Гуманитарная безопасность современного российского общества: содержание, риски и направления развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Маслова, Мария Валерьевна

  • Маслова, Мария Валерьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 184
Маслова, Мария Валерьевна. Гуманитарная безопасность современного российского общества: содержание, риски и направления развития: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2013. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Маслова, Мария Валерьевна

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель кандидат философских наук, доцент М.М. Курочко

Москва

Содержание

Введение. С.З.

Раздел I. Сущность и содержание гуманитарной безопасности С. 18 современного российского общества.

Раздел II. Характер и уровни рисков гуманитарной безопасно- С.75 сти современной России.

Раздел III. Основные направления развития гуманитарной без- С. 120 опасности современного российского общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманитарная безопасность современного российского общества: содержание, риски и направления развития»

Современный мир становится все более динамичным и в тоже время довольно неопределённым. Сложившиеся модели социального мироустройства претерпевают существенные изменения практически на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности общества. Все чаще приходится слышать о гуманитарной угрозе, гуманитарной катастрофе, гуманитарных операциях в том или ином регионе мира. Данные тенденции усиливаются завершением проекта Модерн, кризисом мировой капиталистической системы, процессами глобализации, крушением ряда социальных систем, например, Советского Союза, названного Президентом РФ В.В. Путиным самой страшной геополитической катастрофой XX века. При этом наблюдается определенное противоречие: чем больше говорят о безопасности, тем меньше остается возможностей для ее реализации. Понятие же гуманитарной безопасности все чаще используется для прикрытия прямой интервенции иностранных государств и их активного вмешательства во внутренние дела суверенных государств. При этом сам человек оказывается всего лишь средством для реализации социальными субъектами глобальных социально-политических, экономических и духовно-нравственных программ.

Тотальная абсолютизация прав человека, как правило, без их взаимосвязи с обязанностями, использование их в качестве всестороннего регулятора общественных отношений часто ведет к разрушению социальных систем, которые в свою очередь выступают средой и условием существования человека. Примером здесь могут служить события, связанные с волнами «цветных» революций и гражданских столкновений в Ливии, Сирии, на Ближнем Востоке и на постсоветском пространстве. Подобные тенденции, хотя и в меньших масштабах и степени интенсивности, наблюдаются и в современном российском обществе.

Более конкретно актуальность исследования обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, потребностью социально-философской рефлексии глобально-антропологического кризиса, который характеризуется утратой идентичности современного человека и ориентиров своего социального бытия, когда старые антропологические модели не работают, они дискредитированы или утратили свой потенциал развития.

Во-вторых, важностью понимания все большего смещения социальной борьбы в современном мире в гуманитарную плоскость, в культурно-историческое и социальное идентификационное пространство формирования и развития человека.

В-третьих, целесообразностью анализа кризиса непосредственно России на гуманитарном уровне, вызванного крушением Советского Союза как субъекта истории, и незавершенного процесса идентификации практически во всех сферах жизнедеятельности современного российского общества, который приводит к противостоянию нескольких антропологических парадигм: советского человека, «нового русского», либерального человека, экономического человека, человека традиции и др.

В-четвертых, необходимостью осознания важности защиты гуманитарной составляющей общества не только российской элитой, но и общественными организациями и государственными структурами, а также готовностью всех субъектов общественного развития противостоять агрессивным воздействиям угроз на гуманитарную сферу как важнейшую часть общества и элемент циви-лизационной и духовной идентичности российского социума.

Таким образом, изучение гуманитарной безопасности современной России приобретает особое значение, поскольку она непосредственно связана с вопросами не только сохранения российской государственности, но и с проблемами ее исторического развития и бытия.

Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе гуманитарная безопасность предстает в качестве составного элемента безопасности в современном мире, активно изучаемой практически во всех странах. Более конкретно представление об уровне социально-философского осмысления проблемы гуманитарной безопасности современного российского общества можно составить на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в следующие группы.

К первой группе относятся источники, в которых анализируется непосредственно проблема безопасности, некоторые подходы к выявлению её сущности, структуры, типологии, функции. Здесь необходимо выделить работы H.A. Бердяева, М.С. Восленского, К. Лаваля, Ж.О. Ламетри, К. Лэша, А.Н. Савельева, Ф. Фукуямы, Д. Харви, в которых исследуется сущность гуманитарной безопасности, ее отличительные особенности по отношению к другим типам и видам безопасности, характер связи гуманитарной безопасности с безопасностью государства, общества, а также взаимовлияние гуманитарной безопасности с безопасностью различных типов по сферам жизнедеятельности общества1.

Важную часть источников по проблематике безопасности представляют работы К.Г. Лууна, Э.Н. Люттвака, Я. Мариджнизера, H.A. Нарочницкой, Д. Рашкоффа, Д.Б. Яневского и др., в которых исследуется феномен искусственного хаоса и кризиса, разрушающего среду обитания человека в конкретном обществе2.

Среди отечественных исследователей особое место занимают исследования С.С. Хоружего, разработавшего концепцию энергийной антропологии, направленную на преодоление современного общего антропологического кризиса3.

1 См.: Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи //Философия свободного духа. М., 1994; Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991; Всеобщая декларация прав человека. http://wvvw.un.org/ru/documents/declconv/declarations/declhr.shtml; Лаваль К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма. М., 2010; Ламетри Ж.О. Человек-машина. М., 1983; Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. М., 2002; Савельев А.Н. Мятеж номенклатуры. Москва 1991-1993. М., 1995; Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004; Харви Д. Краткая история неолиберализма. М., 2007.

См.: Луун К.Г., Мариджнизер Я. Доктрина гуманитарной войны. http://www.spectrezine.org/war/humanitarian.htm; Люттвак Э.Н. Государственный переворот: практическое пособие. М., 2012; Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека /под ред. H.A. Нарочницкой. СПб., 2008; Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003; Яневский Д.Б. Хроника «оранжевой» революции. Харьков, 2005 и др.

См.: Хоружий С.С. Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. М., 2010; Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте /под ред. С.С. Хоружего. М., 2010.

Данная группа работ выступает методологическим основанием уяснения сущности и содержания гуманитарной безопасности России в современных условиях.

Вторую группу источников образуют работы, связанные непосредственно с вопросами обеспечения гуманитарной безопасности России. Это прежде всего законодательные акты, посвященные проблемам безопасности личности, общества, государства России, в которых закреплены итоги научного осмысления указанных проблем1.

Весомый вклад в решение вопросов гуманитарной безопасности внесли работы отечественных ученых С.А. Вершилова, Б.И. Каверина, Ю.Я. Киршина, у

В.И. Марченкова, P.M. Тимошева, С.А. Тюшкевича, Р.Г. Яновского и др." Представляет интерес в данной области и деятельность Фонда «Наука XXI», Военно-философского общества национальной ассоциации офицеров запаса Вооруженных Сил РФ «Мегапир», в рамках которой осуществляются исследования вопросов безопасности личности, общества и государства современной России3.

Указанные работы выступают основой анализа сущности и особенностей гуманитарной безопасности России в условиях процессов глобализации.

1 См.: Федеральный Закон РФ «О безопасности» (1992 г.); Концепция национальной безопасности Российской Федерации (1997 г.); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009 г.); Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (1994 г.) и др.

2 См.: Вершилов С.А. Культура военной безопасности социума конца XX - начала XXI веков в зеркале социально-философского анализа: монография. Краснодар, 2011; Каверин Б.И., Тюшкевич С.А. Мировоззрение как духовная опора общества и путеводитель //Военно-философский вестник. № 5, 2011. С.15-24. Киршин Ю. Я. Войны локальных цивилизаций: история и современность. Клинцы, 2009; Тимошев P.M. Противодействие процессам межэтнической и межконфессиональной конфликтности //Безопасность России - 2010. Экспертно-аналитическое обозрение. М., 2009; Тюшкевич С.А. Борьба за огонь. М., 2010; Марченков В.И. Национальная безопасность России в гуманитарном измерении //Безопасность России -2010. Экспертно-аналитическое обозрение. М., 2009; Яновский Р.Г. Социальная безопасность и патриотизм как основания конструктивной динамики гуманитарных перемен // Безопасность Евразии = Security & Eurasia. 2008. № 3.

3 См.: Личность, общество и государство в современной России: коллективная монография /под ред. С.А. Тюшкевича. М., 2009.

Третью группу источников образуют работы, связанные с выявлением современных вызовов, угроз и рисков гуманитарной безопасности как на международном уровне, так и непосредственно на уровне жизнедеятельности самой России. К ним следует отнести работы, связанные с определением понятия и сущности риска (А. Д. Альгина, П. Берстайна, A.A. Быкова, C.B. Корту нова, A.B. Мозговой, Н.В. Мурзина)1, его роли в обществе (У. Бека, Э. Гидденса, Н. Лумана, П. Штомпки) .

Особенности реализации некоторых гуманитарных технологий на различных уровнях российского общества раскрыты в работах С. Амина, Ю.В. Громыко, М. Калашникова, С.Г. Кара-Мурзы, Ю.В. Крупнова, В.Ю. Кра-шенинниковой, М. Кревельда, М. Маффесоли, X. Ортеги-и-Гассета, А. о

Парфрея, А.И. Уткина .

Дж. Грей, В.А. Гусейнов, Н. Хомский4 в своих трудах показывают каким образом глобальный уровень вызовов, угроз и рисков актуализируется процессами глобализации, а также то, что внешние и внутренние социальные процессы все более взаимно определяют друг друга.

1 См.: Альгин А.Д. Риск и его роль в общественной жизни. M., 1989; Быков A.A., Мур-зин Н.В. Проблемы анализа безопасности века, общества и природы. М., 1995; Риск в социальном пространстве /под ред. A.B. Мозговой. М., 2001; Кортунов C.B. Становление политики безопасности: Формирование политики национальной безопасности России в контексте глобализации. М., 2003.

См.: Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000; Giddens A. Fate, Risk and Security .//Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge, 1991; Луман H. Понятие риска //THESIS. 1994. № 5; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

3 См.: Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. М., 2007; Громыко Ю.В. Оружие, поражающие сознание, - что это такое? //Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке? //Россия. 2010. http://www.df.ru/~metuniv /consor/title.htm; Калашников М., Крупное Ю.В. Гнев Орка. Америка против России. М., 2007; Кара-Мурза С.Г. Демонтаж народа. М., 2007; Крашенинникова В.Ю. Россия - Америка: холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. М., 2007; Кревельд М. Трансформация войны. М., 2005; Maffesoli M. Apocalypse. Paris: CNRS Éditions, 2009; Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. M., 1991; Парфрей A. Культура времен апокалипсиса. Екатеринбург, 2005; Уткин А.И. Американская империя. М., 2004.

4 См.: Грей Дж. Поминки по Просвещению. М., 2003; Гусейнов В.А. Современная «философия интернационализма» //Независимая газета. 2001. 7 июля; Хомский Н. Государства-изгои. Право сильного в мировой политике. М., 2003.

Данная группа работ актуализирует значение и своевременность обращения к проблеме гуманитарной безопасности современной России путем выявления опасностей разного уровня данному феномену и определения мер противодействия им.

К четвертой группе следует отнести труды К.А. Аксакова, A.A. Аузан, С.Б. Богоявленского, Н.В. Михалкина, М.З. Юрьева и др.1, в которых исследуются особенности функционирования системы обеспечения безопасности личности, общества и государства, анализируются различные проблемы, связанные с повышением ее эффективности, что позволяет в целом выделить основные черты именно гуманитарной безопасности России в условиях современного миропорядка.

Заслуживают внимания работы Б.Н. Бессонова, A.A. Кара-Мурзы, Н.П. Кириллова, В.В. Кожинова, O.A. Матвейчева, Г.В. Осипова, A.C. Панари-на, C.B. Перевезенцева, К.Н. Соколова, А.Ю. Шеманова, А.И. Яковлева, в которых анализируется динамика гуманитарной безопасности России в современных условиях под влиянием различного рода внешних и внутренних условий и факторов, обозначены наиболее приемлемые для современной России основные меры и направления укрепления данного духовного феномена как социального явления2.

Проведенный автором анализ состояния и степени разработанности исследуемой научной задачи позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных гуманитарной без

1 См.: Аксаков К.А. Государство и народ. М., 2009; Аузан A.A. Национальные ценности и модернизация. М., 2010; Богоявленский С.Б. Управление риском в социально-экономических системах. СПб., 2010; Михалкин Н.В. Народ и власть в системе национальной безопасности России. М., 2006; Юрьев М.З. Третья Империя. Россия, которая должна быть. СПб., 2007 и др.

2 См.: Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий. М., 2006; Кара-Мурза A.A. «Новое варварство» как проблема российской цивилизации. М. 1995; Кожинов В.В. О русском национальном сознании. М., 2002; Матвейчев O.A. Суверенитет духа. М., 2007; Осипов Г.В. Национальная идея, социальные интересы и приоритеты. М., 1997; Панарин A.C. Искушение глобализмом. М., 2003; Перевезенцев C.B. Русский выбор: очерки национального самосознания. М., 2007; Соколов К.Н. Духовные основания геополитической борьбы. М., 2009; Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. М.; 2007; Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. Томск, 1999. опасности, многие вопросы требуют своего уточнения, прежде всего с позиций современной политической и идеологической ситуации. Так, нуждается в более детальном рассмотрении понятие гуманитарной безопасности применительно к российскому обществу, необходим анализ наиболее опасных рисков, воздействующих на него; выработка приоритетных направлений защиты и организации противодействия разрушительным вызовам и угрозам в указанной сфере.

Отдавая должное вкладу вышеуказанным авторам в разработку проблемы гуманитарной безопасности современной России, отметим, что их труды закладывают теоретические и методологические ориентиры для исследования указанного феномена применительно к российской действительности. При этом важно подчеркнуть, что анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что изучение проблемы гуманитарной безопасности нашей страны еще не стало предметом целостного и систематического социально-философского анализа. Это и предопределило выбор темы исследования, его объекта и предме та.

Объектом исследования является гуманитарная безопасность современного социума. Предметом - сущность, содержание гуманитарной безопасности России, характер и уровни рисков ее функционирования, а также направления укрепления данного феномена в условиях глобализационных процессов.

Цель работы состоит в рассмотрении с социально-философских позиций гуманитарной безопасности российского общества как социального феномена в контексте возрастания рисков, а также выработки основных направлений ее укрепления в современных условиях.

Определение предмета исследования и постановка цели предполагает решение следующих конкретных задач:

1. уточнить сущностные черты гуманитарной безопасности российского общества в современных условиях;

2. представить содержательную характеристику основных аспектов гуманитарной безопасности российского общества в условиях глобализации;

3. выявить основные риски гуманитарной безопасности современного российского общества и их проявление на различных уровнях жизнедеятельности социума и человека;

4. выработать и обосновать приоритетные направления укрепления гуманитарной безопасности в контексте современного развития России.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили идеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли, в которых исследуются социальные явления общественной жизни, связанные с феноменом безопасности личности, общества и государства, общественного и индивидуального сознания, в частности, проблемы мировоззрения, духовности, ценностей и ценностно-нравственных оснований жизнедеятельности личности и социальных групп, места и роли их в жизни общества и человека.

В работе широко представлены результаты осмысления содержания, особенностей и проблем функционирования и укрепления гуманитарной безопасности России в материалах научно-методического характера различных социальных институтов, научно-практических конференций и семинаров, диссертационных исследований, в публикациях в научных журналах, средствах массовой информации по теме исследования.

Непосредственно методологическую основу диссертации составили базовые положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе используются и реализуются принципы философского анализа: функционально-деятельностный, организационно-системный, структурно-содержательный, аксиологический, феноменологический подходы, принципы социального детерминизма, историзма, методы классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания и др. В данном исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания.

Эмпирическую базу исследования составили социологические данные и научно-методические обобщения, полученные другими авторами применительно к исследуемой проблеме; контент-анализ документов, публикаций в периодической печати и других источниках по проблеме, а также обобщение практики профессиональной деятельности основных субъектов процесса функционирования и укрепления гуманитарной безопасности России и наблюдения, основанные на личном опыте автора.

Научная новизна диссертационного исследования выражается:

- в уточнении сущности понятия «гуманитарная безопасность российского общества» через призму развития России в условиях мировых глобализаци-онных процессов;

- в представлении содержательных характеристик основных аспектов гуманитарной безопасности современного российского общества;

- в раскрытии основных рисков гуманитарной безопасности российского общества и их проявлений на различных уровнях жизнедеятельности социума и человека;

- в обосновании приоритетных направлений укрепления гуманитарной безопасности в контексте современного развития России.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Гуманитарная безопасность российского общества в современных условиях представляет собой способность, готовность и активную деятельность субъектов социального развития по зашите духовного мира личности, ее природной и социальной среды формирования и жизнедеятельности, а также противодействия возрастающим антропологическим рискам современного мира в целях сохранения целостности бытия человека.

Гуманитарная безопасность предполагает всестороннюю защищенность конкретного российского человека во всем пространственно-временном континууме через сохранение ценностно-смысловой, культурно-исторической, социальной, языковой, географической среды обитания человека в силу его биосоциальной природы. В этой связи гуманитарная безопасность современного российского общества должна носить конкретный и всесторонний характер, обладать свойствами системного видения и учитывать динамику изменений как в рамках российского общества, так и за его пределами.

Гуманитарная безопасность российского общества - это динамическая система согласованных действий личности, общества и государства России. В содержательном плане она представляет собой сложную многоуровневую систему связей и отношений, включающую следующие элементы: а) субъекты гуманитарной безопасности (личность, социальные группы, этнические и демографические общности, классы, слои, общество в целом, государство, а также взаимоотношения между ними); б) объекты гуманитарной безопасности (циви-лизационный образ человека и его культурно-исторические формы воплощения, система жизненно важных смыслов и интересов личности, социальные институты формирования и развития личности (семья, школа и др.); в) риски, вызовы и угрозы для формирования и развития личности и пространств ее бытия; г) совокупность сил и средств, необходимых для обеспечения гуманитарной безопасности.

2. Особенностью гуманитарной безопасности современной России выступает единство и взаимодействие следующих аспектов: а) хронотониче-ского (как единство пространственно-временных характеристик, смыслов существования и развития личности, общества и государства России на основе соответствующих идей, приоритетов и ценностей); б) одномерного (наличие в современном социуме идеи о примитивизации человека как одномерного и одноуровневого индивида); в) тектурного (преобладающая роль искусственного, техники и технологий, которые разрывают связи человека с мировозданием и культурой); г) античномичного (как следствие противоречивого отношения человека к окружающему миру) и д) эстетического (как прикрытие и форма борьбы, происходящей в сознании каждого человека через добро и зло под видом красоты).

Гуманитарная безопасность российского общества включает в себя совокупность актуальных факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развития личности гражданина России, его личностных и социальных идеалов, жизнеспособности государства и достижения национальной цели, социального идеала - благополучия всех граждан и семей; целесообразного развития и сохранения фундаментальных ценностей и традиций народов Российской Федерации; нормальных отношений личности и государства; способности эффективно преодолевать любые внешние угрозы; руководствоваться своими национальными интересами.

3. Риски гуманитарной безопасности российского общества есть взаимодействие социальных систем, процессов и явлений человеческой деятельности, которые постоянно продуцируют опасности, вызовы и угрозы общественному развитию на глобальном, государственном, социальном и личностном уровнях.

Среди рисков гуманитарной безопасности российского общества необходимо отметить: а) на глобальном уровне - риски языковых игр, ситуативной интерпретации понятия «общечеловеческие ценности», а также глобальной политической манипуляции термином «права человека», которые будучи довольно привлекательными для каждого гражданина, тем не менее являются довольно абстрактными феноменами с «плавающими смыслами», которые несмотря на такую возможность весьма вольного идеологического толкования призывают людей во имя их осуществления жертвовать своими духовными ценностями, культурными традициями, социальными правилами и нормами; б) на государственном уровне — риски «гуманитарной войны», связанной с использованием международных неправительственных организаций для вмешательства во внутренние дела государства под предлогом оказания гуманитарной помощи, прекращения геноцида, защиты прав человека; в) на социальном уровне - риски дегуманизации культуры - отхода от духовно-нравственной стороны в жизни человека и общества, утраты духовных ценностей общества, отказа от мировоззрения, основанного на справедливости, внимании и уважении к личности, к индивидуальным качествам человека и г) на личностном уровне - риски варваризации, которая приобретает формы жестокости и антигуманизма, и бестиари-зации - «богозвериности», ведущих к возникновению постчеловека.

4. Приоритетные направления укрепления гуманитарной безопасности современного российского общества представлены комплексом мероприятий преимущественно духовного характера на глобальном, или циви-лизационном, государственном, общественном и личностном уровнях и реализуются в основных сферах бытия человека и общества.

К наиболее важным направлениям укрепления гуманитарной безопасности в современных условиях следует отнести: а) на глобалъно-г^ившизационном уровне -формирование и развитие цивилизационной и духовной идентичности российского социума; формирование национального образа страны как основы возрождения национального самосознания российского общества; преемственность исторических традиций как источник и регулятор формирования самобытной русской цивилизации; б) на государственном уровне - проведение государственной политики в области преемственного развития культуры нации; укрепление экономической мощи страны, проведение открытой и реалистичной военной политики в области безопасности страны, повышение престижности военной службы в обществе; улучшение качества образования населения и повышение престижности всех образовательных структур; осуществление права свободы совести и вероисповедания на основе сотрудничества государства с различными религиозными конфессиями; гуманизация направленности социальной политики государства и др.; в) на соъ^иалъном уровне - развитие и культивирование в общественной среде системы социокультурных ценностей и традиций народа как условия возрождения российского социума; отстаивание приоритетов национальной идентичности в культуре, в личностном самоопределении, в образовании; сохранение и развитие русского языка как основы общения народов страны; возврат к истокам и ценностям православной веры, определявшей историческое развитие российской государственности; г) на личностном уровне (приобщение личности к ценностям и традициям, культивируемым в обществе, и их освоение в целях формирования социальных качеств; ценностно-смысловое самоутверждение личности как идентификационного вектора развития современной России; осмысление и переоценка личностью содержания внутреннего духовного мира и его самосовершенствование сообразно требованиям сегодняшнего времени.

Реализация данных направлений, как представляется, будет способствовать минимизации проявления рисков гуманитарной безопасности современной России и эффективному укреплению данного феномена в условиях глобализации.

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Маслова, Мария Валерьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанный социально-философский анализ гуманитарной безопасности современной России позволил сформулировать ряд основных выводов. Он показал, что проблема гуманитарной безопасности в последние годы только возрастает и нуждается в своем конкретном разрешении в практической плоскости.

В современной литературе нет устойчивого по содержанию определения гуманитарная безопасность. Чаще всего речь идет о безопасности индивида как абстрактного существа, в то время как реальный человек - конкретное биологическое и социальное существо.

Гуманитарная безопасность российского общества - это комплекс способностей, готовности и активной деятельности социальных субъектов России по защите граждан страны, их жизненно важных интересов, ценностей и смыслов, природной и социокультурной среды формирования и развития, а также про противодействию возрастающим рискам в условиях современного мира применительно к указанной сфере.

Гуманитарная безопасностью России направлена на защиту не только индивида как биологического существа, но и культурно-исторического и цивили-зационного образа российского человека, его символов, универсалий, духовно-нравственных ценностей и условий его развития на всех уровнях организации личности и во всех сферах ее жизнедеятельности как в пределах Российской Федерации так и за ее пределами.

Гуманитарная безопасность Российской Федерации включает в себя совокупность актуальных факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развития личности гражданина РФ, его личностных и социальных идеалов России, жизнеспособности государства и достижения Национальной Цели, Социального Идеала - благополучия всех граждан и семей; целесообразного развития и сохранения фундаментальных ценностей и традиций народов Российской Федерации; нормальных отношений Личности и Государства; способности эффективно преодолевать любые внешние угрозы; руководствоваться своими национальными интересами. Гуманитарная безопасность российской федерации должна действовать на всех уровнях организации личности и общества и во всех сферах их жизнедеятельности как в пределах Российской Федерации так и за ее пределами.

В содержательном плане гуманитарная безопасность представляет собой сложную многоуровневую систему связей и отношений, включающую следующие элементы: а) субъекты гуманитарной безопасности (личность, социальные группы, этнические и демографические общности, классы, слои, общество в целом, государство, а также взаимоотношения между ними); б) объекты гуманитарной безопасности (цивилизационный образ человека и его культурно-исторические формы воплощения, система жизненно важных смыслов и интересов личности, социальные институты формирования и развития личности (семья, школа и др.); в) риски, вызовы и угрозы для формирования и развития личности и пространств ее бытия; г) совокупность сил и средств, необходимых для обеспечения гуманитарной безопасности.

Смыслообразующим элементом гуманитарной безопасности в различных аспектах ее анализа выступает образ человека во всех его культурно-исторических формах, характерный для российской цивилизации и выступающий одновременно в качестве исходной матрицы формирования и развития российского социума и ее цивилизационного пространства и одновременно несущий в себе альтернативную модель социально-гуманитарного развития мира, что является актуальным в условиях современного глобального кризиса который охватывает все сферы и уровни жизнедеятельности современного человечества.

Гуманитарная безопасность обеспечивается в следующих пространствах: природно-физическом (природная среда формирования и развития личности); социо-культурном (включает социальные институты и социокульурное пространство в рамках которого формируется и развивается человек), на внутри-личностном и метафизическом.

В данном аспекте правомерно выделить подвиды гуманитарной безопасности в сфере ее реализации по следующим основаниям: а) по уровням: при-родно-физическая (или экологическая), социокульутрная и внутриличностная безопасность; б) по основным субъектам (носителям): безопасность личности, общества и государства в целом; в) по основным сферам жизни и видам деятельности субъектов гуманитарной безопасности: экономическая (финансовая, технологическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, транспортная, промышленная и др.), политико-правовая, социальная, военная, духовная безопасность.

Гуманитарная безопасность является неотъемлемым и органическим элементом национальной безопасности России. Между личность и обществом, их образами и моделями существует диалектическое единство: образ человека является одновременно свернутой информационно-смысловой моделью, матрицей общества в целом и его социальных институтов в частности, а общество и социальные институты одновременно выступают в качестве условия и среды формирования и развития личности, что находит свое выражение в формуле «человек есть образ общества». Общество как развернутая в культурно-историческом и природно-физическом пространстве форма человека.

В современном обществе, которое многие мыслители характеризуют как «общество риска», особое значение приобретает понятие риска, который может рассматриваться с помощью различных подходов: статистического (измеряющего возможность наступления неблагоприятного события), декоетивно

X * л- У лго (риск как результат определенных решений человека), феноменологического (рефлексия, отношение человека к ожидаемым событиям с учетом реальной опасности).

Риск обеспечения гуманитарной безопасности представляет собой возможность наступления негативных последствий в результате принятия и реализации социальными акторами осмысленного выбора, принятие решения в условиях неблагоприятных воздействий искусственно культивируемых ситуациях антропогенного характера.

Риск, вызов и угроза представляют различные степени опасности, при этом вызов представляет собой опасность не непосредственную, не вполне структурированную и до конца не осознаваемую, но на которую все же необходимо реагировать, опасность - вполне определенное неблагоприятное воздействие, но не настолько актуальное, чтобы порождать немедленные стратегии защиты и наконец, угроза - наиболее актуальная опасность, требующая немедленных и энергичных действий по ее нейтрализации т.е. собственно управления риском.

Категории риска и гуманитарной безопасности есть суть взаимодействия систем, функционирования и развития процессов внутри и между ними, а также человеческой деятельности, которые постоянно продуцируют опасности, вызовы и угрозы на различных уровнях уязвимости «общества риска», среди которых можно показать следующие уровни: глобальный (риски языковых игр, ситуативной интерпретации понятия «общечеловеческие ценности», а также глобальной политической манипуляции термином «права человека», которые будучи довольно привлекательными для каждого гражданина, тем не менее являются довольно абстрактными феноменами с «плавающими смыслами», которые несмотря на такую возможность весьма вольного идеологического толкования призывают людей во имя их осуществления жертвовать своими духовными ценностями, культурными традициями, социальными правилами и нормами); государственный (риск «гуманитарной войны», связанной с использованием международных неправительственных организаций для вмешательства во внутренние дела государства под предлогом оказания гуманитарной помощи, прекращения геноцида, защиты прав человека); социальный (риск дегуманизации культуры - отхода от духовно-нравственной стороны в жизни человека и общества, утраты духовных ценностей общества, отказа от мировоззрения, основанного на справедливости, внимании и уважении к личности, к индивидуальным качествам человека) и личностный (риски варваризации, которая приобретает формы жестокости и антигуманизма и бестиаризации - богозвериности, ведущих к возникновению постчеловека).

Гуманитарная война может быть реализована в рамках различных концептуальных подходов: консциентальной войны (конкуренция форм организации сознаний, где предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний); преэмптивная войны (силовое действие на опережение, т.е. уничтожение опережающим образом, как самой существенной угрозы, так и всех обстоятельств данной угрозы и самого субъекта этой угрозы); «демонтажа народа» (разрушение, деконструкция и перенастройка социальных связей между социальными объектами: личностями, семьями, разного рода общностями); «культурной войны» (культурно обусловленный вид человеческой деятельности, приспосабливание наиболее привлекательных для большинства людей частей культурного наследия в собственных интересах).

В настоящее время гуманитарная безопасность российского социума и ее граждан весьма неустойчива, она внутренне противоречива, ее отличают фрагментарность и уязвимость перед воздействием навязывания ложных ценностей, идеалов, идентичностей, образов, ставящих во главу угла «материализацию», «примитивизацию», «эгоизм», «ненормальность» духовной жизни и сценариев жизнедеятельности. Данное обстоятельство ведет к дестабилизации общественных отношений, всплескам иррациональной ксенофобии, усилению противостояния «свой» - «чужой».

Основанием обеспечения гуманитарной безопасности современной России являются вопросы мировоззренческого и методологического характера.

Так. методологический уоовень гуманитаоной безопасности связан с пешением / ■ ■ ^ 1 1 1 антропологических проблем развития современной России, с принятием, воплощением и защитой определенного образа человека. Анализ данного аспекта наглядно подтверждает, что каждый исторический период, каждый тип общества неразрывно связан с тем или иным образом человека, в котором представлена модель самоопределения, мировоззрение, смысл и цель существования индивида, его образ жизни и характер свободы.

Приоритетные меры и направления укрепления гуманитарной безопасности российского общества и человека представлены комплексом мероприятий преимущественно духовного характера на глобальном, или цивилизационном, государственном, социальном и личностном уровнях и реализуются в основных сферах бытия человека и общества.

Угрозы, вызовы и риски гуманитарной безопасности как суть человеческой деятельности, а также взаимодействия различного рода систем, которые постоянно продуцируют всевозможные негативные явления на различных уровнях жизнедеятельности общества и человека, позволило обозначить ряд мер и направлений укрепления гуманитарной безопасности на различных уровнях. Так, на глобальном, или цивилизационном уровне к числу основных мероприятий следует отнести: формирование и развитие цивилизационной и духовной идентичности российского социума; формирование национального образа страны как основы возрождения национального самосознания российского общества; преемственность исторических традиций как источник и регулятор формирования самобытной русской цивилизации и др. На государственном уровне к основным мероприятиям относятся: проведение государственной политики в области преемственного развития культуры нации; укрепление экономической мощи страны, проведение открытой и реалистичной военной политики в области безопасности страны, повышение престижности военной службы в обществе; улучшение качества образования населения и повышение престижности всех образовательных структур; осуществление права свободы совести и вероисповедания на основе сотрудничества государства с различными религиозными конфессиями; гуманизация направленности социальной политики государства и др. На социальном уровне: развитие и культивирование в общественной среде системы социокультурных ценностей и традиций народа как условия возрождения российского социума; отстаивание приоритетов национальной идентичности в культуре, в личностном самоопределении, в образовании; сохранение и развитие русского языка как основы общения народов страны; возврат к истокам и ценностям православной веры, определявшей историческое развитие российской государственности и др. Наконец, на личностном уровне выделяются следующие мероприятия: приобщение личности к ценностям и традициям, культивируемым в обществе, и их освоение в целях формирование социальных качеств; смысло-ценностное самоутверждение личности как индентификационного вектора развития современной России; осмысление и переоценка личностью содержания внутреннего духовного мира и его самосовершенствование сообразно требованиям сегодняшнего времени и др.

В целом, на цивилизационном уровне необходимы консенсус всех субъектов общественного развития, диалог культур и цивилизаций, практическая и позитивная преемственность исторических традиций как источника и регулятора формирования национального образа страны. Государственное измерение гуманитарной безопасности должно быть ориентировано на создание государства как союза свободных личностей, способных жертвенно служить своему Отечеству в целях для сохранения и утверждения своей самобытности и самостоятельности. На социальном уровне предполагается развитие и культивирование в общественной среде системы социокультурных ценностей и традиций народа и противодействие националистически ориентированным и религиозно деструктивным объединениям. На личностном уровне - преодоление противоречий между идентификацией личности со всем социумом и своей индивидуальностью, а также приобщение личности к культивируемым в обществе ценностям и традициям и их освоение в целях формирования социальных качеств гражданина и патриота своей страны и др.

При этом приоритет в реализации направлений укрепления гуманитарной безопасности российского общества должен быть отдан духовной Сс|зСрС ЖР13НС-деятельности человека и социума. В частности, сосредоточить усилия на возвращение в жизнь и сознание российского человека великого смысла духовного бытия; восстановление нравственной диалектики, коллективистской духовности, которая требует человечности, сочувствия, солидарности и др.

Как представляется, обозначенные и другие меры и направления укрепления гуманитарной безопасности России в современных условиях могут и должны способствовать обеспечению безопасности личности, общества и государства во всех сферах жизнедеятельности социума и сохранению самобытности и суверенитета России в условиях нарастания глобализационных процессов в мире.

Постановка проблемы гуманитарной безопасности, ее осознание и принятие действенных шагов по обеспечению безопасности страны и личности представляет собой насущную потребность для дальнейшего поступательного развития российского общества в XXI веке. Выполнение указанной совокупности мероприятий по укреплению гуманитарной безопасности российского общества станет одним из основных факторов устойчивого социального развития, будет способствовать укреплению безопасности России во всех сферах ее жизнедеятельности.

Методологическая основа, теоретические положения и выводы исследования могут способствовать принятию решений на различных уровнях государственных структур по оптимизации вопросов гуманитарной безопасности российского общества, с учетом основных рисков на всех уровнях организации российского общества.

Результаты, полученные в ходе социально-философского анализа проблемы гуманитарной безопасности России в современных условиях, позволяют констатировать, что выдвинутые и обоснованные автором замысел и концепция исследования нашли свое подтверждение в научно-теоретическом и практическом отношении. Проведенное исследование проблем, поставленных в диссертации, позволяет предложить ряд рекомендаций, выделенных в следующие группы.

1. Рекомендации, касающиеся дальнейшей теоретической разработки поднятой проблемы:

- сформулированные выводы могут служить методологической основой исследования комплексного исследования проблем безопасности современного Российского общества в системе: личность - общество - государство;

- изученные в работе вопросы могут явиться основой анализа взаимосвязи гуманитарной безопасности России с другими государствами, регионами и цивилизациями в условиях глобализации и кризисных явлений современности в целях выработки обоснованной системы взаимодействия и взаимосотрудничества в обеспечении гуманитарной безопасности, особенно в пространстве Таможенного Союза, Содружества Независимых Государств и международных структур в состав которых входит Российская Федерации ;

- предложенные идеи могут служить базой междисциплинарного исследования особенностей гуманитарной безопасности современной России на различных уровнях ее обеспечения и реализации;

- представленные в работе выводы могут явиться основой для выявления совокупности вызовов, угроз и рисков развитию российского общества, государства, цивилизации и выработке направлений противодействия негативным последствиям глобальных и кризисных процессов мирового развития на гуманитарную сферу Россию;

- сформулированные в исследовании заключения могут стать основой создания научно обоснованной системы управления процессом развития обеспечения гуманитарной безопасности в условиях существующих рисков в гуманитарной сфере как внутри России, так и за ее пределами.

Предложенные рекомендации могут быть предметом дальнейших исследований и изучения учеными, специалистами в области государственного и общественного управления, всеми, кто непосредственно связан с деятельностью по развитию гуманитарной безопасности России в частности и ее безопасности в целом.

2. Рекомендации непосредственно практического характера: а) ученым, педагогам вузов, специалистам в области СМИ материал диссертации можно использовать в следующих целях:

- для проведения занятий по социальной философии, философии управления, политологии, социологии, психологии, культурологи и др. дисциплинам;

- для подготовки с учетом материала диссертации учебно-методических пособий, в частности, «Гуманитарная безопасность России в современных условиях: сущность, состояние, основные риски и меры по укреплению»;

- в тематических передачах средств массовой информации и публикациях по проблемам содержания и особенностей развития гуманитарной безопасности российского общества во всех сферах жизнедеятельности личности; б) для активизации практически-прикладной исследовательской работы выводы диссертации рекомендуются:

- представителям государственных органов и общественных организаций при разработке соответствующих моделей национальной безопасности, определения направлений совершенствования гуманитарной безопасности России с учетом выявленных рисков;

- для проведения научных и научно-практических конференций по проблемам гуманитарной безопасности России в современных условиях и др.

Рассмотренные в диссертации проблемы, безусловно, не охватывают всего спектра вопросов, касающихся гуманитарной безопасности России: ждут своего решения вопросы разработки и реализации наиболее оптимальной системы национальной безопасности; формирование самосознания граждан и их личной ответственности в организации и обеспечении безопасности страны в гуманитарной сфере; дальнейшее формирование национальной культуры на основе синтеза достижений отечественной традиции и мировой истории и др. Но их учет в практической деятельности государства и гражданского общества позволит решить проблему создания сильной России, способной внести весомый позитивный вклад в развитие мировой цивилизации, укрепление системы международной безопасности в гуманитарной сфере.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Маслова, Мария Валерьевна, 2013 год

1. Аксаков К.А. Государство и народ. М., 2009. Альгин А.Д. Риск и его роль в общественной жизни. М., 1989. Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. М., 2007.

2. Антонович И.И. Глобальная цивилизация и асимметричный мир. М.,2002.

3. Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии 1990. № 8.

4. Аузан A.A. Национальные ценности и модернизация. М., 2010. Богоявленский С.Б. Управление риском в социально-экономических системах. СПб., 2010.

5. Ачлей А. Битва глобальных проектов: в 3 ч. М., 2011.

6. Барт Р. Смерть Автора // Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.,1989.

7. Барулин A.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя: монография. М., 2006.

8. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. Безопасность человека сегодня: Комиссия по безопасности человека. Нью-Йорк, 2003.

9. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. Бек У. От индустриального общества к обществу риска // THESIS. 1994. № 5. Риск, неопределенность, случайность.

10. Белояр А. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов (ТСДНЭ). М., 2006.

11. Бердяев H.A. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1. Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи //Философия свободного духа. М., 1994.

12. Бернстайн П. Против богов: Укрощение риска. М., 2000.

13. Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий. М., 2006.1. Библия.

14. Богоявленский С.Б. Управление риском в социально-экономических системах. СПб., 2010.

15. Булавка JI.A. Феномен советской культуры. М., 2008.

16. Бутенко А.П., Миронов A.B. Сравнительная политология в терминах и понятиях. М., 1998.

17. Быков A.A., Мурзин Н.В. Проблемы анализа безопасности века, общества и природы. М., 1995.

18. Вершилов С.А. Культура военной безопасности социума конца XX -начала XXI веков в зеркале социально-философского анализа: монография. Краснодар, 2011.

19. Водолазкин Е. Трудности русского языка // Новая газета. 2007 № 30.

20. Войны за культуру и «культурные войны». Washington ProFile. Независимая информация и аналитика из CILIA. http://www.washprofile.org/ru/node/5517.

21. Волчек Д. Перформенс московской арт-группы «Война». Радио Свобода. 2008. 8 марта, http://www.svobodanews.ru/content/transcript/438422.html.

22. Волынцев А.Н. Человек настоящий: кто это? //Размышления о. Вып. 6. Перекличка. Философский альманах. М., 2003.

23. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.

24. Всеобщая декларация прав человека.http://www.un.org/ru/documents/declconv/declarations/declhr.shtml.

25. Выжутович В. Ограниченная общественность. Усиление контроля над некоммерческими организациями: мера защиты от антигосударственной деятельности или наступление на гражданские права? // Российская газета. 2005. 6 дек. № 3943.

26. Гвардини Р. Конец Нового времени. Попытка найти свое место //Самосознание культуры и искусства XX века. М.; СПб., 2000.

27. Гордеев К. О ювенальной юстиции, педофелии и. деградации евро-пейцнв // http://www.fondsk.ru/news/2010/12/13/o-juvenalnoj-justicii-pedofilii-i-degradacii-evropejcev-1298 .html

28. Гранин Ю.Д. Этносы, национальное государство и формирование российской нации: опыт философско-методологического исследования. М., 2007.

29. Грей Дж. Поминки по Просвещению. М., 2003.

30. Громыко Ю.В. Оружие, поражающие сознание, что это такое? //Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке? //Россия. 2010. http://www.df.ru/~metuniv /consor/title.htm;

31. Гунн Г.П. Очарованная Русь. М., 1990.

32. Гусейнов A.A. Идея универсализма и самобытности //Наука и религия. http://tmp. iph. ras. ru/site/root/Site/guseinovtextsus.html

33. Гусейнов В. А. Современная «философия интернационализма» //Независимая газета. 2001. 7 июля; Хомский Н. Государства-изгои. Право сильного в мировой политике. М., 2003.

34. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 2008.

35. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.

36. Дежевски М. Российский закон о неправительственных организациях: ложная цель // Open Democracy. 2005. 20 дек. ИноСМИ. http://www.inosmi.ru/inrussia/20051220/ 224431 .html

37. Декларация о национальном самоопределении.

38. Декларация о правах человека.

39. Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М., 2003.

40. Джонстон Д. Бернар Кушнер: пиар-доктор «гуманитарных интервенций» // Контр-удар / Под ред. А. Кохбурна и Д.Ст. Клера. 2007. 4 июня. http://www.counterpunch. org/johnstone 06042007.html.

41. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 30-ти т. Т. 14. Л., 1976.

42. Дугин А.Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. М., 2009. Дугин А.Г. Социология этноса // Структурная социология. http://konservatizm.org/konservatizm/ sociology/180509172730.xhtml

43. Ерасов Б. Россия в евразийском пространстве //Общественные науки и современность. 1994. № 2.

44. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999. Иванов В.В. Гуманитарные науки и будущее современной цивилизации // Общественные науки и современность, № 2, 2007.

45. Изгнание норманнов из русской истории. Сб. статей и материалов. М.,2010.

46. Ильин И.А. О русской идее //Русская идея. М., 1992. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2006.

47. Каверин Б.И., Тюшкевич С.А. Мировоззрение как духовная опора общества и путеводитель //Военно-философский вестник. № 5, 2011.

48. Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества: монография. М., 1999.

49. Калашников М., Крупнов Ю.В. Гнев Орка. Америка против России. М.,2007.

50. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. Капто А.С. Профессиональная этика. М., 2006.

51. Кара-Мурза А.А. «Новое варварство» как проблема российской цивили----. Л Л 1 ппс1. СЩИМ. 1V1., 177J.

52. Кара-Мурза С.Г. Демонтаж народа. М., 2007. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2004. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. М., 2005.

53. Кара-Мурза С.Г. Россия и Запад: Парадигмы цивилизаций. М., 2011. Кессиди Ф.Х. Этические сочинения Аристотеля // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.

54. Киршин Ю. Я. Войны локальных цивилизаций: история и современность. Клинцы, 2009.

55. Киршин Ю.Я. Человекосберегающая система военной безопасности мирового сообщества: взгляд в будущее. Клинцы, 2010.

56. Кожинов В.В. О русском национальном сознании. М., 2002.

57. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (1997 г.).

58. Корту нов C.B. Становление политики безопасности: Формирование политики национальной безопасности России в контексте глобализации. М., 2003.

59. Красин В. Рабы КПСС: антропологическая катастрофа Советского Союза // http://www.newsland.ru/news/detail/id/455004/

60. Крашенинникова В.Ю. Россия Америка: холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. М., 2007.

61. Кревельд М. Трансформация войны. М., 2005.

62. Крупнов Ю.В. Преэмптивная война.http://www.kroupnov.ru/pubs/2003/06/16/ 10030.

63. Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. М., 2005.

64. Кураев А. «Карикатурная» война и война культур // Время новостей. 2006. № 24. 13 февраля.

65. Кургинян С.Е. Суть времени. Философское обоснование мессианских претензий России в XXI веке. В 4 т. М., 2012.

66. Кутырёв В. А. Время Mortido. СПб., 2012.

67. Кутырёв В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород, 1994.

68. DPUAPirna тх иила' ^лт ^о ппа ооп оavj iL/i^/vu w. 1 к. i.vvi\juv ivvivv/v tl inivjv, uujjuvyu mnuviJ, v/i ivj.j ,

69. Кутырёв В. А.Бытие или ничто. СПб., 2010.

70. Кутырёв В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород, 1994.

71. Кутырёв В.А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001.

72. Лаваль К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма. М., 2010.

73. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. М., 1997.

74. Ламетри Ж.О. Человек-машина. М., 1983.

75. Ларионов В.Е. Православная Монархия. Национальная Монархия в России. Утопия или политическая реальность. М., 2007.

76. Левонтина И. Шум словаря // Знамя. 2006. № 8.

77. Лесков С. Наука открывать банки и выбивать стулья //Известия. 2005. 30июня.

78. Личность, общество и государство в современной России: коллективная монография /под ред. С.А. Тюшкевича. М., 2009.

79. Луман Н. Понятие риска // THESIS. 1994. № 5. Риск, неопределенность, случайность.

80. Луун К.Г., Мариджнизер Я. Доктрина гуманитарной войны, http: //www. spectrezine. org/war/humanitari an .htm.

81. Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. М., 2002. Люттвак Э.Н. Государственный переворот: практическое пособие. М.,2012.

82. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. Человек в системе наук. М., 1989.

83. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

84. Марченков В.И. Национальная безопасность России в гуманитарном измерении //Безопасность России 2010.

85. Матвейчев O.A. Суверенитет духа. М., 2007.

86. Медеведева И.Я., Шишова Т.Л. Бомбы в сахарной глазури. Технологии обмана. Рязань, 2012.

87. Михалкин Н.В. Народ и власть в системе национальной безопасности России. М., 2006.

88. Мозговая A.B. Социология риска: возможности синтеза теории и эмпирического знания // Риск в социальном пространстве. М., 2001.

89. Мотрошилова Н. В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов: 2-е, расширенное и исправленное издание книги «Цивилизация и варварство в современную эпоху» М., 2010.

90. Мотрошилова H.B. Цивилизация и варварство в современную эпоху. М.,2007.

91. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб., 2005. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М., 1996. Т.2.

92. Новоселова Е. Москва-Петушки: за языком и обратно //Российская газета. 2005. 7 апреля.

93. Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека /под ред. H.A. Нарочницкой. СПб., 2008.

94. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991. Оруэлл Дж. 1984. Скотный двор. М., 2012.

95. Осипов Г.В. Национальная идея, социальные интересы и приоритеты. М., 1997.

96. Павловский Г. Россия как болезнь, геосанитария как бизнес. // Россия и «санитарный кордон». М., 2005.

97. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2003. Панарин А. С. Народ без элиты. М., 2006.

98. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002. Панарин A.C. Правда железного занавеса. М., 2006.

99. Панарин A.C. Русская культура перед вызовом постмодернизма. М.,2005.

100. Панарин A.C. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2003. Парфрей А. Культура времен апокалипсиса. Екатеринбург, 2005; Перевезенцев C.B. Русский выбор: очерки национального самосознания. М., 2007.

101. Портер Ф. Съесть или быть съеденным. СПб., 2001. Порфирьев Б.Н. Риск и безопасность: определение понятий // Риск в социальном пространстве / Под ред. A.B. Мозговой. М., 2001.

102. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 25 апреля 2005 года // http://archive.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml

103. Пушкаш А. Цивилизация или Варварство. Закарпатье 1918-1945. М.,2006.

104. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. № 5, 1992.

105. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003.

106. Резолюция съезда родительского всероссийского сопротивления // http://eot.su/node/14810

107. Речь Муаммара Каддафи на 64 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. http://www.youtube.com/watch?v=HMTj6JG4nNc

108. Риск в социальном пространстве /под ред. A.B. Мозговой. М., 2001. Рогозин: наземную операцию в Ливии могут замаскировать // http://www.newsinfo.ru/news/2011 -04-18/asd/751770/

109. Серый С. Ювенальная юстиция, или Кто плодит сирот при нормальных, здоровых родителях? Демонизм и дети //http://www.blagoda.com/social/5107.html

110. Соколов К.Н. Духовные основания геополитической борьбы. М., 2009. Социальная философия Франктфуртской школы. М., Прага. 1975.

111. Степанова Е. Государство и человек в современных вооруженных конфликтах // http://www.intertrends.ru/sixteenth/003.htm

112. Степин B.C. Мировоззренческие универсалии как основание культуры // Универсалии восточных культур. М., 2001.

113. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009 г.).

114. Сухарев А.И. Политика гуманитарной безопасности (К вопросу о теории политики и практике безопасности) // Безопасность Евразии. 2000. №1.

115. Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. Ростов н/Д.,2007.

116. Тимошев P.M. Противодействие процессам межэтнической и межконфессиональной конфликтности //Безопасность России 2010.

117. Толковая Библия или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и нового Завета. Т. 1. (Бытие Притчи Соломона). Петербург? Издание А.П. Лопухина, 1904.

118. Трошев Г.Н. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала. М.,2001.

119. Трубецкой Н.С. Классификация оппозиций // Основы фонологии. М.,2000.

120. Тюшкевич С.А. Борьба за огонь. М., 2010. Уткин А.И. Американская империя. М., 2004.

121. Фабрики мысли» и центры публичной политики: международный и российский опыт / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб, 2002.

122. Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» от 21.12.1994 // Российская газета. 1994. 24 дек.

123. Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (1994 г.)

124. Федеральный Закон РФ «О безопасности» (1992 г.)

125. Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. М., 2010.

126. Фридман Т. Плоский мир: Краткая история XXI века. М., 2006.

127. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004.

128. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004.

129. Фурсов А.И. Кризис-матрешка. Демонтаж капитализма и конец Эпохи Пирамид // Завтра. № 11 (799) от 11 марта 2009 г.

130. Фурсов А.И. Мир, который мы покидаем, мир, в который мы вступаем, и мир между ними. Капитал(изм) и Модерн схватка скелетов над пропастью? // De futuro, или История будущего.М., 2008. С. 255-304.

131. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие.

132. Харви Д. Краткая история неолиберализма. М., 2007.

133. Хейзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 2004.

134. Хомский Н. Государства-изгои. Право сильного в мировой политике. М.,2003.

135. Хоружий С.С. Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. М., 2010.

136. Челышев Е.П. Образ России в мировой культуре и образы других стран в русской культуре XIX XX вв. М., 1998.

137. Чоговадзе Г.Г. Инфорнация: информация, общество, человек. М., 2003.

138. Чуприй JI.B. Гуманитарная безопасность Украины в условиях современности // http://opros-dim.com.ua/index.php7/6e3onacHocTb/gumanitarnaja-bezopasnost-ukrainy. html

139. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

140. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. М., 2007.

141. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М., 1998.

142. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 2. Всемирно-исторические перспективы. М., 1998.

143. Штоль В. В. Армия «Нового мирового порядка». М., 2010.

144. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

145. Шубарт В. Душа Востока. М., 2009.

146. Эстулин Д. Кто правит миром? Или вся правда о Бильдербергском клубе. Мн., 2008.

147. Ювенальная система: родителей в отставку? Разрушение семьи под видом борьбы за права детей. М., 2010.

148. Юрьев М.Ю. Третья Империя. Россия, которая должна быть. СПб., 2007.

149. Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. Томск, 1999.

150. Яковлев А.Н. Куда качнется интеллигенция // Российская газета. От 8 июня 1996 года.

151. Яневский Д.Б. Хроника «оранжевой» революции. Харьков, 2005.

152. Яновский Р.Г. Социальная безопасность и патриотизм как основания конструктивной динамики гуманитарных перемен // Безопасность Евразии = Security & Eurasia. 2008. № 3.

153. Beck U. From Industrial Culture to the Risk Society // Theory Culture and Society. 1992. Vol. 9. No. 1.

154. Giddens A. Fate, Risk and Security //Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge, 1991.

155. Giddens A. Modernity and Self-Idetity: Self and Society in the Late Modem Age. Cambridge: Polity Press, 1991.1.hmann N. Risk: A Sociological Theory. N.-Y., 1993.

156. Maffesoli M. Apocalypse. Paris: CNRS Éditions, 2009.

157. Maffesoli M. L'Ombre de Dionysos. Paris: Meridiens, 1985.

158. Our Global Neighbourhood. Report of the Commission on Global Governance. Oxford University Press, 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.