Культурно-просветительные организации российской эмиграции в Югославии в 1920 - 1930-е гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Сафронова, Галина Николаевна

  • Сафронова, Галина Николаевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 216
Сафронова, Галина Николаевна. Культурно-просветительные организации российской эмиграции в Югославии в 1920 - 1930-е гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2006. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Сафронова, Галина Николаевна

Введение

Глава 1. Институциональная основа российских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. а) Начало процесса образования культурно-просветительных организаций в 1920-е гг. б) Деятельность Русского культурного комитета и других культурно-просветительных организаций в 1920-1930-е гг. в) Культурно-просветительная деятельность Русского научного института в Белграде и других научных организаций в 19201930-е гг. д) Деятельность Земско-городского союза и общественнополитических организаций в культурно-просветительной сфере

Глава 2. Деятельность культурно-просветительных организаций в 1920-1930-е гг.: специфика и генезис а) Основные направления и виды деятельности б) Специфика деятельности российских культурно-просветительных организаций

Глава 3. Место и роль российских культурно-просветительных организаций в научной и общественной жизни Югославии а) Вклад российских деятелей культурно-просветительного движения в науку и искусство Югославии б) Российские эмигрантские культурно-просветительные организации в научной и общественной жизни Югославии 1920-193 0-х гг.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурно-просветительные организации российской эмиграции в Югославии в 1920 - 1930-е гг.»

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью всестороннего изучения истории российской эмиграции в XX веке как части новейшей отечественной истории, в том числе и такого ее аспекта, как система культурно-просветительных организаций зарубежной России в 1920-1930-е гг.

Проблема дополнительно актуализирована спецификой современной социально-экономической и политической ситуации в России и на постсоветском пространстве: изучение опыта деятельности российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в период 1920-1930-х гг. может быть конструктивно использовано в рамках решения проблемы организации системы образования для русскоязычного населения стран СНГ и ближнего зарубежья.

Исследование процесса становления и развития институциональной основы культурно-просветительного движения в российском зарубежье в 1920-1930-е гг. позволяет внести вклад в изучение проблемы истории организации отечественной системы образования и просвещения, развивавшейся вне границ России в специфических условиях эмиграции, а также показать вклад российских деятелей науки и культуры в культуру и научно-техническую жизнь Югославии.

Объектом диссертационного исследования являются культурно-просветительные организации российского зарубежья в Югославии в 19201930-е гг., их институциональные структуры, нормативная документация, персоналии российского просвещения за рубежом и т.д.

Формирование и развитие системы российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии 1920-1930-х гг. рассматривается как явление отечественной и мировой истории XX века, а также как фактор влияния в российской эмигрантской диаспоре.

Предметом диссертационного исследования является деятельность российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в

Югославии в период 1920-1930-х гг., их благотворительная, учебная, научно-исследовательская работа, художественная жизнь, издательская деятельность и т.д.

В рамках диссертационного исследования изучается также развитие социальных, демографических, организационных, культурно-профессиональных и ментальных составляющих системы культурно-просветительных организаций российской эмиграции в Югославии в 19201930-х гг.

Степень разработанности темы. Проблема возникновения и деятельности системы российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. стала изучаться отечественными и зарубежными учеными уже в период ее формирования. Однако обобщающего исследования данной темы до настоящего времени предпринято не было, что актуализирует данную диссертационную работу.

В РСФСР изучение проблематики культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии началось уже в первой половине 1920-х гг. в рамках работ, посвященных теме зарубежной российской контрреволюции. При этом подобные исследования носили в значительной степени пропагандистский характер и затрагивали тему культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии лишь фрагментарно. К таким исследованиям можно отнести работы Р.Л. Мещерякова, И. Сонова, П. Вольникова и др.1

В конце 1920-1930-е годы историографическая ситуация в СССР начинает радикально изменяться: главной задачей историков объявляется не объективное изучение исторического процесса, а уничтожение «вражеской идеологии», при этом начинает насаждаться метод упрощенного и одностороннего изображения зарубежной России как антисоветского анклава, вся деятельность которого подчинена подготовке вооруженной интервенции против СССР. Соответственно, вопросы культурно-просветительной деятельности российской эмиграции, ее научного наследия в данную схему уже не вписываются; их рассмотрение полностью прекращается. Выходят в свет работы Е.А. Михайлова, Р. Кудрявцева, Э.Д. Гримма, Н. Коржанского и др.2

В период 1930-1950-х гг. тема российской эмиграции и в том числе -вопрос ее культурно-просветительной и научно-популяризаторской деятельности фактически становится запретной. В советской историографии начинает превалировать некритическое отношение к исторической истине, снижается общая методологическая культура исследований.

Начиная с конца 1950-х и в период 1960-х гг. советские историки предпринимают первые шаги для обновления подходов в изучении истории российского зарубежья и такой его неотъемлемой части, как система культурно-просветительных организаций, в том числе и в Югославии 1920-1930-х гг. В их работах данная проблема была в значительной степени освобождена от фальсификаций и штампов, избавлена от упрощенных схем и оценок. В данном контексте вышли в свет работы A.M. Брюханова, М.К. Гаврилова, Я.И. Трифонова и др.3

В 1970-е - середине 1980-х гг. происходит интенсификация историографического процесса, что выразилось в значительном увеличении количества выпускаемой литературы, разработке новых направлений исторических исследований, в появлении новых методов исторического поиска в развитии исследовательского процесса. Данные новации, далее при сохранении прежних концептуальных подходов, вели к повышению теоретического и методологического уровня работ. В то же время для отечественной научной литературы, вышедшей в свет до конца 1980-х гг., все еще был характерен «обличительный» подход при рассмотрении темы российской эмиграции и в том числе - ее культурно-просветительной деятельности в Югославии 1920-1930-х гг. С другой стороны, многие исследования данного периода созданы на богатой источниковой базе и вносят существенный вклад в изучение истории российского зарубежья и системы его культурно-просветительных организаций.4

Фундаментальной работой в данной области является монография JI.K. Шкаренкова «Агония белой эмиграции»5, в которой рассматриваются и отдельные аспекты темы культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг. Многие вопросы историко-культурной, общественной и просветительной деятельности российских эмигрантов в межвоенный период получили отражение в работах A.JI. Афанасьева, В.В. Комина, A.B. Квакина и др.6

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в условиях начавшихся изменений в политической и идейной жизни российского общества значительно возрастает общественный интерес к истории российского зарубежья, в том числе и к теме культурно-просветительной деятельности русской эмиграции в Югославии в период 1920-1930-х гг. В данный период в отечественной историографии практически впервые получила освещение историко-культурная и просветительная деятельность российских эмигрантских организаций.7

С начала 1990х гг. происходит новый этап в изучении российского зарубежья и, в том числе - такого его аспекта, как деятельность культурно-просветительных организаций в Югославии в межвоенный период. Начинается широкое освоение источниковой базы, происходит смена научных парадигм, изменяются методологические принципы исследований, происходит количественное и качественное расширение поля исследований, изучение различных частей и направлений истории российского зарубежья и среди них - историко-культурных мероприятий русской эмиграции в Югославии, научно-популяризаторской и просветительской работы.

В 1991 году в Москве и в 1992 году Санкт-Петербурге прошли конгрессы соотечественников. С 1991 года Отделение языка и литературы

Российской академии наук проводит круглые столы «Российское наследие. Разделенные архивы», осуществляя программу по формированию фондов русской зарубежной культуры XX века. В сентябре # 1993 года Российская АН провела в Москве международную конференцию с участием ученых из семнадцати стран «Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940».

Проблема российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг. и ее вклада в югославскую культуру, науку, искусство, инженерное дело получила отражение в научных работах отечественных историков в 1990-е гг. В данный период выходит в свет ряд публикаций, посвященных данной проблематике, в которых предпринимается попытка раскрыть сущность данного явления, его особенности и причины возникновения. Так, вопросу ® научно-популяризаторской деятельности российской эмиграции в Югославии и в 1920-1930-е гг. и ее вкладу в югославскую науку и просвещение посвящены работы: Аксеновой Е.П. К истории русской научной эмиграции в Югославии: (Письма А.Л. Погодина A.B. Флоровскому); В.П. Борисова. Истоки и формирование российского научного зарубежья; Булатовой Р.В. Основатель югославской палеографической науки - В.А. Мошин и др. В данных исследованиях Ф изучается характер культурно-просветительной и научно-популяризаторской деятельности российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг., показывается ее роль в процессе институционализации югославской науки и системы просвещения.9

Данные исследования освещают многие аспекты деятельности российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. Они характеризуют начало нового этапа в изучении российской эмиграции, которому становится присущи научный ф объективизм и методологический плюрализм, использование новейших исследовательских методов.

Вклад российской эмиграции в искусство и художественную жизнь югославского общества 1920-1930-х гг. рассматривается в работах Казовской Т.М., Кузиной Г.А., Кулагиной Г.М., Николютина А.Н. и др.10 ф Со второй половины 1990-х - в 2000-е гг. происходит интенсивное изучение проблемы деятельности российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии 1920-1930-х гг. При этом выделяются новые направления научного поиска, многие аспекты данной проблемы рассматриваются в новом ракурсе. Выходят в свет работы Алексеевой Е.В., Муромцевой Л.П., Перхавко В.Б., Сибинович М., Тесемникова В.А. и др.11

В 1996 году вышел в свет сборник статей «Русская эмиграция в

1 9

Югославии». Составители настоящего сборника исходили из • значимости и актуальности этой проблематики для русского читателя. Книга издается по инициативе научного сотрудника Института славяноведения и балканистики РАН О.Л. Кирилловой и профессора Белградского университета М. Сибиновича при финансовой поддержке сербской фирмы «Информатика» (Белград - Москва). В нее вошли избранные статьи белградского двухтомника и работы московских исследователей. Здесь представлены различные аспекты феномена русской Ф эмиграции в Югославии: общие статистические данные, сведения о прибытии и размещении беженцев, жизнь эмиграции в рамках созданных ею общественных организаций, культурные связи с местной интеллигенцией, вклад ряда видных представителей эмиграции в экономику, науку и искусство Югославии.

Сборник завершает публикуемая впервые в столь большом объеме «Избранная библиография книг и статей на общие темы жизни и деятельности русской эмиграции в Югославии», составленная А. ф Арсеньевым - перечень работ, опубликованных за 75 лет на разных языках и на четырех континентах. В библиографию не вошли сотни работ, относящиеся к отдельным русским ученым, общественным деятелям, артистам и т.д., которые жили и творили в Югославии (византологу Г.А. Острогорскому, театральному режиссеру Ю.Л. Ракитину, математику Ан.Д. Билимовичу, художнику С.Ф. Колесникову, летчику В.И. Стрижевскому, журналисту А.И. Ксюнину, митрополиту Антонию Храповицкому, ген.-лейт. Б.В. Адамовичу и многим другим). Это задача на будущее. Особый раздел библиографии содержит перечень опубликованных мемуаров и известных составителю художественных произведений, в которых судьбы русских эмигрантов представлены в восприятии югославских и советских писателей.

В период 2000-2005 гг. в работах отечественных исследователей получили отражение самые различные аспекты культурно-просветительной и научно-популяризаторской деятельности российской эмиграции в Югославии межвоенного периода. В данном контексте необходимо выделить работы Пивовара Е.И., Петрушевой Л.И., Ершова В.Ф., Мироновой Е.М. и др.13

Современная ситуация в сфере исторического знания характеризуется существенным ростом исследовательского и публицистического интереса ко всему, что касается темы российского зарубежья, и в том числе такого ее аспекта, как деятельность культурно-просветительных организаций зарубежной России в 1920-1930-е гг.

В 1920-2005 гг. в рамках отечественной и зарубежной исторической науки происходит выход в свет литературы справочного характера -библиографических и биографических справочников, архивных путеводителей и т.п., содержащих существенные сведения о культурно-просветительной деятельности российских эмигрантских организаций 1920-1930-х гг. Так, в 1971 году вышла в свет работа П.Е. Ковалевского «Зарубежная Россия. История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970)»; в 1998 году вышли в свет «Библиографические и справочные материалы к изучению культурной жизни русской эмиграции».14

В 1993-2005 гг. в ИРИ РАН работала группа ученых-историков под руководством академика Ю.А. Полякова, подготовившая ряд концептуальных исследований по теме российской эмиграции, в том числе и по проблеме деятельности русских зарубежных культурнопросветительных организаций в Югославии.15

На историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в Центре теоретических проблем исторической науки работает группа исследователей под руководством профессора Е.И. Пивовара, осуществляющая многоаспектное изучение темы российского зарубежья, включая проблематику культурно-просветительной деятельности российских эмигрантов в Югославии в 1920-1930-е гг.16

Исследования проблемы российской эмиграции 1920-1930-х гг., в том числе ее культурно-просветительной деятельности, во второй половине 1990-х - 2000-е гг. проводились также в МГУС, где был

1 -j выпущен ряд статей по данной проблематике. В 2000 г. вышла в свет монография В.Ф. Ершова «Российское военно-политическое зарубежье в

1918-1945 гг.», в которой также изучаются многие аспекты культурнопросветительной деятельности российских эмигрантских военных - 18 организации.

В период 1990-2004 гг. многие отдельные аспекты темы культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии в межвоенный период получили отражение в диссертационных исследованиях Е.И. Алдюховой, К.В. Бирюковой, O.A. Грибенчиковой и

19

Др.

Эмигрантская историография российского зарубежья, включая тему культурно-просветительной деятельности русских эмигрантских организаций в Югославии в 1920-1930-е гг., зародилась уже на раннем этапе эмиграции. В 1920-е гг. выходят в свет работы Н.С. Билимовича, Ю. Вейцмана, В.Х. Даватца, Д.Н. Иванцова, С. Новикова и других деятелей российской эмиграции, во многом непосредственно связанных с проблемой организации культурно-просветительной деятельности.20

Проблема истории деятельности российских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. получила освещение на страницах эмигрантской периодической печати; количество наименований российских газет и журналов, публиковавших статьи и материалы культурно-просветительного характера, насчитывает несколько десятков. Среди них: «Новое русское слово», «Иллюстрированная Россия», «Новое время», «Русский голос» и др.

В 1930-е гг. за рубежом продолжают выходить в свет работы эмигрантских авторов, затрагивающие в той или иной степени проблему культурно-просветительной деятельности российских эмигрантских организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. Были опубликованы исследования Т.Н. Пио-Ульского, В.В. Розенберга, Е.В. Спекторского и др. В этих работах отражалась культурно-просветительная деятельность российской эмиграции в Югославии как часть общего культурного влияния зарубежной России на социум и культуру стран проживания.21

В 1940-1960-е гг. количество изданий российского зарубежья сокращается, что было обусловлено изменением международной обстановки, исчезновением многих центров научной и общественной активности русской эмиграции в странах Центральной и Восточной Европы, в первую очередь - в Югославии. В данный период публикуются работы Д.А. Асеева, В.А. Маевского, Е.Э. Месснера, А.Н. Шуберского и

22 др.

В 1970-1990-х гг. число эмигрантских изданий, затрагивающих проблему культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии, продолжает сокращаться, тем не менее в этот период появляются исследования А. Арсеньева, Н.С. Белавина, Ю.К. Мейера, Д.М. Николаева-Волкова и др.23

Во второй половине 1990-х - 2005 гг. эмигрантская историография максимально сокращается, в свет выходят лишь отдельные незначительные работы, эпизодически затрагивающие лишь некоторые аспекты деятельности российских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг.24

Вопросы истории культурно-просветительной деятельности российских эмигрантских организаций в Югославии в период 1920-1930-х гг. получили также отражение в западной (советологической) историографической традиции в 195 0-2005-е гг. Можно в данном контексте отметить работу М. Раева «Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939 гг., а также исследования С. Аврамовича, 3. Божовича, О. Джурича, М. Йовановича и др.25

Методологическую основу диссертации составили принципы историзма, объективности и системности. В работе использовались также специально-исторические методы ретроспекции и актуализации.

Системный метод предполагает рассмотрение изучаемой проблемы как целостного явления, анализа фактов во всей их совокупности и взаимосвязи.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является изучить деятельность российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг., определить специфику их деятельности, показать основные направления культурно-просветительной работы.

Для достижения вышеуказанной цели соискателем поставлены следующие задачи:

1. Изучить процесс формирования институциональной основы культурно-просветительного движения российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг.

2. Исследовать конкретную деятельность российских культурно-просветительных организаций в Белграде, Загребе и др.

3. Показать вклад российских эмигрантских деятелей культуры и науки в научную и художественную жизнь Югославии в межвоенный период.

4. Определить роль и место российских культурно-просветительных организаций в Югославии в системе культурно-просветительного движения зарубежной России 1920-1930-х гг.

Территориальные рамки исследования охватывают основные центры культурно-просветительной активности российских эмигрантов в Югославии, в первую очередь - Белград, Загреб, Нови Сад и др., затрагиваются также другие регионы и столицы Европы, на которые распространялось влияние культурно-просветительных центров - Прага, Берлин и пр.

Хронологические рамки исследования. Диссертационное исследование охватывает период с 1920 года, когда сформировалась российская эмигрантская диаспора в Югославии, и до 1939 года, когда система российских культурно-просветительных организаций зарубежной России была разрушена начавшейся Второй мировой войной.

Источниковая база диссертации определена предметом и задачами исследования.

Отдельную группу источников составляют публикации документов и материалов по истории деятельности российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в период 19201930-х гг. Данные сборники информативны, содержат большой фактический материал и позволяют в значительной степени воссоздать картину культурно-просветительной деятельности российских эмигрантских организаций в Югославии в таких сферах, как наука, просвещение, искусство, архитектура и инженерное дело, публицистика и т.д. Так, ценный исторический материал по проблеме культурно-просветительной деятельности в зарубежной России содержится в документальной публикации «Чему свидетелями мы были. Переписка бывших царских дипломатов 1934-1940 гг.», подготовленной МИД России.

В российском зарубежье в период 1920-1970-х гг. также выходили в свет документальные публикации по проблеме культурно-просветительной деятельности в Югославии: «Краткий обзор возникновения и деятельности

Общества ревнителей военных знаний в Королевстве СХС», «Доклад

Объединенного комитета Российского общества Красного Креста,

Всероссийского Земского Союза (ВЗС) и Всероссийского союза городов в

Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев»; «Отчет Общества помощи недостаточным ученикам Русской основной школы и Детского сада в

Белграде с 1932/33 учебного года по 1936/37 год».26

Вторая группа источников состоит из памятников эмигрантской общественно-политической и научной мысли - программных документов культурно-просветительных организаций, уставов научных обществ и союзов и т.д., например: «Новый путь», «Записки Русского Научного института», «Русская культура и Югославия» и др.27

Третью группу источников составляют материалы периодической эмигрантской и советской печати, содержащие сведения фактологического характера по теме культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг. В диссертационном исследовании были использованы материалы газет и журналов: «Призыв»,

Духовный мир студенчества», «Русский Сокол в Земуне», «Вестник

28

Воздушного Флота» и др.

Следующая группа источников - мемуарная литература, имеющая большую значимость для данного исследования. О культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии в 19201930-е гг. рассказывают воспоминания Л. А. Девель-Иванниковой, архиепископа Иоанна Шаховского, А. Бертельс-Меньшого, В.В. Бодиско,

29

В.Н. Вагнера и др.

Комплекс опубликованных мемуаров по теме культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг. является одним из наиболее крупных мемуарных пластов русской эмиграции и свидетельствует о таких сторонах деятельности представителей российской науки и культуры в Югославии, как организация публичных лекториев, проведение открытых семинаров, съездов ученых, выступлениях в югославских высших и средних учебных заведениях, а также об их вкладе в науку, культуру и искусство югославского общества в 1920-1930-е гг.

По теме культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг. существует также достаточно обширная справочно-информационная литература. Например: Литература ® русского зарубежья: Материалы к библиографии. Кн.1. 1917-1940; Армия и Флот. Военный справочник; Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970); Биобиблиографические и справочные материалы к

30 изучению культурной жизни русской эмиграции, и др.

В диссертационном исследовании широко использованы неопубликованные архивные материалы Государственного архива Ф Российской Федерации (ГАРФ), комплекс фондов Русского Заграничного Исторического архива РЗИА в Праге (т.н. «Пражский архив»). При научной разработке темы институционализации и деятельности культурно-просветительных организаций российской эмиграции в Югославии в 19201930-е гг. данные материалы являются базовыми: именно в фондах ГАРФ сосредоточен основной массив документов по проблеме - материалы общественных и культурно-просветительных организаций российского зарубежья в Югославии, уставы культурно-просветительных обществ и

• союзов, научных учреждений, военных лекториев, учебно-воспитательные программы, конспекты лекций и т.д. В данном массиве уникальных исторических источников отражены практически все стороны культурнопросветительной, учебно-благотворительной и научно-популяризаторской деятельности российских эмигрантских центров в Белграде, Загребе, Земуне. Нови Саде и др. Так, в фонде 7893 «Русского Культурного комитета в Белграде» содержатся материалы по организации выставки русского искусства с участием А.Н. Бенуа, К.А. Коровина, М.В. Добужинского и др., протоколы, журналы заседаний издательской комиссии, доклады председателя Русского Культурного комитета и др. В фонде 2482 «Союза русских писателей и журналистов в Югославии» содержатся документы о деятелях русской эмиграции, работавших в области медицины и других естественных наук. Фонд 6820 «Русский ^ Научный институт в Белграде» содержит материалы о деятельности института: Положение о РНИ, распределение занятий института, ® программу лекций академика П.Б. Струве, протоколы заседаний, тезисы докладов и другие материалы IV съезда русских ученых в Белграде (1928 г.), переписку с учеными о зачислении их на должность и др.

Архивные материалы фонда 6821 «Института изучения России в Югославии» также содержат богатый фактический материал по теме диссертационного исследования; среди них: объявление о подписке на издания института, афиши о его торжественном открытии, материалы Ф информационно-статистического характера и т.д.31

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые комплексно исследуется процесс формирования и деятельности российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. Впервые изучается проблема институционализации российских культурно-просветительных структур в Белграде и других центрах социально-политической и общественной жизни югославского социума, раскрывается структура и деятельность таких крупных центров культурно-просветительной деятельности, как Русский Научный институт, Институт изучения России, Русская Матица и

ДР

В диссертации выдвигается положение о том, что создание российскими эмигрантами в Югославии в 1920-19390-е гг. системы культурно-просветительных организаций в значительной мере облегчало процесс социальной адаптации российских беженцев, а также способствовало сохранению ими основ отечественной культуры.

В работе анализируется активность российских культурно-просветительных организаций в Югославии, направленная на расширение своей деятельности, на повышение количественных и качественных стандартов работы.

В диссертационном исследовании показана и проанализирована социокультурная ментальность организаторов и участников культурно-просветительного движения, их политические и историко-культурные взгляды, художественная жизнь, варианты прогнозирования развития социальной и общественно-политической ситуации в России.

В работе доказывается, что российские культурно-просветительные организации в Югославии в 1920-1930-е гг. осуществили значительный объем деятельности в рамках широкого спектра: от научно-исследовательской и популяризаторской до организации учебного процесса в системе российского (и югославского) образования.

В диссертационном исследовании впервые отмечается, что институциональная основа российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. являлась неотъемлемой составной частью системы обществ и профессиональных союзов зарубежной России, прослеживается генезис ее организационных структур.

В диссертации вводится в научный оборот обширный комплекс исторических источников, в том числе архивных, по исследуемой теме.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее положений и выводов при подготовке научных исследований и учебных пособий в области отечественной истории XX века, в лекционных курсах вузов и в рамках семинарских занятий, а также при организации системы культурно-просветительной деятельности для русскоязычных диаспор в странах СНГ и ближнего зарубежья.

Апробация исследования. Выносимые на защиту положения диссертации прошли научную апробацию в Московском государственном университете сервиса в рамках деятельности кафедры истории. В 20042005 гг. соискателем опубликованы две работы по теме диссертации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Сафронова, Галина Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс образования культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-е гг. охватил практически все стороны жизни российской эмигрантской диаспоры. Их возникновение было обусловлено тем обстоятельством, что многие российские ученые-эмигранты и общественные деятели испытывали потребность в продолжении интеллектуальной деятельности, а также уделяли внимание вопросу подготовки научных кадров для России постбольшевистского периода.

Активная деятельность российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. в значительной степени способствовала консолидации российской зарубежной диаспоры в этой стране, содействовала развитию системы российского эмигрантского образования, а также интеграции многих российских эмигрантов, в первую очередь - молодежи, в научный и общественно-культурный мир европейских стран, в систему зарубежного среднего и высшего образования.

Формирование русских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. находилось в прямой зависимости от уровня развития и генезиса российской диаспоры в этой стране. В случае возникновения новых крупных научно-исследовательских центров российской эмиграции (например, в • связи с созданием Института изучения России) при них обычно появлялись и культурно-просветительные структуры. И, напротив, вместе с угасанием общественно-культурной жизни российской колонии в том или ином регионе Югославии сворачивали свою работу и русские эмигрантские культурно-просветительные организации.

В рамках процессе формирования и развития институциональной основы российских культурно-просветительных организаций в 19201930-е гг. русскими эмигрантами были созданы крупные общественные организации - «Русский культурный комитет в Белграде» и его структуры, «Союз русских писателей и журналистов в Югославии», «Русский Научный институт в Белграде», «Институт изучения России в Югославии» и ряд других, которые оказали в итоге большое влияние на научную и культурную жизнь российской диаспоры, а также и на научную и культурную жизнь самой Югославии и ряда других, в основном европейских стран.

Отличительной чертой деятельности российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. являлись ее высокие качественные и политические характеристики. Столь высокий уровень культурно-просветительной активности российской эмиграции в 1920-1930-е гг. объясняется ее надеждой на скорое возвращение на родину, где она сможет реализовать полученные знания и занять подобающее социальное положение. Русские эмигранты смотрели на культурно-просветительную деятельность как на средство поддерживать свою профессиональную квалификацию (преподаватели дореволюционных учебных заведений, профессура), а также как на вид продолжения научной карьеры в условиях эмиграции.

Просветительская деятельность российских общественно-культурных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. была направлена прежде всего на воспитание и развитие у членов российской эмигрантской диаспоры чувства национальной идентичности, на сохранение у них отечественной исторической традиции и менталитета. Российские культурно-просветительные организации в Югославии в межвоенный период внесли большой вклад в дело создания и развития системы среднего и высшего образования зарубежной России, оказывали значительную поддержку российской эмигрантской начальной школе.

Деятельность российских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. была направлена в первую очередь на воспитание у русских эмигрантов, прежде всего - молодежи, чувства причастности к исторической судьбе своей родины; она вселяла в их сердца надежду на скорое возвращение и на реализацию своих полученных знаний в постбольшевистской России. Таким образом, у российской эмиграции возникала надежда на будущее, а перспектива возвращения на родину казалась ей реальной. Возникало также чувство собственной нужности, причастности к делу подготовки строительства новой (постбольшевистской) России.

Система российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. была ориентирована прежде всего на внутренний спрос в рамках диаспоры зарубежной России. Тематика лекционных выступлений, подбор литературы, статьи в периодических изданиях учитывали информационные запросы российских эмигрантов и лишь после этого были ориентированы на внешнего потребителя - граждан стран-реципиентов.

Система российских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. являлась неотъемлемой частью институциональной структуры российской диаспоры за рубежом в межвоенный период. Российские культурно-просветительные организации в Югославии стали важнейшими культурными и общественными центрами российской эмиграции, на основе которых формировался мир российского зарубежья в странах Центральной и Восточной Европы в 1920-1930-е гг., его традиции и культура.

Культурно-просветительная деятельность российских эмигрантов-ученых в основном проходила в рамках популяризации науки, прежде всего - ее гуманитарных направлений. В то же время именно благодаря увлеченным лекциям ряда российских профессоров многие представители российской эмиграции выбрали в качестве своей будущей профессии карьеру ученого. При этом большинство из них впоследствии успешно интегрировались в мир зарубежной (прежде всего - западной) науки. Таким образом, культурно-просветительная деятельность эмигрантской профессуры в значительной степени способствовала формированию научных кадров российской эмиграции. формально культурно-просветительная деятельность российских эмигрантских организаций проходила в соответствии с принципом их аполитичности. Однако в действительности в 1920-1930-е гг. российские культурно-просветительные организации в Югославии оказывали значительное косвенное влияние на развитие белоэмигрантской идеологии, способствовали формированию у русской эмиграции, прежде всего ее молодежной части, мировоззрения, основанного на идеях традиционной российской культуры, отечественной истории и т.д.

Российские эмигранты в 1920-1930-е гг. проявили очень высокую активность в деле создания культурно-просветительных организаций, что в целом способствовало развитию и укреплению общей институциональной базы российской зарубежной диаспоры. Деятельность российских культурно-просветительных организаций в Югославии способствовала укреплению организационных связей в рамках российской диаспоры, ее консолидации.

Российские эмигрантские культурно-просветительные организации в Югославии 1920-1930-х гг. в значительной степени способствовали позитивному развитию процесса социально-культурной адаптации российской эмиграции, создавали положительный образ российской диаспоры, удовлетворяли информационный и духовный голод людей, оказавшихся в крайне тяжелых материально и психологически условиях. Феномен российских эмигрантских культурно-просветительных учреждений 1920-1930-х гг. показал устойчивую тенденцию мира зарубежной России к воспроизводству традиционной отечественной культуры и образа жизни независимо от политической и культурной ситуации стран-реципиентов, стремление к активной творческой, образовательной и научной деятельности. Практически, ни одна эмиграция в мире за всю историю человечества не создала такого уникального явления, как система культурно-просветительных организаций на территории других стран и в различных регионах мира, прежде всего - в Югославии.

Деятельность российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. была востребована диаспорой зарубежной России, что и позволило им достаточно успешно развивать свою работу. Одной из причин, по которой российские эмигранты проявляли столь устойчивый интерес к культурно-просветительным организациям зарубежной России, является то обстоятельство, что большинство из них надеялось реализовать полученные знания уже в эпоху постбольшевистской России.

Российские культурно-просветительные организации в Югославии в 1920-1930-е гг. восполняли дефицит информации в среде российского зарубежья, в частности о положении в СССР, осуществляли интенсивный информационный обмен.

Реальная роль российских эмигрантских культурно-просветительных и научно-популяризаторских организаций в мире российского зарубежья 1920-1930-х гг. была шире, чем только культурно-просветительная. В глазах российской эмиграции они являлись «островками» отечественной культуры, своего рода центрами идейного и историко-культурного сопротивления идеологической экспансии коммунистического движения. Культурно-просветительная деятельность стала символом свободы слова и мысли, признаком образа эмигранта, не смирившегося со своей ролью апатрида и живущего мечтой о возвращении на родину.

В то же время, активная деятельность российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. способствовала созданию рабочих мест для представителей российской диаспоры.

Российские культурно-просветительные организации российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг. являются неотъемлемой составной частью институциональной основы мира зарубежной России. Они сыграли значительную роль в деле формирования и укрепления российской зарубежной диаспоры в межвоенный период.

Таким образом, можно сделать вывод, что система российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в период 1920-1930-х гг. являлась одной из важнейших институциональных составляющих мира зарубежной России и достаточно эффективно обеспечивала информационные, научные и культурные потребности русскоязычной диаспоры в странах Центральной и Восточной Европы. Благодаря сложившейся системе российских культурно-просветительных организаций молодое поколение российской эмиграции получило в Югославии и других европейских странах возможность приобщиться к ценностям отечественной культуры, знания по истории России, сохранить русский язык как средство общения.

Значительное сокращение деятельности системы российских эмигрантских культурно-просветительных центров, сложившихся в 19201930-е гг., происходит в период Второй мировой войны 1939-1945 гг., когда в основном институциональная система культурно-просветительных организаций мира зарубежной России в странах Центральной и Восточной Европы была разрушена.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Сафронова, Галина Николаевна, 2006 год

1. Неопубликованные источники

2. Государственный архив Российской Федерации (ТАРФ).21.126. Фонд 5771. Представительство Всероссийского Союза городов в Югославии, г. Белград. 1920-1941 гг.1. Оп.1. Д.8. Jï.41,220.

3. Оп.2. Д.2. Л.370-370об., 373об, 375об., 376.1. Оп.1. Д.5. Л.24.21.127. Фонд 5777. Тукалевский В.Н. 1882-1936.

4. Оп.1. Д.45, л.1-63; Д.40. Л.60; Д.42. Л.14. Д.57. Л.8; Д.48. Л.1об.; Д.99. Л.20; Д.302. Л.10,11.21.130. Фонд 6134. Общество славянской взаимности, г. Белград, 1919-1922.

5. Оп.1. Д.938. Л. 5,8,9,11,12,13, 24,29; Д.959. Л.223; Д.959. Л. 151-156; 223; Д.965. Л.43; Д.992. Л.1; Д.1129. Л.З.

6. Оп.2. Д.957. Л.2, 23-24, 44, 50-51, 56, 58.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.