Становление современных стилевых тенденций в дизайне отечественной и зарубежной упаковки: на примере бутылки и этикетки водки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Муравьев, Сергей Валериевич

  • Муравьев, Сергей Валериевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 180
Муравьев, Сергей Валериевич. Становление современных стилевых тенденций в дизайне отечественной и зарубежной упаковки: на примере бутылки и этикетки водки: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2012. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Муравьев, Сергей Валериевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ДИЗАЙН УПАКОВКИ ВОДКИ КАК ЧАСТЬ

ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕК А.

1.1.Дизайн водочной бутылки.

1.1.1 .Основные этапы проектирования эксклюзивной стеклотары

1.1.2.Становление традиций дизайна водочных бутылок 23 1.2.Особенности проектирования современных водочных этикеток.

1.2.1 .Обязательная информация на водочных этикетках

1.2.2.Материалы и технологии изготовления современных этикеток

1.2.3.Виды современных этикеток 37 Выводы.

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ ВОДОЧНОЙ

УПАКОВКИ.

2.1.Становление традиций упаковывания водки в России.

2.2.Становление традиций дизайна упаковки водки ближнего зарубежья.

2.3.3арубежные культурные традиции производства и упаковывания водки.

Выводы.

ГЛАВА III. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СТИЛЕВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ДИЗАЙНЕ

УПАКОВКИ ВОДКИ.

ЗЛ.Искусствоведческий анализ стилевых особенностей дизайна водочных этикеток.

3.1.1 .Стилистические решения этикетки по видам

3.1.2.Стилистические решения этикетки по жанрам

3.1.3.Стилистические решения этикетки на основе образно- 124 метафорических решений

3.1.4.Стилистические решения этикетки по степени 127 изобразительности

3.1.5.Стилистические решения этикетки на основе исторических 129 стилей

3.2.Определение перспективных стилевых тенденций дизайна упаковки водки на базе бенчмаркингого подхода.

З.З.Дизайн этикетки и упаковки водки как часть позиционирования бренда.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление современных стилевых тенденций в дизайне отечественной и зарубежной упаковки: на примере бутылки и этикетки водки»

Актуальность темы исследования. Интерес к изучению и систематизации материала, расширяющего круг художественных проблем, активно поддерживается практикой дизайна. Назрела острая необходимость в разработке системной научной базы для дизайнеров упаковки, которая способствовала бы грамотному оперированию художественными приемами, созданию новых образно-стилевых решений с учетом всех требований современной технологии.

В практике графического дизайна абсолютно новыми оказались проблемы, связанные с особенностями функционирования упаковки водки в условиях маркетинга. От дизайнерского решения, от художественного образа и обще-эстетической характеристики упаковки сегодня зависят во многом проблемы маркетинга. Как художественное произведение -упаковка элемент пространства эстетической культуры нашего общества. Изучение особенностей становления, специфики формирования художественно-графического стиля упаковки актуально в наши дни.

В дизайне упаковки водки вопросы истории ее возникновения, культурные традиции разных стран, языковые различия тесно переплетены, поэтому требуют комплексного рассмотрения. Разработать действенный популярный новый бренд в условиях жесткой конкуренции, необычайного разнообразия торговых марок можно только на основе знания исторических фактов, создания яркой легенды и выразительного графического образа, отражающего национальные традиции и современные тенденции.

При этом современная парадигма экономики связывает эффективность экономического развития с культурой общества.

Упаковка напитков является важной частью современной культуры, включая культуру потребления и продажи товаров. Проследить становление современных стилевых тенденций в дизайне отечественной и зарубежной упаковки на примере водочной бутылки и этикетки, составить общее представление об упаковке как части фирменного стиля и позиционирования бренда представляется весьма актуальным. Это особенно важно, так как с помощью визуальной «картинки» бренд говорит на языке потребителя, сообщает о ценностях марки, в том числе с позиций позитивного влияния на культуру потребления водки. Водка давно вошла в культуру жизнедеятельности народов России, стала своего рода брендом России, влияющим на имидж страны. Именно поэтому целесообразно изучить становление современных стилевых тенденций в дизайне отечественной и зарубежной упаковки на примере упаковки водки.

Состояние разработанности проблемы

Базовым материалом для данной диссертации являются труды Лосева А.Ф., Кагана М.С., Бычкова В.В., Кривцуна O.A. в области эстетики и философии. Эстетический подход помог исследовать упаковку как проектно-эстетическую категорию дизайна, рассмотреть эстетические ценности, затронуть проблему соотношения эстетических и обыденных эмоций. При этом эстетика понимается как философская дисциплина, имеющая своим предметом область выразительных форм любой сферы действительности, данных как самостоятельная и чувственно воспринимаемая ценность (Бычков В.В.).

С точки зрения данного исследования интересны две работы Лосева А.Ф. "Некоторые вопросы из истории учений о стиле" и "Теория художественного стиля" (2004). В первой из них автор дает сравнительный анализ теории стилей, разработанных учеными прошлых лет, во второй — дается классификация первичных моделей художественного стиля и примеры современных классификаций художественных стилей.

Наш подход к дизайну как специфической проектной деятельности, существенно влияющей на развитие культуры вытекал из работ Чижикова

B.B. и Фандеевой Е.М.

Основополагающими для данного исследования явились труды по истории, теории и методологии дизайн-проектирования Воронова Н.В., Грашина A.A., Иконникова A.B., Лаврентьева А.Н., Михайлова С.М., Назарова Ю.В., Сидоренко В.Ф., Соловьёва Ю.Б., Хан-Магомедова С.О. и др.

В работах ВНИИТЭ в 1970-е и 1990-е годы освещались вопросы графического дизайна и стилей. Так в книге Черневич Е.В. «Язык графического дизайна» (1976) подробно исследовались проблемы визуального языка и затрагивались особенности стилеобразования.

Серов С.И. в книге «Стиль в графическом дизайне. 60-70 годы» (1991) исследовал проблемы интернационального стиля в основном на примере плакатов и фирменного стиля советских дизайнеров, а также мастеров из восточной Европы.

За последнее время во ВНИИТЭ было издано ряд фундаментальных трудов, в которых дано философское и культурологическое обоснование понятия «стиль». Например, сборники из серии «Проблемы современного дизайна» (составитель Грашин A.A.): «Стиль в дизайне в контексте современной проектной культуры» (вып.5, 2009), «Роль стиля и национального стилеобразования в создании отечественной инновационной продукции» (вып.6, 2010) и др.

Для нашего исследования одной из ключевых категорий является понятие «стиль». Порой искусствоведы термин «стиль» заменяют другими понятиями: творческий метод, направление, язык, манера, форма. Однако они имеют свой смысл и не могут использоваться вместо понятия «стиль». В истории искусств категориям стиль, течение и направление посвящено много трудов, а вот в теории графического дизайна они еще недостаточно изучены. Не претендуя на применение искусствоведческого понятия «стиль» относительно дизайна упаковки, мы будем в нашем исследовании использовать термин «стилевые тенденции».

Искусствовед Сарабьянов Д.В., например, говорит о стиле как категории формы: «За стилем как общностью формы (или лучше сказать -над ним или под ним) располагаются другие общности и системы: система мировоззрения, общность метода, система жанров, иконографическая общность».

Данное исследование опирается на общую теорию стиля, наиболее современная трактовка которой выражена в докторской диссертации Устюговой E.H. «Стиль как историко-культурная проблема» (1997). Автор говорит об особом статусе стиля в комплексе гуманитарного познания и дает следующее определение: «Стиль предстает как универсальная для всех сфер культуры, целостная, многоуровневая, концептуальная система, охватывающая все области проявления стиля в культуре, все уровни осуществления стиля (от генетического до функционального), все масштабы (индивидуальный, групповой, общекультурный), все аспекты участия человека в культурном творчестве (интуитивно-бессознательный, переживание, духовное самосознание и деятельное самовыражение)». Историческое развитие художественных стилей в искусстве с древних времен до начала XX в. рассматривается в трудах Сокольниковой Н.М. (2006). В них стиль предстаёт в виде живого художественного процесса. Автор считает, что для определения стиля важны не названия, а тенденции развития, принципы и закономерности стилеобразования. Это утверждение существенно для нашего исследования.

Как известно, рождение наиболее крупных стилей определяется внутренней логикой развития художественного процесса, формированием определенных способов видения и отображения мира. Стиль проявляется во всей своей сложности своих компонентов на различных уровнях художественного обобщения: историческом, национальном, индивидуальном. Художественные стили тесно взаимосвязаны и в различных соотношениях включают в себя как содержательные, так и формальные элементы.

Стили, школы и направления в современном искусстве подробно рассмотрены в труде Демпси Э. (2008), где говорится, что этот феномены лишь в редких случаях имеют четкие границы и поддаются простым определениям; чаще они внутренне противоречивы, сложны и нередко пересекаются в художественном пространстве. Тем не менее, понятия «стиль», «школа» и «направление» продолжают существовать, и осмысление их совершенно необходимо при любом исследовании особенностей современного искусства и дизайна. Определение их границ и описание характеристик - по-прежнему наилучший способ «картографирования» столь сложного по составу, а порой и трудного для понимания предмета. В данной работе содержится свод 300 стилей, школ и направлений, дается представление о кардинальных линиях развития в живописи, скульптуры, архитектуры и дизайна стран Запада.

В научных исследованиях Бирюковой М.Б., Лемешко Т.В., Мазуриной Т.А., Ефремова Н.Ф., Чуркина A.B. раскрываются проблемы конструирования и дизайна упаковки, символические и стилистические тенденции товарных знаков.

Лемешко Т.В. провела исследование «Графический дизайн полиграфической упаковки» (2006), характеризующееся комплексным, целостным подходом к упаковке, которая рассматривается как вещь материальная, как объект творческой деятельности, как средство создания мифологизированного эстетизированного пространства потребления, символом которого является бренд.

Научное обоснование современных традиций в дизайне винной упаковки дано в диссертации Бирюковой М.Б. «Традиции и современность в дизайне упаковки (на примере винной упаковки)» (2004). Автор совершенно справедливо считает, что сегодня задача дизайнера добиться не только соответствия всем эстетическим и технологическим требованиям, выдвигаемым рынком и обществом, но и придать индивидуальность создаваемой упаковке. Это возможно благодаря обращению к традициям на различных уровнях, как в деталях графического оформления, так и посредством комплексных решений.

Бирюкова М.Б. предложила на основе общего впечатления винные этикетки условно разделить на три основные категории: классические («винодельческие»), универсальные и современные. Внутри классической категории (симметричная композиция, все изображения и надписи расположены по центральной оси) были выделены следующие группы: типовые геральдические этикетки, текстовые этикетки, этикетки-стиль (барокко, готика и др.), этикетки-картины, «растительные» этикетки (виноградная лоза, растительный орнамент).

Универсальными, исследователь называет этикетки с вертикальной центрально-симметричной осью, на которую нанизываются все элементы, как и у классической этикетки, но основным здесь является изобразительный элемент, смысловое содержание которого может быть абсолютно любым, и которому отводится четко фиксированная формат-рамка. Современные этикетки, к которым, в основном, были отнесены ассиметричные открытые композиции, дополнительно подразделены автором на типографические, абстрактные, фантазийные, фактурные и этикетки с фигурной высечкой. Данная классификация, безусловно, интересна для нашего исследования, так как винная и водочная этикетки имеют много общего, поэтому совпадения неизбежны (геральдические, типографические). В тоже время даже при одинаковых названиях, в них нами порой вкладывается другое содержание и в целом классификация стилевых тенденций водочных этикеток нами осуществлена по другим основаниям с учетом специфики водочной этикетки, обусловленной ее культурно-историческим значением.

Мазурина Т.А. в диссертации «Дизайн отечественного товарного знака: символика и стилистика» (2008) правомерно констатирует, что современный графический дизайн отличается полисимволичностью и полистилистичностью. Автор доказывает, что раскрытие характера взаимосвязи символики и стилистики товарных знаков, их художественно-образных и композиционных закономерностей в современном проектном процессе способствует возрождению, сохранению и развитию национальных культурных традиций.

Трудно понять место упаковки в рамках современной культуры и современного потребительского общества без изучения учебников по дизайну упаковки, теории рекламы и маркетинга. В учебниках и монографиях по технологии, проектированию и дизайну тары и упаковки Ефремова Н.Ф., Лемешко Т.В. и Чуркина A.B. рассматриваются особенности совместной работы инженера-конструктора и художника-конструктора на различных стадиях создания тары и упаковки, определяется методология маркетинговых исследований при конструировании тары и упаковки. В работе рассматриваются художественно-пластические способы оформления упаковки, особенности восприятия цвета на упаковке, основы теории синтеза цвета, метрологии, контроля качества и управления цветом при производстве упаковки. На базе классических представлений о технологичности конструкции определяется методология конструирования тары и упаковки из пластмасс, картона и гофрокартона. Ефремов Н.Ф. дает наиболее полное с технической точки зрения определение: «Упаковкой называют комплекс средств, обеспечивающих выполнение девяти функций: защитной, дозирующей, транспортной, хранения, маркетинговой, нормативно-законодательной, экологической, информативной и эксплуатационной».

В процессе анализа трудов Жердева Е.В. по семиотике о роли образно-метафорических решений в дизайне и работ Кафтанджиева X., посвященных морфологическому обоснованию знаков и символов, было найдено много интересных решений. Так, доктор маркетинговых коммуникаций и семиотики Кафтанджиев X. (София, Болгария) является автором книги

Семиотика Абсолюта» (2006), которая является хорошим примером взаимосвязи рекламы и семиотики. Эту проблему автор раскрывает на примере успехов рекламной компании водки «Абсолют».

Проследить тенденции лучших современных проектных решений дизайна упаковки водки помогают специализированные иллюстрированные издания, каталоги и буклеты ежегодных полиграфических и дизайнерских конкурсов, таких как «Этикетка-Русский стиль», «Упаковка-Звезда России», «Заводной апельсин», журналы «Пакет», «РаккоО^£», «Тара и Упаковка» и др. В этих изданиях рассказывается также о лучших дизайнерах, работающих в сфере проектирования упаковки.

Как показывает анализ литературы, упаковка уже стала предметом научного изучения, однако монографических работ по теме данного диссертационного исследования у нас в стране и за рубежом пока мало. Недостаточно рассматривались в специальной литературе вопросы художественно-образного решения упаковки водки, связанные с проблемами маркетинга. Отсутствует исследование, где были бы систематизированы стилевые тенденции, которые использует дизайнер для создания образа водочной торговой марки. Все это обусловливает актуальность заявленной темы исследования.

Гипотеза исследования состоит в следующем предположении:

- современные водочные этикетки способны быть подвергнуты классификации на уровне определения стилевых тенденций. Эту процедуру необходимо производить на основе системного подхода по различным основаниям (видам, жанрам, историческим стилям, на основе образно-метафорического решения и по степени изобразительности), что позволит получить наиболее полную и достоверную искусствоведческую картину их художественно-эстетических качеств;

- на основе разработанной классификации стилевых тенденций в дизайне упаковки водки и визуального бенчмаркинга возможно выстраивать перспективные дизайн-стратегии, направленные на повышение дизайнерского качества этого вида продукции.

Цель исследования: выявить современные стилевые тенденции в дизайне отечественной и зарубежной упаковки водки, проследить этапы и своеобразие их становления, разработать классификацию стилей в дизайне упаковки водки и на этой основе выстраивать перспективные дизайн-стратегии проектирования упаковок водочных изделий, повышающие культуру их употребления.

Для достижения указанной цели необходимо последовательное решение следующих задач:

1. Исследовать становление традиций упаковывания водки как области дизайна в России XIX - начала XXI вв., ближнем зарубежье и за рубежом.

2. Изучить историю создания и особенности проектирования водочной бутылки с точки зрения дизайнерского подхода.

3. Проанализировать виды современных водочных этикеток, материалы и технологии их изготовления, а также этапы дизайнерского проектирования данного вида продукции.

4. Осуществить классификацию и искусствоведческий анализ современных дизайнерских приемов решения водочной упаковки с точки зрения стилевого подхода.

5. Разработать методику определения перспективных стилевых тенденций дизайна упаковки водки на базе бенчмаркетингового подхода и создать типологию наиболее повторяющихся приёмов его использования.

6. Исследовать возможности дизайна упаковки водки в процессе позиционирования бренда.

Объектом исследования является дизайн-процесс разработки упаковки водки как комплекса полиграфических и объемно-пространственных решений.

Предметом исследования являются современные стилевые тенденции в дизайне отечественной и зарубежной упаковки водки (бутылки и этикетки).

Границы исследования определяются самим предметом анализа, то есть исследованием стилевых тенденций в дизайне упаковки водки конца XX - начала XXI вв. В основном изучается водочная этикетка и бутылка. География исследования ограничена странами Европы, хотя дается краткий обзор современного дизайна водочной упаковки США, Монголии и Японии. Основное внимание в работе уделяется рассмотрению становления стилевых тенденций в дизайне современной водочной упаковки в России и ближнем зарубежье (Белоруссия, Украина, Казахстан). Всего в исследовании было проанализировано около 3000 упаковок водки.

Методы исследования.

В работе используются традиционные методы диахронического (историографического) и синхронического искусствоведческого анализа, а также системный анализ для построения классификаций с позиций стилеобразующих тенденций.

Метод диахронического (историографического) искусствоведческого анализа упаковки опирается на имеющиеся определения понятия стиля в искусстве и графическом дизайне, который предполагает отбор, обобщение и оценку стилевых признаков дизайна упаковки водки в их историческом развитии. Метод синхронического искусствоведческого анализа позволяет изучать феномены (стилевые тенденции) в какой-то определенный момент времени, в контексте современности. Полученные с помощью данных методов результаты хорошо интерпретируемы и соотносимы с искусствоведческими оценками дизайна упаковки водки.

Научным ориентиром в решении вопроса о становлении современных стилевых тенденций в дизайне отечественной и зарубежной упаковки водки может быть метод сравнительного анализа материала по трём взаимосвязанным линиям — производственной, дизайнерской и искусствоведческой. Технология данного исследования по выявлению стилевых тенденций в дизайне упаковки водки основывается на сопоставлениях стилевого и образно-смыслового содержания торговых марок.

Кроме этого, применяется бенчмаркинговый подход для определения перспективных стилевых тенденций дизайна упаковки водки.

Научная новизна исследования состоит в разработке на основе системного подхода классификации современных стилевых тенденций по различным основаниям в дизайне упаковки водки.

В исследовании коррелируется понятие «стиль» в графическом дизайне применительно к художественному проектированию упаковки. Данный феномен определяется как завершенная и относительно устойчивая структура графических и объемно-пластических элементов, целенаправленно разрабатываемая проектировщиком на основе единого формообразующего приёма. Стиль упаковки должен раскрывать образно-смысловое содержание торговой марки, отражая качества упаковываемого продукта. Подчеркивается, что понятие «стиль» в дизайне упаковки тесно связанно с понятием «графический язык», и часто с ним отождествляется.

В дизайне упаковки водочной продукции выделены следующие стилевые направления: живописный, графический, типографический, орнаментально-декоративный, геральдический; портретный, пейзажный, предметный, фольклорно-лубочный, комиксно-юмористичесий; актуальный, историко-ностальгический, реалистический (конкретно-предметный), абстрактный (образно-ассоциативный) и комбинированный. С точки зрения классического искусствоведения эти особенности художественного проектирования водочной упаковки правильнее их называть стилевыми тенденциями, так как понятие «тенденция» не претендует на всеобъемлющее понятие «стиль», а только обозначает сложившееся направление с характерными признаками. Для нашего предмета исследования правомерно употреблять именно этот термин.

Кроме этого, в дизайне упаковки водки прослеживаются черты следующих исторических стилей и художественных направлений: барокко, классический стиль, модерн, минимализм, поп-арт, хай-тек и эклектизм.

В работе предложен подход выстраивания дизайн-стратегий на основе разработанной классификации стилевых тенденций в дизайне упаковки водки и визуального бенчмаркинга, который позволяет обосновывать выбор дизайн-решения, прогнозировать перспективные стилевые тенденции в дизайне отечественной и зарубежной упаковки водки.

Теоретическая значимость исследования. Проведенная классификация стилевых тенденций в дизайне упаковки водки на основе системного подхода по различным основаниям (видам, жанрам, историческим стилям, на основе образно-метафорического подхода и по степени изобразительности) наиболее полно отражает с искусствоведческой точки зрения современные дизайнерские приемы решения водочной упаковки, определяемые на основе стилевого подхода.

Практическая значимость исследования. Выстраиваемый в исследовании подход, опирающийся на применение различных дизайн-стратегий, формируемых на основе созданной классификации стилевых тенденций в дизайне упаковки водки и визуального бенчмаркинга, имеет важное значение для развития рынка данного вида продукции. Такой метод позволяет обосновывать выбор дизайн-решения, прогнозировать перспективные стилевые тенденции в дизайне отечественной и зарубежной упаковки водки.

Обоснованность и достоверность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются: соответствием его принципиальных положений теоретико-методологическим принципам и поставленным задачам, выбором адекватных методов, широкой источниковедческой базой, успешной апробацией полученных результатов в прикладном художественном проектировании, научно-исследовательской практике и в профильном производстве.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлялись в форме докладов на международных и всероссийских научно-практических конференциях: межвузовских научно-практических конференциях «Строгановские чтения» (Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова, 28-30 ноября 2008 г. и 18-19 апреля 2009 г.); 2-й всероссийской научно-практической конференции (26-30 апреля 2009 года, г. Сочи); в мероприятиях на выставке упаковки, полиграфии и маркетинговых коммуникаций ЕМВАХРпп!:, которая проходила с 19 по 22 мая 2009 г. (г. Брно, Чешская Республика); Межвузовском круглом столе "Молодежные приоритеты в глобализующемся мире" (3 октября 2009 года, г. Палермо, Италия) и др.

Результаты исследования обсуждались на кафедре дизайна МГГУ им. М.А. Шолохова, использовались в ходе выстраивания перспективных стратегий рядом компаний (Русьимпорт, Ранова и других).

Основные положения, выносимые на защиту:

Авторская классификация стилевых тенденций дизайна современных водочных этикеток, выполненная на основе системного подхода по различным основаниям (видам, жанрам, историческим стилям, на основе образно-метафорического решения и по степени изобразительности);

Методика выстраивания дизайн-стратегий на основе разработанной классификации стилевых тенденций в дизайне упаковки водки и визуального бенчмаркинга.

Структура и объём диссертации: работа состоит из введения, трех глав и заключения, библиографии, приложения, включающего 33 таблицы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Муравьев, Сергей Валериевич

Основные выводы исследования можно сформулировать следующим образом:

1. Исследование традиций упаковывания водки как области дизайна в России XIX - начала XXI вв., ближнем зарубежье и за рубежом показало, что можно выделить определенные стилевые тенденции в упаковке водки, однако этот процесс еще не завершен и находится в процессе становления. Проведенный диахронический и синхронический анализ зарубежных культурных традиций упаковывания водки позволил убедительно показать, что европейский, американский и восточный рынки алкогольной продукции различаются существенным образом, что в каждой стране существуют свои традиционные торговые марки водки, дизайн которых напрямую зависит от культурных приоритетов страны-производителя. Новые оригинальные дизайнерские решения упаковки водки возникают на основе гармоничного сочетания передовых технологий, региональных и национальных культур.

2. Изучение истории создания и особенностей проектирования водочной бутылки с точки зрения дизайнерского подхода показало, что практически все известные марки водки имеют свой неповторимый дизайн бутылки. Особая фирменная бутылка свидетельствует о качестве. Форма бутылки иногда играет основную роль в формировании визуального образа бренда. Это направление в дизайне еще слабо развито на российском рынке, но исследование доказывает, что за ним будущее. Инновации в дизайне бутылок связаны как с разработкой классической или нестандартной формы, так и с применением нетрадиционных материалов (хрусталя, фарфора, керамики, металла, пластика и др.). С большой вероятностью можно ожидать, что выявленная тенденция достаточно перспективна и будет отчётливо проявляться и в дальнейшем.

3. Проведенный анализ видов современных водочных этикеток, материалов и технологий их изготовления, а также этапов дизайнерского проектирования данного вида продукции показал, что перспективы в разработке упаковки водочной продукции связаны с инновационными типами этикеток как с точки зрения материалов и технологий, так и с позиций художественного решения. Дизайнер, проектируя бутылку и этикетку для водки, все больше стремится к расширению эстетической, информационной и коммуникативной функции упаковки, применяя новейшие технологии (печать по стеклу, добавление к бутылке рекламных буклетов и книжечек, использование транспондеров, светодиодов, микрочипов и др.). К тому же, выигрывают бренды, где стилевое решение этикетки соответствует характеру оформления бутылки и имиджу будущей марки.

4. Разработанная классификация на основе системного подхода по различным основаниям (видам, жанрам, историческим стилям, проведённая на основе образно-метафорического подхода и по степени изобразительности), наиболее полно отражает реальную картину разнообразия существующих стилевых тенденций в дизайне упаковки водки. Проведенный искусствоведческий анализ современных дизайнерских приемов решения водочной упаковки с точки зрения композиции, цвета, образно-сюжетного и орнаментального содержания позволил выявить критерии стилевых тенденций. Они включают анализ используемых средств художественной выразительности и техник печати.

5. Созданная методика определения перспективных стилевых тенденций дизайна упаковки водки на базе бенчмаркетингового подхода дает типологию наиболее популярных тенденций. Такой метод позволяет обосновывать выбор дизайн-решения. Разработать действенный популярный новый водочный бренд в условиях необычайного разнообразия торговых марок, жесткой конкуренции производителей можно только на основе знания исторических традиций, создания яркой легенды, выразительного графического образа, соответствующего определенному ценовому сегменту, национальным и региональным особенностям, культурным традициям и современным тенденциям в дизайне упаковки.

6. Приведенный анализ торговых марок показывает, что проблемы маркетинга весьма обусловлены инновационными дизайнерскими решениями упаковки. Первоначальные выводы о качестве продукта покупатель делает, исходя из имиджевых характеристик бренда и упаковки. Эффективность процесса позиционирования новых водочных брендов во многом зависит от комплексного художественно-образного решения упаковки, влияющего на решение маркетинговых задач. Предложенный подход выстраивания дизайн-стратегий на основе разработанной классификации стилевых тенденций в дизайне упаковки водки и визуального бенчмаркинга имеет важное значение для развития рынка.

Приведенный анализ торговых марок показывает, что проблемы маркетинга весьма обусловлены инновационными дизайнерскими решениями упаковки. Первоначальные выводы о качестве продукта покупатель делает, исходя из имиджевых характеристик бренда и упаковки. Эффективность процесса позиционирования новых водочных брендов во многом зависит от комплексного художественно-образного решения упаковки, влияющего на решение маркетинговых задач.

Предметом данного исследования стало изучение стилевых тенденций в дизайне упаковки (на примере бутылки и этикетки водки). Ограниченное рассмотрение номенклатуры упаковочных средств было сделано сознательно, в связи с необходимостью выдержать объем диссертации. В дальнейшем весьма перспективной предоставляется возможность продолжить исследование стилевых тенденций упаковки как комплекса (бутылка, этикетка, коробка, групповая упаковка и др.). Особое внимание можно уделить подарочной упаковке водки, включающей стаканчики, рюмки и другие сувениры. Интересно продолжить изучать инновации в дизайне бутылок и этикеток, проследить как новые материалы и технологии влияют на дизайн продукта. Предложенный подход выстраивания дизайн-стратегий на основе разработанной классификации стилевых тенденций в дизайне упаковки водки и визуального бенчмаркинга можно применить и к другим группам товаров, например, коньячным или парфюмерным изделиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги проведенного исследования. Они подтверждают выдвинутую гипотезу. Можно констатировать, что поставленная цель достигнута и задачи решены. Осуществлен анализ процессов становления современных стилевых традиций в дизайне отечественной и зарубежной упаковки водки. Выявлены наиболее характерные стилевые тенденции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Муравьев, Сергей Валериевич, 2012 год

1. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. /Пер. с англ. - М.: Вильяме, 2000.- 124 с.

2. Афанасьева О. Лечение водкой и вином. -M.: ACT, 2008,- 56 с.

3. Бирюкова М.Б. Традиции и современность в дизайне упаковки (на примере винной упаковки) //автореф. канд.дис. искусств. М. , 2004.— 167с.

4. Белозерова Е.Г. Промышленная реклама, графика и упаковка. Библиографический указатель. Новосибирск, 1968. - 96 с.

5. Белоновская Т. Современная японская упаковка //Мир Этикетки. № 7, 2002.-с. 34—38.

6. Бове К.Л., Арене У.Ф. Современная реклама. /Общая редакция проф. Феофанова O.A.: Пер. с англ. Тольятти: Довгань, 1995.

7. Бокарев Я. Русские мотивы в иностранных водочных этикетках советского времени. Иллюстрированная статья о водочных этикетках //Тара и упаковка, 5, 2008.

8. Бокарев Я. Секреты водочных этикеток //Тара и упаковка, 2-3, 2009.

9. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. «Советская энциклопедия», М., 1969 — 1978.

10. Бутылка для "Смирновской" водки (из истории работы крупнейшего производителя водки и других крепких напитков в России товарищества Петра Смирнова) //Тара и упаковка, № 3, 1992.

11. Бухольц Г.А. Использование в рекламе технических свойств упаковки. М., 1964.

12. Веселов C.B. Маркетинг в рекламе. М.: Изд-во Международного института рекламы, 2003.

13. Водка: Лекарство или яд?-М.: ACT, 2006.

14. Водка «Медведь». Особая порода. http://www.rusrecept.ru/trademarlcs/medved/

15. Визитная карточка России водка. (5 Кб). Сочи, http://www.alco-profy.ru/vodka.htm 29.12.2003;

16. Водка Энциклопедия - Мир Вина - Сайт о вине, пиве и других напитках, рецепты. (33 Кб), http://www.wineworld.ru/voc/article334.html 18.07.2001

17. Водка. Технологии производства и история появления. М. www.miralco.ru 18.07.2001.

18. Великий Новгород. Рестораны. Русская водка. История алкогольного бизнеса. (22 Кб). В. Новгород. http://www.velilcy-ovgorod.ru/htmlrus/restaurn/index/vodka/index.htm

19. Водка. Киев, www.vodka.kiev.uahttp://winelist.ru ; http://schoo!5.satka.ru ; http://spirtnoe.nm.ru.

20. Водка: интересные факты истории, www.isot.ru

21. Волыианский М. Водка // ОАО «Барнаульский JIB3» Отдых. (19 Кб). Барнаул, http://www.b 1 vz.гu/rest/?n4.htm 1

22. Всероссийская научно-практическая конференция «Качество жизни и российское предпринимательство» // Тезисы. М.: ВНИИТЭ, 2001.

23. Всероссийская научно-практическая конференция «Качество жизни: государственное регулирование и социальное партнерство». М.: ВНИИТЭ, 2004.

24. Вся водка: история. (26 Кб), http://allvodka.narod.ru/vodka/history/intro.htm 09.09.2002;

25. Вятка и водка. Опубликовано в: Герценка: Вятские записки: Научно-популярный альманах. Киров, 2005. - Вып. 9. - С. 81-102.

26. Говорова Е. Лечение водкой и вином.-М.: Лада, 2005.-56 с.

27. Годин A.M., Дмитриев A.A., Бабленков И.Б. Брендинг: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2004.-364 с.

28. Гражданский кодекс РФ. 2 часть. «Тара и упаковка», ст. 481.

29. Грашин A.A. Дизайн детской предметной развивающей среды: Учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2008. - 296 с.

30. Гудилин Д.Ю. Российские короны на водочных этикетках// Мир Этикетки, 2007, №12.

31. Десмонд Бегг. Водка. Справочник. Советы знатока. The Vodka Companion: A Connoisseur's Guide.—M.:3AO "БММ", 2004 г.

32. Дизайн водочных этикеток, http://articles.pakkermash.ru/.

33. Дизайн и декоративное оформление потребительских упаковок. «Торговля за рубежом», № 8,1988.

34. Дроздов А. Судьба «Богатырей» // Мир Этикетки, 2007, №6.

35. Дроздов А. Русская тройка на водочных этикетках // Мир Этикетки, 2007, №10.

36. Зараковский Г.М., Пенова И.В. Система компьютерной поддержки принятия решений по критериям качества жизни // Стандарты икачество. 2005. №3. С.60-62. Ефремов Н. Ф. Тара и ее производство. Учебное пособие,- М., 2001 .—312 с.

37. Ефремов Н.Ф., Лемешко Т.В., Чуркин A.B. Конструирование и дизайн тары и упаковки. М., 2004.

38. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне. М.: МСХА, 2004. -227.

39. Желондиевская Л. А., Чуканова Е.С. Эмоции графики. Изобразительные и выразительные возможности графических техник. М.: Квадрига, 2006. - 96 с.

40. Жуков В.И. Социальная доктрина Российской Федерации // Уровень жизни регионов России. 2005. №8-9, с. 38-62.

41. За водкой в музей! Об открытии Музея водки в Санкт-Петербурге //Тара и упаковка, № 6, 2008.

42. Заводной апельсин, каталоги ежегодного международного студенческого конкурса упаковки. М., 1999 - 2009.

43. Зилонов А. Б., Орлов Г. П. О техническом регулировании. Доклад конференции «Международные стандарты ISO по упаковке в аспекте введения ФЗ РФ». М., 2003.

44. Землянский Ф.Ф. Из истории русской водки. // ОАО Амурский Кристалл. (21 Кб), http://www.kristal.ru/7dgst/muz.html

45. Инесис 3. Тара и упаковка красота и экономичность // Наука и техника, № 6,- 1986.

46. История русской водки в этикетках и упаковках (о ретроспективной выставке в Музее упаковки в 2000 г.) //Тара и упаковка, № 1, М., 2000.

47. История водки, www.egarson.ru.

48. История водки Электронный ресурс. Электрон, текстовые данные (44 Кб). Режим доступа: http://miniizba.chat.ru/stolmain.htm 22.08.1999.

49. История основных российских водочных брэндов. История водки // Федеральное казённое предприятие «Союзплодоимпорт». (36 Кб). http://www.spimport.ru/show ги.рЬр?1с1=13 ; МТМ-Сервис. (11Кб). СПб. http://mtmservice.spb.ru/mtm.php3 .

50. Калиничева М.М., Жердев Е.В., Новиков А.И. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: Предпосылки, истоки, тенденции становления. М.: ВНИИТЭ, Оренбург, 2009. - 368 с.

51. Карагодин Г.М. Книга о водке и виноделии. М.: Аркаим, 2000.—470 с.

52. Карагодин Г.М. Книга о водке. М.: Феникс, 2001.—57 с.

53. Карась Н. Увлекательный мир московской рекламы. М., 1996.

54. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования / Под. ред. Кузьмичева Л.А., Федорова М.В., Задесенца Е.Е.). М.: ВНИИТЭ, 2000.

55. Козлов Г. Бутылка, которую мы потеряли (из истории стеклотарного дела в России с 1631 по 1917 гг., когда Россия была крупнейшим в Европе производителем и поставщиком стеклотары) //Тара и упаковка, № 5, 1992.

56. Кафтанджиев X. Семиотика Абсолюта. М.: Рип-холдинг, 2006. - 354 с.

57. Качество жизни главный критерий социально-экономического развития России // Сб. докладов Всероссийской конференции «Качество жизни: Россия XXI века». - М.: ВНИИТЭ, 2002.

58. Козлов Г. Из архивов (о формах бутылок, производившихся в 19 начале 20вв. в России, для алкогольных напитков) //Тара и упаковка, № 4, 1993.

59. Колесникова Л. Форма и содержание, в поисках гармонии // Packaging1. Digest.-2005,-№.з.

60. Котлер Ф. Основы маркетинга. Скт.-Петербург: Вильяме, 1999.—145 с.

61. Кручина Е. Водка. Альбом-путеводитель по водке класса премиум. М.: Жигульского, 2006.

62. Лагутина Т.В. Лечение водкой. М.: РИПОЛ классик, 2009.— 64 с.

63. Лебедев А., Боковиков А. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.: Акаджемия, 1995.-— 96 с.

64. Лемешко Т. В. Графический дизайн полиграфической упаковки (история, методика, практика).— Автореф. дис. канд. Искусств.: Московский государственный университет печати.- М., 2006. 22 с.

65. Лемешко Т. В. Мифы и легенды современной упаковки //Мир Этикетки, №4,2003.

66. Лемешко Т.В. Упаковка как система передачи информации при решении задач маркетинга // Как, № 1, 2001.

67. ЛеПла Ф. Дж., Паркер Л.М. Интегрированный брендинг /Пер. с англ. Под ред. С.Г. Божук. СПб.: Нева; М.: ОЛМА- ПРЕСС Инвест, 2003. - 320 с.

68. Лосев А.Ф. Некоторые вопросы из истории учений о стиле. Киев : Изд-во: «Collegium», «Киевская Академия Евробизнеса», 1994 г.- 286 с.

69. Лосев А.Ф. Теория художественного стиля. М.: Академия, 2004.- 186 с.

70. Лындин В. Анализ при проектировании упаковки: из опыта работы // Техническая эстетика, № 4, 1966.

71. Медведи продают водку и конфеты // Деловой Петербург. 2008. 25 марта. С.52.

72. Международная научно-практическая конференция «Качество жизни: приоритеты социального развития» //Сборник докладов. М.: ВНИИТЭ, 2008.

73. Международная научная конференция «Качество жизни: социально-экологические приоритеты Союза Беларуси и России» // Сборник докладов. -М.: ВНИИТЭ, 2006.

74. IX Международная специализированная выставка.; История завода // Глазовский ЛВЗ. (5 Кб). Глазов, http://www.glvz.ru/history.htm 17.12.2003

75. Методика оценки качества жизни / Под. ред. Кузьмичева Л.А., Федорова М.В., Задесенца Е.Е.). М.: ВНИИТЭ, 2000.

76. Михайлец Г. Вода жизни // Босс (Бизнес: Организация, Стратегия, Системы). 2003. № 2. http://www.bossmag.ru/view.php?n=02&y=2003 .

77. Москва на этикетках и упаковках. /Смеренный И.Н. и др., М. 2001.—147 с.

78. Московская особенная. Москва водочная. М.: Тончу, 2006.— 64 с.

79. Музыкант В.Л. Формирование брэнда средствами PR и рекламы.—М.: Экономистъ, 2004.—606 с.

80. Назаров Ю.В. Служить Российскому дизайну. Т.1—2. Избранные статьи и выступления.— М.: Союз Дизайнеров России. 2008. 334 с.

81. Назайкин А.Н. Иллюстрирование рекламы. М.: Изд-во Эксмо, 2004,—320 с.

82. Нельсон Джордж. Проблемы дизайна. Пер. с англ. М.: Иск-во, 1971.

83. Никишин А., Нечитайлов П. Водка и Наполеон. М.: Дом Русской Водки, 2008.

84. Огилви Д. Огилви о рекламе.—М.: Изд-во Эксмо, 2003. 232 с.

85. Парадеев Е. Дневник путешественника // Империя вкуса, № 9, 2003.

86. Полиграфия России. Шаг в третье тысячелетие. ИАЦ «Август Борг», 2002.

87. Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 2004.-347 с.

88. Похлебкин В.В. История водки. -М.: Центрполиграф, 2009.—149 с.

89. Прингл X., Томпсон М. Энергия торговой марки/ Пер. с англ. Под ред. И.В. Крылова. СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

90. Прыжов И.Г. История кабаков в России. М., 1992.

91. Прыжов И.Г. Очерки по истории кабачества // История нищенства, кабачества и кликушества на Руси. М., 1997. -196.

92. Роль стиля и национального стилеобразования в создании отечественной инновационной продукции // Проблемы современного дизайна, Вып. 6. /Под редакцией Грашина А.А. М.: ВНИИТЭ, 2010.- 198 с.

93. Ротшильд Ф., Ж.-П. де Бомарше. Мутон Ротшильд Искусство и этикетка: Каталог выставки. - М.: Музей им. Пушкина, 2005.

94. Русъимпорт, торговый дом. Официальный сайт, VAyw.rusimport.ru.

95. Сбитнев Н.Ф. Особенности развития советской упаковки 1930-х лет: Автореф. дис. канд. мистецтвознав.:Харк. держ. акад. дизайну и мистец. X., 2003. - 20 с. - укр.

96. Серов. С.И. Относительность абсолютизма.//Как. М., 2007. http://lcak.ru/columns/serov/a3950/.

97. Скиперских А. В. Образ «медведя»: феноменологический аспект политической легитимизации // Социол. исслед. М., 2004. № 8.

98. Сколько лет водке // ВВП (Валовой внутренний продукт). М., 2004. № 6 (октябрь), www.2vp.ru .

99. Смиренный И. Н., Рахманинов Б. Н. Два века русской этикетки. М.:1. Пранат, 1998,—97с.

100. Смиренный И.Н. Пиво Российской Империи. М.: ЗАО ТОТЭК", ООО "Аякс Лтд", 1998,—258 с.

101. Ю2.Сокольникова Н.М., Крейн В.Н. История стилей в искусстве. М.: Гардарики, 2006. - 395 с.

102. Стиль в дизайне в контексте современной проектной культуры // Проблемы современного дизайна, Вып. 5. /Под редакцией Грашина A.A. М.: ВНИИТЭ, 2009.-307 с.

103. Стюарт Б. Упаковка как инструмент эффективного маркетинга: Пер. с англ. -М: МГУП, 1999.

104. Сэндидж Ч.Г., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1989.

105. Тара и упаковка за рубежом. М., Изд-во Центросоюза, 1959.

106. Тара и реклама. Информационный сборник. Вильнюс, 1977.

107. Технология упаковочного производства: Учебное пособие. /Под редакцией Э. Г. Розанцева. М. : 2002.

108. Тимофеев М.Ю. Россия: незавершенный проект: Ключевые понятия, образы, символы. Иваново, 2000. - 172 с.

109. Тимофеев М.Ю. Водка // Идеи в России = Ideas in Russia = Idee w Rosji: Leksykon rosyjsko-polsko-angielski. Lodz, 2003. T. 5.

110. Торговая реклама и упаковка в России ХГХ-ХХ вв. Из фондов ГЙМ. М., 1993.

111. Труды ВНИИТЭ. Серия «Качество жизни». Выпуски 1-14. -М.: ВНИИТЭ, 2001 -2009.

112. Турова Е. Водку изобрели в Перми! // Пермские соседи. (22 Кб). Пермь,2005. (10 февраля). ЬЦр://а1рЬа.регт.ги/505е&Лх^рЬр?п=787 .

113. У паковка — Звезда России, каталоги ежегодного российского конкурса упаковки. 1999-2010.

114. Упаковка. Краткий курс упаковочных технологий. М.: Ассоциация «Союзупак», 2003. - 112 с.

115. Упаковка лицо товара //ВЕКО о напитках, № 4, - М., 2000. - 12 с.

116. Упаковка. Термины и определения. ГОСТ 17527-86.

117. Упаковочное оборудование и производство. Брошюра Ассоциации "Союз производителей и потребителей тарной и упаковочной продукции", М., 1997.

118. Хайн Т. Все об упаковке: Эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных банок и тюбиков/Пер. с англ. СПб.:Азбука-Терра, 1997. - 178 с.

119. Херриот Люк. Дизайн. Библия упаковки: Неординарные творческие решения в современной упаковке. М.: РИП-холдинг, 2007. - 235 с.

120. Чередниченко С. На этикетках столовое вино по-русски (из истории приготовления, розлива и этикетирования русской водки) //Тара и упаковка, № 1,-М., 1997.

121. Что мы знаем о водке? (18 Кб). http://vodka.online-firms.com/sozdame.htm 12.08.2003.

122. Шуберт И. Тара реклама - продажа. Доклад,- М., 1964. - 24 с.

123. Шумейко И. Конденсированный дым отечества. Чья водка всех древнее, всех вкуснее и милее? // Независимая газета. М., 2004. № 38 (288) (7 октября). http://exlibris.ng.ru/bios/2004-10-07/7 vodka.html.

124. Эдварде Чарлз М., Браун Рассел А. Реклама в розничной торговле в США /Пер. с англ. М., «Экономика», 1967. - 97 с.

125. Этикетка — Русский стиль, каталоги ежегодного российского конкурса этикетки. 1999-2003.

126. Этикетка в Японии. Саке и сётю // ПРОсто дизайн, №6, 2006, Advertology.Ru.

127. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб ., 1998.- 544 с.

128. Якушик А. Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations: Альманах. М., 2005.

129. Bradford Sarah. Return То The Douro. Decanter, february, 1987.

130. Calver Giles. What Is Packaging Design? Roto Vision, 2003.

131. Claessens International. London: Claessens International, 1990.

132. CUff Stafford. 50 Trade Secrets Of Great Design Packaging. Rockport Pub lishers Inc, 2002.

133. Demetrician Robert. Label & Package Graphic Design. Jelmar Pub Co, 1996.

134. Edensor T. Automobility and National Identity: Representation, Geography and Driving Practice // Theory, Culture and Society. 2004. Vol. 21. № 4/5; Idem. National Identity, Popular Culture and Everyday Life. Oxford; New York, 2002.

135. Encyclopaedia Britannica. Dale H. Hoiberg (Editor), Theodore N. Pappas (Edi tor). Encyclopaedia Britannica (UK) Ltd, 2002.

136. Gio. Buton a Company Lodged Between History and the News, translated by Sylvia Notini. Officine Grafiche CALDERINI Bologna Milano - Roma. Great Package Design. Holland: Rockport Publishers, 1994.

137. Humbert Claude. Label Design. Evolution, Function and Structure of Label. Office du Livre, Fribourg. Switzerland. 1972.

138. International Brand. Packaging Awards. Holland: Rockport Publishers, 1994.

139. Meininger Magazin Griechenland, Bonn. 2 march 1992.

140. Moody Brian. Packaging In Glass (revised edition). Hutchinson Benham, Lon don. 1977.

141. Opie Robert. Packaging Source Book. Macdonald Orbis, London, 1989.

142. Package Design in Japan. Frankfurt, 1993.

143. Packaging and Label/ Index Design, 2004—2008.

144. Pedersen B. Martin. Bottle Design: Beer, Wine, Spirits. Watson-Guptill Pubns,

145. Print. Graphic Design Magasine. 1999.

146. Reviving The Rhemgau. Decanter, april, 1987.

147. Roth Laszlo. Package Design. An Introduction to the Art of Packaging. Pren tice-Hall, 1981.

148. Rothschild de Philippine. Mouton Rothschild: Paintings for the Labels, 19451981. Little Brown & Co, 1983.

149. Saitoh Hideo. Bottle & Label Design. Books Nippan, 1990.

150. Saunders Dave. Twentieth-Century Advertising. Carlton Books Limited, 1999.

151. Sherry and Brandy De Jerez. Harpers Wine and Spirit Gazette, London. 21 October 1988.

152. Sherry and Brandy De Jerez. Harpers Wine and Spirit Gazette, London. 20 October 1989.

153. Sonsino Steven. Packaging Design. Graphics, Materials, Technology. Thames and Hudson LTD, London, 1990.

154. Van den Bosche Willy. Antique Glass Bottles. Their History and Evolution (1500-1850). Antique Collectors'Club, 2001.

155. WorldStar Awards For Packaging 1995 Brochure. World Packaging Organisation,1995.

156. WorldStar Awards For Packaging 1996 Brochure. World Packaging Organisa tion, 1996.160.http://www.butilka.ru/catalog wine.htm.161 .http://gallerv.unipack.ru/company.162 .http://www.upakovano.ru.1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.