни зарубежной России, связанные с темой эмигрантской фотографии 1920-1930-х гг., например, фотография могилы выдающегося фотографа и просветителя С.М. Прокудина-Горского на кладбище Сен-Женевьев де Буа из коллекции С.И. Мельникова (0-364455) и т.п.

Важной частью источниковой базы явились документы ГАРФ. Так, в фонде Общества русских инженеров и техников в Чехословацкой республике (Ф.5894) были выявлены протоколы заседаний, тексты докладов и статей, касающихся техники фотографии и ее использования в научных исследованиях, публикации фотоматериалов в научной печати. В составе фондов Комитета «Дня русской культуры» в Чехословакии (Ф.5850) и Русского культурного комитета в Белграде (Ф. Ф.6793) сохранилась переписка между эмигрантскими организациями, деятелями культуры, художниками, фотографами об устройстве просветительных и художественных фотовыставок, демонстрации фотоматериалов в лекториях и т.п., фотографии и вырезки из иллюстрированных изданий, отражающие культурно-просветительную и научную деятельность эмиграции.

Проблематика коллекционирования исторической и современной рассматриваемому периоду фотографии отражена в документах фонда Русского культурно-исторического музея в Праге (Ф.6784), где отложились списки собраний музея, переписка с дарителями, сведения о выставках и публикациях с использованием фотодокументов. Коллекции фотографии имеются в фондах различных российских зарубежных учреждений и организаций: Управления КВЖД (Ф.6081), Главного справочного бюро в Константинополе (Ф.5982), личных архивных комплексах К.Э.Андроникова (Ф.6059), С.П. Постникова (Ф.6065) и др. Важным источниковым комплексом является собрание фотографий Н.И. Тимковского (Ф.9114).

Научно-информационный аппарат ГАРФ, в первую очередь, путеводители по фондам российского зарубежья (ответственный редактор С.В.Мироненко57), обеспечивает высокую эффективность выявления фотографических материалов в личных фондах и тематических коллекциях.

В диссертации использованы также фонды Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), в том числе протоколы и переписка Союза русских писателей и журналистов в Чехословакии (Ф.2474), отражающие использование фотоматериалов в русской зарубежной печати и устройство фотовыставок в Праге, статьи и письма искусствоведа Н.А. Еленева (Ф.2275) о русском изобразительном искусстве и художественной жизни российской диаспоры в Чехословакии, а также отложившиеся в его же фонде документы Русского Исторического общества в Праге о собирании эмигрантами фотографических материалов.

В диссертационном исследовании использовались также документы Отдела письменных источников Государственного Исторического музея (ОПИ ГИМ).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые осуществлено комплексное исследование деятельности российской эмиграции 1920-1930-х гг. в области фотографии с привлечение обширного массива документов поливидового характера и назначения.

Автором всесторонне проанализирована специфика и основные направления развития фотографии в центрах зарубежной России в Европе, США и на Дальнем Востоке в 1920-1930-е гг., исследован состав и содержание фотографического наследия российской эмиграции, предложены разработанные автором методы анализа и оценки фотографических материалов по истории российского зарубежья.

В работе впервые дана оценка деятельности эмигрантских фотографических мастерских и студий как фактора социально-экономической и культурной адаптации, изучена социально-профессиональная специфика и результаты деятельности фотографов-ремесленников и мастеров фотографического искусства в зарубежной России, участие фотографов в общественных объединениях инженеров и деятелей искусства, рассмотрено участие российских эмигрантов в развитии техники фотографии.

В диссертации впервые представлен развернутый анализ информационной и коммуникативной роли фотографии в рамках зарубежной России, дана оценка значения фотографии в создании образа российской эмиграции и его преломления в глазах самих эмигрантов и иностранной общественности 1920-1930-х гг.

В работе рассматривается характер и формы использования фотодокументов в русской зарубежной литературе и журналистике, раскрывается роль фотографии в пропаганде политических идей различными общественными группами эмиграции, в том числе, в формировании представлений о жизни в СССР. Впервые изучен вопрос об использовании фотографии в учебных заведениях зарубежной России, лекционной деятельности культурно-просветительных центров.

В диссертации проанализированы основные этапы и результаты развития фотографического искусства российской эмиграции в контексте мировой художественной культуры 1920-1930-х гг., раскрыты творческие судьбы и достижения ведущих мастеров фотографии зарубежной России, экспонирование работ фотографов-эмигрантов на выставках русского и международного искусства за рубежом. Исследовано место фотографии в частном и общественном коллекционировании российского зарубежья, использование фотоиллюстраций в русском зарубежном книгоиздании.

Автор впервые делает вывод о существенном значении фотографии в формировании и динамике информационной среды зарубежной России, развитии издательской деятельности и изобразительного искусства, сохранении российской эмиграцией исторической памяти и культурной идентичности в течение XX века.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее положений и выводов при дальнейшем изучении истории российской эмиграции в XX веке, подготовке научных исследований по истории и культуре российского зарубежья, лекционных курсов и учебных пособий по программам высшей школы по отечественной истории, истории искусства, архивоведению, археографии и др.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы также в процессе развития культурных связей с зарубежными странами, организации международных издательских и выставочных проектов.

Апробация исследования. Вынесенные на защиту положения диссертации прошли научную апробацию на заседаниях кафедры аудиовизуальных документов и архивов Факультета технотронных архивов и документов Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета, использовались в ходе учебного процесса в Гуманитарном колледже РГГУ. В 2006-2007 гг. соискателем опубликовано 4 работы по теме диссертационного исследования.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Волкова, Галина Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в процессе формирования и эволюции социально-культурного феномена российского зарубежья 1920-1930-х г. сложился обширный и разнообразный комплекс фотографических материалов.

В соответствии с современной научной классификацией аудиовизуальных источников можно утверждать, что эмигрантская фотография включает основные родовые группы изобразительных источников - документальные, научные и художественные, и по форме отснятого материала может быть разделена три вида - официальные, творческие и личного происхождения.

По времени создания фотографии, бытовавшие в российском зарубежье, можно разделить на две основные группы:

1) Фотографии дореволюционного периода, вывезенные беженцами из России в 1917-1922 гг. и в последующие годы. В данный комплекс входят семейные фотоальбомы, фототипии портретов общественно-политических и культурных деятелей, фотографии различной тематики и жанров, связанные с профессиональной и общественной деятельностью эмигрантов в России, фотохроники событий Первой мировой войны, революции, периода эвакуации белых армий.

2) Любительская и профессиональная фотография 1920-1930-х гг., отражающая жизнь эмиграции, а также мир стран проживания. Фотографическое наследие зарубежной России 1920-1930-х гг. характеризуется жанровым и сюжетным многообразием и представляет фактически все существующие в первой половине XX века направления фотографии. Это индивидуальные и групповые фотопортреты эмигрантов, фотолетописи организаций и объединений российского зарубежья, фотография моды, кино и театра, репортажная фотография общественнополитических и культурных событий, фотографии пейзажей, памятников архитектуры, этнографических типов различных стран и регионов мира.

Фотографические материалы российского зарубежья 1920-1930-х гг. сохранились не в полном объеме и на различных носителях: в виде негативов (на стеклянных пластинках и пленках), оригинальных отпечатков, фототипий, диапозитивов, воспроизведений на страницах книг и журналов, в том числе позднейшего времени.

Фотографическое наследие зарубежной России в настоящий момент раздроблено между зарубежными и отечественными архивами, входит в состав тематических коллекций и личных архивных фондов, значительная часть фотографий находится в частных коллекциях, в том числе, иностранных владельцев. Существующая научно-справочная литература и публикации фотографических материалов позволяют составить общее представление о наиболее значительных собраниях эмигрантской фотографии, их объеме и тематике, выявить и проанализировать основные группы фотографических источников эмигрантского происхождения.

В 1920-х гг. параллельно с любительской фотографией в большинстве российских зарубежных диаспор фотографическое дело развивалось как вид частного предпринимательства и стало одной из форм социально-экономической адаптации российских беженцев. В 1930-х гг. значительная часть фотомастерских и фотографических салонов, созданных эмигрантами, стала убыточной, наиболее успешные профессиональные фотографы продолжали работать в структурах издательств и кинокомпаний.

В процессе создания российскими эмигрантами фотоматериалов, формирования комплексов семейной фотографии, фотоархивов организаций и объединений зарубежной России, развития коллекционирования фотографии, публикации фотоматериалов различной тематики и жанров выявляется широкий спектр использования фотографии в различных сферах деятельности российских эмигрантов.

На протяжении рассматриваемого периода 1920-1930-х г. фотография занимала существенное место в общественно-политической и культурной деятельности российской эмиграции, в повседневной жизни российских диаспор за рубежом.

Значение фотографии определялось не только социально-бытовыми и культурными потребностями, но и специфическими условиями развития и характеристиками феномена зарубежной России: разбросанностью эмигрантов, в том числе, представителей одной семьи, профессиональной или социальной группы по разным странам и континентам, повышенной потребностью беженцев в печатном слове и корпоративном общении, широким развитием просветительного движения, высоким уровнем общественно-политической активности, в рамках которой фотография имела большое пропагандистское значение.

В частной и корпоративной жизни фотография выступала звеном в родственных, дружеских и творческих связях, играла важную роль в воспитании молодого поколения эмиграции, установлении разнообразных контактов между диаспорами в различных странах.

Фотофиксация являлась важнейшим компонентом общественно-политических и научных форумов, мемориальных акций, культурных фестивалей, гастролей и других проявлений активности российской эмиграции в различных сферах, подтверждая значимость этих событий и расширяя международное информационное поле, в котором существовала эмиграция.

Значительное распространение в российских зарубежных диаспорах межвоенного периода получила фотожурналистика, ставшая фактором в идейно-политическом противостоянии эмиграции и СССР и общественно-политических групп российского зарубежья. В то же время, фотоматериалы, публиковавшиеся в эмигрантской печати, фиксировали и распространяли визуальные представления о мире российского зарубежья, общественной и культурной жизни различных стран, включая СССР, формируя единую информационную среду зарубежной России.

Российские эмигранты вне независимости от своей социально-политической и профессиональной принадлежности, страны проживания проявляли, за редким исключением заботу о сохранении и пополнении семейных фотоархивов, создании фотолетописи своих учебных заведений, научных обществ, творческих союзов, издательств и т.п.

Увлечение любительской фотографией и коллекционирование фотоматериалов стали важной частью музейного, архивного и издательского дела в зарубежной России и сыграли существенную роль в сохранении существующего фонда российской эмигрантской фотографии.

Дореволюционные фотоматериалы, их собирание и демонстрация, стали одной из важнейших составляющих деятельности эмигрантов по сохранению исторической памяти и культурной идентичности, как в рамках повседневной семейной жизни, так и в системе частного и общественного коллекционирования и просветительства.

Российская эмиграция внесла вклад в развитие художественной, в первую очередь, портретной фотографии в Европе, США, на Дальнем Востоке. Фотоискусство стало органичной частью художественной жизни российской эмиграции и творческого взаимодействия с творческой средой во Франции, Германии и других странах. Ряд фотографов в крупных центрах зарубежной России (Париже, Берлине, Харбине, Нью-Йорке) сумели достичь высокого уровня профессионального мастерства и получили известность не только в рамках диаспоры, но и в среде международной художественной элиты.

Деятельность ведущих мастеров художественной фотографии зарубежной России (П.И. Шумова, Е.Г. Рейса, А.В. Бродовича и др.) развивалась в общем контексте истории европейского изобразительного искусства. Их работы получили высокую оценку российской и иностранной критики, вошли в европейские частные и государственные собрания. Подавляющее большинство тех фотографов-эмигрантов, которые приобрели международную известность и вошли в европейскую и американскую творческую элиту, работали в портретном жанре, фотографии моды и в кинематографе.

Вторая мировая война, разрушившая целостный мир российского зарубежья в Европе и на Дальнем Востоке, обусловила перемещение центра зарубежной России в США, где продолжало развиваться фотографическое искусство эмиграции и комплектование общественных и частных фотографических собраний.

Благодаря феномену фотографии мир зарубежной России 19201930-х гг., его образы и лица, оказались сохраненными для истории; художественная фотография стала неотъемлемой частью международного фотографического искусства и, в тоже время, составила золотой фонд фотолетописи российского зарубежья.

Фиксация и сохранение образов зарубежной России в документальных хрониках, семейных снимках, видовой, жанровой или портретной фотографии, выполненной российскими эмигрантами в межвоенный период, явились существенным компонентом в формировании историко-культурного и художественного наследия российской эмиграции XX века и международного культурно-информационного пространства. Это процесс реализуется в последнее десятилетие в рамках международных выставочных и издательских проектов, форумов соотечественников.

На рубеже XX-XXI веков российская зарубежная фотография, благодаря своему многообразию, выразительности и, в то же время, информационной точности, способствовала развитию плодотворного культурного диалога между несколькими поколениями российских эмигрантов и их соотечественниками в России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Волкова, Галина Викторовна, 2007 год

1. Опубликованные источники

2. Неопубликованные источники

3. Государственный Исторический музей. Отдел письменных источников.24.171. Ф. 424. Коллекция документов по истории буржуазных революций 1905-1917 гг.№ 108012/5781.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.