Семиотический подход к анализу национальной специфики графического дизайна в процессе подготовки дизайнеров в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Сокольникова, Елена Владимировна

  • Сокольникова, Елена Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 250
Сокольникова, Елена Владимировна. Семиотический подход к анализу национальной специфики графического дизайна в процессе подготовки дизайнеров в вузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2011. 250 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сокольникова, Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА.

§ 1. Семиотический подход как метод исследования графического дизайна.

§ 2. Особенности исследования национальной специфики графического дизайна.

§ 3. Теоретическое обоснование методики изучения национальной специфики графического дизайна в процессе преподавания специальных дисциплин.

ГЛАВАН. МОДЕЛЬ АНАЛИЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА (НА ОСНОВЕ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА).

§ 1. Национальная специфика графического дизайна с точки зрения семантики.

§ 2. Синтаксический компонент анализа национальной специфики графического дизайна.

§ 3. Прагматический аспект национальной специфики графического дизайна.

ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА.

§ 1. Описание и обобщение результатов экспериментального исследования применения модели анализа национальной специфики в процессе изучения специальных дисциплин.

§ 2. Освоение студентами-дизайнерами национальной специфики плаката, как вида графического дизайна.

§ 3. Анализ фирменного стиля для выявления механизмов формирования его национальных особенностей на занятиях по истории дизайна и проектированию.

§ 4. Выявление студентами-графиками национальной специфики дизайна упаковки в процессе предпроектного и итогового анализа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семиотический подход к анализу национальной специфики графического дизайна в процессе подготовки дизайнеров в вузе»

Актуальность исследования. Современный дизайн — феномен художественной культуры, имеющий в своих лучших образцах непреходящее значение. При этом он зависит от культуры породившего его общества в гораздо большей степени, чем эта культура от него.

Дизайн обретает полноту и значимость только при его комплексном исследовании в контексте формирующей его социокультурной среды. Становление графического дизайна как нового вида проектной деятельности происходило под влиянием совокупности сложных и неоднозначных процессов в развитии общества ХХ-го века: совершенствование технологий и эволюция способов коммуникации, изменивших характер отношений между людьми и социальную структуру общества; экономические и политические преобразования, активизировавшие международный диалог и взаимопроникновение культур; поиск новых мировоззренческих и эстетических идеалов, соответствующих изменениям в других сферах общественной жизни.

При этом неравномерность и самобытность развития графического дизайна в социокультурном пространстве различных стран и регионов стала определяющим фактором формирования региональных и национальных особенностей дизайна, отражающих представления отдельных народов о национально-исторических ценностях и обуславливающих стилистическое разнообразие объектов графического дизайна. Вместе с тем, глобальные преобразования, которые одновременно затронули все человечество, стали критерием унификации графического языка, определяющим интернациональные тенденции развития дизайна.

Сегодня на российском рынке особо остро стоит проблема выработки методов и способов проектирования визуальных коммерческих коммуникаций, именно в рамках национальной и этнической культур. Подобный подход смог бы обеспечить более энергичную отдачу потребителя, а так же сформировать собственную современную школу, отражающую традиции профессионального графического дизайна и особенности развития национальной культуры.

В свете выше сказанного можно констатировать, что поиск методов, способствующих формированию у дизайнеров навыков работы с национальным компонентом графического дизайна, является актуальной и важной задачей.

Как известно, методика обучения дизайну является частью общей методики преподавания изобразительного искусства, поэтому она основана на общедидактических принципах, а также на общих подходах к обучению изобразительному искусству. В то же время методика обучения дизайну имеет свою специфику, выраженную в том, что она направлена на реализацию основополагающих принципов и средств дизайна, а также на решение проектных задач применительно к различным видам дизайн-объектов, определяющих степень функциональных ограничений проекта.

В процессе подготовки дизайнеров в вузе методика дизайнерского проектирования, включающая принципы и способы анализа проектных ситуаций, научного и художественного моделирования объекта и адекватные им методы создания проектных идей и концепций, изложенные в их логической взаимосвязи и системном единстве (определение Барсуковой Н.И.), конкретизируется в зависимости от направления подготовки (дизайн графический, дизайн среды и др.) и разделяется на частные методики преподавания специальных дисциплин («Проектирование», «История дизайна», «Компьютерная графика» и др.).

В настоящее время методика обучения дизайну является относительно молодым и интенсивно развивающимся направлением педагогической деятельности. Следует констатировать, что методика преподавания дизайна вообще и графического дизайна в частности развита пока довольно слабо, хотя практика весьма нуждается в ее разработке и научном обосновании. Определенно недостаточное внимание уделяется использованию методов семиотического анализа и изучению национальных особенностей дизайна при подготовке дизайнеров в вузах.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена слабым отражением в методике преподавания дизайна специфики функционирования объектов дизайна в знаковых пространствах национальных культур. Выявленное противоречие послужило постановке проблемы исследования: как с помощью семиотического подхода обеспечить выявление национальной специфики графического дизайна в процессе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров?

Степень научной разработанности проблемы.

Проблематика национальной специфики графического дизайна не стала пока объектом специального внимания искусствоведческой и педагоги-ческой науки. В этом направлении проводились исследования, связанные с эргономикой, практическим использованием графических символов, психофизиологическим действиям знаков и т.д. Почти неосвещенными остались проблемы влияния национальных показателей на стилистику произведений графического дизайна.

Отдельные аспекты проблемы нашего исследования затрагивались рядом авторов. Например, национальная специфика различных сфер художественной культуры раскрыта в трудах культурологов (М.С.Каган, СХН.Козлова, Э.С.Маркарян, Л.А.Рапацкая, Л.Э.Уайт и др.). Вопросы национальной специфики дизайна выявлены в искусствоведческих исследованиях Ж.Бодрияр, О.И.Генисаретского, В.Л.Глазычева, К.М.Кантора, Ф.А.Львовского, Т. Мальдонадо, С.М.Михайлова, К.И.Рождественского, Н.М.Сокольниковой и др.

Общие подходы к методике преподавания в высшей школе рассмотрены в трудах таких авторов, как С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Г.А.Бордовский, И.А.Зимняя, И.Ф.Исаев, Н.В.Кузьмина, Г.П.Скамницкая, В.А.Сластенин, Н.Ф.Талызина и др., а также в исследованиях в области организации и управления профессиональным образованием (Н.А.Бордовская, В.И.Загвязинский, И.И.Легостаев, А.КМаркова, Н.К.Сергеев, А.А.Шаталов и др.).

Роль народного искусства в традиционной и современной культуре исследованы в искусствоведческих трудах А.В. Бакушинского, П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко. B.C. Воронова, Н.И. Костомарова. М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыкова и др.

Теоретические основы и методы этнохудожественного образования раскрыты в исследованиях Т.Н. Баклановой, Л.В. Ершовой, Т.С. Комаровой, С.К. Ткалич, Т.Я. Шпикаловой и др.

Проблемам графического дизайна посвящены диссертации Э.М.

Глинтерник, Т.С. Игошиной, А.И. Кудрявцева, Т.А. Мазуриной, И.Е. Счетчикова, Е.В. Черневич и др.

Вопросы обучения графическому дизайну на разных уровнях системы образования рассмотрены такими исследователями, как Н.О. Постников, З.Р. Максимова, Д.В. Томбу и др.

Проблемам национального образования посвящены диссертации Д.М. Городенко, П.М. Тативского, Т.Ю. Быстровой и др.

Вопросы применения различных аспектов семиотики в дизайне и рекламе разработаны У.Эко, Е.В. Жердевым, О.В. Осетровой, Е.А. Елиной, И.Н. Стор и др.

В западной англоязычной литературе вопросам семиотики в применении к графическому дизайну уделяется большее внимание. Для нашего исслеования особенно значимы работы следующих авторов Дэвид Кроу (David Crow), Гюнтер Кресс (Gunther Kress), Жан-Мари Флоч (Jean-Marie Floch), Филипп Б. Merc (Philip B.Meggs), Эллен Люптон (Ellen Lupton), Купер-Хьюит (Cooper-Hewitt), Адриан Фрутигер (Adrian Frutiger) и др. Однако они посвящены либо вопросам семиотики визуальных коммуникаций в целом, либо ее частным аспектам, таким как механизмы взаимодействия шрифта и изображения, влияние знаковых систем молодежных субкультур на графический дизайн и т.п.

Проблемы национального и интернационального в художественном творчестве были одними из наиболее исследуемых советскими искусствоведами, но их работы характеризуются в основном необъективными подходами, зависимостью от господствующей идеологии и тенденциозностью в подборе материалов. Среди лучших работ по данной проблематике можно выделить публикации С. Хан-Магомедова, который выступает и против бессмысленной унификации и, в то же время, против примитивной вульгаризации национальной формы в современных проектах, а также некоторые исследования, которые вошли в сборник ВНИИТЭ «Подготовка дизайнеров за рубежом» (1986).

Ценным источником для изучения проблем данного периода являются фундаментальные издания по истории графического дизайна. Созданные в основном американскими авторами (Стивен Хеллер, Филипп Мегтс) эти издания стали основой «западноцентрического» толкования развития этой отрасли.

Почти полностью построенные на западном материале разделы, посвященные графическому дизайну, в книге английской исследовательницы Кетрин Мак-Дермотт «20 век», посвященной истории дизайна. С одной стороны, это было обусловлено использованием экспонатов Лондонского музея дизайна, где автор является консультантом. С другой - произведения, которые находились вне евро-американской культурной модели, традиционно воспринимаются как экзотические и интересные, но маловлиятельные в общемировом аспекте.

Единственным трудом, посвященным исключительно проблемам национального и глобального в дизайне является книга Джереми Эйнсли «Национализм и интернационализм. 20 век». Автор пытается обосновать позицию о возможном единстве национального и интернационального в дизайне, приводя примеры из разных стран. Определяя приметы конкретного национального стиля, он использует термины «английскость», «итальянская линия» и т.д., в случае Скандинавии ему приходится использовать определение «коллективная идентичность Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии». Дж. Эйнсли раскрывает также некоторых причины глобализационных процессов в дизайне XX века. Не исключающая методологические и терминологические погрешности, в целом эта работа является важной для понимания сложности проблемы, что особенно проявляется в части постановки последней.

Недостаток публикаций на темы национального и глобального в данной отрасли необходимо рассматривать в контексте исследований теоретических проблем графического дизайна вообще и проблем преподавания специальных дисциплин по графическому дизайну в высшей школе в частности. Это касается и стран, где дизайн-практика находится на высоком профессиональном уровне.

В определенной степени информацию по исследуемой проблеме можно почерпнуть из профессиональных периодических изданий. Публикации 1980-1990-х годов в AIGA Journal составляют антологию, изданную в 1997 г. Сборники критических статей и журналов Eye, Harper's Bazaar, Émigré, Print и др., которые издаются с 1994 г. включают комментарии, манифесты, рецензии, редактирование и репортажи.

Информация частично отражена в книгах, описывающих общую историю дизайна. В каталоге выставки А. Штанковски (Москва, 1990) наряду с демонстрацией его дизайнерской концепции были также затронуты и проблемы интернационального стиля графического дизайна. В России издавались книги «Графические стали. От Викторианского к пост-модерну » и «Графический дизайн. Краткая история». В первой швейцарской школе посвящены два разворота иллюстраций и несколько абзацев текста". Во второй — лишь глава о европейском послевоенном модернизме. В книге-справочнике о типографике и графическому дизайну - приводятся некоторые сведения о таких ключевых для данной работы персонажах, как Макс Билл, Йозеф Мюллер-Брокман, Вим Кроуэл и др. Отдельные сведения об интернациональном стиле можно получить из периодических западных изданий того времени, таких как «Design», «Rassegna», «Neue Graphic».

В восьмидесятых годах в издательстве "Книга " было переведено и издано два учебника по графическому дизайну: "Типографика " Эмиля Рудера с к послесловием М.Г. Жукова и "Сетки" Херлберта. Эти книги не являются строго научными исследованиями в области истории дизайна, однако, являясь продуктом интернационального стиля, демонстрируют идеологию рационалистского подхода к проектированию печатных изданий. С точки зрения нашего исследования наиболее интересны следующие книги: С. Серов «Польская школа плаката», «Стиль в графическом дизайне. 60-70 годы» (1991), ЕЛерневич «Графический дизайн в России XX века». С.И. Серова всесторонне исследует проблемы графического дизайна, однако, вопросам национальных школ уделяет мало внимания.

В литературе, доступной на английском языке, значительно больше информации по проблемам формирования национального дизайна. Однако и здесь отсутствуют фундаментальные исследования, в которых была бы собраны исчерпывающие данные об истории графического дизайна, наиболее значимых авторах, а также репродукции и анализ основных работ.

Современное состояние западного графического дизайна фактически никак не отражено в литературе на русском языке, если не считать публикаций в тех же журналах "Как " и "Designer". Эти публикации носят ознакомительный характер, и не содержат искусствоведческого осмысления работ. Попытки максимально полно раскрыть тему в рамках иллюстрированного журнала, были сделаны В. Кричевским в пяти номерах журнала «Да», а также в следующих номерах журнала «Как» (20002010 гг.), посвященных истории и современному состоянию графического дизайна разных стран мира.

Информация частично отражена в книгах, описывающих общую историю дизайна. В России издавались книги «Графические стили. От Викторианского к пост-модерну » и «Графический дизайн. Краткая история». В первой швейцарской школе посвящены два разворота иллюстраций и несколько абзацев текста. Во второй - лишь глава о европейском послевоенном модернизме. Отдельные сведения об интернациональном стиле можно получить из периодических западных изданий того времени, таких как «Design», «Rassegna», «Neue Graphic».

Можно выделить значительное число публикаций освещающих, вопросы особенностей развития графического дизайна различных стран Японии, Швейцарии, США, Франции, Мексики, Ирана, Африки, Китая. В большинстве из них предпринимаются попытки выделить специфику национального дизайна и связать ее с особенностями развития национальной культуры, но отсутствует целенаправленное стремление создать систему, позволяющую провести последовательный анализ характерных черт присущих произведениям графического дизайна этих стран.

Англоязычной литературы, раскрывающей проблемы современного дизайна достаточно много. Существуют книги, содержащие большое количество иллюстраций по фирменному стилю, логотипам, упаковке, плакатам и другим объектам графического дизайна, есть монографии, как об отдельных областях дизайна,' так и о национальных школах. Однако в этих книгах при всех достоинствах, нет четко обоснованного подхода к анализу национальной специфики графического дизайна. К сожалению, иностранная литература зачастую недоступна в связи отсутствием переводов и с ее большой стоимостью. Ситуацию информационного вакуума по вопросам национальной специфики графического дизайна, методике его преподавания усугубляют и острый недостаток публикаций на русском языке профессиональных искусствоведов, дизайнеров-графиков, педагогов.

Стоит отметить весьма недостаточное освещение и проработку проблемы этнокультурных особенностей отечественной дизайн-практики в искусствоведческой литературе. Принципиально данный вопрос был поставлен лишь К. Кондратьевой в ее монографии «Дизайн и экология культуры» (2000).

Наиболее близка к теме нашего исследования диссертация Косива В.М. «Национальные модели и глобализация графического дизайна второй половины XX ст.» (2003). В ней он впервые ввел понятие «национальная модель графического дизайна», которое очерчивается как уникальная система коммуникативных и образно-формальных особенностей произведений в границах одной страны. В.М. Косив изучил японскую, корейскую, иранскую, швейцарскую, итальянскую и польскую национальные модели. По способам формирования данные модели разделены на две группы: сформированные национальными художественными традициями страны и стилевыми особенностями. В отдельности выделен графический дизайн на Украине и странах, которые находятся на стадии теоретического обоснования собственных моделей. Глобализация графического дизайна второй половины XX в. рассмотрена в контексте "интернационального стиля", "типографического экспрессионизма", разработки пиктограмм как наднационального визуального языка. Другими факторами его глобализации определены: связь с экономикой и визуальной идентификацией транснациональных корпораций, международные контакты профессионалов и информативность о творчестве коллег за границей, использование стилистики синхронных глобальных направлений искусства и постмодернистические использования известных исторических стилей, компьютерные технологии и средства телекоммуникации. Установлены особенности использования мотивов национального искусства в произведениях графического дизайна как средства визуальной идентификации и их место в произведениях, связанных с эстетикой постмодернизма.

Описание и классификация национальных моделей графического дизайна, предлагаемые Косивом, являются, по нашему мнению не точными, а перечень формальных приемов проектирования и способов визуализации сообщений характерный для разных национальных моделей не полным и бессистемным.

Девишвили Д.В. в диссертации «Интернациональный стиль и современный графический дизайн» утверждает, что в последние годы графический дизайн стремительно теряет национальную идентичность. На различных международных конкурсах и выставках, посвященных графике уже невозможно навскидку отличить плакаты мастеров из разных стран. Эти наблюдения, а также тезис о цикличности позволяют высказать предположение о формировании в данный момент некоего нового интернационального стиля, наследующего принципы швейцарской школы и интернационального стиля 1960-х годов, основные черты которого проявляются уже сегодня. Мы не разделяем мнение этого автора по данному вопросу. Во-первых, сам по себе интернациональный стиль тесно связан с историей страны в которой он был сформирован в Швейцарии, и имеет второе название швейцарский стиль. Во-вторых, принципы функционализма в графическом дизайне, реализованные в этом стиле и получившие интернациональное распространение усваивались и использовались в разных странах совершенно по-разному. В-третьих, невозможность на вскидку отличить плакаты разных стран, как правило, говорит не об отсутствии этих различий, а о недостаточной компетентности смотрящего в вопросах национальных особенностей культуры. В тоже время мы согласны с тем, что исследование интернационального стиля в контексте современного дизайна (и его национальных школ) позволит выйти на новый уровень теоретического осмысления художественных проблем графического дизайна, его места и роли в системе культуры и коммуникационных процессах.

Ващук О.А. в своей диссертации «Швейцарская школа графического дизайна как явление проектной культуры XX в.» оказалась гораздо ближе к пониманию сути специфики развития национального дизайна в Швейцарии.

Особенности и перспективы развития современного российского дизайна раскрыл в своих трудах Назаров Ю.В. В том числе он касался вопросов развития национальных школ дизайна различных регионов России.

Ряд исследований посвящено различным аспектам графического дизайна так или иначе соприкасающихся с темой нашей диссертации: Аксенов Г.П. «Эволюция художественно-образной выразительности графического дизайна в процессе развития полиграфических средств» (2008 г.), Гузенко П.А. «Рисунок в графическом дизайне современной отечественной печатной рекламы» (2007), Глинтерник Э.М. «Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг.» (2001), Игоншна Т.С. «Графический дизайн отечественного социального плаката (история и современные тенденции» (2005), Мазурина Т.А. «Дизайн отечественного товарного знака: символика и стилистика» (2003), Счетчиков И.Е. «Эволюция фирменного стиля в проектной культуре XX века» (2005), Стор И.Н. «Рекламный графический дизайн изделий текстильной и легкой промышленности: История, теория, практика» (2004) Черневич Е.В. «Исследование языка графического дизайна» (1975) и др.

Павел Родькин в своих книгах «Визуальная политика. Фирменный стиль России» (2007), «Промышленный бренд будущего. Визуальная революция в эпоху атомного ренессанса»(2009), а так же многочисленных публикациях на своем персональном сайте (http://www.prdesign.ru/) одним из первых в России стал освещать вопросы территориального брэндинга и роли графического дизайна в создании национального бренда России и отдельных ее регионов, попутно анализируя примеры аналогичных дизайнерских решений по созданию систем визуальной идентичности для различных стран и городов мира. Теоретическое обоснование вопросов территориального брэндинга, сделанное П. Родькиным, мы использовали в нашем исследовании при изучении национальной специфики фирменного стиля.

Кудрявцев А.И. в кандидатской диссертации «Эволюция шрифтовой формы в графическом дизайне» (2004) рассмотрел теоретические аспекты и актуальные тенденции развития современного шрифтового дизайна, которые исследовал в дальнейшем в докторской диссертации. Его научные труды помогли обосновать теоретические позиции нашего исследования в вопросах выявления национальной специфики шрифта и особенностях развития кириллической типографики.

Герасимов Н.С. в 2005г. исследовал этнокультурные основы в практике современной региональной дизайн-графики на примере Северо-Запада России, что весьма было интересно для нашего исследования в плане применения национально-культурных основ при решении практических дизайнерских задач. Также изучал основы регионального подхода в дизайне Серегин Ю.В. (1996).

В последнее время появился ряд исследований, посвященных различным аспектам дизайна упаковки, в том числе и национальной специфике: Слемзина В.В. «Становление дизайна упаковки в Германии конца XIX - первой трети XX века: Основные тенденции и мастера» (2005), Лемешко Т.В. «Графический дизайн полиграфической упаковки: история, методика, практика» (2006), Бирюкова М. Е. «Традиции и современность в дизайне упаковки: На примере винной упаковки» (2004) и др.

Вопросы обучения графическому дизайну на разных уровнях системы образования рассмотрены следующими исследователями: Постников Н.О. «Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства» (1995), Максимова З.Р. «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений: на примере специальности "Графический дизайн"» (2008), Томбу Д.В. «Дизайн как феномен культуры. Проблемы становления дизайн-образования в России» (2002) и др.

Во многих диссертациях рассматриваются вопросы национального образования. Так Городенко Д.М. поднял вопрос о важности национальной образовательной политики как инструмента формирования целостного поликультурного пространства России (2010). Тативский П.М. в кандидатской диссертации «Особенности становления и перспективы развития дизайна в Украине» (2002) рассмотрел проблемы дизайна и дизайн-образования. Впервые на основе искусствоведческого, исторического и гуманитарно-философского подходов проанализированы становление и развитие дизайна как своеобразного феномена национальной культуры. Описана целостная картина эволюции украинского дизайна в контексте развития мирового процесса художественного формообразования. Предложена методология подготовки дизайнеров и прогностическая модель дизайн-образования. Рассмотрены перспективы развития художественно-промышленного образования как базовой основы дальнейшей эволюции дизайнерского творчества

Вопросы применения семиотического подхода в исследовании дизайна так же освещены в отечественной науке липть в небольшой степени, и либо посвящены проблемам промышленного дизайна, либо рассматривают отдельные аспекты графического дизайна, такие как семантика шрифта. Отдельные авторы выходят за пределы непосредственного анализа графического сообщения, анализируя концептуальные подходы к разработке рекламного текста или принципы смыслообразования в рекламе.

Осетрова О.В. в своей кандидатской диссертации «Шрифт в рекламном дизайне: На примере печатной полиграфической и пресс-рекламы» (2005), а так же множестве научных статей и публикаций по теме своей диссертационной работы раскрывает семиотический аспект исследования шрифта, выявляет знаковую природу взаимосвязей между буквой, графемой, фонемой и обозначаемыми ими звуками или понятиями, на многочисленных примерах демонстрирует специфику функционирования шрифта в печатных объектах графического дизайна. Ее научные труды помогли обосновать теоретические позиции нашего исследования в вопросах семантики шрифтовых знаков.

В.Н. Вагин, И.Г. Аншценко исследовали понятие знака в науке и искусстве, описали дизайн как знаковую систему и сопоставили структуру знака со структурой дизайна с помощью треугольника Фреге. Мы считаем такой анализ неправомерным. Приводится семиотический подход к эстетической теории искусства.

Наиболее основательно исследованы семиотические аспекты произведений промышленного дизайна в диссертации доктора искусствоведения Жердев Е.В. «Метафора в дизайне: Теория и практика»(2002). В ней рассматриваются вопросы образно-семантического языка дизайна, в основе которого лежат поэтические тропы (метафора, аллегория, символ, метонимия и др.), позволяющие на основе иносказания, переноса черт различных социокультурных и природных явлений жизни человека на утилитарную форму объекта достичь неожиданного, иногда парадоксального визуального эффекта, вызывающего обостренный интерес к вещи у потребителя. Таким образом язык в дизайне становится основой диалога в материальной культуре, позволяет понимать, о чем говорит предмет, передающий художественную информацию. Разработанное Жердевым Е.В. учебное пособие «Метафора в дизайне» (2010) содержит ряд металогических разработок, связанных с использованием семиотического подхода в дизайне промышленных объектов.

Фундаментальным исследованием И.Н. Стор в области теории проектирования графического дизайна является учебное пособие для студентов вузов «Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов» (2003). В нем рассматривается ранее не разрабатывавшаяся тематика -типология смыслообразования и системообразующие функции смыслообразования в графическом дизайне. Представлена разработанная автором иерархическая модель смыслообразования: связь смыслообразования со всеми элементами и уровнями построения изображения в графическом дизайне. Приводится таблица, раскрывающая связь типов смыслообразования в графическом дизайне с краткой концептуально-логической формулой смыслообразования и композиционными приемами построения изображения. Разделяя взгляды И.Н.Стор в отношении идеи переложения принципов образно-семантического языка на объекты графического дизайна, мы тем не менее не можем полностью согласиться с приведенной ей классификацией. С точки зрения семиотического подхода приведённая классификация принципов смыслообразования является с одной стороны не полной, так как, например, содержит принцип художественного преувеличения (гиперболу) и игнорирует принцип художественного преуменьшения (литоту), а с другой стороны логически не структурирована.

Докторская диссертация Е.А. Елиной «Вербальные интерпретации произведений изобразительного искусства (номинативно-коммуникативный аспект)» (2003) детально освещает вопросы семиотического анализа изображения, особенности восприятия и интерпретации иконических знаков, что созвучно теоретической позиции нашего исследования в вопросе выявления национальной специфики изобразительных элементов графического дизайна.

Методологической основой для данной диссертации послужили разработки методов обучения студентов семиотическому анализу разработанные Е.А. Елиной в учебном пособии «Семиотика рекламы» (2010). В нем рассматриваются различные варианты анализа рекламного сообщения, которые призваны научить студентов разбираться в структуре и семантике рекламы, осознавать, на чем основан ее суггестивный эффект, а также конструировать свой собственный рекламный текст, или самостоятельно анализировать тот или иной тип рекламного сообщения, выявляя в нем достоинства и недостатки. Так как эстетическая функция привносится в рекламу через ее знаковые функции, семиотика и эстетика в данном случае неразрывно связаны как две стороны одного явления.

Пименов П.А. от идеи моделирования структуры иконических знаков в проектных языках пришел через обоснование семиологической эстетики и графического дизайна в контексте рекламной коммуникации к проблеме моделирования единого визуального языка (2007). Не отрицая, значимости семиотического анализа графического дизайна как феномена коммуникации и роли психологических особенностей визуального восприятия, мы не согласны с методом применения принципов гештальт-психологии к семиотическому анализу визуальных сообщений. Добавление Пименовым П.А. геиггальтов (как концептов гештальт-психологии с символическими значениями) к типологии знаков по Ч.Пирсу (икона, индекс, символ) и представление их как базовых концептов визуального словосложения, кажется нам недостаточно обоснованным, а построенная на их основе «Иконическая роза» как семиологическая схема любого визуального знака не объективной.

В западной англоязычной литературе вопросам семиотики в применении к графическому дизайну уделяется большее внимание. Однако большинство из них посвящено вопросам визуальных коммуникаций в целом или частным аспектам таким как механизмы взаимодействия шрифта и изображения, влияние знаковых систем молодежных субкультур на графический дизайн и т.п. Наиболее близки к проблемам нашего исследования работы следующих авторов: David Crow "Visible signs: An Introduction to Semiotics", Gunther Kress "Reading Images: Grammar of Visual Design", Jean-Marie Floch "Visual Identities (Continuum Studies in Semiotics)", Philip B.Meggs "Type&Image: The Language of graphic design", Ellen Lupton "Mixing Messages: Graphic design in contemporary culture", Cooper-Hewitt "Signs and Symbols: Their Design and Meaning!", Adrian Frutiger "Signs, Symbols and Ciphers: Decoding the Message" и др.

Таким образом, анализ специальной литературы и диссертационных работ показал, что в настоящее время существует значительное число исследований затрагивающих вопросы теории и практики графического дизайна, а так же методов его преподавания в вузе; имеется ряд работ, освещающих вопросы национального и регионального компонента в образовании вообще, и в дизайн-образовании в частности, а также некоторое количество работ, посвященных семиотическому потенциалу графического дизайна. При этом вообще не рассмотрены вопросы методики применения семиотического под хода к анализу национальной специфики графического дизайна в процессе подготовки дизайнеров в вузе.

Недостаточная научная разработанность поставленной проблемы, предопределила тему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки дизайнера в системе высшего образования.

Предмет исследования - выявление национальной специфики графического дизайна в процессе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров.

Цель исследования: с помощью семиотического подхода исследовать графический дизайн для выявления механизмов формирования его национальных особенностей и определить их роль и место в профессиональной подготовке дизайнеров.

Для достижения этой цели в диссертации решаются следующие задачи:

-обосновать необходимость семиотического подхода для исследования графического дизайна в целом и его национальной специфики в частности;

- исследовать графический дизайн как проектную деятельность и знаково-коммуникативную систему в парадигме национальной культуры; показать значимость национального аспекта в мировом графическом дизайне;

- дать теоретическое обоснование необходимости изучения национальной специфики графического дизайна в процессе преподавания специальных дисциплин (теория и история дизайна, проектирование, компьютерная графика);

- разработать модель семиотического анализа графического дизайна и методы ее использования для выявления национальных особенностей дизайнерских объектов (упаковка, плакат, фирменный стиль);

- исследовать на основе семиотического подхода (с точки зрения семантики, синтактики и прагматики) шрифт и изображение как основные компоненты визуальных коммуникаций, формирующие национальную специфику графического дизайна; определить типологию взаимодействия шрифта и изображения в графическом дизайне и выявить ее национальную специфику;

- разработать формы и метода применения семиотической модели для анализа национальной специфики фирменного стиля, упаковки и плаката в системе профессиональной подготовки дизайнеров в вузе.

Научная гипотеза. Выдвигается теоретическое положение, согласно которому выявление национальной специфики объектов графического дизайна, возможно на основе специально разработанной семиотической модели, рассматривающей семантический, синтаксический и прагматический аспекты шрифта и изображения, а также механизмы их взаимодействия. Использование в процессе обучения студентов-дизайнеров профессиональным дисциплинам («История дизайна», «Проектирование») семиотической модели для анализа объектов графического дизайна будет способствовать наиболее полному раскрытию национальных признаков, пониманию механизмов их формирования, а также поможет в применении полученных знаний в процессе проектирования.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовалась совокупность взаимодополняющих методов исследования, отражающих диалектическое единство теоретического и эмпирического уровней познания: методы теоретического анализа, изучения и обобщения передового психолого-педагогического опыта, эксперимент, наблюдение, собеседования, само- и взаимооценка, экспертная оценка.

В основе методов исследования анализ и обобщение различных архивных материалов, литературных источников, монографий и публикаций, журналов по графическому дизайну. Основным базовым материалом для работы являются труды в области изобразительного искусства, теории и методологии дизайна, эстетики, культурологии и семиотики. Искусствоведческий анализ развития средств художественной выразительности шрифтовых систем и изображений в контексте их кулыурно-семиотических традиций.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Базовым материалом для нашего диссертационного исследования послужили труды в области философии, эстетики, психологии, теории и методологии дизайн-проектирования Н. Воронова, А. Грашина, А. Иконникова, Т. Мазуриной, Ю. Назарова, С. Хан-Магомедова, Е.В. Черневич и др. А также Интернет-ресурсы, рекламных агентств, разрабатывающих фирменный стиль, рекламные плакаты, дизайн упаковки и этикеток.

Теоретическая база исследования основана на трудах основоположников семиологии как науки Г.Фреге, Ч.С.Пирс, Ф.Соссюр, Ч.Моррис, и представителей различных: семиотических школ (Ж.Деррида, У.Эко, Ю.С. Степанова и др.).

Методологическими ориентирами исследования выступили труды отечественных ученых, объединяемых идеями личностно-ориентированного (Е.В.Бондаревская, В.С.Илыш, А. А. Леонтьев), индивидуально-творческого (О.СГребенюк, В.А.Сластенин, Е.И.Шиянов) подходов к исследованию проблем высшего профессионального образования.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась: теоретической обоснованностью исходных предпосылок исследования; комплексностью; адекватностью его логики и методов; репрезентативностью выборки, использованием валидного инструментария и статистической обработкой данных с последующей интерпретацией; позитивными результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившей правомерность положений исследования; внедрением обоснованных рекомендаций автора в практику работы высших учебных заведений.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем внесены существенные дополнения в обоснование значимости национальной специфики графического дизайна для выявления национальной идентичности различных школ и их вклада в мировой процесс. Таким образом, сохранение и развитие традиций национальной культуры в графическом дизайне отдельных стран и регионов, является не только самоценной задачей для самих стран и регионов, но и обогащает мировую культуру, определяя тенденции формирования международного уровня графического дизайна. Кроме того, графический дизайн отдельных стран и регионов в процессе взаимодействия с достижениями других национальных культур, отраженных в мировом культурном наследии, обогащается, приобретая внешние стимулы для дальнейшего развития.

Впервые разработана ■„' модель анализа механизмов формирования национальной специфики графического дизайна, позволяющая на основе семиотического подхода (с точки зрения семантики, синтактики и прагматики) выявить национальные особенности шрифта и изображения как основных компонентов визуальных коммуникаций.

Среди отечественных научных работ данное исследование является первым, в котором определена типология взаимодействия шрифта и изображения (разделение, фрагментация, замещение, смешение). Особенностью авторской позиции является рассмотрение этой типологии с точки зрения семантики и синтактики; а также выявление взаимосвязи между национальными графическими традициями и выбором способов взаимодействия шрифта и изображения в различных национальных культурах.

Внесены существенные дополнения в понимание типологии знаков в графическом дизайне: уточнена зависимость между степенью реалистичности изображения, его смысловым значением и типом знака на основе классификации

Ч.Пирса (знак иконический, индекс, символ).

Теоретическая значимость исследования определяется следующим.

Расширены имеющиеся теоретические представления о семиотическом подходе к анализу произведений графического дизайна:

- в диссертации научно обоснована необходимость семиотического подхода для исследования национальной специфики графического дизайна;

- разработана модель семиотического анализа шрифта, изображения и механизмов их взаимодействия как основных компонентов определяющих национальную специфику произведений графического дизайна на основе трехкомпонентной структуры (семантика, синтактика, прагматика);

- научно обоснованы и определены методы применения семиотической модели анализа различных видов графического дизайна (плакат, упаковка, фирменный стиль) для выявления их национальной специфики.

Уточнено понятие национальной специфики графического дизайна, которая понимается как совокупность графических элементов и принципов их взаимодействия, несущих изобразительную и смысловую нагрузку, сформированную на основе традиционных визуальных кодов (цветовых и композиционных предпочтений, орнаментов, национальных образов и т.д.) принятых для той или иной национальной культуры (страны, региона) и отражающих особенности национального восприятия объектов графического дизайна;

Практическая значимость состоит в следующем:

- осуществление семиотического анализа произведений графического дизайна различных стран и регионов на основе разработанной модели позволяет наиболее полно выявить национальную специфику шрифта и изображения, а также механизмов их взаимодействия не только и не столько на визуальном уровне (определение графических техник, изобразительных и шрифтовых элементов, и принципов их взаимодействия), но и на концептуальном (выявление принципов формирования образно-содержательной стороны произведения), и на физиолого-психологическом уровне (рассмотрение механизмов восприятия графического послания);

- важно также, что благодаря выполненному исследованию стала возможной разработка методических рекомендаций для студентов-дизайнеров по применению разработанной семиотической модели при изучении профессиональных дисциплин (история дизайна, проектирование). Такой подход помогает определить тенденции формирования и взаимодействия национального и мирового уровней графического дизайна в процессе изучения студентами-дизайнерами истории графического дизайна, а также проведения ими предпроектного исследования, разработки концепции, самого процесса проектирования и итогового анализа разработанных ими объектов графического дизайна;

- выявление национальных особенностей объектов графического дизайна расширяет диапазон творческих возможностей дизайнера в проектировании с учетом этнокультурных особенностей конкретного региона при разработке компонентов бренд-айдентики - систем информационно-графических элементов, формирующих общее стилевое оформление объекта (упаковки, элементов фирменного стиля, плакатов);

- использование семиотического подхода для комплексного анализа национальной специфики графического дизайна, позволяет выявить наиболее полную совокупность характерных черт дизайна отдельной страны или региона, а также систематизировано проводить сравнительный анализ национальных особенностей визуального языка различных стран на основе единой системы параметров.

Эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2007 по 2011 гг. Основной базой эмпирических исследований и развивающего эксперимента выступил Московский. государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (факультет дизайна). Исследования также проводились в филиале МГГУ им. М.А.Шолохова (Сергиев Посад). Общая выборочная совокупность исследования составила 235 чел.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования: основные положения и выводы исследования, изложенные в публикациях автора, докладывались на научно-практических конференциях Mil У им. М.А. Шолохова (2005—2008гг.), Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современного дизайна и искусства» (Ханты-Мансийск, 2007), Международной научно-практической конференции «Цвет и дизайн» (Москва, МГУКИ, 2008 г.), 1-й Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы современного дизайна» (Сочи, 2008); демонстрировались на Международном конкурсе студенческих работ на лучшую работу в области упаковки «Заводной апельсин» (Серебряный диплом за разработку фирменного стиля для Союзупак, 2004 г., Золотой диплом и гран-при 2005 г.), Международном конкурсе идей «Время в городе», Архитектурно-строительный центр «Дом на Брестской» г. Москва, 2005 г.; студенческом конкурсе-выставке «Упаковка: сделай шаг в чистый мир» (Первое место в номинации «Экологический знак на упаковку», 2006г.); Международном конкурсе-фестивале «Современное искусство и образование» (Mi l У им. М.А. Шолохова, 1-ое место в номинации «Графический дизайн», 2007); 16-ой международной специализированной выставке «Упаковка/УпакИталия 2008» и др.

Материалы исследования систематически использовались в подготовке УМК и рабочих программ по истории дизайна, проектированию в графическом дизайне и компьютерной графике, при проведении лекций и практических занятий со студентами Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова (Ml 1 У), участия в научных семинарах МГГУ. Диссертантом разработан учебно-методический комплекс «Компьютерные технологии» рассмотренный и рекомендованный к применению в учебном процессе Научно-методическим советом МГГУ им. М.А. Шолохова (Протокол № 3, от 16 ноября 2010 г.), в котором были учтены основные положения данного исследования.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения (схемы и иллюстративные материалы).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Сокольникова, Елена Владимировна

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Итак, в процессе проведения эксперимента на многочисленных примерах (плакат, фирменный стиль, упаковка) были проанализированы шрифт и изображение как самостоятельные коммуникативные системы. В контрольных заданиях студенты показали умение выделять основные возможные способы их взаимодействия в рамках пространства плаката, фирменного стиля и упаковки. А так же особо отмечена роль национальных традиций восприятия текстовой и изобразительной информации в рамках определенной национальной школы.

Параллельный анализ концептуального содержания (семантики) объектов графического дизайна, и их соответствия средствам визуальной выразительности (синтаксис: композиция, цвет, грамматика форм), необходимо проводить с учетом особенностей восприятия целевой аудиторией (прагматики).

Таким образом, использование семиотического подхода для комплексного анализа национальной специфики графического дизайна плаката, упаковки и фирменного стиля позволяет выявить наиболее полную совокупность характерных черт дизайна отдельной страны или региона, а так же систематизировано проводить сравнительный анализ национальных особенностей визуального языка различных стран на основе равнозначных параметров.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.