Фотоиздания: Теория и методика редакционно-издательской подготовки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.25.04, кандидат филологических наук Пономарева, Елена Львовна

  • Пономарева, Елена Львовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ05.25.04
  • Количество страниц 252
Пономарева, Елена Львовна. Фотоиздания: Теория и методика редакционно-издательской подготовки: дис. кандидат филологических наук: 05.25.04 - Книговедение. Москва. 1999. 252 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Пономарева, Елена Львовна

Глава I.

Фотография как видообразующая составляющая фотоиздания

1. Общая характеристика отечественных фотоизданий

2. Свойства фотографии в аспектах содержания и формы

3. Жанровая структура фотоматериалов

Глава II.

Типологические характеристики фотоизданий как основа формирования критериев их редакторской оценки

1. Особенности разработки типологии фотоизданий

2. Специфика читательского восприятия фотопроизведения

Глава III.

Особенности редакционно-издательской подготовки фотоизданий на основе фотопроизведений

1. Этапы подготовки фотоизданий

2. Особенности верстки фотоизображения и текста 200 Заключение 214 Библиографический список 219 Список фотоизданий

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Книговедение», 05.25.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фотоиздания: Теория и методика редакционно-издательской подготовки»

Особую роль в познании человеком окружающего мира играют зрительные ощущения. Фотография как способ изображения, как одно из средств отражения действительности нашла чрезвычайно широкое распространение во всех областях общественной жизни и, в том числе, в прессе и книгоиздании.

Способ "светописи" был изобретен в 1839 году. Со времени появления фотографии стали выходить альбомы, почти полностью состоящие из фотоснимков. В основном, это были видовые альбомы этнографического или исторического содержания. Фотография стала одним из действенных средств познания, отражения и интерпретации действительности. В 1840-ые годы появились первые книги, содержащие фотографии [154, с. 7]. Среди них можно назвать "Виды Парижа и его окрестностей" (1840), "Путешествия дагерро — типистов" (1842), "Солнечные картинки Шотландии" (1845). Благодаря наглядности и доступности сообщаемых фактов жизни, издания такого рода пользовались большой популярностью.

Так возникла и стала формироваться особая форма изданий — фотоиздание, которое к нашим дням прочно завоевало себе место в издательской продукции.

Мастера фотографии, фотохудожники, фотокорреспонденты, видят фотоиздание как форму, в которой может реализовываться их творчество. Фотографические издания "могут и должны продлить сроки существования фотографических произведений. Фотографические альбомы, книги — прекрасное средство для налаживания контактов фотографии со зрителем", — пишет А. Суткус в своей статье "Фотография и издательское дело" [206, с. 18].

В 1969 году образовалось издательство "Планета", в задачи которого входил выпуск фотоизданий. В этом издательстве впервые в нашей стране были найдены оригинальные способы и методы подготовки фотоальбомов. Появление фотоизданий стало отражением нового стиля мышления и эволюцией в развитии книжной формы. Массив фотоизданий позволяет судить о большом издательском опыте, который следует изучать и распространять.

Объектом настоящего исследования являются фотоальбомы и фотокниги, выходившие в России в последние двадцать лет.

Предмет исследования — формы и методы подготовки фото — изданий, особенности фотоматериалов, составляющих их основу.

Целью данного исследования является определение с книговедческих позиций специфических особенностей фотоизданий и обоснование возможностей их дальнейшего совершенствования, исходя их своеобразия фотоматериалов, предназначенных для изданий.

Задачи исследования: на основе изучения работ по истории фотографии выявить закономерности формирования фотоизданий; выявить типоформирующие признаки фотоальбомов и фо — токниг как вида изданий; изучить особенности редакционно-издательского процесса подготовки фотоизданий; сформулировать критерии редакторской оценки фотоматериалов и требования, предъявляемые редактором при отборе снимков и построении фотоповествования.

Методологической основой исследования служат положения философии и теории познания, искусствознания, психологии художественного восприятия, литературоведения, искусства книги, книговедения, касающиеся исследования книжных изданий.

В процессе работы использованы следующие методы: истори ко-книговедческий — при изучения процесса развития фотоизданий; типологический — при изучении особенностей фотоальбомов и фотокниг как вида изданий, анализе их жанрового своеобразия; статистический — при оценке массива фотоизданий. При анализе фотографий использовался деятельностный подход, дающий воз — можность учесть в редакторском анализе специфику фотоматериалов.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые с позиций книговедения предпринято комплексное исследование определяющих принципов редакционно-издательской подготовки фо — тоизданий на основе специфических признаков последних.

В работе определены изобразительно-выразительные особенности языка фотографии в связи с жанровыми характеристиками фотоповествования. Выделены художественные средства и закономерности композиционного построения фотокадра. Обоснована специфика фотоальбомов и фотокниг в системе книгоиздания. Рассмотрены принципы подготовки и редактирования фотоизданий с учетом специфики фотоповествования как способа отражения действительности со своими средствами выражения.

Отличительной особенностью фотоиздания является то, что в его основе лежит фотоизображение, сопровождаемое и организуемое текстом. Замысел автора реализуется посредством фотографии. Заявка, поступившая от автора, оценивается с точки зрения социальной потребности в теме и возможности решить тему фотосред — ствами. На основании заявки автор пишет сценарный план, который должен задать композиционный строй будущей книге. Смысловым стержнем в сценарии является или сюжет, или логическая схема, или структура знания, отражаемая в книге. Автор сценария старается искать слово, которое прямо служило бы изображению. Слово должно быть в сценарии "зримо". В сценарии к фотоизданию задается сюжетная конструкция, содержащая эпическое и драматиче — ское начала. Сценарий литературен по внутренней структуре и в то же время фотографичен: описания в нем зримы, все сказанное словом может быть запечатлено на пленке. Как форма выражения авторского замысла, авторской идеи, сценарий является необходимой ступенью в создании фотоизданий. Он задает будущему изданию эмоциональную целостность и смысловую законченность. Другими составляющими подготовки фотоиздания являются пораз — воротный кадроплан и монтаж фотопроизведения. На этих этапах фотопроизведение прорабатывается постранично.

В настоящее время фотоиздания выпускают издательства: "Граница", ТОО "Пента", "П-2", "Русская книга", "Советский спорт", "Планета", "Слово", "Искусство", "Полиграфвидео", "Наука", "Стройиздат", "Авангард" и многие другие. Однако альбомы и книги в большинстве своем издательства готовят интуитивно. В редакторской подготовке сказывается традиционный подход к фотоизданиям как к обычным иллюстрированным изданиям. Такой подход можно назвать неверным. В данной диссертации предпринимается попытка понять природу фотографии и на этой основе разработать критерии оценки фоторяда и методику создания фото — произведения с учетом современного метода подготовки фотоизда — ний.

Практическая значимость работы.

Выявленные закономерности создания отдельного фотоизо — бражения и жанров фотопублицистики дают основание для формулирования критериев редакторской оценки фотоматериалов, предназначенных к изданию; кроме того определены принципы композиционного построения фотографии в фотоповествовании, позволяющие наиболее целесообразно передать замысел фотопроизведе— ния.

Типологическая характеристика фотоизданий поможет целенаправленной работе редакторов при их подготовке.

Результаты изучения особенностей редакционно-издательского процесса выпуска фотоальбомов и фотокниг могут быть использованы при распространении практического опыта в работе издательств, тем самым помогая повысить культуру изданий.

На основании анализа выявленных форм композиционной организации фотоснимков и приемов создания фотоповествования издателям книг и альбомов предложены рекомендации по улучшению композиционного построения фоторяда, улучшению формы изданий, повышению доходчивости изложения содержания.

По итогам проделанного в работе типологического изучения изданий данного вида могут быть составлены методические документы, необходимые для совершенствования их выпуска.

Положения диссертации использованы в учебном процессе в дисциплинах комплекса "Редактирование".

Апробация работы.

Материалы диссертации докладывались на научно-технических и научно-методических конференциях профессорскопреподавательского состава: "Методика подготовки фотоиздания" (1994), "О постановке спецкурса "Подготовка фотоизданий" (1995), "Повышение эффективности восприятия фотоинформации в изданиях" (1997 ), "Композиция фотокадра как способ реализации авторского замысла в фотоиздании" (1998); на международной научной конференции Международной академии информатизации: "Использование компьютерной техники при подготовке фотоизда — ний" (1994); на Восьмой научной конференции по проблемам книговедения: "Подготовка фотоинформационных материалов в периодических изданиях" (1996).

Статьи по теме диссертации опубликованы в научно-техническом информационном сборнике по проблемам книговедения: "Специфика редактирования фотоизданий" (1995 г., выпуск 1); "Фотография в периодической печати. Редакторский анализ" (1996 г., выпуск 1).

На защиту выносятся: обоснование приемов и методов создания фотопроизведе— ния, которое предусматривает использование языка фотоизображения, особенностей содержания и композиции фотоснимка при подготовке фотоизданий; критерии редакторской оценки фотоматериалов, предназначенных для фотоизданий, с учетом природы фотоизображения, а также особенности преобразования фотографий в фотопроизведение как основы будущего фотоиздания; концепция редактирования фотографий, отобранных для фотоизданий, включающая разработку видо-типологической характеристики фотоизданий, определение роли и задач изобразительного материала и текстового сопровождения для реализации содержания книги, обоснование критериев оценки фотопроизведения с учетом целевого назначения и читательского адреса фотоиздания. методика работы редактора над изданиями, в основе которых лежит фотографическое отображение действительности, учитывающая специфику фотоизданий и включающая такие составляющие, как редактирование сценарного плана издания, редакторская оценка поразворотного кадроплана отдельных элементов издания и способов монтажа фотопроизведения.

Цели и задачи исследования обусловили выделение в диссертации введения, трех глав и заключения. В первой главе исследу — ются изобразительно-выразительные особенности языка фотографии, дается характеристика жанров фотоизображения, рассматривается история развития изданий, раскрывающих тему с помощью фото — публикаций. Во второй главе дается типологическая характеристика фотоальбомов и фотокниг, выявляются их основные свойства, исследуются особенности соотношения фотоизображения и текста, анализируются особенности восприятия фотоиздания читателем-зрителем, раскрываются повествовательные возможности фотоизображения. В третьей главе рассматриваются этапы редакционно-издательского процесса подготовки фотоизданий. Предложена методика редактирования фотоматериалов, а также система критериев редакторской оценки отбора снимков и построения фоторяда на различных этапах редакционно-издательского процесса.

До настоящего времени проводилось мало исследований по изучению специфики фотоизданий, но работ по научному обоснованию редакционно-издательского процесса этого вида издательской продукции и критериев редакторской оценки фотопроизведений не было.

Можно назвать работы, где авторы пытались выявить признаки фотоальбомов и фотокниг как видов изданий, затрагивая отдельные аспекты изучения фотоизданий. В работах Алямовской Г.В. "Альбом как тип издания" [11], Адамова Е.Б. "Классификация альбомов по искусству и фотоальбомов" [1], Алексеева С.Д. "Типы альбомов по искусству и фотоальбомов" [6], "Фотография в издательской практике" [7], Коваленко Г. "В содружестве с авторским коллективом" [104], "Утверждение нового жанра" [105], Коноплева А. "Фотокнига, фотоиздание, фотоальбом" [107], Стигнеева В. Т. "Фотокнига: Тенденция развития" [205], в книге Новоспасского В. Н. "Фотография в книге" [154] в статье Суткуса А. "Фотография и издательское дело" [206] авторы сделали попытку определить характерные особенности фотоизданий, дать классификацию, выявить закономерности изобразительного повествования. Большой вклад в разработку вопроса по изучению фотокниги внесла Л.Д. Шехурина в научном исследовании "Фотокнига" [240], но, предложив классификацию фото — книг, определив отличие данного вида издания от изданий, иллюстрированных фотографиями, ею не рассмотрены фотоиздания с позиции редактора. В статье A.A. Александровой "Фотокнига на современном рынке" [5], указывается, что отсутствие научной типологической разработки фотоизданий отрицательно влияет на их дизайнерское решение.

В настоящее время в ОСТ 29.130 — 97. "Издания. Термины и определения" [161] дано понятие "фотоальбом", но отсутствует понятие "фотокнига", что свидетельствует о слабой разработанности этого вопроса в книговедении.

Фотоиздание сегодня предстает как явление эволюции фотоискусства, издательского дела и полиграфии. В данной работе сделана попытка комплексного исследования фотоиздания с точки зрения особенностей фотографического языка, композиционной организации фотоповествования, взаимодействия текста и фотографий, целостности книжной формы. В связи с чем возникла необходимость анализа и использования достижений в смежных областях знания.

В процессе исследования основных особенностей фотоизображения, выразительных элементов в фотографии, жанров фотоизображения, специфики фотоповествования были привлечены труды по искусствоведению, фотоискусству, теории фотожурналистики, а именно: В. А. Истрин "Развитие письма" [91], Ю. М. Лотман "Художественная природа русских народных картинок" [121], энциклопедический справочник "Фотография" [225], Н. И. Ворон "Жанры советской фотожурналистики" [57], Г. Чудаков

Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура" [234], Г. Пондопуло "О художественных границах кинематографа" [169], Л. П. Дыко "Основы композиции в фотографии" [87], В. И. Михалкович, В. Т. Стигнеев "Поэтика фотографии" [138].

Исследование документальной и художественной природы фотоизданий, особенности композиционного построения фотопро — изведения, а также вопросов эстетической информации и художественного восприятия проводилось с привлечением литературы по теории искусства, эстетики, философии. Среди них прежде всего назовем работы А. Я. Зися "Искусство и эстетика" [90], А. А. Бруд — ного "Подтекст и элементы внетекстовых знаковых систем" [40], Е. Я. Васина "О природе изображения" [28], A.C. Вартанова " Эстетические основы документального искусства" [51], и "Фотография: документ и образ" [49], Е. В. Волкова "Произведение искусства — предмет эстетического анализа" [56], А. Моля "Теория информации и художественное восприятие" [139], A.C. Мерзона

Документальный жанр в искусстве: философские и социально-психологические проблемы" [133], И. Д. Рудя "Поток информации и художественное восприятие" [181], Б. М. Рунина "Информация и художественность" [183], М. А. Сапарова "Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения" [186], В. Славина "Наглядный образ в структуре познания" [195], Б. Успенского "Поэтика композиции" [217].

Метод изучения сюжета, сценария, монтажа фотоматериалов для издания, особенностей восприятия фотоиздания определился в ходе изучения трудов, посвященных анализу киновосприятия, киномонтажа, трудов литературоведов. Наибольший интерес для дан — ной работы представили труды: С. М. Эйзенштейна "Избранные произведения" [242], В. Пудовкина "Собрание сочинений" [174], И. В. Вайсфельда "Теоретическое наследие Эйзенштейна и вопросы изучения киновосприятия" [46] и "Формирование советской теории кино" [47], Д. М. Лотмана "Семиотика кино и проблемы киноэсте — тики" [120], И. Соколова "Психологические основы кадра и монтажа" [197], М. Мартена "Язык кино" [129], Б. В. Томашевсого "Теория литературы" [212], Л. И. Тимофеева "Основы теории литературы" [210], Э. Г. Амашкевича "Сценарий — особый жанр художественной литературы" [12], Е. Добина "Жизненный материал и художественный сюжет" [82] и "Сюжет и действительность" [83], В. В. Кожинова "Сюжет, фабула, композиция" [108], А. Червеняка "Книга о проблемах сюжета" [231].

Исследование исторических тенденций в развитии фотоизданий построено на работах по истории фотографии. В частности, использованы сведения из трудов С. А. Морозова "Русская художественная фотография" [143], "Искусство видеть" [142], "Творческая фотография" [145], "Советская художественная фотография" [144], "Фотография среди искусств" [146], Л. Волкова-Ланнита "История пишется объективом" [54], И. А. Головни "С чего начиналась фотография" [67].

Исследование фотоизданий в книговедческом аспекте велось с привлечением значительного массива литературы по теории книго — ведения, по проблемам типологии книги, по теории книжной иллюстрации. Здесь использованы труды М. Н. Куфаева "Книга в процессе общения" [114], А. И. Барсука "К определению понятия "книга"" [27], И. Е. Баренбаума "К вопросу об универсальном определении понятия "книга" [26], "Единая схема классификации литературы для книгоиздания в СССР" [89], Б. Я. Бухштаба "Проблемы типологии литературно-художественных изданий" [43], А. А. Гре — чихина "Современные проблемы типологии книги" [74], А. А. Бе — ловицкой "Система книговедческого метода" [36], Л. Н. Кастрюлиной "Проблемы типологии литературы и ее значение для теории и

13 практики редактирования" [95], В. Г. Тяпкина "Вопросы типологии в современном книговедении" [215], И.Г. Моргенштерна "Проблемы типологии современной книги" [141], В. Альфонсова "Слова и краски" [10], Н. Дмитриевой "Изображение и слово" [81], О. И. Подобедовой "О природе книжной иллюстрации" [167], В. Н. Ляхова "Очерки теории искусства книги" [125], "Искусство книги. Иллюстрация, книга, графика" [123] и "Оформление советской книги" [124], Н. А. Гончаровой "Композиция и архитектоника книги" [68].

В ходе исследования были рассмотрены фотоальбомы и фото — книги, которые выявлялись по каталогам крупнейших научных библиотек Москвы, а также по "Летописи изоизданий".

Похожие диссертационные работы по специальности «Книговедение», 05.25.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Книговедение», Пономарева, Елена Львовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило сформулировать основные приемы и способы подготовки фотоизданий. Можно утверждать, что эти издания требуют особой методики редакторской подготовки, в основе которой должно лежать теоретическое обоснование характерных признаков фотоизданий. Приемы и методы определяются, прежде всего, особенностями фотоматериалов, составляющими основное содержание изданий. Редактор должен опираться на эти особенности и учитывать такие характеристики фотоматериалов, как документальность, художественность, точность, достоверность, информативность.

На основании этих характеристик можно сформулировать требования к фоторяду: отражение замысла, идеи; эмоциональность, выразительность; выделение главного объекта изображения; динамичность; информативность (образная, документальная); взаимосвязь между снимаемыми объектами по смысловому, формальному, содержательному, логическому и стилистическому признакам; взаимосвязь по характеру изображения; пространственная завершенность.

Исследование основных типологических характеристик фотоальбомов и фотокниг показало, что основными типообразующими признаками фотоизданий являются характер представления и отражения информации, специфика знаковой системы языка произведения, целевое назначение и читательский адрес. Изображения, составляющие содержание альбома, представляют собой специфи — ческую форму отражения действительности, которая не может быть заменена словесными описаниями. Тексты лишь поясняют или комментируют изображение. В основе объединения снимков и текста в фотоальбоме лежат идейно-композиционные связи, которые строятся на сочетании формального, тематического, логического и стилистического принципов. Тематический принцип предполагает охват всех сфер человеческой деятельности, окружающей действительности. В основе логического принципа лежит содержательно-художественный стержень, с помощью которого реализуется тема. Стилистический принцип лежит в основе обеспечения соответствия композиции, ракурса, света фотоснимков общему содержательно-художественному единству книги. Характер информации в фотоальбоме определяется целевым назначением и читательским адресом, от этого зависит и композиция изображения, содержание и структура текста, Исследование показало, что понятие "фотоальбом", закрепленное в ОСТ 29.130 — 97. "Издания. Термины и определения" должно быть дополнено понятием "фотокнига".

Под "фотокнигой" понимается вид издания, ведущим средством изложения в котором является фотография. При этом фотография и текст находятся в органическом единстве и по совокупности создают содержательную основу произведения.

Фотоиздания, возникнув как новый вид,издательской продукции, в период своего становления отражали в основном проблемы общесоциального характера. Они были, как правило, обращены к читателю вообще и преследовали цель содействия расширению политического, культурного и общенаучного кругозора.

По мере развития всё большее место среди них занимают фотоиздания, непосредственно адресованные специалистам определённых областей знаний. Фотоиздания становятся важным источником конкретной специализированной информации в их твор — честве. Это касается, прежде всего, естественных и технических наук, где фотография стала самостоятельным методом исследования (биология, ядерная физика, картография, геология, геофизика, метеорология, военное дело, медицина).

Расширение целевого назначения фотоизданий связано также с конкретизацией их направленности на достижение определённых социальных целей. Так, наряду с целями общеобразовательного, мировоззренческого характера начинается издание книг и альбомов, нацеленных на развитие научных, экономических, культурных связей с зарубежными странами, привлечение внимания к ведущим направлениям науки и техники, научно-технического творчества.

Основу фотоиздания составляет система изображений, рожденная сценарным замыслом, сюжетным ходом, общей мыслью, которая диктует и характер изображения, и последовательность кадров.

Предложенные критерии редакторской оценки фотоматериалов определяются задачами и характером изобразительного ряда, целевым и читательским назначением разрабатываемого издания.

Критерии редакторской оценки фотоматериалов, предназначенных для фотоизданий с учетом природы фотоизображения: крупность плана, выбор ракурса, тональная и линейная перспективы, форматы изображения, изобразительный акцент, уравновешенность композиции, фиксация момента, пространственная целостность, динамичность.

Другой аспект работы редактора над фотоизданием — анализ соотношения текста и изображения. Специфика этой работы состоит в том, что текст составляется на основе уже созданной фото — композиции.

Словесное сопровождение способствует более широкому охвату явления, проникновению в его сущность, облегчает и акцентирует восприятие материалов, подчеркивает идею фотоповествования. В каждом отдельном случае читатель-зритель воспринимает снимок так, как подсказывает ему жизненные опыт, эрудиция, культура, а текстовое оформление способно придать фотографии необходимую однозначность, конкретность визуального прочтения.

В фотоальбоме текст приобретает функции иллюстрации. Здесь текст носит комментирующий и дополняющий характер. Фотокниге присущ связующий текст, выполняющий информационную и организующую функции. Текст в фотокниге является, с одной стороны, элементом композиции фотоповествования, а с другой — средством композиционной организации изобразительного ряда.

Рассмотренные формы текста в фотоизданиях дают основание считать, что характер проявления и функции текста в них различны.

Затрагивая вопросы функциональных обязанностей редактора при подготовке фотоиздания, следует подчеркнуть то, что на него возлагаются дополнительные задачи, связанные с особенностями издания. Редактор, помимо своих обязанностей, выполняемых при работе с любым другим изданием, должен уметь отбирать, оценивать фотоматериал для альбомов и книг. Он должен разбираться в особенностях фотоизображения, знать специфику изобразительного языка, должен знать жанры фотографий. Он должен, как и фотограф, "мыслить кадрами". Художественный редактор не может заменить редактора, отвечающего целиком за издание.

Здесь мы подошли к важному вопросу современного отечественного книгоиздания — о профессиональной подготовке фоторе — дакторов в высших учебных заведениях на факультетах издательского дела. Настало время профессиональных издателей фотоальбомов, фотокниг, фотопутеводителей и т.д. В исследовании показан весь редакционно-издательский процесс подготовки фотоизданий. Он отличается от традиционного и по форме, и по содержанию. Фото — издание строится по тщательно продуманному сценарному плану, по разворотному кадроплану. От редактора требуются способности к пространственному и визуальному мышлению.

В данной работе намечены основные пути работы с фотоиз — даниями. Сделана попытка теоретического обоснования специфики и методики их подготовки. Дальнейшее исследование вопроса может продолжаться в следующих направлениях:

1. Исследование особенностей построения визуального ряда, представляющего собой содержательную и композиционную основу издания.

2. Исследование взаимодействия фотоповествования и текста.

3. Изучение особенности восприятия фотоизданий различными группами читателей.

4. Изучение возможностей применения компьютерной техники в подготовке фотоизданий.

Как показало исследование, компьютерная техника повышает качество подготовки оригинал-макетов, создания иллюстраций и оформления фотоизданий. Например, такие программный обеспечения, как Corel Draw, Adobe Photoshop, Aldus Freehand, позволяют существенно улучшить качество печати фотографий. Следует учитывать, что настольные издательские системы из года в год совер — шенствуются, появляются новые технологии. В связи с этим требуются дополнительные исследования, связанные с внедрением и использованием электронной техники в издательствах, работающих с иллюстрированными изданиями. Полученные результаты данного исследования позволят внести дополнения в разработку компьютерных программ.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Пономарева, Елена Львовна, 1999 год

1. Адамов Е.Б. Классификация альбомов по искусству и фотоальбомов //Тез. докл. II Всесоюзн. научн. конф. по проблемам книговедения. Секция типологии книги. — М.,1977. — С. 52 — 58.

2. Акчурин Д.Г. Документализм и изобразительно — выразительные средства фотожурналистики. Автореф. дис. канд. филол. наук /Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — М., 1985.- 18 с.

3. Александрова А. Бук-дизайн: итоги последнего десятилетия //Кн. дело в России. 1992. - Вып. 1. - С. 62-64.

4. Александрова A.A. О композиционном синтезе книжного формообразования //Книга: Исслед. и материалы. — М.: Кн. палата, 1993. Сб. 66.- С. 100-111.

5. Александрова A.A. Фотокнига на современном рынке //Книга. Исслед. и материалы. 1994. - Сб. 68. - С. 115-122.

6. Алексеев С.Д. Типы альбомов по искусству и фотоальбомы /Изд. дело. 1972. - № 12. - С. 16-19.

7. Алексеев С.Д. Проблемы художественногооформления современной книги. Аналитический обзор. — М.,1999. — С. 55 — 65.

8. Алтай нашего времени //Сов. фото. — 1990. — № 3. — С.35.

9. Альперт М.В. Беспокойная профессия. — М.: Искусство, 1962. 85 с.

10. Альфонсов В.Н. Слова и краски: Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. — М.; Л.: Сов. писатель, 1996.- 243 с.

11. Алямовская Г.В. Альбом как тип издания //Изд. дело. — 1973. № 1. - С. 12-18.

12. Амашкевич Э.Г. Сценарий — особый жанр художественной литературы (от замысла к фильму): Автореф. дис. канд. филол. наук. — Ташкент, 1972, — 18 с.

13. Антонова С.Г. Роль редактора при подготовке к изданию литературы по искусству. — М.: Кн. палата, 1988. — 24 с.

14. Антонова С.Г. Книга по искусству. Внешние доминантные системообразующие факторы: Автореф. дис. д-ра филол. наук. /Моск. полигр. ин-т. — М., 1992. — 31 с.

15. Антонова С.Г. Книга как фактор сохранения и развития культуры: (На материале изданий по искусству) //Книга в меняющемся мире: Тез. докл. /Седьмая науч. конф. по пробл. книговедения. Секция социологии книги и чтения. М., 1992. — С. 3 — 4.

16. Антонова С.Г. Моделирование как метод совершенствования потока изданий (на примере массовой литературы по искусству) //Книга и социальный прогресс. — М.: Наука, 1986. — С. 147-154.

17. Антонова С.Г. Научно-популярная серия по искусству. Проблемы управления //Соврем, пробл. книговедения, кн. торговли и пропаганды кн. — 1988. — Вып. 5. — С. 86 — 91.

18. Антонова С.Г. Научно-популярные издания по искусству (проблемы выпуска)//Книга: Исслед. и материалы. — 1988. — Сб. 56. С. 37-47.

19. Антонова С.Г. Некоторые аспекты формирования репертуара изданий по искусству //Соврем, пробл. книговедения, кн. торговли и пропаганды книги. — 1987. — Вып. 4. — С. 80 — 87.

20. Антонова С.Г. Специфика книги по искусству: Теорет. аспекты редактирования //Книга: Исслед. и материалы. — 1993. — Сб. 66. С. 79-89.

21. Антонова С.Г., Свешникова И. К. Формирование современной концепции редактирования //Соврем, пробл. книговедения,кн. торговли и пропаганды книги. — 1990. — Вып. 7. — С. 121 — 129.

22. Багиров Э.Г. О знаковой природе и своеобразии языка те — левидения как средства массовой коммуникации //Предмет семиотики: Теорет. и практ. пробл. взаимодейстия средств массовых коммуникаций. — М.,1975. — С. 196 — 215.

23. Базен А. Что такое кино? — М.: Искусство, 1972. — 383 с.

24. Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики: Автореф. дис. канд. филол. наук /Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М., 1976. - 27 с.

25. Бальтерманц И.Д. Художественно —документальный образ в фотопублицистике //Вестник МГУ. — 1975. — № 2. — С. 60 — 65.

26. Баренбаум И.Е. К вопросу об универсальном определении понятия "книга" //Книга: Исслед. и материалы. — 1977. — Сб. 34.- С. 5-12.

27. Барсук А.И. К определению понятия "книга" //Издат. дело. Книговедение. 1970. - № 6. - С. 3-7.

28. Басин Е.Я. О природе изображения //Вопр. философии. — 1964. № 4. - С. 52.

29. Басин Е.Я. Портрет расширяет свои границы //Сов. Фото.- 1986. № 11. - С. 22-23.

30. Баскаков А. Сопричастность правде жизни //Сов. фото.- 1988. № 8. - С. 35-37.

31. Безуглый А.М. Наглядно и убедительно: Опыт работы изд-ва "Мистетство" по подгот. и вып. фотоизданий. — Киев: Реклама, 1986. 16 с.

32. Беловицкая A.A. Общее книговедение: Методологические и теоритические аспекты: Автореф. дис. д-ра филол. наук. /Моск. полигр. ин-т. — М., 1988. — 25 с.

33. Беловицкая A.A. Общее книговедение: Учеб. пособие для вузов по спец. "Книговедение и орг. кн. торговли". — М.: Книга, 1987. 256 с.

34. Беловицкая A.A. Система книговедческого метода //Книга и социальный прогресс. — М.: Наука, 1986. — С. 131 — 139.

35. Бидструп X. Политические карикатуры, юмористические рисунки, путевые зарисовки: Избр. — М.: Искусство, 1976. — 502 с.

36. Богемская К.Г. Франс Мазерель. — М.: Изобразит, искусство, 1975. — 63 с.

37. Борухович В.Г. В мире античных свитков. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1976. — 58 с.

38. Брудный A.A. Подтекст и элементы внетекстовых знаковых структур //Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). — М.,1976. — С. 152—158.

39. Бусино Н.Ф. Художественное восприятие. — М.: Знание, 1989. 63 с.

40. Булгаков Ф.И. Адольф Менцель и его произведения. — СПб.: Изд-во А. Вильборга, 1897. 183 с.

41. Бухштаб Б.Я. Проблемы типологии литературно-художественных изданий //Книга: Исслед. и материалы. — 1976. — Сб. 32. С. 5-35.

42. Вагнер Г.К. Проблема жанра в древнерусском искусстве. — М., 1974. 266 с.

43. Вайсфельд И.В. Сюжет и действительность //Вопросы кинодраматургии: Сб. статей. — М., 1965. — Вып. 5. — С. 13 — 46.

44. Вайсфельд И.В. Теоритическое наследие Эйзенштейна и вопросы изучения киновосприятия //Художественное восприятие. Д., 1971. - С. 226-232.

45. Вайсфельд И.В., Масловский Г.Р. Формирование советской теории кино //Из истории советского искусствоведения и эстетической мысли 1930-х годов. — М., 1977. — С. 318 — 339.

46. Вартанов А. Мастерство пластической драматургии //Фотография. 1997. - № 1. - С. 24.

47. Вартанов Ан. Фотография: документ и образ. — М.: Планета, 1983. 271 с.

48. Вартанов A.C. Фотоискусство //Большая сов. энцикл., 3-е изд., М., 1977. Т. 27. - С. 581-583.

49. Вартанов A.C. Эстетические основы документального искусства //Сов. фото. 1973. - № 7. - С. 32.

50. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. — М.: Гослитиздат, 1959, с. 167-259.

51. Война В. Каким быть фотоальбому? //Кн. обозрение. — 1980. 2 июня. - С. 12.

52. Волков-Ланнит Л.Ф. История пишется объектвом. — 2-е изд. М.: Планета, 1980. - 256 с.

53. Волков-Ланнит Л.Ф. Искусство фоторепортера. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1987. — 271 с.

54. Волкова E.B. Произведение искусства — предмет эстетического анализа. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 288 с.

55. Ворон Н.И. Жанры советской фотожурналистики. — М.: Высш. шк, 1991. 80 с.

56. Ворон Н.И. Становление жанров советской фотожурналистики: Автореф. дис. канд. филол. наук /Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М., 1978. - 18 с.

57. Восьмая научная конференция по проблемам книговедения /Книга и книжное дело на рубеже тысячелетия: Тез. докл. — М., 1996. 389 с.

58. Всесоюзный семинар по методическим вопросам научно-технической информации по художественному конструированию: Доклады. — Л., 1977. — 56 с.

59. ГаранищС. Документ или образ //Фотография. — 1994. — № 5. С. 8-9.

60. Гараниш.С. Фотомонография о Шаляпине //Фотография. 1997. - № 2. - С. 36-38.

61. Герман М.Г. Уильям Хогарт и его время. — Л.: Искусство, 1977. 225 с.

62. Герчук Ю. Художественная структура книги. //Искусство книги. М., 1975. - Вып. 8. - С. 217.

63. Глезер В.Д. Зрение и мышление. — СПб.: Наука. Санкт-Петербург. изд. фирма, 1993. — 283 с.

64. Гликман A.C. Жак Калло. Л.; М.: Искусство, 1959. - 180с.

65. Головня И.А. С чего начиналась фотография. — М.: Знание, 1991. 176 с.

66. Гончарова H.A. Композиция и архитектоника книги. — М.: Книга, 1977. — 96 с. — (Б-ка оформителя книги).

67. ГОСТ 7.60 — 90. Издания. Основные виды, термины и определения. — Введ. 01.01.91. 20 с.

68. Гречихин A.A. Возникновение типологии книги как книго — ведческой дисциплины //Книга: Исслед. и материалы. — 1993. — Сб. 65. С. 35-58.

69. Гречихин A.A. Книжное дело как система. — М.: Кн. палата, 1990. 80 с.

70. Гречихин A.A. Особенности развития типологии книги в условиях становления советского книговедения //Совр. пробл. книговедения, кн. торговли и пропаганды книги. — 1993. — Вып. 9. С. 29-69.

71. Гречихин A.A. Проблемы критерия в современной типологии книги //Книга: Исслед. и материалы. — 1987. — Сб. 54. — С. 50-73.

72. Гречихин A.A. Современные проблемы типологии книги. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. — 247 с.

73. Гречихин A.A. Типология книги: (История, теория, методи — ка): Автореф. дис. д-ра филол. наук. /Моск. полигр. ин—т. — М., 1989. 36 с.

74. Гришанин В. Париж через боковой видоискатель Ильи Оренбурга //Сов. фото. 1933. - № 6. - С. 23.

75. Гришков В.В. Русские и советские литографированные альбомы //Русское и советское искусство //(Вопр. истории и пробл. развития). Л., 1989. - С. 40-52.

76. Двадцать лет спустя //Сов. фото. — 1988. — № 12. — С. 14-15.

77. Демидов В. Как мы видим то, что видим. — М.,1978. — 140с.

78. Денисовский Н.Ф. Окна ТАСС, 1941-1945. М.: Изобразит. искусство, 1970. — 135 с.

79. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. — М.: Искусство, 1962. 314 с.

80. Добин Е.С. Жизненный материал и художественный сюжет. — Л.: Сов. писатель, 1956. — 231 с.

81. Добин Е.С. Сюжет и действительность. — Л.: Сов. писатель, 1976. — 494 с.

82. Добкин С.Ф. Оформление книги: редактору и автору. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Книга, 1985. — 208 с.

83. Донде А. Задачи регистрирующей фотографии //Вестн. фотографии. 1913. - № 10. - С. 275.

84. Дурылин С.Н. Нестеров-портретист. — М.,1948. — 156 с.

85. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. — М.: Высш. шк., 1988. 175 с.

86. Дыко Л.П., Головня АД. Фотокомпозиция. — М.: Искусство, 1962. 149 с.

87. Единая схема классификации литературы для книгоиздания в СССР. М.: Книга, 1977. - 467 с.

88. Зись А.Я. Искусство и эстетика: традиц. категории и соврем. проблемы. 2-е изд. М.: Искусство, 1975. — 447 с.

89. Истрин В.А. Развитие письма. — М.: Изд-во АН СССР, 1961. 396 с.

90. Капоте Т. Иностр. лит. - 1966. - № 4. - С. 261.

91. Картье-Брессон А. Моим друзьям //Сов. фото. — 1966. — № 10. С. 25.

92. Картье-Брессон А. Фотограф и фотографии //Ревю фотография. 1975. - № 1. - С. 65-69.

93. Кастрюлина Л.Н. Проблема типологии литературы и ее значение для теории и практики редактирования //Книга: Исслед. и материалы. 1973. - Сб. 26. - С. 33-48.

94. Кацев В. Жанрове и форми на фотожурналистиката. — София: Наука и изкусство, 1962, с. 17—18.

95. Кацпржак Е.И. История книги. — М.: Книга, 1964. — 422с.

96. Кино: Энцикл. словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1986. —639 с.

97. Книга в меняющемся мире: Тез. докл. /Седьмая науч. конф. по пробл. книговедения. Секция издательского дела — М., 1992. 41 с.

98. Книга в русской и советской живописи. — М.: Книга, 1989. 151 с.

99. Книга и культура: Тез. докл. /Шестая Всесоюз. конф. по пробл. книговедения (18 — 20 апр. 1988 г.). Секция издательского дела — М.: Книжная палата 1988.— 68 с.

100. Книга и социальный прогресс: Тез, докл. /Пятая Всесоюз. конф. по пробл. книговедения (10—12 апр. 1984г.). Секция издательского дела — М., 1984. — 71 с.

101. Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем советского книжного дела: Тез. докл. /Вторая Всесоюз. конф. по пробл. книговедения. Секция типологии книги. — М., 1974. — 85 с.

102. Коваленко Г. В содружестве с авторским активом //Сов. фото. 1971. - №1. - С. 23-24.

103. Коваленко Г. Утверждение нового жанра //Журналист. — 1974. № 12. - С. 46-48.

104. Кодак Н.Ф. Книжное дело как система: Науч. докл. — Киев, 1989. 38 с.

105. Кожинов В. Композиция //Краткое лит. энциклопедия. — М.: Большая сов. энцикл., 1966. — Т. 3. — С. 694 — 695.

106. Кожинов В. Сюжет, фабула, композиция //Теория литературы: Основные пробл. в ист. освещении: Роды и жанры литературы. М., 1964. - С. 408 - 485.

107. Коноплев А. Фотокнига, фотоиздание, фотоальбом //Оформление книги. Конкурсы, мнения, проблемы. — М.: Книга, 1988. С. 20-27.

108. Копосов Г. Интервью // Журналист. — 1974. — № 3. — С. 46.

109. Кракауэр 3. Природа фильма. — М.,1974. — 442 с.

110. Крупко. А. Альбомный фонд архива //Фотография. — 1997. № 1. - С. 32-33.

111. Кузнецов O.A., Хромов Л.Н. Быстрое чтение. — М.: Наука, 1976. 48 с.

112. Куфаев М.Н. Книга в процессе общения. — М.: Изд-во П. Витязева, 1927. 108 с.

113. Лаврентьев А. "Фотографический театр" книги //Сов. фото. 1986. - № 11. - С. 32-33.

114. Лебедев В.А. Конструирование книги: от шестидесятых к восьмидесятым //Книга: Исслед. и материалы. — 1990. — Сб. 61.- С. 72-80.

115. Лебедев В.А. Об отечественной типографике 60-х //Книга: Исслед. и материалы. 1993. - Сб. 66. - С. 112-124.

116. Ленский Б.В. Книга в меняющемся мире //Книга: Исслед. и материалы. — 1993. — Сб. 66. — С. 5—16.

117. Лисицкий Л. Книга с точки зрения зрительного восприятия //Искусство книги. — Вып. 3: 1958—1960 гг. — 1962. — С. 164.

118. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики.

119. Таллин: Ээсти раамат, 1973. — 138 с.

120. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок //Народная гравюра и фольклор в России XVII —XIX вв.- М., 1976. С. 247 - 267.

121. Люблинский В.С. Книга в истории человеческого общества: Сб. избр. книговед, работ. — М.: Книга, 1972. — 327 с.

122. Ляхов В.Н. Искусство книги: Иллюстрация, книга, графика (проблемы теории и истории). — М.: Сов. художник, 1978. — 248 с. — (Б-ка искусствознания).

123. Ляхов В.Н. Оформление советской книги. — М.: Книга, 1966. 135 с.

124. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. — М.: Книга, 1971. 254 с.

125. Ляхов В.Н. О художественном конструировании книги: Системное проектирование. Функц. анализ. — М.: Книга, 1975. — 91 с. — (Б-ка оформителя книги).

126. Магнус М., Луинский X. Портрет. — М.: Планета, 1991. — 167 с.

127. Майорова В. Альфред Стиглиц //Сов. фото. — 1986. — № 7. С. 34-35.

128. Мартен М. Язык кино. М.: Искусство, 1959. - 292с.

129. Мастера искусств об искусстве. — М.: Изоиз, 1934. — Т.2.- 453 с.

130. Мастера новой школы//Сов. фото. — 1988. — № 7. — С.34.

131. Материалы Первой Всесоюзной научной конференции по проблемам книговедения. — М.: Книга, 1971. — 164 с.

132. Мерзон Л.С. Документальный жанр в искусстве: философские и социально-психологические проблемы // Социальная психология и философия. — Л., 1973. — Вып. 2. — С. 63 — 78.

133. Мигонь К. Наука о книге: Очерк проблематики. — М.: Книга, 1991. 198 с.

134. Мильчин А.Э. Культура книги: Что делает книгу удобной для читателя: Справ, пособие. — М.: Кн. палата, 1992. — 224 с.

135. Мир фотографии /Сост. В.Стигнеев, А.Липков. — М.: Планета, 1989. 239 с.

136. Михайловский В. Фотография //Сов. фото. — 1988. — № 11. С. 18-21.

137. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. — М.: Искусство, 1989. 289 с.

138. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. - 351 с.

139. Моравиа А. Зримый образ и печатное слово //Курьер ЮНЕСКО. 1972. - № 1. - С. 23-24.

140. Моргенштерн И.Г. Проблемы типологии современной книги //Книга: Исслед. и материалы. — 1975. — Сб. 30. — С. 38 — 54.

141. Морозов С.А. Искусство видеть: очерки из истории фотографии стран мира. — М.: Искусство, 1963. — 271 с.

142. Морозов С.А. Русская художественная фотография. — М.: Искусство, 1955. — 183 с.

143. Морозов С.А. Советская художественная фотография. — М.: Искусстсво, 1958. 239 с.

144. Морозов С.А. Творческая фотография. — М.: Планета, 1989. 416 с.

145. Морозов С.А. Фотография среди искусств. — М.: Планета, 1971. 103 с.

146. Мыльников A.C. Книговедение и культура // Книга: Исслед. и материалы. — 1989. — Сб. 57. — С. 5—16.

147. Наппельбаум M.С. От ремесла к искусству: Искусство фоторепортера. — М.: Искусство, 1958. — 142 с.

148. Немировский Е.Л., Горбачевский B.C. Рождение книги. — М.: Сов. Россия, 1957. 230 с.

149. Немировский Е.Л., Горбачевский B.C. С книгой через века и страны. M.: Книга, 1964. - 383 с.

150. Немировский Е.Л. Техника книгопечатания от Гутенберга до начала XX века //Пятьсот лет после Гутенберга, 1468—1969. — М.: Наука, 1968. С. 388-414.

151. Нильсен B.C. Изобразительное построение фильма. — М.: Кинофотоиздат, 1936. — 225 с.

152. Никитин В.А. Рассказы о фотографах и фотографиях. — Л.: Лениздат, 1991. 117 с.

153. Новоспасский В.В. Фотография в книге. — М.: Книга, 1973. 120 с.

154. Носов П. Память о мастере //Сов. фото. — 1988. — № 7. С. 20.

155. Обуховский К. Психология влечений человека. — М.: Прогресс, 1972. 247 с.

156. Омилянчук С.П. Книга и книжное дело в коммуникаци— онном процессе "общение": Автореф. дис. д-ра филол. наук. /Моск. полигр. ин-т. — М., 1992. — 38 с.

157. Омилянчук С.П. О книговедческом содержании и понятия "издание" //Современ. пробл. книговедения, кн. торговли и пропаганды книги. — 1987. — Вып. 4. — С. 4 — 26.

158. Острое идейное оружие //Сов. фото. — 1972. — № 3. — С. 28-30.

159. ОСТ 29.12 — 75. Альбомы: Полигр. оформление. — М., 1976. 40 с.

160. OCT 29.130 — 97. Издания. Термины и определения. — М., 1997. 57 с.

161. Оформление книги: Конкурсы, мнения, пробл. — М.: Книга, 1988. 143 с.

162. Павленко В. Эдвард Стейхен //Сов. фото. — 1986. — № 1-С. 36-40.

163. Панфилов Н.Д. Фотография и ее выразительные средства.- М.: Искусство, 1981. 144 с.

164. Песков В.М. Записки фоторепортера. — М.: Искусство, 1960. 112 с.

165. Пирожков А.Н. Фотомонтаж в советской прессе. Некоторые вопросы теории жанра и публицистического мастерства: Автореф. дис. канд. филол. наук /Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. -М.,1981. 20 с.

166. Подобедова О.И. О природе книжной иллюстрации. — М.: Сов. художник, 1973. — 336 с.

167. Поллак П. Из истории фотографии. — М.: Планета, 1983.- 214 с.

168. Пондопуло Г.К. О художественных границах кинематографа. М., 1967. - 33 с.

169. Популярная художественная энциклопедия. — М.: Сов. энцикл., 1986. Кн. 1. - 447 с.

170. Популярная художественная энциклопедия. — М.: Сов. энцикл., 1986. Кн. 2. - 431 с.

171. Поспелов E.H., Богат Е. Сюжет //Краткая лит. энциклопедия. — М.: Большая сов. энцикл., 1972. Т. 7. — С. 306 — 310.

172. Прохоров Е.П. Публицист и действительность. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. — 317 с.

173. Пудовкин В. Собр. соч.: В 3 т.— М.: Искусство, 1974, т. 1.-440 с.

174. Пульхритдинова Е.М. Монтаж //Краткая лит. энциклопедия. — М.: Большая сов. энцикл., 1967. Т. 4. — С. 947.

175. Рекомендации по изданию фотодокументов /ВНИИ доку — ментоведения и арх. дела. — М., 1985. — 103 с.

176. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Д.: Наука, 1974. 299с.

177. Робертсон С. Магия пространства //Сов. фото. 1966. — № 9. С. 31.

178. Рок И. Введение в зрительное восприятие. — М.: Педагогика, 1980. Кн. 1. - 311 с.

179. Рок И. Введение в зрительное восприятие. — М.: Педагогика, 1980. Кн. 2. - 279 с.

180. Рудь И.Д. Поток информации и художественное восприятие//Художественное восприятие. — Д., 1971. — С. 132—147.

181. Рукопись — художественный редактор — книга: Опыт худож. редактирования изд.: Сб. ст. /Сост. Е.Б.Адамов. — М.: Книга, 1985. 295 с.

182. Рунин Б.М. Информация и художественность //Художественное восприятие. — Д.,1971. — С. 113—132.

183. Сабурова Т. Фотографическая летопись //Фотография. — 1997. № 1. - С. 30.

184. Сазонов В.В., Шапошников К.Б. О соотношении вербальной и визуальной информации в прессе //Предмет семиотики: Теорет. пробл. взаимодействия средств массовых коммуникаций. — М„ 1975. С. 374-389.

185. Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения //Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Д., 1974. — С. 85-103.

186. Свешникова И.К. Технология редакционно-издательского дела: Учебное пособие. — М., 1995. — 114 с.

187. Свинцов В.И. Книжная иллюстрация в научной учебной и справочной литературе в роли остенсивного определения //Изд. дело: Реф. сб. 1973. - Вып. 5 - С. 16-21.

188. Свирко В.А. Психологические особенности переработки фотоинформации. — Киев: о-во "Знание" УССР, 1978. — 27 с.

189. Семиотика и искусствометрия. — М.,1972. — 314 с.

190. Сидоров A.A. Искусство движения и фотографии //Фотограф. 1927. - №7-8. - С. 192-199.

191. Сидоров A.A. Книга и жизнь: Сб. книговед, работ. — М.: Книга, 1972. — 231 с. — (Тр. отеч. книговедов).

192. Сикорский Н.М. 60 лет советской книги /Третья Всесоюз. науч. конф. по пробл. книговедения: Тез. док.— М., 1977. — 57 с.

193. Скамони Г.Н. Изобретения и усовершенствования в области графических искусств. — СПб.: Т-во Р. Голике и А. Виборг,- 60 с.

194. Славин A.B. Наглядный образ в структуре познания. — М.: Политиздат, 1971. 271 с.

195. Словарь издательских терминов /Под ред. А.Э.Мильчина.- М.: Книга, 1983. 198 с.

196. Соколов И. Психологические основы кадра и монтажа //Кино и культура. 1929. - № 11. - С. 50-51.

197. Соловьев С.А. Шрифт и декоративное оформление. — М.: Высш. шк.,1993. — 159с.

198. Справочник журналиста. — Лениздат, 1971. — 362 с.

199. Стандарты по издательскому делу: Справочно-документальное пособие. — М., 1982. — 415 с.

200. Стасов В.В. Фотографические и фототипические коллекции Публичной библиотеки. — СПб., 1885. — 176 с.

201. Стигнеев В. Авторское начало //Сов. фото. — 1987. — № 9. С. 22-23.

202. Стигнеев В. Мир фотографии. М., 1989. - 217 с.

203. Стигнеев В. Фототворчество России. — М., 1990. — 175 с.

204. Стигнеев В. Фотокнига: тенденции развития //Контуры будущего: Перспективы и тенденции развития средств массовой коммуникации в художественной культуре. — М.: Искусство, 1984.- С. 155-171.

205. Суткус А. Фотография и издательское дело //Сов. фото.- 1988. № 7. - С. 18-19.

206. Тарасевич Вс. Край земли //Сов. фото. — 1970. — № 9.- С. 15.

207. Тема разговора — перестройка //Сов. фото. — 1988. — №2. с. 16-17.

208. Тесля Н.Е. По законам восприятия. — М.: Советская Россия. 1969. - 108 с.

209. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. — 5-е изд. испр. и доп. — М.: Просвещение, 1976. — 448 с.

210. Типология изданий. — М.: Кн. палата, 1990. — 231 с.

211. Томашевский Б.В. Теория литературы. — 6-е изд. — М.; Л.: Госиздат, 1931. 244 с.

212. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Наука, 1977. 574 с.

213. Тюдорова Л.Р. Монтаж в системе изобразительно-выразительной экранной публицистики: Автореф. дис. канд. искусствоведения /ВГИК. М., 1977. - 23 с.

214. Тяпкин Б.Г. Вопросы типологии в современном книговедении: Обзор лит., 1962-1972 гг. М.: Книга, 1974. - 55 с.

215. Тяпкин Б.Г. Работа редактора над книжными иллюстрациями. — М.: Книга, 1968. — 125 с.

216. Успенский Б.А. Поэтика композиции. — М.: Искусство, 1970. 224 с.

217. Устинов Л. Колыма //Сов. фото. 1965. - № 3. - С.9.

218. Федоров-Давыдов A.A. Русское и советское искусство. — М„ 1975. 739 с.

219. Флекель М.И. Искусство и полиграфия: Факсим. худож. репродукции. — М.: Искусство, 1963. — 165 с.

220. Фомин А. Высокая изобразительная культура //Фотография. 1994. - № 5. - С. 11-12.

221. Фомин А. Открытие светописи //Сов. фото. — 1988. — № 1. С. 33-35.

222. Фомин А. Портретный жанр //Сов. фото. — 1988. — № 2. С. 36-38.

223. Фотографика — за или против? //Сов. фото. — 1972. — № 3. С. 25.

224. Фотография: энцикл. справ. — Минск, 1992. — 399 с.

225. Фотокнига о президенте //Фотография. — 1994. — № 5.- С. 18-19.

226. Фрейлих С.И. Золотое сечение экрана. — М.: Искусство, 1976. 359 с.

227. Харджиев В.Н. А.Н.Родченко //Искусство книги. — 1961.- Вып. 2: 1956 1957. - С. 189-192.

228. Хренов H.A. Структура фильма и зритель //Художественное восприятие. — Л., 1971. — С. 232 — 258.

229. Художественное конструирование и оформление книги / Под общ. ред. А.Д. Гончарова. — М.: Книга, 1971. — 248 с.

230. Червеняк А. Книга о проблемах сюжета //Русская литература XIX в.: Вопр. сюжета и композиции: Горький, 1975. — Сб. 2.- С. 183-188.

231. Чернова Г.А. Миниатюры "Больших Французских Хроник". М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 160 с.

232. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. — М.: Искусство, 1987. — 256 с.

233. Чудаков Г. Жанры фотожурналистики. — М.: МГУ, 1979.- 150 с.

234. Чудаков Г. Языком фотографии //Сов. фото. — 1972. — № 3. С. 7-8.

235. Шаморин Е.И. Словарь книговедческих терминов. — М.: Сов. Россия, 1958, с. 13, III.

236. Шаповал Ю.Г. Изображение и слово в журналистике. — Львов, 1985. 114 с.

237. Швыров A.B., Трубачев С.С. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. — СПб. 1903. — 404 с.

238. Шерстенников Л. Двадцать лет спустя //Сов. фото. — 1988. № 12. - С. 14-15.

239. Эйзенштейн С. Избранные произведения: В 6 т. — М.: Искусство, 1964, т. 2. — 576 с.

240. Эренбург И.О. О "Моем Париже" //Сов. фото. 1934.- № 4-5. С. 34.

241. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А. А. Беляева. — М.: Политиздат, 1989. — 445 с.238

242. Эффель Ж. Сотворение мира и человека. — М.: Госпо — литиздат, 1959. — 236 с.

243. Юрьев Ф.И. Цветовой текст в искусстве книги /Автореф. дис. канд. искусствовед, наук. /Моск. полигр. ин-т. — М.( 1975. 28 с.

244. Янсон Э.Ю. Парижская Географическая выставка: Крат, сообщ. в общем собрании 8 октября 1875 г. //Изв. Рус. географ, о-ва. 1875. - Т. 11, вып. 6. - С. 425.

245. Pollack Peter. The picture history of photography from the earliest beginnings to the present day / Text by P. Pollack. — New York: Abrams, 1958. 624 p.2391. СПИСОК ФОТОИЗДАНИЙ

246. Абхазия, 1992 — 1993 годы. Хроника отечественной войны: Фотоальбом. М., 1995.- 96 с.

247. Автомобильные дороги Прикамья: Фотоальбом. — ИПК "Звезда", 1996. 28 с.

248. Алексеевский. Люди и время. — Уфа: Слово, 1995. — 112 с. Альбом видов первого отделения Грязе-Царицынской железной дороги/Фотогр. Шерер —Набгольц. — М.,1870. — 29л.

249. Альбом всех лучших видов Крыма. — Одесса: Э.Бернутъ, 1864.- 102 с.

250. Альбом иллюстраций, исполненных по фотографическим ком — позициям к собранию сочинений И.С. Тургенева. — СПб.: Изд. Н.Ф. Мертца, 1898. 14 с.,48 л. ил.

251. Альбом костюмов России. — СПб., 187. — 538 л. Альбом фотографических портретов августейших особ и лиц известных в России. — СПб.: Деньер, 1865.

252. А мыйсянь. А мыля. А кьгпсь.: Фотоальбом для детей школьного возраста о природе родного края. — Кудымкар: Коми-Пермяц. кн. изд-во, 1994. — 144 с.

253. Анатолий Скурихин. Фотографии. — М.: Планета, 1988. — 184с.

254. Армения. Трагический декабрь. — М.: Планета, 1989. — 150 с. Артемов E.H. Чапаев. — Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1974. 112 с.

255. Архитектурная композиция жилых и общественных комплексов. — М.: Стройиздат, 1976. — 159 с.

256. А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество. — М.: Рус. книга, 1994.- 192 с.

257. Асеев Н. Н. Семен Проскаков. — М.; Л.: Госиздат, 1928. — 51с.

258. Афганская война: Как это было: Фотоальбом. — М., 1991. — 261с.

259. Байкал, Баргузинский заповедник. — М.: Планета, 1994. — 180с.

260. Балет Моисеева. М.: АО "Согласие", 1997. - 32 с. Бальтерманц Д. Избранные фотографии. — М.: Планета, 1977.- 240 с.

261. БАМ — Магистраль: Фотолетопись. — М.: Планета, 1976. — 208с.

262. Барбюс А. Речи борца. — М.: Госиздат, 1924. — 148 с. Безыменский А. Трагедийная ночь: Поэма. — М.; Л.: Госиздат, 1931. 63 с.

263. Бетон марки "Средмаш": Фотоальбом. — М.: ИздАТ, 1996. — 108 с.

264. Большой Театр: Первые постановки опер на русской сцене. 1825-1993: Фотоальбом. М.: Эллис Лак, 1994. - 320 с.

265. Борис Николаевич Ельцин: Фотоальбом /Фото Д.Донского, 1996.- 104 с.

266. Борисов С. Сергей Борисов : Фотоальбом. — М.: Авангард, 1993. 96 с.

267. Белла Ахмадулина: Фотографии: 50-е — 90-е годы. — М.: ПАН, 1997. 70 с.

268. Бьется, как сердце, пламя.: Фотоальбом. — Белгород: Везели — ца, 1995. 28 с.

269. Вагнер Г.К. Суздаль. Очерк-альбом /Фотогр. Ю.В. Несквер — нова. — М.: Искусство, 1969. — 140 с.

270. Великая Отечественная война 1941 — 1945 в фотографиях и кинодокументах. — М.: Планета, 1975. —

271. Т. 1. 1941-1975. 477 с. Т. 2. 1942-1976. - 450 с. Т. 3. 1943-1978. - 431 с.

272. Великий подвиг. — М.: Политиздат, 1966. — 144 с. Виктор Цой: Фотоальбом, 1995. — 148 с.

273. Виллы, дачи, загородные дома. — М.: Строиздат, 1996. — 48 с. Владимир Высоцкий: Фотоальбом. — М.; София; Амстердам: Фирма "ИТЕХ", 1994. 56 с.

274. Владимирская спецальная средняя школа подготовки начсостава МВД России: Фотоальбом. М.: Голларт, 1993. - 49 с.

275. Вокруг света. Виды, памятники, типы всех стран света. М.: Кн. маг. Гросман и Кнебель, 1899. — 2 т. — 120 л. илл.

276. Волоколамская земля: 400-летию прославления Преподобного Иосифа Волоцкого посвящается. — М.: Просветитель, 1994. — 272 с.

277. Воронеж: Фотоальбом. — Воронеж: Изд-во Центра духов, возрождения Чернозем, края, 1995. — 160 с.

278. Вспоминая о войне: Фотоальбом. — Уфа: Китап, 1995. — 64 с. Встречи с Анастасией Цветаевой: Фотоальбом: Праминко, 1994. 24 с.

279. В краю великих вдохновений. — М.: Планета, 1975. — 122 с. Гагарина В.И. 108 минут и вся жизнь: Книга-альбом о Ю.А. Гагарине. — М.: Мол. гвардия, 1981. — 135 с.

280. Газ Страны Советов. — М.: Недра, 1989. — 335 с. Генде-Роте В. Фоторафии. — М.: Планета, 1980. — 159 с. Георгий Жуков. — М.: Полиграфресурсы, 1995. — 240 с. Гиппенрейтер В. Вулканы Камчатки. — М.: Планета, 1973. — 150 с.

281. Голованова Э.Н. С фотоаппаратом за синей птицей. — М.: Просвещение, 1978. — 160 с.

282. Горячий горизонт. — М.: Планета, 1977. — 157 с. г. Тара: Фотоальбом к 400-летию основания города. — Омск: НПВП "Издатель", 1995. 160 с.

283. Дагестан. — Махачкала, 1995. — 208 с. Дальний, 1902: Альбом видов города. — Б.м., 1902 — 37 л. Дмитриев М. Неурожайный 1891—92 год в Нижегородской губернии. — Нижний Новгород, 1893. — 52 с.

284. Дмитриев М.П. Максим Дмитриев: фотографии. — М.: Планета, 1996. 240 с.

285. Дмитриев М.П. Пейзажи Нижегородского Поволжья: Худож. альбом / Фототипии с натуры фотографа М. Дмитриева. — Н.Новгород, 1894. 36 л.

286. Довженко А.П. Земля. Книга-фильм. — М.: Бюро пропаг. сов. киноискусства, 1966. — 186 с.

287. Дороги Белогорья. — Белгород: ЗАО "Фотосервис", 1996. — 16с.

288. Дом-музей П. А. Чайковского в Клину. — М.: РПЦ "Внешторгиздат", 1994. 212 с.

289. Донской Д.А. Анатолий Карпов. — М.: Физкультура и спорт, 1984. 132 с.

290. Дудинка — город под Полярной звездой: Фотоальбом. — М.: Полиграфвидео, 1996. — 120 с.

291. Захарченко В. За тех, кто в мире. — М.: Мол. гвардия, 1965. 136 с.

292. Захарченко В., Грюнталь И. Мир остается молодым. — М.: Мол. гвардия, 1968. 384 с.

293. Защитники Родины на фронтах Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: Фотоальбом. — М.: Метеорология и гидрология, Моск. отд-ние, 1995. 100 с.

294. Земля Гэсэра. — Иркутск: Изд-во "Свят", 1995. — 208 с. Земля сибирская. — М., 1992. — 238 с.

295. Иванов М.В. Михаил Иванов: Старая Москва. — Голларт, 1993.- 156 с.

296. Ильин М. Рассказ о великом плане. — 6 —е изд. — М.; Д.: Детиздат, 1936. — 205 с.

297. Император Николай II в Пскове: К 80-летию отречения от престола: Фотоальбом. — Псков: Отчина, 1997. — 120 с.

298. Императорский Петербург. — СПб.: П —2, 1996. — 64 с. — (Многоликий Петербург).

299. Императорские чертоги: Зимний дворец. — СПб.: П —2, 1996.- 66 с. — (Многоликий Петербург).

300. История Москвы глазами русских и зарубежных фотографов.- М., 1997. 160 с.

301. Кавказ. Вечность в камне: Фотоальбом. — Нальчик: Брок-Теле-С, 1993. 128 с.

302. Камчатка прекрасная: Фотоальбом. — М.: Изд. фирма "Крук", 1994. 144 с.

303. Камчатка — страна вулканов: Фотоальбом. — М., 1995. — 224с.

304. Каррингтон Р. Млекопитающие. — М.: Мир, 1974. — 192 с. Кассин Е., Редькин М. Волга: Фотоновеллы /Текст Л. Лихо — деева. М.: Планета, 1975. - 407 с.

305. Колыма: Разрез Тал-Юрях: Фотоальбом. — М.: ТОО "Пента", 1997. 136 с.

306. Колосов Г.В. На двух полюсах. — М.: Планета, 1975. — 200 с.

307. Колосов Г., Шерстенников А. Автоград. — М.: Мол. гвардия, 1974. 207 с.

308. Космос и погода. — Л.: Гидрометеоиздат, 1974. — 111 с.

309. Курбатов В. Павловск: Худож.-ист. очерк и путеводитель. — СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1912. 260 с.

310. Курбатов В. Петербург: Худ.-ист. очерк и обзор художеств, богатства столицы с 315 ил. — СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1913. 696 с.

311. Л. Н. Толстой. Документы. Фотографии. Рукописи. — М.: Планета, 1995. 608 с.

312. Лукомский В.К., Лукомский Г.К. Кострома: Ист. очерк. — СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1913. 413 с.

313. Лукомский Г.К. Памятники старинной архитектуры России. — Пг.: Шиповник, 1916. 429с.

314. Лукомский Г.К. Современный Петербург: Очерк истории возникновения и развития классического строительства (1900—1915 гг.). — Пг.: Свобод, искусство, 1917. — 93 с.

315. Лукомский Г. К. Старый Петербург: Прогулки по старинным кварталам. — Пг.: Свобод, искусство, 1917. — 83 с.

316. Матвеева Т.М. Убранство русских кораблей. — Л.: Судостроение, 1979. — 223 с.

317. Медзмариашвили Г.А. Встречи с Анастасией Цветаевой. — М.: Праменко, 1994. — 26 с.

318. Мир русской усадьбы. — М.: Авангард, 1995. — 144 с.

319. Мой ласковый и нежный зверь: Фотоальбом. — М.: Панорама, 1991. 144 с.

320. Москва — Волга: Канал имени Москвы: Фотоальбом. — М.: Планета, 1987. 80 с.

321. Москва'80 : Фотоальбом. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 140 с.

322. Москва — XX век: Фотоальбом. — М.: Планета, ТОО "Кузнецкий мост", 1993. 272 с.

323. Москва, Красная площадь. 1945 — 1995. — М.: Информационное Содружество "Атлантида", 1995. — 296 с.

324. Московская старина. — М.: Планета, 1997. — 270 с.

325. Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова: К 200-летию старого здания на Моховой улице (1793—1993) и 40-ю главного здания на Ленинских (Воробьевых) горах (1953—1993): Фотоальбом. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 64 с.

326. На страже мира и социализма. — М.: Планета, 1985. — 315 с.

327. Наследие: История классической (греко-римской) и вольной борьбы в Санкт-Петербурге (Петрограде —Ленинграде): 1885 — 1985 гг.: Фотоальбом. — СПб.: Роза мира, 1995. — 88 с.

328. Незнакомый Урал. — Екатеринбург: Баско. — 1993. — 160 с.

329. Нижний Новгород. Предания. История. Новые времена: Фотоальбом. — Н. Новгород: Нижний Новгород, 1994. — 176 с.

330. Николай II — последний русский царь: Фотоальбом. — М.: Терра, 1993. 344 с.

331. Николай Сличенко: Актер, режиссер, певец, педагог: Фотоальбом. М., 1995. - 36 с.

332. Новые архитектурно-конструктивные структуры. — М.: Стройиздат, 1978. — 64 с.

333. Новые грани алмазного края: Фотоальбом. — М.: Союзрек — ламкультура, 1993. — 312 с.

334. Олимпийская Россия: Атланта —96: Фотоальбом. — М.: Сов. спорт, 1996. 120 с.1/2. М.: Агентство "Фотоновости", 1993. - 192 с.

335. Островский А.Н. "Воевода" ("Сон на Волге"): Сцена из нар. жизни XVII в. В пяти действиях с прологом. — М.,1890. — 56 е., 8 л. ил.

336. Отдел рабочего снабжения Краснохолмского УБР УРСа объединения "Башнефть": Фотоальбом. — Уфа: Башкортостан, 1993. — 16 с.

337. Память. М.: Сов. Россия, 1977. - 152 с.

338. Память. Московская битва 1941 — 1942. — М.: Моск. рабочий, 1986. 250 с.

339. Парад Победы. — М.: Планета, 1985. — 340 с. Пейзажи Подмосковья. — М.: Моск. рабочий, 1976. — 160 с. Песков В. М. Край света. — М.: Мол. гвардия, 1967. — 208 с. Петропавловская крепость. — СПб.: П —2, 1996. — 66 с. (Многоликий Петербург).

340. Пиковая дама": киноиллюстрация повести А. С. Пушкина. — М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1916. 126 с.

341. Рахманов H.H. Москва: Фотоальбом. — М.: Планета, 1975. —72 с.

342. Рахманов H.H. Московская панорама. — М.: Моск. рабочий, 1988. 150 с.

343. Рахманов H.H. Московские зори: Фотоальбом. — М.: Моск. рабочий, 1972. 179 с.

344. Рахманов H.H. Московский Кремль: Фотоальбом. — М.: Прогресс, 1975. 227 с.

345. Рахманов H.H. Русская фотография. Середина XIX — начало XX века: Фотоальбом. М., 1996. - 290 с.

346. Ревенский М. В память восточной войны. Альбом военно-походной светописи Рущукского и Восточного отрядов. — СПб., 1878. 60 л. илл.

347. Револьверы и пистолеты мира: Фотоальбом. — М.: Аст, 1996. — 144 с.

348. Российский флот в фотографиях из Национального исторического музея в Афинах (конец XIX — начало XX вв.). — М.: Индрик, 1996. 112 с.

349. Россия: Полн. географ, описание нашего отечества: Настольное руководство для русских людей. — СПб., 1889 — 1913. Т. 1 — 19.

350. Рост Ю., Якобсон В. Десять новелл о Ленинграде. — М.: Планета, 1977. 224 с.

351. Руки Гевары. — М.: Планета, 1974. — 135 с.

352. Русская фотография: Середина XIX — нач. XX в.: Фотоальбом.- М.: Планета, 1996. 344 с.

353. Русский торгово-промышленный мир. — М.: Планета, 1993. — 336 с.

354. Русь моя, жизнь моя. Александр Блок. — М.: Планета, 1993. — 304 с.

355. Русь Святая: Крат. ил. история православия на Руси: Альбом.- М.: Панорама, 1995. 312 с.

356. Русь Православная: Фотоальбом. — М.: Джулия, 1993. — 432 с. Рыбаков С.Н. Живая Антарктика. — Л.: Гидрометеоиздат, 1974. 183 с.

357. Рыбинск: Фотоальбом. — Рыбинск: Михайлов посад, 1995. —16 с.

358. Рязань: 900 лет: Фотоальбом. — Рязань: Новое время, 1995. — 200 с.

359. Самуйленков Ю.В. Волшебный мир аквариума: Альбом. — М.: Колос, 1996. 288 с.

360. Санкт-Петербург — столица Российской империи. — М.: Рус. книга, 1994. 328 с.

361. Сахарнов С. Белые киты. — Л.: Лениздат, 1978. — 415 с. Святое Белогорье: Фотокнига. — Белгород: Истоки, 1995. — 352с.

362. Святыни древней Москвы. — М., 1993. — 176 с. Священные камни: Фотоальбом: Посвящается участникам Великой Отечественной войны. — Орел: Полигр.-изд. предпр. "Орел", 1994. 160 с.

363. Северный бастион России. — М.: ТОО "Можайск-Терра", 1996.- 164 с.

364. Северск: 40 лет: Фотоальбом. — СПб.: Петроградский и К', 1994. 48 с.

365. Секретарев А. Последний репортаж. — М.: Планета, 1990. — 207 с.

366. Сергиенко К. Мы приехали в Москву. — М.: Дет. лит., 1977.- 56 с.

367. Серов В.Г. Волшебный мир аквариума. — Минск: Беларусь, 1990. 192 с.

368. Строганов С.Г. Дмитровский собор во Владимире. — М., 1849. Сладков Н.И. Земля над облаками. — Л.: Дет. лит., 1972. — 289 с.

369. Сладков Н.И. Смелый фотоохотник. — Л.: Дет. лит., 1965. — 205 с.

370. Соборы наших душ: Архитектурные памятники Тверской области: Фотоальбом. — Тверь: Альба, 1996. — 128 с.

371. Сорок Сороков: Святые места Москвы. — М.: СП "Квадрат", 1993. 120 с.

372. Спартак, Москва: Фотоальбом. — М.: Дрофа, 1993. — 208 с. Сперанский Е. Биография в фотографиях. — М.: ВТО, 1973. —159с.

373. Сын Отечества: Фотоальбом. — М.: Планета, 1995. — 248 с. Тарасевич В. Мы — физики. — М.: Планета, 1976. — 208 с. Театр им. Евг. Вахтангова: Фотоальбом. — М.: Рус. книга, 1996. 288 с.

374. Тебе тепло этих рук. — М.: Мол. гвардия, 1964. — 150 с. Тебердинский государственный заповедник: Фотоальбом. — М.: ТОО "Логата", 1996. 48 с.

375. Трахман М. "1418 дней". М.: Сов. художник, 1968. - 220 с. Трахман М. Освобождение: Докум. фотокнига. — М.: — Прогресс, 1974. - 187 с.

376. Третьяков С. Самозвери. — М.; Д.: Госиздат, 1930. — 45 с. Тыва: Республика в центре Азии. — М.: Внешторгиздат, 1994. 30 с.

377. Уголь Кузбасса: Фотоальбом. — М.: Недра, 1984. — 191 с. Уфа: Вчера и сегодня: История города в фотографиях. — Уфа: Башкортостан, 1995. — 160 с.

378. Уфа: Фотоальбом. Уфа: Слово, 1995. - 192 с. Федеральная пограничная служба России: Фотоальбом. — М.: Граница, 1997. — 32 с.

379. Фомин А. Ради жизни на Земле. — М.: Планета, 1977. — 227 с. Фотография на память. — Екатеринбург, 1996. — 336 с. Фотографическая иллюстрация: Худ.-лит. журнал. — Тверь: Изд. П.Архангельский, 1863.

380. Фотографические виды Иерусалима и его окрестностей. — СПб.: 1859. 10 л.

381. Фрумгарц М.И. Избранные фотографии. — Омск: Русь, 1995.- 144 с.

382. Ханты. Манси. Кто мы?: Фотоальбом. — СПб.: Стерх, 1993. — 176 с.

383. Хлеб: Фотоповесть о земле целинной и ее героях. — М.: Планета, 1975. 221 с.

384. Хотят ли русские войны? — М.: Изд-во АПН, 1965. — 52 с. Храм Воскресения Христова на Дебре. — М.: Отчий дом, 1995.- 32 с.

385. Храм Ионанна Предтечи, г. Нижневартовск. — Нижневартовск, 1996. — 48 с.

386. Храм Христа Спасителя в Москве. — М.: Планета, 1992. — 280с.

387. Храмы Калмыкии. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. — 112 с. Художественная открытка: К столетию открытки в России: Фотоальбом. — М.: Голларт, 1993. — 304 с.

388. Художественные сокровища Московского Кремля. — М.: Планета, 1993. 256 с.

389. Цветов таинственная сила: Фотоальбом. — М.: Панорама, 1993.- 136 с.

390. ЦРУ. Государственный терроризм США: Фотоальбом. — М.: Планета, 1987. 293 с.

391. Шаг в будущее. — М.: Планета, 1988. — 160 с.

392. Шайхзада Бабич (1895-1919): Фотоальбом. Уфа: Китап, 1995.- 112 с.

393. Шапиро К. Иллюстрации к "Запискам сумасшедшего" Н. В. Гоголя: Фотографии без ретуши, снятые с Моск. артиста Андреева-Бурлака при исполнении им роли Поприщина. — СПб., 1883. — 44 отд. л. фотогр.251

394. Шилов Н.А. Вятка — любовь моя: Фотоальбом. — Киров, 1995. 96 с.

395. Школе-студии МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко — пятьдесят лет. 1943 1993 гг. - М., 1995. - 120 с.

396. Чувашия. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996. — 200 с. Эренбург И. Мой Париж. М.: Изогиз,„1933. - 235 с. Юрий Абрамочкин. Фотографии. — М.: Планета, 1986. — 160 с. Я расту. - М.: Планета, 1990. - 192 с.

397. The Family of Man: The greatest photographic exhibition of all time. created by Edward Steichen for the Museum of modern art. — New York: The Museum of modern art, 1955. — 192 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.