Графический дизайн полиграфической упаковки: история, методика, практика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Лемешко, Татьяна Владимировна

  • Лемешко, Татьяна Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 187
Лемешко, Татьяна Владимировна. Графический дизайн полиграфической упаковки: история, методика, практика: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2006. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Лемешко, Татьяна Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I

Упаковка как система, включающая утилитарный, информационный и художественный аспекты.

Эволюция понятий тара и упаковка.

Функции упаковки и их взаимообусловленность.

Классификация упаковки.

ГЛАВА II

История отечественной полиграфической упаковки.

Дореволюционный период.

Постреволюционный.

ГЛАВА III

Художественно-образное решение упаковки как эффективное средство передачи рекламной информации и продвижения товара на рынке. (Средства художественно-образной выразительности).

Особенности творческой деятельности дизайнера упаковки.

Упаковка как элемент коммуникативного процесса.

Психологические аспекты восприятия рекламного послания потребителем.

Формирование собственного языка упаковки.

Образное решение упаковки.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Графический дизайн полиграфической упаковки: история, методика, практика»

Конец 80-х - начало 90-х годов, рубеж десятилетий, можно назвать периодом "упаковочного бума". Интерес к упаковке был вызван резким изменением экономических отношений в стране. Рыночные отношения, пришедшие на смену социалистической экономике, породили потребность в упаковке, которая могла бы стать конкурентоспособной как на внутреннем рынке, так и за пределами страны.

Быстрое решение проблемы производства большого количества столь необходимой рынку упаковки было обеспечено техническими и технологическими изменениями в полиграфической отрасли. Мы акцентируем этот фактор, так как именно полиграфическая упаковка будет объектом нашего исследования.

Наибольшее значение имела компьютеризация всего допечатного процесса производства упаковки, что касалось дизайнерской деятельности.

Работу по конструированию и художественному оформлению упаковки начали выполнять люди, часто не имеющие отношения к художественному творчеству, те, кто успел овладеть компьютером как основным инструментом, позволяющим быстро подготовить печатную форму для производства.

Становясь прогрессивной отраслью полиграфического производства и составляющей частью маркетинга, упаковка должна была войти в рамки общехудожественного процесса, соответствующего нормам дизайнерской деятельности.

К упаковке предъявляются требования эстетического соответствия современному состоянию предметной среды, в свою очередь упаковка становится активным элементом, влияющим на предметную среду.

Упаковка в этот период в нашей стране утрачивает свои идеологическо-агитационные особенности и становится полноправным членом общемирового рынка, выступая на нем как рекламный агент. Ее роль - привлечь внимание и донести преимущества данного продукта, конкурирующего с другим, аналогичным. 4 I

Упаковка, которую начинают создавать в этот период, должна учитывать требования рекламы и маркетинга, использовать способы психологического воздействия на потребителя. Этому искусству необходимо было учиться. Чтобы научиться, необходимо было понять и проанализировать все факторы, влияющие на решение поставленных перед создателями упаковки задач, чему и посвящена данная работа.

Перечисленные особенности, сформировавшие рынок упаковки в нашей стране, объясняют актуальность проблемы и необходимость рассмотреть упаковку с этих позиций.

Объект исследования - отечественная полиграфическая упаковка с конца XYIII до начала XXI (2005) века.

Предмет исследования - упаковка как специфический вид проектно-творческой деятельности дизайнера, ориентированный на создание адекватного графического обращения к потребителю с учетом эстетических требований.

Цель и задачи исследования - выделить этапы становления графического дизайна упаковки в России как рекламного обращения в мифологизированном пространстве потребления и определить тенденции, которые формируют и отражают современный этап этого процесса.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Сформулировать понятие "упаковка", дать определение этикетки (как частного случая упаковки);

2. Систематизировать и ввести в научный оборот материал по истории отечественной (полиграфической) упаковки с конца XYIII века до наших дней.

Подразделами задачи являются:

- обзор истории возникновения, становления и развития полиграфической упаковки в России как объекта культуры, рекламы и маркетинга;

- выделение основных этапов эволюции упаковки и причины, вызвавшие необходимость этих изменений.

- оценка отечественной упаковки как особого жанра художественной деятельности, формирующего эстетическое пространство, изучение ее графического образа в различные периоды истории

- рассмотрение условий, определивших переход упаковки в сферу дизайнерской деятельности;

- выявление тенденций, нашедших концентрированное выражение в современном графическом образе упаковки;

- исследование роли традиций в дизайне упаковки.

3. Провести анализ средств художественно-образной выразительности, используемых художниками, позже дизайнерами, в процессе оформления, проектирования упаковки (и в определимые периоды времени) — конструкции, цвета, шрифта, ритма, изображения, композиции и т.д. — для уяснения логики выбора их с целью активного использования.

Выявить, за счет каких средств художественно-образной выразительности упаковка эмоционально, психологически воздействует на потребителя. Уяснить целесообразность применения тех или иных художественно-графических средств, в том числе для информационных, рекламных и маркетинговых задач при проектировании упаковки конкретного типа. Определить, какие из структурообразующих факторов определяют дизайн отечественной полиграфической упаковки как рекламного обращения.

4. Рассмотреть упаковку как сложный художественно-функциональный комплекс, включающий в себя следующие основные аспекты: материально-конструктивный; коммуникативно-информационный; художественно-образный (рекламный). Все аспекты взаимозависимы и взаимообуславливают один другой. При анализе упаковки руководствоваться художественно-образным аспектом как главенствующим.

5. Составить функциональную классификацию упаковки, в основу которой должны быть положены данные о целях и назначении упаковки, о потребители-покупателе (предполагаемом частном лице или определенном контингенте покупателей (сегмент рынка); о социальной составляющей (социальном заказе) и т.д.

Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

- историко-хронологический;

- метод структурно-функционального анализа;

- методика системного проектирования;

- семиотический подход;

- "генетический" метод (определение коллектива авторов ВНИИТЭ) как способ исследования влияние общечеловеческих архетипов в процессе психологического воздействия образно-пластических средств на восприятие человека, в основе которых лежат физиологические факторы;

- искусствоведческий анализ развития графического образа упаковки как эстетического элемента предметно-пространственной среды.

Апробация работы проводилась в ходе лекционно-практической работы со студентами МГУП, на курсах повышения квалификации под эгидой Союзупака, в ряде публикаций в периодической печати и в рамках проведения научных семинаров МГУП.

Исследование включает три части:

1) упаковка как система, включающая утилитарный, информационный и художественный аспекты;

2) история отечественной полиграфической упаковки;

3) художественно-образное решение упаковки как эффективное средство передачи рекламной информации и продвижения товара на рынке.

Упаковка рассматривается с различных точек зрения: а) упаковка как утилитарный предмет, как таковая она выполняет ряд функций, главная из которых - сохранение продукта, б) упаковка - составная часть системы маркетинга и рекламы, благодаря чему она является составной частью социального, экономического и идеологического процессов и также средством коммуникации, в) упаковка - объект художественного творчества, поэтому упаковка является частью художественно-эстетической системы предметной среды, материальной культуры. Как средство коммуникации, упаковка вырабатывает свой язык, использующий возможности психологического воздействия на человека, выработанные в процессе освоения им окружающего мира.

В работе предпринимается попытка проследить эволюцию развития декоративно-прикладного искусства как главного способа формирования предметного окружения человека, завершившуюся появлением дизайна как современного способа художественного преобразования материальной среды, отвечающего запросам и техническим возможностям времени, на материале истории исканий русских художников и дизайнеров с использованием в качестве иллюстративного материала такого специфического продукта графического дизайна как упаковка и этикетка. "Множественность изделий отличает дизайн от любых форм прикладного искусства. Существование объекта во многих равноценных экземплярах принципиально не только для функционирования эстетической ценности, но и для ее формирования." (226, с. 124)

Чтобы решить поставленную задачу, мы проследим хронологически процесс становления упаковки и этикетки как самостоятельной линии развития дизайна, вырабатывающей свой язык и привлекающей для решения своих задач приемы декоративно-прикладного искусства, психологические способы эмоционального воздействия, а, кроме того, в рамках решения задачи по формированию корпоративного стиля - решающей задачу формирования микрокосма среды обитания человека.

Анализ развития упаковки будет строиться по хронологическому принципу как наиболее целесообразному, позволяющему проследить накопление и изменения, обусловленные становлением этой области художественного творчества в качестве самостоятельной, осознавшей свою самоценность. Естественно, она не могла развиваться совершенно изолированно от других областей художественной деятельности. Упаковка -часть общего процесса развития художественного творчества, в рамках декоративного искусства, а затем дизайна, поэтому ей также присущи изменения по стилям, зависимость от социальной реальности и конъюнктуры. Очень велико в этом смысле влияние моды, господствующих эстетических предпочтений той или иной эпохи, конкретного временного периода.

Основной фактологический материал для данного анализа будет давать русская полиграфическая упаковка и этикетка, которые не всегда развивались в общем ключе с мировой упаковкой.

Мы рассмотрим частный случай упаковки как объекта художественного творчества в контексте общего развития материальной и духовной культуры, как часть единого процесса познания и преобразования действительности в процессе жизнедеятельности человека. Это тем более правомерно, что искусство упаковки является синтетическим и для его изучения необходимы данные различных научных дисциплин.

Состояние вопроса.

Количество литературы, посвященной вопросам истории упаковки, не велико, имеется в виду литература, посвященная проблемам русской упаковки. Достаточно длительное время данная область искусства практически находилась в забвении в нашей стране, поэтому обобщающих, монографических работ по этому вопросу у нас на сегодня не существует. Лишь в последние годы появляются работы, освещающие отдельные аспекты данной проблемы. Наиболее интересные материалы можно почерпнуть, внимательно изучая специализированные периодические издания, именно на исследовании и анализе данных источников будет строиться работа.

Первым источником послужил журнал "Полиграфическое искусство" (150), выходивший в 1901-1903 годах. Направленность журнала способствовала рассмотрению всех вопросов, относящихся к полиграфии, и давала возможность понять общее положение дел в этой области, хотя вопросы упаковки специально в нем не ставились, поскольку не существовало общественного интереса к данной проблематике.

После революции вопрос упаковки встал в общем русле сверхзадачи, которую ставили перед искусством поборники нового быта: В.В.Маяковский, А.М.Родченко и другие. Именно в это время упаковка и этикетка приобретают права гражданства как самостоятельный вид искусства в нашей стране. Упаковка должна была не столько рекламировать товар, сколько пропагандировать Советскую власть в быту.

Кроме материалов, относящихся непосредственно к творчеству этих авторов и их публикаций по этому вопросу, подробную характеристику их деятельности можно найти в книге С.О.Хан-Магомедова "Пионеры Советского дизайна" (204). Но и в этой работе вопрос об упаковке является второстепенным, и самостоятельной глубокой проработки не получил.

В 30-е годы XX века об упаковке писал Г.Т. Горощенко. Вышли его работы: статья "Советский товар и его агитпропаганда" в сборнике "Изофронт. Классовая борьба на фронте пространственных искусств" (49) в 1931 году и книга "Оформление упаковок" (50) в 1932 году. Они носили идеологизированный характер и представляют ценность как документ эпохи и как первое осознание важности упаковки в идеологической борьбе, но на этом этапе не как борьбы за потребителя, а как способа борьбы за новый политический строй.

Каких-либо серьезных работ по этому вопросу с середины 30-х до середины 50-х годов не наблюдается. В 1957 году начинает издаваться журнал "Декоративное искусство". Это год проведения первого в нашей стране международного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Приглашение большого количества иностранцев в столицу вызвало необходимость соответствия международным стандартам в области оформления, прежде всего сувенирной продукции, и подстегнуло работу в этой области.

Возникновение интереса к упаковке в самом конце 50-х годов связано с возвращением интереса к понятию "прикладное искусство". Именно в это время вновь вспоминают о промграфике, и появляется новый для нашей страны термин "дизайн". Специалистов для новой области художественного творчества начинают готовить Высшие художественные училища страны, прежде всего

Строгановское и Мухинское. Факт появления журнала "Декоративное искусство" свидетельствует о том, что вопрос теоретического осмысления происходящих изменений в этой области искусства назрел. Закономерным является формирование Всероссийского института технической эстетики. В №11 за 1959 год выходит статья А.Павлинской "Ленинградская промышленная графика" (146), где рассказывается о появлении интересных оберток для грампластинок и товарных знаков. Как продолжение темы в № 4 за 1960 год -отчет И.Чижовой "Успехи ленинградских художников" (211) о 1-й выставке прикладной графики, иллюстративным материалом для которого также послужили образцы упаковок и товарных знаков. В дальнейшем эта тема в журнале получает свое развитие.

В.Н. Ляхов - теоретик книжного искусства, не обошел вниманием проблемы промграфики или прикладной графики (он мотивирует правомочность использования именно данного термина для соответствующих работ) и, в частности, вопрос об оформлении русской советской упаковки. В статье "Прикладная графика" (129) 1975 года он дает емкий анализ этого вопроса за весь период советской истории, отмечает особенности решаемых упаковкой задач, выделяет этапы ее развития, размышляет о складывающихся тенденциях. В его статье названы конкретные имена, дан анализ отдельных особенно удачных упаковок. Очень интересна эта работа еще и тем, что написана человеком, который занимался вопросами теории промграфики и книжного искусства во ВНИИТЭ. Он наметил многие вопросы, интересные для данной работы. В частности, интересны его замечания по поводу создания языка упаковочной (рекламной) продукции, замечания о создании образа-знака и т.д. Подчеркнуто значение этих исканий для активного включения данного искусства в коммуникационный процесс.

Специализированный журнал "Тара и упаковка" появляется в 1985 году. Журнал публиковал статьи, посвященные отдельным авторам-создателям русской и советской упаковки, особый интерес представляют статьи Б.Н.Рахманинова, который много лет своей жизни посвятил изучению прикладной графики России, знал многих мастеров лично и собрал богатейшую коллекцию русской упаковки и этикетки. В частности он ввел в научный оборот имя такого мастера парфюмерной этикетки, как Марков Михаил Александрович (159).

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что интерес к оформлению упаковки и этикетки в нашей стране возникает с связи с общим изменением экономической ситуации в конце 80-х годов. Капиталистическая конкуренция в торговле и производстве возродила интерес к рекламе и оформлению упаковки. Лозунг "реклама - двигатель торговли" - вновь стал актуальным. Как раз таким рубежом, начинающим новый период в истории упаковки в России, можно считать появление журнала "Тара и упаковка". Идет накопление материала, изучаются музейные фонды, заграничный опыт.

В 1993 году проводится выставка "Торговая реклама и упаковка в России в XIX - XX в.в." из фондов Государственного Исторического музея. К этой выставке издается каталог, предваряемый статьей И.Палтусовой "О развитии рекламного плаката и упаковки в дореволюционной России" (147).

Первыми популяризаторами русской упаковки и этикетки можно считать авторский коллектив Аникст Н., Бабурина Н., Черневич Е. Интересен факт появления первой их книги в Лондоне в 1990 году на английском языке, и лишь в 1997 году появляется ее русский вариант. Книга носит название "Русский графический дизайн 1880 - 1917." (2) Текст книги представляет собой историко-искусствоведческий обзор русской упаковки за достаточно небольшой исторический период - менее 30 лет. К недостаткам книги следует отнести некоторый полемический задор и неиспользование материалов, характеризующих состояние вопроса до означенного времени. Достоинством книги является то, что это первая попытка научной обработки материала и концентрация изобразительного материала, а также введение ее в научный оборот.

Рекордным по выпуску литературы, посвященной вопросам русской упаковки и этикетки, можно считать 1998 год. Увидели свет сразу 3 книги.

Первой книгой в этом ряду можно считать работу В.Кожаринова "Русская парфюмерия XIX - начала XX века" (85). Хотя она больше связана с историей материальной культуры, но, наверное, парфюмерия как товар в наибольшей степени зависит от внешнего оформления и нуждается в высокохудожественной упаковке, поэтому автор не мог не затронуть этих вопросов. Естественно также большое привлечение иллюстративного материала, так как издание в целом представляет собой подарочный альбом.

Вторая книга - каталог "Два века русской этикетки" (182), связанный с выставкой, проходившей в Политехническом музее летом 1998 года и носившей то же название. Вступительная статья подписана двумя авторами: Б.Н.Рахманиновы и И.Н.Смиренным. Статья носит обзорный характер и невелика по объему.

Третья книга - «Пиво российской империи» (149). Большая заслуга в ее появлении принадлежит А. Драченкову, фотографу и дизайнеру книги. Издание содержит огромное количество иллюстративного материала по дореволюционной пивной этикетке с разбивкой его по регионам страны.

В 1998 году вышел терминологический русско-английский словарь-справочник "Лексикон упаковщика", автором которого выступает И.Н.Смиренный (181). Особая ценность этого издания заключается в том, что он делает попытку унифицировать научную терминологию в области упаковки и соотнести ее с терминологией, существующей в мире.

В заключение хотелось бы сказать, что на сегодняшний день основной материал по данной проблеме разбросан по периодическим изданиям и носит фрагментарный характер, поэтому приходилось привлекать материалы и работы различных авторов, иногда не связанных напрямую с данной тематикой, но имеющих методологическое значение в решении поставленной задачи.

В настоящее время различные периодические журналы уделяют много внимания вопросам маркетинга и рекламы, а также упаковке. Наиболее специализированным является журнал "Пакет". Этот журнал особенно активно изучает современное положение упаковочной отрасли, особенно в том, что касается проблемы создания "брэндов". ("Брэнд" означает совокупность маркетинговых приемов для достижения однозначной идентификации потребителем того или иного товара по названию, визуальному образу, слогану, форме и т.д. Слово "брэнд" используется фирмами для обозначения серии продуктов, объединенной по какому-либо общему признаку"). Уделяет внимание вопросам упаковки и журнал "Как", посвященный проблемам графического дизайна. В 2001 году вышел 15 (1) номер, полностью посвященный проблемам упаковки. (7)

Особое значение имеет проведение регулярных выставок в рамках деятельности организации "Союзупак". Это выставки "Этикетка - звезда России" и "Упаковка - русский стиль", а также конкурсы на лучшую упаковку и этикетку, проводимые в рамках этих выставок для профессиональных дизайнеров, позволяющие изучать процесс формирования рынка современных дизайнерских услуг в нашей стране, отслеживать этот процесс по горячим следам, изучать тенденции развития этой сферы художественной деятельности. Нам они особенно интересны с точки зрения понимания процессов формирования собственного языка упаковки. Все эти мероприятия освещаются в периодической печати, прежде всего в специализированных журналах, и дают благодатный материал для анализа.

Необходимо отметить также открытие музея упаковки под эгидой "Союзупака" в помещении Политехнического музея и ежегодные конкурсы среди студентов "Заводной апельсин".

Закономерным следствием повышенного внимания к производству упаковки является появление новой специальности на технологических кафедрах в институте прикладных биотехнологий и университете Печати в 90-е годы XX века. Эта специальность требует знание основ дизайна упаковки.

Для анализа и выявления общей картины в области искусства упаковки, особенно ее современного состояния, имеет большое значение знание материалов, связанных с этой проблемой в мире. В связи с этим необходимо отметить выход в свет такой книги, как «Современная реклама»(90) американских авторов, выпущенной издательским домом Довгань в 1995 году. Книга представляет собой руководство по созданию современной рекламы во всех областях, упаковке отведено небольшое место как довольно частному вопросу.

Из периодической печати хотелось бы отметить журнал "Интерпресс графика", который постоянно публиковал размышления иностранных авторов по вопросам дизайна, появлялись в нем и материалы об упаковке. В 1998 году вышла в свет книга Т.Хайна "Все об упаковке" (205). Она содержит обобщенный материал по истории упаковки, развивает концепцию о том, что процесс упаковки захватил весь мир и даже человеческие отношения. Автор приводит материалы и исследования зарубежных авторов, особенно американских по психологии воздействия различных цветов и геометрических фигур на потребителя. Обширный познавательный материал содержится в книге С.Сонсино "Упаковка. Дизайн. Технология. Материалы." (188) Книга в целом может рассматриваться как руководство для дизайнеров по изготовлению упаковки. Она содержит также историю вопроса и социологические исследования в этой области, большое внимание уделяется проблеме экологии.

Завершая обзор как отечественной, так и переводной литературы, привлеченной для написания работы, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что литература по вопросам упаковки (в переводе на русский язык, так как в мировой практике этой проблеме посвящено огромное количество публикаций и работа целых специализированных институтов) появилась лишь в небольшой промежуток времени, ограниченный буквально последним десятилетием, что связано с переменами, произошедшими в нашем обществе. Это лишний раз свидетельствует об актуальности данной темы.

В процессе исследования проблем проектирования и создания упаковки в данной работе используются сведения целого ряда дисциплин. Это прежде всего теоретические разработки, исследующие проблемы художественного конструирования (дизайна), психологии восприятия, семиотики, философии, истории искусства, истории материальной культуры, маркетинга и рекламы.

Методологическое значение для написания работы имеют труды Д. Нельсона (141), М.С. Кагана (68), К.М. Кантора (74,75), В.В. Глазычева (31,32,33), А.В. Иконникова (66,226), Н.В. Воронова (25), С.О. Хан-Магомедов а (204), В.Н. Ляхова (128,129,130), Ю.С. Сомова (187), Е.В. Черневич (209,210), которые достаточно разносторонне изучали проблемы дизайна и создавали методику художественного конструирования. ВНИИТЭ организовал и координировал эту работу. Особенно интересны такие положения этой методики, как включение понятия «Дом» (134). Большое внимание этим вопросам посвящали учебные заведения, которые готовили кадры для промграфики: это Строгановское училище, Мухинское училище, в вопросах полиграфии приоритет сохранялся за Полиграфическим институтом. Интересные изыскания проводятся в работах ученых РГГУ, посвященных проблемам передачи информации с помощью средств невербальной коммуникации.

Общий подход к проблемам культуры и ее генезиса заложен в работах П.Флоренского, который внимательно прослеживает историю развития искусства, прежде всего русского искусства, и оценивает состояние русской культуры на начало 20 века. Методика П. Флоренского (202) в его подходе к развитию и современному значению орнамента позволят считать его одним из первых специалистов, обратившихся к генетическому способу оценки современных процессов в культуре. Эти вопросы в 80 - 90-х годах XX века изучались коллективом авторов, где были представители ВНИИТЭ, под общим руководством А.В. Иконникова (226). Эти же проблемы освещаются в работах Н. Зоркой (63) и в книге Л.М.Буткевич (21), посвященной орнаментам. Важными для всестороннего изучения данной проблемы являются и книги Б.А.Рыбакова "Язычество древней Руси"(165) и "Язычество древних славян"(164).

Работы В.А. Фаворского как теоретика художественной формы и проблем конструирования нам очень важны особенно в том, что касается проблемы художественного оформления поверхности (199).

Методологический подход к проблемам художественного конструирования книги как комплекса, включающего утилитарный и художественный аспекты формообразования, изложен в работах В.Н.Ляхова, он является для нашей работы принципиальным.

Семиотика и ее проблемы и возможности в области создания собственного языка, "вторичного" языка искусства, рассмотрены в работах Ю.М.Лотмана (124,125), эти вопросы рассматриваются и в монографии Е.В.Черневич "Язык графического дизайна" (210).

Такой охват авторов, работавших в различных областях гуманитарных наук, объясняется синтетическим характером объекта исследования. Мы не ограничиваемся работами только данных авторов в смежных областях, но именно их труды являются основополагающими.

Проблемы цвета изучены в работах В.У.Тернера (194), В.В.Кандинского (72,73), П.Флоренского (201), К.С.Петрова-Водкина (148), Л.Н.Мироновой (135), Н.Н.Волкова (23), А.С.Зайцева (62), Р.Арнхейма (5) и в применении к упаковке в статьях Е. Чукановой (215).

Вопросам рекламы и маркетинга последнее время уделяется значительное внимание. Наиболее ценными в этом вопросе для нас являются работы Ф.Котлера (91). Мы будем использовать формулировки и определения, которые приводятся в его работах. Анализ российского рекламного рынка был дан в работах И.В.Крылова (96), О.А.Феофанова (200) и большом количестве статей в периодических изданиях.

Принципиальной для нашего исследования является работа А.Ф. Лосева 1930 года "Диалектика мифа" (121). Утверждение крупнейшего русского философа XX века о том, что "Миф есть сама жизнь" позволяет рассмотреть упаковку и с этой не традиционной точки зрения. Особое внимание в указанной работе уделяется рассмотрению вопросов появления и формирования социальных мифов. Эти мифы, превращаясь в фетиш, подчиняют себе человека и целые человеческие сообщества, становятся идеологией и подчиняют себе общественное сознание. Согласно концепции А.Ф. Лосева - человек в значительной мере в течение всей жизни остается на уровне мифологического сознания, особенно это проявляется в бытовом сознании. Можно с достаточным основанием утверждать, что вся стратегия рекламы и способы ее воздействия на человека ориентируются именно на эту особенность человеческой психики, сознательно фетишизируя и культивируя потребности человека-потребителя в нужном ей направлении.

Философские положения работы А.Ф.Лосева позволяют понять место мифологического аспекта сознания в современном мире, уточняющей в этом плане для нас будет работа И.М.Дьяконова (55), в которой приводится современная трактовка деления мифа на уровни использования его для достижения различных целей, и, конечно, труды М.Элиаде (225).

Искусство создания активно воздействующей на потенциального покупателя упаковки предполагает изучение психологии человека. Причем важны многие способы психологического воздействия, накопленные человечеством за всю историю освоения и познания окружающего мира. Подобное психологическое воздействие возможно благодаря тому, что создание объекта дизайна опирается на ассоциации, которые на подсознательном уровне возникают у человека при взгляде на любой предмет окружающего мира. Этими ассоциациями человек учится управлять на протяжении многих тысячелетий. В нашем обществе этим процессом в частности активно занимается реклама. И как частный ее случай - упаковка, которая ищет свои выразительные средства для достижения главной своей цели - стимулировать объем продаж продукта. Для формирования направленных ассоциаций используется такой прием как создание сложного метафорического образа. "В современную систему восприятия оказались встроены элементы генетически более ранних систем. Качественно изменив свою функцию, они, тем не менее, существенно влияют на новое видение. И поэтому для понимания его механизмов также необходима историко-культурная реконструкция" (226, с.138).

Опираясь на эту посылку исследователей, метод был взят из психологии и адаптирован для дизайна, мы постараемся проследить механизмы воздействия формы, цвета, ритма, всей образной системы, используемой художником-графиком в процессе его работы по созданию упаковки и решению им задачи создания метафорического образа продукта, то есть решения им задачи по созданию не просто утилитарного продукта, а продукта дизайна упаковки как объекта художественного творчества.

Упаковка активно использует возможности невербальной передачи информации, адаптируя существующий знаковый язык, и создает свой язык, базирующийся на генетически заложенных образах данного этноса, что требует привлечения исторического и этнографического материалов.

Создание упаковки как процесс художественного творчества вобрало в себя достижения различных видов искусств в способности целенаправленно воздействовать на человека. Упаковка, особенно активно на протяжении последнего столетия, формировала свой язык (по определению Ю.Лотмана -это вторичная языковая система) (121, с.22). В связи с этим любую упаковку можно рассматривать как единый текст (послание потребителю), заключающий в себя текстовое сообщение и изобразительный ряд, материальную конструкцию, форму и так далее. Для нас интересно проследить, какими художественными средствами достигается это решение и какое из средств преобладало на каждом историческом этапе.

Дизайн как современный метод художественной деятельности занимается адаптацией предметного мира применительно к нуждам человека. Визуальный язык, который он применяет, учитывает эволюцию визуальных языков, используемых человечеством на протяжении его истории, их приспособление к современным способам передачи информации, воздействию их на психику человека.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Лемешко, Татьяна Владимировна

Основные результаты исследования

1. Сформулировано понятие - упаковка полиграфическая и дано определение этикетки как частного случая упаковки.

Упаковка позиционируется как объект, сфера приложения творческой деятельности дизайнера.

Предложено расширенное авторское определение термина "упаковка", полностью отражающее комплекс качеств и функций упаковки, определяющих ее дизайн:

- упаковка - продукт творческой деятельности дизайнера по эстетическому формированию предметно-пространственной среды;

- упаковка - одно из основных рекламных средств создания мифологизированного образа товара для осуществления стратегии продвижения товара на рынок (одно из составляющих бренда);

- упаковка - объект идеологии существующих экономических и социальных отношений.

2. Систематизирован и введен в научный оборот материал по истории отечественной (полиграфической) упаковки с конца XYIII века до начала XXI (2005 г.) века:

- рассмотрены основные исторические этапы развития отечественной упаковки;

- определена периодизация этапов развития дизайна отечественной полиграфической упаковки, акцентировано внимание на узловых моментах -социальных явлениях, событиях, фактах и пр., определивших характер художественного облика упаковки в соответствующие периоды времени;

- прослежена эволюция формирования художественного языка упаковки, его становления и развития.

3. Осуществлен анализ основных средств художественно-образной выразительности, которые использует дизайнер в своей работе над проектом упаковки — конструкция, цвет, шрифт, рисунок, линия, пятно, ритм, композиция — для уяснения логики выбора и активного использования того или иного элемента из системы выразительных средств, взятых как в отдельности, так и во взаимодействии.

4. Упаковка рассмотрена как сложный художественно-функциональный комплекс, включающий в себя три органично связанных, взаимозависимых и взаимоопределяющих компонента: материально-конструктивный; коммуникативно-информационный; художественно-образный (рекламный).

Исследованы варианты взаимодействия и проявления указанных компонентов в процессе проектирования упаковки дизайнером. Основное внимание в работе уделено художественно-образному компоненту упаковки.

5. Предложена классификация упаковки, основу которой составляют данные о целях и назначении упаковки: функциональное назначение; специфика, особенности конкретного контингента покупателей (сегмент рынка); социальная составляющая (обыденность, престижность, культурный уровень, возрастные характеристики и т.д.).

6. В результате аналитического рассмотрения упаковки в процессе эволюции выявлена система структурообразующих факторов, определяющих дизайн отечественной полиграфической упаковки как рекламного обращения, определены условия ее эффективного функционирования за счет рационального использования средств художественно-образной выразительности:

- прослежена закономерность появления в условиях тиражирования продукции нового способа формообразования - дизайна;

- выявлена преемственность, связь дизайна упаковки и декоративно-прикладного искусства, частью которого до конца XIX - начала XX вв. являлось производство упаковки.

7. Исследованы особенности, специфика современного этапа дизайна отечественной полиграфической упаковки, развивающегося в условиях конкурентной борьбы фирм, производящих и продвигающих на рынке свою продукцию:

- рассмотрены социальные составляющие и психологические приемы воздействия дизайна упаковки на покупателя в атмосфере стремления фирм к мифологизации своего имени, своей продукции во время организации массированных, многослойных рекламных кампаний по созданию соответствующего очередного "бренда";

- упаковка рассмотрена как важный элемент рекламных кампаний; упаковка непосредственно визуализирует конкретный товар фирмы, предваряя процесс выбора товара покупателем; воздействие дизайна упаковки на покупателя - привлечь и удержать внимание, вызвать в его памяти (подсознании) ассоциации, побуждающие и убеждающие остановить выбор именно на этом товаре.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Лемешко, Татьяна Владимировна, 2006 год

1. Абрамова А. Традиции советской промграфики. Первая выставка прикладной графики. "Декоративное искусство", 1964, № 3. — с. 18 -21.

2. Аникст М., Бабурина Н., Черневич Е. Русский графический дизайн 18801917. М., 1997 г. — с. 160.

3. Anikst М., Chernevich Е. Grafica commerciale sovietica degli anni venti. Firenze, 1990 г. —c.144.

4. Аппалонов M., Ищенко С., Реутский А. Гонка вооружений. Виток второй POS. "Пакет", 2001, № 1. — с.72-78.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974 г. — с.392

6. Асиновский А. Товарный знак от клейма до брэнда. "Тара и упаковка", 2002, №6. — с.22-26

7. Банков П., Кожухова К. Дизайн Депо: два слова о чести и совести. "Как", 2001, №1.— с.70 -75.8 . Барышников Г.М., Бизяев А.Ю., Ефимов А.Ю., Моисеев А.А., Почтарь Э.И., Ярмола Ю.А. Шрифты. Разработка и использование. М., 1997 г. — с.285.

8. Баранов П. Харьковские художники промышленности. "Декоративное искусство", 1962, № Ю. —с.11 -12.

9. Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи. М., 1996 г. — с. 176.

10. Белорусский филиал ВНИИТЭ. "Декоративное искусство", 1967, № 5. — с.41.

11. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994 г. — с.525.

12. Бирюкова М. Традиции и современность в дизайне упаковки (на примере винной упаковки). М., 2004, диссертация. — с. 148.

13. Бойко Ш. Графика на все случаи. "Декоративное искусство", 1969, № 10. — с.16-21.

14. Бондарев К. Маяковский и декоративное искусство. "Декоративное искусство", 1958, № 7. — с.З.

15. Борисов (Ильин) И.В. Родовые гербы России. М., 1997 г. — с.216.

16. Бренькова Г.М. Формирование коммуникативных свойств графического языка дизайна М., 1989 г., диссертация. — с. 162.

17. Бродецкий А.Я. О невербальном мышлении. Сб. № 2 "Невербальное поле культуры". М., РГГУ, 1996. — с. 126-138.

18. Брокгауз, Ефрон Энциклопедический словарь, Спб., 1902 г., т. XXIVA

19. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М., 1998 г. — с.332.

20. Буткевич JI.M. Орнамент как процесс. М., 2000. — с.359.

21. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. Х1-ХУ11 века. М., 1995 г.— с.637.

22. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1985 г. — с.320.

23. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М., 1972 г. — с.350

24. Воронов Н.В. Очерки истории дизайна, ч.ч. 1-2, М., 1998 г. — с. 146.

25. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950 г. — с. 278

26. Герасимов Н. С. «Этнокультурные основы в практике современной региональной дизайн-графики (на примере Северо-Запада России)», диссертация,2005 . — с. 156.

27. Герман И. Искусство и промышленность. Interpress Grafik, 1979, № 3. — с.34 -35.

28. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент ? М., 1998 г. — с.328.

29. Гизе М.З. Очерки истории художественного конструирования в России 18-начала 20 века. Л., 1978 г. — с.279.

30. Глазычев В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе М., 1970 г. — с. 191.

31. Глазычев В. Функция конструкция - форма. "Декоративное искусство", 1965, № 4. — с.2-4.

32. Глазычев В.Л. Гемма Коперника. М., 1989 г. — с.414.

33. Глинтерник Э. Товарный знак в России конца Х1Х-начала XX века. "Тара и упаковка" № 2, 1998. — с.64-66.

34. Глинтерник Э.Этикетка искусство и коммерция. Print & Publishing.1996, №3, — с. 6-10.

35. Глинтерник Э. "Степан Разин": метаморфозы этикетки. Print & Publishing.1997, №3. —с. 16-21.

36. Глинтерник Э. Ленинградская прикладная графика: этикетка 1960-80-х годов. Print & Publishing. 1998, № 2. — с. 16-21.

37. Глинтерник Э. Понятия невесомые и неосязаемые . К 100-летию закона о товарном знаке в России. "Тара и упаковка", 1997, № 3. — с.8-10.

38. Глинтерник Э. Пивная этикетка как явление современной дизайн-графики. "Мир пива", СПб, 1998, № 3. — с. 120-131.

39. Глинтерник Э. Графический дизайн как средство массовой художественной коммуникации, сб.: Дизайнв России: проблемы теории и практики. Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 1998 г. — с.50-51.

40. Глинтерник Э. Искусство упаковки для пластинки. От первой пластинки "Grammophone Со" к современному компакт-диску. Print & Publishing. 1999, № 3. — с. 34-40.

41. Глинтерник Э. М. Товарный знак в постреволюционной России 1920-1930-е годы. "Тара и упаковка" № 2, 1999. — с. 12-15.

42. Глинтерник Э. М. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России (1880-1980-е гг.). Спб., 2001 г., докторская диссертация. — с. 360.

43. Голенева Н.А. Художественно-образный аспект генезиса графического языка.М., 1992 г., диссертация. — с. 148.

44. Гончаров А. Д., Котляров А. С. Теория композиции, (учебное пособие МПИ), М, 1986,—с. 60.

45. Гончарова М. Брэнд российского происхождения. Реально ли это? "Пакет",2000 г., №1. — с.40-46.

46. Гончарова Н.А. Композиция. Гармония формы. Пропорции. Форматы, (учебное пособие МПИ), М., 1992. — с. 96.

47. Гончарова Н.А. Теория изображения. (учебное пособие по дисциплине

48. Теория композиции), М., 1997. — с. 160.

49. Горощенко Г.Т. Советский товар и его агитпропаганда" сб. Изофронт. Классовая борьба на фронте пространственных искусств", М., 1931 г. — с.28-43.

50. Горощенко Г.Т. Оформление упаковок, М., 1932 г. — с.56.

51. Der moderne Mercantil Lithograph. ""Печатное искусство", 1903, № 10-11. — с.328.

52. Дайксель А., Брандмейер К., Глинтерник Э. Товарный знак в Европе и в России. СПб., 2002 г. — с.128.

53. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., Спб.-М., 1882 г., т.4. — с.390.

54. Дубина Н. Философия упаковки и этикетки. "Компьюарт", 2002, № 1. — с.28-30.

55. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990 г. — с.246.

56. Жердев Е.В. Художественная семантика дизайна Метафорика М., 1996 г. — с.79.

57. Журавлев В. "Быстров" зонтик от кризисных дождей. Теория и практика построения брэнда. "Пакет", 1999 г., №1. — с. 88-90.

58. Жучков Р. Как создать классный брэнд? "Пакет", 2002, №2. — с.62-67.

59. Евсенин И. От фабриканта к Красному Октябрю. М., 1927 г. — с.280.

60. Есаян С. Выставка московской промграфики. "Декоративное искусство", 1968, № 4. — с.27 -30.

61. Ефремов Н.Ф. Тара и ее производство. М., 2001 г. — с.312.

62. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М., 1986 г. — с.158.

63. Зоркая Н.М. Фольклор. Лубок. Экран. М., Искусство, 1994 г. — с.239.

64. Земцов С. О гербе города. "Декоративное искусство", 1961г., № 1. — с.4 -5.

65. Зиновьева Н., Рабичев Л. О товарном знаке. "Декоративное искусство", 1963, № 1. —с.17-19.

66. Иконников А.В. Искусство, среда, время. М., 1985 г. — с.334.

67. Иогансен К. Роль вещи в эстетическом воспитании. "Декоративноеискусство", 1961, № 5. — с.4-8.

68. Каган М. Морфология искусства. Л., 1972 г. — с.440.

69. Кагаров Э. Короткая и продажная жизнь упаковки. "Как", 2001, № 1. — с.76-80.

70. КазариноваВ.И. Красота, вкус, экономика. М., 1985 г. —с.237.

71. Каменский А. Палитра революции. "Декоративное искусство", 1968, № 3. — с. 1-9.

72. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1992 г. — сЛ 12.

73. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства, т.т. 1-2, М., 2001 г. -1т.- 392, 2т.- с.344.

74. Кантор К.М. Красота и польза. М., 1967 г. — с.278.

75. Кантор К.М. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия 1955-1985: история и теория. М., АНИР, 1999 г. — с.284.

76. Капелян Г. Картинки прошлого. "Декоративное искусство", 1966, № 3. — с.48.

77. Касьяненко P. Sandora vs. Wimm Bill Dann: А ля rep ком а ля rep! "Как",2001,№ 1— c.66-69

78. Кирсанов Д. Краткий исторический экскурс на тему: шрифт и мода. "Лаборатория рекламы", 2000, № 7-8(11). — с.30-35.

79. Киселева М. Все "Моржи" хороши. "Пакет", 2000, № 2. — с.88-90.

80. Кифа П. D-Design. "Как", 2001, № 1. — с.56 -59.

81. Кифа П. Лицо водки. "Как", 2001, № 1. — с. 100 -105.

82. Клике Р. Реклама это искусство. "Декоративное искусство", 1965, № 1. — с.4-11.

83. Князев И. Фирменный стиль. От логотипа до упаковки. "Пакет", 2001, "№ 1. — с.60-66.

84. Ковтун Е., Повеликина А. Русская живописная вывеска и художники авангарда. Л., 1991 г.

85. Кожаринов В. Русская парфюмерия. М., 1998 г. — сЛ 57.

86. Кожухова К. Почти не про дизайн. "Как", 2001, № 1. — с.97 -99.

87. Кольников В. Возрождение традиций элемент стратегии предприятия. "Тара и упаковка", 1998, № 1. — с.74-75.

88. Копельман А. О наборе титула и обложки. "Печатное искусство", 1903, апрель. — с.41.240.241

89. Коро Н. Цвет в создании и восприятии брэнда. "Тара и упаковка", 2002, №6. — с.30-31.

90. Кортленд JI. Бове, Уильяме Ф. Арене. Современная реклама. Тольятти, 1995 г.1991 г. —с.677.

91. Котлер Ф. Основы маркетинга. Санкт-Петербург, 1994 г. — с.698.

92. Коувелл П. Металлическая упаковка. Блеск. "Пакет", 2001, № 1. — с.26-34.

93. Коханский И. Обзор успехов в области графической промышленности. "Печатное искусство", 1903, апрель. — с.239.

94. Кроувелл В. Тара. Interpress Grafik, 1969, № 2. — с.34 -40.

95. Кривицкий Я., Дьяченко С. Настоящий боржоми настоящая упаковка."Пакет", 2000, № 2. — с.84-86.

96. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. М., 1996 г. — с. 184.

97. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994 г. — с.269.

98. Кулагин А. Особенности национального продукта. "Как", 2001, № 1. — с.38-45.

99. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995 г. (под редакцией Г.В.Драча)

100. Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М., 2001 г. — с.141.

101. Куренков JI. Упаковка должна быть отличной. "Декоративное искусство", 1964, №2. —с. 13.

102. Лаврентьев А. Графический конструктивизм в оформлении упаковки. "Тара и упаковка", 1991, № 5. — с.57 -58.

103. Лаврентьев А. Лаборатория конструктивизма. М., 2000 г. — с.256.

104. Лакиер Б. Русская геральдика. М., 1990 г. — с.398.

105. Левитин Е. Французская афиша. "Творчество", 1977, № 8. — с.20 -24.

106. Лемешко Т. Две выставки два мира. "Полиграфия", № 4, 1998. — с. 19-20.

107. Лемешко Т. "Этикетка -99". Дизайнерские решения. "Полиграфия", №2, 1999. —с. 21-22.

108. Лемешко Т. Символика цвета в истории русского искусства. Тезисы докладов 39-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и научных сотрудников МГУП. М.,1999. —с.117-119.

109. Лемешко Т. Эволюция использования шрифта в создании упаковки (этикетки).Материалы 40-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и научных сотрудников МГУП. М.,2000. —с. 127-128.

110. Лемешко Т. Эволюция понятий «тара» и «упаковка».Материалы юбилейной научно-технической конференции «70 лет МПИ — МГАП ■— МГУП». Часть 2. М., 2000. — с. 159-162.

111. Лемешко Т. Упаковка как система передачи информации при решении задач маркетинга. "Как". № 1, 2001. — с. 82-83.

112. Лемешко Т., Митин В.В. Конструирование и дизайн тары. Сборник примерных программ для специальности 072500 технология и дизайн упаковочного производства. М., 2001 г.

113. Лемешко Т.В. Картинки с выставки. "Полиграфия", 2002, №2. — с. 22.

114. Лемешко Т. Два века и одна жизнь. «Тара и упаковка», №3, 2001. — с. 8 687.

115. Лемешко Т. Мифы и легенды современной упаковки. "Мир Этикетки",2003, №4. с. 52-53.

116. Лемешко Т.Предисловие к книге И.Е.Бахарева "Товарный знак".М., 2004.с.5-7.

117. Лемешко Т.В., Н.Ф.Ефремов, А.В.Чуркин. Конструирование и дизайн тары и упаковки. М., 2004 г. —с.67-115.

118. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979 г. — с.360.

119. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982 г. — с.478.

120. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991 г. — с.525.

121. Лоськов М. Как надо упаковывать. "Как", 2001, №1. — с.94-96.

122. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Спб., 1997 г. — с.399.

123. Лотман Ю.М. Об искусстве. Спб., 1998 г. — с.704.

124. Лотман Ю.М. Семиосфера. Спб., 2000 г. — с.703.

125. Лучинкин А., Кагаров Э. "Сочный" брэнд. "Пакет", 2000, № 2(3). — с.78-83.

126. Лучинкин А. Как находку сняли с дистанции. "Тара и упаковка", 2001, №4. — с.78-79.

127. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. М., 1971 г. — с.251.

128. Ляхов В.Н. Искусство книги. Избранные историко-теоретические и критические работы. М., 1978 г. — с.222.

129. Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат. М., 1972 г. — с. 128.

130. Малая советская энциклопедия. М., 1960 г., т.2— с. 1280, т.9— с. 1220.

131. Мельникова Е., Нестерова Э. Мухинское училище промышленности. "Декоративное искусство", 1961, № 11. — с.13 -18.

132. Методика художественного конструирования. ВНИИТЭ, М., 1983 г. — с.283.

133. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. ВНИИТЭ, М., 1987 г. — с. 98.

134. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984 г. — с.286.

135. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982 г. — с.577.

136. Нагель-Арбатский С.И. Папиросы давно выкурены. "Декоративное искусство", 1964, № 4. — с.48 -49.

137. Нагель-Арбатский С.И. Винные этикетки. "Декоративное искусство", 1964, № 5. — с.48 -49.

138. Недров А. Аз, буки, паки. "Как", 2001, №1. — с.60 -65.

139. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983 г. — с.348.

140. Нельсон Д. Проблемы дизайна. М., 1971 г. — с.207.

141. Нерлих В. Школа прикладного искусства. "Декоративное искусство", 1959, № 9. — с.42-44.

142. Облапохин Н. Что происходит на рынке услуг по созданию брендов. "Как", 2001, №1. — с.46-49.

143. Островский Г. Новая упаковка. "Декоративное искусство", 1964, № 4. — с.17.

144. Павленков Ф. Энциклопедический словарь, Спб., 1913 г. — с.3104.

145. Павлинская А. Ленинградская промышленная графика. "Декоративное искусство", 1959, № 11. — с.25 -29.

146. Палтусова И. Торговая реклама и упаковка в России Х1Х-ХХ вв. (Из фондов Государственного Исторического музея). М., 1993 г. — с.64.

147. Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л., 1982 г. —с.632.

148. Пиво российской империи. М., 1998 г. — с.256150. "Полиграфическое искусство", 1901-1903 гг.

149. Полиграфический словарь. М., 1964 г. — с.388. 152 Портфелио Index 99. М., 1999 г. — с.240.

150. Программа деятельности Художественной Комиссии Русского Общества Деятелей Печатного Дела. "Печатное искусство", 1903, апрель. — с.109-110.

151. Пухова С. Страсти по этикетке. Publish, 1998, № 2. — с.95 -96.

152. Пухова С. Сегодняшние иероглифы. "Как", 2001, №1. — с.84 -91.

153. Пыляев И. История былого. М., 1978г. — с.360.

154. Рахманинов Б.Н. С чего начинается профессия. "Тара и упаковка", 1991, № 1, —с.52-54.

155. Рахманинов Б.Н. Мыло "пролетарское", одеколон Амо."Тара и упаковка", 1991, № 2. — с.61 -63.

156. Рахманинов Б.Н. Художник, мастер парфюмерной этикетки. "Тара и упаковка", 1991, № 4. — с.46 -47.

157. Рахманинов Б.Н. На этикетках "наши вожди". "Тара и упаковка", 1991, № 5. — с.56 -57.

158. Рахманинов Б.Н. К истории упаковки в России. "Тара и упаковка", 1999, № 3. — с.60-62.

159. Рожков И. Работаем цветом. "Реклама", 1998, № 3-4.163. "Российская империя" (Москва Сибирь), М., 1910 г. — с.680.

160. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981 г. — с.607.

161. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987 г. — с.782.

162. Савицкая В. Успехи и трудности. Первая выставка прикладной графики в Москве. "Декоративное искусство", 1964, № 4. —с.13 -16.

163. Салямон JI.C. О физиологии эмоционально-эстетических процессов.-Содружество наук и тайны творчества. Под редакцией Б.С. Мейлаха. М., 1968 г. — с.280-312.

164. Салямон JI.C. Элементы физиологии и художественное восприятие-Художественное восприятие. Под редакцией Б.С. Мейлаха. М., 1971 г. — с. 192320.

165. Самарина JI.B. Цвет как средство коммуникации (Северный Кавказ, Дагестан. Сб. №2 "Невербальное поле культуры". М., РГГУ, 1996 г. — с.52-57.

166. Сатмари-Кирай Э. Еще раз об упаковке товара. Interpress Grafik, 1979, № 3

167. Светлов С.Ф. Петербургская жизнь в конце XIX столетия. Спб. 1998 г. — с.126.

168. Свод действующих узаконений по части промышленности и торговли. СПб., 1907 г. —с.616.

169. С.Е. Продоформление 67. "Декоративное искусство", 1968, № 1. — с.36.

170. Сегал Д. Мир вещей и семиотика (субъективные заметки). "Декоративное искусство", 1968, №4. — с.38 -41.

171. Семейкин А. Дизайн может экономить средства заказчика. "Тара и упаковка", 2002, №6. — с.74-75.

172. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. М., 1991 г. — с.116.

173. Сидорина Е. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда, М., 1994 г. — с.373.

174. Сидорина Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М., 1995 г.с.240.

175. Силади Г. Визуальные элементы в рекламе. Interpress Grafik, 1979, № 3. — с.44 -55.

176. Слемзина В.В Становление дизайна упаковки в Германии конца XIX -первой трети XX века (основные тенденции и мастера).С-Пб, 2005., диссертация. —с. 124

177. Смиренный И.Н. Лексикон упаковщика. Терминологический словарь. М, 1998 г.—с. 172.

178. Смиренный И.Н. Рахманинов Б.Н. Два века русской этикетки. М., 1998 г.с.94.

179. Соболева Т.А., Суперанская А.В. Товарные знаки. М., 1986 г. — с.171.

180. Советский энциклопедический словарь. М., 1986 г. — с. 1600.

181. Соловьев Ю. Контуры наших планов. "Декоративное искусство", 1962, № 9. —с.12-13.

182. Соловьев Э. О художественной культуре современного машинного производства. "Декоративное искусство", 1958, № 7. — с.44.

183. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М., Машиностроение, 1987 г. — с.288.

184. Sonsino S. Packaging Design. London, 1990. — с. 176.

185. Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971 г. — с.146.

186. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов.М., 2003 г. — с.296.

187. Стюарт Б. Упаковка как инструмент эффективного маркетинга. М., 1999 г.с. 142.

188. Тамме Ф. О принципах рекламы. "Декоративное искусство", 1965, № 4. —с.5-9.

189. Темпорал П. Эффективный бренд менеджмент. Спб., 2003 г. — с.319.

190. Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу). В кн.: Семиотика и искусствометрия. М., 1972 г. — с.50 -81.

191. Толстой А.Н. Повести и рассказы. М., 1983 г. — с.302

192. Толстой В л. Теория практике. "Декоративное искусство", 1962, № 3. — с.1.

193. Третья Ленинградская выставка промграфики. "Декоративное искусство", 1967, №3. — с.16-17.

194. Урбонас И. Товар лицом. "Декоративное искусство", 1969, № 3. — с.48-49.

195. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988 г. —с.588.

196. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. Спб., 2000 г. — с.376.

197. Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996 г. — с.286.

198. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993 г. — с.321.

199. Халаминский Ю. Промграфика. Каталоги, проспекты. "Декоративное искусство", 1961, №4. — с. 17-21.

200. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М., 1995 г. — с.423.

201. Хайн Т. Все об упаковке. Спб., 1997 г. — с.281.

202. Хиллер Б. Стиль XX века. М., 2004 г. — с.240.

203. Чекалов А. Через моду формируется стиль. "Декоративное искусство", 1963, № 3. — с.13-17.

204. Червинский М., Зберский Т. Система книги. Семиотика книги. М., 1981 г.с.128.

205. Черневич Е. Современная упаковка. "Декоративное искусство", 1967, № 4.с.44 -45.

206. Черневич Е.В. Язык графического дизайна. М., 1975 г. — с. 137.

207. Чижова И. Успехи ленинградских художников. "Декоративное искусство",1960, № 4. — с.43 -44.

208. Чижова И. Промышленная графика на выставке. "Декоративноеискусство", 1961, №12. — c.ll.

209. Чижова И. Ленинградская промграфика юбилею. "Декоративное искусство", 1968, № 3. — с.46.

210. Чувашев Ю.И. Художественное конструирование и оформление советских журналов (методологический аспект). М., 1975 г., диссертация. — с. 180.

211. Чуканова Е. Цвет в упаковке. "Тара и упаковка» №, 2000, №6. — с.4-7.

212. Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа. В кн.: Семиотика и искусствометрия. М., 1972 — с. 136-163.

213. Шарыхалина Е. Epica Awards: номинация "упаковка". "Как", 2001, №1. — с. 16-27.

214. Шарыхалина Е. Mildberry Field forewer, или хорошо иметь домик в деревне! "Как", 2001, №1. — с.50 -55.

215. Шарыхалина Е. Еще о Лутце. "Как", 2001, №1. — с.92 -93.

216. Шварц Е. Живу беспокойно. (из дневников). Л., 1990 г. — с.624.

217. Швидковский О. Художественный облик наших городов. "Декоративное искусство", 1958, № 11. — с.7-12.

218. Шептунова И.И. Сосуд: метафора бытия. Сб. № 2 "Невербальное поле культуры". М., РГГУ, 1996 г. — с.91-101.

219. Шумов А. Казимир Малевич и трест "Жиркость" Советского Союза. "Как", 2001, №1. — с.28 -37.

220. Эйзенштейн С. Мемуары. М., 1998 г. -1т,- с.432, 2т.- с.544. 74

221. Элиаде М., Аспекты мифа. М., 2000 г. — с.224.

222. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. Под общей редакцией доктора архитектуры А.В. Иконникова. М., 1990 г. — с.334.61:0

223. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ1. ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

224. Лемешко Татьяна Владимировна

225. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ УПАКОВКИ (история, методика, практика)

226. Специальность 17.00.06 — Техническая эстетика и дизайн

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.